Игровая терапия. Эмпирическое исследование игровой терапии. Игротерапия для детей в домашних условиях

Для детей игра один из основных инструментов становления в жизни. С помощью неё они учатся взаимодействовать с другими людьми, развиваются интеллектуально и физически, познают мир, расширяют кругозор. А главное, делают все это в интересной форме без принуждения. Игротерапия (ИТ) – психологический инструмент, направленный на работу с нарушениями психики у людей всех возрастов посредством участия в определённой игре.

Ещё в далёком 1913 году Зигмунд Фрейд решил применить эту методику для работы с детьми. Он руководствовался тем, что ребёнок через игру проявляет свою активность и тем самым выявляет пассивные источники переживаний.

Далее, почти через 20 лет, его примеру последовала Мелани Кляйн, которая предпочла в данном виде терапии занять роль наблюдателя. В своей работе она практиковала донесение до сознания малышей их собственного поведения и состояния через игру.

Вразрез с ней в 1946 году пошла Анна Фрейд, которая посчитала, что в игровой терапии врач должен занимать доминирующую позицию, в принципе, как и родители пациента, которых она активно привлекала. Помимо этого, она использовала куклы, интерпретирующие окружающих людей ребенка, и через них решала конфликтные ситуации, поведенческие проблемы и жизненные отношения.

Игровая терапия начала набирать обороты в сороковых годах. Появились различные методики, разновидности и направленности этого способа лечения. И с тех пор ИТ только совершенствуется, поскольку имеет положительную практику.

Цели игровой терапии

  1. Развитие. В этом ключе занятия могут проводиться не только с детьми, имеющими какие-либо психологические отклонения, но и со здоровыми. Психолог при помощи такой терапии поможет раскрыть потенциал, проработать определённые навыки.
  2. Коррекция. Игротерапия в данном случае направления опять же не на лечение заболевания, а устранение какого-то небольшого поведенческого барьера.
  3. Психотерапия. Устранение тревожности, страхов, помощь в преодолении тяжёлых психоэмоциональных проблем, например, развод родителей, появление младшего ребёнка.

Деткам веселее, интереснее, легче воспринимать информацию в игровой форме. Доктор, который занимается детской психотерапией посредством игры, является специально обученным игротерапевтом. Во время лечебного занятия, ребенок привносит много личного в игровое поле, поэтому терапевту очень важно уметь видеть те ситуации, которые заботят малыша. И также не менее важно уметь в процессе занятия обыгрывать тревожные моменты так, чтобы у пациента уходили его переживания.

Дело в том, что малыш, не всегда умеет самостоятельно распознать внутренний конфликт, и уж тем более прийти к врачу, сесть на кресло и рассказать о нём. Как правило, эта проблема проявляется через непослушание, агрессивное поведение, тревожность и другие расстройства. Но зато ребёнок может продемонстрировать все свои тревоги во время игры, поскольку она является его ведущей деятельностью. Поэтому от игротерапевта зависит очень многое. Он должен уметь «читать» и оценивать ситуации в процессе игры, помогать найти пациенту душевный баланс.

Показания к применению игротерапии и когда эффективна игротерапия?

Для детей, особенно раннего возраста, все происходящее вокруг – игра. Поэтому нельзя сказать,что для нее должны быть какие-то показания, так как для ребятишек это основной вид досуга. Именно в процессе игры дети всегда в хорошем настроении, открыты к взаимодействию и не расценивают такое времяпрепровождение, как что-то неприятное для себя. Но с точки зрения психологических отклонений ИТ поможет в следующих случаях:

  • замкнутость и необщительность;
  • наличие скрытых и навязчивых фобий;
  • непослушание или сверхпослушание;
  • вредные привычки (ковыряние в носу и прочие);
  • налаживание взаимоотношений (с родителями, с братом и тому подобное);
  • агрессивное поведение;
  • нанесение себе увечий (выдёргивание волос, ресниц, кусание губ и так далее);
  • отсталое развитие речи;
  • стрессовые ситуации;
  • проблемы с чтением, а также успеваемостью в целом.

Виды и методы игротерапии

Для того чтобы игра состоялась, необходимы правила её проведения и игрушки, если в них есть необходимость.

В зависимости от того, на каких психологических принципах базируются правила игры, различают следующие виды игротерапии :

  • ИТ в психоанализе;
  • игротерапия в отечественной психологической науке;
  • примитивная ИТ;
  • игровая терапия построения отношений;
  • ИТ отреогирования;
  • игровая терапия с неструктурированным материалом;
  • индивидуальная ИТ;
  • групповая игротерапия.

Методы ИТ зависят от игрушек или дополнительного реквизита, который используется во время терапии. Поскольку вариантов множество, получается, и методов немало, но мы выделим основные.

  1. Сказкотерапия
  2. Активный
  3. Пассивный
  4. Освобождающий
  5. Структурированный
  6. Терапия отношениями
  7. Шахматный
  8. Музыкальный

По некоторым названиям, становится очевидной их суть. Но хотелось бы уточнить, что смысл активного метода заключается в том, что игротерапевт играет в игру наравне с пациентом или является её ведущим. В пассивном же, он берёт на себя роль наблюдателя. В освобождающем и структурированном методах целью является обыгрывание ситуации, которая гложет ребёнка, также высвобождение эмоций. Терапия отношениями позволяет сделать акцент на том, что происходит здесь и сейчас в кабинете, а не в прошлом пациента. Для этого имеются различные программы игротерапии.

Средства игротерапии

В ИТ обязательно должен быть ведущий – взрослый человек. Как правило, это или игротерапевт, или родитель. Они предоставляют средства, которые позволяют пациенту раскрыться. Подбираются они, исходя из анамнеза и индивидуальных особенностей, и могут быть следующими:

  • лепка;
  • подвижные игры;
  • конструирование;
  • ролевые игры.

Помимо вышеописанных средств могут быть и любые другие, позволяющие раскрепостить ребёнка и открыть его внутренний мир. Их задачей стоит моделирование ситуаций, в которых малыш сможет разрешить внутренний конфликт. Поэтому применение игрушек и других предметов помогает приблизить модель к реальности и тем самым выявить проблему в процессе игры.

Игротерапия для детей дошкольников

Время, когда дети начинают ходить в детский сад, всегда стрессовый период в их жизни: смена постоянного местопребывания, увеличение количества окружающих, продолжительная разлука с родителями, ранние подъёмы и прочие моменты выбивают ребёнка из колеи. Все это может провоцировать агрессивное поведение, повышенную тревожность, непослушание, протест и другие поведенческие отклонения. В таких ситуациях использование игротерапии необходимо как никогда.

Начиная с двухлетнего возраста можно начинать корректировать поведение малыша. В процессе игры:

  • достигается эмоциональное равновесие;
  • исправляется поведение;
  • развиваются социальные навыки;
  • устраняются пробелы, созданные семьёй.

Очень важным моментом является то, что ребёнку должно быть комфортно и интересно во время игры, тогда результат не заставит себя ждать, и он научится:

  • дружить с другими детьми;
  • осознавать своё «я»;
  • уважать других и их «я».

Посещая сад, малыш каждый день находится в одних и тех же условиях, порождающих у него страхи и комплексы. ИТ направлена на то, чтобы их проработать, осознать и от них избавиться.

Песочная игротерапия

Работают в нескольких направлениях и устраняют многие проблемы. Такое времяпрепровождение кажется незатейливым, но в этой простоте и кроется эффект.

  1. Снимается раздражительность, плаксивость, агрессивность.
  2. Развивается фантазия.
  3. Выстраиваются социальные связи.
  4. Улучшается координация.
  5. Стимулируется мелкая моторика.
  6. Поднимается настроение.

Благодаря современным технологиям можно играть не только в классической песочнице, но также в специальных песочных столах с подсветкой. Такой терапевтический досуг позволяет творить в реальном трёхмерном пространстве. Малыш, играя с песком, ощущает себя создателем целого мира.

С кем ребёнку лучше играть?

На данный вопрос невозможно ответить однозначно. Все зависит от целей, описанных выше. Если необходимо раскрыть потенциал или немного подкорректировать поведение, то комфортно и адаптивно это будет делать с родителями. Ведь именно они знают своего малыша лучше, чем кто-либо другой и найдут подход к нему. Да и ребёнку спокойнее будет играть с родственниками. Регулярные походы в кабинет с табличкой «Психолог» сами по себе могут вызвать стресс, который ни к чему, если малыш всего лишь немного капризный, например.

С психологическими отклонениями родители не всегда могут справиться самостоятельно в силу многих факторов: субъективности, отсутствия соответствующего образования, времени, желания и прочих. Поэтому в таких случаях лучше обратиться к игротерапевту, который при необходимости вовлечёт в игру и маму с папой или научит их, как играть дома.

Разные игры – для разных целей

К сожалению, нет одной универсальной игры, которая бы позволила избавиться от детских проблем. Выбор игры зависит от источника расстройства и его глубины. Лучше всего, если подходящий досуг подберёт психолог. Но от игр вреда не бывает, поэтому можно воспользоваться рекомендациями, описанными ниже.

Необходимо соблюдать несколько условий, чтобы игра стала успешной.

  1. Такое времяпрепровождение должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому. Дети всегда чувствуют неискренность. И если они будут знать, что родители играют с ним потому что надо, а не потому что хочется, то весь терапевтический эффект может сойти на нет. Искреннее удовольствие всех участников – залог успеха.
  2. Игра должна быть спонтанной. Для малышей это имеет особое значение. Если ребёнок будет играть по какому-то расписанию, то для него это станет не развлечением, а работой.
  3. Игра должна быть добровольной. В целом это очевидно из предыдущих пунктов. Развлечения из-под палки уже не являются таковыми.

Игры для улучшения психологического самочувствия

Дети чувствуют себя спокойно, когда знают, что они кому-то нужны и интересны. Легче всего это показать через следующие общеизвестные игры:

  • жмурки;
  • пятнашки;
  • прятки;
  • полоса препятствий.

Во всех играх важно немного поддаваться, если видно, что малыш не справляется, подбадривать и хвалить за успехи.

Игры, помогающие в коррекции агрессии

Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет.

  1. Войнушка. Ребёнок и взрослый бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.
  2. Кошки. Малыш и взрослый по очереди превращаются вместе, то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.

Игры, направленные на снятие напряжения и расслабление

Главной целью устранения этих параметров является смена мозговой деятельности и физическое успокоение.

  1. Море волнуется раз. Всеми известная игра отлично работает на отвлечение и расслабление. Взрослый произносит: море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская (земная, овощная, любая другая) фигура замри! Во время озвучивания фразы ребёнок раскачивается, как будто на волнах и замирает на последнем слове в какой-то позе до тех пор, пока ведущий не отгадывает, что это за фигура. Затем играющие меняются ролями, или проделывают то же самое ещё раз. Такое развлечение подходит для детей от трёх лет.
  2. Кукла. Ведущий говорит малышу, чтобы тот представил, что он превращается в куклу. Перечисляет все части тела, которые должны задеревенеть, при этом нажимая на них. Ребёнок замирает в одной позе, стараясь напрячь все мышцы до тех пор, пока взрослый не говорит, что малыш снова стал человеком. Он расславляется и размякает. В эту игру можно играть с четырёх лет.

Игры, помогающие в коррекции страхов

Если ребёнка беспокоят внутренние переживания и страхи, важно показать ему, что в любой ситуации можно найти выход и спастись.

  1. Кошки-мышки. Взрослый и ребенок примеряют на себя по очереди роль кошки или мышки. Кот спит, а мышь бегает вокруг него и пищит. Он просыпается, начинает охотиться за мышкой, она убегает и спасается в своей норке. В эту игру можно играть с двух лет.
  2. Приведение. Один из игроков надевает на себя простынь и становится приведением. Он с пугающим звуком «УУУ» начинает бегать за другим участником и если ловит, то они меняются ролями. Такое развлечение можно использовать с трёх лет.

Скачать книгу игротерапия общения

Статью прочитали: 4 057

Расскажите друзьям::

Вконтакте

Игровая терапия - метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Характерная особенность игры - ее двуплановость, присущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:
1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач,
2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двуплановость игры обусловливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Отличительные признаки развертывания игры - быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов -замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими.

Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль.
Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности. Содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходят формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игротерапии значительно расширилась. Имеется опыт проведения краткосрочной и долгосрочной игровой терапии, а также организации игротерапии в малой группе детей в условиях воспитательно-учебных учреждений.

Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков.

Игровая терапия оказалась эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.

Игротерапия эффективна как помощь при выдергивании волос; коррекций селективного мутизма; агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального состояния детей после развода родителей: подвергающихся насилию и заброшенных детей; снижения страхов; стресса и тревожности у госпитализированных детей; при коррекции затруднений в чтении; успеваемости детей с затруднениями в обучении; отставания в речевом развитии; интеллектуального и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; облегчении состояния при психосоматических заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.); улучшении "Я-концепции"; снижении тревоги при расставании с близкими,

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры
1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.
2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного "Я" в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.
Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.
5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

Основные функции психолога, ведущего игровые занятия
1. Создание атмосферы принятия ребенка.
2. Эмоциональное сопереживание ребенку.
3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.
4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.

Принципы осуществления игротерапии
1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дружеские равноправные отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть, ребенок- хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения),
2. Недирективность в управлении коррекционным процессом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те ограничения, которые связывают игру с реальной жизнью).
3. Установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербального выражения ребенком своих чувств; попытаться в кратчайшее время понять чувства ребенка и повернуть его исследование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь при условии, что психолог, сензитивный к чувствам ребенка, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность за решение проблемы. Диалогическое общение ребенка со взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств ребенка становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.

Методы коррекционной работы с детьми:

игровая терапия

Игротерапия– это одна из разновидностей арт-терапии, являющаяся психотерапевтическим методом, который базируется на применении ролевой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на личностное развитие. Суть данной методики лежит в использовании терапевтического воздействие игры для содействия клиенту в преодолении социальных или психологических трудностей, которые создают преграды личностному росту и психоэмоциональному развитию. Методика игротерапии охватывает выполнение группой лиц или отдельным индивидом специальных упражнений, которые предполагают и стимулируют вербальное и неречевое общение, проживание через игру ситуационных задач.

Игротерапия направлена на оказание целительного воздействия на лиц разных возрастных категорий, которые страдают эмоциональными расстройствами, страхами, неврозами различной этиологии и др. В основе методики лежит признание важным фактором личностное развитие игры.

Методы игротерапии

Игровой терапией называют все психотерапевтические направления, использующие игру и игрушки. Она чаще практикуется при работе с детьми. Так как все остальные методы терапии могут просто не подходить для работы с малышами. Ведь даже обнаружить проблему у малышей, а тем более ее причину, бывает довольно непросто, поскольку чаще всего она не лежит на поверхности. Многие специалисты рекомендуют для работы с детьми именно игротерапию, вследствие того, что игра отображает образ мышления малышей, то, как они взаимодействуют с окружением и справляются с эмоциями. Психотерапевт, контролируя игровой процесс ребенка, обучает его, как справляться со сложными чувствами или ситуациями.

Методы игротерапии позволяют мягко и осторожно провести диагностику эмоционального и психического состояния малыша, обнаружить причину возникшей проблемы, скорректировать ее, предоставить ребенку возможные пути ее преодоления.

Отметим, что сегодня существует множество методов психотерапии, к которой относят сказкотерапию, песочную терапию и др.

Сегодня игротерапию можно классифицировать в качестве: эго-аналитической терапии, ориентирующейся на концепции социального научения, недирективной терапии.

Эго-аналитическая игротерапия как метод коррекции заключается в помощи!индивиду постигнуть и принять конфликты эмоционального характера, которые ранее им были вытеснены или отвергались. Психотерапия, базирующаяся на теории социального научения заключается в обучении коллективному взаимодействию в процессе игры, а не на эмоциональной составляющей игр. Недирективная психотерапия представляет собой помощь клиенту в проявлении его личностных конфликтов, при этом терапевт его поддерживает рефлексию.

Среди методов игровой терапии различают активный, пассивный, освобождающий, структурированный метод и терапию отношениями.

Активная игротерапия как метод коррекции заключается в работе с символическим воображением клиента. Пациенту предлагают несколько преднамеренно отобранных игрушек, которые можно символически связать с проблемной ситуацией. Терапевт в ходе сеанса участвует в обыгрывании возникающих игровых ситуаций. В ходе такой игротерапии происходит быстрое понижение уровня тревожности. Своеобразным маркером в понимании отношений клиента с другими людьми является то, как он выстраивает свои взаимоотношения с терапевтом.

Пассивный метод представляет собой игру, ничем не ограниченную и не направляемую терапевтом, он просто при ней присутствует. Специалист постепенно включается в игротерапию. При данном методе роль терапевта больше наблюдательная. Он лишь изредка интерпретирует действия пациента. Ведущая роль в данном методе принадлежит клиенту, который получает возможность проработать в игровой форме собственную тревожность, агрессивность или чувство незащищенности. Позиция терапевта в данном методе должна быть принимающей.

«Освобождающая» терапия, разработана Д.Леви и создана на основе убеждения, что игра предоставляет клиентам возможности эмоционального реагирования. Терапевт в процессе сеанса реконструирует травмирующее событие при этом, помогая клиенту победить негативные эмоции, которые возникли в момент травматической ситуации, освободиться от страха, выразить гнев или другие чувства, порожденные этим событием. Именно в игре индивид управляет ситуацией, вследствие чего трансформируется из жертвы в деятеля, из пассивной в активную роль.

Структурированная терапия является ответвлением освобождающей терапии и направлена на решение конкретных задач.

Психотерапия отношениями представляет собой направление недалекое от пассивной психотерапии, однако акцент в ней ставится на происходящем в кабинете консультанта, а не на предшествующем опыте клиента. При этом пациенту предоставляется в присутствии терапевта полная свобода действий.

Специфической особенностью игротерапии считается ее двусторонность, элементы которой сберегаются в любой игре коллективного характера. Первая сторона выражается в выполнении играющим реальной деятельности, для реализации которой необходимы действия, связанные с разрешением конкретных, нередко нестандартных задач. Вторая сторона связана с тем, что некоторые моменты такой деятельности носят условный характер, что способствует абстрагированию от ситуации в реальности с бесчисленными привходящими обстоятельствами и ответственностью.

Двусторонность игры предопределяет ее развивающий эффект. Психокоррекционное воздействие игровых занятий достигается путем установления положительного эмоционального отношения с другими. Игра вносит коррективы в подавляемые отрицательные эмоции, страхи, нерешительность, неуверенность, расширяет способности к коммуникационному взаимодействию.

Отличительными признаками развертывания игротерапии являются быстро трансформирующиеся ситуации, в которых объект оказывается после манипуляций с ним, и такая же стремительная адаптация действий к новым обстоятельствам.

Игротерапия как метод коррекции обладает следующими специфическими механизмами:

моделирование системы общественных взаимоотношений в наглядно-действенной модели в специфических игровых обстоятельствах, следования им клиентом и ориентация в таких отношениях;

трансформация позиции индивида в сторону преодоления личностного и когнитивного эгоцентризма и логичной децентрации, вследствие чего происходит постижение в игре собственного «Я» и растет мера общественной компетентности и склонности к решению проблемных ситуаций;

вырабатывание одновременно с игровыми реальных взаимоотношений на основе равноправия и партнерства, сотрудничества и кооперации, обеспечивающих возможность личностного развития;

организация постепенной проработки в игровом процессе новых, более соответственных приемов ориентирования индивида в конфликтных ситуациях, их формирование и усвоение;

организация ориентирования индивида на выделение ощущаемых им эмоциональных настроев и обеспечение их понимания при помощи вербализации, вследствие чего происходит осознание смысла конфликтной ситуации, выработка ее новых значений;

выработка способности к произвольному регулированию деятельности на основе подчинения действий системе правил, регламентирующих исполнение роли и поведение в процессе сеансов игротерапии.

Игротерапия в детском саду

Роль игротерапии для маленького индивида громадна. Она способствует развитию способностей малыша, преодолению конфликтов и достижению психологического баланса. Игровой процесс помогает ребенку легче и быстрее обучаться, приобретать навыки, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.

Игротерапия для дошкольников в качестве методики коррекционного воздействия на их психику может применяться для работы, начиная с двухлетнего возраста. Ребенку предлагают ролевую иргу для выяснения его эмоционального состояния, страхов и возможных психотравм, о которых ребенок не в состоянии рассказать. Специалисты в игровой терапии утверждают, что при помощи игрового процесса можно научить детей более свободно взаимодействовать с окружением, повысить школьную успеваемость, уменьшить их гиперактивность, агрессивность и другие расстройства поведения.

Игротерапия в детском саду сегодня считается одной из тенденций современного времени. Сегодня практически все детские сады имеют в штате психолога, развивающего детей при помощи метода игротерапии. Обычно в детских садах элементы игровой терапии присутствуют в ежедневном распорядке дня.

Ведущим лицом в ходе использования игротерапии всегда будет ребенок. Задачей психолога является поддержание дружеских отношений с детьми и между ними, помощь в утверждении «Я» ребенка для него самого и среди окружающих. Игровые занятия в детском саду рекомендуется начинать с игр, которые направлены на улучшение психологического самочувствия.

Игротерапия для дошкольников обеспечивает эмоциональную разрядку, снимает нервную напряженность, уменьшает боязнь темноты, наказаний, замкнутых пространств, оптимизирует гибкость в действиях, способствует освоению групповых норм поведения, налаживанию контакта между малышами и их родителями, развивает координацию движений и ловкость. Важным в игротерапии является уважение желаний ребенка, его активная позиция в игре. Перед психологом ставится задача сделать так, чтобы игровой процесс приносил радость малышу. В ходе игры следует обращать внимание на самочувствие ребенка.

Игротерапия примеры игр, ориентированных на коррекцию различных страхов, представляют собой ролевое проигрывание ситуаций. Так, например, игра «Смелые мыши», в которой выбирается кошка и мышки. Мышки бегают и пищат, в то время как кошка спит в своем домике. Затем кошка просыпается и пытается догнать мышек, которые могут скрыться в домике. Потом дети меняются ролями.

Игра в «дочки-матери» с куклами также имеет терапевтическое воздействие, обнаруживает потенциал и раскрывает внутренний мир малышей. В игровых процессах ребенок моделирует ситуацию в соответствии с обстановкой у себя дома. То есть, ребенок будет проецировать отношения в семье на игру.

Поэтому самой главной задачей психотерапевта в игровой терапии является внимательное наблюдение за поведением. Не рекомендуется регламентировать правила игры, форсировать или замедлять игровой процесс. В процессе игротерапии психотерапевту необходимо понять чувства малыша, стать для него своеобразным зеркалом, помогающим ему увидеть себя. А коррекционный процесс в игре должен происходить автоматически. От психолога требуется выражение искренней веры в то, что ребенок может самостоятельно справиться с возникшими проблемами.

По теории и практике игровой психотерапии выпущено несколько монографий. Так, например, игротерапия Панфилова, сегодня стала настоящим бестселлером. В своей книге Панфилов предлагает примерную программу игровой психотерапии с малышами и их родителями, описана игротерапия и примеры терапевтических и развивающих игр, знакомит с методами родительского взаимодействия с детьми, склонными к тревожности, агрессии, гиперактивными малышами.

Занятия игровой терапией с малышами позволяет сблизить ребенка с взрослыми и оказывает благоприятное воздействие на личностное развитие малыша, помогает ему в процессе социализации и освоении социальными нормами.

Игротерапия избавляет детей от влияния стрессовых факторов и травмирующих жизненных ситуаций.

Игра – основное занятие ребёнка. Однако не многие осознают, какова ее роль в жизни малыша. Ведь это не просто способ развеять скуку, а путь к постижению действительности и собственного «я». Игра даже применяется в психиатрии. Игровая терапия с тревожными детьми имеет неоценимое значение.

Учёные-психологи ещё в начале XX века начали говорить о том, что через игру можно не только формировать те или иные умения, но и устранять внутренние проблемы, преодолевать физические трудности, избавлять от задержек в интеллектуальном развитии. Представители науки обратили внимание, что с помощью игры легче добиться психологической устойчивости детей, сформировать и улучшить навык общения, освободить от боязни и фобий. Так что можно говорить о лечебном действии игры.

Игровая деятельность имеет огромное значение и для психического развития малыша. В процессе игры он учится жить: получает различные знания и умения, овладевает общественными правилами. Также казалось бы обычная забава может улучшить самочувствие и настроение ребёнка, помочь в преодолении психических травм и трудных жизненных ситуаций.

Такой эффект игровой деятельности связан с тем, что малыш расслаблен и пребывает в хорошем расположении духа. Он более открыт для общения со взрослыми и не воспринимает с недоверием и неприятием то, что ему предлагают делать.

Метод психотерапии, применяющий природное желание ребёнка заниматься игровой деятельностью, называют игровой терапией. Первоначально она использовалась в психическом анализе. Зигмунд Фрейд был уверен, что малыш переносит в игру свои мысли. М. Кляйн впервые стал применять игру в психоанализе ребёнка, считая, что она позволяет проникнуть в подсознание. Затем данный метод начали использовать и в иных психологических подходах.

Игровая терапия с тревожными детьми выполняет следующие функции:

  • Диагностика. Игротерапия содействует конкретизации свойств личности ребёнка, его взаимосвязи с окружающей действительностью и людьми. Обычный разговор не так поможет определить причины проблем малыша, как неформальная обстановка, в которой он невербально выразит свои чувства и эмоции.
  • Обучение. Игровая терапия в работе с детьми даёт им возможность за один или несколько уроков овладеть способностью реконструировать отношения, расширить кругозор. Ребёнок легко реадаптируется, получает навыки, без которых невозможна полноценная жизнь в социуме, познаёт окружающий мир.
  • Терапевтическая функция. Ребёнку не важен итог игры, его больше привлекает процесс, в котором он проигрывает собственные эмоции, опасения, стеснительность, пытается урегулировать разногласия и проблемы. В результате у него формируются и закрепляются важные психические процессы, вырабатываются терпимость и правильная реакция на явления окружающей действительности.

Решает большой круг проблем

Игровая терапия показана детям, для которых характерны закрытость, некоммуникабельность, страхи, несамостоятельность, непослушание, вредные привычки. Она является действенным методом работы с самыми разными детьми и противопоказана только страдающим шизофренией и аутизмом.

Игровая терапия в действии может помочь решить целый ряд проблем:

  • Психологические проблемы ребёнка после развода мамы и папы.
  • Враждебное поведение.
  • Дёрганье волос.
  • Страхи и фобии.
  • Тревожность и напряжение у госпитализированного ребёнка.
  • Проблемы с чтением.
  • Проблемы с учёбой.
  • Задержка развития речи.
  • Умственная отсталость.
  • Заикание.
  • Расстройства, больше связанные с психическими процессами, чем с физиологическими.

Некоторые считают, что игротерапия требуется в крайних ситуациях. Это мнение ошибочно. Она применима во многих сферах: познавательной, чувственной, волевой и других.

Раскрыть чувства и психическую картину ребёнка позволяют методы игровой терапии. Активная игротерапия подразумевает работу с воображением. Малышу предлагают ряд специально выбранных игрушек, которые условно можно связать с затруднительными ситуациями.

Специалист во время занятия принимает участие в обыгрывании происходящего. У ребёнка пропадает чувство беспокойства. То, как он ведёт себя с терапевтом, говорит о его взаимоотношениях с другими членами общества.

Пассивный метод – игра, при которой специалист лишь присутствует, не вмешиваясь в её ход. Он только иногда истолковывает действия ребёнка. Главное место здесь занимает малыш, который с помощью игры познаёт свои проблемы. Специалист в свою очередь должен относиться к нему с пониманием.

Во время «освобождающей» игровой терапии терапевт воссоздаёт событие, вызвавшее потрясение, помогая ребёнку справиться с отрицательными эмоциями, избавиться от фобии, выплеснуть злобу и другие чувства, вызванные событием. Так малыш из пострадавшего превращается в активного участника ситуации.

Психотерапия отношениями похожа на предыдущий метод, но есть существенные отличия. Здесь важнее то, что происходит в кабинете специалиста, а не события прошлого. При этом ребёнок может делать всё, что хочет.

Кто и как играет

Есть различные классификации игровой терапии. Исходя из места в игре взрослого выделяют директивную и недирективную игротерапию. Первая представляет собой деятельность, в которой взрослый направляет ребёнка, предоставляя ему выбор, как поступить в той или иной ситуации. Играя, малыш осознаёт свои внутренние ощущения.

Вторая – это ненаправленный процесс. То есть взрослый не включается в игру, но создает вокруг ребёнка приятную и комфортную среду. В этих условиях малыш может без чьей-либо помощи решать свои внутренние проблемы.

Также существуют структурированные и неструктурированные игры. Первые используют в рамках «освобождающей» терапии. Они могут побуждать проявить свою агрессию (игрушечный пистолет), показать свои желания (куклы) и другое. Под вторыми подразумеваются динамичные игры, спортивные упражнения, лепка из различных материалов, которые содействуют раскрытию ребёнком своих чувств и повышают его веру в себя.

По форме проведения занятия выделяют групповую и индивидуальную игровую терапию. В выборе первой прежде всего играет роль потребность ребёнка в общении. Если её нет, то применяется второй вид.

Групповая терапия часто используется в детском саду. Она позволяет малышу понять, что он личность, стать более уверенным в себе, избавиться от тревожности и чувства вины. Важно, чтобы ни у кого из детей в группе не наблюдалось опережающего сексуального развития, враждебности, напряжения, угрожающего другим поведения, ревности.

Принять ребёнка таким, какой он есть

Пройти курс игровой терапии можно у психолога. Он выберет для ребёнка индивидуальную методику, учитывая все факторы. Однако сами терапевты утверждают, что более действенными бывают игры, в которых участвуют родители, а не чужие люди.

Кроме того, совместное времяпрепровождение меняет в лучшую сторону взаимоотношения детей и родителей. Игротерапия позволяет взрослым «возвратиться» в беспечное детство. Это помогает им лучше понять своё чадо, вернуть в общение искренность и естественность.

С чего начинается игра? Во-первых, нужно принять ребёнка таким, какой он есть. То есть уважать его желания, не привлекать к игре насильно, создавать атмосферу веселья, следить за состоянием малыша, эмоционально не перегружать его.

Что же дальше? Многим детям нравится рисовать. С этого и стоит начать: изобразить семью, дом. Так можно узнать страхи ребёнка, волнения, психологические травмы. Для этого даже не требуется специального образования. Родителям следует спрашивать, кого нарисовал малыш, какой это человек, чем он занимается и т.п. – так они смогут сблизиться со своим чадом, избавить его от переживаний, развеять подозрения и беспокойство своим вниманием и заботой.

Одной из самых простых и одновременно действенных является игра в куклы. Дети называют их именами своих родных и знакомых. Можно понять отношение ребёнка к тому или иному человеку или его поведению. Когда в семье всё хорошо, вероятно, и игрушки будут жить дружно. Если же неприятности имеются, малыш перенесёт их в игру.

Необходимо вовлекать ребёнка в разнообразные игры. Ему обязательно понравится что-то новое, и он будет видеть ваше ответственное и трепетное к нему отношение.

Для разных целей – разные игры

Разные игры можно использовать для разных целей. Специалисты рекомендуют начать с тех, что направлены на улучшение душевного состояния.

Они позволят установить доверительные отношения между ребёнком и взрослым, расслабиться, поднять настроение, преодолеть боязнь остаться одному, нападения, закрытого пространства, повысить здоровье, развить физические навыки. К таким играм можно отнести жмурки, пятнашки, прятки, полосу препятствий.

Приведём несколько примеров игр, которые помогают избавиться от страхов:

  • Смелые мыши. «Кот» дремлет, а около него, издавая писк, бегает «мышка». Проснувшись, первый игрок должен поймать второго, который пытается убежать в домик.
  • Привидение. На водящего накидывают белую ткань, и он с пугающими звуками должен кого-нибудь поймать.
  • Сова и заяц. Когда светло, первый спит, а второй прыгает. С наступлением темноты «сова» пытается найти «зайца», который не должен двигаться.

Эти несложные игры позволят детям хорошо и с пользой провести время. Главное, чтобы родители старались создать для ребёнка самые комфортные условия и окружить его своим теплом. Без этого добиться цели психотерапии намного сложнее. Автор: Александра Пушкова

Игра — это основной вид деятельности малышей с момента рождения и на долгие годы. С помощью игры дети познают и изучают окружающий мир. Играя, малыши осознают себя как личность, учатся коммуникативности, развивают свои физические, интеллектуальные способности. При помощи игротерапии — метода, использующего игры и игрушки для корректировки, выравнивания развития детей, можно не травматичным способом помочь малышам с решением различных проблем.

Нередко маленькие детки не в состоянии рассказать о том, что их тревожит или волнует. Крохи не могут объяснить причины своей тревожности или испуга. Иногда малыши начинают отставать в развитии без всяких видимых причин. При таких случаях очень важны консультации педиатров, психологов. Очень часто для коррекции отставания в развития крохи рекомендуют лечение с использованием игрушек и игр.

Эффективность лечебного воздействия терапии с помощью игр на дошкольников обусловлена особым состоянием детей, когда они играют. У непосед в этот период превалирует хорошее, жизнерадостное настроение. Маленькие человечки эмоционально открыты, охотно идут на контакт со взрослыми, делятся своими переживаниями, рассказывают о своих проблемах.

Игры — это важная составляющая психоэмоционального, физического, интеллектуального развития детей. Играя, кроха готовится к самостоятельной взрослой жизни: усваивает правила и нормы поведения, принятые в обществе, знакомится с моральными принципами, приобретает полезные навыки для различных видов деятельности. С помощью игры у дошколят формируются воображение, фантазия, развивается интеллект. С учетом важности игровой деятельности для формирования психосоциального состояния малышей психологами прошлого столетия создана игротерапия как метод воздействия и коррекции развития детей.

Игротерапия — это психотерапевтический метод, в основе которого лежит воздействие на развитие ребёнка с помощью различных видов игровой активности. Многие игры несут в себе не только информацию об окружающем ребенка мире, но обладают лечебным эффектом. Психолог наблюдает за крохой, когда тот играет, погружается в мир маленького человечка, выявляет проблемы, более точно устанавливает причины возникновения тревожных явлений в развитии малыша. Только установив источник тревожности чада, можно назначить лечение, а также добиться прогресса в его осуществлении.

Функции игротерапии

Игровая терапия, независимо от формы ее осуществления, выполняет три функции, существенно значимые для дошколят:


Кому полезна игротерапия

Педагогическая практика подтверждает, что игровая терапия оказывает лечебное воздействие и успешно справляется с огромным количеством диагнозов. Есть только два исключения, при которых такая терапия противопоказана — это полный аутизм ребенка, а также неконтактная шизофрения.

Игротерапия очень эффективна для работы с детьми, у которых существуют особенности развития в физическом, а также психическом плане. Как оптимальный по эффективности и силе воздействия очень часто применяется в психокоррекционной работе метод игровой терапии. Игровая терапия показана при следующих проблемах:


Игра или лечение?

Некоторые взрослые ошибочно считают игротерапию тождественной психиатрии, предполагают, что использовать лечение с помощью игр следует в особо редких случаях. Последнее время наметилась тенденция приводить к психологу на сеансы игротерапии детишек, не имеющих явно выраженных проблем, для более активного и успешного развития чада. Часто во время сеанса становится заметно, что у дошкольника существуют проблемы, о которых не догадывались родители.

Игротерапия имеет почти неограниченные возможности по влиянию на развитие детишек. Малыш, играя, учится выражать свои мысли, более четко и ясно разговаривать, логически обосновывать свои действия, поступки. Через игровую форму кроха укрепляет свою волю, учится контролировать и сдерживать свои эмоции. Играя, малыш обретает уверенность в своих возможностях, взаимодействует с другими детьми, взрослыми. Малыш учится общаться, находить друзей, решает проблемы с коммуникативностью.

Домашняя игрототерапия

Родителей волнует, можно ли проводить работы по игровой терапии дома, без участия профессионального психолога. Специалисты советуют обязательно проконсультироваться с психологом в каждом конкретном случае, чтобы психолог мог подобрать необходимые упражнения для конкретного малыша и решения его проблем.

Можно полностью пройти сеансы подобного лечения в кабинете специалиста или посетить несколько занятий, чтобы освоить правильное выполнение упражнений предписанного лечения. Психологи считают, что наилучший результат приносят именно занятия с присутствием значимых для крохи взрослых — родителей, а также бабушек, дедушек. Несмышленыш, чувствуя рядом родителей, ведет себя более раскованно.

Максимальная польза от игротерапии, а также сильное психологическое воздействие на дошкольника оказывают игры, в которых совместно с малышом действуют родные, любимые люди. Такие сеансы лечения полезны и для родителей, ведь совместная деятельность помогает лучше понять собственное чадо, наладить с малышом доверительный контакт, укрепить отношения внутри семьи.

С чего начать

Необходимо помнить, что малыш всецело доверяет своим родителям, с большой радостью будет играть с мамой или папой. Родители, прежде чем начать играть, должны усвоить несколько простых истин, которые помогут несмышленышу получить максимальную пользу от игротерапии:

  • Малыш — это полноценная личность, которую надо принимать целиком и полностью.
  • Уважайте, принимайте во внимание желания маленького человечка.
  • Никогда не заставляйте кроху силой или угрозами играть.
  • Атмосфера по время игры должна быть жизнерадостной, нести позитивное настроение.
  • Следите за эмоциональной нагрузкой, испытываемой крохой.

Наблюдайте за самочувствием чада. Если непоседа стал отвлекаться, зевать, тереть глазки или капризничать — сразу прекращайте игру. Предложите малышу сменить вид деятельности. Например, выйти на прогулку. А может, кроха устал от интенсивных занятий, тогда малыша лучше всего уложить немного поспать. Иногда несмышленыш начинает вести себя слишком активно. Повышенная возбудимость, гиперактивность — тоже повод сменить вид деятельности на более спокойный.

Творческие игры, такие как рисование, лепка — требуют усидчивости непоседы. Однако дошколята не любят долго сидеть на одном месте. Родителям следует чередовать спокойные игры и активные ролевые: «дочки-матери», игра во врача или чаепитие с куклами.

Обычно занятия начинаются с рисования. Попросите свое чадо нарисовать дом, семью. Вместе с дошкольником раскрашивайте цветы и листочки на деревьях. Интересуйтесь во время рисования, почему кроха так нарисовал маму, папу, такие выбрал наряды для них. Детали рисунка могут многое подсказать внимательным родителям. Наличие черной, серой, коричневой красок говорит о том, что кроха чувствует себя дома тревожно, чего-то опасается. Возможно, на маленького человечка так воздействует неблагоприятная обстановка в семье.

Игра с игрушками тоже открывает истинное отношение малыша к семье, окружающей обстановке. Если куклы не имеют имен, или кроха называет их оскорбительными словами: лохматая неумеха, дурочка, бестолочь — родителям стоит задуматься о своем отношении к подрастающему поколению. Иногда дошкольник устраивает драки среди кукол, имитирует аварии машинок, игрушки у малыша общаются только с помощью крика, ругани.

Все это симптомы — не только проблемы с восприятием окружающей действительности, они демонстрируют проблемы в самой семье несмышленыша. Ведь чаще всего психические проблемы детей имеют корни в семейном воспитании. И коррекции тогда надо подвергать не только поведение чада, но и переосмысление собственного поведения взрослых.

Виды игровой терапии

Для работы с детьми с привлечением метода игротерапии самое главное — сохранить игровую открытую атмосферу. Маленький человечек не должен ощущать себя на приеме у врача. В подобном случае эффекта от лечения не будет. Эмоциональный фон во время игрового процесса, переживания дошкольника будут спрятаны от внимания специалиста. Психологу будет очень сложно найти контакт с несмышленышем, понять причины, истоки его проблем.

Основная задача лечения — выделение проблемы, поиск истока ее возникновения, решение и коррекция негативного влияния на развитие детей. Для получения необходимого результата прежде всего необходимо правильно подобрать метод лечения. Нет единого способа решения всех проблем. Для каждой ситуации существует свой актуальный метод, который необходимо применить в конкретном случае.

Методы игротерапии

Отмечая роль взрослых в игровом процессе, выделяют следующие два метода терапии:

  • Директивная, направленная терапия. Роль взрослого состоит в организации, контроле всего игрового процесса. Взрослый предлагает несмышленышу готовые решения для разного вида возникающих проблем. Такая руководящая роль значимого взрослого позволяет маленькому человечку понять, осознать суть проблемы или конфликта.
  • Недирективная терапия. Взрослый во время такой терапии дистанцируется от участия в игровой деятельности, таким образом у дошколят возникает атмосфера полного доверия, надежности.

В зависимости от использования различных структур материалов для терапии тоже выделяют 2 следующих метода:

  • Структурированная игра. Чаще всего этот метод применяется для лечения детей 4-12 лет. Игра в данном случае является активным методом психотерапии. Ребятня играет с куклами, машинками, пистолетами. Предметы для игровой деятельности непосредственно выражают желания, действия детей. Детишек вовлекают в ролевые игры, которые помогают исправить асоциальное поведение, привить нормы морали, нравственности.
  • Неструктурированная. Игровой процесс направлен на выполнение физических, спортивных упражнений. Материалами для неструктурированной игровой терапии могут служить пластилин, тесто для лепки или песок. С помощью такого материала кроха может выразить свои скрытые чувства, переживания.

Игротерапия для детей по выбранной форме организации игрового процесса подразделяется на следующие виды:

  • Индивидуальная терапия. Такая терапия применяется, если у крохи не сформировано чувство коммуникативности, общения с другими детишками. Когда несмышленыш боится или стесняет других деток, психолог назначает индивидуальную терапию, чтобы в процессе работы помочь крохе, привить чувство коммуникативности.
  • Групповая игровая терапия — широко распространена в детских учреждениях. Игры в группах помогают детям в совместном общении более полно раскрываться, развивать волевые качества, в групповых занятиях проходит социализация маленьких непосед.

Особенности групповых занятий

Перед групповыми занятиями специалисту необходимо выделить детишек, у которых могут быть противопоказания к такому виду терапии. Прежде всего, у дошкольника не должны наблюдаться повышенная агрессивность или стрессовое состояние, малыш не должен проявлять в своем поведении асоциальные симптомы. Такие дошколята могут внезапно устроить драку или скандал, своим поведением нанести вред другим детям. Нежелательно на занятиях присутствие крохи с преувеличенной детской ревностью, которая может обернуться слезами, истериками.

Групповое занятие создает условия, чтобы дошкольник мог осознать себя как самостоятельную личность, ощутить свою индивидуальность. Совместные игры поднимают самооценку детей, создают понимание необходимости общения. Групповая игротерапия в процессе работы снижает тревожность у дошколят, понижает беспокойство, а также чувство вины несмышленыша.

При групповом лечении у непосед воспитывается ответственность за собственные поступки, формируются и получают дальнейшее развитие навыки самоконтроля. Малыш начинает верить в себя, в свои собственные силы. У дошколят на таких занятиях формируются способности самостоятельно принимать, а также отстаивать свои решения.

Виды лечебных игр

В лечении с помощью игрового процесса игры разбиты по видам, зависящие от заболевания детей. Это игры:

  • при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
  • при ДЦП;
  • при заболеваниях дыхательных органов;
  • исправляющие недостатки речи, заикание, логопедические;
  • восстанавливающие физическое, психологическое состояние деток;
  • при различных социальных отклонениях.

Некоторые упражнения необходимо выполнять только под присмотром специалиста. Большую часть проявления игровой активности можно осуществлять дома в семейном кругу. Играя, малыш с помощью взрослых будет достигать поставленных целей.

Любое лечение следует начать с улучшения психоэмоционального состояния крохи, что позволит наладить доверительный контакт с маленьким человечком, снять нервное напряжение, избавиться от некоторых видов страха, улучшить координацию непоседы, поправить физическое самочувствие.

  • «Жмурки». Водящий с завязанными глазами должен поймать одного из детей, которые бегают вокруг и хлопают в ладоши, привлекая внимание. Если водящий опознал пойманного малыша, дети меняются ролями.
  • «Прятки». Уже с достижения 2-х лет малыш активно может участвовать в прятках. Ведущий закрывает глаза, или ему их завязывают, и считает до 10. За это время остальные участники должны успеть спрятаться.
  • «Болото», или «полоса препятствий». На полу с помощью листов бумаги или веревочек, подушек, игрушек создаются кочки и препятствия. Побеждает тот, кто без ошибок первым преодолел все препятствия.

Для коррекции агрессии

  • «Битва». Оружие делается из скомканной бумаги или маленьких мягких игрушек. Детишки устраивают сражение. После победы одной из сторон обязательно происходит примирение сторон.
  • «Боксер». На пол положите обруч. Малыш в центре обруча имитирует удары боксера.
  • «Обзывалки». Дети становятся в круг. Условие — обзывать своего ровесника каким-то фруктом, овощем или цветочком. Такое условие помогает агрессию перевести в позитив.

Для коррекции страхов

  • «Привидение». На водящего накидывают занавеску или простыню. Такой игрок бегает за всеми, кричит, что он ужасное привидение. Задача — убежать от привидения.
  • «Кошки — мышки». Кот спит, мышки хулиганят. Кот проснется, мышки должны успеть убежать.

Разработано очень много интересных игр, которые помогут малышу справиться с его проблемами. Но тут очень многое зависит от внимания, заботы взрослых, которые необходимо уделять чаду. Можно придумывать собственные упражнения и преподносить их крохе в игровой форме. Главное — достижение результата не в ущерб психике дошкольника. Поэтому, прежде чем экспериментировать, необходимо обязательно посоветоваться с психологом.

Необходимо помнить, лечение всегда занимает много времени, поэтому лучше уже при первых тревожных звоночках обратиться к специалисту и заняться профилактикой.