Игумен Иов (Талац): Что еще говорил Гагарин о Боге, как верят космонавты и зачем игумену невесомость. Святой Иов Почаевский — храмы, житие, мощи, о чем молятся Покоряя космос, не навредить душе

Закрытый подмосковный городок Звездный, КПП. Протягиваю пропуск: «А как найти храм?» - Вы езжайте все время прямо, не проедете!

И через пару минут, после унылых блочных коробок показывается величественный деревянный храм Преображения Господня. Храм построен в древнерусском стиле, он всеми своими куполами как бы взмывает в небо, в космос. В его основании - камень, специально привезенный для этого с горы Фавор. Иконостас расположен под углом, с наклоном, получается, что вроде как нарушается закон гравитации. Но в Горнем мире совсем другие законы, не свойственные нашему миру с тленом, смертью, гравитацией.

Настоятель Патриаршего Подворья насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Иов (Талац) в канун Дня Космонавтики специально для портала «Третий Рим» рассказал о своем необычном служении - окормлении российских космонавтов.

Все началось в далеком детстве, когда будущий настоятель храма в Звездном городке всем мальчишеским забавам предпочитал игру в космонавтов - благо, что на детской площадке была большая деревянная ракета. Потом были попытки сделать настоящую летающую ракету, серьезное увлечение астрономией, подготовка к поступлению в Качинское летное училище. Но сложилось все иначе - и после окончания семинарии отец Иов становится монахом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

В 2003 году друг игумена владыка Якутский и Ленский Зосима познакомил отца Иова с преподавателем Академии им. Гагарина Валентином Васильевичем Петровым. В феврале состоялась первая поездка в Звездный городок, на экскурсию. Было знакомство с космонавтами, которые готовились к полету на орбиту.И буквально через несколько дней к нему в Лавру приехал почти весь отряд космонавтов, сотрудники Центра, во главе с командиром отряда космонавтов Героем России Юрием Лончаковым. Потом по просьбе начальника Центра подготовки космонавтов отец Иов приезжал в Звездный, чтобы освятить кабинеты, самолеты на аэродроме.

А в 2007 году началось строительство храма. 28 ноября 2010 года Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое Освящение храма в Звездном, придал статус - Патриаршее Подворье храма Преображения Господня, с окормлением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Приход в Звездном не очень большой, на праздники причащаются 100 - 150 человек. Но на Пасху бывает и 1 500 человек.

В храме есть уникальные святыни. Распятие Спасителя, в которое вложена часть Животворящего Креста Господня, побывало с экипажем Максима Сураева на орбите и даже в открытом космосе. Часть древа, в котором находились мощи святителя Николая, когда их перевозили из Мир в Бари, тоже была в космосе. Экипаж Федора Юрчихина полгода провел на орбите, часть древа два раза побывала в открытом космосе. Игумен базилики святителя Николая Чудотворца в Бари иеромонах Дамиано Бова дал эту частицу с условием, что она полетит в космос, совершит Крестный ход вокруг Земли. Сейчас часть древа вернулась в Бари, как и просил игумен базилики, а часть находится в храме в Звездном на иконе святителя Николая.

Как-то начальник Центра подготовки космонавтов генерал-лейтенант Василий Васильевич Циблиев предложил: «Батюшка, Вы бы не хотели поработать на тренажере «Выход-2»? Это уникальный тренажер. На нем в скафандре «Орлан-МТ» проводится отработка выхода в открытый космос, но на Земле». Отец Иов согласился. Потом тот же Василий Васильевич говорит: «А на «невесомость»?» Уникальный самолет, которых всего два в России, поднимается на высоту и «совершает горки», так можно ощутить невесомость, как в космосе. Она длится примерно 35 секунд, за один полёт - 10-15 горок. Таких полетов на «невесомость» у отца Иова было несколько.

Потом батюшке предложили пойти на «гидроневесомость». На глубине 12 метров под водой стоит тренажер космической станции, и идет отработка в скафандре «Орлан-МТ», в котором выходят в открытый космос.

«Когда я шёл на «гидроневесомость», врач спрашивал меня: «Я с 1976 года всех космонавтов провожаю, но сам туда ни разу не ходил, зачем Вам это надо?» Я ответил словами апостола Павла: «…для Иудеев я был, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных я был, как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, чтобы приобрести чуждых закона. Для немощных я сделался немощным, чтобы привести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы приобрести, по крайней мере, некоторых. Это я делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Коринфянам 9:19-23). Вот я так ответил».

Владыка Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский, посмотрев фильм, где отец Иов летал на Л-39 на высший пилотаж, а перегрузки были около 6 G (!), одобрил этот поступок монаха.Он сказал, что если отец Иов хочет достичь взаимопонимания с ребятами, говорить с космонавтами на их языке, то должен знать их жизнь, в полной мере осознавать то, чем они занимаются. И отцу Иову сегодня кажется абсолютно естественным проходить те испытания, которые проходят космонавты. Конечно, происходит сближение, особенно в духовном плане.

«Великий Эйнштейн как-то сказал: «Я не встречал ни одного великого ученого, который проникал в тайны мироздания и был бы человеком неверующим. Проникая в тайны мироздания, мы видим руку Божию». Ученые Николай Коперник, Грегор Мендель, Николай Кузанский - все это духовного сословия люди. Галилео Галилей все работы посвящал кардиналам или Папе Римскому. Иоганн Кеплер, Блез Паскаль, Михаил Ломоносов, Дмитрий Менделеев… Проще сказать, кто из ученых не был верующим! Основоположник космонавтики главный конструктор Сергей Павлович Королев тайно помогал Пюхтицкому монастырю. А конструктор Александр Александрович Моишеев рассказывал мне, как в 60-ые годы и ученые, и рабочие тайком осеняли стартующие ракеты крестным знамением. Академик Борис Викторович Раушенбах во время первого полета Юрия Гагарина в Центре управления полетом, удостоверившись, что все идет хорошо, встал и громко сказал: «Слава Тебе, Господи». И перекрестился».

Американский астронавт Фрэнк Борман, первым облетевший вокруг Луны, заявил: «Я несколько раз был в космосе, и я Бога не видел, но кругом видел следы Его присутствия».

Игумен Иов сокрушается, что сейчас нет интереса к космонавтике в нашей стране, а ведь Россия - космическая держава, и это определенно очень высокий статус страны, ее величие. Репортаж о полете наших космонавтов в новостях длится всего полминуты. Зато, если происходят какие-то сбои или аварии, об этом все центральные каналы говорят. А ведь сейчас происходят международные полеты - американцы, корейцы, японцы в составе космических экипажей. Кстати, в Америке есть отдельный кабельный канал, где показывают фильмы и передачи о космонавтике.

«В космосе нет границ, нет политики, есть только люди. И отношения не зависят от национальности, а имеет значение, какой ты человек. И если бы страны не конкурировали между собой, а объединили усилия, то человечество не только на Земной орбите было, адавно бы к Марсу добралось», - уверен отец Иов.

И хотя профессия космонавта сейчас не такая популярная, как раньше, желающих стать покорителями Вселенной немало. В России две династии космонавтов - Волковы и Романенко. Александр Александрович Волков и его сын Сергей Александрович Волков, который дважды в космосе побывал. Сейчас на орбите Роман Юрьевич Романенко, сын Юрия Романенко, тоже второй раз в космос полетел. Третья династия - в Америке. Ричард Гэрриот, сын астронавта, летал в космос как турист.

В неспешной беседе отец Иов рассказывает интересные случаи из свой пастырской жизни. К нему в Лавруприезжают многие иностранные космонавты - американские астронавты Майкл Финк, Майкл Баррет, Майкл Фосум, Даниэль Бербенк, корейская космонавтка Ли Со Ен, японский астронавт Сатоши Фурукава. Все они верующие люди. «Вообще я встречал всего несколько неверующих космонавтов и астронавтов. Конечно, у всех разная церковность, но безбожников встречал очень мало», - размышляет отец Иов.

«Однажды в Лавру приехали космонавты, я всех повел на молебен, а кореянку Ли Со Ен отправил на экскурсию. Я вообще стараюсь деликатно относиться к выбору веры человеком. С христианами проще, а тут все же совсем иная культура. Но раз все они приехали ко мне в гости, я составил определенную программу. А потом кореянка ко мне подходит и спрашивает, почему я ее не благословляю? Я немного растерялся, а она показывает мне крестик: «Я христианка. Католичка». ЯпонецСатоши Фурукава захотел приложиться к мощам Преподобного Сергия, попросил окропить его святой водой».

«Недавно Геннадий Падалка летал в США на разбор полета (он, кстати, уже четыре раза был в космосе) и спросил меня: «Батюшка, что Вам привезти из Америки? Какой сувенир?» Я отвечаю: «То, что я хочу, ты все равно не сможешь привезти…» - Так что? Что? « Привези мне комбинезон, в котором астронавты ходят!» И через три недели Гена комбинезон астронавта мне привез! Только на место американского флага пришили российский, добавили эмблему Роскосмоса. Для меня это такая радость - я его теперь в полеты на самолете, на невесомость надевать буду. И вот я прилетаю на Байконур провожать в полет Павла Виноградова и Сашу Мисуркина (я их исповедовал, причащал, освящал корабль). И в аэропорту слышу: «Батюшка! Батюшка!» Смотрю - астронавт Майкл Фосум бежит. Он, когда в Свято-Троицкой СергиевойЛавре был, сказал мне: «Я вчера был на встрече с представителями НАСА и руководителями Роскосмоса, но для меня более важная поездка сегодня к Преподобному Сергию!» И вот я стою в очереди на регистрацию, и Майкл меня спрашивает: «Как Вам мой комбинезон? Гена мне сказал, и я Вам свой личный комбинезон отдал». Я аж рот открыл… Это особое благословление - и комбинезон космический, и от астронавта!»

«Недавно я летел с Байконура, так получилось, что я не мог лететь ни с Центром Подготовки космонавтов, ни с Роскосмосом. И мне взяли билет в эконом-классе. В аэропорту ко мне подошел директор программы пилотируемых космических полетов НАСА в России Майкл Сербер и пригласил лететь в самолете НАСА в бизнес-классе. Вот такое отношение к русскому священнику».

Напоследок отец Иов поделился сокровенным - о явном Промысле Божием в его жизни: «Нет ничего случайного. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что надо внимательно следить, в какие дни совершаются важные события в жизни. Это нам знак от Бога. И вот недавно мне надо было отнести какие-то документы в канцелярию Лавры, и я посмотрел, когда совершились главные события в моей монашеской жизни.
Иеродьяконская хиротония - 12 апреля. Меня рукополагал Святейший Патриарх Алексий Второй. Назначение настоятелем храма Преображения Господня в Звездном городке - 12 апреля. Награждение крестом с украшениями - 12 апреля. Получается, что самые важные события произошли в День Космонавтики».

Апрель 2013 года

Материал подготовила Тамара Амелина

Фото Тамары Амелиной и из личного архива игумена Иова

Настоятель Патриаршего Подворья храма Преображения Господня в Звездном городке, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Иов (Талац) в канун Дня Космонавтики рассказал Правмиру о храме, о его уникальных святынях, о Вселенной, инопланетянах и путях познания Бога.

В Горнем мире гравитации нет

– Отец Иов, как Вы попали в Звездный?

– Первый раз я приехал в Звездный городок в феврале 2003 года, на экскурсию. Мой друг познакомил меня с преподавателем Академии им. Гагарина Валентином Васильевичем Петровым. У нас завязались отношения с ребятами, которые готовились к полету в космос, и в итоге ко мне в Лавру приехал почти весь отряд космонавтов, сотрудники Центра. Потом по просьбе начальника Центра подготовки космонавтов я приезжал в Звездный, чтобы освятить кабинеты, самолеты на аэродроме. А с 2006 года все космические полеты совершаются с благословения священника.

– Как возникла идея строительства храма в Звездном?

– Где-то в 2006 году командир отряда космонавтов Юрий Валентинович Лончаков посетовал, что не все могут приезжать в Лавру, ведь в городке проживает 8 000 человек, и сказал, как бы хорошо построить в Звездном храм. И буквально через месяц нашелся человек, который выразил желание построить этот храм. Мы показали владыке Феогносту проект, и он нас благословил на строительство. А через полгода мы получили уже благословение на закладку храма, и чтобы он являлся Подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, о чем мечтали космонавты.

4 августа 2007 года, на День Равноапостольной Марии Магдалины я делал закладку храма, для этого мы специально привезли камень с горы Фавор. И спустя полтора года состоялась первая Литургия. 28 ноября 2010 года Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое Освящение нашего храма в Звездном, придал статус – Патриаршее Подворье храма Преображения Господня, с окормлением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Храм построен в древнерусском стиле, но в то же время это необычный храм. Он как бы тянется в небо, в космос. Это попытка воплотить в архитектуре видение другого мира – духовного. Оригинальное решение расположения иконостаса под углом, с наклоном, получается, что как бы нарушается закон гравитации. Но в Горнем мире нет гравитации, а икона – это окно в другой мир, в другую Вселенную, где совсем другие законы, не свойственные нашему миру с тленом, смертью, гравитацией.

Крестный ход вокруг планеты

– В этом храме есть уникальные святыни?

– Есть у нас распятие Спасителя, в него вложена часть Животворящего Креста Господня, которая с экипажем Максима Сураева побывала на орбите и даже в открытом космосе. Сейчас есть практическая возможность совершать вокруг нашей планеты Крестный ход, причем космический корабль облетает Землю 16 раз в сутки, а полеты длятся по несколько месяцев.

У нас в храме находится частичка мощей святителя Николая, подаренная нам настоятелем храма в Венеции, отцом Алексеем. И еще есть часть древа, в котором находились мощи , когда их перевозили из Мир в Бари. Игумен базилики святителя Николая Чудотворца в Бари иеромонах Дамиано Бова дал нам эту частицу (никогда никому раньше не давал) с условием, что она полетит в космос, совершит Крестный ход вокруг Земли. Эта частица с экипажем Федора Юрчихина полгода находилась на орбите, два раза побывала в открытом космосе, сейчас часть вернулась в Бари, как и просил игумен базилики, а часть находится у нас в храме на иконе святителя Николая.

В космосе в течение полугода побывали мощи великомучеников Феодора Стратилата и . Есть у нас в храме уникальная икона, подаренная ректором православной гимназии г. Владимира священником Алексием. В прошлом году он совершил паломничество, даже Крестный ход, по особым местам, связанным с космонавтикой.

Отец Алексий взял частицу мощей и побывал на Андреевском погосте, где погиб Гагарин (храм в честь Андрея Первозванного рядом с этим местом сейчас восстанавливает легендарный космонавт Алексей Архипович Леонов), в Калуге на родине Циолковского, отовсюду привез немного земли и вставил ее в икону святителя Афанасия (Сахарова), добавив еще частицы земли из Владимира и из Звездного. Все это сделано на средства, собранные учениками гимназии. Такой вот замечательный подарок.

Так постепенно в нашем храме стали появляться святыни христианские, православные, но с космическим оттенком. Сейчас на орбите находятся мощи митрополита московского Петра и митрополита московского Филиппа с экипажем космонавтов Антона Шкаплера и Анатолия Иванишина. Через два месяца эти мощи вернутся к нам, мы напишем икону и вставим эти мощи в икону.

Покоряя космос, не навредить душе

– Сколько лет существует наша Вселенная?

– Мировая наука говорит, что мир существует 20 млрд. лет. Это доказывает популярная Теория о расширении Вселенной. А Земля и Солнце существуют 5 млрд. лет. Исходя из этого, слой пыли на Луне должен быть 20 метров, это примерно 8-этажный дом.

И вот, русские и американцы готовятся к полету на Луну. Возник вопрос: каким должен быть спускаемый аппарат, чтобы он не провалился в эту пыль? Королев подумал и сказал: «Считаем Луну твердой!» Прилетают американцы на Луну, а слой пыли там всего 5-7 см. То есть наша Солнечная система существует не 5 млрд. лет?

Еще интересный факт: Солнце уменьшается каждые сутки на 1 метр. Это доказано учеными. Можно посчитать, каким было Солнце несколько тысяч лет назад. Даже 100 тысяч лет назад на Земле температура была бы как на Венере. А миллионы лет назад мы бы жили прямо на Солнце. То есть при температуре не менее 6 000 градусов. И как бы люди жили в то время на Земле?

– Получается, что не всегда можно верить ученым?

– Не всегда ученые свободны от политического, экономического давления, влияния власти. Совсем недавно отвергались такие науки, как кибернетика, генетика, да и космонавтика считалась смешной выдумкой.

– А как относиться к деятельности ученых с мировым именем, например, астрофизика Стивена Хокинга, который возникновение Вселенной объясняет обычными физическими закономерностями?

– Астроном Клавдий Птолемей тоже был ученым с мировым именем. Он считал, что Вселенная устроена таким образом: в центре мира Земля, а Солнце и другие планеты двигаются вокруг нее. Эта теория считалась классической 1 300 лет. Только в XVI веке Николай Коперник в своей книге «О движении небесных сфер» написал, что в центре мироздания не Земля, а Солнце, а за орбитой самой дальней планеты покоится неподвижный свод звезд.

И какая великая теория у нас на очереди? Так ли мы близки к истине? Апостол Павел писал: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3,4).

Венец Божьего творения – человек. Какими же обладал дарами Адам, чтобы проникнуть в глубины сотворенного Богом мира? Господь поручил ему дать имена всему сущему, то есть проникнуть вглубь существа, понять его суть. Но при этом Богом был установлен предел – запрет на вкушение плодов с древа познания добра и зла. Чтобы, по мнению Иоанна Златоуста, Адам знал, «что находится под Господом, Которому должен повиноваться и исполнять Его повеления».

Ибо жизнь без Бога для человека подобна смерти. Только с Богом человек наполняется бессмертной жизнью, просвещается Божией премудростью, которая помогает проникать в тайны мироздания. Но Адам, послушавшись дьявола, нарушил заповедь, решив стать богом без Бога. И с тех пор человек потерял мудрость, данную Богом, проникать в глубины Божьего творения.

Конечно, интересно понять, как устроен мир. Но самое главное творение Бога – человек. Каждый человек уникален, другого такого нет во всей Вселенной. Самое страшное для человека, если у него не состоится встреча со Христом. Если она не произойдет на Земле, то и в Вечности этой встречи не будет. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мрк 8:36).

На третье небо

– У монашества и космонавтики есть связь?

– Мне очень интересно сказал греческий митрополит Иерофей Влахос: «Космонавты очень похожи на монахов: и те, и другие стремятся на небо, космонавты летят через первое на второе небо, монахи же стремятся сразу на третье небо. Но и космонавтам, чтобы их дело было Богоугодным и приносило пользу им самим и ближним, также нужно стремиться на третье небо, это – цель всех людей на Земле».

Церковное предание говорит так – Бог сотворил три неба: первое небо – это видимая атмосфера над головой, второе – звездный космос, твердь, куда летают космонавты. Третье небо – Горний мир, туда ракеты никогда не долетят, его можно достичь только, очистив свое сердце от духовных недугов. Это совсем другой мир, другая Вселенная, в которой действуют законы, не похожие на законы нашего мира: там нет смерти, нет тления, как говорят ученые, там не действует Второй закон термодинамики.

– Сбудется Ваша мечта полететь в космос?

– Я об этом сейчас не думаю. Как сказал мне старец Кирилл: «Ты как человек можешь иметь желания, но чтобы в душе был мир и покой, возложи все на Бога». Если Господу угодно – полечу, неугодно – не полечу.

– Но все же как-то готовитесь?

– Не то чтобы специально готовлюсь, но недавно несколько раз подряд опять на невесомость летал. Продолжаю изучать строение корабля. Но как Господь управит. И это не самое главное. А самое главное – чтобы я стал настоящим монахом.

– Не мешает монашеству служение настоятелем этого храма?

– Конечно, приходится много ездить, встречаться с людьми. Но надо не свою волю творить, а волю Божию. Господь по моим детским мечтам привел меня в космический центр, не космонавтом, конечно, а священнослужителем.

Недавно владыка Феогност мне сказал, что пока есть духовные и физические силы, надо трудиться, ведь не всегда такое будет.

В одну из поездок на Святую Гору мы встречались с Дионисием Румыном, афонским старцем, ему было больше 90 лет, и он был уже слепой. Мы посетовали о своих трудностях в миру, и он нам сказал: «Да, чада, вы должны монашеские обеты соблюдать, но вам Господь дал особое послушание – апостольское! Дело в том, что в России случилась беда – большевики вытравили веру Христову, и вам чуть-чуть надо будет повторить подвиг апостолов, как в первые века христианства. Вам будет тяжело, среди мира придется быть, среди разных людей, и недоброжелательных. Но на кого вы людей бросите?»

Потом помолчал и продолжил: «Я не знаю, кто выше будет перед Богом – вы или мы здесь на Афоне…»

Фоторепортаж Юлии Маковейчук, Тамары Амелиной и из личного архива игумена Иова

Некоторые люди слышат зов Божий в своем сердце с самого детства. Таким был и преподобный Иов Почаевский, который ушел в монастырь десятилетним мальчиком. Поистине, это была жизнь, целиком посвященная Господу.


Биография Иова Почаевского

Будущий святой (до монашества носил имя Иван Железо) родился на Украине, о родителях его известно немного - они были мелкими помещиками, которые вели благочестивую жизнь. В роду были священнослужители.

За краткое время пребывания в Угорницком монастыре, юный монах заслужил любовь братии, был назначен игуменом. Достигнув 30 лет, рукоположен в священника. Слава о нем облетела всю область, к преподобному потянулись за помощью и советом люди.

Иов Почаевский каждому давал душеспасительный совет. В середине 16 в. по просьбе князя Острожского Иов был переведен в Крестовоздвиженский монастырь. Отслужив там игуменом несколько лет, святой стал тяготиться своими обязанностями.


Молитвенные подвиги

Настал день, когда монах тайно перешел в Почаевский монастырь. Там он удалялся в свою излюбленную пещеру, где проводил по несколько дней - на коленях молился о всех грешниках. Преподобный Иов Почаевский и на новом месте был избран игуменом. Ему приходилось совмещать монашеские подвиги с общественными обязанностями. Не чуждался он тяжкого физического труда: сажал деревья, укреплял плотину. При этом носил вериги (металлические кольца на ногах).

Более полувека управлял святой Почаевской обителью. При этом он все же находил время для монашеского уединения. Еще во время земного жития Иова Почаевского вокруг него происходили чудеса. Так, однажды он был в пещере на молитве, в это время икона, помещенная у входа, стала излучать прекрасное сияние, которое продолжалось несколько часов. В пещере до сих пор видны следы, которые остались от коленопреклоненной молитвы.

Ни одно праздное слово не слетало с уст монаха, все его мысли были заняты непрестанной Иисусовой молитвой и благом ближних. Кроткий, милосердный, он всегда проявлял любовь к братьям по монастырю.


Уход из жизни

Скончался святой Иов Почаевский в возрасте более ста лет. Свой день смерти он сумел предсказать заранее, как и многие праведники. Кончина была тихой, безболезненной. Тело его пробыло в земле несколько лет. Потом над могилой стали замечать свечение, а сам Иов Почаевский явился во сне митрополиту Киевскому и просил открыть мощи.

При собрании множества народа нетленное тело было извлечено из гроба, его перенесли в храм Живоначальной Троицы. В житие, которое начали составлять сразу после смерти святого его ученики, имеется много свидетельств об исцелениях. И сегодня он подает благодатные чудеса тем, кто просит с верой.

Православная Церковь трижды в год поет тропарь Иову Почаевскому, служит ему литию - в день кончины, обретения мощей и прославления. В этот день читается канон и другие молитвы преподобному. Считается, что именно по праздникам обращение к святому будет обладать особой силой.

Чудеса возле мощей

Иов Почаевский до сих пор известен многими чудесными избавлениями от недугов.

  • Игумен монастыря, где жил преподобный, заболел неизлечимо. Святой явился одной из паломниц, передал через нее ткань, пропитанную миром. Приложив святыню, игумен Досифей стал здоров.
  • Зафиксировано большое денежное пожертвование монастырю, которое сделал Иван Лобос - он исцелился после молитвы у гробницы святого.
  • Приходили не только православные, но и католики. Сильная горячка оставила польского графа Яворского; прекратился ревматизм у Г. Волянского, получил исцеление и оружейник из Италии И. Лигурри.

Согласно монастырским летописям, только с 1719 по 1830 гг. было совершено более 500 чудес. Происходят они и в наши дни.

О чем молятся святому Иову

О чем молятся прихожане Иову Почаевскому? Каждый приносит свою беду. Многие просят исцеления от телесных немощей. Помогает святой достичь духовного совершенства, обустроить мирскую жизнь, если она угодна Господу, избавляет от тяжких искушений. До сих пор сохранилась пещера, где он молился.

Мощи преподобного находятся в пещерном храме, под Собором Успения Пресвятой Богородицы. Сюда и стекаются паломники. Сегодня есть возможность для посетителей остановиться на пару дней в гостинице при святой обители. Это делается для того, чтобы можно было исповедоваться и причаститься в святом месте, подольше помолиться о своих бедах. Суммы берутся небольшие, а польза духовная от такой поездки будет очень большой - ведь в Почаевскую Лавру являлась Сама Богородица. Храни вас Бог!

Молитва Преподобному Иову Почаевскому

О, преподобне отче Иове, иноков трудолюбнаго жития богомудрый наставниче, кротости и воздержания, чистоты и целомудрия, братолюбия и нищелюбия, терпения и бдения от ранней юности до поздней старости неутомимый подвижниче, веры православныя великий ревнителю и непреоборимый поборниче, земли Волынския и Галицкия светило богосветлое и святыя Почаевския обители непобедимый защитниче! Призри оком благоутробия твоего на нас недостойных чад твоих, к тебе усердно по вся дни прибегающих и на боголюбивыя люди сия, пред твоими духоносными и многоцелебными мощами собравшияся и благоговейно к тем припадающия, и испроси предстательством твоим ко Всевышнему Владыце им и нам вся, яже к животу и благочестию, полезная и благопотребная: болящия исцели, малодушныя ободри, скорбящия утеши, обидимыя заступи, немощныя подкрепи и поверженныя долу возстави, всем вся, благодатию тебе от Бога данною, даруй по коегождо нужде и потребе, во спасение души и во здравие телу. Вознеси, угодниче Божий, всемощную молитву твою, да будет в стране нашей выну мир и тишина, благочестие и благоденствие, в судах правда и милость, в советех мудрость и благое преспеяние, да утверждается же во благих человецех верность, в злых же страх и боязнь, во еже престати им от зла и творити добрая, да тако в стране нашей Царство Христово растет и множится и да прославится в нем Бог, дивный во Святых Своих: Ему же единому подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Когда добавишь майонез в тесто - блины будут ещё вкуснее


Такое разнообразие рецептов для блинов, не знаешь на каком и остановиться. Хочется попробовать и этот рецепт. Говорят многие хозяюшки, когда добавишь майонез в тесто - блины будут ещё вкуснее. Вот интересный и простой рецепт таких блинов. Присоединяйтесь к ознакомлению.


Понедельник, 23 Апреля 2012 г. 18:48 ()


В Угличе по решению начальницы местного филиала инспекции по исполнению наказаний предписано на осужденного условно за ДТП священника нацепить электронный браслет!
Верующие из села Никольское Ярославской области, где игумен Иов (в миру - Никифорчук) служит настоятелем храма в честь Николая Чудотворца (на фото), кипят. Отправили письма и Патриарху, и гражданским властям.
Они сравнивают "электронный браслет" с меткой дьявола. Получается, что они правы - зачем чиновнице было дразнить людей, их религиозные чувства - ведь в приговоре суда нет ни слова про электронные методы контроля!
Священник никуда убегать не собирался, отмечался бы регулярно в инспекции - и все. Ведь не уголовник, а несчастный человек - врезался на старой волге в ленд-крузер. К тому же, как утверждает батюшка, внедорожник сам перегородил ему путь, разворачиваясь с обочины без сигнала поворотником. У священника пострадала пассажирка - перелом ноги. Женщина сама работает в церкви и претензий к игумену не имеет.
Но суд все-таки припаял попу 1 год и 3 месяца условно. А потом еще и инспекция по исполнению наказаний отличилась.
Верующие, безусловно, защитят батюшку. Когда-то я писал о том, как суд в Приозерске в Ленобласти принял сторону верующих, отказавшихся брать ИНН из-за того, что в штрих-коде есть три шестерки, а это, как известно, число Антихриста. Ярославский областной суд тоже, надеюсь, защитит священника. На попа браслет вешать - кощунство!
В алтаре с электронным чипом на теле во время таинства батюшке стоять - в этом точно есть нечто дьявольское.
Вразуми всех нас, Боже!
Григорий Тельнов.
Это ссылка на видеоинтервью с отцом Иовом:

Https://vimeo.com/39112540

А это текст письма верующих, защищающих отца Иова:

"Коллективное Обращение
прихожан храма святителя Николая Чудотворца,
 села Никольское, Угличского благочиния Ярославской епархии

Не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7,23)



В марте 2012 года Управление Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по Ярославской области планировало надеть браслет с чипом на ногу игумену Иову, настоятелю храма святителя Николая Чудотворца, что в селе Никольское, Угличского района Ярославской области. Отец Иов в мае 2011 года совершил ДТП в Тульской области. Суд приговорил отца Иова к 1 году 3 месяцам условно.
Согласно Приказа Минюста за № 258 в Ярославской области проводится эксперимент по видеоконтролю на мониторе за условно-осужденными. По этому пилотному проекту к ноге гражданина пристегивается электронный браслет, через который осуществляется слежение за условно-осужденными через спутниковую систему глобального позиционирования. К отцу Иову хотели применить этот бесчеловечный метод.
Против «чипирования» батюшки восстали все прихожане и духовные чада. Но работники ФСИНА упорно хотят его «окольцевать». 4 апреля будет суд над нашим батюшкой. По данному инциденту направлены обращения, сообщения во все возможные инстанции, СМИ, Патриарху, Президенту, Минюст и прочие ведомства. Правильно сказано: «Не ведают, что творят».
А началось, казалось бы, с малого около 10 лет назад с ИНН. И многие иерархи и священники склонили головы пред властью, которая намеревается «чипировать» людей, как бездушный товар. Ладно бы игумен Иов был бы каким-нибудь социально-опасным преступником, а он настоящий монах и пастырь, любимый и уважаемый многими людьми, а ДТП может произойти с каждым из нас.
Просим всех православных возвысить голос против таких вопиющих прецедентов и всеми силами и молитвой очистить нашу Русскую землю от всего того, что заполонило ее, благодаря нашему молчанию.
Прихожане храма святителя Николая Чудотворца, 
села Никольское, Угличского благочиния Ярославской епархии."

Четверг, 12 Апреля 2012 г. 19:30 ()

Настоятель Патриаршего Подворья храма Преображения Господня в Звездном городке, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Иов (Талац) в канун Дня Космонавтики рассказал Правмиру о храме, о его уникальных святынях, о Вселенной, инопланетянах и путях познания Бога.

В Горнем мире гравитации нет

- Отец Иов, как Вы попали в Звездный?

Первый раз я приехал в Звездный городок в феврале 2003 года, на экскурсию. Мой друг владыка Якутский и Ленский Зосима познакомил меня с преподавателем Академии им. Гагарина Валентином Васильевичем Петровым. У нас завязались отношения с ребятами, которые готовились к полету в космос, и в итоге ко мне в Лавру приехал почти весь отряд космонавтов, сотрудники Центра. Потом по просьбе начальника Центра подготовки космонавтов я приезжал в Звездный, чтобы освятить кабинеты, самолеты на аэродроме. А с 2006 года все космические полеты совершаются с благословения священника.

- Как возникла идея строительства храма в Звездном?

Где-то в 2006 году командир отряда космонавтов Юрий Валентинович Лончаков посетовал, что не все могут приезжать в Лавру, ведь в городке проживает 8 000 человек, и сказал, как бы хорошо построить в Звездном храм. И буквально через месяц нашелся человек, который выразил желание построить этот храм. Мы показали владыке Феогносту проект, и он нас благословил на строительство. А через полгода мы получили уже благословение Святейшего Патриарха Алексия II на закладку храма, и чтобы он являлся Подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, о чем мечтали космонавты.

4 августа 2007 года, на День Равноапостольной Марии Магдалины я делал закладку храма, для этого мы специально привезли камень с горы Фавор. И спустя полтора года состоялась первая Литургия. 28 ноября 2010 года Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое Освящение нашего храма в Звездном, придал статус - Патриаршее Подворье храма Преображения Господня, с окормлением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Храм построен в древнерусском стиле, но в то же время это необычный храм. Он как бы тянется в небо, в космос. Это попытка воплотить в архитектуре видение другого мира - духовного. Оригинальное решение расположения иконостаса под углом, с наклоном, получается, что как бы нарушается закон гравитации. Но в Горнем мире нет гравитации, а икона - это окно в другой мир, в другую Вселенную, где совсем другие законы, не свойственные нашему миру с тленом, смертью, гравитацией.

12 апреля 2011 года будет праздноваться 50-летие со дня первого полёта человека в космос. В преддверии юбилейного Дня космонавтики игумен Иов (Талац), настоятель храма Преображения Господня в Звёздном городке, ответил на вопросы о том, почему верующий космонавт до сих пор вызывает удивление, какие святыни побывали на околоземной орбите и чем звёздный мир так привлекает людей.

Отец Иов, 50-летие со дня полёта в космос первого человека будет как-то особенно отмечаться в храме Преображения Господня в Звёздном городке?

12 апреля мы отслужим молебен Божией Матери. А вот накануне, в воскресный день, как обычно будет совершаться Божественная Литургия, и наши прихожане смогут исповедаться и причаститься, и это самое важное.

Вы тоже участвуете в каких-то праздничных мероприятиях?

По мере возможности, с Божией помощью, стараюсь участвовать, если считаю, что это нужно.

Люди сегодня живут в вакууме безбожия. Согласно исследованиям социологов, 90% людей на Земле причисляют себя к верующим. Но в реальности, дай Бог, 2-3 % по-настоящему верующих людей, которые живут или хотя бы искренне стараются жить по заповедям. А остальные только иногда свечку поставят, в храм зайдут, в беде скажут: «Боже, помоги!» - и это для них вера. Но они даже не говорят, что есть Бог, предпочитают сказать: «Знаю, что Что-то есть». И в первую очередь я говорю для них. Потому что для верующего человека неважно, летают в космос или нет. То есть это, кончено, интересно, они могут порадоваться, что человек научился делать космические корабли, выходить в открытый космос - но на их вере в Бога и отношениях с Богом это никак не отразится, потому что для веры это второстепенный вопрос.

Как вообще возникла идея построить в Звёздном городке храм?

Я начал ездить в Звездный городок в начале 2003 года, общался с Василием Васильевичем Циблиевым, Юрием Лончаковым, Валерием Корзуном, Алексеем Архиповичем Леоновым, Валентиной Терешковой, Борисом Волыновым. С кем-то чаще, с кем-то реже, по обстоятельствам. Потом начал освящать кабинеты, управление, самолеты. Сотрудники реагировали по-разному. Процесс освящения воспринимали спокойно, но сам факт присутствия священника многим не нравился - что это ещё поп тут ходит! Потом космонавты стали приезжать ко мне в Лавру, исповедовались, причащались. Мы служили молебны, особенно перед полётом.

Каждому я давал в полёт складень с иконами Матери Божией и Спасителя. Несколько раз в космосе побывали святыни. Частицу мощей преподобного Сергия Радонежского брал в полёт Юрий Лончаков в 2008 году и она пребывала на орбите полгода. Два раза Юра выходил с ней в открытый космос и благословлял землю. Потом полетел Максим Сураев и взял с собой частицу Креста Господня, 4 месяца назад с орбиты вернулся Фёдор Юрчихин, который брал в полёт частицы мощей Феодора Стратилата и Феодоро Тирона и частицу деревянной раки, в которой находились мощи святителя Николая, когда их переносили из Мир Ликийских в Бари, и благословлял ею Землю. В годины скорбей устраивались крестные ходы со святынями, и если теперь у нас есть возможность совершить такой вот крест ход вокруг Земли - почему нет? И, конечно, на станции есть иконы.

На тренировке в Звездном городке

В 2007 году у нас с космонавтом Юрием Лончаковым зашел разговор, что было бы неплохо построить в Звёздном городке храм. Все же там около 6000 жителей и далеко не все могут приехать в Лавру или еще куда-то, чтобы попасть в храм, исповедаться и причаститься. Сразу же встал финансовый вопрос, и мы решили пока просто молиться. И вот через два месяца Юра нашел человека, который приехал в Лавру с готовым проектом храма и сказал, что сам будет храм строить и оплачивать все работы. Проект мне понравился, и я отправился к наместнику Троице-Сергиевой Лавры, архиепископу (а тогда епископу) Феогносту за благословением. Владыка сказал, что храм в Звёздном непременно нужно строить.

Генерал-лейтенант Василий Васильевич Циблиев, начальник Российского государственного научно-исследовательского испытательного Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина написал на имя Святейшего Патриарха Алексия II письмо с просьбой разрешить заложить в Звёздном городке храм в честь Преображения Господня. Причем космонавты хотели, чтобы храм был связан со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой.

Святейший благословил, и 4 августа 2008 года, в день святой равноапостольной Марии Магдалины, мы сделали закладку храма.

Почему храм решили посвятить празднику Преображения?

В храме души человеческие должны преображаться от греха к святости. А еще на иконе праздника есть пророк Илья, который является одним из покровителей космонавтики.

Для закладки я специально привез камень с горы Фавор.

На Фаворе Вы говорили, для какого храма берете камень?

Да, и я ездил туда и перед тем, как Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое освящение нашего храма, и привез еще один камень под Престол.

До этого мы с космонавтами несколько раз были на Святой земле, приезжали в монастырь Преображения Господня на горе Фавор. Настоятель монастыря, архимандрит Иларион, очень хорошо нас принимал, с интересом расспрашивал ребят о том, в каких условиях они работают, что бывает, если возникает внештатная ситуация. Нормального человека это всегда интересует. Любопытство ненормально, когда человека тянет подсматривать в щелочку, кто какой грех делает. Это не наше дело, наше дело - молиться, просить: «Господи, спаси всех!», даже если видим, что кто-то поступает неправильно. А любопытство в плане интереса к мирозданию, исследования мира, который сотворил Бог, для человека нормально.

После закладки мы освящали купола. Были многие космонавты: Алексей Архипович Леонов, Валерий Корзун, Юрий Лончаков, Василий Циблиев, Юрий Дидзенко и другие. Пришли конструкторы, ученые.

До февраля 2010 года в Звёздном я служил молебны, а потом совершил Малое освящение храма и 14 февраля отслужил первую Божественную литургию. С тех пор богослужения в храме совершаются регулярно. И вот 28 ноября 2010 года Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое освящение храма. Присутствовали руководитель Федерального космического агентства «Роскосмос» Анатолий Николаевич Перминов, генеральный директор одного из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли России ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» Александр Сергеевич Фадеев, конструкторы, представители науки, около 30 космонавтов… Святейший сказал, что сегодня в храме стоят мудрецы, и для всех нас хороший пример, что они не полагаются исключительно на свой ум, но обращаются к тому, у кого много мудрости - Богу, и благодаря этому становятся во много раз мудрее.

Патриарх очень интересовался храмом, полетами в космос, отнесся ко всем нам как чадолюбивый отец.

На освящение пришло очень много людей. Не все могли уместиться в храме, и на улице мы поставили экран размером примерно 3 на 4 метра, чтобы они могли видеть происходящее.

А вообще прихожан у нас человек 100-150, на Пасху приходило 500-600 человек.

Рядом с космодромом «Байконур» тоже есть храм?

Да, в городе Байконур есть храм Георгия Победоносца, который был освящен в июне 2005 года, но вообще история Церкви в Байконуре началась в начале 90-х годов. Это закрытый город, в советское время в нем было около 200 тысяч жителей, после распада СССР многие уехали и сейчас осталось примерно 60 тысяч. Это те, кто обеспечивает функционирования стартовых площадок, и русские, и казахи.

Сейчас в храме служит протоиерей Сергий Бычков. Он начал строить храм с помощью Федерального космического агентства «Роскосмос», чтобы у людей, которые живут и работают в Байконуре, появилась возможность молиться и испрашивать помощи Божией. Сейчас отец Сергий освящает почти все старты, которые совершаются на «Байконуре». Обычно его приглашают за 3-4 дня до запуска.

Вы тоже бываете на «Байконуре»?

Да. Но в основном у меня связь с космонавтами, учеными, конструкторами, которые трудятся в Звёздном городке, в Москве и рядом с Москвой, например, в Королёве.

Как правило, в Байконур я приезжаю, если перед запуском ребята хотят исповедаться и причаститься. А так обычно они приезжают в Лавру, мы открываем мощи преподобного Сергия, служим молебен. Так что здесь я провожаю всех.

На космодром космонавты едут за 2 недели до запуска, я приезжаю дней за 5. У ребят очень напряженный график подготовки и нет возможность быть на вечернем богослужении и литургии, поэтому я беру с собой Запасные Дары. Служу молебен, и после Таинства исповеди они принимают Пречистое Тело Христово.

Переда запуском я часто провожаю ребят до космического корабля.

Как называется ракета в чине освящения?

- «Ракета» или «космический корабль». Если освящается спутник, «спутник», так что ничего особенного.

Когда происходит запуск, вначале стоишь на улице, потому что хочется посмотреть, как полетит ракета. При хорошей погоде ее видно в течение 2-х минут, а потом она пропадает и тогда уже идешь в специальный центр, где на экранах показывают, что делают космонавты внутри. Видно, что они сидят, переговариваются, делают какие-то движения. Сам выход на орбиту длится 9 минут, потом экраны отключаются и кричат: «Ура!», а кто-то: «Слава Богу!». Конечно, когда происходит запуск, стоишь и молишься, чтобы все было благополучно. Это же не цирк, чтобы приходить и просто смотреть.

- У Вас никогда не возникало желания отправиться в космос или как-то приобщиться к миру космонавтики?

В 2006 году генерал-лейтенант Василий Васильевич Циблиев предложил мне пройти первый этап космической подготовки. Я согласился и работал на тренажере «Выход-2», где в скафандре «Орлан МТ» идёт отработка выхода в открытый космос.

Потом несколько раз летал на невесомость. А после ещё участвовал тренировке в гидролаборатории, где под водой на глубине 12 метров имитируется выход в открытый космос в скафандре «Орлан МТ».

Потом Юрий Лончаков мне рассказывал, как устроен космический корабль, объяснял, что происходит в начале старта.

Как-то меня спросили, для чего я всё это делаю. Но я действовал по словам апостола Павла: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Так вот, для космонавтов я был как космонавт, чтобы понимать, как они живут, с чем вынуждены иметь дело, чтобы лучше донести до них смысл христианства.

Все эти тренировки - это очень тяжело?

Смотря какие. Полную невесомость на Земле можно почувствовать только когда летаешь в специальном самолёте, и то она длится 30 секунд, и за один полёт может быть около 10 таких коротких промежутков невесомости.

Помню, после первого полёта я лёг на диван, закрыл глаза - и сразу диван пропал и возникло ощущение невесомости. Я, конечно, тут же потрогал диван рукой - ощущение гравитации вернулось. Закрыл глаза - снова пропало, и так было весь день, когда закрывал глаза. Просто, оказавшись в невесомости, мозг испытывает состояние шока: отсутствие гравитации для него - непостижимая ситуация.

После второго раза это длилось немного, и ребята сказали, что мозг постепенно привыкает, у него появляется опыт отсутствия гравитации.

Как Вы думаете, почему верующий космонавт воспринимается как что-то необычное?

Коммунистическая пропаганда пыталась использовать космонавтику для доказательства безбожного происхождения Вселенной: космонавты летают в космос, там Бога не видят, значит, Бога нет. Конечно, у людей, которым это вдалбливали в голову, вызывает удивление, что человек летает в космос, Бога там не видит, но в Бога верит.

Но в основе этой пропаганды был обман, ведь Церковь никогда не говорила о том, что в космосе можно увидеть Бога. Она говорила о том, что есть три неба: первое небо — наша атмосфера, второе — твердь, или звёздный космос, третье - горний мир, где пребывают Господь, ангелы, святые.

Юрий Алексеевич Гагарин и космонавты поднимались с первого неба на второе, но на третье небо, в горний мир, никогда не летали и никогда не долетят. Туда человек может вознестись благодаря великому милосердию Божию при условии исполнения заповедей, очистив свое сердце от страстей.

Тем не менее, о противоречии между научным и религиозным пониманием мира говорят достаточно часто…

Это неправильно: никакого противоречия нет. Когда человек серьезно начинает входить в христианскую жизнь, он многое начинает видеть по-другому, более правильно, ближе к истине. И если человек серьезно относится к научному познанию Вселенной, он тоже начинает многое видеть по-другому и также приближается к истине. Один владыка как-то сказал мне: «Подлинная наука ведет в Рай». И это действительно так, потому что, если человек изучает Вселенную, он не может остаться равнодушным, безразличным и не может не увидеть за всем руку Творца. За зданиями и статуями видна работа великих мастеров, за прекрасными звёздами, удивительными живыми существами - работа Великого мастера, Бога.

Вы говорите о том, что нужно изучать все, чтобы видеть, как обстоят дела на самом деле. И при этом, по той же статистике, далеко не многие пытаются разобраться, как устроена жизнь. Откуда такая инертность?

Думаю, безразличие зависит от грехов. Когда человек не исполняет заповеди и не кается, душа черствеет, становится холоднее, перестает правильно воспринимать события и ей становится безразлично все, что связано с Богом, а ведь с Ним связано все мироздание. По большому счету, тем же космосом интересуются очень мало людей. Если прийти в Университет и спросить у студентов: «Давно ли вы смотрели на звёзды?», думаю, «да» ответят немногие. А ведь слово «человек», «άνθρωπος» в переводе с древнегреческого языка значит «смотрящий вверх».

Сейчас люди больше возлюбили земное, материальное, а если человек живет страстями, его интересует только плотская пища, и все, что говорится про Бога, становится вообще непонятно и неизвестно зачем нужно. Святые отцы говорили, что всякое приобретение на земле - это потеря на небе. Когда люди не удовлетворяются тем, что происходит на земле, это хорошо, это правильно, это заложено в человеке. Ведь Земля - это наше временное пристанище, а Отечество находится в горнем мире, и если человек стремится вверх, к звёздам - это, на самом деле, не что иное, как стремление к горнему миру, может быть, пока ещё и не осознанное.

Ведь многие из тех, кто не задумывался о существовании Бога, интересуются звёздами, любят читать фантастику. Одному такого человека я сказал, что его поиски - это на самом деле тоска по Богу, которую он уменьшил до тоски по неведомому сказочному миру - другой планете, на которой фантастические существа, намного превосходящие людей, живут в мире, с любовью. Но для чего выдумывать себе такой мир с другой планеты, если он есть на самом деле? Только это не другая планета, а Рай, и его жители - не инопланетяне, а ангелы и люди, которые также жили на Земле, но милостью Божией спаслись.

Человек потерял Бога - и возникло непонимание всех жизненных событий. Бог устраивает жизнь человека благочинно, вера в Бога - это своего рода точка отсчета, стержень, без которого возникает «каша в голове».

Космонавтика - опасная профессия, связанная с риском для жизни. Разве можно сознательно выбирать такое занятие? Ради чего так рисковать?

Когда Господь сотворил Адама, то показал ему всех живущих на Земле и дал право дать имена всему сущему. А чтобы дать имя, надо познать, изучить, так что стремление к познанию заложено в человеке изначально.

Первые люди не задавались вопросами о том, как устроен мир, где их место во Вселенной, для чего они живут: они знали ответы на эти вопросы. А их потомки отошли от Бога еще дальше и это знание в них утратилось, но подсознательное стремление осталось. И ради того, чтобы вернуть это знание, человек идёт на исследование мироздания. Но если бы человек не просто исследовал мироздание, но вопрошал помощи у Бога, Бог бы Сам ему открыл великие тайны, и никакой риск не был бы нужен.

Но ведь люди дерзают распоряжаться собственной жизнью!

Но это не просто распоряжаться. Вопрос в том, ведёт ли эта деятельность к вечности, к Богу. У каждого есть послушание на Земле - монашество, космонавтика, журналистика, - и все будут отвечать перед Богом за то, как они его исполнили. Поэтому человек и задается вопросами: «А зачем это всё? А ради чего я всё это делаю?».

Вот человек неверующий полетел в космос, увидел красоту мироздания и вернулся верующим. Стоило ради этого рисковать? Стоило, потому что от этого зависит его жизнь в вечности. Но если летал в космос и не уверовал в Бога, тогда полёт этого человека в космос оказывается бессмысленным, потому что вне Бога любая деятельность бессмысленна. И как жалко будет, когда такое мудрое разумное существо как человек, которое способно на такие глубокие переживания. чувства, размышления окажется потерянным для вечности!

Господь дал нам все возможности, чтобы вернуться к Нему, и нам нужно только унять свои амбиции, покаяться перед Творцом и понять, что без Бога мы ничего не сможем сделать в этой жизни. мы ничего не стоим.

Архимандрит Софроний (Сахаров) говорил, что человек - это личность, персона. И если бы мы чаще вспоминали об этом, то меньше бы осуждали, потому что в каждом увидели бы удивительные качества и таланты, которых не в другом. И если снять греховную ржавчину, которая закрывает в человеке образ Божий, мы в каждом увидим совершенную духовную и телесную красоту. Но убрать эту греховную проказу - не простая, а очень тяжёлая задача.