Исключение человеческого фактора. Что такое человеческий фактор. Человеческий фактор как совокупность качественных характеристик личного состава

Понятие о человеческом факторе.

1.2.1. Термин «Человеческий фактор», при его употреблении в обиходе, часто охватывает в себе все аспекты человеческой деятельности и требует чёткого определения. В работе системы любой степени сложности человеку отводится важная роль. Человек представляет собой наиболее гибкий, способный к адаптации элемент авиационной системы. В тоже время, человек наиболее уязвим с точки зрения возможности отрицательного влияния на его деятельность. В течение многих лет каждые три из четырёх авиационных происшествия происходят в результате сбоев в работоспособности человека. Эти сбои обычно классифицируются как «ошибка» человека.

1.2.2. С точки зрения деятельности по предотвращению авиационных происшествий, термин «ошибка» человека не играет положительной роли. С его помощью можно лишь определить место в системе, где произошёл сбой но, не возможно установить, почему он произошел. «Ошибка», связанная с деятельностью человека в системе, может быть предопределена на этапе проектирования самой системы или спровоцирована недостаточной подготовленностью персонала, плохо отработанными процедурами, не совершенством концепции и формата действующих контрольных перечней или руководств. В определении термина «ошибка» человека не учтены некоторые скрытые факторы, которые должны тщательно анализироваться.

1.2.3. Хорошие понятие о человеческом факторе и знания о нём необходимы для того, чтобы уметь заранее определить возможности и ограничения возможностей человека в различных условиях его деятельности и применять такие знания на практике.

(Достаточные знания о человеке и его возможностях познаются в процессе изучения его деятельности. Важным фактором в изучении человека и его способностей является метод индивидуального подхода к каждому. Формальный подход в этой работе не допустим. Очень важно, при этом, выяснить особенности характера человека, проявляющихся в ситуациях, близких к критическим ситуациям и реакцию на протекающие события. Знания о человеке позволят осуществить планирование и дальнейшее его использование руководителем.) Выражения «человеческий фактор», «аспекты человеческой деятельности» и «элементы человеческой деятельности» имеют одно и тоже значение.

На начальном этапе развития авиации считалось, что лучшими знаниями в области физиологии человека обладают врачи. По этой причине в области знаний о человеческом факторе сложился один из наиболее устойчивых предрассудков, который заключается в том, что человеческий фактор принадлежит к одной из областей медицины. И только за истекшие полстолетия работа в этой области была переориентирована на изучение прикладных аспектов деятельности человека в области авиации и в сложных производственных системах. Важную роль человеку отводят:



· В процессах принятия решений и познании;

· в проектировании оборудования систем, органов управления воздушных судов и т.д.

·в ведении связи и в программном обеспечении

· в подготовке планов, карт, руководств по эксплуатации и т.д.

Знания в области человеческого фактора находят широкое применение

· при отборе и расстановке кадров

· во время обучения персонала и при производстве проверки его знаний

· в целях разработки профилактических мероприятий по предотвращению авиационных происшествий и в ходе их расследования.

Теоретическими источниками в изучении влияния человеческого фактора в областях его влияния служат такие науки, как:

· Психология и физиология человека;

· Антропометрия и биомеханика;

· Биология и хронобиология.

Не возможно провести какой-либо анализ надлежащим образом и сделать значимые выводы по результатам представляемых обзоров или исследований, если нет определённых статистических данных.

Работа, проводимая в области человеческого фактора, должна быть ориентирована, прежде всего, на решение практических проблем в реальной области. Исследования должны быть направлены на решение существующих проблем, а не на изучение теории.

(Опыт работы других подразделений использовать необходимо но, не всегда использование этого опыта приводит к положительным результатам. Причиной тому может быть тот факт, что предмет исследования, будь-то персонал или система или условия или обстоятельства, различны. Поэтому исследования должны проводиться самостоятельно с учётом собственных условий и специфики работы. Для проведения таких исследований должен быть подготовлен персонал, способный провести исследования и выполнить определённый анализ. Без наличия подготовленного персонала в области проведения исследования влияния человеческого фактора на безопасность полётов, положительных результатов ожидать не следует. Формально можно выполнить все рекомендации, учесть причины авиационных происшествий, произошедших в других авиакомпаниях, но реальных результатов не добиться. Эти особенности должны учитываться органами, осуществляющими контроль за безопасностью.).

1.2.6. Человеческий фактор---- это наука о людях, их поведении и поступках в той обстановке, в которой они живут и трудятся, наука об их взаимодействии с машинами и механизмами, процедурами и окружающей обстановкой, наука о взаимодействии людей между собой. По определению профессора Эдварса, человеческий фактор это «Работа в области человеческого фактора, направленная на оптимизацию взаимоотношений между людьми и их деятельностью путём системного применения знаний о человеке в рамках конструирования систем. Термин «Деятельность», по определению профессора Эдварса, это проявление интереса людей к контактам между собой и особенности их поведения, как индивидуумов, так и в коллективах.

Цели исследования в области человеческого фактора заключаются в обеспечении эффективности функционирования всей производственной системы и её безопасности а, также нормального самочувствия каждого индивидуума, занятого в это системе. Интеграция человеческого фактора на этапе конструирования систем означает то, что специалисты в области человеческого фактора определяют задачи и методы деятельности человека а, также те трудности и ограничения, при которых люди, работающие во взаимосвязанных областях, должны принимать решения. Информация о человеческом факторе должна использоваться в той степени, на сколько это нужно для решения реальной, существующей проблемы, то есть избирательно. (Существующая практика работы инспекции по безопасности полётов, требовать исполнения того или иного требования без учёта местной специфики, себя не оправдывает и практических результатов не приносит. Формально требования документа выполняются но, при наличии местных свойств, время, затраченное на проведение требуемой работы, тратится без пользы. Свидетельством этому являются периодически составляемые акты с одними и теми недостатками в работе.).

1.2.7. Термины «эргономика» и «человеческий фактор» тесно связаны между собой, так как деятельность человека происходит в среде, где присутствуют различного рода механизмы. Успешная работа человека с любым механизмом зависит от степени понятия человеком самой сути создания механизма. По этой причине и появилась наука об эргономике и эргономических системах. Сам термин «эргономика» происходит от греческих слов «ergon», что означает «работа» и «nomos», что означает «закон природы». Под термином «эргономика» подразумевается изучение эффективности деятельности людей в рабочей обстановке ил в какой степени созданная и оснащённая механизмами система позволяет эффективно работать оператору. В ряде государств термин «эргономика» используется, исключительно, для изучения вопросов, которые связаны с проектированием.

В современных условиях категория «человеческий фактор » главным образом используется в двух значениях: во-первых, для характеристики взаимодействия сложной системы «человек-техника» как причина (детерминант) какого-либо явления, чаще отрицательного (дорожно-транспортного происшествие, авария самолета и др.), и, во-вторых, как интегральная совокупность и показатель качественных характеристик человеческой составляющей боевого потенциала воинских формирований .

Конструкторы различной техники, устройств и т. п. стараются предусмотреть, не допустить и уменьшить последствия такого поведения человека. Выражение человеческий фактор часто используется, как объяснение причин катастроф и аварий, повлёкших за собой убытки или человеческие жертвы.

Любому человеку свойственны ограничения возможностей или ошибки. Не всегда психологические и психофизиологические характеристики человека соответствуют уровню сложности решаемых задач или проблем. Характеристики, возникающие при взаимодействии человека и технических систем, часто называют «человеческий фактор». Ошибки, называемые проявлением человеческого фактора, как правило, непреднамеренны: человек выполняет ошибочные действия, расценивая их как верные или наиболее подходящие.

Причины, способствующие ошибочным действиям человека, можно объединить в несколько групп:

  • недостатки информационного обеспечения, отсутствие учёта человеческого фактора;
  • ошибки, вызванные внешними факторами;
  • ошибки, вызванные физическим и психологическим состоянием и свойствами человека;
  • ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения.

Отсутствие полной уверенности в успешности выполнения предстоящего действия, сомнения в возможности достижения цели деятельности порождают эмоциональную напряженность , которая проявляется как чрезмерное волнение, интенсивное переживание человеком процесса деятельности и ожидаемых результатов. Эмоциональная напряженность ведет к ухудшению организации деятельности, перевозбуждению или общей заторможенности и скованности в поведении, возрастании вероятности ошибочных действий. Степень эмоциональной напряженности зависит от оценки человеком своей готовности к действиям в данных обстоятельствах и ответственности за их результаты. Появлению напряженности способствуют такие индивидуальные особенности человека, как излишняя впечатлительность, чрезмерная старательность, недостаточная общая выносливость, импульсивность в поведении.

Источником ошибок может служить снижение внимания в привычной и спокойной обстановке. В такой ситуации человек расслабляется и не ожидает возникновения какого-либо осложнения. При монотонной работе иногда появляются ошибки, которые практически никогда не встречаются в напряженных ситуациях.

Ошибки в выполнении тех или иных действий могут быть связаны с неудовлетворительным психическим состоянием человека. При этом у человека подавленное настроение, повышенная раздражительность, замедленность реакций, а иногда, наоборот, излишние волнение, суетливость, ненужная говорливость. У человека рассеивается внимание, возникают ошибки при выполнении необходимых действий, в особенности при неожиданных отказах оборудования или внезапных изменениях ситуации.

Причинами, способствующими появлению такого состояния, могут быть переживание какого-либо неприятного события, утомление, начинающееся заболевание, а также неуверенность в своих силах или недостаточная подготовленность к данному сложному или новому виду деятельности.

Причиной появления ошибок человека могут быть отсутствие или недостаточность информационной поддержки (специальные обработчики таких ситуаций в программном обеспечении, наглядные материалы и инструкции); особенно сильно эта проблема проявляется в экстремальных ситуациях и в условиях дефицита времени на принятие решения.

Человеческий фактор как совокупность качественных характеристик личного состава

В научных исследованиях сущности и содержания человеческого фактора в военном деле существует несколько подходов.

Так В. П. Каширин характеризует человеческий фактор как реально действующую совокупность духовных и физических сил подразделений, частей и отдельных военнослужащих. Он утверждает, что ведущую роль в человеческом факторе играет духовная сторона - то, что принято называть моральным духом войск, сил флота, личного состава подразделения, части.

Моральный дух - это духовная готовность и способность личного состава переносить испытания войны, тяготы, лишения и трудности воинской службы и добиться победы над врагом, успешно выполнять поставленные военно-служебные задачи .

По определению В. П. Каширина, моральный дух войск (сил флота) имеет две взаимосвязанные стороны: статистическую и динамическую.

Статистическую сторону он называет морально-психологическим потенциалом подразделения, части, как совокупность духовных возможностей личного состава, степень его политической, нравственной, правовой и др. сознательности, компетентности, военно-профессиональной подготовленности, которые могут быть превращены в фактор достижения победы в бою, войне, выполнения стоящих перед воинским формированием военно-служебных и других задач .

Динамическую сторону В. П. Каширин называет морально-психологическим состоянием личного состава подразделения, части, как та или иная степень реализации и проявления морально-психологического потенциала военнослужащих при решении конкретных боевых и других военно-служебных задач.

Такие же взгляды на сущность и содержание человеческого фактора, морального духа и морально-психологического состояния высказывались П.А. Корчемным , В. И. Алещенко [с. 4, 5] и др.

По утверждениям А. А. Ильюка, человеческий фактор воинских формирований - это сформированное объективной действительностью интегральное единство рациональных (мотивационно-волевых) и чувственных (эмоциональных) качеств личного состава, которые побуждают военнослужащих к исполнению воинского долга, влияют на их состояние и поведение, определяют готовность личного состава к выполнению служебно-боевых задач и применение в элементах боевого порядка [с. 21] .

На методологической основе философских положений о рациональном и чувственном уровнях психики человека, рациональной, чувственной и эйдетической формах существования сознания А. А. Ильюк определяет две составляющие человеческого фактора воинских формирований - моральный дух и морально-психологическое состояние личного состава.

Моральный дух личного состава - это устойчивая совокупность идейных убеждений, политической сознательности, социальной защищенности и профессионализма военнослужащих, уровня сплоченности воинских коллективов и административной деятельности руководящего состава, которые системно и взаимозависимо формируют внутреннюю готовность личного состава к исполнению воинского долга, создают оптимальные условия для выполнения поставленных служебно-боевых задач и побуждают к действиям. Составляющими морального духа есть: идейный, экономический, политический, социально-психологический и административный [с. 41-43] .

Морально-психологическое состояние личного состава - это совокупность душевных переживаний, которые генерируются на чувственном уровне психики человека при взаимодействии с объективной действительностью и осознании личностных качеств и через систему психологической защиты активно влияют на психическое состояние военнослужащих и проявляются в моральной деятельности. Составляющими морально-психологического состояния есть: демографический, личностный, служебный, моральный, природно-климатический [с. 132 – 134] .

Методологической основой для определения составляющих морального духа и морально-психологического состояния взяты философские положения о формах общественного сознания, особенности рационального и чувственного уровней психики человека [с. 21]

Моральный дух характеризует мотивационно-волевые: фундаментальные, стойкие, долговременные качества личного состава , а морально-психологическое состояние – эмоциональные: изменчивые, не долговременные, ситуативные [с. 130]

Такие же взгляды на сущность и содержание человеческого фактора, морального духа и морально-психологического состояния имеют Ю. В. Турченко, А. В. Сирый и др.

Оценка человеческого фактора воинских формирований (частей, подразделений)

Зависимо от полученных показателей (за 100 бальною шкалою оценки) уровень человеческого фактора воинских формирований (частей и подразделений) (УЧФ) классифицируются как «высокий», «средний», «низкий», «угрожающий», а именно:

Интерпретация результатов оценки человеческого фактора воинских формирований (частей, подразделений):

В феврале этого года на факультете психологии ВШЭ открылось пять научно-учебных групп (НУГ). Рассказом об одной из них - группе когнитивных исследований - наш портал начинает серию публикаций о научных исследованиях психологов Высшей школы экономики.

Как ни парадоксально, в ходе развития науки человек много узнал о внешнем мире, но все еще является загадкой для самого себя. Поэтому когнитивные исследования одни из самых актуальных в сегодняшней науке, а в Высшей школе экономики на факультете психологии открылась специальная научно-учебная группа (НУГ), работа которой посвящена этой тематике.

Когнитивная психология - это область знания, которая занимается выявлением общих законов и механизмов человеческого познания, начиная от восприятия и заканчивая сложными процессами логического мышления и творчества. Часто эта проблематика помимо психологов находится в сфере интересов лингвистов, нейрофизиологов, философов, антропологов, представителей компьютерных наук. То есть наука представляет очень широкое поле для деятельности.

«Наш проект называется «Психологические механизмы сознания и познания человека» - это тоже необъятная тема, - рассказывает заведующий НУГ когнитивных исследований, старший преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии ВШЭ Игорь Уточкин . - У нас работают не только сотрудники Вышки, но и специалисты других вузов, то есть благодаря нашей группе мы смогли объединить психологов, занимающихся когнитивными исследованиями. Соответственно, раз нас много, то и работа идет не в одном, а в нескольких направлениях».

Сам Игорь Уточкин со своими студентами занимается зрительным восприятием и вниманием. Этой же теме посвящена деятельность ведущего научного сотрудника НУГ Марии Фаликман, которая уже почти 10 лет руководит Московским семинаром по когнитивной науке . Коллеги из Института психологии имени Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета Владимир Спиридонов и Алексей Котов, а также ведущий научный сотрудник НУГ когнитивных исследований Сергей Яголковский сосредоточены на проблемах мышления и творчества.

И, наконец, третье направление ведут старший научный сотрудник НУГ когнитивных исследований Дмитрий Люсин и научный сотрудник этой же группы Виктория Овсянникова, которые проводят когнитивный анализ эмоций. «На первый взгляд, это разные сферы нашей психики, потому что когнитивный процесс связан с познанием, то есть с приобретением и обработкой информации, а эмоции - с отношением к реальности, - отмечает Игорь Уточкин. - Тем не менее, и здесь есть задел для когнитивных исследований. Наши коллеги изучают то, как мы извлекаем и обрабатываем эмоционально окрашенную информацию: например, как мы считываем эмоции с лиц окружающих людей, выделяется ли лицо, выражающее какую-то эмоцию, из множества лиц, которые эту эмоцию не выражают, и так далее. Они занимаются также вопросом о том, как эмоции влияют на процесс познания».

И.о. декана факультета психологии НИУ ВШЭ Владимир Штроо:

«До сих пор на нашем факультете научные исследования носили скорее точечный характер. Если и проводились какие-то разработки, то, как правило, на гранты, выданные во многом под имена именитых профессоров факультета. Почему так произошло? Финансовые возможности факультета невысоки, а очень часто исследования в области психологии требуют наличие современного оборудования. Мы искали разные варианты, но, увы, поиски не увенчались успехом.

В октябре 2010 года ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил факультету подать заявки на создание научно-учебных групп, которые на первых этапах существования должны были поддерживаться средствами из общеуниверситетских фондов. Около семи-восьми такого рода заявок мы обсуждали внутри факультета, на рабочих совещаниях, заседаниях ученого совета. Из них пять были поддержаны.

В феврале 2012 года, научная деятельность факультета, его НУГов, вновь будет на повестке дня. Тогда будет три возможных варианта. Первый: результаты научной деятельности впечатлили, и НУГ может быть переведена в статус лаборатории. Второй: группа не справилась и завершает свою работу. Третий вариант промежуточный - на год продолжается финансирование, но в прежнем формате группы.

НУГи создавались при условии, что они займутся исследовательской тематикой и привлекут туда студентов. Сейчас действуют проекты, посвященные когнитивным исследованиям, когнитивной психофизиологии, нейропсихологии, позитивной психологии и качества жизни и, наконец, психологии бизнеса.

В каждой лаборатории-группе есть свои нюансы. Руководят НУГами преподаватели факультета, в их состав входят молодые преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты».

В целом сотрудники НУГ когнитивных исследований стараются понять, насколько наше поведение и наше познание регулируются сознательными механизмами, а в какой мере все это происходит на неосознаваемом уровне, как это влияет на принятие решений. «Вообще исследования последних десятилетий показывают, что наша свободная воля - это отчасти иллюзия, - говорит руководитель группы. - Даже когда мы думаем, что принимаем решение осознанно, мы очень часто не подозреваем, что эти решения до некоторой степени могут определяться прошлым и сиюминутным контекстом, на который мы не обратили внимания, который не запомнили, или думаем, что не запомнили».

Сейчас в группе идет регулярная экспериментальная работа. Например, Игорь Уточкин изучает ошибку внимания, называемую . Большинство нормальных людей уверены, что если они смотрят на какую-то зрительную сцену, то они обязательно заметят, если что-то изменится. Это некоторая иллюзия. На самом деле, если наше восприятие на какое-то время (хоть на треть секунды) прервется, и в этот момент что-то изменится, то не факт, что мы это заметим. «Я пытаюсь доказать, что фокус нашего внимания окружен мертвой зоной, в которой нам тяжелее всего заметить что-либо, - говорит Игорь Уточкин. - Как ни парадоксально, мы можем не увидеть что-то очевидное вблизи от того места, куда наше внимание непосредственно направлено. Где-то вдалеке нам что-либо заметить даже проще».

Зачем нужны эти работы? Современный человек очень много работает с информацией. Он постоянно что-то смотрит, слушает, читает книги, пользуется Интернетом. Как справиться с этим потоком информации? Как правильно ее использовать? Без поддержки тут явно не обойтись. Например, когнитивные исследования могут ответить на вопрос об эффективности рекламы: посмотрит ли на нее человек, а если посмотрит, то повлияет ли она на поведение. Потому что человек может смотреть на что-то, но это еще не значит, что он внимателен к информации. В рекламе такая ситуация приводит лишь к материальным потерям рекламодателя. Увы, бывают и более серьезные ошибки, которые приводят к ДТП, катастрофам, авариям, обычно в этом случае говорят о человеческом факторе. Даже решая простые задачи и принимая решение - повседневное, не судьбоносное, - человек также нередко оказывается в плену заблуждений и иллюзий, хотя ему и кажется, что его решение разумное и взвешенное. Недаром статья когнитивных психологов Дэниела Канемана и Амоса Тверски 1979 года в журнале Econometrica, где они с помощью простых экспериментов показали экономистам очевидную для психологов истину об ограниченной рациональности человека, стала одной из самых цитируемых статей в области экономики. Кстати, один из ее авторов Дэниел Канеман в 2002 году удостоился Нобелевской премии по экономике.

«Фундаментальные исследования в области психологии познания - это один из мощнейших источников исследования человеческого фактора, - уверен Игорь Уточкин. - Явно есть задача в каких-то рутинных вещах снизить роль человеческого фактора, особенно там, где высока вероятность ошибок. Вместе с тем, стараясь избежать ошибок, нам следует не только отнимать у человека рутинные функции, но и совершенствовать его возможности по работе с информацией, разрабатывая обучающие технологии и интерфейсы, учитывающие когнитивную реальность. На данном этапе развития технологий можно вполне серьезно говорить, например, о понятии «когнитивный дизайн» (термин, кстати, ввел еще один когнитивный психолог - Дональд Норман, в свое время консультировавший по вопросам когнитивного дизайна такие компании, как Apple, Hewlett Packard, Motorola и другие)».

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ

Конструкторы различной техники, устройств и т. п. стараются предусмотреть, не допустить и уменьшить последствия такого поведения человека. Термин используется в психологии , инжиниринге , индустриальном дизайне , статистике , эргономике и антропометрии .

Выражение человеческий фактор часто используется, как объяснение причин катастроф и аварий, повлёкших за собой убытки или человеческие жертвы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Авиационная психология и человеческий фактор

    ✪ Военное дело - Человеческий фактор (VD-the Human factor).avi

    ✪ Катастрофа России:пример в авиационной, атомной отраслях. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

    Субтитры

Человеческий фактор как причина ошибочных действий

Любому человеку свойственны ограничения возможностей или ошибки. Не всегда психологические и психофизиологические характеристики человека соответствуют уровню сложности решаемых задач или проблем. Характеристики, возникающие при взаимодействии человека и технических систем, часто называют «человеческий фактор». Ошибки, называемые проявлением человеческого фактора, как правило, непреднамеренны: человек выполняет ошибочные действия, расценивая их как верные или наиболее подходящие.

Причины, способствующие ошибочным действиям человека, можно объединить в несколько групп:

  • недостатки информационного обеспечения, отсутствие учёта человеческого фактора;
  • ошибки, вызванные внешними факторами;
  • ошибки, вызванные физическим и психологическим состоянием и свойствами человека;
  • ограниченность ресурсов поддержки и исполнения принятого решения.

Отсутствие полной уверенности в успешности выполнения предстоящего действия, сомнения в возможности достижения цели деятельности порождают эмоциональную напряженность , которая проявляется как чрезмерное волнение, интенсивное переживание человеком процесса деятельности и ожидаемых результатов. Эмоциональная напряженность ведет к ухудшению организации деятельности, перевозбуждению или общей заторможенности и скованности в поведении, возрастании вероятности ошибочных действий. Степень эмоциональной напряженности зависит от оценки человеком своей готовности к действиям в данных обстоятельствах и ответственности за их результаты. Появлению напряженности способствуют такие индивидуальные особенности человека, как излишняя впечатлительность, чрезмерная старательность, недостаточная общая выносливость, импульсивность в поведении.

Источником ошибок может служить снижение внимания в привычной и спокойной обстановке. В такой ситуации человек расслабляется и не ожидает возникновения какого-либо осложнения. При монотонной работе иногда появляются ошибки, которые практически никогда не встречаются в напряженных ситуациях.

Ошибки в выполнении тех или иных действий могут быть связаны с неудовлетворительным психическим состоянием человека. При этом у человека подавленное настроение, повышенная раздражительность, замедленность реакций, а иногда, наоборот, излишние волнение, суетливость, ненужная говорливость. У человека рассеивается внимание, возникают ошибки при выполнении необходимых действий, в особенности при неожиданных отказах оборудования или внезапных изменениях ситуации.

Причинами, способствующими появлению такого состояния, могут быть переживание какого-либо неприятного события, утомление, начинающееся заболевание, а также неуверенность в своих силах или недостаточная подготовленность к данному сложному или новому виду деятельности.

Причиной появления ошибок человека могут быть отсутствие или недостаточность информационной поддержки (специальные обработчики таких ситуаций в программном обеспечении, наглядные материалы и инструкции); особенно сильно эта проблема проявляется в экстремальных ситуациях и в условиях дефицита времени на принятие решения.

Примечания

См. также

Одним из основных направлений деятельности, которому в настоящее время Адвокатская палата РД уделяет огромное внимание, является организация процесса обеспечения территории Республики Дагестан участием адвокатов в качестве защитников по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда, а также контроль за соблюдением адвокатами установленного Порядка оказания субсидируемой юридической помощи в соответствии со ст. 51 УПК РФ.

Отметим, что все адвокаты РД, участвующие в качестве защитников по назначению, состоят в Базовом списке адвокатов, оказывающих субсидируемую юридическую помощь в соответствии со ст. 51 УПК РФ.

В настоящее время практически на территории всей республики распределение требований (заявок) органов дознания, предварительного следствия или суда в Адвокатской палате РД осуществляется через Центр субсидируемой юридической помощи АП РД (далее - Центр). Процесс передачи административных районов республики на обслуживание Центром еще продолжается, его завершение планируется к концу 2018 г. Так, к примеру, с 15 сентября 2018 г. еще 16 административных районов РД присоединены к обслуживанию Центром.

На этом нововведения в системе распределения заявок по назначению не заканчиваются. В ближайшее время будет осуществлен переход Адвокатской палаты РД на автоматизированную систему распределения требований по назначению с использованием специального программного обеспечения, которое позволит полностью исключить человеческий фактор в данном вопросе. При такой системе требования (заявки) от органов дознания, предварительного следствия или суда будут поступать в электронном виде, обрабатываться и распределяться среди адвокатов из Базового списка автоматизированной программой путем направления запроса на участие, который должен быть подтвержден адвокатом. В противном случае, при невозможности принять заявку адвокатом запрос отклоняется, и указанная заявка направляется следующему в Базовом списке адвокату. К обслуживанию автоматизированной системой на первоначальном этапе будет подключен город Махачкала, затем постепенно ею будут охвачены все города и районы республики.

Проводя планируемые изменения в системе распределения заявок, Адвокатская палата РД сталкивается и с определенными проблемами. Одной из них является отсутствие адвокатов, участвующих в качестве защитников по назначению, в некоторых административных районах республики.

Этой проблеме было посвящено совещание, прошедшее 19 сентября 2018 г. в Адвокатской палате РД. В ходе встречи с адвокатами Акушинского, Гергебельского, Кайтагского, Дахадаевского и Хунзнахского районов РД обсуждались вопросы отсутствия адвокатов, участвующих по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда, на территории вышеуказанных районов и указывалось на необходимость в обязательном порядке обеспечить все районы республики участием адвокатов по назначению. В связи с этим в настоятельном порядке было предложено адвокатам, осуществляющим деятельность на территории вышеуказанных районов, проявить инициативу, чтобы их занесли в Базовый список адвокатов, участвующих по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда.

Особое внимание в Адвокатской палате РД также уделяется работе Комиссии Адвокатской палаты РД по проверке исполнения Порядка оказания субсидируемой юридической помощи адвокатами по назначению.

В ходе очередного заседания Комиссии определена необходимость активизировать ее работу в части проверки участия адвокатов в качестве защитников по назначению.

В связи с этим Комиссия приняла решение о распределении административных районов г. Махачкалы между членами Комиссии - ответственными исполнителями, каждый из которых обязан проводить проверку участия адвокатов в порядке ст. 51 УПК РФ в мировых и федеральных судах, расположенных на территории закрепленного за ним административного района, и представлять результаты по проверке вместе с подготовленными материалами на очередные заседания Комиссии.

Указанная информация, представленная членами Комиссии в свою очередь будет основанием для проведения Адвокатской палатой РД предварительной проверки в отношении адвокатов-нарушителей и принятия соответствующих мер реагирования при установлении фактов нарушения установленного порядка участия адвокатов в качестве защитников по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда.