Из курса химии вам известны следующие способы. Характерные свойства веществ

Среднее общее образование

Линия УМК В. В. Лунина. Химия (10-11) (баз.)

Линия УМК В. В. Лунина. Химия (10-11) (У)

Линия УМК Н. Е. Кузнецовой. Химия (10-11) (баз.)

Линия УМК Н. Е. Кузнецовой. Химия (10-11) (углуб.)

ВПР по химии. 11 класс

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Ответы на задания записывайте в отведённом для них поле. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать:

  • Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева;
  • таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде;
  • электрохимический ряд напряжений металлов;
  • непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация.

На рис. 1-3 изображены примеры использования некоторых из перечисленных способов.

Определите, какие из способов разделения смесей, изображённых на рисунке, можно применить для разделения:

  1. крупы и попавших в неё железных опилок;
  2. воды и растворённых в ней солей.

Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.

Решение

1.1. Разделение смеси крупы и железных опилок основано на свойстве железа притягиваться магнитом. Рисунок 3.


1.2. Разделение смеси воды и растворенных солей происходит при дистилляции. Вода при нагревании до температуры кипения испаряется и, охлаждаясь в водяном холодильнике, стекает в заранее приготовленный сосуд. Рисунок 1.


На рисунке изображена схема распределения электронов по энергетическим уровням атома некоторого химического элемента.


На основании предложенной схемы выполните следующие задания:

  1. запишите символ химического элемента, которому соответствует данная модель атома;
  2. запишите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;
  3. определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот элемент.

Ответы запишите в таблицу.

Решение

На рисунке изображена схема строения атома:


Где показано ядро, имеющее определенный положительный заряд (n ), и вращающиеся вокруг ядра на электронных слоях электроны. Исходя из этого, просят назвать данный элемент, записать номер периода и группы, в которых он расположен. Давайте разбираться:

  1. Электроны вращаются на трех электронных слоях, значит, элемент находится в третьем периоде.
  2. На последнем электронном слое вращается 5 электронов, значит, элемент расположен в 5-й группе.

Задание 3

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента основный характер оксида в периодах уменьшается, а в группах возрастает.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления основности оксидов следующие элементы: Na, Аl, Мg, В. Запишите символы элементов в нужной последовательности.

Ответ: ________

Решение

Как известно, сумма протонов в ядре атома равняется порядковому номеру элемента. Но число протонов нам не указано. Так как атом – это электронейтральная частица, число протонов (положительно заряженных частиц) в ядре атома равно числу электронов (отрицательно заряженных частиц), вращающихся вокруг ядра атома. Общее количество электронов, вращающихся вокруг ядра, равно 15(2 + 8 + 5), следовательно, порядковый номер элемента равен 15. Теперь остается посмотреть в периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева и найти номер 15. Это Р (фосфор). Так как у фосфора на последнем электронном слое 5 электронов, он неметалл; металлы на последнем слое имеют от 1 до 3 электронов.

Даны 4 элемента из периодической системы Менделеева: Na, Al, Mg, B. Необходимо их расположить так, чтобы основность образованных ими оксидов возрастала. Отвечая на этот вопрос ВПР, необходимо вспомнить, как изменяются металлические свойства в периодах и группах периодической системы.

В периодах слева направо металлические свойства убывают и возрастают неметаллические. Следовательно, и основность оксидов уменьшается.

В группах, главных подгруппах металлические свойства увеличиваются сверху вниз. Следовательно, и основность их оксидов увеличивается в таком же порядке.

Теперь посмотрим на данные нам элементы. Два из них находятся в третьей группе; это B и Al. Алюминий в группе находится ниже бора, следовательно, у него металлические свойства выражены сильнее, чем у бора. Соответственно, и основность оксида алюминия выражена сильнее.

Al, Na и Mg расположены в 3-м периоде. Так как в периоде слева направо металлические свойства убывают, убывают и основные свойства их оксидов. Учитывая все это, можно расположить эти элементы в следующем порядке:

Задание 4

В приведённой ниже таблице представлены некоторые характеристики ковалентной и ионной видов химической связи.

Используя данную информацию, определите вид химической связи: 1) в хлориде кальция (СаСl 2); 2) в молекуле водорода (Н 2).

  1. В хлориде кальция _____________
  2. В молекуле водорода _____________

Решение

В следующем вопросе необходимо определить, какой вид химической связи характерен для CaCl 2 , а какой для H 2 . В данной таблице есть подсказка:

Используя ее, можно определить, что для CaCl 2 характерен ионный вид связи, так как он состоит из атома металла (Ca) и атомов неметалла (Cl), а для H 2 ковалентная неполярная, так как данная молекула состоит из атомов одного и того же элемента – водорода.

Сложные неорганические вещества условно можно распределять, то есть классифицировать, по четырём классам, как показано на схеме. В эту схему впишите недостающие названия двух классов и две формулы веществ, являющихся представителями соответствующих классов.


Решение

Следующее задание на проверку знания основных классов неорганических веществ.

В таблице необходимо заполнить пустые клетки. В двух первых случаях даны формулы веществ, необходимо отнести их к определенному классу веществ; в двух последних, наоборот, написать формулы представителей данных классов.

CO 2 – сложное вещество, состоит из атомов различных элементов. Один из которых кислород. Он стоит на втором месте. Это оксид. Общая формула оксидов – RO, где R – определенный элемент.

RbOH – относится к классу оснований. Общее для всех оснований – наличие группы ОН, которая соединена с металлом (исключение составляет NH 4 OH, где группа ОН соединена с группой NH 4).

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка.

Поэтому формулы всех кислот начинаются с атомов водорода, и за ним идет кислотный остаток. Например: НCl, H 2 SO 4 , HNO 3 и т. д.

И последнее, написать формулу соли. Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка, например NaCl, K 2 SO 4 .


Для выполнения заданий 6-8 используйте информацию, содержащуюся в данном тексте

Оксид фосфора(V) (Р 2 О 5) образуется при сжигании фосфора на воздухе и представляет собой белый порошок. Это вещество очень активно и с выделением большого количества теплоты реагирует с водой, поэтому его применяют в качестве осушителя газов и жидкостей, водоотнимающего средства в органических синтезах.

Продуктом реакции оксида фосфора(V) с водой является фосфорная кислота (Н 3 РО 4). Эта кислота проявляет все общие свойства кислот, например взаимодействует с основаниями. Такие реакции называют реакциями нейтрализации.

Соли фосфорной кислоты, например фосфат натрия (Na 3 PO 4), находят самое широкое применение. Их вводят в состав моющих средств и стиральных порошков, применяют для снижения жёсткости воды. В то же время попадание избыточного количества фосфатов со сточными водами в водоёмы способствует бурному развитию водорослей (цветению воды), что вызывает необходимость тщательно контролировать содержание фосфатов в сточных и природных водах. Для обнаружения фосфат-иона можно использовать реакцию с нитратом серебра (AgNO 3), которая сопровождается образованием жёлтого осадка фосфата серебра (Ag 3 PO 4)

Задание 6

1) Составьте уравнение реакции фосфора с кислородом.

Ответ: ________

2) На каком свойстве оксида фосфора(V) основано его использование в качестве осушающего агента?

Ответ: ________

Решение

В данном задании необходимо составить уравнение реакции фосфора с кислородом и ответить на вопрос, почему продукт данной реакции используют в качестве осушающего реагента.

Пишем уравнение реакции и расставляем коэффициенты: 4 P + 5 O 2 = 2 P 2 O 5

Оксид фосфора используется в качестве осушающего реагента за способность отнимать воду от веществ.

Задание 7

1) Составьте молекулярное уравнение реакции между фосфорной кислотой и гидроксидом натрия.

Ответ: ________

2) Укажите, к какому типу реакций (соединения, разложения, замещения, обмена) относится взаимодействие фосфорной кислоты с гидроксидом натрия.

Ответ: ________

Решение

В седьмом задании необходимо составить уравнение реакции между фосфорной кислотой и гидроксидом натрия. Для того чтобы это сделать, необходимо вспомнить, что эта реакция относится к реакциям обмена, когда сложные вещества обмениваются составными частями.

H 3 PO 4 + 3 NaOH = Na 3 PO 4 + 3 H 2 O

Здесь мы видим, что водород и натрий в продуктах реакции поменялись местами.

Задание 8

1) Составьте сокращённое ионное уравнение реакции между растворами фосфата натрия (Na 3 PO 4) и нитрата серебра.

Ответ: ________

2) Укажите признак протекания этой реакции.

Ответ: ________

Решение

Напишем уравнение реакции в сокращенном ионном виде между растворами фосфата натрия и нитрата серебра.

На мой взгляд, сначала необходимо написать уравнение реакции в молекулярном виде, затем расставить коэффициенты и определить, какое из веществ уходит из реакционной среды, то есть выпадает в осадок, выделяется в виде газа или образует малодиссоциирующее вещество (например, воду). Поможет нам в этом таблица растворимости.

Na 3 PO 4 + 3 AgNO 3 = Ag 3 PO 4 + 3 NaNO 3

Стрелочка, стоящая возле фосфата серебра, направленная вниз, говорит о том, что данное соединение не растворимо в воде и выпадает в виде осадка, поэтому не подвергается диссоциации и в ионных уравнениях реакции записывается в виде молекулы. Напишем полное ионное уравнение данной реакции:

Теперь вычеркнем ионы, которые перешли из левой части уравнения в правое, не изменяя своего заряда:

3Na + + PO 4 3– + 3Ag + + 3NO 3 – = Ag 3 PO 4 + 3Na + + 3NO 3 –

Все, что не зачеркнуто, выпишем в сокращенное ионное уравнение:

PO 4 3– + 3Ag + = Ag 3 PO 4

Задание 9

Дана схема окислительно-восстановительной реакции.

Мn(ОН) 2 + КBrO 3 → МnO 2 + КВr + Н 2 O

1. Составьте электронный баланс этой реакции.

Ответ: ________

2. Укажите окислитель и восстановитель.

Ответ: ________

3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

Ответ: ________

Решение

В следующем задании предлагается объяснить окислительно-восстановительный процесс.

Mn(OH) 2 + KBrO 3 → MnO 2 + KBr + H 2 O

Для того чтобы это сделать, напишем возле символа каждого элемента его степень окисления в данном соединении. Не забываем о том, что в сумме все степени окисления вещества равны нулю, так как они электронейтральны. Степень окисления атомов и молекул, состоящих из одного и того же вещества, также равна нулю.

Mn 2+ (O 2– H +) 2 + K + Br 5+ O 3 2– → Mn 4+ O 2 2– + K + Br – + H 2 + O 2 –

Mn 2+ (O 2– H +) 2 + K+Br 5+ O 3 2– → Mn 4+ O 2 2– + K + Br – + H 2 + O 2 –

Mn 2+ –2e → Mn 4+ Процесс отдачи электронов – окисление. При этом у элемента в процессе реакции увеличивается степень окисления. Данный элемент – восстановитель, он восстанавливает бром.

Br 5+ +6e → Br – Процесс принятия электронов – восстановление. При этом у элемента в процессе реакции степень окисления уменьшается. Данный элемент – окислитель, он окисляет марганец.

Окислитель – вещество, которое принимает электроны и при этом восстанавливается (степень окисления элемента понижается).

Восстановитель – вещество, которое отдает электроны и при этом окисляется (степень окисления элемента понижается). В школе это записывается следующим образом.

Цифра 6, которая стоит после первой вертикальной черты, – наименьшее общее кратное цифр 2 и 6 – числа отданных электронов восстановителем и принятых электронов окислителем. Делим эту цифру на число отданных электронов восстановителем и получаем цифру 3, она ставится после второй вертикальной черты и является коэффициентом в уравнении окислительно-восстановительной реакции, которая ставится перед восстановителем, то есть марганцем. Далее цифру 6 делим на число 6 – число принятых электронов окислителем. Получаем цифру 1. Это коэффициент, который ставится в уравнении окислительно-восстановительной реакции перед окислителем, то есть бромом. Вписываем коэффициенты в сокращенное уравнение, а затем переносим в основное уравнение.

3Mn(OH) 2 + KBrO 3 → 3MnO 2 + KBr + 3H 2 O

Если это необходимо, расставляем другие коэффициенты с тем расчетом, чтобы количество атомов одного и того же элемента было одинаковым. В конце проверяем количество атомов кислорода до и после реакции. Если их число оказывается равным, значит, мы все сделали правильно. В данном случае необходимо перед водой поставить коэффициент 3.

Дана схема превращений:

Cu → CuCl 2 → Cu(OH) 2 → Cu(NO 3) 2

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Решение

Решаем схему превращений:

Cu CuCl 2 Cu (OH ) 2 Cu (NO 3 ) 2

1) Cu + Cl 2 = CuCl 2 –обращаю внимание, что медь с соляной кислотой не взаимодействует, так как стоит в ряду напряжений металлов после водорода. Поэтому одна из основных реакций. Взаимодействие непосредственно с хлором.

2) CuCl 2 + 2 NaOH = Cu (OH ) 2 + 2 NaCl –реакция обмена.

3) Cu (OH ) 2 + 2 HNO 3 = Cu (NO 3 ) 2 + 2 H 2 O –гидроксид меди – осадок, поэтому для получения из него нитрата меди соли азотной кислоты не подойдут.

Установите соответствие между названием органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1. Метанол – это спирт. Названия одноатомных спиртов оканчиваются на -ол, поэтому А2 .

2. Ацетилен – это непредельный углеводород. Здесь дано это тривиальное название. По систематической номенклатуре он называется этин. Выбираем Б4 .

3. Глюкоза – это углевод, моносахарид. Поэтому выбираем В1 .

В предложенные схемы химических реакций вставьте формулы пропущенных веществ и расставьте коэффициенты там, где это необходимо.

1) C 6 H 6 + Br 2

C 6 H 5 –Br + …

2) CH 3 CHO + … → CH 3 CH 3 OH

Решение

Необходимо вставить формулы пропущенных веществ и, если надо, расставить коэффициенты:

1) C 6 H 6 + Br 2 ⎯AlBr 3 → C 6 H 5 –Br + HBr Для бензола и его гомологов характерны реакции замещения, поэтому в данной реакции бром замещает атом водорода в бензоле и получается бромбензол.

2) СH 3 CHO + Н 2 → CН 3 СH 2 OH Реакция восстановления ацетальдегида до этилового спирта.

Уксусная кислота широко используется в химической и пищевой промышленности. Водные растворы уксусной кислоты (пищевая добавка Е260) применяются в бытовой кулинарии, в консервировании, а также для получения лекарственных и душистых веществ. К последним относят многочисленные сложные эфиры уксусной кислоты, например пропилацетат.

Рассчитайте, сколько граммов пропилацетата (СН 3 СООС 3 Н 7) можно получить в результате реакции 300 г уксусной кислоты (СН 3 СООН) с пропанолом-1 (С 3 Н 7 ОН) при 100%-ном практическом выходе. Запишите уравнение протекающей реакции и подробное решение задачи.

Ответ: ________

Задача. Записываем краткое условие задачи:

m(СН 3 СООС 3 Н 7) = ?

1. В условии задачи сказано, что уксусная кислота вступила в реакцию массой 300 г. Определим количество молей в 300 г. ее. Для этого воспользуемся волшебным треугольником, где n – количество молей.


Подставляем цифры: n = 300 г. : 60 г/моль = 5 моль. Таким образом, уксусная кислота вступила в реакцию с пропиловым спиртом количеством вещества 5 моль. Далее определим, сколько молей СН 3 СООС 3 Н 7 образуется из 5 моль СН 3 СООН. По уравнению реакции уксусная кислота вступает в реакцию в количестве 1 моль, и эфира образуется тоже 1 моль, так как коэффициентов в уравнении реакции нет. Следовательно, если взять кислоту количеством 5 моль, то и эфира получится тоже 5 моль. Так как они реагируют в соотношении 1: 1.

Ну и остается вычислить массу 5 моль эфира, воспользовавшись данным треугольником.

Подставив цифры, получаем: 5 моль · 102 г/моль = 510 г.

Ответ: масса эфира = 510 г.

Ацетилен применяется в качестве горючего при газовой сварке и резке металлов, а также как сырье для производства винилхлорида и других органических веществ. В соответствии с приведённой ниже схемой составьте уравнения реакций, характерных для ацетилена. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.


Решение

Осуществить превращения, характерные для ацетилена, по приведенной схеме.

Хочется сказать, что ацетилен – непредельный углеводород, имеющий 2 π-связи между атомами углерода, поэтому для него характерны реакции присоединения, окисления, полимеризации по месту разрыва π-связей. Реакции могут идти в две стадии.


Раствор Рингера широко используется в медицине в качестве регулятора водно-солевого баланса, заменителя плазмы и других компонентов крови. Для его приготовления в 1 л дистиллированной воды растворяют 8,6 г хлорида натрия, 0,33 г хлорида кальция и 0,3 г хлорида калия. Рассчитайте массовую долю хлорида натрия и хлорида кальция в полученном растворе. Запишите подробное решение задачи.

Ответ: ________

Решение

Для решения данной задачи запишем ее краткое условие:

m(H 2 O) = 1000 г.

m(CaCl 2) = 0.33 г.

m(KCl) = 0.3 г.

m(NaCl) = 8.6 г.

Так как плотность воды равна единице, 1 литр воды будет иметь массу, равную 1000 граммам. Далее, для нахождения массовой доли в процентах раствора воспользуемся волшебным треугольником,


m(в-ва) – масса вещества;

m(р-ра) – масса раствора;

ω – массовая доля вещества в процентах в данном растворе.

Выведем формулу для нахождения ω% в растворе. Она будет иметь следующий вид:


ω% (р-ра NaCl)

Для того чтобы сразу перейти к нахождению массовой доли в процентах раствора NaCI, нам должны быть известны два других значения, то есть масса вещества и масса раствора. Масса вещества нам известна из условия задачи, а массу раствора следует найти. Масса раствора равна массе воды плюс массы всех растворенных в воде солей. Формула для расчета простая: m(в-ва) = m(H 2 O) + m(NaCl) + m(CaCl 2) + m(KCl), складывая все значения, получим: 1000 г. + 8,6 г. + 0,3 г. + 0,33 г. = 1009.23 г. Это и будет массой всего раствора.

Теперь находим массовую долю NaCl в растворе:

Аналогично этому вычисляем массу хлорида кальция:

Подставляем цифры и получаем:

Ответ: ω% в растворе NaCl = 0.85%; ω% в растворе CaCl 2 = 0.033%.

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Из курса химии вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация.

На рисунках 1-3 представлены ситуации, в которых применены некоторые из перечисленных способов.

Каким из способов, которые показаны на рисунках, можно разделить смеси, чтобы отделить:

2) поваренную соль от воды?

Назовите способ, который был применён в каждом из приведённых выше примеров.

Показать ответ

На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.

На основании анализа предложенной модели:

1) Определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение.

2) Укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент.

3) Определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.

Показать ответ

0; 2; 6 (или VI); неметалл

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента в периодах радиусы атомов уменьшаются, а в группах - увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиуса атомов следующие элементы: Li, Be, Na, Mg. Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.

Показать ответ

Ве → Li → Mg → Na

Ниже перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и ионное строение.

Характерные свойства веществ

молекулярного строения

При обычных условиях имеют жидкое, газообразное или твёрдое агрегатное состояние;

Имеют низкие значения температур кипения и плавления;

Имеют низкую теплопроводность.

ионного строения

Твёрдые при обычных условиях;

Хрупкие;

Тугоплавкие;

Нелетучие;

В расплавах и растворах проводят электрический ток.

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества: гидроксид натрия NaOH и диоксид серы SO 2 . Запишите ответ в отведённом месте.

1. Гидроксид натрия NaOH

2. Диоксид серы SO 2

Показать ответ

Гидроксид натрия NaOH - ионное строение, диоксид серы SO 2 - молекулярное строение

В классификации сложных неорганических веществ можно выделить четыре класса, как показано на схеме. В эту схему для каждого из четырёх классов впишите пропущенные названия классов или химические формулы веществ (по одному примеру формул), принадлежащих к данному классу.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) Записаны названия классов: кислоты, соли;

2) записаны Формулы веществ соответствующих классов.

(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.)

Прочитайте следующий текст и выполните задания 6-8

Оксид углерода(IV), или диоксид углерода (СO 2), - газ без запаха и цвета, тяжелее воздуха, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы - «сухого льда». При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется. Содержится в воздухе и минеральных источниках, выделяется при дыхании животных и растений. Растворим в воде (1 объём диоксида углерода в одном объёме воды при 15 °С).

По химическим свойствам диоксид углерода относится к кислотным оксидам. При растворении в воде образует кислоту. Реагирует с щёлочами с образованием карбонатов и гидрокарбонатов.

Организм человека образует приблизительно 1 кг диоксида углерода в сутки. Он переносится от тканей, где образуется в качестве одного из конечных продуктов метаболизма, по венозной системе и затем выделяется с выдыхаемым воздухом через лёгкие.

В промышленных количествах оксид углерода(IV) содержится в дымовых газах. Он представляет собой побочный продукт химических процессов, например при разложении природных карбонатов (известняк, доломит), производства алкоголя (спиртовое брожение). Смесь полученных газов промывают раствором карбоната калия, который поглощает диоксид углерода, переводя его в гидрокарбонат. Раствор гидрокарбоната при нагревании или при пониженном давлении разлагается, высвобождая диоксид углерода.

В лабораторных условиях небольшие количества его получают взаимодействием карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами, например мрамора или соды с соляной кислотой в аппарате Киппа. Использование серной кислоты в данном случае менее желательно.

1) Составьте молекулярное уравнение реакции взаимодействия оксида углерода (IV) с водой, которая упоминалась в тексте.

2) Приведите тривиальное название оксида углерода(IV).

Показать ответ

Элементы ответа:

1) CO 2 + H 2 O ⇄ H 2 CO 3

2) Углекислый газ

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции между раствором карбоната калия и оксидом углерода(IV).

2) Каков объём (н.у.) оксида углерода(IV), выделяемого организмом в сутки?

Показать ответ

Элементы ответа:

1) К 2 СOO 3 + СO 2 + Н 2 O = 2КНСO 3

2) V(CO 2) = m/М V M = 1000 г/44 г/моль 22,4 л/моль = 509 л

1) Составьте сокращённое ионное уравнение оговорённой в тексте реакции между раствором карбоната калия и оксидом углерода(IV).

2) Объясните, почему нежелательно использование серной кислоты при получении оксида углерода(IV) в аппарате Киппа.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) СO 3 2- + СO 2 + Н 2 O = 2НСO 3 -

2) При использовании серной кислоты образуется малорастворимый в воде сульфат кальция. Плёнка сульфата кальция на мраморе препятствует проте­канию реакции

Дана схема окислительно-восстановительной реакции:

Сu + HNO 3 → Cu(NO 3) 2 + NO + Н 2 O

1) Составьте электронный баланс для этой реакции.

2) Укажите окислитель и восстановитель.

3) Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

Показать ответ

Элементы ответа:

1) Составлен электронный баланс:

2) Указано, что окислителем является N +5 (или азотная кислота), восстанови­телем - медь Сu 0

3) Составлено уравнение реакции:

ЗСu + 8HNO 3 = 3Cu(NO 3) 2 + 2NO + 4Н 2 О

Дана схема превращений:

Fe → FeCl 3 → Fe(NO 3) 3 -> Fe(OH) 3

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Показать ответ

Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:

1) 2Fe + ЗСl 2 = 2FeCl 3

2) FeCl 3 + 3AgNО 3 = Fe(NО 3) 3 + 3AgCl↓

3) Fe(NО 3) 3 + 3NaOH = Fe(OH) 3 ↓ + 3NaNО 3

Установите соответствие между формулой органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Из курса химии вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация.

На рисунках 1-3 представлены ситуации, в которых применены указанные методы познания.

Какими из способов, которые показаны на рисунках, НЕЛЬЗЯ разделить смесь:

1) тетрахлорметана и диэтилового эфира;

2) бензола и глицерина;

3) раствора хлорида натрия и осадка сульфата бария?

Показать ответ

На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.

На основании анализа предложенной модели:

1) Определите заряд ядра Z.

2) Укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент.

3) Определите низшую возможную степень окисления элемента в соединениях.

Показать ответ

8 (или +8); 2; 6 (или VI); -2

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений, о закономерностях изменения этих свойств, о способах получения веществ, а также о нахождении их в природе. Например, известно, что кислотный характер бескислородных кислот с увеличением заряда ядра атома усиливается и в периодах, и в группах.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке усиления кислотных свойств водородные соединения: Н 2 O, HF, H 2 S, НСl. Запишите химические формулы в нужной последовательности.

Показать ответ

H 2 O → H 2 S → HF → HCl

Ниже перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и атомное строение.

Характерные свойства веществ

молекулярного строения

При обычных условиях имеют жидкое, газообразное или твёрдое агрегатное состояние;

Имеют низкие значения температур кипения и плавления;

Имеют низкую теплопроводность.

ионного строения

Твёрдые при обычных условиях;

Хрупкие;

Тугоплавкие;

Нелетучие;

В расплавах и растворах проводят электрический ток.

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества: пропан С 3 Н 8 и фторид кальция CaF 2 . Запишите ответ в отведённом месте.

1. Пропан С 3 Н 8

2. Фторид кальция CaF 2

Показать ответ

Пропан С3Н8 имеет молекулярное строение, фторид кальция CaF2 имеет ионное строение

Оксиды условно подразделяют на четыре группы, как показано на схеме. В эту схему для каждой из четырёх групп впишите пропущенные названия групп или химические формулы оксидов (по одному примеру формул), принадлежащих к данной группе.

Показать ответ

Записаны названия групп: основные, кислотные;

записаны формулы веществ соответствующих групп.

Прочитайте следующий текст и выполните задания 6-8

Углекислый газ (СO 2) - газ без запаха и цвета, тяжелее воздуха, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы - «сухого льда». При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется. Содержится в воздухе и в воде минеральных источников, выделяется при дыхании животных и растений. Растворим в воде (1 объём оксида углерода в одном объёме воды при 15 °С).

Степень окисления +4 для углерода является устойчивой, тем не менее углекислый газ может проявлять окислительные свойства, взаимодействуя, например, с магнием. По химическим свойствам диоксид углерода относится к кислотным оксидам. При растворении в воде образует кислоту. Реагирует с щёлочами с образованием карбонатов и гидрокарбонатов.

Организм человека выделяет приблизительно 1 кг углекислого газа в сутки. Он переносится от тканей, где образуется в качестве одного из конечных продуктов метаболизма, по венозной системе и затем выделяется с выдыхаемым воздухом через лёгкие.

В промышленных количествах оксид углерода(IV) выделяется из дымовых газов или в качестве побочного продукта химических процессов, например при разложении природных карбонатов (известняк, доломит) или при производстве алкоголя (спиртовое брожение). Смесь полученных газов промывают раствором карбоната калия, который поглощает оксид углерода(IV), переводя его в гидрокарбонат. Раствор гидрокарбоната при нагревании или при пониженном давлении разлагается, высвобождая диоксид углерода.

В лабораторных условиях небольшие количества его получают взаимодействием карбонатов и гидрокарбонатов с кислотами, например мрамора или соды с соляной кислотой в аппарате Киппа. Использование серной кислоты в данном случае менее желательно.

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции взаимодействия оксида углеродa(IV) с магнием.

2) Во сколько раз оксид углерода(IV) тяжелее воздуха?

Показать ответ

1) СO 2 + 2Mg = 2MgO + С

2) Оксид углерода(IV) тяжелее воздуха в 44/29 = 1,5 раза.

1) Составьте молекулярное уравнение оговорённой в тексте реакции промышленного получения оксида углерода(IV) из известняка.

2) Не приводя уравнение реакции, объясните, на чём основано применение доломита (СаСO 3 MgCO 3) в сельском хозяйстве для раскисления почв.

Показать ответ

2) Доломит СаСO 3 MgCO 3 , будучи карбонатом, взаимодействует с почвенными кислотами, нейтрализуя их.

1) Составьте сокращённое ионное уравнение оговорённой в тексте реакции получения углекислого газа взаимодействием соляной кислоты с мрамором.

2) Объясните, почему нежелательно использование серной кислоты при получении оксида углерода(IV) в аппарате Киппа.

Показать ответ

1) СаСO 3 + 2Н + = Са 2+ + Н 2 O + СO 2

2) В случае использования серной кислоты образец мрамора покрывается сверху слоем малорастворимого сульфата кальция, что препятствует протека­нию реакции.

Дана схема окислительно-восстановительной реакции:

Fe(OH) 2 + O 2 + Н 2 O → Fe(OH) 3

1) Составьте электронный баланс для этой реакции.

2) Укажите окислитель и восстановитель.

3) Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

Показать ответ

1) Составлен электронный баланс:

2) Указано, что окислителем является кислород O 2 , восстановителем - Fe +2 (или гидроксид железа(II));

3) Составлено уравнение реакции:

4Fe(OH) 2 + O 2 + 2Н 2 O = 4Fe(OH) 3

Дана схема превращений:

N 2 → NH 3 → NH 4 NO 3 → NH 3

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

Показать ответ

2) NH 3 + HNO 3 = NH 4 NO 3

3) NH 4 NO 3 + КОН = KNO 3 + H 2 O + NH 3

Установите соответствие между названием органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

«1. Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На...»

1. Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация. На рисунках 1–3 представлены примеры использования некоторых из перечисленных способов.

Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3

Какие из названных способов разделения смесей можно применить для очищения:

1) этанола и воды;

2) воды и песка?

Запишите в таблицу номер рисунка и название соответствующего способа разделения смеси.

Смесь Номер рисунка Способ разделения смеси

Этанол и вода

Вода с песком

2. На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.

На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:

1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;

2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;

3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.

Ответы запишите в таблицу.

Символ химическогоэлемента № периода № группы Металл/неметалл

3. Известно, что с увеличением порядкового номера элемента в периодах металлические свойства атомов уменьшаются, а в группах увеличиваются. Расположите в порядке увеличения металлических свойств, следующие элементы: Запишите обозначения элементов в нужной последовательности.



В ответе укажите обозначения элементов разделяя &. Например, 11&22.

4. В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и атомное строение.

Характерные свойства веществ

Металлического строения Атомного строения

Обычно имеют блеск

Состоят только из металлов

Пластичные

Имеют высокую электро- и теплопроводность - очень твёрдые при обычных условиях;

Хрупкие;

Тугоплавкие;

Нелетучие;

Нерастворимы в воде

Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества железо () и бор ().

Запишите ответ в отведённом месте:

1) железо () 2) бор () 5. Сложные неорганические вещества условно можно распределять, то есть классифицировать, по четырём группам, как показано на схеме. В эту схему для каждой из четырёх групп впишите пропущенные названия групп или химические формулы веществ (по одному примеру формул), принадлежащих к данной группе.

6. 1. Составьте молекулярное уравнение реакции получения гидроксида кальция, которая упоминалась в тексте.

2. Объясните, почему этот процесс называют гашением.

Прочитайте следующий текст и выполните задания 6-8.

В пищевой промышленности используется пищевая добавка Е526, которая представляет собой гидроксид кальция Ca(OH)2. Она находит применение при производстве: фруктовых соков, детского питания, маринованных огурцов, пищевой соли, кондитерских изделий и сладостей.

Получение гидроксида кальция в промышленном масштабе возможно путём смешивания оксида кальция с водой, этот процесс называется гашение.

Широкое применение гидроксид кальция получил в производстве таких строительных материалов, как белила, штукатурка и гипсовые растворы. Это связано с его способностью взаимодействовать с углекислым газом CO2, содержащимся в воздухе. Это же свойство раствора гидроксида кальция применяется для измерения количественного содержания углекислого газа в воздухе.

Полезным свойством гидроксида кальция является его способность выступать в роли флокулянта, очищающего сточные воды от взвешенных и коллоидных частиц (в том числе солей железа). Он также используется для повышения рН воды, так как природная вода содержит вещества (например, кислоты), вызывающие коррозию в сантехнических трубах.

7. 1. Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом кальция и углекислым газом, которая упоминалась в тексте.

2. Объясните, какие особенности этой реакции позволяют использовать её для обнаружения углекислого газа в воздухе.

8. Дана схема окислительно-восстановительной реакции.

1. Составьте электронный баланс этой реакции.

2. Укажите окислитель и восстановитель.

3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

9. Дана схема превращений:

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.

10. Установите соответствие между названием соединения и общей формулой класса (группы) органических соединений, к которому(-ой) оно принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

НАЗВАНИЕ СОЕДИНЕНИЯ ОБЩАЯ ФОРМУЛА

А) гексинБ) циклопропан

В) этилбензол 1)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

11. В предложенные схемы химических реакций вставьте формулы пропущенных веществ и расставьте коэффициенты.

12. Оксид лития часто используется для получения специальных стекол с высокой термической стойкостью. Оксид лития получают путем окисления лития кислородом.

Литий массой 3,5 г сожгли в кислороде. Рассчитайте массу оксида лития, образовавшегося при этом. Ответ укажите в граммах с точностью до десятых.

13. Ацетилен важное вещество в химической промышленности. Его используют для получения полиацетилена, этанола, уксусной кислоты и многого другого. Также его применяют в газовой сварке и в ракетном топливе. В соответствии с приведённой ниже схемой замените знаки «?» на реагенты или продукты реакции. Вещества должны соответствовать номеру реакции.

14. Раствор глицерина используют в медицине и в пищевой промышленности. Чему равна масса глицерина, которую необходимо добавить к 100 г 10%-го раствора глицерина, чтобы получить раствор с массовой долей 15%? (Запишите ответ с точностью до целых).

Похожие работы:

«Методичне об’єднання вчителів початкових класів Проблема, над якою працює МО вчителів “Вдосконалення уроку шляхом особистісно-зорієнтованої системи навчання і виховання”Відомості про членів шкільного методоб’єднання1.Дмитренко Н. П. класовод 2 класу2. Харченко Г. М. класовод 1-Б класу3. Черняк С. Г...»

«Практическая работа:Решение экспериментальных задач

Всероссийская Проверочная Работа ВПР Химия 11 класс 27 апреля 2017 Вариант 1 – Всероссийская Проверочная Работа

1. Из курса химии Вам известны следующие способы разделения смесей:

отстаивание, фильтрование, дистилляция (перегонка), действие магнитом, выпаривание, кристаллизация.

На рис. 1 и 2 представлены два из перечисленных способов.

Из предложенных смесей выберите те, которые можно разделить с помощью способов, изображённых на рисунках.
а) речной песок и древесные опилки
б) вода и спирт
в) сахарный песок и крахмал
г) поваренная соль и вода

Запишите в соответствующие графы таблицы названия выбранных смесей, номер соответствующего рисунка и название способа разделения смеси.

2. На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.

На основании предложенной модели выполните следующие задания:
1) запишите порядковый номер химического элемента, которому соответствует данная модель атома;
2) запишите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;
3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот элемент.
Ответы запишите в таблицу.

3. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений. Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента радиусы атомов в периодах уменьшаются, а в группах увеличиваются.

Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения радиуса атомов следующие элементы: Li, Be, Na, Mg. Запишите символы элементов в нужной последовательности.
Ответ:

4. В приведённой ниже таблице представлены примеры формул веществ с ковалентной и ионной химической связью.

Проанализируйте данные таблицы: каков качественный состав веществ, имеющих определённый вид химической связи.

Определите вид химической связи: 1) в молекуле брома (Br 2); 2) в оксиде лития (Li 2 O).
1) В молекуле брома
2) В оксиде лития

5. Сложные неорганические вещества условно можно распределять, то есть классифицировать, по четырём классам, как показано на схеме. В эту схему впишите недостающие названия двух классов и две формулы веществ, являющихся представителями соответствующих классов.

Для выполнения заданий 6–8 используйте информацию, содержащуюся в данном тексте.

Алюминий – третий по распространённости элемент земной коры. На основе алюминия производят относительно дешёвые сплавы, которые обладают высокой прочностью. Из этих сплавов изготавливают кастрюли, сковороды, противни, половники и прочую домашнюю утварь. Алюминиевая посуда отлично проводит тепло, очень быстро нагревается, при этом легко чистится. На алюминиевой фольге запекают мясо в духовке и выпекают пироги; в алюминиевую фольгу упакованы масла и маргарины, сыры, шоколад и конфеты. Металлический алюминий устойчив к коррозии, так как при взаимодействии с кислородом воздуха на его поверхности образуется тонкий слой оксида алюминия (Al 2 O 3), который имеет большую прочность.

Наиболее распространённые природные соединения алюминия – его оксид и гидроксид. Эти соединения обладают амфотерными свойствами, то есть могут проявлять как оснόвные, так и кислотные свойства в зависимости от характера вещества, которое с ними вступает в реакцию. Благодаря способности нейтрализовать кислоту гидроксид алюминия (Al(OH) 3) используется в медицине при изготовлении лекарств
от язвы желудка и изжоги. В лаборатории гидроксид алюминия можно получить при действии щелочей (без избытка) на растворы солей алюминия.

6. 1) Составьте уравнение реакции образования оксида алюминия.
Ответ:
2) Назовите три свойства алюминия, которые обусловили его применение для
изготовления бытовой посуды.
Ответ:

7. 1) Составьте молекулярное уравнение реакции между гидроксидом алюминия и соляной
кислотой (HCl).
Ответ:
2) Укажите, какие свойства (оснόвные или кислотные) проявляет гидроксид алюминия
в данной реакции.
Ответ:

8. 1) Составьте сокращённое ионное уравнение реакции между растворами сульфата алюминия Al 2 (SO 4) 3 и гидроксида натрия (без избытка).
Ответ:
2) Объясните, почему для получения гидроксида алюминия в этой реакции не должно быть избытка щёлочи.
Ответ:

9. Дана схема окислительно-восстановительной реакции.

NH 3 + CuO → N 2 + Cu + H 2 O

1. Составьте электронный баланс этой реакции.
Ответ:
2. Укажите окислитель и восстановитель.
Ответ:
3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.
Ответ:

10. Дана схема превращений:

Zn → ZnSO 4 → ZnCl 2 → Zn(OH) 2

Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.
1)
2)
3)

11. Установите соответствие между формулой органического вещества и классом/группой, к которому(-ой) это вещество принадлежит: к каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В

12. В предложенные схемы химических реакций вставьте формулы пропущенных веществ и расставьте коэффициенты там, где это необходимо.

13. Нитрат натрия (натриевую селитру) используют в качестве минерального удобрения, которое способствует росту зелёной массы растений.
Вычислите массу нитрата натрия, полученную при взаимодействии 200 г гидроксида натрия с избытком раствора азотной кислоты. Запишите уравнение протекающей реакции и подробное решение задачи.
Ответ:

14. Пропилен получают в процессе термического крекинга углеводородов нефти и используют при производстве полимеров, спиртов, ацетона, каучуков, моющих средств.
В соответствии с приведённой ниже схемой составьте уравнения реакций, характерных для пропилена. При написании уравнений реакций используйте структурные формулы органических веществ.

Ответ:
1)
2)
3)

15. В автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторах в качестве электролита применяется 35%-ный раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Рассчитайте массы безводной серной кислоты и дистиллированной воды, которые необходимы для приготовления 800 г такого раствора. Запишите подробное решение задачи.
Ответ:

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

3. Записан ряд химических элементов:
Be → Li → Mg → Na (или Be; Li; Mg; Na)

4. Элементы ответа:
1) В молекуле брома ковалентная связь.
2) В оксиде лития ионная связь

5. Элементы ответа:
1) Записаны названия двух недостающих классов веществ: основания (гидроксиды) и соли.
2) Записаны формулы двух недостающих веществ

6. Элементы ответа:
1) 4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3
2) Использование алюминия для изготовления бытовой посуды обусловлено следующими тремя свойствами: 1) образует прочные сплавы; 2) отлично проводит тепло; 3) устойчив к коррозии

7. Элементы ответа:
1) Al(OH) 3 + 3HCl = AlCl 3 + 3H 2 O
2) Гидроксид алюминия в этой реакции проявляет оснόвные свойства (или свойства основания)

8. Элементы ответа:
1) Al 3+ + 3OH – = Al(OH) 3
2) Так как образующийся гидроксид алюминия является амфотерным гидроксидом и наряду с кислотами способен реагировать со щелочами, то при добавлении избытка щёлочи будет в ней растворяться

9. Элементы ответа:
1) Составлен электронный баланс:

2) Указано, что азот в степени окисления –3 (или NH 3) является
восстановителем, а медь в степени окисления +2 (или CuO) – окислителем.
3) Составлено уравнение реакции:
2NH 3 + 3CuO = N 2 + 3Cu + 3H 2 O

10. Элементы ответа:
Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений:
1) Zn + H2SO 4 = ZnSO 4 + H 2
2) ZnSO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + ZnCl 2
3) ZnCl 2 + 2NaOH = Zn(OH) 2 + 2NaCl

11. Записан ряд чисел, соответствующих верному ответу: 432

12. Элементы ответа:

13. Элементы ответа:
1) Составлено уравнение реакции:
NaOH + HNO 3 = NaNO 3 + H 2 O
2) Рассчитано количество искомого вещества:
n(NaOH) = 200 / 40 = 5 моль
n(NaNO 3) = n(NaOH) = 5 моль
3) Рассчитана масса искомого вещества:
m(NaNO 3) = 5 · 85 = 425 г

14. Элементы ответа:
Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме:

15. Элементы ответа:
1) Рассчитана масса растворённого вещества:
m(серной кислоты) = 800 · 0,35 = 280 г
2) Рассчитана масса воды в растворе:
m(воды) = 800 – 280 = 520 г