Изобилующие и недостаточные глаголы

Некоторые глаголы в русском языке имеют особенности образования и употребления опре­деленных форм, в частности форм лица. К ним принадлежат две группы глаголов – недостаточ­ные и избыточные (изобилующие).

Недостаточные – это глаголы, которые не образуют некоторые личные формы. Чаще всего невозможно образование I и II лица ед. и мн. ч. по семантическим, словообразовательным или фонетическим причинам.

Семантические причины – действие относится не к человеку, а к предмету, животному и растительному миру: проростать, пригорать, струиться, жеребиться .

Словообразовательные причины – образованная форма совпадает с уже существующей формой другого глагола: “бужу ” от бузить (ср. бужу от будить ); “тужу ” от тузить (ср. тужу от тужить ); “держу ” от дерзить (ср. держу от держать ).

Фонетические причины – образованная форма звучит неблагозвучно или необычно. Так, по этой причине не образуются формы I лица ед. ч. от глаголов победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дудеть, пылесосить . Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить, воспользуюсь пылесосом .

Избыточные глаголы образуют в одном из лиц двоякие формы настоящего времени: брызжешь и брызгаешь , обвесить и обвешать , мучаешь и мучишь , машешь и махаешь , мурлычет и мурлыкает , полощет и полоскает . Различие между этими формами или стилистическое (машешь, мурлычет, полощет – общеупотр.; махаешь, мурлыкает, полоскает – разг.) или смысловое (брызжешь – “разбрызгивать в разные стороны, разлетаться каплями”; брызгаешь – “брызгать в определенном направлении, опрыскивать, окроплять”; обвесить – “недовесить товар с целью обмана”; обвешать – “увешать чем-либо со всех сторон”).

Следует также запомнить следующие правила, связанные с трудностями употребления некоторых форм глагола.

1. В глаголах несовершенного вида с суффиксами -ива -, -ыва - с чередованием в корне о //а формы с гласным о являются нормой книжной речи, формы с гласным а характерны для устно-разговорной речи: заподозривать – заподазривать, обусловливать – обуславливать, опорочивать – опорачивать, подзадоривать – подзадаривать, уполномочивать – уполномачивать . Однако такие формы, как дотрагиваться, затрагивать, облагораживать, удваивать являются нормой современной литературной речи, а их варианты с о воспринимаются как устаревшие.

2. Некоторые бесприставочные глаголы, обозначающие движение, имеют двоякие формы несовершенного вида: бегать – бежать, водить – вести, гонять – гнать, ездить – ехать, ходить – идти, возить – везти, летать лететь и т.д. Первые глаголы в каждой паре обозначают действие без указания на направление или действие (галголы неопределенного движения), а вторые – действие, протекающее в одном направлении (глаголы определенного движения). Ср. грузовик возит кирпич – грузовик везет кирпич, самолет летает над лесом – самолет летит над лесом .


3. У некоторых глаголов существуют параллельные формы с суффиксами -изирова - и -изова -: легализоваться – легализироваться, локализовать – локализировать, стандартизировать – стандартизовать, популяризировать – допустимо популяризовать .

4. Определенные глаголы вызывают затруднение при образовании некоторых личных форм . Необходимо запомнить, что нормой литературной речи являются обниму, обнимешь, обними; лягу, ляжешь, ляжем, ляжете, лягут, ляг, лягте . Варианты обойму, ляжу являются просторечными. Такая же дифференциация существует между формами бреюсь, бреешься – броюсь, броешься, влечет – влекет, выжжешь – выжгешь, вытру – вытеру, выщиплю – выщипаю, езжу – ездию, катишь – котишь, выздоровею – выздоровлю . Нормативными являются первые формы, вторые – просторечные или разговорные варианты.

5. Нередки затруднения в образовании форм повелительного наклонения , это также связано с существованием вариантов.

· Некоторые глаголы с приставкой вы - образуют параллельные формы повелительного наклонения: высунь – высуни, выставь – выстави, выправь – выправи, высыпь – высыпи . Вторые варианты в каждой паре имеют устаревший или книжный характер.

· Глаголы почистить, портить, корчить, морщить, уведомить, закупорить тоже образуют параллельные формы: почисть – почисти, не порть – не порти, не корчь – не корчи, не морщь – не морщи , уведомь – уведоми, закупорь – закупори . Нормативной являются первые формы, однако во множественном числе нормой будут формы на –ите : почистите, не портите .

· От глаголов ехать, гнить, колебать, плескать формы повелительного наклонения образуются так: поезжай (допустимо езжай , но не едь !), сгнивай , колебли , плещи . От глагола бегать бегай, бегайте , от глагола лечь ляг, лягте .

6. В парах кружить – кружиться, плескать – плескаться, решить – решиться первые (невозвратные) формы характеризуются как общелитературные, нормативные, вторые – как разговорные. Разговорно-просторечный характер имеют также глаголы играться, плеваться, стареться и др.

7. При использовании глаголов на –ся следует учитывать возможность совпадения у них двух значений – страдательного и возвратного, что может породить двусмысленность: Сюда собираются дети, потерявшиеся на улице (сами приходят или их собирают?). В подобных случаях необходима соответствующая правка 1) Сюда приходят дети …; 2) Сюда собирают детей

Морфологическая категория лица – это система противопоставленных друг другу рядов форм, выражающих отнесенность или неотнесенность действия к участникам речевого акта. Формы лица выражают отнесенность действия к говорящему (формы 1 лица), к собеседнику (формы 2 лица) или к лицу, которое не является ни говорящим, ни собеседником, а также к неодушевленному предмету (формы 3 лица).

Соответственно в глаголе выделяются значения собственно-личные (это значения 1 и 2 л.) и значение предметно-личное (это значение 3 л.). Формы 1 и 2 л. как выражающие отнесенность действия к участникам речевого акта противопоставлены формам 3 л. как не выражающим такой отнесенности. С этой характеристикой форм 3 л. связана и их способность выражать действие, не отнесенное ни к лицу, ни к предмету (см. § 1520).

Категория лица тесно связана с другими категориями глагола: наклонения, времени и числа. В изъявит. накл. формальное выражение наст. и буд. (простого и сложного) вр. связано с личными формами. Показателем значения 1, 2 или 3 л. служит флексия, одновременно имеющая значение ед. или мн. ч. Повелит. накл. характеризуется системой личных форм, по своей организации отличающейся от системы личных форм изъявит. накл. Сослагат. накл. и прош. вр. изъявит. накл. по отношению к морфологической категории лица характеризуется отрицательно: в этих формах представлены различия не по лицам, а по родам (в ед. ч.).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 36. Категория лица глаголов. Изобилующие и недостаточные глаголы. Безличные глаголы. Употребление личных и безличных форм глаголов.:

  1. 30. содержание и средства выражения категории лица глаголов. Способы выражения лица у глаголов настоящего и прошедшего времени. Особенности употребления личных форм глагола, их роль в создании значений обобщенности и неопределенности.
  2. 31. На основании каких признаков можно выделять безличные глаголы? Классификация безличных глаголов.
  3. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола. Глагол.
  4. 26. Глагол как часть речи, категории и формы глагола. Условия и приемы изучения глагола в начальной школе. Организация внеклассной воспитательной работы. Учитель как субъект педагогической деятельности.
  5. 37. Категория вида глагола. Образование видовых пар. Одновидовые и двувидовые глаголы. Использование глаголов разных видов Понятие о категории вида
  6. 21. место глагола в системе частей речи сря. Особенности глагола как части речи. Объем глагольной лексемы. Однозначно ли оценивают исследователи парадигму русского глагола?

Изобилующие и недостаточные глаголы

Некоторые глаголы имеют двойные формы для выражения значения одного и того же лица: машет – махает, кудахчет – кудахтает, каплет капает, связует – связывает, движет – двигает и т.д. Параллельные формы возникают, как уже говорилось выше, под воздействием глаголов продуктивных классов. Так, например, глаголы на ать, основа настоящего времени которых оканчивается на –aj- (т.е. глаголы 1-го класса): играть – играю, думать – думаю, считать – считаю, подчиняют себе многие другие глаголы на -ать : махать, метать и т.д. В результате появляются вариантные формы: машет – махает, мечет – метает и т.д.

Между возникшими вариантами, как правило, наблюдаются различия: а) стилистические; б) смысловые. Так, например, в паре махает – машет первая форма является разговорной, а вторая нейтральной; в паре хлестает – хлещет первая форма просторечная, а вторая – нейтральная; в паре двигается – движется первый вариант нейтральный, а второй умеренно-книжный. Формы метает – мечет равноправны стилистически, но различаются в смысловом отношении: "Спортсмен метает копье", но: "Рыба мечет икру".

Варианты в паре связывает – связует различаются сразу двумя свойствами. Форма связывает имеет несколько значений. Можно связывать концы двух веревок; о дружбе можно сказать, что она связывает (континенты), можно связывать кого-либо каким-нибудь обещанием и т.д. А форму связует можно употребить только в одном значении – "соединять, устанавливать связь, общение, близость, общность между кем-(чем-)нибудь": "Дружба связует к онтиненты". Вместе с тем эти две формы различаются и стилистически: связывает – нейтральное, а устаревшее книжное связует придает речи оттенок патетичности.

Некоторые глаголы, наоборот, не имеют всех из возможных шести личных форм. Эти глаголы называют недостаточными. Так, нельзя образовать формы 1-го лица ед. числа от глаголов победить, убедить, галдеть, затмить и т.п.; нет форм 1, 2 и 3-го лица ед. числа у глаголов сбежаться, толпиться ; не имеют форм 1-го и 2-го лица глаголы щениться, нестись, ржаветь.

Отсутствие отдельных личных форм может быть обусловлено:

1) традиционным представлением о неблагозвучности произношения: убедить, победить, галдеть, шелестеть, исколесить, голосить, затмить, простереть и др.;

2) лексическим значением глагола. Так, значение глаголов толпиться, скопиться и т.п. связано с представлением о множестве участников и исключает возможность употребления глаголов в единственном числе. Глаголы, которые обозначают процессы, происходящие в природе: осыпаться, сквозить, светать, гаснуть и т.д., или глаголы, называющие действия животных: нестись (о птицах), щениться, жеребиться и т.д., не употребляются в 1-м и 2-м лице. Однако при употреблении подобных глаголов в переносном значении эти формы легко появляются: "Я таю, жертва злой отравы" (П.); "Что это у вас яйца наполовину битые?"– "Почем я знаю! – весело отозвалась продавщица. – Я ведь сама не несусь " (газ.).


9. В диалоге:

– Надеюсь, ты победишь в себе страх перед темнотой?

– Конечно, побе... !

Не подходит ни «победю», ни «побежу», ни «побежду». Есть так называемые недостаточные глаголы, не имеющие отдельных личных форм, чаще всего формы 1-го лица. К ним относятся или

(1) глаголы, обозначающие действия, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу или его собеседнику (отпочковаться, горчить, ржаветь, отняться, заключаться, доиться, телиться) – таких глаголов в русском языке свыше полутора тысяч;

(2) глаголы, не имеющие формы 1-го лица ед. ч. по причинам фонетическим, вследствие появления непривычных звуковых сочетаний (например: затмить , ощутить, очутиться, дудеть, ерундить, убедить, чудить). Ко второй группе относится и глагол победить.

(3) В отдельных случаях соответствующие формы отсутствуют из-за фонетического совпаденияс формами других глаголов, встречающихся в более частом употреблении. Так, глаголы бузить, дерзить, тузить образуют теоретически возможных форм «бужу», «держу», «тужу», потому что последние уже существуют от глаголов будить, держать, тужить.

Если необходимо употребить эти глаголы в форме 1 лица, используется описательная форма: сумею победить, хочу убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить и т. п.

Кроме недостаточных глаголов, есть так называемые изобилующие глаголы, имеющие двоякие личные формы.

– Каждое утро полощи рот.

– Я и полоскаю.

В обеих репликах употреблен один и тот же глагол полоскать, но образованные от него формы различаются стилистической окраской: формы полощу, полощи – книжные, формы полоскаю, полоскай – разговорные. Двоякие формы встречаются у ряда глаголов: колышет – колыхает, кудахчет – кудахтает, машет – махает, плещет – плескает, рыщет – рыскает и др. (в каждой паре на первом месте стоит книжная форма, на втором – разговорная). Ср.: Идет седая чародейка, косматыммашет рукавом (Г. Р. Державин). Лошадь махает хвостом (M. E. Салтыков-Щедрин).

Некоторые параллельные формы различаются не стилистическими, а оттенками значения. Так, форма двигает (от глагола двигать) имеет значение «перемещает, толкая или таща что-либо» (двигает стол к окну),

формадвижет означает «приводить в движение» и переносно «побуждает, руководит» (пружина движет часовой механизм; ими движет чувство сострадания).

Ср.: С трудом двигаются усталые лошади (В. Г. Короленко). – Им движет чувство сострадания.

Форма капает имеет значение «падает каплями, льет по капле» (пот капает со лба, сестра капает лекарство), а форма каплет означает «протекает» (крыша каплет).

При употреблении глагола может возникнуть речевая ошибка из-за возможности двоякого толкования форм на -ся : Сюда собираются дети; Птенцы выкармливаются насекомыми; В помощь охотнику в сани впрягается собака .

10. Выберите правильные варианты.

1. Займите мне денег / Дайте мне денег взаймы / Одолжите мне денег . 2. Я одолжу у него денег / Я возьму в долг / Я займу у него денег . 3. Машина встала посреди дороги / Машина стала посреди дороги.

11. Исправьте речевые ошибки.

1. Едьте (поезжайте ) быстрее – я тороплюсь на поезд. 2. Я вас не уполномачивал (уполномочивал ) делать такое заявление. 3. Мне такая жизнь скоро опостылет (опостылеет ). 4. Она одела (надела ) пальто. 5. Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. 6. Каждый, пожелавший бы выступить на совещании, получит сло­во. 7. Фрукты нового урожая, отправляющиеся с юга, поступают уже в промышленные центры страны. 8. Ученики проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реорганизован.

Сегодня мы поговорим об особенностях правописания так называемых избыточных глаголов и попытаемся разобраться, как все-таки правильно: предмет движется или предмет двигается ? Итак, в рамках рубрики «Минутка грамотности » очередная порция нудной, но чрезвычайно полезной теории.

Избыточные глаголы.

Прежде всего, нужно начать с того, что глагол двигаться относится к так называемым избыточным (или изобилующим) глаголам. Эти глаголы отличаются от обычных тем, что имеют параллельные формы в настоящем времени, в повелительном наклонении, а также деепричастные и причастные формы. Естественно нередок тот случай, когда эти параллельные формы различаются стилистически и по смыслу. Например, стилистические отличия отчетливо прослеживаются у следующих избыточных глаголов:

  • Алкать . Алчу, алчешь, алчем, алчете, алчет – поэтическая, книжная форма. (Например: Наследник алчет власти ). Алкаешь – нейтральная форма.
  • Мурлыкать . Мурлычу – нейтральная форма. Мурлыкаю – разговорная.
  • Полоскать(ся) . Полощу(сь) – нейтральная форма. Полоскаю(сь) – разговорная.
  • Прыскать . Прыщу – нейтральная. Прыскаю – разговорная.

По смыслу же различаются такие глаголы как:

  • Брызгать . Брызгает - значит опрыскивает, окропляет, обдает брызгами (ребенок брызгает в прохожих ). Брызжет - имеет два значения: 1) разбрасывать капли, искры, мелкие частицы чего-либо (шампанское брызжет ); 2) ярко обнаруживаться, резко, отчетливо проявляться (радость так и брызжет из глаз ).
  • Метать . Мечет - бросает, разбрасывает (рвет и мечет ). Метает - бросает с размахом, кидает, целясь куда-нибудь (атлет метает молот ).
  • Капать . Капает - падает каплями (вода капает с крыши ). Каплет - протекает, пропускает по каплям влагу (крыша каплет ).

Не стоит забывать, что перечень избыточных глаголов далеко не ограничивается вышеперечисленными примерами. Для более полного ознакомления рекомендую обращаться к специальной литературе.

Движется или двигается.

Интересующие нас формы настоящего времени глагола двигаться (движется и двигается ) различаются по смыслу в зависимости от значений самого глагола.

Итак, двигаться :

  1. находиться в движении, перемещаться, направляться. К столице движется антициклон. Преступник движется по объездной дороге.
  2. трогаться в путь, отправляться. Время двигаться в дорогу .
  3. шевелиться (слегка двигаться), изменять положение тела. Кролик двигается в норе .
  4. обладать способностью движения. Уж и ноги не двигаются.
  5. (перен.) содействовать развитию чего-либо, побуждать, руководить. Куда движется научная мысль?

При употреблении глагола двигаться в 1-м и 3-м значениях возможны обе параллельные формы. Примеры: 1 значение – мы движемся (двигаемся) в ногу со временем ; 3 значение – руки мастера движутся (двигаются) с необычайной быстротой . Вместе с тем форма двигается в современной литературной речи, в целом, является более предпочтительной. Не исключено, что такое предпочтение поддерживается употреблением исключительно этой формы, когда глагол двигаться выступает в 4-м значении (обладать способностью движения): у нового робота даже зрачки и веки двигаются .

Когда глагол двигаться выступает во 2-м значении, используется только форма двигается : поезд двигается с перрона .

В 5-м, переносном, значении чаще всего употребляется форма движет : И слово движет. И земля горит!

Итак, на этом все на сегодня. Запоминаем, что поезд двигается (читай, начинает движение) в путь . В значении «перемещается, передвигается» имеем равноправные варианты употребления: поезд двигается (движется) медленнее автомобиля. Подписывайтесь на обновления блога «Литературная мастерская»! Любите русский язык! До скорых встреч!