Как начать первые уроки по английскому. Максимально эффективный урок английского языка

Как часто, пройдя обучение английскому языку онлайн , или закончив курсы, вы обнаруживаете, что недостаточно овладели языковыми навыками? А возможно, вы сами преподаете, и замечаете, что порой не все грамматические правила усваиваются студентами в нужной степени, а изучение лексики не приносит результатов - слова забываются или вовсе не фиксируются в памяти обучающихся.

В чем причина эффективности наших уроков?

Как провести урок английского языка так, чтобы студенты запомни максимум полезной информации? Рассмотрим ключевые правила построения уроков.

  • Проанализируйте план уроков английского языка в целом. Самое важное условие, которое следует соблюдать при составлении планов занятий - это поэтапное изучение языка: какая-либо одна тема должна быть неразрывно связана с другими. Если, например, изучив страдательные залоги, вы в ходе следующих занятий не будете возвращаться к этой теме, то можно с уверенностью сказать, что эта тема забудется студентами. Также обстоят дела и с лексикой. Зачастую, изучив лексику, скажем, связанную с темой ″Магазины″, в последующем уже никогда к ней не возвращаются. Таким образом, фразы, закрепленные в ходе работы над темой, к концу курса забудутся, потому что не войдут в активный запас слов.
  • Прекрасным образцом, как правильно планировать уроки может послужить система курсов известной школы EF English First, которая организует курсы английского языка в Санкт-Петербурге , Москве и ряде других городов России. Все уроки неразрывно связаны между собой, причем идет постоянная активная работа по использованию выученных речевых моделей во время всего курса. Например, лексика, изученная студентами в курсе High Flyers, рассчитанного на детей 7-9 лет, активно используется в следующем курсе EF Trailblazers, который изучают дети 10-13 лет. Таким образом формируется богатый активный словарь.
  • Эффективность уроков во многом зависит от того, насколько разнообразны уроки по форме и наполнению. Методика преподавания постоянно обогащается новыми приемами и технологиями, которые успешно применяются преподавателями школы EF English First. Во время уроков широко применяются игровые технологии, особенно на уроках английского языка для детей , используются интерактивные доски, участники курсов участвуют в создании презентаций, есть свои видео и аудио уроки. Для подростков и взрослых в школе еженедельно устраиваются мероприятия в Life Club - это вечеринки, дни рождения, праздники и семинары, на которых в неформальной обстановке студенты могут развивать свои навыки владения языком.
  • В каждом уроке обязательно должен быть этап, в ходе которого студенты убеждаются, что полученные знания обязательно пригодятся в жизни. Такая сильная привязка к жизненным ситуациям прекрасно продемонстрирована в курсе EF Real English, где каждый урок исследует конкретные жизненные ситуации.
  • Система поощрений. Любому ученику, вне зависимости от его возраста, важно, чтобы в ходе обучения его поощряли, создавая при этом дополнительную мотивацию. В качестве поощрения может служить что угодно: баллы, оценки, какие-то символы или значки, которые раздаются во время занятий. В EF English First создана специальная программка, которая называется ″Отчет о прогрессе″. В данном отчете в виде графика предоставлены все сведения об успеваемости студента. Таким образом, каждый ученик наглядно видит, какие он уже усвоил, что нужно повторить, и какие вершины еще предстоит покорить.

Губанова Алла Сергеевна

МКОУ «Никольская СОШ»

Аннинский район,

Воронежская область

учитель английского языка

Меняется время, меняемся мы. От традиционных форм и методов в педагогике мы переходим к инновационным. Одна из пословиц гласит: «Правильное начало – половина дела». Действительно, начало урока – ключ к успешному проведению урока. Как правильно начать урок английского языка, чтобы заинтересовать детей?

Классическое начало урока - диалог с учителем.

Это знакомые нам еще с нашего детства вопросы:

How are you?

What day is it today?

What’s the weather like today?

What is your homework?

Ученики довольно быстро запоминают ответы. Следующий этап – умение спрашивать других ребят. Ролевая игра «Я - учитель» особенно нравится моим ученикам. Также можно предложить дежурным заранее написать вопросы с пропущенными словами, например:

How_____ you?

What is ___weather____ today?

Учащийся восстанавливает вопрос, а затем отвечает на него. В дальнейшем постепенно можно добавлять новую лексическую единицу. Например, можно научиться использовать не только «like», но и такие глаголы, как «to be fond of, enjoy, …»

Реализуя ФГОС, считаю уместным конструктивный диалог, чтобы ученики и слушатели превратились в непосредственных участников происходящего. Начать урок можно с дружеской ноты, поинтересовавшись, как обучающиеся себя чувствуют, как провели выходные или какие у них планы на завтра, что они собираются после школы. Это позволяет раскрыться ребятам с другой стороны, узнать об их хобби и увлечениях.

А как разнообразить такие обязательные части урока как проверка домашнего задания и закрепление пройденного материала? Во многом это зависит от темы. Если тема «Погода», можно поиграть в метеорологов, если темы «Дом», «Семья», «Внешность», можно подключить воображение и попросить рассказать о своем видении будущего кого-то из ребят. Все советы и рекомендации должны даваться на английском языке. Любимыми формами повторения лексики являются кроссворды, игра в лото, перевертыши.

Речевая разминка. Она призвана для создания особой иноязычной атмосферы на уроке, для так называемого «вхождения в урок». Для учителя речевая разминка – это, во-первых, способ помочь учащимся войти в языковую среду после того, как они приходят на урок английского языка после изучения других школьных предметов; во-вторых, настроиться на общение на английском языке; в-третьих, позитивный настрой на весь дальнейший урок. Все это одновременно и всего за 1-2 минуты.

Персонализация - главный принцип обучения английскому языку, который заключается в том, что хорошо усваивается и запоминается только то, что имеет непосредственное отношение к человеку.

Вот некоторые примеры речевой разминки:

1. Цифровой разговор

Учащимся на обсуждение дается любая тема, но при обсуждении этой темы надо сказать пять разных цифр: дату, цену, телефоны, время, размеры и т. д.

2. Новости. Обзор новостей учащимся было получено сделать на предыдущем уроке. Звучат новости различного плана: политические, криминальные, музыкальные, спортивные и др. Кто-то из ребят поленился и домашнее задание не выполнил и потому на ходу берут новости из мобильного телефона. Ничего страшного, пусть потренируются в переводе.

3. Следи за ответом

Цель этой разминки - научиться правильно задавать и отвечать на вопросы. Эта разминка подходит для закрепления любых грамматических структур. Вопросы можно подготовить для учащихся заранее, либо предложить им самим составить вопросы. Участники встают в круг, но вопросы задаются не соседу, а тому, кто стоит за ним. Тот, кто запутывается или отвечает не на свой вопрос, выбывает из игры.

4. Скороговорки можно использовать в этих целях.

Pansies purple, poppies red,

Primrose pale with golden head. (p)

Lovely colours gleaming brightly,

Laughing water lapping lightly. (l)

William Winter and Walter Wilkins always wash the walls between the windows white with water. (w)

5. Чанты, песни

Чанты хороши тем, что они легко запоминаются, а значит запоминается лексика и грамматические правила.

Работа с чантом: один ученик читает левую сторону, остальные отвечают хором (правая сторона).

Пример :

Banker’s Wife Blues

Where does John live?

He lives near the bank.

When does he work?

He works all day and he works all night

At the bank, at the bank, at the big, grate bank.

Where does he study?

He studies at the bank.

Where does he sleep?

He sleeps at the bank.

Why does he spend all day, all night, day, all night

At the bank, at the bank, at the big, grate bank?

Because he loves his bank more than his wife

And he loves his money more than his life.

Тренируются вопросы и ответы в простом настоящем времени.

Опытный учитель может придумать свой чант с текущей лексикой.

Песни - источник новой лексики, но что еще более важно – они помогают учащимся расслабиться, научиться правильному произношению и почувствовать себя способным к изучению английского языка.

Песни надо почаще менять, но иногда возвращаться к изученным. Слова песни можно изменить.

Если есть картинки, связанные с песней, то можно прервать пение и 2-3 минуты посвятить описанию картинок.

6. Идиомы, пословицы

Один раз в неделю меняется идиома или пословица, о которой рассуждают учащиеся - объясняют значение, используют в короткой истории, диалоге, рассказывают о происхождении, описывают забавную картинку, подбирают русский эквивалент. К концу недели идиома становится «родной» и активно усваивается.

Учеников можно попросить нарисовать картинку, объясняющую идиому. Рисунки бывают очень удачные и используются не один год.

Пословицы можно изучать очень интенсивно – одну за два урока, можно придумывать истории, которые заканчиваются какой-либо пословицей.

7. Стихи

Для младших школьников – это простые стихи, которые в игровой форме легко заучивают практически все. Желательно связать стихотворение с изучаемой темой. Можно декламировать хором, по строчке, даже читать, но текст должен быть с пропущенными словами.

К стихотворению можно подобрать идиому или пословицу, которую объясняем, когда все (или почти все) выучили стихотворение. Можно изменять стихотворение, причем, с активным участием детей. Например, изучали стихотворение:

Fly, little bird, fly!

Fly into the sky!

1, 2, 3, you are free!

Ученики смогли творчески переработать стихотворение:

Run, little rabbit, run!

In the forest have fun!

One, two, three, four,

Do you want to run more?

Некоторые стихи можно прочитать очень быстро и они превращаются в скороговорки. Например :

Cats

By E. Farjeon.

Cats sleep anywhere,

Any table, any chair,

Top of piano, window-ledge,

In the middle, on the edge,

Open drawer, empty shoe,

Anybody’s lap will do,

Fitted in a cupboard box,

In the cupboard with your frocks –

Anywhere! They don’t care!

Cats sleep anywhere.

Желательно подобрать к стихотворению картинку для описания. Но это уже следующий прием.

8. Картинки

Лучше использовать рисунки учеников и реальные фотографии.

Хорошо, когда в учебнике есть хорошая картинка по текущей теме.

Тогда можно дать домашнее задание – описать ее, но в классе обязательно нужно добавить свой вопрос, новое слово, выражение, которые обязательно нужно вспомнить на следующем уроке.

Если собран большой запас картинок, то проблем с фразами:

He is reading.

She is eating.

не будет. Но картинок может быть очень много и тренироваться нужно часто. Современные учебники для начальной школы хороши, а для более взрослых учеников (особенно отстающих) нужно использовать дополнительные картинки.

Изучение новой лексики может превратиться в увлекательную игру для малышей

Младшие школьники очень любят другую игру «Hidden pictures», с помощью которой, тоже тренируются новые слова, а также новые фразы. Например :

I have got a pie. My pie is red.

Если на картинке спрятано 10 слов, то можно дать 3-4 слова и собрать картинки, которые не подписывают, поэтому на следующий раз пирог может достаться зеленый.

Начало урока занимает важное место для создания иноязычной атмосферы на уроке и так называемого «вхождения в урок», это способ заинтересовать учащихся и привлечь их внимание. Методов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Важно – не применять их часто в одном и том же классе, видоизменять и понимать, что выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности.

(2,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.













Назад Вперёд

Цель: Апробация технологии компетентностного типа «деловая игра», освоение профессиональных компетентностей: организация, планирование, проведение уроков английского языка студентами дополнительной подготовки, формирование навыков самоанализа, пропаганда профессиональной деятельности.

Форма проведения: деловая игра.

Оборудование: аудиовизуальные технические средства, демонстрационный материал, игрушки, оформление игр (графическое, художественное).

Участники: студенты 5 курса дополнительной специализации - учителя английского языка начальной школы, студенты 201 гр. – учащиеся начальной школы.

Ход игры

1. Ведущий.

Мы назвали нашу встречу фестиваль методических идей. Фестиваль – это значит праздник, торжество, победное шествие.

Представляю вам участников: студенты дополнительной подготовки в области иностранного языка: Сутула Анна, Москаленко Светлана, Дудченко Мария. Они выступают в роли учителей английского языка в начальной школе. Студенты 201 группы – учащиеся начальной школы.

2. Требования к уроку английского языка в начальной школе. Сутула А.

В памяти учащихся сохраняется

  • 20% того, что они слышали,
  • 30% - что видели,
  • 50% - что видели и слышали,
  • 70% - что сами повторили и пересказали,
  • 90% того, что сами сделали.

Урок английского языка в начальной школе должен соответствовать ряду требований:

  • планироваться с учётом коммуникативной направленности, которая должна его пронизывать в ходе реализации практической цели обучения;
  • обеспечивать комплексное осуществление воспитательных, образовательных, развивающих целей;
  • иметь благоприятный психологический климат для учащихся;
  • вызывать у учащихся мотивацию изучения английского языка за счёт вовлечения каждого в активную, речемыслительную деятельность;
  • оснащаться необходимыми средствами, которые позволяют создавать учебную ситуацию;
  • включать разнообразные обучающие игры, чтобы снимать усталость и напряжение;
  • урок должен быть динамичным и вестись в хорошем темпе.

3. Структура урока английского языка и фонетическая зарядка.

Москаленко С.

В каждом уроке иностранного языка в начальных классах можно выделить постоянные и переменные элементы. К постоянным относятся: организация класса, фонетическая зарядка, речевая зарядка, задание на дом, итог урока, организованный конец урока.

Переменные элементы определяются набором и последовательностью задач по обогащению учащихся новым языковым материалом и формированию умений в аудировании, говорении, чтении.

Урок следует начать с приветствия и организации класса. С самых первых уроков учитель здоровается с ребятами на английском языке.

Good morning. My name is Svetlana Vladimirovna.

I am glad to see you. Now let’s begin!

Good morning, good morning Good morning, good morning

Good morning to you. I am glad to see you.

Sit down, please. I’ll be you teacher today.

Второй этап урока - повторение звуков английского языка т.е. фонетическая зарядка . Фонетическая зарядка позволяет сконцентрировать внимание учащихся на фонетических трудностях путём отработки звуков изолированно и в словах, словосочетаниях, предложениях, а также в рифмовках, песнях. Самое главное в фонетической зарядке – совершенствование произносительных навыков в целом и каждого в отдельности. На уроках в начальных мы используем презентацию. (Презентация 1)

Вспомним звуки английского языка, поможет в этом нам обезьянка, наша Monkey.

Наша обезьянка наводит дома порядок. Сначала она моет окна. Подышала на них [h], [h], [h].

Now repeat after me “hello, house, home”.

В окно она увидела слонёнка и дразнит его,

[η], [η], [η]. Lets sing a song. Are you sleeping/2times

Brother James? /2 times

Morning bells are ringing/2 times

Ding-ding-dong /2 times

Теперь обезьянка подметает веником пол [w], [w], [w].

Why do you cry, Willy? Why Willy, Why Willy, Why Willy

Why do you cry? Why?

Сейчас наша обезьянка выбивает половик [t], [t], [t].

Tick-tock, tick-tock Tick-tock, tick-tock

Ticks Tommy’s clock Ticks and ticks his clock.

Теперь она выбивает диванчик [d], [d], [d].

Dickory-dickory dock The Mouse ran up the clock

The clock struck one аnd down he ran

Dickory-dickory dock.

Let’s sing a song

The more we get together, together, together

The more we get together the happier well be

For your friends are my friends

And my friends are your friends

The more we get together the happier we’ll be.

Thank you very much.

4. Речевая зарядка . Дудченко М.

Речевая зарядка – это короткая беседа с учащимися обязательно на английском языке, чтобы ввести их в атмосферу языка. На начальном этапе это элементарная беседа, но постепенно она усложняется и варьируется. Надо, чтобы дети воспринимали эту беседу как настоящую: в ней может отражаться и тематический материал, над которым велась или ведётся работа. Например, о времени года, о родственниках, о любимом домашнем животном и т.д. Кроме того, это может быть беседа по извлечению информации о каких-то событиях в классе, в школе. Например, ребята ходили в цирк, можно спросить об этом, прошли каникулы, был праздник в классе, разговор может быть на эту тему.

1) Во 2-м классе изучается тема: «Семья», поэтому вопросы соответствующие.

Now, answer my questions.

What is your name? How old are you?

Where do you live?

В своих ответах используйте опоры:

No, I haven’t

Do you have a sister (a brother)?

How old is your sister?

Where does she live?

2) В 3 классе изучается тема «Продукты» (показ картинок или на Smart доске).

Let’s remember the words on topic “Food”. Repeat after me!

Для закрепления темы продукты используются игры «Снежный ком», «Глухой телефон», «Угадай».

Let’s play a game “Snowball”.

I like sweets … … .

I like sweets and bananas etc.

That’s all right.

А также мы используем презентацию. (Презентация 2)

3) В 4 классе словарный запас больше. Речевая зарядка может носить характер неподготовленной речи. Проводится игра «Интервью». Вопросы задаёт не только учитель, а ребята задают вопросы друг другу.

Let’s choose a “new pupil”.

Now ask him questions, please.

What is you name?

Can you ride a bike?

How old are you?

Can you play tennis?

Do you have a dog?

5. Игра на уроках английского языка в начальной школе. Сутула А.

Игра служит средством обучения языку, выработки у учащихся речевых навыков и умений. Игра на уроке выступает в качестве приема закрепления знаний и способа тренировки.

Как и любой другой вид деятельности, игра начинается с побуждающей причины (мотива), преследует определенную цель, имеет конкретное, понятное ребёнку содержание и исполнительную часть – игровые действия.

В игре возникает необходимость что-то сказать. Она диктуется внутренним желанием ребёнка принять участие в общении, в игровом действии.

Существует шесть основных целей использования игр на уроках иностранного языка:

  1. формирование определенных навыков;
  2. развитие определенных речевых умений;
  3. обучение умению общаться;
  4. развитие необходимых способностей и психических функций;
  5. познание (в сфере становления собственного языка);
  6. запоминание речевого материала.

Исходя из данных целей, имеется несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребёнка.

  1. Грамматические игры
  2. Лексические игры
  3. Фонетические игры
  4. Орфографические игры
  5. Творческие игры

Во 2 классе мы проводим игры с алфавитом. Например, игра «Собери всё по порядку». Представьте, что вы находитесь в осеннем лесу, ветер перемешал все листочки с буквами. Вам нужно собрать листочки в алфавитном порядке. Давайте повторим буквы.

Let’s sing «ABC» song.

Игра с числительными от 1 до 10 “Foot-prints” (Следы).

Давайте повторим с вами числительные. Я располагаю их на полу. Ваша задача шагать по следам и называть цифры по порядку. Подул ветер и все следы перепутал. Теперь нужно называть ту цифру, которую вы видите на следах.

Следующая игра называется «Угадай-ка» (“Try to guess”). I have a magic bag. There are many toys. Try to guess what toy I have. Is it a fox?

Следующая игра is it a bear? "What is missing?” называется «Что исчезло?». Я спрячу одну игрушку, а вы должны угадать что исчезло. Let’s begin. Close your eyes. It’s a tiger.

6. Физминутка.Дудченко М.

- Необходимой частью урока являются физминутки. Учитываются возрастные особенности и тот факт, что уровень двигательной активности на уроках низкий. Целью является снять умственное напряжение, дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведёт к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения.

Let’s have a rest. Stand up!

Repeat after me.

1) Hands up!
Hands down!
Hands on hips
Sit down
Stand up
Hands to the sides
Bend left, bend right
Hands on hips
One, two, three, hop
One, two, three stop
Stand still.

2) Hands up!
Clap, clap, clap
Hands down shake,
Shake, shake
Hand on hips
Jump, Jump, Jump
Hop, hop, hop
Stop!
3) Nick and Andy
Sugar and candy
I say “Jump” (run, fly, swim, dance, sit down)
4) Let’s sing and dance
One, two, three on the tiptoes/2 times
One, two, three turn around
Clap, clap, clap and step aside

7, Песни, рифмовки.Москаленко С.

Один из приёмов обучения в начальной школе – использование музыки и песен на уроках иностранного языка. Важность этой работы трудно переоценить.

Во-первых, это тот материал, который дети любят, который им интересен, а, следовательно, значение работы с ним положительно-эмоционально окрашено для ученика, радует детей.

Во-вторых, песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения.

В-третьих, при работе с песней мы решаем проблему многократного повторения высказываний. Повторение происходит на уровне подсознания. С помощью песен можно облегчить понимание нового грамматического материала, помогает усваивать сложные конструкционные предложения. Есть такие песни, которые можно использовать на разных этапах урока, т.е. в момент введения лексики или грамматической структуры, в период тренировки и применения в речи. Яркое преподнесение материала позволяет мобилизовать различные интеллектуальные ресурсы (внимание, образное мышление) и надолго остаётся в памяти.

Например, эту рифмовку используют для лучшего усвоения цвета.

I see green, I see yellow
I see that funny fellow
I see red, I see blue
I see you, and you, and you.
I see black, I see brown
I stand up and sit down.

А вот песенка, которая тоже помогает учащимся усвоить название цвета. Исполняется песня на мелодию знакомой песни «Нам не страшен серый волк». Первоначально учитель сам поёт песню, затем меняет порядок цветных полос, и дети предлагают свой вариант песни.

White and pink and grey and red
Grey and red, grey and red
White and pink and grey and red
Brown and black and yellow.

С помощью песни, которая сейчас прозвучит, можно представить, а затем усвоить части тела, а также модальный глагол “can” – могу, умею.

Let’s sing a song.
My eyes can see
My ears can hear
My nose can smell
My mouth can talk
My head can nod
My arms can hold
My legs can walk
And walk and walk.

Когда ребята выучат эту песню, то можно использовать песню-игру “Alluette”, где роль ведущего сначала выполняет учитель, а затем ребята по-очереди.

Alluette, little Alluette
Alluette, play the game with me
Put your finger on your nose/ 2 times
On your nose, on your nose
Don’t forget, Alluette.

Ребята 3 класса с удовольствием поют песню с движениями, чтобы запомнить слова по теме «Мой день». В ней чередуются очень трудные звуки [w][ð] т.е. губной и межзубный. “This is the way…”

This is the way
We wash our hands
We wash our face
Brush our teeth
Comb our hair
Drink our milk
Go to school
Every day in the morning.

В 3 классе учащиеся проходят тему «Продукты». Песня помогает лучше запомнить лексику и структуру: “I like…” (Мне нравится…). А мелодия известна всем, мы поём на мотив песни «В лесу родилась ёлочка». Картинки помогают вспомнить слова на этапе введения, постепенно их убираем.

I like to eat some cucumbers
I like to eat some cheese
I like to eat some oranges
And what do you like to eat?
I like to drink some apple juice
I like to drink some tea
I like to drink some lemonade
And what do you like to drink?

Во 2 классе учащиеся изучают тему «Мои любимые игрушки». Эта песня может быть использована для лучшего запоминания лексики и структуры “I have”

I have, I have a tiger,
I have, I have a tiger,
I have, I have a tiger.
A tiger and a cat
Have you a tiger? Have you a tiger?
Yes, I have a tiger
Have you a cat? Have you a cat?
No, we have not.

Пары игрушек можно менять, и получится новая песня.

Песня “A girl from London” интересна ребятам по многим причинам. Во-первых, содержание песни – 3 куплета, выстроены в виде вопросов-ответов, а в них заключены самые важные вопросы о том, как тебя зовут, где ты живёшь, сколько тебе лет. Во-вторых, мелодия песни напоминает звучание Биг-Бена, часов, установленных на Домах Парламента в столице Великобритании Лондоне.

8. Итог урока.

Обязательным элементом урока является подведение итогов урока. Учитель должен больше подчеркивать достижения, удачи учащихся, чем неудачи. Исходя из цели урока, учитель делает выводы о достижениях.

Конец урока – это яркая точка или восклицательный знак. Песенка «Девочка из Лондона» может быть этой точкой. Урок следует закончить организованно:

Stand up!
Raise your head
Jump up high
Wave your hand
And say: Good buy!

9. Ведущий. Заключительное слово.

Наш фестиваль подошёл к концу, но нет конца творчеству, пусть появляются новые идеи, методические находки в ваших копилках, читайте, ищите новинки, претворяйте в жизнь, тогда уроки английского языка в начальной школе будут детям интересны и полезны. Теперь я попрошу участников высказать своё мнение.

Студенты 2 курса , выступавшие в роли учащихся начальных классах. «Участвовать в таких уроках интересно, мы много нового узнали, было занимательно, урок прошёл быстро, нам жаль, что наши уроки в начальной школе не были такими – с драматизациями, играми, физминутками, песнями».

Студенты 5 курса , выступавшие в роли учителей английского языка.

Света . «Мы получили хорошую подготовку на уроках методики – мы знаем много стихов, рифмовок, песен и с удовольствием разучиваем их с ребятами на практике пробных уроков. Они лучше запоминают слова, грамматику в песнях. Для нас большая награда, когда учащиеся на переменах продолжают петь на английском языке, ждут нас перед уроками, пытаются говорить с нами на английском языке».

Аня. « Мы из психологии знаем, что для младших школьников игра не самый главный вид деятельности, и, тем не менее, в играх ребята запоминают материал лучше, более естественными могут быть ситуации. Готовясь к урокам, мы не только пользуемся уже разработанными играми, но и придумываем свои».

Маша. « Очень важным мы считаем сохранение положительной мотивации в изучении английского языка. Поэтому концепция деятельностного подхода, коммуникативная направленность всех видов работы нам, будущим учителям, нравится».

Далее присутствующие на уроке преподаватели задали студентам ряд вопросов по теме урока, о степени сформированности у них профессиональных компетенций. Ответы вызвали удовлетворение и уровнем подготовки студентов, и уровнем владения материала.

Материалы деловой игры можно использовать на курсах повышения квалификации учителей английского языка в начальной школе, на методических объединениях учителей, на уроках методики преподавания английского языка в начальной школе.

Литература:

  1. Амамджян Ш.Г. Играя, учись! Английский язык в картинках для детей дошкольного возраста. М.: Просвещение.
  2. Дзюина Е.В. Поурочные разработки. – М.: Вако, 2005.

Преподаватели бьются об заклад, что их уроки английского языка чрезвычайно интенсивны и познавательны, опираясь на свой большой стаж; но нередко в итоге мы получаем обычные, ничем не отличающиеся от всех остальных, уроки. Выходит, не в стаже дело? Или мы просто не понимаем толк в интересных уроках?

В этой статье мы расскажем, какими качествами уроки должны обладать, чтобы получить статус «интересные», а также о том, как найти эти самые среди множества сереньких. То есть, данная статья подойдет как начинающим преподавателям, которые не стоят на месте и хотят всегда совершенствоваться, так и ученикам, которые хотят научиться выбирать качественных преподавателей по английскому языку. Конечно, пока не попробуешь – не поймешь, ведь на словах все преподаватели хорошие. Но если не с чем сравнить, то и попробовав, иногда трудно за один-два урока оценить, насколько уроки полезны и интересны и не наскучат ли они Вам в ближайшем будущем.

Что для нас означает понятие «интересно»?

Прежде всего, стоит разобраться, что подразумевается под понятием «интересно», и насколько это надо. Ведь если спросить у человека, что он хочет получить в конечном счете от уроков английского языка, то большинство ответят «знания». Стало быть, интерес – это не единственный критерий успешного освоения языка . Однако, как и любая другая деятельность, изучение английского языка предполагает довольно большой отрезок времени. На всем протяжении этого отрезка Вы должны стараться с наибольшим рвением подходить к процессу обучения: ведь именно если есть желание, есть и положительный результат. Не даром с маленькими детьми всякого рода уроки проходят всегда в игровой форме.

В то же время, не следует прибегать к крайностям. Если преподаватель на своих уроках будет с Вами только играть, не привнося никакой новой информации, Вы навряд ли останетесь довольны своим прогрессом в английском языке, и вскоре бросите английский вовсе. Точно также уроки не могут быть только познавательными. Нам всем хватило сухой зубрёжки в школе. А уж если платишь деньги за уроки английского, то хочется и удовольствие получать, ну хоть чуть-чуть.

Уроки должны быть в меру интересными и познавательными. Это процесс обучения языку как-никак, а обучение – это не всегда только игры. Скорее, уроки должны быть достаточно мотивирующими. Иными словами, Вы должны хотеть изучать и отрабатывать новый материал, Вы должны с удовольствием идти на занятия.

Интересные уроки на примере разговорных

Интересные уроки – это те, у которых четко соблюдается баланс между «веселостью» и «серьезностью». Например, если это разговорные уроки, нельзя только разговаривать и играть всё время. Ведь цель – научиться говорить на английском языке. А чтобы говорить, надо знать грамматику, много слов, а также уметь всё это правильно произносить.

Добиться этого можно разными путями. Вот один из возможных вариантов соблюдения баланса на разговорных уроках английского языка:

Хороший, интересный урок должен быть, в первую очередь, разнообразным. Ведь даже самая интересная игра надоедает со временем. Поэтому в нашем примерном плане урока мы включили разные виды деятельности. Еще раз напомним, что данный урок является одним из множества вариантов!

  • Итак, если это, конечно, не первый урок, начнем с повторения прошлого материала . Не будем повторяться: если на прошлом уроке мы делали, скажем, устный перевод с русского на английский, то сейчас попробуем решить кроссворд на наши старые активные слова или поиграем в какую-нибудь настольную игру на английском языке, чтобы повторить прошлый материал.

  • Грамматику будем тоже делать этапами. Новую грамматику никогда нельзя проходить на новых словах, иначе в голове будет полная каша. Пройдем грамматику, отработаем ее на старых, уже знакомых нам, английских словах, и только когда грамматика немного усядется в голове, можно попробовать применить ее с новым вокабуляром, предварительно отработав его.

  • Новый вокабуляр хорошо отрабатывать в игровой форме. Ведь новые слова всегда тяжело запоминать. А если учить их на уроке, выполняя ролевые игры, презентации, конференции и пр., то Вы вовлечетесь в процесс, и новые слова будут отрабатываться сами собой. Лишь бы было интересно!

  • Фонетикой можно позаниматься в качестве небольшой паузы. Поломать язык и развлечься, немного отдохнуть от мозговой деятельности. Здесь тоже существует множество вариантов отработки звуков и интонации: скороговорки, стишки, диалоги и многое другое.

  • Под конец, когда всё более или менее отработано, а до конца урока осталось минут 10-15, можно просто расслабиться и обсудить какую-нибудь актуальную и волнующую нас проблему или просто поболтать на интересную тему.

Заключение. Качества интересного урока

Итак, какими качествами должен обладать урок, чтобы получить статус «интересный»:

  • Урок должен быть разнообразным. Одинаковые уроки, даже если они по началу кажутся интересными, вскоре надоедят Вам.
  • Урок должен быть познавательным. Каким бы интересным он ни был, если Вы не будете узнавать нового, в таких уроках просто нет смысла.
  • Урок должен быть структурированным. Нельзя скакать от грамматики к лексике, от лексики к грамматике, чуть фонетики, потом опять к лексике. У Вас так и голова закружиться может от таких скачков, и уж точно Вы мало что выучите толком.
  • Урок должен быть в меру напряженным. Нельзя беспрестанно учить и тренировать новую грамматику и вокабуляр. На уроке обязательно должны присутствовать паузы для разрядки: игры, фонетические упражнения в виде смешных стишков или скороговорок. Проще говоря, мозгу надо давать отдыхать.
  • Урок должен быть азартным. Если на уроке присутствуют несколько человек, то время от времени надо устраивать какого-то рода соревнования, интересные полемики и игры. Человеку по природе нравится соревновать и побеждать. Если на уроке один ученик, то надо ставить собственные рекорды. Они также скажут Вам и о Вашем прогрессе.
  • Урок должен быть рациональным. Профессиональный преподаватель составит план урока так, чтобы новый материал учился с наименьшими затратами сил. Новая грамматика обязательно учится на старых словах, новые слова – на старой грамматике. Фонетика и подавно на «детской» лексике. В каждом аспекте урока упор должен быть один: нельзя тренировать и учить всё сразу.

Конечно, всё это трудно распознать на первом уроке, надо просто постараться обратить на такие вещи внимание, и Вы обязательно найдете эти самые !

Большинство из репетиторов училось в педагогическом ВУЗе, где им преподавали педагогику, психологию и методику. Но учеба и практика – два разных дела, и готовясь к своему первому уроку, кажется, что тебя научили только теории, но не тому, что тебе понадобится на практике. Как начать урок? Как преподнести материал? Как провести занятие, чтобы оно было запоминающимся и эффективным? И методом проб и ошибок приходится самому искать ответы.

В этой статье я хочу затронуть не только педагогическую, но и психологическую часть проведения занятия, и все здесь написанное будет верно для учеников от 12 лет, так как с младшим возрастом я не занимаюсь.

Как провести урок: Начало

Проверяю , и делаю выводы – обучаемый должен увидеть и исправить свои ошибки (сам! пусть шевелит мозгами! ), а для себя отмечаю, какую тему можно считать пройденной, а что еще нужно повторить.

Теперь – начинаем. И начинаем с постановки целей . Ученик должен знать, зачем он пришел на урок! Рассказали ему, почему его день сегодня пройдет не зря, и теперь… надо вспомнить произношение и значение слов, которые мы проходили? Освежить в памяти грамматику? Отработать звуки, которые у ученика не получаются? У нас есть отличный выход – фонетическая зарядка ! Разогреваем органы речи и вспоминаем, как красиво говорить по-английски.

Приведу пример: изучили Present Simple и Present Continuous, и надо уяснить разницу между ними. Смотрим небольшое видео, ученик повторяет сказанные героями фразы и поясняет выбор того или иного времени (ссылка на видео). Так мы убиваем сразу несколько зайцев: речевой аппарат разогревается, грамматику повторяем, и интерес к языку возрастает – в школе и университете очень мало учащихся видят какие-то наглядные пособия, кроме учебника.

Человек хорошо запоминает, что было в начале и конце, поэтому важно, чтобы начало занятия было интересное и ученик знал, что мы пришли не просто заниматься – а приобретать определенные знания, отрабатывать навыки или закреплять умения.

Если в структуре занятия запланировано аудирование (вспомогательное средство для введения новой грамматической темы/ закрепления пройденной лексики/ тренировки восприятия речи на слух/ тренировки части “Аудирование” на ЕГЭ), то начало занятия – оптимальное время для его проведения. Почему? Потому что мозг ученика еще толком не напрягся – его не загрузили новой темой – значит, восприятие на слух лучше всего пройдет именно в первой части урока. (Сомневаетесь – поставьте эксперимент – дайте слушание в разных частях занятия – и спросите обучаемого, когда ему было проще!)

Как провести урок: середина

Здесь я ввожу либо новую лексику , либо новую грамматику . Стараюсь не брать на одном занятии и то и другое, потому что это очень сложно для ученика, особенно уровня ниже Intermediate (а таких учеников подавляющее большинство). До этого уровня почти все темы новые для обучаемого, и многие из них отличаются от родного нам русского языка.

Всю остальную часть урока посвящаю закреплению нового материала.

NB : Если предвидится трудная грамматическая тема и занятие идет больше 60 минут, примерно после 50 минут урока можно сделать небольшую паузу – сыграть на гитаре, предложить чай с тортом, а ученикам постарше – алкогольные напитки. Шутка =) Но паузу нужно сделать, чтобы ученик немного отдохнул и после с новыми силами глотал пилюлю английского. Посмотрите видео, послушайте песню любимого исполнителя ученика (опять же вписывающуюся в план занятия), прочитайте веселую статью или поговорите на интересную вам обоим тему.

Отдохнули? Еще есть время для отработки навыков! Чтение, письмо или слушание. Но текст для аудирования на этом этапе занятия не должен вносить ничего нового (много непонятных слов и грамматических конструкций), а лишь отрабатывать изученное на этом занятии или ранее. Лучше будет, если эта часть урока была связана с пройденным материалом.

Внимание ученика здесь уже медленно начинает угасать, и вряд ли вы сможете втиснуть в его уставший мозг какую-то новую информацию.

Как провести урок: конец

К концу урока и вы и ученик устали друг от друга и от английского. Как и у любого хорошего фильма, у урока должна быть красивая и запоминающаяся концовка.

В интернете есть куча игровых материалов, посвященных грамматическим и лексическим темам (например, ). Их я и стараюсь использовать в конце занятия. Например, когда идет изучение темы союзов, вводящих придаточные определительные (defining relative clauses), пишу слова, пройденные с учеником недавно, на карточках, разрезаю их, кладу на стол чистой стороной вверх, и каждый по очереди тянет слово, которое должен объяснить, не называя самих слов, но используя при этом предложения, начинающиеся с союзов who , which , that , when , where andwhose.

А это уже готовые карточки из пособия New English File Pre-Intermediate:

Более подробно об играх на занятии Вы можете прочитать .

И в самом конце я прошу ученика самого подвести итоги – что он узнал, и что далось легко, а что требует большей отработки. Обязательно задавайте вопросы! Мы с вами уже хорошо знаем язык и забыли начальный этап изучения, когда тема казалась сложной, а учитель никак не мог понять, как такой простой материал вызывает столько проблем? Плюс, попадаются ученики, которые с одинаковым выражением лица сидят все занятие, и понять, что он понял, а что нет, можно, лишь задав прямой специальный вопрос.

Итак, ученик сам рассказал, чего он достиг на занятии. Если он неправильно понял цель урока или вообще затрудняется сказать, чем вы занимались, это хороший повод для самоанализа – значит, неправильно что-то спланировали или объяснили.

На этом все, осталось дать домашнее задание, закрепляющее пройденный материал, и распрощаться до следующего занятия.