Как возникают чувства у человека. Какие бывают чувства

Ни для кого не секрет, что эмоции играют важную роль в нашей жизни. Общаясь с людьми, наверняка можно заметить,что люди по-разному проявляют эмоции, делятся своими чувствами.

Эмоции — это адаптивный механизм, который заложен в нас природой, для оценки ситуации. Ведь не всегда у человека есть время, когда он может верно и точно оценить что же с ним происходит. Допустим в ситуации опасности… А тут раз — чего-то почувствовал и есть ощущение, что либо «нравится» либо «не нравится».

Тем более,что эмоциональная оценка она наиболее верная — природа не может обманывать. Эмоциональная оценка происходит очень быстро и здесь не «примешивается» разум и логика. Ведь логически можно объяснить все,что угодно и привести кучу всяких рациональных доводов.

Наблюдая за людьми (и за собой в том числе) я замечаю, что есть ситуации в которых люди либо игнорируют свои эмоции, либо стараются их не замечать или просто не осознают. Не буду сейчас делать предположения относительно причин этого, скажу лишь то, что не прислушиваясь к себе, к своей эмоциональной жизни, человек не может адекватно и наиболее полно воспринять ситуацию, а тем самым принять наиболее эффективное решение.

В обычной жизни это может проявиться в том,что игнорируя или вытесняя свои эмоции, человек может создать себе неверное убеждение. К примеру, если жена игнорирует/не осознает или не хочет признавать свою злость в отношении мужа, она может выплеснуть свое раздражение на другого человека или детей, в совершенно другой ситуации.

Или, у меня была клиентка, которая имела такое убеждение: «я не могу обидеть человека, расстроить его». Как оказалось, если человек разозлится, то она испытает чувство вины, с которым не хотела встречаться.

На своих консультациях я очень часто сталкиваюсь с эмоциональной сферой. Однажды заметил, что людям порой бывает очень не просто сказать, что же они на самом деле чувствуют или какую эмоцию сейчас испытывают. Даже если человек осознает,что у него есть сейчас какое-то чувство, иногда бывает очень затруднительно сказать это в словах, назвать его.

Одна из моих клиенток так мне и заявила: «я чувствую ХОРОШЕЕ чувство, но я не знаю, как это называется..».

И я решил восполнить этот пробел на страницах своего сайта. Ниже представлен список эмоций и чувств, которые мне удалось найти, надеюсь, что прочитав его, можно значительно пополнить осознание того, что может с Вами происходить.

И, кстати, можно проверить себя: перед тем как ознакомиться со списком предлагаю Вам самостоятельно составить его, а потом сравнить, насколько Ваш список полон…

Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.

Выделяют три критерия чувств:

  1. валентность (тон);
  2. интенсивность (сила);
  3. стеничность (активность или пассивность).

Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

  • радость;
  • печаль;
  • гнев;
  • страх;
  • удивление;
  • отвращение;
  • презрение.

Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

  • Моральные

Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

  • Интеллектуальные

У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

  • Эстетические

Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

  • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
  • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
  • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
  • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
  • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
  • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.

Эмоции человека – это оценочное отношение личности к возникающим явлениям. Эмоции человека изучены недостаточно хорошо, поэтому часто встречаются различные определения этого явления у разных авторов. Но можно выразить общее утверждение, по которому эмоции – это регуляторы деятельности, отображающие смысл существующей или возможной ситуации в жизнедеятельности индивида. Исходя из этого, эмоции человека порождают у него переживания радости, страха, удовольствия и другие чувства. Эмоции человека, сами по себе, могут не порождать переживание, их главная задача – это внутренняя регуляция деятельности.

Эмоции прошли долгую эволюцию, они развивались из простых врождённых инстинктивных процессов (органических и двигательных изменений) в более сложные процессы, утратившие инстинктивную основу, но имеющие привязку к определенной ситуации. То есть сложные эмоциональные процессы начали выражать индивидуальное оценочное отношение к обстоятельствам и своему непосредственному участию в них.

Определяют витальные первичные эмоции, которые обеспечивают человеку выживание. К ним относят боль, ярость, и другие похожие.

Эмоции в жизни человека имеют непередаваемое словами значение. Так, благодаря, интересу, удивлению, печали, радости, страху люди передают информацию. Их выражение сопровождается телесными проявлениями – жестами, мимикой, изменениями цвета кожи (покраснение, побледнение).

Эмоции в жизни человека – это регуляторы социальной активности и его направляющие. Человек без эмоций становится пустым, не интересным. Он перестает видеть смысл во всем, что он делает, поэтому становится апатичным, отрешенным. Иногда такое апатичное состояние захватывает человека, но со временем возвращается хорошее настроение, которое движет им вперед.

Эмоции в жизни человека выступают, как сигналы. С их помощью отображается актуальное состояние организма. Если наблюдаются положительные эмоции, то значит, он всем доволен, негативные указывают на неудовлетворенность каких-то потребностей.

Эмоции защищают организм от перегрузок и сохраняют внутреннюю энергию. Каждое эмоциональное состояние о чём-то оповещает. Так, при переживании стресса, у человека снижается активность, этим самым он оставляет энергию для выполнения чего-то более важного.

Влияние эмоций на человека очень многообразное. Они воздействуют на . Человек, переживающий позитивные эмоции, например, радость, смотрит на мир с оптимистической точки зрения. Те, кто переживает страдание или , во всем видят злые намерения и негатив.

Эмоции имеют влияние на психические процессы. Так, человек в состоянии стресса не может запомнить событий, внешнего вида людей, у него происходит смешивание всех фактов и он не понимает, что правдиво, а что он мог выдумать.

Влияние эмоций на человека отображается в его учебе и работе. Если он принимается за работу с интересом, то тогда будет действовать быстро, и не утомляясь.

Эмоциональное состояние оказывает влияние на . Сильные эмоции человека делают его неуправляемым, он может совсем не соображать, что он делает. Например, в состоянии (чрезвычайно сильного эмоционального состояния) человек способен на убийство, может сделать что-то, совершенно несвойственное ему.

Виды эмоций человека

Роль любой эмоции в жизни человека невозможно переоценить. Люди могут быть из разных культур, по-разному воспитаны, жить в разных уголках мира, отличаться внешностью, говорить на разных языках, но эмоции у всех у них одинаковые и выражают одно и то же отношение человека к определенной ситуации или предмету. Даже животные понимают некоторые эмоции людей. Например, когда человек радуется и смеется, то собака также начинает проявлять свою радость, пританцовывая вокруг человека и виляя хвостом. Если человек грустный, собака спокойно укладывается возле него. Эти процессы не изучены должным образом, но это факт.

Виды эмоций человека существует много и они могут очень быстро менять друг друга. Например, человек находится в одном состоянии и на него внезапно действует некий стимул, и он критически изменяет свое отношение к ситуации. Человек может в один миг, будучи в веселом настроении перейти в мрачное, или, наоборот, под воздействием происшедшего события из грустного состояния переключиться на радостное.

Человек способен переживать относительно одного индивида противоположные чувства, причём одновременно. Эмоции, волнующие человека, моментально отражаются на его лице, поэтому скрыть их очень тяжело. Люди могут попытаться спрятать свои истинные чувства, свое выражение на лице, но есть и другие факторы, через которые можно определить, что испытывает человек – это поза, мимика, походка, жестикуляция и другие.

Все эмоции подразделяются на положительные эмоции людей, нейтральные и отрицательные эмоции человека.

Положительные эмоции людей — это радость, восторг, уверенность, удовлетворенность, нежность, доверие, восхищение, симпатия, любовь, признательность, умиление, облегченность, блаженство.

Негативные эмоции человека — это грусть, отчаяние, тревога, неудовольствие, тоска, огорчение, обида, страх, досада, сожаление, негодование, неприязнь, злость, оскорбление, неуверенность, недоверие, ярость, отвращение, презрение, разочарование, нетерпение.

К нейтральным относятся безразличие, изумление, любопытство.

Каждая эмоция человека создает некий резонанс, и все что находится вокруг индивида, начинает вбирать в себя это состояние. В большей степени здесь имеются в виду люди, но благодаря некоторым исследованиям, стало известно о том, что животные и растения также способны реагировать на разные виды эмоциональных состояний.

Все люди могут испытывать базовые эмоции, но не каждому доступно прочувствовать более широкий их спектр. Таких людей в быту называют «толстокожими». Они не слишком чувствительны и не могут полностью оценить свои чувства, им трудно их идентифицировать.

Есть отдельный вид эмоций, называющийся аффектом. Аффект – это сильное эмоциональное состояние, во время которого отключается рациональное мышление и в тот момент человек начинает действовать стереотипно. Он выражается в оцепенении, бегстве.

Эмоции готовят человека к определенным действиям. Например, когда человек попадает в критические стрессовые обстоятельства, у него появляются определенные эмоциональные и физиологические реакции. Так, в состоянии страха, тело человека может оцепенеть, но может и приготовиться бежать.

Если человек грустный, то у него вялая походка, опущенные плечи и уголки рта. В состоянии агрессии человек занимает оборонительную позицию, тело становится щитом, спина выпрямляется, все тело напрягается. В экстремальной ситуации, когда есть угроза жизни, кровь в теле сгущается и в случае ранения можно избежать её сильной потери. Когда человек переживает радость, у него вырабатываются гормоны, способные защитить организм и укрепить общий тонус.

Различные эмоциональные состояния влияют на сердечно-сосудистую систему. Длительный стресс способен нарушать нормальную работу сердца, и привести к гипертонии. Кровообращение также находится в зависимости от общего состояния.

Положительные эмоции людей влияют на приток крови к коже, на ритм дыхания. Если человек переживает длительный стресс, то у него могут возникнуть проблемы с дыханием.

Отрицательные эмоции человека очень негативно влияют на него, провоцируют различные заболевания.

Положительные эмоции людей позитивно влияют на крепкий сон, улучшая общее состояние. Оптимистичный образ жизни позитивно влияет на здоровье, поэтому нужно в любом случае мыслить позитивно.

Еще одну группу эмоциональных состояний представляют аффекты. Аффекты – сильные эмоции человека, сопровождающиеся активными действиями по разрешению острой, экстремальной, конфликтной или стрессовой ситуации. Аффект возникает внезапно и выражается во временной дезорганизации (сужении) сознания и острой активизации импульсных реакций. Они могут проявляться в различных формах.

Страх является формой аффекта, это рефлекторная реакция, которая служит биологическим защитным механизмом психики. Основные проявления страха — бегство, крик, гримаса, снижение или сильное повышение мышечного тонуса, дрожание тела, учащение пульса, повышение артериального давления, сухость во рту, расстройства кишечника и прочее.

Гнев человека также может привести к состоянию аффекта. Гнев проявляется в повышенном тоне голоса, доходящим до крика, позой нападения и угрожающей мимике.

Состояние разочарования является менее эмоционально окрашенным, чтобы привести к возникновению аффекта, но иногда и это происходит.

Чувства и эмоции человека

Чувства и эмоции человека сильно связаны с внутренними личностными качествами. Они отображают всё то, чем живёт человек, что происходит у него внутри. Человек часто боится выражать собственные эмоции или отрицает их, может перепутать их с чувствами. Некоторые вовсе их не осознают, им тяжело что-то сказать в ответ на вопрос, что они испытывают. Но это не значит, что эти люди бесчувственные. Значит, нужно разобраться, в чем причина такого состояния, почему человек не способен определить, что он чувствует к человеку, как относится к определенному событию или явлению. Человек, который не может идентифицировать свои эмоции и чувства не способен на решение жизненных проблем.

Для многих людей так и остаётся неизвестным то, что они переживают или чувствуют, но в большей степени их волнуют причины их ощущений. Причины многих состояний и чувств являются социальными. Вследствие активного развития общества, появляются новые эмоции или им предается новое значение. Например, некоторые чувства человек не способен ощущать после рождения, но может научиться позже у своего ближайшего окружения. С раннего детства родители и знакомые учат ребенка выражать свои эмоции, поощряют показывать свои чувства, рассказывают им, какие эмоции и в каких ситуациях можно выражать, а когда лучше себя сдерживать. Когда человек не в состоянии по какому-то поводу испытывать ту гамму чувств, которые захватывают всех, кроме него, тогда его считают эгоистичным и бесчувственным.

Эмоции и чувства могут выражать одно и тоже, например, человек может ощущать эмоцию и чувство радости. Эмоции появляются, когда возникает потребность и заканчиваются сразу после удовлетворения данной потребности, чувства носят предметный характер. Утоление жажды, голода и других потребностей связано с эмоцией радости. Чувство удовлетворения прямо связанно с каким-то одним незаменимым объектом, например, человеку хочется пить кофе, но есть только чай, но он не заменит кофе, он не доставит, то удовлетворение, которого ожидает человек от кофе. Чувства проявляются исключительно к какому-то объекту, если он отсутствует, тогда они не возникают.

Чувства могут воспитываться и развиваться. Выделяют уровни человеческих чувств – от практических, таких, как удовлетворение или собственность, до возвышенных чувств, которые выделяются наряду с духовными идеалами и ценностями.

Чувства развивались исторически, и в разные эпохи одно явление могло вызывать у людей разное отношение. Также чувства поддаются воздействию культуры и религии. Поэтому к одному и тому же объекту у людей разных народов возникают противоположные чувства. Например, в европейских странах женщина вполне свободно может гулять в шортах, короткой юбке и майке, это считается нормой. Если женщина в таком виде пройдется возле верующих мусульман, то это вызовет у них возмущение и презрение, поскольку их религия и культура не позволяет, чтобы тело женщины было открытым.

В жизни человека формируются практические чувства, которые напрямую связаны с его деятельностью. В теоретической деятельности формируются интеллектуальные чувства, которые связанны с познавательной деятельностью (любознательность, интерес, удивление). В отношении развития образно-избирательной деятельности возникли эстетические, такие как чувство гармонии и красоты, восхищение.

Нравственные чувства включают в себя совесть, переживание вины, долга, солидарности, справедливости, благородства. Благодаря моральным чувствам человек выражает свои переживания и отношение к другим. Еще выделяют духовные чувства, к которым относят чувства святости, просветления, благоговения, мистичности.

В многообразности чувств индивида отображается его система ценностей, потребностей и сущность личности. Относительно внешнего мира человек желает действовать так, чтобы быть к нему положительно настроенным. Поэтому чувства в отличие от эмоций можно самостоятельно регулировать.

Когда человек испытывает сильное устойчивое, положительное чувство к чему бы то ни было, которое возникает на основе недостаточно удовлетворенной потребности, он ощущает страсть. Страсть является сильным эмоциональным состоянием, которое плохо контролируется человеком, и не каждая личность может с ним справиться.

Эмоциональные состояния разнятся по их знаку (положительные или отрицательные), интенсивности, глубине, продолжительности влияния и значимости отражения в действительности (глубокие и неглубокие).

Чувства и эмоции бывают стеническими или астеническими, зависимо от воздействия на активность деятельности. Стенические активизируют человека, побуждают к деятельности, мобилизуют ресурсы и силы, к ним относят радость, интерес, воодушевление. Астенические расслабляют и сковывают силы, например, негативные эмоции человека, униженность, переживание вины, подавленности.

Эмоциональный тон ощущения показывает отношение человека к качеству чувств. То есть определенное явление или раздражитель отвечает за состояние человека. Например, шум моря, звук от потрескивания полена в костре, вид заката и тому подобное. Некоторые раздражители способны вызывать у человека идиосинкразию – болезненное отвращение к определенным индивидуально непереносимым звукам, запахам, вкусам.

Эмоциональный отклик – это быстрая реакция на изменения во внешней среде. Например, человек увидел красивый цветок — восхитился, услышал громкий гром – испугался. Эмоциональный отклик выражает эмоциональную возбудимость человека. Выделяется такой вид эмоционального отклика, как синтония, она проявляется в способности человека быть отзывчивым к другим людям и откликаться на явления и изменения явлений в окружающем мире. Синтония выражается через состояние гармонии человека с природой, в умении понимать и принимать переживания и чувства других.

Эмоциональная устойчивость проявляется в стабильности поведения человека в разнообразных ситуациях, в устойчивости перед разными жизненными трудностями, проявлении терпимости к другим людям. Преобладание положительных или негативных эмоций в опыте человека формирует у человека соответствующее устойчивое настроение.

Существует также связь между эмоциями, чувствами и . Эмоции могут вызывать определенные поведенческие акты подобно мотивации и сопровождать саму мотивацию, переживая при этом определенные чувства. Например, еда – это не только мотивация, но и источник чувства удовлетворенности, а сам процесс, при котором человек ест, сопровождается эмоцией радости. Мотивация «включается» с помощью внутренних процессов организма и ориентируется на подавление внутреннего дисбаланса. В отличие от мотивации эмоция является ответной реакцией на внешние процессы и направляется на источник информации извне.

В природе встречается такое явление, как . О личности с алекситимией говорят – человек без эмоций. Такие люди вычеркивают и эмоции, и чувства из своей жизни. Вместо них они занимаются размышлениями. Алекситимики считают, что важно понять , а не прожить её, расходуя время на ненужные переживания. Они ничего никогда не чувствуют, или по крайней мере говорят так, им трудно разобраться в себе и идентифицировать свои ощущения.

Если человек здоровый, то он испытывает чувства и переживает эмоции. Поскольку внешний мир воздействует на человека, значит, он должен отвечать на эти воздействия каким-то образом, поэтому все действия и мысли человека имеют эмоциональную окраску, что является признаком психически здоровой личности.

Алекситимия формируется в основном в детстве, когда взрослые в процессе воспитания своих детей, сами действуют так, что вызывают это расстройство. Они мешают полноценному формированию эмоций и чувств у детей, поскольку сами имеют проблемы с их выражением. Тогда, как другие родители поощряют своих детей к выражению чувств, алекситимики не в состоянии обучить этому собственного ребенка, так как им самим трудно осознать и выразить свои чувства. В большинстве случаев алекситимия проявляется у мужчин. Поскольку их с детства обучают тому, что они не обязаны плакать или выявлять свои истинные переживания, а все держать в себе или даже не допускать себе никаких чувств.

Не только в детстве, а и во взрослом возрасте алекситимия может развиваться. Это происходит в связи со стрессовыми переживаниями, сопровождающимися сильными эмоциями. При неумении осознать и пережить свои эмоции у человека появляется к ним некий барьер, он не допускает их к своему сознанию, блокирует и игнорирует. Выходит, что человек остерегает себя от внутренних переживаний, из-за невозможности делиться ими с кем-то или должным образом их проработать.

Есть люди, которые вполне осознанно отключают у себя эмоции. Они это объясняют тем, что так жить легче и намного выгоднее. Так, например, эти люди могут свободно «идти по головам», не смотря на то, что другим людям от этого плохо. Они не испытывают к людям жалость, если причинили им боль, просто бесчувственно используют их в личных целях. Они организовывают свою жизнь на все сто, делают то, что важно в первую очередь им. Вот только, со временем приходит некое понимание того, что жить нужно было иначе. Это случается, когда человек осознает всю боль, которую он причинял другим, когда его самого покидают близкие, и он ничего с этим сделать не может. Очень важно понять все это вовремя и перестать быть бесчувственным человеком.

И эмоции у человека? Именно этому вопросу мы и решили посвятить сегодняшнюю статью. Ведь без этих составляющих мы были бы не людьми, а машинами, которые не живут, а просто существуют.

Какие бывают органы чувств?

Как известно, всю информацию об окружающем мире человек узнает через собственные К ним относятся следующие:

  • глаза;
  • язык;
  • кожа.

Благодаря этим органам люди ощущают и видят окружающие их предметы, а также слышат звуки и чувствуют вкус. Следует отметить, что это далеко не полный список. Хотя именно его принято называть основным. Так какие бывают чувства и ощущения у человека, у которого функционируют не только вышепредставленные, но и другие органы? Рассмотрим ответ на поставленный вопрос более подробно.

Глаза

Ощущения зрения, а точнее цвета и света, наиболее многочисленны и многообразны. Благодаря представленному органу люди получают около 70% информации об окружающей среде. Учеными было установлено, что число зрительных ощущений (различных качеств) взрослого человека, в среднем, достигает 35 тысяч. Следует также отметить, что именно зрение играет существенную роль при восприятии пространства. Что же касается ощущения цвета, то оно полностью зависит от длины световой волны, которая раздражает сетчатку глаза, а интенсивность - от ее амплитуды или так называемого размаха.

Уши

Слух (тоны и шумы) дает человеку примерно 20 тысяч различных состояний сознания. Такое ощущение вызывается воздушными волнами, которые идут от звучащего тела. Его качество полностью зависит от величины волны, сила - от амплитуды, а тембр (или звуковая окраска) - от формы.

Нос

Ощущения обоняния довольно разнообразны, и их очень сложно классифицировать. Они возникают при раздражении верхней части полости носа, а также слизистой оболочки нёба. Этот эффект происходит за счет растворения мельчайших пахучих веществ.

Язык

Благодаря этому органу человек может различать разные вкусы, а именно сладкий, соленый, кислый и горький.

Кожа

Осязательные ощущения распадаются на чувства давления, боли, температуры и проч. Они возникают во время раздражения расположенных в тканях нервных окончаний, которые имеют особое строение.

Какие бывают чувства у человека? Помимо всех вышеперечисленных, у людей имеются и такие чувства, как:

  • Статические (положение тела в пространстве и ощущение его равновесия). Такое чувство возникает во время раздражения нервных окончаний, которые расположены в полукружных каналах уха.
  • Мышечные, суставные и сухожильные. Они очень сложно наблюдаемые, однако носят характер внутреннего давления, напряжения и даже скольжения.
  • Органические или соматические. К таким чувствам можно отнести голод, тошноту, ощущения дыхания, и проч.

Какие бывают чувства и эмоции?

Эмоции и внутренние чувства человека отражают его отношение к какому-либо событию или ситуации в жизни. Причем два названных состояния довольно сильно отличаются друг от друга. Так, эмоции представляют собой непосредственную реакцию на что-либо. Происходит это на животном уровне. Что же касается чувств, то это продукт мышления, накопленного опыта, переживаний и т. д.

Какие чувства бывают у человека? Ответить однозначно на поставленный вопрос довольно сложно. Ведь чувств и эмоций у людей очень много. Они дают человеку информацию о потребностях, а также обратную связь на происходящее. Благодаря этому люди могут понять, что они делают правильно, а в чем ошибаются. После осознания возникших чувств человек дает себе право на любую эмоцию, и тем самым он начинает понимать, что происходит в реальности.

Перечень основных эмоций и чувств

Какие бывают чувства и эмоции у человека? Перечислить их все просто невозможно. В связи с этим мы решили назвать только некоторые. Причем все они делятся на три разные группы.

Положительные:

  • удовольствие;
  • ликование;
  • радость;
  • гордость;
  • восторг;
  • доверие;
  • уверенность;
  • восхищение;
  • симпатия;
  • любовь (или привязанность);
  • любовь (половое влечение к партнеру);
  • уважение;
  • благодарность (или признательность);
  • умиление;
  • самодовольство;
  • нежность;
  • злорадство;
  • блаженство;
  • чувство удовлетворенной мести;
  • чувство удовлетворенности собой;
  • чувство облегчения;
  • предвкушение;
  • чувство безопасности.

Отрицательные:

Нейтральные:

  • удивление;
  • любопытство;
  • изумление;
  • спокойно-созерцательное настроение;
  • безразличие.

Теперь вам известно, какие бывают чувства у человека. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но каждый из нас хоть раз в жизни испытывал их на себе. Негативные эмоции, которые игнорируются и не осознаются нами, не исчезают просто так. Ведь тело и душа едины, и если последняя долго страдает, то тело берет на себя какую-то часть ее тяжелой ноши. И совсем не зря говорят, что все болезни от нервов. Влияние негативных эмоций на благополучие и здоровье человека уже давно является научным фактом. Что же касается положительных чувств, то польза от них понятна всем. Ведь, переживая радость, счастье и прочие эмоции, человек буквально закрепляет в своей памяти желаемые виды поведения (чувства успеха, благополучия, доверия к миру, окружающим людям и т. д.).

Нейтральные чувства также помогают людям выражать свое отношение к увиденному, услышанному и проч. Кстати, такие эмоции могут выступать неким трамплином к дальнейшим положительным или отрицательным проявлениям.

Таким образом, анализируя свое поведение и отношение к происходящим событиям, человек может становиться лучше, хуже или оставаться прежним. Именно эти свойства отличают людей от животных.

Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования, без эмоций человек действовал бы как бесстрастный автомат, не способен был бы печалиться и радоваться, испытывать волнение и восхищаться. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает, и к самому себе. Эмоции и чувства - процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки. Во-первых, они характеризуются Полярностью , то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье - грусть, радость - печаль; счастье - горе и т. д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него). Второй отличительной характеристикой эмоций является их Энергетическая насыщенность . Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) и астенические, - сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль). Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их Интегральность , целостность : в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций - Неотделимость Их от других психических процессов. Эмоции как бы вплетены в ткань психической жизни, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное - неприятное), в мышлении - как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека. По поводу функций эмоций в психологии существуют разные точки зрения. В частности, эмоции рассматривают как рудимент, аффективный след инстинкта (Мак-Дауголл), и, как всякий рудимент, эмоция обречена на постепенное угасание, отмирание. С этой проблемой связана дискуссия о роли эмоций, которая развернулась между «физиками» и «лириками» в наши дни. Первые утверждают, что развитому мышлению эмоции не нужны, они выступают как помеха. Действительно, в ряде случаев сильные эмоции мешают достижению цели, искажают восприятие, затрудняют регуляцию. Так нужны ли современному человеку эмоции? Каковы их функции? Эмоции человека тесно связаны с потребностями, они возникают в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, перестраивают поведение человека в направлении удовлетворения потребностей, в этом проявляется их Регулирующая Функция.

Соотношение эмоций и потребностей наиболее отчетливо представлено в информационной теории эмоций Симонова. Согласно этой теории эмоции рассматривают как производное от качества и интенсивности актуальной потребности и вероятностной характеристики среды. Эта зависимость выражается формулой:

Э = П (Ис - Ин),

Где Э - эмоция, ее сила и знак;

П - величина актуальной потребности;

Ис - информация, существующая в данный момент времени;

Ин - информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности.

Таким образом, если П = 0, то есть потребность отсутствует, то эмоции не возникают; в случае, если Ис = Ин, человек обладает всей необходимой для

Удовлетворения потребности информацией, эмоции также не возникают (человек просто удовлетворяет насущную потребность). Эмоция достигает максимальных значений при отсутствии информации, при этом она имеет отрицательный знак (всем знакомо состояние страха, тревоги перед неизвестностью, или состояние неудовольствия в случае невозможности удовлетворения пищевой потребности). При избытке информации, когда Ис > Ин, возникают положительные эмоции, либо успокоение, расслабление. Таким образом, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от этого испытывает различные эмоции, которые осуществляют регуляцию поведения.

Важнейшей функцией эмоций является Оценочная , эмоции оценивают значимость объектов, ситуаций. Причем очень часто такая оценка осуществляется в условиях дефицита времени или информации об объекте или ситуации. Эмоционально окрашенное отношение возмещает невозможность полного логического анализа. Действительно, часто в ситуациях отсутствия информации возникающий эмоциональный фон помогает человеку сориентироваться и принять решение о том, полезен или вреден внезапно возникший объект, следует ли его избегать и пр. На эту функцию эмоций обращает внимание Симонов, который пишет, что возникновение эмоционального фона восприятия позволяет решать ряд жизненных задач (например, задача выбора спутника жизни, если бы мы решали эту задачу путем анализа всех сторон, достоинств и недостатков претендента, мы ее не решили бы никогда), наслаждаться произведениями искусства, выживать в условиях незнакомой среды.

Эмоции выполняют функцию Побуждения к деятельности и стимуляции . Так, интерес «приковывает» внимание и удерживает его на объекте, страх заставляет избегать опасных объектов и ситуаций. Благодаря особой энергетической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных психических процессов и деятельности. С этим связана мобилизация всех сил организма в сложных, ответственных ситуациях (в условиях экзамена, ответственного выступления, чрезвычайных ситуациях и т. п.).

В то же время чрезмерное эмоциональное напряжение может отрицательно сказаться на результатах деятельности. Влияние эмоционально-мотивационных (энергетических) характеристик на продуктивность деятельности отражает закон Йеркса-Додсона (по имени американских исследователей Йеркса и Додсона), согласно которому по мере увеличения силы эмоционального подкрепления продуктивность деятельности, ее успешность, качество сначала повышается, но затем, после достижения максимальных показателей, дальнейшее усиление эмоционально-мотивационного фактора ведет к ухудшению показателей деятельности (рис. 6).

Рис. 6. Графическое отображение закона Йеркса-Додсона.

Любое взаимодействие между людьми всегда сопровождается эмоциональными проявлениями; мимические, пантомимические движения позволяют человеку передать информацию о своем отношении к другим людям, явлениям, событиям, о своем состоянии. Таким образом, эмоции выполняют Коммуникативную Функцию.

Эмоции - сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента.

1. Физиологический - представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.).

2. Психологический - собственно переживание (радость, горе, страх и др.).

3. Поведенческий - экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.).

Первые два компонента эмоций - это внутренние их проявления, которые «замыкаются» внутри организма. Выход вовне и разрядка чрезмерной эмоциональной энергии осуществляется благодаря третьему компоненту - поведению. Так как культурные нормы современного общества, как правило, требуют сдержанности в проявлении чувств, для физического и душевного здоровья человека необходим отсроченный во времени сброс излишней энергии. Он может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и для общества движений и действий: подвижные игры, ходьба, бег, шейпинг, танцы, бытовые действия (стирка, уборка и пр.). В связи с этим Бойко вводит такое понятие, как формула преобразования внешних и внутренних воздействий в положительную, отрицательную или нейтральную энергию состояний и поведенческих актов. Он выделяет устойчивые индивидуальные стереотипы эмоционального поведения - «эйфорическая активность вовне», «рефрактерная активность вовнутрь», «дисфорическая активность вовне». «Эйфорическая активность вовне» характеризуется тем, что эмоциональная энергетика преобразуется в позитивные психические состояния и поступки, направленные на дело, на окружающих. «Рефрактерная активность вовнутрь» - энергетический потенциал обращается на самого индивида и блокирует или затормаживает его поведение или некоторые психические проявления. «Дисфорическая активность вовне», энергетика внешних воздействий выливается в негативные поведенческие акты и психические состояния, направленные на окружающую среду, на других людей. Для каждого из этих стереотипов характерными являются определенные поведенческие проявления. Так, «эйфорическая активность вовне» проявляется в созидательной конструктивной активности, партнерстве, дружеском взаимодействии, открытости положительных эмоций, умении радоваться, веселиться. «Рефрактерная активность вовнутрь» проявляется в стремлении к размеренному образу жизни, избирательности контактов, застревании на аффективных состояниях, мнительности, недоверчивости, нежелании показать свои переживания. «Дисфорическая активность вовне» характеризуется проявлением негативных и деструктивных чувств (злости, ненависти, враждебности) в отношениях с окружающими. В зависимости от обстоятельств и оценки ситуации у человека может срабатывать одна из трех форм преобразования эмоциональной энергии, в то же время у каждого есть доминирующий стереотип.

Классификация эмоций. В процессе развития психологической науки неоднократно предпринимались попытки классификации эмоций. Одна из первых попыток принадлежит Декарту, который выделял 6 чувств: радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть. Декарт полагал, что эти б чувств являются основными, базовыми, их сочетание порождает все многообразие человеческих эмоций. Американский исследователь Изард выделяет 11 базовых эмоций: удовольствие-неудовольствие; интерес-волнение; радость; удивление; горе-страдание; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд; вина. Следует отметить, что указанные классификации представляют скорее перечисление. Попытки классифицировать эмоции, опираясь на конкретные основания, принадлежат другим исследователям. Так, Вундт выделил триаду направления чувств, разделяя удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрешение, возбуждение и спокойствие. В ней отражены знак эмоции, уровень ее стеничности и динамическая характеристика: от напряжения к разрядке. Исходя из этой триады можно охарактеризовать любую эмоцию. Шлозберг (рис. 7) положил в основу своей классификации эмоций тоже 3 основных переменных: одна из них - ось удовольствия-неудовольствия - определяет полюс эмоционального переживания, вторая отражает уровень активации с полюсами: сон - напряжение. Третья (основание) - принятие - непринятие.

Рис. 7. Классификация эмоций (по Шлозбергу).

Представляет интерес классификация эмоций, разработанная Симоновым. В этой классификации также учтены три основные переменные. Это, во-первых, величина потребности, во-вторых, информационная характеристика среды и, в-третьих, характер взаимодействия с объектом (табл. 4).

Таблица 4. Классификация эмоций человека в зависимости от соотношения величины потребности и информационной характеристики среды (по Симонову)

Величина потребности

Информационная характеристика среды

Контактное взаимодействие

Дистанционное взаимодействие

Овладение, обладание

Избегание, защита

Преодоление, борьба

Удовольствие, наслаждение

Восторг, счастье, радость

Бесстрашие, смелость, уверенность

Торжество, чувство преодоления, превосходство, воодушевление, бодрость

Спокойствие

Расслабление

Невозмутимость

Неудовольствие, отвращение, страдание, шок (запредельное торможение)

Беспокойство, печаль, горе, отчаяние, депрессия

Настороженность, тревога, страх, паника, оцепенение

Нетерпение, негодование, злость, гнев, ярость, бешенство, исступление, переходящее в депрессию

Примечание. Ис - информация существующая; Ии - информация, необходимая для удовлетворения потребности.

Данная классификация включает гораздо большее разнообразие эмоций, учитывает влияние внутренних и внешних факторов на характер и силу эмоциональных переживаний. Главное достоинство этой классификации заключается в том, что она позволяет прогнозировать характер и силу эмоционального переживания, исходя из анализа исходных оснований (величины потребности, информационной характеристики среды, характера взаимодействия с объектом).

Существуют и другие подходы к классификации эмоций человека, в то же время необходимо признать, что ни одна из классификаций не является окончательной, неизменной, завершенной.

Эмоциональные феномены. Эмоции представлены в психике человека в виде четырех основных феноменов: эмоциональные реакции, чувства, эмоциональные состояния, эмоциональные свойства.

Эмоциональные реакции - Непосредственное переживание, протекание какой-либо эмоции. Они базируются на первичных потребностях, как правило, связаны с действующими обстоятельствами, кратковременны и обратимы (например, испуг в ответ на резкий звук, радость при встрече).

Чувства - Более стойкие психические образования, их можно определить как Сложный вид устойчивого эмоционального отношения человека к различным сторонам действительности . Чувства формируются, как правило, на основе вторичных, духовных потребностей, характеризуются большей длительностью. Чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. В соответствии с этим, они подразделяются на: интеллектуальные, эстетические, нравственные.

Интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности, такие, например, как любознательность, удивление, сомнение и др.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании прекрасного и представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве (например, чувство любви к музыке, чувство восхищения картиной).

Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к поведению людей и к своему собственному. При этом происходит сравнение поведения с нормами, выработанными обществом (например, чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, сочувствие и др.).

Эмоциональные состояния Более длительны и устойчивы, чем эмоциональные реакции. Они согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени. Для эмоциональных состояний характерно изменение нервно-психического тонуса.

Эмоциональные свойства - наиболее устойчивые характеристики человека, характеризующие индивидуальные особенности эмоционального реагирования, типичные для конкретного человека. К ним относится целый ряд особенностей, таких как эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная вязкость, эмоциональная отзывчивость и эмпатия, эмоциональное огрубление, алекситимия.

Эмоциональная лабильность - Изменчивость эмоций и настроения, по разным, зачастую самым незначительным причинам. Эмоции колеблются в очень широком диапазоне от сентиментальности и умиления до слезливости и слабодушия.

Эмоциональная монотонность Характеризуется однообразием, неподвижностью эмоциональных реакций, отсутствием эмоционального отзвука на события.

При Эмоциональной вязкости Реакции сопровождаются фиксацией аффекта и внимания на каких-либо значимых объектах. (Вместо того, чтобы отреагировать, личность сосредоточивается на обидах, неудачах, волнующих темах).

Эмоциональная ригидность - негибкость, жесткость и ограниченный диапазон эмоционального реагирования.

Эмоциональное огрубление - неспособность определять уместность и дозировать эмоциональные реакции. Проявляется в том, что личность утрачивает сдержанность, деликатность, такт, становится назойливой, расторможенной, хвастливой.

Одним из проявлений эмоциональных свойств является Алекситимия - Сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Алекситимия характеризуется трудностью в определении и описании собственных эмоциональных состояний, переживаний; затруднениями в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; снижением способности к символизации; фокусированности личности в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. Существует гипотеза, согласно которой ограниченность осознания эмоций и когнитивной переработки аффекта ведет к фокусированию сознания на соматическом компоненте эмоционального возбуждения, усилению физиологических реакций на стресс.

Перечисленные эмоциональные свойства могут проявляться как индивидуальные особенности человека, в основе которых лежат особенности свойств нервной системы и темперамента, но могут быть и следствием патологических изменений мозга, результатом перенесенных травм или психосоматических заболеваний.

Эмоциональная отзывчивость и эмпатия. Эмоциональная отзывчивость проявляется в том, что человек легко, гибко и быстро эмоционально реагирует на воздействия внешней среды. Когда объектом эмоциональной отзывчивости становятся люди, у человека проявляется особое свойство - Эмпатия . Под эмпатией понимают способность входить в состояния другого человека, сопереживать, сочувствовать ему. Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость, важна общая сенситивность, чувствительность, а также интуиция и внимание, наблюдательность. Эмпатические способности составляют основу профессионально-важных качеств в социальных профессиях, то есть везде, где общение, понимание, взаимодействие являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности (врачи, педагоги, социальные работники и пр.).

Психофизиологические механизмы эмоций. В формировании эмоций принимают участие разнообразные физиологические механизмы в их очень сложном взаимодействии. На примере эмоций ярко проявляются психосоматическое единство и взаимодействие, взаимные влияния и интеграция нервных и гуморальных механизмов. Это связано с тем, что развитие эмоций меняет тонус симпатического и парасимпатического отделов нервной системы, происходят изменения в деятельности эндокринной системы (передней доли гипофиза, надпочечниках, половых желез, вилочковой железы и др.). Все это вызывает выраженные изменения в деятельности внутренних органов: изменяется состав крови, показатели кровообращения, дыхания, пищеварения, терморегуляции, выделения и др. Эти изменения, в свою очередь, вторично влияют на состояние психики. Данные современной психофизиологии позволяют считать, что субъективное выражение эмоций связано с деятельностью неспецифической активирующей системы мозга, гипоталамусом, лимбической системой, базальными ганглиями; передними и височными отделами новой коры. При этом отражательно-оценочная функция реализуется при ведущем участии лобно-височной коры; подкрепляющая функция связана с деятельностью гиппокампа; переключающая - с миндалевидным комплексом; активационно-интегративная - с гипоталамусом. Установлена также определенная зависимость между модальностью эмоций и нейрохимическими процессами в мозговых структурах. В формировании эмоции участвуют также мнемические, познавательные процессы, личность в целом.