Какой веры немцы. Какая религия в Германии

Конституционно с 1919-го года религия в Германии отделена от института государства. Принадлежность той или иной церкви государством никак не регулируется. Традиционная религиозность немцев оказалась в сильной зависимости от места жительства. Религия в Германии претерпела изменения за время раскола Германии после Второй Мировой войны. Большая часть жителей Восточной Германии оказались атеистами, в то время как жители Западной Германии в подавляющем большинстве - верующие. Какая религия в Германии имеет ведущие позиции? Христианство в Германии является наиболее распространенной религией. Но многие жители страны, даже не исповедуя какую-либо религию в Германии, с удовольствием отправляют христианские обряды и празднуют христианские праздники. Такие знаменательные дни, как Рождество или Пасха, давно превратились во всенародные праздники.


Религия в Германии, не будучи государственной, тем не менее, повлияла на запрет работы большинства магазинов и учреждений в воскресенье. В школах проводится обязательный урок религии, с преподаванием основ католической или евангелической религии. Те, кто считает обучение религии неприемлемым, может посещать другой урок - уроки этики. Современная Германия, принявшая большое число иммигрантов, временных рабочих из других стран испытывает большое давление на традиционные религиозные взгляды со стороны новых жителей. Но терпимость и строгое разграничение государством рамок вмешательства в частную жизнь позволяет различным религиям в Германии мирно сосуществовать.

Вероисповедание в Германии - личное дело каждого

Вероисповедание в Германии имеет географический признак. Христианские церкви католиков и евангелистов, поровну делящие две трети верующих на западе Германии, уступают атеизму на востоке Германии. Вероисповедание в Германии меняется и по направлению с юга, традиционно относящего себя к католицизму, на север - где большинство получают евангелисты-протестанты. Вероисповедание в Германии остальных жителей достаточно пестрое: иудеи, православные, баптисты и мусульмане - среди них большинство иммигрантов, имеющих вид на жительство, бывших жителей Турции и арабских стран.


Вера в Германии сейчас находится в стадии испытаний и потрясений. Несмотря на большое количество церквей, жители Германии посещают их от случая к случаю, особенно в больших городах. Многие религиозные обряды становятся необязательными или превращаются в народные обычаи. Впрочем, это повсеместный процесс, имеющий место не только в Германии. Во многом на вероисповедание в Германии оказывает влияние экономика, точнее, финансы. Дело в том, что регистрационные документы жителя Германии включают в себя пункт религиозной принадлежности. Указавшие религию, выплачивают часть подоходного налога на нужды церкви, для содержания благотворительных учреждений и на социальные программы. Многие жители, отказываясь от религиозной принадлежности, тем самым лишают церкви доходов.

Путешествия по миру и иммиграция заставляют многих людей, прибывших в ту или иную страну, считаться с местными нравами и обычаями. Во многом менталитет того или иного общества зависит от господствующей в нем религии. Даже нерелигиозные люди впитывают основные нравственные установки, понятия о добре и зле из окружающей их среды, поэтому то, какая религия доминирует в стране пребывания, имеет большое значение. Попробуем разобраться в том, какую роль играет религия в Германии и какие религиозные течения здесь распространены.

Зарождение и развитие религиозных течений в Германии

Примерно до III века н.э. территория современной Германии включала в себя земли, входившие в состав Римской империи, и земли, на которых проживали различные племена и их объединения, не входившие в это государственное образование. Однако религиозные представления жителей этих земель мало чем отличались. В основном это были различные языческие культы.

То есть вероисповедание немцев в Германии в те далекие времена было политеистическим, признающим наличие множества богов, каждый из которых отвечал за свою часть организации жизни. Разница была лишь в том, что жители части той части Германии, которая входила в Римскую империю, приняли ее пантеон богов, а жители свободных территорий исповедовали языческие культы, пришедшие из Скандинавии.

В позднеримский период, примерно с 300-х годов нашей эры, на территорию Германии стало проникать христианство. В результате наряду с многочисленными римскими храмами стали появляться и христианские культовые сооружения.

В частности, одной из первых была построена базилика Константина в Трире, которая в настоящее время является самым большим из сохранившихся христианских храмов античной эпохи. В северной части страны значительное влияние имела кельтская церковь – ответвление христианства, некоторое время распространенное в Ирландии и на Британских островах.

Крестителем страны считается святой Бонифаций – епископ Майнца. Господствующей религией на территории Германии христианство стало в эпоху Каролингов – династии франков, построившей свою империю в центре современной Европы.

К 1000-му году нашей эры большая часть населения современной территории Германии исповедовала христианство.

В начале XVI века злоупотребления католической верхушки, в частности продажа индульгенций, и инквизиция привели к зарождению движения Реформации. В 1517 году появились «Тезисы» Мартина Лютера – список из 95 вопросов, адресованных церкви, фактически являющихся ее критикой, которые были поддержаны значительной частью духовенства и населения. Кроме того, Лютер перевел Библию с латыни на малоизвестный диалект немецкого языка, на котором говорил он сам. В результате именно этот диалект стал тем самым немецким языком в нашем сегодняшнем понимании.

Реформация и последующее распространение протестантизма привели к религиозным войнам, по окончании которых была установлена относительная веротерпимость.

К началу ХХ века большая часть населения современной Германии были прихожанами римско-католической или лютеранской христианских церквей. В 1918 году в образовавшейся на обломках рухнувших немецких империй Веймарской республике религия на законодательном уровне была отделена от государства, а всем гражданам была гарантирована свобода вероисповедания.

Во времена власти Гитлера отношения с религией у государства были сложные. С одной стороны, фашисты стремились получить полный контроль над всеми церквями, с другой – пропагандировали отказ от веры и официальный выход из церкви. Кроме того, предпринимались попытки ввести неоязычество.

Холокост, развязанный фашистскими предводителями, катастрофически сократил еврейское население страны и существенно сказался на распространенности иудаизма.

После раскола страны в 1949 году на две части в ГДР (Восточная Германия) активно насаждался атеизм, тогда как правительство ФРГ (Западная Германия) руководствовалось в отношении религии заветами Веймарской республики. Следствием этого стало то, что восточные земли страны до сих пор преимущественно атеистические.

Во второй половине ХХ – начале ХХI века в ФРГ активно проникают мигранты. Это привело к значительному распространению религий, ранее нехарактерных для этой страны.

Религия в жизни современной Германии

В жизни современных немцев религия играет второстепенную роль. Многие по традиции продолжают посещать церковь, но в повседневной жизни религиозные предписания и установки большинством населения не соблюдаются. Это касается не только христиан, но и мусульман, и представителей других религий.

Исламизация страны имеет место, но ее роль в настоящее время сильно преувеличена средствами массовой информации. Просто наиболее ортодоксальные приверженцы различных религий более заметны и активнее дают информационные поводы для упоминания в прессе.

Современный религиозный состав Германии в процентах выглядит следующим образом:

  • до 72 % населения являются христианами различных конфессий. В общем составе населения страны примерно 31 % жителей ФРГ – католики, 33 % – протестанты, 1 % – православные, 7,5 % – приверженцы других христианских течений. Что касается православных, то это не только выходцы из бывшего СССР: православие распространено в бывшей Югославии, Румынии, Греции и других странах.
  • 2,2 % населения исповедуют ислам.
  • 0,1 % – приверженцы иудаизма.
  • 1,3 % – последователи других религий и религиозных групп.
  • остальное население страны, а это около 24 %, не придерживается никаких религиозных взглядов. Эти люди делятся на атеистов, которые уверены, что Бога нет, и агностиков, которые убеждены, что доказать наличие или отсутствие Бога невозможно, поэтому сам вопрос о его существовании не имеет никакого значения.

Статистические данные, в зависимости от организаций, проводивших исследования, сильно отличаются. Ряд организаций указывает, что до 57 % населения страны вообще не посещают церковь и не придерживаются обрядов, причем в восточных землях доля таких людей составляет 70 % населения.

Согласно статистическим данным, наиболее религиозно население небольших городов и сельских населенных пунктов. Католицизм больше распространен на западе и юге государства, евангелисты различных конфессий преимущественно живут на севере и востоке страны.

Атеизм же наиболее распространен в крупных городах и по всей территории восточных земель.

Роль религии в жизни страны

Значительной роли в повседневной жизни жителей Германии религия не играет. Приоритетом для нынешнего руководства страны является сам человек, а не его вероисповедание.

Основная часть населения государства считает себя членами различных религиозных конфессий, но в повседневной жизни это никак не выражается.

Правда, в школах Германии существуют уроки религии. Эти занятия проводят исключительно католики и лютеране. Учащиеся-атеисты и представители иных религий обязаны вместо них посещать уроки этики.

Есть и вопросы, которые, имея религиозную форму, прямого отношения к религии не имеют. Так, в 2019 году в Ганновере, Любеке, Гамбурге и Бремене было принято решение о необходимости объявления Дня Реформации – 31 октября – праздничным днем.

Несмотря на кажущуюся религиозную составляющую основная идея этого состоит в том, что в восточных землях меньше праздников, чем в западных, где нерабочими днями является ряд католических праздников. Любек и Гамбург предложение уже утвердили, Ганновер и Бремен ожидают принятия решения.

Наиболее заметно влияние религии на жизнь Германии по воскресеньям. В этот день практически нельзя найти работающий магазин – ортодоксы в правительстве считают, что этот день должен быть посвящен семье и церкви, а не покупкам.

Церковный налог

Конституция страны причисляет различные религиозные организации к гражданско-правовым корпорациям. Это позволяет таким организациям взимать со своих членов налоги, которые расходуются на различные, в первую очередь, благотворительные аспекты деятельности религиозных общин.

Налог уплачивается одновременно с подоходным налогом. Его размер составляет 2-3 % от дохода.

Чтобы налог начали взимать, плательщик должен добровольно заявить о своей принадлежности к общине. Возможно, именно с этой особенностью законодательства связан такой высокий процент официальных атеистов в Германии.

Религиозные памятники Германии

Несмотря на атеистический настрой населения Германии церквей различных религиозных конфессий в стране очень много. Особенно это заметно в небольших городках с малоэтажной застройкой: в церквях проходят службы, на службах присутствуют прихожане, периодически слышен колокольный звон.

В ФРГ большое количество церковных сооружений, которые являются памятниками истории и культуры. К таким сооружениям относятся:

  • католический Кельнский собор;
  • протестантский Ульмский собор;
  • Имперский собор в Аахене, в котором короновались императоры Священной Римской империи;
  • Базилика 14-ти святых помощников в Баварии;
  • Старая капелла в Регенсбурге;
  • Коллегиальная церковь св. Стефана в Майнце.

Список потрясающих памятников церковной архитектуры и истории можно продолжать почти бесконечно – в каждом немецком городке вы обязательно обнаружите прекрасную церковь.

В заключение

Несмотря на огромное количество церквей в жизни современной Германии религия не занимает много места. Основная часть населения является христианами или выходцами из этой среды. Моральные и этические установки у христиан всех конфессий одинаковы, и жителям России, Украины, Молдавии и Белоруссии они близки. Значительного влияния исламского фактора в стране пока не ощущается.

Видео: Несколько фактов о Германии. Религия

В Германии Пасху отмечают все. Но многие ли чувствуют и понимают религиозный смысл этого праздника, ведь христианами себя считают лишь две трети населения? К тому же в стране неуклонно растет число приверженцев ислама.

Церкви есть почти во всех городах Германии

В Германии отмечают Пасху. Однако в церковь и в этот день идут немногие, а, судя по опросам, которые проводятся в преддверии Пасхи каждый год, для большинства жителей страны этот праздник все больше утрачивает религиозный смысл.

Если в 2003 году в опросе Emnid девять процентов не знали о религиозном смысле Пасхи, то в 2007 году в опросе Forsa уже 20 процентов - каждый пятый не смог объяснить смысл Пасхи. В другом опросе - 15 процентов молодых людей в возрасте от 20 до 29 лет сказали, что в этот день отмечается день рождения Иисуса. А три процента были уверены, что это день его свадьбы. Более 60 процентов связывают Пасху прежде всего с подарками и праздничным столом.

Церковь и власть

Конституция Германии открывается словами: "Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, ... германский народ принял... настоящий Основной закон". Этими словами открывается Конституция современной Германии. Этими словами, однако, описана и вся система отношений между государством, религией и церковью.

В существовании Бога Конституция не сомневается, но предпочтения одной, даже традиционной для Германии христианской религии не отдает. И церковь в управлении государством участия не принимает. Власть церкви в Германии была ограничена после свержения монархии в 1918 году. Конституция Веймарской республики отменила официальные государственные церкви - католическую и протестантскую. Между 1933 и 1945 годами государство пыталось взять религию под контроль.

В стране по-прежнему существует и даже находится у власти партия Христианско-демократический союз, но ее все чаще упрекают в пренебрежении именно христианскими ценностями.

Церковь и жизнь

Правда, сказать, что церковь не влияет на жизнь страны и общества, нельзя. Христианство, будучи в Германии наиболее массовой конфессией (две трети населения считают себя христианами), традиционно воздействует на быт, культуру, традиции и даже социальную систему.

Большинство больниц и домов престарелых в стране принадлежат католической церкви. Но, это не значит, что там работают и лечатся только верующие. Многие детские сады также находятся в ведении религиозных общин. Тут, правда, при приеме ребенка предпочтение вполне может быть оказано католической семье.

Церковь и деньги

Для того, чтобы церковь могла вести социальную работу государство берет с католиков и протестантов специальный церковный налог. Он полностью передается церкви, но без помощи государственных фискальных структур она эти деньги получить не смогла бы, поскольку с каждым годом храмы теряют все больше прихожан - регулярно в церковь ходит лишь малая часть верующих.

Меньше прихожан - меньше и доходов. Многие церковные здания даже приходится продавать. Где-то в церкви устроили ресторан, где-то - дискотеку.

Как верит молодежь

Результаты опроса, проведенного фондом Бертельсмана говорят о том, что в Германии верующими считают себя 70 процентов. Но лишь 5 процентов христианской молодежи посещают воскресные богослужения. Хотя, по данным опросов, для молодых немцев по-прежнему важны христианские ценности.

Правда, нередко молодежь по-своему верит в Бога, но ее Бог - это какая-то абстрактная сила. "Это не Тот, с кем связано празднование Рождества, или Пасхи", - к такому выводу пришли немецкие исследователи. Известный в Германии теолог Ойген Древерман (Eugen Drewermann) полагает, что сейчас вопрос не в том, католик вы или протестант. Вопрос в том, в какой степени ваша жизнь следует примеру Иисуса Христа? Что вы за человек? Кто вы? Ни одна церковная организация, ни одна община не ответит на эти вопросы, касающиеся вашего существования как личности.

Религия в школе

Неудивительно, что почти половина населения высказывается за отмену преподавания религии в Германии. Пока религия - единственный учебный предмет, наличие которого в школьной программе обязательно и гарантировано Конституцией. Впрочем, она ограничивается только общей формулировкой, а решение о том, быть "Закону Божьему" обязательным или факультативным предметом, отдано на усмотрение федеральных земель.

По желанию родителей "религия" может быть заменена внеконфессиональным предметом, который тоже обязателен. В одних землях его называют "философия", в других - "этика". Иногда за обучение отвечает священник из местной церкви, но чаще - один из учителей.

Христинство и мусульманская молодежь

Проблема в том, что число молодых христиан в Германии постоянно сокращается (по опросам, не более четверти молодых людей в Германии верят в Бога).

При этом, однако, среди турецкой молодежи число мусульман растет: до 81 процента молодых турок в Германии - приверженцы ислама. В ряде регионов Германии молодые мусульмане в школах составляют более половины учеников. Как должны проходить уроки религии для них?

Традиционно религиозное воспитание молодых мусульман в Германии проходит вне школы. Долгие годы государство этому не придавало значения, но после 11 сентября 2001 года выяснилось, что в воскресных мусульманских школах преподавание чаще всего ведут муллы из стран Востока, не говорящие по-немецки и нередко отличающиеся радикальными взглядами. Поэтому сейчас многие политики предлагают включить ислам в школьную программу, причем преподавать его только на немецком языке.

Архив

Контекст

Религия сегодня: возвращение к духовному началу или способ провести время?

Возвращение религии – всеобъемлющий феномен: одновременно и по одному образцу в разных культурных кругах происходит возвращение к духовному началу. Однако есть опасность использования религии в корыстных целях. (08.09.2007)

Со времен франков, когда святой Бонифаций "крестил" Германию, эта страна официально считалась христианской, и практически все ее жители исповедовали христианство. После Тридцатилетней войны на территории государства приобрело значительное влияние протестантское движение Мартина Лютера, и в итоге в период с XVII по начало ХХ века в Германии были две государственные религии - католицизм и протестантизм (евангелизм). В начале ХХ века в законодательство государства были внесены существенные изменения, и сейчас, согласно Конституции, Германия является светским государством, в котором и не оказывает влияния на внутреннюю и внешнюю политику. Такой закон был принят в 1919 году, и с этого времени граждане и гости Германии могут сами решать, какую веру исповедовать и какие церкви посещать.

Религия в современной Германии

В современной Германии, как и более столетия назад, большинство жителей исповедуют католицизм и протестантизм, однако также большой процент граждан этой страны считают себя атеистами. Постоянно увеличивающееся количество иммигрантов из восточной Европы, ближнего Востока и некоторых стран Азии и Африки также повлияло на религиозную ситуацию в Германии - в государстве значительно вырос процент людей, исповедующих ислам, буддизм и иудаизм. Если проанализировать религию Германии в процентном соотношении верующих разных конфессий, картина будет примерно следующей:

  • адепты Римско-католической церкви - 37%
  • протестанты (евангелисты, баптисты и др.) - 35%
  • люди, считающие себя верующими, но не принадлежащие ни к одной конфессии и атеисты - 20%
  • мусульмане - 3.5%
  • адепты иудаизма - 0,4-0,5%
  • верующие, исповедующие другие религии - прибл. 4%.

Интересно, что религия в Германии существенно зависит от территориального признака, так как в восточной части страны преобладает количество атеистов и агностиков, а в западной - христиан. Причина такому явлению кроется в исторических событиях, происшедших в ХХ веке, а именно - в оккупации восточной части Германии СССР. Когда после поражения во Второй мировой войне восточная часть Германии перешла под власть СССР и на этой территории была создана Германская Демократическая Республика (ГДР), здесь повсеместно насаждалась советская идеология, отличавшаяся нетерпимостью к религии. В ГДР в послевоенное время распространялась атеистическая идеология, поэтому немцы, живущие на этой территории, постепенно перенимали такое мировоззрение, отказываясь от веры.

Западная Германия, Федеративная Республика Германии (ФРГ) в послевоенное время не так зависела от внешних факторов, как ГДР, поэтому здесь сохранись и традиции, и религия Германии. После падения Берлинской стены, разделяющей ФРГ и ГДР, в 1989 году произошло объединение восточной и западной Германии, однако насаждение в ГДР атеизма на протяжении более 40 лет не прошло бесследно. Поэтому несмотря на тот факт, что с 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ, значительная часть людей, проживающих на территории, бывшей оккупированной СССР, до сих пор являются сторонниками атеистического восприятия мира.

Что касается людей, исповедующих ислам, иудаизм и , они в основном проживают в крупных городах Германии. Это объясняется тем, что большая часть этих людей являются иммигрантами, приехавшими из других стран в поисках лучшей жизни. Иммигранты селятся в больших городах, так как в них проще найти работу, поэтому закономерно, что сейчас во всех мегаполисах Германии есть общины выходцев из других государств, и члены этих общин соблюдают традиции своей родины и исповедуют традиционную для них религию.

Роль религии в жизни гражданского общества Германии

В современном мире значительно снизилась по сравнению с тем влиянием, которое оказывали религиозные структуры на жизнь государства еще сто лет назад, однако нельзя сказать, что религия Германии совершенно не влияет на жизнь граждан этого государства. В мегаполисах и небольших городках Германии построено очень много церквей и храмов, и многие жители страны (особенно западной ее части) регулярно посещают богослужения. Рождество и Пасху, религиозные праздники, празднуют все немцы, причем как верующие, так и агностики и атеисты, ведь эти два великих праздника давно стали считаться всенародными.

Немаловажно, что в Германии до сих пор сохранился церковный налог, который платят все члены религиозной общины. Средства, собранные таким образом, тратятся на обеспечение нужд общины и на благотворительность, которой занимаются все религиозные организации. В школах Германии все дети в зависимости от своего вероисповедания изучают католическую или протестантскую религию. Однако те ученики, которые не исповедуют христианство, имеют право не ходить на такие уроки, а вместо них посещать уроки этики.

В целом, общество Германии очень толерантно, поэтому немцы лояльно относятся к верующим людям, исповедующим любую религию. Несмотря на то, что в последние десятилетия в Германии появилось достаточно много религиозных сект и , наличие четкого разделения государства и религии, а также установленные законом рамки, жестко ограничивающее вмешательство религии в частную жизнь каждого члена гражданского общества, позволяют разным религиозным конфессиям мирно сосуществовать в одном государстве.

Во времена франков . Крестителем Германии считается святой Бонифаций , бывший епископом Майнца и обративший в христианство значительную часть современной Германии (претерпел мученическую смерть от язычников в 754 году). В начале XVI века в Германии и Швейцарии началась реформация церкви, в основе которой лежали учения Ульриха Цвингли (Ulrich Zwingli) и Мартина Лютера (Martin Luther). В результате реформации и религиозных войн, сопровождавших её (главной из которых была Тридцатилетняя война - гг.), Германия разделилась на католические и протестантские (лютеранские) регионы. Главным принципом, закрепленном в Вестфальском мирном договоре 1648 г., стал принцип cujus regio, ejus religio , то есть подданные того или иного феодала были обязаны принимать его веру: католическую или протестантскую.

Протестантизм

Лютеранство и реформатство

Ислам

Часть верующих составляют мусульмане - около 3,5 млн, или 4 % населения страны (2010 год, ).

Иудаизм

Число последователей иудаизма составляло в Германии 0,12 % (около 100 тыс. человек).

Нерелигиозное население

Около 31 % немецкого населения - атеисты (на территории бывшей ГДР атеистов - до 70 %). Однако данные о количестве атеистов и верующих в Германии . Согласно данным опроса Цукермана, в 2005 году атеистами или агностиками назвали себя около 45 % населения страны. Опрос, проведенный Dentsu , показал, что 25 % населения считают себя нерелигиозными. Опрос проведённый The Gallup Organization показал, что 57 % немцев полагают, что религия не играет важной роли в их жизни.

См. также

Напишите отзыв о статье "Религия в Германии"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Религия в Германии

– Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты.
– Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить…
Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние.
– Нет, я, кажется, домой поеду…
– Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела…
– Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер.
– Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты.
– Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.
«Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза.
– Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела.
– Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел.
Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.

Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.
На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.
Петя рассчитывал на успех своего представления государю именно потому, что он ребенок (Петя думал даже, как все удивятся его молодости), а вместе с тем в устройстве своих воротничков, в прическе и в степенной медлительной походке он хотел представить из себя старого человека. Но чем дальше он шел, чем больше он развлекался все прибывающим и прибывающим у Кремля народом, тем больше он забывал соблюдение степенности и медлительности, свойственных взрослым людям. Подходя к Кремлю, он уже стал заботиться о том, чтобы его не затолкали, и решительно, с угрожающим видом выставил по бокам локти. Но в Троицких воротах, несмотря на всю его решительность, люди, которые, вероятно, не знали, с какой патриотической целью он шел в Кремль, так прижали его к стене, что он должен был покориться и остановиться, пока в ворота с гудящим под сводами звуком проезжали экипажи. Около Пети стояла баба с лакеем, два купца и отставной солдат. Постояв несколько времени в воротах, Петя, не дождавшись того, чтобы все экипажи проехали, прежде других хотел тронуться дальше и начал решительно работать локтями; но баба, стоявшая против него, на которую он первую направил свои локти, сердито крикнула на него:
– Что, барчук, толкаешься, видишь – все стоят. Что ж лезть то!
– Так и все полезут, – сказал лакей и, тоже начав работать локтями, затискал Петю в вонючий угол ворот.
Петя отер руками пот, покрывавший его лицо, и поправил размочившиеся от пота воротнички, которые он так хорошо, как у больших, устроил дома.
Петя чувствовал, что он имеет непрезентабельный вид, и боялся, что ежели таким он представится камергерам, то его не допустят до государя. Но оправиться и перейти в другое место не было никакой возможности от тесноты. Один из проезжавших генералов был знакомый Ростовых. Петя хотел просить его помощи, но счел, что это было бы противно мужеству. Когда все экипажи проехали, толпа хлынула и вынесла и Петю на площадь, которая была вся занята народом. Не только по площади, но на откосах, на крышах, везде был народ. Только что Петя очутился на площади, он явственно услыхал наполнявшие весь Кремль звуки колоколов и радостного народного говора.