Какую размерность не может иметь материальный поток. Материальный поток. Г)усложнение системы рыночных отношений

Вопросы для контроля знаний

1. Перечислите и охарактеризуйте принципы логистики.

2. Дайте определение понятию "логистическая функция".

3. Перечислите основных участников логистического про­цесса.

4. Назовите основные логистические функции транспортно- экспедиционных организаций, предприятий оптовой торговли, коммерческо-посреднических организаций, предприятий- изготовителей товаров.

5. Перечислите задачи, которые решаются службой логистики совместно с другими службами предприятия.

Глава 3. Материальные потоки и логистические операции

Понятие материального потока является ключевым в логи­стике. Материальные потоки образуются в результате транс­портирования, складирования и выполнения других матери­альных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми из­делиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Понятие потока как движущейся массы чего-либо интуи­тивно хорошо понятно: вода в стакане на столе - запас, начнем выливать воду, возникнет поток воды. Автомобили, стоящие в пробке, - запас, автомобили, движущиеся по свободному шос­се, - поток. Материальные потоки в логистике имеют анало­гичную природу: множество каких-либо вещественных объек­тов, рассматриваемых не в состоянии покоя (запас), а в состоя­нии движения. Однако под движением в логистике понимается не только перемещение чего-нибудь в определенном направле­нии, но и переход из одного состояния в другое, например:

Товар, не упакованный в транспортную тару, превраща­ется в товар упакованный (операция упаковки);

Партия товара в транспортной немаркированной таре пре­вращается в партию товара в транспортной таре маркированной (операция маркировки);

Товар, в маркированной транспортной таре, уложенный на поддон, но не связанный с поддоном в единое целое, превраща­ется в удобный для последующей переработки грузовой пакет (операция пакетирования), а также множество других операций.

Материальные потоки могут протекать между различны­ми предприятиями или внутри одного предприятия. Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем пример доведения готовой продукции (консервов) от завода- изготовителя до торгового зала магазина:

На рис. 15 представлены операции, которые необходимо вы­полнить, чтобы физически продвинуть произведенные консервы по указанной цепи.

Рис. 15.Операции, необходимые для физического продвижения произведенных консервов по указанной цепи.

Продукт (в данном случае консервы), рассматриваемый в процессе приложения к нему перечисленных операций, пред­ставляет собой материальный поток, который и является основ­ным объектом управления в логистике. Логистика планирует этот процесс, определяет технологию и выбирает технику для выполнения тех или иных операций, определяет, где и в каком объеме содержать запасы продукта, организует документообо­рот, т. е. информационную поддержку товародвижения, опера­тивно управляет всем сквозным процессом.



Особо подчеркнем, что произведенные изготовителем консервы передаются на оптовые склады, а затем попадают в розничную торговлю уже не одно столетие. Однако никогда в прежние века цепь операций товародвижения консервов (как и другой продукции) не была охвачена единой системой управле­ния. Необходимости в таком управлении не было, возможность такого управления отсутствовала . Соответственно, не было и не­обходимости в термине, обозначающем объект этого управления.


товарно-материальные ценности и т. п.), рас­сматриваемая в процессе

Рис. 15. Последовательность операций по доведению готовой продукции от консервного завода до торгового зала магазина

Общепринятое определение гласит: материальным пото­ком называется имеющая вещественную форму продукция (грузы, детали, приложения к ней различных логи­стических операций в заданном временном интервале.

Применение термина "материальный поток" оправданно лишь при наличии единой системы управления сквозной цепью операций по продвижению продукции и лишь в пределах управ­ляемой цепи. Отсутствие логистического подхода к организации товародвижения лишает использование данного термина как фактического, так и научного смысла.

Выделение всех операций на пути продвижения грузов, деталей, товарно-материальных ценностей через транспортные, производственные, складские звенья позволяет:

· увидеть общий процесс продвижения изменяющегося про­дукта к конечному потребителю;

· проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

Размерность материального потока представляет собой дробь,

в числителе которой указана единица измерения продукции, име­ющей вещественную форму (штуки, тонны и т. п.), а в знаменате­ле - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. п.). Напри­мер, тонн/год, вагонов/месяц, контейнеров/смену и т. п.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он яв­ляется материальным запасом, так называемым запасом в пути.

Характеристики материального потока принято делить на две группы:

1. качественные

1.1. ассортимент;

1.3. марка;

2. количественные характеристики материального потока:

2.1. габариты;

2.2. количество материальных ресурсов (штучные грузы оцениваются в штуках; легковесные, но объемные - по объему; тяжеловесные и крупногабаритные - по площади и массе);

2.3. интенсивность (другие аналогичные показатели - скорость, плотность и т. п.) потока - количество объемных или весовых показателей (еди­ниц) продукции, перемещаемое в логистической системе в единицу времени;

2.4. начальная (поставщик) и конечная (потребитель) точки пути;

2.5. траектория;

2.6. длина пути;

2.7. время движения.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения време­ни (сутки, месяц, год и т. д.). Например: тонн/год, шт./ч, ед./сутки, п.м/ч, м 2 /год и др.

Виды материальных потоков

Выделяют следующие виды материальных потоков:

1. по отношению к логистической системе:

1.1. внешние . Протекают во внешней для логистической системы среде и способствуют достижению её основной цели;

1.2. внутренние . Протекают внутри ло­гистической системы;

1.3. входные . Поступают в логистическую систему из внешней среды;

1.4. выходные. Поступают из логистиче­ской системы во внешнюю среду;

При сохранении в ло­гистической системе запасов на одном уровне входной материальной поток будет равен выходному.

2. по удельному весу образующих поток грузов:

2.1. тяжеловесные . Обра­зуются грузами, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках же­лезнодорожным транспортом). Обеспечивают полное использова­ние грузоподъемности транспортных средств, требуют для хра­нения меньшего складского объема;

2.2. легковесные . Обра­зуются грузами, у которых масса в одну тонну занимает объем более 2 м 3 . Не позволя­ют полностью использовать грузоподъемность транспорта;

3. по натурально-вещественному составу:

3.1. одноассортиментные (простые). Включают материальные ресурсы одного наименования;

3.2. многоассорти­ментные (сложные). Включают широкую номенклатуру материальных ресурсов;

4. по степени загрузки транспортных средств:

4.1. массовые . Возникают в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным сред­ством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.;

4.2. крупные. Требуют для транспортировки более, чем одной единицы транспортного средства (до 10 вагонов, до 4 автомашин и т.д.);

4.3. средние . Транспортируются одной единицей транспортного средства (один вагон, одна автомашина и т.д.);

4.4. мелкие . Не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требуют при перевозке совмещения с другими, по­путными грузами;

5. По консистенции грузов:

5.1. насыпных грузов . Грузы (например, зерно) перевозятся без тары в спе­циализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в авто­машинах. Обладают сыпучестью;

5.2. навалочных грузов . Грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.), как правило минерального происхождения, перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Обладают сыпучестью;

5.3. тарно-штучных грузов . Могут подразделяться по способу затаривания на потоки с грузами.

1.2 Материальный поток: понятие, виды, единицы измерения

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями -- начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток -- это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе -- единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции -- это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

Массовый -- это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).

Крупные -- это потоки нескольких вагонов или машин.

Мелкие -- это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство -- сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

Навалочные грузы -- как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.

Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе компанией

Начнем с термина - «магазин-дискаунтер» Журнал «Маркетинг в России и за рубежом». - № 2, 2009., 121 с. , многие русские люди значения этого слова не понимают. Если вдаваться в этимологию - это производное от английского слова discount - уменьшать цену...

Информационные потоки в современной логистике

Современное состояние логистики много в чем определяется бурным развитием и внедрением во все сферы информационно-компьютерных технологий...

Материальные потоки в логистике

Модели коммуникаций значимые для PR

В рамках ПР мы сталкиваемся с необычным феноменом, когда в роли коммуникативного сообщения начинает выступать материальный объект. Это может быть лидер, авиакомпания или любая другая организация, тот или иной вариант товара...

Позиционирование лекарственных препаратов

Важность графика для ценообразования определяется тем, что транзитные посетители гораздо менее чувствительны к ценам в силу большей склонности к спонтанным покупкам и во многих случаях дефицита времени на покупку. Кроме того...

Стратегический маркетинг

Три последовательные стадии структурного развития: Первая стадия - простая структура. По мере роста предприниматель не справляется со всеми проблемами, наступает кризис руководства. Вторая стадия - функциональная структура...

Упаковка товара

Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица - это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Грузовая единица - это тот элемент логистики...

Формирование складской грузовой единицы

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой...

  • II. Расчет номинального значения величины магнитного потока.
  • Акты применения правовых норм: понятие, особенности, виды.
  • Амортизация основных средств: понятие, назначение, методы расчёта.
  • Производство продукции проходит ряд этапов. Во-первых, необ­ходимо закупить и доставить определенные материалы для производ­ства выбранной продукции. Во-вторых, нужно организовать процесс непосредственного производства продукции из доставленных мате­риалов. В-третьих, следует организовать сбыт выпущенной продук­ции. В результате совершаются различные операции с сырьем, полу­фабрикатами и готовыми изделиями. Следствием выполнения этих операций является возникновение материальных потоков.

    Материальные потоки могут возникать между предприятиями или внутри предприятия. Если речь идет о доставке сырья или мате­риалов, комплектующих или полуфабрикатов от поставщика до пред­приятия, то материалопоток возникает между предприятиями. Если речь идет о перемещении материалов, сырья и т.п. внутри предприя­тия между стадиями изготовления продукции, то материалопоток возникает внутри предприятия.

    Таким образом, основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток, а информационные, финансовые, сервисные и другие потоки рассматриваются в подчиненном плане.

    Материальный поток (МП ) - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции и которые связаны с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, затаривание продукции, разукрупнение и т.п.).

    Под материальными ресурсами (МР) понимаются предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства.

    Незавершенное производство (НЗП) - продукция, не законченная производством в пределах данного предприятия.

    Готовая продукция (ГП) - продукция, прошедшая полный производственный цикл и технический контроль на данном предприятии, полностью упакованная, сданная на склад или отгруженная потребителю (торговому посреднику).

    Выделяются следующие признаки классификация материальных потоков:

    1. По отношению к логистической системе различают внутренние (не выходящие за пределы логистической системы) потоки и внешние, поступающие в логистическую систему из внешней среды (входные) и выходящие из логистической системы во внешнюю среду (выходные).

    2. По отношению к звену логистической системы материальные потоки делятся на входные и выходные.

    3. По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой при этом понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукций в натуральном выражении (шт., т, и т. п.). Применяется в основном для статистической отчетности, учета и планирования.

    4. По ассортименту материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные. При этом под ассортиментом понимаются состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортимент бывает групповой, видовой и внутривидовой.

    5. В процессе транспортирования грузы классифицируют по виду транспорта, способу и условиям транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания и др. К ним относятся потоки, приведённые далее в тексте.

    Массовый поток - это поток, требующий транспортировки группой транспортных средств, например, целым железнодорожным составом из многих вагонов, колонной трейлеров и т. п.

    Крупный поток - это поток, требующий нескольких вагонов или трейлеров, и т. п.

    Средний поток - это поток, образованный одиночными вагонами, трейлерами, и т. п.

    Мелкий поток - это поток грузов, меньших, чем грузоподъемность одиночного транспортного средства, и могущий быть совмещенным при транспортировке с другими мелкими потоками.

    Тяжеловесные потоки - это потоки, образованные грузами высокой плотности и, следовательно, занимающие при этом же весе меньший объем. Сюда относят потоки, образованные грузами с массой одного места при перевозках более 1 т., а при железнодорожных перевозках- 0,5 т.

    Легковесные потоки - это потоки, образованные грузами с малой плотностью, и, следовательно, при заданном объеме, определяемом габаритами, допустимыми для данного транспортного средства, обладающие малым весом. В таких потоках 1т. груза занимает более 2 .

    Негабаритные потоки - это потоки грузов, высота одного места которых более 3,8 м, длина - больше длины грузовой площадки.

    Насыпные грузы образуют потоки, требующие специальных транспортных средств: бункерных вагонов, контейнеров, трейлеров и т. п., перевозятся обычно навалом (например, зерно).

    Навалочные грузы образуют потоки, не требующие специального затаривания, и для которых допускается слеживание, смерзание и др., например, рудо, уголь и т. п.

    Наливные грузы - это жидкие или полужидкие грузы, заливаемые в другие наливные транспортные средства.

    Тарно-штучные и штучные грузы имеют разнообразные физические и химические свойства. Они могут транспортироваться как в определенной таре (ящики, мешки и др.).

    МП может быть охарактеризован такими показателями, как интенсивность , под которой понимается количество объемных или весовых показателей (единиц) продукции, поступающей на вход логистической системы в единицу времени. Исходя из этого возможны следующие размерности материального потока: т/год, шт./ч, ед./сутки, п. м/ч, м 2 /год и др.

    С каждым из вышеуказанных параметров связан определенный набор информации и со многими параметрами – финансовые показатели (издержки, цены, тарифы), а также разного рода ограничения.


    | | | | | 6 | | | | | | | | | | |