Княгиня софья биография. Софья Палеолог и Иван III Третий: история любви, интересные факты биографии

Софья Фоминична Палеолог, она же Зоя Палеологиня (рожд. примерно 1455 г. - смерть 7 апреля 1503 г.) - Великая княгиня Московская. Жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного. Происхождение — византийская императорская династия Палеологов. Отец ее, Фома Палеолог, был братом последнего императора Византии Константина XI и деспотом Мореи. Дед Софьи по материнской линии — Чентурионе II Дзаккариа, последний франкский князь Ахайи.

Выгодный брак

По преданию, Софья привезла с собой в подарок мужу «костяной трон» (сейчас известный как «трон Ивана Грозного»): его деревянный остов покрывали пластины из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейскую тематику.

Привезла Софья и несколько православных икон, в том числе и, предположительно, редкую икону Божией Матери «Благодатное Небо».

Значение брака Ивана и Софьи

Брак Великого князя с греческой царевной имел важные последствия. Бывали и раньше случаи, что русские князья женились на греческих царевнах, но эти браки не имели такого значения, как женитьба Ивана и Софьи. Византия была теперь порабощена турками. Византийский император раньше считался главным защитником всего восточного христианства; теперь таким защитником становился московский государь; с рукой Софии он как бы наследовал и права Палеологов, даже усваивает герб Восточной Римской империи – двуглавого орла; на печатях, которые привешивались к грамотам, стали с одной стороны изображать двуглавого орла, а с другой – прежний московский герб, Георгия Победоносца, поражающего дракона.

Византийские порядки стали все сильней и сильней сказываться в Москве. Хотя последние византийские императоры вовсе не были могущественными, но держали себя в глазах всех окружающих очень высоко. Доступ к ним был очень труден; множество различных придворных чинов наполняло великолепный дворец. Пышность дворцовых обычаев, роскошная царская одежда, блистающая золотом и драгоценными камнями, необычайно богатое убранство царского дворца – все это в глазах народа очень возвышало особу государя. Пред ним все преклонялось, как пред земным божеством.

Не то было в Москве. Великий князь был уже могучим государем, а жил немногим пошире и побогаче, чем бояре. Они обходились с ним почтительно, но просто: некоторые из них были из удельных князей и свое происхождение вели тоже, как и великий князь, от . Незатейливая жизнь царя и простое обращение с ним бояр не могли понравиться Софьи, знавшей о царском величии византийских самодержцев и видевшей придворную жизнь пап в Риме. От жены и в особенности от людей, приехавших с нею, Иван III мог многое слышать о придворном обиходе византийских царей. Ему, хотевшему быть настоящим самодержцем, многие придворные византийские порядки должны были очень понравиться.

И вот мало-помалу начали появляться в Москве новые обычаи: Иван Васильевич начал держать себя величаво, в сношениях с иностранцами титуловался «царем», послов начал принимать с пышною торжественностью, установил обряд целования царской руки в знак особой милости. Потом появились придворные чины (ясельничий, конюший, постельничий). Великий князь стал жаловать в бояре за заслуги. Кроме сына боярского, в это время появляется другой низший чин – окольничий.

Бояре, бывшие ранее советниками, думцами княжими, с которыми государь, по обычаю, совещался о всяком важном деле, как с товарищами, теперь обратились в покорных слуг его. Милость государя может возвысить их, гнев – уничтожить.

Под конец своего княжения Иван III стал настоящим самодержцем. Не по душе многим боярам были эти перемены, но никто не смел высказать этого: великий князь был очень суров и наказывал жестоко.

Нововведения. Влияние Софьи

Со времени приезда Софии Палеолог в Москву завязались сношения с Западом, в особенности с Италией.

Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора при Ивановом преемнике, наслушавшись боярских толков, замечает о Софье в своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое. Ее влиянию приписывали даже решимость Ивана III сбросить с себя татарское иго. В боярских россказнях и суждениях о царевне нелегко отделить наблюдение от подозрения или преувеличения, руководимого недоброжелательством.

Москва того времени была очень неприглядной. Деревянные небольшие постройки, поставленные как попало, кривые, немощеные улицы, грязные площади – все это делало Москву похожей на большую деревню или, верней, на собрание множества деревенских усадеб.

После свадьбы и сам Иван Васильевич почувствовал необходимость в перестройке Кремля, в могущественную и неприступную цитадель. Все началось с катастрофы 1474 г., когда Успенский собор, возводимый псковскими мастерами, рухнул. В народе сразу поползли слухи, что беда стряслась из-за «грекини», до этого пребывавшей в «латинстве». Пока выяснились причины обрушения, Софья посоветовала супругу пригласить архитекторов из Италии, которые тогда были лучшими мастерами в Европе. Их творения могли сделать Москву равной по красоте и величественности европейским столицам и поддержать престиж московского государя, а также подчеркнуть преемственность Москвы не только Второму, но и Первому Риму.

Один из лучших итальянских строителей того времени Аристотель Фиораванти согласился ехать в Москву за 10 рублей жалованья в месяц (деньги по тем временам порядочные). Он за 4 года соорудил великолепный по тогдашнему времени храм – Успенский собор, освященный в 1479 году. Это здание сохранилось до сих пор в Московском Кремле.

Потом начали строить и другие каменные церкви: в 1489 году был возведен Благовещенский собор, имевший значение домовой церкви царя, а незадолго до смерти Ивана III был снова построен Архангельский собор вместо прежней обветшавшей церкви. Задумал государь построить каменную палату для торжественных собраний и приемов иноземных послов.

Эта постройка, сооруженная итальянскими зодчими, известная под названием Грановитой палаты, сохранилась до наших дней. Кремль был обведен снова каменной стеной и украшен красивыми воротами и башнями. Для себя великий князь приказал выстроить новый каменный дворец. Вслед за великим князем начал и митрополит сооружать себе кирпичные палаты. Трое бояр также построили себе каменные дома в Кремле. Таким образом, Москва стала постепенно обстраиваться каменными зданиями; но эти постройки долго и после этого не входили в обычай.

Рождение детей. Государственные дела

Иван III и Софья Палеолог

1474 год, 18 апреля — Софья родила первую (быстро умершую) дочь Анну, потом еще одну дочь (тоже умершую так быстро, что ее не успели окрестить). Разочарования в семейной жизни компенсировались активностью в государственных делах. Великий князь советовался с ней в принятии государственных решений (в 1474 он выкупил половину Ростовского княжества, заключил дружественный союз с крымским ханом Менгли-Гиреем).

Софья Палеолог принимала деятельное участие в дипломатических приемах (венецианский посланник Кантарини отметил, что прием, который организовала она, прошел «весьма величаво и ласково»). Согласно легенде, приведенной не только русскими летописями, но и английским поэтом Джоном Милтоном, в 1477 Софья смогла перехитрить татарского хана, объявив, что имела знак свыше о строительстве храма святому Николаю на том месте в Кремле, где стоял дом ханских наместников, контролировавших сборы ясака и действия Кремля. Эта легенда представляет Софью решительной натурой («выставила их из Кремля, дом снесла, хотя храм не стала строить»).

1478 год — Русь фактически прекратила выплату дани Орде; до полного свержения ига осталось 2 года.

В 1480, опять-таки по «совету» жены, Иван Васильевич выехал с ополченцами к реке Угре (под Калугой), где стояло к войско татарского хана Ахмата. «Стояние на Угре» битвой не закончилось. Начавшиеся морозы и отсутствие продовольствия заставили хана с войском уйти. Эти события положили конец ордынскому игу.

Главное препятствие на пути усиления великокняжеской власти рухнуло и, опираясь, на свою династическую связь с «православным Римом» (Константинополем) через жену Софью, государь провозгласил себя преемником державных прав византийских императоров. Московский герб с Георгием Победоносцем был объединен с двуглавым орлом – древним гербом Византии. Этим было подчеркнуто, что Москва – наследница Византийской империи, Иван III – «царь всего православия», Русская Церковь – преемница греческой. Под влиянием Софьи церемониал великокняжеского двора приобрел невиданную доселе пышность, схожую с византийско-римской.

Права на московский престол

Софья начала упорную борьбу за обоснование права на московский престол за своим сыном Василием. Когда тому было восемь лет, она даже попыталась организовать заговор против супруга (1497 год), но тот был раскрыт, а сама Софья подверглась осуждению по подозрению в волшебстве и связи с «бабой-колдуньей» (1498 год) и вместе с царевичем Василием подверглась опале.

Но судьба была к ней милостива (за годы своего 30-ти летнего брака Софья родила 5 сыновей и 4 дочери). Смерть старшего сына Ивана III, Ивана Молодого, заставила мужа Софьи сменить гнев на милость и возвратить сосланных в Москву.

Смерть Софьи Палеолог

Скончалась Софья 7 апреля 1503 г. Она была похоронена в великокняжеской усыпальнице Вознесенского женского монастыря в Кремле. Постройки этой обители были разобраны в 1929 г., и саркофаги с останками великих княгинь и цариц были перевезены в подвальную палату Архангельского собора в Кремле, где они находятся и сегодня.

После смерти

Это обстоятельство, а также хорошая сохранность скелета Софьи Палеолог дали возможность экспертам воссоздать ее облик. Работа проводилась в Московском бюро судебно-медицинской экспертизы. Видимо, нет необходимости описывать подробно процесс восстановления. Отметим лишь, что портрет был воспроизведен с использованием всех научных методик.

Исследование останков Софьи Палеолог показало, что она была невысокого роста — около 160 см. Череп и каждая кость тщательно изучались, и в результате было установлено, что смерть великой княгини наступила в возрасте 55-60 лет. В результате исследований останков установили, что Софья была женщиной полной, с волевыми чертами лица и имела нисколько не портившие ее усики.

Когда перед исследователями предстал облик этой женщины, лишний раз стало ясным, что в природе не бывает ничего случайного. Речь идет об удивительном сходстве Софьи Палеолог и ее внука — царя Ивана IV Грозного, подлинный облик которого нам хорошо знаком по работе известного советского антрополога М.М.Герасимова. Ученый, работая над портретом Ивана Васильевича, отмечал черты средиземноморского типа в его облике, связывая это как раз с влиянием крови его бабушки, Софьи Палеолог.

Точная дата ее рождения неизвестна. В возрасте примерно лет пяти-семи ей довелось пережить ужас разгрома Константинополя войсками турецкого султана, гибель дяди -последнего византийского императора Константина XI. Спасаясь от турок, ее отец, брат Дэратора Фомо Палеолог, вместе с детьми бежал в Рим, под защиту папы римского.
Через девятнадцать лет, в конце июня 1472 года из Рима в Москву отправилась торжественная процессия: на свадьбу с великим князем московским Иваном III ехала византийская принцесса Софья Палеолог — женщина, которой суждено было сыграть важную роль в исторических судьбах России.

Ошибка папы римского

В 1465 году Фома Палеолог скончался. Образование и воспитание царственных сирот - братьев Андрея и Мануила и их младшей сестры Софьи - было поручено кардиналу Виссариону Никейскому. Особое внимание он уделял европейским католическим традициям и, называя Со­фью «возлюбленной дочерью Римской Церкви», настойчиво внушал, что она во всем должна смиренно следовать принципам католицизма.
В 1468 году в окружении папы римско­го созрела мысль выдать Софью за не­давно овдовевшего московского государя Ивана III. Ватикан предполагал этим браком убить двух зайцев: во-первых, рассчитывал, что великий князь Моско­вии теперь может согласиться на унию церквей и подчинится Риму, а во-вторых, станет могущественным союзником в борьбе против турок. И влиянию буду­щей жены на великого князя отводилась решающая роль.

Надо признать, что дипломатическая «игра» по организации брака с московским государем была тщательно задумана и блестяще исполнена. Вот только результат эта операция принесла прямо противоположный задуманному!

Иван III не намеревался ни воевать за «наследство» с турками, ни тем более соглашаться на унию. И самое главное: став великой княгиней, Софья Фоминишна (так ее стали величать на Руси) не оправ­дала надежд папского престола на подчинение России Ватикану. Она не только не способствовала окатоличиванию Руси, но и выгнала сопровождавшего ее кардинала, а все отведенные ей годы жизни верно служила православию и Русской Державе.

Софья в глубине души была глубоко православной. Она умело скрывала свою веру от могущественных римских «покровителей», которые не оказали помощи ее родине, предав ее иноверцам на разорение и гибель.

Путешествие. Встреча. Венчание

Междинастические браки - дело непростое, сватовство затянулось на целых три года. Наконец, в январе 1472 года Иван III отправил посольство в Рим за невестой. А в июне того же года Софья тронулась в путь с почетной свитой и папским легатом Антонием. По католической традиции, легат впереди шествия нес латинский крест, чем немало волновал население Московии. Чтобы не создавать лишних дипломатических и политических проблем, крест у легата аккуратно… выкрали, и подбросили в его покои уже в Москве, через несколько дней после венчания…
И вот - Москва! Великий князь и принцесса впервые увидели друг друга воочию и - никто не разочаровался!

По представлениям того времени, Софья считалась уже немолодой женщиной (ей было лет 25-27), но она была очень привлекательна, с удивительно красивыми, выразительными темными глазами и нежной матовой кожей, что на Руси считалось признаком великолепного здоровья. Принцесса была среднего роста и несколько полновата (на Руси это называлось дородностью и записывалось в плюсы слабому полу), но отличалась статью, достойной представительницы гордого рода византийских басилевсов. А еще (и это, может быть, самое главное) - принцесса обладала острым умом и, как бы мы сейчас сказали, государственным мышлением. Но это проявится чуть поз­же, а пока принцесса, стоя на пороге хра­ма, где будет проходить венчание, смот­рит на своего суженого. Великий князь был еще молод, всего 32 года, и хорош собой - высок и красив. Особенно замечательными были его глаза, «грозные очи»: летописец говорит, что, когда князь гневался, женщины падали в обморок от его взгляда!
Митрополит Филипп совершил обряд венчания, русская державная власть породнилась с византийской императорской…

Приданое принцессы

Приданое представительницы рода византийских басилевсов оказалось весьма значительным. И речь не о злате-серебре, хотя и его было достаточно - племянница императора отнюдь не была бедной. Главное в приданом принцессы было то, что невозможно измерить в деньгах - ни тогда, ни пять столетий спустя!
После венчания Иван III принял в герб византийского двуглавого орла - символ царской власти; поместил он его и на свою печать.

В подклете каменной Богородице-Рождественской церкви на Сенях (домовой церкви московских великих княгинь) было надежно укрыто от пожаров, регулярно вспыхивавших в Москве, бесценное сокровище, прибывшее в свадебном поезде Софьи - «Либерия», огромное собрание древних книг и манускриптов (больше известное как легендарная «библиотека Ивана Грозного», поиски которой идут вот уже больше трех столетий). «Либерия» включала в себя греческие пергамента, латинские хронографы, древневосточные манускрипты; о бесценности ее говорит хотя бы то, что там были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона, Овидия и Вергилия и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки!

В подарок мужу Софьей был «преподнесен» роскошный трон, деревянный остов которого был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейские темы (он известен нам как трон опять-таки Ивана Грозного, и ныне он - самый древний в кремлевском собрании).

Софья привезла с собой и несколько православных икон. Очень редкая икона Божией Матери «Благодатное Небо» была определена в иконостас кремлевского Архангельского собора, а с привезенного ею образа Нерукотворного Спаса в XIX веке художник Сорокин писал образ Гос­пода для храма Христа Спасителя. Этот образ чудом сохранился до наших дней. В кремлевском соборе Спаса на Бору и сегодня на аналое можно видеть еще одну икону из приданого принцессы Софьи - образ Всемилостивого Спаса.

«Царевна царьгродская, великая княгиня…»

А дальше для Софьи началась новая жизнь - жизнь великой княгини московской, и участие в больших и малых государственных делах. И сотворенное ею на этом поприще заслуживает весьма высокой оценки - потому что даже борьба за власть ее была направлена на укрепление власти государя единой и неделимой Руси.
Софья принесла с собой свои представления о дворе и могуществе власти, и многие московские порядки пришлись ей не по сердцу. Ей не нравилось, что боярское окружение ведет себя слишком вольно со своим государем. Что русская столица по­строена сплошь из дерева, даже государе­вы хоромы в Кремле, а крепостные стены обветшали. И Софья Фоминишна, засучив рукава, взялась за дело.
Ее энергичности и целеустремленности можно только позавидовать - особенно если учесть, что она стала, говоря современным языком, еще и многодетной матерью, родив великому князю девятерых детей!..

Стараниями Софьи дворцовый этикет стал напоминать византийский. С разрешения великого князя она завела собственную «думу» из членов свиты и устраивала на женской половине великокняжеских палат настоящие дипломатические приемы иностранных послов и гостей, ведя с ними разговоры «величаво и ласково». Для Руси это было неслыханное новшество. Иван III под влиянием Софьи изменил и обращение с придворными: стал держать себя недоступно и требовать особого почтения.
С именем Софьи Палеолог связано, по преданиям, и возведение некоторых новых кремлевских храмов, велика ее за­слуга и в перестройке Кремля.
Иван III и сам чувствовал необходимость создания из великокняжеской резиденции настоящей цитадели - неприступной в военном отношении и велико­лепной в архитектурном. Последним толчком к этому стало обрушение Успенского собора, возводившегося псковскими мастерами.

Софья посоветовала мужу пригласить итальянских архитекторов, которые тогда считались лучшими в Европе. Их творения могли сделать Москву равной по красоте и величественности европейским столицам и поддержать престиж московского государя, а также подчеркнуть преемственность Москвы не только Второму Риму (Константинополю), но и Первому. Возможно, именно Софья подсказала мужу пригласить Аристотеля Фиораванти, который был на своей родине знаменит как «новый Архимед». Архитектор на предложение великого князя с радостью согласился.

Последствиями этого приглашения ста­ли новый Успенский собор, знаменитая Грановитая палата и новый каменный дворец на месте прежних деревянных хором.
Не все знают, что знаменитого архитектора в Москве ждал и особый, секретный заказ - исполняя его, Фиораванти со­ставил генеральный план нового Кремля с многочисленными подземными ходами, галереями и тайниками. И совсем не- многие знают, что талантливый итальянец выполнил и еще одну - как оказалось, чрезвычайно важную для Руси задачу: именно он фактически создал русскую полевую артиллерию!

«Не хочу быть данницей татарскою…»

Сейчас, с высоты прошедших столетий, мы видим, что практически вся деятельность Софьи была направлена на благо Руси, на укрепление ее внешнеполитического положения и внутренней стабильности. Многие же современники Софьи (в основном, из родовитых бояр) не любили великую княгиню - за ее влияние на Ивана III, за перемены в московской жизни, за вмешательство в государствен­ные дела. Надо признать, муж ее оказался мудрее этих «многих», и очень часто следовал советам Софьи. Возможно, дело было в том, что, как отметил известный историк В.О. Ключевский, искусные советы Софьи всегда отвечали тайным намерениям ее мужа!

Яркий пример полезного вмешательства Софьи - окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига: учитывая жесткий характер византийской принцессы, можно предполагать, что ее решительная позиция повлияла на решение Ивана III.

…В Москву прибыл посол хана Золотой Орды Ахмата с ультиматумом о немедленной выплате дани, и для Ивана III наступил момент истины или подчинение - или война. По преданию, в самую критическую минуту Софья, настаивавшая на отказе от выплаты дани ордынскому хану, заявила колеблющемуся государю: «Я отказала в руке своей богатым, сильным князьям и королям, для веры вышла за тебя, а ты теперь хочешь меня и детей моих сделать данниками; разве у тебя мало войска?»

На следующей встрече с послом великий князь демонстративно разорвал ханскую грамоту, а посла приказал гнать. Из школьного учебника истории мы помним, что после великого «стояния на Угре» татары развернули свое войско и от­правились восвояси.
Ненавистное иго кончилось…

Немалую роль в том, что татары так и не решились на генеральное сражение, сыграла… русская артиллерия под командованием Аристотеля Фиораванти, дважды разметавшая татарскую конницу, пытавшуюся переправиться через реку и вступить в бой.

Кто взойдет на трон?

Непросто пришлось Софье, когда ее недоброжелатели из великокняжеского окружения перешли в наступление. Когда сын Ивана III от первой жены, Иван Молодой, заболел подагрой, Софья выписала для него из-за границы лекаря. Вроде бы и болезнь не смертельная была, и лекарь знатный - однако, Иван скоропостижно скончался. Лекаря казнили, а про Софью по Москве поползли нехорошие слухи: мол, она отравила наследника, чтобы своему первенцу, Василию, расчистить путь-дороженьку к трону.
Над головой Софьи стали собираться грозовые тучи. У Ивана III от старшего сына остался внук Дмитрий, «опекаемый» его матерью Еленой Волошанкой и боярами, от Софьи же у него был старший сын Василий. Кому из них должен был достаться престол?.. В 1497 году не­други княгини нашептали великому князю, будто Софья хочет отравить его внука, ее тайно посещают ворожеи, готовящие ядовитые зелья, и что даже сам Василий участвует в заговоре. Иван III принял сторону внука, арестовал Василия, ворожей велел утопить в Москве-реке, а жену от себя удалил. Через год он венчал внука в Успенском соборе как наследника престола.

Однако недаром все современники Софьи считали ее женщиной «ума вы­дающегося и сильной воли»… И интриги она плести умела не хуже своих тайных и явных врагов: менее двух лет Софья и Василий были в опале. Бывшая принцесса сумела добиться падения Елены Волошанки, обвинив ее в… приверженности ереси (доказать свою невиновность при таких обвинениях очень проблематично). Святой инквизиции на Руси не было, еретиков на кострах не сжигали, поэтому Иван III просто посадил Елену и внука в темницу, где они и провели остаток своей жизни. В 1500 году великий князь и государь всея Руси нарек Василия законным наследником престола.

«Царица царьгородская, великая княгиня московская Софья Фоминишна» победила. Кто знает, по какому пути пошла бы русская история, если бы не Софья!
7 апреля 1503 года Софья Палеолог скончалась. Со всеми положенными ей по титулу почестями она была похоронена в великокняжеской усыпальнице Вознесенского женского монастыря в Кремле.

Софья Палеолог-византийская царевна.

Софья Палеолог -византийская царевна.

София Фоминична Палеолог, она же Зоя Палеологиня (ок. 1455— 7 апреля 1503), великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного. Происходила из императорской династии Палеологов.

Семья

Её отец, Фома Палеолог, был братом последнего императора Византии Константина XI и деспотом Мореи (полуостров Пелопоннес).

Фома Палеолог, отец Софьи (фреска Пинтуриккио, библиотека Пикколомини)

Император Иоанн VIII, дядя Софьи (фреска Беноццо Гоццоли, капелла волхвов)

Император Константин XI, дядя Софьи

Её дедом по материнской линии был Чентурионе II Дзаккариа, последний франкский князь Ахайи. Чентурионе происходил из генуэзского купеческого рода. Его отец был поставлен править Ахайей неаполитанским королём Карлом III Анжуйским. Чентурионе унаследовал власть от отца и правил в княжестве до 1430 года, когда деспот Мореи Фома Палеолог начал крупномасштабное наступление на его владения. Это вынудило князя отступить к своему наследственному замку в Мессении, где он и умер в 1432 году, спустя два года после мирного договора, по которому Фома женился на его дочери Екатерине. После его смерти территория княжества вошла в состав деспотата.

Старшая сестра Зои Елена Палеологиня Морейская (1431 — 7 ноября 1473) с 1446 года была женой сербского деспота Лазаря Бранковича, и после захвата Сербии мусульманами в 1459 году бежала на греческий остров Лефкас, где постриглась в монахини. Также у Фомы было два выживших сына, Андрей Палеолог (1453—1502) и Мануил Палеолог (1455—1512).

Италия

Определяющим в судьбе Зои стало падение Византийской империи. Император Константин погиб в 1453 году во время взятия Константинополя, спустя 7 лет, в 1460 году Морея была захвачена турецким султаном Мехмедом II, Фома уехал на остров Корфу, затем в Рим, где вскоре скончался. Зоя с братьями 7-летним Андреем и 5-летним Мануилом переехали в Рим 5 лет спустя после отца. Там она и получила имя София. Палеологи поселились при дворе папы Сикста IV (заказчика Сикстинской капеллы). Чтобы получить поддержку, в последний год своей жизни Фома перешёл в католицизм.

Сикст IV ,Тициан

После смерти Фомы 12 мая 1465 года (его жена Екатерина скончалась в том же году несколько ранее) опекой его детей занялся известный учёный грек, кардинал Виссарион Никейский, сторонник унии. Сохранилось его письмо, в котором он давал наставления преподавателю сирот. Из этого письма следует, что папа по-прежнему будет отпускать на их содержание 3600 экю в год (200 экю в месяц: на детей, их одежду, лошадей и прислугу; плюс следовало откладывать на чёрный день, и тратить 100 экю на содержание скромного двора, включавшего врача, профессора латинского языка, профессора греческого языка, переводчика и 1-2 священников).

Виссарион Никейский

После смерти Фомы корону Палеологов де-юре унаследовал сын Андрей, который продавал её различным европейским монархам и умер в бедности. Второй сын Фомы Палеолога, Мануил, во время правления Баязида II вернулся в Стамбул и отдался на милость султану. По некоторым источникам, он принял ислам, завёл семью и служил в турецком флоте.

В 1466 году венецианская сеньория предложила кипрскому королю Жаку II де Лузиньяну кандидатуру Софии в качестве невесты, но он отказался. По словам о. Пирлинга, блеск её имени и слава предков были плохим оплотом против оттоманских кораблей, крейсировавших в водах Средиземного моря. Около 1467 года папа Павел II через кардинала Виссариона предложил её руку князю Караччоло, знатному итальянскому богачу. Они были торжественно обручены, но брак не состоялся.

Свадьба

Иван III овдовел в 1467 году — его первая жена Мария Борисовна, княжна Тверская умерла, оставив ему единственного сына, наследника — Ивана Молодого.

Брак Софии с Иваном III был предложен в 1469 году римским папой Павлом II, предположительно, в надежде на усиление влияния католической церкви на Руси или, возможно, сближения католической и православных церквей — восстановить флорентийское соединение церквей. Мотивы Ивана III, вероятно, были связаны со статусом, и недавно овдовевший монарх согласился жениться на греческой принцессе. Идея брака, возможно, родилась в голове кардинала Виссариона.

Переговоры длились три года. Русская летопись повествует: 11 февраля 1469 г. грек Юрий прибыл в Москву от кардинала Виссариона к великому князю с листом, в котором великому князю предлагалась в невесты София, дочь аморейского деспота Фомы, «православная христианка» (о переходе её в католичество умалчивалось). Иван III посоветовался с матерью, митрополитом Филиппом и боярами, и принял положительное решение.

Хоругвь «Проповедь Иоанна Крестителя» из Ораторио Сан Джованни, Урбино. Итальянские эксперты полагают, что в толпе слушателей изображены Виссарион и София Палеолог (3й и 4й персонажи слева). Галерея провинции Марке, Урбино.

В 1469 году Иван Фрязин (Джан Батиста делла Вольпе) был отправлен к римскому двору сватать для великого князя Софию. Софийская летопись свидетельствует, что обратно на Русь c Иваном Фрязиным был послан портрет невесты, и такая светская живопись оказалась крайним сюрпризом в Москве — «…а царевну на иконе написану принесе». (Портрет этот не сохранился, что весьма прискорбно, поскольку наверняка он был написан живописцем на папской службе, поколения Перуджино, Мелоццо да Форли и Педро Берругете). Папа принял посла с великой честью. Он попросил великого князя прислать за невестой бояр. Фрязин вторично поехал в Рим 16 января 1472 года, и прибыл туда 23 мая.

Виктор Муйжель. «Посол Иван Фрезин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог»

1 июня 1472 году в базилике святых апостолов Петра и Павла состоялось заочное обручение. Заместителем великого князя был Иван Фрязин. В качестве гостей присутствовали жена правителя Флоренции Лоренцо Великолепного Клариче Орсини и королева Боснии Катарина. Папа, кроме подарков, дал невесте приданое в 6 тыс. дукатов.


Кларичи Медичи

24 июня 1472 г. большой обоз Софии Палеолог вместе с Фрязиным выехал из Рима. Невесту сопровождал кардинал Виссарион Никейский, который должен был реализовать открывающиеся возможности для Святого Престола. Легенда гласит, что в состав приданого Софии входили книги, которые лягут в основу собрания знаменитой библиотеки Ивана Грозного.

Свита Софии: Юрий Траханиот, Дмитрий Траханиот, князь Константин, Дмитрий (посол её братьев), св. Кассиан Грек. А также — папский легат генуэзец Антоний Бонумбре, епископ Аччии (его летописи ошибочно называют кардиналом). С ней же прибыл племянник дипломата Ивана Фрязина архитектор Антон Фрязин.


Фёдор Бронников. «Встреча царевны Софии Палеолог псковскими посадниками и боярами в устье Эмбаха на Чудском озере»

Маршрут путешествия был таков: на север из Италии через Германию, в порт Любек они прибыли 1 сентября. (Приходилось объезжать Польшу, через которую обычно путешественники следовали на Русь сухопутным путём — в этот момент она находилась с Иваном III в состоянии конфликта). Морское путешествие через Балтику заняло 11 дней. Корабль пристал в Колывани (совр. Таллинн), откуда кортеж в октябре 1472 года проследовал через Юрьев (совр. Тарту), Псков и Великий Новгород. 12 ноября 1472 г. София въехала в Москву.

София Палеолог въезжает в Москву. Миниатюра Лицевого летописного свода

Ещё во время путешествия невесты по русским землям стало очевидно, что планы Ватикана сделать её проводником католичества потерпели провал, поскольку София немедленно продемонстрировала возвращение к вере предков. Папский легат Антоний Бонумбре был лишен возможности въехать в Москву, неся перед собой латинский крест (см. Корсунский крест).

Венчание в России состоялось 12 (22) ноября 1472 года в Успенском соборе в Москве. Обвенчал их митрополит Филипп (по Софийскому Временнику — коломенский протопоп Осия). По некоторым указаниям, митрополит Филипп был против брачного союза с униаткой. Официальная великокняжеская летопись утверждает, что именно митрополит венчал великого князя, но неофициальный свод (в составе Летописей Софийской II и Львовской) отрицает участие митрополита в этой церемонии: «венча же протопоп коломенскый Осея, занеже здешним протопопом и духовнику своему не повеле…».

Венчание Ивана III с Софьей Палеолог в 1472 г. Гравюра XIX в.

Приданое

В Музеях Московского Кремля хранятся несколько предметов, связанных с её именем. В их числе — несколько драгоценных мощевиков, происходящих из Благовещенского собора, чья оправа создана, вероятно, уже в Москве. По надписям можно предположить, что находящиеся в них мощи она привезла из Рима.

Корсунский крест

«Спас Нерукотворный». Доска — 15 век (?), живопись — 19 век (?), оклад — последняя четверть (17 века). Цата и дробница с изображением Василия Великого — 1853. ММК. По легенде, записанной в сер. 19 века, образ был привезен в Москву из Рима Софьей Палеолог.

Икона-мощевик наперсная. Оправа - Москва, вторая половина XV в.; камея - Византия, XII-XIII вв. (?)

Икона наперсная. Константинополь, X-XI вв.; оправа - конец XIII - начало XIV в

Икона «Богоматерь Одигитрия», 15 век

Жизнь в браке

Семейная жизнь Софии, по всей видимости, была удачной, о чем свидетельствует многочисленное потомство.

Для неё в Москве были выстроены особые хоромы и двор, но они вскоре же, в 1493 г., сгорели, причём во время пожара погибла и казна великой княгини. Татищев передаёт свидетельство, что будто бы, благодаря вмешательству Софии, было сброшено Иваном III татарское иго: когда на совете великого князя обсуждалось требование ханом Ахматом дани, и многие говорили, что лучше умиротворить нечестивого дарами, чем проливать кровь, то будто бы София горько расплакалась и с упрёками уговаривала супруга покончить с данническими отношениями.

Картина Н. С. Шустова «Иван III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов»

Перед нашествием Ахмата 1480 года, ради безопасности, с детьми, двором, боярынями и княжеской казной София была отправлена сначала в Дмитров, а потом на Белоозеро; в случае же, если Ахмат перейдёт Оку и возьмёт Москву, то ей было сказано бежать дальше на север к морю. Это дало повод Виссариону, владыке ростовскому, в своём послании предостерегать великого князя от постоянных дум и излишней привязанности к жене и детям. В одной из летописей отмечается, что Иван запаниковал: «ужас наиде на нь, и въсхоте бежати от брега, а свою великую княгиню Римлянку и казну с нею посла на Белоозеро».

Овечкин Н.В. Иван III. 1988. Холст. Масло

Семья вернулась в Москву только зимой. Венецианский посол Контарини рассказывает, что он в 1476 г. представлялся великой княгине Софии, которая приняла его вежливо и ласково и убедительно просила поклониться от неё светлейшей республике.

Существует легенда, связанная с рождением Софьей сына Василия III, наследника престола: будто бы во время одного из богомольных походов к Троице-Сергиевой Лавре, в Клементьево, великой княгине Софии Палеолог было видение преподобного Сергия Радонежского, который «вверже в недра ея отроча младо мужеска пола»

«Видение прп. Сергия Радонежского великой московской княгине Софии Палеолог». Литография. Мастерская Троице-Сергиевой лавры. 1866

С течением времени второй брак великого князя стал одним из источников напряжённости при дворе. Достаточно скоро сложились две группировки придворной знати, одна из которых поддерживала наследника престола — Ивана Ивановича Молодого, а вторая — новую великую княгиню Софью Палеолог. В 1476 году венецианец А. Контарини отмечал, что наследник «в немилости у отца, так как нехорошо ведёт себя с деспиной» (Софьей), однако уже с 1477 года Иван Иванович упоминается как соправитель отца.

Царевич Иван Иванович на прогулке

Авилов Михаил Иванович

В последующие годы великокняжеская семья значительно увеличилась: Софья родила великому князю в общей сложности девятерых детей — пятерых сыновей и четырёх дочерей.

Тем временем, в январе 1483 года вступил в брак и наследник престола, Иван Иванович Молодой. Его женой стала дочь господаря Молдавии Стефана Великого Елена Волошанка, немедленно оказавшаяся со свекровью «на ножах» . 10 октября 1483 года у них родился сын Дмитрий. После присоединения Твери в 1485 году Иван Молодой назначается отцом тверским князем; в одном из источников этого периода Иван III и Иван Молодой именуются «самодержцами Русской земли». Таким образом, в течение всех 1480-х годов положение Ивана Ивановича как законного наследника было вполне прочным.

Свадьба Ивана и Елены

Положение же сторонников Софьи Палеолог было менее выгодным. Так, в частности, великой княгине не удалось добыть государственных должностей для своих родственников; её брат Андрей убыл из Москвы ни с чем, а племянница Мария, супруга князя Василия Верейского (наследника Верейско-Белозёрского княжества), была вынуждена бежать в Литву вместе с мужем, что отразилось и на положении Софьи. Согласно источникам, Софья, устроив брак своей племянницы и князя Василия Верейского, в 1483 подарила родственнице драгоценное украшение — «саженье» с жемчугом и каменьями, принадлежавшее до того первой жене Ивана III Марии Борисовне. Великий князь, пожелавший одарить «саженьем» Елену Волошанку, обнаружив пропажу украшения, разгневался и приказал начать розыск. Василий Верейский не стал дожидаться мер против себя и, захватив жену, бежал в Литву. Одним из результатов этой истории стал переход Верейско-Белозёрского княжества к Ивану III по завещанию удельного князя Михаила Верейского, отца Василия. Лишь в 1493 году София выхлопотала Василию милость великого князя: опала была снята.

«Пожаловал князь великий внука своего великим княжением»

Однако к 1490 году в действие вступили новые обстоятельства. Сын великого князя, наследник престола Иван Иванович заболел «камчюгою в ногах» (подагрой). Софья выписала из Венеции лекаря — «мистро Леона» , который самонадеянно пообещал Ивану III вылечить наследника престола; тем не менее, все старания врача оказались бесплодны, и 7 марта 1490 года Иван Молодой скончался. Врач был казнён, а по Москве поползли слухи об отравлении наследника; спустя сто лет эти слухи, уже в качестве неоспоримых фактов, записал Андрей Курбский. Современные историки относятся к гипотезе об отравлении Ивана Молодого как к непроверяемой за недостатком источников.

Кончина великого князя Ивана Ивановича.

4 февраля 1498 года в Успенском соборе прошла коронация княжича Дмитрия. Софью и её сына Василия не пригласили. Однако 11 апреля 1502 года династическая схватка подошла к своему логическому завершению. По словам летописи, Иван III «положил опалу на внука своего великого князя Дмитрея и на матерь его на великую княгиню Елену, и от того дни не велел их поминати в ектеньях и литиах, ни нарицати великым князем, и посади их за приставы». Через несколько дней Василий Иванович был пожалован великим княжением; вскоре Дмитрий-внук и его мать Елена Волошанка были переведены из-под домашнего ареста в заточение. Таким образом, борьба внутри великокняжеской семьи завершилась победой княжича Василия; он превратился в соправителя отца и законного наследника огромной державы. Падение Дмитрия-внука и его матери предопределило также судьбу московско-новгородского реформационного движения в Православной церкви: церковный Собор 1503 года окончательно разгромил её; многие видные и прогрессивные деятели этого движения были казнены. Что же касается судьбы самих проигравших династическую борьбу, то она была печальной: 18 января 1505 года в заточении умерла Елена Стефановна, а в 1509 году «в нужи, в тюрме» умер и сам Дмитрий. «Одни полагают, что он погиб от голода и холода, другие — что он задохнулся от дыма» — сообщал Герберштейн по поводу его смерти

«Пелена Елены Волошанки». Мастерская Елены Стефановны Волошанки (?) с изображением церемонии 1498 года. Софья, вероятно, изображена в левом нижнем углу в желтом плаще с круглой нашивкой на плече — таблионом, знаком царского достоинства.

Смерть

Она была похоронена в массивном белокаменном саркофаге в усыпальнице Вознесенского собора в Кремле рядом с могилой Марии Борисовны, первой супруги Ивана III. На крышке саркофага острым инструментом процарапано слово «Софья».

Этот собор был разрушен в 1929 году, и останки Софьи, как и других женщин царствовавшего дома, были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора.

Смерть и погребение великой княгини

Личность

Отношение современников

Византийская царевна не пользовалась популярностью, её считали умной, но гордой, хитрой и коварной. Неприязнь к ней сказалась даже и в летописях: например, по поводу её возвращения с Белоозера, летописец замечает: «великая княгиня Софья… бегала от Татар на Белоозеро, а не гонял никто же; и по которым странам ходила, тем пуще татар — от боярских холопов, от кровопийцов христианских. Воздай же им, Господи, по делом их и по лукавству начинания их»

Опальный думный человек Василия III Берсень Беклемишев в беседе с Максимом Греком говорил о ней так: «земля наша русская жила в тишине и в миру. Как пришла сюда мать великого князя Софья с вашими греками, так наша земля и замешалась и пришли к нам нестроения великия, как и у вас в Царь-граде при царях ваших» . Максим возражал: «Господине, великая княгиня Софья с обеих сторон была роду великого: по отце — царского рода, а по матери — великого герцога италийской стороны» . Берсень отвечал: «Какова бы она ни была; да к нашему нестроению пришла». Нестроение же это, по словам Берсеня, сказалось в том, что с того времени «старые обычаи князь великий переменил», «ныне Государь наш запершися сам третей у постели всякие дела делает».

Особенно строг к Софии князь Андрей Курбский. Он убежден, что «В предобрый русских князей род всеял дьявол злые нравы, наипаче же женами их злыми и чародейцами, якоже и в израильстех царех паче же которых поимовали от иноплеменников» ; обвиняет Софью в отравлении Иоанна Молодого, в смерти Елены, в заключении Дмитрия, князя Андрея Углицкого и других лиц, презрительно называет её гречанкой, греческой «чародейцей» .

В Троицком-Сергиевском монастыре хранится шелковая пелена, шитая руками Софии в 1498 году; на пелене вышито её имя, причём она величает себя не великой княгиней московской, а «царевной царегородской». Видимо, она высоко ставила своё прежнее звание, если помнит о нем даже после 26-летнего

Пелена из Троице-Сергиевой лавры

Внешность

Когда 1472 году Клариче Орсини и придворный поэт её мужа Луиджи Пульчи были свидетелями заочного бракосочетания, состоявшегося в Ватикане, ядовитый остряк Пульчи, чтобы позабавить остававшегося во Флоренции Лоренцо Великолепного, направил ему отчёт об этом событии и внешности невесты:

«Мы вошли в комнату, где на высоком помосте сидела в кресле раскрашенная кукла. На груди у неё были две огромные турецкие жемчужины, подбородок двойной, щёки толстые, всё лицо блестело от жира, глаза распахнуты, как плошки, а вокруг глаз такие гряды жира и мяса, словно высокие дамбы на По. Ноги тоже далеко не худенькие, таковы же и все прочие части тела — я никогда не видел такой смешной и отвратительной особы, как эта ярмарочная шутиха. Целый день она беспрерывно болтала через переводчика — на сей раз им был её братец, такая же толстоногая дубина. Твоя жена, будто заколдованная, увидела в этом чудище в женском обличье красавицу, а речи переводчика явно доставляли ей удовольствие. Один из наших спутников даже залюбовался накрашенными губами этой куклы и счёл, что она изумительно изящно плюётся. Целый день, до самого вечера, она болтала по-гречески, но есть и пить нам не давали ни по-гречески, ни по-латыни, ни по-итальянски. Впрочем, ей как-то удалось объяснить донне Клариче, что на ней узкое и дурное платье, хотя платье это было из богатого шёлка и скроено по меньшей мере из шести кусков материи, так что ими можно было накрыть купол Санта-Мария Ротонда. С тех пор мне каждую ночь снятся горы масла, жира, сала, тряпок и прочая подобная гадость».

По отзыву болонских летописцев, описавших проезд её процессии через город, она была невысокого роста, обладала очень красивыми глазами и удивительной белизной кожи. По виду они давали ей 24 года.

В декабре 1994 года в Москве были начаты исследования останков княгини. Они сохранились хорошо (почти полный скелет за исключением отдельных мелких костей). Криминалист Сергей Никитин, восстановивший её облик по методу Герасимова, указывает: «После сопоставления черепа, позвоночника, крестца, костей таза и нижних конечностей, с учётом примерной толщины отсутствующих мягких тканей и межкостных хрящей, удалось выяснить, что Софья была невысокого роста, около 160 см, полная, с волевыми чертами лица. По степени зарастания швов черепа и изношенности зубов биологический возраст Великой княгини был определен в 50-60 лет, что соответствует историческим данным. Вначале её скульптурный портрет вылепили из специального мягкого пластилина, а затем изготовили гипсовую отливку и тонировали её под каррарский мрамор».

Праправнучка, княжна Мария Старицкая. По утверждению учёных, её лицо демонстрирует большое сходство с Софией

https://ru.wikipedia.org/wiki/София_Палеолог

Год рождения установлен приблизительно - около 1455.
Год смерти - 1503
В 1472 году в жизни московского князя Иоанна III произошло событие, которое заставило все европейские государства с любопытством посмотреть на мало известную им и далекую «варварскую» Россию.

Узнав о вдовстве Иоанна, Папа Павел II предложил ему через посла руку византийской царевны Зои. После разорения отечества семейство византийских царей Палеологов осело в Риме, где пользовалось всеобщим уважением и покровительством Папы.

Чтобы заинтересовать великого князя, папский легат живописал, как решительно царевна отказала двум женихам - французскому королю и миланскому герцогу - из-за нежелания менять православную веру на католическую. На самом деле, как считали современники, претенденты на руку Зои отказались от нее сами, узнав о ее чрезмерной полноте и отсутствии приданого. Проходило драгоценное время, женихов все не было, и Зою, скорее всего, ожидала незавидная участь: монастырь.

Реконструкция по черепу С. А. Никитина , 1994 г.

Иоанн обрадовался предложенной ему чести, и вместе со своей матерью, духовенством и боярами решил, что такая невеста послана ему от самого Бога. Ведь на Руси весьма ценились знатность и обширные родственные связи будущей жены. Спустя время Иоанну III привезли из Италии портрет невесты - она ему глянулась.

Представление портрета Софьи Палеолог Ивану III

К сожалению, портрет Зои не сохранился. Известно только, что при росте около 156 см она считалась самой пышнотелой царствующей особой Европы - впрочем, уже под конец жизни. Зато, по отзыву итальянских историков, Зоя обладала удивительно красивыми большими глазами и кожей несравненной белизны. Многие отмечали ее ласковое обхождение с гостями и способности к рукоделию.

«Источники, довольно подробно описывающие обстоятельства заключения брака Софьи Палеолог и Ивана III, почти ничего не сообщают о намерениях самой невесты: хотела ли она стать женой вдовца, уже имевшего наследника престола, и ехать в далекую и малоизвестную северную страну, где у нее не было ни друзей, ни знакомых? - замечает историк Людмила Морозова. - Все переговоры о браке происходили за спиной невесты. Никто не удосужился хотя бы описать ей внешность московского князя, особенности его характера и т. д. Обошлись лишь несколькими фразами о том, что он «князь великий, и земля его в православной вере христианской».

Окружавшие царевну лица, видимо, полагали, что ей, как бесприданнице и сироте, выбирать не приходилось…

Вручение приданого Софье Палеолог

Вполне вероятно, что жизнь в Риме была для Зои безрадостной… Никто не желал считаться с интересами этой девушки, ставшей бессловесной игрушкой в руках католиков-политиканов. Видимо, их интриги настолько надоели царевне, что она была готова ехать куда угодно, лишь бы подальше от Рима».

ПРИЕЗД СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ В МОСКВУ
Иван Анатольевич Коваленко

17 января 1472 года за невестой были отправлены послы. С большими почестями приняли их в Риме, и 1 июня царевна в церкви св. Петра была обручена с русским государем - его на церемонии представлял главный посол. Так Зоя отправилась на московскую землю, о которой почти ничего не знала, к своему тридцатилетнему мужу. «Верные» люди уже успели нашептать ей, что есть у Иоанна в Москве зазноба. Или даже не одна…


Ф.А. Бронников. Встреча греческой царевны Софьи Палеолог. Фотография с живописного эскиза из архива Бронникова. Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова

Путешествие длилось полгода. Зою везде встречали как государыню, отдавая ей должные почести. Рано утром 12 ноября Зоя, нареченная в православии Софьей, въехала в Москву. В церкви ее ожидал митрополит и, получив его благословение, она пошла к матери Иоанна и там в первый раз увиделась с женихом. Великий князь - высокий и худощавый, с красивым благородным лицом - понравился греческой царевне. В тот же день отпраздновали и свадьбу.

Венчание Ивана III и Софьи Палеолог.

Византийский император с незапамятных времен считался главным защитником всего восточного христианства. Теперь же, когда Византия была порабощена турками, таким защитником становился великий московский князь: с рукой Софии он как бы наследовал и права Палеологов. И даже перенял герб Восточной Римской империи - двуглавого орла. С этого времени на всех печатях, которые крепились на шнурках к грамотам, стали изображать с одной стороны двуглавого орла, а с другой - древний московский герб - Георгия Победоносца на коне, поражающего дракона.


Двуглавый орел на регалиях Софьи Палеолог 1472 г.

На другой день после свадьбы прибывший в свите невесты кардинал Антоний начал переговоры о соединении церквей - цель, с которой, как отмечают историки, и было главным образом задумано замужество Софьи. Но посольство кардинала кончилось ничем, и он скоро отбыл несолоно хлебавши. А Зоя, как отмечал Н. И. Костомаров, «при своей жизни заслужила укор и порицания Папы и его сторонников, которые очень ошиблись в ней, рассчитывая через ее посредство ввести в московскую Русь флорентийскую унию».

Ф.А. Бронников. Встреча греческой царевны Софьи Палеолог. Рисунок-вариант. Бумага, карандаш, тушь, перо. Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова


Софья принесла с собой в Россию блеск и обаяние императорского имени. Еще недавно великий князь ездил в Орду, кланялся хану и его вельможам, как кланялись в течение двух столетий его предки. Но когда в великокняжеский двор вошла Софья, то Иоанн Васильевич заговорил с ханом совсем по-другому.

Иоанн III свергает татарское иго, разорвав ханскую грамоту и приказав умертвить послов
Шустов Николай Семенович

В летописях сообщается: именно Софья настояла, чтобы великий князь не выходил пешком, как это водилось до нее, навстречу ордынским послам, чтобы не кланялся им до земли, не подносил бы кубок с кумысом и не выслушивал бы ханскую грамоту, стоя на коленях. Она стремилась привлечь в Московское княжество деятелей культуры, врачей из Италии. Именно при ней началось строительство замечательных памятников архитектуры. Она самолично давала аудиенции чужестранцам, имела свой круг дипломатов.

Встреча Софьи Палеолог
Иван Анатольевич Коваленко

У великой княгини Софьи родилось три дочери. Она и супруг очень ждали сына, и Бог наконец прислушался к их горячим мольбам: в 1478 (по другим сведениям - в 1479) году у них родился сын Василий.

Встреча царевны
Федор Бронников

Сын великого князя от первой жены, Иоанн Молодой, сразу воспринял мачеху в штыки, часто грубил ей и не оказывал должного почтения. Великий князь поспешил женить сына и отдалил его от двора, затем вновь приблизил к себе и объявил наследником престола. Иоанн Молодой уже принимал деятельное участие в делах правления, как вдруг внезапно занедужил от какой-то неизвестной болезни вроде проказы и скончался в 1490 году.

Свадебный поезд.
В повозке — Софья Палеолог
с «подругами»

Был поднят вопрос, кому наследовать престол: сыну Иоанна Молодого, Димитрию, или Василию, сыну Софьи. Бояре, враждебно относившиеся к заносчивой Софье, приняли сторону первого. Они обвинили Василия с его матерью в недобрых замыслах против великого князя и так настроили великого князя, что он отдалил от себя сына, охладел к Софье, а главное - торжественно венчал внука Димитрия на великое княжение. Известно, что в этот период великая княгиня одного за другим потеряла двух детей, которые родились недоношенными… Как повествуют историки, в самый день коронования государь казался невеселым - заметно было, что он грустил о супруге, с которой счастливо прожил двадцать пять лет, о сыне, чье рождение всегда представлялось ему особенной милостью судьбы…

Шитая пелена 1498 года. В левом нижнем углу изображена Софья Палеолог. Ее одежду украшает круглый таблион, коричневый круг на желтом фоне - знак царского достоинства. Кликайте, чтобы увидеть более крупное изображение.

Прошел год, происки бояр, благодаря стараниям Софьи, обнаружились, и они жестоко поплатились за свои козни. Наследником престола объявили Василия, и Софья снова вернула себе расположение Иоанна.

Смерть Софьи Палеолог. Пропись миниатюры из лицевого летописного свода второй половины ХVI века.

Умерла Софья в 1503 году (по иным данным, в 1504-м), оплакиваемая мужем и детьми. Летописи не содержат никаких сведений о причинах ее кончины. Ей не довелось увидеть своего внука - будущего Иоанна Грозного. Супруг же ее, Иоанн III, пережил ее только на год…

Гипсовая копия черепа Ивана Грозного
с наложенными на него основными обводами черепа
(более светлый) Софьи Палеолог.

Текст Е. Н. Обойминой и О. В. Татьковой

1. София Палеолог являлась дочерью деспота Мореи (ныне полуостров Пелопоннес) Фомы Палеолога и племянницей последнего императора Византийской империи Константина XI.

2. При рождении Софию назвали Зоей . Она появилась на свет через два года после того, как османами в 1453 году был захвачен Константинополь, и Византийская империя прекратила свое существование. Спустя пять лет была захвачена и Морея. Семья Зои вынуждена была бежать, найдя убежище в Риме. Для получения поддержки Папы римского Фома Палеолог перешел в католицзм вместе с семьей. При смене веры Зоя стала Софией.

3. Непосредственным опекуном Софии Палеолог был назначен кардинал Виссарион Никейский, сторонник унии, то есть объединения католиков и православных под властью Папы. Судьбу Софии предполагалось решить путем выгодного замужества. В 1466 году её предложили в качестве невесты кипрскому королю Жаку II де Лузиньяну, но он отказался. В 1467 году её предложили в жёны князю Караччоло , знатному итальянскому богачу. Князь выразил согласие, после чего состоялось торжественное обручение.

4. Судьба Софии резко переменилась после того, как стало известно о том, что великий князь московский Иван III овдовел и ищет новую жену. Виссарион Никейский решил, что в случае, если София Палеолог станет женой Ивана III, русские земли можно будет подчинить влиянию Папы.

София Палеолог. Реконструкция по черепу С.Никитина. Фото: Commons.wikimedia.org

5. 1 июня 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме состоялось заочное обручение Ивана III и Софии Палеолог. Заместителем великого князя был русский посол Иван Фрязин . В качестве гостей присутствовали жена правителя Флоренции Лоренцо Великолепного Клариче Орсини и королева Боснии Катарина.

6. О переходе Софии Палеолог в католичество во время переговоров о заключении брака представители папы римского умалчивали. Но их тоже ожидал сюрприз — сразу после пересечения русской границы София объявила сопровождавшему ее Виссариону Никейскому, что она возвращается в православие и католические обряды исполнять не будет. Фактически на этом попытка проведения проекта унии в России завершилась.

7. Венчание Ивана III и Софии Палеолог в России состоялось 12 ноября 1472 года. Их брак продлился 30 лет, София родила мужу 12 детей, но при этом первыми четырьмя оказались девочки. Рожденный в марте 1479 года мальчик, названный Василием, впоследствии стал великим князем московским Василием III.

8. В конце XV века в Москве развернулась ожесточенная борьба за права на престолонаследие. Официальным наследником считался сын Ивана III от первого брака Иван Молодой, имевший даже статус соправителя. Однако с рождением сына Василия София Палеолог включилась в борьбу за его права на трон. Московская элита разбилась на две враждующие партии. В опалу попадали и те, и другие, но в итоге победа осталась за сторонниками Софии Палеолог и ее сына.