Когда освящают вербы в церкви. И мы Вам в этом поможем с практикумом “Славянские обереги – мощная защита. Готовимся к Вербному Воскресению”. Почки, пушистики от вербы свяченой помогают при бесплодии женском и при энурезе

Вербное Воскресенье – большой православный праздник, одним из главных атрибутов которого является освященная верба. Многие после службы задаются вопросом: куда девать вербу после Вербного Воскресенья и как долго можно её хранить? Чтобы не осквернить неосторожным обращением символ этого великого дня, нужно знать основные правила обращения с освященными ветками вербы.

Что делать с освященной вербой в Вербное Воскресенье и после?

Рвут вербу по многовековой традиции в Лазареву субботу или накануне праздника. Выбирают самые красивые ветки, с уже распустившимися серыми или светло-зелёными, даже желтыми пушистыми комочками.

На Всенощную службу в канун великого праздника – Вход Господень в Иерусалим – приходят с ветками распустившейся вербы. После чина окропления святой водой с молитвой – освящения – православные уносят их домой.

Букет из вербы – главное украшение «красного» уголка, где хранятся иконы. Также несколько веточек ставят по всему дому, особенно в детскую или в комнату к больному человеку. Помещают их обычно в небольшие вазы с водой. Обвязать ветки можно красной лентой. Изготавливать интерьерные украшения не стоит: все-таки это домашняя святыня, а не простое дерево.

Освятив в церкви букетик вербы, православные христиане делили его на несколько частей. Одну оставляли в доме, другую относили на кладбище умершим родственникам. Третью и четвертую использовали в магических целях.

В старину прутиками вербы легко стучали по спине, приговаривая вслух. Считалось, что если поставить прутики на подоконники, то это убережет дом и хозяйство от природной стихии (грозы, грома, града, ливня, шаровой молнии) и воров.

Дома хранили только нечетное количество веток, равное числу членов семьи. Если веток больше, то их отдавали соседям. Пожилые люди с особым трепетом хранят вербу, не выбрасывая её по нескольку лет. По народному поверью, освященные ветки этого дерева кладут в гроб или набивают ими подушки.

Женщины, чтобы поскорее забеременеть, съедали натощак несколько почек освященной вербы, веря в её чудодейственные свойства. Для того чтобы домашняя скотина легко рожала и часто давала здоровый приплод, в стойлах и хлевах развешивали букетики из вербы по углам.

Прутиками старой вербы обметали углы. В некоторых местностях существовало поверье, что если обсадить ими колодцы, то вода приобретает чудесную силу и целебные свойства. Пожилые люди советовали молодоженам хранить вербу в доме, чтобы не было ругани, драк и злобы друг на друга. Когда купали новорожденных, в воду добавляли ветки вербы. Считалось, что это принесет силу и здоровье малышу.

Все эти народные поверья священники считают абсурдом и часто уточняют, что ветки вербы – не оберег. От зла и прочих напастей человека и его душу охраняют вера и сердечная молитва.

Весь год верба будет радовать своим очарованием и напоминать о весне и Пасхе. Но после Великого поста грядет Вербное воскресенье, и встает вопрос, что же делать с ветками вербы, которая была освящена ещё в прошлом году? По мнению священнослужителей, существует несколько способов, как поступить с прошлогодней вербой:

Если верба по каким-либо причинам залежалась в доме больше года, ничего страшного не случится. Но лучше убрать её из дома перед самим праздником, подготовив новый букет для освящения.

Многие, не попав в церковь или просто не пожелав туда идти накануне праздника, освящают вербу дома в домашних условиях. Здесь надо быть осторожным и помнить, что окроплять водой предметы с молитвой всё-таки нужно священнику. Поэтому настоящей силой и благодатью считается верба, освященная в пределах церкви накануне праздника.

Готовясь к празднику Вход Господень в Иерусалим, следует помнить, что главная задача – это не освятить вербу, а принести домой состояние Божественной благодати и радости, думая о душе и . Узнав, куда девать вербу после Вербного Воскресенья, можно правильно попрощаться с этим символом праздника, не согрешив и не нарушив спокойствия дома и сердца.

Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами.

Почему верба?

Субботним вечером накануне праздника преображаются православные храмы. Прихожане, во множестве стекающиеся на службу, приносят с собой цветы и веточки вербы, так что церкви становятся похожи на распускающиеся луга. Откуда пошел этот прекрасный обычай и каково его духовное значение?

Господь Иисус Христос вошел в Святой город за несколько дней до Своих страданий и смерти . Здесь завершил Он трехлетнее служение на поприще Мессии. Иудейскому народу, избранному Богом в Ветхом Завете, необходимо было получить от Самого Христа свидетельство о Его Божественном Достоинстве. И вот Господь входит в Иерусалим, сопровождаемый толпами народа.

Люди, чувствуя величие происходившего, от избытка сердец взывали ко Христу: “Осанна!” (что значит “благословен”) и постилали на Его пути зеленые пальмовые ветви. Издавна с такой торжественностью встречали царей и великих завоевателей, и теперь в возложении ветвей выразилось тысячелетнее чаяние иудеев о пришествии земного Царя, который восстановит престол Давидов. Народ не смог уразуметь, что Царство Христа не от мира сего…

С тех пор миновало две тысячи лет. Но каждый год мы, подобно жителям Иерусалима, приходим встречать Христа в храмы с ветвями деревьев (по церк.-слав. – с “ваийями” ). В России не растут пальмы, да и другие деревья из-за суровости климата еще не распускаются, только вербы покрываются нежными мохнатыми почками. Верба – символ весны, присущего этому времени года духовного возрождения. Она таит в себе листья, но еще не выпускает, и тем дает понять, что наша радость от праздника Входа Господня неполна, но таит в себе начатки великой пасхальной радости.

Освящение верб бывает в субботу во время праздничного богослужения – . После чтения Евангелия священники совершают каждение верб благоуханным фимиамом, читают молитву и окропляют ветви святой водой. Часто прихожане волнуются, попала ли святая вода на принесенные ими веточки, настойчиво требуют окропить снова и снова. Но мы должны помнить, что освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому неважно – попала ли на веточку капелька святой воды или литр – верба освящена. Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после литургии.

Освященные вербы мы приносим в свои дома, где с благоговением храним, как знак проникающей благодати Божией, до следующего года. Затем ветви сжигают, заменяя на новые. (Константин Слепинин. Азы Православия)

«Много людей празднуют праздники и
знают их названия, но не знают причин,
почему они установлены» (свт. Иоанн Златоуст)

Истинная добродетель всегда выражается в доброделании, внутренние добрые побуждения выражаются во внешних знаках. Одним из примеров служит традиция Вербного воскресения приходить на богослужение с веточками вербы. Веточка в руках - знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!». «И мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне», - поется в тропаре праздника, - то есть «И мы, как те дети, что встречали Тебя пальмовыми ветвями - символом победы - Тебе, Господи, как Победителю смерти взываем «осанна».

Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего - «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.

К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» - Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом. Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда ее ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку. Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освященная. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, ее смысл сводится к фразе: «… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани». Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике - сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов - даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике - книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

Сейчас мало кто осмелится нарушать традицию освящения вербы, но забывать внутренний смысл этого обряда мы не имеем права. Нельзя все свое внимание сосредотачивать лишь на внешнем, забывая о главном: куда идет Господь и ради чего. Верба может (и должна) приносить благословение, но важно не сколько ждать от нее чуда, сколько задуматься о том, что ждет от нас Господь. Пусть эти мысли чаще приходят нам, когда взгляд падает на веточку засохшей вербы.

Молитва на освящение вербы в церкви именуется молитвой на благословение ва́ий (пальмовых ветвей)

Текст молитвы на церковнославянском:
«Господи, Боже наш, седя΄й на Херувимех, возставивый силу и пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом и погребением и Воскресением Своим, Егоже ныне пришедше во Иерусалим на вольную страсть, людие, седя΄щии во тьме и сени смертней, приемше зна́мения победы — ветви древе́с и ва́ий, финик, Воскресение предвозвести΄ша. Сам, Владыко, и нас, по подражанию о́нем в предпразднственный сей день ваия, и ветви древе́с в руках нося΄щих, соблюди, и якоже о́нии народи и дети, осанна Тебе принося΄щих, сохрани, яко да и мы в песнех и пениих духовных сподобимся достигнути животворящаго и тридневнаго Воскресения, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»

Текст молитвы на современном русском языке:
«Господи Боже наш, Восседающий на херувимах! Ты воздвиг Силу - Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он Своим крестом, погребением и воскресением спас мир. И когда Он, явившись для этого, шел в Иерусалим на добровольные страдания, то народ, пребывавший во тьме и смертном мраке, взявши пальмовые и других деревьев ветви, как символы жизни, возвещал ими о воскресении. О, Владыка, Ты Сам сохрани и сбереги и нас, подобно им носящих в руках в этот предпраздничный день пальмовые и других деревьев ветви; и, сохраняя нас, удостой, чтобы мы с пением духовных песней и песнопений, как и те народы и дети, воспевающие Тебе «Осанна», встретили Тридневное Животворящее Воскресение во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

История праздника Вход Господень в Иерусалим, почему и зачем православные христиане освящают веточки вербы, какую силу ей приписывают вы узнаете, прочитав статью.

Вход Господень в Иерусалим

За неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим – главный город Святой Земли – перед его Крестными страданиями, празднуется Вход Господний в Иерусалим.

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий, Цветоносная Неделя, Вербное воскресенье) – один из 12-ти главных праздников Православной церкви. В богослужении вспоминаются евангельские события торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Жители святого города встречали Христа как Мессию - с пальмовыми ветвями в руках, отсюда и исконное название праздника - «пальмовое воскресенье».

В это день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке. Накануне Он совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию.

Весть о воскрешении Лазаря облетела Иерусалим. Люди узнали, что Иисус, воскресивший Лазаря, идет в город. Много народу вышло ему навстречу. Люди постилали на его пути снятые с себя свои одежды. Другие несли в руках пальмовые ветви – символ победы, торжественно восклицая: «Осанна (спасение) Сыну Давидову!» — так у евреев было принято встречать царей и победителей. Только Христос один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе.

Войдя в Храм, Иисус выгнал из него торговцев и стал исцелять слепых и хромых. Люди, видя чудеса Христа, еще больше стали его прославлять. В следующие дни Иисус проповедовал в Храме, а ночи проводил за городом.

Народ неотступно следовал за Иисусом, а первосвященники, старейшины народа, книжники искали случая погубить Его.

Вербное воскресенье

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Русь он пришел в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, так как верба здесь играла такую же роль, что и пальма, пальмовые ветви. Верба освящалась и освящается сейчас в церкви святой водой.

По церковной традиции в праздник Входа Господня в Иерусалим верующие стоят на богослужении с веточками вербы в руках. Поэтому праздник и называется Вербное воскресенье. Вербы заменяют собой ваия – пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Верующие как бы встречают незримо грядущего Господа.

Накануне Вербного воскресенья, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы. Однако и в воскресенье на утренней службе люди стоят с веточками вербы и зажженными свечами, и после Литургии проводится окропление.

Освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому не стоит волноваться, сколько воды попало веточку. Капелька святой воды или литр – это не важно, верба освящена.

Соприкасаясь с этой святыней, человек получает освящение. Христиане в этот день приходят в храм, чтобы помолиться, вспомнить о торжественной встрече Иисуса в Иерусалиме и частичку этого праздника принести себе домой.

До праздника старые ветви сжигают, а новые ставят рядом с иконами.

Зачем освящают веточки вербы?

На вербе раньше других деревьев появляются почки.

Вербе издревле приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.

К тому же вербе приписывают силу охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. «Сережки» вербы глотают для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. Эта святыня отгоняет и демонов. Во время грозы спасает от попадания молнии, поэтому веточки ставили на подоконник.

В древности на Руси приготовление веток вербы было своего рода обрядом. Накануне Вербного воскресенья россияне отправлялись ломать вербу на берега близ протекающих рек.

Придя из церкви с освященной вербой, было принято стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно».

Надо хлестать и себя, чтобы пополнить здоровьем, при этом следует говорить: «Не я бью, верба бьет».

Освященной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых девушек – для того, чтобы у них родились здоровые детишки.

Существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя останавливает действие огня, а воткнутая в поле сберегает посевы.

Трусоватым людям, желающим избавиться от своего недостатка, нужно в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы.

По погоде на Вербной неделе судили о будущем урожае. Хорошая погода в эти дни предвещает богатый урожай.

После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Каждый ее день шаг за шагом постепенно обозначает последние дни земной жизни Спасителя. Церковь в эти дни вспоминает Евангельские события, и в первые три дня на часах прочитываются все четыре Евангелия: Матвея и Марка – в понедельник, Луки и Иоанна – во вторник и среду.

Ради нас самих в эти дни мы должны собрать все свои мысли и чувства и очистить их. Как это сделать, вы можете прочитать на сайте.

__________________________________________________________________________________

Оставьте свои комментарии или дополнения к статье!

Реклама

Праздник Вербное воскресенье, который мы будем отмечать в этом году 1 апреля 2018 года, известен так же хорошо, как и Пасха, отмечающаяся ровно через неделю.

Конечно, основной символ этого события – верба. А вот как правильно освятить вербу в Вербное воскресенье, где и сколько веточек вербы необходимо взять и куда их ставить в доме – на эти вопросы ответы могут дать не все. Да и вообще зачем нужны вербы на Вербное воскресенье? Обо всем – по порядку.

  • Куда поставить вербу в доме
  • Приметы, связанные с вербой

Почему вербы: история праздника

Начать можно с того, откуда пошел праздник, и почему он называется именно так? Почти 2000 лет назад Спаситель торжественно въехал в Иерусалим. Пришел с миром, и символом тому был ослик, на котором сидел Христос (ведь завоеватели города всегда входили на коне). Огромное количество людей, проникнувшись верой в то, что он и есть Сын Бога, восторженно ликовали и радовались так, как никогда в жизни.

Они принесли огромное количество пальмовых ветвей и клали на всем пути Христа. В итоге получилась целая дорожка, устланная ветвями. Конечно, это был особый, торжественный момент. Хотя ровно через неделю Спасителя казнят, но ведь он и воскреснет, что окончательно докажет его божественную природу. Вот почему мы и отмечаем сначала Вербное воскресенье, а ровно через неделю – Пасху.

Разумеется, в наших краях веточек пальмы пока нет, поэтому мы и приобретаем вербы, и украшаем ими дом.. Набухать они начинают еще в марте. Вот почему, какая бы ни была дата празднования в том или ином году, а вербочки всегда поспевают.

Эта традиция появилась на Руси уже давно – так давно, что и не назвать даже примерного года, когда она началась. Ведь издавна наши предки целыми семьями ходили в ивовые рощи, на побережья водоемов, в лесочки и рвали эти веточки. Конечно, рвут их и сегодня, а большинство из нас стремится просто покупать ветки вербы, приносить домой и ставить в воду, чтобы они возвещали приход весны всей семье.

Как правильно освятить вербу и сколько нужно веточек

Вы наверняка замечали, что по цвету и форме почки вербы неодинаковые:

  1. Есть белесые, с серыми оттенками. Они подобны комочкам, довольно мягкие на ощупь. Это мужские почки, которые еще называют «котики».
  2. А есть и женские – они вытянуты в длину, менее пушистые, а по цвету ближе к серо-зеленому.

Конечно, брать можно и те, и другие, ведь суть праздника не в том, какие именно вербы вы принесете. А вот количество веточек имеет значение. Как и в случае с цветами, лучше всего взять непарное число ветвей. При этом общее количество не так уж и важно – но и жадничать не стоит. Постарайтесь взять ровно столько, сколько нужно: себе, родным, друзьям, соседям.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Накануне Вербного воскресенья ивовые рощицы подвергаются настоящему нашествию – ведь люди стремятся набрать как можно больше ветвей. Порой они оставляют дерево голым, и конечно, это наносит вред природе. Поэтому стоит относиться к этому ритуалу более спокойно: старайтесь брать небольшое количество веточек вербы и не проявлять излишнюю жадность.

А вот насчет того, как правильно святить вербу, тут ответ однозначный: ветви непременно стоит принести в церковь. Многие люди делают это с утра в воскресенье, непосредственно в день праздника (кстати, тогда же можно и купить вербные веточки). А более правильно будет прийти в храм вечером в субботу, когда начинается Всенощная. По традиции освящение вербы происходит именно в этот день. Но конечно, если вы не успели в субботу – это не повод отказываться от традиции. Тогда вербу освящают в воскресенье и приносят в дом.

Куда поставить вербу в доме

Итак, ветви уже дома, и мы конечно стремимся поставить их в воду на самое видное место. Как правильно украсить букет? И куда его ставят по традиции? Особых украшений не требуется – ведь это не букет цветов, а символ праздника. Поэтому несколько ветвей вербы связывают в простой пучок и ставят в вазу на стол.

Если в доме есть своеобразный красный уголок – тихое место, где вы привыкли отдыхать, оставаться наедине с мыслями или молиться, вербу можно поставить именно туда. Обычно на небольшой полочке верующие ставят икону, кладут церковные свечи. Туда же можно поместить и небольшую вазочку с нечетным количеством ветвей. Кстати говоря, верующие хранят их в течение всего года – ровно до следующей весны.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

В любом случае важно понимать, что верба – это просто символ праздника, подобно тому, как крашеные яйца и кулич символизируют Пасху. У вас может быть всего лишь одна веточка в доме или так получится, что не окажется ни одной. Но главное – это искренняя вера и благожелательный, праздничный настрой человека. Ведь не вера для символа, а символ для веры.

Приметы, связанные с вербой

Конечно, сначала ветви святят в церкви – ведь для чего нужны веточки? Правильно, это символ праздника, поднимающий настроение и позволяющий как бы прочувствовать, соприкоснуться с древней традицией. А вот несколько интересных поверий, пришедших к нам из глубины веков:

  1. С помощью вербы проводили лечение и общее оздоровление организма. Брали несколько почек, заливали водой. А потом выпивали весь стакан. Можно и просто скушать почки.
  2. Веточкой легонько ударяли близкого человека – считается, что это дает здоровья и сил на целый год.
  3. После праздника брали часть веточек, отваривали, а потом купали в этой воде детей, да и самим взрослым не возбраняется добавить немного вербного отвара в ванну.
  4. А если в доме кто-то болеет, можно поставить освещенные веточки в изголовье кровати – человеку станет лучше.

Да и вообще ветви вербы оберегают сам дом от неприятностей, вторжений ненужных людей и других непредвиденных событий.

Из первых уст: отвечает протоиерей Александр Ильяшенко

Итак, с назначением вербы для Вербного воскресенья позиция церкви ясна. Это добрый символ праздника, который напоминает нам о Спасителе и его подвиге. А иногда верующие люди задаются не только вопросом, зачем нужны вербы на Вербное воскресенье или как освятить их. Зачастую люди интересуются: если веточка вербы пустила корни, можно ли посадить ее у себя на участке?

Вот что думает протоиерей Александр Ильяшенко:

Таким образом, нам конечно, лучше освятить вербочку и правильно выбрать место в доме, куда ее поставить. Но самое главное – это вера человека, его искренний настрой на праздник. Ведь любой материальный предмет – это символ, который позволяет как бы соприкоснуться с доброй традицией. И конечно, символ существует для веры, но никак не наоборот.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.