Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: Весна. Занятия по развитию речи на тему «Весна. Признаки весны.» в средней группе

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, тема "Весна".

Занятие рассчитано на детей 5-6 лет, воспитателей и логопедов.

Развитие речи, несомненно, тесным образом, связано с общим развитием мышления и памяти ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, упражнения, направленные на развитие мышления, а так же чтение книг так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

ЦЕЛЬ: закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения я природе, связанные с этим периодом.

ЗАДАЧИ:
* Обогащение и активизация словаря: март, апрель, май; капель; оттепель; скворцы; долгожданная весна; ранняя весна; "Матушка Весна"; ворота; воскресает.
* Развитие связной речи через построение логической цепочки;
* Развитие познавательных процессов - мышления, памяти, внимания;
* Воспитание интереса к изучению природы и природных явлений.

МАТЕРИАЛЫ:
* Фотоиллюстрации с изображением весенних пейзажей в разное время;

Организационный момент:

Ребята, внимательно послушайте стихотворение и вы поймёте, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

Михаил Пляцковский.
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.

Правильно, о весне, теперь можно смело закончить стихотворение:

Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!


-А у вас какое настроение?
Дети отвечают.

Основная часть.

Игра на развитие речи «Какой? Какая? Какое?»

Давайте встанем в круг, я буду бросать каждому мячик и задавать вопрос:

Весна какая? (теплая, солнечная, яркая, долгожданная)
-солнышко какое? (теплое, желтое, радостное)


-небо какое? (голубое, пасмурное, яркое, солнечное, облачное)


- деревья какие? (молодые, цветущие, зеленые)
- одежда весной какая?
- погода весной какая?
- травка весной какая?
- цветы весной какие?


- настроение весной какое?

Молодцы, вот сколько хорошего, светлого и доброго мы можем сказать о весне. А сейчас, расскажите мне, какие признаки весны вы знаете.


Предполагаемые ответы детей:
- Солнце стало ярче и дольше светить;
- На улице стало теплее, пропал мороз;
- Снег растаял, появляется капель, проталины;
- Прилетают птицы из теплых стран;
- Появляются почки на деревьях;
- Появляется первая трава.

- Молодцы, вы хорошо знаете признаки весны! А как называется первый весенний месяц?
- Март
- А какая весна, когда она только «наступает»?
- Ранняя
- Назовите мне все весенние месяцы?
Дети называют.

А теперь давайте поиграем, у меня на доске есть картинки, они перепутаны местами, кто поможет их расставить.

Игра «Что за чем?»






На доске/фланелеграфе в разброс, расположены картинки, дети должны выстроить их по порядку, проследив закономерность и объясняя почему именно так, а не иначе. Например, первая картинка - на улице лежит снег, дети тепло одеты, играют. Далее будет картинка, где снег подтаял, появились проталины, с крыш капают сосульки, светит солнце. Затем, картинка, где уже солнечно, снега практически нет, дети одеты более легко. Далее, картинка без снега, солнечно, прилетают птицы. В конце может быть картинка с поздней весной.
Дети должны точно проследить закономерность, что птицы не прилетают, пока лежит снег; что проталины и капель - это результат яркого и теплого весеннего солнца и т.д.

Пришла пора нам отдохнуть, приглашаю вас, друзья в середину группы.

Подвижная игра «Матушка Весна».


Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят:

Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!

Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

Ребята, а вы знаете какие - нибудь приметы, пословицы или поговорки о весне?
Дети отвечают,рассказывают, что они знают.

А я вам тоже расскажу! А вы знали, что если в начале весны, в марте рано начал таять снег – значит, долго не растает, а то и подвалит новый. Или, когда грачи прилетают сразу на гнезда, то весна теплой будет. Или если услышали кукушку – больше не будет морозов.

Скажите пожалуйста, как называются эти приметы и кто их придумал?
-Народные, придумал народ, люди годами наблюдали за природой.
-Скажите, что значит поговорка «Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает». Выслушиваем ответы детей.
-Правильно, это значит, что с появлением солнышка, вся природа просыпается.

Заключение:
-Пришла пора нам с вами прощаться, но прежде, отгадайте мою загадку:

Я всегда со светом дружен,
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.

Конечно, это солнечный зайчик, предлагаю вам всем вместе его поискать!

Фатима Хаутиевна

Цель : развитие речи по теме «Ранняя весна » .

Задачи :

Образовательные :

расширять представления о весне как времени года ;

учить составлять предложение по лексической теме «Весна » с опорой на картинки;

обогащать словарный запас по весенней тематике.

Развивающие :

активизировать словарный запас прилагательных : весеннее, тёплое, ласковое, доброе, красное, жёлтое, яркое;

учить согласовывать слова в словосочетании сущ. + прил.

развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей в природе;

развивать долгосрочную память , продолжать учить запоминать текст с помощью мнемотаблиц.

Воспитательные :

1. Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)

2. Создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей любовь к природе.

Интеграция областей : Речевая, познавательная.

Предварительная работа : Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций по теме, чтение стихов и загадок о весне .

Ход образовательной деятельности.

1. Орг. Момент

Доброе утро тем, кто проснулся.

Доброе утро, кто улыбнулся.

Доброе утро людям и птицам.

Доброе утро приветливым лицам.

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие .

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И становится теплей.

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла… (весна ) .

Вы рады весне ? (Да.) Мы долго ждали весну , значит, какая весна ? (Долгожданная) . Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне ? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.) И с таким настроением на занятии будем чётко отвечать, проговаривать все звуки.

Воспитатель : Я хочу рассказать вам сказку о том, как поссорились весна и солнышко . Встречались весна и солнышко и вместе к людям приходили, тепло и радость дарили, а тут вдруг заспорили, кто из них главный. Солнце говорит : «Я землю согреваю, теплом зиму прогоняю» , а весна : «Я и без тебя зиму прогоню» . Обиделось солнышко и ушло. А весна как ни старалась , не смогла победить зиму и пошла к солнышко, да только разбудить солнышко не смогла. Неужели эта сказка так плохо закончится? Что произойдёт, если они не помирятся и солнышко не выйдет? –ответы детей.

Как мы можем весне помочь ? Как мы найдём дорогу к солнышку? По следам.

Воспитатель : Каждый шаг-след – это вопрос от весны . Мы пойдём от следа к следу, будем следовать за весной и соберём все ответы и солнышко проснется.

1. Игра “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали :

Ручей – ручьи

Дождь – дожди

Подснежник- подснежники

Скворец – скворцы

Гнездо – гнёзда

Сосулька – сосульки

Лист – листья

Насекомое – насекомые

Дерево – деревья и т. д.

2. Составление рассказа о весне по мнемотаблице .

3. Игра «Ласковые слова» А теперь немного поиграем. Встаем вокруг меня. Я буду бросать мяч, а вам ребята, придётся хорошенько подумать и заменить простые слова на ласковые.

Солнце – солнышко

Ручей – ручеёк

Ветер – ветерок

Птенец - птенчик

Ветка – веточка

Капля - капелька

Цветок – цветочек

Трава - травка

Лист- листик

4. Работа с мнемотаблицей.

Воспитатель : Надо солнышко позвать, вспомним стихотворение.

По мнемотаблице дети вспоминают стихотворение «Весна – красна » :

Ты, весна , весна- красна ,

Что с собою принесла?

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов,

Принесла для елки

Новые иголки,

Для осины и берез

Свежих листьев целый воз.

5. Физминутка : «Выйди, выйди солнышко»

Воспитатель даёт «солнышко» одному из детей, который находится в центре круга детей, дети вместе поют и показывают.

«Выйди, выйди, солнышко!

Мы посеем зёрнышко.

Скоро вырастет росток,

Потянется на восток,

Потянется на восток.

Перекинется мосток.

Мы по мостику пойдём

В гости к солнышку придём».

6. Составление рассказа о весне по картине .

Воспитатель берёт в руки солнышко :

Надо помирить весну и солнышко .

Давайте расскажем солнышку, что будет, если они помирятся.

Солнышко, послушай, какой рассказ о весне у ребят получился , но без тебя

никак не обойтись, ты главное. Понравились ли ваши рассказы солнышку? Почему?

7. Игра «Солнышко весной » Какое оно, солнышко, весной ? (Тёплое, круглое, яркое, красное, весёлое, лучистое, весеннее) .

8. Продуктивная деятельность.

Воспитатель : Солнышку понравились ваши рассказы, помирится оно с весной согреет землю , Но случилось беда когда солнышко с весной поссорились , подул ветер и порвал картинки «Весенние праздники» на маленькие кусочки. Наша задача собрать их в единую картину и назвать, какой весенний праздник и какого числа он празднуется (8 марта, День космонавтики, 9 мая) .

9. Подведение итогов :

Воспитатель : Ребята вам понравилось наше занятие ? Что вам запомнилось и понравилось больше всего? Какое у вас настроение?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия на тему ранняя весна «Выросли подснежники» Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Ранняя весна" Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях, связанных.

Тема: Веcна Цели: - активизация словаря по теме; - преобразование существительных и прилагательных единственного числа во множественное.

Конспект НОД по речевому развитию «Ранняя весна» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками Тема: «Ранняя весна» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ранняя весна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 комбинированного вида». Конспект НОД по развитию речи в.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «ВЕСНА ИДЕТ»
(СТАРШАЯ ГРУППА)


Цели:
1.Уточнить и расширить словарь по теме «Весна».
2.Совершенствовать грамматический строй речи.
3.Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).
4.Совершенствовать умение делить слова на слоги.
5.Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
6.Вырабатывать диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации.
7.Развивать общую моторику.
8. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети. Здравствуйте!
Воспитатель. Садитесь, пожалуйста, на свои места.
Воспитатель. Ребята, отгадайте за­гадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Дети (хором). Это весна!
Воспитатель. Правильно, это весна. И мы сейчас с вами вспомним при­меты весны.

2. Составление предложений о весне по картинкам
На столе перед детьми лежат кар­тинки изображением вниз. Дети перево­рачивают картинки, рассматривают их, затем по очереди выходят к доске, прикрепляют на нее свою картинку и рассказывают о той примете весны, которая изображена на ней. Каждое предложение должно начинаться со сло­ва «весной» (например, «Весной солнце светит ярко»; «Весной появляются пер­вые цветы»; «Весной с юга прилетают птицы»; «Весной люди надевают легкую одежду» и т. д.).

3. Игра «Раздели слово на слоги»
Воспитатель. Ребята, мы с вами об­щаемся при помощи слов. А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются?
Дети. Слоги!
Воспитатель. Правильно. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Я буду называть каждому слово, а вы с помощью хлопков должны определить количество слогов в нем. Но помните, хлопать надо только на гласные звуки.
Дети прохлопывают и определяют количество слогов в словах капель, весна, ледоход, оттепель, подснежник.

4. Игра с мячом
Воспитатель приглашает детей встать со своих мест.
Воспитатель. Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
Например, день - весенний день; погода - весенняя погода, солнце - ве­сеннее солнце.
Слова: настроение, проталины, гроза, месяцы, лес, трава, небо, цве­ты и т. д.

5. Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания
Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Сядьте ближе к краю стульчиков, обопритесь об их спинки, руки свободно положите на колени, закройте глазки… Не открывая глаз, по­ложите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох… (Дети выполняют движения).
Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас от­кроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими. (Дети открывают глаза и вы­полняют движения.)
Весной появляются первые весен­ние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся… (Дети потягиваются.)
Опустите руки, сядьте. Молодцы!

6. Игра с элементами рисования «Назови ласково»
Воспитатель. Мы с вами уже умеем назы­вать различные предметы ласково. Сейчас я каждому из вас выдам листок бумаги, на котором слева расположен рисунок. Я опи­шу что на нем изображено, а вы должны будете назвать этот предмет или явление ласково и справа на листе нарисовать его, но уже меньшего размера.
(Например: нарисован ручей. Ребенок говорит: «ручеек» рисует его, так же предстоит сделать со словами «солнце», «облако», «дерево» и др.).

7. Дифференциация звуков [с] и [ш]
Закрепление артикуляции и произношения звуков (со­гласные, глухие, твердые, свистящий - шипящий).
«Повтори слова парами»:
нас - наш; сутки - шутки; вас - ваш; уши - усы; плюс - плюш; каша - касса;
сок - шок; кашка - каска; сайка - шайка; крыша - крыса.
«Повтори скороговорки»
Пушистые кошки сидят на окошке.
У Саши на кармашке астры и ромашки

8. Игра «Назови первый звук в слове»
Воспитатель. А теперь задание для старших детей.
Я сейчас каждому буду называть слово, а вы должны буде­те произнести первый звук в нем. Слова: капель, бабочка, солнце , оттепель, подснежник

9. Окончание занятия
Воспитатель. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
Дети.
- говорили о приметах весны.
- делили слова на слоги.
- играли с мячом.
- играли в игру «Назови ласково».
- учились правильно дышать.
- повторяли скороговорки.
Воспитатель. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. И поэтому весна приготовила вам подарки. (Воспитатель раздает детям подарки.) Теперь наше занятие закончено.

Название: Конспект по развитию речи «Весна идёт…»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Старшая группа
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №2 «Рябинка»
Месторасположение: г. Бавлы, Республика Татарстан

Занятие по развитию речи «Весна идет»

Составитель: Шогляева Р.Н .

Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе через поэзию классиков русской литературы.

Задачи:

Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе .

Образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Развивать связную речь , словесно -логическое мышление.

- Развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа : наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне , рассматривание иллюстраций по теме.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые наш гости! Для начала давайте поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку.

Проснулось солнышко и сладко зевнуло, (поднять руки вверх)

Солнышко лучик тебе протянуло, (протянуть руки в центр круга)

Солнышко щечку тебе полоскало, (погладить ладонями щечки)

Доброго утра пожелало! (прижать ладони к груди)

Дети, я приготовила для вас загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт. (Весна)

Правильно ребята, это весна. Какое ласковое и нежное слово - весна! Весна несёт всем радость жизни и радость творчества! Это чувство охватывает всех людей: композиторы пишут музыку, художники - свои картины, поэты - стихи.

Посмотрите на этот портрет (слайд № 1 Орест Кипренский) Кто на нем изображен? Сейчас я прочитаю стихотворение А.С. Пушкина о весне, а вы послушайте и представьте всё то, о чем пишет поэт.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года. (А. Пушкин)

Воспитатель: Вы увидели весну? Как вы думаете, какое настроение передал поэт?

Ответ детей: Поэт передал радостное, весёлое настроение.

Воспитатель: Мы с вами много читали стихов о весне, и все они радостные. Как вы думаете, почему?

Ответ детей: Закончилась холодная зима. Все радуются приходу весны. Ярче светит солнце. Появляются проталинки, первые подснежники. Птицы возвращаются с юга и поют свои весёлые песни.

Вы заметили, как стало холодно на улице. Сегодня, у входа в нашу г руппу я нашла эту красивую коробочку . Как вы думаете, что в ней?

(Ответы детей)

Давайте заглянем туда. Ой, что-то она не открывается (Воспитатель пытается открыть коробочку)

Может, надо всем дружно похлопать в ладоши? (Дети с воспитателем хлопают в ладоши, коробочка не открывается)

Может, надо всем на неё сильно подуть? (Все дети дуют на коробочку, и она медленно открывается)

Посмотрим, что же в ней лежит. Здесь лежит письмо . Интересно! А что в письме и от кого оно? Послушайте : «Ребята, помогите! Снежная Королева заколдовала меня! Освободите меня от её холодных чар! Выполните ее задания, иначе у вас круглый год будет зима»

Ребята, как вы думаете, кто написал это письмо? ( Весна )

Что будем делать? (нужно помочь Весне , выполнить задания Снежной Королевы)

1. «Отгадай весеннюю загадку»

1. Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? ( Весной )

2. Новоселье у скворца - он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник, смастерили мы … (Скворечник)

3. Здесь на ветке чей-то дом, ни дверей в нем, ни окон.

Птицам жить там тепло, дом зовут такой … (Гнездо)

4.На речке лед идет,

Значит это … (Ледоход)

2. Игра «Четвертый - лишний»

(Слайды)

3. Игра «Скажи правильно» (с мячом)

Набухают почки или листочки?

Порхают птички или лисички?

Тают снежинки или слезинки?

Журчат ручьи или грачи?

Распускаются почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Просыпаются ежики или зайчики?

Дни становятся короче или длиннее?

Игра «Скажи какой, какая, какие?» (с мячом)

Солнышко (какое?) - весеннее, яркое, теплое, ласковое, лучистое, …

Облака (какие?) - белые, легкие, пушистые, красивые, …

Травка (какая?) - первая, молодая, зеленая, нежная, душистая, …

Физминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко,

(дети идут по кругу).

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

(дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей,

(дети машут руками, стоя на месте).

А сугробы тают, тают,

(дети приседают на месте).

А цветочки подрастают.

(дети медленно встают).

Каждое время года приходит к нам со своей палитрой красок. (слайд №2) Посмотрите, на эту картину и скажите, какое время года в своей картине изобразил известный художник Исаак Левитан? (Раннюю весну) Как вы догадались ? (Голубое небо; много света; яркое, теплое мартовское солнце; снег под лучами солнца уже потемнел; еще тонкие, без листвы осинки; птицы еще не прилетели, скворечник пустой …)

Воспитатель: В следующем задании нам надо с помощью стихотворений создать весеннее панно. А сейчас приготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Ла - ла - ла, к нам весна пришла

(хлопают в ладоши)

Ло - ло - ло, в лесу тепло.

(сжимают и разжимают пальчики)

Пель - пель - пель, капает капель

(ударяют указательным пальцем по ладони)

Ля - ля - ля, расцветай, земля!

(делают «фонарики»)

Вот, теперь мы готовы создать весеннее панно. И поможет нам в этом музыка, которую написал композитор Пётр Ильич Чайковский «Подснежник». Кто начнет первым?

5. «Стихи о весенних приметах»

Кто начнет первым?

5. «Стихи о весенних приметах»

(дети прикрепляют картинки на панно)

Ребенок: Тепло на солнышке.

Весна берет свои права.

В реке местами глубь ясна

На дне видна трава.

- Первый признак Весны - солнце теплое , доброе

Ребенок : По весне набухли почки

И проклюнулись листочки.

Посмотри, на ветках клена

Сколько носиков зеленых!

Вот и еще один признак Весны - на деревьях набухают почки

Ребенок: Дзинь-дзинь-дзинь, поют капели.

Ля-ля-ля, поет скворец.

Дзинь-ля-ля, на самом деле

Наступил Зиме конец!

- Следующий признак Весны - птицы возвращаются в родные края

Ребенок: Прорастает сквозь снежок.

К солнечным лучам цветок.

Маленький и снежный, -

Синенький подснежник.

- Еще один признак Весны - появление подснежников .

Ребенок: Тает снег, бегут ручьи.

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

- Какой следующий признак весны? Правильно - ручьи . Молодцы и с этим заданием справились.

Воспитатель: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились. И чтобы окончательно освободить Весну от зимних чар , давайте скажем:

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины!

(Дети хором проговаривают стихотворение)

Воспитатель: Мы - молодцы! Разрушили колдовские чары Снежной Королевы и освободили Весну . Весна идет , - весне дорогу !

Понравилось ли вам занятие, ребята. Что больше всего понравилось? Молодцы, дети. И вы мне очень понравились. Я рада, что вы у меня такие, умные, добрые, отзывчивые.

Наталья Мокушева
Конспект занятия по развитию речи «Весна»

Предварительная работа. Чтение стихотворений и рассказов о весне (А. Н. Плещеев «Весна » , Ф. И. Тютчев «Зима не даром злится» , А. Н. Майков «Ласточка примчалась из-за бела моря» ); рассматривание иллюстраций по теме; разучивание пословиц и поговорок, игр; наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Дидактическое обеспечение занятия : картина” Весна” , макеты цветов, Магнитофон, кассета с релаксационной музыкой.

Используемая литература :

1. Ушакова О. С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», М.,: ТЦ Сфера», 2002г.

2. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада» , Воронеж, 2009г.

3. Планы занятий по программе «Развитие » в средней группе детского сада, Венгер Л. А., 2002г.

Программное содержание :

Обобщение представлений детей о весне .

Активизация лексического запаса по теме «Весна » : весна , весенние месяцы, приметы весны .

Развитие умения подбирать действия и признаки.

Развитие связной речи , общей моторики.

Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

Развитие словесно -логического мышления детей.

Воспитание бережного отношения, любви к природе, формирование умения работать в коллективе.

I. Организационный момент (2 мин)

– Ребята как сегодня тепло и светло. Давайте подойдем к окну и посмотрим, что происходит на улице.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает?

О каком времени года идет речь?

О весне (ответы детей)

Правильно

Давайте сядем и поговорим о весне

Ребята, а какое время года было до весны ?

Зима (ответ детей)

А зиму с весной вы не перепутаете ?

Нет (ответ детей) .

Давайте проверим.

Подбор антонимов.

Зима ушла, а весна… пришла .

Зима холодная, а весна … теплая

Зима солнце морозит, а весной . греет

Зимой надевают шубы, а весной…куртки

Все правильно ответили молодцы

II. Основная часть (15мин)

Развитие по картине , развитие связной речи . Актуализация лексики по теме «Весна » .

Давайте внимательно посмотрим на картину и ответим на вопросы.

Какое время года изображено на картине? -…весна

Как вы догадались? По каким признакам? -… ярко светит солнышко. Небо голубое. Деревья еще без листьев. Набухают почки. Травка зеленеет, появились первые цветочки.

Ребята, а весной солнышко , какое? -… яркое, ласковое, доброе, теплое.

А травка, какая? -… зеленная, нежная, маленькая,

Давайте еще назовем признаки весны -… бегут ручьи , на дорогах лужи, на реках начался ледоход. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелетные птицы. Люди надевают облегченную одежду, день становиться длиннее, а ночи короче.

Пальчиковая гимнастика

За окном сосулька тает. Удары по столу пальчиками обеих рук, начиная с мизинца

Ветер тучи рвет в клочки Ритмичные удары в ладони

Разжимает, разжимает клен туже кулачки Ритмично разжимать и сжимать кулачки

Прислонился он к окошку Прислонить ладошки к щекам

И, едва растает снег Шагают средним и указательным пальчиками обеих рук по столу

Мне зеленую ладошку Ритмичные хлопки ладонями по столу

Клен протянет раньше всех Ладони вперед, вверх

Не спеша проговаривать и выполнять движения.

2.- Дети, давайте вспомним, что в каждом времени года есть три месяца. Сейчас мы с вами познакомимся с весенними месяцами.

1 месяц- март.

Послушайте, каким он бывает :

Дует теплый, южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Про какой месяц вам прочитала стихотворение -… про март

2 месяц- апрель

Послушайте стихотворение и про него :

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Про какой месяц было это стихотворение.

3 месяц- май

Что же это за месяц?

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят

Гром грохочет.

О каком месяце я прочитала?

Ребята, давайте повторим, какие три месяца есть у весны ? – март, апрель, май (дети отвечают хором и по одному) .

3. Физминутка “ Солнечные цветочки ”

А сейчас ребята, мы с вами превратимся в весенние, солнечные цветочки (включается аудиозапись приятной музыки) .

Мы сидим в земле, как семечки (дети присели) .

Поднимаемся к солнышку, вверх, как ростки (дети встают и тянутся на носочках вверх) .

Распускаемся, как цветочки (дети разводят руки в стороны ) .

Молодцы, ребята, какие замечательные солнечные цветочки расцвели в нашей группе. Посмотрели друг на друга и улыбнулись.

4.- Я предлагаю поиграть в “весенние слова”.

Голубое, яркое, чистое, весеннее, высокое - что это? (небо)

Веселая, звонкая, прозрачная - что это? (капель сосульки)

Холодный, снежный, светлый, весенний, солнечный - что это? (день)

Серый, рыхлый, грязный - что это? (снег)

Веселый, прозрачный, журчащий – что это? (ручей)

Яркое, лучистое, теплое – что это? (солнце)

Молодцы ребята!

5. -А кто из вас правильно ответит на вопросы :

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или лисички?

Тает снежинка или слезинка?

Журчат ручьи или грачи?

Набухают почки или листочки?

Прилетают насекомые или птицы?

Правильно догадались!

III. Заключительная часть занятия (5 мин) .

Повторение, закрепление, обобщение материала.

Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

О весне .

Какие весенние месяцы вы знаете?

Март, апрель, май.

Какие признаки весны вы знаете ?

- Весной становится теплее , солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран.

Молодцы!

Игра на прогулке “ Воробышки и дождик” (развитие умения действовать по команде, развитие умение декламировать стихи хором, сплочение детского коллектива).

Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притоптывая под текст :

Воробей с березы на дорожку прыг!

Больше нет морозов чик-чирик!

По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.