Конспект родительского собрания «Умные игры, или Роль игры в жизни дошкольника

1 слайд

«Игра в жизни ребенка»

Уважаемые родители, здравствуйте. Каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни Что дети любят больше всего? Конечно, играть. Нередко говорят, что игра для детей -дело серьезное.

Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно,а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием.

2 слайд

« Игра имеет важное значение в жизни ребенка , имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре , таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»

(Антон Семёнович Макаренко)

Игра — это особый вид деятельности . В чем сила этой деятельности, для чего и зачем она нужна детям дошкольникам? Почему она так манит к себе? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы.

3 слайд

Значение игры для ребенка дошкольного возраста

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.

Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игро-вой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

    Развивают творческие способности у детей;

4 слайд

Виды игр для развития ребенка

Игровая деятельность включает в себя:

1. Сюжетно- ролевая игра.

2. Подвижная игра.

3. Театрализованная игра.

4. Дидактическая игра.

5. Экологическая игра.

6. Игра с природным материалом.

5 слайд

Подвижные игры для ребенка.

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии.Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре.

6 слайд

Подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств дошкольников. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

7 слайд

Подвижные игры укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и по-вышает работоспособность.

8 слайд Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений — развивая в них рефлексию и волю.

9 слайд

Сюжетно-ролевые игры. Значение ролевых игр для ребенка

Ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли.

10 слайд

Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий.

11 слайд

Большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Ребята возят грузовики, лечат «больных пациентов», играют в «семью», парикмахерскую и т.д. Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Проигрывание всевозможных ролей поможет детям справиться с трудностями. Чем старше ребенок, тем более тщательно он следит за справедливым распределением ролей, целенаправленнее выбирает роли для себя. В конфликтных ситуациях, когда притязания на роли сталкивают детей, они уже могут проанализировать, как исполнил роль тот или иной претендент, правильно оценить свои личные возможности исполнения желаемой роли, соотнести свое понимание роли и реальный ее проигрыш другим членом игровой группы. Дети используют считалки, очередность в использовании привлекательной роли.

12 слайд

Говоря о ролях, необходимо отметить их половую окраску. Ребенок, как правило, берет на себя роли, соответствующие его полу.

13 слайд

Дидактические игры и их значение для ребенка

Игры этого типа привлекают детей своей особой занимательностью. В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения.

14 слайд

Дидактические игры наряду с подвижными, музыкальными создаются взрослыми как игры с правилами и предлагаются детям в готовом виде. Лишь после того как дети овладеют их содержанием, правилами, они начинают играть в них самостоятельно

15 слайд

Они очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности.

16 слайд

Театрализованная игра Способствует развитию речи - обогащает образными сравнениями, литературными оборотами, делает более эмоциональной и выразительной.

17 слайд

Играя с детьми в театрализованные игры и они доставляют удовольствие, радость, вызывают хорошее настроение. Но не только в этом воспитательные возможности этого вида деятельности.

18 слайд

Через такую игру дети получают образец дружбы, правдивости, отзывчивости через положительные персонажи спектакля

19 слайд

Игры с природным материалом

Основным мотивом игры с природным материалом является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования.

20 слайд

Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт.

21 слайд

Как важно, чтобы эти маленькие открытия происходили каждый день, чтобы стало потребностью находить, замечать, удивляться и радоваться, а главное, приобретать собственный неповторимый опыт общения малыша с миром природы.

Как же взрослому вести себя в игровой деятельности, в которую включен ребенок?

22 слайд

Давайте посмотрим на себя со стороны: какие мы? Любим ли мы играть с детьми? Находим ли мы для этого время? Что мы знаем об играх своего ребенка и его предпочтениях?

23 слайд

Это особый разговор. От поведения взрослых во многом зависит мера открытия ребенком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые для усиления социального опыта ребенка.

24 слайд

Поэтому, дорогие родители, очень важно, чтобы вы играли вместе со своими детьми. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра - прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком!

25 слайд

До новых встреч!

Кто такие наши дети?

Это дети,стоящие на головах.

Чтобы выглядеть прилично,

Ведь из такого положения видно отлично,

Что взрослые не такие большие

И растут вверх ногами,

Ходят с серьезными головами

И смотрят, что это дети делают.

"НУ- ка, ну-ка,- присматриваются взрослые,

Поворачиваются и понимают,

Что дети им мир игры открывают.

Чудесный мир игры-это просто!

Примерим этот мир на себя.

Решение текущих вопросов.

Принятие решения собрания.

Игры на кухне

А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)

Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза.Желающие могут дополнить ответ.)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких - пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

Документы для скачивания:

Конспект родительского собрания

«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой; приобщить к игре ребенка в условиях семьи; выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

Форма проведения . Дискуссия.

Ход собрания.

Воспитатель . Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?

(Предлагает перечислить игры.)

Воспитатель . Немного статистики. Из 300 опрошенных родителей никто не сказал, что ребе нок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Любимые игры детей, по их мнению, это «школа», «детский сад», «больница», «куклы», «война» и др. подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.

Вопрос родителей . Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные "деньги", перекладывает их с места на место... Разве это помогает ее развитию?

Воспитатель . Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.

Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Вопросы родителям.

В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?

Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?

(Воспитатель предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы.)

Воспитатель.

В игре ребёнок обучается: эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей.

Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.

Осознать своё реальное место среди других людей.

Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.

Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Ситуация для анализа .

На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? обращается к ребенку воспитатель.

Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.

За что же ты их хочешь расстрелять? снова обращается к мальчику педагог.

Атак, ни за что... Я разбойник! Сейчас совершу на них на лет! В голосе недружелюбные нотки.

Ему бы только стрелять да в войну играть, жалуется вечером мать воспитателю.

Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистона ми, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.

Да, конечно, соглашается мать, он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.

А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например...

А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

Вопросы родителям.

Какое значение, по-вашему, мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?

В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

Воспитатель.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Мнение родителей .

На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.

Вопросы родителям .

Есть ли другие точки зрения о значении детской игры?

(Желающим предлагается высказаться.)

Воспитатель.

Значение игры порой недооценивается. Впервые году советской власти считалось, что игра ребенку не нужна это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности, верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передачу.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.

Ситуация для анализа.

Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:

Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить. Ира возразила:

Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.

И пить вино это плохо, добавляет Женя.

Вопросы родителям .

Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?

Почему, по вашему мнению, она сложилась?

Вопрос родителей.

Почему моя дочь не хочет играть одна? Если вместе с нею взрослые, она увлекается. Стоит оставить одну, тотчас игра прекращается. Была поменьше, думали, вот начнёт ходить - станет легче, с рук сойдет, и забавлять не придётся. А ведь у малышки имеются все условия: специальный уголок, множество интересных игрушек. Может, это зависит от особенностей ребёнка?

Вопросы родителям .

Почему ребёнок не хочет играть один?

Как обучить ребёнка умению играть?

Воспитатель.

Ребенок 4 - 5- летнего возраста нуждается в совместной игре с взрослыми. Дети этого возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре «дочки-матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 4 - 5 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воз действие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.

Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай те его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.


выполнила:

воспитатель

Иванникова Полина Борисовна

МБ ДОУ № 2

пос. Бахтыровский

Цель: Показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Материал: Разнообразие игрушек больших и средних размеров, ТСО магнитола CD, мультимедийное оборудование для показа презентации. Ход: Родители садятся на стулья, расставленные по трём сторонам.

Ведущая: Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня мы вас пригласили за круглый стол, а тема наша будет заключаться в следующих загадках, отгадайте сами…

Ростом мал, да удал,

От меня ускакал. (мяч)

Пляшет крошка,

А всего одна ножка. (юла)

Дробь отбивает,

Шагать помогает. (барабан)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

Идешь в песочницу играть

С собою, что-то нужно взять. (ведерко)

Когда апрель берет свое,

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через нее,

А она через меня. (скакалка)

Совсем не нужен ей водитель.

Включая – ее вы заведите,

Колесики начнут крутиться.

Поставьте и она помчится. (заводная машинка)

Каким одним понятием можно назвать все эти предметы, отгаданные вами.

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушки помогают ребенку осуществить свои замыслы, приближает игру к действительности, развивает у ребенка общение с социумом, приспособление к обществу. Поэтесса Л. Фадеева в стихотворении «Первое выступление» очень точно передала эмоциональное состояние ребенка в такой «не комфортный» для него момент:

Стою на сцене.

Зал затих.

И я молчу:

Не вспомнить стих!

Стою и думаю о том,

Сейчас реветь или потом.

Чтобы помочь эмоционально зажатым детям, мы используем в своей практике кукол. Психологически прячась за игрушку, выступая от ее имени, ребёнок становиться более открытым и смелым в контактах с окружающими. Начинает, как бы примеривать на себя разные модели социального поведения.

Без игрушки и игры нет счастливого детства, невозможно воспитать здорового, эмоционального, полноценного человека.

Игра «Рассказ бабушки «Игры нашего детства»».

Не для кого не секрет, что дворовые игры исчезли. А ведь они учили детей необходимости общения, помогали решать спорные конфликты.

Хлопните в ладоши те, кто из Вас прыгал через резинку; топните правой ногой те, кто играл в классики; топните левой ногой те, кто играл в салки.

Тренинг: «Моя любимая в детстве игрушка». Включается музыкальное сопровождение.

Вед: А теперь, я вас попрошу сесть удобнее и отдаться воспоминаниям вашего детства. В то время, когда вы были такими же маленькими, как ваши дети. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы себя лучше помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Эта игрушка для вас самая дорогая, любимая. Вы к ней очень «привязаны». Любимая игрушка приносит вам радость, спокойствие. Вы по – своему счастливы. А сейчас, я хотела, чтобы вы рассказали о своей любимой игрушке. И о той игрушки, о которой возможно мечтали в детстве, но не было возможности ее получить.

Выступление родителей. Родители передают семицветик друг другу.

Ведущая: мы в подсознании понимаем, что любимую игрушку помним всю жизнь и это дает нам положительные эмоции. При воспоминании мы чувствуем то тепло, от которого так далеко отдалились.

Как вы считаете, что должны сделать взрослые, чтобы наши дети через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках?

Дискуссия.

Ну а чтобы наши ответы не повторялись, я предлагаю вам вот такой волшебный сундучок.

Игра «Волшебный сундучок»

В сундучке лежат яички из-под киндер – сюрпризов. В них, на полосках бумаги, написаны разные вопросы. Родитель берёт киндер и отвечает на вопрос.

Ведущая: Мы сегодня убедились, у каждого человека есть любимые игрушки, которые он помнит всю жизнь. У ваших детей они тоже есть. Примерные родители должны знать, какие игрушки любит их ребёнок, с уважением относится к его выбору. Ведь его выбор развили, воспитали вы сами.

Иногда с утра дети приходят в сад без настроения, капризные, агрессивные, не желая отвечать на вопрос «А что случилось?», «Почему ты такой грустный?» и т.д. В детском саду достаточно много игрушек, но в течении дня ребёнку хочется видеть и играть со своей любимой игрушкой, ту, которую, по разным доводам родителей нельзя брать в детский сад. Для того, чтобы у ребёнка не испортилось настроение, как вы поступаете? Что вы можете посоветовать?

Выступление родителей.

Тренинг: «Игрушка в жизни моего ребенка».

Видео ролик «Какую игрушку выбрал Ваш ребёнок»

Показывается картинка с разнообразными игрушками.

Ведущая: Вам представлены разных видов, размеров игрушки. Как вы думаете, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок? Насколько верно вы сможете посмотреть на мир глазами вашего ребенка.

А теперь посмотрим, какую игрушку на самом деле выбрал Ваш ребёнок.

Продолжение ролика «Какую игрушку выбрал Ваш ребёнок».

Ведущая. Все мы в глубине души всегда остаёмся детьми. Хочется покапризничать, с удовольствием играем вместе с детьми.

Сейчас я предлагаю Вам на какое-то время превратиться в детей и поиграть в игру «Собери постройку».

Игра «Собери постройку».

Родители делятся на три команды. Перед каждой командой одинаковые схемы нескольких построек из мелких кубиков. Задача команды: построить на столе как можно больше построек за 1 минуту.

Ведущая. Молодцы родители, справились с этим заданием. А теперь посмотрим, как Вы умеете разгадывать ребусы.

Игра «Разгадай ребус».

На дереве «висят» листья, яблоки, бабочки. Родители «снимают» любую картинку. С обратной стороны картинка ребуса. Задача родителей: разгадать свой ребус.

Ведущая. Вы все справились с заданием. Тогда я Вам предлагаю прочитать стихотворение. Только оно написано необычно – справа на лево.

Игра «Прочитай стихотворение»

Каждый из родителей читает по одному слову из стихотворения, написанного справа на лево.

Ведущая. Каждый из нас думает, что всё знает о своём ребёнке: о его вкусах, предпочтениях.
Детям были заданы ряд вопросов:

*В какие игры вы любите играть больше всего и почему?

* Какие игрушки вам чаще всего покупают в магазине и почему?

*С кем ты любишь больше всего играть и почему?

*В какие компьютерные игры вы играете?

Посмотрим, что ответили дети.

Видео ролик.

Ведущая. А сейчас я хочу рассказать вам одну историю, которая могла произойти где угодно.

П. Майский, ул. Неизвестная. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Папа идёт в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша. Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГАИ. Свисток милиционера. Слава богу, не нам. Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пёс. Загоготали гуси. Закричали утки. Захрюкали поросята. И вдруг…

А теперь давай расскажем эту историю без слов.

Родители берут бумажки, на которых написано, каким персонажем он будет.

Итак, п. Майский, ул. Неизвестная, летнее утро…

Ведущая. Уважаемые родители! Сегодня наше собрание было посвящено играм и игрушкам. Мне хотелось донести до вас, что игрушка для ребёнка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, набору для шитья и вязания.

Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

– Давайте посмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние они оказывают. Я кратко расскажу об этих игрушках, а вы, если со мной согласны, поднимите зеленую карточку, если нет - красную и обоснуйте свое решение.

– Игра - средство диагностики психического состояния ребенка.
Большинство современных игрушек способны породить чудищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.

– Вы согласны или нет?

– Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами: покимоны, монстры, человек– паук, Бэтманы. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки– трасформеры: человек– машина, человек– робот, человек– чудище. Взрослые словно забыли, что игрушка – это не просто забава. Она закладывает в душу ребёнка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное ребёнком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка программирует поведение ребёнка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.

– Вы согласны или нет?

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

– Игрушки из реальной жизни:

кукольное семейство (может быть и семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодки, конструкторы, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

– Вы согласны или нет?

– Какую куклу лучше покупать: “Пупса” или Барби? В данном споре большое значение играет возраст ребенка. У девочек дошколят силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой, которую хочется нянчить, лечить, укладывать спать, кормить, катать в коляске. А Барби надо одевать, раздевать, приобретать для нее все новые вещи. Образ жизни её – это бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к кукле девочка почувствует себя горничной или, в лучшем случае, подружкой, а не мамой.

Если девочка играет с пупсом, который выглядит так же, как и девочка, то у девочки не возникает противоречия между ней самой (между той девочкой, которую она видит в зеркале, и той, которую держит в руках). Барби же, взрослая красивая девушка с развитыми формами – ребенок пропускает через себя этот образ (фигура, образ жизни, стиль поведения). Это приводит к тому, что девочка стремится к образу, к фигуре Барби и не принимает то, что у нее есть.

Таким образом, Барби имеет смысл покупать школьнице – в отличие от девочки дошкольного возраста, она оценит по достоинству ее красоту и предоставляемые ею игровые возможности, но не окажется под прессом жесткой "программы", которую эта кукла диктует.

– Вы согласны или нет?

– Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию:

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Агрессивные игрушки провоцируют игры с соответствующим настроением. В ходе агрессивной игры дети пугают друг друга оружием,

Такой испуг может иметь необратимые последствия в будущем. Кроме того, у детей могут возникать страхи, которые будут проявляться и в последующей жизни. Некоторые дети в силу психологических особенностей склонны к агрессии по отношению к окружающим, игры с военными игрушками обостряют это чувство у детей.

В то же время в дошкольный период игрушки (всевозможное оружие, солдатики, танки и т.д.) помогают найти выход внутренней агрессии, которая скрыта в каждом человеке. Если она выплескивается через "военные" игры, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии гораздо больше, чем у взрослых людей, и она обязательно должна иметь выход. Но если вы заметили, что агрессия регулярно становится основным содержанием игры, это может говорить о том, что её уровень у малыша слишком высок. На это стоит обратить особое внимание и, возможно,) проконсультироваться со специалистом.

– Вы согласны или нет?

– Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения:

Кубики, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

– Вы согласны или нет?

Мягкая игрушка. Ее главное назначение - дарить малышу нежность. Она используется психотерапевтами, психологами и врачами: пушистый мишка, симпатичный слоник, и лохматая собачка способны вылечить ребенка от страхов и даже ночного энуреза. Американские психологи, исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя суррогатными мамами, одна из которых из холодной проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылочки, то испуганный и голодный детеныш выбирает … вторую: мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши дети так любят пушистых зверят.

– Вы согласны или нет?

– Для детей постарше можно купить постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек красивые наборы для вышивания, бисероплетения, росписи по ткани и дереву. Эти игры приучают детей к самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Ведь куда приятнее вышить для мамы салфетку, подарить папе на день рождение модель самолета или порадовать сестру фенечкой. Любая вещь, изготовленная своими руками - самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его друзей или родителей.

– Вы согласны или нет?

– Подражая взрослым, ребёнок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Если ребёнок в игре жестоко обращается со своей игрушкой, небрежно относится к ней, то это приводит к тому, что у ребёнка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера – эгоизм, неряшливость, упрямство.

Наоборот, если ребёнок ласков со своей игрушкой, убирает её на место, то у него развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, общительность и другие ценные качества. Развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того, чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Игра от общения со взрослым становиться богаче, содержательнее. Родители должны интересоваться играми детей, помогать расширять их сюжеты, не считать игру пустой забавой и уделять ей должное внимание. Ведь игра не только забавляет малыша, но и развивает.

– Вы согласны или нет?

– Особую роль в развитии малыша играют обучающие (дидактические) игрушки. Дидактические игрушки используют для развития и обучения ребенка. К сожалению, сейчас обучающие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто. Немного фантазии, трудолюбия, и вы сможете смастерить отличные пособия, которые окажутся полезными для ваших детей.

– Вы согласны или нет?

– В конце нашей встречи предлагаю вашему вниманию памятку для неравнодушных родителей.

А так же просмотр видео ролика «Наша группа»

Организация: МАДОУ «Детский сад № 5 «Полянка»

Населенный пункт: Новгородская область, г.Пестово

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 5 “Полянка”

г. Пестово, Новгородская область.

Смирнова Елена Анатольевна, педагог-психолог, первая квалификационная категория; тел.: 8-951-727-77-50; эл. почтовый ящик – [email protected]

  • современном обществе остро стоит проблема взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОЗ). заимодействие педагогов и родителей начинается с момента поступления ребенка в специализированную группу (группа для детей с задержкой психического развития). Сотрудничество с педагогами расширяет представления родителей о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, формирует адекватные взаимоотношения между членами семьи, способствует активному участию в процессе обучения и воспитания.

Представляем вашему вниманию конспект родительского собрания.

Тема: «Учимся играя»

Цель: обучение родителей приемам совместной игры с ребенком.

Задачи:

Уточнить представления родителей о важности игры для ребенка;

Познакомить с видами детских игр;

Помочь осознать типичные ошибки, которые совершают взрослые во время игры с ребенком;

Развивать навыки эффективного взаимодействия взрослого в ребенком в игре.

Материалы и оборудование: мяч, короткий карандаш, спички, счетные палочки, 2 коробки с бросовым материалом (пуговицы, галька, ракушки, коктейльные трубочки, зубочистки, листы с нарисованными геометрическими фигурами, цифрами, буквами, крышки разного размера и цвета, макароны, фасоль, горох, фантики, разноцветные прищепки и т.д.), фишки для задания «Я играю с ребенком», лист А4 для пожеланий, карандаши, памятки для родителей «Ловушки, в которые попадают взрослые во время игры».

Ход:

Приветствие:

Педагог-психолог:

Простучите разными способами слово: «здравствуйте».

Ваши ожидания от тренинга?

Игра – разминка : «Поменяйтесь местами те, кто…

У кого сегодня веселое настроение

У кого есть сын

У кого есть дочь

Кто любил играть в машинки

Кто любил играть в куклы

Кто любил подвижные игры

Кто любит играть со своими детьми

Практическое упражнение:

Учитель-дефектолог:

Поиграем в игры, в которые играли мы в детстве (показ игр с помощью пантомимы: участники по очереди показывают игры, остальные присоединяются к их играм)

Мини – лекция:

Беседа о важности игры.

Научить детей играть – значит научить детей жить. Наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условия для развития, перестают играть. А те игры, в которые играют дети стали не веселыми, агрессивными. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому. Совсем исчезли групповые игры- салки, жмурки, лапта, казаки – разбойники и др. Где они? (Рассуждения родителей)

Педагог-психолог:

Дошкольный возраст- возраст игры. И это не случайно. Все, чем занимаются маленькие дети, когда они предоставлены сами себе – это игра: насыпают песок в ведерко, бросают мяч, возятся с приятелем и т.д.

Когда- то детская игра считалась пустым времяпровождением. Сегодня мало кто отрицает ее важность. Давайте поразмышляем, в чем польза игры для ребенка?

Игра- средство самореализации и самовыражения. В игре ребенок может выражать свои желания и интересы, построить свой мир, быть таким каким, каким хочется.

Через игру ребенок повышает уверенность в себе, в своих силах, возможностях. Она позволяет остановить мгновение, повторить и прожить его много раз. Например, ребенок ходил на пикник с родителями, и теперь это приятное событие он проигрывает много раз. Игра дарит ребенку радость и поддерживает здоровье.

Ребенок избавляется через игру от негативных эмоций, когда ребенок играет, он познает свойства предметов, закрепляет полученные знания о мире, тренируют отдельные практические навыки. Например, девочки тренируются быть хозяйкой, заботливой мамой, а мальчики – чинить мебель в квартире, как папа.

В игре действие особое, ненастоящее, понарошку». Это действие в воображаемой ситуации. Поэтому в игре развивается воображение, образное мышление. Ребенок воспроизводит взаимоотношения взрослых, осваивает правила поведения во взрослом мире. Учится договариваться, прислушиваться к мнению, управлять собой, контролировать свои эмоции.

Учитель-дефектолог:

Обсуждение «Польза совместной игры взрослого с ребенком»

Как вы думаете, стоит ли включаться в игру ребенка или он должен играть самостоятельно? Какова польза от совместной игры взрослого с ребенком?

Совместная игра помогает выстроить теплые взаимоотношения, укрепит привязанность между членами семьи и создать запас положительных эмоций и опыта, на который можно опереться во время конфликтов.

Во время игры с ребенком, родители могут поднять его самооценку, повысить уверенность в себе, развить словарный запас, научить передавать свои мысли, чувства. Совместная игра учит играть по очереди, помогает действовать в обществе. Если вы видите, что у ребенка выражены негативные проявления в поведении, эмоциональные трудности, то совместная игра пойдет ему на пользу.

Педагог-психолог:

Разминка «Я играю со своим ребенком…»

Родители встают в круг и по очереди бросают мяч друг другу, заканчивая предложение: «Я играю со своим ребенком…»

Мини лекция «Виды игр»

Все игры можно разделить на две группы: сюжетные и игры с правилами.

Сюжетные игры: в дочки – матери, в школу, в войну. Здесь нет правил. Ребенок может превратиться в доктора, воина, стул может стать домом, а плюшевый мишка – лучшим другом.

Игры с правилами: дидактические и подвижные игры. Это догонялки, жмурки, настольные или словесные игры: «Съедобное – несъедобное», «Испорченный телефон». В таких играх есть правила, водящий и участник, есть соревновательный момент, стремление к победе.

Учитель-дефектолог:

А теперь мы предлагаем вам поиграть в те игры, в которые вы можете поиграть дома с ребенком.

Игра «Аукцион»

Цель – создать здоровый эмоциональный подъем в группе.

Ведущий предлагает игрокам быстро называть предметы, имеющие одинаковый признак, например: круглый стол, круглая тарелка, и т.д. Когда темп замедлится, ведущий считает до трех: «Круглый раз, круглый два, круглый – три!» выигрывает тот, кто последний произнесет заключительный предмет.

Пальчиковые игры.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же связь установлена между рукой и речевым центром мозга. В наше время родители меньше говорят с детьми, потому что многие заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Они редко делают что- то своими руками, потому что современные игрушки утроены максимально удобно. Пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. В ходе пальчиковых игр ребенок, повторяет движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к пению, рисовании, письму. Для начала давайте посмотрим, как ваши дети развивают мелкую моторику. Итак, сегодня вы будете детьми, а я вашим педагогом.

1. Упр. «Потирание». Потрем ладони одна об другую и потрем наши руки.

2. Упр. «Хлопки». Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались – похлопаем и поаплодируем себе за это.

3. Упр. «Прятки». Возьмите короткий карандаш (спичку, счетную палочку) и сожмите его в кулачке – спрячьте.

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю.

4. Игры со счетными палочками.

Педагог-психолог:

«Спичечный узор»

Цель – развивать познавательную сферу, произвольность внимания, мелкую моторику, пространственные представления и укрепить взаимодействие между родителем и ребенком.

Играющие берут три-пять спичек, бросают их на стол, запоминают узор и прикрывают его листом бумаги. После этого выкладывают узор по памяти и сравнивают с оригиналом.

Учитель-дефектолог:

«Придумай игру».

Каждой команде родителей предлагается 2 коробки с бросовым материалом (пуговицы, галька, ракушки, коктейльные трубочки, зубочистки, листы с нарисованными геометрическими фигурами, цифрами, буквами, крышки разного размера и цвета, макароны, фасоль, горох, фантики, прищепки разноцветные и т.д.). Родителям предлагается придумать различные игры и упражнения с данным материалом.

Педагог-психолог:

Игра-задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то 3, не всегда – 2, никогда – 1.

Вопросы:

1.Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

2.Рассказываю о своих играх в детстве

3.Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

4.Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

5.Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

6.Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки

7.Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Обобщение : Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра – это самое интересное в жизни ребёнка.

Раздаем памятки.

Краткосрочный практикум (акция):

«Подарите нам игру!» (можно распределиться по дням)

Педагог-психолог:

Уважаемые родители, предлагаем вам принять участие в акции: «Подарите нам игру». Перед тем, как забрать ребенка домой, предлагаем вам поиграть со всеми детьми группы в какую-либо игру из своего детства.

Завершение занятия:

«Солнышко»

Цель - снять напряжение, развить коммуникативные навыки, поднять эмоциональный настрой участников группы. Все участники прикрепляют друг другу листок бумаги и рисуют на нем солнышко, а затем все пишут пожелания друг другу на этом листке.

Памятка для родителей:

«Ловушки, в которые попадают взрослые во время игры»

Ошибка № 1 «Увлечен игрой, а не ребенком»

Родители так увлекаются игрой, что игнорируют ребенка и доминируют в действиях. Ребенок наблюдает, как играет взрослый. Участвуя в игре, ребенок как зритель, теряет интерес. Совет: попытайтесь сосредоточиться на ребенке, представьте, что вы – внимательная публика, расслабьтесь и наблюдайте за тем, как старается ваш ребенок, с энтузиазмом хвалите его старания.

Ошибка № 2 «Берет лидерство в игре на себя»

Родители во время игры стараются ее специально организовать, выстраивают целую цепочку указаний: как правильно построить крепость, кормить куклу или нарисовать цветок. Им очень важен результат игры, ее «правильность»

Совет: стремитесь следовать за ребенком, за его идеями и воображением, а не навязывать свои собственные представления. Не организуйте его деятельность, отдавая указания, и не пытайтесь всему учить.

Ошибка № 3 «Критикует и исправляет игру ребенка»

Понаблюдайте за собой, сколько раз вы говорите ребенку во время игры: «Нет, это сюда не подходит!, «Так делать неправильно!» Вместо поощрения игры, взрослый показывает идеал игры.

Из- за критических замечаний, исправлений, игра ребенку кажется трудной.

Совет: не оценивайте, не поправляйте детей и не спорьте во время игры. Поощряйте фантазии и творческие способности вашего ребенка. Не забывайте, что детская игра не должна быть правильной в вашем представлении. Лучше скажите ребенку: «Ты придумал свою собственную игру. Как интересно!»

Ошибка № 4 «Во всем помогать ребенку в игре»

Иногда дети во время игр задают много вопросов, что и как делать: «А можно я это машинкой поиграю?» «Куда теперь поставить кубик?» или «Принеси мне воды для краски!». Родители спешат на помощь и тогда, когда ребенок их об этом не просит. Представьте, ребенок пытается закрыть коробку крышкой, а у него не получается. Его мама говорит: «Давай, я сделаю!»

Совет: сдерживайте желание во всем помогать ребенку и принимать за него решения. Побуждайте его самостоятельно решать проблемы. На детские просьбы о помощи сообщайте, что верите в него.

Например:

Ребенок: Принеси мне ножницы.

Взрослый: Если тебе нужны ножницы, можешь их взять.

Ребенок: Что ты хочешь, чтобы я нарисовал?

Взрослый: Ты можешь сам решить, что будет на твоем рисунке.

Окажите необходимую поддержку, похвалите, подбодрите, поощряйте самостоятельность.

Ошибка № 5. «Задает много вопросов во время игры»

Иногда взрослый задает слишком много вопросов детям: «Это что за зверь?», «Сколько у него пятен?», «Куда он идет?» и т.д.

Вопросы превращаются иногда в указания, воспринимаются детьми как вмешательство в игру. Поэтому ребенок занимает оборонительную позицию и замолкает.

Совет: сосредоточьтесь на действиях ребенка, покажите, что заинтересованы в его игре. Обязательно ограничьте количество вопросов.

Проявить интерес к игре просто- сопровождайте его действия комментариями. Например: «У тебя жираф такого замечательного красного цвета» или «Ты ставишь машину в гараж. Заливаешь бензин».

Задачи, которые решаются через описательное комментирование. Комментируя детскую игру, называйте признаки предметов, с которыми играет ребенок: цвет, форму, размер, расположение, действия с предметами.

В комментариях поощряйте и закрепляйте позитивное детское поведение: умение думать, внимательно слушать, самостоятельно работать, настойчиво справиться с трудным делом.

Список используемой литературы:

1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы – С-Пб, «Речь», 2005.

2. Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.


«Поиграй со мной!» – как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком.

  • дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
  • заинтересовать проблемой;
  • приобщить к игре ребенка в условиях семьи;
  • выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом. Родители порой сами предлагают ребёнку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т.д.

Все игры можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Особая группа игр поможет подготовить ребёнка к школе.

  1. Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма, величина. К концу дошкольного возраста дети могут ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник) , уметь подбирать по образцу или по названию предметы определённой формы.
  2. Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребёнка умение сосредотачиваться на определённых сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу) . Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, – это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чём-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 – 1,5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда ребёнку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребёнка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на задании, даже если оно не очень интересное.
  3. Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая также, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребёнок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель – запомнит что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства, для выполнения этой цели, т.е. средства, облегчающие процесс запоминания. В этом помогут игры по развитию памяти.
  4. Развитие мышления происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление – это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника – наглядно-образное мышление, т.е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребёнок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т.е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.
  5. Развитие творческих способностей ребёнка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
  6. И наконец, игры, помогающие подготовить ребёнка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно – неверно» . Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки здесь важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

Каждая игра – это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!

Управление образования Исполнительного комитета г. Набережные Челны Республики Татарстан Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54 «Искорка» Провела воспитатель: Никитина Миляуша Закиевна