Консультация на тему: Как научить ребенка управлять своим поведением. Умение управлять своим поведением, эмоциями, общением

Общие положения

Умение владеть собой - обязательный элемент подготовленности человека к действиям в экстремаль-

ных условиях и преодолению как объективных, так и субъективных трудностей. Выдержка, самообладание, восстановление душевного равновесия, уверенные действия человека во многом зависят, как отмечалось выше, от: мало меняющихся психофизиологических особенностей личности (возбудимости, эмоциональной реактивности, тревожности, устойчивости к риску, уравновешенности нервных процессов и др.), а также от поддающихся формированию экстремальных знаний, навыков, умений, качеств. Необходима и такая составляющая экстремальной подготовленности, как умение владеть собой. Древний философ Цицерон, почти 2000 лет назад писал: «Человек, наделенный совершенной мудростью (такого человека еще нам не встречалось, но по суждениям философов, можно описать, каким он будет, если будет), вернее сказать - его разум, достигший в нем совершенства, будет так распоряжаться нижними частями души, как справедливый отец достойными сыновьями: ему довольно будет одного лишь знака, чтобы без всякого труда и усилия достигнуть цели: он сам себя ободрит, поставит на ноги, научит, вооружит, чтобы выйти на боль, как на неприятеля» 1 .

Разработкой конкретных методов и приемов самоуправления человечество занималось еще на заре нашей эры. Особенно этим отличались страны Востока - Индия, Китай, Корея, Япония. Формировались целые школы, порой приобретавшие религиозный и религиозно-мистический характер 2 .

1 Цицерон. Избранные сочинения. - М., 1975. - С. 265.

2 Такова, например, система йога, основанная на религиозно-философских взглядах буддизма. Ее упражнения тела и психики, в которых самовнушению отводится главная роль, до сих пор удивляют возможностями достижения почти невероятных результатов. Специфической дальневосточной модификацией буддизма стал дзен-буддизм (от санкритского слова «дхъяна» - в китайской транскрипции «чань») - что означает молчаливое созерцание, самоуглубление, внутреннее сосредоточение. В отличие от классического буддизма, ориентирующегося на тихое созерцание, дзен-буддизм делает акцент на достижение внезапного просветления - сатори. Оно достигается специальной техникой тренировок, направленной на то, чтобы выбить человека из круга привычных представлений и связей, подавить логическое мышление, разбудить дремлющую внутреннюю энергию, создать свой собственный замкнутый внутренний мир благополучия и всесилия. Идеи дзен-буддизма, зародившись примерно в VI веке до н.э. в Индии, перекочевали затем в Китай, в средние века - в Корею и Японию, где и достигли своего полного развития. Методы дзен использовались при подготовке воинов и легли в основу восточного рыцарского кодекса чести «бусидо» («путь воина»). Подробнее см.: Гримах Л.П. Резервы человеческой психики. - М., 1989. - С. 28-35.



Все нынешние психотехники берут из них самое ценное, теоретически и методически осовременивая их и имея сходства друг с другом 1 .

Практически все техники саморегуляции построены на внутреннем общении человека с самим собой - активизации, направлении и использовании внутренней речи, повышении ее влияния на общее состояние психики и организма. Это один из видов саморефлексии человека, обращенности к своему внутреннему миру, своему «Я», самоубеждения, показатель высокого уровня самоорганизации и личностного развития. Используется и внушение - воздействие на психику, при котором слова начинают восприниматься «на веру», без критики и сомнений, бездумно, без доказательств. Человеку, сидящему в комнате, можно внушить, что он на спутнике, но убедить его в этом невозможно. Часто внушение и убеждение применяются одновременно.

Мысленное произнесение слов во внутренней речи - не только психологический, но и физиологический феномен. Специальными приборами можно, например, зафиксировать при этом усиление биоэлектрической активности в речевом анализаторе человека - языке, гортани, полости рта, губах, щеках, а так же соответствующих областях головного мозга. Более того, при произнесении многих слов и возникновении связанных с ними мысленных образов-представлений, сигналы возбуждения по нервам направляются и в соответствующие части тела. Например, если читатель вытянет сейчас вперед руку и раскроет ладонь, а затем мысленно представит («увидит»), как его пальцы сжимаются в кулак (но фактически их не сжимать), то в этот момент из центральной нервной системы направится в мышцы ладони и пальцев целый залп нервных импульсов-команд, которые будут такими же как при фактическом сжатии кулака, но более слабыми. «Думаю - делаю», - так сформулировал этот феномен великий русский ученый И.М. Сеченов (1829-1905).

Один из летчиков-испытателей рассказывал о случае из его практики. Испытывался прибор-автопилот, предназначенный для автоматической посадки самолета на землю.

1 Родионов А.В. справедливо пишет: «Нельзя считать механизм внушения, т.е. прямого, относительно некритического восприятия человеком данных ему заранее заготовленных утверждений, чуть ли не единственным средством управления спортсменом. Такого рода некритическим заимствованием различных «психологических наркотиков» в виде формул внушения, без обращения к сознанию спортсмена, без применения педагогических средств воздействия иногда еще «грешат» некоторые спортивные психологи» (Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. - М., 1995. - С. 96). Несомненно это относится и к другим видам деятельности.

Мне дали задание многократно проверить действие прибора в воздухе, убедиться в его исправной работе по удержанию самолета на заданном курсе и выполнению разных маневров, а перед заходом на посадку включить его на выполнение посадки. Все сделал, прибор работал исправно. Захожу на посадку, включаю прибор, кладу свои руки на колени. Вижу перед собой быстро приближающуюся взлетно-посадочную полосу. Она все ближе, ближе..., высота уменьшается... Все идет как надо. Но руки, мои руки! Они рвутся к привычному месту на органах управления. Еле сдерживаю их на коленях! Чувствую, как в пальцах сильно пульсирует кровь, и они дрожат. Вспотел. Трудно мне далась та посадка.

Влияние произносимых про себя слов и предложений усиливается, когда человек, многократно повторяя их, одновременно оживляет представления памяти - следы ощущений, восприятий, переживаний, действий, имеющиеся в его прошлом опыте. При этом психологически и физиологически он вновь погружает себя в реальность, повышая свою готовность к преодолению ее трудностей, обеспечивая, как отмечал доктор медицинских и доктор психологических наук К.К. Платонов, баланс возбуждения и торможения, эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями 1 . Слова - формулы, команды должны быть кратки, выразительны, утвердительны, позитивны (говорить, например, о наличии здоровья, а не об отсутствии болезни), предваряться чаще всего словами «я», «у меня», «мне», произноситься медленно, в такт дыхания, а ключевые слова могут проговариваться с расстановкой.

Умение владеть собой - продукт знания человеком состояний, возникающих в трудных условиях, веры в возможности их регуляции, желание научиться подчинять их своей воле, знания методов и приемов самоуправления и отработанности их использования до автоматизма. Тут одних знаний и навыков мало. Надо осуществить в себе глубокую психофизиологическую перестройку, сформировать психофизиологический механизм саморегуляции, при действии которого внутренняя речь (разговор с собой, слова про себя, мысли, образы) ассоциативно и рефлекторно начинает вызывать внутренние, психологические и физиологические изменения. Для этого нужен систематический (по два-три и более раз в день) и длительный (минимум шесть-восемь месяцев) тренинг, результаты которого затем должны периодически поддерживаться. Какой-то результат дадут и менее систематичные тренинги, но он может оказаться непригодным для управления собой в критические минуты. Очевидно, что обучающий может помочь начать такой тренинг, научить ему, а ос-

Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М., 1982. - С. 112.

тальное зависит от обучающегося, его желания, целеустремленности и организованности. Как никакое другое, умение владеть собой зависит в конечном счете не столько от обучающего, сколько от обучающегося, от его собственных усилий. Поэтому тренинг обычно лучше получается у людей, в своей основе уже достаточно сложившихся как личности, испытывающих страстное желание научиться управлять своими состояниями, проявляющих организованность и волю.

Волевая саморегуляция

Волевая саморегуляция - один из видов и составная часть комплексного умения владеть собой. Она довольно подробно разработана в педагогике и пси-

хологии, описана в немалом числе книг и достаточно широко используется опытными практиками. Волевая саморегуляция заключается в применении приемов самоуправления: концентрации внимания 1 и сил, самоконтроля, самооценки, самоуспокоения и самоободрения, самопобуждения, самопринуждения.

Любое дело, а трудное тем более, зависит от целеустремленности, нацеленности на результат, концентрации внимания и сип в определенный момент, отрезок времени на достижение чего-то признаваемого важным и необходимым.

Показательный пример роли сосредоточенного внимания приводит К.С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой» (М., 1951. С. 122).

Индийский магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по крепостной стене вокруг города с большим сосудом, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие желающие стать министром делали попытку. На пути по стене их специально окликали, отвлекали, пугали, и они, волнуясь и вздрагивая, разливали молоко. «Это не министры» - говорил магараджа. Но вот пошел один. Ни крики, ни пугания, ни хитрости не отвлекали его глаз от переполненного сосуда.

Стреляйте! - крикнул повелитель. Стреляли, но это не помогло.

Это министр! - сказал магараджа. - Ты слышал крики? - спросил он удачника.

Ты видел, как тебя пугали?

Нет. Я смотрел на молоко.

Ты слышал выстрелы?

Нет, повелитель! Я смотрел на молоко.

Самоконтроль - сличение собственного поведения и состояния с требуемыми оптимальными показателями. Техника его заключается в постановке себе контрольных вопросов типа:

См.: Родионов А.В. Психофизическая тренировка. - С. 36-42, 48-52.

Поведение - «Веду ли я себя сейчас так, как надо, как этого требуют долг, честь, моя ответственность, задача?»;

Действие - «Все ли делаю для достижения успеха? Работаю ли с должной самоотдачей? Правильно ли действую?»;

Наблюдение - «Внимательно ли наблюдаю? За всем, что надо? Бдительно?»;

Мышление - «На что направлены мои мысли? Все ли правильно понимаю. С умом ли действую?»;

Состояние - «Оптимально ли мое состояние? Способствует ли решению задачи или мешает?».

Самооценка - результирующая самопознания - рефлексии. Она строится на основе честных ответов на поставленные контрольные вопросы, критической оценке фактических результатов своих действий, сравнения достигнутого с возможным и требуемым, себя с другими. При этом полезно:

Судить о себе не по словам и мнению о себе, а по делам, достижениям, учитывать мнения других о себе;

Сравнивать себя не с теми, кто заведомо хуже и слабее, а с лучшими;

Оценивать не внешние показатели своей личности, а внутренние, психологические (реальные мысли, мотивы, желания и пр.);

Сопоставлять то, чего планировал, что намеревался добиться с тем, что получилось, и отвечать на вопрос «почему?»;

Объясняя себе причины неудач, не лукавить, искать причины в себе, а не в других;

Честно отвечать себе на вопрос: все ли сделал, чтобы добиться успеха, какие слабости проявил, что и как можно улучшить.

Самооценка правильна и эффективна, если делается по большому счету. Надо приучить себя каждый день, неделю, месяц, год завершать самоконтролем и самооценкой.

Самоуспокоение и самоободрение может осуществляться регуляцией мыслительной и двигательной активности:

Произвольным воспроизведением в своем сознании мыслей, образов, воспоминаний, которые сопряжены с приятными чувствами;

Отключением от сильно и негативно действующего на психику фактора, переключением внимания, мыслей, двигательной активности на что-то другое.

Известны разные приемы отвлечения и переключения внимания на что-то другое, желательно приятное, успокаивающее или нейтральное.

Есть и такие:

Напишите в течении нескольких минут 10 наименований предметов или вещей, о которых вы мечтаете;

Медленно сосчитайте предметы, которые эмоционально нейтральны: листья на цветке, находящемся перед вами;

Вспомните и посчитайте 20 осуществленных вчера действий (где бывали, что делали), «обходя» мысленно эмоционально негативные;

В течение 2 мин. займитесь перечислением около десятка качеств, которые есть у вас, вам нравятся и вы относите к своим достоинствам 1 .

Среди рекомендаций американским управляющим порой содержится такая. Иметь в выдвижном ящике письменного стола интересные и эмоционально не безразличные фотографии или картинки: фотографию любимого человека, семьи, детей или даже изображения фривольного типа. Когда возникает остро волнующая ситуация (вызванная, например, посетителем, телефонным звонком, поступившим документом), ему советуют открыть ящик стола и хотя бы секунд 10 разглядывать то, что лежит в ящике. Успокоившись, браться за работу.

Сделать паузу в общении (помолчать несколько минут вместо того, чтобы

реагировать с раздражением);

Перебрать на столе или рабочем месте бумаги, полить цветы на подоконнике, заварить чай;

Выйти из комнаты, переместиться в другое место и поговорить с симпатичными людьми на нейтральные темы (о погоде, покупках, планах на выходные дни); . подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу,

дождю или снегу; . обратить внимание на идущих по улице людей. Попробовать вообразить

о чем думают один, другой пешеходы;

Зайти в туалетную комнату и на 2-3 мин. подставить ладони под холодную воду 2 ;

Отключением от тревожных мыслей о возможных неблагоприятных последствиях и концентрации внимания на способах и приемах, технике умелого выполнения действий;

Переключением мыслей на свою подготовленность, напоминанием себе о собственном профессионализме, самоубеждением в отличной подготовленности, воспоминаниями об успехах и достижениях, имевшихся в опыте;

Занятием себя хоть каким-то делом в ситуациях тревожного бездеятельного (пассивного) ожидания.

" Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. - М., 2001. - С. 86. 2 Самоукина Н.В. Экстремальная психология. - М., 2000. - С. 19.

Во время Великой Отечественной войны был случай, когда одна из наших дизельных подводных лодок, находясь в Баренцевом море, из-за повреждения лишилась возможности быть под водой, двигаться и вынуждена была всплыть. Исправить вышедший из строя двигатель своими силами было невозможно, и лодка была на поверхности моря обездвиженной и беспомощной. К тому же стоял полярный день, до побережья Норвегии, занятого фашистами, 400 миль (чуть больше 700 км). Лодка могла быть в любой момент обнаружена и подвергнута бомбардировке вражескими самолетами, регулярно осуществлявшими разведывательные полеты над всей акваторией моря.

Об аварии и опасном положении командир подводной лодки сообщил командованию Северного флота. Оно выслало на помощь корабли, которые, однако, могли подойти к лодке только часов через 15, а гибелью грозила каждая минута. В мучительном ожидании спасения или гибели находилась вся команда. Понимая психологическую сложность ситуации, командир приказал провести большую приборку всех помещений, проверить действие всех механизмов и вооружения, устранить малейшие неполадки. Находясь сам на мостике, он послал своего помощника обойти помещения, проконтролировать выполнение приказа, ход работ, убедиться в полной исправности и готовности к действию всех средств. Вскоре помощник доложил ему о результатах обхода и особо отметил, что лица подводников посветлели, в глазах появился живой блеск, люди готовы ко всему.

К счастью лодка оказалась не обнаруженной врагом, и подошедшие корабли отбуксировали ее на ремонт в базу.

Волевым сдерживанием порывистых движений, суеты, намеренным замедленным их выполнением (походка, жесты, повороты, наклоны);

Приданием мимике лица спокойного, слегка улыбчивого и уверенного выражения (выражением глаз, разглаживанием складок лба, ослаблением напряжения челюстных и губных мышц);

Занятием уверенной в себе, спокойной позы;

Потряхиванием свисающими вниз руками и плечами;

Поглаживанием или легким ободряющим похлопыванием себя по бедрам, груди;

«умыванием» лица обеими ладонями;

Выполнением нескольких глубоких вдохов и уверенных выдохов;

Использованием средств, вызывающих резкие ощущения и чувство «встряхивания»: обтирание холодной водой или льдом, жевание кусочка лимона, соленого огурца или чего-нибудь горького, употребление крепкого кофе, освежающего и тонизирующего напитка;

Имитацией нескольких коронных, «побеждающих» движений;

Резкими движениями руками с решительным сжатием или соударением кулаков или ладоней;

Изданием возгласов, выражающих готовность к действию, уверенность и решимость.

Самопобуждение - метод активизации своих устремлений, мобилизации сил, напряжения воли. Он осуществляется самооценкой, самоубеждением, самообязательством, самопоощрением, самоодобрением, самокритикой, самоосуждением, следованием идеалу, примеру. Самокритика может выражаться в остром и невыгодном сравнении себя с другими («Что я хуже других? Неужели я такой слабовольный, что не могу заставить себя?»). Можно поднять себя на выполнение нужного дела (например, отказаться от какой-то вредной привычки) гласным самообязательством, клятвенным обещанием перед товарищами, коллективом сделать нужное с какими бы трудностями ни встретился. Самопоощрения и самонаказания - мысленное про-говаривание поощрений и наказаний себе (Примеры: «Ты сегодня молодец! Можешь позволить себе сегодня вечером отдохнуть!», «Вчера потерял день по своей вине, проявил слабость воли. Сегодня и завтра - никаких развлечений! Работать с полной отдачей до полуночи!»).

Самопринуждение - способ заставить себя делать что-то и так,как нужно, даже если этого не хочется. Наиболее эффективно он реализуется с помощью самоприказов - мысленной формулировки и проговаривании про себя (нередко многократном) приказа себе, выраженному категорично, резко, повелительно, кратко. Хорошо сопровождать его резкими и решительными жестами (сжатием кистей в кулак, рубящим движением руки, спокойным поглаживанием и пр.), занятием соответствующей позы (расслабленной или предельно собранной для начала действия и др.), возгласом определенной интонации и громкости, мимикой. Самоприказы могут быть такими: «Хватит валяться! Сядь за стол, берись за работу! Пока не кончишь, не вставать!», «Держись! «Не хныкать!», «Возьми себя в руки!», «Хватит колебаться! Действуй!», «Не торопись! Спокойно!», «Не отвлекайся!», «Расслабься! Успокойся!», «Собрать силы!» и пр. При обучении их использованию, самоприказы произносятся вслух, можно в группе под руководством преподавателя, последовательно отрабатывая голос, мимику, жест, позу и в комплексе.

Волевая регуляция может осуществляться и с помощью личных правил поведения, которые следует сформулировать, написать, заучить, хранить (вывесить) так, чтобы они попадались почаще на глаза, напоминая о себе.

К таким правилам относятся:

«оцени прожитый день» - ежедневное самокритическое подведение итогов;

«мой распорядок дня» - все по плану, ежедневная физзарядка или аэробика, самостоятельная работа не менее трех часов в день и др.;

«деловые правила» - «наметил - сделай», «не выполнил намеченное на день - спать не ложись» и др.;

«маленькие победы над собой» - «не хочется лезть под душ? А ну-ка!», «Три часа не курить!» и пр.;

«береги каждый час и минуту!» и т.п.

При формулировке правил можно пользоваться своим жизненным опытом, информацией, почерпнутой у других, высказываниями выдающихся людей прошлого и настоящего, из книг. Например, достаточно полезны рекомендации, содержащиеся в популярных книгах Дейла Карнеги (1888-1955), воплотивших в себе обобщенный житейский опыт. Одна из них, например, называется «Как перестать беспокоиться и начать жить» 1 . Во всяком случае внимательное прочтение ее позволит самостоятельно избрать нечто поучительное для себя при определении собственных правил.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому, если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться. В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. В детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. А в школе можно на примерах литературных произведений показать детям, что смелый человек - это не тот, кто ничего не боится (таких людей нет на свете), а тот, кто умеет преодолеть свой страх. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них.

Конечно, все взрослые знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. Однако когда речь идет о тревожных детях, этот прием категорически недопустим. Кроме того, желательно избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения одних детей с достижениями других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребенок совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям: “Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию” или “Ваш сын закончил рисунок последним”.

Папа Сережи жалуется на него: “Сын как будто не от мира сего. Его сверстник Руслан уже отлично играет в шахматы, обыгрывает даже взрослых. Серега же едванаучился ходить конем и пешкой. Сестра Сережи Анечка часами играет на пианино, уже три раза выступала на концерте в районной библиотеке. Сергей же бросил музыкальную школу через два месяца после начала учебного года... И вообще, он не желает заниматься ничем серьезным, а готов только часами возиться с проводами”.

Эти претензии к сыну папа излагал в течение полутора часов, придя на прием к психологу. “Мой сын хуже всех” - эта мысль “красной нитью” проходила через всю пламенную речь “любящего” отца.

Папа никак не хотел соглашаться с мнением психолога о том, что требования к Сереже завышены, однако решил попытаться изменить свое отношение к ребенку. Прежде всего, он стал серьезно относиться к исследовательской деятельности сына, поощряя его увлечение. Правда, папа еще продолжал сравнивать Сережу с другими детьми, но все чаще и чаще с удивлением замечал, что его сын имеет ряд положительных качеств, которых нет у его сверстников: целеустремленность, усидчивость, любознательность... В результате папа стал относиться к Сереже с уважением, а это способствовало повышению самооценки ребенка, его вере в успех.

Если у ребенка проявляется тревога при выполнении учебных заданий, не рекомендуется проводить какие-либо виды работ, учитывающие скорость. Таких детей следует спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Нельзя подгонять и торопить их.

Обращаясь к тревожному ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз.

Совместное со взрослым сочинение сказок и историй научит ребенка выражать словами свою тревогу и страх. И даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою, это поможет снять эмоциональный груз внутреннего переживания и в какой-то мере успокоит ребенка.

Обучать ребенка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

Воспитатель, обратившись к психологу, с удивлением и досадой сообщил, что Галя, способная и умная девочка, не смогла на Празднике осени рассказать стихотворение, которое очень хорошо знала.

Психолог стал интересоваться, как проходили репетиции. Оказалось, что девочка 3 раза подряд рассказала стихотворение воспитателю (один на один), а в зале удалось прорепетировать лишь раз. Во время праздника Галя должна была выйти на середину зала и прочитать стихотворение, но она расплакалась и убежала к маме.

Мама, беседуя с психологом, рассказала, что с Галей такие ситуации происходят постоянно. Например, она отказалась в Новый год подойти к Деду Морозу и спеть ему песенку. В мамин день рождения она почему-то ни за что не захотела сесть с гостями за стол.

Зная эту особенность дочки, за неделю до праздника мама начала настраивать девочку на успешное выступление. Она повторяла: “Будь умницей. Ты должна выступить очень хорошо. Ты мне обещаешь это?” И Галя каждый вечер вынуждена была давать маме обещание, а чтобы оправдать ее надежды, девочка повторяла и повторяла стихотворение по несколько десятков раз в день.

Во время совместной встречи воспитателя, психолога и родителей была выработана следующая стратегия работы с девочкой. Галя очень любила слушать сказки, особенно ей нравились “Золотой ключик, или приключения Буратино”, “Дюймовочка” и “Кот в сапогах”. Она могла часами слушать их и рассказывать про героев сказок. Взрослые решили использовать этот интерес девочки. На индивидуальных занятиях (сначала с психологом, а потом с воспитателем) девочку просили представить и показать, как бы рассказали стихотворение своим друзьям ее любимые герои.

Галя с удовольствием рассказывала стихотворение (которое знала назубок) от имени деревянного Буратино, маленькой робкой Дюймовочки, неунывающего Кота в сапогах. Взрослые каждый раз интересовались, что чувствовал тот или иной герой во время выступления: нравилось ли ему рассказывать стихи своим товарищам, нравилось ли, как внимательно все его слушали, приятно ли было раскланиваться перед зрителями. Через несколько недель Галя выбрала роль бесстрашной Герды из сказки “Снежная королева”. Со сменой роли изменились осанка и движения девочки, она стала действовать более уверенно и решительно. Гале так понравилось играть эту роль, что она повторяла ее много раз подряд, и даже дома это стало ее любимым занятием.

После таких длительных целенаправленных тренировок воспитательница привела девочку в зал и спросила, в роли какого героя она хотела бы выступить. Галя решила по очереди показать всех своих героев. Она снова и снова выходила на середину зала, рассказывала стихотворение, раскланивалась перед “зрителями”. Страх перед выступлением постепенно снижался, и на Новогоднем празднике Галя чувствовала себя вполне уверенно.

Кроме описанного выше применялись и другие приемы работы: психогимнастические упражнения, рисование своего страха и других эмоций. Мама девочки вместо ежедневных назиданий каждый вечер рассказывала ей придуманные совместно с психологом сказки и истории со счастливым концом. Герой сказки обязательно добивался успеха, хотя на его пути иногда встречались и преграды.

В описанном случае в качестве основного был использован прием отработки конкретного навыка. Его с удовольствием применяют и сами дети. Например, они играют в школу, многократно повторяя ситуацию, которая их волнует. По рассказу одного из психологов он, придя проводить коррекционное занятие, застал такую картину:

дети играли в “грозного, строгого учителя”. Тем самым они отрабатывали навык ответа у доски на уроке такого педагога.

Очень полезно применять в работе с тревожными детьми ролевые игры. Разыгрывать можно как знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребенка (например, ситуация “боюсь воспитателя, учителя” даст ребенку возможность поиграть с куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация “боюсь войны” позволит действовать от имени фашиста, бомбы, то есть чего-то страшного, чего боится ребенок).

Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребенка, а кукла ребенка - роль взрослого, помогут ребенку выразить свои эмоции, а вам - сделать много интересных и важных открытий. Тревожные дети боятся двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре (война, “казаки-разбойники”) ребенок может пережить и сильный страх, и волнение, и это поможет ему снять напряжение в реальной жизни.

Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы не справлялись с эмоциями? Или даже не могли понять, какие чувства испытываете, почему так реагируете? Может быть, вы не всегда понимаете чувства других и вам сложно выстраивать гармоничные отношения?

А между тем, способность понимать свои эмоции и управлять ими - это ключевая опорная точка на пути к успеху, карьере, популярности и даже к счастливой семейной жизни.

Ученые доказали, что любой человек может научиться управлять эмоциями. Дело практики. И это совсем несложно. Самое главное - как в спорте - тренировки!

Успех человека не всегда зависит от его IQ. Каждый день мы наблюдаем ситуации, когда умные и яркие люди не могут построить карьеру. В то время как те, у кого интеллект явно ниже, процветают без особых усилий. Ответ на вопрос, почему так происходит, часто связан с EQ - эмоциональным интеллектом.

Наличие диплома и сертификатов не гарантируют успешную карьеру и счастливую жизнь. Умение управлять собой гораздо важнее регалий и достижений.

Эта относительно новая концепция была обоснована в 1995 году доктором философии Гарвардского университета, научным журналистом Дэниэлом Гоулманом. Его книга «Эмоциональный интеллект », можно сказать, потрясла современников. Гоулман рассказал множество примеров и доказал, что именно благодаря способности осознавать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, люди добиваются в жизни того, чего хотят.

К сожалению, очень редко детей учат справляться с гневом или конструктивно решать конфликты. И взрослея, человек не получает высокий коэффициент EQ автоматически. Но мы в силах исправить эту ситуацию. В отличие от IQ, показатели эмоционального интеллекта можно (и нужно!) тренировать и развивать.

Есть четыре основных навыка EQ, которые входят в понятия внутриличностной и межличностной компетенций.

Внутриличностная компетентность - это способность понимать свои эмоции и управлять своим поведением. Сюда входит эмоциональное самовосприятие : то, как мы осознаем свои эмоции и реакции в каждый момент времени. Это основополагающий навык: если его уровень высокий, то тогда гораздо проще использовать все остальные навыки EQ.

Далее логично следует управление собой . Этот навык проявляется, когда человек действует или воздерживается от действий. Это способность использовать знание своих эмоций, чтобы эффективно управлять своим поведением, а также эмоциональными реакциями по отношению к людям и к событиям.

Проще говоря, самовосприятие говорит: «Я чувствую гнев!» Управление собой помогает сдержать этот гнев. Или наоборот, если уровень этой компетенции низкий, человек будет мыслить примерно так: «Я чувствую гнев, но я ничего не могу с этим поделать!».

Уоррен Баффет считает, что его успех зависит не от высокого уровня IQ, а от умения управлять своими эмоциями во время сделки. Стоит лишь на миг поддаться эмоциональному порыву - и можно потерять миллионы долларов. .

Межличностная компетентность - это способность понимать и улавливать настроение, поведение и мотивы других людей с целью улучшить качество отношений. Здесь можно говорить об эмпатии - способности точно улавливать эмоции окружающих и понимать, что на самом деле с ними сейчас происходит.

И финальный аккорд - управление отношениями : этот навык включает в себя три предыдущих. Человек, у которого высокие показатели по этой компетенции, умеет воспринимать эмоции (как свои, так и эмоции других людей) для выстраивания эффективного взаимодействия.

Чтобы донести до человека свою мысль и быть правильно понятым, необходимо развивать все четыре навыка. Управление отношениями повышает качество взаимодействия с людьми во всех сферах жизни.

Стратегия повышения EQ

  1. Начинать необходимо с эмоционального самовосприятия. Это фундамент для повышения всех остальных показателей.
  2. Человеческое сознание способно концентрироваться лишь на одном навыке EQ в единицу времени. Поэтому, улучшив первый навык, переходите ко второму в «порядке очереди», действуя от внутриличностных компетенций к межличностым.
  3. Выберите стратегию для улучшения одного навыка и продолжайте работу над ним 21 день (именно столько времени необходимо мозгу, чтобы перестроиться на новую привычку).
  4. Через 21 день переходите к следующему навыку.

Сначала тренировки будут непривычными и, возможно, для кого-то сложными… Ведь мы никогда не «качали» эмоции. Но чем дальше, тем больше результатов вы увидите. Главное: продолжайте несмотря ни на что!

Как повысить внутриличностные компетенции

Есть несколько техник, которые помогут выйти на новый уровень эмоционального интеллекта.

Фрирайтинг, или «утренние страницы»

P.S..Понравилось? Подписывайтесь на нашу рассылку. Раз в две недели мы будем присылать вам 10 лучших материалов из блога.

Одним из главных завоеваний дошкольника к пяти годам станет его умение управлять своим поведением. Такое умение психологи называют произвольной регуляцией поведения . Для ребенка научиться регулировать свое поведение – самая актуальная задача, поскольку от ее решения зависит его будущее движение – обучение в школе. И родители и учителя начальных классов хорошо знают, что успех в освоении новой для ребенка учебной деятельности напрямую зависит от его способности к произвольной регуляции.

СЕКРЕТЫ ПСИХОЛОГИИ
«Приблизительно с трехлетнего возраста у детей начинает формироваться более сложная внутренняя организация поведения, более сложное строение деятельности в целом. В данный возрастной период деятельность ребенка все более побуждается и направляется уже не отдельными мотивами, которые сменяют, подкрепляют друг друга или вступают в конфликт между собой, но известным соподчинением мотивов отдельных действий. Теперь ребенок может стремиться к достижению цели, которая сама по себе не привлекательна для него, ради чего-нибудь другого или, наоборот, отказаться от чего-нибудь непосредственно приятного для того, чтобы достичь более важного или избежать нежелательного».

Произвольная регуляция – это всегда сознательная и преднамеренная регуляция человеком своих действий и поступков, шире – деятельности и поведения. Произвольная регуляция зависит от особенностей нервной системы и темперамента ребенка, его эмоциональной сферы, от того, насколько развиты произвольное внимание и память, воображение, активная речь. Имеет значение и вербально-логическое мышление, без которого невозможно сознательное, целенаправленное, организованное поведение ребенка. Наконец, важнейшее влияние на произвольную регуляцию оказывает складывающаяся в старшем дошкольном возрасте система мотивов, или Я-концепция.

Дошкольное детство – период, когда у ребенка появляются новые возможности общения (и дома, и вне домашнего пространства). От процесса общения зависит формирование системы мотивов. То есть чем активнее выражена потребность ребенка в общении и чем более она реализована, тем выше мотивация ребенка.

Говоря о «системе мотивов», мы подразумеваем, что мотивы взаимосвязаны, а значит, отсутствие или несформированность одного из них приводит к неполадкам в работе всей системы. Попробуем разобраться, какие мотивы свойственны ребенку в возрасте от трех до пяти лет.

К типичным мотивам дошкольника можно отнести мотив интереса к миру взрослых , побуждающий ребенка действовать «как взрослые», желание быть похожим на них. Значительная роль принадлежит игровым мотивам : не случайно любое дело легко превращается дошкольником в игру. Большое значение имеет мотив установления и сохранения положительных отношений со взрослым и другими детьми . Отсюда проистекает стремление ребенка считаться с мнением и оценками взрослого. Наконец, следует выделить и мотив самоутверждения , который заключается в том, что ребенок стремится быть полезным, нужным, значимым. Под воздействием этого мотива ребенок приписывает себе известные ему положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности.

СЕКРЕТЫ ПСИХОЛОГИИ
«Этот период (дошкольное детство) первоначального фактического складывания личности, период развития личностных „механизмов” поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство субъекта – единство личности. Период детства есть период фактического складывания психологических механизмов личности, именно потому он так важен».
Из кн. «Возрастная и педагогическая психология»

Неудивительно, что дошкольники воспринимают себя исключительно в позитивном свете. Новыми мотивами следует считать познавательные и соревновательные мотивы дошкольника. Соревновательный мотив формируется на базе мотива самоутверждения. Познавательные мотивы оформляются к старшему дошкольному возрасту и становятся самостоятельными мотивами поведения. Важным в структуре мотивов дошкольника становятся мотивы достижения (успеха) и избегания неудачи, альтруистические мотивы . Таким образом, создаются значительные условия для превращения этого конгломерата мотивов в более или менее стройную систему.

Уже в четыре года появляется соподчиненность мотивов, то есть одни мотивы являются более значимыми, другие – менее. Какие-то из них обусловливают поведение ребенка чаще, а какие-то – реже. С чем это связано? Прежде всего с приобретением ребенком опыта планировать свою деятельность, связанного с развитием воображения. Представим себе четырехлетнего малыша, который хочет достать из стоящей на холодильнике фруктовой вазы яблоко. Ваза расположена достаточно высоко – не дотянуться, а значит, ребенку предстоит решить задачу, как дотянуться до вазы и достать яблоко. Можно прибегнуть к способу, который отработан в период раннего детства, – позвать маму. Но возможности психического развития ребенка, в частности наличие воображения, позволяют ему мысленно представить, или вообразить, процесс получения яблока: взять табурет, подставить его к холодильнику и достать яблоко. Таким образом, у ребенка есть мотив – желание попробовать яблоко и цель – достать его, которые и обусловливают поведение малыша.

Или: ребенок, стоя перед клеткой в зоопарке, ждет, когда из домика покажется лисичка. В своем воображении он увидел, как это произойдет. Таким образом, его действия, вызванные интересом к ситуации, произвольны – это он сам ждет появления лисы.

Примерно с этого возраста дети начинают контролировать свои действия. Если сравнить поведение ребенка трех и четырех лет, то налицо признаки «взрослости» старших детей. Связана она не только с более совершенными навыками четырехлеток, но и с их организованностью, самостоятельностью, способностью, пусть пока и не всегда логично, объяснить причины своих поступков.

В старшем дошкольном возрасте дети делают значительный шаг в произвольной регуляции: они могут проявить инициативу при выборе цели, становятся самостоятельными, упорными, но только при наличии положительного эмоционального фона. Слова «надо», «можно», «нельзя» приобретают качественно новое наполнение. Если раньше они воспринимались ребенком как средство воздействия на его поведение: положительно в случае «можно» и негативно в случае «надо» или «нельзя», то теперь им отводится роль опорных точек для тех или иных действий. Ребенок использует эти слова, как правило, повторяя их вслух, для того чтобы аргументировать свое поведение или поведение других людей («Мне нельзя залезать на пожарную лестницу», или «Купаться можно , потому что вода не холодная», или «Тебе надо положить шапку на место, а то бабушка будет ругаться»). Формируется система мотивов, появляется доминирующий мотив и подчиненные мотивы. Например, ребенок забрался в шкаф затем, чтобы достать конфеты (основной мотив). Увидел на полке банку с горохом и рассыпал горох, потому что интересно посмотреть и приятно ощущать горошины в ладошках (дополнительный мотив). При этом основной мотив (достать конфеты) остается тем же, просто отодвигается до момента реализации предыдущего мотива. Мотивация детей более раннего возраста ситуативна, мотивы равноценны – в них нет системы. При появлении интереса к новому объекту, в данном случае банке с горохом, полутора-двухлетний ребенок забывает о первом мотиве, и главным и единственным становится новый мотив.

Основными условиями формирования мотивационной системы дошкольника выступают чувства: острое желание увидеть, услышать, узнать, съесть, погладить и пр. Способность соотнести свои действия с рядом мотивов, осознавая главный мотив, есть основание, база для становления направленности личности . Направленность личности теснейшим образом связана со способностью человека определить цели своей деятельности, поведения, наконец, жизни.

Становление системы мотивов и как следствие произвольной регуляции происходит под мощным воздействием эмоциональной и познавательной сфер ребенка. Отрывать эти процессы друг от друга нельзя. И это понятно: отрицательные эмоции (плохое настроение, ощущение ребенком своей ненужности и др.) затрудняют процесс познания, положительные же, наоборот, стимулируют его. В свою очередь тяга к познанию, интерес ребенка к чему-либо тем выше, чем ярче положительный эмоциональный фон. Хотя границы влияния познавательной и эмоциональной сфер определить достаточно сложно, в дальнейшем, как правило, одна из них будет оказывать преобладающее воздействие на формирование направленности личности. (Вспомним, как об одних людях говорят: «он действует в зависимости от настроения (под воздействием импульса)», а о других – «он опирается на логику».) Не случайно Альфред Адлер считал, что именно в этом возрасте складывается так называемый стиль жизни человека. Конечно, говорить о сложившейся направленности личности дошкольника невозможно, но очевидно, что предпосылки для ее становления оформляются именно в этом возрасте.

И все же, почему так важно формировать систему мотивов именно в возрасте трех – пяти лет? Некоторые родители будущих первоклассников обеспокоены застенчивостью своих детей, или их агрессивностью, или вспышками гнева: как ребенок с такими качествами будет успевать в школе? Каковы причины, которые привели к закреплению определенных черт в поведении ребенка? Дело в том, что все нежелательные проявления связаны с незрелостью системы мотивов, Я-концепции и в конечном счете произвольной регуляции. Другими словами, если ребенок в положенное время не научился управлять своим поведением, определять основные приоритеты в своей деятельности, строить отношения со взрослыми и сверстниками, сделать это в дальнейшем будет гораздо труднее.

У каждого возраста свои задачи, и наслоение нерешенных задач на новые, более приоритетные, приводит к торможению какой-либо из сфер развития ребенка. Так, несамостоятельность влечет за собой трудности в организации своей деятельности, неумение общаться со сверстниками приводит к проблемам адаптации в новом коллективе, недостаточно сформированный самоконтроль сказывается на качестве усвоения ребенком учебной программы и т. д.

Старший дошкольник способен четко осознавать движущие его поведением мотивы, то есть, попросту говоря, может объяснить, почему он поступает так или иначе, что стоит за его действиями или намерениями. Эта способность также берет начало в более ранний период, то есть в три – пять лет.

Разговор об умении управлять своим поведением был бы неполным, если бы мы не коснулись еще одной категории – нравственной. Ребенок, усваивая нормы и правила среды, в которой живет (играет, общается, учится), выстраивает определенную шкалу ценностей: это можно, а это нельзя, так принято поступать, а так – нет и т. д. В три – пять лет «можно – нельзя» еще достаточно подвижны, и именно этим объясняется «безнравственное» поведение ребенка. Но пройдет немного времени, и деления на шкале станут относительно стабильными и последовательными: ребенок достаточно четко усвоит причинно-следственную связь своих поступков. На шкале появится деление «надо», которое будет свидетельствовать о понимании ребенком категории «я должен». Вершиной этого процесса станет формирование такой нравственной инстанции, как совесть , – одной из движущих сил развития личности.

Голос совести – этот внутренний голос власти – формируется под действием внешнего голоса власти, принадлежащего близкому окружению ребенка: родителям, воспитателям, другим значимым людям. Первые шаги становления этого внутреннего голоса (раннее детство и младший дошкольный возраст) связаны как со страхом наказания, откуда бы оно ни исходило, так и с образцами поведения взрослых, той системой их нравственных ценностей, которую они передают ребенку своим поведением, словами, жестами. По мере взросления и становления Я-концепции поведение все меньше мотивируется страхом перед возможным наказанием, ребенок все чаще обращается к образу собственного Я. Доминанта «я должен» постепенно заменяется доминантой «мне следует». А это уже новый уровень развития произвольности.

Умение управлять поведением

Если вы расстроены или обеспокоены поведением других людей, то, возможно, вам следует объективно проанализировать его. Может быть, вы пытаетесь помочь тому, кто этого не желает, или отвели на решение проблемы слишком мало времени. Вы могли также не понять, что нужно пытаться изменить поведение человека, а не его личность.

Из книги Организационное поведение: Практикум автора Громова Ольга

Глава 7 Управление поведением организации Эффективная деятельность любой организации непосредственно зависит от того, как руководители и работники оценивают и учитывают в своих действиях жизненный цикл организации и каждую его стадию. Руководители должны знать, на

Из книги Оценка поведения автора Кинан Кейт

Умение управлять неадекватным поведением В основном поведение людей не влияет на их работоспособность. Но если все-таки это происходит, необходимо подумать о том, что можно предпринять, чтобы справиться с нежелательным поведением.Желая справиться с неадекватным

Из книги 49 законов продаж автора Мэттсон Дэвид

Управляйте своим поведением Для того чтобы стать профессиональным продавцом, вы должны понимать динамику человеческого поведения и научиться использовать это понимание так, чтобы это привело к наиболее благоприятному исходу как для вас, так и для потенциального

Из книги Психологические приемы управленца автора Либерман Дэвид Дж

9 Умение управлять трудными людьми: психологическое оправдание усилий руководителя Имея дело с людьми, помните, что вы имеете дело не с логически мыслящими, а с эмоциональными существами. Дейл Карнеги (1888–1955) На любой работе найдется хотя бы один трудный сотрудник, а

Из книги Организационное поведение: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

5.6. Общие правила управления групповым поведением Об управлении командами речь идет во многих параграфах данной книги. Здесь же приведем общие правила управления групповым поведением В. Зигерта и Л. Ланг. Эти правила нельзя рассматривать как некое универсальное

Из книги Вдохновляющий менеджер автора Лири-Джойс Джудит

Тема 7 Управление поведением организации 7.1. Разнообразие факторов поведения организации7.2. Понятие и законы управления7.3. Принципы управления7.4. Регулирование и контроль7.5. Поведение организаций на различных стадиях онтогенеза7.6. Концепция обучающейся организации и

Из книги Технологии лидерства [О Богах, Героях и Руководителях] автора Рысев Николай Юрьевич

8. Как управлять эффективностью Решите для себя, какие сражения вам во что бы то ни стало надо выиграть, а какие – вы готовы проиграть. Эллисон Николл, Freedom Finance «Бен всегда говорил мне, что я делаю правильно, а в чем ошибаюсь. Я благодарен ему за то, что он помог мне открыть

Из книги Думай как миллиардер [Все, что следует знать об успехе, недвижимости и жизни вообще] автора Макивер Мередит

10.3.9 Умение управлять дистанцией, способность вести себя в рамках формальной ситуации с одновременным умением разрушать границы, привлекая к себе людей, создавая контакт более близкий и прямой Давайте взглянем на уровни общения лидера с подчиненными:? Формальное

Из книги Психология убеждения автора Чалдини Роберт

Как управлять долгом Необходимо управлять своим долгом, потому что вы – единственный, кто может и должен это делать. Я всегда твержу себе, что могу использовать заемный капитал для своих сделок, а могу и не прибегать к этому средству. Я единственный, кто вправе принять

Из книги MBA в кармане: Практическое руководство по развитию ключевых навыков управления автора Пирсон Барри