Конвергентное и дивергентное мышление. чем отличаются? Дивергентное мышление

Что такое впервые озвучил амерканский психолог Джой Пол Гилфорд в своем знаменитом труде «Природа человеческого интеллекта». Там он подробно рассказал о том, что такое дивергентное и конвергентное мышление, откуда оно берется и как его развить.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление – это привычное нам мышление, которому нас учат с детства. Любую задачу надо выполнять поэтапно на основе известных алгоритмов. Закончив один этап, переходить к другому. Сам термин, конвергентное мышление, происходит от английского слова «сходиться». Кстати, на его основе и проводятся тесты на уровень интеллекта.

Конвергентное мышление – это основа нашей педагогической системы. В любой задаче точно известен ответ и путь, который к нему приводит. Работу ученика оценивают по скорости и аккуратности выполнения задания. С этими заданиями хорошо справляются люди последовательные. А вот творческим людям такой подход даже противопоказан. Именно по этому существует масса случаев, когда ученики, которые показывали плохую успеваемость, в итоге после школы оказывались гениями. Вся проблема была не в их умственных способностях, а в подходе к обучению, который им не подходил.


Что же происходит с людьми, когда их заставляют мыслить по указанному алгоритму? Даже если человек не гений, а просто творческий человек, ему приходится отказываться от своих идей, заглушать их. Это неизбежно приведет их к внутреннему конфликту. В то же время огромная масса энциклопедических, классических знаний – не гарантия решения любой задачи. Поэтому наряду дивергентное и конвергентное мышление следует развивать параллельно.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление – это то, что принято называть творческим мышлением. Понятие происходит от латинского термина «расходиться». Расхождение идет от проблемы к ее решению через множество различных путей ее решения. Все мы знаем о прочности связей между следствием и причиной, поэтому можно найти множество их комбинаций. В этом и проявляет свою суть дивергентное мышление.

Ученые считают, что дивергентное мышление помогает генерировать необычные идеи, использовать в достижении целей нетипичные формы решения, побуждает исследовательский интерес. Это ведет к лучшему и более глубокому мышлению и анализу.

Дивергентное мышление имеет ряд признаков:

Образность – человек постоянно работает с образами, ассоциациями, символами.
Чувствительность – человек легко находит противоречия, переключается с одного объекта на другой, видит необычное в простом.
Оригинальность – умение поступать и мыслить нешаблонно, вне правил и стереотипов.
Беглость – количество идей, которые человек способен генерировать за определенное количество времени.

Такое мышление не поддается никаким оценкам, поэтому школьники с низким IQ могут быть незаслуженно высмеяны. От этого часто страдает их самооценка, возникают различные комплексы. Есть несколько видов творческих тестов, которые могут определить наличие, но не степень такого мышления.

Но чтобы добиться максимальных результатов в познании, необходимо использовать дивергентное и конвергентное мышление одновременно.

Вы находитесь на:

Если вы менеджер по персоналу в крупной компании или просто руководитель в небольшой организации, или же ищите себе подходящую должность, то вы глубоко понимаете насколько важно «быть на своём месте», т.е. занимать подходящую именно этому человеку должность.

Понятное дело, что на конкретной должности должен быть конкретный специалист, но немалую роль, помимо и опыта работы, играют личные качества человека.

Говоря о личных качествах, речь пойдёт о способах мышления человека. Вы никогда не задумывались, почему люди с одинаковым опытом и уровнем образования справляются с решение рабочих задач по-разному? Кто-то справляется с лихвой, а кому-то нужно выдавливать из себя результаты.

Одной из причин трудностей является способ мышления, которую подразделяют на конвергентную и дивергентную.

Конвергентному способу мышления характерно четкие алгоритмы и инструкции, железная логика и неопровержимые факты. А также этот тип мышления предполагает лишь один правильный вариант ответа.

Люди с конвергентным типом мышления обладают аналитическим складом ума. Из них получаются отличные бухгалтера, счетоводы, программисты, логисты, системные администраторы, тестировщики и т.п.

В противоположность конвергентному типу мышления вступает дивергентный тип. Этот способ мышления активизирует воображение и находит множество вариантов решения задачи. Причём варианты решения часто не вписываются в общий стандартный шаблон и несут творческий характер.

Людям с дивергентным типом мышления свойственна креативность. У них гибкий ум, поэтому они всегда способны выдавать множество оригинальных решений. Из них выходят отличные психологи, юристы, журналисты, менеджеры туризма; для них подходят профессии связанные с людьми, с искусством и т.п..

Конечно, в природе редко встречаются чистые конвергенты и дивергенты. Но определить к какому типу мышления больше подходит тот или иной человек, вполне возможно.

Например, чтобы выявить уровень конвергентных способностей можно пройти тест IQ. Тест поможет выявить коэффициент интеллекта с помощью специальных заданий, с которыми нужно справиться за 15 минут. 90-110 баллов – это средний уровень интеллекта. Следовательно, ниже 90 – низкий, выше 110 – высокий.

Для определения же дивергентных способностей существует тест Д. П. Гилфорда. Например, испытуемому даётся задание: подобрать как можно больше вариантов использования данных предметов: 1) скрепка; 2)перо. Более 12 вариантов говорит о хороших способностях к креативу. Также в этих тестах предлагаются множество других заданий, которые выявят ваше умение мыслить творчески.

Бесспорно, как конвергентный, так и дивергентный склады ума нужны.

Итак, пройдя тесты вы будете знать на каком поприще вам лучше занять своё место. Но выбирать область деятельности, опираясь только на тип мышления мало, ведь это только один из аспектов, гарантирующих эффективность работы. Стать ещё увереннее в своём выборе вам поможет специальная литература по профориентации.

В общем, не ленитесь, изучайте себя и слушайте своё сердце! Успехов вам!

Дивергентное мышление

Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) - метод творческого мышления , применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Исследованиями дивергентного мышления занимались Е. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

Дополняется конвергентным мышлением .

Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Существуют специальные тесты дивергентных способностей, например, тест компании Gestalt and Jackson"s: испытуемому нужно найти как можно больше способов применения таких предметов, как кирпич, кусок картона, ведро, веревка, картонный ящик, полотенце.

Методы дивергентного мышления

См. также

Литература

  • Разумникова, О. М. Функциональная организация коры головного мозга при дивергентном и конвергентном мышлении: Роль фактора пола и личностных характеристик: диссертация на соискание ученой степени доктора биологических наук. - Новосибирск, 2003. - 312 c.
  • Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления - М.: Прогресс, 1965.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дивергентное мышление" в других словарях:

    дивергентное мышление - Этимология. Происходит от лат. divergere расходиться. Категория. Форма мышления. Специфика. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …

    - (от лат. divergere расходиться) форма мышления. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи … Психологический словарь

    Дивергентное мышление - (лат. – расхождение) – это мышление, способное схватывать и осмысливать все многообразие явлений действительности, их свойств и связей между ними. Проявляется в использовании разнообразных форм организации информации, в том числе и разных –… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - См. мышление, дивергентное …

    Дивергентное мышление - особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Принято считать, что этот вид мышления является одним из компонентов творчества … Психология человека: словарь терминов

    Мышление дивергентное - (лат. divergere отклоняться, расходиться) характеризует движение мысли в разные стороны с целью охватить различные аспекты проблемы в поисках её решения или рассмотреть возможность решения проблемы с разных углов зрения. Такое мышление, как… …

    МЫШЛЕНИЕ, ДИВЕРГЕНТНОЕ - Мышление, которое характеризуется процессом движения в разных направлениях, расхождением идей с тем, чтобы охватить различные аспекты, имеющие отношение к данной проблеме. Такое мышление часто связано с творчеством, так как оно нередко дает… … Толковый словарь по психологии

    Дивергентное мышления - мышление, проявляющееся тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Латеральное мышление - способ или эвристика решения проблем, при котором индивид пытается посмотреть на проблему под разными углами зрения, избегая прямого, лобового её решения. Синоним: Дивергентное мышление … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    креативность - (от англ. creativity) уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально К. рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Решение проблем по методикам спецслужб. 14 мощных инструментов , Джонс М.. Коллекция проверенных и практичных инструментов для более быстрого принятия верных решений и упрощения проблем.Современному человечеству известно об окружающем мире больше, чем любым…

(от лат. cоnvergere - сходиться) - форма мышления - . Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.

Психологический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Конвергентное Мышление" в других словарях:

    конвергентное мышление - Этимология. Происходит от лат. cоnvergere сходиться. Категория. Форма мышления. Специфика. Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по… …

    конвергентное мышление - konvergentinis mąstymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Vienkryptis mąstymo būdas, padedantis rasti teisingus problemos sprendimus, gauti teisingas išvadas. kilmė lot. convergens (kilm. convergentis) – susieinantis, suartėjantis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

    Конвергентное мышление - мышление, ориентирующееся и опирающееся на известное или подходящее решение проблемы … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Конвергентное мышление - вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. В некоторых случаях данное понятие используется как синоним «консервативного» или «ригидного» мышления … Психология человека: словарь терминов

    Мышление дивергентное - (лат. divergere отклоняться, расходиться) характеризует движение мысли в разные стороны с целью охватить различные аспекты проблемы в поисках её решения или рассмотреть возможность решения проблемы с разных углов зрения. Такое мышление, как… …

    МЫШЛЕНИЕ, КОНВЕРГЕНТНОЕ - Мышление, которое характеризуется сведением вместе или синтезом информации и знаний, сосредоточением на решении проблемы. Такое мышление часто связано с решением задач, особенно с проблемами, которые имеют только одно правильное решение. Ср. с… … Толковый словарь по психологии

    Мышление конвергентное - (лат. convergere приближаться, сходиться) характеризуется сведением вместе всех сведений относительно имеющейся задаче, то есть синтезом информации о проблеме в поисках её решения. Такое мышление часто связано с решением задач, имеющим только… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    дивергентное мышление - Этимология. Происходит от лат. divergere расходиться. Категория. Форма мышления. Специфика. Основано на стратегии генерирования множества решений одной единственной задачи. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 … Большая психологическая энциклопедия

    - (от лат. divergere – расходиться) метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Исследованиями дивергентного мышления занимались Е. Торранс, Д. Гилфорд … Википедия

    Нововведение (инновация) - в социально психологическом ракурсе рассмотрения это целенаправленное внедрение качественных изменений в большей или меньшей, но все же значительно сущностно заметной степени преобразующих реальную социальную практику актуального взаимодействия и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Чтобы сделать умственную работу эффективной, необходимо разобраться в тонкостях мышления. В психологии имеются несколько моделей, которые могут помочь построить собственную матрицу творческого мышления. Для примера, рассмотрим теорию о типах мышления американского психолога Джоя Гилфорда. В неё входит описание двух типов обработки информации – продуктивное конвергентное мышление и творческое дивергентное. Конвергентное («схождение») – направлено на поиск одного решения задачи, дивергентное («расхождение») – имеет множественную направленность поисков подходящих ответов к задаче, расхождение идей в разные стороны.

Структура общего мышления, описание

Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведением из долговременной памяти.

Процесс познания происходит, когда субъект воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.

В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов , что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).

Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи . Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.

Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.

Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложится на отдельные компоненты.

Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики — цвет, форму, плотность, местоположение.

Другой вид познавательных единиц – это символы . Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр и т.д, которые образуют числовые и буквенные системы.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок вашего мышления по индивидуальной программе

Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.

И третий вид – это смысл . Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу(графическому или аналогии с конкретным).

Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза . В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии субъекта – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.

Понятие дивергентного и конвергентного мышления

Дивергентное мышление

Как уже было сказано выше, дивергентное мышление для решения задачи пускает движение мысли сразу в нескольких направлениях. Если представить процесс познания, то он представляет собой незаконченный гештальт, недоработанную концепцию (образно сравнивая – узор). Конвергентное идет логическим путем, чтобы заполнить его максимально подходящей информацией. Дивергентное — за неимением подходящей информации, ищет альтернативный материал заполнения пустот. Значение имеет быстрота и эффективность нахождения ответа. Например, в тесте на легкость оперирования символическими единицами, надо найти десять слов на букву Р. Неважно, каким методом достигнут результат, важно, что он получен – гештальт заполнен. Формальная структура заполняется любым подходящим смыслом.

Дивергентное мышление подразумевает гибкость ассоциаций. Например, можно провести тест на перечисление возможностей одного предмета. К примеру, камня. Если по результатам теста отвечающий называет «строительство фундамента», «печи», «крепости», то он получат высокую оценку по продуктивности мышления, но низкую относительно спонтанности мышления. Все эти варианты синонимичны и подразумевают всего одно использование «строительство».

Но если отвечающий приводит примеры такие, как – «использования камня вместо молотка », «пресс для бумаги », «подпорка для двери », он получает высокую оценку по гибкости мышления. Каждый ответ в этом случае порождает новое значение и совершенно иной смысл.

К способности к такому виду продуктивности относится и функция преобразования единиц сознания. Разрыв старых ассоциативных связей и образование новых посредством комбинирования, например, путем сочетания реальных образов, включеним одного в другое частично или полностью. При такой умственной операции может игнорироваться разность или несовместимость образов.

Сюда же относится и семантическая приспособляемость, способность абстрагироваться от конкретного зрительного материала. Например, задача: из спичек сложен квадрат с шестью квадратными ячейками, необходимо убрать четыре спички, чтобы получилось три смежных квадрата. Для того, чтобы решить задачу, необходимо прибегнуть к понятию квадрата, его многозначительности. В этом случае визуальная величина фигуры не имеет значения. Человек с таким подходом складывает головоломку с легкостью.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление оперирует классами, категориями, объектами. Каждая категория описывает качество, свойство, функцию объекта в соответствии с его реальными качествами. Операции мышления проходят в рамках временной согласованности фактов и событий.

Если в конвергентное продуктивное мышление входит преобразование семантического (смыслового) содержания, то новая смысловая единица должна получить свое уникальное определение и категорию значения. Задачи на конвергентное мышление подразумевают абсолютно предсказуемый вывод на основе имеющихся данных. Например, найти в большей геометрической фигуре другие. В этом случае ничего нового не происходит, результат лишь подтверждает догадки.

В процессе решения задачи условия и информация заносятся в определенную категорию знаний. Промежуточные результаты соотносятся с требующимися знаниями из той же самой категории. Преобразование символов или смысла идет по четкому алгоритму, который представляет собой общепринятый шаблон действий. Конвергентное мышление исключает субъективную сферу: эмоции, впечатления , которые являются в некоторых случаях ресурсами сознания.

В чем разница конвергентного и дивергентного мышления?

  1. Дивергентный тип начинает работу с некоторой неопределенности: того, что следует сделать и того, что необходимо получить. Включает в процесс мышления: разработку идеи, алгоритма и поиск ответов заново. Конвергентное использует готовый шаблон.
  2. Конвергентный тип направлен на проработку уже имеющегося алгоритма и получение строго определенного результата. Дивергентный – выходит за рамки общепринятого метода решения, подразумевает многомерность поиска.
  3. Конвергентное – критичность, однозначность ответа. Дивергентное – многовариантность, относительность смысла.

Дивергентное и конвергентное мышление. Примеры. Какой тип лучше?

Традиционный подход (конвергентность) более надежный, рациональный. На уровне символов получается точное их совпадение (например, две одинаковых формы слова). Дивергентное порождает множество новых способов использование объектов (символов), однако, результат требует проверки соответствия с действительностью, адекватностью восприятия.

Дивергентное мышление использует различные подходы по восстановлению «разрушенного» или искаженного текста (смысла), преобразование семантических единиц. Оперирование образами дает распознавание аналогий, использование аналогии в качестве принципа действия для другого механизма. Например, аналогия, «сердце — насос».

Конвергентное мышление – трансформация смысла осуществляется в рамках одной категории.

Дивергентное – трансформация между категориями на разных уровнях сознания (рефрейминг). Любое выражение может использоваться как метафора, так и как конкретное описание ситуации. В сфере рекламы и маркетинга используется ряд методов, направленных на воздействие субъективной (эмоциональной) сферы человека.

Оба вида мышления важны для продуктивной работы сознания и достижения целей . Сочетание обоих видов оперирования информацией можно продемонстрировать на примере композитора. Сначала композитор руководствуется идеей и вдохновением, создает новый музыкальный мотив. Затем он доводит свое творение до конкретных сочетаний нот в рамках готовой системы. Использует формально те же самые символы для записей, что и другие музыканты. Придерживается гармоничного звучания для общего восприятия. Один тип мышления дополняет другой. Бывает так, что сначала человек перебирает все возможные варианты решения задачи, и если они не подходят под его представления, он использует творческий (дивергентный) подход.