Краткое содержание кружовник. Антон чехов - крыжовник

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.

Серия: Маленькая трилогия – 2 рассказ

Год издания рассказа: 1898

Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» - это второй рассказ из его «Маленькой трилогии» включающей в себя кроме этого произведения, рассказы «Человек в футляре» и «О любви». Все три рассказа «Маленькой трилогии» Чехова включены в школьную программу, что обеспечило им высокий интерес среди учеников. Ну а самому автору это обеспечило высокое место в нашем .

Рассказа «Крыжовник» краткое содержание

В рассказе Чехова «Крыжовник» читать можно историю, рассказанную ветеринарным врачом Иваном Ивановичем Чимша-Гималайским своему другу Буркину. В тот день они шли к селу Мироносицкого, которое пока только виднелось на горизонте. Неожиданно Буркин вспомнил, что Иван Иваныч в сарае старосты Прокофия обещал рассказать какую-то историю. Иван Иваныч сказал, что хотел рассказать о брате. Но только он забил трубку и решил начать, как полил дождь. Сначала несильный, а потом сильнее и сильнее. Всего за пару минут двое друзей и их собаки были мокрыми. Буркин предложил укрыться у помещика Павла Константиновича Алехина, который жил в Софьино совсем недалеко.

Софьино встретила их шумом от мельницы, сыростью и грязью. Сам помещик высокий, статный и длинноволосый был больше похож на профессора или художника. Он стоял в амбаре подпоясанный веревкой в грязной рубахе. Друзей он сразу признал и обрадовался им. Он предложил пройти с ним в дом, где их встретила очень красивая горничная Пелагея. Алехин предложил друзьям пройти вместе с ним в купальню, пока Пелагея принесет сухую одежду и приготовит здесь все. Иван Иваныч и Буркин согласились. В добротной купальне Алехин немного застеснялся, что он такой грязный. Ведь вода с него бежала черной. И уже после того как друзья переоделись в шелковые халаты, а Пелагея разлила чай в гостиной, Иван Иваныч начала свой рассказ.

Далее в кратком содержании Чехова «Крыжовник» читать можно о том, как Иван Иваныч начал свой рассказ о брате Николай Иваныче, который был на два года младше. Их отец был из канонистов и свой офицерский чин и дворянство честно выслужил. Именье и чин он оставил своим двоим сыновьям. Но именье вскоре забрали за долги, и брат подался в город, где устроился в казенные палаты. С детства братья росли как крестьянские дети – драли лыко, стерегли лошадей и рыбачили. Поэтому городская жизнь тяготила брата. Проходили годы и у Николай Иваныча появилась мечта обзавестись усадьбой на берегу озера или речки. Иван Иваныч не одобрял эту мечту. Ведь как принято говорить человеку надо лишь три аршина земли. Но это ведь трупу, а не человеку. А попытку обзавестись усадьбой он воспринимал как попытку убежать от житейских проблем. А Николай Иванович тем временем жил впроголодь, одевался как бедняк, а все деньги относил в банк. И даже те деньги который присылал ему Иван Иваныч нес в банк. В газетах он читал только объявления о продаже усадьб, а из книг только работы по садоводству. В своих мечтах он составлял планы свой усадьбы и всюду у него были только барски дом, людская, огород и крыжовник.

Далее в рассказе Чехова «Крыжовник» кратком содержании вы узнаете, как годы шли. Николай Иванычу перевалил уже четвертый десяток, а он все так же копил. Вскоре он удачно женился, без любви на вдове. Но деньги жены он положил на свой счет, а с ней так и жил впроголодь. Вскоре она от этого померла, но Николай Иваныч не видел в том своей вины. После смерти жены он начал поиски усадьбы. И вскоре купил 112 десятин с домом, людской и парком. Но не сада не крыжовника здесь не было. А вместо реки текла непонятная субстанция кофейного цвета. Ведь рядом был кирпичный завод и костопальный. Но он не расстроился купил себе 20 кустов крыжовника и зажил.

В прошлом году главный герой рассказа «Крыжовник» Чехова решил поехать проведать брата. Его встретила распухшая собака, которой даже гавкать было лень. Затем он встретил такую же кухарку, а потом прошел и к брату, который тоже обрюзг и превратился в настоящего барина. Он рассказывал, как его любит народ, как он им ставит пол ведра, и они пьют и ему кланяются в ноги. Рассказывал о необходимости образования, но для мужиков оно пока не нужно. А нашу, в общем то несозвучную фамилию, называл дворянской. Вечером к чаю подали крыжовник, с тех самых двадцати кустов. Николай Иваныч с жадностью ел его и приговаривал: «Как вкусно!». Иван Иваныч вспомнил «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Ведь крыжовник был кислый и твердый.

Главному герою рассказа Чехова «Крыжовник» постелили в соседней комнате. Поэтому он слышал, как всю ночь его брат вставал и брал еще крыжовника. А на Ивана Ивановича тем временем нашли размышления о нашем погоне за счастьем. И в этой погоне мы часто не замечаем того несчастья, которое происходит совсем рядом. Иван Иваныч осуждал себя, ведь и он еще не так давно высказывался о неприемлемости телесных наказаний, но их необходимости, о том, как управлять народом, как жить и многом другом. От брата он уехал рано утром. С тех пор он больше не может бывать в городе и смотреть на счастливые семейства, пьющие чай. Ведь счастья нет. А Иван Иванович желает творить добро Алехину. Ведь он еще в отличие от Ивана Ивановича молод и способен к борьбе.

Ни Алехина ни Буркина рассказ главного героя рассказа «Крыжовник» Чехова не впечатлил. Алехин вообще хотел спать ведь встал в 3 часа утра. Но не уходил, боясь пропустить что-то интересное. А к рассказу он особо и не прислушивался, ведь речь шла не о сене и не о крупе. А затем по предложению Буркина все пошли спать. И лишь Буркин не мог заснуть, не понимая откуда этот тяжелый запах.

Рассказ «Крыжовник» на сайте Топ книг

Рассказ Чехова «Крыжовник» читать настолько популярно, что он уже не в первый раз попадает в наш . При этом всплеск интереса к нему происходит во время прохождения рассказа в школьной программе. Исходя из этого можно предположить, что и в дальнейшем рассказ «Крыжовник» Чехова будет частым гостем на страницах нашего сайта.

Рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .
Рассказ А П Чехова «Крыжовник» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете .

Маленькая трилогия:

  1. Крыжовник

Рассказ «Крыжовник» Чехова был написан в 1898 году и считается одним из лучших произведений русской классической литературы XIX века. Он вошел в «Маленькую трилогию» автора, включающую также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».

В «Крыжовнике» Чехов развивает тему «футлярности» , ограниченности, раскрывая ее через образ помещика Николая Иваныча. Композиция произведения построена на приеме «рассказ в рассказе» – историю Николая Иваныча рассказывает своим знакомым его брат, Иван Иваныч.

Главные герои

Иван Иваныч ветеринарный врач, старший брат Николая Иваныча.

Николай Иваныч – помещик, младший брат Ивана Иваныча.

Буркин – учитель гимназии, друг Ивана Иваныча.

Алехин Павел Константиныч – небогатый помещик, «мужчина лет сорока», у которого остановились Иван Иваныч и Буркин.

Иван Иваныч и Буркин шли по полю. Впереди виднелось село Мироносицкое. Буркин попросил спутника рассказать обещанную ранее историю. Однако неожиданно пошел дождь, и мужчины решили укрыться от непогоды у Алехина в Софьино. Хозяин встретил их на пороге одного из амбаров за работой – мужчина был весь в пыли, в грязной одежде. Алехин очень обрадовался гостям и пригласил их в дом.

Сходив в купальню, гости и хозяин расположились в креслах. Служанка подала чай с вареньем, и Иван Иваныч приступил к обещанному рассказу.

У Ивана Иваныча был младший брат Николай Иваныч, «года на два помоложе» . Отец, Чимша-Гималайский, оставил им «потомственное дворянство» , а также имение, которое вскоре после его смерти отобрали за долги.

Все детство мальчики провели в деревне. Служа с девятнадцати лет «в казенной палате» , Николай Иваныч скучал по воле. У него появилась мечта купить маленькую усадьбу, где непременно будет расти крыжовник. Мужчина постоянно читал «хозяйственные книжки» , объявления о продаже земли, мечтал о том, как будет проводить время в деревне.

Иван Иваныч, хотя и любил брата, но его желания не разделял. «Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку» .

Стараясь скопить как можно больше денег, Николай «недоедал, недопивал» , одевался, «словно нищий» . Когда ему минуло сорок лет, мужчина женился на старой, некрасивой вдове с деньгами все с той же целью – купить усадьбу с крыжовником. Ее деньги он положил в банк на свое имя, а саму женщину «держал впроголодь» . Жена начала чахнуть и через три года умерла.

Николай Иванович, не виня себя в смерти жены, вскоре купил «сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе» , так как рядом стояли заводы. Однако Николай Иваныч не опечалился: «выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком» .

В прошлом году Иван Иваныч поехал проведать брата. Николай Иваныч «постарел, располнел, обрюзг» . «Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин» . Николай Иваныч уже судился с обществом и заводами, заставлял мужиков называть себя «ваше высокоблагородие» . У него развилось «наглое» самомнение, он начал говорить «только истины» , словно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно» . Более того, называл себя дворянином, будто забыл, что их дед был мужиком, а отец солдатом.

Вечером подали крыжовник, «собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты» . Николай Иваныч, прослезившись, с волнением ел по ягодке, восторгаясь тем, как же это вкусно, хотя на самом деле крыжовник был жестким и кислым. Иван Иваныч видел перед собой «счастливого человека» , «который достиг цели в жизни» , им «овладело тяжелое чувство» , близкое к отчаянию. Всю ночь Иван Иваныч слышал, как Николай Иваныч вставал и брал по ягодке крыжовника.

Иван Иваныч размышлял о том, что мы постоянно видим счастливых людей, но ничего не знаем о тех, то страдает. «Очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча» . Счастливые люди живут словно в «гипнозе» , не замечая многого вокруг себя. «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком» , что рано или поздно стрясется беда. Иван Иваныч понял, что тоже жил довольно и счастливо. Он говорил те же слова, что и его брат, поучал, «как жить, как веровать, как управлять народом» , но он уже не в том возрасте, чтобы что-то менять.

Иван Иваныч неожиданно поднялся и подошел к Алехину. Он начал пожимать хозяину руки, прося не успокаиваться, продолжать делать добро, ведь смысл жизни именно в этом, а не в личном счастье.

Потом все сидели и молчали. Алехину хотелось спать, но ему было интересно с гостями. В то, что говорил Иван Иваныч, он не вникал – слова врача не имели отношения к его жизни.

Наконец гости отправились спать. «Дождь стучал в окна всю ночь» .

Заключение

В «Крыжовнике» Буркин и Алехин не понимают, какую идею пытался донести до них своим рассказом Иван Иваныч. Мужчины восприняли историю Николая Иваныча как обычный бытовой случай, не вынеся из нее никакой морали. Равнодушное молчание со стороны собеседников Ивана Иваныча подтверждает его мысли, что счастливые люди живут словно в «гипнозе» , в своеобразном «футляре» достижения собственного счастья.

Пересказ «Крыжовника» будет интересен школьникам, а также всем, кто интересуется творчеством А. П. Чехова и русской литературой.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1058.

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали видне-ется село Миро-но-сицкое. Начи-на-ется дождь, и они решают зайти к прия-телю-поме-щику Павлу Констан-ти-нычу Алехину, усадьба кото-рого распо-ла-га-ется непо-да-леку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длин-ными воло-сами, похожий больше на профес-сора или худож-ника, чем на поме-щика», встре-чает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и пред-ла-гает им пройти в купальню. Помыв-шись и пере-одев-шись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с варе-ньем Иван Иваныч расска-зы-вает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из канто-ни-стов, но выслужил офицер-ский чин и оставил детям потом-ственное дворян-ство. После смерти отца именье у них отсу-дили за долги. Николай с девят-на-дцати лет сидел в казенной палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочув-ствовал желанию брата «запе-реть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время пред-ставлял себе будущую усадьбу, где непре-менно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недо-едал, женился без любви на некра-сивой, но богатой вдове. Он держал жену впро-го-лодь, а деньги ее положил на свое имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раска-и-ваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжов-ника, посадил их и зажил поме-щиком.

Когда Иван Иваныч приехал наве-стить брата, то был непри-ятно поражен тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал насто-ящим барином, много ел, судился с сосед-ними заво-дами и говорил тоном мини-стра фразы вроде: «обра-зо-вание необ-хо-димо, но для народа оно преж-девре-менно». Николай потчевал брата крыжов-ником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счаст-ли-вого чело-века Иван Иванычем «овла-дело чувство, близкое к отча-янию». Всю ночь, прове-денную им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире стра-дает, сходит с ума, пьет, сколько детей умирает от недо-едания. И сколько других людей живет «счаст-ливо», «днем ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благо-душно тащит на клад-бище своих покой-ников». Ему поду-ма-лось, что за дверью каждого счаст-ли-вого чело-века должен стоять «кто-нибудь с моло-точком» и напо-ми-нать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стря-сется беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, закан-чивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовле-тво-рены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, спра-вед-ливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отно-шения. Но он рад и хочет, чтобы гости продол-жали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправ-ля-ются спать.

Иван Иваныч и Буркин идут по полю. Вдали виднеется село Мироносицкое. Начинается дождь, и они решают зайти к приятелю-помещику Павлу Константинычу Алехину, усадьба которого располагается неподалёку в деревне Софьино. Алехин, «мужчина лет сорока, высокий, полный с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика», встречает гостей на пороге амбара, в котором шумит веялка. Одежда его грязна, а лицо черно от пыли. Он рад гостям и предлагает им пройти в купальню. Помывшись и переодевшись, Иван Иваныч, Буркин и Алехин идут в дом, где за чашкой чая с вареньем Иван Иваныч рассказывает историю своего брата Николая Иваныча.

Детство братья провели на воле, в имении отца, который сам был из кантонистов, но выслужил офицерский чин и оставил детям потомственное дворянство. После смерти отца именье у них отсудили за долги. Николай с девятнадцати лет сидел в казённой палате, но тосковал там страшно и все мечтал купить себе маленькую усадебку. Сам Иван Иваныч никогда не сочувствовал желанию брата «запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу». Николай же ни о чем другом просто не мог думать. Он все время представлял себе будущую усадьбу, где непременно должен был расти крыжовник. Николай копил деньги, недоедал, женился без любви на некрасивой, но богатой вдове. Он держал жену впроголодь, а деньги ее положил на своё имя в банк. Жена не вынесла такой жизни и вскоре умерла, а Николай, нимало не раскаиваясь, купил себе именье, выписал двадцать кустов крыжовника, посадил их и зажил помещиком.

Когда Иван Иваныч приехал навестить брата, то был неприятно поражён тем, как тот опустился, постарел и обрюзг. Он стал настоящим барином, много ел, судился с соседними заводами и говорил тоном министра фразы вроде: «образование необходимо, но для народа оно преждевременно». Николай потчевал брата крыжовником, и по нему было видно, что он доволен своей судьбой и самим собой.

При виде этого счастливого человека Иван Иванычем «овладело чувство, близкое к отчаянию». Всю ночь, проведённую им в усадьбе, он думал о том, как много людей в мире страдает, сходит с ума, пьёт, сколько детей умирает от недоедания. И сколько других людей живёт «счастливо», «днём ест, ночью спит, говорит свою чепуху, женится, старится, благодушно тащит на кладбище своих покойников». Ему подумалось, что за дверью каждого счастливого человека должен стоять «кто-нибудь с молоточком» и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и «его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других». Иван Иваныч, заканчивая свой рассказ, говорит, что счастья нет, а если в жизни есть смысл, то он не в счастье, а в том, чтобы «делать добро».

Ни Буркин, ни Алехин не удовлетворены рассказом Ивана Иваныча. Алехин не вникает, справедливы ли его слова. Речь шла не о крупе, не о сене, а о чём-то, что не имеет к его жизни прямого отношения. Но он рад и хочет, чтобы гости продолжали беседу. Однако время позднее, хозяин и гости отправляются спать.

Вы прочитали краткое содержание рассказа Крыжовник. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , где вы сможете ознакомиться с другими изложениями популярных авторов.