Крупные кораблекрушения 20 века. Крупнейшие морские катастрофы в истории

В СССР умалчивалось о многом. Любая информация ни в коем случае не должна была попасть в западные СМИ. Под тотальную сверхсекретность всего и вся подпадали и местные отечественные СМИ.

В современном мире новости слишком доступны — отчасти это привело к массовой манипуляции сознанием людей. В советское же время модель полного спокойствия и порядка была отлажена до идеального. Советским гражданам не сообщалась информация о масштабных катастрофах, о коррупции, о насилии, об агрессии — берегли психику. А если и сообщалось, то не сразу. Не говоря уже о представителях западной прессы… Так создавалась иллюзия, что в огромной стране все отлажено, экономика развивается, прогрессирует.

В действительности, если рассматривать масштабно — так и было. Мы были великой державой и в этом есть некоторая заслуга государственного контроля СМИ. При всей свободе слова и всех демократических примочках сегодня, я предпочту начинать и заканчивать свой день с хороших, добрых, позитивных новостей, но их сегодня, кажется, просто нет. Дошло до крайности — все говорят как-бы правду, все всё знают. В действительности, реалии современного СМИ выглядит примерно так:

— У меня есть для тебя две новости: одна хорошая, а другая плохая. С какой начать?
— Ну, давай с хорошей.
— Хорошая новость — плохой новости нет.
— Ну, а какая плохая?
— Хорошей новости тоже нет…

Ну что ж, а теперь к сути статьи:

Самой крупной конечно же является всем известная Чернобыльская авария, случившаяся в 1986 году. Суммарное число умерших после аварии от радиационного облучения людей составляет примерно 600 тысяч человек, из них примерно 4 тысячи человек умерли от рака или заболеваний крови. О Чернобыльской аварии всему миру стало известно в считанные часы. Скрыть катастрофу такого масштаба было невозможно. Но в наш список сегодня вошли другие аварии, о которых власти по понятным причинам предпочитали не говорить, печатать о них некоторое время было запрещено.

№1. Взрыв ядерных отходов на химкомбинате «Маяк» в Челябинске-40 (1957)

Взрыв на комбинате «Маяк», Фото: коммерсант.ру

Это была первая в истории нашей страны радиационная авария, первая атомная катастрофа СССР. Трагедия более известна под названием «Кыштымская авария», поскольку химкомбинат находился Челябинск-40 (ныне Озёрск), а Кыштым был ближайшим к нему городом, обозначенным на картах.

Непосредственно от взрыва никто не погиб. В первые сутки после взрыва из зоны поражения были выведены военнослужащие из ближайшей части и заключенные из колонии, тоже находившейся близко. И только через неделю-две после аварии началась эвакуация местного населения, да и то только из наиболее пострадавших населенных пунктов.

Взрыв, оцениваемый в десятки тонн в тротиловом эквиваленте, произошел в емкости для радиоактивных отходов: вышла из строя система охлаждения. Но эта история с системой охлаждения — это официальная версия. Была еще одна версия — неофициальная: в бак-испаритель с горячим раствором нитрата плутония по ошибке добавили раствор оксалата плутония. При окислении оксалата нитратом выделилось большое количество энергии, что привело к перегреву и взрыву ёмкости, содержащей радиоактивную смесь. Емкость, находившаяся в бетонном каньоне на глубине 8,2 м. была разрушена, бетонное перекрытие толщиной 1 метр и весом 160 тонн отброшено в сторону на 25 метров; от взрыва в радиусе до 1 км в зданиях выбило стёкла; в атмосферу было выброшено около 20 млн кюри радиоактивных веществ.

> для сравнения: во время Чернобыльской аварии было выброшено примерно 380 миллионов кюри, то есть примерно в 19 раз больше.

В зоне радиационного загрязнения оказалась огромная территория с населением 270 тысяч человек, включавшая три области: Челябинскую, Свердловскую и Тюменскую.

Потери пошли позже - среди привлеченных для ликвидации последствий аварии сотен тысяч военнослужащих и гражданских рабочих. Все они получили значительные дозы облучения. Теперь на месте аварии находится атомный заповедник «Восточно-Уральский радиоактивный след». Посещать его нельзя: уровень радиоактивности в нем до сих пор очень высок.

Сведения о катастрофе власть скрыла как от населения страны, так и от жителей Урала, оказавшихся в зоне радиоактивного загрязнения. Мерцавший оранжево-красным светом столб дыма и пыли высотой до километра в газетах назвали «полярным сиянием». Зато факт аварии на Урале стал довольно скоро известен за рубежом. Первой об этом сообщила датская пресса. Правда, сообщение было не совсем точным: в нем утверждалось, что произошла какая-то авария во время советских ядерных испытаний.

№2. Взрыв баллистической ракеты на Байконуре (1960)

Это была не единственная катастрофа на Байконуре, но зато одна из самых крупных, происшедших на космодроме в советский период. Случилось это 24 октября 1960 года. Готовилась к запуску принципиально новая советская межконтинентальная баллистическая ракета Р-16.

Председателем Государственной комиссии по испытаниям Р-16 был сам главнокомандующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) - маршал артиллерии М. И. Неделин. Как это часто случалось в советской истории, хотели сделать подарок к 43-й годовщине Октябрьской революции, осуществить первый пуск до 7 ноября.

В спешке были допущены все мыслимые и немыслимые нарушения правил техники безопасности. В результате во время испытаний произошел преждевременный запуск двигателя и взрыв ракетного топлива. Сгорели и позже скончались от ожогов и ран, по разным данным, от 92 до 126 человек. Среди погибших был и маршал Неделин.

Информация о трагедии была засекречена, не было никаких официальных сообщений о катастрофе. Родным и близким погибших порекомендовали не говорить о несчастном случае. Даже маршал Неделин, согласно официальному заявлению, «трагически погиб в авиационной катастрофе».

Этому трагическому событию Телестудия Роскосмос посвятила интереснейший документальный фильм: «День, когда не стартуют ракеты».

№3. Столкновение авиалайнеров над Днепродзержинском (1979)

Эта авиакатастрофа - одна из крупнейших в истории авиации. По числу жертв в истории СССР она занимает второе место, а среди столкновений самолетов в мире - третье.


(рейсы Челябинск - Кишинев и Ташкент - Минск)

В небе над Днепродзержинском (Украинская ССР) столкнулись два самолета Ту-134 авиакомпании «Аэрофлот» (рейсы Челябинск - Кишинев и Ташкент - Минск), в результате чего погибли все находившиеся на них 178 человек. Среди погибших оказались 17 игроков узбекского футбольного клуба «Пахтакор». В тот день в Харьковском центре управления, в нарушение инструкций, на наиболее напряженном секторе находился неопытный диспетчер. Ситуация осложнялась еще и тем, что один из трех воздушных коридоров «забронировали» для высшего партноменклатурщика Черненко, который должен был в тот день лететь к отдыхавшему в Крыму Брежневу.


Пахтакор-79

Когда диспетчеры увидели, что самолеты идут наперерез друг другу, они дали команду одному из бортов набрать высоту. В эфире прозвучал ответ: «Понял». Диспетчеры успокоились, решив, что команда выполняется нужным самолетом. На самом деле ответил экипаж вообще третьего самолета - Ил-62, летевшего в Ташкент. Через минуту два Ту-134 столкнулись в воздухе…

Эту катастрофу замолчали бы, как и прочие, если бы не гибель целой футбольной команды, причем из высшей лиги. В итоге хоть данная авиакатастрофа и не получила широкой огласки в СССР (только в газете «Советский спорт» была помещена крохотная заметка о гибели «Пахтакора»), но на международном уровне она не замалчивалась.

№4. Гибель под Ленинградом самолета с командным составом Тихоокеанского флота (1981)


Фото: Иносми.ру

Во время взлета с военного аэродрома в городе Пушкин (под Ленинградом) потерпел крушение транспортный самолет Ту-104, в котором находились командующий Тихоокеанским флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр.

В один момент Тихоокеанский флот лишился командования. Всего погибло 52 человека, среди них - 16 адмиралов. Для сравнения: за всю Великую Отечественную войну советский флот потерял всего четырех адмиралов.

Причиной трагедии послужила перегрузка самолета. Помимо тяжелых сейфов с картами и документами везли множество дефицитных товаров, которые начальство смогло достать в Ленинграде: бытовую технику, мебель, даже фрукты. Экипаж понимал, что самолет перегружен, и сообщил об этом диспетчеру, но тот возражать высокому начальству не посмел.

Перегруз хвостового отсека, внезапно усилившийся ветер, неправильная центровка самолета и, вероятно, сместившийся после взлета груз - все это привело к катастрофе. Самолет после взлета на 50 метров завалился на хвост и правый борт и упал. При ударе загорелось топливо - выжить не удалось никому. Очевидцы вспоминали, что после крушения вся полоса была засыпана дефицитными апельсинами. После катастрофы все Ту-104 были выведены из эксплуатации в ВВС.

№5. Гибель теплохода «Александр Суворов» (1983)


Теплоход «А.Суворов». Ростовская набережная. Весна 1983 года

Круизный теплоход, шедший по маршруту Ростов-на-Дону - Москва, на максимальной скорости (25 км/ч) вошел под несудоходный пролет Ульяновского моста через Волгу и по инерции прошел под мостом еще 300 метров. В результате у судна была буквально срезана вся верхняя часть: рубка, кинозал, дымовые трубы. Ситуация усугубилась тем, что в это время по мосту шел грузовой поезд. Из-за столкновения теплохода с мостом поезд был смещен на 40 сантиметров. В результате часть вагонов опрокинулась, и их груз (уголь, зерно, бревна) высыпался на теплоход, увеличив количество жертв.

Число погибших, по разным данным, составило от 176 до 600 человек. Трудности с подсчетом связаны с тем, что корабль был перегружен. Кроме 330 пассажиров, 50 членов экипажа и 35 человек обслуживающего персонала, на борту не вполне официально находились знакомые и родственники членов экипажа. На свое несчастье, большая часть пассажиров находилась на верхней палубе (в кинозале и на танцплощадке), полностью уничтоженной во время столкновения с мостом, - отсюда и большое число жертв.

Одной из главных причин трагедии, происшедшей поздним вечером, было отсутствие сигнальных огней на мосту. К тому же на злополучном несудоходном пролете стояла будка путевого обходчика, походившая в темноте на сигнальный щит, обозначавший судовой пролет.

№6. Гибель двух поездов под Уфой (1989)


Земля и лес выгорели на многие десятки метров по обе стороны железной дороги.

Эта катастрофа - крупнейшая в истории отечественного железнодорожного транспорта. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов - «Новосибирск - Адлер» и «Адлер - Новосибирск» - произошел мощный взрыв. Из 1370 пассажиров (среди них были 383 ребенка) погибли 575 человек (по другим данным - 645), из них 181 - дети; ранены 623 человека.

Взрыв был такой силы, что ударной волной выбило стекла в соседнем городе, расположенном более чем в 10 километрах от места происшествия, а огненный столб был виден и вовсе за 100 километров.

Да что там соседний город! От взрыва сработал сигнал тревоги североамериканской системы противовоздушной обороны (НОРАД)! Американцы решили, что «Советы» испытали очередную атомную бомбу. По оценкам экспертов, мощность взрыва почти сравнялась с силой ядерного взрыва в Хиросиме.

Что вызвало столь разрушительный взрыв? На проложенном неподалеку трубопроводе Западная Сибирь - Урал - Поволжье, по которому транспортировали сжиженную газобензиновую смесь, образовалась пробоина в полтора метра. Вышедший через пробоину газ скопился в низине, неподалеку от железнодорожного полотна.


Часть вагонов разорвало в клочья, остальные сгорели.

За считанные часы до катастрофы приборы показывали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В итоге под увеличившимся давлением вытекло еще больше газа. Машинисты проходивших поездов предупреждали диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.Ctrl+Enter .

Мир знаком с множеством кораблекрушений, потрясших своей масштабностью и ужасом произошедшего. Немало страшных кораблекрушений, повлекших значительные человеческие жертвы, знает и отечественная история.

Топ самых страшных кораблекрушений XX века

Как известно, современные корабли оснащены средствами, призванными спасти жизнь человека. Однако так было не всегда. Особенно много крупных кораблекрушений произошло в прошлом веке.

Некоторые катастрофы на воде произошли далеко в море, а некоторые – в прибрежной полосе из-за столкновения с рифами. Последствия могут быть пугающими. Далее рассмотрим несколько наиболее страшных кораблекрушений в истории человечества.

Пароход «Султанша» (SS Sultana)

Деревянный колесный пароход «Султанша» построен на американской верфи в Цинциннати и спущен на воду в 1863 году. Бедствие судно потерпело 27 апреля 1865 года на реке Миссисипи близ Мемфиса из-за взрыва парового котла.


На пароходе перевозили освобожденных из плена солдат. Жертвами катастрофы стали 1653 человека, спаслись 741 человек. Это кораблекрушение по числу жертв является самой масштабной катастрофой XIX века.

Паром «Донья пас»

Одно из самых масштабных кораблекрушений XX века произошло в 1987 году - речь о пассажирском пароме «Донья Пас». Более двух десятилетий он исправно перевозил людей, курсируя вдоль берегов Филиппин и Японии.


Столкнувшись с танкером, паром в буквальном смысле переломился пополам. Произошло возгорание, в огне погибли пассажиры. Число жертв этого страшного кораблекрушения – 4375 человек.

Лайнер «Вильгельм Густлофф»

Круизный пароход «Вильгельм Густлофф» принадлежал одной из крупнейших компаний-туроператоров Третьего рейха. Его спустили на воду в 1937 году. Судно отходило 50 круизов, причем стоимость билетов была столь невелика, что даже рабочий класс мог позволить себе отправиться на его борту в путешествие.


Во время Второй Мировой Войны лайнер выполнял функцию госпиталя, а позже стал для моряков-подводников казармой. В начале 1945 года судно торпедировала Советская подводная лодка. По официальным данным, в том кораблекрушении погибло 5348 человек. Историки же называют другое число жертв – не менее 9 тысяч человек.

Крушение «Титаника»

Кто не знает о «Титанике»? Кажется, что об этом нашумевшем кораблекрушении слышал каждый. Судно совершило только один рейс, который закончился катастрофой в 1912 году. Титаник по данным сайт, входит в рейтинг самых больших кораблей .


Жертвами кораблекрушения стали 1513 человек. Спаслись лишь 711 пассажиров. «Титаник» скрылся под водой за 160 минут. Эта страшная катастрофа нашла отражение в кинематографе: в 1997 году снял фильм с одноименным названием режиссер Джеймс Кэмерон . Главные роли в картине сыграли Кейт Уинслет и Леонардо Ди Каприо .

Круизное судно «Коста Конкордия»

«Коста Конкордия» - один из крупнейших европейских теплоходов. Морская катастрофа произошла в ночь с 13 на 14 января 2012 года в Тирренском море, недалеко от итальянского острова Джильо, во время круиза по западному Средиземноморью. На борту находились 4229 человека, когда борт налетел на рифы и перевернулся. В результате крушения погибли 32 человека.

В крушении «Коста Конкордии» признаны виновными 6 человек

Главным виновным был признан капитан лайнера Франческо Скеттино, приговоренный к 16 годам заключения. После этого происшествия были ужесточены правила морского судоходства и прохождения пассажирами предрейсового инструктажа.

Самые страшные кораблекрушения в отечественной истории

Несколько крупных кораблекрушений знает и отечественная история, и все они повлекли огромные человеческие жертвы. Нельзя не вспомнить о крушении «Армении», «Адмирала Нахимова» и «Новороссийска». Страшной трагедией стала для нашей страны и всего мира гибель подводной лодки «Курск», кораблекрушение «Булгарии» и «Комсомольца».

«Армения» затонула осенью 1941 года недалеко от Крыма всего за четыре минуты. Судно перевозило эвакуированных жителей и раненых красноармейцев. Пять тысяч человек погибли, а в живых смогли остаться только 8 пассажиров.


Одной из наиболее крупных катастроф на воде в СССР стало крушение «Адмирала Нахимова». Он шел из Новороссийска в Сочи, перевозя 1243 человека. Из-за того, что пароход протаранил зерновоз, у него образовалась пробоина, и он затонул за 7 минут. Это кораблекрушение произошло в конце августа 1986 года, и погибли тогда 423 человека.

Название «Новороссийск» в СССР получил корабль, принадлежавший до этого ВМС Италии. В конце октября 1955-го в носовой части корабля произошел взрыв, из-за чего образовалась дыра в 150 кв. метров. «Новороссийск» затонул вместе с 604 людьми на борту.


Паром «Эстония» в сентябре 1994 года, выйдя из порта города Таллинна, попал в шторм, лишился носовой части, отчего завалился набок и утонул. Спасательную операцию усложнило стихийное бедствие, в результате которого пропали без вести и погибли 852 человека.

О трагедии, произошедшей с атомной подводной лодкой «Курск» известно нашим современникам. Крушение произошло в августе 2000 года из-за прогремевших на борту взрывов. Экипаж состоял из 118 человек, выживших не осталось.

В июле 2011 года произошло еще одно страшное кораблекрушение в отечественной истории - потопление теплохода «Булгария», совершавшего круиз по Волге. При вместимости 140 человек на борту находились 208 пассажиров. Погибшими оказались около 120 человек, среди них много детей. Катастрофа с кораблем «Гойя» признана самым страшным кораблекрушением

Крушение «Гойи» называют самой кровавой катастрофой. Она произошла в годы Второй Мировой войны. Судно использовалось как корабль для эвакуации. Ночью советская подводная лодка нагнала «Гойю» и атаковало судно. Спустя 10 минут корабль «Гойя» вместе со всеми пассажирами ушел под воду. На суше не реже происходили крупные происшествия с человеческими жертвами. Предлагаем вам узнать больше о самых страшных катастрофах в истории.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Всем привет! На связи Владимир Раичев, как меня слышно, прием-прием. Настроение у меня отличное, я в отпуске, блогу уделяю свободное от отдыха время. Сегодня я подготовил для вас очередной топ катастров. Морские катастрофы случаются не реже авиакатастроф , поэтому сегодняшняя наша встреча будет посвящена им.

Но для начала представьте, что испытывает человек, который отправляется в круиз? Море, солнце, дорогой лайнер. Вы уже почувствовали это на себе? Согласитесь, что это настоящая идиллия.

Все катастрофы, о которых рассказывается, превратили круизы из фантастической идиллии в настоящий кошмар. За последние 100 лет миру стало известно множество трагедий на воде, которые будут еще долгое время будоражить память и сознание людей. Как, например, крушение военного шведского корабля «Васа» .

История «Титаника» известна, наверное, каждому человеку. Это был лайнер, который относился к классу люкс. Он затонул во время первого рейса недалеко от берегов Новой Шотландии. Тогда, в результате столкновения с айсбергом погибло более 1500 человек.

Один из наиболее величественных кораблей так и не добрался к пункту назначения. Долгое время считалось, что причина гибели лайнера кроется в халатности команды и капитана, а туже в их гордыне. Сегодня ситуация немного изменилась.

Проводятся новые исследования. Согласно одному из них, причиной крушения стало усиление течения, которое принесло огромные айсберги. Как свидетельствуют ученые, в то время Луна подошла к Земле максимально близко за 1000 лет, что и способствовало изменению течения.

Вообще о множестве причин крушения Титаника я уже писал в своей статье

Катастрофа «Императрицы Ирландской»

Это произошло в 1914 году. В истории Канады ужасной трагедией на море стало крушение «Императрицы Ирландской». Этот лайнер затонул в результате столкновения с углевозом. Случилось столкновение на реке Святого Лаврентия. Крушение произошло за 14 минут.

В результате этого бедствия «Императрица» погрузилась на глубину более 40 метров. Умерло более 1000 человек. Несмотря на количество жертв, эта история для большинства людей неизвестна. Все происходило настолько быстро, что большинство из пассажиров даже не поняли, что случилось.

История гибели «Лузитании»

Во время Первой мировой войны произошла трагедия «Лузитании» в 1915 году. Крушение «Лузитании» считается одним из наиболее загадочных событий, которые связаны с историей Первой мировой войны.

Причиной стало торпедирование немецкой подводной лодкой. Такова была первая официальная версия, которая имела множество пропусков и очевидных неточностей. Многие из исследователей данного вопроса говорят о том, что на борту размещались боеприпасы.

Об этом заверяет также один из пассажиров, канадский профессор, который был на борту. После того, как была подорвана торпеда, послышался второй взрыв. Это были взрывающиеся боеприпасы. Для многих все, что касалось «Лузитании» стало грязной историей.

Трагедия «Лаконии»

Лайнер «Лакония» в декабре 1963 года отправился в 11-дневный рождественский круиз. На борту было более 1000 человек. 22 декабря на корабле случился пожар. Он начался в кабине парикмахерского салона.

Стюарт, который заметил дым, пытался потушить пожар, который распространялся динамично и быстро. С коридора огонь перекинулся в общие каюты. Из-за этого происшествия погибло более 120 человек.

Катастрофы с кораблями и лайнерами, которые случаются в последнее время, менее значительны по количеству жертв. Однако, они тоже заслуживают нашего внимания. Благодаря современному техническому развитию, удается максимально избежать жертв и неблагоприятных последствий.

Для примера можно взять судно «Норвежская мечта», которое столкнулось с грузовым судном. Это случилось в 1999 году. Количество пассажиров, которые находились на борту, достигало 2400 тысяч.

Только 3 человека получили незначительные травмы. Эвакуация пассажиров прошла в кратчайшие сроки, что позволило избежать появления жертв.

Одной из последних трагедий, известных на весь мир, стала история с лайнером «Коста Конкордия». На его борту находилось приблизительно 4200 человек. Из-за неорганизованности, а также недостаточной подготовки команды лайнера, погибло 17 человек. 15 человек так и не смогли найти. Более 80 человек получили ранения.

Но несмотря на то, что человеческие жертвы при катастрофах на воде в последнее время стали минимальны, затраты от них меньше не становятся. Да что там затраты, это все дело наживное, представьте себе, какой стресс человек получает при крушении.

В моем понимании ожидание скорой смерти – это огромный удар по психике человека, который вряд ли можно с чем-то сравнить.

На сегодня у меня все, подписывайтесь на обновления блога, мне есть о чем вам рассказать. Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях, уверен, что им тоже будет интересно почитать о катастрофах на воде. Берегите себя, до новых встреч, пока-пока.

Затонул один из самых крупных пассажирских лайнеров СССР "Адмирал Нахимов". Формальные причины катастрофы установлены, тем не менее, остается слишком много нюансов, которые ставят под сомнение заявления 1986 года.

Приписанный к Одессе "Адмирал Нахимов" был построен в 1925 году в Германии и назывался тогда "Берлин". До 1939 года он совершал регулярные рейсы через Атлантику. В 1945 году в устье реки Свине (близ Свинемюнде) он подорвался на мине и затонул на глубине 13 метров.

В 1946 году пароход перешел Советскому Союзу в счет репараций. При попытке подъема судна в начале 1947 года снова произошел взрыв, и судно вновь погрузилось на дно. В том же 1947 году пароход получил новое название - "Адмирал Нахимов". С 1957 года судно совершало круизные рейсы по Крымско-Кавказской линии между портами Одесса, Ялта, Новороссийск, Сочи, Сухуми, Батуми. Пускать изношенный лайнер дальше Черноморского побережья боялись, и за границу он не ходил. Свой последний плановый ремонт и классификацию "Адмирал Нахимов" прошел в январе-апреле 1985 года в Варне, и тогда ему был определен срок службы до 30 ноября 1986 года. Но за три месяца до этого срока "русский "Титаник" затонул.

Удар произошел в 23 часа 12 минут по московскому времени - сухогруз "Петр Васев" протаранил "Нахимова", в результате чего в борту образовалась пробоина размером около 90 кв. метров. Лайнер затонул через 7-8 минут.

На борту круизного парохода в тот момент находились 1234 человека, спастись удалось лишь 836.

О катастрофе долго ничего не сообщали в СМИ. Считали, что людям, еще не оправившимся от Чернобыльской аварии, будет сложно воспринять еще одну трагедию. Оставшиеся в живых пассажиры вспоминали, что о крушении сообщили в новостях вскользь лишь в 16 часов 1 сентября. Тем же, кто утром пытался дать телеграмму родственникам, о том, что они живы, не разрешалось писать о катастрофе. Официальное заявление появилось в газетах лишь спустя пять дней.

Наказаны за трагедию были капитаны - они остались живы и были приговорены к 15 годам заключения . Капитан "Петра Васева" Ткаченко был досрочно освобожден в 1992 году, позднее эмигрировал в Израиль и трагически погиб в 2003 году. Капитан "Адмирала Нахимова" Марков также вышел на свободу в 1992 и продолжил работу капитаном-наставником на судах Черноморского пароходства.

Представить себе ужас этой катастрофы сложно - "русский "Титаник" тонул с огромной скоростью. Люди просто не успевали выбежать на палубу, не могли пробиться к воздуху из-под воды из-за скопления тел на поверхности, многие задыхались в вылившемся в воду топливе. Кроме того, на "Васеве" все еще работали двигатели - в него попадали и люди, и даже спасательные плоты.

Катастрофа - результат применения микроволнового оружия?

Версии были разные, но сходились в одном: в основном вину возлагали на капитана сухогруза, который, решив сделать "красивый" маневр, доверял приборам, а не собственным глазам. Капитан Ткаченко признал свою вину: "Основная причина в том, что я согласился уступить дорогу пароходу, но свое обязательство не выполнил".

В связи с этим стоит сказать, что, по свидетельству специалистов, техника, которой был оснащен "Петр Васев", хоть и была современной, по показаниям отличалась от привычной.

Многие флотские специалисты сомневались в официальных версиях. Суд, а до него и следствие, оставили без исследования ключевой, по мнению многих экспертов, факт, отмечает газета "Труд": в период нарастания аварийной ситуации на экранах радиолокационных станций наблюдалась отметка какого-то третьего судна, которое так и не было идентифицировано.

До самого момента столкновения Ткаченко практически не отходил от САРПа (системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса). Как это ни странно, но прибор показывал расхождение с судном, которое Ткаченко считал "Нахимовым", в 2 мили. Положение неизвестного судна, судя по приборам, создавало иллюзию абсолютно благополучной обстановки.

Кроме этого, иллюминаторы на нижних палубах во время крушения были открыты - это ускорило попадание воды. Дело в том, что вентиляция внизу не была предусмотрена, так как корабль предназначался для перевоза заключенных, а не для круизов.

Еще один момент: когда конструкторы проектируют пассажирское судно, они обязательно делят его на водонепроницаемые отсеки, с расчетом, что если будет затоплено два отсека, транспорт должен оставаться на плаву. На "Адмирале Нахимове" в этой катастрофе были затоплены сразу два смежных отсека: удар "Петра Васева" роковым образом пришелся как раз в переборку, разделявшую два отсека.

Эксперты вспоминают, что еще 8 июля 1986 года, почти за два месяца до катастрофы, пароходство составило акт: к дальнейшему использованию пароход не пригоден, даже учитывая, что срок службы был определен до 30 ноября.

Роковую роль сыграла невозможность воспользоваться спасательными шлюпками: на спуск только одной в идеальных условиях требовалось до получаса, при крене же всего в 1-2 градуса спуск становился невозможен, а вскоре крен составил 40 градусов.

Так кто же виновен в катастрофе? На этот вопрос пытается ответить в своих воспоминаниях капитан дальнего плавания Евгений Боровлев , который был на "Адмирале Нахимова" старшим помощником капитана. Опубликованные три года назад воспоминания многое прояснили в катастрофе. Во-первых, обвинения капитанов недостаточно, считает он. "В данном конкретном случае, конечно, в какой-то степени виноват капитан "Петра Васева" Виктор Ткаченко. Однако определенное ему наказание значительно превышало степень виновности.

Вадима Маркова дилетанты обвинили, в частности, в том, что он не дал сигнал шлюпочной тревоги. Быстротечность ситуации была таковой, что практического значения это уже не имело и никак не влияло на ход событий. Моряки-профессионалы понимали, что степень виновности Маркова минимальна. Потому по выходу из мест лишения свободы его приняли на должность капитана-наставника (то есть человека, обучающего капитанов дальнего плавания) в Черноморском пароходстве. Сейчас, когда ему уже под восемьдесят, Марков еще востребован, что подчеркивает высокий класс его как специалиста. В противном случае его не держали бы на работе".

Крупные кораблекрушения в СССР и России

7 октября 1916 года в Северной бухте Севастополя загорелся, взорвался и затонул линкор "Императрица Мария". Погибло 228 человек, большая часть экипажа, составлявшего более 1200 человек, была спасена.

13 февраля 1934 года в Северном Ледовитом океане затонул затертый льдами пароход "Челюскин". Погиб один человек, еще 104 пассажира и члена экипажа выгрузились на лед и были позже вывезены на Большую землю.

12 декабря 1939 года в проливе Лаперуза затонул пароход "Индигирка", перевозивший заключенных. На борту находилось свыше 1000 человек, погиб 741 человек, спасено 430 пассажиров.

29 октября 1955 года в Севастополе подорвался (по-видимому, на оставшейся со времен войны мине) линкор "Новороссийск". Погибло 608 человек.

5 июня 1983 года в Ульяновске теплоход "Суворов" врезался в опору моста. Погибло 176 человек.

16 февраля 1985 года близ Новой Зеландии наткнулся на скалу теплоход "Михаил Лермонтов". Судно затонуло, но все пассажиры были спасены.

31 августа 1986 года пароход "Адмирал Нахимов" столкнулся с сухогрузом "Петр Васев" в Цемесской бухте Новороссийска. Погибло свыше 400 человек.

12 августа 2000 года в Баренцевом море после взрыва торпеды на борту затонула АПЛ "Курск". Погиб весь экипаж - 118 человек.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 апреля 2017 г. в Черном море в результате столкновения с торговым судном затонуло исследовательское судное Черноморского флота РФ "Лиман".

Этот случай является беспрецедентным в истории советского и российского ВМФ после Второй мировой войны.

После 1945 г. жертвами подобных навигационных происшествий становились в основном подводные лодки. Известно как минимум о четырех таких катастрофах:

  • субмарина М-200 в 1956 г. в Таллинском заливе столкнулась с эсминцем "Статный" и затонула, погибли 28 моряков;
  • С-342 в 1958 г. при выходе из Екатерининской гавани города Полярный столкнулась с танкером "Алазань", погибли 7 человек, субмарина впоследствии была восстановлена;
  • атомный ракетоносец К-56 в 1973 г. в заливе Петра Великого врезался в научно-исследовательское судно "Академик Берг", погибли 27 моряков, подлодка отремонтирована;
  • субмарина С-178 в проливе Босфор Восточный близ побережья Приморского края столкнулась с судном "Рефрижератор-13" и затонула, погибли 32 подводника.

Случаев столкновений крупных надводных кораблей, повлекших за собой их гибель, человеческие жертвы или серьезные повреждения, в ВМФ СССР и России было крайне мало. К ним можно отнести следующие:

13 марта 1977 г. на входе в польский порт Свиноуйсьце малый противолодочный корабль МПК-97 Балтийского флота столкнулся со шведским танкером Runo. Авария произошла в условиях сильного тумана из-за неправильных действий командира МПК-97. У противолодочного корабля был разбит форштевень, у танкера разорвана обшивка корпуса в носовой части.

27 ноября 1978 г. близ острова Торос в Баренцевом море малый противолодочный корабль МПК-40 столкнулся с пограничным кораблем "Сапфир". Оба корабля получили серьезные повреждения и прошли длительный ремонт.

11 августа 1982 г. в ходе ночных учений в бухте Десантная (Владивосток) столкнулись десантные корабли БДК-181 и СДК-172. Оба получили повреждения средней тяжести.

24 сентября 1985 г. учебный корабль Балтфлота "Хасан", проходя пролив Босфор, в тумане столкнулся с турецким ракетным катером Meltem. Турецкий корабль затонул, количество жертв неизвестно.

14 мая 1986 г. в районе пролива Босфор в условиях тумана теплоход "Капитан Сорока" Черноморского морского пароходства, следовавший в Одессу, врезался в корабль снабжения "Березина" Черноморского флота, шедший из Севастополя с грузом топлива, продовольствия и боеприпасов. На "Березине" был разворочен борт, возник пожар. Однако пробоину удалось заделать, огонь - потушить, и транспорт смог своим ходом вернуться в Севастополь. Погибших и пострадавших не было.

23 августа 1986 г. в районе полуострова Рыбачий (Мурманская обл.) подводная лодка Б-103 Северного флота ударила форштевнем торпедолов "ТЛ-995", после чего он перевернулся килем вверх и затонул. Погибли семь человек.

8 сентября 1988 г. в Японском море малый противолодочный корабль МПК-40 столкнулся с пограничным сторожевиком ПСКР-803. Причиной стали ошибочные действия командиров при опасном сближении. Корабли получили значительные повреждения и надолго вышли из строя.

8 декабря 1988 г. в Рижском заливе средний морозильный рыболовный траулер "КИ-8067" колхоза "За Родину", следовавший из Балтийска на промысел, незначительно углубился в район проведения военных учений, где столкнулся со сторожевым кораблем СКР-86 Балтийского флота. На сторожевике был деформирован форштевень, траулер получил пробоину на 0,7 м ниже ватерлинии и затонул при буксировке. Жертв не было.

Во всех вышеописанных случаях причиной катастроф были ошибки экипажей, нарушавших установленные правила кораблевождения.