Кто открыл пролив между Азией и Америкой

Еще в XVI в. русские землепроходцы настойчиво прокладывали нелегкие пути по Северному Ледовитому океану. В 1601-02 помор Шубин прошел морем из Северной Двины через пролив Югорский Шар в Тазовскую губу, где позже был основан г. Мангазея. Помор Лука в начале XVII в. на нескольких судах спустился по Оби в Карское море и вышел к полуострову Таймыр. В 1610-40 русские совершили ряд плаваний по рекам, впадающим в Северный Ледовитый океан, основали Илимск и Якутск. В 1641-44 казачий десятник М.В. Стадухин, выйдя из Якутска, достиг р. Индигирка, спустился по ней и прошел морем до устья Колымы, где основал Нижнее Колымское зимовье, которое стало отправным пунктом для последующих экспедиций.

В этом походе участвовал С.И. Дежнев. Летом 1646 Дежнев вместе с Ф.А. Поповым (Алексеевым) на 4 кочах отправились из Нижнего Колымского зимовья на поиски морского пути к р. Анадырь, но тяжелая ледовая обстановка заставила их возвратиться. Вторая попытка (в 1647) также оказалась безуспешной. 20.06.1648 из Нижнего Колымского зимовья вновь вышли в море и двинулись «встречь солнцу» 6 кочей под командованием Дежнева и Попова и коч казака Герасима Анкудинова, присоединившегося к экспедиции (всего около 100 человек).

Плавание было трудным и опасным. Двигаясь на восток вдоль побережья, 2 коча разбились о льды, 2 были унесены штормом. 20.09.1648 кочи Дежнева, Попова и Анкудинова, пройдя от устья Колымы около 1400 км, достигли северовосточной оконечности Азии - мыса Б. Чукотский Нос. Здесь коч Анкудинова разбился, а его экипаж перебрался на коч Попова. При выходе в океан во время шторма коч Попова унесло далеко на юг, к Камчатке, а коч Дежнева в октябре выбросило на берег южнее устья р. Анадырь (на Олюторский п-ов). Отсюда Дежнев с 24 спутниками с большими трудностями добрался до р. Анадырь.

После зимовки к весне 1649 в живых осталось 12 человек. Во главе с Дежневым они на лодках поднялись вверх по реке и в среднем ее течении основали Анадырское зимовье. До 1659 Дежнев занимался здесь промыслом «рыбьего зуба», затем возвратился в Якутск. В 1664 и 1671 ездил в Москву с «государевой казной» - добытой моржовой костью и пушниной. О великом географическом открытии документально стало известно лишь в 1736 из «отписки» (донесения) С.И. Дежнева якутскому воеводе, найденной в архиве воеводской канцелярии. В 1758 Академия наук и художеств опубликовала сообщение о походе С.И. Дежнева, о котором М.В. Ломоносов в 1763 написал: «Сею поездкою несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихой».

В 1898 по ходатайству Русского географического общества мыс Б. Чукотский Нос был переименован в мыс Дежнева. В связи с 300-летием открытия пролива между Азией и Америкой Совет Министров СССР Постановлением от 10.09.1948 учредил премию имени С.И. Дежнева, присуждаемую за лучшие труды по географии Северо-Восточной Азии. Имя Дежнева в разное время носил ряд советских судов.

ПЕРВОПРОХОДЕЦ СЕМЕН ДЕЖНЕВ

Имя Семена Ивановича впервые встречается в «Окладной книге денежного, хлебного и соляного жалованья» за 1638 год. Это опытнейший и выносливый воин в полном расцвете сил. За спиной у него многолетняя служба в Тобольске и Енисейске. Человек «казенный», и жалованье ему положено 6 рублей в год, кроме припаса - весьма солидная сумма. С этого памятного года казачий атаман Семен Дежнев 35 лет движется по тайге и тундре во главе небольших ватаг служилых людей в поисках «государевой прибыли», неустанно следя, чтобы местным людям «никакой порухи не было» - это сильно отличало русских землепроходцев от европейских конкистадоров, с которыми их пытаются отождествлять.

Двигались они по местам «лешим», безлюдным, покрывая Сибирь сетью факторий, острогов, зимовий, охотничьих становищ. Ясак, налагаемый на местное население, был много легче, чем тот, который оно платило местным князьям или иным поработителям. Кроме того, новопроходцы торговали в обмен на «мягкую рухлядь» ружья, порох, свинец и иные железные изделия, которые сибирские люди ценили дороже золота.

20 июня 1648 года из устья Колымы пошло семь кочей - однопалубных суденышек длиною около 25 м, несших по тем временам огромную партию промышленников - 90 человек для отыскания прохода мимо «необходимого носа» (то есть мыса, который невозможно было обойти) к реке Анадырь.

Организатором предприятия был Федот Алексеев - сын Попов - приказчик устюжских купцов. Его целью была добыча «рыбьего зуба». Дежнев был атаманом похода и представлял интересы государства, ему по уставу доверялось взимание пошлины с добычи, ясака с туземцев и приведение их в подданство государю. В походе Дежнев обладал абсолютной властью, а иначе в таком смертельно опасном предприятии нельзя. Но по отзывам первых биографов, власть Дежневу давал его авторитет среди товарищей. Ибо «в бою Дежнев - первый. Он не щадил себя». После боя старался действовать не «жесточью, но лаской». Был знаменит тем, что сам «питохося корою лиственною, тамошние людишки не теснил и не обирал».

Три коча сразу потерялись в буре при выходе из устья Колымы в Ледовитый океан. Оставшиеся три неуклонно пошли вперед.

Лето выдалось на редкость теплым, льда почти не было. Два месяца кочи шли на восток, пока не обнаружили, что, обогнув мыс, плывут на юг в проливе между Азией и Америкой. Разумеется, не подозревая, что совершают великое географическое открытие.

В августе пошел ко дну еще один коч. Умело придя на помощь товарищам, два оставшихся подобрали почти всех тонущих.

В конце сентября буря разбила еще один коч, а Дежнева с товарищами в поврежденном коче океан выбросил на берег южнее реки Анадырь. Отсюда начался поход по суше. Шесть недель «наги и босы, холодны и голодны» шли казаки и промышленники, теряя товарищей, пока холода не заставили их зазимовать. Еще были живы 25 человек, к весне их осталось 12.

Все лето добирались они до среднего течения Анадыря, где вынуждены были стать на вторую зимовку.

Только на третий год к Дежневу пришло подкрепление. Но это была не смена. Казак Семен Мотора искал сухопутную дорогу между Колымой и Анадырем через горный проход, он-то и выручил Дежнева.

С этого времени казаки принялись за охоту - затраты экспедиции надо было окупать. Построили острожек и принялись промышлять несметного зверя. Была установлена постоянная связь, как бы мы теперь сказали, с Большой землей.

В острог, основанный дюжиной казаков, хлынули охотники, над которыми Дежнев начальствовал до 1659 года. Только передав командование факторией казаку Курбату Иванову, Дежнев покинул атаманскую должность и стал охотиться для себя. Через три года он возвращается в Якутск, пробыв в походе 20 лет.

Как честнейшего и вернейшего человека его отправляют в Москву с «костяной казной», стоимостью в 17340 рублей - сумма по тем временам умопомрачительная, и он получает свое жалованье за 19 лет - 126 рублей, 6 алтын и 5 денег.

Ведал ли Дежнев, что открыл? Скорее всего догадывался. Поэтому и оставил подробнейшую «скаску» об отыскании прохода между Азией и Америкой.

В Москву он приезжал и еще раз - привез «соболиную казну» и бесценный ныне архив якутской приказной избы. Здесь, в Москве, разболелся, умер и был похоронен на кладбище Донского монастыря, где хоронили родовых казаков, в 1673 году.

КОЛУМБЫ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Из отписки с реки Колымы якутскому воеводе Петру Головину служилого человека Второго Гаврилова с товарищами о первом походе Ф. Алексеева и С. Дежнева на Анадырь.

Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии стольнику и воеводе Петру Петровичю с Ковымы реки ис Ковымского острожку служилые люди Фторко Гаврилов с товарищи челом бьем. В прошлом во 154 году летом с усть Ковыми реки ходили на море гуляти в коче вперед промышленные люди девять человек: Исайко Игнатьев Мезенец, Семейка Алексеев Пустозерец с товарищи. И с моря пришли к нам на Ковыму реку в роспросе сказали: бежали де они по большому морю, по зальду, подле Камень двои сутки парусом и доходили до губы, а в губе нашли людей, а называются чухчами, а с ними торговали небольшее место потому, что толмача у них не было, и съезжати к ним с судна на берег не смели, вывезли к ним товарцу на берег, положили и они в то место положили кости рыбья зуба немного а не всякой зуб цел; деланы у них пешни да топоры ис той кости, и сказывают, что на море де тово зверя много ложится де он на место. И в нынешнем во 155 году, июня в... день, пошли на море москвитина гостиной сотни торгового человека Алексея Усова прикащик Федотко Алексиев колмогорец с покрученниками двенатцать человек, а иные збирались промышленные люди своиуженники, а сверх их собралось пятьдесят человек, пошли на четырех кочах той кости рыбья зуба и соболиных промыслов розведывати. И тот Федотко Алексиев с товарищи к нам в съезжую избу словесно прошали с собою служилого человека. И бил челом государь Якуцково острогу служилой человек Семейка Дежнев ис прибыли, а челобитную подал в съезжей избе, а в челобитной явил государю прибыли на новой реке на Анандыре сорок семь соболей. И мы его, Семейку Дежнева, отпустили для тое прибыли с торговым человеком с Федотом Алексиевым и для иных новых рек проведывать и где бы государю мошно прибыль учинити. И дали им наказную память и где буде найдут неясашных людей, и им аманатов имати и государев ясак с них збирати и под ево царскую высокую руку подводити и прочая.

1648 года июль. Отписка с Колымы якутским воеводам Василию Пушкину, Кириллу Супоневу и дьяку Петру Григорьевичу Стеншину ленского служилого человека Второго Гаврилова и таможенного целовальника Третьяка Иванова Заборца о втором походе С. Дежнева и Ф. Алексеева на Анадырь.

Государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии воеводам Василью Никитичю да Кирилу Осиповичю, да дьяку Петру Григорьевичи) ленской служилой человек Фторко Гаврилов да таможенной целовальник Тренька Иванов с товарищи челом бьют. В прошлом во 155 году ленской служилой Семейка Иванов Дежнев бил челом государю и подал челобитную на новую реку Анандырь. И тот Семейка на новую реку не прошел и с моря воротился и зимовал на Ковыме реке. И в нынешнем во 156 году тот же Семейка Дежнев бил челом государю, а челобитную подал мне, Фторку, на ту ж новую реку Анандырь ис прибыли, а прибыли государю явил с той новой реки с ьшоземцов семь сорок пять соболей. И я того Семейку по той челобитной на новую реку Анандырь с Ковымы реки отпустил и наказ ему, Семейке, вместе с Федотом Алексеевым, торговым человеком, дал. А на подарки дано ему государева товару иноземцом десять полиц. Колумбы земли русской. Хабаровск, 1989 http://www.booksite.ru/dejnev/06.html

КОМАНДОР

Беринг Витус Йонассен родился в 1681 году в датском городе Хорсенс, закончил кадетский корпус в Амстердаме в 1703 году, в том же году принят в Балтийский флот в чине подпоручика, в 1707 году произведен в поручики. В 1710 году переведен на Азовский флот, произведен в капитан-лейтенанты, командовал шнявой «Мункер». В 1712 году переведен в Балтийский флот, в 1715 году произведен в капитаны 4 ранга. В 1716 году командовал кораблем «Перл». В 1717 году произведен в капитаны 3 ранга. В 1719 году командовал кораблем «Селафаил». В 1720 году произведен в капитаны 2 ранга, командовал кораблем «Мальбург», затем - кораблем «Лесное». В 1724 году уволен по прошению со службы, а затем вновь принят на службу командиром «Селафаила» в чине капитана 1 ранга. С 1725 по 1730 гг. - начальник Первой Камчатской экспедиции. В середине лета 1728 года обследовал и нанес на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии. Открыл два полуострова (Камчатский и Озерный), Камчатский залив, Карагинский залив с островом Карагинским, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия. В Чукотском море, пройдя пролив (позже названный Беринговым), экспедиция достигла 62° 24′ с. ш., но из-за тумана и ветра не обнаружила землю и повернула назад. В следующем году Берингу удалось продвинуться от Камчатки на восток на 200 километров, осмотреть часть камчатского берега и выявить Авачинский залив и Авачинскую бухту. Первооткрыватель впервые выполнил съемку свыше 3500 километров западной береговой черты моря, позже названного Беринговым. В 1730 году произведен в капитан-командоры.

После возвращения в конце апреля 1730 года в Санкт-Петербург Беринг предложил план исследования северного побережья континента и достижения морем устья Амура, Японских островов и Америки. Беринг был назначен начальником Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции, его заместителем стал А. Чириков. 4 июня 1741 года Беринг и Чириков, командуя двумя пакетботами, направились от берегов Камчатки на юго-восток в поисках «земли Жуана да-Гамы», помещавшейся на некоторых картах XVIII века между 46 и 50° с. ш. Больше недели первопроходцы тщетно искали в северной части Тихого океана хотя бы клочок суши. Оба корабля взяли курс на северо-восток, но 20 июня из-за густого тумана разлучились навсегда. Три дня Беринг разыскивал Чирикова: он прошел на юг около 400 километров, потом двинулся на северо-восток и впервые пересек центральную акваторию залива Аляска. 17 июля за 58° с. ш. заметил хребет (Святого Ильи), но радости от открытия Американского побережья не испытал: чувствовал себя плохо из-за обострившейся сердечной болезни. В августе - сентябре, продолжая плавание вдоль берегов Америки, Беринг открыл остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на «матером берегу» (полуостров Аляска), у юго-западного края которого обнаружил острова Шумагина и впервые встретился с алеутами. Продолжая идти на запад, иногда на севере видел сушу - отдельные острова Алеутской гряды. 4 ноября волна прибила корабль к земле, оказавшейся островом. Здесь капитан-командор скончался; от цинги умерли 14 человек из его отряда. Остров впоследствии был назван именем Беринга. Похоронен на острове Беринга в бухте Командор. На месте гибели Беринга стоит четыре памятника. Непосредственно на месте захоронения на сегодняшний день стоят железный крест высотой 3,5 м. У его подножия чугунная доска с надписью: «1681-1741. Великому мореплавателю капитан-командору Витусу Берингу от жителей Камчатки июнь 1966 года».

Берингов пролив

Берингов пролив расположен между Евразией и Северной Америкой, составляя 86 км вширь между крайними точками этих континентов (мысом Дежнёва и мысом Принца Уэльского соответственно).

Пролив граничит на севере с Чукотским морем, входящим в Северный Ледовитый океан; на юге – с Беринговым морем, являющимся частью Тихого океана. Средняя глубина колеблется от 30 до 50 метров.


Берингов пролив на карте мира

Географическое положение Берингова пролива и его протяжённость, которая соединяет Западное и Восточное полушария, впечатляет. Однако не менее как образовался пролив и, самое главное, почему он так называется? Чтобы узнать это необходимо обратиться к истории.

: С конца XIX века учёными выдвигаются предложения относительно строительства моста через Берингов пролив или подземного туннеля для соединения Чукотского полуострова и Аляски.

Сухопутный мост

На месте Берингова пролива во время последнего этапа ледникового периода образовался сухопутный мост (Берингов перешеек), который простирался примерно на 1600 км с севера на юг. Это произошло из-за того, что в ледниковый период плейстоцена большое количество воды скапливалось в ледниках Арктики, что привело к падению уровня моря и появления суши на шельфе. В течение тысяч лет поднялось морское дно многих межледниковых мелководных морей, в том числе Берингова пролива, Чукотского моря на севере и Берингова моря на юге. После окончания последнего цикла ледникового периода, когда ледники начали таять, уровень моря поднялся и сухопутный мост ушёл под воду. Таким образом на месте сухопутного моста образовался пролив и путь из Азии в Америку закрылся.

Материалы по теме:

Почему Мраморное море так называется?


Исторический регион Берингия

Травянистая степь, включая сухопутный Берингов перешеек, протянувшийся на сотни километров на евразийский и североамериканский континенты, назвали Берингия . Во время ледникового периода эта территория не оледенела, поскольку представляла собой дождевую тень и юго-западные ветры Тихого океана потеряли влагу над оледеневшем Аляскинском хребте.

Люди (палеоиндейцы) и животные мигрировали из Азии в Северную Америку через Берингов перешеек около 25 тысяч лет назад и основали поселения изначально в Берингии, а затем заселили американские континенты. Современная территория Берингии включает Берингов пролив, Чукотское море, Берингово море, Чукотский и Камчатский полуострова, а также Аляску.


Дрейфующий лёд в Беринговом проливе

Интересный факт: С октября по июль поверхность Берингова пролива покрыта дрейфующим льдом, толщина которого в среднем – 1,2-1,5 м. В некоторых районах лёд остаётся весь год. Температура воды в Беринговом проливе зимой составляет около 2-3 °C ниже нуля, а летом поверхностный слой воды достигает от 7 до 10 °C выше нуля. Зима в регионе – сезон сильных штормов.

Острова в Беринговом проливе

На территории Берингова пролива, являющегося в древности сухопутным мостом, в современной географии суша представлена островами. Острова Диомида, находящиеся в центральной части Берингова пролива, включают два скалистых острова, которые отдалены друг от друга на 4 км: Малый Диомид (о. Крузенштерна), относящийся к США, и Большой Диомид (о. Ратманова), являющийся территорией России. Между островами Диомида, которые лежат посреди пролива, простирается граница между Россией и США и, кроме того, Международная линия перемены дат.

Материалы по теме:

Почему Ленин взял себе такой псевдоним?

Американский остров Фэруэй находится менее чем в 15 км к юго-востоку от островов Диомида. В южной части Берингова пролива расположен остров Святого Лаврентия.

Открытие пролива


Семён Иванович Дежнёв открыл Берингов пролив в 1648 г.

В 1648 г. экспедиция русского мореходца и исследователя Семёна Ивановича Дежнёва впервые проплыла через Берингов пролив. Семён Дежнёв обошёл восточную оконечность Азии (мыс Дежнёва), обнаружил острова Диомида, добрался до реки Анадырь. Основал Анадырский острог. Однако результаты экспедиции С. И. Дежнёва не стали достоянием общественности. Изначально она оставалась неизвестной и маршрут мореплавателя не использовался. Семён Дежнев считается первооткрывателем Берингова пролива. Пройдя его по всей длине (с севера на юг).

Берингов пролив соединяет Северный Ледовитый океан с Беринговым морем и разделяет два континента: Азию и Через него проходит русско-американская граница. Он назван в честь Витуса Беринга, датского капитана, который проплыл по нему в 1728 году. Однако до сих пор ведутся споры о том, кто же открыл Берингов пролив. Дельта куда можно было выйти только через этот пролив, была исследована казаком Семеном Дежневым еще в 1649 году. Но впоследствии его открытие оказалось незамеченным.

Глубина пролива в среднем составляет 30-50 метров, а ширина в самом узком месте достигает 85 километров. В проливе существуют многочисленные острова, в том числе остров Диомида и Некоторые воды Берингова моря попадают через пролив в Северный Ледовитый океан, но большая их часть впадает в Тихий океан. Зимой Берингов пролив подвержен сильным штормам, море покрыто льдом до 1,5 метров толщиной. Дрейфующий лед остается здесь даже в середине лета.

Примерно 20-25 тысяч лет назад, во время ледникового периода, монументальные континентальные ледники, образующиеся в Земли, заключали в себе столько воды, что уровень мирового океана был более чем на 90 метров ниже, чем сейчас. В районе Берингова пролива падение уровня моря обнажило массивный, непокрытый ледником тракт, известный как Берингов мост или Берингия. Он соединял

современную Аляску с северо-восточной Азией. Многие ученые предполагают, что Берингия имела тундровую растительность, и на ней даже водились северные олени. Перешеек открыл людям вход на Североамериканский континент. 10-11 тысяч лет назад за счет уровень моря повысился, и мост через Берингов пролив был полностью затоплен.

По идее, в наши дни, чтобы попасть из российской Чукотки в американскую Аляску, достаточно проплыть два часа на пароме. Однако и США, и Россия ограничивают доступ к водоему. Ни для американского, ни для русского жителя практически невозможно получить разрешение заплывать в Берингов пролив. Иногда авантюристы нелегально пытаются пересечь его на байдарках, вплавь или по льду.

Существует ошибочное мнение, что пролив в зимнее время полностью замерзает, и его легко можно перейти по льду. Однако существует сильное северное течение, которое обычно приводит к образованию больших каналов открытой воды. Иногда эти каналы забиваются движущимися кусками льда, так что теоретически возможно, переходя от куска к куску, а на некоторых участках передвигаясь вплавь, пересечь пролив.

В настоящее время известны два случая удачного пересечения Берингова пролива. Первый был зафиксирован в 1998 году, когда отец и сын из России пытались пешком дойти до Аляски. Много дней они провели в море на дрейфующих глыбах льда, пока, наконец, их не принесло к берегам Аляски. А не так давно, в 2006 году, английский путешественник Карл Бушби и его американский товарищ Димитри Кифер совершили обратный путь. На Чукотке они были задержаны ФСБ России и депортированы обратно в США. Было и еще несколько подобных попыток, но все они закончились тем, что спасателям пришлось с помощью вертолетов поднимать людей с ледяных глыб.

Берингов пролив отделяет Евразию от Америки. Он находится несколько южнее полярного круга на широте приблизительно 65°40° с. ш. Через пролив на север поступает более теплая поверхностная вода из Берингова моря, на юг вдоль западной прибрежной полосы - холодная вода из Северного Ледовитого океана.

Остров Ратманова, расположенный в Беринговом проливе, - самая крайняя восточная точка России. Его и соседний остров Крузенштерна открыла экспедиция Михаила Гвоздева (ум. после 1759 г.).
С октября по август Берингов пролив покрыт дрейфующими льдами.
В палеогеографии регион, к которому относится пролив, называют Берингия, понимая под этим те периоды, когда Азия с Северной Америкой были соединены вследствие падения уровня Мирового океана, а область Берингова пролива и континентального шельфа, окружающего материки, была сушей. Протяженность этого участка земли с севера на юг в районе нынешнего пролива была до 2000 км, и по этому широкому проходу происходил взаимный обмен фауной и флорой между Старым и Новым Светом, а впоследствии по нему прошли две волны миграций древнего человека.

История

Согласно новейшим исследованиям, первая волна миграции прошла через Берингийский перешеек 25-39 тыс. лет назад. Это были предки отдельных американских народов, например, тлинкитов на юго-востоке Аляски и огнеземельцев на южной оконечности Южной Америки. Впоследствии Берингия почти на 15 тыс. лет покрылась ледником, и лишь незадолго до затопления этих земель в конце последнего ледникового периода, примерно 11 тыс. лет назад, путь через Берингию был вновь открыт, и по нему произошло переселение предков палеоиндейцев. И уже гораздо позже алеуты и эскимосы, жившие прежде в Северо-Восточной Азии, мигрировали в Новый Свет по льду, этой, третьей уже миграции наличие пролива не помешало.
В истории освоения Крайнего Севера процесс поиска места, где соединяются (или разделяются) Азия и Северная Америка, получил название «поиск Северо-Восточного прохода». К тому времени, как эти поиски начались, пролив уже существовал на протяжении нескольких тысяч лет, но об этом еще не было известно. Поиск шел одновременно с севера и с юга. С севера работа шла крайне тяжело из-за того, что путь по морю был долог, а большую часть года моря Северного Ледовитого океана были скованы льдом.
Тем не менее впервые пройти пролив целиком удалось именно с севера на юг, и сделал это русский мореход Семен Иванович Дежнёв (1605-1673 гг.). Казачий атаман и торговец, он в 1648 г. в ходе экспедиции за «моржовой костью» (так в старину назвали бивни этих морских млекопитающих) и пушниной в бурю прошел пролив между Азией и Америкой по всей его длине на кочах (парусных судах с навесным рулем и веслами), из которых уцелели только три. В честь Семена Дежнёва был назван мыс, который является крайней северо-восточной оконечностью Азии.
Об открытии Дежнёва долгое время никто не знал, не осознавал его важности и сам мореход, бывший отважным путешественником, но не имевший образования.
Официально честь открытия пролива принадлежит Витусу Берингу (1681-1741 гг.) - датскому офицеру на службе российского императора Петра I (1672-1725 гг.). Незадолго до своей кончины царь Петр направил Беринга с экспедицией на Дальний Восток с секретной миссией: отыскать перешеек или пролив между Азией и Северной Америкой.
В 1728 г. на боте «Святой Гавриил» экспедиция Беринга вышла через пролив в , хотя американское побережье не увидела. Тем не менее факт существования пролива был доказан, а он был назван в честь Беринга.
Берингов пролив находится между Евразией и Северной Америкой, он соединяет (Чукотское море) с Тихим океаном (). Острова Диомида, принадлежащие России и США, делят пролив на три прохода. Посреди Берингова пролива, между островами Диомида, проходит государственная граница Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.
Берингов пролив находится между самой восточной точкой Азии (мыс Дежнёва) и самой западной точкой Северной Америки (мыс Принца Уэльского).
Посреди Берингова пролива находятся острова Диомида, а между ними проходит государственная граница России и США. Демаркация (обозначение) границы была осуществлена в 1867 г. в соответствии с условиями договора о продаже Россией Аляски и Алеутских островов Северо-Американским Соединенным Штатам.
Российский остров Ратманова (Большой Диомид) больше по площади, административно он относится к Чукотскому району Чукотского автономного округа. На острове нет постоянного населения, но есть застава российских пограничников, а также работает станция полярных исследователей. Здесь находится один из самых многочисленных в регионе птичьих базаров, где живут 11 видов морских птиц общей численностью свыше 4 млн особей.
В целом фауна Берингова пролива отличается богатством. Это связано с тем, что морские воды, движущиеся из Берингова в Чукотское море и море Бофорта, относительно теплые и богаты пищей. Здесь много рыбы, особенно лосося, и морских млекопитающих, среди которых гренландский кит, белуха, серый кит, тихоокеанский морж, кольчатая нерпа, полосатый тюлень, ларга, лахтак (морской заяц). На побережьях Берингова пролива обитает и белый медведь.
Американский остров Крузенштерна в США называют Малый Диомид, его эскимосское название - Ингалик, или Игналук, что означает «лежащий напротив». Всего 3,76 км разделяют российский и американский острова. Остров Крузенштерна можно назвать сравнительно обжитым: здесь есть небольшой городок Диомид с населением численностью 115 человек. Административно остров входит в «неорганизованный боро» - часть американского штата Аляска, существующую независимо от шестнадцати остальных аляскинских «организованных боро». Каждую зиму местные жители прорезают в толстом слое снега взлетно-посадочную полосу для самолетов местной авиации, привозящих грузы с континентальной Аляски.
В годы холодной войны советско-американская граница была здесь закрыта - и местные жители лишились возможности навещать друг друга, как было принято ранее. Из-за этого здешнюю границу тогда прозвали «ледяной занавес» (по аналогии с «железным занавесом»).
В наши дни приграничная территория России в Беринговом проливе остается закрытой зоной, для посещения которой требуется специальное разрешение.
В России и США периодически обсуждают вопрос соединения берегов Берингова пролива (Чукотки и Аляски) посредством тоннеля или моста. Первые подобные проекты относятся еще к 1864 г., когда Русско-американская телеграфная компания собралась построить линию наземного телеграфа через пролив. Проект не удался из-за конкуренции с линиями подводного телеграфного кабеля через Атлантику.
Критики проекта заявляют, что строительство тоннеля или моста невозможно, так как это вне современных технических возможностей человечества: расстояние между берегами пролива в самой узкой точке велико (86 км), столь масштабное строительство на необитаемой территории практически неосуществимо, а затраты на строительство никогда не окупятся. Сторонники проекта соединения берегов пролива напирают на политический фактор: мост (или тоннель) будет способствовать укреплению взаимоотношений между Россией и США.


Общая информация

Местоположение : на Крайнем Севере, между Евразией и Северной Америкой. Соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море). Вдоль пролива проходит граница между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки.

Происхождение : тектоническое.

Острова : Диомида, Ратманова (Большой Диомид, Имаклик) - Россия; остров Крузенштерна (Малый Диомид, Ингалик, Игналук) - США.

Крупнейшие населенные пункты : Уэлен (северо-восток Чукотского полуострова, 712 чел, - 2012 г.); Уэйлс (запад полуострова Сьюард, 145 чел. - 2010 г.); город Диомид (остров Крузенштерна, 115 чел. - 2010 г.).

Языки : русский, чукотский, английский, эскимосско-алеутские языки.

Денежные единицы : российский рубль, доллар США.

Цифры

Длина : 96 км.

Ширина (наименьшая):86 км.
Максимальная глубина : 49 м.
Наименьшая глубина фарватера : 36 м.

Удаленность : от острова Ратманова до побережья Чукотки - 35,68 км; от острова Крузенштерна до побережья Аляски - 25 км.

Климат и погода

Субарктический, морской.

Средняя температура воздуха в январе : от-15 до -25°С.

Средняя температура воздуха в июле : от +5 до +10°С.

Среднегодовое количество осадков : 500-600 мм.
Среднегодовая скорость ветра : 7,5 м/с.

Относительная влажность воздуха : 85%.

Экономика

Судоходство.
Рыболовство, добыча морских млекопитающих.

Достопримечательности

    Остров Ратманова (Россия): крупные птичьи базары, лежбища моржей, место массовой миграции серого кита

    Остров Крузенштерна (США): город Диомид

    Природные : национальный парк «Берингия» (Аляска, США), природно-этнический парк « » (Россия), мыс Дежнёва (Россия), мыс Принца Уэльского (США)

    Прочие : международная линия перемены дат

Любопытные факты

    Коч - морское парусное судно сибирских рыбаков, охотников и торговцев. Кочи были деревянными, с одной мачтой и веслами. Особенностью коча была так называемая «коца» - особая дополнительная обшивка корпуса, способная противостоять давлению льда.

    После того как Россия продала Аляску США в 1867 г., даты в Аляске были сдвинуты на один день назад для синхронизации с календарной датой в США, так как ранее они соответствовали российской календарной дате.

    В 1971 г. был спущен на воду ледокол «Семен Дежнёв», и поныне несущий службу в качестве портового ледокола Морского порта Санкт-Петербурга.

    Самая высокая точка на острове Ратманова носит название гора Крыша, ее высота - 505 м.

    Название «Берингия» (Bering Land Bridge) носит национальный парк в штате Аляска (США). Парк был создан в 1978 г. на площади 1052,6 тыс. га для охраны своеобразных северных прибрежных ландшафтов, и в особенности озер, застывших лавовых потоков и горячих источников, а также палеонтологических памятников с остатками «берингийской» фауны. Также «Берингией» называется природно-этнический парк на территории Чукотского автономного округа (Россия), образованный в 1993 г.

    Именем Беринга назван ряд географических объектов: Берингов пролив, Берингово море, остров Беринга, ледник Беринга (Аляска, США).

    На острове Ратманова в 1976 г. была замечена первая и пока единственная особь колибри, которая залетела на российскую территорию. Маленький первопроходец относился к виду охристого колибри.

    Берингов пролив не раз пытались пересекать самыми различными способами. В 1913 г. немецкий капитан Макс Готтшалк первым пересек пролив не на борту морского судна, а на собачьей упряжке. В 1979 г. француз Арно де Росней прошел через Берингов пролив на виндсерфере. В 1987 г. американская пловчиха Линн Кокс совершила символический заплыв в Беринговом проливе с целью «разрушить "ледяной занавес"». В 1998 г. российские путешественники Дмитрий и Матвей Шпаро пересекли пролив на лыжах. В 2011 г. российские спортсмены-кайтсерферы Евгений Новожеев и Константин Аксенов сумели пересечь пролив по воде на доске-кайтборде при помощи воздушного змея-кайта.

    Остров Ратманова - российская территория, первой встречающая Новый год из-за своей близости к линии перемены дат.

    Местным жителям на берегах и островах Берингова пролива разрешено добывать морских млекопитающих для питания. Мясо морского зверя - необходимый компонент пищевого рациона коренных жителей Чукотки: только так они получают необходимые организму белки, витамины и микроэлементы.

    В 1956 г. СССР предложил США проект совместного строительства дамбы через Берингов пролив с целью повышения температуры вод Северного Ледовитого океана и ускорения таяния морского льда. Согласно проекту, теплая вода перекачивалась бы через дамбу в Северный Ледовитый океан. Американская сторона отказалась участвовать в проекте из-за его гигантской стоимости.

Берингов пролив - пролив между самой восточной точкой Азии (мыс Дежнёва) и самой западной точкой Северной Америки (мыс Принца Уэльского). Наименьшая ширина 86 км, наименьшая глубина фарватера 36 м. Пролив соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море). Пролив назван в честь русского мореплавателя Витуса Беринга (родился в Дании), который прошёл этим проливом в 1728 году.

Тоннель или мост через Берингов пролив — проект соединения Евразии и Северной Америки (Чукотки и Аляски на/под Беринговым проливом. Прямое сообщение между Северной Америкой и ЕврАзией должно способствовать беспрецедентному экономическому росту на обоих континентах.

История проекта

1890 г.
Губернатор штата Колорадо (США) Уильям Гилпин впервые высказывает идею соединить Северную Америку и Евразию железнодорожной паромной связью. Идея поддержана руководителем Союза тихоокеанских дорог США и входит в «план Харримана».

Подробности об этом самой первой идее строительства, включая общий обзор проекта соединения американских и российских железных дорог, на английском языке:


1891—1916 гг.
Россия построила Транссибирскую железнодорожную магистраль (Транссиб) — крупнейшую железнодорожную трассу в мире. Её длина составляет 9 тысяч километров.

Начало XX века
Проводятся изыскательские работы и технико-экономическое обоснование проекта под руководством энергичного французского исследователя Аляски, энтузиаста строительства железной дороги "Париж - Нью-Йорк" и посредника, барона Лойк-де-Лобеля. Проект признан технически реализуемым и экономически обоснованным.

Посетивший Аляску в 1898 году, Лобель обращается к техническому императорскому обществу России с идеей проекта и предложением произвести разведку трассы от Якутска до Берингова пролива и далее до Аляски. Американский "железнодорожный король" Эдвард Г. Гарриман производит экспедицию на Аляску в 1899 году и финансирует проект Лобеля, под 1082;лючив к нему своих ведущих инженеров.

Проект одобрен Николаем Вторым, премьер-министром Витте, военным и финансовым министерствами в сентябре 1906 года, но в марте 1907 г. Николай Второй неожиданно отвергает план Лобеля. 10 июля 1907 год царь даёт новое согласие, и к октябрю Лобель и его команда уже рубит лес и даже прокладывает 150 км трассы на север из Читы. Но к концу года царь окончатель 1085;о отказывается от него под давлением своих министров - иностранных дел А.П.Извольского и министра финансов В.Н.Коковцева. Силою непреодолимых обстоятельств, в числе которых - нежелание ставить под угрозу хрупкий мир с Японией и боязнь американского проникновения в Сибирь, проект так и остаётся нереализованным.


Подробно об этой неудавшейся сделке читать современное исследование здесь:

А также здесь (критика царского проекта во времена правления И.В.Сталина, 1952 год):

Апрель 1918 г.
На заседании ВЦИК Владимир Ильич Ленин поставил подпись на решении о строительстве железных дорог в восточных и северных частях РСФСР, в том числе в направлении к Берингову проливу, с целью ускоренного освоения природных ресурсов.

30 — 50 гг. ХХ века
Реализуется проект строительства Северо-Сибирской железнодорожной магистрали от Воркуты до Анадыря («Приполярная магистраль»). Построено 1700 километров путей.

60 гг. ХХ века
Американские инженеры высказывают предположение об объединении энергосистем России и США. Реализация мультитранспортного коридора ICL — World Link, включающего ЛЭП, создаёт предпосылки создания «энергетического моста» Россия — Америка. Экспертные оценки предрекают экономию в 20 миллиардов долларов ежегодно.

90 гг. ХХ века
Проект обсуждается на крупных международных конференциях в Вашингтоне, Москве, Анкоридже, Новосибирске, Фербэнксе, а также на конференции в ООН по глобальным проектам в Барселоне, конференции по морским тоннелям в Норвегии, конференции по проблемам Арктики в Финляндии, по проблемам арктических побережий в Магадане, по менеджмен 090;у крупных проектов в Норвегии, на встрече управленческого и инженерного персонала железных дорог НАФТА в Монреале.

1991 г.
В городе Вашингтоне (США) зарегистрирована Международная некоммерческая корпорация «Interhemispheric Bering Strait Tunnel and Railroad Group» (IBSTRG), российское название — «Трансконтиненталь».

1996 г.
Правительство США планировало выделить бюджет размером 10 миллионов долларов для IBSTRG на исследования по проекту ICL — World Link, но финансирование сорвалось.

В городе Анкоридже (США, штат Аляска) прошло совещание рабочей группы по сотрудничеству «Российский Дальний Восток — Западное побережье США» в рамках межправительственной комиссии Гор — Черномырдин. По итогам работы группы России и США рекомендовано поддержать программу исследований по проекту как «имеющему большой потенциал.. .».

Проект включён в состав приоритетных программ Комитета по сотрудничеству Стран Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР).

Штат Аляска принял специальное постановление о резервировании земель под трассу будущей дороги.

Сентябрь 2006 г.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ принимает решение о строительстве железной дороги Якутск — Магадан с последующим выходом к Беринговому проливу. Эта магистраль — составная часть ТКМ.

Март 2007 г.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья» премьер-министр Михаил Фрадков одобрил решение о строительстве дороги Беркакит — Томмот — Якутск до Магадан#1085;а, являющейся важным элементом проекта ICL — World Link на территории России.

Апрель 2007 г.
Президент РФ Владимир Путин рассмотрел и принципиально одобрил стратегию развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года, предусматривающую строительство трансконтинентальной железнодорожной магистрали Правая Лена — Зырянка — Уэлен протяженностью свыше 3,5 тысячи километров с выходом к Беринговому проливу. Эта магистраль — ключевой элемент проекта ICL — World Link на территории России.

В Москве состоялась Международная конференция «Трансконтинентальная магистраль Евразия — Америка через Берингов пролив».

Май 2007 г.
Министр транспорта России Игорь Левитин заявил, что бюджетные средства на строительство тоннеля под Беринговым проливом тратиться не будут. По его словам, «тоннель может быть профинансирован частными компаниями, если они сочтут его выгодным».

Июль 2010 г.

Бизнесмен из штата Аляска, США Фёдор Соловьёв зарегистрировал частную компанию "ИнтерБеринг" с целью лоббирования в США и России проекты строительства железнодорожной магистрали, соединяющей территорию США через Канаду, Аляску и Берингов пролив с Российской Федерацией, и тоннеля под Беринговым проливом. Для этой цели он созда л вебсайт, , объединив на нём исследования, расчёты, публикации и проекты, посвящённые данной теме.

Август 2011 г.
"Трансконтинентальная магистраль "ЕВРАЗИЯ-АМЕРИКА", состоявшаяся в Якутске 17-19 августа 2011 года, приняла резолюцию:

1. Считать разработку и реализацию проекта создания Трансконтинентальной магистрали Евразия-Америка с тоннелем через Берингов пролив первоочередной задачей в системе мер, направленных на комплексное развитие инфраструктуры Северо-Востока России и приполярных территорий Северного полушария.

2. Создать межправительственную рабочую группу по продвижению Проекта ТКМ с включением в ее состав представителей стран-потенциальных участников проекта.

3. Обратиться к главам государств и правительств АТЭС с предложением рассмотреть возможность обсуждения проекта строительства ТКМ на Конгрессе АТЭС в 2012 г.

31 августа 2011 г.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 16 марта 2010 г. № 321 «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в Российской Федерации», Председатель Правительства РФ В. Путин издал распоряжение утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации проектов организации движk 7;ния высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Ноябрь 2011 г.
Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев принял участие в церемонии открытия участка Амуро-Якутской железной дороги Беркатит - Томмот - Нижний Бестях, соединяющий Якутию с основными магистралями страны. В своём выступлении перед строителями он отметил, что железная дорога будет продолжена далее до Чукотки.

Апрель 2012 г.
Владимир Якунин, президент ОАО "Российские железные дороги", заявил на встрече с журналистами Великобритании, что решение о строительстве тоннеля под Беринговым проливом будет принято в период от 2015 до 2017 года, а осуществление строительства тоннеля займёт 10-15 лет.

12 июля 2012 г.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин представил проекты развития скоростного и высокоскоростного движения в России на VIII Всемирном конгрессе по высокоскоростному железнодорожному транспорту в Филадельфии, США - UIC HIGHSPEED 2012.

Октябрь 2012 г.
Канадские бизнесмены Мэт Викерс, Вард Кемерер, Том Джексон и Лен Вилсон, сформировавшие компанию "Джи7Джи, Лтд."
), заявили о готовности построить железную дорогу через Канаду до Аляски, соединив существующую железнодорожную сеть нижней Северной Америки с железной дорогой штата Аляски в районе города Дельта-Джанкшен. Основная цель строительства - обеспечить вывоз канадской нефти железнодорожным транспортом для продажи за рубежом черk 7;з морской порт Аляски Валдиз , для чего должен был также быть задействован нефтепровод штата Аляска, в трубу которого нефть бы закачивали в Дельте-Джанкшен для доставки в Валдиз.

В дальнейшем проект не получил развития из-за проблем с финансированием, одной из причин чего являлось возможное начало строительства нефтепровода из Канады на нефтеперегонные заводы в штате Техас, США (проект " Кейстон "). При наличии нефтепровода необходимость транспортировки канадской нефти по железной дороге на Аляску снизила финансовую привлекательность проекта. В то же время, без железной дороги, закупки нефти Китаем были бы в большей степени сосредоточены на аляскинской нефти, а не канадской, поэтому штат Аляска финансировать железную дорогу отказался.

В декабре 2013 г. Национальная служба энергетики Канады после многих лет запрета разрешила строительство нефтепровода из провинции Альберта на Тихоокеанское побережье провинции Британская Колумбия для погрузки на морские суда и отправки на экспорт в Китай. Ранее Канада категорически препятствовала строительству нефтепро& #1074;одов из-за экологических соображений и по требованию индейских племён, населяющих Британскую Колумбию. В связи с чем возможность начать строить канадскую железную дорогу для экспорта нефти через Аляску была упущена.


22 июля 2013 г.
Состоялось заседание Научно-технического совета ОАО «РЖД», на котором, под руководством Президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, были утверждены основные варианты прохождения трасс высокоскоростных магистралей Росcии - ВСМ-2 «Москва-Казань-Екатеринбург» и ВСМ-3 (Центр-Юг) «Москва-Ростов-на-Дону-Адлер». В своем докладе генеральный ди 088;ектор ОАО «Ленгипротранс» Владимир Чернаков озвучил основные результаты трассирования.

ВСМ-2, протяженностью 1532 км, пройдет по территории десяти Субъектов РФ, через крупные города — федеральные центры Москва, Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Екатеринбург. Кроме этого, предусмотрена организация станций в городах Ногинск, Орехово-Зуево, Петушки, Ковров, Гороховец, Дзержинск, Елабуга, Первоуральск. Места распо;ложения остановок на магистрали выбраны через каждые 50-70 км с учётом перспективы развития городов.

Генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин сообщил о том, что в настоящее время прорабатывается законопроект, регулирующий налоговые и земельные отношения, возникающие при реализации проектов ВСМ.

31 июля 2013 г.
Состоялось совещание по вопросу развития скоростного железнодорожного сообщения под руководством Президента Российской Федерации В.В. Путина. Основной темой совещания стало обсуждение параметров и дальнейших перспектив развития проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Казань. В качестве приор 080;тетного В. В. Путиным был также поставлен вопрос скорейшего резервирования земель, по которым пройдет магистраль. Возглавляемое Александром Мишариным ОАО «Скоростные магистрали» продолжило разрабатывать законопроект, регулирующий налоговые и земельные отношения, возникающие при реализации проектов ВСМ


Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов рассказал участникам совещания об этапности реализации проекта ВСМ Москва-Казань. Так, в августе 2013 года должна быть закончена разработка обоснования инвестиций, осенью — проведен конкурс на проектирование магистрали, весной 2014 года — утвержден инвестиционный меморанд& #1091;м проекта. До декабря 2014 года планируется окончить работы по проектированию трассы и подготовке территории строительства, а с 2015 по 2018 год — осуществить строительство.

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин сообщил о том, что пилотный проект развития высокоскоростной транспортной системы России — ВСМ Москва-Казань был поддержан всеми субъектами Российской Федерации.


20 сентября 2013 г.
На заседании международного клуба "Валдай" президент Российской Федерации Владимир Путин в очередной раз подчеркнул значимость проекта ВСМ, связанного с высокоскоростной магистралью до Казани. Он сообщил, что необходимо провести огромную работу с точки зрения развития инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Восточной Сибир 080;, в которую нужно вкладывать деньги, даже если на первом этапе не принесёт реально быстрой отдачи.

1 октября 2013 г.
В связи с развитием высокоскоростного железнодорожного транспорта в России и началом проектирования ВСМ-2 Москва-Екатеринбург с перспективой продления магистрали в Красноярск и далее с разветвлениями по Сибири, на Русский Восток и в Китай, статус американской компании "ИнтерБеринг" был изменён с частной на Общество с огранич 077;нной ответственностью (ООО) с целью привлечения инвестиций для подготовки наm#1095;ала строительства Берингова туннеля и железных дорог в США и России. Принято решение объединить строительство туннеля под Беринговым проливом и развитие высокоскоростных железных дорог России и США в единый транснациональный железнодорожный проект "ИнтерБеринг".


Первоначально члены ООО "ИнтерБеринг" должны собрать достаточный уставной капитал и выбрать из своих членов состав управления будущей корпорациии - Совет директоров. После чего ООО "ИнтерБеринг, ЛЛС" будет перерегистрировано на акционерную корпорацию с выпуском акций и продажей их на фондовой бирже США с получением средств дл я непосредственного строительства Берингова туннеля и железных дорог в США и Канаде, инвестирования в проекты строительства высокоскоростных железных дорог в Российской Федерации и эксплуатации железнодорожного транспорта на освоенных участках пути.

Техническая критика проекта.

Критики проекта утверждают, что проект превышает современные технические возможности. В то же время, его сторонники говорят, что расстояние между берегами пролива в наиболее узкой точке довольно велико (86 км). Но всё же, расстояние до острова Ратманова существенно меньше, чем длина самого длинного в мире (53,9 км) туннеля, соединяющего япо;нские острова Хонсю и Хоккайдо.

Публично объявленный проект строительства 180-километрового подводного туннеля, соединяющего Японию и Южную Корею, даёт основания считать, что строительство 110-километрового туннеля под Беринговым проливом тем более реализуемо, учитывая, что по степени сейсмической опасности и необходимой глубине залегания проект тоннеля межд& #1091; Евразией и Америкой выглядит намного более простым.

Экономическая критика

Утверждается, что расходы на достройку Евразийского плеча железнодорожного пути от Чукотки до Транссиба несоразмерно велики и никогда не окупятся (достройка недостающих участков железной дороги на территории США и Канады выглядит существенно менее затратной, но тоже довольно дорогой).

Эти претензии, во многом, справедливы, однако, критики, обычно предлагают для рассмотрения не вполне корректно проведённые маршруты, идущие через Горную Якутию или вдоль побережья Охотского Моря через Магадан.

Между тем, ещё по утверждённым во времена СССР планам развития железнодорожной сети, предполагалось строительство ответвления БАМа в сторону Якутска, (АЯМ), которое в настоящий момент полностью построено, и последующее продление железной дороги по бассейну Лены в обход Горной Якутии для обеспечения строительства Ленского касl 2;ада ГЭС.

Другим важным моментом критических выступлений является имеющаяся в настоящее время недозагруженность Транссиба и БАМа, невысокая конкурентоспособность этих путей по сравнению с морскими перевозками. Выстраиваемая аналогия очевидна, но сторонники проекта предлагают считать, что это положение является временным и будет l 0;справлено по мере коммерциализации российских железных дорог, проходящих сейчас реформу и после установления сквозного железнодорожного сообщения с Южной Кореей.