Кто такой аутист - самые известные личности-аутисты. Люди с аутизмом и синдромом Дауна — о том, где они работают и как тратят деньги

«Иногда аутизм даже на руку»

Евгений Панов

28 лет, программист, диагноз: синдром Аспергера

Я работаю в небольшом IT-стартапе: пишу искусственный интеллект для телеграм-бота - финансового консультанта. У меня высокофункциональный аутизм - синдром Аспергера. Свой диагноз на работе я не афиширую. Коллеги говорят, я немножко странный, но аутистом прямо меня никто не называет.

Мое предыдущее место работы - РИА «Новости». До меня туда устраивался другой парень, но его не взяли, так как он был слишком аутичный и требовал постоянного внимания. Я писал парсеры для отдела инфографики, получал стабильную зарплату и вкусные обеды, мог заниматься на рабочем месте своими делами. Многие решат, что это идеальные условия. Но я ушел, потому что не хотел, чтобы ко мне относились как к аутисту. Я начал искать настоящую работу, где ко мне не было бы снисхождения.

Зарплата у меня - выше среднего по рынку. Последний месяц я веду запись всех своих расходов, чтобы лучше контролировать бюджет. Сейчас коплю на автомобиль. В этом году я полностью обновил свой гардероб и внешний вид. Раньше совершенно не придавал этому значения: ходил в старом свитере, мог надеть рваную рубашку, пренебрегал душем.

Аутисты часто становятся крутыми музыкантами, программистами, учеными. Иногда аутизм даже на руку. Мне кажется, сложно погрузиться в науку достаточно глубоко, если у тебя получается нормально общаться с людьми. В IT часто работают замкнутые люди, которые легко могут принять аутиста за своего.

На работе необходимо соблюдать общественные ритуалы и сроки. Это мои основные проблемы. Часто я называю неадекватные сроки выполнения задачи или неправильно рассчитываю время прихода на встречу. Такая же ситуация может получиться с деньгами, когда я планирую бюджет.

У меня есть способность казаться очень умным - это из-за того, что я говорю так много сложных слов про IT и квантовую механику. Однако моя рекомендация людям с аутизмом, которые хотят устроиться на работу, звучит так: не нужно пытаться показать на собеседовании весь свой интеллект. Когда вы ищете работу, стоит обращать внимание на собеседника и слушать, что он говорит.

Я с самого детства понимал, что со мною что-то не так. Иногда я спрашивал у мамы, не сумасшедший ли я. В школе учителя говорили другим детям, что я больной. У меня была большая проблема во взаимодействии с другими людьми, особенно противоположного пола.

Я плохо считываю намеки и знаки. Когда я читаю в книжке: «И тогда она презрительно посмотрела на него…» - мне все понятно. Но когда я смотрю фильм, я не понимаю эмоции героев. В итоге я и другой человек можем воспринять фильм совершенно по-разному. Для меня окажется важным то, на что он даже не обратит внимания, и наоборот.

У меня много тараканов. Вот, например, сейчас вы налили мне чай, и я сказал вам спасибо, а вы ничего не ответили. Не знаю, слышали вы или нет. У меня возникло желание еще раз сказать вам спасибо, потому что мне требуется фидбэк. При этом, разговаривая с человеком, я могу не задать ему ни одного вопроса, а только выдавать информацию в больших объемах. А еще я очень быстро хожу, иногда даже перехожу на бег. Сейчас специально заставляю себя ходить как можно медленнее.

«Мне нравится море. Эту тему я однажды использовал в своей работе: выкладывал мозаику в виде рыбок»

Николай Филиппов

31 год, художник-керамист, диагноз: аутизм

Я начал заниматься керамикой в на улице Строителей, а теперь работаю в мастерской «Особая керамика» . Зарплата у меня не очень большая. В основном я трачу ее в магазине и палатке. В магазине покупаю сыр, хлеб и другие продукты, а в палатке - кока-колу или пепси.

У меня есть девушка Ира, мы встречаемся уже 3 года. Она работает в швейной мастерской и ездит в колледж по новому МЦК на «Ласточке». С Иришкой мы обычно видимся каждую неделю, но сейчас она в отпуске. У нас есть планы на будущее: жить вместе в квартире, которую делает ЦЛП на «Водном стадионе», - в социально сопровождаемом жилье. Эти дома уже построены, но договор между ЦЛП и московскими властями пока не подписан.

У меня было хорошее лето. Я ездил в Питер с родителями, а еще - в Переславль с Ирой, ребятами из нашего колледжа и педагогами. Вообще, я много путешествую: был на Мальте, в Литве, Турции, Чехии, Узбекистане, Хорватии. Еще хотел бы куда-нибудь поехать, если бы не кризис. Моя любимая страна - Литва: я был там в 2006 году, мне очень понравилось.

Мое первое знакомство с керамикой произошло в 14 лет. В ЦЛП нас распределяли по разным мастерским: меня - в керамическую, Иру - в полиграфическую, других ребят куда-то еще. Там одна художница заметила, что мы хорошо учимся делать красивые керамические вещи. Она говорила, что нас можно научить. Сначала ей никто не верил, но она говорила, говорила - и постепенно поверили. Теперь у нас есть настоящая работа.

Я леплю, расписываю, клею деколи на чашки, делаю мозаики. Больше всего мне нравится роспись. Меня вдохновляют путешествия, вокзалы, поезда, самолеты, курорты, страны и города. Кроме, конечно же, Украины и Крыма, потому что из-за них всякие там санкции и нельзя нормально посмотреть новости. А Европа, США, Азия и другие места в России - это мне нравится.

Я не смотрю новости, потому что там постоянно твердят про санкции и Украину. Я даже избегаю такси, магазинов, где включено радио с новостями. Дома у нас работают каналы с сериалами и путешествиями. У меня начинается истерика, когда мама их переключает. Я пользуюсь фейсбуком, в интернете смотрю расписание поездов и самолетов, погоду.

Музыку я не слушаю. Зато люблю книги, особенно «Гарри Поттера». Еще люблю живопись, наверное, потому что у меня родители архитекторы и художники. Но они мне не помогают - я сам все умею. Люблю ходить в музеи и на концерты. В последний раз был в Пушкинском музее летом - на выставке Бакста и выступлении ансамбля африканских песен «Кимбата». Наверное, надо сходить на Айвазовского. Мне нравится море. Эту тему я однажды использовал в своей работе: выкладывал мозаику в виде рыбок.

У нас в мастерской 14 человек. Мне больше нравится делать керамику не одному, а вместе с кем-то. Я обращаюсь за помощью к Юле, Тамаре, Рахили. Мне нравится моя работа - это намного интереснее, чем, например, работать в банке.

Мама часто бывает на ярмарках, где выставляется и продается наша керамика. Скоро, кстати, будет новая ярмарка - и у нас начнется авральная работа.

Вы можете сфотографировать меня один разок, но не больше.

«Свою зарплату я планирую вложить в бизнес: купить косметику, чтобы начать работать с женщинами»

Мария Быстрова

18 лет, помощник менеджера в транспортной компании, диагноз: синдром Дауна

Я учусь в колледже и работаю помощником менеджера в голландской транспортной компании Voerman в Москве. В мои обязанности входит обслуживать переговоры: наливать кофе или чай. Еще я пользуюсь техникой, например, посудомоечной машиной.

Я работаю вместе с Гришей, и у нас хорошие отношения. Он ходит в очках, как и я. Гриша тоже учится в колледже - он там повар. А я занимаюсь дизайном интерьеров, оформлением одежды и предметов быта.

Наш руководитель дает нам разные задания. Например, сегодня Гриша сам ходил на склад, а я вытирала пыль с растений. А еще мы наклеивали адреса на конверты.

Моего директора зовут Дэнис, он голландец и говорит на английском. Один раз он лично попросил меня подготовить чай и обслужить переговоры. Я немножко стеснялась, конечно: не сразу зашла в кабинет, но потом все-таки занесла чай. Все получилось хорошо, только я забыла забрать поднос.

Сегодня на работе я немного расстроилась. Так получилось, что мальчик Гриша освоил сканер лучше, чем я. Но я все равно научусь - у мамы есть сканер дома, буду тренироваться. А он не умеет работать с посудомойкой!

Мама меня любит, уважает, покупает все красивое: одежду, заколки, резинки. Еще мне нравится косметика. У меня даже есть своя система по уходу за лицом и телом. Сейчас я читаю книжку «Сбываются мечты» про женщину Мэри, которая создала компанию «Мэри Кей». Сегодня или завтра я дочитаю ее до конца. Свою зарплату я планирую вложить в бизнес: купить косметику, чтобы начать работать с женщинами.

Раньше я училась в обычной школе с обычными детьми. Но потом директор сказал, что мне вместо аттестата дадут только справку об окончании школы. Мы удивились, потому что у меня были хорошие оценки: четверки и пятерки. А еще английский я 8 лет учила. В итоге я перешла в другую школу и там получила аттестат. Я бы вам его показала, но мы его сдали в колледж.

Мой хороший друг в школе - Женя Макаров. Он мне помогал в дневник записать домашнее задание, потому что у меня никак не получалось - не успевала. А еще у нас был замечательный учитель физкультуры.

Чем я только ни увлекалась. Участвовала в соревнованиях по плаванию и получила очень много грамот. Еще ходила на художественную гимнастику, танцы, вокал, в театральную студию и в театр моды. Один раз я участвовала в международном конкурсе «Цветик-семицветик», показывала этюд «Кошки» и получила третье место. Когда я сделала 2 колеса - все на уши встали! Мне так все аплодировали! А еще я могу шпагат, и мостик, и даже кольцо.

У меня есть личный компьютер. Я там сейчас перепечатываю книгу под названием «Каникулы в Простоквашино» - чтобы не забывать грамоту. Печатать мне нравится больше, чем писать ручкой, потому что если что-то неправильно, я могу это стереть и написать правильно, а чернила приходится замазывать.

Я есть в интернете - старший брат сделал мне страницу в «ВКонтакте», и у меня там уже 7 друзей. И я надеюсь, что будет еще больше.

- Расскажите о себе: кем вы работаете и как долго работаете по этой профессии и конкретно по данному направлению?

Я работаю преподавателем более 10 лет и врачом-психотерапевтом 20 лет, несколько последних лет специализируюсь по работе с детьми-аутистами.

- Почему вы выбрали эту профессию?

Я выбрала эту профессию из-за глубокого интереса к ней.

- Почему заинтересовались именно этим направлением в психологии и психотерапии?

Меня заинтересовало понимание психики человека, возможность сделать добро и помочь нуждающемуся в этом человеку.

- Довольны ли вы свои выбором?

Да, безусловно.

- Сложно ли было освоить вашу профессию?

Осваивать профессию сложно до сих пор. Раз в пять лет я обязательно повышаю свою квалификацию. Получаю новые навыки и знания.

- Какое образование нужно получить для вашей профессии и специализации?

У меня медицинское образование по психологическому консультированию, которое я получала в Смоленском Государственном университете . Это именно тот университет, который обеспечивает наиболее качественное психологическое образование.

- Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?

Любовь и глубокий интерес к людям, стремление помогать, принимать людей такими, какие они есть, и видеть в каждом их уникальные возможности.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь в вашей работе?

В первую очередь трудности организационного характера: процесс консультации, информирование, объем работы и т.д. Требуются огромные силы, чтобы грамотно подать мотивацию без манипуляций. Нужно быть готовым правильно спланировать работу и быть всегда в форме.

- Что самое интересное в вашей работе?

Процесс: познавание мира особенных людей и поиск пути решения сложных вопросов.

- Насколько ваша профессия важна для нашей страны?

Моя профессия помогает личностному развитию особых людей, которое так важно в жизни, помогает им обрести уверенности в себе.

- Приносит ли ваша работа хороший доход? Или для вас это неважно?

Конечно, доход для меня важен, и у меня есть возможность управлять моим доходом. Чем больше работы, тем больше доходы.

- Сколько длиться ваше рабочее время? Опишите свой рабочий график.

Регулирую свой рабочий график я сама, но есть и жесткие рамки. Для меня хорошим графиком является - 3 часа в день, 4 раза в неделю (работа с одним человеком).

- Не мешает ли работа вашей личной жизни?

Нет, я считаю, что даже помогает. Мои навыки в жизни важны.

- Что бы вы посоветовали бы тем, кто хочет работать по такой же профессии?

В первую очередь, это уметь грамотно спланировать свой будущий профессиональный маршрут, выбрать хорошее учебное заведение, представить будущую профессиональную деятельность, обдумывать свои будущие шаги и потихонечку двигаться к своей цели!

- Как Вы видите свою профессию в будущем?
Человек - это великая тайна и познать ее до конца вряд ли когда-нибудь удастся. Поэтому моя профессия всегда будет нужна и востребована.

Интервью провела Белова Екатерина Павловна,

Ученица 8 класса МБОУ «СШ № 13»

Г. Смоленска Смоленской области

Одна из самых известных людей с аутизмом в мире о том, как правильно подготовиться к трудоустройству

Посетив множество конференций, на которых поднимались вопросы аутизма, я часто слышала об аутистах, которые успешно оканчивали школу и даже получали высшее образование, но не могли после этого устроиться на работу. Некоторые аутисты становятся «вечными студентами», потому что им нравится эмоциональная стимуляция, которую предоставляет университет. Многие способные люди с расстройствами аутистического спектра называют университетские дни самыми счастливыми в своей жизни (Szatmari et al., 1989).

Я хотела бы обратить внимание на важность плавного перехода от получения образования к началу трудовой деятельности. В настоящее время я занимаюсь разработкой оборудования для животноводческих хозяйств, и за этим стоит старая детская фиксация, которую я использовала как мотивацию, чтобы стать экспертом по уходу за скотом. Созданное мною оборудование используется во всех крупнейших животноводческих хозяйствах. Кроме того, я подтолкнула представителей этой отрасли к осознанию важности гуманного отношения к животным. Когда я училась в университете, я посещала местные фермы и скотобойни. Так я смогла узнать многое об этой отрасли.

Подобно мне, многие успешные люди с аутизмом выбирали свой карьерный путь, исходя из своих старых фиксаций. Для меня было большой удачей познакомиться с Томом Рорером, управляющим на местной скотобойне «Свифт», и Тедом Гилбертом, начальником одной из ферм. Они разрешали мне еженедельно посещать свои предприятия и, признавая мои способности, были готовы мириться с моими странностями. Они стали для меня наставниками и сыграли важную роль в моей жизни. Педагоги детей-аутистов должны искать подобных наставников в сфере бизнеса. Получая в Аризонском университете степень магистра (я защитила магистерскую диссертацию на тему обращения со скотом и разработке специализированных стойл), я одновременно с этим была внештатным журналистом животноводческого журнала «Аризона Фармер Ранчмен», что помогло мне получить дополнительные глубокие знания о животноводстве.

Следующим шагом стало получение первой работы в большой компании, занимавшейся постройкой животноводческих ферм. Эмиль Винниски, менеджер по строительству, обратил внимание на мои способности к проектированию. Он также стал для меня наставником, но уже в социальном плане, заставив меня соблюдать определенные социальные нормы, поручив своим секретарям пойти со мной в магазин купить приличную одежду и достаточно прямо заявив мне, что мне придется соблюдать кое-какие правила гигиены, например, пользоваться дезодорантом. Поначалу я презирала его за это, но сегодня я понимаю, что он очень мне помог. Мне пришлось измениться. Поэтому мне было очень интересно прочитать в одной из работ Каннера о том, что отличает аутистов, которые смогли успешно приспособиться к жизни в обществе: «В отличие от большинства прочих детей-аутистов, они с неудовольствием осознают свои особенности и прилагают сознательные усилия для того, чтобы достичь изменений» (Kanner et al. 1972).

Эмиль и сам был довольно странным парнем, возможно, поэтому он и нанял меня. Однако через полгода после того, как я получила работу, его уволили. Я продолжала работать, но примерно через год тоже ушла из компании, когда руководство хотело втянуть меня в весьма сомнительные дела. Зато за время работы я научилась черчению у Дэви, замечательного чертежника, скромного и замкнутого человека, рисовавшего потрясающие рисунки. Мы с ним сразу поладили. Имея контакты, которыми я обзавелась за время работы в компании, я начала работать инженером-фрилансером. Я открыла свою фирму, в которой оказывала и консультационные услуги, и проектировочные. Способных людей уважают, поэтому довольно скоро обо мне стали говорить как об эксперте. Хотя бизнес развивался медленно, у меня было достаточно денег, чтобы мне не приходилось работать в «Макдоналдсе», чтобы платить по счетам.

Фриланс помог многим людям с расстройствами аутистического спектра стать успешными и реализовать свои таланты. Он также помогает избежать некоторых проблем социального характера, связанных с работой в офисе: я получаю задание, выполняю его и ухожу с предприятия, не успев оказаться в какой-нибудь неприятной ситуации. Среди аутистов много программистов-фрилансеров, кроме того, поскольку многие люди с аутизмом имеют абсолютный музыкальный слух, художественные таланты и хорошо ладят с техникой, им прекрасно подходят такие профессии, как настройщик фортепиано, дизайнер или автомеханик, которые также подразумевают возможность работать на себя.

Недостаток понимания

Скоро я стала известным в Аризоне специалистом в своей области, но попала в неприятности из-за сложностей в общении. Я доставила много неприятностей и Тому Рореру. Я не понимала, что такое гордость, и что для многих она была важнее, чем процветание компании. Я наивно полагала, что все сотрудники «Свифта» всегда действуют исключительно исходя из интересов работодателя. Мне казалось, что если я буду действовать в интересах компании, я буду вознаграждена. Другие инженеры презирали меня. Иногда они устанавливали оборудование неправильно, но никогда не обращались ко мне за советом. Им не хотелось, чтобы какая-то зануда со странностями вроде меня им указывала.

Я поставила Тома Рорера в неловкое положение, написав президенту компании письмо о неправильной установке оборудования, которое привело к тому, что пострадали животные. Президент был очень расстроен, что я обнаружила недостатки в работе его компании. Я думала, что ему понравится, что я сообщила ему об этом факте, но вместо этого он почувствовал угрозу с моей стороны. Технически, я была права. Социально — нет. Он попросил Тома избавиться от меня. К счастью, Тому удалось сохранить за мной место.

Шли годы, и я училась быть более тактичной и дипломатичной. Научилась не обращаться к вышестоящему начальству, не заручившись разрешением непосредственного руководства. На своем опыте я научилась избегать ситуаций, в которых меня могли бы эксплуатировать или мои работодатели могли почувствовать себя некомфортно. Я училась дипломатизму в общении, читая о международных переговорах и используя их в качестве модели.

Освоить саму профессию несложно. Зато многим аутистам знакомы проблемы, возникающие из-за социальных аспектов работы. Многие аутисты ожидают, что все окружающие — хорошие люди, и то, что некоторые люди плохие и могут пытаться их использовать, становится тяжелым прозрением, но каждому аутисту, который хочет жить независимо, приходится через это пройти. Люди с аутизмом, работающие на производстве, должны работать бок о бок с людьми, которые обучены тому, как можно помочь аутисту, и что такое аутизм вообще. Аутисты, занимающиеся умственным трудом, могут избежать проблем, сконцентрировавшись на работе. Один аутист, пять лет успешно работавший в лаборатории, оказался в неприятной ситуации, отправившись выпить с коллегами. В результате, его уволили. Чтобы не попасть впросак, я общаюсь со своими клиентами исключительно по делу. Если я попытаюсь заигрывать или пойду на свидание с кем-нибудь из сотрудников компаний, с которыми я работаю, это приведет только к лишним проблемам.

Исследования среди повзрослевших аутистов

Было проведено два больших исследования, в которых изучались успешно социализировавшиеся взрослые аутисты. Сатмари и др. (1989) описали шесть взрослых аутистов, получивших высшее образование и живущих самостоятельно. Один из них стал «вечным студентом» (у аутистов есть тенденция становиться «вечными студентами», потому что вузы сочетают интеллектуальную стимуляцию с упорядоченным режимом), остальные пять нашли работу.

Два участника исследования Сатмари нашли себя в торговле, еще двое работают в библиотеке. Пятый стал репетитором по физике. Эта работа хороша тем, что для нее не нужно работать в коллективе, кроме того, аутисты часто хорошо справляются с преподаванием того, в чем они хорошо разбираются. Джейсон Атли из Кентукки, например, стал скаутом-орлом — высшее «звание» в детской скаутской организации — и был очень популярен среди других детей, потому что он учил их завязывать узлы. Преподавание и торговля подразумевают общение с другими людьми, но это общение, как правило, однонаправленное, при котором аутисту нужно изложить необходимую информацию, но от него не требуется понимания всех тонкостей социальных взаимодействий.

Каннер и др. (1972) описали девять случаев удачной адаптации людей с аутизмом. Из них пять имели работу: кассир в банке, химик-лаборант, рабочий на экспериментальной сельскохозяйственной станции, бухгалтер и сотрудник библиотеки. Один из них уволился с работы из-за проблем с общением в коллективе, те же, кто преуспел, занимали места, не требующие сложных социальных взаимодействий. Общение кассира в банке с клиентами подразумевает простые повторяющиеся операции.

Девушка-лаборант в химической лаборатории, перед тем, как получить эту работу, была медсестрой. Ее неспособность быть гибкой обернулась катастрофой. Прочитав в учебнике, что мать должна кормить ребенка грудью двадцать минут, она по истечении этого времени резко отбирала детей у кормящих их в родильном отделении матерей. Это приводило женщин в ярость. После этого она пошла работать в лабораторию, где коллеги по достоинству могли оценить ее познания в химии. Человек, работающий бухгалтером, был уволен с предыдущего места работы после того, как его назначили на руководящую должность. Я знаю еще об одном печальном случае, связанном с повышением сотрудника-аутиста. Чертежник, многие годы успешно трудившийся в архитектурном бюро, был уволен, когда его повысили, и его новая должность стала подразумевать общение с клиентами, чего не случилось бы, продолжай он заниматься черчением.

Однако, несмотря на подобные случаи, мы видим, что переход от учебы к работе не является для аутиста непреодолимым препятствием, и многие с ним успешно справляются. При этом следует учитывать следующие факторы:

1. Плавный переход к работе — первое знакомство с трудовой деятельностью должно случиться еще во время учебы.

2. Поддержка со стороны работодателя — родители и педагоги должны помочь человеку с аутизмом найти работодателя, который будет готов поддержать такого сотрудинка.

3. Наставники — аутистам, особенно с высоким интеллектом, нужен наставник, который сможет поддержать и помочь в освоении социальных навыков. Лучше всего, если у него с аутистом будут общие интересы.

4. Просвещение работодателей и коллег — работодатели и коллеги должны знать, что такое аутизм, чтобы быть способными поддерживать аутистов. Они должны понимать, что сложные социальные взаимодействия даются аутистам с трудом, и помогать им избегать подобных ситуаций, чтобы те не потеряли работу.

5. Фриланс — фриланс для аутиста, обладающего узкими навыками в компьютерной сфере (программирование), музыке (настройка пианино) или рисовании, часто является лучшим способом зарабатывать на жизнь. Однако аутисту требуется кто-то, кто поможет ему в самом начале и, возможно, будет просвещать клиентов об аутизме.

6. Создание портфолио — аутистов ценят за их навыки, а не личность. Свои работы следует объединить в портфолио: художник может сделать ксерокопию своих картин, программист — демонстрационный диск. Портфолио должно представляться специалистам в соответствующих отделах компаний. Поскольку аутистам нелегко бывает пройти интервью, отделов кадров лучше избегать, в то время как профессионалы по достоинству оценят ваши способности — именно так я и получала работу.

Ссылки

Kanner, L., Rodriguez, A., and Ashenden, B. (1972). How far can autistic children go in matters of social adaptation? Journal of Autism and Childhood Schizophrenia (Новое название: Journal of Autism and Developmental Disorders), 2: 9-33.

Szatmari, P., Bartolucci, G., Bond, S., and Rich, S. (1989). A follow-up study of high functioning autistic children. Journal of Autism and Developmental Disorders, 19: 213-225.

Revised February, 1996. An earlier version of this article appeared in The Advocate, Summer, 1992.

Спасибо Владиславу Тушканову за перевод.

Надеемся, этот материал оказался для вас полезен или интересен. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на .

Есть настоящие звезды математики и программирования, а есть и те, кому тяжело даются простые ремесла, и кому трудно устроиться на работу. Проблему последних можно было бы решить за счет создания специализированных рабочих мест и разработки особых программ сопровождения, и для этого необходима помощь государства, утверждают эксперты.

Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в некоторых областях знаний и искусства.

Дети-аутисты с развитым интеллектом успешно продолжают свое обучение и после школы, заканчивают вузы, хотя особенности их характера нередко побуждают их выбирать работу, которая сопровождается минимальным контактом с коллегами. Часто они избирают для себя профессии, связанные с математикой, компьютерами, и достигают в этих сферах больших успехов. Среди них есть и настоящие звезды, хотя медицинская этика не позволяет экспертам упоминать их имена в связи с возможными диагнозами.

"Некоторые из них становятся выдающимися программистами, "компьютерными гениями". Рабочий коллектив им не нужен, они чувствуют себя самодостаточными в своем мире. А компьютер дает им возможности этот мир расширить", - рассказала РИА Новости директор коррекционной школы №30 Людмила Рыжих.

К сожалению, многие аутисты имеют инвалидность и не могут получать высшее образование и работать наравне со здоровыми людьми. Выходом для них становится обучение разным ремеслам, которые позволяют им в дальнейшем зарабатывать на жизнь.

Среди учащихся Московского технологического колледжа № 21 есть немало молодых людей с аутистическим спектром нарушений, они проходят профессиональную подготовку в ремесленных мастерских разного профиля, многие из них обучаются швейному и столярному делу.

Преподаватели колледжа отмечают, что для их учеников важно не только получить профессию, но и научиться работать в коллективе. Поэтому в учебном процессе участвуют психологи, которые используют в работе со студентами специальные лечебно-педагогические методики.

"У нас есть один мальчик-аутист, который очень хорошо ткет, - рассказала замдиректора колледжа по работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья Ольга Волкова. - Но если он делает это очень долго, оставаясь один на один с работой, он уходит в себя, а это опасное для него состояние, его необходимо все время оттуда вытаскивать".

В этой ситуации задача педагога - помочь учащемуся выстроить рабочее пространство так, чтобы тому было комфортно, но чтобы он периодически "выныривал" из своего мира и возвращался к реальности.

Три способа трудоустройства

К сожалению, подчас обучить профессии молодых людей с заметными аутистическими нарушениями бывает легче, чем устроить их на работу, хотя и для них возможны три вида трудоустройства, отмечают специалисты.

Первый из них предполагает работу специалиста с инвалидностью в обычном трудовом коллективе. Проблема здесь в том, что работодатели, как правило, не готовы предоставлять инвалидам работу, даже если она вполне им по силам.

"Мы хотим обратиться к работодателям, чтобы они не боялись принимать на работу наших выпускников, - заявила Ольга Волкова. - Наши специалисты готовы их сопровождать, подсказывать коллегам, как с ними следует обращаться".

Второй способ трудоустройства предполагает целенаправленное создание специализированных рабочих мест, особых участков на предприятиях. Лучше, если эти рабочие места будут интеграционными, и рядом с аутистами будут работать здоровые люди, говорят специалисты. По их мнению, решить эту задачу на многих производствах вполне реально, тем более, что во время учебы в колледже молодые люди с аутистическими расстройствами привыкают находиться бок о бок со здоровыми сверстниками.

"Одному нашему выпускнику предложили работать в пункте мгновенной фотографии, его обучали два месяца, он всем понравился, - рассказала замдиректора колледжа. - Но когда встал вопрос о том, что юноша должен работать один, и при этом отвечать за деньги, мы поняли, что он не справится с материальной ответственностью. Он очень наивный, его легко отвлечь и утащить деньги. Мы не можем так подставлять нашего подопечного, он обязательно должен работать вместе с кем-то".

Третий способ трудоустройства подошел бы молодым людям с самыми тяжелыми диагнозами, считают специалисты. Для этого, по их мнению, при органах соцзащиты следовало бы создавать центры трудовой дневной занятости, где работники могли бы заниматься производственной и досуговой деятельностью, с хорошим сопровождением и социальной адаптацией.

Но все эти способы трудоустройства нуждаются в поддержке со стороны государства, подобно тому, как это происходит сегодня в странах Западной Европы, в США и Канаде. В этих странах существуют федеральные и муниципальные программы поддерживаемого трудоустройства, которые предполагают выделение бюджетных средств на сопровождение и трудоустройство работников с разными формами ментальных нарушений, в том числе и аутистов.

Там, где действуют такие программы, интерес работодателей в приеме на работу инвалидов повышается, поскольку вслед за работником приходят бюджетные деньги. Кроме того, вместе с новым сотрудником приходит его сопровождающий, который, получая от государства зарплату, в течение определенного срока помогает своему подопечному освоить свои должностные обязанности и вписаться в коллектив.

Без сопровождения ничего не получится

Общая проблема многих работников-аутистов состоит в том, что они не могут общаться в трудовом коллективе как обычные сотрудники. Кто-то должен постоянно находиться рядом с ними и решать возникающие затруднения.

"В нашей швейной мастерской занимается девушка - очень милая внешне, но практически не говорящая, - рассказала Ольга Волкова. - Она очень тяжело идет на контакт, и, конечно, никогда не сможет работать без сопровождения".

К сожалению, такое сопровождение не поддерживается специальными социальными программами, и деньги на него приходится искать с большим трудом.

С другой стороны, нельзя сказать, что молодые люди с аутистическими нарушениями брошены государством на произвол судьбы. Специальную работу с инвалидами в колледже № 21 в рамках эксперимента оплачивает Московский департамент образования. Благодаря этому с учащимися занимаются психологи, дефектологи, социальные педагоги и воспитатели.

Родители учеников, которые входят в Межрегиональную общественную организацию "Дорога в мир", получили в столичном департаменте соцзащиты финансирования проекта по сопровождению учащихся-инвалидов, рассказала замдиректора колледжа. Им выделили деньги на оплату труда десяти сопровождающих в течение десяти месяцев.

Эта помощь может оказаться очень важной, потому что среди учащихся есть молодые люди, требующие постоянного сопровождения. Некоторые из них не могут самостоятельно передвигаться по городу, и социальные работники будут помогать им добираться от дома до колледжа и обратно. При необходимости их будут сопровождать как во время учебы, так и на внеклассных занятиях.

Кроме того, столичный департамент труда и занятости включил учащихся колледжа в программу комплексной интеграции инвалидов. Благодаря этой программе для них сегодня оборудуются специальные рабочие места.

Такие же меры поддержки нужны и другим учащимся и работающим аутистам, но пока государство не справляется с комплексным решением проблемы, считают специалисты.

"Я не хочу сказать, что государство нам не помогает. Это не так. Но наша задача состоит не в том, чтобы получать разовую помощь, а чтобы на нас, как на модели, могли отработать систему сопровождения и поддержки людей с тяжелыми психическими нарушениями, в том числе и аутистов. И чтобы эта система начала работать и в других городах России", - подчеркнула Ольга Волкова.

В 2007 году ООН установила 2 апреля всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. В 2015 году ООН обратила особое внимание на проблему трудоустройства людей с аутизмом.
Безработица и неполная занятость – серьезные проблемы для таких людей. По оценке ООН доля безработных среди взрослых людей с аутизмом составляет 80%. Проведенное в США в 2013 году исследование показало, что в первые восемь лет после окончания средней школы, лишь 53,4% молодых людей с аутичным спектром работали за плату вне дома, и всего лишь 20,9% работали полный рабочий день. Среди причин такой картины называют недостаточное профессиональное обучение, необходимость в дополнительном обучении непосредственно на месте работы и дискриминацию.

Утраченные возможности

Несмотря на подозрительное и, зачастую, враждебное отношение потенциальных работодателей, работники с аутизмом обладают многими особенностями личности, прекрасно подходящими для некоторых видов работ. Например:

  • Работники с аутизмом зачастую получают удовольствие от рутины и неизменности и могут быть чрезвычайно надежными;
  • Они часто прекрасно распознают какие-либо явления и преуспевают в логических построениях;
  • Они часто могут хорошо запомнить инструкции, что немаловажно в срочных или чрезвычайных ситуациях;
  • Они могут быть очень внимательны к деталям и замечать незначительные отклонения от нормы.

Если людей с аутизмом правильно обучить и трудоустроить на подходящей их личности должности, это будет выгодно как государству – будут сокращены выплаты по нетрудоспособности, так и им самим – они смогут глубже интегрироваться в общество и стать его полноправными членами. Кроме того, в материальном отношении, заработная плата, как правило, выше пособий, что важно абсолютно для всех.

Как помочь таким людям? Ученый и автор популярных книг доктор Темпл Грандин считает, что ключевым моментом здесь является привитие детям с аутизмом заинтересованности в профессиональном обучении, раннее поощрение склонностей к тому или иному труду. В книге под названием «Развивая таланты» она пишет: «Чтобы ребенок вырос успешным, родители должны помогать ему развивать полученные от природы таланты. Часто, эти таланты являются первым шагом на пути к доходной работе. Рисование, умение писать рассказы и статьи, конструирование, программирование или ландшафтный дизайн могут стать первыми шагами на пути к устроенному будущему».

Вот пять примеров организаций, которые помогают в осуществлении важной и социально ответственной задачи трудоустройства людей с аутичным спектром.

1. В сфере компьютерных технологий

В 2013 году немецкая фирма-разработчик компьютерных программ SAP объявила о планах по трудоустройству сотен программистов и тестировщиков с аутизмом, из-за их способности «думать по-другому и продвигать этим развитие». SAP сотрудничает с учрежденным в Германии фондом, цель которого – продвигать более широкое использование талантов людей с аутизмом.

2. В пищевой отрасли

В некоторых штатах США в ресторанах и банкетных залах используют труд людей с аутизмом и с другими расстройствами развития и мышления. Не все они могут быть официантами, но с работой на кухне, уборкой и техническими работами они отлично справляются.

3. В области искусств

Осенью 2015 года американская некоммерческая организация «Круг дружбы» начинает реализацию проекта по творческому обучению людей с аутизмом и другими расстройствами в девяти сферах:

  • Рисовании
  • Прядении
  • Глиноделии
  • Фотографии
  • Мастерстве гравировки
  • Компьютерной графике
  • Работе по дереву
  • Изготовлении рам для картин
  • Кулинарии

В рамках проекта будут создана собственная галерея, где будут выставляться и продаваться предметы искусства, а также собственное кафе и банкетный зал, где будут трудоустроены люди с аутизмом. Это – лишь один из примеров таких проектов по всей Америке.

4. В торговых сетях

Крупные американские корпорации-ритейлеры часто нанимают людей с аутизмом для работ в залах (расстановка продукции на полках, уборка) и не только. Люди с аутизмом помогают обрабатывать и исполнять полученные через интернет заказы, грузить товары, вести учет, выполнять технические работы. Обычно корпорации пользуются услугами специальных организаций, которые осуществляют обучение персонала из числа лиц с аутизмом.

5. В малом бизнесе

На мойках машин в Америке часто используют труд людей с аутизмом из-за их хорошей переносимости монотонного труда, большого внимания к мелочам и ответственности.