Курс реформ сперанского годы. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. по пространству - общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все

В 1805 г. процесс реформирования государственного управления был прерван в связи со вступлением России в серию войн с наполеоновской Францией (1805-1807), закончившихся для российского самодержавия вынужденным Тильзитским миром, который подорвал престиж императора в глазах дворянства. Стремясь восстановить свой авторитет дальновидного политика, Александр I принял решение продолжить реформы, направленные прежде всего на совершенствование государственного устройства.

Разработка новых законопроектов была поручена статс-секретарю, заместителю министра юстиции М. М. Сперанскому, выходцу из семьи провинциального священника. Благодаря своему трудолюбию и выдающимся способностям Сперанский смог пробиться в высшие слои российской бюрократии и стать выдающимся государственным деятелем. В 1809 г. по поручению Александра I он разработал проект коренных государственных преобразований - «Введение к Уложению государственных законов». Целью предложенных М. М. Сперанским реформ являлась постепенная замена самодержавного правления конституционным и ликвидация крепостного права. В проекте реализовывались буржуазно-либеральные принципы государственного управления: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, народное представительство, выборное начало. Высшим законодательным органом должна была стать Государственная дума, судебным - Сенат, а исполнительным - Комитет министров. Законодательная инициатива оставалась в руках царя и высшей бюрократии, но суждения Думы должны были выражать «мнение народа».

За императором сохранялись широкие политические и административные полномочия, право помилования и г.д. Избирательные права следовало предоставить дворянам и людям среднего состояния (купцам, мещанам, государственным крестьянам), имевшим недвижимость. Вводились гражданские права: «никто не мог быть наказан без судебного приговора». Для предварительного рассмотрения законов и координации деятельности высших государственных учреждений предполагалось создать Государственный совет, члены которого назначались императором.

Проект государственных реформ, составленный Сперанским, был признан императором «удовлетворительным и полезным». Однако консервативные круги увидели в этом плане посягательство на «священные основы» российской государственности и выступили против него. Полностью проект осуществить не удалось. Из предложений Сперанского были реализованы только те, которые касались создания Государственного совета и завершения министерской реформы. В 1810 г. был создан Государственный совет - высший законосовещательный орган при царе. Его главная задача определялась как приведение всей правовой системы страны к единообразию. Все текущее делопроизводство было сосредоточено в канцелярии Государственного совета, которой руководил государственный секретарь. Первым государственным секретарем стал М. М. Сперанский. С 1811 г. начал действовать важный законодательный акт - «Общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу: число министров увеличилось до 12, четко определялись их структура, пределы власти и ответственности.

В 1809 г. был издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, обязаны были поступить на гражданскую или воинскую службу. Все чиновники должны были иметь соответствующее образование - знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику.

Противники М. М. Сперанского видели в его преобразованиях «преступления». Историк Н. М. Карамзин в адресованной Александру I «Записке о древней и новой России», которая стала своего рода манифестом всех консервативных сил, любые попытки ограничения «спасительной царской власти» называл злом.

Резкие выпады консерваторов в адрес Сперанского привели к его отставке в марте 1812 г. и отстранению от государственных дел на долгие годы. Сначала он был сослан в Пермь, потом жил в своем имении в Новгородской губернии. В 1816 г. его вернули на государственную службу, назначив гражданским губернатором Пензы, а в 1819 г. - генерал-губернатором Сибири. В Петербург М. М. Сперанскому позволено было вернуться только в 1821 г. Император назвал отставку талантливого чиновника «вынужденный жертвой», на которую ему пришлось пойти, чтобы снизить рост недовольства среди большинства дворян, противившихся любым переменам.

В последующие годы реформаторские устремления Александра I отразились во введении конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819-1820). В этом проекте предусматривались разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства, но все эти предложения остались на бумаге.

Более удачными оказались реформы в армии, проведенные в 1808- 1810 гг. военным министром А. А. Аракчеевым, который вошел в доверие к Александру I еще во время царствования Павла I, а затем стал другом императора. Он отличался безупречной честностью, преданностью царю, беспощадностью и бесчеловечностью в своей исполнительской деятельности. «Без лести предан» - такой девиз был на гербе графа А. А. Аракчеева.

Готовясь к неизбежному военному столкновению с Наполеоном, Аракчеев полностью реформировал артиллерию, стремился навести порядок в армейском хозяйстве, сделал вооруженные силы более мобильными. После войны 1812 г. влияние Аракчеева на Александра I усилилось. К 1815 г. Аракчеев сосредоточил в своих руках огромную власть: он руководил Госсоветом, Комитетом министров, Собственной Его Императорского Величества канцелярией.

Именно с деятельностью Аракчеева связан ряд серьезных преобразований. Так, в 1816-1819 гг. была проведена крестьянская реформа в Прибалтике. Согласно «Положению об эстляндских крестьянах» и «Положению о лифляндских крестьянах» крепостное население получало личную свободу, но без земли, которая признавалась помещичьей собственностью. При этом крестьянам предоставлялось право владения землей на условиях аренды с последующей возможностью се выкупа у помещика. Составляя проект аграрной реформы, Аракчеев помнил указание царя «не стеснять помещиков, не применять к ним насильственных мер».

Процесс проведения государственных реформ в России, который начался в начале 18 века был прерван после вступления страны в войну с Францией в 1805- 1807 гг. Эта война закончилась Тильзитским миром, невыгодным для России, из-за чего престиж императора был подорван. Поэтому, чтобы восстановить свой авторитет, император Александр I решил продолжить начатые реформы по совершенствованию государственного устройства.

Разработка реформ была предложена заместителю министра юстиции М. М. Сперанскому.

Суть реформ М.М. Сперанского

Сперанский был хорошим и исполнительным государственным служащим, отличался выдающимися способностями и трудолюбием, сам пробился в высшие слои российской бюрократии.

В 1809 г. Сперанский представил проект коренных государственных изменений - «Введение к Уложению государственных законов».

Целью реформы являлись два главных положения:

  • замена самодержавного правления конституционным;
  • отмена крепостного права.

В предложенном Сперанским проекте реформ отражались буржуазно-либеральные принципы:

  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  • народное представительство;
  • выборное начало.

Согласно проекту, Государственная дума должна быть высшим законодательным органом, Сенат - судебным органом, а Комитет министров - исполнительным органом.

Из проекта реформ Сперанского следовало следующее:

  1. Государственная дума должна была выражать «мнение народа», однако инициатива принятия новых законов оставалась в руках императора и его бюрократии.
  2. Император сохранял за собой политические и административные полномочия.
  3. Дворянам и среднему сословию (купцам, мещанам, государственным крестьянам, имевшим недвижимость) должны предоставляться избирательные права.
  4. Обозначились гражданские права. Например, никто не мог быть наказан без судебного приговора.
  5. Предлагалось создать Государственный совет для рассмотрения законов и координации деятельности высших государственных учреждений.

Предоставленный проект реформ император одобрил, назвав его «удовлетворительным и полезным». Но приближенные императора выступили против проекта, увидев в нем «посягательство на священные основы российской государственности» .

Из предложенных Сперанским реформ были одобрены и реализованы лишь те, которые касались создания Государственного совета и завершения министерской реформы.

В 1810 г. был создан высший законосовещательный орган - Государственный совет. Основной задачей нового органа стало приведение правовой системы к общему единообразию. Государственный секретарь руководил канцелярией Государственного совета и занимался всем текущим делопроизводством.
Первым государственным секретарем был назначен М. М. Сперанский.

В 1811 году Сперанский ввел новый законопроект - «Общее учреждение министерств», который завершал министерскую реформу. Согласно законопроекту, численность министров увеличилась до 12 человек, разделялись их пределы ответственности, определялась структура и т.п.

В 1809 г. произошло издательство «Указа о придворных званиях». Данный указ определял следующее:

  1. Служба при дворе не имеет никаких привилегий.
  2. Те, кто имеет придворные звания, должны поступать на воинскую службу или гражданскую.
  3. Чиновники обязаны иметь соответствующее образование, обязательно знать базовые дисциплины: право, историю, иностранный язык, статистику, математику.

Так, у М. М. Сперанского появилось множество врагов, назвавших его преобразования преступными . Поэтому М. М. Сперанский вынужден был уйти в отставку в марте 1812 г. Он был отстранен от государственного управления вплоть до 1816 года и сослан в Пермь.

В 1816 г. его вернули на государственную службу и присвоили звание губернатора Пензы, в 1819 году он стал генерал-губернатором Сибири.

В 1821 году император пригласил М. М. Сперанского в Петербург, указав, что его отставка была «вынужденный жертвой» , на которую ему пришлось пойти, чтобы снизить рост недовольства среди большинства дворян, противившихся любым переменам.

Важно отметить, что при Александре I были предприняты попытки следующих реформ:

  1. 1815 г. - введении конституции в Царстве Польском.
  2. 1809 г.- в результате присоединения Финляндии к России император сохранил сейм и конституционное устройство Финляндии.
  3. 1819 - 1820 гг.- создание Н. Н. Новосильцевым «Уставной грамоты Российской империи». Согласно грамоте власть делилась на законодательную, исполнительную и судебную, вводился принцип равенства граждан перед законом и федеративный принцип государственного управления. Важно отметить, что данный проект принят не был и остался только на бумаге.
  4. 1808- 1810 гг.- реформы А.А. Аракчеева.

Основные положения реформ А.А. Аракчеева

А.А. Аракчеев был военным министром, пользовавшимся доверием у Александра I. В 1808 году он начал проведение реформ в армии. А.А. Аракчеев характеризовали как честного и преданного военного, который отличался беспощадностью в своей исполнительской деятельности (его девизом был следующий: «Без лести предан» ).

Аракчеев провел следующие реформы:

  • реформирование артиллерии;
  • порядок в армейском хозяйстве;
  • сделал вооруженные силы мобильными.

После войны с Наполеоном в 1812 году, влияние Аракчеева на императора значительно усилилось. Он подчинил себе Госсовет, Комитет министров, Собственную Его Императорского Величества канцелярию.

Именно с деятельностью Аракчеева связан ряд серьезных преобразований, в том числе крестьянская реформа (1816-1819 гг.) Реформа была проведена в Прибалтике и отображалась в двух законопроектах - «Положении об эстляндских крестьянах» и «Положении о лифляндских крестьянах».

Согласно реформе крестьяне получали личную свободу, однако без земли, т.к. земля признавалась помещичьей собственностью. Так же крестьянам предоставлялось право владения землей на условиях аренды с последующей возможностью выкупа. Когда Аракчеев составлял проект этой реформы, он руководствовался указом императора
«не стеснять помещиков, не применять к ним насильственных мер».

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.

Первый этап (1802-1807)

На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.

Второй этап (1808-1810)

После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:

  1. В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.
  2. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.
  3. Социальные преобразования. Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».
  4. Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.
  5. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.
  6. Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.
  7. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

  1. Огромное сопротивление российского дворянства.
  2. Не решительность самого императора в проведении реформ.
  3. Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране.
  4. Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки.

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.

После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.

Разделы: История и обществознание

Средства обучения: иллюстрации: портреты Сперанского, Александра I, схема “Система органов государственной власти по проекту Сперанского” (Приложение 1) , схема “Система центрального управления Российской империи в первой половине XIX века” (Приложение 2).
Опережающее задание: прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе, подготовить сообщения по теме.
План урока:

  1. Повторение реформаторской деятельности Александра I.
  2. Основные вехи биографии М.М. Сперанского.
  3. Проект политической реформы: замыслы и результаты.
  4. Причины отставки Сперанского.
  5. Подведение итогов

Цель урока: рассмотреть предпосылки и содержание реформаторских проектов Сперанского, проанализировать причины их неполной реализации. Определить последствия принятых по его предложению решений. Дать характеристику Сперанскому не только как государственному деятелю, но и как человеку. Подчеркнуть такие черты как ум, трудолюбие, желание служить на благо России. На основе самостоятельной работы с источниками развивать умение излагать суждения о причинно-следственных связях, проводить поиск необходимой информации, объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности людей в истории. Объяснять смысл, значение исторических понятий.

Основные понятия: реформа, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, гражданские права, избирательные права.

Основные даты: 1809 – “Введение к уложению государственных законов”.
1810 - Создание Государственного Совета.
1812 - Отставка Сперанского.

В своем вступительном слове учитель подчеркивает, что по уму и таланту Сперанский, несомненно, самый замечательный из государственных людей, работающих с Александром I. Наполеон увидел Сперанского в свите Александра в Эрфурте. Французский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. “Не угодно ли вам будет, государь, - спросил он Александра, - променять этого человека на какое-нибудь королевство?” Для актуализации знаний учащихся в начале урока можно организовать работу над вопросами:

  1. Почему первый период царствования Александра I вошел в историю под названием ”эры либерализма”, а Пушкин охарактеризовал как “дней александровых прекрасное начало”?
  2. Для чего был создан “Негласный комитет”? Почему он не стал официальным органом? Кто входил в этот комитет?
  3. Перечислите первые указы Александра I. Какие из них вы считаете главными?
  4. Перечислите меры,которые были приняты Александром для смягчения крепостного права. Эффективны ли были эти меры?
  5. Охарактеризуйте систему центрального управления Российской империи в первой половине XIX века.
  6. Какой из органов был создан по инициативе Сперанского?

К реформаторской деятельности этого человека мы обращаемся сегодня на уроке.
На втором этапе урока учащиеся делают краткие сообщения по основным этапам деятельности Сперанского, которые были подготовлены дома (3-4 человека). Перед классом ставится задание выписать в тетрадь основные вехи жизни Сперанского, перечислить личные качества, которые помогли ему сделать карьеру.

Материал для сообщений учащихся.
М.М. Сперанский родился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - в главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные способности выдвинули его из среды учеников, и по окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. Сперанский сам, без какой-либо протекции сумел не только выбраться в люди, но и познакомиться без посторонней помощи с лучшими политическими, экономическими и юридическими сочинениями на французском языке, который он усвоил в совершенстве. За 4 года из домашнего секретаря князя Куракина он успел, исключительно в силу своих дарований, выдвинуться в статс-секретари императора (с 1807 года). А в 1803 году он уже стал директором департамента Министерства иностранных дел, заняв сей генеральский пост в 31 год. Впрочем, хвастать Сперанский не любил. Был трудолюбив, скромен, сдержан и устремлен к одной цели: переустройству Отечества в интересах Отечества. В 1803 - 1807 г.г. Сперанский составил несколько проектов государственных реформ, а в 1809 г. готовит по поручению Александра I план государственных преобразований – “Введение к уложению государственных законов”. Но задуманные им реформы так и не удалось реализовать. В 1812 году его ссылают в Нижний Новгород, а затем - в Пермь. Возвращается он в Петербург только в 1822 году. По отношению к нему Александр I был лукав. Одной рукой он возвышал его, давал награды (графский титул, орден Святого Александра Невского), другой - принимал доносы на Сперанского, поручил министру полиции тайный надзор за ним и близкими ему людьми.

Сперанский был знаком со многими декабристами и был очень популярен в их среде. Декабристы предлагали включить его во временное правительство, действующее до выборов в новые органы власти. Хотя сам Сперанский не имел об этом ни малейшего представления. Но вот - виток истории, и реформатор начала века в 1825 году судит декабристов, которые и вышли-то на Сенатскую площадь, потому что реформы Сперанского не были доведены до конца. Он был членом Верховного уголовного суда над декабристами, был членом ряда высших государственных комитетов в 20 - З0-е годы, а в 1833 закончил составление 15 - томного “Свода законов Российской империи”. Оставив мечты о конституции, Сперанский теперь стремился к наведению порядка в управлении, не выходя за рамки самодержавного строя. Император Николай I присутствовал при одобрении Свода законов Государственным Советом, снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил его на Сперанского. И еще одна ироничная усмешка истории: в 1835 - 1837 г.г. М.М. Сперанский преподавал юридические науки наследнику престола, будущему императору Александру II, который отменил крепостное право и даже настроился на подписание Конституции (чему помешал взрыв террористов). Интересны религиозные поиски Сперанского. Он был из настоящей русской священнической среды. В четыре года уже читал “Апостола”, учился с отличием во Владимирской семинарии. Жена - англичанка, родив ему дочь, умерла. Оставшись с младенцем на руках, Сперанский вновь обратился за утешением к религии, - но не своей, православной, в которой воспитывался, а, скорее, к протестантизму. И понадобились сплетни, обвинения в шпионаже, ссылка в Новгород и Пермь, чтобы Сперанский вновь обратился к православию.

На 3 и 4 этапах урока организуется лабораторно-практическая работа в групповой форме.
Задание группам: На основе схемы “Система органов государственной власти по проекту Сперанского” и текстам документов охарактеризуйте основные направления политической реформы Сперанского и ее принципы.
1 группа.
“Сперанский утверждал, что в целях предотвращения революции необходимо дать стране Конституцию, которая, не затронув самодержавного правления, вводила бы выборные законодательные органы и принципы разделения властей в организации государственной власти. “Конституции во всех почти государствах устрояемы были в разные времена отрывками и по большей части среди жестоких политических превращений. Российская Конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайности обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти, которая, устрояя политическое состояние своего народа, может и имеет все способы дать ему самые правильные формы”. Однако план Сперанского не предусматривал введения конституционного строя в России по типу западноевропейских стран, то есть ограничения власти монарха Конституцией. Цель проекта, как ее четко определил Сперанский, состояла в том, “чтобы облечь правление самодержавное всеми внешними формами закона, оставив в существе ту же силу и то же пространство самодержавия”. Самодержавная власть императора, действующего в рамках закона, вполне совмещалась с предлагаемым им новым политическим устройством страны. В плане Сперанского в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей - на законодательную, исполнительную и судебную (разумеется, при верховенстве власти самодержавного монарха”. Император назначает министров, членов сената и Государственного Совета.

2 группа.
“В каждом волостном центре (селении или небольшом городе) каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности (независимо от их сословной принадлежности) составляется собрание - волостная дума. Волостная дума избирает депутатов в окружную думу. Окружная дума, кроме выборов председателя, его главного секретаря, окружного совета и окружного суда, избирает депутатов в губернскую думу и рассматривает вопросы о местных нуждах в границах своего органа. Каждые три года из числа депутатов от окружной думы собирается и губернская дума, избирающая председателя, секретаря, губернский суд и депутатов в высший представительный орган страны - Государственную думу. Председатель (или “канцлер”) Думы назначался “верховной властью” (императором) из числа представленных Думой трех ее кандидатов. Дума собирается ежегодно в сентябре месяце и заседает столько времени, сколько требует повестка дня. За императором остается право прервать сессию Думы или совершенно ее распустить. “Предложение” на рассмотрение Думой законов “принадлежит одной державной власти”. Таким образом, Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладала правом законодательной инициативы. Дума была ограничена в своем контроле над деятельностью министров. Таким образом, Государственная дума хотя и называлась Сперанским “законодательным учреждением”, но, по существу, это был консультативный, совещательный орган. Даже в таком варианте Дума не будет создана”.

3 группа.
“Принцип выборности использовался и при формировании судебной власти, но только в трех ее первых инстанциях: волостного, окружного и губернского судов. Высшей судебной инстанцией (“верховным судилищем для всей империи”) являлся Сенат судебный (в отличие от Сената правительствующего). Он состоял из четырех департаментов - двух по гражданским и двух по уголовным делам, по одному в Петербурге и Москве. Реформа Сената, предложенная Сперанским, не была реализована.
По такому же принципу, как и судьи, формировалась и исполнительная власть. Три первые ее инстанции (волостное, окружное к губернское управления) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях. “Управление государственное” (министерства) как высшая инстанция формировалось из числа лиц, назначаемых императором и перед ним ответственных. В этой части проекта Сперанским были изложены те принципы, которые были потом воплощены в законодательных актах 1810 - 1811 г.г., завершивших министерскую реформу. Были точно определены меры ответственности министров и сферы деятельности министерств.

4 группа.
“По плану Сперанского, высшим органом, который призван был объединить деятельность законодательной, судебной и исполнительной властей, должен быть Государственный Совет. “В порядке государственных установлении Совет представляет орган, - писал Сперанский, - в коем все действия частей законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению в порядке законодательном, судебном и исполнительном”.

Государственный Совет был создан 1 января 1810 года. Государственный Совет:
а) оценивал содержание законов и саму необходимость
реформирования;
б) разъяснял смысл законов;
в) принимал меры к их исполнению.

5 группа.
“В своем проекте Сперанский предлагает предоставить гражданские права всему населению, хотя и в неравной степени:
“1. Никто без суда наказан быть не может.
2. Никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого,
но по закону, определяющему род службы по состояниям.
3. Всякий может приобретать собственность движимую и
недвижимую и располагать ею по закону.
4. Никто не обязан отправлять общественных повинностей по
произволу другого, но по закону или добровольным условиям”.

За дворянами сохранялось право владеть крепостными крестьянами, хотя в принципе Сперанский был против крепостного права и разрабатывал проект его постепенной ликвидации.
Избирательные права должны быть представлены всем, имеющим собственность, то есть для первых двух сословий. Соответственно этому он устанавливал новое сословное деление:

  1. дворянство;
  2. “среднее состояние” (купцы, мещане, государственные
    крестьяне);
  3. “народ рабочий”(помещичьи крестьяне, домашние слуги и т. д.)

Допускался переход из низшего “состояния” в высшее путем приобретения недвижимой собственности.

Подводя итоги групповой работы по третьему пункту плана урока, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:

Основные принципы проекта политической реформы Сперанского:

  1. Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полнотой власти.
  2. Объективно первый шаг к ограничению самодержавной власти.
  3. Реализация принципа разделения властей.
  4. Три ветви власти сходятся в Государственном Совете - совещательном органе, назначаемом императором.
  5. Исполнительная власть принадлежит министерствам.
  6. Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней.
  7. Четырехступенчатые выборы в Государственную Думу.
  8. Государственная Дума должна была обсуждать предложенные ей сверху законопроекты, которые затем передаются на утверждение Государственного Совета и императора.
  9. Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.
  10. Судебные функции принадлежали Сенату, члены которого назначались императором пожизненно.
  11. Избирательное право могли иметь лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом.

Задание группам по 4 пункту плана урока: На основании текста документов выяснитепричины отставки М.М. Сперанского.

1 группа.
“Загадка его падения не так уж загадочна. Александр разошелся со Сперанским по существу. Разочаровался в его “плане всеобщего государственного образования”, которым не решалась искомая задача соглашения самодержавия с законосвободными учреждениями. Разочаровался Александр и в финансовом плане Сперанского. Сперанский тоже был недоволен Александром за то, что он “слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силен, чтобы быть управляемым”.
“В течение одного года я попеременно был поборником масонства, защитником вольности, гонителем рабства... Толпа подьячих преследовала меня за указ 6 августа эпиграммами и карикатурами; другая такая же толпа вельмож со всею из свитою, с женами и детьми преследуют меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежавшего к их сословию.., личную свою вражду старались прикрыть именем вражды государственной”.
“Трудность положения Сперанского состояла в его семинарском происхождении. Будь он побочный сын какого-нибудь вельможи, ему были бы легче все реформы. Попович - статс-секретарь и доверенное лицо у государя был бельмом на глазу у всех - его равно не могли переваривать ни один из умнейших сановников Ростопчин, ни даже екатерининские тузы”.

2 группа.
Сперанского оценивает герой романа Г.П. Данилевского “Сожженная Москва” Базиль Перовский: “Дошли, наконец, до того, что удалили от трона и сослали, как преступника, как изменника, единственного государственного человека, Сперанского, а за что? За его открытое предпочтение судебникам Ярослава и царя Алексея гениального кодекса того, кто разогнал кровавый Конвент и дал Европе истинную свободу и мудрый новый строй”.
“За неисполнение финансового плана Сперанского, попавшего в руки плохого министра финансов Гурьева, обвиняли самого же Сперанского. Раздавались голоса, что он нарочно придумал свой финансовый план, чтобы раздражить оппозицию, что он находился в преступных связях с Наполеоном. И Александр не выдержал натиска врагов Сперанского. Он считал необходимым тогда усиливать повышенное патриотическое настроение, так как отразить Наполеона он надеялся лишь в том случае, если война будет иметь народный характер; он не видел возможности вступать в объяснения и решил пожертвовать своим лучшим сотрудником ярости привилегированной толпы. Вся вина же Сперанского фактически заключалась в том, что он через одного чиновника получил копии всех важных секретных бумаг из Министерства иностранных дел, которые он мог бы, конечно, по своему положению получать, испросив на то официальное разрешение”.

3 группа.
“Реформаторской деятельности Сперанского возникла серьезная оппозиция. В Петербурге это литературные салоны Державина, Шишкова. В Москве - салон сестры Александра I - Екатерины Павловны, где ведущее место занимали один из идеологов консервативного течения Н.М. Карамзин и губернатор Москвы Ростопчин. Ненависть общества к Сперанскому нашла яркое и сильное выражение в известной записке: “О древней и новой России” Карамзина. Сущность этой записки заключалась в критике политики Александра и в доказательствах необходимости сохранения на вечные времена самодержавия в России. Главная ошибка законодателей Александрова царствования состояла, по мнению Карамзина, в том, что они вместо совершенствования учреждений Екатерины, предприняли реформы. Карамзин не щадит ни Государственного Совета, ни нового учреждения министерств. Он утверждал, что вместо всех реформ достаточно было подыскать 50 хороших губернаторов и обеспечить стране хороших духовных пастырей”.
“Активными противниками Сперанского были Н.М. Карамзин и великая княгиня Екатерина Павловна. В 1809 году она вступила в брак с принцем Георгием Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее сложился кружок консервативного направления. Великая княгиня считала конституцию “совершенным вздором, а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам”. В ее глазах Сперанский был “преступником”, овладевшим волей слабохарактерного монарха. Вражда княгини объяснялась и личными причинами. “Зловредный попович” имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини”.

4 группа.
“Против Сперанского образовалось враждебное отношение не только в придворных, но и в чиновничьих кругах. Оно особенно обострилось ввиду двух указов 3 апреля и 6 августа 1809 года, которые приписывались прямому влиянию Сперанского. Первый указ предписал, чтобы все лица, носившие придворные звания, избрали себе какую-либо службу. После этого закона все придворные звания, которые до тех пор считались должностями, стали лишь почетными отличиями. Второй указ требовал, чтобы чины коллежского асессора (VIII класс) и статского советника (V класс) давались лишь по выдержании экзамена на чин или по предъявлении университетского диплома”. Указом 6 августа были недовольны не только сами чиновники среднего звена, но и влиятельные сановники. Ведь они теряли вымуштрованных исполнительных подчиненных. “Вице-губернатор обязан знать Пифагорову фигуру, а надзиратель в доме сумасшедших - римское право”, - насмехался Н.М. Карамзин в “Записке о древней и новой России”.

5 группа.
“Присоединение России к континентальной блокаде привело к катастрофическим последствиям для ее экономики. Доходы казны в 1808 году составили 111 млн. рублей, а расходы - 248 млн. рублей. При таких условиях Сперанский получил повеление государя разработать проект оздоровления экономики. Такой план был подготовлен Сперанским к 1 января 1810г.:

  1. прекращение выпуска не обеспеченных ценностями ассигнаций;
  2. резкое сокращение государственных расходов;
  3. введение нового специального налога на помещичьи и удельные имения, направляемого затем на погашение государственного долга;
  4. введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными и составлял 50 копеек на душу;
  5. введение нового таможенного тарифа, облагавшего огромными пошлинами ввоз в Россию импортных товаров

“Что касается публики, то из финансовых планов Сперанского она сделала для себя весьма неутешительные выводы:

  1. что финансы страны пришли в плохое положение;
  2. что казна вовлечена в значительные внутренние долги;
  3. что на покрытие расходов не хватает обыкновенных средств,
    поэтому предстоят новые налоги;

Подводя новые итоги групповой работы по четвертому пункту плана урока, учитель после выступлений учащихся делает выводы. Учащиеся записывают в тетрадь:

Основные причины отставки М.М. Сперанского:

  1. Против реформ выступили консерваторы во главе с Н.М. Карамзиным и великой княгиней Екатериной Павловной.
  2. Крайнее недовольство аристократии вызвало намерение Сперанского отменить присвоение чинов лицам, имеющим придворные звания.
  3. Чиновники были возмущены введением экзамена на чин.
  4. Императорское окружение презрительно относилось к выскочке, сыну поповича.
  5. Дворяне выступали против финансовой реформы и наделения крепостных крестьян гражданскими правами.
  6. Обвинения Сперанского в шпионаже и тайных связях с Францией и Наполеоном.
  7. Взаимное разочарование Александра I и Сперанского. “Он все делает наполовину” (Сперанский об Александре!).

В конце урока учитель подчеркивает, что Сперанский опередил свое время, многие идеи реформатора были реализованы только в начале XX века. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся записать в тетрадь свои рассуждения на тему: “Могли ли в начале XIX века реализоваться планы М.М. Сперанского?”

Михаил Михайлович Сперанский появился на свет 1 (12) января 1772 года во Владимирской губернии. Его отец был духовным причетником. С малого возраста Миша постоянно посещал храм и разбирал святые книжки совместно с дедушкой Василием.

В 1780 г. мальчик был зачислен во Владимирскую семинарию. Там, из-за собственных способностей, стал одним из лучших учащихся. После завершения обучения, Михаил становится студентом Владимирской семинарии, а далее и Александро-Невской семинарии. Окончив Александро-Невскую, Михаил начинает в ней карьеру преподавателя.

Уже в 95-ом г. стартовала общественная, политическая и социальная деятельность Сперанского Михаила Михайловича, который становится личным секретарем высокопоставленного князя Куракина. Михаил стремительно продвигается по служебной лестнице и быстро получает звание – действительный статский советник.

В 1806-ом г. Сперанский имел честь познакомиться с самим Александром I. Вследствие того, что Михаил был мудрым и прекрасно работал, вскоре он становится муниципальным секретарем. Таким образом, начинается его интенсивная реформаторская и общественно-политическая работа.

Деятельность Сперанского

Не все планы и идеи этого прогрессивного деятеля были воплощены в жизнь, но ему удалось достигнуть следующего :

  1. Рост экономики Российской Империи и экономической привлекательности государства в глазах зарубежных инвесторов помогли сформировать сильную внешнюю торговлю.
  2. Во внутренней экономике он основал хорошую инфраструктуру, что дало возможность стране стремительно развиваться и процветать.
  3. Армия госслужащих начала функционировать более результативно при минимальном количестве затраченных муниципальных ресурсов.
  4. Была создана более сильная законодательная система.
  5. Под управлением Михаила Михайловича было выпущено «Полное собрание законов Российской Империи» в 45 томах. Данный акт включает в себя законы и акты государства.

Сперанский имел огромное количество противников среди верховных чинов. К нему относились как к выскочке. Его идеи часто сталкивались с агрессивным отношением со стороны консервативных правителей общества. Это отразилось (1811 г.) в известной «Записке о древней и новой России» Карамзина и (1812 г.) в его двух секретных посланиях к императору Александру.

Особое ожесточение против Сперанского было обусловлено 2-мя проведенными им указами (1809 г.):

  1. О придворных званиях – звания камергеров и камер-юнкеров признавались различиями, с коими не связаны были практически никакие чины (в первую очередь они предоставляли чины 4-го и 5-го класса по Табелю о рангах).
  2. Об экзаменах в штатские чины – предписывалось не производить в чины коллежского асессора и гражданского советчика персон, незакончивших институтского курса либо не прошедших определенного испытания.

Против Сперанского возвысилась целая армия недоброжелателей. В очах последних он считался вольнодумцем, революционером. В мире ходили несуразные разговоры о скрытых взаимосвязях его с Наполеоном, близость войны увеличивала тревогу.

Начиная с 1812 года и до 1816 г., Михаил Михайлович пребывает в немилости царя из-за своей деятельности реформиста, так как затрагивается круг значительного числа высокопоставленных персон. Но начиная с 19-го года, Сперанский становится в Сибири генерал-губернатором всего края, а в 21-ом году уже снова возвращается в Санкт-Петербург.

После коронования Николая I, Михаил обретает пост педагога будущего государя Александра II. Кроме того, в этот период Сперанский трудится в «Высшей школе правоведения».

Неожиданно, в 1839 году 11 (23) февраля, Михаил Михайлович Сперанский скончался от простуды, так и не закончив многие свои прогрессивные реформы.

Политические реформы Сперанского

Сперанский был реформатором государства. Он считал, что Российская Империя не готова проститься с монархией, но был приверженцем конституционального порядка. Михаил полагал, что следует поменять организацию управления, внедряя новейшие законодательные акты и нормы. Согласно указу государя Александра I, Михаил Сперанский создал широкую программу реформ, которые могли изменить правительство и вывести из кризиса Россию.

В своей программе реформ он предлагал:

  • уравнивание пред законом абсолютно всех сословий;
  • сокращение затрат всех муниципальных ведомств;
  • преобразования во внутренней экономике и торговле;
  • внедрение новейшего налогового порядка;
  • создание новейшего законодательного права и формирование наиболее свершенных судебных организаций;
  • изменения в работе министерства;
  • деление законодательной власти на судебный и исполнительный орган.

Вывод:

Сперанский стремился разработать наиболее демократичные, однако по-прежнему монархичные государственные структуры, систему, где любой гражданин, независимо от его происхождения, имел бы возможность полагаться на защиту государством собственных прав.

Не все реформы Михаила были выполнены из-за боязни Александра I пред подобными кардинальными переменами. Но даже те изменения, которые удалось сделать, существенно подняли экономику страны.