Личная жизнь михаила громова. Громов михаил михайлович. Великая Отечественная война

Михаил Михайлович Громов родился в Твери 24 февраля 1899 года, в семье военного врача. Детство прошло в городах Калуга, Ржев, п. Лосиноостровский Московской области. Окончил Московское реальное училище Воскресенского. С 1910 г. начал увлеться авиамоделизмом. С 1916 г. Михаил Громов учится в Императорском техническом училище. Тогда же он занимается тяжелой атлетикой в обществе «Санитас». В возрасте 17 лет Громов установил рекорд г. Москвы в полутяжелом весе в жиме – 202,5 фунта. В этот же период он берет уроки живописи у художника Ильи Машкова.

В 1917 году Михаила Громова призывают в армию, где он прошел курс начальной военной подготовки в телеграфном батальоне, окончил авиационные теоретические курсы профессора Жуковского при Императорском техническом училище и поступил в Московскую лётную школу. Свой первый самостоятельный полет он совершил на Фармане-30 после всего лишь 43 минут тренировочных полетов.

В 1918 году Громов вступил в ряды рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) и окончил Московскую лётную школу в которой был оставлен лётчиком-инструктором. Михаил Громов обучал курсантов полетам и осваивал высший пилотаж на самолетах «Моран» и «Ньюпор».

В ноябре 1919 — ноябре 1920 гг. принимает участие в Гражданской войне лётчиком 29-го разведывательного авиаотряда Восточного фронта, а затем — лётчиком 2-го авиакрыла Приуральского сектора войск внутренней охраны. Он летал на разведку и разбрасывал листовки.

В 1920-22 гг. Михаил Громов работает лётчиком-инструктором, а затем он начальник отделения боевого применения 1-й Московской авиашколы. Одним из его курсантов был . В 1923 году Громов стал чемпионом СССР по тяжёлой атлетике в тяжёлом весе.

С июня 1924 года Михаил Громов служит лётчиком-испытателем Научно-опытного аэродрома (НОА) оценивая свойства самолетов и участвовует в разработке методики слепых и ночных полетов. Михаил Громов провёл испытания многих известных самолётов. Выполнил ряд дальних перелётов по Европе, в Китай и Японию.

С апреля 1930 года Громов являлся лётчик-испытателем, командиром авиаотряда, шеф-пилотом ЦАГИ. Он поднял в небо и провёл испытания практически всех самолётов ОКБ , созданных в 30-е годы — пассажирских самолетов АНТ-14, АНТ-20 «Максим Горький», АНТ-35, дальних разведчиков Р-6, Р-7, летающей лодки МДР-2, тяжелых бомбардировщиков , ТБ-4, ТБ-5, АНТ-42 (Пе-8), а также опытных самолётов – И-8 (АНТ-13), БОК-15 и других.

14 августа 1931 года Громов поднял в небо пятимоторный пассажирский самолет АНТ-14 (экипаж – 5 человек, пассажиры – 36 человек). Весной 1932 года во время испытательного полета над южной окраиной Москвы на четырехмоторном бомбардировщике ТБ-5 в воздухе загорелся левый задний двигатель. Громов, зная, что большинство членов экипажа (их было 12 человек) не имеют парашютов, не покинул самолет. Ему удалось сбить пламя и посадить неисправную машину на ближайший аэродром.

Осенью 1933 года он провел испытания рекордного самолета АНТ-25 и совершил на нем дальний беспосадочный перелет Москва – Севастополь – Москва – Севастополь.

В 1934 году на самолёте АНТ-25 экипаж Громова совершил дальний беспосадочный перелёт Москва – Рязань – Харьков – Днепропетровск – Харьков, преодолев 12411 км за 75 часов и 2 минуты установив мировой рекорд дальности полета. «За героический подвиг и самоотверженную работу, проявленные во время полета» полковнику Громову Михаилу Михайловичу было присвоено звание Герой Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда», как знака особого отличия для Героев Советского Союза, Громову была вручена медаль № 8.

1 мая 1935 года на самолете АНТ-20 «Максим Горький» Громов возглавлял воздушный парад над Красной площадью. Накануне вечером, во время праздничного вечера в Художественном театре ему стало плохо – открылось внутреннее кровотечение. Через несколько часов после парада в тяжелом состоянии его отвезли в госпиталь. Кровотечение оказалось язвенным. Лишь летом 1936 года, после продолжительного лечения, Громов вернулся в строй.

А самолет Максим Горький 18 мая того же года впервые взял на свой борт лучших ударников краснознаменного ЦАГИ: построивших его инженеров и техников, лучших рабочих и партработников. Гордость нашей страны и величайший в мире сухопутный самолет, на борту которого находилась типография с ротационной машиной, способной отпечатать за 1 час восемь тысяч листовок, радио («голос с неба»), кино и фотолабораторией. Это был советскийсамолет агитатор. Один из лучших летчиков ЦАГИ, Николай Семенович Журов в тот день первым пилотом «Максима Горького». Максим Горький должны были сопровождать в полете еще два самолета: с правой стороны гиганта маленький одноместный самолет под управлением Николая Благина, а слева двухместный самолет Рыбушкина с кинооператором на борту.

Какие именно инструкции получил перед полетом Николай Благин никто уже не узнает, но судя по нестыковкам кинохроники и официальной версии о проявленном им воздушном хулиганстве, а также о том, что два других героя Советского Союза - М.Водопьянов и М.Слепнев не подписались под напечатанным в газете «Правда» 20 мая 1935 г. письмо с заглавием «За штурвалом, как в бою», можно судить о том, что сидевший на третьем самолете оператор, должен был снимать фигуры высшего пилотажа, которые совершал вокруг Максима Горького летчик Благин.

«СООБЩЕНИЕ ТАСС О КАТАСТРОФЕ САМОЛЕТА „МАКСИМ ГОРЬКИЙ“

18 мая 1935 года, в 12 ч. 45 мин. в г.Москве, в районе Центрального аэродрома, произошла катастрофа с самолетом „Максим Горький“. Катастрофа произошла при нижеследующих обстоятельствах.

Самолет „Максим Горький“ совершал полет под управлением летчика ЦАГИ т. Журова, при втором летчике из эскадрильи им. Максима Горького т. Михееве, имея на борту пассажиров, ударников ЦАГИ в количестве 36 человек (в этом числе шестеро детей. — А, К.).

В этом полете самолет „Максим Горький“ сопровождал тренировочный самолет ЦАГИ (истребитель И-5. — А. К.) под управлением летчика Благина.

Несмотря на категорическое запрещение делать какие бы то ни было фигуры высшего пилотажа во время сопровождения, летчик Благин нарушил этот приказ и стал делать фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от самолета „Максим Горький“ на высоте 700 метров.

При выходе из мертвой петли летчик Благин своим самолетом ударил в крыло самолета „Максим Горький“.

Самолет „Максим Горький“ вследствие полученных повреждений от удара тренировочного самолета стал разрушаться в воздухе, перешел в пике и отдельными частями упал на землю в поселке „Сокол“ в районе аэродрома.

При столкновении в воздухе также погиб летчик Благин, пилотировавший тренировочный самолет. Похороны погибших приняты на государственный счет и состоятся 20 мая с.г.

Правительством решено выдать семьям погибших по 10 000 р. единовременного пособия каждой семье и установить повышенное пенсионное обеспечение.

Образована Комиссия по похоронам в составе: Хрущев, Харламов (начальник ЦАГИ. — А. К.), Ткачев (начальник ГУ ГВФ. — А. К.)».

15 сентября 1936 года Михаил Громов на пассажирском самолете АНТ-35, испытания которого он только что закончил, с семью членами экипажа и пассажирами совершил беспосадочный перелет и установил авиационный рекорд скорости, преодолев 1266 километров за 3 часа 38 минут со скоростью 350 километров в час.

В начале ноября на АНТ-35 Громов вылетел в Париж для участия в XV-й Парижской выставке. В выставке участвовал и Чкалов со своим экипажем. Обсудив возможность трансарктического перелета, летчики решили обратиться к Сталину с просьбой разрешить в будущем году лететь в Америку через Северный полюс на двух самолетах.

С 12 по14 июля 1937 года Громов вместе с Юмашевым и Данилиным на АНТ-25 совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (США), преодолев 10148 км по прямой за 62 часа 17 минут.

Был установлен абсолютный рекорд дальности полета по прямой, а также два рекорда в классе С (сухопутные самолёты) — полета по прямой и ломанной линии. Весь экипаж, первыми среди отечественных авиаторов, был удостоен высшей награды Международной авиационной федерации (ФАИ) за лучшее достижение 1937 года — медали Анри де Лаво. Громов был награжден орденом Ленина, а Юмашеву и Данилину было присвоено звание Героев Советского Союза.

Горючего Громову хватало и до Панамы, но пересекать границу Мексики ему не разрешили и пришлось садиться, не выработав топливо полностью. Потом предприимчивый хозяин пастбища, на котором приземлился экипаж Громова, разливал этот бензин по пузырькам и продавал в качестве сувениров. Громов, Юмашев и Данилин пробыли в Америке целый месяц, принимая участие в различных торжественных мероприятиях, в том числе были приняты президентом США Рузвельтом. После чего на пассажирском лайнере «Нормандия» отплыли в Европу.

В 1937 г. Высшая аттестационная комиссия присвоила Громову ученое звание профессор по технической эксплуатации самолетов и моторов. 22 февраля 1938 года ему было присвоено воинское звание комбриг. В 1940 году Громову было присвоено звание лётчик-испытатель 1-го класса. В 1940-41 гг. — начальник Научно-технической группы Наркомата авиационной промышленности. С марта 1941 г. Громов — начальник Лётно-исследовательского института Наркомавиапрома.

В августе-декабре 1941 г. комбриг Громов находился в правительственной командировке в США для приобретения американских стратегических бомбардировщиков Boeing В-17 «Flying fortress». Американцы отказались продать «летающие крепости», предложив взамен двухмоторные бомбардировщики В-25. Не помогло даже вмешательство Рузвельта. Громов ни с чем вернулся назад.

С декабря 1941 Михаил Громов командовал 31-й авиадивизией Калининского фронта. В феврале 1942 он был назначен командующим ВВС Калининского фронта. 3 мая 1942 года комбригу Громову было присвоено воинское звание генерал-майор авиации. С мая 1942 по май 1943 гг. генерал-майор авиации Громов командовал 3-й воздушной армией. 30 апреля 1943 года Громову было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации. С мая 1943 года Михаил Громов — командующий 1-й Воздушной армией. В составе его армии воевал авиаполк «Нормандия». Французское правительство, отмечая заслуги Громова на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, наградило его командорским орденом Почетного легиона. С июня 1944 года Михаил Михайлович Громов — начальник Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС. 19 авгуcта 1944 года Громову было присвоено воинское звание генерал-полковник авиации.

В 1946-49 годы Громов был заместителем командующего Дальней авиацией. В 1949-54 годы — начальник Управления лётной службы Министерства авиационной промышленности, в 1954-55 гг. — начальник отдела лётной службы Минавиапрома.
С 1955 г. — в запасе.

В 1959-61 гг. — Громов являлся председателем Федерации тяжёлой атлетики СССР. В 1969 году ему было присвоено звание заслуженный мастер спорта СССР.

Михаил Михайлович Громов — Герой Советского Союза, награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами.

Михаил Михайлович Громов скончался 22 января 1985 года. Он похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Имя Громова носит Лётно-исследовательский институт в г. Жуковский Московской области, на территории которого установлен его бюст, а также улица в Москве и площадь в городе Жуковский.

Громов, Михаил Михайлович

(24.02.1899-22.01.1985) - знаменитый советский летчик, Герой Советского Союза (№ 8, 1934), кавалер ордена Почетного легиона, генерал-полковник авиации (1944), профессор (1937). Участник Гражданской войны. С 1931 г. был шеф-пилотом ЦАГИ, затем ОКБ А. Н. Туполева. В 1940-1941 гг. - начальник ЛИИ. Во время Великой Отечественной войны был командиром авиадивизии, командующим ВВС фронта, командующим Воздушными армиями. С 1944 г. - начальник Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации, в 1946-1949 - зам. командующего Дальней авиацией, затем (до 1955 г.) на руководящей работе в МАП. Совершил перелеты: по замкнутому протяженному маршруту (совместно с А. И. Филиным, 1934), Москва-Северный полюс-Сан-Джасинто в США (совместно с С. А. Данилиным и А. Б. Юмашевым, 1937) и др. Громов - один из первых советских летчиков, получивших награду FAI - медаль А. де Лаво (1937). Автор книги "Через всю жизнь". Его имя присвоено Летно-исследовательскому институту.

Гро мов, Михаил Михайлович

Род. 1899, ум. 1985. Советский летчик. Установил в 1934 г. мировой рекорд дальности полета (св. 12 тыс. км), вместе с А. Юмашевым и С. Данилиным совершил в 1937 г. беспосадочный перелет Москва - Северный полюс - США. Герой Советского Союза (1934), с 1944 г. генерал-полковник авиации.

Громов, Михаил Михайлович

(24.2.1899-22.1.1985). Летчик-испытатель. Родился 24 февраля 1899 в городе Тверь. Русский. Детство и юность провел в Калуге, Ржеве, поселке Лосиноостровский (ныне - в черте Москвы). В 1916-1917 учился в МВТУ, в 1917 окончил авиационные теоретические курсы при МВТУ. В армии с 1917. В 1918 окончил Московскую летную школу, оставлен в ней летчиком-инструктором. В 1924-1930 - на летно-испытательной работе в НИИ ВВС, в 1930-1941 - в ЦАГИ. Провел испытания многих известных самолетов. Выполнил ряд дальних перелетов по Европе, в Китай и Японию. 10-12 сентября 1934 на самолете АНТ-25 (второй пилот - А. И. Филин, штурман - И. Т. Спирин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелет по замкнутому маршруту - 12411 км за 75 часов. Звание Героя Советского Союза Михаилу Михайловичу Громову присвоено 28 сентября 1934 года за выполнение перелета и проявленные при этом мужество и героизм. В 1937 на АНТ-25 совершил беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-Сан-Джасинто (США), установив 2 мировых авиационных рекорда дальности полета. С марта по август 1941 - начальник Летно-исследовательского института. Участник Великой Отечественной войны: в декабре 1941 - феврале 1942 - командир 31-й смешанной авиадивизии (Калининский фронт); командующий ВВС Калининского фронта (февраль-май 1942); командующий 3-й (май 1942 - май 1943) и 1-й воздушными армиями (май 1943 - июнь 1944). В 1944-1946 - начальник Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС. После войны в 1946-1949 - заместитель командующего Дальней авиацией. В 1949-1955 - начальник Управления летной службы МАП. С 1955 генерал-полковник авиации Громов - в запасе. В 1959-1961 - председатель Федерации тяжелой атлетики СССР. Жил в Москве. Умер 22 января 1985. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Заслуженный летчик СССР (1925), заслуженный мастер спорта СССР (1969), профессор (1937). Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 3 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами. Удостоен медали де Лаво (ФАИ) (1937). Его именем названа улица в Москве, площадь в городе Жуковский Московской области.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Громов, Михаил Михайлович" в других словарях:

    Михаил Михайлович Громов 24 февраля 1899 22 января 1985 Место рождения Тверь Место смерти Москва Принадлежность … Википедия

    Громов Михаил Михайлович Энциклопедия «Авиация»

    Громов Михаил Михайлович - М. М. Громов Громов Михаил Михайлович (1899—1985) — советский лётчик, генерал полковник авиации (1944), профессор (1937), Герой Советского Союза (1934). В Советской Армии с 1918. Окончил теоретические курсы авиации имени… … Энциклопедия «Авиация»

    - (1899 1985) генерал полковник авиации (1944), Герой Советского Союза (1934). В 1934 мировой рекорд дальности полета (св. 12 тыс. км), в 1937 беспосадочный перелет Москва Северный полюс США с А. Б. Юмашевым и С. А. Данилиным. В Великую… … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 12(24).2.1899, Тверь, ныне Калинин], генерал полковник авиации (1944), Герой Советского Союза (28.9. 1934), заслуженный лётчик СССР, профессор (1937). Член КПСС с 1941. Родился в семье врача. Окончил теоретические курсы им. Жуковского при… … Большая советская энциклопедия

    - (1899 1985) советский лётчик, генерал полковник авиации (1944), профессор (1937), Герой Советского Союза (1934). В Советской Армии с 1918. Окончил теоретические курсы авиации имени Н. Е. Жуковского при Высшем техническом училище (1917),… … Энциклопедия техники

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Громов. Михаил Михайлович Громов Дата рождения 12 февраля (24 февраля) 1899(1899 02 24) Место ро … Википедия

    - (1899 1985), генерал полковник авиации (1944), Герой Советского Союза (1934). В 1934 совершил мировой рекорд дальности полёта (свыше 12 тыс. км), в 1937 беспосадочный перелёт Москва Северный полюс США с А. Б. Юмашевым и С. А. Данилиным.… … Энциклопедический словарь

    - (1899, Тверь 1985, Москва), лётчик, генерал полковник авиации (1944), Герой Советского Союза (1934). В 1918 окончил школу лётчиков. В 1934 установил мировой рекорд дальности полёта (свыше 12 тыс. км). В 1937 осуществил беспосадочный перелёт… … Москва (энциклопедия)

    24 февраля 1899 22 января 1985 Место рождения Тверь Место смерти Москва Принадлежность … Википедия

Михаил Михайлович Громов родился 24 февраля 1899 года в Твери. Детство и юность провёл в Калуге, Ржеве, посёлке Лосиноостровский (мыза Раево, ныне - в черте Москвы).

Согласно своей автобиографии, публикация которой в начале 70-х гг. XX века была чрезвычайно затруднена по причине цензуры (автор назвал этот процесс «хождением по мукам»), Михаил Громов имел в своём социальном происхождении как дворянские, так и крестьянские корни. Отец, Михаил Константинович Громов - происходил из семьи дворянской интеллигенции. Как человек чрезвычайно одарённый, он рано проявил разнообразные способности, в том числе в музыке и рисовании. После гимназии он поступил на медицинский факультет Московского университета и далее служил военным врачом.

Мать, Любовь Игнатьевна Андреева, происходила из малограмотной крестьянской семьи, когда подросла, то убежала из дому в Петербург, чтобы получить образование. Там она окончила акушерские курсы, вернулась в Тверь и повстречалась с Михаилом Константиновичем Громовым. Вскоре они тайно обвенчались. Брак их был «неравным» и родные отца М.Громова, узнав о нём, вынуждены были этот брак отвергнуть.

Учеба и карьера

  • В 1916-1917 учился в МВТУ
  • В 1917 окончил авиационные теоретические курсы при МВТУ
  • С 1917 в армии
  • В 1918 окончил Московскую лётную школу, оставлен в ней лётчиком-инструктором
  • В 1924-1930 - на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС
  • 22 февраля 1938 - комбриг
  • В 1930-1941 - в ЦАГИ
  • С марта по август 1941 - начальник Лётно-исследовательского института.

Достижения

Провёл испытания многих известных самолётов. Выполнил ряд дальних перелётов по Европе, в Китай и Японию.
10-12 сентября 1934 года на самолёте АНТ-25 (второй пилот - А. И. Филин, штурман - И. Т. Спирин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту - 12411 км за 75 часов.

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, лётчику-испытателю Громову Михаилу Михайловичу 28 сентября 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза, а Филин А. И. и Спирин И. Т. награждены орденами Ленина.
В 1937 на АНТ-25 (второй пилот - А. Б. Юмашев, штурман - С. А. Данилин) совершил беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США), установив 2 мировых авиационных рекорда дальности полёта. За этот перелёт Громов М. М. был награждён орденом Ленина, а Юмашеву А.Б и Данилину С. А. присвоены звания Героев Советского Союза. Международная авиационная федерация (ФАИ) наградила пилотов и штурмана медалью Анри де Лаво за лучшее достижение 1937 года.

Великая Отечественная война

  • декабрь 1941 - февраль 1942 - командир 31-й смешанной авиадивизии (Калининский фронт)
  • февраль - май 1942 - командующий ВВС Калининского фронта
  • 3 мая 1942 - генерал-майор авиации
  • май 1942 - май 1943 - командующий 3-й воздушной армией
  • 30 апреля 1943 - генерал-лейтенант авиации
  • май 1943 - июнь 1944 - командующий 1-й воздушной армией
  • 19 августа 1944 - генерал-полковник авиации
  • 1944-1946 - начальник Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС.

После войны

  • 1946-1949 - заместитель командующего Дальней авиацией
  • 1949-1955 - начальник Управления лётной службы МАП
  • C 1955 года генерал-полковник авиации Громов - в запасе.
  • 1959-1961 - председатель Федерации тяжёлой атлетики СССР

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах).

Звания

  • Заслуженный лётчик СССР (1925)
  • Герой Советского Союза (1934)
  • Профессор (1937)
  • Заслуженный мастер спорта СССР (1969)

Награды

  • медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 8
  • 4 ордена Ленина
  • орден Октябрьской Революции
  • 4 ордена Красного Знамени
  • орден Суворова 2-й степени
  • орден Отечественной войны 1-й степени
  • 3 ордена Красной Звезды
  • медаль де Лаво (ФАИ)
  • советские медали и иностранные награды

Память

Именем М. М. Громова названы улицы в Твери, Москве (Улица Громова), Севастополе, Екатеринбурге, Витебске, Днепропетровске, Челябинске, Владивостоке, площадь в г. Жуковском Московской области, самолёт Ту-160 (разбился в 2003 году), самолет Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот - Российские Авиалинии» (борт 96015). Имя прославленного лётчика носит Лётно-исследовательский институт.
МОУ Лицей №14 имени М.М. Громова в г. Жуковский пионерская дружина школы № 64 г. Свердловска носила имя М. М. Громова. А также средняя общеобразовательная школа № 227 города Киева носит имя М. М. Громова.

Имя Громова упоминается в песне «Боевая Сталинская»

Сочинения

  • Через всю жизнь - М.: Молодая гвардия, 1986
  • О лётной профессии - М., 1993
  • На земле и в небе. - 3-е изд., доп., испр. - М.: Гласность, 2011. 528 с., ил., 1 000 экз., ISBN 978-5-903780-12-9

В прошлом веке Россия занимала лидирующие позиции в судостроении. В распоряжении ученых были новые ледоходы. Научные экспедиции финансировались за счет государства. Это приносило свои плоды.

Хотя не обходилось и без курьезных ситуаций. Одним из сложнейших случаев стало дрейфование судна, которое в кинематографе получило название «Михаил Громов». Ледокол застрял во льдах Антарктиды в 1985 году, простояв так 133 дня. Как же на самом деле назывался корабль? И что известно о тех сложных и героических событиях?

Прототип судна

«Михаил Громов» - ледокол, который стал основным местом событий картины 2016 года. Прототип же его называется «Михаил Сомов». Настоящий ледоход был заложен в 1974 году Херсонским судостроительным заводом, а год спустя спущен на воду.

Он использовался в плаваниях в северных широтах, был способен пробивать толщу льда до семидесяти сантиметров. Свое название судно получило в честь советского который умер за два года до спуска «Михаила Сомова» на воду.

Ледокол участвовал в двадцать одной советской и российской Антарктических экспедициях. Специалисты смогли изучить гидрометеорологический режим Южного океана, высаживаясь на берега Антарктики. Также судно использовали для доставки необходимого оборудования и провианта исследователям.

Три дрейфа

Днем рождения судна считается 08.07.1975 года, когда на нем был поднят флаг СССР. За годы эксплуатации «Михаил Громов» (ледокол в картине 2016 года) пережил вместе с экипажем три дрейфа.

Впервые это случилось в 1977 году. Ледокол должен был доставить груз на антарктическую станцию «Ленинградская». Судно находилось в тридцати милях от места назначения, когда обстановка ухудшилась. Его унесло в западном направлении на пятьдесят шесть миль. Нагромождения обломков льда не позволили судну двигаться. Дрейф продолжался пятьдесят три дня, с февраля по март 1977 года.

Второй дрейф лег в основу упомянутого выше фильма. Случилось это в 1985 году.

В третий раз ледокол дрейфовал в 1991 году. Судно направлялось к станции «Молодежная», чтобы эвакуировать около ста пятидесяти полярников. Когда люди были доставлены на борт, «Михаил Сомов» вдруг оказался зажат льдами и не смог выйти. Людей пришлось вывозить с помощью вертолетов. В условиях полярной ночи это была сложная задача. Судно дрейфовало с августа по декабрь 1991 года.

133 дня в ледовом плену

История, которая легла в основу сюжета о ледоколе «Михаил Громов», случилась в 1985 году. Судно выполняло очередной рейс в Антарктиду к станции «Русская». Она располагалась вблизи моря Росса.

Этот район всегда славился тяжелым ледовым массивом. Рейс ледокола задержался, поэтому к станции он приблизился к началу антарктической зимы. Судну необходимо было завершить смену зимовщиков, разгрузить топливо и продукты. Из-за усиления ветра корабль заблокировали тяжелые льдины. Он застрял в море Росса.

Для анализа ситуации были задействованы спутники и ледовая авиаразведка. В относительной близости от ледокола был только «Павел Корчагин», но он не мог подойти. Было принято решение эвакуировать экипаж вертолетом. Семьдесят семь человек были доставлены на «Павла Корчагина». Остаться приняли решение пятьдесят три члена экипажа. Возглавлял их капитан Валентин Родченко.

В мае корабль чуть было не выбрался из плена, но усиленные ветра начали сносить льды вместе с кораблем на юг. В июне было принято решение спасать ледокол с помощью «Владивостока». Капитаном спасательной экспедиции был назначен Геннадий Анохин.

История спасения

Пока «Владивосток» добирался к месту назначения, экипаж прототипа ледокола «Михаил Громов», история которого не может не привлекать внимания, экономил топливо и продовольствие. Стирку и баню устраивали только два раза в месяц. Члены экипажа освобождали ото льда руль с винтом, перебирали двигатели. К приходу помощи все должно было работать идеально.

В июле вертолет приземлился рядом с дрейфующим судном. Он доставил медиков и товары первой необходимости. В это время всего в двухстах километрах от «Михаила Сомова» во льдах застрял «Владивосток».

К счастью, спасательное судно было отпущено льдами на следующее утро. За событиями 26.07.1985 года следил весь Советский Союз. Наконец в Москву пришло сообщение, что «Владивосток» добрался до дрейфующего ледокола. Начался вывод последнего из зоны тяжелых льдов.

Суда смогли достичь открытого океана к августу 1985 года. Вскоре они оказались у берегов Новой Зеландии. Отдохнув четыре дня в Веллингтоне, они отправились каждый своим курсом - во Владивосток и Ленинград.

Примечательно, что в спасательной экспедиции принимал участие известный всем сегодня спортивный комментатор Он охотно делится воспоминаниями о тех событиях. Именно после них руководство ТАСС согласилось перевести Гусева в спортивную редакцию. Об этом он просил уже долгое время.

Такова реальная история ледокола «Михаил Громов» 1985 года, точнее, его прототипа. Несмотря на то что он дрейфовал трижды, наибольшую огласку принял случай, который произошел в середине восьмидесятых годов двадцатого века.

На основе реальных событий

Фильм про ледокол «Михаил Громов» был создан в 2016 году. Режиссер опирался на исторические факты, а также на рассказы участников тех событий.

Некоторые моменты были преувеличены, другие - упущены. Не стоит забывать, что фильм не может полностью повторять реальную историю. Режиссер смог создать реалистичный захватывающий сюжет. Какое судно использовалось, чтобы показать ледокол «Михаил Громов» (история 1985 года)?

При создании картины использовался атомный ледоход под названием «Ленин». Он расположен в Мурманске на вечной стоянке. По конструкции он отдаленно напоминает дрейфовавшее сто тридцать три дня судно. Съемки проходили в сложных погодных условиях на протяжении трех месяцев.

Современное состояние

Ледокол смог пережить не только три дрейфа, но и развал Советского Союза. Он до сих пор в строю и используется для доставки топлива и провианта в Арктику. Это свидетельствует о том, что советские инженеры могли делать машины, которые исправно служат в сложнейших погодных условиях на протяжении многих десятилетий.

Мужество и отвага русских ученых всегда поражают обычных людей. Экипаж не покинул дрейфующее судно. Люди доказали, что слаженность действий и целеустремленность способны творить чудеса. Им удалось вызволить судно из ледового плена и доставить целым и невредимым в порт.

Учитывая высокую квалификацию и талант первоклассного летчика, ему поручались летные задания, прославлявшие нашу Родину.

1925 год: М.М.Громов - участник первого дальнего перелета советских летчиков Москва - Пекин - Токио. За образцовое выполнение задания его наградили орденом Красного Знамени, а японское правительство представило к высшей награде своей страны - "Ордену восходящего солнца". В этом же году М.М.Громову было присвоено звание Заслуженного летчика СССР.

1926 год: вместе с механиком Е.Родзевичем М.Громов совершил рейд по столицам Европы на самолете АНТ-3 "Пролетарий". Задание было блестяще выполнено. Первый советский цельнометаллический самолет пролетел 7150 км за 34 часа 15 мин летного времени.

"Старые летчики Франции , - пишет в своей книге "Через всю жизнь" М.М.Громов, - прислали поздравления и приняли меня в свой самый почетный клуб "Старые стволы". После этого полета за мной утвердилось негласное название летчика № 1. Что может быть более почетным, высоким и дорогим! "

1929 год: на пассажирском самолете АНТ-9 "Крылья Советов" М.Громов выполнил еще один дальний перелет по маршруту Москва - Берлин - Париж - Рим - Лондон - Варшава, покрыв расстояние 9037 км за 53 летных часа.

1934 год: экипаж в составе М.М.Громова, А.И.Филина и И.Т.Спирина на самолете АНТ-25 установил мировой рекорд дальности беспосадочного полета по кривой - 12411 км за 75 часов (предыдущий мировой рекорд в 9104 км принадлежал с 1933 года французским летчикам).

28 сентября 1934 года за героизм и самоотверженность, проявленные во время испытаний самолета АНТ-25 Михаилу Михайловичу Громову было присвоено звание Героя Советского Союза.

1936 год: на новом самолете АНТ-35 М.Громов совершил перелет из Москвы в Ленинград и обратно в рекордно короткий срок, расстояние 1266 км пройдено за 3 часа 38 минут (средняя скорость 350 км/ч).

Июль 1937 года: на самолете АНТ-25 (РД-1) экипаж в составе М.М.Громова, А.Б.Юмашева, С.А.Данилина осуществил беспосадочный перелет по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Джасинто (США). Расстояние 10148 км пройдено за 62 часа 17 минут. Советские летчики установили мировой рекорд дальности по прямой. Члены экипажа были удостоены звания Героев Советского Союза, а Михаил Михайлович был награжден орденом Красного Знамени.
Международная авиационная федерация ФАИ наградила участников перелета медалью де Лаво за лучшее достижение 1937 года. В течение трех лет перед этим медаль никому не присуждалась за отсутствием достойных кандидатов.

1937 год: Высшая аттестационная комиссия присвоила М.М.Громову ученое звание "Профессора по технической эксплуатации самолетов и моторов".

1941 год: М.М.Громова назначают в только что созданный Летно-исследовательский институт (ЛИИ) Наркомата авиационной промышленности. Он стал первым его начальником.

26 апреля 1986 года Постановлением Совета Министров СССР Летно-исследовательскому институту МАП присвоено имя Героя Советского Союза Михаила Михайловича Громова.

В начале Великой Отечественной войны М.М.Громов с группой советских летчиков командируется в США за получением самолетов по ленд-лизу.

С первых чисел декабря 1941 года М.М.Громов - в действующей армии: сначала командир 31 смешанной авиационной дивизии, затем Командующий ВВС Калининского фронта. С мая 1942 г. - командующий 3-й воздушной армией, с мая 1943 г. - командующий 1-й воздушной армией. За умелое руководство французскими летчиками эскадрильи "Нормандия", входившей в состав 1-й воздушной армии, М.М.Громов был награжден правительством Франции высшим орденом страны - Командорским орденом Почетного легиона.

Июнь 1944 года: М.М.Громов был назначен на должность начальника Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации, а затем, в 1946 году, - заместителем командующего Дальней авиации по боевой подготовке.