Линкоры-гиганты. Линкоры и броненосцы

После прихода к власти Гитлера Германия тайно приступила к строительству больших кораблей. В конце тридцатых годов был разработан так называемый план «Z», в соответствии с которым немцы собирались построить восемь линкоров, пять тяжелых крейсеров, четыре авианосца и 12 крейсеров меньшего тоннажа. «Гвоздями» программы предстояло стать линкорам «Бисмарк» и «Тирпиц».

Англо-германское соглашение по морским вооружениям от 1935 г. позволяло Германии построить два 35 000-тонных линкора, но по своему водоизмещению «Бисмарк» и «Тирпиц» превышали установленный лимит. Стандартное водоизмещение линкора 42000 тонн, а при полной загрузке - 50000 тонн.
Орудия главного калибра, восемь 381-мм, размещались в четырех двухорудийных башнях. Все башни носили собственные имена: носовые - Антон и Брюн, кормовые - Цезарь и Дора. И в тот год, когда вермахт раздвинул границы рейха от Пиренеев до Нордкапа, от Атлантики до Одера, корабль стал боеспособен.


"Бисмарк" и "Принц Ойген" в боевом походе

К маю 1941 г. он вместе с крейсером «Принц Евгений» уже действовал в Северной Атлантике, однако первому его плаванию было суждено сделаться и последним. Линкор не успел еще выследить ни одного конвоя союзников, когда самого его обнаружили разведчики КВМФ. «Худ» и «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецким соединением рано утром 24 мая. Британские корабли начали бой в 5:52 утра на расстоянии 22 км. К 6:00 корабли находились на расстоянии 16-17 км. В это время на «Худе» раздался взрыв, по-видимому, вызванный попаданием пятого залпа «Бисмарка», корабль разорвало на две части, и он утонул за считанные минуты. Кроме трех человек, вся команда, состоящая из 1417 человек, погибла. Линкор «Принц Уэльский» продолжал бой, но очень неудачно: он был вынужден пойти на сближение до 14 км с двумя немецкими кораблями, чтобы избежать столкновения с тонущим «Худом». Линкор вышел из боя под дымовой завесой, получив семь попаданий. «Худ» стал одной из крупнейших потерь, понесенных Британским флотом во время Второй мировой войны. Гибель "Худа" английский народ воспринял как национальную трагедию.


"Бисмарк" переносит огонь на линкор "Принц Уэльский" после потопления "Худа". Самая известная фотография "Бисмарка"

Бисмарку тоже крепко досталось. Не те были моряки англичане, чтобы умирать безнаказанными. Три тяжелых снаряда поразили левый борт линкора, скорее всего, все три – с Принца Уэльского.Первый поразил линкор в середине корпуса ниже ватерлинии, пронзил обшивку ниже броневого пояса и внутри корпуса разорвался, в результате чего затопило электростанцию №4 по левому борту. Вода начала поступать и в соседнюю котельную №2, но аварийные партии течь остановили. Второй снаряд пронзил корпус выше броневого пояса и вышел с правого борта, не взорвавшись, однако проделав пробоину диаметром 1.5 метра. В результате в помещения бака влилось порядка 2000 тонн воды, была повреждена топливная цистерна, и линкор лишился 1000 тонн топлива. Плюс след от растекающегося топлива… Общим итогом всех этих попаданий было то, что скорость Бисмарка упала до 28 узлов. Появились дифферент 3 градуса на нос и крен 9 градусов на левый борт, из-за чего правый винт время от времени обнажался. Пришлось принять воду в балластные танки, чтобы устранить крен.
Это было столкновение титанов – крупнейшие на тот момент линейные корабли мира испытали себя и свои силы, и дело кончилось гибелью одного из этих гигантов.

А потом наступил час расплаты. За «Бисмарком» погналась эскадра из 47 кораблей и 6 субмарин Её Величества.«Бисмарк» попытался достигнуть берегов Франции, но был вновь обнаружен и подвергся торпедной атаке самолетов «Суордфиш» с борта британского авианосца «Арк Ройал». В результате налета торпеды поразили корабль в одно из самых уязвимых мест. После чего его, уже с поврежденными рулями, атаковали британские линкоры «Король Георг V» и «Родни» с дистанции 20 000 метров, а позже к ним присоединились «Норфолк» и «Дорсетшир». В конечном счете 27 мая 1941 г. немецкий линкор пошел ко дну, торпедированный британским крейсером «Дорсетшир». С начала битвы до гибели Бисмарка прошло почти два часа, линкор показал необычайную живучесть. Худ - флагман британского флота, утопили за 6 минут, Бисмарк смогли утопить только за 74.
После боя британцы подсчитали: чтобы затопить тевтонского зверя, им пришлось выпустить 8 торпед и 2876 снарядов главного, среднего и универсального калибра (от 406 мм до 133 мм).

Битва в Датском проливе

Битва в Датском проливе, известная также как Исландская битва, была по сути своей коротким боевым столкновением, длившемся чуть больше четверти часа. Но это было столкновение титанов – крупнейшие на тот момент линейные корабли мира испытали себя и свои силы, и дело кончилось гибелью одного из этих гигантов.

Ранним утром 24 мая распогодилось, улучшилась видимость. Немцы следовали курсом 220 градусов со скоростью 28 узлов, и в 05.25 гидроакустики Принца Ойгена обнаружили шумы винтов двух кораблей по левому борту. В 05.37 немцы визуально заметили то, что поначалу было принято ими за легкий крейсер, на дистанции 19 миль (35 км) по левому борту. В 05.43 обнаружили еще один силуэт, пробили боевую тревогу. На Бисмарке все еще не определились с тем, что именно они наблюдают, ошибочно считая, что это – тяжелые крейсеры. А дело-то в том, что точное опознавание кораблей противника имело огромное значение для предстоящего боя, так как требовалось определить тип снарядов для стрельбы. Командир артиллерии Принца Ойгена, капитан-лейтенант Паульс Яспер, решил волевым решением, что они наблюдают тяжелые крейсеры англичан, и приказал зарядить орудия соответствующими снарядами. В действительности с немцами стремительно сближались Худ и Принц Уэльский, курсом 280 градусов, имея скорость 28 узлов. Вполне вероятно, что вице-адмирал Холланд, зная о слабости линейного крейсера Худ в бою на дальних дистанциях, хотел сблизиться, насколько возможно, чтобы получить преимущества или хотя-бы свести на нет возможные выгоды для противника. Так что у Лютьенса не было выбора, ввязываться в бой или нет. Бой был неизбежен.

Англичане тоже оплошали в распознавании силуэтов, и решив, что головным должен был быть Бисмарк, Холланд приказал Худу и Принцу Уэльскому открыть огонь по головному. После чего британские корабли подвернули на 20 градусов вправо, тем самым приняв курс 300 градусов. В 05.52 Холланд наконец разобрал, что головным идет не Бисмарк, и отдал соответствующие команды, однако почему-то Худ продолжал отслеживать головного – Принца Ойгена. Принц Уэльский правильно выполнил команду и перевел прицелы на Бисмарка, следовавшего в кильватере Принца Ойгена на расстоянии приблизительно мили. Внезапно для всех, в 05.52.5 Худ открыл огонь, будучи на дистанции 12.5 миль. Вслед за ним выплюнул первые залпы и Принц Уэльский. Оба корабля дали залпы из носовых башен, кормовые не могли быть введены в дело из-за слишком острого угла сближения. Адмирал Лютьенс сообщил командованию радиограммой «Вступил в бой с двумя тяжелыми кораблями противника» - и отдался стихии боя.

Первые снаряды с Принца Уэльского разделились – часть пролетела над Бисмарком, часть упала в море по корме. У Принца Уэльского немедленно с открытием огня начались технические неполадки, и для начала вышло из строя первое орудие первой носовой башни. Следующие залпы Уэльского также в цель не попали, просвистев над арийскими головами и разорвавшись в безопасной дали. Первые залпы Худа стали недолетом, окатив, впрочем, крейсер водой от разрывов – напомню, что Худ открыл огонь по Принцу Ойгену.

Снаряды мерзавцев англичан стали ложиться все ближе и ближе, а немецкие орудия все еще молчали. Командир артиллерии Бисмарка, капитан-лейтенант Адальберт Шнейдер, запросил «добро» на ведение огня, не дожидаясь команд с КП корабля. Адальберт находился на КП управления огнем на фок-мачте. Наконец, в 05.55, когда англичане подвернули на 20 градусов и тем самым помогли немцам понять, что они имеют дело с Худом и линкором класса Кинг Георг V, Бисмарк открыл огонь, и немедленно вслед за ним – Принц Ойген. В это время дистанция была порядка 11 миль (20300 метров). Оба германских корабля сосредоточили огонь на головном корабле противника, линейном крейсере Худ. Первый залп Бисмарка – недолет. В это время командир Принца Ойгена приказывает командиру минно-торпедной БЧ, лейтенанту Рейманну, зарядить торпедные аппараты левого борта торпедами диаметром 53.3 см и открыть огонь, не дожидаясь команд с мостика, как только корабль достигнет зоны торпедного огня, на усмотрение лейтенанта. 5-й залп Уэльского опять с перелетом, однако шестой, не исключено, поразил линкор, хотя Принц Уэльский попадания не зафиксировал. Ответный огонь немцев иначе, как снайперским, назвать нельзя. В 05.57 Принц Ойген зафиксировал первое попадание, его снаряды поразили Худ в районе грот-мачты. Разрывы снарядов вызвали большой пожар, пламя распространилось до второй дымовой трубы.

Досталось и Бисмарку, то было знаменитое попадание, которое пробило топливный танк, и теперь за линкором оставался след в виде широкого мазутного пятна. Лютьенс приказал Принцу Ойгену перенести огонь на Принца Уэльского, а артиллеристам Бисмарка – открыть огонь из орудий второго калибра по Принцу Уэльскому.

В 06.00 Худ и Принц Уэльский начали подворачивать влево на 20 градусов, тем самым давая возможность вступить в дело кормовым башням главного калибра. И как раз в это время пятый залп Бисмарка накрыл Худ прямыми попаданиями. Дистанция на тот момент была уже менее 9 миль (16668 м). По меньшей мере один снаряд из залпа, калибром 15 дюймов, пробил насквозь броневой пояс Худа, влетел в пороховой погреб и там взорвался. Раздавшийся затем взрыв ужаснул очевидцев своей силой. Худ, Великий Худ, в течении 20-ти лет бывший самым крупным линейным кораблем в мире, гордость Королевского флота, раскололся надвое и затонул всего за три минуты. В точке с координатами 63 градуса 22 минуты северной широты, 32 градуса 17 минут западной долготы. Первой затонула кормовая часть, кормой вверх, за ней последовала носовая, форштевнем вверх. Никто и корабль покинуть не успел, настолько все было быстро. Из 1418 человек, находившихся на борту, спаслось всего трое… Погибли адмирал Холланд и его штаб, командир корабля Ральф Керр и другие офицеры. Троих уцелевших подобрал из воды эсминец Электра и позже высадил их в Рейкьявике.

После взрыва Худа, Бисмарк подвернул вправо и перенес огонь на пока еще живого Принца Уэльского. Линкор англичан вынужден был также подвернуть, чтобы не врезаться в тонущие останки Худа, и таким образом, оказался между тонущим Худом и немцами, представляя из себя прекрасную цель. Немцы своего не упустили. В 06.02 снаряд Бисмарка разрывается в боевой рубке Принца Уэльского, убив всех, кто там был, за исключением командира линкора Джона Каттералла и еще одного человека. Дистанция сократилась до 14000 метров, теперь даже снаряды крупнейшего зенитного калибра Принца Ойгена могли достать до бедолаги Уэльского, и само собой, зенитные установки также открыли огонь. Если английский линкор не хотел разделить участь Худа, ему надо было уносить ноги. И поскорее. Англичане выставили дымовую завесу и бросились отступать на максимальной скорости. Им крепко досталось – четыре попадания от Бисмарка и три от Принца Ойгена. Напоследок, пылая местью, англичане дали три залпа из башни “Y”, управляемой на момент стрельбы самостоятельно, однако безуспешно, все залпы прошли мимо. В 06.09 немцы дали последний залп, и Битва Датского пролива закончилась. Многие моряки с Принца Уэльского, наверное, после этого похода поставили в церкви свечи в память своего спасителя, адмирала Лютьенса. Дело в том, что англичане были поражены тем фактом, что германские рейдеры не стали добивать Принца Уэльского. Скорее всего, причина тут одна – Лютьенс торопился уйти от спешащих к месту боя главных сил англичан, и решил не тратить время на погоню. Нет сомнений, Лютьенс и окрыленные победой моряки рейдеров ничего в тот момент не хотели сильнее, чем догнать Уэльского и отправить в компанию Худу, однако обстоятельства – из-за выбора, сделанного Лютьенсом - были сильнее.

Принц Ойген от огня англичан не пострадал никак, если не считать ставшей мокрой от близких разрывов палубу и несколько осколков, бессильно об эту палубу звякнувших. А вот Бисмарку крепко досталось. Не те были моряки англичане, чтобы умирать безнаказанными. Три тяжелых снаряда поразили левый борт линкора, скорее всего, все три – с Принца Уэльского. Первый поразил линкор в середине корпуса ниже ватерлинии, пронзил обшивку ниже броневого пояса и внутри корпуса разорвался, в результате чего затопило электростанцию №4 по левому борту. Вода начала поступать и в соседнюю котельную №2, но аварийные партии течь остановили. Второй снаряд пронзил корпус выше броневого пояса и вышел с правого борта, не взорвавшись, однако проделав пробоину диаметром 1.5 мерта. В результате в помещения бака влилось порядка 2000 тонн воды, была повреждена топливная цистерна, и линкор лишился 1000 тонн топлива. Плюс след от растекающегося топлива… Третий снаряд пронзил катер без всяких других последствий.

Общим итогом всех этих попаданий было то, что скорость Бисмарка упала до 28 узлов. Появились дифферент 3 градуса на нос и крен 9 градусов на левый борт, из-за чего правый винт время от времени обнажался. Пришлось принять воду в балластные танки, чтобы устранить крен.

Технически говоря, ничего серьезного с Бисмарком не случилось. Он не потерял боеспособности, скорость оставалась достаточной, из экипажа только 5 человек получили легкие ранения – проще сказать, царапины. Самым серьезным последствием стала потеря немалой части топлива.

После боя рейдеры остались на прежнем курсе, следуя в юго-западном направлении. У Лютьенса были две возможности – либо вернуться, пока не поздно, в Норвегию, либо продолжать прорыв в Атлантику.

Сегодня все эксперты считают, что лучшим выходом было повернуть назад в Норвегию, попутно добив Принца Уэльского. Двумя путями – либо Датским проливом, либо путем покороче, проходом Фареры – Исландия, хотя там был немалый риск встречи с главными силами англичан - линкор Кинг Георг V, авианосец Викториес, легкие крейсеры Кения, Галатея, Аврора, Нептун и Гермион, эсминцы Эктив, Ингелфилд, Интрепид, Лэнс, Пунджаб и Виндзор. Несомненно также, что на этом варианте настаивал командир Бисмарка Линдеманн.

Однако Лютьенс сообщает командованию, и приказывает рейдерам, следовать во Францию, в Сент-Назер. В одном он был прав, в том, что о операции Рейнбург следует пока позабыть и озаботиться ремонтом Бисмарка. Тем временем, неповрежденный Принц Ойген мог-бы там и сям покусывать вражеские конвои. Но почему Лютьенс решил прогрызаться в Сент-Назер вместо Норвегии, которая была куда как ближе? Может быть, потому, что он все еще думал больше о рейдах в Атлантике, чем о том положении, в котором оказался? Ведь из портов Франции набеги совершать было куда удобнее, чем из Норвегии, и короче. А может, потому, что всего два месяца назад он благополучно привел в Брест линкоры Шарнхорст и Гнейзенау? Говоря штампом, об этом мы никогда уже не узнаем.

В 09.50 командир Ойгена Бринкманн получил приказ семафором от Лютьенса перейти в кильватер Бисмарку и визуально оценить повреждения линкора – а именно, утечку топлива. В 11.00 Ойген опять возглавил колонну. Британские корабли продолжали преследование под командованием контр-адмирала Уэйк-Уокера – Саффолк с правого борта, Норфлок и заново родившийся Принц Уэльский – с левого. В полдень немцы легли на курс 180 градусов, строго на юг, и снизили скорость до 24 узлов.

Вот уж чего никак не ожидали в Адмиралтействе – гибели Худа. Негодующие адмиралы начали немедленно отдавать приказы о привлечениии всех имеющихся в разумных пределах хода кораблей к охоте на Бисмарка. В том числе и тех кораблей, которые были задействованы в охране конвоев.

Англичане и американцы прекрасно понимали, что такое тиранозавр линкор класса Бисмарк против беспомощных овец в конвоях, а рейд Бисмарка продемонстрировал, что стоит этого тиранозавра уничтожить. Вот почему они, получив разведданные о выходе Тирпица, поснимали и повыдирали отовсюду все, что можно, и бросили наперерез предполагаемому рейду. Боевая выучка Тирпица была ничуть не хуже таковой Бисмарка, там были сливки Кригсмарине, и задешево они-бы не погибли.

В общем, большинство конвоев в Атлантике осталось без охраны. Линкор Родней (командир Фредерик Далримпль-Гамильтон) следовал в Бостон США на ремонт в сопровождении эсминцев Сомали, Тартар, Машона и Эскимо 6-й флотилии, попутно сопровождая лайнер Британник (27759 тонн водоизмещением, использовался как транспорт для перевозок воинских частей) – завернули и его, не пожалев лайнер. Сказано было: «Если лайнер не может следовать за вами, оставьте с ним один эсминец, и бросьте его к черту».

Линкор Рамиллес (командир Артур Рид) сопровождал конвой НХ-127. Приказ: «Немедленно следуйте в западном направлении с тем, чтобы рейдеры противника оказались между вами и преследующими его нашими силами». А конвой, соответственно, как-нибудь перебьется.

Линкор Ривендж (командир Эрнст Арчер) формировал конвой в Галифаксе, в тот-же день в 15.00 он уже несся на всех парах на встречу с Бисмарком, нанесшим столь сильную обиду Гранд Флиту Владычицы морей.

Утром 24 мая Лютьенс решил, что крейсеру надо далее следовать самостоятельно, а в 14.20 семафором сообщил о своем решении командиру Ойгена Бринкманну. Приказ гласил: «Во время дождевого шквала, Бисмарк ляжет курсом строго запад. Принц Ойген будет следовать прежними курсом и скоростью минимум три часа после ухода Бисмарка. Затем крейсеру следует дозаправиться топливом с танкеров Белчен или Лоринген. Затем действовать против конвоев противника самостоятельно. Кодовое слово начала операции – Худ».

В это время Карл Дениц отдает приказ своим волкам, всем подводным лодкам в северной Атлантике, полностью прекратить боевые действия и быть готовыми помочь Бисмарку. Дениц хотел устроить для англичан грандиозную ловушку – выставить в определенном квадрате лодки с тем, чтобы они атаковали корабли англичан, преследующие Бисмарк. В соответствии с этим замыслом, Дениц разместил лодки U-93, U-43, U-46, U-557, U-66, U-94 к югу от южной оконечности Гренландии.

В 15.40 налетел шквал, и прозвучало слово «Худ». Бисмарк подвернул вправо и лег курсом на запад, увеличив скорость до 28 узлов. Однако Саффолк был слишком близко, Бисмарк вернулся на место по корме Ойгена. Через два часа попытку повторили, на этот раз успешно. Принц Ойген оторвался, а Бисмарк, на всякий случай, в 18.30 открыл огонь по Саффолку с дистанции 18000 метров. Крейсер быстро ретировался под прикрытием дымовой завесы.

После чего Бисмарк обрушился на Принца Уэльского, обмен залпами прекратился в 18.56, попаданий с обеих сторон не было. Однако Саффолк ушел с правого борта Бисмарка и присоединился к Норфолку и Уэльскому, опасаясь, что Бисмарк все-таки поймает его и прикончит. Таким образом, с правого борта Бисмарк уже никто не преследовал. Чуть позже англичанам это дорого обошлось.

А пока выяснилось, что у линкора крайне плохо с топливом, так что Лютьенс вынужден был принять решение следовать прямиком в Сент-Назер, о чем и уведомил командование. У линкора осталось порядка 3000 тонн топлива, слишком мало для маневров и попыток оторваться от преследователей.

Если-бы тогда в Бергене они дозаправились… Если-бы не была повреждена топливная цистерна в бою в Датском проливе… История, что с ней поделаешь! Есть «если-бы» и есть то, что есть. Не переделать и не переиграть.

Еще одно крайне неприятное для немцев последствие нехватки топлива – затея с подводной ловушкой провалилась, так как Бисмарку пришлось подвернуть, чтобы спрямить курс в Сент-Назер. Ловушка осталась в стороне, а для непосвященных заметим, что дизельные подводные лодки и в надводном положении – не ровня надводным кораблям по скорости хода. То есть лодки просто-напросто не могли успеть сменить позицию. Дениц отдал приказ лодкам в Бискае готовиться прикрыть приближающийся Бисмарк, и это было все, что Дениц мог сделать для затравленного линкора.

В 15.09 адмирал Товей отрядил отдельную группу под командованием контр-адмирала Албана Куртейса, державшего флаг на крейсере Галатея. В группу вошли авианосец Викториес, легкие крейсеры Галатея, Аврора, Кения и Гермион. Задачу поставил следующую – сблизиться с Бисмарком и провести торпедную атаку.

В 22.10 на расстоянии около 120 миль от Бисмарка, с авианосца взлетели все его торпедоносцы в количестве 9-ти, 825-й эскадрильи под командованием капитан-лейтенанта Юджина Эсмонда. В 23.50 на радаре торпедоносца Эсмонда появилась отметка, однако то был не Бисмарк, а американский куттер Береговой охраны Модок. Бисмарк был в 6-ти милях далее, он заметил самолеты, открыл огонь и увеличил скорость до 27 узлов. Один Swordfish отбился от эскадрильи при прохождении облачного слоя, остальные 8 вышли в атаку приблизительно в полночь. Бисмарк отстреливался из всех видов орудий, даже главный и второй калибр вступили в дело. Поначалу Линдеманн и рулевой Ганс Гансен успешно уворачивались, и шесть торпед прошли мимо. Но все-таки англичане попали. 18-ти дюймовая торпеда МК XII ударила в правый борт в районе мидель-шпангоута, попав в броневой пояс, и броневой пояс удар выдержал! Повреждения были минимальными. Появилась первая жертва – погиб обербоцман Курт Кирхберг. Шесть человек были ранены.

Все торпедоносцы вернулись на авианосец, несмотря на яростный огонь линкора.

После налета Бисмарк снизил скорость до 16 узлов, чтобы ослабить напор воды на переборки форпика и попытаться что-нибудь отремонтировать. Дистанция между противниками уменьшилась, и в 01.31 уже 25-го мая Принц Уэльский открыл огонь. Бисмарк в долгу не остался, и на дистанции 15000 метров два линкора обменялись двумя залпами каждый, безрезультатно. На борту Бисмарка сохранялся необычайно высокий дух, по общекорабельной трансляции экипаж поздравил адмирала Лютьенса с 52-х летием – день рождения адмирала приходилось как раз на 25-е мая.

Троица, преследующая Бисмарк, начала идти противолодочным маневром из-за боязни атак немецких субмарин. В 03.06 Лютьенс увидел в этом свой шанс, отвернув вправо. Удалось – англичане его потеряли. После чего Бисмарк лег на курс 130 градусов – прямо на Сент-Назер.

Некотрое время англичане пытались восстановить контакт, но наконец, сдались, и в 04.01 Саффолк виновато радировал: «Контакт потерян». Вчерашний приказ вице-адмирала Уэйк-Уокера отвести Саффолк с правого борта Бисмарка оказался ошибкой. Бисмарк получил возможность маневра, и не преминул этой возможностью воспользоваться. Оставайся Саффолк на своем месте, Бисмарк вряд-ли смог-бы оторваться.

Забавно это или нет, но на Бисмарке так и не поняли, что они оторвались. В 07.00 Лютьенс радирует: «Один линкор и два крейсера противника продолжают преследование». В 09.00 Бисмарк шлет еще одно, довольно пространное, послание в штаб. Оба сообщения были получены командованием значительно позже 09.00, но что значительно хуже, англичане запеленговали эти радиосообщения и приблизительно вычислили позицию Бисмарка.

В 11.52 Лютьенс получил поздравительную радиограмму в свой адрес от Редера: «Самые сердечные поздравления по случаю Вашего дня рождения! Не сомневаюсь, что в наступившем новом году Вашей жизни Вы добьетесь новых славных побед, подобных той, которую вы одержали два дня назад!»

Несколько минут спустя Лютьенс обратился ко всему экипажу по корабельной трансляции: «Моряки линкора Бисмарк! Вы уже покрыли себя славой! Потопление Худа не только военная победа, это и победа духа. Худ был гордостью Англии. Теперь, конечно, враг соберет все свои силы и бросит их против нас. Поэтому я отпустил вчера Принца Ойгена в самостоятельное плавание – он будет вести свою собственную войну против торгового флота врага. Ему удалось скрыться. С нами другое дело, в бою мы получили повреждения, и теперь должны следовать во французский порт. Враг постарается перехватить нас на пути в порт, и навязать сражение. С нами весь германский народ, и мы будем драться, до последнего снаряда. Для нас теперь остается только один девиз – победа или смерть!».

Воодушевив таким образом экипаж, Лютьенс тем временем получает новое поздравление, на этот раз от Гитлера. Фюрер слал ему наилучшие по поводу и желал. Тем временем партия моряков под командованием старшего механика линкора Вальтера Леманна сооружала ложную дымовую трубу, чтобы изменить силуэт корабля и сбить с толку озверевших бриттов. В ночь с 25 на 26 Бисмарк следовал прежними курсом и скоростью, без каких-либо происшествий.

Последний бой

26 мая утром на линкоре решили перекрасить верх орудийных башен главного и второго калибров в желтый цвет. Нелегкая работа, если учитывать волнение, однако ее выполнили. Непонятно впрочем зачем, так как краска были почти сразу-же смыта.

А за несколько часов до начала лакокрасочных работ, из местечка Лох Эрн, что в северной Ирландии, вылетели две летающие лодки Каталина сил Береговой обороны. Задача была простой и очевидной на тот момент – найти проклятый линкор! Любой, черт возьми, ценой! И в 10.10 Каталина Зет (командир экипажа Деннис Бриггс) 209-й эскадрильи обнаружила проклятый линкор. Линкор также ее обнаружил и немедленно открыл огонь, довольно меткий. Каталина сбросила 4 имевшихся на борту глубинных бомбы – не для того, чтобы потопить линкор или повредить ему окраску, а для того, чтобы легче было уклоняться от злобно-меткого огня немцев. Корпус лодки был изрешечен шрапнелью, что не помешало ей отправить лаконичное радио командованию – «Линкор, пеленг 240, дистанция 5 миль, курс 150, мои координаты 49о 33 мин север, 21о 47 мин запад. Время передачи 10.30 26-го». Через 31 час после потери контакта Саффолком линкор снова поймали в сети смертельного наблюдения.

Но корабли Товея были слишком далеко, Кинг Георг V в 135 милях к северу, Родней (при макс скорости 21 узел) в 121 миле к северо-востоку. Не было у них шансов перехватить Бисмарка, никаких. При условии, что Бисмарк сохранит свою скорость и свою силу.

Этот кошмар Адмиралтейства могла перехватить только группа Н под командованием вице-адмирала сэра Джеймса Соммервилля, идущая из Гибралтара. Однако британские адмиралы, обжегшись с Худом, не хотели топить линкор Ринаун (командир Родерик МакГриггор), возглавлявший группу, и поэтому ему был дан приказ держаться от Бисмарка подальше и не строить из себя героя. Единственной возможностью задержать линкор, и при этом не погубить свои линкоры, оставались воздушные налеты. Это можно было сделать самолетами авианосца Арк Ройял.

В 08.35 десять торпедоносцев Swordfish взлетели с Арк Ройял на поиски немцев, и как только поступил доклад с Каталины, два ближайших Swordfish бросились к линкору. В 11.14 они его обнаружили. Немного погодя подлетели еще два торпедоносца с дополнительными топливными баками, сменив первых два.

В 14.50 15 торпедоносцев Swordfish под командованием капитан-лейтенанта Стюарт-Мур взлетели с Арк Ройял (командир авианосца – Лобен Маунд) с задачей атаковать Бисмарк. В 15.50 они установили с линкором РЛС-контакт. В ходе атаки англичане выпустили 11 торпед, ни одна из которых не сработала, так как что-то было не так с магнитными взрывателями. Повезло крепко – да только не Бисмарку, а легкому крейсеру англичан Шеффилд (командир Чарльз Ларком). Он отделился от сил Н с задачей поиска Бисмарка, был спутан летчиками с этим самым Бисмарком, и по ошибке атакован. Две торпеды взорвались, как только упали в воду, три прошли по корме и взорвались в волне, вызванной ходом крейсера, от 6-ти других крейсер исхитрился отвернуть. В 17.00 торпедоносцы вернулись на авианосец, и вряд-ли их встречали с оркестром. Везунчик Шеффилд, тем временем, установил контакт с Бисмарком – визуальный.

Англичане понимали, что это – их последний шанс. Вот-вот стемнеет. Если Бисмарк сейчас уйдет, на следующий день он будет во Франции. В 19.15 в воздух поднялись 15 Swordfish, в основном те-же, кто днем демонстрировал свое боевое мастерство на крейсере Шеффилд. Взрыватели на всех торпедах на этот раз установили контактные – англичане и ошибку, чуть не ставшую роковой, использовали для пользы дела.

Во время всех этих треволнений, группа Н, во главе с линкором Ринаун и авианосцем Арк Ройял, вышла на боевую позицию германской подводной лодки U-556 (командир - лейтенант Херберт Вольфарт). Позиция для стрельбы была идеальной. Но… у лодки не было торпед, свои последние «рыбки» они истратили на суда конвоя НХ-126 несколько дней назад. Все, что мог сделать Вольфарт, это сообщить в штаб данные о вражеской группе, ее место, курс и скорость. Он это и сделал, да только Бисмарку это не помогло. Что тут скажешь – судьба…

Ударная эскадрилья Swordfish на этот раз летела под командованием капитан-лейтенанта Куда, и на пути к Бисмарку пролетела над Шеффилдом, чтобы уточнить дистанцию и пеленг на линкор, причем на этот раз по Шеффилду ничего не выпустили, ни одной торпеды. Летчики, наконец, запомнили, как их собственный крейсер выглядит с воздуха.

Последние часы "Бисмарка"

Атака началась в 20.47, артиллерия линкора немедленно открыла заградительный огонь. Но не помогло, в линкор попали минимум две торпеды. Одна или две поразили линкор с левого борта в середине корпуса, другая попала в кормовую часть по правому борту. Попадание или попадания в левый борт вреда практически не причинили, спасла крупповская сталь, а вот от попадания в корму заклинило рули в положении 12 градусов влево. Бисмарк сделал циркуляцию, и затем, почти неуправляемый, стал следовать в северо-западном направлении. Как и раньше, ни одного торпедоносца сбить не удалось, хотя несколько самолетов и получили повреждения.

На этот раз повреждение линкора было настолько серьезным, что Лютьенс радировал: «Корабль неуправляем. Будем драться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер!». Хотя при чем тут фюрер?

Попадание в корму не только заклинило рули, но и привело к затоплению рулевого и соседнего с ним отсеков. То есть ремонтные работы можно был вести только под водой. Группа водолазов вошла в отсек, но работать было невозможно из-за сильнейших водоворотов. С внешней стороны – то есть за бортом, также исключалось – слишком сильное было волнение. Хотели было взорвать рули и потом управляться машинами, однако побоялись, взрывы могли повредить или уничтожить винты. Бисмарк был обречен. Самое обидное – он по-прежнему был в прекрасном даже, а не удовлетворительном состоянии, никаких серьезных повреждений, но заклинивание рулей обрекло его на неуправляемость и неизбежную гибель.

После воздушного налета практически неуправляемый Бисмарк стал рыскать в разные стороны, и сблизился с Шеффилдом. Чтобы хоть как-то развлечься, немцы пальнули по легкому крейсеру шестью залпами на дистанции около 9-ти миль. Не попали, однако осколки повредили антенну РЛС крейсера и ранили 12 человек, из которых трое впоследствии скончалось. Крейсер окутался дымовой завесой и отошел. Контакт с линкором был потерян, в 22.00 крейсер сообщил о приблизительных пеленге и дистанции на линкор подошедшим к нему эсминцам 4-й флотилии (командующий флотилии Филипп Вайан) Коссак, Маори, Зулу, Сикх и Пиорунь, последний под польским флагом.

В 22.38 поляки (командир Эджениш Плавски) засекли линкор, и получили в ответ три залпа. Несмотря на яростный заградительный огонь, эсминцы бросились в атаку. В 23.42 осколки сбили антенну РЛС эсминца Коссак. После нуля часов эсминцы начали стрелять осветительными снарядами, один из них упал на баке линкора и вызвал пожар, который был быстро потушен.

Погода для торпедных атак была неподходящей – сильное волнение, шквалы с дождем, почти никакая видимость. Не последнее слово оставалось и за Бисмарком – издыхающий лев огрызался метко и сильно, подойти на «пистолетный выстрел» не решились даже польские уланы.

Попаданий не было, хотя к 07.00 утра по Бисмарку выпустили 16 торпед.

Последний день Бисмарка встретил его штормом с северо-запада. Его сила достигла 8 баллов. В боевой рубке линкора атмосфера вряд-ли была жизнерадостной. Все понимали, что скоро на линкор набросятся главные силы противника. Бисмарк кое-как ковылял со скоростью 7 узлов и ждал конца – а что ему еще оставалось?

В 08.33 Кинг Георг V и Родней легли на курс 110 градусов, и 10 минут спустя обнаружили Бисмарк на дистанции 23000 метра.

Родней открыл огонь в 08.47, минуту спустя к нему присоединился Кинг Георг V. Дистанция была 20000 метров. Бисмарк начал огрызаться носовыми башнями «Антон» и «Бруно», целясь по Роднею. В 08.54 в дело вошел Норфолк со своими восемью 203мм орудиями, в 08.58 вспомогательный калибр Роднея присоединился к главному, также открыв огонь.

В 09.02 начались первые попадания, несколько снарядов поразили бак, фок-мачту и вывели из строя дальномер на фок-мачте. В 09.04 огоноь по Бисмарку открыл подоспевший Дорсетшир (командир Бенджамин Мартин). Теперь по Бисмарку вели огонь два линкора и два тяжелых крейсера. Разумеется, этот расстрел быстро приносил результаты – уже в 09.08 башни «Антон» и «Бруно» вышли из строя.

Управление огнем на линкоре перешло на кормовой КП, так как носовй дальномер был уничтожен. Артиллерийский офицер лейтенант Мюлленхейм-Рехберг командовал огнем Бисмарка с кормового КП, сделали 4 залпа из кормовых башен и почти было накрыли Кинг Георг V, но в 09.13 крупнокалиберный снаряд снес башню кормового КП вместе с метким лейтенантом.

Кормовые башни начали вести самостоятельную стрельбу, сосредоточившись на Роднее. Родней выпустил 6 торпед, ни одна не попала. В 09.21 кормовая башня «Дора» вышла из строя – в правом стволе взорвался снаряд. Каким-то непонятным чудом в 09.27 внезапно ожили носовые башни и дали один залп, после чего замолчали уже навсегда. 4 минуты спутся, в 09.31, последний залп сделала башня «Цар». В строю осталось несколько орудий вспомогательного калибра, но и те недолго продержались под ураганным огнем англичан. И в это время командир линкора Линдеманн отдает приказ оставить гибнущий корабль.

По мере того, как слабел огонь Бисмарка, англичане подходили все ближе. Родней оказался самым наглым и подошел на дистанцию порядка 2500 метров, открыв огонь из всего, что можно, за малым не из пистолетов. В 09.40 вырвало заднюю плиту башни «Бруно», башню охватило огнем.

В 09.56 Родней решил продолжить торпедную практику, и выпустил еще две торпеды, одна из которых, похоже, поразила левый борт Бисмарка. Все корабли англичан подошли на пистолетный выстрел – промахнуться было нельзя даже спьяну, и всаживали в гибнущий линкор снаряд за снарядом всех калибров.

Поразительно, но Бисмарк не тонул! Немного позже 10.00 Норфолк выстрелил двумя торпедами, одна из которых вроде-бы попала в правый борт. На борту упорно не тонувшего Бисмарка было разрушено все, что только можно себе представить. Люди начали прыгать за борт. Все орудия были выведены из строя, их стволы замерли в самых разных, порой причудливых, положениях. Дымовая труба и настройки походили на решето. Был полностью разрушен самолетный ангар по левому борту. Главная палуба напоминала пол на скотобойне. Уцелела лишь грот-мачта, и на ней развевался боевой флаг Бисмарка!

В 10.16 Родней прекратил огонь и ушел в сторону – на линкоре иссякало топливо.

В 09.20 с Арк Ройял взлетели 12 торпедоносцев, в 10.15 они подлетели к Бисмарку, однако в бойню не полезли – огонь своих мог смести их как мух. Кинг Георг V в горячке решил, что это немцы, и открыл по самолетам огонь – как-бы в отместку за Шеффилд, но разобравшись, огонь прекратили. Тем не менее, самолетам там делать было нечего. Торпедоносцам досталось лишь медленно кружить над кораблями и наблюдать эту драму – уникальная возможность.

В 10.20 Дорсетшир подошел к Бисмарку чуть-ли не вплотную и выпустил две торпеды 21 дюймовые MK VII, в правый борт линкора. Обе попали, но издыхающий Бисмарк не обратил на это внимания. Никакого, то есть, видимого эффекта. Крейсер развернулся, и всадил еще одну торпеду в левый борт. Линкор наконец-то стал тонуть, появился сильный крен на левый борт, орудия левого борта ушли в воду.

Наконец, на радость утомленным англичанам, в 10.39 Бисмарк нехотя перевернулся и затонул в точке 48 градусов 10 минут север, 16 градусов 12 минут запад.

С начала битвы до гибели Бисмарка прошло почти два часа, линкор показал необычайную живучесть. Первые попадания начались в 09.02, огонь прекратился в 10.16, 74 минуты кряду в Бисмарк било всем подряд, от снарядов зенитного калибра до торпед и 406мм «чемоданов». Худ утопили за 6 минут, Бисмарк не смогли утопить за 74 – ведь броневой пояс линкора выдержал все удары, и на самом-то деле линкор потонул от рук самих немцев, они открыли кингстоны! По грозе и страху англичан было выпущено снарядов:

380 снарядов калибра 40.6 cm с Роднея
339 снарядов калибра 35.6 cm с Кинг Георг V
527 снарядов калибра 20.3 cm с Норфолка
254 снарядов калибра 20.3 cm с Дорсетшира
716 снарядов калибра 15.2 cm с Роднея
660 снарядов калибра 13.3 cm с Кинг Георг V

В 11.00, всего лишь через 20 минут после гибели Бисмарка, Черчилль возвестил парламенту: «Сегодня утром с рассветом в бой с Бисмарком, потерявшим управление, вступили британские линкоры. Чем все кончилось, я пока не знаю. Похоже, что потопить Бисмарк артиллерийским огнем не удалось, и его будут добивать торпедами. Похоже, наши сейчас заняты именно этим. Да, наша потеря, Худ, велика, однако отдадим должное и Бисмарку – самому могучему линкору, с которым когда-либо дрались наши моряки. Мы его уничтожим, но до контроля Северного моря еще очень далеко, сводить победу над германским флотом к победе над Бисмарком было-бы ошибкой». Черчилль сел, в это время ему передали записку, он опять встал и провозгласил: «Я только что получил сообщение – Бисмарк уничтожен!» Парламент приветствовал эту новость криками и аплодисментами.


Вечная стоянка линкора "Бисмарк"

Впечатляющий успех линкора «Тирпиц» - наследство, оставшееся от легендарного «Бисмарка» - однотипного линейного корабля, встреча с которым навечно вселила страх в сердца англичан.

Всего порядка 20 единиц под британскими, канадскими и польскими флагами, а также 2 флотских танкера и 13 сквадронов палубной авиации - только в таком составе в апреле 1944 года британцы отважились приблизиться к Альта-фьорду – там, где под мрачными сводами норвежских скал ржавела гордость Кригсмарине - «Тирпиц».
Палубным самолетам удалось разбомбить немецкую базу и причинить надстройкам линкора серьезный ущерб. Однако, очередного «Перл-Харбора» не получилось – нанести «Тирпицу» смертельные раны англичане не смогли.
Немцы потеряли 123 человека убитым, но линкор по-прежнему представлял угрозу для судоходства в Северной Атлантике. Основные проблемы доставили не столько многочисленные попадания бомб и пожары на верхней палубе, сколько вновь открывшиеся течи в подводной части корпуса – результат предыдущей британской атаки с использованием мини-субмарин.

Всего за время стоянки в норвежских водах «Тирпиц» выдержал десятки ударов с воздуха - в совокупности, за годы войны в налетах на линкор приняло участие около 700 самолетов британской и советской авиации! Тщетно. Британцы смогли уничтожить супер-линкор только к концу войны с помощью чудовищных 5-тонных бомб «Толлбой», сброшенных «Ланкастерами» Королевских ВВС. В результате двух прямых попаданий и трех близких разрывов «Тирпиц» перевернулся и затонул.


Tallboy ("Верзила")

Краткие тактико-технические характеристики линкоров типа «Бисмарк»

Водоизмещение стандартное: 41 700 т; полное 50 900 т
Главные размеры: длина (общая) 248 м; ширина (на уровне ватерлинии) 35,99 м; осадка 8,68 м
Энергетическая установка: 12 котлов типа Вагнер, три турбины типа Блём-унд-Фосс суммарной мощностью 138 000 л.с., вращающие три гребных винта
Максимальная скорость: 29 уз.
Бронирование: толщина бортового пояса от 317 мм до 266 мм; палубы 50 мм; бронированной палубы от 119 мм до 89 мм; торпедной установки 44 мм; башен орудий главного калибра от 368 мм до 178 мм; башен противоминных орудий от 102 мм до 38 мм
Вооружение: восемь 15-дюйм. (381-мм) орудий главного калибра, 12 - 6-дюйм. (152-мм) и 16 - 4,1-дюйм. (105-мм) универсальных орудий, 15 - 37-мм и 12 - 20-мм зенитных автоматических орудий, от четырех до шести самолетов
Команда: 2092 человека

Линкор - Линейный корабль:

в широком значении, корабль, предназначенный для боевых действий в составе эскадры;

в традиционном значении (также сокращенно линкор), - класс тяжёлых бронированных артиллерийских боевых кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, при калибре орудий главного калибра 280-460 мм, с экипажем в 1500-2800 человек.

Линкоры применялись в XX веке для уничтожения кораблей противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Являлись эволюционным развитием броненосцев второй половины девятнадцатого века.

Происхождение названия

Линкор - распространенное сокращение термина «линейный корабль». Так в России в 1907 году назвали новый тип судов в память о старинных деревянных парусных линейных кораблях. Первоначально предполагалось, что новые корабли возродят линейную тактику, однако от неё вскоре отказались.

Англоязычный неполный аналог русского термина «линкор» - battleship (дословно: боевой корабль) произошёл подобным образом - английского термина, обозначавшего парусный линейный корабль. В 1794 году термин line-of-battle ship - корабль боевой линии - сокращённо записали как battle ship. В дальнейшем он употреблялся по отношению к любому боевому кораблю. С конца 1880-х годов неофициально его в Королевском Британском флоте чаще всего стали применять к эскадренным броненосцам. В 1892 году переклассификация британского флота назвала словом «battleship» класс сверхтяжёлых кораблей, куда попало несколько особо тяжёлых эскадренных броненосцев.

Дредноуты. «Только большие пушки»

Основоположником нового прорыва в развитии больших артиллерийских кораблей считается британский адмирал Джон Арбетнот Фишер. Ещё в 1899 г., командуя средиземноморской эскадрой, он отметил, что стрельбу главным калибром можно вести на гораздо большую дистанцию, если ориентироваться по всплескам от падения снарядов. Но требование заставило унифицировать всю артиллерию, чтобы избежать путаницы в определении всплесков снарядов главного калибра и среднекалиберной артиллерии. Так родилась концепция «только большие пушки» (ориг. «all-big-guns»), легшая в основу кораблей нового типа. Дальность эффективной стрельбы возрастала с 10-15 до 90-120 кабельтовых (т. е. почти на порядок!).

Другими новшествами, легшими в основу нового типа кораблей, стали централизованное управление огнём с единого общекорабельного поста и массированные применение электроприводов и корабельной электросвязи (в частности телефонной), повысивших скорость и точность наведение тяжелых орудий. Сильно усовершенствовались и сами пушки вследствие перехода на бездымный порох и изготовления орудий из высокопрочных сталей. Теперь для пристрелки достаточно было только головного корабля, а идущие за ним в кильватер ориентировались по всплескам от его снарядов. Таким образом, построение в кильватерные колонны вновь позволило в России в 1907 году возвратить термин линейный корабль. В США, Англии и Франции термин «линейный корабль» не возрождали, а новые корабли продолжали называть «battleship» или «cuirassé». В России «линейный корабль» остался официальным термином, а на практике утвердилось сокращение линкор.

Русско-японская война окончательно утвердила превосходство в скорости и дальнобойности артиллерии как главные преимущества в морском бою. Дискуссии о новом типе кораблей велись во многих странах. Например, в Италии с идеей нового линкора выступал Витторио Куниберти, а в США была запланирована постройка кораблей типа «Мичиган», но англичанам удалось опередить всех за счёт промышленно-технологического превосходства.

Первым таким кораблём стал английский «Дредноут», имя которого стало нарицательным для всех кораблей этого класса. Корабль был построен в рекордные сроки, выйдя на ходовые испытания 2 сентября 1906 г., - через год и один день после официальной закладки. «Дредноут» при водоизмещении в 22 500 тонн благодаря впервые применённой на столь крупном корабле силовой установке нового типа - паровой турбине - мог развивать скорость до 22 узлов. На «Дредноуте» было установлено 10 орудий калибра 305 мм (из-за спешки корабль оборудовали двухорудийными башнями достраивавшихся эскадренных броненосцев 1904 года закладки). Вторым калибром «Дредноута» был противоминный - 27 орудий калибра 76 мм. Артиллерия среднего калибра отсутствовала. Главное бортовое бронирование «Дредноута» включало два отдельных бронепояса: ватерлиния защищалась 279-мм плитами выше которых до уровня средней палубы шла 203-мм броня. Горизонтальное бронирование состояло из двух броневых палуб, перекрывающих верхнюю и нижнюю кромки бортового броневого пояса. Верхняя броневая палуба «Дредноута», находившаяся в уровне его средней палубы, простиралась от форштевня до кормового траверза и представляла собой настилку из 18-мм мягких стальных плит. Под ней, в уровне нижней палубы, между носовым и кормовым барбетами проходила главная броневая палуба, состоявшая из двух слоев (25 + 18 мм) мягкой броневой стали. На расстоянии около 3 м от наружного борта она плавно опускалась в виде скоса к нижней кромке главного броневого пояса. Башни 12-дюймовых орудий защищались 279-мм броней спереди и с боков, имели 76-мм крышу и 330-мм тыл. Цельной броневой продольной переборки не было. Её функцию выполняли защитные 51-мм броневые экраны, расположенные в районе артиллерийских погребов.

Появление «Дредноута» сделало все остальные крупные броненосные корабли морально устаревшими. Это сыграло на руку Германии, начавшей строительство большого военного флота, - ведь теперь она могла сразу приступить к постройке новых кораблей.

Впервые линейные корабли появились в XVII веке. На какое-то время они уступили пальму первенства тихоходным броненосцам. Но в начале XX века линкоры превратились в главную силу флота. Скорость и дальнобойность артиллерийских орудий стали главными преимуществами в морских сражениях. Страны, озабоченные увеличением мощи военно-морского флота, с 1930 годов 20 века стали активно строить сверхмощные линейные корабли, предназначенные для усиления превосходства на море. Строительство невероятно дорогих кораблей могли себе позволить далеко не все. Самые большие линкоры в мире – в этой статье мы расскажем о сверхмощных кораблях-гигантах.

10 Ришелье Длина 247,9 м

Открывает рейтинг самых больших линейных кораблей в мире французский гигант «Ришелье» длиной 247,9 метра и водоизмещением 47 тысяч тонн. Названо судно в честь знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Строился линкор для противодействия военно-морскому флоту Италии. Активных боевых действий линкор «Ришелье» не вел, кроме участия в Сенегальской операции в 1940 году. В 1968 году суперкорабль отправили на лом. Одно из его орудий в качестве памятника установлено в порту Бреста.

9 Бисмарк Длина 251 м

2


Легендарный немецкий корабль «Бисмарк» занимает 9 место среди самых больших линкоров в мире. Длина судна 251 метр, водоизмещение – 51 тысяча тонн. «Бисмарк» сошел с верфи в 1939 году. При его спуске на воду присутствовал фюрер Германии Адольф Гитлер. Один из самых известных кораблей Второй мировой войны был потоплен в мае 1941 года после продолжительных боев британскими кораблями и торпедоносцами в отместку за уничтожение немецким линкором английского флагмана, крейсера «Худ».

8 Тирпиц Корабль 253,6 м

3


На 8 месте в списке самых больших линкоров находится немецкий «Тирпиц». Длина судна составляла 253,6 метра, водоизмещение – 53 тысячи тонн. После гибели «старшего брата», «Бисмарка», второму из самых мощных немецких линкоров практически не удалось поучаствовать в морских сражениях. Спущенный на воду в 1939 году, «Тирпиц» был уничтожен в 1944 году в результате авианалета торпедоносцев.

7 Ямато Длина 263 м

4


«Ямато» - один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении. «Ямато» (в переводе имя судна означает древнее название Страны восходящего солнца) был гордостью военно-морского флота Японии, хотя из-за того, что огромное судно берегли, отношение к нему простых моряков было неоднозначным. В строй «Ямато» вступил в 1941 году. Длина линкор составляла 263 метра, водоизмещение – 72 тысячи тонн. Экипаж – 2500 человек. До октября 1944 года самый большой корабль Японии практически не участвовал в боях. В заливе Лейте «Ямато» впервые открыл огонь по американским кораблям. Как выяснилось позднее, ни один из главных калибров не попал в цель. Последний поход гордости Японии 6 апреля 1945 года «Ямато» вышел в свой последний поход Американские войска высадились на Окинаве, и остаткам японского флота поставили задачу уничтожения неприятельских сил и кораблей снабжения. «Ямато» и остальные судна соединения подверглись двухчасовой атаке 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии вышел из строя, получив около 23 попаданий авиабомб и торпед. В результате взрыва носового отсека корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.

6 Мусаси Длина 263 м

5


К самым большим линкорам в мире относится «Мусаси» с длиной корпуса в 263 метра и водоизмещением 72 тысячи тонн. Это второй гигантский линейный корабль, построенный Японией в годы Второй мировой войны. Вступил корабль в строй в 1942 году. Судьба «Мусаси» оказалось трагичной. Первый поход закончился пробоиной в носовой части, полученной в результате торпедной атаки американской подлодки. В октябре 1944 года два самых больших линкора Японии наконец вступили в серьезный бой. В море Сибуян они подверглись атаке американских самолетов. По случайности, главный удар противника был нанесен по «Мусаси». Корабль затонул после попадания в него около 30 торпед и авиабомб. Вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа. 4 марта 2015 года, через 70 лет после затопления, затонувший «Мусаси» был обнаружен американским миллионером Полом Алленом. Он находится в море Сибуян на глубине полтора километра. «Мусаси» занимает 6 место в списке крупнейших линкоров в мире.

5 Советский Союз Длина 269 м

6


Невероятно, но Советским Союзом не было построено ни одного суперлинкора. В 1938 году был заложен линейный корабль «Советский Союз». Длина корабля должна была составить 269 метров, а водоизмещение – 65 тысяч тонн. К началу Великой Отечественной войны линкор был построен на 19%. Достроить корабль, который мог бы стать одним из самых больших линкоров в мире, так и не удалось.

4 Висконсин Длина 270 м

7


Американский линкор «Висконсин» расположился на 4 месте в рейтинге самых больших линейных кораблей в мире. В длину он имел 270 метров, водоизмещение – 55 тысяч тонн. Встал в строй в 1944 году. В годы Второй мировой войны сопровождал авианосные группы и поддерживал десантные операции. Был задействован во время войны в Персидском заливе. «Висконсин» ­­– один из последних линкоров, состоявших в резерве военно-морских сил США. Был списан в 2006 году. Сейчас судно находится на стоянке в городе Норфолк.

3 Айова Длина 270 м

8


Американский линейный корабль «Айова» длиной 270 метров и водоизмещением 58 тысяч тонн занимает 3 место в рейтинге самых больших линкоров в мире. Корабль вступил в строй в 1943 году. В годы Второй мировой войны «Айова» активно участвовала в боевых операциях. В 2012 году линкор был выведен из состава флота. Сейчас судно находится в порту Лос-Анджелеса в качестве музея.

2 Нью-Джерси Длина 270,53 м

9


Второе место в рейтинге самых больших линкоров в мире занимает американский корабль «Нью-Джерси», или «Черный дракон». Его длина составляет 270,53 метра. Относится к линкорам типа «Айова». Сошел с верфи в 1942 году. «Нью-Джерси» – настоящий ветеран морских сражений и единственный корабль, принимавший участие во Вьетнамской войне. Здесь он выполнял роль поддержки армии. После 21 года службы был выведен из состава флота в 1991 году и получил статус музея. Сейчас корабль находится на стоянке в городе Камден.

1 Миссури Длина 271 м

10


Американский линейный корабль «Миссури» возглавляет список самых больших линкоров в мире. Интересен он не только впечатляющими размерами (длина корабля составляет 271 метр), но и тем, что это последний американский линкор. Кроме того, «Миссури» вошел в историю благодаря тому факт, что на его борту в сентябре 1945 года была подписана капитуляция Японии. Спущен суперкорабль на воду в 1944 году. Основной его задачей было сопровождение тихоокеанских авианосных соединений. Участвовал в войне в Персидском заливе, где в последний раз открыл огонь. В 1992 году был выведен из состава военно-морского флота США. С 1998 года «Миссури» имеет статус корабля-музея. Стоянка легендарного судна находится в Перл-Харборе. Являясь одним из самых знаменитых военных кораблей в мире, он не раз был показан в документальных и художественных фильмах. На сверхмощные корабли возлагали большие надежды. Характерно, что они так и не оправдали себя. Здесь показателен пример самых больших линкоров, когда-либо построенных человеком – японских линейных кораблей «Мусаси» и «Ямато». Они оба потерпели поражение от атаки американских бомбардировщиков, так и не успев выстрелить по кораблям противника из своих главных калибров. Впрочем, сойдись они в бою, перевес все равно был бы на стороне американского флота, оснащенного к тому времени десятью линкорами против двух японских гигантов.

Линкоры Второй мировой войны не сыграли важной роли в ходе масштабных морских сражений, сотрясавших небеса над морями и океанами ровно шесть лет, с первого сентября 1939 по второе сентября 1945 года. Они не выполнили своей функции, не оправдали возлагавшихся на них больших надежд. А ведь на их постройку были потрачены огромные деньги, немалые средства расходовались и на их содержание. Судьба этих мнимых «хозяев моря», орудий несостоявшегося господства, очень поучительна, и может служить примером неверного расчета, неправильного прогнозирования грядущего характера стратегии и тактики и нерационального расходования экономических ресурсов.

Состояние морской тактической мысли в межвоенный период

С тех пор, как на морях гремели англо-голландские морские сражения, и до середины XX века в сознании командования флотов всего мира существовало и практически не менялось представление об идеальном корабле. Главный тактический прием сформировался тогда же, в XVII столетии, и состоял он в том, чтобы выстроить все силы в кильватерную колонну, а затем открыть огонь из всех стволов. Кто потопит больше вражеских единиц, тот и победил. Некоторое смятение в умы флотоводцев внесло в 1916 году Ютландское сражение, прошедшее по несколько иному сценарию. Выполняя энергичное маневрирование, немецкая эскадра причинила британским силам, обладавшим количественным и качественным превосходствам, существенный ущерб, понеся вдвое меньше потерь и «обыграв по очкам» (выражаясь спортивной терминологией) противника. Впрочем, о победном исходе битвы поспешили объявить и англичане, не потрудись произвести анализ своих, в общем-то, неудачных действий. А задуматься следовало. Возможно, тогда линкоры Второй мировой войны оказались бы более эффективным оружием в борьбе с фашизмом, или, по крайней мере, их было бы меньше, что высвободило бы ресурсы для других, более важных оборонных программ. Впрочем, правильных выводов не сделали и победители Ютланда, немцы. Они (по крайней мере, Гитлер и его непосредственное окружение) тоже считали мощь и размеры приоритетным фактором в одолении противника. Да и другие страны, которым предстояли тяжелые бои на морях и океанах, придерживались сходных взглядов. Все они ошибались.

Что такое линкор?

Вопрос нелишний, и для ответа на него следует вернуться к истории, к тем временам, когда корабли (тогда еще парусные, а позже и паровые) противников выстраивались в кильватерные порядки (то есть друг за другом), и гарантией победы было преимущество артиллерийского вооружения. Строй представлял собой прямую линию, это диктовалось главным принципом боя, иначе возникали бы помехи на линии огня, и мощь пушек не могла бы использоваться в полной мере. Корабли, обладавшие наибольшим числом орудий, выстроенных на палубах, получили определение «линейных». На русском флоте прижилось сокращение «линкор», состоящее из корней двух слов «линейный» и «корабль».

Паруса уступили место паровым двигателям и турбинам, но принцип и назначение большой артиллерийской плавучей батареи, защищенной броней и быстроходной, оставался неизменным. Сочетать все требуемые боевые качества можно было только при условии больших размеров. По этой причине линкоры Второй мировой войны имели чудовищное водоизмещение.

Линкоры и экономика

Кораблестроители тридцатых годов, выполняя заказы флотов и правительств, старались обеспечить их самым мощным и разрушительным в истории человечества оружием. Не каждая страна могла себе позволить иметь хоть один корабль этого класса, помимо оборонной функции он исполнял и роль престижного фетиша. Владея линкорами, государство утверждалось в собственной мощи и демонстрировало ее соседям. Сегодня обладатели ядерного оружия или авианосцев составляют некий особый клуб, доступ в который разрешен лишь некоторым странам с экономическим потенциалом соответствующего уровня. В тридцатые годы символом военного могущества служили линейные корабли. Такое приобретение, мало того, что стоило очень дорого, но еще требовало и дополнительных ассигнований на постоянное техническое обслуживание, содержание и обучение экипажей и инфраструктуры. В составе флотов присутствовали единицы, пережившие предыдущий глобальный конфликт, но спускались на воду и новые. Линкоры Второй мировой войны, то есть построенные в период с 1936 по 1945 год, являлись средоточием всех последних достижений технической мысли своего времени. Их наличие служило своеобразной гарантией новой всемирной бойни. Создавать столь мощное и дорогое оружие можно было лишь в том случае, если его предстоит применить, причем в самое ближайшее время. Иначе в нем нет смысла.

Сколько их было всего

За весь период, называемый предвоенным (на самом деле война уже шла, в Испании и на Дальнем Востоке, например), и все годы «горячей фазы» мирового конфликта наиболее развитые страны, стремящиеся утвердить или восстановить свое региональное (или мировое) доминирование построили двадцать семь единиц кораблей, относящихся к классу линейных.

Больше всего спустили на воду американцы, целых десять. Это свидетельствует о вполне серьезных намерениях США поддерживать уровень своего влияния в отдаленных районах Мирового океана, впрочем, без масштабного непосредственного участия сухопутных сил, на тот момент вполне скромных.

Второе место занимает Британия со своими пятью единицами. Тоже неплохо.

Германия, только что отвергшая условия Версаля, спустила на воду четыре.

Италия, претендовавшая во времена правления Дуче Муссолини на роль регионального средиземноморского лидера, смогла осилить три крупнотоннажные единицы. Такое же количество дредноутов успела произвести Франция.

Японские линкоры Второй мировой войны представлены двумя единицами серии «Ямато». Относительно по сравнению с другими участниками «клуба» небольшое количество императорский флот собирался компенсировать циклопическими размерами кораблей.

Приведенные цифры являются фактическими. Планы были куда обширнее.

Советские линкоры Второй мировой войны были заложены еще в царской России. Перед Мировой войной отечественный флот стремительно развивался, программа модернизации, запущенная тогда, стала основой для роста на долгие годы, уже после революции.

Линкоров было три: «Парижская коммуна» («Севастополь»), «Марат» («Петропавловск») и «Октябрьская революция» («Гангут»), все одного проекта. Они пережили лихолетье, хоть и с повреждениями, и служили некоторое время и после 1945 года. Тридцатилетний возраст для боевого корабля не считается преклонным, а в 1941-м им исполнилось как раз столько. Таким образом, СССР на момент вступления в войну, после нападения Германии, обладал тремя достаточно современными единицами кораблей линейного класса, доставшимися «по наследству» от царского режима. Но это не означает, что планов по усилению ВМФ у руководства СССР не было. Они были, и не только планы, но и вполне конкретные действия. Сталин готовил самый масштабный проект за всю историю отечественного кораблестроения.

Планы СССР

Согласно правительственной судостроительной программе, принятой в 1936 году, за семь ближайших лет советские верфи должны были спустить на воду ни много ни мало 533 флотские единицы. Из них линкоров - 24. Может быть, их строить собирались в соответствии с возможностями, поменьше и поскромнее, так сказать, в «эконом-варианте»? Нет, планируемое водоизмещение - 58,5 тыс. тонн. Бронирование - от 375 мм (пояс) до 420 (основание орудийных башен). Проект «А» (№ 23) рассчитывался с помощью американских инженеров, приглашенных в СССР в 1936 году с соответствующей оплатой труда. От итальянских специалистов, с которыми пробовали сотрудничать вначале, отказались, и не потому, что фашисты (это обстоятельство не помешало покупке «голубого крейсера»), они просто «не тянули» масштабности замысла. Орудия заказали заводу «Баррикады» (г. Сталинград). Девять гигантских пушек главного калибра 406-мм должны были стрелять снарядами по 11 центнеров каждый. Три бронепалубы. Поспорить с такой мощью могли только новейшие линкоры Японии периода Второй мировой войны, но о них никто тогда не знал, они были глубоко засекречены, и стали неприятным сюрпризом для американских ВМС в декабре 1941 года.

Почему планы не сбылись?

Линкор «Советский Союз» проекта «А» был заложен в Ленинграде заводом № 15 летом 1938 года, две единицы («Советская Белоруссия», «Советская Россия») начали строиться в Молотовске (сегодня этот город называется Северодвинском), еще одна - в Николаеве («Советская Украина»). Так что в прожектерстве и маниловщине И. В. Сталина упрекнуть никак нельзя, планы, поставленные партией, выполнялись неуклонно. Другой вопрос, что существовали объективные трудности, за которые, вполне возможно, субъективно ответили перед законом некоторые товарищи, не справившиеся с заданием. На момент германского нападения строящиеся корабли находились в разной степени готовности, но не более чем на пятую часть общего объема работ. Самые современные линкоры СССР Второй мировой войны так и не встали в боевой строй, послужив донорами для других важных оборонных программ. Использовались их орудия, броневые плиты, но сами они в море так и не вышли. Не хватило времени и опыта, отработка технологий заняла слишком долгий период.

А если бы успели?

И. В. Сталина часто упрекали (и продолжают это делать) в том, что он не подготовил страну к отражению немецкого нашествия. В чем-то эти претензии можно считать обоснованными. Однако, учитывая сложившуюся в первые месяцы гитлеровской агрессии обстановку, сегодня можно сделать вывод о том, что даже самые современные и большие советские линкоры Второй мировой войны не могли бы повлиять на ход боевых действий, происходивших преимущественно на сухопутном фронте. Уже летом 1941 года оперативный район Балтийского моря, в силу у его географической особенности (закрытости), был закрыт минными заграждениями и блокирован подводными силами кригсмарине. Бывшие в строю линкоры СССР периода Второй мировой войны использовались в качестве стационарных батарей, аналогичных береговым. Своими тяжелыми орудиями главного калибра они наносили наступающему врагу ущерб, но авиация и дальнобойная артиллерия преуспела в этом больше. К тому же выход в море такого огромного корабля сопряжен с огромным риском. Он, как магнит, привлекает к себе все силы противника, который успокаивается, только пустив его ко дну. Скорбным примером могут служить многие линкоры периода Второй мировой войны, ставшие стальной могилой для своих экипажей.

Немцы и их линейные корабли

Гигантоманией страдал не только Сталин, но и его главный оппонент, канцлер Германии. На немецкие линкоры Второй мировой войны он возлагал огромные надежды, их постройка обошлась слишком дорого, но именно они должны были сокрушить морскую мощь надменной Британии. Этого, однако, не случилось. После потери «Бисмарка» в 1941 году, расстрелянного превосходящим противником, к «Тирпицу» фюрер относился как к дорогому и породистому бойцовому псу, которого запускать в обычную собачью свалку жалко, а кормить приходится все равно, и его используют в качестве средства устрашения. Долгое время второй линкор досаждал англичанам, пока те не расправились с ним, разбомбив в безвестном норвежском фьорде красу и гордость кригсмарине.

Так упокоились на дне линкоры Германии. Во Второй мировой войне им досталась роль огромных зверей, затравленных сворой меньших, но более проворных хищников. Сходная судьба ожидала и многие другие корабли этого класса. Их потеря влекла огромные человеческие жертвы, они часто гибли вместе с экипажами в полном составе.

Япония

Кто построил самые большие и современные линкоры Второй мировой войны? Япония. «Ямато» и второй корабль серии, ставший последним, «Мусаси», имели титаническое водоизмещение (полное), превышающее 70 тыс. тонн. Эти гиганты были и вооружены самыми мощными орудиями главного калибра 460 мм. Броня также не знала равных - от 400 до 650 мм. Чтобы уничтожить такого монстра требовались десятки прямых попаданий торпед, авиабомб или артиллерийских снарядов. У американцев нашлись все эти смертоносные средства поражения в достаточном количестве, и обстоятельства сложились так, что они смогли их применить. Они были злы на японцев за Перл Харбор и жалости не ведали.

США

Линкоры США Второй мировой войны представлены кораблями различных проектов, в том числе и новейшими, спущенными на воду в период с 1941 по 1943 год. К ним в первую очередь относится класс «Айова», представленный, помимо головной единицы, еще тремя («Нью-Джерси», «Висконсин» и «Миссури»). На палубе одного из них, а именно «Миссури», была поставлена последняя точка в шестилетней мировой войне. Водоизмещение этих гигантских кораблей - 57,5 тыс. т, они обладали превосходными мореходными качествами, но для современного морского боя были, после появления ракетного оружия, практически непригодны, что не мешало применять их артиллерийскую мощь в карательных целях против стран, не имевших возможности эффективно им противостоять. Служили они долго, и воевали у разных побережий:

- «Нью Джерси» - у Вьетнамского и Ливанского.

- «Миссури» и «Висконсин» - у Иракского.

Сегодня все три последние линкоры США Второй мировой войны стоят у причалов и принимают посетителей-туристов.

РишельеДлина 247,9 м

Открывает рейтинг самых больших линейных кораблей в мире французский гигант «Ришелье » длиной 247,9 метра и водоизмещением 47 тысяч тонн. Названо судно в честь знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Строился линкор для противодействия военно-морскому флоту Италии. Активных боевых действий линкор «Ришелье» не вел, кроме участия в Сенегальской операции в 1940 году. В 1968 году суперкорабль отправили на лом. Одно из его орудий в качестве памятника установлено в порту Бреста.

9

БисмаркДлина 251 м

Легендарный немецкий корабль «Бисмарк » занимает 9 место среди самых больших линкоров в мире. Длина судна 251 метр, водоизмещение – 51 тысяча тонн. «Бисмарк» сошел с верфи в 1939 году. При его спуске на воду присутствовал фюрер Германии Адольф Гитлер. Один из самых известных кораблей Второй мировой войны был потоплен в мае 1941 года после продолжительных боев британскими кораблями и торпедоносцами в отместку за уничтожение немецким линкором английского флагмана, крейсера «Худ».

8

ТирпицКорабль 253,6 м

На 8 месте в списке самых больших линкоров находится немецкий «Тирпиц ». Длина судна составляла 253,6 метра, водоизмещение – 53 тысячи тонн. После гибели «старшего брата», «Бисмарка», второму из самых мощных немецких линкоров практически не удалось поучаствовать в морских сражениях. Спущенный на воду в 1939 году, «Тирпиц» был уничтожен в 1944 году в результате авианалета торпедоносцев.

7

ЯматоДлина 263 м

«Ямато » - один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении.

«Ямато» (в переводе имя судна означает древнее название Страны восходящего солнца) был гордостью военно-морского флота Японии, хотя из-за того, что огромное судно берегли, отношение к нему простых моряков было неоднозначным.

В строй «Ямато» вступил в 1941 году. Длина линкор составляла 263 метра, водоизмещение – 72 тысячи тонн. Экипаж – 2500 человек. До октября 1944 года самый большой корабль Японии практически не участвовал в боях. В заливе Лейте «Ямато» впервые открыл огонь по американским кораблям. Как выяснилось позднее, ни один из главных калибров не попал в цель.

Последний поход гордости Японии

6 апреля 1945 года «Ямато» вышел в свой последний поход Американские войска высадились на Окинаве, и остаткам японского флота поставили задачу уничтожения неприятельских сил и кораблей снабжения. «Ямато» и остальные судна соединения подверглись двухчасовой атаке 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии вышел из строя, получив около 23 попаданий авиабомб и торпед. В результате взрыва носового отсека корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.

6

МусасиДлина 263 м

К самым большим линкорам в мире относится «Мусаси » с длиной корпуса в 263 метра и водоизмещением 72 тысячи тонн. Это второй гигантский линейный корабль, построенный Японией в годы Второй мировой войны. Вступил корабль в строй в 1942 году. Судьба «Мусаси» оказалось трагичной. Первый поход закончился пробоиной в носовой части, полученной в результате торпедной атаки американской подлодки. В октябре 1944 года два самых больших линкора Японии наконец вступили в серьезный бой. В море Сибуян они подверглись атаке американских самолетов. По случайности, главный удар противника был нанесен по «Мусаси». Корабль затонул после попадания в него около 30 торпед и авиабомб. Вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа.

4 марта 2015 года, через 70 лет после затопления, затонувший «Мусаси» был обнаружен американским миллионером Полом Алленом. Он находится в море Сибуян на глубине полтора километра. «Мусаси» занимает 6 место в списке крупнейших линкоров в мире.

5

Советский СоюзДлина 269 м

Невероятно, но Советским Союзом не было построено ни одного суперлинкора. В 1938 году был заложен линейный корабль «Советский Союз ». Длина корабля должна была составить 269 метров, а водоизмещение – 65 тысяч тонн. К началу Великой Отечественной войны линкор был построен на 19%. Достроить корабль, который мог бы стать одним из самых больших линкоров в мире, так и не удалось.

4

ВисконсинДлина 270 м

Американский линкор «Висконсин » расположился на 4 месте в рейтинге самых больших линейных кораблей в мире. В длину он имел 270 метров, водоизмещение – 55 тысяч тонн. Встал в строй в 1944 году. В годы Второй мировой войны сопровождал авианосные группы и поддерживал десантные операции. Был задействован во время войны в Персидском заливе. «Висконсин» ­­– один из последних линкоров, состоявших в резерве военно-морских сил США. Был списан в 2006 году. Сейчас судно находится на стоянке в городе Норфолк.

3

АйоваДлина 270 м

Айова » длиной 270 метров и водоизмещением 58 тысяч тонн занимает 3 место в рейтинге самых больших линкоров в мире. Корабль вступил в строй в 1943 году. В годы Второй мировой войны «Айова» активно участвовала в боевых операциях. В 2012 году линкор был выведен из состава флота. Сейчас судно находится в порту Лос-Анджелеса в качестве музея.

2

Нью-ДжерсиДлина 270,53 м

Второе место в рейтинге самых больших линкоров в мире занимает американский корабль «Нью-Джерси », или «Черный дракон». Его длина составляет 270,53 метра. Относится к линкорам типа «Айова». Сошел с верфи в 1942 году. «Нью-Джерси» – настоящий ветеран морских сражений и единственный корабль, принимавший участие во Вьетнамской войне. Здесь он выполнял роль поддержки армии. После 21 года службы был выведен из состава флота в 1991 году и получил статус музея. Сейчас корабль находится на стоянке в городе Камден.

1

МиссуриДлина 271 м

Американский линейный корабль «Миссури » возглавляет список самых больших линкоров в мире. Интересен он не только впечатляющими размерами (длина корабля составляет 271 метр), но и тем, что это последний американский линкор. Кроме того, «Миссури» вошел в историю благодаря тому факт, что на его борту в сентябре 1945 года была подписана капитуляция Японии.

Спущен суперкорабль на воду в 1944 году. Основной его задачей было сопровождение тихоокеанских авианосных соединений. Участвовал в войне в Персидском заливе, где в последний раз открыл огонь. В 1992 году был выведен из состава военно-морского флота США. С 1998 года «Миссури» имеет статус корабля-музея. Стоянка легендарного судна находится в Перл-Харборе. Являясь одним из самых знаменитых военных кораблей в мире, он не раз был показан в документальных и художественных фильмах.

На сверхмощные корабли возлагали большие надежды. Характерно, что они так и не оправдали себя. Здесь показателен пример самых больших линкоров, когда-либо построенных человеком – японских линейных кораблей «Мусаси» и «Ямато». Они оба потерпели поражение от атаки американских бомбардировщиков, так и не успев выстрелить по кораблям противника из своих главных калибров. Впрочем, сойдись они в бою, перевес все равно был бы на стороне американского флота, оснащенного к тому времени десятью линкорами против двух японских гигантов.