Методические приемы обучения поисково-просмотровому чтению. Виды чтения: что это, зачем и для кого

1

В статье рассматриваются проблемы обучения ознакомительному чтению учащихся в старших классах. Анализируются уровни понимания текста, формирование умений, связанных с оперированием языковым материалом и умениями, связанными с пониманием содержания текста. В процессе работы с текстами учащиеся овладевают фоновыми знаниями, без которых знакомство с культурой страны изучаемого языка было бы невозможным. Владение языковыми единицами с национально-культурным компонентом обеспечивает учащимся адекватное восприятие получаемой информации. Рассматривается систе¬ма заданий к текстам: задания, направленные на снятие трудностей содержательного плана, связанных с фоновыми знаниями; задания, направленные на снятие языковых трудностей; задания, обучающие наиболее рациональным приемам извлечения информации из текста с учетом его жанра; задания с целью контроля понимания содержания текста.

уровни понимания текста: система заданий к текстам

фоновые знания

ознакомительное чтение

1. Городникова, М.Д., Супрун, Н.И., Фигон, И.Б. Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе: пособие для учителя / М.Д. Городникова, Н.И. Супрун, Э.Б. Фигон и др. - М.: Просвещение, 1997. - 160 с.

2. Григорьева, Е.Я. Программа. Теория и практика обучения французскому языку, как второму иностранному. - М.: АПК и ППРО, 2003. - 128 с.

3. Журавлёва, Л.С., Зиновьева, М.Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов) /Л.С. Журавлёва, М.Д. Зиновьева. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Русск.яз., 1988. - 152 с.

4. Кулибина Н.В. Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом. - М. : Рус. яз., 1987. - 148 с.

5. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - 2-е изд. -М.: Высшая школа, 2005. - 255 с.

В процессе преподавания иностранного языка в школе чтению уделяется большое внимание, так как оно обеспечивает получение информации из самых разнообразных источников, как традиционных (книг, журналов, газет), так и современных, таких как интернетсайты, социальные сети и др. Это дает возможность учащимся удовлетворять потреб-ность в познании окружающего их мира. Чтение используется также как важнейшее средство для развития других видов иноязычной деятельности, а именно - говорения и письма.

В процессе обучения учащиеся должны овладеть тремя видами чтения:

1) чтением текстов с извлечением их основного содержания (ознакомительное чтение);

2) чтением с извлечением полной информации из текста (изучающее чтение);

3) чтение с получением самого общего представления о теме и круге вопросов; рассматриваемых в тексте/текстах (просмотровое чтение).

Овладение умениями ознакомительного чтения, необходимость работы над их развитием вызвано тем, что оно включает наибольшее количество приемов, общих с другими видами чтения.

Ознакомительное чтение определяется как чтение про себя, без специальной установки на обязательное последующее использование извлеченной информации, которая как бы принимается к сведению. Характерными особенностями данного вида чтения является быстрый темп, требование прочтения всего текста, точное понимание основно-го содержания и наиболее существенных деталей. Направленность вни-мания читающего на смысловую сторону текста приводит к тому, что сознание читающего сосредоточено на осмыслении содержания, его интерпретации, запоминании. При ознакомительном чтении читающий решает следующие задачи:

1) выяснить в результате быстрого чтения, какие проблемы рассматриваются в тексте;

2) что именно говорится в нём по тем или иным вопросам;

3) представляет ли прочитанный текст определённый интерес для читающего.

Учитывая неоднородность смыслового восприятия, можно выделить несколько уровней понимания речевого сообщения - от определения значения отдельных слов к пониманию смысла сообщения.

Первый уровень характеризуется уяснением того, о чем идет речь в тексте. Это самое общее восприятие.

Для второго уровня характерно понимание того, что говорится в тексте. Здесь устанавливаются связи между основными планами раскрытия мысли.

Третий уровень понимания предполагает осознание не только того, о чем рассказывается в тексте, но и как, какими средства-ми это достигается.

При четвертом уровне наступает понимание главной мысли тек-ста, независимо от того, сформулирована ли она или дана в под-тексте.

Для коммуникативных задач, решаемых ознакомительным чтени-ем, полнота понимания должна быть не ниже 70-75 %. Основная информация должна быть воспринята точно, второстепенная с меньшей точностью, при этом необходимо понимание не только фактического содержания читаемого, но и оценка полученной информации.

Первый уровень учитывает:

1) создание или активизацию фоновых знаний, связанных с культу-рой страны изучаемого языка, с реалиями географического, истори-ческого и другого характера, наукой, техникой и политикой;

2) уточнение сферы коммуникации (например, научная, художествен-ная) и на этой основе характера текста (научно-популярная ста-тья, хроникальная заметка, повесть), а также основных композиционно-речевых форм (описание, рассуждение, сообщение);

3) прогнозирование темы текста с учетом ею сильных позиций (заголовок, начальные и конечные абзацы).

Второй уровень понимания предполагает:

1) определение смысловых вех текста (например, терминов, ключевых слов, выступающих в виде тематических цепочек) для уточне-ния и развертывания темы текста;

2) определение способов связи между предложениями и абзацами текста (развертывание темы текста), следование фактов по времени, установление причинно-следственных связей.

Третий уровень понимания текста основан на раскрытии компо-зиции текста с целью извлечения основной фактологической информа-ции. Заголовок текста и его начальные абзацы связаны с его темой, основная часть содержит фактическую информацию, а концовка - вывод, т.е. является прагматическим фокусом текста.

Четвертый уровень понимания текста исходит из раскрытия намерения автора с опорой на поникание темы текста, содержащейся в ней фактологически: и оценочной информации, а также его композиции .

У учащихся в процессе обучения формируются следующие умения ознакомительного чтения.

Умения, связанные с оперированием языковым материалом : определить значение слов с oпopoй на языковую догадку; игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важными для понимания основного содержания текста; распознавать связующие слова-ориентиры, выражающие логичес-кие отношения между предложениями и абзацами и указывавшие на последовательность развития темы (мысли), подтверждающие мысль, суммирующие сказанное; ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих главную информацию.

Умения, связанные с пониманием содержания текста : определить тему текста, исходя из сильных позиций текста (заголовок, начальные и конечные абзацы); прогнозировать содержание текста на основе сильных позиций текста, фоновых знаний, тематических слов; ориентироваться в композиции текста (его построении) с целью извлечения фактологичекой информации; членить текст на смысловые части, устанавливать соотношения между ними, исходя из композиции текста; выделить в каждой смысловой части главную и конкретизирующую информацию; выделить в тексте ключевые слова (смысловые вехи); устанавливать логические соотношения между выделенными фак-тами; давать оценку полученной информации.

Формирование у учащихся этих умений обеспечивается систе-мой заданий к текстам:

1) задания, направленные на снятие трудностей содержательного плана, связанных с фоновыми знаниями;

2) задания, направленные на снятие языковых трудностей;

3) задания, обучающие наиболее рациональным приемам извлечения информации из текста с учетом его жанра;

4) задания с целью контроля понимания содержания текста.

В процессе работы с текстами учащиеся овладевают определенной суммой фоновых знаний, без которых знакомство с культурой страны изучаемого языка было бы невозможным. Владение языковыми единицами с национально-культурным компонентом обеспечивает учащимся адекватное восприятие получаемой информации. Работа по акти-визации фоновых знаний заключается в том, что учитель задает учащимся целенаправлен-ные вопросы по теме текста, например, кто слышал об этом (предмете, событии, явлении...)? Кто видел...? Где? Где это можно увидеть? Есть ли этот предмет у вас дома? Происходи-ло это событие (явление) в вашей стране (районе, городе и т.д.)? Что вы еще знаете об этом (предмете, явлении, событии)? Как вы думаете, что будет сообщено об этом в тексте? Как вы думаете, для чего служит этот предмет (прибор, установка и т.д.)? и др.

Активизация фоновых знаний ведет к антиципации, предвосхищению содержания читаемого. На этом этапе следует активно привле-кать невербальные материалы текстов (фотографии, рисунки и т.д.).

Для снятия лексико-грамматических трудностей преподаватель на доске (или на подготовленных дома карточках) выписывает незна-комые слова с их переводом, а также дает краткое объяснение тех грамматических явлений, которые не были пройдены. Внимание учащихся следует привлечь к основным смысловым вехам: тематическим цепочкам, образуемым словами или терминами, невербальному мате-риалу (цифрам, диаграммам, таблицам и т.д.), средствам нагляд-ности (географическим картам, картинкам, фотографиям и т.д.).

После предварительной работы (предтекстовые упражнения) наступает этап прочтения текста. Очень важно сформулировать задание к тексту. Такое задание помогает ориентироваться в нем, направляет внимание читающего на единицы текста, значимые в том или ином отношении для его осмысления, создавая тем самым усло-вия для прогнозирования его содержания. Правильно сформулирован-ное задание имеет важное значение и для становления механизмов чтения, т.е. умений воспринимать текст смысловыми блоками, зри-тельно синтезировать наиболее информативные элементы текста.

После прочтения текста можно приступить к завершающему эта-пу работы над ним - к контролю понимания прочитанного. Такими контролирующими приемами могут быть: ответы на вопросы по содержанию прочитанного, выборочный перевод, интерпретация текста, определение нового, высказывания об отношении к прочитанному. Все эти приемы можно использовать на всех этапах обучения чтению в школе. Среди приемов контроля понимания следует выделить также тесты и смысловые задачи.

Тесты - это задания, имеющие специфическую организацию, кото-рая позволяет всем учащимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами. Задания тестов всег-да имеют однозначное решение, определение правильности ответа осуществляется по заготовленному ключу. Применение тестов при контроле задает направление мыслительной деятельности учащихся, приучает их варьировать процесс переработки воспринимаемой информации. Однако в тестах ответ до некоторой степени подсказывается.

Смысловая задача - это методический прием, который заключа-ется в предъявлении чтецу ряда мыслительных операций с содержа-щейся в тексте информацией. Смысловая задача содержит в себе условие (данное) и вопрос (явный или скрытый), требующий преобразования в искомое (новое). Поиск этого нового связан со значительными мыслительными операциями, которые мобилизуют мыслительную избирательность, сообразительность, догадку, ранее приобретенные знания для того, чтобы извлечь информацию из текста. При выполнении смысловых задач учащиеся воспринимают их не как языковую задачу, а как логическую. Языковые факторы при этом используются непроизвольно. Сокращается время на контроль понимания прочитанного .

Предлагаем некоторые образцы заданий, которые помогут выработать у учащихся умения ознакомительного чтения текстов. Задания делятся на предтекстовые, притекстовые (задания к тексту) и задания по контролю понимания.

Предтекстовые задания направлены на активизацию и создание фоновых знаний. Эти задания способ-ствуют развитию догадки, вырабатывают умения игнорировать лекси-ческие трудности. Работа по моделированию фоновых знаний осуществляется поэтапно от текста к тексту, способствует накоплению у учащихся информации о культуре страны. Положительную роль имеют и фоновые знания, усвоенные учащимися по другим каналам.

Предтекстовые задания снимают трудности понимания страновед-ческого содержания и путем комментирования имеющихся в тексте лингвострановедческих объектов. До чтения текста следует познакомить учащихся с фоновыми, безэквивалентными словами, афоризмами, фразеологизмами (если таковые встречаются в тексте), а также со словами и словосочетаниями, обозначающими реалии общественно-поли-тической и социально-культурной жизни.

При первой семантизации все комментарии должны быть предельно лаконичными, не отягощенными избыточной информацией. Желательно использование соответствующей зрительной наглядности.

Предтекстовые задания могут быть направлены на снятие лексико-грамматических труднос-тей. Одна из задач предтекстовой работы - сделать доступным язык текста, а в более широком плане - подготовить учащихся к самосто-ятельному преодолению языковых трудностей. Эта задача решается путем накопления у учащихся запаса рецептивной и потенциальной лексики. В предтекстовые задания выносятся слова, актуальные для поникания текста, ранее вообще не встречавшиеся в языковой прак-тике учащихся или представленные в тексте в новом значении, в новом окружении. В первую очередь следует отобрать те лексические сопоставления, которые нужны для понимания при чтении: слова, близкие по зрительному восприятию, многозначные, одного словообразовательного гнезда и др. Лексика организуется также с учетом ее отнесенности к той или иной группе, по ее принадлежности к определенной теме.

Лексическая работа в предтекстовых заданиях проводится на уровне не только слова, но и словосочетаний, предложений. Внима-ние уделяется также и устойчивым словосочетаниям.

Дотекстовая семантизация лексики про-водится равными путями: ее может осуществлять учитель, переводя или толкуя новые слова. Учащиеся должны научиться:

1. Самостоятельно устанавливать значения неизученных лексических единиц с помощью словаря (быстро ориентироваться в словарной статье, выби-рая из множества значений то, которое обусловлено контекстом).

2. Проводить семантизацию с опорой на языковую догадку (раскры-тие значения слов на основе словообразовательных моделей, узна-вание интернациональных слов, понимание новых лексических единиц в контексте).

Эти приемы используются учащимися при чтении тек-ста для установления значения неизвестных слов, не выведенных в предтекстовые задания.

Работа над лексикой в предтекстовых заданиях проходит с установкой на то, чтобы учащиеся узнали и поняли слова, слово-сочетания, встретив их в тексте. Здесь не ставится задача выведе-ния новой лексики в продуктивную речь. Задания по снятию лекси-ческих трудностей могут быть сформулированы на иностранном языке, начиная с начального этапа обучения.

В текстах учащиеся могут встретиться с неизученными грамматическими явлениями. Количество заданий по снятию грамматических трудностей сокращается от этапа к этапу обучения.

Предтекстовые задания могут быть следующими:

1) Прочитайте внимательно слова и их перевод. Группировка этих слов и последовательность их расположения не случайны. Как вы считаете, чем это вызвано: а) слова связаны между собой темати-чески; б) они вам незнакомы и расположены по степени сложности для запоминания.

2) Прочтите слова левой колонки и поймите значение каждого из них в правой.

3) Просмотрите данные слова (термины), сгруппированные по тематическому принципу в предложенной последовательности.

4) Не читая текста, попытайтесь раскрыть (развернуть) тему на осно-вании терминов и их сочетаемости с глаголами и именами прилагательными.

5) Познакомьтесь с новыми словами и терминами. Они сгруппированы по абзацам и отражают общее содержание каждого из них. Не прибегая к чтению текста, попытайтесь определить, о чем может идти речь в каждом абзаце. Обратите внимание на выделенные слова.

6) Обратите внимание на значение ключевых слов...

Важны задания для прочтения текста. Их можно формулировать как на родном, так и на изучаемом языке (в зависимости от уровня обученности учащихся).

Задания при чтении текста :

1) Прочитайте внимательно текст. При чтении ориентируйтесь на слова, выписанные на доске (на карточках).

2) Прочитайте внимательно текст. Постарайтесь понять, о чем идет речь в 1,2,3 абзаце текста; какая основная мысль содержится в каждом абзаце.

3) Учащимся более продвинутого этапа обучения предлагается сде-лать выводы по каждому параграфу одной-двумя фразами. При этом используются вводные предложения. В первом (втором) абзаце текста говорится о..., объясняется, что..., речь идет о...

4) Проследите, как при помощи терминов а)...; б) ... и т.д. развертывается тема текста.

5) Проследите за развитием темы текста от абзаца к абзацу, опи-раясь на информационные центры.

6) При прочтении текста следите за терминами-интернационализмами, они помогут вам понять содержание текста.

7) Приготовьтесь к решению смысловой задачи.

8) В тексте употребляется достаточно много имен прилагательных и наречий оценочного характера, они выражают отношение автора к изложенным в тексте фактам (событиям, явлениям). Прочтите эти слова и скажите, какие из них выражают положительную оценку: а) ..., б) ..., в) ... и т.д.

9) Прочтите третий абзац текста. Определите его основную мысль. Скажите, какая смысловая связь между вторым и третьим абзацами:

а) противопоставление; б) сравнение; в) уточнение; г) конкре-тизация фактов .

Задания по контролю понимания : ответьте на вопросы...; перескажите содержание текста;
что нового вы узнали о...; используя свои знания и новую информацию текста, расскажите о...; поставьте данные предложения в порядке развертывания темы текста; тест множественного выбора.

После проработки теста, выявляющего понимание основного содержании текста, учащимся предлагается:

1. Составить план изложения прочитанного; пересказать кратко содержание прочитанного; высказать свое мнение о прочитанном.

2. Смысловая, задача полного самостоятельного решения.

а) определите номер предложения, в котором раскрывает-ся тема текста;

б) в каком предложении объясняется причина (причина этого явления, этого события...);

в) в каком предложении говорится об отличии...

г) в каком предложении говорится о результатах...

После решения смысловой задачи учащимся предлагается:

1. Составить краткий план изложения прочитанного; пересказать содержание текста; высказать свое мнение о прочитанном (какую информацию учащиеся получили, что для них представляет интерес).

2. Сказать, о чем идет речь в тексте: а) ..., б) ..., в) ... и т.д.

5. Попытаться передать содержание текста, используя следующий план.

Учащиеся могут проводить также самостоятельную работу: подбирать материал к той или иной теме, готовить тематические стенды, стенгазеты, альбомы, делать доклады и писать рефераты. Такие коллек-тивные виды работ, как телемосты, викторины, конкурсы, помогут активизировать знания учащихся.

Предлагаемые задания представляют собой лишь образцы возмож-ной работы с текстами учебного пособия и не регламентируют дей-ствия учителя, оставляя место для творческого подхода в работе с учетом уровня подготовленности каждого класса.

Рецензенты:

Рыжова Л.П., д.ф.н., профессор; профессор кафедры романской филологии Института иностранных языков Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Сороковых Г.В., д.п.н., профессор; профессор кафедры французского языка и лингводидактики Института иностранных языков Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Григорьева Е.Я. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12953 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Задание - 1 Прочитайте узбекскую сказку “Три сосуда с водой”. Каким будет финал этой сказки?


Узбекская сказка Три сосуда с водой В давние времена правил в одной стране жадный и глупый шах. Совсем разорил свой народ, а жадность его всё увеличивалась. »Зачем, - решил он, - старикам жить в моём государстве. Работать они уже не могут, а есть просят». И выгнал всех стариков на пустынные земли. Но один добрый человек спрятал своего отца от слуг шаха. Случилась в том краю большая засуха. Высохли посевы, звери ушли, птицы улетели. И приказал шах объявить народу, что того, кто найдёт воду, он осыплет золотом. Но только старые мастера знали, как её искать, а стариков в государстве не осталось.


Узбекская сказка Пришёл добрый человек к своему спрятанному отцу. Тот сказал: «Пойди к шаху и скажи, что берёшься найти воду». И научил, как её искать. Попросил добрый человек у шаха самого быстрого скакуна, выехал в поле и направился туда, куда летела птица. Птица села на камень, туда же опустились другие птицы, и стали они этот камень долбить клювами. Приехал добрый человек и сказал, что бежит с гор быстрый ручей с прохладной водой, но бежит он под землёй, а выход ему преграждает большой камень. Люди открыли дорогу воде, и вызвал к себе доброго человека. Предложил он ему золота, но добрый человек от золота отказался. Удивился шах. Он в первый раз увидел человека, который не хотел золота. «Так чего тебе надо?» - закричал шах. Как, по-вашему, закончилась сказка?


Проверка Окончание сказки Рассказал добрый человек, что нашёл воду по совету своего отца, и закончил свой рассказ словами: «Разреши, повелитель, старикам жить в нашем царстве». Согласился с ним шах, и с тех пор старики живут в этом государстве в безопасности и в почёте.


Повторение Что такое текст? Каковы три этапа работы с книгой? Какие виды информации обнаруживаются в художественном тексте? Всегда ли мы читаем одинаково? Почему? Назовите виды чтения. Каковы признаки ознакомительного чтения? Каковы признаки изучающего чтения? Какие приёмы использует читатель до чтения книги ? Какие приёмы применяются по ходу чтения текста?


Модель работы читателя с текстом I До чтения Автор. Название. Эпиграф. Прогноз. II По ходу чтения Установка. Внимание к слову. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы. Диалог с текстом. Главная мысль. Понимание. III После чтения Рефлексия. Виды информации в художественном тексте. Использование. Переработка информации. Вторичные тексты.


Виды информации в художественном тексте


Виды и цели чтения


Виды и цели чтения


Приёмы изучающего чтения. До чтения. Осмыслить В какой степени заголовок знаком автор? До чтения Внешние данные Предугадать книги содержание текста


Приёмы изучающего чтения.По ходу чтения. Выявить Искать в тексте скрытые ответы на вопросы скрытые в тексте вопросы По ходу чтения Выделять, подчёркивать, записывать главное, существенное, непонятное, неизвестное


Приёмы изучающего чтения.После чтения. Сформулировать Выделить основную основную мысль информацию текста После чтения Выделить Выбрать материал главные мысли для выполнения каждой части задания текста (пересказ, план, устный ответ)


Задание - 2 Прочитайте рассказ «Трусливый зайчонок» и три пословицы. Выделите в рассказе главную мысль. Какая пословица может стать заголовком для рассказа?


Трусливый зайчонок Это было в далёкой Индии. Жил в лесу маленький зайчонок, который всего боялся. Однажды он услышал, как что-то очень сильно громыхнуло. Зайчонок испугался, закричал: «Земля проваливается!» – и пустился убегать со всех ног. И все встречные звери бросились бежать и кричать: «Земля проваливается!» Добежали они до того места, где лежал под деревом мудрый старый лев. «Откуда вы взяли, что земля проваливается?» – спросил он. «Что-то очень сильно грохнуло!» – ответил зайчонок. Тогда лев поднял с земли большой кокосовый орех и уронил его на камень. Раздался сильный грохочущий звук.


Пословицы «Вот так?» - спросил лев. «Так!» – ответил зайчонок. И всем стало ясно, что тревога была напрасной. Все побежали по своим делам, а зайчонок кричал на бегу: «Земля не проваливается!» Зайца ноги спасают. У страха глаза велики. Петух сказал курице, а курица всей улице.


Задание - 3 Прочитайте стихотворение Д. Блынского “Солнышко”. Определите главную мысль текста.


Солнышко Я слышал: Ежонка ежиха Звала-зазывала домой, Шептала спокойно и тихо: - Мой гладенький, Мягонький мой… Качала Жучиха жучонка, Качала Под вишней в тени И пела протяжно и тонко: - Мой беленький мальчик, Усни…


Солнышко Зайчонка зайчиха Будила: - Ну что же ты, львёнок мой, Спишь? Пойдём на охоту, мой милый, Мой сильный, Мой храбрый малыш… А мы с тобой Весело пляшем, Цветы собираем во рву. И я тебя Солнышком нашим И радостью нашей Зову.


Задание - 4 Вам предлагается такая речевая ситуация. Сестра-дошкольница просит тебя прочитать ей книгу. Ты говоришь: «Давай почитаем басни Крылова». Сестра спрашивает: «А что такое басня?»


«Басня» в учебнике В учебнике так объясняется это понятие. Басня - краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные , предметы, в которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишут в стихах, но бывают и прозаические басни. Что нужно сделать, чтобы было понятно маленькому ребёнку?


Что делать? Нужно заменить слова научного стиля или непонятные словами общеупотребительными. Иносказательный рассказ – история, чаще всего из жизни животных, хотя имеются в виду люди, их поступки, их человеческие качества. Поучительный характер – басня всегда чему-нибудь учит (не жадничай, не трать времени попусту). Проявляются человеческие качества – львы, птицы, другие животные в басне живут так, как на самом деле живут люди. Прозаические басни – басни, которые написаны не стихами.


Выбирай! Басня – это маленький поучительный рассказ, в котором высмеиваются жадность, глупость, жестокость, хитрость и другие плохие качества людей. Хотя в баснях чаще говорится о животных или предметах. Басня – это стихотворение, в котором рассказывается какая-нибудь история из жизни животных. Помнишь, мы смотрели мультфильм про Ворону, которую обманула Лисица. Ворона держала во рту сыр, а Лисице тоже захотелось его попробовать. Чтобы заставить Ворону раскрыть рот, Лисица начала говорить, какая Ворона красивая, просила её спеть что-нибудь. Ворона слушала-слушала, поверила, что она красавица и петь мастерица, да и каркнула во всё воронье горло. Сыр выпал, Лисица подобрала его и убежала. А Ворона осталась с носом, потому что любила лесть. Вот басня и написана для таких, как Ворона, - готовых поверить любым льстивым словам. Басни высмеивают недостатки людей. Какой вариант в какой речевой ситуации уместен? Почему?


Задание - 5 Почти на всех предметах вам предлагают прочитать параграф учебника и на его основе подготовить сообщение. То есть выбрать основную информацию, определить главную мысль каждой части, составить план и пересказать. Но далеко не всегда вы делаете это осмысленно. Вот образец выполнения такого задания.


Сделайте это! Прочитайте отрывок из книги Д.С.Лихачева «Земля родная». Определите его тему, основную мысль. Выпишите (можно в сокращенном виде) те его части (элементы), которые необходимы для подготовки к сообщению на одну из тем: I. «Речь человека и его культура». II. «Язык твой друг (враг)». III. «Язык - самая большая ценность народа». Запишите основные смысловые вехи (смысловые блоки) будущего сообщения.


Д.С.Лихачёв Учиться говорить и писать. Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве». Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать (I). За своим языком - устным или письменным - надо следить постоянно. Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком (III). О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (III).


Д.С.Лихачёв Речь в этой моей заметке пойдет не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек. Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит (II, I). Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств - качеств человека, который пользуется языком народа (I, Ш).


Д.С.Лихачёв Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры (I). А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится (I). А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.


Д.С.Лихачёв Посмотрите, послушайте, о чем такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычно слова заменяет «словами-плевками». Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти.. .(I, II). Язык человека - это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке: не будьте самовлюбленным болтуном...(I, II).


Что делать? Речевая ситуация. Вам учитель предложил подготовить сообщение на 1 тему. В основу вы положили эту статью. Какие части могут быть использованы? Они пронумерованы. А что делать дальше?


Образец выполнения предложенного задания«Речь человека и его культура»


Делаем так!




Продолжаем


Продолжаем


Заканчиваем


Творческое задание Прочитайте стихотворение Леонида Мартынова «Искусство чтения и письма». Напишите эссе на тему «Почему для поэта чтение – искусство?»


Л.Мартынов Всё, Что старательно мы пишем При свете солнца и луны, В высоком стиле или низшем,- Любовно мы хранить должны. А если столь уж стало тесно, То, значит, целый новый дом Придётся строить, хоть известно, Что это связано с трудом.


Л.Мартынов И в небывалом этом доме, Воздвигнутом в свою же честь, Пусть ничего не будет, кроме Людей, умеющих прочесть. А если вдруг искусство чтенья У них похитит некий тать, То наших строк трудносплетенья Пусть вновь научат их читать.


Домашнее задание Упражнение 285 (учебник М.Разумовской для 8 класс а). 1.Определить основную мысль текста. 2. Составить план и тезисы. 3. Подготовить пересказ текста.

Поскольку в разных источниках выделяют разные этапы обучения чтению, то мы постараемся совместить их и вывести этапы обучения именно ознакомительному чтению.

А.П.Старков выделяет 3 этапа в обучении чтению.

Первый этап обучения заключается в постановке механизма чтения про себя на английском языке. Обучение чтению и формирование механизма чтения проходит на том лексико-грамматическом материале, который был предварительно усвоен учащимися в устной форме. При этом переход от устной речи к чтению про себя осуществляется через чтение вслух.

Второй этап обучения чтению посвящен развитию чтения про себя на базе сформированного механизма чтения. В это время совершенствуется техника чтения про себя. Обучение чтению осуществляется путем целенаправленного обильного чтения текстов, а само чтение носит учебный характер. Вместе с этим учебное чтение текстов имеет и познавательную ценность, их содержание служит решению образовательных и воспитательных задач.

Третий этап завершает школьный курс обучения чтению. Работа над чтением заключается в освоении чтения текстов различных функциональных стилей с разным объемом информации. Чтение про себя приобретает черты собственно чтения, оно становится средством получения новой информации в познавательной деятельности учащихся.

В опорных схемах Л.М.Ивановой по методике обучения иностранному языку обучение чтению делится на 5 этапов:

I этап . Обучение технике чтения, овладение компонентами чтения . Целью данного этапа выступает развитие умений, связанных с восприятием знакомого языкового материала. Здесь развиваются навыки узнавания, соотнесения графического образа языковой единицы с его слухоречемоторным образом; целостного узнавания зрительных образов слов, словосочетаний их понимание; правильного интонационного оформления предложений (чтение вслух) и др. На данном этапе проводится подготовка к чтению как к речевой деятельности.

II этап . Развитие умений смысловой переработки информации . Целью данного этапа является развитие навыков и умений быстрого узнавания изучаемых слов в любом окружении и соотнесение их значений с контекстом предложений, умение установить смысловые связи между различными составляющими текста, восприятие предложения как смыслового целого, а также умений, связанных с восприятием незнакомого языкового материала (определение значения неизвестных слов с помощью языковой догадки, умение пользоваться двуязычным словарем и др.). Таким образом, на втором этапе учащиеся овладевают способами осуществления речевой деятельности-чтения.

III этап . Развитие умений, связанных с пониманием содержания текста (его фактической информации). Здесь развиваются умения обеспечивающие извлечение содержательной информации и понимание ее на уровне значения (выделение в тексте «смысловых вех» и наиболее существенных фактов, обобщение (синтезирование) фактов, соотнесение отдельных частей текста (смысловых кусков) друг с другом).

IV этап . Развитие умений, связанных с пониманием текста на уровне смысла . Здесь развиваются умения, обеспечивающие переработку извлеченной фактической информации, понимание на уровне смысла (умения вывести суждение/сделать вывод на основе фактов текста; умения оценить изложенные факты, содержание в целом, характер авторского замысла; умения интерпретировать, понять подтекст). Эти умения обеспечивают также глубину понимания.

V этап . Развитие умений различных видов чтения. На данном завершающем этапе обучения чтения развиваются конкретные умения в конкретных видах чтения: ознакомительном, изучающем, поисковом и просмотровом. Также совершенствуются навыки, приобретенные на предыдущих этапах.

В процессе обучения именно ознакомительному чтению ставится конкретная задача понять основное содержание текста. Работа над текстом в данном случае строится по трем этапам: предтекстовый, текстовый и послетекстовый (Пассов Е.И.).

В отношении ознакомительного чтения на предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социокультурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Здесь необходимо соблюдать одно очень важное правило: предварительная работа над текстом не должна касаться его конкретного содержания, иначе учащимся будет неинтересно его читать, ввиду того, что ничего нового они в тексте не встретят.

Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, поэтому он самый продолжительный во времени и может включать в себя самые разнообразные задания. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результат деятельности). Для работа над ознакомительным чтением наиболее подходящими являются аутентичные художественные тексты или тексты информационного характера. На данном этапе должно действовать следующее правило: не нужно многократно читать один и тот же текст, поскольку если содержание уже известно, то его повторное прочтение уже выходит за рамки ознакомительного чтения и приобретает характер изучающего.

Послетекстовый этап. Целью данного этапа является интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях.

На наш взгляд обучение ознакомительному чтению на средней ступени обучения иностранному языку наиболее целесообразно проводить по трем этапам, предложенным профессором Е.И.Пассовым, поскольку именно его классификация наиболее точно направлена на достижение результата в конкретном виде чтения, в том числе и в ознакомительном. Учитывая специфику работы над чтением в 9 классе, когда у учащихся уже имеется некоторый достаточный словарный запас, развито большинство основных навыком чтения, необходимо заметить, что работа над техникой чтения не имеет такого значения, как, например, на начальном этапе обучения языку, а основной упор делается на достижении уровня чтения на иностранном языке на уровне зрелого чтеца.

Выводы

    Чтение представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста, причем самое совершенное (зрелое) чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и концентрацией внимания на смысловой стороне содержания. Различают два плана чтения как деятельности содержательный и процессуальный. Основным характеристиками понимания текста являются полнота, точность и глубина.

    Учащиеся по окончании базового курса (9 класс) должны уметь в области чтения: понять основное содержание несложных аутентичных текстов разных жанров и видов, выделяя основную мысль (идею) текста и существенные факты, опуская второстепенную информацию; понять полностью учебные и несложные аутентичные тексты (инструкции, рецепты); просмотреть несложный аутентичный текст типа меню, программы радио- и телепередач, расписания и т.п., а также несколько текстов, например, из газеты и извлечь нужную информацию.

    На данный момент из существующего многообразия видов чтения в рамки школьного курса по иностранному языку в качестве цели обучения включают чтение вслух и про себя (по форме чтения), ознакомительное, изучающее и поисковое чтение (по характеру понимания).

    Обучение ознакомительному чтению на средней ступени обучения проходит по трем этапам: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. На предтекстовом этапе походит подготовка к чтению, снятие языковых трудностей, повышение мотивации учащихся, познавательного интереса, прогнозирование содержания и др. На текстовом проводится само чтение с постановкой конкретной коммуникативной задачи. На послетекстовом этапе интеграция чтения с продуктивными видами речевой деятельности – говорением и письмом.

Чтение с точки зрения мыслительных процессов протекает на разных уровнях: от умения понять содержание приблизительно до творческого прочтения, при котором читающий не только воссоздает ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует прочитанное, принимает или отвергает основную мысль, организует свою мысль или встает на новую точку зрения.

Как уже отмечалось, чтение не является одинаково протекающей деятельностью ни по результатам, ни по процессам протекания, и в каждом конкретном случае оно выступает в одном из своих конкретных проявлений- видов , характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала». Различают около 50 структур- видов - чтения, однако целью обучения в школах разного типа являются 3 вида чтения: изучающее, поисковое и ознакомительное (на нем мы впоследствии остановимся более подробно). Просмотровое чтение, несмотря на то, что ранее оно входило в школьный курс, на данный момент развития методики не входит в целевые установки школьных программ, так как просмотр во многом дублирует процесс ознакомления , а установка на селективный отбор информации и способы ее переработки связаны с профессиональной деятельностью людей, хорошо владеющих языком и своей специальностью (Троянская Е.С.,1982). Тем не менее мы коснемся данного вида чтения ввиду того, что умения связанные с обучением просмотровому чтению могут быть полезны при профессиональной дальнейшей деятельности.

Основные виды чтения до сих пор встречающиеся в отечественных и зарубежных работах приведены в таблице 1. В таблицу не включены такие названия, как домашнее/классное чтение, чтение со словарем/без словаря, подготовленное (с предварительно снятыми трудностями)/неподготовленное и др., поскольку все эти названия не означают новый вид чтения, они лишь указывают на место проведения и форму организации работы над чтением.

Чтение вслух и про себя относят то к видам, то к двум сторонам одного и того же вида чтения. Несмотря на наличие общих черт, между ними имеются серьезные отличия, что делает необходимым специальное обучение двум сторонам прочтения. Хотя чаще всего читают про себя, чтение вслух нередко выступает как фонетическое упражнение, способ совершенствования произносительных навыков, как косвенный показатель сформированности говорения.

Таблица 1

Оппозиции «аналитическое – синтетическое» чтение в известной мере условны, так как в смысловом восприятии, «аналитико-синтетическом» по своей природе, разделить эти операции не всегда возможно. Их соотношение может меняться в пределах чтения не только одного текста, но и даже абзаца. Также можно оговориться, то выделение видов чтения носит сравнительно условный характер в том смысле, что один и тот же вид, форма прочтения или мыслительная операция сравнительно редко сохраняется на протяжении всего источника .

Упомянутые ранее 4 вида чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), как показывают многие исследования, позволяют обеспечить решение практически всех задач, связанных с обучением чтению на иностранном языке в средней школе. Остановимся на них подробнее.

Изучающее чтение . Результатом этого вида чтения является полное (степень полноты-100%) и точное понимание всех основных (к ним относятся факты, непонимание которых влечет за собой потерю нити повествования, логики рассуждения/аргументации автора.) и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Так читаются тексты, чаще их отдельные части, информация которых особенно важна или вызывает познавательный интерес у учащихся, поэтому они стремятся не только максимально точно ее понять, но и критически осмыслить. Как правило, предполагается ее дальнейшее использование, поэтому уже в процессе чтения у читающего действует установка на ее длительное запоминании. Все это приводит к тому, что изучающее чтение протекает медленно, сопровождается остановками, перечитыванием отдельных мест, полным проговариванием текста во внутренней речи, часто переводом (если не как способом понимания, то как способом самоконтроля), иногда письменными заметками.

Изучающее чтение целесообразно проводить на текстах, обладающих познавательной ценностью и информативной значимостью, достаточно трудных в языковом отношении .

Поисковое чтение . Оно направлено на нахождение в тексте конкретной, нужной для читающего информации - определений, выводов, формулировок, фактических данных, сведений страноведческого характера и т.д. Факт нахождения информации в данном тексте может быть известен читающему из других источников. Часть текста, которая являлась объектом поиска, как правило, подвергается изучающему чтению, предшествующий же ей материал читающий лишь бегло просматривает - весь текст целиком или только те его разделы, в которых он предполагает возможность наличия интересующих его сведений. Этот просмотр, однако, совершенно другую задачу, нежели тот, к которому читающий прибегает при просмотровом чтении. В данном случае читающий не ставит себе целью составить общее представление о содержании текста, а лишь оценивает тематику просматриваемых частей с точки зрения того, может ли в них находиться искомая информация. Этот вид чтения наиболее отчетливо выделяется при поиске слова в словаре или каких-либо сведений в справочнике, энциклопедии.

Просмотровое чтение . Задачей этого вида чтения является получение самого общего представления об информации, содержащейся в тексте. Читающий может преследовать различную степень детализации этого представления - от определения только темы текста, сферы человеческой деятельности, к которой он относится, до более детального установления круга затрагиваемых вопросов и даже круга характера сообщаемых сведений. Этот вид чтения используется при первичном ознакомлении с текстом для определения того, есть ли в нем необходимая/интересующая информация, на основе чего принимается решение читать ее или нет, а также для осветления в памяти ранее прочитанного. Этот вид чтения требует наличия у читающего довольно значительного объема языкового материала, поэтому в школе обучали лишь отдельным его приемам, обеспечивающим определение темы текста.

В отношении просмотрового и поискового чтения трудно говорить о каких-либо нормативах степени полноты и точности понимания текста. Об их результативности судят на основании выполнения поставленной задачи. Следует, однако, отметить, что в данных видах чтения особое понимание приобретает правильность понимания тех элементов текста – фраз, предложений, слов – которые читающий действительно прочитывает; их неточное понимание ведет либо к неверному решению задач, либо значительно замедляет их решение (читающему приходится возвращаться, увеличивать количество элементов, которые он «выхватывает» из текста).

Ознакомительное чтение . Результатом данного вида чтения является понимание основного содержания текста, основной линии доказательств, аргументации автора. Степень полноты понимания определяется в пределах 70-75% всех фактов текста, включая все основные, при этом понимание основной информации – точное, второстепенной – правильное, неискаженное. Обычно читающий довольствуется пониманием примерно 70% информации, и этот показатель принимается за норму, причем не потому, что чтец не может достичь полного и точного понимания, а потому, что оно в данном случае ему просто не требуется.

Ознакомительное чтение – это не небрежное, неточное чтение, как иногда его истолковывают, это как бы чтение «для себя», без какой-либо предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Последняя лишь «принимается к сведению», и даже если читающий запоминает ее, то это запоминание носит непроизвольный характер, чаще всего под влиянием возникшего интереса. Поскольку у читающего отсутствует установка на запоминание, то, как следствие, некоторые второстепенные факты, несущественные для основной линии развития текста, могут оказаться «непонятыми». За этим термином скрываются различные случаи, это могут быть: а) детали, которые читающий понял в процессе восприятия, но, оценив их, тут же забыл; б) детали, которые читающий по той или иной причине просто опустил, но прочитал; в) детали, которые он действительно не понял или понял «приблизительно» (часто из-за незнания соответствующего слова), но, отнеся их к второстепенным, неважным, не задержался на них, а продолжал читать дальше.

Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации. Следует также отметить, что к ознакомительному чтению относят домашнее и индивидуальное чтение.

1. Условия , определяющие успешность обучения:

· проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);

· организация как одноразового чтения про себя;

· проверка понимания основной информации;

· исключение перевода на родной язык, так как «перевод противоречит природе ознакомительного чтения» (Фоломкина С.К., 1987).

2. Умения

· прогнозировать содержание по заголовку/вступлению, зрительной наглядности;

· определять главную мысль;

· отделять основную информацию от второстепенной, фактическую от гипотетической;

· использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания;

· устанавливать логическую /хронологическую связь фактов и событий;

· обобщать данные, изложенные в тексте; делать выводы из прочитанного;

· выписывать из текста наиболее значимую информацию с целью использования ее в других видах деятельности (в проектной работе, в коммуникативной игре и т.д.);

· классифицировать/группировать информацию по определенному признаку;

· оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тексте фактов и др.

3. Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

· прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;

· расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;

· выберите правильный ответ из 3-4 вариантов (multiple choice);

· найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

· составьте план текста;

· найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;

· подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;

· просмотрите текст и озаглавьте его;

· перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

· составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;

· передайте содержание текста в устной/письменной форме;

· составьте выводы на основе прочитанного;

· назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;

· укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;

· прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);

· на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/схему;

· выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

Обучение изучающему чтению

1. Условия успешности обучения:

· медленный вид чтения про себя без ограничения времени;

· перечитывание с решением новых задач;

· перевод на родной язык всего текста или его фрагментов;

· чтение первоначально облегченных текстов, затем трудных (поучительных в смысле подхода к работе над незнакомым материалом);

· самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю.

2. Умения , лежащие в основе данного вида чтения:

· определять важность (значимость, достоверность) информации;

· полно и точно понимать содержание текста;

· делать перифраз/толкование трудных для понимания слов/предложений;

· раскрывать причинно-следственные связи;

· предвосхищать дальнейшее развитие событий/действий;

· составлять план, схемы, таблицы;

· ставить вопросы к основной и второстепенной информации;

· отделять объективную информацию от субъективной, т.е. факты от рассуждений;

· выявлять имплицитную информацию;

· понимать содержание, опираясь на фоновые знания/широкий контекст, на экстралингвистический аппарат текста и шрифтовые выделения;

· переводить текст полностью или выборочно (устно или письменно).

3. Упражнения для обучения изучающему чтению:

· распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;

· назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение;

· добавьте факты, не меняя структуру текста;

· найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов /аннотации;

· составьте аннотацию/реферат;

· поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;

· напишите тезисы по содержанию прочитанного;

· составьте письменную оценку (рецензию);

· прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами (cloze test);

· переведите на родной язык указанные абзацы/части текста и др.

Обучение поисковому чтению

1. Условия , определяющие успешность обучения данному виду чтения:

· основная цель поиска - содержательная информация;

· проведение чтения в условиях дефицита времени (темп быстрый, очень быстрый);

· принятие решения о целевом использовании информации;

· знание структурно-композиционных особенностей текстов;

· использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;

· начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, т.е. прочитанными с целью ознакомления или изучения;

· проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.

2. Умения , лежащие в основе данного вида чтения:

· определять тип/структурно-композиционные особенности текста (журнала, брошюры);

· выделять информацию, относящуюся к определенной теме/проблеме;

· находить нужные факты (данные, примеры, аргументы);

· подбирать и группировать информацию по определенным признакам;

· прогнозировать содержание целого текста на основе реалий, известных понятий, терминов, географических названий и имен собственных;

· ориентироваться в тексте путем выдвижения ряда гипотез;

· проводить беглый анализ предложений/абзацев;

· составлять рабочие материалы для использования их в ролевых играх/проектах и т.д.;

· находить абзацы/фрагменты текста, требующие подробного изучения.

3. Упражнения для обучения поисковому чтению:

· определите тему/проблему текста (статьи);

· прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;

· найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

· прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т.д.);

· найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;

· просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;

· найдите абзацы, посвященные указанной теме;

· найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);

· просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

· разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.

18.Психолингвистическая характеристика письма как вида речевой деятель­ности. Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В.Рогова). Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения. Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична. Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлась целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограниченном количестве часов) и соответственно не было отражено в отечественных УМК по иностранным языкам. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам.
При реализации письма задействованы следующие анализаторы: двигательный (основной), зрительный, речемоторный, слуховой (второстепенные).
Психолингвистическая характеристика письма как вида речевой деятельности
Психологи отмечают, что общение – это многосторонний процесс, который может выступать как: 1) процесс взаимодействия индивидов; 2) информационный процесс; 3) отношение людей друг к другу; 4) процесс их взаимовлияния друг на друга; 5) процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. В связи с этим выделяют функции общения:

  • информативная (получение и передача информации);
  • побудительная или регулятивная (процесс взаимовлияния индивидов);
  • эмоциональная
  • функция речевого этикета;
  • контактоустанавливающая;
  • конвенциональная (условная).

В психологической литературе речевая деятельность определяется как «реализация общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения» (И.А.Зимняя).
Выделяют следующие виды речевой деятельности (РД): Аудирование, говорение (монологическая и диалогическая речь, чтение и письмо) В любой ситуации общения присутствует говорящий или пишущий, слушающий или читающий. Отсюда выделение основных видов РД: продуктивных (говорения и письма) и рецептивных (аудирования и чтения). Говорение и слушание составляют устные виды речевой деятельности, а письмо и чтение – письменные. Рогова Г.В. совершенно справедливо отмечает, что в реальном общении ни один из указанных видов РД не существует изолированно. Реальное общение – это взаимодействие партнеров. В процессе овладения иностранным языком принимают участие следующие анализаторы – слуховой, зрительный, речемоторный, двигательный. Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков – письменного текста.

19.Цели и содержание обучения письму. Виды письменных высказыва­ний.
В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у учащихся умений письменно выражать свои мысли. Базовый курс обучения ИЯ предполагает овладение письменной речью. достижения элементарной коммуникативной компетенции. Письменная коммуникативная компетенция, включающая овладение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения, ограничена в рамках Программы обучения иностранным языкам в средней школе до умений:

Графически правильного письма;
- письма как самостоятельного вида речевой деятельности (по окончании базового курса учащиеся должны уметь в рамках наиболее типичных ситуаций общения делать выписки из текста; составлять и записывать план прочитанного или прослушанного текста; написать короткое поздравление, выразить пожелание; заполнить формуляр; написать личное письмо (расспросить адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выразить благодарность, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка);

Письма как средства обучения другим видам речевой деятельности.

Задачи обучения письменной речи связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи, включают формирование у учащихся необходмых графических автоматизмов , речемыслительных навыков и умений формулировать мысль, расширение знаний и кругозора , овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста .
Лингвистический компонент содержания обучения письму включает графику, орфографию, запись (списывние, репродукция, продукция), письменную речь в ограниченном объеме (анкета, формуляр, открытка, письмо).
Компенсационные умения
включают умения перефразировать высказывание, выразить сложную мысль простыми языковыми средствами, опираться на текст с целью поиска необходимой информации.

Обучение технике письма включает в себя овладение алфавитом, графикой, орфографией и пунктуацией.Письмо (техника письма) является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии продуктивной письменной речи.

Продуктивная (экспрессивная) письменная речь в зависимости от назначения подразделяется на два уровня:учебную письменную речь и коммуникативную письменную речь (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина).

Под учебной письменной речью понимается выполнение в письменной форме разнообразных языковых и условно-речевых упражнений, направленных на овладение продуктивными лексико-грамматическими навыками, а также речевыми умениями, включая умения коммуникативной письменной речи. Учебная письменная речь не только эффективное средство обучения, но и действенное средство контроля. Упражнениями самого высокого уровня в иерархии учебных письменных работ являются сочинение и подробное изложение. Они же – традиционное средство контроля сформированности продуктивных навыков и умений письма.

Коммуникативная письменная речь – это экспрессивный вид речевой деятельности, нацеленный на порождение речевого сообщения в письменной форме. Развитие умения выражать мысли в письменной форме происходит на базе и посредством учебной письменной речи, которая в свою очередь, опирается на технику письма, сформированные графические и орфографические навыки. Целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы или жанры письменных сообщений – текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или профессиональной деятельности, а также в личных целях.

Е.Н.Соловова дает следующую классификацию типов текстов, написанию которых следует обучать на иностранном языке:

· заполнение анкет;

· написание различного рода писем и ответов на них;

· составление автобиографии/резюме;

· написание заявлений;

· написание рецензий;

· написание аннотаций;

· написание докладов;

· написание сочинений/эссе;

· написание поздравительных открыток;

· написание записок.

В данных типах текстов особое внимание уделяется содержанию сообщения и его структурной организации. Автор должен помнить о назначении данного письменного текста, учитывать характер читающей аудитории и соответственно выбирать языковые средства, выстраивать композицию.

Обучение техники письма.

Рассматривая обучение технике письма на иностранном языке, важно выделить основную цель , которая состоит в том, чтобы сформировать у учащихся орфографические и графические навыки. Овладевая этими навыками, учащиеся преодолевают ряд трудностей, которые связаны с усвоением особенностей звукобуквенных соответствий в изучаемом языке, а также с усвоением особенностей начертания графических знаков иностранного языка. Главное внимание при обучении технике письма уделяется нормативности и четкости написания букв в соответствии с современными требованиями. Ученики должны овладеть написанием всех букв латинского алфавита. Там, где возможно, при обучении и каллиграфии, и орфографии следует использовать игровые ситуации, конкурсы, загадки . Для обучения каллиграфии целесообразно использовать следующие задания: 1. Угадайте букву, которую учитель собирается написать на доске, по ее элементу. (Это могут быть такие элементы, как: с, О, \ , /, |. Так, полукруг с может быть элементом букв d, Оо, Сс, Qq, е, Gg. Угадывание, в сущности, здесь является перебором возможных вариантов, который сопровождается тренировкой в употреблении структуры It is... или Is it... ?2. Составьте из заданных элементов как можно больше иноязычных букв. Каждый элемент может использоваться несколько раз. Назовите составленные буквы. Например, из элементов \ , /, | можно получить буквы N, М, V, X, W, У.3. Найдите и назовите в цепочке букв все буквы изучаемого языка: Тт, Tt, Мм, Mm, Rr, Яя, Dd, Дд.4. Напишите каждую букву по образцу, данному в прописи (или: Обведите чернилами контуры букв).5. Напишите букву, продиктованную товарищем.6. Заполните пропуски в алфавите: с, d, е, f..., h, i... и т.д.7. Перепишите буквы в алфавитном порядке.8. Угадайте наполовину закрытое иноязычное слово по его верхней части. Назовите слово и допишите нижнюю часть каждой буквы.Необходимо отметить, что достижение этой цели сталкивается с рядом трудностей , так как некоторые буквы алфавита в иностранном и родном языках имеют разное написание для обозначения того или иного звука. Однако даже при достаточно прочных навыках написания букв и слов на родном языке при изучении иностранного наблюдаются следующие виды каллиграфических ошибок : – путаются элементы схожих букв латиницы: b и d, d и g; – путаются буквы родного и иностранного языка (например, пишется Я вместо R, д вместо d , и вместо i (Yes, I gug вместо Yes, I did.). Такие ошибки нередки при обучении с устным опережением , когда учащиеся пытаются фиксировать свои иноязычные высказывания кириллицей. При обучении графической системе следует уделять внимание буквам, которые отсутствуют в алфавите родного языка. Например, R, I, Q, J, L. Существует ряд упражнений, которые непосредственно направлены на формирование графических навыков. К таким упражнениям относят: упражнение на написание сначала отдельных простых, а затем сложных букв; упражнение на написание различных буквосочетаний, которые могут изображать один простой или сложный звук; упражнение на списывание слов, отдельных предложений, текста; упражнения на звукобуквенный анализ отдельных буквосочетаний, слов, предложений. Все письменные упражнения должны сопровождаться проговариванием. Создание у учащихся орфографических навыков является целью обучения письму . Необходимо отметить, что языковые лексические упражнения , которые выполняются в письменной форме, являются важным средством обучения правописанию слов , их элементов (приставка, корень, суффикс). К таким упражнениям следует отнести: упражнения на поэлементный анализ слов; упражнения на группировку слов по разным словообразовательным элементам. Выделяют также такие упражнения на усвоение орфографии : анализ в словах звуков и соответствующих им графических знаков с целью выделения орфографической трудности; списывание с подчеркиванием слов, включающих изучаемую орфографическую трудность; выборочное списывание слов, написание которых подчиняется усвоенным орфографическим закономерностям; списывание слов со вставкой пропущенных букв и последующей группировкой данных слов в соответствии с изучаемыми орфографическими закономерностями. Целесообразно использовать, например, следующие упражнения для обучения английской орфографии : 1. Напишите и назовите букву (буквы), передающую(ие) следующие звуки, - a, ai, ay [k] - k, с, ck 2. Укажите стрелками, как передается в орфографии каждое слово, данное в транскрипции. (Одно слово - лишнее, то есть не соответствует ни одной транскрипции). Назовите каждое слово дважды, указывая на его транскрипцию и орфографию. feel fall fail fell fill file 3. Найдите и назовите слово, не соответствующее транскрипции. - sell, sale, cell 4. Соотнесите знакомые слова с их частичной транскрипцией. Произнесите каждое слово и переведите его (Одна частичная транскрипция - лишняя). though through thought enough cough laugh [-ɒf] [-u:] [-əʊ] [-ʌf] [-əʊ t] [-ɑ:f] [-ɔ:t] В данном упражнении в отличие от упр. 2 транскрипция не может быть полной, так как тем самым подсказывалось бы решение задачи. Кроме того, упр. 2 построено в основном на незнакомой лексике, иллюстрирующей правила чтения, а упр. 4 включает знакомые слова, иллюстрирующие возможность различного прочтения одного и того же буквосочетания. 5. Назовите пропущенную букву, впишите ее и прочтите все слово. · m-ther, f-ther, s-n, da-ghter; Учащиеся легче всего запоминают написание грамматических форм и орфографию тех слов, которые можно подчинить правилам и закономерностям; а поскольку слова с этимологическим написанием должны просто запоминаться, большое значение при обучении орфографии приобретают приемы, развивающие зрительную память, например, списывание.