Методика проведения тестов на темперамент собаки. Тест для определения темперамента щенка. Описание отдельных тестов

Для получения Южнорусским овчаркам сертификата "Чемпион Финляндии", собаки должны иметь диплом IPO или пройти "Финский Характер - Тест", без которых невозможно получить сетификат Чемпиона. Этот тест с 2011 года стали проводить в России, лицензированными судьями Финляндии.

Для ознакомления, приводим внизу перевод текста.

ФИНСКИЙ ХАРАКТЕР – ТЕСТ

Утвержден Кинологической Федерацией Финляндии 01.01.2007 года.

Учавствуют собаки, которыем не менее двух и не более шести лет, и с соответсвующей вакцинацией.

Ограничения

Больные собаки
- Течные суки
- Сука 30 дней до родов и менее чем за 75 дней после родов.

Если собака не набрала 75 баллов, то повторное участие не ранее чем через 6 месяцев.

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

1. Предназначение тестирования.

Назначение характер – теста состоит в оценке и фиксировании поведения собаки в ситуациях, когда её нервная система загружена. Результаты характер – теста можно использовать для определения характера и способности к дрессировке.
Результаты теста необходимы для допуска собаки к разведению для заводчиков и клубов пород.

Каждый отдельный тест оценивается в баллах, кроме тестаБЕССТРАШИЕ К ВЫСТРЕЛАМ. Оценки за тест даются от +3 до -3. Значимость каждого отдельного теста так же оценивается коэффициентами, которые будут указаны ниже. По правилам баллы, полученные собакой при тестировании умножаются на коэффициент, что дает результат каждого отдельного теста. Общий результат (БАЛЛ) ХАРАКТЕР - ТЕСТА получается при суммировании результатов отдельных тестов. Тест считается пройденным при получении собакой от 75 баллов.

2. Порядок проведения тестов.

2.1. Доступность;
2.2. Желание бороться;
2.3. Работоспособность;
А. Работоспособность под угрозой;
Б. Работоспособность без угрозы;
2.4, Способность защиты;
2.5. Твердость;
2.6. Темперамент;
2.7. Устойчивость нервной системы;
2.8. Резкость;
2.9. Бесстрашие к выстрелам.

ОПИСАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕСТОВ

ДОСТУПНОСТЬ (коэффициент 15)

Под доступностью подразумевается отношение собаки к чужим людям. Для оценки доступности не требуется отдельного теста. Оценка судьи основывается на наблюдении за поведением собаки на протяжении всего характер – теста.

ЖЕЛАНИЕ БОРОТЬСЯ (коэффициент 10)

Желание бороться - это врожденное свойство собаки, основанное на наслаждении борьбой без какой либо агрессии. Поведение собаки при проведении этого теста можно так же назвать желанием к игре, существенная часть которой это борьба. Желание бороться для собак это моторность – движущая сила в поведении.

Для исполнения теста можно использовать палку, тряпку, тренировочный апорт или другие предметы проводника. Этот тест должен быть первично (в основном) игрой между судьей и собакой, вторично - между проводником и собакой.
Сдержанность собаки может влиять на прохождение теста таким образом, что невозможно выявить желание бороться.

Тест начинается с маленьких раздражений, цель которых, чтобы собака ухватила предмет, зафиксировала и сохранила захват. После этого начинается борьба. Во время борьбы (игры) между судьей и собакой можно оценивать силу и насколько велико желание бороться. После того как захват предмета произошёл, судья оценивает желание собаки продолжить борьбу или бросить (отпустить) предмет.

РАБОТОСПОСОБНОСЬ (коэффициент15)

А. Работоспособность под угрозой

Проводник с собакой выходит на исходную позицию, указанную судьей. Тест проводится с помощью фигуры (чучела) и телеги, которые приближаются к исходной позиции с расстояния не менее чем 25 метров, рывками шаг за шагом. Чучело с одной стороны похоже на человека, но с другой стороны полностью не узнаваемо, не имеет запаха и характерных движений человека, в связи с чем у собаки возникает противоречие. При подготовке теста проверяется видимость фигуры на уровне глаз собаки. В начале теста фигура должна быть спрятана от собаки. Фигура притягивается к исходной позиции с помощью шнура (не менее 25 метров длинны). С помощью шнура можно делать боковые движения, изменить скорость движения, т.е. изменить силу угрозы. До начала теста проводник должен быть инструктирован судьей. Проводник должен быть пассивным, держать собаку за поводок и смотреть на приближающееся чучело, а не собаку.

Когда собака на исходной позиции с проводником, то начинается движение фигуры. Первое движение телеги должно вызывать звук, на который собака обращает внимание. Лучший результат достигается изменением движения: полная недвижимость, короткие рывки, колебания и в конце атака вплоть до ног проводника. После атаки фигура остается на месте и исследуется поведение собаки. Ожидается, когда собака подойдет к фигуре самостоятельно, если этого не происходит, судья подробно инструктирует проводника о помощи собаки. Помощь собаки выполняется в следующем порядке: Проводник поворачивается к фигуре; Проводник наклоняется к фигуре; Проводник начинает разговаривать с фигурой;
Проводник кладет руку на шею фигуры; Проводник, при необходимости снимает одежду с фигуры; Проводник опрокидывает фигуру.

Б. Работоспособность без угрозы

Тест на работоспособность без угрозы проводится в так называемой темной комнате. Темную комнату надо планировать и готовить таким образом, чтобы она не вызывала угрозу для здоровья собаки. Темная комната не совсем темная, а сумеречная, где освещение должно быть регулируемое. В помещении должно находиться ограждение, которое собака может обойти и пол с разным напольным покрытием (пленка, гофракартон и т.д.). Запустить собаку в помещение может только судья. Во время теста в помещении может находиться только судья проводник и собака. Судья инструктирует проводника внутри комнаты. Путь, который должна пройти собака внутри комнаты, должен составлять не менее 10 метров.

СПОСОБНОСТЬ ЗАЩИТЫ (коэффициент 1)

Этот тест подразумевает проверку наличия врожденной способности собаки защищать себя, своё стадо, проводника или свою территорию.

Тест проводится в виде атаки судьи на проводника и собаку. Судья, производящий атаку находится в укрытии. Второй судья инструктирует проводника, который начинает движение в сторону судьи, находящегося в укрытии. Судья атакует из укрытия, а проводник останавливается с собакой. Первично (в основном) атака осуществляется против проводника, а вторично - против собаки. При этом судья может использовать палку, хлыст, розги, однако, если собака проявляет агрессивность, судья атакует только при помощи «голых» рук. Сила атаки регулируется исходя из активности собаки.

После атаки судья меняет своё поведение на дружелюбное, т.е. четко различает атаку от дружелюбия.

Если возможно, судья берет собаку под свое управление, а проводник возвращается в исходную позицию. Судья знакомится с собакой, проводник подзывает собаку, судья отпускает собаку, Судья наблюдает за восстановлением собаки.

ТВЕРДОСТЬ (коэффициент 8)

Под твердостью собаки подразумевается способность собаки вспомнить или не вспомнить неприятые и приятные события. Испытания проводятся в двух почти одинаковых стадиях, между которыми образуется короткая пауза. В первой стадии у собаки вызывают неприятность (испуг). Во второй стадии, после короткой паузы, собаку приводят в то же место, но не вызывая никакой неприятности. Если собака реагирует сильно на неприятность, то пауза между стадиями удлиняется. Наблюдая поведение собаки, судья определяет, как хорошо собака вспомнит место и неприятности.

ТЕМПЕРАМЕНТ (коэффициент 15)

Под темпераментом подразумевается оживленность, скорость наблюдения, а так же способность приспосабливаться к новым окрестностям и ситуациям. Большая часть из хорошо приспосабливаемых собак - собаки очень оживленные. Активная собака очень быстро привыкает к внешним раздражителям и понимает их назначение. Тест проводится, вызывая звуковое раздражение сзади от собаки. Проводник идет с собакой по обозначенному маршруту прямо вперед с обозначенным источником звука. Неожиданно сзади по пандусу запускается металлическая бочка, которая издаёт шум и вдогонку приближается к собаке. Проводник не должен никак влиять на собаку во время ходьбы.

УСТОЙЧИВОСТЬ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (коэффициент 35)

Под устойчивостью нервной системы подразумевается врожденная реакция собаки на сильно изменяющиеся раздражающие ситуации, а так же способность собаки управлять собой при данных ситуациях без излишних истерик.

Твердость нервной системы собаки оценивается и классифицируется, основываясь на видимых реакциях собаки во время проведения отдельных тестов.

РЕЗКОСТЬ (коэффициент 8)

Резкость - это свойство собаки, находящейся под угрозой, реагировать агрессивно.

Проводник привязывает собаку у стены на трос длинной 70 сантиметров. Проводник, не давая собаке никаких команд, удаляется из поля зрения собаки. Собака должна чувствовать себя одинокой и брошенной. Судья, заранее находящийся в укрытии, совершает атаку против собаки. Атака начинается не сразу после ухода проводника, а после перерыва, время которого определяется в зависимости от поведения собаки. Атакующий судья приближается к собаке. Во время атаки судья делает непонятные угрожающие движения, избегая прямолинейных движений к собаке. Руки судьи не поднимаются выше линии плеча. Окончательная атака совершается индивидуально, в зависимости от резкости поведения собаки. По окончании атаки судья изменяет своё поведение по отношению к собаке, показывая свою дружелюбность и примирение. Собаке четко показывается разница между атакой и дружелюбностью. Судья наблюдает за восстановлением состояния собаки. Проводника приглашают к собаке и судья наблюдает за поведением собаки.

БЕССТРАШИЕ К ВЫСТРЕЛАМ

При тестировании выстрелы совершаются на расстоянии от 20 до 50 метров от собаки, в зависимости от местности, шумовыми патронами калибром 9 мм. Тест на бесстрашие к выстрелам проводится всегда последним. Стреляющий, находится впереди собаки вне зоны её видимости. Первый выстрел совершается по знаку судьи во время движения собаки с проводником. Второй выстрел совершается по знаку судьи в то время, когда собака с проводником стоят на месте. Для выяснения реакции собаки можно совершить не более 5-ти выстрелов.

Для полного определения характера собаки у судьи имеется право выполнить другие тесты, не входящие в описанные выше.

http://video.mail.ru/mail/crimea_ak-kaya/12/137.html

Предложены в 1975 г. Уильямом Кэмпбеллом для щенков от 30 до 49 дней в целях выявления подходящих для семейного содержания. Тесты должны проводиться компетентным специалистом, которого (в идеальном случае) щенки никогда не видели.

Тест должен проводиться в незнакомом щенкам помещении ив такое время дня, когда они наиболее активны. Каждый щенок проверяется отдельно, - это поможет избежать искажений, потому что в противном случае на результат повлияет уверенность, которую может придать щенку присутствие собратьев.

Тесты проводятся по пяти отдельным сферам поведения. По каждой из них проверяющей дает оценку следующим образом:

Сильный лидер 1 балл
Лидер 2 балла
Послушный 3 балла
Очень послушный 4 балла
Независимый 5 баллов

Собаки, у которых в основном "единицы", возможно, подойдут для охранно-розыскной службы, при условии, что у них будет опытный проводник и собака способна к подобной работе по своим физическим данным. (Думаю, очень авторитарному чихуахуа пришлось бы по данным теста стать полицейской собакой - тайным агентом.) Ни при каких обстоятельствах собаку такого типа нельзя продавать неопытному человеку для содержания в семье. Комбинации из "двоек" и "троек" с преобладанием "двоек" указывает на возможность вырастить из щенка с такими баллами хорошую служебную собаку.

Они же, т.е. те, у кого "двойки" и "тройки" с преобладанием "двоек", могут быть и домашними собаками, но желательно, чтобы они попали к опытным людям в семью без детей или с детьми старшего возраста. Собаки, у которых преобладают "тройки", а "двоек" мало, подойдут для семей с детьми младшего возраста. "Троечники" и "четверочники" должны попасть в очень чуткое и спокойное окружение.

Щенок, набравший много "четверок", легко может стать собакой, которая кусается от страха. Собаки, которые получают главны образом "пятерки", вполне благополучно будут жить в питомнике, но вряд ли смогут стать домашними собаками, которые доставляют радость своим хозяевам.

Тест нужно проводить следующим образом:

1. Стремление к общению.

Щенка ставят на пол в середине помещения, где проводится испытание, далее тестирующий должен привлечь его внимание и побудить подойти поближе, заманивая в глубь незнакомой комнаты. Готовность подойти, повадка и позы, которые щенок продемонстрирует приближаясь, и его отношение к тестирующему - все следует учитывать.

Если щенок подходит с готовностью, держит хвост высоко, прыгает и кусает руки тестирующего, он получает 1 балл. Если подходит неуверенно, поджав хвост, а то и делает лужицу, он получает 4 балла. Если щенок игнорирует тестирующего и занимается своими делами, то он получает 5 баллов.

2. Преследование.

Погладив щенка за то, что подошел, или подойдя к нему и погладив, если он сам не подошел, тестирующий отходит от щенка и наблюдает, насколько охотно тот идет следом. Щенок с задатками сильного лидера пойдет за ним охотно, может быть, он будет забегать вперед и путаться под ногами или даже попытается кусать за ноги. Очень покорного шенка придется ласково уговаривать, и, возможно, он пойдет следом, но нерав-номерно, падая на спину всякий раз, когда тестирующий останавливается или наклоняется, чтобы его погладить. "Пятерочник" попрежнему будет заниматься своим делом.

3.Принуждение (ограничение свободы).

Тестирующий осторожно переворачивает щенка на спину и удерживает его в этом положении в течение приблизительно 30 секунд.

Оценка, которая в этом тесте составляет от 1 до 4 баллов, будет зависеть от того:

а) сопротивлялся ли щенок яростно, стараясь укусить;
б) просто сопротивлялся, но не кусался;
в) сопротивлялся, но постепенно успокоился;
г) не сопротивлялся и лизал руку руку тестирующего.

4. Социальное лидерство.

Области головы, шеи и плеч у собаки - зоны, определяющие лидерство. Понаблюдайте за встречей двух собак, занимающих высокое положение в своем окружении, и вы наверняка увидите, что собака, занимающая более высокое положение (или претендующая на него), кладет лапу или подбородок на ходку другой собаки. Присев на корточки, тестирующий должен погладить щенка "твердой рукой" от головы до холки и продолжать гладить в течении приблизительно 30 секунд. 1 балл получает щенок, который противится, например, рычит и пытается изменить ситуацию доминирования на противоположную, прыгая на тестирующего. "Четверочник", вероятно, сожмется в комок и сделает лужицу. "Пятерочник" просто уйдет прочь, полностью игнорируя все происходящее.

5. Воздействие высоты.

Нагнувшись и сложив руки в колыбель под брюшком щенка, тестирующий бережно поднимает щенка на высоту нескольких дюймов (10-20 см) от пола и держит его примерно в таком положении в течении примерно 30 секунд. Тестирующий полностью контролирует ситуацию, а щенок попадает в положение полной зависимости. То, как щенок воспринимает происходящее, оказывает сопротивление или покоряется - определяет оценку от 1 до 4 баллов. Как и в третьем испытании (ограничение свободы), невозможно выставить оценку в 5 баллов, поскольку щенок лишен возможности продемонстрировать свой независимый характер.

В шестинедельном возрасте щенок, в сущности, "чистый лист", за исключением некоторых приобретенных повадок.

То, как реагируют щенки, показывает нам их истинный генетический потенциал. Позднее среда, в которой они будут расти, вероятно, как-то повлияет на их темперамент, окончательно формирующийся к моменту достижения взрослого возраста (зрелости), но, правильно оценив их потенциал в шестинедельном возрасте, заводчик может сделать так, чтобы щенки отправились к подходящим для них хозяевам."

© 2008-2011 Джон Фишер "О чем думает ваша собака"

Темперамент собак, как и темперамент людей, является результатом сочетания генетических данных и влияния окружающей среды. Он показывает, каким образом ваша собака реагирует на людей и иные объекты ее окружения, включая других животных и различные шумы. Демонстрируемые реакции в большинстве своем являются инстинктивными, но также зависят и от внешней среды. Определение темперамента своего питомца позволит вам лучше узнать и понять его. Обычно определение темперамента взрослой собаки лучше доверить профессионалам, но если одновременно с этим вы будете знать саму процедуру тестирования, то вам проще будет понять ее результаты. Определение темперамента обычно занимает около 15 минут.

Шаги

Подготовка к проверке темперамента собаки

    Определитесь с целью проверки темперамента собаки. Существуют самые разнообразные тесты по проверке темперамента собак, поэтому первым делом вам необходимо понять, что именно вы хотите проверить. Вам может требоваться проверка собаки на то, насколько хорошо она поладит с детьми или сможет ли она стать собакой-поводырем. Когда вы будет точно знать, какая проверка вам требуется, то список организаций, проводящих соответствующие виды тестов, существенно сократится.

    Покажите собаку ветеринару. Перед прохождением тестирования на темперамент собаку следует сводить на осмотр к ветеринару. Некоторые проблемы медицинского характера (например, артрит) во время тестирования могут оказать влияние на демонстрируемые собакой реакции. Если проблемы со здоровьем не выявить заранее, то проводящий тестирование человек может некорректно оценить результаты прохождения тестирования.

    Получите от врача полную медицинскую историю вашей собаки. Чем больше информации о собаке будет знать ответственный за тестирование человек, тем более объективной будет его оценка. Вы должны сообщить ему породу собаки, возраст, пол и репродуктивный статус (наличие или отсутствие кастрации или стерилизации). Кроме того, не будет лишним записать информацию о том, каким образом собака обычно реагирует на людей и других животных, а также о прохождении каких-либо курсов дрессировки.

    Запишите информацию о себе. В дополнение к полной истории вашей собаки тестировщику также будет необходимо узнать некоторую информацию и о вас, это особенно касается вашего опыта в воспитании и дрессировке собак. Также будет полезна информация об обстановке в семье (наличие детей, других питомцев) и возможности прохождения дополнительного обучения собаки по результатам тестирования ее темперамента.

    Приготовьте необходимые для тестирования аксессуары. Перед началом проведения тестирования проверьте прочность ошейника и поводка. Тестировщик устроит вашей собаке ряд проверочных упражнений, для которых будет важна надежность ошейника и поводка. Если ваше снаряжение уже износилось, заранее приобретите вместо него новое, чтобы собака успела привыкнуть к нему до прохождения тестирования.

    Выберите место для проведения тестирования темперамента собаки. Тестирование должно проводиться на контролируемой территории, где отсутствуют отвлекающие факторы. Территория должна быть незнакома собаке. Если вы не уверены в том, какое место выбрать для проведения тестирования, то его вам может подсказать ветеринар.

    Выберите тестировщика и того, кто будет контролировать собаку вместо вас. Очень важно, чтобы собака не была знакома с этими людьми. Это повышает общую объективность проводимого тестирования. Также важно выбрать опытного эксперта, прошедшего соответствующее обучение по программе тестирования темперамента собак.

    Посмотрите, как собака передвигается по незнакомой поверхности. Во время данной проверки собака должна будет пройти по двум видам незнакомой для нее поверхности: по пластиковой дорожке (4,5 м х 2 м) и выложенным на земле решеткам от складного манежа (4 м х 1 м). В данном случае будет оцениваться то, каким образом собака перемещается по непривычной поверхности. Боится ли она? Способна ли преодолеть свой страх? Есть ли признаки любопытства при хождении по новой поверхности?

    Проверьте самооборонные качества собаки и агрессию. Данная проверка состоит из нескольких шагов, которые позволяют пронаблюдать реакцию собаки на нарастающую угрозу. На первом этапе ваша собака и контролирующий ее человек остановятся в указанной точке, и на расстоянии 12 м перед ними пройдет странно одетый человек. Тестировщик посмотрит, увидит ли собака в этом что-то необычное.

    Используйте результаты тестирования для корректировки программы последующего обучения собаки. Ни одна собака не может проявить себя идеально во всех ситуациях. Что-то может быть идеальным, а что-то будет получаться не очень хорошо. К счастью, тестирование темперамента поможет вам выявить проблемы. В дальнейшем вы сможете сконцентрировать дрессировку на том, что нуждается в исправлении.

Проверка темперамента щенка

    Проведите тест с переворачиванием щенка на спину. Проверку темперамента щенка можно провести самостоятельно или доверить ее тому, кто хорошо знаком с генетической родословной всего помета щенят. Для данной проверки необходимо перевернуть щенка на спину и придержать его рукой за грудь примерно на 15 секунд. Проверка позволит посмотреть на то, насколько сильно щенок будет сопротивляться такому положению.

    Осторожно придавите лапы щенка. Когда щенок будет стоять на всех четырех лапах, положите руки на его передние лапки и слегка придавите. Держите его лапы прижатыми около минуты, затем проделайте то же самое с задними лапами. Прижимать лапки следует лишь настолько, чтобы обездвижить их, но не сделать щенку больно. Как и в тесте с переворачиванием на спину, в данном случае проверяется степень сопротивления щенка.

    • При возникновении боли щенок будет сопротивляться в любом случае, будь он по характеру доминантным или подчиняющимся, поэтому очень важно не сделать щенку больно во время данного теста.
  1. Проверьте реакцию на прикосновения по всему телу. Осторожно потрогайте уши, лапы, живот и так далее. Слегка потяните щенка за уши. Внимательно следите за тем, как щенок на вас реагирует. Нравятся ли ему ваш действия, пытается ли он убежать от вас или укусить, все это будет давать неплохое представление о его темпераменте.

    Возьмите щенка на руки. Чтобы взять щенка, подведите ладони под его живот и поднимите в воздух. Подержите его так около 30 секунд. Если щенок начнет вырываться и явно захочет вернуться обратно на землю, то он достаточно доминантен и независим. Если щенка все устраивает, когда вы его держите, то он довольно покорный, при этом он даже может попытаться лизнуть вас.

Мы хотим предложить психологический тест для определения темперамента собак. Этот тест не является точным, но по нему можно определить примерное соотношение типов ВНД. Точность теста зависит от степени внимательности наблюдения хозяина за своей собакой; от того, насколько хорошо хозяин знает своего питомца. Тест рекомендуется для изучения темперамента собак квартирного, либо дворового содержания, так как он требует внимательного наблюдения хозяином за поведением животного.

В тесте имеется 36 утверждений о собаках, распределённых по шести типам ВНД.

В задачу хозяина входит предварительное ознакомление с этими утверждениями и последующая регистрация тех из них, с которыми хозяин согласен относительно своей собаки.

Напротив каждого утверждения, с которым хозяин согласен необходимо ставить знак «плюс».

При этом следует помнить, что отмечать нужно только те утверждения о поведении, которые для собаки являются обычными.

В случае если данное поведение, описываемое в утверждении, встречается ни редко, ни часто, то напротив такого утверждения ставится знак «плюс с минусом».

После регистрации утверждений о поведении собаки необходимо провести подсчёт баллов по каждому типу ВНД.

Помните, что знак «плюс» соответствует одному баллу, а знак «плюс с минусом» - половине балла.

Затем подсчитывают общую сумму баллов по всем типам ВНД, которую принимают за 100%. Методом пропорции можно определить примерную долю каждого типа ВНД в психике собаки.

Чаще всего в психике собак имеется два - три основных типа ВНД, каждого из которых может быть примерно по 20%-25%. Именно они определяют поведение собаки в большинстве случаев.

Если значение какого-либо типа ВНД достигает или превышает 20-25%, то поведение, определяемое этим типом, следует считать ярко выраженным.

Если у Вашей собаки сангвинии оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец как правило хорошо переживает одиночество, мало подвержен стрессовым ситуациям, относительно легко переносит грубоватое обращение. Собака использует любые шансы для установления мирного лидерства над Вами и другими членами семьи.

Если Вы желаете, чтобы она была послушна, хорошо выполняла разучиваемые команды, необходимо во время игр, а также через пищевое вознаграждение, установить своё лидерство, которое необходимо поддерживать на протяжении всей жизни собаки.

Если у Вашей собаки меланхолии оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец как правило не переносит одиночества, нуждается в ласковом обращении, тесном контакте с хозяином и членами семьи. Собака слабодоминантна, а по тому лидером для неё является только тот, кто её кормит и ласкает.

Такие животные плохо обучаются, поэтому перед дрессировкой собаки Вам необходимо набраться терпения. При сильном переутомлении нервной системы у таких собак нередко возникают неврозы, которые в длительном бесконтрольном состоянии иногда перерастают в агрессию, проявляемую к индивидам низкого иерархического ранга (например, детям).

Если у Вашей собаки флегматии оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец спокоен, предпочитает одиночество, не агрессивен. Собака слабодоминантна, но к лидеру часто не проявляет адекватного отношения (животное «само по себе»).

Обучать таких собак непросто, так как кроме индивидуальности они часто проявляют «тугодумие» и долго запоминают команды. Но после продолжительного обучения в отличие от меланхоликов хорошо выполняют работу.

Если у Вашей собаки холерии оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец не находит покоя на одном месте, слабо подвержен стрессовым ситуациям, не понимает физического наказания. При возможности собака активно проявляет доминантность, которая постепенно, с каждым случаем, приобретает всё более агрессивный характер.

Чтобы удержать лидерство над собакой хозяин должен систематично подтверждать свою доминантность перед собакой. В случае с холеричными собаками это следует делать через пищевое вознаграждение (дайте собаке понять, что она может получить пищу только от Вас).

Если у Вашей собаки «жёлтой холерии» оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец является «баловнем», подвержен стрессовым ситуациям, не переносит одиночество. Лучшей мотивацией к обучению для такой собаки является игра, которая часто должна меняться другой формой игры.

Собака с таким темпераментом не очень доминантна, но в качестве лидера признает человека, который её кормит, ласкает и играет с ней. Поэтому эти собаки могут уйти далеко от дома за чужими людьми или собаками, в результате чего хозяин может потерять питомца.

Если у Вашей собаки «чёрной флегматии» оказалось 20-25% и больше: Ваш питомец скорее всего является сильным доминантом, хорошо обучается и работает только при условии строгого соблюдения иерархии в отношениях с хозяином.

Лидером признаёт такого хозяина, который кормит её, не обманывает собаку в играх и на охоте, не проявляет грубого обращения с ней и предоставляет некоторую самостоятельность в действиях. Эти собаки требуют систематической работы по установлению лидерства над ней.

ТЕСТ

Если Ваша собака:

  1. В незнакомой местности предупреждает лаем о подходе другого человека;
  2. Не проявляет перемены настроения;
  3. Слабо реагирует на запреты;
  4. В компании людей располагается посреди группы;
  5. Активно изучает новую местность, обстановку и т.д.;
  6. Первая подходит для обнюхивания с другой собакой;

То она проявляет сангвинию ;

  1. Оставшись одна в квартире, скулит; или воет ночью во дворе;
  2. На запреты реагирует быстро;
  3. Во время встречи с другими собаками своего размера поджимает хвост;
  4. Боится без хозяина подходить к незнакомым людям;
  5. Относительно породы имеет высокий голос, визгливый лай;
  6. На некоторое время теряет интерес к хозяину после наказания;

То она проявляет меланхолию ;

  1. Инертна;
  2. Играет охотно, но не очень активно;
  3. После задержки в кормлении спокойно реагирует на подачу корма;
  4. Спокойно относится к громким звуковым раздражителям;
  5. В квартире или во дворе чаще спокойно лежит;
  6. Относительно редко лает;

То она проявляет флегматию ;

1. Игнорирует команды;

2. В играх не контролирует силу укусов;

3. Во взаимоотношениях с другими животными чаще проявляет агрессию;

4. Подвижна и активна;

5. Проявляет агрессию к входящим во двор или в квартиру людям;

6. Во время кормления рычит, если к ней подходят другие животные или люди;

То она проявляет холерию ;

1. Игривая;

2. При угрозе физического наказания пытается убежать;

3. В игре быстро входит в азарт;

4. Подбегает на подзывы незнакомых людей;

5. Ласкается к хозяину, другим людям и животным;

6. При возвращении с прогулок без поводка долго не подбегает к хозяину;

То она проявляет «жёлтую» холерию ;

1. Имеет «строгий», «серьезный» взгляд;

2. Во время игр не отвлекается на другие раздражители;

3. В условиях ограниченности пищи отбирает корм у других собак;

4. Легко отдаёт добычу или игрушку хозяину (при общей послушности собаки);

5. В агрессии использует только угрожающие позы, но не нападает;

6. Во время прогулок, находясь впереди хозяина, сильно натягивает поводок;

То она проявляет «чёрную» флегматию .

Пожалуйста, напротив каждого утверждения о собаке, с которым Вы согласны, поставьте +. Если данное поведение встречается ни часто, ни редко, то напротив него поставьте +. При подсчёте баллов помните, что + это 1 балл, а + это 0,5 балла.


От темперамента (оценка дана в баллах) к описанию работы 6 – только подача тревоги. Собака не обладает достаточным оборонительным поведением для защитной службы. 7–7,5 – собака двойного назначения, может работать в офисе, магазине, в качестве сторожа и т. п. Собака, находящаяся без привязи там, где постоянно ходят люди и кто-то может остановиться и поговорить с ней или приласкать ее, должна быть более сдержанной, чем охранная собака. Первая ее функция – предупреждать и отпугивать потенциальных преступников, а вторая – служить «системой сигнализации». Например, собака на участке обычно лает, предупреждая хозяев, что кто-то приехал. Для отпугивания собак используют во многих областях бизнеса и, как правило, такие собаки свободно перемещаются по территории. Крупная собака служит предостережением злоумышленникам, мелкая – подает сигнал тревоги при приближении постороннего, особенно во внеурочные часы. 8–8,5 – VIP-телохранители, служба безопасности гостиниц и больниц, ювелирных и подарочных магазинов и т. п. Собака, сопровождающая человека, т. е. собака-телохранитель, должна уметь вести себя в присутствии посторонних людей. Это касается и собак, которые проводят день, охраняя магазины. От них требуется терпимо относиться к людям и в то же время постоянно быть настороже. 9–9,5 – патрульная служба. У патрульной собаки должна быть четко выражена оборонительная реакция, поскольку ей приходится иметь дело с «плохими парнями» в условиях городских «джунглей». Это должна быть «жесткая» собака, которая может навязать драку и выйти из нее победительницей. Основная ее функция – защита человека и помощь в активном задержании подозреваемых. 9,5–10 – защита собственности: сторожевая собака на свободном окарауливании, охрана автомобиля и т. п. Сторожевые собаки должны быть независимыми и представлять угрозу для окружающих. Единственная их задача – не допускать людей в охраняемую зону. Поскольку они работают самостоятельно, необходимо, чтобы они были одинаково агрессивными как в присутствии кинолога, так и без него. Крайне важно, чтобы вы осознавали ведущую роль темперамента при выборе защитной собаки. Если вы сделаете неверный выбор, то рискуете получить либо слишком агрессивную, либо слишком мягкую собаку для той работы, которую вы ей выбрали. Обе ошибки могут оказаться опасными и для вас, и для ваших клиентов. Понятие об агрессивном поведении Удовлетворение самых различных потребностей оказалось бы невозможным, если бы в процессе эволюции не возникла и не получила развития специфическая реакция преодоления, открытая И. П. Павловым и названная им рефлексом свободы. Рефлекс свободы – это самостоятельная форма поведения, для которой препятствие служит не менее адекватным стимулом, чем пища для пищевого поведения, боль – для оборонительной реакции, а новый и неожиданный раздражитель – для ориентировочной. И. П. Павлов в работе «Рефлекс свободы» отмечал: «...рефлекс свободы есть общее свойство, общая реакция животных, один из важнейших прирожденных рефлексов. Не будь его, всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерывало бы течение его жизни». Позднее В. П. Протопопов, предложивший концепцию стимульно-преградной ситуации, экспериментально доказал, что реакция преодоления, возникающая при наличии преграды и дополняющая потребность, первично инициировавшую поведение (пищевую, половую и т. д.), играет важную роль в формировании приспособительных действий. Именно характер преграды, а не первичный мотив определяет состав действий, перебираемых в процессе организации поведения, способного обеспечить достижение цели. Рефлекс свободы наиболее выражен у диких животных и часто бывает значимей половых и пищевых потребностей и жажды. П. В. Симонов в книге «Мотивированный мозг» пишет, что при наличии потребности препятствие на пути к ее удовлетворению активирует у высших животных и человека два самостоятельных мозговых механизма – нервный аппарат эмоций и структуры реакции преодоления. В организации целенаправленного поведения эти два механизма играют разные роли. Положительное значение эмоций заключается в гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов, а также в переходе к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (доминантные реакции, имитационное поведение и т. д.). Достоинства эмоций диалектически оборачиваются их уязвимыми сторонами. Дело не только в расточительности, неэкономичности эмоционального реагирования: генерализуя поиск выхода из положения, эмоции всегда содержат опасность ухода от цели, опасность «слепого» перебора вариантов методом проб и ошибок. В этом отношении сосредоточение на преодолении препятствия купирует уязвимые стороны эмоционального возбуждения, препятствуя его дезорганизующей генерализации, способствуя удержанию первоначальной цели. Вместе с тем само преодоление может стать источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель: потребность в преодолении препятствия удовлетворяется самим фактом преодоления даже в том случае, если конечная цель остается по-прежнему далекой. Преодоление как элемент поведения играет важную роль в жизнеобеспечении организма. Не имея механизмов преодоления боли, усталости, отрицательных эмоций, страха, не прилагая усилий, вряд ли можно удовлетворить витальные потребности, т. е. остаться в живых. Так, во время пищедобывательного поведения жертва всегда не только сопротивляется, но часто причиняет боль охотнику, а то и травмирует его. Да и во время преследования добычи необходимо преодолевать усталость. В борьбе за полового партнера, за выгодное место в иерархической структуре, комфортное место отдыха, да и просто за обладание игровым предметом необходимо преодолевать как сопротивление оппонентов, так и собственные возможности. Преодолевая, в прямом смысле этого слова, физические преграды на пути к удовлетворению различных потребностей часто приходится действовать на пределе своих физических и психических сил. Учитывая важность способности к преодолению, природа предусмотрела механизмы совершенствования этой способности путем тренировки, что ярко демонстрируют в игровой борьбе с неодушевленными предметами и социальными партнерами наши собаки. Они любят играть не только в игру «А ну-ка, догони!», но и часто предлагают игру «А ну-ка, отними!»: приносят нам игрушку, тут же отнимают ее, а, отняв, снова тыкают ею в наши руки. В борьбе с фигурантом собака не только борется за обладание рукавом как игровым предметом, ей доставляет удовольствие и сама борьба. В данном случае сама возможность борьбы служит подкреплением необходимых инструментальных навыков. Выраженная способность к преодолению и ее механизмы на поведенческом уровне зависят, с одной стороны, от вида преграды, а с другой – от ее величины и вероятности удовлетворения базовой потребности. На характер поведения влияют особенности темперамента и опыт, а также особенности поведения преграды, если она биологическая (какая-нибудь особь). Например, представим себе модельную ситуацию – пес лежит и грызет мясную кость, т. е. пытается удовлетворить свою пищевую потребность. В этот момент появляется еще один пес, который при виде кости тоже ощущает непреодолимое желание ее погрызть. Пес, грызущий кость, при появлении конкурента может встать и унести кость в безопасное место. Если же конкурент заведомо слаб, можно и не уходить, а остановить его с помощью пантомимических или мимических сигналов, но если тот продолжает претендовать на кость, нужно вскочить и предупредить более выразительно. Когда и это не помогает, приходится, рыча, толкнуть конкурента. Как следствие реакции на угрожающее поведение и толчок со стороны оппонента может возникнуть и драка. Это пример того, что собака обладает достаточно хорошей наследственностью, опытом и противника оценивает, как не очень опасного. Однако главное в этом примере то, что агрессивное поведение возникает на основе потребности в преодолении преграды и представляет как бы высшую фазу механизма преодоления. Возникает оно не сразу и зависит от нескольких составляющих. Единой точки зрения на природу агрессивного поведения пока не существует. Под агрессивным поведением подразумевается специфическое сочетание демонстративных и физических действий, направленных на представителей своего (внутривидовая агрессия), реже другого (межвидовая агрессия) вида животных в ситуациях угрозы удовлетворению доминирующих потребностей. Обязательно доминирующей потребности, потому что если потребность невысока, то с точки зрения экономии сил, целесообразней отказаться от борьбы за ее удовлетворение. Демонстративные действия – это соответствующие ситуации вокализация (рычание, лай), мимическая (оскал, постав ушей, положение головы, взгляд) и пантомимическая (положение тела, хвоста, а также соответствующие ситуации движения телом и хвостом) реакции. Под физическими действиями подразумевают непосредственное нападение собаки, сопровождающееся ударами лап, корпуса и нанесением укусов. Выраженность агрессивного поведения варьирует от слабой (оскаливание или порыкивание) до максимальной (атака с укусами). Биологическое значение агрессивного поведения заключается в сохранении и поддержании жизни организма. Каким образом? Путем борьбы за удовлетворение тех самых потребностей, о которых уже говорилось выше. Например, лежит себе собака на брюхе и обгладывает удивительно вкусный мосол, как вдруг появляется некто, претендующий на него же. Но если отдать мосол, сам останешься голодным, а быть голодным – значит быть слабым и завтра, например, уже не догнать того, кого можно съесть. Угроза неудовлетворения потребности создает состояние фрустрации (психического конфликта), включающее и агрессивное поведение. В связи с этим традиционно различают агрессию игрового, пищевого, полового, оборонительного, охотничьего, территориального, иерархического и родительского поведения. Особо выделяют условную, или инструментальную, агрессию, которую можно выработать на основе любой наследственной формы агрессивного поведения. Такое деление не совсем правомерно, т. к. на самом деле причинами агрессии в поведении могут быть угроза удовлетворению какой-либо потребности и непосредственно удовлетворение потребности через преодоление. Различают также истинную и мнимую формы агрессивного поведения. Считается, что истинная агрессия возникает между хищником и жертвой. Именно в этой ситуации у собаки есть цель нанести обездвиживающие жертву укусы и, разорвав на части, съесть ее. Проявление агрессивного поведения к животным своего вида относится к мнимой, или ритуализированной, агрессии. Ее главная цель – напугав, отстоять свои интересы. Травмирование и смертельный исход при этом носят случайный характер. Однако, если оборонительная потребность велика, целью обороны становится нанесения травм противнику, причем даже своего вида. Ведущую роль в выраженности агрессивного поведения играет наследственность. Например, такие породы, как кавказская, среднеазиатская и южнорусская овчарки, доберман, акита и ротвейлер, потенциально более агрессивны, чем золотистые ретриверы и лабрадоры. Охотничьи терьеры были выведены специально для убийства небольших зверей, они тоже склонны к частой демонстрации агрессивного поведения. Неудачное близкородственное разведение (инбридинг) может привести к появлению неустойчивого темперамента и гормонального статуса, что выражается в склонности к агрессивному поведению у кобелей, сук в течке, состоянии ложной беременности или при наличии щенков. Условия воспитания и содержания тоже влияют на частоту проявления и форму выраженности агрессивного поведения. Условия жизни, характеризующиеся недостаточной социализацией (недостаток общения с возможными социальными партнерами), чрезмерными наказаниями, драками с собаками, неправильной и неоправданной похвалой владельцев, недостатком общения с людьми, незащищенностью от нападок невоспитанных детей, гиподинамией – все это может привести к извращенной выраженности агрессивного поведения. В то же время непродуманное запрещение любых форм агрессии во время воспитания снижает возможность использования такой собаки в качестве защитной. Рассмотрим случаи использования собакой агрессивного поведения как способа удовлетворения насущных потребностей. Иерархическая агрессия В дикой природе собаки живут стаями, где взаимоотношения определяются по принципу доминирования–подчинения. Доминирующее животное, или доминант, имеет эксклюзивные права на пищу, безопасное и удобное место отдыха, на внимание течной суки. Более того, он имеет право первым удрать в случае опасности и при этом не будет считаться трусом. Но самое главное: доминирующее животное может управлять поведением подчиненных ему животных. Те кто подчинены доминанту, т. е. субдоминанты, имеют значительно меньше прав. Во главе любой стаи стоит лидер – главный доминант. Как правило, это животное среднего возраста, физически сильное, в драках доказавшее свое превосходство. Лидер регламентирует агрессивное поведение стаи по отношению к чужакам и внутри стаи. Он решает, когда нужно начинать драку, и нетерпим к дракам между членами стаи – в последнем случае он всегда помогает более слабому (более субдоминантному) животному. Лидер может физически наказывать субдоминантов, а те принимают это как должное. Агрессивное поведение, наблюдаемое во взаимоотношениях членов стаи и направленное на регулирование внутристайных взаимоотношений, получило название иерархической агрессии. Иногда в стае есть вожак. Вожаком может быть старое опытное животное, которое обычно большую часть времени отдает воспитанию молодняка. Но в ситуациях опасных, новых или нестандартных вожак может повести за собой стаю и руководить ею. Когда ситуация разрешается, лидер снова занимает свой «трон». Обычно взаимоотношения членов стаи представляются в виде иерархической структуры, или схемы доминирования–подчинения. Линейную структуру называют еще иерархической лестницей, вершину которой занимает лидер, за которым располагаются субдоминанты соответственно своим иерархическим рангам. Реальные взаимоотношения в стае очень динамичны и определяются многими факторами. Иногда животное может вести себя как доминирующее, тогда как реально занимает невысокую ступень на иерархической лестнице. Так бывает, например, когда приходится защищать любимую косточку. Иерархические взаимоотношения чрезвычайно важны для организации совместного поведения, а оно у стайных животных достаточно сложное (оборонительное, охотничье, территориальное и т. п.). Успех такого поведения, а следовательно, выживание стаи и каждого из ее членов, зависит от четкой координации действий членов стаи, что и обеспечивается ее иерархической структурой. Несмотря на то что иерархическая структура устанавливается в результате борьбы, она призвана уменьшить количество и выраженность вооруженных зубами конфликтов. На самом деле, когда отношения выяснены и роли распределены, достаточно лишь косого взгляда, рычания или оскаленных зубов, чтобы напомнить субдоминанту о его месте. Иногда неопытному наблюдателю может показаться, что в стае и вовсе отсутствует иерархия, так как при устоявшихся взаимоотношениях конфликты могут возникать только в провоцирующих их ситуациях (например, при наличии течной самки, дележе пищи, претензиях на комфортное место отдыха и т. д.) и чаще между животными, имеющими близкие ранги. За многие годы развития рода собачьих это полезное свойство – иерархия – не только стало признаком поведения стайных или стадных животных, но и закрепилось генетически, т. е. превратилось в потребность. Так что, если человеческая семья, с точки зрения собаки, лишена необходимой структуры, такой важной для совместных действий, собака начинает строить их сама. Наличие иерархической структуры в сообществах животных дало человеку возможность управлять их поведением в любом возрасте. Например, кошачьи легко управляемы только в детстве. Покинув семью, они становятся очень независимыми. Вспомните наших домашних кошек! А в собаках заложена готовность подчиняться и в то же время способность управлять поведением стаи, т. е. быть лидером. Если настоящий солдат должен мечтать быть генералом, то настоящая собака мечтает если и не стать лидером, то максимально к нему приблизиться. Быть максимально доминирующим – значит иметь больше прав и льгот! Место животного в стае определяется его физической силой, агрессивностью, особенностями нервной системы, полом, возрастом, а может быть и просто нахальством. На ранг подрастающих щенков может влиять ранг их родителей. Совсем же молодые щенки находятся вне иерархической структуры, по крайней мере им прощается очень многое. Предполагается, что снисходительное отношение взрослых животных к щенкам вызвано, с одной стороны, «щенячьим» запахом, а с другой – их специфическими позами подчинения: опрокидыванием на спину, облизыванием брылей взрослых животных, поджатыми хвостом и задом, опущенными ушами. Щенки очень старательно демонстрируют позу подчинения, подчеркивая свой социальный статус неприкосновенности, но называется это почему-то щенячьей трусостью. Человеческая семья тоже имеет иерархическую структуру. Приглядитесь! И иерархические взаимоотношения в семье могут быть очень разнообразными: от демократических (просьб) до жестких (крика, подзатыльников). Причем язык взаимоотношений людей очень понятен для собаки: угрожающая интонация и крик – это рычание, шлепки – укусы и т. п., уступил, выслушал, склонив голову, нотацию – принял позу подчинения и т. д. Поэтому собака легко вписывается в человеческую семью и в скором времени начинает активно участвовать в переделе социальной (иерархической) структуры. Если пустить ее построение на самотек, собака может добраться до вершины социальной лестницы. Высокий социальный ранг собаки чреват тем, что управлять ею становится проблематично – как известно, доминирующее животное не подчиняется субдоминантам. Более того, собака будет пытаться управлять поведением двуногих членов семьи-стаи, и, естественно, не без применения клыков. Послушание собаки в семье, отсутствие агрессивных конфликтов и, в целом, удовлетворенность собакой членов семьи определяется многими причинами: породными особенностями и свойствами высшей нервной деятельности собаки, составом семьи и уровнем взаимоотношений членов семьи между собой и собакой. Но главное здесь – воспитание собаки, во время которого и формируются ее иерархические взаимоотношения с членами семьи. Напомню, что не формироваться они не могут, и если вы не придаете этому должного внимания, собака возьмет инициативу в свои лапы, а то и в зубы. Доминирующие собаки могут быть прекрасными членами семьи. Зоопсихологи считают, что они более уверенны в себе и более интеллектуальны, чем собаки, занимающие средние и низшие ступени иерархической структуры. Они могут хорошо себя вести и с детьми, и с незнакомыми людьми. Все будет прекрасно до тех пор, пока их интересы не вступят в конфликт с интересами других членов семьи или пока кто-нибудь не заставит их делать то, чего они делать не хотят. В таких ситуациях замечательная собака начинает рычать и кусаться. Субдоминант не имеет права управлять поведением доминанта! В настоящей стае не каждая конфликтная ситуация завершается дракой. Для того чтобы поставить субдоминанта на место, достаточно специфической позы, косого взгляда или рычания. Если вдруг найдется глупая собака, которой захочется погрызть любимую кость лидера или занять его спальное место, лидер быстро напомнит ей, кто она такая, жестким пристальным взглядом или рычанием. Если собака глупа настолько, что не обращает внимания на эти признаки недовольства, лидер доказывает ее неправоту зубами. Такое поведение очень естественно для собак, это инстинктивное поведение. В человеческой семье оно, конечно, неприемлемо, но если мы будем лучше понимать своих собак, количество конфликтов может быть снижено. В конфликтных ситуациях доминантные собаки выглядят очень уверенно. Они стоят прямо, во весь рост, подняв уши, высоко держат хвост и слегка покачивают им из стороны в сторону, смотрят прямо, угрожающе и издают низкое рычание, сопровождаемое оскалом. Они кладут лапу на плечо другой собаки, наступают на ноги людям, отталкивают детей, проходя в дверь. Доминантные собаки не ждут внимания, они настаивают на нем. Они не просят, а требуют пойти на улицу, желают повышенной заботы, защищают территорию, где они спят, и настороженно прекращают есть, когда к ним приближаются. Многие из них плохо подчиняются командам. Часто кобели задирают лапу на все, что угодно, причем и дома, даже если были недавно выгуляны. Территориальная агрессия Воспринимая семью человека как свою стаю, собака «особачивает» и свои взаимоотношения с ее членами и с посторонними, причем взаимоотношения с чужими определяются прежде всего территориальностью. Территориальность – свойство и потребность собачьих родственников занимать ограниченную территорию – предполагает своеобразное территориальное поведение, направленное на сохранение площади территории, мечение ее границ и недопущение на нее посторонних животных своего вида. Представитель своего вида, появляющийся на занятой территории, как правило, изгоняется хозяином. Территории, занятые разными стаями, отграничиваются друг от друга буферными зонами – ничейным пространством (схема 1). Встреча животных из разных стай в буферной зоне в большинстве случаев заканчивается мирно. Активно обнюхав друг друга и обменявшись информацией, гордые и довольные собой, они расходятся на свои территории. Существует закономерность: чем дальше от собственной территории находится животное, тем оно менее агрессивно. Например, цепные собаки, охраняющие двор, в котором они выросли, редко бывают агрессивными за его пределами.
Схема 1. Территориальная агрессия стаи Члены стаи по периметру своей территории вывешивают пахучие «флаги» – очень тщательно метят ее капельками мочи или калом, причем регулярно обновляют пахучие границы. Территориальное поведение выполняет чрезвычайно важную биологическую функцию, так как территория – это прежде всего большая, но далеко не бездонная кормушка: тут и для себя пищи может не хватить, так что чужим нечего и соваться. К тому же детей надо где-то выращивать, т. е. иметь удобные места для логова и отдыха, а их тоже немного. Для собаки, живущей в городе, ее территорией могут быть, помимо квартиры, лестничная клетка, лестница, двор и место постоянного выгула, а для той, что живет на приусадебном участке, – двор. Территориальная агрессия характеризуется повышенной агрессивностью к посторонним людям и собакам. Иногда ее ошибочно называют спонтанной агрессией, т. к. она проявляется без видимых причин и какой-либо активности со стороны «мишени». Оборонительная (защитная) агрессия Жизнь такова, что все так и норовят воспользоваться тобой как пищевым объектом или устранить тебя как возможного конкурента. Поэтому, для того чтобы жить, надо уметь себя защищать. Это знаем не только мы, это знают и наши собаки. Для целей самозащиты природа предусмотрела несколько форм оборонительного поведения. Например пассивно-оборонительную реакцию – это когда чувствуешь опасность, ложишься в ямку и прикидываешься ветошью – может, и пронесет! Активно-оборонительная реакция заключается в том, что мы уходим из сферы действия опасного раздражителя. Нет, мы не трусим, но по некоторым причинам у нас нет желания именно сейчас вступать в непосредственный контакт с опасностью. Но опасности можно избежать, уничтожив ее или напугав! В этом и заключается смысл агрессивно-оборонительной реакции. То, какую форму оборонительного поведения выбрать, определяется несколькими причинами и прежде всего наследственностью. В одной и той же конфликтной ситуации служебные собаки, например, выбирают агрессивно-оборонительный путь чаще, чем декоративные. Очень большое значение в частоте проявления и выраженности агрессивно-оборонительной реакции играют воспитание и дрессировка. Именно во время воспитания закладываются представления об опасности, как по отношению к живым объектам в процессе социализации, так и по отношению к факторам неживой природы, благодаря экологическому импринтингу. А во время дрессировки собаку обучают бороться и побеждать. Если собаку выращивали и содержали изолированно (может быть на территории, окруженной забором), да еще и «травили», она может все незнакомое ей живое рассматривать как врагов и вести себя по отношению к ним соответственно своему опыту. Собака, у которой в результате наследственных причин сила ЦНС невысока, может вести себя трусливо-агрессивно. Она всегда преувеличивает реальную опасность, очень боится и демонстрирует позу подчинения (уши обращены назад, голова опущена, она избегает прямого взгляда, старается казаться меньше, прячет хвост между ногами, часто мочится), лижет руки и переворачивается на спину, подставляя живот. Такая собака не любит, чтобы ее касались руками, например, во время ветеринарных процедур, боится, когда касаются ее лап, не любит ласк и шарахается от протянутой руки. Такая собака кусается от страха, защищаясь, то же делает, когда попадает в безвыходное положение (с ее точки зрения) или когда человек поворачивается к ней спиной и уходит. Иногда собаки, воспитываемые женщинами, могут быть агрессивными к мужчинам – это называется неполной социализацией. Оборонительная агрессия может инициироваться болью. В этом случае боль вызывает инстинктивную оборонительную реакцию. Мы, например, если не можем прекратить боль отдернув руку, отталкиваем то, что служит источником боли. В сходной ситуации так же ведут себя собаки. Оборонительная агрессия может возникнуть не только в результате самообороны. Часто собаки защищают членов своей стаи, т. е. нас. Замечено также, что чем ближе находится собака от владельца, тем ее реакция более агрессивна. Смелость собак зависит, даже больше чем у людей, от наличия группы («эффект группы»), особенно если владелец взволнован. По мере удаления от владельца такие собаки становятся менее агрессивными.