Мир животных Куприна А.И. Главные герои рассказа Жанр произведения а и куприн собачье счастье

«Повесть «Олеся»» - Герои. Дикая метель. Место. Как звали полесовщика. Что оставила Олеся на память Ивану Тимофеевичу. Фактологический контроль. Олеся и бабка. Ружье фабрики. Олеся рассказала Ивану Тимофеевичу одну сказочку. Повесть. Сцена в церкви. Первая встреча Ивана Тимофеевича с Олесей. Гадание. Бабушка.

«Творчество А.И.Куприна» - Известность. Гранатовый браслет. Рассказ. Страстная минута. Кризисные явления. Купринское пристрастие. Куприн работает корреспондентом. Общественный резонанс. Роман «Жанет». Дознание. Русский сатирический листок. Раздумья писателя об обреченности творческой личности. Постановка острых социальных проблем.

«Куприн «Скворцы»» - Сказка. Летят в наш край скворцы. Моделирование обложки произведения. Куприн Александр Иванович. А.Куприн. О Родине. Талантливый писатель. Место. Опустел домишко вдруг. Скворечник. Скороговорка. Лёгкий завтрак. Пахнет в воздухе весной. Скворцы. А.И. Куприн «Скворцы». У меня все получилось. Оберегайте животных.

«Биография Куприна» - Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ "Последний дебют" (1889). Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом". Приходит к Ленину в 1918 с предложением издавать газету для деревни - "Земля". В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака пищевода. Семнадцать лет, которые писатель провел в эмиграции, были малоплодотворным периодом.

«Гранатовый браслет» - Какое состояние природы рисует Куприн в «Гранатовом браслете»? Да СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ!!! Браслет" -. "Гранатовый. Какой мы видим Веру Николаевну в начале рассказа? После своей кончины «маленький» Желтков стал бессмертен, почему? М.Куприна с дочерью Лидией. И. Репин. Как бы вы объяснили слова: « Простая любовь победила суету и тлен»?

««Куприн» 4 класс» - Домашние питомцы. Страницы жизни и творчества А.И.Куприна. Мать, Любовь Алексеевна. Творчество. Спешите почитать. Вопросы к кроссворду. Дом творчества, Голицыно. Годы жизни: 1870 – 1938. В кабинете. Кадет, 1880 год. Объясните выражение. Словарно – лексическая работа. Давайте поиграем. Страницы жизни и творчества.

А. И. Куприн Собачье счастье.

1.Орг. момент. Сообщение темы и цели урока:
- Мы продолжаем работать с произведением Александра Ивановича Куприна Собачье счастье. И мы попробуем ответить на самый главный вопрос произведения: что же такое собачье счастье?
2. Проверка дом. зад.
- Вы должны были дома подготовиться читать по ролям и нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Выставка рисунков. Рисунки вывешиваются на доску, на которой записаны слова А.И.Куприна: Как часто без нужды и смысла человек жесток к животным!
3. Работа по теме урока:
- Я предлагаю с помощью нашего рассказа убедиться в достоверности слов автора.
Для этого кратко вспомним содержание рассказа.
- Кто хочет кратко по плану пересказать рассказ?
На доске записан план:
1.Прогулка Джека.
2. В клетке.
3. Беседа о собачьей жизни.
4. Собачье счастье.
- Так как же люди относились к собакам? Подтвердите это словами автора.
- Можно ли так поступать с братьями нашими меньшими?
- А почему люди порою бояться бродячих собак? (Потому что они могут напасть на человека и причинить ему вред, особенно стая бездомных собак).
- А предлагаю послушать песенку о собачьей жизни. Музыкальная пауза: (звучит песня Собака бывает кусачей
- А почему собаки становятся бездомными? (От них отказываются хозяева и они вынуждены скитаться по улицам и питаться чем угодно и когда придется).
- А как герои рассказа называют свою зависимость от людей? (постыдным рабством)
- Как они предлагают исправить такую несправедливость? Найдите в тексте. (перекусать всех и баста).
- Как отреагировал на это предложение старый пудель, прочитайте.(чтение последнего абзаца стр.55) Что он предлагает? (Смириться, покориться, принять волю судьбы).
- Готовы обитатели клетки принять такое же решение? (Нет).
- Собаки возмущены такой несправедливостью, они задаются вопросом: неужели люди настолько лучше нас?
- Прочитайте как старый пудель описывает людей? (стр.56-57)
- А справедливы ли замечания прожившего жизнь пуделя? (Да, к сожалению).
- Кто из собак не разделяет позицию Арто? (фиолетовый пёс).
- Расскажите, что вам известно о этом герое. Подтвердите это словами автора (стр.52)
- Сколько раз побывал фиолетовый пес в клетке? (7) Как он относился к данной ситуации?(Дерзко, цинично, хладнокровно).
- Что же происходит под конец, когда клетку подвезли к живодерне? Прочитаем это по ролям (стр.57-59.).
- В чем же состоит собачье счастье?
- В чем же смысл рассказа? Что проповедовал белый пудель? В чем правда фиолетового пса?
Белый пудель проповедует покорность неизбежности, покорность людям, которые здесь, в рассказе о собаках, играют роль `какой-то сверхъестественной силы`, `какой-то безымянной беспощадной силы`, соответствующей року в человеческой жизни. Но фиолетовый пес, который держит себя в собачьей компании вызывающе дерзко, - `он был зол, голоден, отважен и силен`, - показывает белому пуделю, в чьих руках собачье счастье: он перескакивает через забор живодерни, оставив на его гвоздях `добрую половину своего бока`, и спасает свою жизнь. `Старый белый пудель долго глядел ему вслед. Он понял свою ошибку`
`Ошибка старого пуделя` - покорность, смирение. `Собачье счастье` - борьба за жизнь, воля к жизни.
- Какие чувства у вас хотел вызвать автор? (сочувствие, сопереживание, возмущение несправедливостью, желание борьбы, радость, восхищение).
- Чему научил вас рассказ? (Быть добрыми, милосердными и бороться за свою свободу и счастье).
На доске:
Тезисы: Не успокаивайся в случае удачи, не приходи в отчаяние в беде.
Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться.
Маленькое счастье зависит от судьбы, а большое от тебя самого.
- Какой тезис подходит больше всего к нашему произведению? Объясните свой ответ.
4. Итог: - Понравились вам произведения А.И.Куприна? Чему он учат? Хочется вам еще прочитать произведения этого автора?
5. Домашнее задание: тетрадь стр.17, задание 4 - письменно

Куприн Александр

Собачье счастье

А.И. Куприн

Собачье счастье

Было часов шесть-семь хорошего сентябрьского утра, когда полуторагодовалый пойнтер Джек, коричневый, длинноухий веселый пес, отправился вместе с кухаркой Аннушкой на базар. Он отлично знал дорогу и потому уверенно бежал все время впереди, обнюхивая мимоходом тротуарные тумбы и останавливаясь на перекрестках, чтобы оглянуться на кухарку. Увидев в ее лице и походке подтверждение, он решительно сворачивал и пускался вперед оживленным галопом.

Обернувшись таким образом около знакомой колбасной лавки, Джек не нашел Аннушки. Он бросился назад так поспешно, что даже его левое ухо завернулось от быстрого бега. Но Аннушки не было видно и с ближнего перекрестка. Тогда Джек решился ориентироваться по запаху. Он остановился и, осторожно водя во все стороны мокрым подвижным носом, старался уловить в воздухе знакомый запах Аннушкиного платья, запах грязного кухонного стола и серого мыла. Но в эту минуту мимо Джека прошла торопливой походкой какая-то женщина и, задев его по боку шуршащей юбкой, оставила за собою сильную струю отвратительных китайских духов. Джек досадливо махнул головою и чихнул, - Аннушкин след был окончательно потерян.

Однако пойнтер вовсе не пришел от этого в уныние. Он хорошо был знаком с городом и потому всегда очень легко мог найти дорогу домой: стоило только добежать до колбасной, от колбасной - до зеленной лавки, затем повернуть налево мимо большого серого дома, из подвалов которого всегда так вкусно пахло пригорелым маслом, - и он уже на своей улице. Но Джек не торопился. Утро было свежее, яркое, а в чистом, нежно-прозрачном и слегка влажном воздухе все оттенки запахов приобретали необычайную тонкость и отчетливость. Пробегая мимо почты с вытянутым, как палка, хвостом и вздрагивающими ноздрями, Джек с уверенностью мог сказать, что не более минуты тому назад здесь останавливался большой, мышастый, немолодой дог, которого кормят обыкновенно овсянкой.

И действительно, пробежав шагов двести, он увидел этого дога, трусившего степенной рысцой. Уши у дога были коротко обрезаны, и на шее болтался широкий истертый ремень.

Дог заметил Джека и остановился, полуобернувшись назад. Джек вызывающе закрутил кверху хвост и стал медленно подходить к незнакомцу, делая вид, будто смотрит куда-то в сторону. Мышастый дог сделал то же со своим хвостом и широко оскалил белые зубы. Потом они оба зарычали, отворотив друг от друга морды и как будто бы захлебываясь.

"Если он мне скажет что-нибудь оскорбительное для моей чести или для чести всех порядочных пойнтеров вообще, я вцеплюсь ему в бок, около левой задней ноги, - подумал Джек. - Дог, конечно, сильнее меня, но он неповоротлив и глуп. Ишь, стоит болван боком и не подозревает, что открыл весь левый фланг для нападения".

И вдруг... Случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое "что-то" так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания.

Он пришел в себя в тесной железной клетке, которая тряслась по камням мостовой, дребезжа всеми своими плохо свинченными частями. По острому собачьему запаху Джек тотчас же догадался, что клетка уже много лет служила помещением для собак всех возрастов и пород. На козлах впереди клетки сидели два человека наружности, не внушавшей никакого доверия.

В клетке уже собралось довольно многочисленное общество. Прежде всего Джек заметил мышастого дога, с которым он чуть не поссорился на улице. Дог стоял, уткнувши морду между двумя железными палками, и жалобно повизгивал, между тем как его тело качалось взад и вперед от тряски. Посредине клетки лежал, вытянувши умную морду между ревматическими лапами, старый белый пудель, выстриженный наподобие льва, с кисточками на коленках и на конце хвоста. Пудель, по-видимому, относился к своему положению с философским стоицизмом, и, если бы он не вздыхал изредка и не помаргивал бровями, можно было бы подумать, что он спит. Рядом с ним сидела, дрожа от утреннего холода и волнения, хорошенькая, выхоленная левретка с длинными, тонкими ножками и остренькой мордочкой. Время от времени она нервно зевала, свивая при этом трубочкой свой розовый язычок и сопровождая каждый зевок длинным тонким визгом... Ближе к заднему концу клетки плотно прижалась к решетке черная гладкая такса с желтыми подпалинами на груди и бровях. Она никак не могла оправиться от изумления, которое придавало необыкновенно комичный вид ее длинному, на вывороченных низких лапках, туловищу крокодила и серьезный мордочке с ушами, чуть не волочившимися по полу.

Кроме этой более или менее светской компании, в клетке находились еще две несомненные дворняжки. Одна из них, похожая на тех псов, что повсеместно зовутся Бутонами и отличаются низменным характером, была космата, рыжа и имела пушистый хвост, завернутый в виде цифры 9. Она попала в клетку раньше всех и, по-видимому, настолько освоилась со своим исключительным положением, что давно уже искала случая завязать с кем-нибудь интересный разговор. Последнего пса почти не было видно; он забился в самый темный угол и лежал там, свернувшись клубком. За все время он только один раз приподнялся, чтобы зарычать на близко подошедшего к нему Джека, но и этого было довольно для возбуждения во всем случайном обществе сильнейшей антипатии к нему. Во-первых, он был фиолетового цвета, в который его вымазала шедшая на работу артель маляров. Во-вторых, шерсть на нем стояла дыбом и при этом отдельными клоками. В-третьих, он, очевидно, был зол, голоден, отважен и силен; это сказалось в том решительном толчке его исхудалого тела, с которым он вскочил навстречу опешившему Джеку.

Молчание длилось с четверть часа. Наконец Джек, которого ни в каких жизненных случаях не покидал здравый юмор, заметил фатовским тоном:

Приключение начинает становиться интересным. Любопытно, где эти джентльмены сделают первую станцию?

Старому пуделю не понравился легкомысленный тон коричневого пойнтера. Он медленно повернул голову в сторону Джека и отрезал с холодной насмешкой:

Я могу удовлетворить ваше любопытство, молодой человек. Джентльмены сделают станцию в живодерне.

Как!.. Позвольте... виноват... я не расслышал, - пробормотал Джек, невольно присаживаясь, потому что у него мгновенно задрожали ноги. - Вы изволили сказать: в жи...

Да, в живодерне,- подтвердил так же холодно пудель и отвернулся.

Мир животных

А. И. Куприна

Учительница н\кл

МКОУ СОШ № 2 г. Алагира

Чельдиева М.К.

Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их нравы и характеры, привычки и верность человеку.

Пройдя ещё в детстве через ряд разнообразных испытаний, принуждённый приспособиться к жестокой среде Сиротского училища, кадетского корпуса, юнкерского училища, Куприн сберёг в душе способность не причинять боль, сохранил умение сострадать, сочувствовать.

Один из друзей писателя вспоминал, что он ни разу не видел, чтобы Куприн прошёл мимо пса на улице и не остановился, чтобы его не погладить. Куприн создал целую серию рассказов о собаках: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф» и другие.

Находясь в эмиграции во Франции, писатель часто обращается к существам самым чистым и честным в этом мире – детям и животным. А.И. Куприн заметил однажды, что дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые. Поэтому я рекомендую для изучения в школе все эти грустные и смешные истории о животных, которые с особым интересом и сочувствием воспринимаются учениками. Рассказы Куприна о животных несут в себе высокое, человеческое, доброе…

Цели урока

1. Воспитание доброго и внимательного отношения к животному миру.

2. Формирование умений ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения.

3. Развитие способностей детей внимательно и вдумчиво относиться к художественному слову.

Оборудование урока

1. Портрет А.И. Куприна.

2. Выставка книг.

3. Иллюстрации к произведениям писателя.

4. Электронная презентация.

5. Фильм по мотивам рассказа А.И. Куприна «Бальт».

Предварительная подготовка

1.Чтение рассказов Куприна о животных.

2. Индивидуальное задание ученикам: устное сообщение о писателе.

3. Составление электронной презентации.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя

В начале урока звучит мелодия из телепередачи «В мире животных».

Почему именно эта мелодия прозвучала? (Ответы детей)

У Александра Ивановича Куприна более 30-ти рассказов о животных. Эти рассказы, рассыпанные по разным изданиям, могли бы составить целую книгу. И сегодня на уроке мы поговорим о своеобразии рассказов А.И. Куприна, посвящённых миру животных.

2.Сообщение учащегося о писателе

Многие рассказы А. И. Куприна посвящены изображению животных (в основном – домашних).

Мир животных в произведениях Александра Ивановича Куприна удивителен, необыкновенен и своеобразен. Редко кто из художников так превосходно воссоздавал их своеобычные нравы и характеры, привычки и верность человеку. Писатель любил и хорошо знал повадки многих животных. По словам Л. В. Крутиковой, А. И.Куприн был великим «зверолюбом».

Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет. С теми животными, которые жили у него, Куприн много занимался: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила смертельная опасность. Знаменитый укротитель Анатолий Дуров даже писал в своих афишах, посвящённых зверям:

Сам Куприн -писатель
С нами был приятель .

«Все наши животные – собаки, лошади, кошки, козы, обезьяны, медведи и другие звери – были у нас членами семьи, – вспоминала дочь Куприна. – С нежным и пристальным вниманием следил мой отец за их жизнью и нравами». Куприн так сильно любил животных, что высказывал сожаление о том, что художники слова меньше стали уделять внимания к изображению их жизни.

«В 1930 году, – пишет О.М. Михайлов, – писатель со скорбью говорил одному из журналистов: «А вы заметили, что сейчас в литературе почти не осталось ни собак, ни лошадей».

Как бы желая восполнить образовавшийся пробел, Куприн, уже тяжело больной, в последние годы жизни задумал написать целую книгу о животных «Друзья человека». Но осуществить свой замысел писатель не успел. Он создал только один рассказ из задуманного цикла – «Ральф» (1934 г.).

Его рассказы о животных, рассыпанные по разным изданиям, действительно, могли бы составить целую книгу.

3. Работа с иллюстрациями, нарисованными (подобранными) детьми

Учащиеся по очереди показывают иллюстрации всему классу. Надо определить, к какому рассказу сделан рисунок, какой момент отображён. Затем своё предположение подтвердить цитированием. Если кто-нибудь из детей проиллюстрирует рассказ «Бальт», то можно будет посмотреть отрывок из фильма «Опасное арктическое приключение».

4. Идейно-художественный анализ рассказа «Завирайка»

А.И.Куприн был убеждён в том, что животные отличаются своей памятью, способностью различать время, пространство, звуки и даже цвета. У них, по его мнению, бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность и признательность, гнев и смирение, радость и горе. Не случайно рядом с заглавием рассказа «Завирайка» он дал подзаголовок: «Собачья душа».

Беседа по вопросам:

Расскажите о первой встрече повествователя с Завирайкой. (Ответы детей)

Какие ведущие черты его характера уже намечены? (Ответная реакция на доброту, твёрдость, доверчивость, проницательность)

Какая портретная деталь это подтверждает? (Глаза: «Они не бегали, не моргали, не прятались…настойчиво спрашивали меня…»)

Какие эпитеты использованы автором при описании внешности собаки? («Блестяще – чёрный, с густо – рыжими подпалинами, широкогрудый и т.д.)

К какому оценочному эпитету ведут отмеченные средства выразительности? («Отличный гончий пёс»)

Какие эпитеты служат выражению обобщающей характеристики? («Умна и мужественна»)

Есть ли основания утверждать, что автор имеет в виду и человеческие взаимоотношения, когда пишет о собаке? (Есть. В рассказе «Завирайка»Куприн с восторгом пишет о кроткости и чистоте характера охотничьего пса, который «проявил такую преданную дружбу, такую силу доброй воли и такую сообразительность, какие и среднему человеку сделали бы большую честь». Куприн считает, что на розыски «приятеля» (попавшего в капкан Патрашку) заставил пойти Завирайку не тёмный инстинкт, а сознательный ум.)

5. Просмотр электронной презентации «Мир животных Куприна»

6. Подведение итогов

Чему учат рассказы Александра Ивановича Куприна? (Александр Иванович Куприн призывает своими рассказами к единству между человеком и животным миром.Его произведения воспитывают чувства бережного отношения человека к природе).

7. Домашнее задание

Сочинение на тему «Рассказ, который мне понравился больше всего».

>Характеристики героев

Характеристики главных героев

Джек

Собака породы пойнтер, полутора лет, коричневой масти. Это жизнерадостный пёс, который отстал от своей хозяйки и попал в клетку таких же несчастных животных, которых отловили и везут на живодерню. По пути он знакомится с другими собаками, некоторые из которых оказываются бывалыми пленниками, и рассказывают все ужасы, что творятся на живодёрне.

Арто

Белый пудель, работает в цирке, профессор эквилибристики. Попал в облаву уже в четвёртый раз, каждый предыдущий раз его забирал хозяин. Рассказал новичкам в клетке, куда их везут, и что такое живодёрня, а также какие ужасы в ней творятся. По его мнению, собачье счастье это когда у пса есть хозяин, который его может спасти из живодёрни. Фиолетовый пёс доказал ему, что каждый пёс сам может быть хозяином своей судьбы.

Фиолетовый пёс

Необщительный пёс, дворняжка, который лежал, свернувшись в углу клетки. Попал к живодёрам уже в седьмой раз. Был фиолетового цвета, так как его вымазали, ради смеха,­ маляры. В нём чувствовалась отвага и сила. Иногда он вставлял какую-нибудь грубую фразу в разговор других собак. После приезда в живодёрню сообщил пуделю Арто, что он не прав насчёт собачьего счастья и сбежал, перепрыгнув через забор, хотя и сильно поранившись.

Мышастый дог

Пёс с обрезанными ушами и кожаным ремнём на шее. У него чуть не произошла ссора с Джеком, в начале которой их вместе схватили живодёры.

Бутон

Дворняжка, рыжий пёс, который попал самым первым в клетку. Имел лакейский характер.

Ливретка

Красивая, с длинными ногами собачка, которая попала в клетку со всеми другими собаками. Была очень ухоженной и напуганной.