Н или нн в суффиксах прилагательных. Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных. Н и НН в суффиксах причастий

Сначала необходимо понять, в какой форме стоит прилагательное:

Затем нужно выяснить, от какой части речи образовано слово: от существительного или от глагола.

Полная форма
I. Прилагательные от существительных II. Прилагательные от глаголов (причастия)
-Н- -НН- -Н- -НН-
-ан, -ян, -ин

лев - львиный
соль - соляной
кожа - кожаный

! Стеклянный
оловянный
деревянный

1. -онн, -енн

революция - революционный
листва - лиственный

! Ветреный
Но - безветренный

2. Н+Н = сон+ный

НО!
юный, румяный,
свиной, пряный,
пьяный, поганый,
зелёный, синий.

К первообразным также относятся слова: единый, фазаний, вороний, бараний, сазаний, тюлений, павлиний, багряный, рьяный, буланый.

3. МЯ = енн

временный (время)

1. без приставки

мороженый сом (от морозить)

не мороженый
полу мороженый

1. с приставкой

за мороженный сом

2. зависимое слово

мороженный мамой сом

3. суф. ова, ева, ирова

маринованный
асфальтированный

! кованый, жёваный, клёваный

! желанный, нечаянный, нежданный, негаданный

Краткая форма
1. Значение действия (что сделаны?) - "Н"
воспитаны отцом, взволнованы бурей
2. Значение признака (каковы?) - см. на полную форму: сколько "н" в полной, столько и в краткой.
Они воспитанн ы и образованн ы (воспитанные и образованные).

Задачи и тесты по теме "Правописание "н" и "нн" в прилагательных и причастиях"

  • Правописание причастий - Причастие 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 12 Тестов: 1

  • Правописание причастий, причастный оборот

    Уроков: 4 Заданий: 11 Тестов: 2

  • Правописание имён прилагательных - Имя прилагательное 6 класс

    Уроков: 5 Заданий: 10 Тестов: 1

  • Имя прилагательное как часть речи - Морфология. Самостоятельные части речи 10 класс

Н/НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Правописание Н или НН в страдательных причастиях – одно из тех правил, на которые регулярно в диктантах, сочинениях и тестах встречаются ошибки.

Прежде всего, запомните правило: В суффиксах полных страдательных причастий пишется две буквы Н, например, СПИЛЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ. В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н, например, ДЕРЕВЬЯ СПИЛЕНЫ.

Но поскольку полные страдательные причастия иногда очень похожи на прилагательные, чтобы избежать ошибок, полезно помнить четыре условия, при которых пишется две буквы Н:

1) причастие имеет приставку (кроме НЕ-), например, ВЫСУШЕННЫЕ ГРИБЫ;

2) причастие образовалось от глагола совершенного вида, например, РЕШЕННАЯ ЗАДАЧА - от глагола РЕШИТЬ (что сделать? – соверш. вид);

3) причастие имеет зависимые слова, например, ВЫСУШЕННЫЕ (где?) В ПЕЧКЕ ГРИБЫ;

4) Причастие образовано от глагола с помощью суффиксов –ОВА- или -ЕВА-, например, ВЗВОЛНОВАННОЕ ЛИЦО.

Если слово не имеет ни одного из этих признаков, то оно пишется с одним Н.

Кроме этого, есть несколько слов с двумя буквами Н, написание которых необходимо выучить точно так же, как мы запоминаем слова-исключения: НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ.

Образцы рассуждения

(1) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЗАПУЩЕ_ЫЙ САД? Прежде всего, надо посмотреть, есть ли у причастия приставка. В нашем случае приставка есть, значит, писать это слово надо с двумя Н: ЗАПУЩЕННЫЙ САД.

(2) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания БРОШЕ__ЫЙ ВЗГЛЯД? Прежде всего, смотрим, есть ли у причастия приставка. В нашем примере у причастия приставки нет, следовательно, надо сделать следующий шаг: определить вид глагола, от которого это причастие образовалось. БРОШЕ__ЫЙ образовалось от глагола БРОСИТЬ (что сделать?) Этот глагол совершенного вида, значит, в причастии надо писать две буквы Н: БРОШЕННЫЙ ВЗГЛЯД.

(3) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания ЖАРЕ__АЯ В ДУХОВКЕ РЫБА? У причастия в этом словосочетании есть зависимые слова: ЖАРЕ__АЯ (где?) В ДУХОВКЕ. Следовательно, в причастии надо писать две буквы Н: ЖАРЕННАЯ В ДУХОВКЕ РЫБА.

(4) Сколько Н надо написать в причастии из словосочетания АСФАЛЬТИРОВА_ОЕ ШОССЕ? Поскольку в этом причастии есть суффикс -ОВА-, в нем надо писать две буквы Н: АСФАЛЬТИРОВАННОЕ ШОССЕ.

(5) Сколько Н надо написать в слове ПЛЕТЕ_АЯ из словосочетания ПЛЕТЕ_АЯ КОРЗИНА? Поскольку у него нет приставки, нет зависимых слов, нет суффиксов -ОВА- или -ЕВА-, а также потому, что оно образовалось от глагола несовершенного вида ПЛЕСТИ (что делать?), нужно писать одну букву Н: ПЛЕТЕНАЯ КОРЗИНА.

УПРАЖНЕНИЕ

"Разве я могу не любить его? – говорила она себе, вникая в его испуга_н ый и вместе обрадова_н ый взгляд.

Левин тотчас же подумал об этом, но, несмотря на это, решил, что такие виды на него Свияжского есть только его ни на чем не основа_н ое предположение…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Ну, гость неприглаше_н ый,
Быть может батюшка войдет!
Прошу служить у барышни влюбле_н ой!

Ей ленты алые вплели
В две русые косы,
Цветы, наряды принесли
Невида_н ой красы.

Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;
Дверь отперта для зва_н ых и незва_н ых…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Петрушка, вечно ты с обновкой,
С разодра_н ым локтем.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

…Были затребова_н ы от враждебного министерства сведения о тех мерах, которые были в последнее десятилетие примене_н ы…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В уче_н ый комитет который поселился…
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

И тут же думается ей –
Бог знает почему, –
Что небо звездное – песком
Посыпа_н ый листок,
Бессменно день и ночь в пути
На диво слаже_н ый возок…
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Левин приезжал в Москву всегда взволнова_н ый, торопливый, немножко стесне_н ый и раздраже_н ый этою стесненностью и большею частью с совершенно новым, неожиданным взглядом на вещи.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Нет, в этот вырубле_н ый лес
Меня не заманят,
Где были дубы до небес
А нынче пни торчат!
(Некрасов, «Русские женщины»)

На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторже_н ых детей?!
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич уже сошел к себе вниз, разделся, опять умылся, облекся в гофрирова_н ую ночную рубашку и лег…(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

В Нерчинск придете, если вас
Дорога не убьет.
Навряд версты четыре в час
Закова_н ый идет...
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

С изуродова_н ым страстью лицом, бледный и с трясущеюся нижнею челюстью, Вронский ударил ее каблуком в живот и опять стал тянуть за поводья…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

У Дарьи Александровны разбегались глаза на этот элегантный, невида_н ый ею экипаж…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Женился наконец на дочери его,
Прида_н ого взял - шиш, по службе - ничего.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Она вспомнила, как она рассказала почти признание, которое ей сделал в Петербурге молодой подчине_н ый ее мужа…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К обеду приехали: старая кузина Алексея Александровича… …и один молодой человек, рекомендова_н ый Алексею Александровичу на службу.
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

К перу от карт? и к картам от пера?
И положе_н ый час приливам и отливам?
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбле_н ому есть чувству уголок!..
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Степан Аркадьич… в этом шуточном ухаживанье… и зашел нечая_н о так далеко, что уже не знал, как выбраться назад…
(Лев Толстой, «Анна Каренина»)

Как эдаких людей учтивее зовут?
Нежнее? – человек он светский,
Отъявле_н ый мошенник, плут:
Антон Антоныч Загорецкий.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

За то, что он смягчил разгнева_н ую гостью,
Хотел я похвалить.
(А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)

Сидишь по часу нем,
Неугнете_н ый, бодрый ум
Работает меж тем...
(Н. А. Некрасов, «Русские женщины»)

Имена прилагательные:

1)Имена прилагательныес суффиксами -ан-, -ян-, -ин- пишутся с одним -н-: глинян ый, серебрян ый, курин ый. Исключения: стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый .

2) Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн- пишутся с двумя -н- : авиационн ый, родственн ый .Исключение : ветрен ый, маслен ый .

3) В прилагательных, образованных от основы на с помощью суффикса -н- , пишется два -н- :картинный (карти н -а + н -ый) .

Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:

Две буквы -н- пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:

1) если они имеют приставку: вс паханн ый, от варенн ый (но: с мышлён ый мальчик, на зван ый брат );

2) если при них есть зависимые слова: варенн ая на молоке ;

3) если в слове есть суффиксы -ова-, -ева-, -ирова- : маринованный, асфальтированный ;

4) если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида (кроме раненый ):лишённый ;

В кратких причастиях пишется одна -н- , а в прилагательных - две (кроме формы единственного числа мужского рода). Следует различать полные и краткие формы страдательных причастий прошедшего времени с суффиксами -енн- и -нн- и прилагательных, образованных от глаголов. Сравните:

воспитанный, причастие от глагола «воспитать»; краткая форма: воспитан, воспитан а, воспитан о, воспитан ы и воспитанный, прилагательное; краткая форма: воспитан, воспитанна, воспитанно, воспитанны.

Как различить? Можно по смыслу, но проще попробовать подставить к краткой форме слово ‘более ’:Маша воспитана бабушкой и Маша воспитанна, вежлива и умна. Как видим, в первом случае неуместна подстановка предложенного слова, а во втором - вполне реальна. Кроме того, страдательные причастия требуют наличия (хотя бы на подсознательном уровне) указания на того, кто выполнил действие, обозначаемое в причастии.

Написание одной или двух букв-н- в сложных прилагательных подчиняется общему правилу:гладкокрашеный (красить, несовершенный вид); гладкоокрашенный (окрасить, совершенный вид).

Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н- , также пишутся с двумя -н- : шли организованн о .

В именах существительных, образованных от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько -н- , сколько их было в производящей основе: воспитанник (от ‘воспитанный ), мученик (от ‘мученый ) .

Две -н - пишутся во всех словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся на :пенный (пен -а+н -ый), шестигранник (шесть+гран ь+н ик).

Задания.

Манеры его не отличались простотой, а были изыска(1)ы. В лабиринте кривых, узких и немоще(2)ых улиц вечно шмыгал народ. Шоферы спорили с погрузчиками, что машина недогруже(3)а.

Манеры (каковы?) изыска(1)ы. Это краткое прилагательное, так как его можно заменить полной формой изыска…ый. Определяем написание полной формы: изыска…ый образовано от глаголаизыскать, в котором есть приставка из-. Таким образом, как в полной, так и в краткой форме пишем две НН. Немоще(2)ых (каких?) улиц. Это полное прилагательное, образованное от глагола несовершенного вида мостить. Приставка не- не влияет на написание, суффиксов -ОВА/-ЕВА нет, зависимые слова тоже отсутствуют. Пишем одну Н. Машина недогруже(3)а (что сделана?). Это краткое причастие, так как можно заменить глаголом недогрузили. В кратких причастиях пишется одна Н. Таким образом, правильный вариант - ответ №4.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна покраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изукраше(3)ое резьбой, еще пахло смолой.

На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девичья фигура в белоснежном платье с плете(3)ыми рукавами.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На картине «Кермесса» Рубенс изобразил толпу разгоряче(1)ых горожан, отчая(2)о отплясывающих беше(3)ый танец.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Трудно запомнить исключения из правила.

Обратитесь к Приложению 1,2 и заполните, где нужно, пробелы в словах.

Иногда бывает трудно понять, от какого существительного образовалось данное прилагательное:

нравстве…ный;

таинстве…ный;

багря…ный;

собстве…ный;

естестве…ный;

пря…ный;

косве...ный;

иско…ный;

гума…ный;

имму…ный и т.д.

Скорее всего, перед вами прилагательные, образованные от устаревших существительных. Можете применять к ним правило в полном объеме (даже если их прежние суффиксы с современной точки зрения уже не выделяются):

нравств-ЕНН-ый;

таинств-ЕНН-ый;

багр-ЯН-ый;

собств-ЕНН-ый;

естеств-ЕНН-ый;

косв-ЕНН-ый

иск-ОНН-ый.

Особое внимание обратите на слова гумаН-Н-ый и иммуН-Н-ый, которые образованы не от существительных, а от международных основ –гуман- и –иммун- с помощью суффикса –н-.

Как быть со словами типа

стари…ный, были…ный, цели…ный, глуби…ный, исти…ный, недюжи…ный и т.п.? В них есть суффикс –ин-. Писать ли их с одним Н?

В подобных словах суффикс –ин- уже входит в основу существительных, от которых образовались данные прилагательные. Он становится частью основы существительного, и именно к нему прибавляется суффикс прилагательного –н-. Поэтому в подобных словах пишется НН.

Старин(а) - старин-н-ый.

Былин(а) - былин –н-ый.

Целин(а) - целин-н-ый.

Глубин(а) - глубин-н-ый.

Истин(а) - истин-н-ый.

Дюжин(а) - недюжин-н-ый.

Иногда неясно, какой именно суффикс использован в данном прилагательном: -ан- (-ян-) либо –енн-.

Солом…ный.

Глин…ный.

Серебр…ный.

Кож…ный.

Ветр…ный.

В этом случае суффикс следует запомнить. Обратите внимание на правописание следующих слов.

СоломЕННый.

ГлинЯНый.

СеребрЯНый.

ВетрЕНый день, человек (запомните также: ветрЯНой двигатель).

маслЯНые (краски).

При решении этого вопроса пользуйтесь также следующими соображениями.

Слова с суффиксом –АН- (-ЯН-) обозначают, из чего (серебряный ) или для чего (дровяной ) сделан предмет.
Исключение составляют слова:

клюквЕННый,

огнЕННый,

тыквЕННый,

соломЕННый.

Есть ли случаи, когда исключения кованый, жеваный и раненый пишутся через НН?

Исключения кованый, жеваный и раненый могут писаться с двумя Н, когда при них стоят зависимые слова либо приставки.

КоваННый оружейником меч (оружейником - зависимое слово).

РанеННый в плечо боец (в плечо - зависимое слово).

СковаННые руки (приставка С-).

ПоранеННый палец (приставка ПО-).

В некоторых случаях трудно понять, от глагола какого вида образовано слово.

Реше…ный (образован от решить? решать?).

Броше…ный (образован от бросить? бросать?).

Это приводит к орфографическим ошибкам.

Если перед вами стоит выбор между глаголами совершенного и несовершенного вида, выбирайте глагол совершенного вида.

Решенный - образован от решить (сов.в), пишется НН.

Брошенный - образован от бросить (сов.в), пишется НН.

Сколько Н пишется в словах с несколькими корнями:

сырокопче…ный;

быстрозамороже…ный и под.?

Само по себе наличие двух корней не является условием для двойного Н.

СвежеморожеНый.

СырокопчеНый.

Чтобы в суффиксе таких слов появилось две Н, должно сработать одно из условий, отмеченных в правиле.

СвежескошеННый (приставка С- перед корнем –КОШ-).

БыстрозаморожеННый (приставка ЗА- перед корнем –МОРОЖ-).

Различайте слова типа легкоранеНый и легко ранеННый. В первом случае перед нами сложное слово (медицинский термин), в котором нет условий для НН, во втором случае налицо зависимое слово, требующее написания НН.

Сколько Н пишется в кратких причастиях?

Собрание законче…но.

Мина обезвреже…на.

В кратких причастиях пишется одна буква Н, независимо от того, есть ли в них приставки, зависимые слова и т.д.

Собрание закончено.

Мина обезврежена.

Н и НН в прилагательных, образованных от существительных

Выбор Н либо НН в прилагательных, образованных от существительных, определяется тем, от какого именно слова и с помощью какого суффикса было образовано данное прилагательное.

Крысин..ый яд; гостин..ая комната; недюжин..ая натура.

Выясните, от какого существительного образовано слово.

Пишите НН

Если одна Н находится в основе сущ., а вторая Н является суффиксом прилагательного:

-

Если перед вами суффикс -ИН-:

Если перед вами суффиксы -ЕНН- / -ОНН-:

листв(а) - -

станци(я) - -

Исключения:

ветреный

но: безветренный

подветренный

Если перед вами суффиксы -АН- / -ЯН-:

серебр(о) - -

кож(а) - -

Запомните:

стеклянный

оловянный

деревянный

постоянный

безымянный

Правило подходит и для кратких прилагательных (дорога ).

Крысиный яд - крыс(а) + .

Гостиная комната - гость + .

Недюжинная натура - .

Н и НН в полных отглагольных прилагательных и причастиях

Высушен..ое белье; бешен..ая скорость; реализован..ый товар.

В полных отглагольных прилагательных и причастиях НН пишется при наличии любого из отмеченных ниже условий.

Условия написания НН:

3) в слове есть -ОВА- / -ЕВА-:

Исключения:

4) слово образовано от глагола совершенного вида (вопрос что сделать? ):

решенное дело (решить - сов. в.).

Исключение:

Н и НН в кратких отглагольных прилагательных и кратких причастиях

Она скромна и воспитан..а; она была воспита..на в пансионе; она всегда собран..а и организован..а.

Она скромна и воспитанна - это краткое отглагольное прилагательное.

Она была воспитана в пансионе - это краткое причастие.

Она всегда собранна и организованна - это краткие отглагольные прилагательные.

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.

В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации (Приложение 1 ).

1 слайд (по щелчку) .

Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных.
  • Научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н .
  • Рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов.

  • Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть, выделите словообразовательные суффиксы.
  • Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква н , а в других - две н ?

(Ребята пытаются вывести правило написания н-нн в суффиксах прилагательных.)

2 слайд (по щелчку) .

3. Затем предлагаю ребятам познакомиться с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий. Учащиеся записывают в тетрадях по ходу объяснения, в каких суффиксах пишется н -нн .

3 слайд (по щелчку) .

4. Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?

Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценн ая вещь – ценн а, ветрен ая погода –ветрен а.

Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная – ветряная . Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами:

масляный – масленый, соляной – солёный.

Выполняем упражнение 319 по учебнику на странице 128.

Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях:

ветр..ная (погода), ветр..ные (дни), ветр…ное (утро), ветр..ная (особа), ветр..ный (юноша), ветр..ная (мельница), ветр..ной (двигатель).

4 слайд (по щелчку) .

5. Знакомство с орфограммой № 38 по учебнику стр. 127.

6. Правописание следующих слов нужно запомнить:

зелёный, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.

В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н .

(Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.)

5 слайд (по щелчку) .

7. Предложенные слова из упражнения 321 выписать в два столбика с одной н и с двумя н в суффиксах прилагательных.

Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, шерстяной, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, авиационный, песчаный, костяной, обыкновенный.

Объяснить написание пропущенных букв, пользуясь алгоритмом.

6 слайд (по щелчку) .

8. Объясните написание пропущенных букв.

(Записываем только слова, в которых пропущены буквы.)

7 слайд (по щелчку) .

9. Последний этап урока – закрепление. Предлагаю ребятам тест «Проверь себя» - контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил.

На этом этапе урока учащиеся действуют самостоятельно. Самостоятельная работа на этапе первичного закрепления проверяется сразу после её выполнения. Самым эффективным приёмом, на мой взгляд, является самопроверка или взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.

Такая работа способствует развитию орфографической зоркости, позволяющей видеть, как написано слово. После проверки учащиеся, допустив ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом.

  • Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки.

Чугунная решётка, ветреный день, багряные закаты, гусиные лапки, машинное отделение, болезненное чувство, диковинное происшествие, старинные часы, юное лицо, ледяная гора, холстинной мешок, петушиные бои, жестяная коробочка, жизненная драма, величественная колонна, лебединая песня.

  • Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов, «4» - за 13-15, «3» - за 9-12, «2» - за 6-8.

8 слайд (по щелчку) .

10. Подведение итогов.

11. Домашнее задание: параграф 56, упр. 320. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами –н -, -ан -(-ян -) или –енн -.