Национальный костюм евреев: фото, описание. Еврейский национальный костюм - исключительный частный случай ежд

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века.

Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!» .

Мы не намерены отвечать на этот вопрос, а просто познакомимся с одеждой религиозных евреев, перелистаем живой журнал мод начала позапрошлого века. Впрочем, прежде чем начать исследование гардероба, вспомним одну историю, содержащую тень ответа на сакраментальный вопрос «Почему?!».

Итак, в середине XIX века появилась среди евреев небольшая, но агрессивная группка «просвещенцев» — идеологов ассимиляции.

Первое, что они сделали — сменили традиционную еврейскую одежду на нееврейскую. Один из таких просвещенцев пришел как-то к раби Шолому Рокаху из Белза и ехидно так, с подковыркой, спрашивает: — Ребе, расскажите, во что одевался праотец наш Авраам?

Знаете, есть такие вопросы, которые задают не для того, чтобы получить ответ. Тонкий такой намек: Авраам-то наверняка не ходил в черном сюртуке!

Улыбнулся ребе умнику и ответил: — Я не знаю, сынок, ходил ли Авраам в шелковом халате и штраймле. Но я точно знаю, как он выбирал одежду. Смотрел, как одеты неевреи, — и одевался иначе.

Вот вам вкратце вся идеология, стоящая за необычной и анахроничной, на первый взгляд, еврейской одеждой.

Итак, займемся переучетом. Среди всего разнообразия шапок, шляп, сюртуков и поясов можно выделить два безусловно обязательных для еврея атрибута одежды: ермолку (или кипу ) и талит катан . Слово «ермолка » происходит не от русского имени Ермолай, как толкуют его иногда русскоязычные израильтяне, а от слов йерэ малка — то есть «боящийся Владыки ».

Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме. Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шелковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырех — и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер. Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.

Вторым обязательным компонентом одежды является четырехугольная накидка с отверстием для головы и четырьмя кистями по краям. Сама накидка, называемая талит кaтaн или арбеканфес может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк.

Если среди восьми нитей кисти вы заметили две (или одну) синего цвета — знайте, что перед вами вероятно Радзинский хасид, а может быть и Ижбицкий. Дело в том, что секрет изготовления тхэйлет — синей краски, которую получают из особого моллюска под названием хилозон утрачен около двух тысячелетий назад и был открыт заново в конце прошлого века рабби Гершон-Ханохом из Радзина. Его рецепт краски тхэйлет не был признан большинством раввинов того времени и вошел в употребление только в считанных общинах.

Талит кaтaн, как правило, сделан из белой шерсти с черными полосами. Углы укреплены накладками из простой ткани или шелка, через отверстия в углах продеты нити цицис — кисти заповеданные нам Торой.

У сефардов и многих хасидов на каждом углу талит кaтaн не одно, а два отверстия. Кроме того, на некоторых кистях кроме четырех (двойных) обязательных узлов можно увидеть от 13 до 40 мелких узелков на витках нити. По этому признаку тоже можно различить членов разных общин.

Вернемся к головным уборам: поверх ярмолки еврей почти всегда надевает шляпу или шапку. Это может быть и кепка старого европейского покроя, такую носят обычно, старые хасиды из России и Польши. Кепка этого покроя называется каскет (кашкет или дашек ) и свидетельствует, как правило, об особо ревностном отношении ее хозяина к сохранению того фасона одежды, которого придерживались его дед и отец. Отдаленно похожие на каскет серые шестиклинные кепки носят дети и подростки в семьях литваков — последователей р. Вэлвэлэ из Бриска.

В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу. По ее форме и фактуре часто можно узнать о хозяине куда больше, чем, скажем, из его удостоверения личности. Существует (по словам торговцев шляпами) 34 основных типа этого головного убора, каждый из которых свидетельствует о происхождении, общинной принадлежности и даже социальном статусе хозяина.

Простой литвак или Любавичский хасид носят шляпу кнейч с продольным заломом. Особо ревностные хабадники сделают на шляпе второй, еле заметный поперечный залом и сдвинут ее на лоб, как делал Любавический Ребе. Литвак, занимающий высокое положение в общине (дайон, ройш ешива), сменит кнейч на шикарную и дорогую шляпу гамбург — не только без заломов, но и без вмятин от пальцев на куполе и утрированно отогнутых вверх полях. Человек, надевший гамбург , получает, как правило, самые почетные вызовы к чтению Торы, поэтому шляпу этого фасона принято называть еще мафтир-гитл . Понятное дело, вызов к Торе на мафтира владелец гамбурга получает не за правильный выбор фасона шляпы.

Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп — капелюш , похожую на кнейч , но без заломов тульи и изгибов полей. И кнейч , и капелюш , и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра (скорее похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех), по твердости не уступающего десятимиллиметровой фанере. Среди этих шляп можно выделить самет , один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета — почти наверняка венгерский хасид: Вижницкий, Белзский или Сатмарский.

Вопрос на засыпку, для специалиста: как отличить Белзского хасида от Вижницкого? Одежда неотличима, один к одному. Но шляпа самет выдаст: у Вижинцера черная лента шлайф завязана справа, у Белзера — слева.

Жалкой пародией на самет выглядит плуш — традиционная шляпа потомственных евреев Йерушалми. На профессиональном жаргоне она называется флиикер-теллер — летающая тарелка или супер . Как ни называй, а вместить в неё голову обычного размера нелегко: поля-то широкие, но высота тульи — всего десять сантиметров.

Третий тип головного убора (не шляпа и не каскет) надевают только хасиды и только в особо торжественных обстоятельствах: в Шаббат, йом тов, на свадьбе, встречаясь с ребе. Речь вдет о меховых шапках, которые обычно собирательно называют штраймл . Штраймл штраймлу рознь: есть больше двух десятков типов. Обычно, это черная бархатная ермолка, отороченная черными или коричневыми лисьими или соболиными хвостами. В первом приближении можно выделить три большие группы штраймл: широкий и низкий, правильной цилиндрической формы — собственно штраймл , низкие и широкие нестрогой формы, лохматые-косматые — называемые чернобыль (разумеется, не в честь взорванного реактора) и, наконец, сподик , высоченная черная меховая циллиндрическая шапка. Простой штраймл носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, мохнатый чернобыль — украинские, а сподик — польские хасиды. Существуют особые фасоны штраймл, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл — высокий штраймл из соболиного меха (в таком ходил, например, покойный Ребе из Богуша), колпик — нечто среднее между сподиком и штраймл (такую шапку носил шестой Любавичский Ребе). Главы разных хасидских дворов Ружинской династии носят обычный штраймл, но ермолка, вшитая в него, не куполообразная, а конусообразная, остроконечная, высокая.

Штраймл носят только женатые мужчины. Исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме. В этих семьях мальчик впервые надевает штраймл в день совершенолетия, бар мицвы — в тринадцать лет.

С головными уборами, в основном, мы познакомились. Попробуем разобраться в остальном.

Прежде всего, нам надо научиться отличать хасидов от литваков и сефардов (которые в подавляющем большинстве учились или учатся в литовских ешивах и как две капли воды похожи на литваков, по крайней мере, по части одежды).

Первый классический признак: галстук . Только литвак наденет его. Исключение составляют Ружинские хасиды. Вообще же хасиды испытывают к галстуку нескрываемое отвращение и называют его геринг (селедка) или экэлэ (хвостик). Стоит сказать два слова о причине этой галстукофобии. Хасидский фольклор объясняет ее тем, что первым действием в процессе завязывания галстука является узел, имеющий форму креста. О том, насколько евреи любят крест, не стоит распространяться.

Второй отличительный признак хасида — борода . Большинство хасидов никогда не подстригают её в соответствии с рекоммендациями Коболы, и уж конечно, не сбривают «под ноль». Подавляющее большинство литваков регулярно подстригает, «правит» бороду, можно встретить и чисто выбритых (разумеется, разрешенным по их мнению способом) студентов литовских ешив. Главным образом это — неженатые ешиве бохеры.

В Шаббат одежда литвака немногим отличается от будничной формы: некоторые, правда, сменят короткий пиджак на длинный сюртук, называемый фраком . Фрак не имеет карманов и застегивается, как и вся традиционная еврейская мужская одежда, таким образом, чтобы правая пола накрывала левую, то есть, по нееврейским стандартам «по-женски». Фрак имеет глубокий разрез и две пуговицы сзади (там, где вы привыкли видеть хлястик). Как две капли воды похож на литовский фрак Любавический сюртук . Как же отличить одно от другого? Любавичер, входя в синагогу, подпоясает сиртук шелковым черным поясом, гартлом . Литвак гартлом не пользуется.

Остальное разнообразие верхней одежды можно разделить на: капоты (рэкл ), халаты, бекечи (то есть бекеши ), жугшцы (джубе ) и т. д. Черная капота — обычная будничная одежда большинства хасидов. По особенностям покроя капоты можно идентифицировать её обладателя. Венгерские хасиды (Белз, Вижниц, Спинка) носят особенно длинные, наглухо закрытые капоты из простой ткани, часто с фактурными, но тоже черными полосами. Капота польского хасида чуть короче и имеет глубокий разрез, шлиц сзади.

О степени консерватизма общины и отдельно взятого хасида можно судить по лацканам: если они закруглены — значит перед нами ревнитель старой моды. Если лацканы заострены — перед нами вольнодумец. Разумеется, вольнодумец в терминах первой половины прошлого века. Часто, чтобы определить происхождение хасида по его капоте нужен особо зоркий глаз: например, одежда Сатмарского хасида отличается от других венгерских капот тем, что вместо трех пуговиц на ней красуются шесть — два ряда по три.

Халаты — как правило одежда для особых случаев: праздничный шелковый, расшитый черным по черному узором, тиш-халат для праздничных обедов, ешиве-халат из самой дешевой ткани без подкладки — для занятий в ешиве или койлеле.

В Шаббат и Йом Тов многие хасиды надевают особый черный атласный плащ — бекече .

И капота , и сюртук, и халат хасида должны быть перетянуты поясом, сплетеным из черной шелковой нити или ткани. Плетеный пояс может представлять собой гладкую ленту — открытый гартл , или ленту, продольно свернутую в двойную трубочку — закрытый гартл . Открытые гартлы носят польские, белорусские, украинские хасиды. Закрытые — венгерские и румынские.

По ширине гартла можно часто знать, каков социальный статус хасида. Раввины и дайоним наденут пояс шире, чем простые мастеровые и торговцы. Впрочем, это правило не относится к Белзским, Гэрским и некоторым другим хасидам.

Продолжая экскурсию сверху вниз, от ермолки и шляпы к туфлям, мы добрались до фасона брюк. С ними — проще всего: хасид носит или обычные черные брюки, или еалб-гойэн — брюки до колена. Брюки (полной длины) могут также иметь манжет, но это скорее дело вкуса, чем общинной принадлежности.

Короткие брюки носят венгерские хасиды, они завязыват штанину шнурком под коленом и надевают на нижнюю часть ноги черные гольфы — зокн — до колена. Некоторые (например, Вижницкие) в Шаббат сменят черные гольфы на белые. Другие (например, Белзские) надевают белые гольфы только по праздникам. Дилетант может принять брюки Гэрского хасида за венгерские галб-гойзн . Дело в том, что хасидей Гэр заправляют брюки (обычной длины) в черные гольфы. Эта форма одежды называется козак-зокн — «казацкие» гольфы. В самом деле, крупные и бравые на вид Гэрские хасиды удивительно похожи на казаков в своих длинных черных атласных сюртуках, папахах-сподиках и с подобием черных сапог на ногах.

Нашу прогулку мы завершаем на последней станции: обувь. Многие хасидим носят туфли без шнурков, с тупым носком и низким подъемом. Некоторые хасидим, например Чернобыльские и Сквирские одевают на Шаббат большие кожаные сапоги.

Мы познакомились с азбукой черной одежды, но остались неизученными одежды другого цвета.

Носят их, главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Мео Шеорим. В будни они выглядят так: плуш (летающая тарелка) на голове, под ней — вайсе ярмулке — белая вязанная ермолка с кисточкой в центре купола. Белая рубаха, шерстяной талит кaтaн , жилет и кафтан из особой ткани (по еврейски кафтн ). Ткань кафтна — белая или серебрянная с черными или темно-синими полосами. Производят эту ткань только в Сирии и контрабандой доставляют в Восточный Йерушалаим. В Шаббат летающую тарелку сменит чернобыльский или обычный штраймл, а вместо кафтна с серебряным фоном хасид наденет золотой. Полосы, как и на будничной одежде — черные или темно-синие. Кафтн перехвачен двумя поясами — узким, который обычно не виден, а поверх него — белым шелковым, шириной в 10-12 сантиметров с тонкими, еле заметными поперечными черными полосами. Поверх кафтана иногда (а в Шаббат и праздник — обязательно) накинута коричневая атласная бекеша с расшитым воротником.

Мы не упомянули еще очень многое — золотые парчовые халаты и бекеши хасидских ребе, типы бород и пейойс, одежду детей и женщин.

Рабби Исроэль Баал-Шем-Тов говорил, что память — единственный ключ к освобождению. Эти капотэс видели на своем веку многое: погромы проклятого Хмельницкого и чёрной сотни, они горели в печах нацистских лагерей и были свидетелями арабских погромов в Эрец Исроэль. Это наша живая память. Но мало видеть в еврейских одеждах только знак памяти, дань прошлому. Это — живой быт живых еврейских общин. Капоты и штраймлэх , режущие глаз «всему прогрессивному человечеству», останутся еврейской одеждой и тогда, когда «современная мода» безнадежно устареет и займет свое место в пыльных чуланах.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Кроме характерных отличий в традициях и культурных особенностях каждый народ мира имеет собственный национальный костюм, подчёркивающий присущую ему самобытность и принадлежность к определённому религиозному направлению.

Национальная еврейская одежда колоритна и заметно выделяет представителей этой народности из толпы.

Национальная еврейская одежда отличается богатой историей. В процессе создания традиционного костюма представителям данной народности удалось добиться того, что получившийся наряд позволял им выглядеть естественно в любом месте, не обезличивая их при этом.

Важно! Изначально этот наряд создавался с целью облегчения представителям нации процесса ассимиляции в любом государстве.

В изначальном варианте подобного наряда чётко прослеживается влияние культуры Вавилона. Избавившись от рабства, представители этой народности продолжали впоследствии носить две рубашки с длинными либо короткими рукавами. Под низ надевалась полотняная, а сверху - шерстяная. Дополнялся подобный наряд широким поясом. Пояса зажиточных горожан были сделаны из льняной либо шерстяной ткани и щедро декорированы золотом и драгоценными камнями. Бедняки использовали для этой цели простые изделия из кожи либо войлока.

В период правления царя Соломона национальные костюмы евреев приобрели более роскошный вид. Их начали шить из воздушных, лёгких тканей, украшая драгоценными камнями, а также золотой и серебряной вышивкой. Девушки из зажиточных семей нередко вплетали в причёски нити жемчуга, кораллов и пластинки из золота , стремясь ещё более подчеркнуть тем самым своё социальное положение.

С наступлением ХХ века традиционная одежда этой нации постепенно утратила былой шик. Национальный наряд стал значительно более сдержанным и лаконичным. Для максимально гармоничного взаимодействия с европейским обществом евреи начали носить длинные сюртуки и шляпы чёрного цвета. Этот обычай они сохранили до сих пор, несмотря на то, что во всём мире подобная одежда давно уже вышла из моды.

Особенности еврейского костюма

Национальному еврейскому наряду удалось, пройдя сквозь века, сохранить свою самобытность и уникальность , даже несмотря на то, что многое в нём было позаимствовано из одежды других народов. Традиционная одежда представителей этой нации отличается скромностью и сдержанностью. Современные, далёкие от религии люди могут даже посчитать её старомодной.

Цветовые оттенки

Многообразием и насыщенностью цветовой палитры традиционная еврейская одежда не отличается. В период расселения по небольшим европейским городам в XXI евреи старались одеваться как можно проще и сдержанней, чтобы не привлекать лишнего внимания.

Справка! Характерной особенностью еврейского национального костюма считается нейтральность. В жаркое время года представители этой нации предпочитали носить белую одежду, а в холодную погоду - наряды преимущественно синего и коричневого цветов.

Ткани и фасон

Еврейская культура всегда основывалась на городской жизни. По этой причине крестьянских моделей национального еврейского наряда не существует .

Еврейским девушкам никогда не доводилось прибегать к самостоятельному изготовлению ткани для пошива различных предметов гардероба. Необходимые для этого ткани в большинстве случаев покупали на рынках.

Разновидность приобретаемой для этих целей ткани зависела от достатка и особенностей местной моды.

Разновидности костюма

Мужская еврейская одежда

Мужской традиционный наряд отличается специфичной элегантностью. Он состоит из обычного сюртука чёрного цвета, светлой рубашки, брюк и накидки, которая называется «талит катан».

Основной особенностью этого элемента еврейской одежды считается то, что хоть и выглядит накидка как верхняя одежда, надевается она не только сверху, но и непосредственно на рубашку. Кисти при этом должны быть выправлены поверх брюк.

Справка! Такая накидка является обязательным атрибутом национального еврейского костюма. Она напоминает по форме прямоугольник из ткани белого цвета с вырезом для головы. По четырём углам накидки привязываются кисти, которые называют «цицит». Каждая такая кисть заканчивается восемью нитями.

Женская еврейская одежда

Женский традиционная еврейский наряд состоял из платья либо блузки с юбкой и передника. Основной характеристикой этой одежды была практичность. Наряды шили из тканей преимущественно тёмных оттенков (коричневого, серого и чёрного).

Бытовало мнение, что передник помимо своей главной функции также может защитить от сглаза и проклятий. Платья, как правило, декорировали кружевом и вышивкой белого цвета , символизировавшей чистоту.

Талию плотно обхватывал пояс из кожи.

Головные уборы

Неотъемлемой частью традиционного наряда еврейских мужчин являются головные уборы, к которым относятся:

  • ермолка - вязаная ибо сшитая из ткани маленькая круглая мягкая шапочка, прикрывающая макушку;
  • каскет (дашек) - кепка старого европейского покроя, обычно надеваемая поверх ермолки;
  • штраймель - меховая шапка с бархатным верхом, иногда переходившая по наследству от предков и надеваемая в особо торжественных случаях.

В будние дни традиционный костюм еврейских мужчин дополняется лаконичной шляпой чёрного цвета . Её размер и элементы зависят от социального статуса владельца.

Еврейские женщины также носили шляпки, надевая под них парики . Для украшения обычно использовались изящные бусы, надеваемые в два ряда.

Обувь и аксессуары

В качестве обуви использовались комфортные чёрные ботинки с высокими голенищами . Такая обувь надевалась летом на босые ноги плотно и шнуровалась до самого верха, а зимой - на связанные собственноручно чулки, при помощи подвязок крепившиеся на уровне колен либо немного выше. Современные женщины, как правило, носят туфли без каблуков.

В качестве аксессуаров в большинстве случаев применяются широкие пояса , в некоторых случаях используются также галстуки соответствующего оттенка. Использование галстука вызывает массу противоречий, поскольку при его завязывании формируется узел, напоминающий по своей форме крест.

Современные модели еврейского костюма

В современном мире традиционная одежда евреев продолжает оставаться достаточно популярной. Обязательными элементами религиозных представителей этой народности являются ермолка и накидка (фото).

Несмотря на то, что внешне подобные предметы гардероба немного упростились, полноценный национальный наряд часто надевают на собрания и разные торжественные мероприятия.

Национальный еврейский костюм является своеобразным отражением особенностей традиций этого народа. При этом они остаются верны своим обычаям и взглядам.

В одежде древних евреев много заимствований из одеяний других народов. Это обусловлено историческими событиями.
Древний еврейский костюм напоминал одежду арабских кочевых племен.
Переселившись в долину Иордана, евреи сохранили прежнюю простоту в одежде. И хотя первый царь Израиля - Саул не любил роскоши, именно после возникновения собственного государства одежда израильтян стала богаче и разнообразней. На это повлияла богатая добыча, которую воины Саула захватывали в войнах. После убийства Саула царем стал Давид. В этот период под влиянием финикийцев одежда израильтян стала еще наряднее, появилось множество украшений. Царь Соломон, правивший после Давида, окружил себя баснословной восточной роскошью. Наступило время расцвета Израиля. Одежды знатных иудеев в это время становятся особенно богатыми. Восстания и междоусобицы раскололи царство на две части. Сперва в Иудее водворились ассирийцы, а позднее, в 788 году до н.э. - вавилоняне. В костюмах евреев появились характерные черты ассирийских одежд, а во время «вавилонского пленения» они почти не отличаются от вавилонских. Позже он еще раз изменился под влиянием римских и греческих одеяний.

Мужской костюм

Одежда знатных мужчин состояла из нижней шерстяной и верхней полотняной рубашки. Рукава могли быть длинные или короткие.
Обязательный элемент мужского еврейского костюма - пояс. Богатые роскошные пояса делали из шерстяной или льняной ткани, расшивали их золотом, украшали драгоценными камнями, золотыми пряжками. Бедняки носили кожаные или войлочные пояса.
Верхняя одежда зажиточных иудеев была двух типов. После возвращения из вавилонского плена стали носить верхнюю одежду с рукавами, длиной до колен, которая распахивалась спереди. Отделка этих кафтанов отличалась роскошью. В холодное время года пользовались популярностью кафтаны, в основном ярко-красного цвета, отороченные мехом.
На талии верхняя одежда украшалась богатой пряжкой, к углам которой прикреплялись кисти - «цисес».
Существовала также и широкая одежда без рукавов - нарамник. Она могла быть одиночной и двойной. Двойной нарамник представлял собой две одинаковые полосы материи, которые сшивались так, чтобы шов оказывался только на плечах, а оба куска ткани свободно спускались сзади и спереди. Такой нарамник с завязками по бокам являлся главным одеянием священников и назывался ефодом.

Женский костюм

До царствования Соломона даже знатные еврейки ходили в простой скромной одежде - такой, какую носили женщины в древние времена. При царствовании Давида появились прозрачные индийские и египетские, а также узорчатые ассирийские и пурпурные финикийские ткани. Они были очень дорогие, а потому доступны лишь богатым еврейкам, которые делали из них длинные и очень широкие, со множеством складок, одежды. Чтобы создать на одежде напуск, ее стягивали кушаками и разнообразными пряжками.
Богатый женский костюм состоял из нескольких нижних и верхних одежд. Особенно роскошным он стал во время правления царя Соломона. Нижняя одежда была длинной, обшивалась красивой каймой по подолу и рукавам. Носили ее с дорогим поясом. Поверх нее для выходов надевалась вторая одежда - роскошная, ослепительно белого цвета, с широкими рукавами, собранными в складки. Ворот и рукава украшались драгоценными камнями и жемчугами, золотыми фигурками. Это одеяние подпоясывали металлическим поясом, и оно ниспадало длинными складками. На поясе также были украшения: золотые цепочки, драгоценные камни. Иногда вместо поясов женщины использовали широкие вышитые кушаки, к которым на золотых цепочках подвешивали небольшие, расшитые золотом мешочки. Верхнюю одежду чаще всего делали из узорной или пурпурной ткани, она была без рукавов или распашная с рукавами.

На мужчине: верхняя одежда - ефод, рубаха с широкими рукавами.

На женщине: широкое нижнее платье и верхняя распашная одежда.

Прически и головные уборы

Длинные волосы носили только юноши. У мужчин средних лет это не было принято. Но в более поздние времена даже молодых мужчин с длинными волосами стали считать женоподобными. Лысина как у мужчин, так и у женщин, считалась позором.
А вот подстригать бороду у евреев запрещалось законом. Как и ассирийцы, они относились к ней с большим уважением: борода была одним из главных признаков мужской красоты и достоинства, а также знаком отличия свободного человека. За бородой тщательно ухаживали, умащали дорогими маслами и благовониями. Отхватить кому-нибудь бороду считалось жесточайшим оскорблением. Однако если умирал кто-либо из родственников, у евреев существовал обычай рвать на себе бороду или даже отрезать ее.
На голову простые евреи накидывали шерстяные платки (как у арабов). Или же просто перевязывали волосы шнурком. Знать носила повязки - гладкие или в виде тюрбана, а также капюшоны.
Знатные женщины надевали сетчатые шапочки, украшенные жемчугом и драгоценными камнями, поверх которых набрасывали прозрачную длинную вуаль, окутывавшую всю фигуру. В косы вплетались нити жемчуга, кораллов, золотые пластинки.
О своей прическе женщины тщательно заботились. Густые и длинные женские волосы евреи очень ценили. Длинные косы спускали вдоль спины или обвивали их вокруг головы; знатные молодые девушки носили локоны. Волосы умащали дорогими маслами.

Украшения и косметика

Еврейские женщины сурьмили веки и брови, красили ногти в красный цвет, натирались благовонными маслами мирры, кассии, корицы. В библейские времена косметика в Иудее была так популярна, что Иов назвал одну из своих дочерей «сосудом с сурьмой».
Любили еврейские женщины и украшения: кольца, ожерелья, серьги в носу и ушах, ручные и ножные браслеты, к которым прикреплялись цепочки с подвесками.
Во время траура женщины снимали все украшения и обувь, одевались в самую простую одежду из грубой ткани темного цвета, подпоясывались веревкой, а голову и лицо закрывали.
Мужчины драгоценных украшений не носили, за исключением золотых перстней-печатей.

Источник - "История в костюмах. От фараона до денди". Автор - Анна Блейз, художник - Дарья Чалтыкьян.

Михаль Маурер

Всем известно, что Израиль по сути своей страна эмигрантов. Чего здесь только ни увидишь! И каждый крупный город в Израиле имеет свои ярко выраженные особенности.

Все сказанное ниже относится только к Иерусалиму. Я очень люблю этот город. Больше половины его жителей — так называемые религиозные, т.е. практикующие иудаизм. Это накладывает особый отпечаток на внешний вид как женщин, так и мужчин.

Условно говоря, все население Израиля можно разделить на светское и религиозное. К светскому я отнесла и людей, практикующих религии отличные от иудаизма, потому что их внешний вид ничем особо не отличается.

Отдельная группа — арабские женщины — они также добавляют Иерусалиму особый колорит.

Вначале несколько общих слов. В отличие от моего родного Киева, в Иерусалиме очень мало парикмахерских и салонов красоты. Молодые девушки предпочитают носить длинные и очень длинные волосы. У израильтянок они очень красивые, часто вьющиеся. Их носят распущенными или убирают в пучок, причем как-то умудряются ничем не закалывать, а завязать пучок из самих волос.

А вот макияж на многих смотрится очень грубо из-за природной яркости лица.

Светские женщины

Если говорить о светской молодежи Израиля, то молодые девчонки надевают короткие шорты с заправленными в них футболками. Или леггинсы с точно также заправленными футболками. Леггинсы, как ни странно, любят и женщины постарше. Выглядит это иногда просто ужасно. Одежду, как мне кажется, никто не гладит. Носят футболки, майки на бретелях, модные длинные юбки, и конечно джинсы. В Иерусалиме кроме мировых брендов масс-маркета, много магазинов с дешевой и ужасной одеждой неизвестного производства. Молодежь охотно там отоваривается.


Много магазинов с таким же низким качеством обуви. Да и вообще, найти в Иерусалиме приличную обувь и при этом не разориться — задача не из легких. Израильтянки охотно носят балетки и совершенно не умеют ходить на каблуках. Комфорт прежде всего! Женщин из бывшего Союза можно идентифицировать сразу — по аккуратной и «нарядной» одежде.

Религиозные женщины

Внешний вид религиозных женщин, особенно в жару, вызывает неподдельный интерес туристов. Эта многочисленная группа жительниц Иерусалима не так однородна как может показаться на первый взгляд.

Сразу отмечу, что все мои критические замечания относятся исключительно к тому, как одеваются женщины в Иерусалиме, их внешнему виду, а не к самой религии, к которой принадлежу и я.

Всех религиозных женщин я для удобства разделю на три группы.

К первой отнесу строгих (харедимных) и ортодоксальных. Выглядят они в целом очень уныло. Как правило, это одежда свободного покроя и кажется, что она на два размера больше, чем надо. Одежда черных, коричневых или других неярких цветов. Немного разбавляется белым. Никакой косметики или украшений. Головные уборы, часто причудливых форм, плотно сидят на голове, так, чтобы ни один волос не был виден. Длины юбки — до середины икры. Слишком длинная и слишком короткая юбка считается неприличной. Рукава всегда длинные, горловина закрывает яремную впадинку. Ноги в плотных чулках, не менее 40 ден, и это в жару! Не подумайте, что эта одежда из легких тканей. Как правило, все очень плотное, непрозрачное, а иногда на блузку сверху надета еще и трикотажная кофта. Но сколько бы я ни общалась с такими женщинами, ни разу не замечала запаха пота. Подозреваю, что за время ношения такой одежды их организмы перестроились!


Вторая группа религиозных женщин Иерусалима очень неоднородна, но их объединяет желание быть красивыми. Парики — это одна из возможностей закрыть голову и выглядеть при этом красиво. Иногда бывает сложно догадаться, что на женщине парик.

Здесь уже бывают свои модные тенденции. Женщины из этой группы, при наличии вкуса, могут выглядеть просто роскошно! Они также носят только юбки, но они могут быть и модной длины макси. Тут есть и яркие цвета, украшения, косметика. Но выглядят такие женщины очень элегантно, конечно никаких выглядывающих бретелек. Но так как ноги должны быть закрыты, то колготки или гольфы (летом) выбираются так, чтобы их было видно, густого бежевого цвета. И это на строгий взгляд критиков, не очень красиво.

Среди последних модных тенденций — платки, завязанные на голове так, чтобы быть похожей на Нефертити.

В таком подходе к моде есть несомненный плюс. С возрастом, эти женщины не выглядят смешно, в погоне за последними модными тенденциями. Никаких маечек на увядших плечах. Все, что должно быть закрыто — закрыто.

И, наконец, третья группа. Это в основном молодые женщины, живущие в поселениях. Или просто любящие стиль а-ля пейзан. Они не столь строги к длине рукавов и ходят без колготок. В их одежде много кружев, тесемок, вышивки, джинсовых юбок, многослойности и украшений.

Израильские женщины на пляже:

http://laviniablog.com/?p=2259

Шанель для синагоги,

или Кошерные шаровары

Зимой 1989 года один наш друг умудрился скататься в гости в Израиль и, вернувшись, собрал друзей на просмотр слайдов. Его бомбардировали вопросами: что там? И как все выглядит на самом-то деле? В частности, девчонок, сидевших на чемоданах ввиду скорого отъезда, интересовало: что класть в эти чемоданы, что там носят? Он отмахнулся: «Израильтянки совсем не умеют одеваться. В Тель-Авиве ходят вообще почти голыми, шортики там, тряпочка-маечка до пупа. Религиозные — другое дело. В субботу в какой-нибудь большой синагоге можно увидеть элегантных женщин».

Скромненько, но чистенько
Как известно, верующие иудеи свою повседневную жизнь и быт выстраивают в соответствии с законами Галахи. А Галаха предписывает еврейке скромную одежду. Фишка лишь в том, что в каждую эпоху само понятие скромности сильно изменялось.


Например, в древнем мире совершенно не знали кроя. Одежду тогда моделировали из кусков материи с помощью драпировок, пряжек и поясов. Потом научились сшивать несколько кусков ткани. И все — мужчины и женщины — носили балахоны до пят, плащи, платки или покрывала. У наших предков, живших в Египте при фараоне, скромность выражалась в том, что еврейки не ходили с обнаженной грудью (или вообще топлесс), как египтянки…

В средневековой Европе все женщины всех сословий, постоянно носили головные уборы, даже спать ложились в чепцах. Все драпировались в закрытые длинные многослойные платья. Еврейки от них совершенно не отличались. Что тогда писали наши мудрецы о скромности? Да ничего. Зато вот Рамбаму приписывается высказывание о том, что красивая жена вызывает у всех уважение к ее мужу. В Средние века в еврейской купеческой среде считалось, что мужчина должен одеваться скромнее, чем позволяет его достаток, а жену и дочерей своих обязан одевать богаче, чем позволяет его достаток. Свидетельства об этом сохранились благодаря раритетным экземплярам ктубы — брачного договора.

Средневековая еврейская одежда

(Weiss, Kostümkunde).

Развратные венецианские куртизанки завели моду появляться прилюдно с непокрытой головой и с глубокими вырезами-декольте на платьях. Но известно также, что еврейки из гетто даже и не подумали перенять эту моду, впрочем, как и законные жены венецианцев титульной национальности. Позднее по всей Европе декольте вошли в моду в высшем обществе (но только на балах). И все равно еврейские благочестивые женщины прикрывали шею и грудь газовыми шарфами: это можно увидеть на многих портретах знатных евреек, например — из семейства Ротшильда.

Барон Альберт Ротшильд с женой Беттиной

Законы скромности стали актуальны гораздо позднее — во Франции, после тамошней революции, когда евреи получили свободу по указу Наполеона Бонапарта и вышли из гетто. Именно в этот период революционные француженки отказались от корсета и кринолина и внедрили античную моду на кисейные прозрачные платья с завышенной талией и смелыми декольте. Под этими нарядами даже не носили нижних юбок, в лучшем случае — трико телесного цвета. Именно тогда в высшем свете отказались и от головных уборов на балах и суаре, и шляпки стали приличны только на улице. Состоятельные еврейки стали выписывать первые парижские журналы мод, а еврейские религиозные авторитеты, обеспокоенные падением нравственности, — составлять циркуляры о надлежащем скромном виде.

Одежда евреек начала XVIII в. в Фюрте (Бавария)

А сегодня Галаха выдвигает к одежде еврейской женщины следующие требования:

1) подол юбки должен покрывать колени
2) рукава должны закрывать локти
3) на ногах — чулки
4) вырез платья у шеи не должен быть ниже ключиц
5). замужняя женщина покрывает волосы головным убором или париком
6) запрещено женщине носить мужскую одежду, а мужчине — женскую

Иное дело, что многие еврейки на эти установления давно махнули рукой…

class="eliadunit">

Одежда и украшения горских евреев Кавказа и Азербайджана - богатейшая сокровищница материальной и духовной культуры прошлого. В тысячелетних традициях сосредоточены связи времени, племен, народов, культур разных географических регионов Востока Азии и Европы.

Вот уже много лет я живу в Израиле. Как художница особо отношусь к национальному костюму, много лет представляя горско-еврейскую одежду и украшения на своих частых выставках и экспозициях «Быт и культура выходцев с Кавказа начала XIX – XX веков». С давних времен люди уделяли большое внимание одежде и украшениям. Одеться со вкусом это большое искусство и художественное творчество. По одежде можно определить, какое положение в обществе занимает человек, какого он происхождения, какой национальности. Во все времена наши бабушки и дедушки, шли в ногу со временем и были ярыми модниками. Они сочетали одежду со всевозможными украшениями и головными уборами. Придумывали разные элементы, богато украшая одежду простым и серебряным трубчатым бисером (сәрмә), жемчугом (мирвори), канителью (русмуй сүрхи, нүғрәи), тесьмой и галунами (бофтә, харми), перламутровыми пуговицами (сәдәф), а также золотыми или серебряными бляхами (чарпаз) и мехом. Золотые и серебряные пояса (кәмәр и ғәиш) охватывали их талии и подчеркивали стан. У каждого народа в ношении одежды свои традиции. Одежда показатель культуры и цивилизации.

Побывав на лучших подиумах и галереях Европы, увидев головокружительные показы мод искусных мастеров – кутюрье, не перестаю удивляться нескончаемой фантазии, изобилию красок одежды и украшений. Неугомонный Запад век за веком экспериментирует со своим гардеробом, перекраивая его с учетом веяний им же, Западом, придуманной моды. То приторочит оборки или фонарики, то расклешит, то заузит юбки, то оденет всех в полосатое джерси, то, напротив, в синтетику экзотических расцветок, то добавит, восточный элемент, придавая дизайну коллекции особый колорит. Так некогда европейские поэты перенимали классическую поэзию народов Востока, дастаны о трагической история любви как «Тахир и Зухра», «Лейли и Межнун», «Шахсенем и Гарип», «Ширин и Хосров». Они переводили их, интерпретируя, как рыцарские романы «Тристан и Изольда», «Ромэо и Джульетта» или же, как Гёте в свое время перевел «Диван стихов» Хафиза, и как до сих пор восхищаясь лирикой Хаяма и Рудаки, переводят их на все европейские языки.

Восток – территория вечных ценностей. Бакинцы во все времена одевались по моде. Любовь местного населения к ювелирным изделиям и красивой, стильной одежде, была столь велика, что даже не пренебрегала спекулянтами всякого рода - фарцовщиками, перекупщиками, торговцами под звучным названием – «алвәрчи», (сәвдәгәр), они были везде, в старых Бакинских двориках, в новостройках, на рынках. Баку всегда сравнивали с Парижем, и Бакинцы шли в ногу с парижской модой. В подтверждение к этому многие наши соплеменники выходцы с Азербайджана, рассеянные по всему миру, будь то территория Россия, США, Канада, Австрия, Германия, Австралия, Китай, даже Новая Зеландия и естественно Израиль, уделяют своему гардеробу, большое внимание. В наши дни восточный человек не брезгует и западным костюмом от Кутюр. Хотя, в сущности, что такое современные пиджак и брюки, как не трансформация древних шаровар, (шалвар, шовол) и халата (архалүг, чухо, гобо). Мужская одежда неизменно состоит из костюма, почти всегда из темных или светлых брюк (шовол), джинсов, майки, рубашки (шэи, шәи), хорошей удобной обуви и иногда фуражки - кепки.

Мужской национальный костюм и его принадлежности

Для каждого сезона – свои ценности, своя красота. Мужское население Кавказа к головным уборам относилось, пожалуй, более трепетно, чем женское. Основным и важным атрибутом одежды мужчин была папаха. Пожилые мужчины под папахой прятали гладко выбритую голову, а у молодежи из-под головного убора торчал чуб - клок волос. Куда большее внимание, чем прическе, горские мужчины уделяли своим усам и бороде, за которыми тщательно ухаживали, умащая специальными ароматическими маслами (риғән биғ) и расчесывая специальной щеткой - гребенкой (шунә) для усов. Шапка (папах) для мужчины была, чуть ли не материальным воплощением чести, и потерять ее считалось страшным позором и плохой приметой. Часто употребляемое в народе словосочетание: «папахлүе сәр», равно значению слов – «достойный, настоящий» мужчина.

Головные уборы нескольких видов и названий, необходимая деталь к одежде мужчин, которую носили в зависимости от исторических фактов, и от времен года, некоторые шапки и папахи, определяли статус мужчины:

1. ермолка, тюбетейка (арахчи, кипә) – религиозная, традиционная обрядовая национальная мужская шапочка;

2. кепка (киләħ) плоская по форме, под называнием «аэродром», «лаваш»;

3. папаха (шопкә) из дорогих мехов – соболья, норковая, ондатровая, пыжиковая и из меха нутрии;

4. папаха (бухараи) из каракуля которую привозили из Бухары;

5. папаха (ғәләми) с высокой тюлькой из каракуля;

6. папаха (дәбури) с тыльным картоном, который обтянутый сукном;

7. папаха (папах нахирчи), (мотал или чобан папахы) из овчины с длинным ворсом, конусообразная папаха самая простая и наиболее распространенная;

8. фетровая шляпа, цилиндр (папах силиндир);

9. фуражка (шопкәй бәбәи) – «сталинская» с широким козырьком;

10. шапочка (киләħ шәвинә), (тәсғулах) - особая, для сна;

11. шапка (папах гушвәри) - ушанка;

12. шапка (харзи) - овчинная;

Обязательные принадлежности к мужской одежде, часы (сәһ,ат), иногда цепочка со звездой Давида (Мәгиндовид) или медальон похожий на «скрижали» (тилсим), перстень или обручальное кольцо. В наш современный век кавказские мужчины стали разборчивее в моде. Они одевается от Corden, Dolce & Gabbana, Zihli и др. Более успешные - состоятельные мужчины позволяют себе приобрести фирменные, то есть престижные часы от Cartie, Rolliks, Patek Philippe, Blasig Montblanc, Frederique Konstant, перстень с бриллиантом и непременно черным. О наших кавказских мужчинах, конечно же, хочется рассказать более подробно. Это не просто отдельная тема, а особый разговор.

Наши деды и прадеды, тоже не отставали от моды. Старинный мужской костюм горских евреев ничем не отличался от костюма местных жителей, где б они не жили в Дагестане или в Азербайджане. Долгое время и мужчины, и женщины одевались довольно традиционно, не меняя фасон и элементы в своей одежде. Одежда мальчиков была близка к одеянию взрослых. Но в ее комплексе не имелось принадлежностей ритуального характера, по своей форме и покрою, она приближалась к костюму старших. Традиционный мужской костюм состоял из нижней рубахи, верхней рубашки, шаровар, позже – галифе, брюк. Нижнее белье - прямая короткая белая или чаще синея бязевая рубаха и подштанники - кальсоны, которые завязывались у пояса тесемкой из этой же ткани. Верхняя одежда и мужчин, и женщин (ғобо), была почти одинакова, но пряжка (чарпаз) на женском наряде (ғобо), более, крупнее и наряднее. Как и во все времена, одежда человека отражала его материальное положение.

Бедная часть населения носила рубахи, шаровары, ситцевый бешмет, с воротником «стойка». Кафтан (архалуғ) и бешмет (ғобо) шили из домотканой ткани или сукна, бязи, атласа, ластика, кашемира, сатина и других тканей. Зажиточные мужчины поверх белой рубашки надевалаи (ғобо, архалүг), нарядный традиционный праздничный национальный халат (сюртук, бешмет, камзол) из атласа или натурального шёлка «канаус», черкеску (чәргәзи, чухо), из сукна без воротника. Края камзола окантовывали золототканой тесьмой (бофтә) и обшивали мелким трубчатым серебреным бисером (сәрмә). Поверх архалүға надевали суконную чуху (чәргәзи). Нагрудная часть черкески украшалась патронташем с газырями для пороха, она застегивалась на петли и крючки, которые делались из шелковых или шерстяных шнурков домашнего производства. Кафтан (архалүғ), сюртук, камзол (гандадур), относятся к распашной верхней одежде, ее зимой ее утепляли.

Особенно много мужских украшений было в регионах Кавказа и Закавказья. Помимо типичных серебряных атрибутов к одежде, из числа ювелирных изделий того времени, до наших современников дошла разнообразная коллекция оружия, отражающая, в основном, культуру элиты кавказских народов. Предметы из золота с применением эмалей, типичное своеобразие ювелирного дела на Юго-Восточном Кавказе, а также влияние со стороны соседнего Ирана, и большая коллекция мужских и женских поясов. Предметы ювелирного промысла позволяют говорить о национальных установках в орнаменте и технике, о центрах производства: кубачинском, закатальском, бакинском, тифлисском и некоторых других.

И так архалүғ подпоясывали нарядным праздничным национальным поясом (ғәйиш мәрдунә) из серебра, из кожи, концы которого обрамлены отчеканенными, почерненными, серебреными, а иногда золотыми подвесками и наконечниками, или шелковым и парчовым кушаком (кишти ән кәмәр), обвязывались традиционной повязкой на поясницу. За такими поясами хранили табакерку, нож и тому подобную мелочевку, которую современные мужчины рассовывают по карманам. Для посещения синагоги, мужчины носили обязательные религиозные атрибуты головной убор (кипә), сетчатый футляр - мешочек ручной вязки с тфилином – филактерий, состоящей из двух кожаных коробочек с текстом из Торы (кисә әз тур әри тәфилин, әри сисид).

Купцы (тоҹирһо) надевали узорчатые жилеты из камки, а очень богатые купцы первой гильдии носили сюртук, фрак, костюм из английского «бостона», коверкота (габалай, гандадур, гәндоми), надевали подворотничок или шелковый шарф, ходили с тростью (чубуғ дәси). Золотые массивные швейцарские карманные часы (сәһ,әт ҹиби) на толстой цепочке украшали жилетку, а медальоны и кольца из яхонта - рубина (лал, йагуд) и изумрудов (зүмрүд) облагораживали грудь и руки, как мужчин, так и женщин. Горские евреи носили кольцо, ожерелье или четки (тәħсиб) из агата (шәвә), янтаря (кейробо). Полудрагоценный камень агат (сие шәвә) считался особенным, как амулетом от сглаза.

Мужские ювелирные украшения, принадлежности мужского туалета и оружие:

1. зажим, булавка (сәнҹәғ әри йахан шәи) для ворота рубашки, галстука;

2. запонки (басмә-дугмә) – застежка для рукавов рубашки из серебра или золота;

3. кисет (кисә әри пул ә муйрәрәвоз) старинный мешочек – кисет, кошелек;

4. кошелек (коможник), портмоне для монет, украшен бисером и бахромой;

5. кисет (кисә әри томбоку) для табака;

6. курительная трубка (ғәйлон деси) - обычная;

7. курительная трубка (ғәйлон мангали) - кальян на углях;

8. курительная трубка (ғәйлон ови) - кальян на воде;

9. мундштук (чубу), полый обычно деревянный стержень, на который насаживается курительная трубка;

10. медальон (тилсим) с алмазами, изумрудами и яхонтами или подвеска в виде звезды «Давида или скрежалей»;

11. ножны (ғоб әри ғилинҹ, хәнҹәл, шимшил) золотые и серебреные для меча, кинжала, сабли;

12. нюхательная коробочка (авдала) традиционная религиозная обрядовая с отверстиями по бокам или маленькая подушечка, наполненная пряностями – корицей, гвоздикой, листьями чайного дерева, высушенными нюхательными травами - буруноти корицей, гвоздикой, листьями чая, ладаном и др., атребут для молитвы произносимой на исходе субботы;

13. пояс (ғәиш ә чарпазовоз), ремень старинный нарядный национальный золотой или серебряной бляхой;

14. пояс (ғәиш ә пул нуғрәировоз) из кожи национальный старинный нарядный с серебреными монетами и подвесками;

15. табакерка (ғоб әри томбоку), портсигар, кисет для табака;

16. трость (чубуғ дәси) из орехового дерева, инкрустирована слоновой костью;

17. уздечка (овсәр мәрдунә) мужская наборная;

18. часы (сәһ,әт ҹиби) карманные массивные с цепочкой из серебра или золота;

19. часы (сәһ,әт дәси) наручные с браслетом из серебра или золота;

20. чётки (тәħсиб әз остуғу, сие шәвә, кәйрәбо) мужские амулет из кости, агата, янтаря;

21. футляр для (сисид, тәфилин) талита, тфилин-филактерии, тюлевый или шелковый;

22. холодное оружие (ғилинҹ, хәнҹәл, шимшил) меч, кинжал, сабля;

Были очень популярны мужские четки - тәħсиб из черного агата (шәвә), янтаря (кәһрәбо), кости (остуғу) и даже самые простые эбонитовые. Необходимой деталью, как у женщин, так и мужчин, были кисеты, старинные мешочки, сума, кисет для табака (кисә әри томбоку), сума - кошелек для монет (кисә әри пул), украшенный бисером (ә мүйрәровоз) и бахромой (ә лүҹүровоз). Нельзя не рассказать о табачных курительных трубках: мундштук (чубу) полый стержень, обычно деревянный на который насаживается курительная трубка и кальянах (ғәйлон), которые курили как мужчины, так и лучшая половина человечества - женщины, пожилого возраста. Трубки курили «ручные» (дәси), они делались в начале 19 века во Франции из «бриара» (нарост между стволом и корнем кустарника семейства вересковых «Calluna vulgaris»). Кальян «на углях» (манғали), и «на воде» (ови), на Востоке всегда был популярен, не зависимо от возраста. В странах Востока кальян являлся символом семейственности, компанейности и гармонии, кремень (чохмох) служил для высекания огня, это подобие современной зажигалки.

Обувь во все времена предохраняла ноги от вредных внешних воздействий. Обували мужчины сапоги (ғурдлүйе мәħсо) и штиблеты - гамаши (шибилит), часть обуви в виде голенищ, застегиваемых на пуговицы с наружной стороны голени. Штиблеты шили из сукна, холста или телячьей кожи, застегивались на пуговицы и имели штрипки, длинные брюки носились поверх или заправлялись в штиблеты. Дамы носили туфли и ботинки (чәкмә, мәħс) на шнурках и не больших каблуках. Летом мужчины и женщины пользовались кожаными или сафьяновыми чувяками (чувок) без каблука, их сшил сапожник - чувячник (чувокчи). Лапти (тирйох) изготавливались из сыромятной кожи, их подвязывали к ногам специальными завязками (питови), носили с высокими носками. Лапти были нескольких видов: из кожи (тирйох добоғи); с портянками (тирйох питови); Еще были чарыхи и традиционные, старинные удобные национальные башмаки без задников (ковш, налейн). Легкие летние чусты (дарбиһо) для женщин из красного и желтого сафьяна без каблука и башмаки под названием – дүбәнди, шитые из юфти. Одним из основных элементов национальной обуви (как у мужчин, так и у женщин) были шерстяные ковровые (ҹораб) и узорчатые носки (ҹуруб) из хлопка. В последующие годы вошли в моду блестящие резиновые в основном черные калоши (галуш), их носили на протяжении долгого периода.

Женский национальный наряд и украшения

Современным взглядом о женском национальном костюме. В последнее время, в какой бы стране не жили наши кавказские женщины, они не отстают от своих подруг по мировой моде. Носят современные всевозможные наряды из модных бутиков и специализированных магазинов. Пестрят платьями, кардиганами и брючными костюмами всех фасонов и расцветок. Носят обувь, сумки и другие аксессуары одноименных всемирно известных фирм, таких как Christian Dior , Gucci, Valentino, Louis Vuitton, Versace, пользуются изысканным perfumes. Испокон веков восточные женщины, пользовались цветочной водой, позже духами. Умащали свое тело ароматическими маслами, подкрашивали глаза и ресницы угольно-черной сурьмой, брови асфальтово-серой весьмой. Иногда пользовались специальным косметический карандашом (мил), который был трех видов – для глаз (мил әри чум), бровей (мил әри ғош) и родинок (мил әри хол).

С помощью крученой нитки или патоки - сваренной смеси из сахара и лимона (ширә) женщины избавлялись от излишней растительности. Этот примитивный способ депиляции, на территории Азербайджана впервые начали применять чуть ли не тысячу лет назад. Говоря о косметике, гигиене и уходе за собой, нельзя не сказать о древнем виде пилинга (шүл) похожего на мел, и об особом сорте пластовой глины, богатой щелоком и употребляемой в качестве мыла (гиләби) голубого, желтого и белого цвета. Белая глина использовалась для мытья головы, а другие – для стирки одежды. Более бедные слои населения для стирки и личной гигиены широко использовали древесную золу, пепел (хокистәр), их заливали водой, отстаивали, и этой водой стирали, мыли голову. Золой чистили посуду, удобряли землю, широко использовали в хозяйстве, пеплом лечили раны.

Женщины же пожилого возраста не изменяют своим традициям на протяжении веков, их повседневная и нарядная одежда темных тонов. Обычно носят не яркие платья с рисунком в мелкий «горошек» и «цветочек», но головные уборы – косынки (мәндил), шарфы, платки (шол) с шелковыми или шерстяными кистями меняют часто, как в старые добрые времена. Впрочем, во все времена в Азербайджане было не важно, чем покрыта голова чалмой или платком, главное, чтобы головной убор или специальный чепец (чутғу, чутху) покрывал голову и косы. Многие горские еврейки и по сей день, не выходят на улицу с не покрытой головой, а в качестве верхней одежды, вместо пальто, как в старые добрые времена предпочитают, носит большую теплую шерстяную шаль. Только в самом конце XIX века, да и то лишь в крупных городах, в обиход начали входить пальто. Почти в каждой семье до сегодняшнего дня сохранился, хотя бы один старинный традиционный национальный женский или мужской наряд или головной убор, который извлекают из «бабушкиного сундука» лишь по особым случаям. Предлагаю вам ознакомиться с названиями платков.

Женские национальные платки из натуральных шерстяных и шелковых тканей:

1. платок (зәрдә шол) из тонкой шерсти, горчичного цвета с блестящей каймой по краю;

2. платок (тирмә шол) из тонкой шерсти с растительным рисунком по краю каймы;

3. платок (чоршов) чадра;

4. платок (шол зәкәрийо, ләчәк) вышитый гладью, белый свадебный крепдешиновый с (лүҹү) бахромой;

5. платок (шол гирбишини) большой и маленький крепдешиновый, шелковой бахромой;

6. платок (дүгүр) большой шелковый светлых и темных тонов;

7. платок «барашковый» серый пуховый;

8. платок «козий» белый и серый пуховый;

9. платок (шол пәшми, гилмәнди, дәрбәнди) «павлово-посадский», и из шерсти разных цветов с бахромой (ә лүҹүой әврүшими, пэшми, ганафировоз);

10. платок (сәрдәги) головной убор (шаль, шарф, косынка, покрывало);

11. платки (асмарар.шол, гонши партлыйан, гәҹә гүндүз, тәфтә, шәбәкә, табт, әкшәвәй стамбули, хәанә, бәшмә шол, паровоз ә кәймәровоз) из натуральных шелков цветастые, разных тонов, из крепдешина, полбархата, альпака шёлковыми плетеными кистями, бахромой и вышивкой;

12. платок (шол пантуси) с круглым как поднос рисунком из шелка или шерсти;

13. платок (йашмәғбузи) из разных тканей, которым по традиции прикраивали нижнюю часть лица;

14. платок (кәләғои) одноцветный, цветной, в горошек, большой или маленький из шекинского и нухинского тонкого шелка с восточным орнаментом по краю;

15. платок (кәләғои пийози, истиути, нәхүти, ләэзгии) из тонкого шелка, разного рисунка и цвета, из шелка, с восточным орнаментом;

16. платок (кәләғои холхоли) в горошек, из шелка, с восточным орнаментом;

17. платок (кәләғои бодонгүли) цветной из шелка с восточным орнаментом и рисунком миндаля (бодонгүл);

18. платок (кәләғои әрчәгүли) цветной большой и маленький из шелка рисунком миндаля (бодонгүл), символизирующий восточный орнамент, с каймой и кручонной бахромой из своей же ткани;

19. платок (кәләғои), (чорбол, чорбәл,чорбол чорранги) «чалма», традиционный из тонкого четырехцветного шелка, которым повязывают голову поверх платка чтобы не соскальзывал с головы, и скрывают волосы от постороннего взгляда;

20. платок (бәрҹәвый шол) бежевый, популярный шерстяной платок;

21. платок (зар бүрүнҹи,зар нүғрәи, игнә батмаз, ғайчи кәсмәз, шәһ,әмдон, шишә-пәйлә) из парчовой ткани;

22. шаль (ғолиндә шол) толстая, шерстяная похожая на плед, носили вместо пальто;

23. шаль (ғолиндә шол Лиленгради) Ленинградская, шерстяная клетчатая похожая на плед, носили вместо пальто;

24. шаль (күрпәлү) «барашковая» с начосом, тёплая, похожая на плед, ее носили в качестве верхней одежды, в частности пальто;

25. шаль, платок (ләчәк); шаль (шол торгсини) из Торгсина, Нэповских времён;

class="eliadunit">

26. шаль, платок (ләчәк дараи) шёлковый из альпака;

27. шаль (тур әврүшүми) ажурный, тюлевый, свадебный из крученной шелковой нити ручной работы, белого или кремового цвета;

28. шаль «японская» из тонкой шерсти с цветным рисунком, люриксом, с шерстяными и шёлковыми кистями и бахромой, эта шаль популярна в последние годы, среди горских евреев;

29. чепец (чутғу, чутху) из дорогих или простых тканей, украшенный галунами, бахромой, серебреным бисером (сәрмә), шили в виде узкого чехла – трубы, открытого с двух концов, повязывали узкой ленточкой вокруг головы, одновременно собирали волосы, прикрывали лоб и косу, и закладывали их на спину;

30. чепец (сис-ғадон) религиозный, нарядный покрывает голову и косы;

31. косынка (мәндил);

32. косынка (сәноврә);

33. косынка (сәфги);

34. косынка (сәкүнҹи) в виде треугольника;

Простота кроя и богатство отделки – вот, собственно, и вся философия восточного костюма. Вплоть до середины XIX века одежду в Азербайджане шили в основном из местных тканей, благо своего шелка, хлопка и шерсти здесь всегда было в изобилии. В XIX веке в моду вошел русский кумач (гумаш) называемый на местный манер, плюш (мәхмәр), ситец (чит). Изначально в Баку завозили мануфактуру из Астрахани (Хәштәрху) и (Макарийо) – макарьевских ярмарок с берегов реки Волги, ситец Морозовской текстильной фабрики, а в 1901 г. здесь появилась собственная, Тагиевская мануфактура.

Нижнее бельё. Ситец, крашеная домотканая бязь, тонкий местный шелк без рисунка, шли на пошив нижнего дамского и мужского белья (зири шовол) и рубашек (зири шәи). В богатых семьях рубашки шили из французского батиста, индийского мадаполама, иракского муслина, кисеи – баснословно дорогой тонкой белой ткани, сотканной в Англии и Швейцарии из египетского хлопка. Впрочем, из чего бы ни была сшита рубашка, фасон ее всегда оставался одним и тем же: короткая свободная распашонка с коротким или длинным рукавом на манжете, застегивающаяся на пуговицу у шеи.

В недалеком прошлом наши бабушки и прабабушки носили национальную одежду (архалүғ, ғобо). Верхняя женская одежда не отличалась разнообразием фасонов и была, пожалуй, самой распространенной в Азербайджане. Но она непременно богато украшалась, трубчатым бисером из серебра (сәрмә) по краям наряда, канителью (харми), золототкаными галунами – тесьмой (бофтә) и мехом. Старинная верхняя женская одежда состояла из нескольких видов: чуха, бешмет, кафтан, каба, камзол, сюртук (архалүғ, ғобой зәни), нечто среднее между пальто и халатом. Дамы носили также и праздничные наряды из бостона (габалай, гандадур гәндоми). В некоторых одноименных нарядах ходили как женщины, так и мужчины. Их сшили на подкладке, с узкими длинными либо книзу от локтя расширяющимися рукавами, слегка расширенным подолом за счет раскошенных боковин.

Одежда сшилась из «драгоценной» сложноузорчатой парчи (зәрхарә). Наряды исполнялись из натуральных шелков (мисғалы), (шоһназ), (назназы) с бархатной набивкой, (гонши партлыйан), (минбир гүл), бархат (мәхмәр), из панбархата (гүлмәхмәр), (маймәхмәр) с набивными цветами, бекасаба (мол әри шовол ән ғобо), канауса, тафты (тәфтә), атласа, сатина, позже крепдешина, ткани из шерсти (тирмә) с полосатым, растительным орнаментом. Украшали домотканой узорной тесьмой, или дутыми бутонобразными(һил), куполообразными золотыми бубенчиками. Застегивался (архалүғ), на пояс (кәмәр, ғәйиш), золотые или серебряныее пряжки - бляхи (чарпаз), крючки или пуговицы.

Женский пояс (ғәиш), одно из самых роскошных традиционных украшений филигранной работы из золота или серебра 94 пробы с золотым покрытием, украшенный бирюзой и др. Азербайджанские и Кубачинские мастера - ювелиры создавали не только нарядные национальные женские пояса. Они украшали бирюзой или другими полудрагоценными камнями, огромное количество разных украшений из золота и серебра: серьги, кольца и браслеты с наперстками, мониста, ожерелья, подвески из монет, бляхи (чарпаз), амулеты: существуют множество оберегов талисманов от дурного глаза (ħәйкәлә) из разного материала разной формы и вида.

Непременной деталью дамского туалета горских евреек, как и в любой другой восточной стране, были юбки-штаны, шаровары (шовол ән ғобо). Они собирались у талии в пышные складки, стягивались плетеным поясом с разноцветными кистями на концах. Пояс-тесьму (руштә шовол), продевали специальной палочкой украшенной бисером. Юбку шили вручную из 8-16, а то 24 прямых полотен материала разного достоинства (бекасаб шелк, бархат, парча, сатин, тонкая шерсть). К стати многие пожилые люди рассказывая, о своем детстве вспоминали, как, играя со своей бабушкой, пролазили из одной штанины в другую. Зимой между средней и верхней юбкой для тепла надевали еще одну, стеганную на вате (сириғлуйе шовол). Между многометровых штанин вшивалось ластовица в виде маленького квадратика, для удобства.

Поверх нижней рубашки и широченной юбки, горская женщина носила шелковую верхнюю рубашку (шәйи әврүшими) простого кроя. Она как туника с небольшим круглым вырезом на груди, либо прямым вертикальным разрезом до талии. Рубашка кроилась без ножниц, ткань разрывали руками по прямой нитке. Под рукавом рубашки и платья также вшивались ластовицы (зир ғул) в виде маленького квадратика, обязательно другого цвета. Для молодых женщин верхние рубашки шили преимущественно розового, красного, желтого или фиолетового цветов. Пожилые дамы отдавали предпочтение более темным тонам. Низ рубашки, как и подол верхней юбки (шовол ғобо), обшивали галунами (бофтә), монетами, золотой бахрамой. Ворот и края рукавов украшали плетеными шнурками (сырыма) и тесьмой из шелковых или золотых ниток.

Помимо бешмета (архалүғ, ғобо) существовали стеганые безрукавки (лободә).

Передние полы этих видов одежды, как лиф поддерживали грудь, поэтому не должны были полностью закрывать ее, рукава доходили только до локтя. Шили их как (ғобо) из бархата, (тирмә) и парчовой ткани. Само собой, подол, ворот и рукава богато украшались различными тесемками, золотыми кружевами, края (гурдһо) зимней безрукавки, помимо прочего, оторачивали бобром, куницей, либо мехом хорька.

Женские ювелирные украшения - непременный атрибут, неотъемлемой части традиционного национального женского костюма. Любовь местного населения к драгоценностям, даже в те давние времена была столь велика, что нередко ювелирам заказывали украшения не только для жен, дочерей и невесток, но и для вошедших в моду в XIX веке комнатных собачек. Наши соплеменницы перещеголяли великолепную библейскую царицу Савскую (Бәтшово), которая некогда одарила царя Соломона «ста двадцатью талантами золота, великим множеством благовоний и драгоценных камней». Если наши дамы в прошлом, как положено по традиции ходили без украшений только после родов - «тридцать дней» (чүлә), или во время траура (овил) «хас вэ-халила», то сейчас все с точностью наоборот, драгоценности и украшение основная часть наряда. В наши те, пост советские 1980-90 годы в Баку, было интересно наблюдать, как многие уборщицы, санитарки, метельщицы выходили на работу, щеголяя бриллиантовыми украшениями. Это было тогда, но и сейчас у восточных женщин, аппетит не убавился, они предпочитают носить золотые украшения от «Коноваленко, а бижутерию от «Своровский» и др.

Национальные женские, ювелирные украшения из золота и серебра, драгоценные и полудрагоценные камни:

1. амулет (ħәйкәлә нүғрәи) оберег-талисман из серебра использовался во время свадебной церемонии, звон монет на ħәйкәлә по приданию, оберегало невесту. Помимо всего каждой замужней даме полагалось носить пояс (ғәиш), украшенный несколькими рядами золотых или серебряных монет, хотя пояс имел значение сугубо утилитарное, ему приписывались еще и свойства оберега;

2. бирюза (фүрүзә, пүрүзә) полудрагоценный камень;

3. бляха (чарпаз) пряжка - застежка;

4. бляха (чарпаз нүғрәи) пряжка – застежка филигранной работы из серебра на старинной одежде;

5. браслет (ғилбоғ), (гүл ғилбоғ) из золота и серебра, с дорогоценными, полудрагоценными камнями «ёлочка», «цветок», «чалма»;

6. галун (бофтә) позумент, серебренная или золототканная тесьма;

7. кисет (кисә әри пул ә мү рәровоз) для монет из бисера;

8. колье (гәлбәнд) золотое свадебное украшение из монет (әршәфи, пәнҹи, дәһи, ħофтними) с подвеской гүл – цветок или с крупной золотой монетой (бист(әршәфи) пәнҹи);

9. кольцо (әнгүштәри, чалма, тәкғош) из золота и серебра, с дорогоценными и полудрагоценными камнями и разной формы;

10. кольцо с наперстком (әнгүштәри ә имоғовоз) из золота и серебра;

11. колье (гәрдәнбәнд) золотое из монет с подвеской;

12. монисто (талас) нагрудное золотое или серебряное женское украшение;

13. монисто (талас сүрхи, нуғрәи) нагрудное золотое или серебряное женское украшение с медальоном и подвесками из монет;

14. медальон (тилсим, мәгиндовид) подвеска в виде «скрежалей», «звезды Давида»;

15. медальон (тилсим сүрхи ә алмазовоз) - женский или мужской овальный или в виде сердечка, нагрудный золотой украшенный алмазами, изумрудами и яхонтами;

16. монета (әршәфи) золотая достоинством в 3 руб., ей украшали пояс и ожерелье (тум зуғоли) к праздничному или свадебному наряду;

17. нюхательная коробочка (авдала) с отверстиями по бокам;

18. нюхательная подушечка (бурновти) наполненная пряностями, корицей, гвоздикой, листьями чайного дерева, высушенными нюхательными травами, табаком;

19. ожерелье (арпай сүрхи, нүғрәи) дутые бусы из золота или серебра;

20. ожерелье (арпай зуголи) дутые бусы из золота или серебра, граненные, удлинённые или в форме кизила;

21. ожерелье (буғозалты), манисто облегающее шею;

22. ожерелье (мирвори) или бусы из жемчуга, жемчужины;

23. ожерелье (мүһрәһой кәһробо) янтарные бусы полудрагаценные камни;

24. ожерелье (мүһрәһой мирвори) жемчужное;

25. ожерелье (мүһрә, мүһрәһо) из бисера и бус;

26. ожерелье (мүһрәһой мәрҹои) коралловые бусы - полудраг.камень;

27. ожерелье (мүһрәһой сүрхи) или бусы круглые или удлиненные из золота;

28. ожерелье (мүһрәһой фүрүзәи, пүрүзәи), бусы из бирюзы – полудраг.камень;

29. ожерелье (мүһрәһой шәвә) бусы из агата – полудраг.камень;

30. ожерелье (силсилә) из серебренных или золотых листьев, комбинированные мелким жемчугом;

31. ожерелье (силсилә) или цепочка из серебра или золота с подвесками из мелкого жемчуга и листьев в виде миндаля;

32. ожерелье (һил) дутые круглые, бутонобразные или в форме бубенцов бусы из золота или серебра филигранной работы;

33. ожерелье (мүһрәһой шәвә) агат полудрагоценный камень;

34. подвеска (гүл сүрхи) крупная из золота вышей пробы филигранной работы в виде цветка с драгоценными и полудрагоценными камнями;

35. пояс (кәмәр) из серебреных или золотых монет, на кожаной основе;

36. пояс (гәйиш зәни) из золота, серебра 94 пробы или с позолотой - золотым покрытием, филигранной работы украшенный бирюзой или другими полудрагоценными камнями;

37. пояс (кәмәр нүғреи) пояс из серебра или из серебреных монет;

38. пояс (кәмәр сүрхи ә ғошһой фирүзәировоз) золотой или позолоченный, филигранной работы, украшенный бирюзой;

39. пряжка (чарпаз) из почерненного серебра;

40. пуговицы (сәдәфи, әз мирвори, сүрхи, нүғрәи, бофтә) плоские и как шарик и перламутра, жемчуга, из золота, серебра – филигранной работы, вязанный шарик из ниток;

41. серьги (гушвор «шарлү», «лүстра») золотые филигранной работы формы шара – «шарлү» с висюльками из мелкого жемчуга (силсилә);

42. серьги (гушвор «гырхдүгмә») золотые, филигранной работы «корзинка», «сороконожка», с пуговками или шариками, прикрепленными по краю серег;

43. серьги (гушвор «зәмбили») золотые, филигранной работы «корзинка» иногда с висюльками из мелкого жемчуга - (силсилә);

44. серьги (гушвор «пәħливан») золотые, формы «шита, доспехов»;

45. серьги («пәйләзәнгһо») из золота филигранной работы формы шара, «люстры» с жемчужинами на концах, создающих при ходьбе легкий звон;

46. серьги (ә минәровоз – минәлү) украшенные цветной эмалью;

47. серьги (гушвор «тәкғош, гүл, ободок, чалма») с одним камушком, как цветок и др.;

48. цепочка (зинҹил бурмә) золотая, крученой вязки;

49.цепочка (зинҹил бәбәи) золотая, простой вязки;

Детская традиционная одежда

Детская обрядовая одежда и украшения. Конечно же, нельзя не описать удивительный детский наряд. После того, как малыши выходили из возраста люльки (гуфорә) и пеленания (ғындоғ), им сшили удобное бельё из нежных натуральных тканей – батиста, мадаполама, муслина, кисеи. Самая распространенная детская одежда, была рубашка для детей обоих полов (ғилизгир). Она очень нарядная и интересного покроя. Рубаху-распашонку шили с горизонтальным воротом – от плеча до плеча, и боковым вертикальным разрезом, запахом, который скреплялся завязками (боғ) из шнурка или из материи. Такие рубахи были очень удобные, их называли «плечевое платье», сшили их также для церемонии обряда обрезания, из дорогих тканей как канаус, парча и обязательно на подкладке из хлопка. В обоих случаях ворот обшивался тканой тесьмой (бофтә) или в узор одноцветной тканью и в полоску. Пришивали перламутровые пуговки (сәдәф), подвешивали к кисточкам подвески из коралла, иногда обшивали (ғилизгир) серебряным позументом - бисером (сәрмә) или украшением в виде маленького купола с цепочками.

В подмышку распашонки, как в одежду для взрослых вшивались ластовицы (зир ғул) в виде маленького квадратика, обязательно другого цвета. Иногда такую ластовицу специально вшивали в рубашку (ғылизгир) или в платье ребенка (булшәй һ,әйили), особенно, если ребенок был долгожданным, «выпрошенным» (офтум).

Вероятно, этому придавали магическое значение. Из страха перед проклятием недоброго человека, некоторые швы на одежде делали не внутрь, а наружу, чтобы вся отрицательная энергия, направленная на ребенка, оставалась снаружи, и не вошла в него. Магическое значение также имело, лоскутное детское одеяльце, и другие, сшитые из лоскутов вещи.

Подросшим детям сшили одежду похожую на взрослых. Костюм девочек и мальчиков обнаруживал сходство с одеждой не пожилых людей, а девушек и юношей, начиная от детского головного убора (шол и папах) и верхней одежды (ғобо). Башмаки - налейн, чарыхи - шили, такие же, как у взрослых из сафьяна, из парчовой ткани и др.

С самого рождения ребенку завязывали на руку бусины (чүмәчум, чүмәчару), чтобы уберечь от недоброго глаза. Девочки начинали носить украшения с младенчества. В отличие от мальчиков уже к своему совершеннолетию по еврейскому обычаю, то есть к двенадцати годам, девушки щеголяли и щеголяют по сей день, в полном парадном комплекте – кольца, серьги, браслеты, ожерелья, украшения для волос, броши, подвески...

Многие горские евреи носили все выше названные украшения, но чаще всего надевали кольца и ожерелья из агата (шәвә), бирюзы (пүрузә - фирүзә), карала (мәрҹо) и опала (сипрә мүһрә). Детям завязывали на запястье нанизанные, на нить такие же бусины. Позже такие же бусины от сглаза вдевали в уши с серьгами или надевали на булавку, цепляли как амулет от сглаза на чепчик, детскую одежду или на люльку. В числе детских оберегов – амулетов бусины из агата, бирюзы, опала, черных бусин с синим глазом, и с белыми точками, золотые бусы (мүһрәй сүрхи - һил, арпа, тум зуғоли), зубчатая - щепочка из айвового дерева, красная нитка, узелок или сшитая подушечка с конским волосом, с зубчиком чеснока и молитвой, этот амулет (ħәкәлә) клали под постель ребенку. Было такое поверье, что оберег - амулет, талисман, руна охраняет людей. Оберег как предмет, носимый или хранимый, и как магическое средство защиты от беды: сглаза, болезней, бесплодия, нечистой силы и т.п., содержит также тексты молитв. Эта традиция длиться и по сегодняшний день. У многих наших соплеменников есть свои обереги - талисманы. И так, у каждого народа в ношении одежды, украшений и амулетов свои традиции и свои показатель культуры и цивилизации.

Восток на всю эту суету смотрит по-отцовски снисходительно. Здесь критерии красоты на протяжении тысячелетий одни и те же. Никакие сиюминутные веяния моды этого глубокого убеждения поколебать не могут. Восточный человек относится к новым веяниям моды лояльно. Он отлично знает, что рано или поздно Dolce & Gabbana уйдут в небытие. Lagerfeld развеется прахом, имя Versahce забудется, а золотая парча (зәрхара), невесомые шелка (әврүшүм, хара, бингали), сверкающие рубины (йагуд, лал), серебро и золото галунов (бофтә) по-прежнему будут ласкать взор и радовать сердце – и через триста, и через тысячу лет.

Фрида Юсуфова
Член Союза писателей и художников Израиля
druzya.com