Нервные срывы у ребенка 7 лет. Признаки нервных срывов у подростков и что при этом делать. Профилактика нервных срывов у детей дошкольного возраста

Дети в той или иной степени являются непредсказуемыми даже для своих родителей. Иногда кажется, что малыш просто неуправляем и истеричен. Однако что послужило толчком для этого - заболевание центральной нервной системы ребенка, расстройства психоэмоционального характера или же просто желание манипулировать?

Болезнь или особенности характера?

Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.

Непослушные и нервные дети - это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:

Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Причин неврозов

Психологи выделяют такие предпосылки для развития патологического состояния:


Также нервным ребенок 2 или более лет может стать из-за смерти кого-либо из родственников, попадания в автомобильную аварию.

Симптомы психического расстройства

Первыми признаками нарушений в работе нервной системы ребенка можно считать следующие проявления:


Внимательные родители обязательно заметят в поведении малыша какие-то изменения. Это может быть чрезмерная агрессивность как по отношению к другим детям, так и ко взрослым, раздражительность, гипервозбудимость. Все эти проявления дают повод для обращения к медикам, так как пускание ситуации на самотек может обернуться негативными последствиями в будущем как для родителей, так и для ребенка.

Лечение неврозов

Терапия при патологическом состоянии нервной системы подбирается комплексно. Важно пройти полное обследование с психологом, неврологом и другими смежными специалистами. На сегодняшний день существуют такие методики лечения неврозов:

  1. Психотерапия направлена на решение социальных проблем, из-за которых мог возникнуть невроз. Сеансы могут проходить как с родителями, так и с ребенком наедине. Психотерапевт для лечения использует следующие приемы: индивидуальное лечение, семейный сеанс, арт-терапия, применение гипноза, групповые занятия с детьми для улучшения их социализации.
  2. Медикаментозная терапия включает в себя фитопрепараты с успокаивающим действием, витаминные комплексы, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные медикаменты. Лечение подбирается на основе установленной тяжести течения патологического процесса.
  3. Народные средства, которые призваны успокоить нервную систему ребенка - настои валерианы, мелиссы, пустырника.

В качестве дополнительной терапии может быть использовано общение с животными - дельфинами, лошадьми, собаками.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:


По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Причины возникновения нервных тиков

Специалисты различают первичные и вторичные патологические состояния. Первая группа связана с такими факторами:

  • недостаток в организме таких важных микроэлементов, как магний и кальций;
  • эмоциональные потрясения - стрессовые ситуации, строгие наказания от родителей, испуг, недостаток любви и ласки;
  • нагрузки на центральную нервную систему, которые возникают из-за употребления большого количества чая, кофе, энергетических напитков. Чаще всего этим страдают подростки от 12 до 18 лет;
  • переутомление на фоне больших учебных нагрузок, длительное пользование компьютером, просмотр телевизора;
  • неблагоприятная наследственность.

Вторичные нервные тики могут развиваться на фоне серьезных заболеваний, таких как:

  • синдром Туретта;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы как закрытого (сотрясения мозга), так и открытого типа;
  • опухоль головного мозга;
  • врожденные заболевания нервной системы.

Чаще всего нервные тики проявляются в период бодрствования ребенка, в то время как сон можно назвать относительно спокойным.

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Лечение вторичных тиков, к которым привели травмы или заболевания, необходимо начинать только под присмотром врача, который выявит истинный диагноз и назначит грамотную терапию.

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:


Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Режим дня и питания

Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:

  • при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
  • питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
  • следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай - они возбуждают нервную систему.

Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:


Родители должны "расти" вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.

Заключение

Нервозность детей чаще всего связана с ошибками в их воспитании или внешними факторами. Такие ситуации легко исправить лишь подкорректировав свое собственное поведение по отношению к малышу. Однако при выявлении серьезных психических патологий не нужно игнорировать их лечение, так как это может обернуться серьезными проблемами в будущем.

Различные проблемы с психикой и нервные расстройства случаются практически у всех. Исключением не стают даже дети. Часто взрослые ошибаются, считая, что детям не из-за чего нервничать, поэтому такое явление как срыв с ними произойти не должно. Однако это глубокое заблуждение.

Во-первых, детская нервная система только формируется, поэтому ее очень легко нарушить. Это происходит под влиянием самых различных факторов. Во-вторых, нервные срывы у детей проявляются не так как у взрослых, поэтому родители часто списывают это поведение на невоспитанность, непослушание или дурную наследственность.

Причины нервных срывов у детей

Существует несколько факторов, которые могут сильно повлиять на детскую психику и привести к большим психическим расстройствам. Нервный срыв – распространенное явление среди детей, возникает в результате воздействия таких факторов:

  • Ошибки в воспитании малыша. Их допускают очень многие родители. Это происходит потому, что, во-первых, ребенку мало уделяется внимания, а во-вторых, методы воспитания не отвечают возрасту или эмоциональному состоянию малыша. Очень часто родители запугивают свое чадо, обманывают, обещая что-то, а потом не исполняют обещанное. Слишком много позволяют или наоборот делают сильный запрет.
  • Агрессия в семье. Если сын или дочь часто становится свидетелем агрессивных отношений в семье или еще где-то, со временем он начинает проявлять и в своих поступках.
  • Внезапный испуг, очень негативно влияет на психику, могут появиться фобии, страхи и даже заикание.
  • Сильный стресс. Причем ребенок может его испытать, даже потеряв любимую игрушку.
  • Смена обстановки, переезд, смена места учебы. Маленькому человечку нужно снова привыкать к новым людям, и новой обстановке. Это не может не оставлять след на его поведении. Даже если перемены случились к лучшему, как думают родители, дитя может их и не поддерживать. Именно в этот момент его психика готова выстрелить в виде срыва.

Как помочь ребенку пережить нервный срыв

Нервозы случаются со всеми детьми, и родители должны быть к этому готовы. Нужно придерживаться тактики, с помощью которой ребенок будет чувствовать поддержку и понимание, только тогда он сумеет расслабиться и успокоиться.

Чтобы помочь ребенку, необходимо соблюдать такие правила поведения:

  • Не провоцировать. Если вы видите, что ребенок вот-вот сорвется, лучше переключить его внимание на что-то другое. Его психика еще достаточно гибкая, поэтому эмоциональное состояние легко изменить.
  • Многое зависит от взаимоотношений в семье. Нельзя проявлять агрессию по отношению к сыну или дочке или между собой. Дружелюбное и спокойное общение – ключ к здоровой детской психике.
  • Не стоит ругать малыша, в такие моменты стоит стать не воспитателем, а партнером. Тогда ребенок больше доверится, и вы вместе выйдете со сложной ситуации.
  • Во время нервного срыва можно применить метод зеркальной проекции. Это значит повторять за ребенком его действия, тогда он увидит, как выглядит его поведение со стороны.
  • Нельзя оставлять ребенка наедине с самим собой, он в состоянии может причинить вред себе и окружающим. Но лучше увести в тихое место, где нет много людей и там спокойно попробовать поговорить.
  • Дать попить холодной воды. Для взрослых рекомендуется во время нервного срыва контрастный душ, для малышей это может быть опасно, особенно для маленьких. Такая методика охлаждает и приводит в чувства, возвращает человека к реальности. Применять ее можно только с 10 лет.
  • После срыва, когда малыш успокоился лучше его уложить спать. Перед этим можно дать сладкий чай, настоянный на или мяте. И когда он встанет, обязательно поговорить о том, что произошло, но спокойным тоном;
  • Детям, у которых часто случаются нервные срывы, врачи рекомендуют принимать витамин В. Он укрепляет нервную систему человека, таким образом, стресс имеет меньшее влияние на организм, эмоциональность появляется в умеренном виде.
  • Если же агрессия и неврозы наблюдаются у ребенка слишком часто, это может привести к развитию серьезных психических проблем в будущем. Поэтому необходимо обратиться к врачу. Если проблема находится на начальной стадии, то вылечить ее можно с помощью специальных психологических методик с минимальным вредом для ребенка. Важно понимать, что неврозы в детском возрасте – это серьезные проблемы в будущем.

В целях профилактики нужно заботиться о нервной системе ребенка еще с рождения. Специалисты твердят: воспитывайте себя, а дети будут брать с вас пример. Малыши всегда повторяют модель поведения окружающих, не последнее место занимает также наследственный фактор. Поэтому кричать, наказывать, угрожать – это не выход. Такие методы только усугубляют ситуацию. Постарайтесь понять свое чадо, помочь ему, при правильном подходе можно навсегда избавиться от проблем связанных с нервными срывами. Главное – не игнорировать ситуацию и вовремя обратить на нее внимание.

Нервная система ребенка и его обычное поведение разительно отличаются от тех же характеристик взрослых людей. Дети очень ранимы, восприимчивы к изменениям, чаще всего они проявляют огромный спектр эмоций, а настроение малышей может меняться много раз в день. Чем старше ребенок, тем адекватнее и многограннее он оценивает ситуации, которые с ним происходят. Иногда серьезные потрясения могут привести к нервному срыву.

Что такое нервный срыв?

Как ни странно, такие неприятные ситуации случаются не только со взрослыми, но и с малышами. Избыток эмоций, вызванный страхом, бессилием, обидой и другими чувствами, выплескивается наружу и словно сигнализирует: «Я в опасности!», «Так не должно быть!», «Я так не могу!» и т. д.

Как проявляется нервный срыв у детей?

Обычно главным признаком нервного срыва у ребенка является бурная истерика. Малыш может кричать и безудержно плакать, бросать вещи, рвать и бить все, что попадает под руку, выкрикивать ругательства и плохие слова. Такие симптомы медики считают неплохим проявлением накопившихся внутри негативных эмоций и советуют не пресекать это, а позволить ребенку выкричаться, выплакаться, а не подавлять негатив в себе. Родители должны не вмешиваться в ситуацию, если ребенок не причиняет себе вреда, а поговорить с ним о причинах после истерики, когда малыш сам успокоится.

Намного хуже другие симптомы нервного срыва, когда ребенок тихо рыдает, забивается в угол, грызет ногти и рвет на себе волосы. Это похоже на беззвучную истерику, при которой малыш ничего не говорит и не хочет идти на контакт со взрослыми. Такая ситуация сложнее, поскольку эмоции, вызвавшие нервный срыв, все так же таятся в душе крохи и не находят выхода.

Почему возникает нервный срыв у ребенка?

Часто детям трудно настроиться на изменение графика, например, когда они идут в первый класс и сталкиваются с новыми трудностями. Новый коллектив, в котором не всегда удается построить правильные отношения, может вызвать негативные эмоции. Развод родителей или постоянные скандалы в семье, когда ребенок не знает, что ему делать и кого защищать, ведь он любит обоих родителей одинаково. Случается так, что один и тот же поступок малыша вызывает в корне противоположную реакцию у взрослых, когда один его поддерживает, а другой может даже наказать.

Часто причиной нервного срыва становится страх, внезапный испуг, стрессовая ситуация (на ребенка на улице начала лаять собака, он потерялся и т. д.).

Вообще специалисты главной причиной нервных срывов у детей называют неправильную реакцию их родителей на разные ситуации и поведение ребенка. Крик взрослых, угрозы, наказание, порицание крохи за любые проступки — это все провокаторы нервного срыва у малышей в будущем.

Если, например, ребенок, гуляя с мамой, замечает подбежавшую собаку, он не знает, как реагировать, но наблюдает, как ведет себя мама. Если она пугается, начинает кричать или убегать, у нее начинается истерика, то, скорее всего, ребенок будет вести себя так же. Но если мама будет абсолютно спокойна и сдержанна и скажет ребенку, что ему нечего бояться и собака просто пришла поздороваться с ними, то, вероятно, что в другой ситуации малыш будет сохранять спокойствие.

Как вести себя взрослым?

Если видите, что ребенок готов «взорваться», постарайтесь разрядить обстановку: обнимите его, улыбнитесь, постарайтесь отвлечь его или переключить внимание крохи на что-то другое.

Когда истерика началась, контролируйте ребенка, чтобы он не навредил себе и окружающим. Дайте ему выкричаться, возможно, оставьте ненадолго его в одиночестве. После срыва обнимите и поговорите с ним, успокойте и убедите его в том, что у него есть поддержка. Постарайтесь разобраться в причинах и сделайте вместе какие-то выводы. Ни в коем случае, не заставляйте ребенка извиняться перед окружающими за свое поведение. Так вы вынуждаете его заново пережить стресс.

Если нервные срывы у ребенка стали регулярными, задумайтесь о причинах и обратитесь к психологу за помощью. Не пускайте все на самотек!

Вчера мы начали разговор о нервных срывах у дошкольников и младших школьников, и выяснили с вами, что в большей части нервных срывов и проблем психики детей «повинны» родительские пробелы в воспитании и дурной пример собственного неправильного поведения. Давайте поговорим с вами далее и разберем несколько примеров.

Примеры положительного и отрицательного влияния взрослых

Для иллюстрации влияния взрослых на формирование неврозов у детей приведу несколько примеров, отражающих неверную и верную реакции родителей и других взрослых, участвующих в воспитании.

Ольга Р., 7 лет, до истерики боится мышей, даже на фотографиях и картинках, хотя в целом достаточно храбрая девочка, не боящаяся ни собак, ни диких животных. Почему же такая паника при виде мышей? Все дело в том, что еще будучи воспитанницей детского сада, во время занятий, она стала свидетелем панической реакции воспитательницы на прошмыгнувшего по полу мышонка. Воспитатель была высшим авторитетом для ребенка, и девочка запомнила реакцию женщины, которая с визгом и жутким криком вскочила на стул. В подсознании ребенка закрепился стереотип «мышь – это жуткий зверь!».

Никита Ш., 6 лет, пошел с мамой в цирк на представление с дрессированными медведями. Когда ребенок увидел медведя, который направился в его сторону на самокате, ребенок очень сильно закричал и потерял дар речи, а в дальнейшем стал заикаться. Почему так произошло, ведь многие дети бывают на подобных представлениях, но не боятся? При выяснении обстоятельств было выяснено, что в три года ребенок был длительно у бабушки в деревне, которая за непослушание пугала ребенка тем, что придет медведь и утащит его в лес. Символ медведя стал для ребенка шоковым фактором, и при встрече с настоящим медведем произошел срыв.

Ирина У., 4 лет, шла по улице с мамой, и на них кинулась соседская собака. Не смотря на опасность девочка не испугалась, так как мама ей всегда говорила, что собака – друг человека. Она потом сказала маме «собака лаяла и что-то хотела нам сообщить, поэтому так резко к нам подбежала». Это правильный стиль воспитания мамой, без запугивания и сгущения красок. И это далеко не все примеры разных подходов в воспитании.

Дети обычно по-другому воспринимают опасность и они смелее взрослых. Вспомните, как в детстве вы не боялись забираться на высокие деревья, совать руки в клетки к зверям, разжигать костры или прыгать через глубокие канавы и рвы. Чувство страха формируется у детей на основе реакций родителей и накопления собственного негативного опыта. Приводят к боязни в основном указания взрослых на то, что это больно, опасно или страшно. По опыту было показано, что те дети, у которых возникали неврозы в результате сильного испуга, ранее в своей жизни испытывали многократно достаточно выраженные и сильные потрясения в результате ушибов или ожогов, наказаний или укусов животных. Эти реакции вызывали у них кратковременные реакции плача, но при этом они не сопровождались соответствующими реакциями взрослых об опасности. Также стоит знать, что даже сильные боли как у ребенка, так и у взрослого человека не вызовут невроза, если знать, что подобные боли не опасны – например, зубная боль это неприятно, но от нее нет неврозов.

Однако, умеренные, но длительные по времени неприятные ощущения могут становиться причиной стойких неврозов, если ребенок, который их испытывает, будет полагать, что такие проявления опасны для жизни и здоровья. Например, сжимающие или колющие боли в области сердца могут приводить к развитию тяжелых кардионеврозов из-за страха за то, что сердце может остановиться. Но с другой стороны, даже тяжелые эмоциональные потрясения и горе детей, которое провоцируется достаточно трагическими событиями (гибель близкого человека), при тактичном и ласковом подходе и спокойном объяснении может утешить малыша и не дать его проблемам перейти в неврозы. Стоит помнить, что чем младше ребенок, тем менее развитыми в коре головного мозга будут процессы торможения, тем легче будут происходить срывы при перегрузке нервной системы. Это может происходить потому, что ребенка все время одергивают – «перестань», «это нельзя», «сиди спокойно» или «не тронь!».

Стоит помнить – что дети непоседливы и любознательны, они имеют право на активную и радостную жизнь, им физически необходимо играть, бегать, шалить и скакать, это выход для их неуемной энергии. Нужно дать им больше самостоятельности и свободы в поведении, а запрещать необходимо лишь то, что является абсолютно недопустимым или угрожающим жизни и здоровью. Но в таком случае необходим строгий, твердый и безоговорочный запрет. Срывам в тормозных процессах ребенка и развитию его гиперактивности и неуемности может способствовать частое и необоснованное применение наказаний, которые связаны с длительным ограничением их свободы передвижения и подвижности. Это такие наказания как постановка в угол, лишение прогулок, запрет на бег или прыжки с сажанием на стульчик. При лишении детей свободы передвижения происходит перегрузка тормозных процессов, что приводит к повышению агрессивности (вспомните: собаки на цепи – символы агрессии).

В этом возрасте – это столкновение процессов как возбуждения, так и торможения. Это ситуации, когда один и тот же поступок ребенка или событие в его жизни имеют одновременно как положительное подкрепление, так и отрицательное. Так, к примеру, ребенок испытывает к новорожденному младшему ребенку одновременно и нежность, и неприязнь из-за того, что малыш отвлекает на заботы о себе слишком много внимания матери. Либо другая ситуация – ребенок при расставании родителей испытывает к уходящему отцу одновременно и любовь, и обиду за то, что он бросает семью. Но это не особо типичные ситуации, гораздо чаще происходят срывы по вине самих родителей и их противоречивого отношения к ребенку, когда ребенка в один день наказывают за те проступки, которые до этого были вполне допустимыми, или когда мама разрешает делать или даже поощряет делать то, что категорически запрещает отец. Кроме того, плохо, когда родители потакают капризам и поступкам, за которые ребенок может быть наказан в школе или детском саду. Каков бы ни был механизм развития нервного срыва и невроза у ребенка, он постепенно закрепляется и переходит в стойкие неврозы, особенно если такое нервное состояние для ребенка приносит какие-либо моральные или физические выгоды.

Как это лечить, как бороться?

В отличие от многих других патологий – лечение нервных расстройств у ребенка является достаточно эффективным. Даже в случаях достаточно тяжелых неврозов у детей, с которыми работают психиатры, вылечить ребенка вполне можно с применением педагогических приемов, которые можно применить даже в домашних условиях при помощи специалиста. Основным методом в лечении нервных срывов и неврозов являются методы психотерапии, которым пользуются как врачи, так и педагоги и психологи, хотя они этот метод так и не называют. Одним из самых положительных методов в психотерапии является смена обстановки и устранение причин, которые вызвали отклонения в психике, а также формирование притока новых позитивных и радостных впечатлений. Помимо этого может применяться также и другой метод психотерапевтического воздействия, который специалисты называют речевым методом. Это лечение словесными воздействиями на ребенка и его сознание. При этом авторитетные слова воспитателей у детей имеют особенно большое значение при терапии нервных расстройств.

Одним из методов, применяемых в психотерапии, является методика стимуляции, при которой основной целью ставится пробуждение в ребенке желания быстро и полностью выздороветь. И в конечном итоге необходимо сделать так, чтобы ребенок сам прикладывал свои собственные силы к процессу выздоровления, таким образом он еще и научится преодолевать в дальнейшем препятствия на жизненном пути. В этом методе особенно весомым будет слово именно воспитателей и врачей, как авторитетов для малыша. При этом даже маленькие победы в борьбе с заболеванием станут для ребенка огромным стимулом для движения дальше, они придадут уверенности в себе и жизнерадостности. Родителям важно всячески поддерживать и подбадривать ребенка, говорить ему о том, какой он молодец и как хорошо он справляется со всем, а также договориться о едином стиле воспитания, чтобы в дальнейшем не происходило перекосов.

Принято считать, что нервные срывы – явление негативное и вызывающее тревогу за состояние нервной системы. Неврозы у детей вызывают у их родителей еще больше беспокойства, поскольку тяжело представить, чем на самом деле обернется очередная истерика ребенка. Отчасти нервный срыв имеет и свои положительные стороны: происходит выход негативных эмоций, которые копились долгое время, и наступает психологическое облегчение.

Нервный срыв у ребенка напоминает по своему действию плач – когда человек плачет, он выплескивает все переживания и накопленные обиды, после чего ему становится легче и спокойнее. Это своеобразный метод выхода из стрессовой ситуации.

Нервная система детей очень нестабильна и формируется довольно длительное время, поэтому стрессы и переживания малыши обычно переносят тяжелее, чем взрослые. Нервные срывы у них могут возникать довольно часто и проявляться в виде плача, истерики.

Симптомы невроза у детей практически такие же, как у взрослых: резкая перемена настроения, раздражительность, тяжелое психологическое состояние.

Признаками развития невроза у ребенка являются:

— постоянное ощущение усталости и слабости;

— уязвимость и чувствительность – ребенок думает, что с ним плохо обращаются, что окружающие ему вредят;

— обидчивость и плаксивость;

— раздражительность – любая просьба или совет со стороны окружающих вызывает агрессию или обиду;

— у ребенка нарушается режим сна, возникают проблемы с пищеварением.

Если вы заметили, что у ребенка появился один из указанных симптомов, а после плача или всплеска эмоций ему стало легче, то паниковать не стоит. Но если у вашего чада регулярно случаются нервные срывы, это повод задуматься над причинами этого и проанализировать, все ли вы делаете правильно?

Главными причинами развития невроза у детей являются ошибки в воспитании, которые совершают их родители. Нередко бывает, что именно конфликты в семье провоцируют нервные срывы у детей. Если не уделить должного внимания проблеме вовремя, то позже она может перерасти в серьезные психологические или даже психические заболевания.

Невроз не возникает сам по себе. Это всегда результат стресса, тяжелой психологической ситуации, испуга, когда ребенка заставляют что-то делать насильно. Постоянный прессинг со стороны родителей, слишком строгое отношение взрослых могут спровоцировать постоянное психологическое напряжение. Отсутствие стратегии воспитания и единства со стороны родителей, когда один все разрешает, а другой запрещает «сбивает ориентиры» ребенка, и он так или иначе не оправдает ожиданий одного из родителей.

Испуг малыша или отсутствие поддержки родителей в трудной ситуации могут спровоцировать нервный срыв.

В качестве лечения пациентам в первую очередь рекомендуется обратиться к психологу. Многие родители не решаются повести ребенка к специалисту, боясь признать, что проблема существует. Такая позиция может только навредить ребенку и усугубить состояние. Нет ничего плохого в том, что врач поможет вам и малышу разобраться в причинах нервного срыва и подскажет, как себя нужно вести, чтобы ситуация не повторялась. Иногда ребенку может потребоваться помощь психотерапевта.