Николай александрович бугров. Мистическая встреча с покойником

Домовладелец, меценат и крупный благотворитель Нижегородской губернии и один из крупнейших в России.

Николай Бугров
Имя при рождении Николай Александрович Бугров
Дата рождения (1837 )
Место рождения Нижний Новгород
Дата смерти 16 апреля (1911-04-16 )
Место смерти Нижний Новгород
Гражданство Российская империя Российская империя
Род деятельности купец , хлебопромышленник, домовладелец , меценат и благотворитель
Отец купец А. П. Бугров

Биография

Модернизировал производство муки, внедрив вальцовый способ помола. С 1896 года получил право поставлять хлеб для русской армии. Для перевозки хлеба по Волге Бугровым содержался целый флот барж и пароходов.

Бугров был фактически светским лидером беглопоповской старообрядческой общины Нижнего Новгорода . Практически всё производство старообрядческих лестовок находилось в руках Бугрова.

Н. А. Бугрову посвящён один из биографических очерков М. Горького («Н. А. Бугров»), И. В. Сталин говорил что управлять наркоматами необходимо учиться у Бугрова - весь огромный флот для перевозки зерна и муки и практически все мельницы на верхней и средней Волге (не считая местных управляющих) управлялись самим Бугровым, приказчиком и бухгалтером, последний из которых получал 30 тысяч рублей в год (корова стоила 3-5 руб.) и право пользоваться конюшней Бугрова .

Благотворительность

Николай Александрович Бугров много времени и средств уделял благотворительности, строительству богаделен , ночлежных домов и т.п. Считается, что за свою жизнь он только милостыни раздал около 10 млн. руб.

Он был крупнейшим домовладельцем Нижнего Новгорода . Вкладывал значительные средства в городское строительство, часть дохода от которого регулярно шла на содержание ночлежного дома для босяков, выстроенного его отцом. Кроме того, Бугров завершил начатое отцом строительство в Нижнем Новгороде «Вдовьего дома» , выстроил здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27), профинансировал строительство здания Городской думы на Благовещенской площади (в настоящее время - Дворец труда, ул. Б. Покровская, 1).

Ежегодная прибыль предприятия Бугрова делилась примерно в такой пропорции:

  • 45% на нужды города - в основном стройки общественных зданий, домов ночлежных (Рождественская 2), домов призрения (для неграмотных - домов для вдов с детьми) пл. Лядова, 2 и доходных зданий, призванных покрывать расходы для нищих и вдов (Зеленский съезд, 10).
  • 45% на развитие фирмы
  • Остальное по личному усмотрению - на собственные нужды, благотворительность и пр.

Канализация и Водопровод

На его средства была создана первая центральная канализация которую переложили лишь в начале 1990-х, чтобы увеличить пропускную способность (Похвалинский съезд) и первый водопровод.

(1837 ) К:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)

Никола́й Алекса́ндрович Бугро́в (1837-1911) - младший представитель нижегородских купцов-старообрядцев Бугровых (наряду с Рукавишниковыми , Сироткиными и т. д.); хлебопромышленник, финансист, домовладелец, меценат и крупный благотворитель Нижегородской губернии и один из крупнейших в России.

Биография

Модернизировал производство муки, внедрив вальцовый способ помола. С 1896 года получил право поставлять хлеб для русской армии. Для перевозки хлеба по Волге Бугровым содержался целый флот барж и пароходов.

Бугров был фактически светским лидером беглопоповской старообрядческой общины Нижнего Новгорода . Практически всё производство старообрядческих лестовок находилось в руках Бугрова.

Н. А. Бугрову посвящён один из биографических очерков М. Горького («Н. А. Бугров»), И. В. Сталин говорил что управлять наркоматами необходимо учиться у Бугрова - весь огромный флот для перевозки зерна и муки и практически все мельницы на верхней и средней Волге (не считая местных управляющих) управлялись самим Бугровым, приказчиком и бухгалтером, последний из которых получал 30 тысяч рублей в год (корова стоила 3-5 руб.) и право пользоваться конюшней Бугрова .

Благотворительность

Николай Александрович Бугров много времени и средств уделял благотворительности, строительству богаделен , ночлежных домов и т.п. Считается, что за свою жизнь он только милостыни раздал около 10 млн. руб.

Он был крупнейшим домовладельцем Нижнего Новгорода . Вкладывал значительные средства в городское строительство, часть дохода от которого регулярно шла на содержание ночлежного дома для босяков, выстроенного его отцом. Кроме того, Бугров завершил начатое отцом строительство в Нижнем Новгороде «Вдовьего дома» , выстроил здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27), профинансировал строительство здания Городской думы на Благовещенской площади (в настоящее время - Дворец труда, ул. Б. Покровская, 1).

Ежегодная прибыль предприятия Бугрова делилась примерно в такой пропорции:

  • 45% на нужды города - в основном стройки общественных зданий, домов ночлежных (Рождественская 2), домов призрения (для неграмотных - домов для вдов с детьми) пл. Лядова,2 и доходных зданий, призванных покрывать расходы для нищих и вдов (Зеленский съезд 10).
  • 45% на развитие фирмы

Остальное на усмотрение его. Хочу оставлю себе, хочу раздам на паперти. И если сравнить дома (из числа сохранившихся) Рукавишниковых, Сироткиных и Бугровых то получается что Бугров жил чуть ли ни как монах.

Канализация и Водопровод

На его средства была созданы первая центральная канализация которую переложили лишь в начале 1990-х, чтобы увеличить пропускную способность (Похвалинский съезд) и первый водопровод.

Мука

Быт

Быт Бугрова Н. А. не отличался дороговизной и изобилием. Стены дома были оклеены дешёвыми обоями . На стенах были картины религиозного содержания. Красные углы комнат были с иконами без окладов.

Пища

Обычными блюдами были щи и каша , в пост - горох.

Одежда

Кафтан , козловые сапоги , картуз (и зимой и летом).

Родственники

  • отец - Бугров, Александр Петрович

Напишите отзыв о статье "Бугров, Николай Александрович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бугров, Николай Александрович

Метивье пожимая плечами подошел к mademoiselle Bourienne, прибежавшей на крик из соседней комнаты.
– Князь не совсем здоров, – la bile et le transport au cerveau. Tranquillisez vous, je repasserai demain, [желчь и прилив к мозгу. Успокойтесь, я завтра зайду,] – сказал Метивье и, приложив палец к губам, поспешно вышел.
За дверью слышались шаги в туфлях и крики: «Шпионы, изменники, везде изменники! В своем доме нет минуты покоя!»
После отъезда Метивье старый князь позвал к себе дочь и вся сила его гнева обрушилась на нее. Она была виновата в том, что к нему пустили шпиона. .Ведь он сказал, ей сказал, чтобы она составила список, и тех, кого не было в списке, чтобы не пускали. Зачем же пустили этого мерзавца! Она была причиной всего. С ней он не мог иметь ни минуты покоя, не мог умереть спокойно, говорил он.
– Нет, матушка, разойтись, разойтись, это вы знайте, знайте! Я теперь больше не могу, – сказал он и вышел из комнаты. И как будто боясь, чтобы она не сумела как нибудь утешиться, он вернулся к ней и, стараясь принять спокойный вид, прибавил: – И не думайте, чтобы я это сказал вам в минуту сердца, а я спокоен, и я обдумал это; и это будет – разойтись, поищите себе места!… – Но он не выдержал и с тем озлоблением, которое может быть только у человека, который любит, он, видимо сам страдая, затряс кулаками и прокричал ей:
– И хоть бы какой нибудь дурак взял ее замуж! – Он хлопнул дверью, позвал к себе m lle Bourienne и затих в кабинете.
В два часа съехались избранные шесть персон к обеду. Гости – известный граф Ростопчин, князь Лопухин с своим племянником, генерал Чатров, старый, боевой товарищ князя, и из молодых Пьер и Борис Друбецкой – ждали его в гостиной.
На днях приехавший в Москву в отпуск Борис пожелал быть представленным князю Николаю Андреевичу и сумел до такой степени снискать его расположение, что князь для него сделал исключение из всех холостых молодых людей, которых он не принимал к себе.
Дом князя был не то, что называется «свет», но это был такой маленький кружок, о котором хотя и не слышно было в городе, но в котором лестнее всего было быть принятым. Это понял Борис неделю тому назад, когда при нем Ростопчин сказал главнокомандующему, звавшему графа обедать в Николин день, что он не может быть:
– В этот день уж я всегда езжу прикладываться к мощам князя Николая Андреича.
– Ах да, да, – отвечал главнокомандующий. – Что он?..
Небольшое общество, собравшееся в старомодной, высокой, с старой мебелью, гостиной перед обедом, было похоже на собравшийся, торжественный совет судилища. Все молчали и ежели говорили, то говорили тихо. Князь Николай Андреич вышел серьезен и молчалив. Княжна Марья еще более казалась тихою и робкою, чем обыкновенно. Гости неохотно обращались к ней, потому что видели, что ей было не до их разговоров. Граф Ростопчин один держал нить разговора, рассказывая о последних то городских, то политических новостях.
Лопухин и старый генерал изредка принимали участие в разговоре. Князь Николай Андреич слушал, как верховный судья слушает доклад, который делают ему, только изредка молчанием или коротким словцом заявляя, что он принимает к сведению то, что ему докладывают. Тон разговора был такой, что понятно было, никто не одобрял того, что делалось в политическом мире. Рассказывали о событиях, очевидно подтверждающих то, что всё шло хуже и хуже; но во всяком рассказе и суждении было поразительно то, как рассказчик останавливался или бывал останавливаем всякий раз на той границе, где суждение могло относиться к лицу государя императора.
За обедом разговор зашел о последней политической новости, о захвате Наполеоном владений герцога Ольденбургского и о русской враждебной Наполеону ноте, посланной ко всем европейским дворам.
– Бонапарт поступает с Европой как пират на завоеванном корабле, – сказал граф Ростопчин, повторяя уже несколько раз говоренную им фразу. – Удивляешься только долготерпению или ослеплению государей. Теперь дело доходит до папы, и Бонапарт уже не стесняясь хочет низвергнуть главу католической религии, и все молчат! Один наш государь протестовал против захвата владений герцога Ольденбургского. И то… – Граф Ростопчин замолчал, чувствуя, что он стоял на том рубеже, где уже нельзя осуждать.
– Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, – сказал князь Николай Андреич. – Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово и в рязанские, так и он герцогов.
– Le duc d"Oldenbourg supporte son malheur avec une force de caractere et une resignation admirable, [Герцог Ольденбургский переносит свое несчастие с замечательной силой воли и покорностью судьбе,] – сказал Борис, почтительно вступая в разговор. Он сказал это потому, что проездом из Петербурга имел честь представляться герцогу. Князь Николай Андреич посмотрел на молодого человека так, как будто он хотел бы ему сказать кое что на это, но раздумал, считая его слишком для того молодым.

Помимо немалого числа благотворительных дел (подробнее на которых остановимся ниже) Бугров был известен и как общественный деятель, в меру сил участвуя в городском самоуправлении, оставаясь бессменным попечителем ряда богоугодных заведений, и как рачительный хозяин, заботящийся о репутации фирмы, не забывая интересы своих рабочих.

Рабочие считали большой привилегией работать на бугровских мельницах, где выше уровень зарплаты, короче рабочий день, надежнее социальная защита, выше культура организации труда.1 Служащие получали 20-25 рублей, управляющий – 75. Служащий и его семья были на полном довольствии. Каждому по списку привозили муки белой и черной мешками по 5 пудов, дрова, корм для скотины, капусту свежую и соленую, картофель, лук, огурцы соленые, яблоки. Бугров платил за обучение детей. Сестра его Зинаида закупала на детей одежду, готовила приданое и давала деньги на свадьбу.2 При мельницах строили небольшие больницы для рабочих, существовали столовые.

Проявляя заботу о собственных рабочих, Николай Александрович не забывал и о жителях города и губернии. С 80-х годов и до самой смерти состоял попечителем ряда богоугодных заведений: «Городского имени графини О. В. Кутайсовой детского приюта, Мариинского родовспомогательного заведения, Городского имени Блиновых и Бугровых вдовьего дома, ночлежного имени А. П. Бугрова приюта, губернской земской больницы»3, членом попечительского совета «Общества вспоможения бедным », членом исполнительного комитета по строительству ремесленного училища4, а после постройки – его попечителем.

Жители города и губернии отвечали ему доверием, власти оценивали его заслуги по достоинству. Бугров был постоянным гласным Городской Думы, выдвигаясь в разные годы от Семеновского, Балахнинского, Нижегородского уездов; а также гласным Нижегородского Уездного Земского Собрания, гласным Губернского Земского Собрания. Государство оценило его службу и деятельность орденами: Св. Анны 2 и 3-й степеней, Св. Станислава 3-й степени, Св. Владимира 4-й степени, медалями: Золотой с надписью «За усердие» на Станиславской ленте для ношения на шее, двумя Серебряными – в память освящения Храма Христа Спасителя в Москве и в память коронования императора Николая II для ношения в петлицах на Андреевской ленте, Бронзовой в память коронования Александра III. В 1890 году стал мануфактур-советником. 14 марта 1880 года был избран Почетным Гражданином Нижнего Новгорода.5

Почести и доверие, оказанные Николаю Александровичу Бугрову, имели под собой веские основания. Благотворительную деятельность Николай Александрович начал еще вместе с отцом. В 1878 году братья Блиновы, отец и сын Бугровы, У. С. Курбатов предложили городу денежную помощь на устройство нового водопровода. «В Думу поступило заявление о желании пожертвовать на устройство водопровода 250,000 рублей. Пожертвование было принято Думою. Кроме 250,000 рублей жертвователями было внесено еще для окончательного расчета и на устройство дополнительной сети водопроводных труб 107,500 рублей. Все же расходы на устройство и переустройство водопровода по 1896 год включительно составляют 877,884 рублей, из них 357,500 пожертвованных».6

Вместе с теми же братьями Блиновыми Николай Александрович построил в городе «Вдовий дом» на 160 квартир. «На постройку и содержание Вдовьяго дома половину средств дали гг. Блиновы и половину Н. А. Бугров… со стороны же Бугрова было пожертвовано недвижимое имущество в Грузинском переулке с двумя домами, где ныне расположены Грузинские казармы, и особо капитал в 40000 рублей, употребленный по распоряжению Городской Думы на возведение 3-го каменнаго корпуса для Грузинских казарм. За пользование этим имуществом для надобностей города по удовлетворению квартирной воинской повинности и отчисляется на содержание Вдовьяго дома 6000 рублей и в пособие Семеновским погорельцам 2000 рублей».7 Благотворительные деяния Бугрова часто были взаимосвязаны.

Для бездомных и пришлых рабочих Николай Александрович вместе с отцом в 1883 году поставил в Скобе знаменитую ночлежку, которая работала бесплатно и содержалась им же.8

Ни одно несчастье сограждан не проходило мимо Бугрова, не находя отклик в его сердце. В 1887 году, когда в некоторых селениях Семеновского уезда градом побило озимые, он выдал сотни пудов ржи без возврата. В 1882 году пожертвовал голодающим Нижегородской губернии 200 пудов гречневой муки. В1907 году пожертвовал лес на постройку на Сейме библиотеки – читальни и чайной.9

Николай Александрович был старообрядцем и заботился о своих гонимых единоверцах. После пожара он отстроил Городецкую часовню, содержал в ней священников и хор из 12 человек, которым регулярно выдавалось бесплатное пищевое довольствие мукою.10 За свой счет построил на краю оврага старообрядческую церковь, а также соорудил обширное кладбище, обнеся его стеной длиной по периметру около восьми километров.11 В родной деревне Попово построил молитвенный дом.12

Николай Александрович радел и за благоустройство города. Он выложил Похвалихинский съезд булыжником и для его освещения в ночное время установил 46 фонарей.13 В 1910 году Бугров внес две тысячи рублей на сооружение памятника К. Минину. В1896 году пожертвовал на реставрацию Дмитриевской башни Кремля и открытие в ней художественно–исторического музея более тысячи рублей.14

Предусматривая, что после его смерти фирма будет ликвидирована, Бугров завещал создать полуторамиллионный постоянный фонд в банке, проценты были должны распределиться: 10 % в пользу Нижнего Новгорода, 45 % – благотворительным учреждениям, 45 % – бедным и погорельцам.15

1 Скочигоров В. Н. Развитие предпринимательства в Нижегородском крае (1861-1900гг.). Н. Новгород, 1997. С. 120.

2 Терехова Е. Отцы города Нижнего в воспоминаниях современников. \\ Нижегородский рабочий. 1990. 28 авг. С. 4-5.

3 ГАНО. Ф. 30. Оп. 35. Д. 2461. Л. 18, 22.

4 Седов А. Славный купеческий род \\ Нижний Новгород. 1998. № 2. С. 29.

5 ГАНО. Ф. 30. Оп. 35. Д. 2461. Л. 3, 13, 15, 15, 20, 22, 24.

6 Исторический очерк водопровода. Н. Новгород, б/д.

7 ГАНО. Ф. 30. Оп. 35а. Д. 7982. Л. 5-6.

8 Нижегородский край: факты, события, люди. Н. Новгород, 1997. С. 280.

9 Терехов Б. Пример благотворительности купца \\ Земля нижегородская. 1992. № 18. С. 7.

10 Ниякий В. Достоин памяти. Может быть, действительно, пора восстановить справедливость. \\ Дело. 1994. № 33. С. 8.

13 Орловский А. Там же.

14 Казаев И. Блиновы – предприниматели и благотворители. \\ Нижегородский предприниматель. 1998. № 1 . С. 22-23.

15 Пишкин В. Там же.

Миллионер, крупный торговец хлебом, владелец паровых мельниц, десятка пароходов, флотилии барж, огромных лесов

- Н. А. Бугров играл в Нижнем и губернии роль удельного князя (М.Горький)

Бугров Николай Александрович (1837-1911гг.) - нижегородский купец, промышленник, миллионер, владел паровыми мельницами, подарил Нижнему Новгороду здание Городской думы, благотворитель, старообрядец. Бугровы - самая именитая фамилия из дореволюционных купцов-предпринимателей Нижнего Новгорода. Они памятны не столько своим богатством, сколько щедрой, до сих пор никем непревзойденной благотворительностью.

Самый крупный промышленник-финансист Нижегородской губернии конца XIX - начала XX века, меценат и благотворитель родился в Нижнем Новгороде, и стал продолжателем крупного "дела" (бизнеса), начатого его дедом, Петром Егоровичем, и отцом, Александром Петровичем. О деловой смышлености и хватке П.Е. Бугрова писал в свое время В.И. Даль, Н.А. Бугрову посвящен один из биографических очерков М. Горького . Получил домашнее воспитание старообрядца. Крупнейший домовладелец старого Нижнего, он вкладывал огромные средства в городское строительство, часть дохода от которого регулярно уходила на благотворительное содержание ночлежного дома для босяков, выстроенного его отцом. Завершил строительство в Н. Новгороде "Вдовьего дома", начатое его отцом, выстроил в Н. Новгороде здание Волжско-Камского банка (ул. Рождественская, 27), профинансировал строительство здания Городской думы на Благовещенской площади (в настоящее время - Дворец труда, ул. Б. Покровская, 1). Как видно, Бугров особенно памятен нижегородцам щедрой благотворительностью, он выделял на нее не крохи, а ежегодно 45 % чистого дохода.

В 1888 году Николай Александрович построил фамильный особняк, в котором ныне распологается детская художественная школа №1. Крупный торговец хлебом, с 1896 года получивший право поставлять хлеб для всей русской армии, владелец множества паровых мельниц, десятка пароходов, целой флотилии грузовых барж. "Товарищество паровых механических мельниц" Н.А. Бугрова имело представительства в 20 крупнейших городах России. Входил в Нижегородское Мининское братство.

В родном селе Поповке Бугров возвёл большое здание, богадельню для старообрядцев. Он открыто поддерживал тайные скиты в лесах Керженца и на Иргизе и вообще являлся не только деятельным защитником старообрядчества, но и крепким столпом, на который опиралось "древлее благочестие" Поволжья, Приуралья и даже некоторой части Сибири.

Малиновский скит

1. Возникновение и проблемы становления

Когда заходит речь о раскольничьих скитах , то в силу сложившихся стереотипов и отсутствия достаточной информации, они представляются многим как жилище отшельников. Однако такое понимание не только упрощенно, но и не верно.
Многие старообрядческие монастыри со временем стали настоящими центрами самобытной культуры. Именно к таким относится Малиновский скит , расположенный на живописном берегу реки Линды, надолго ставший прибежищем для старообрядцев беглопоповского согласия .
"Малиновский скит" - откуда и когда получило такое название жилище первых поселенцев, никому не ведомо. Известно, что по приказу Питирима с 1721 по 1737 год все керженские скиты и Малиновский, надо полагать, в том числе были сожжены с помощью присланных сюда воинских частей. Однако со смягчением правительственной политики по отношению к старообрядчеству и выходом Указа от 16 октября 1762 г., разрешавшего возвращение ранее эмигрировавших раскольников на родину, отмечается очередной рост скитов. Они начинают быстрыми темпами восстанавливаться в Семеновских лесах, там же строят новые, и через 26 лет их количество достигает уже 54, среди этих скитов назван и Малиновский скит. Благодаря указу керженские скиты вновь стали расти, получая значительную денежную поддержку от Московского старообрядческого купечества. Эта поддержка дала подъем новой волне развития старообрядчества. Так - то приходя в запустение, то возобновляясь, скит просуществовал до конца XIX века.

Бугров в своем ходатайстве к министру внутренних дел представил Малиновский скит не монастырем или скитом с монастырской организацией, а просто богадельней, на которую и получил распоряжение министра в 1900 г.

Свое стремление поддержать скит Н.А. Бугров объяснял тем, что принадлежит к старообрядцам, приемлющим священство, и, происходя по рождению из крестьян деревни Поповой Семеновского уезда, искренне желал бы сделать некоторое облегчение для престарелых жителей местности и округи, также придерживающихся тех же обрядов, которых придерживался и сам.

2. Малиновский скит как комплекс сооружений

Об устройстве скита можно судитьиз доклада нижегородскому епископу в котором сообщается: "обнесенный высокой каменной оградой с башнями и крепкими затворами, этот скит на обширной своей площади имеет много каменных и деревянных корпусов и флигелей разных назначений" . Из этого можно сделать вывод, что крепкие затворы и высокая ограда не были прихотью, они оберегали от грабителей, не раз посягавших на культурные ценности скита.
Николай Александрович занимался не только строительством здания скита, но и содержанием его штатных служителей: священников, сторожей, кухарок, истопников и т.д. На его деньги кормили многочисленных проживающих в скиту престарелых старообрядцев, разных богомольцев и просто бедных людей приходивших на моленья в Малиновский скит.

1. Богадельня.

Среди построек Малиновского скита следует отметить два дома каменный и деревянный. Первый двухэтажный дом из красного кирпича - это богадельня или молитвенный дом. Здание разделялось на два отделения: одно, обширнейшее, представляло собой открытую для всех публичную часовню без престола, в которой обычно совершались повседневные богослужения самими призреваемыми, другое, секретное, располагавшееся наверху, имело престол. Второе здание было перевезено в Малиновку с Керженца из деревни Ежово. Дом отличается монументальностью, имеет строгие классические пропорции. Ранее он был связан теплым переходом еще с одним домом, стоящим рядом. Дом представляет интерес, как с архитектурной, так и с этнографической точки зрения как хороший образец деревянного крестьянского зодчества XIX в.

2. Церковь

История создания . По указанию Николая Александровича Бугрова в 1908 г. архитектор А.М. Вешняков разрабатывает проект каменной, красного кирпича церкви традиционного типа "корабль" с архитектурной шатровой колокольней. Однако заказчик, на деньги которого осуществлялось проектирование и строительство, вносит свои изменения: вместо одного купола - пять, а здание украшает цветными изразцами . Проект был утвержден строительным управлением Нижегородского Губернского правления в 1909 г., а само строительство храма было завершено в 1911 г. Освятили храм в честь Владимирской божьей матери . Это первоначальное ее название не было случайностью: старообрядцы, хранители древних традиций, особо чтут князя Владимира Святого, именно при нем произошло крещение языческой Руси.
Нижегородские газеты так писали об освещении Малиновской церкви: совершено торжественное освещение каменного храма при Малиновском монастыре построенным известным благотворителем Бугровым Н.А. Освящение было весьма торжественным при многочисленном старообрядческом духовенстве. Храм поражает убранством древнейших икон и роскошной живописью со стороны оригиналов. На торжественном освящении находились З.А. Бугрова, Ф.А. Асонов и много приезжих старообрядцев. Несмотря на горячее рабочее время, было много крестьян. Ее открытие имело огромное значение для всего старообрядческого мира т.к. Малиновский скит теперь начинает играть роль центра беглопоповского согласия в Нижегородском крае .

Архитектура церкви . Сложная по своей объемно - пространственной композиции краснокирпичная церковь выполнена в русском стиле, а в отличие от многих храмов начала XX в. с их подчеркнутой асимметрией, она имеет традиционно планировочную схему типа "корабль". На продольную ось здания "нанизаны" объемы крытой паперти, трехъярусной шатровой колокольни с примыкающими к ее основанию двумя служебными помещениями, в северном из которых находится чугунная винтовая лестница, ведущая в подвал и на звонницу, просторной трапезной, четверика храма с боковыми притворами и пятигранной алтарной апсиды. Фасады церкви изысканно нарядны, благодаря сочетанию краснокирпичных стен с многочисленными полихромными изразцами и оштукатуренными белыми деталями. Все окна имели тонкие металлические переплеты и цветные витражи. Интересно декоративное оформление притворов, а также западного крыльца, имеющего щипцовое завершение и опоры шарообразной формы с лентой поребрика в средней части. В интерьерах церкви сохранилась фрагменты росписей в древнерусском стиле, значительное место среди которых занимают сюжеты на темы двунадесятых праздников и растительные орнаменты.

Судьба церкви после кончины Н.А. Бугрова

Владимирская церковь, выстроенная на деньги Н.А. Бугрова, стала крупным последним сооружением на территории скита. К сожалению, Николай Александрович не дожил до воплощения своей мечты - строительства большого официально разрешенного храма, он умер 16 апреля 1911 г. на 73 году жизни. Но в память о благодетеле в церкви справа от входа был изображен его портрет с изображением вновь выстроенного храма.
Судьба церкви была трагичной, она просуществовала до 1925 г., когда монастырь был ликвидирован, а постройки проданы отдельным частным лицам и учреждениям. Однако, церковь оставалась пустующей, за исключением подвала, использовавшегося под склад. Но еще долго не прекращался биться пульс церковной жизни, в разграбленном храме, тайком, при закрытых дверях и ставнях, собирались люди для молитвы.
В 1993 г. церковь бывшего Малиновского скита была возвращена старообрядческой общине и переосвещена в честь иконы Казанской божьей матери . С этого же года начались богослужения, которые были официально прекращены еще в 1933 году. На реставрацию храма выделили деньги нижегородский губернатор, и мэр г. Бор В. Иванов.

Комплекс Малиновского скита, помимо разработки проекта реставрации церкви, требует проведения дальнейшего исследование связей скита с близлежайшими населенными пунктами (с. Филипповское, где находилась старообрядческая богадельня, Попово - родина Бугровых и др.), с возможным определением границ уникальной исторической территории, связанной с историей старообрядчества.

В целом же комплекс Малиновского скита едва ли не единственный пример старообрядческой обители, сохранившейся на территории Нижегородской области, во всяком случае, равного ему не было в конце XIX- нач. XX веков.

Описание по материалам курсовой работы студентки исторического факультета ННГУ Васильевой Ольги, а также сайтов http://www.museum.nnov.ru и http://www.uic.unn.ru/~dofa/pers/bugrov.htm

Бугровы - самая именитая фамилия среди дореволюционных куп­цов-старообрядцев Нижнего Новгорода. Они памятны нижегородцам не столько своими богатствами, сколько щедрой благотворительно­стью. Бугровы, как и все предприниматели, не упускали возможно­стей умножить капитал. Но действовали при этом всегда честно и справедливо, твердо соблюдая предпринимательское кредо, сформули­рованное основателем фирмы: Делай так, чтоб тебе было хорошо и никому не худо: История П.Е.Бугрова - основателя династии наглядно доказывает, что разбогатеть честно нелегко, но можно. Этим он пока­зал поучительный пример всем современным деловым людям. Он сам по этому поводу выразился кратко и ясно: "Коли дал Бог человеку ум, так надо работать им: И умело использовал возможности новой службы. Бурлачество всегда считалось социальной трясиной. Немногие, по­бывав на самом дне общества, смогли выйти в люди. Петр Бугров смог. Поэтому уже здесь, на бурлацкой каторге", благодаря своему трудолюбию и трезвости, он мог положить начало первоначальному накоплению" - необходимому условию предпринимательского дела.

В 1825 году Петр Егорович за 5000 рублей приобрел баржу-расшиву, положившую начало бугровской речной флотилии, которую его наследники будут умножать. А сам Петр Бугров стал крупным солеподрядчиком. В соляных и хлебных подрядах Петр Бугров многого добился. Но более всего он прославился подрядами строительными, в процессе которых вырос в лучшего организатора строительного дела Нижнего Новгорода, всегда исполнял строительные работы так доб­ротно, что здания, возведенные им, до сих пор украшают Нижний Новгород. Мы перечислим лишь некоторые крупнейшие благотвори­тельные вложения П.Е.Бугрова.

Укрепление Откоса Волжской набережной - главный вклад П. Буг­рова в реконструкцию Нижнего Новгорода (потрачено более сотни тысяч рублей).

В 1846-1850 годах П. Бугров за 13104 рублей подрядился испра­вить весенние повреждения по Откосу, Кремлевскому бульвару, Зе­ленскому съезду, на Лыковой и Варварской дамбах. Отремонтировал губернские присутственные места в Кремле. Выполнил отделку изу­мительного Александровского сада на Откосе, утратившего былую красоту в советское время.

Он подписал большой контракт на замощение главной площади города, называвшейся тогда Верхнебазарной (ныне пл. Минина и По­жарского). Вслед за этим Бугров замостил плац-парад перед губерна­торским дворцом в Кремле, вымостил площадь перед зданием Дворян­ского собрания (ныне клуб им. Свердлова). Подрядился Петр Егорович выложить булыжником и все главные улицы города: Покровскую, Алексеевскую, Варварскую и Рождественскую.

Для общества важен не столько капитал имущественный, сколь­ко капитал нравственный, то есть моральный облик предпринима­теля. П.Е.Бугров являл убедительный пример предпринимателя нрав­ственно честного, сострадательного, который вел себя порядочно и в быту, и в делах. Недаром В.И. Даль в своей лестной оценке Петра Егоровича уповал на авторитет общественного мнения: "Могу со­слаться на весь Нижний, где, я чаю, не найдется ни одного человека, который бы не помнил дедушку Бугрова добром, не называл бы его честным человеком и благодетелем народа:

В России известен "ночлежный дом", описанный A.M. Горьким в пье­се "На дне: Н.П. Бугров избирался городским головою, был председате­лем Совета Нижегородской ярмарки. Награжден российскими орденами.

Дело отца продолжил Николай Бугров - известный хлебопромыш­ленник и корабельщик. Он жертвовал на благотворительность полови­ну своей прибыли. Им построены десятки школ, больниц, приютов, церквей на территории Нижегородской области.

(по материалам электронных СМИ) В целом, характер внутрифирменных отношений в России конца XIX в., как правило, был таков, что служащие очень дорожили работой, уходя только при намерении начать собственное дело. Предприятия, где из-за плохого обращения служащие часто менялись, не пользовались уваже­нием в обществе, их презрительно называли «проходными дворами». Развитие отечественной деловой культуры в XX веке

Этика современного российского бизнеса оказалась под влиянием сразу двух культур делового поведения, которые существовали в стра­не до реформ 1990-х годов.

Первая культура связана с административно-командной системой, господствовавшей с начала 30-х годов XX века. Моральные нормы, привносимые в этику бизнеса, зависят от происхождения предприни­мателей, составивших класс российских бизнесменов.

Это, прежде всего, представители государственных структур (пар­тийной, комсомольской номенклатуры, а также хозяйственники, зани­мавшие лидирующее положение в промышленности). Эти люди во многом придерживаются этических ценностей прежних бюрократиче­ских отношений, в том числе традиций «кормления» при государстве, однако некоторые из них привнесли с собой в бизнес и представления о служении обществу.

Вместе с тем в бизнес пришли и другие предприниматели. Они в целом характеризуются высоким уровнем интеллекта и достаточно высокими моральными качествами. Их отличительными чертами яв­ляются интерес и внимание к дореволюционным традициям россий­ского предпринимательства, стремление восстановить эти традиции с учетом принятых в мировой практике норм деловой этики. Однако их деятельность лежит, в основном, в сфере мелкого бизнеса.

По сути, все эти группы лишены исторической перспективы. В на­стоящее время на стыке поведенческих традиций этих групп происхо­дит своеобразный поиск новых жизнеспособных форм. Соответствен­но, этика нового класса бизнесменов в России представляет собой яв­ление сложное и противоречивое. На него влияют разные силы, раз­личные этические традиции и системы ценностей, т.к. в российском бизнесе занято множество людей разных национальностей, разного вероисповедания и разных этических воззрений, имеющих разную эко­номическую основу. Кроме того, в российский бизнес в 90-е годы XX в. пришли граждане зарубежных стран, деятельность которых основана на канонах устоявшейся западной этики.

Контакты с ними обусловливают весьма своеобразное переплете­ние восстанавливаемых национальных российских черт с общемиро­выми, что отчасти облегчает включение российского бизнеса в систе­му мировых этических норм делового поведения.

Вместе с тем, существуют серьезные сложности в формировании деловой российской этики.

1. В России не полностью действует главный фундаментальный принцип современного западного общества - неприкосновенность ча­стной собственности. Частная собственность в России не священна.

2. Российский бизнес действует в условиях неприятия значитель­ной частью общества преуспевания как такового, богатства в любом виде, даже как результата собственного труда. У нас пока еще не пол­ностью сформирована культура успеха.

3. Сложилось своеобразное отношение к закону и роли государства. Этический парадокс российского бизнеса состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется ни законом, ни личным выбором, а диктуется, прежде всего, необходимо­стью выживания предпринимателя в условиях неопределенности, не­совершенства и несоблюдения законов, безразличия, а зачастую и при­теснения со стороны государства.

4. Система партнерства бизнеса и государства в современной Рос­сии существует, главным образом, в виде сращивания крупных струк­тур бизнеса с коррумпированным чиновничеством в виде олигархии.

Тем не менее нравственные основы российского предприниматель­ства становятся чрезвычайно актуальными для нашего общества. Спе­циалисты выделяют в качестве приоритетного направления деловой российской этики рынок покупателя, поскольку только потребитель­ский выбор в конечном счете может стать базой успеха бизнеса. В та­ких условиях нарушение этики может обойтись предприятию дороже. Этичное поведение оказывается более эффективным, чем победа в прямом конкурентном столкновении с использованием безнравствен­ных средств.

Все это обусловило пристальное внимание российских организа­ций к собственной деловой репутации. Проблема управления деловой репутацией стала одной из ключевых в отечественной бизнес-этике, обнаруживая неразрывный сплав экономической и нравственной со­ставляющей. В нашей стране создан Национальный институт изучения репутации, занимающийся проблемами технологии и методов ее управления. Многие результаты исследований этого института име­ют для нас большое практическое значение.

Вопросы для самоконтроля:

1. Выделите наиболее важные этапы развития этической традиции ведения бизнеса в России.

2. Перечислите наиболее известных русских купцов-меценатов.

3. Какие проблемы характеризуют современный уровень деловой российской этики?

4. Перечислите компоненты деловой репутации организации.

5. Назовите нравственные основы российского предприниматель­ства

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Этика предприннмательства

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионально образования.. владимирский государственный университет имени александра григорьевича и.. влгу..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: