О чем говорится в фильме матильда. "Матильда": почему фильм о романе с царем вызвал такой скандал. балет и великие князья

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 октября 2017 года в российский прокат вышел фильм "Матильда", снятый Алексеем Учителем. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории съемок этой картины и общественной реакции на нее.

История съемок

Впервые о работе над фильмом - "исторической мелодрамой", посвященной отношениям императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской, режиссер Алексей Учитель объявил в августе 2011 года. Весной 2012 года сообщалось, что картина с рабочим названием "Матильда Кшесинская" будет снята по сценарию американского режиссера и сценариста Пола Шредера. Бюджет фильма тогда оценивался в $20 млн, главной продюсерской компанией был заявлен "Фонд Владимира Винокура в поддержку культуры и искусства", генеральными продюсерами - сам Алексей Учитель, Владислав Москалев и Владимир Винокур. Съемки планировалось начать в 2012 году, выпустить фильм в прокат - в 2014-м.

Начало работы над фильмом несколько раз откладывалось из-за отказа Алексея Учителя от предложенных вариантов сценария (в итоге был выбран текст Александра Терехова), поиска подходящих актеров и работы режиссера над другим фильмом - "Восьмерка" (по повести Захара Прилепина, премьера картины состоялась в 2013 году). Кроме того, в 2012 году из проекта вышел Владислав Москалев, вместо него третьим продюсером фильма стал Александр Достман.

В августе 2013 года "Матильда" получила финансирование российского Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино), учрежденного правительством РФ. Попечительский совет фонда возглавлял советник президента РФ по вопросам культуры Владимир Толстой.

Съемки кинокартины, начавшиеся летом 2014 года, велись студией Алексея Учителя (творческо-производственное объединение "Рок"). Съемочными площадками стали интерьеры дворцов и соборов Санкт-Петербурга и Москвы, Мариинский и Большой театры. Для исторической постановки было изготовлено 7 тыс. костюмов. В съемках эпизодов коронации Николая II участвовали более 500 человек, трагедии на Ходынке - свыше 2 тыс. статистов. Исполнителями главных ролей стали иностранные актеры: Матильду Кшесинскую сыграла польская актриса Михалина Ольшанская, Николая II - немец Ларс Айдингер. Роль матери императора Марии Федоровны исполнила Ингеборга Дапкунайте. В фильме задействованы также российские актеры - Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский, Григорий Добрыгин и др. Музыку для "Матильды" сочинил американский композитор Марко Бельтрами. Хронометраж фильма - 1 час 49 минут.

По словам Алексея Учителя, бюджет картины составил $15 млн (порядка 900 млн руб.). Согласно данным, полученным депутатом Госдумы РФ Натальей Поклонской от Счетной палаты РФ и опубликованным 5 сентября 2017 года, бюджет ленты - 814 млн руб., в том числе 280 млн руб. государственных субсидий.

Прокатное удостоверение с возрастной категорией "16+" фильм получил от Министерства культуры 10 августа 2017 года. Первый предпремьерный показ в России прошел 11 сентября 2017-го. Специально для депутатов Госдумы закрытый показ состоялся 28 сентября в Москве. Премьера в Санкт-Петербурге состоялась 23 октября в Мариинском театре, в Москве - 24 октября в кинотеатре "Октябрь".

Общественная реакция

Поводом к скандалу вокруг "Матильды" послужила публикация первого трейлера кинокартины, в который вошел эротический фрагмент. 16 апреля 2016 года, через несколько дней после появления трейлера, на сайте "Русская народная линия" был опубликован материал "Предупреждение о вовлечении в ритуальное преступление!". В статье содержался призыв к верующим не смотреть фильм "Матильда", где "праведника хотят выставить блудником и прелюбодеем". Автором статьи был протоиерей Георгий Городенцев, до начала 2010-х гг. входивший в расширенный состав богословско-канонической комиссии при Священном синоде Украинской православной церкви Московского патриархата и получивший известность за публикации в поддержку деятельности Сталина. В мае - июне призывы запретить фильм были опубликованы на "Русской народной линии" и в газете "Завтра".

В июне 2016 года на сайте change.org была зарегистрирована петиция к Министерству культуры и патриарху Кириллу "За отмену фильма "Матильда". Ее инициатором была жительница Минска Анна Кобзенко. Петиция набрала 24,7 тыс. подписей.

Однако наибольший размах скандал вокруг фильма принял в ноябре 2016-го, когда к нему подключилась депутат Госдумы РФ Наталья Поклонская. По просьбе представителей общественного движения "Царский крест", которые назвали фильм Алексея Учителя "антироссийской и антирелигиозной провокацией в сфере культуры", она направила депутатский запрос в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить картину и ее создателей на предмет экстремизма, оскорбления чувств верующих, искажения истории, а также махинаций при финансировании. Всего, по словам депутата, она подала более 40 запросов в различные ведомства. В связи с этим премьера фильма, первоначально намеченная на весну 2017 года, была отложена на полгода. Впоследствии Поклонская выступала в СМИ как главный противник выхода фильма в прокат. Сам Алексей Учитель все эти претензии отвергал и просил сначала посмотреть фильм целиком, прежде чем критиковать.

В течение 2017 года в Москве, Санкт-Петербурге и других городах прошел ряд акций против "Матильды".

31 августа злоумышленники бросили две бутылки с зажигательной смесью в расположенный в Санкт-Петербурге офис студии "Рок" Алексея Учителя.

4 сентября в Екатеринбурге местный житель протаранил вход и поджог кинотеатр "Космос". Предположительно, поводом мог стать протест против возможного показа "Матильды".

11 сентября неизвестные подожгли в Москве автомобили адвокатов, представлявших интересы Алексея Учителя, разбросав вокруг листовки "За Матильду гореть".

20 сентября правоохранительные органы задержали подозреваемых в поджогах автомобилей в Москве. Ими оказались лидер и члены незарегистрированной организации "Христианское государство - Святая Русь", которые ранее публиковали в интернете ролики с угрозами авторам "Матильды" и обещали поджигать кинотеатры, которые будут показывать фильм. Депутат Наталья Поклонская после этого заявила, что их задержали по ее собственному запросу.

Об осуждении насилия и угроз в адрес создателей фильма и кинотеатров заявляли министр культуры Владимир Мединский, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, председатель Синодального отдела Московского патриархата РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

В ходе премьерных показов "Матильды" 23-24 октября в Санкт-Петербурге и Москве были усилены меры безопасности. Всего были задержаны 10 человек: как противников кинокартины, так и активистов, выступавших против "православного экстремизма".

Самый странный баннер на Суперкубке.

Что вообще происходит?

Матч за Суперкубок России запомнился не только победой «Спартака» в дополнительное время, грубостью Луиса Адриано, судейством Безбородова и великим подкатом Владислава Игнатьева. Сектора стадиона «Локомотив» перестреливались матерными текстами, но в какой-то момент переключились на игроков: фанаты «Спартака» скандировали про бразильцев Ари и Гильерме, хотя потом пели вместе с их соотечественником Адриано; а трибуна «Локомотива» оскорбляла Дениса Глушакова и травмированного Александра Самедова.

Досталось всем, но фанаты обеих команд вывесили почти идентичные баннеры, в которых выступили против фильма Алексея Учителя «Матильда».

Серьезно?

На противоположных секторах появились полотна с воинским девизом Российской Империи «За Веру, Царя и Отечество» и словами «Учитель, руки прочь от Русского царя». Баннеры выглядели одинаково (композиция, шрифт и цвета), только фанаты «Спартака» изобразили портрет Николая II. А на Южной Трибуне, где болели за «Локомотив», нарисовали наградной ополченский крест, появившийся в 1812 году при императоре Александре I. На боковые части креста традиционно наносили слова «За Веру и Царя», а в центре изображали монограмму имени императора. В случае с Николаем это был вензель «N».

«Матильда». Что это за кино?


В фильме Алексея Учителя рассказывается о романтических отношениях цесаревича Николая Романова (впоследствии Николая II) и балерины Матильды Кшесинской в контексте крупных исторических событий: крушения императорского состава, в котором находился Александр III и члены его семьи (в том числе и Николай); коронации Николая II и Александры Федоровны в Успенском соборе и последовавшей трагедии на Ходынском поле.

Главные роли в «Матильде» сыграли Михалина Ольшанская (Матильда Кшесинская), Ларс Айдингер (император Николай II), Луиза Вольфрам (императрица Александра Федоровна), Ингеборга Дапкунайте (также императрица Мария Федоровна), Данила Козловский (граф Воронцов), Сергей Гармаш (император Александр III) и Евгений Миронов (Иван Карлович, директор Императорских театров).

Премьеру фильма перенесли с весны на 25 октября 2017 года, но это никак не связано с полемикой вокруг, а только с тем, что в марте ожидался повышенный уровень конкуренции с голливудскими картинами.

Сейчас доступны три официальных трейлера «Матильды» (раз , два , три).

Почему кто-то выступает против этого фильма?


Депутат Государственной Думы и бывший крымский прокурор Наталья Поклонская (няш-мяш , если понятнее) решила, что «Матильда» оскорбляет чувства верующих, и в ноябре 2016 года попросила генерального прокурора Юрия Чайку проверить этот фильм. По словам Поклонской, ей поступали просьбы от общественного движения «Царский крест» (три тысячи подписчиков ВКонтакте), которое с 16 на 17 июля в Екатеринбурге организует царский крестный ход, чтобы собрать как можно больше подписей для запрета «Матильды». В ночь проведения акции будет ровно 99 лет со дня гибели семьи последнего русского императора в подвале дома Ипатьева.

Активность Поклонской вдохновила 21 тысячу человек подписать петицию на сайте Change.org, где претензию к «Матильде» сформулировали так:

«Содержание фильма является сознательной ложью, так как в истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами. Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам Царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем, кроме того, роль Николая II исполнил Ларс Айдингер, немецкий актер, исполнивший в 2012 году порно-роль в фильме Питера Гринуэя».

Также подключилась организация «Христианское государство - Святая Русь», которая, по словам Вахтанга Кипшидзе (заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ) не имеет отношения к РПЦ. Там начали запугивать кинотеатры такими посланиями:

«Очевидно, если завтра выйдет фильм «Матильда», кинотеатры начнут гореть, может даже пострадают люди, и действия эти, от безвыходности, начнутся со стороны тех, кто любит Бога и свой народ, настолько любит, что готов идти хоть в тюрьму, хоть на смерть».

Эти люди вообще смотрели фильм?


Самое интересное, что «Матильду» видело ограниченное количество людей. «Рабочую версию фильма никто, кроме представителей власти, не смотрел. Ее мы также, конечно, показывали митрополиту Илариону, так как он один из крупных руководителей РПЦ. Больше никто», - рассказал режиссер Учитель.

Митрополит Волоколамский Иларион, который возглавляет синодальный отдел внешних связей Русской православной церкви, назвал фильм «апофеозом пошлости».

Все остальные - в том числе и Поклонская - фильм не смотрели, и они этого не скрывают.

«Фильм я не видела, и смотреть не буду, и, думаю, любой человек, уважающий свою историю, хранящий заветы предков и веру, тоже не будет его смотреть», - рассказала депутат Федеральному агентству новостей.

Но это не помешало ей в апреле отправить депутатский запрос в Генпрокуратуру: «Комиссия заключает, что созданный в фильме «Матильда» образ канонизированного Русской православной церковью Российского императора Николая II не может не оскорблять религиозные чувства и не унижать человеческое достоинство значительной части православных христиан». Однако государственная экспертиза (ее проводили в Санкт-Петербурге) не нашла оскорбления чьих-либо чувств.

«Я сказал, что вам надо посмотреть картину, только вы лично можете эмоционально, прагматично оценить, что там есть плохого. Ответ последовал - никогда и ни в коем случае. Мне эксперты все расскажут. То есть разговор бессмысленный», - Учитель для «Дождя» пересказал встречу с Поклонской в Кремле.

Сейчас она много говорит о справедливости. Например, в эфире Царьград ТВ.

Поклонская : Цель у создателей фильма - получить гонорары.

Ведущий : Если бы только это.

Поклонская : Есть вторая цель, о которой вслух принято не говорить, о которой мало что понятно, но только в подсознании, и мы можем догадываться, какова эта цель, а она намного глубже.

Что еще говорят про «Матильду»?

Владимир Мединский , министр культуры РФ:

Как известно, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк. Ситуация с депутатом Поклонской и «Матильдой», мне все больше кажется, смещается в сторону цирка.

Всеволод Чаплин , протоиерей, до этого возглавлял Синодальный отдел РПЦ по взаимодействию Церкви и общества:

Фильм «Матильда» непременно должен быть запрещен, потому что если он будет показан, то Россия погибнет. И это будет справедливо в Божьих очах. И это будет не зло, а благо, потому что через это Господь покажет людям своим наставлением, своим наказанием, чего нельзя делать.

Мировая война неизбежна, но, если этот фильм не будет показан в России, кто-то, наверное, и останется жить, пусть и не в городах. Если он будет показан, да погибнут все. И это будет достойно и справедливо.

Владимир Познер , журналист:

Это мне сильно напоминает историю с «Доктором Живаго» Пастернака, который осуждали все настоящие, преданные коммунисты, советские люди, хотя не читали, потому что читать его было запрещено. Но они знали, что эта книга антисоветская, вредная и так далее.

Откуда здесь фанаты «Локомотива» и «Спартака»?

Пресс-службы обоих клубов появление баннеров не комментировали, поэтому сложно сказать - заказная ли это история или же позиция большинства фанатов.

Заявлений фанатских объединений тоже не было, зато было кое-что другое.

«Наши ребята молодцы! Желаю с каждыми матчем становиться сильнее! Я знаю, что лучшие дни для болельщиков впереди!» - не жалея восклицательных знаков, благодарила фанатов Наталья Поклонская.

«Матильда»:
точка обратного отсчета

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)

До выхода на экраны фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда» остался один месяц. «Независимая газета» обратилась к председателю Патриаршего совета по культуре епископу Егорьевскому Тихону (Шевкунову) с просьбой высказать свою личную точку зрения, а если возможно, и официальную позицию РПЦ на конфликт вокруг фильма «Матильда».

Прежде чем начать разговор о не вышедшем еще на экраны, но вызвавшем уже столько бурь и, признаться, изрядно всех допекшем фильме «Матильда», хотелось бы вспомнить, что в начале нынешнего года прошел беспрецедентно широкий показ другого фильма, также посвященного реальному историческому персонажу, бывшему также главой русского государства и также прославленному как святой в Русской Православной Церкви.

Прогремевший на всю страну «Викинг» в отличие от «Матильды» не вызвал никаких массовых протестов. Не было ни демонстраций, ни требований запрета (за исключением нескольких единичных писем). И это несмотря на то, что его главный герой - великий князь Владимир Святославич - показан в фильме в период его жизни до принятия христианства поистине как дикий изверг: он убивает родного брата Ярополка, насилует на глазах у родителей полоцкую княжну Рогнеду, а затем убивает ее отца, возводит языческие капища и приносит идолам человеческие жертвы. И при всем том этот мастерски снятый натуралистический кинорассказ не вызывает ни в целом в стране, ни в церковной среде протестов. А вот «невинная», казалось бы, киноистория о юношеском романе Наследника российского престола и балерины императорских театров отозвалась в обществе и 100-тысячными петициями с требованиями запрета фильма, и демонстрациями, и судебными исками. Я не говорю уже об экстремальных эксцессах - но это тема скорее либо медицинская, либо уголовная.

Так что же происходит? Ответ представляется достаточно ясным. В случае с «Викингом» авторы фильма представили на экране пусть очень горькую, но правду истории. Об этой неприглядной правде нам повествуют древние летописи и жития. Они доносят до потомков поистине ужасающий образ князя Владимира до его крещения и лишь потом говорят о поразительном его преображении из языческого чудовища в того милосердного, мудрого и могущественного Владимира Красно Солнышко, которого более 1000 лет так почитает и любит наш народ.

В случае же с «Матильдой», к сожалению, все происходит иначе. Сюжет и сценарий фильма построены на неправде. И многие, познакомившись с широко запущенным в Интернет рекламным трейлером фильма или, как довелось мне, прочитав сценарий, эту неправду почувствовали особенно остро. Почему? И потому, конечно, что для немалого числа людей последний русский Император - святой страстотерпец. И потому еще, что как бы по-разному ни относиться к Николаю II, нельзя не признать, что за последние 100 лет на него были вылиты такие потоки клеветы, напраслины и грязи, каких не удостаивался, пожалуй, ни один наш соотечественник. Сегодня, когда доступна объективная информация о нашей истории, привычные стереотипы о последнем Царе и его Семье для многих рушатся. У кого-то советские клише заменяются порой излишней идеализацией. Но у большинства трезвомыслящих людей происходит пересмотр ценностей в сторону объективной оценки, опирающейся на подлинные факты истории.

Балерина Матильда Ксешинская

И вот в годовщину русских революций появляется фильм, в котором снова - явная неправда. Причем измышления, увы, касаются частной жизни Николая II, его отношений с супругой, Императрицей Александрой Федоровной. Эту тему даже в советское время не подвергали искажениям в угоду идеологической конъюнктуре уважающие себя исследователи. И сегодня в данном вопросе наблюдается, быть может, единственный случай полного согласия среди историков диаметрально противоположных убеждений, школ и направлений: все единодушны в том, что отношения между Николаем Александровичем и Александрой Федоровной были исполнены самой высокой любви, абсолютной верности, ответственности, нежности и заботы. Их поразительные по глубине и силе чувства не смогли поколебать никто и ничто, никакие самые страшные, немыслимые испытания, выпавшие на долю этой семьи.

А как же Матильда Кшесинская? Сплошь и рядом критиков сюжета фильма обвиняют в том, что они отрицают сам факт романтических отношений Наследника и юной танцовщицы. На самом деле это - передергивание. Никто не отрицает, что такие отношения действительно были.

С 18-летней Матильдой Феликсовной Кшесинской Наследник, которому от роду тогда было 22 года, познакомился в сложный период своей жизни: девушка, которую он недавно навсегда и беззаветно полюбил с первого взгляда, Гессен-Дармштадтская принцесса Алиса (через несколько лет она станет его женой - Императрицей Александрой Федоровной), тогда отказала ему, поскольку не находила возможным сменить вероисповедание - перейти из протестантизма в Православие, о котором имела самые смутные представления.

Между тем по законам Российской империи это было обязательно для будущей царицы. К тому же и отец, Александр III, твердо воспротивился выбору сына: у Императора были другие виды на брак наследника.

И вот, отринутый любимой девушкой, получивший строгое увещание отца о невозможности желаемого брака, Цесаревич Николай Александрович позволил себе влюбиться в талантливую балерину. Каковы были их отношения? Одни историки говорят, что молодые люди были очень близки. Другие уверяют, что связь была лишь платонической. Как бы то ни было, в конце концов, это - не наше дело. Они общались с 1892 по 1894 год. А весной 1894 года принцесса Алиса наконец согласилась стать женой Николая; согласие на их брак дал и Александр III. Николай Александрович был безмерно счастлив. Расставание с Матильдой произошло без драм и надрывов: он просил у нее прощения, обещал помогать во всем. Они решили навсегда оставаться искренними друзьями, обращаться друг к другу на «ты»… Но - в заочном общении. Общение очное было разорвано раз и навсегда в том же 1894 году, в котором состоялась помолвка, а затем и свадьба Николая и Александры.

Николай счел своим долгом рассказать невесте о Матильде. Вот что писала Аликс своему жениху после этих непростых для нее признаний: «Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?»

Период с 1894-го - когда принцесса Алиса прибывает в Россию, переходит в Православие и сочетается браком с Николаем II, только что ставшим Императором Всероссийским, - до 1896 года, на котором оканчивается киноповествование, были самыми безмятежными и счастливыми в жизни молодой супружеской пары.

А что же происходит в сценарии фильма, представленном публике ни больше ни меньше как «главный исторический блокбастер года»? А в нем все это время Николай мечется в страданиях, истерике и интимных сценах между Матильдой и Александрой, между Александрой и Матильдой…

Ну а дополняют «историческое полотно» такие драматургические находки, как, к примеру, эпизод, в котором Александра Федоровна, словно мрачная фурия, с острым ножом идет на Матильду, чтобы добыть ее кровь. Или развеселый кинообраз Александра III: этого в жизни необычайно благородного, чуждого всякой пошлости Государя создатели фильма заставляют заявить, что он «единственный из Романовых, который не жил с балеринами»…

Не буду умножать горьких примеров. В целом история сводится к тому, что Николай, конечно же, любит демократичную, смелую, свободно мыслящую Матильду, но «ради долга и трона» женится на Александре - и заставляет свое сердце полюбить ее. В общем, такая вот экранизация известной песни: «Все могут короли», кроме разве того, чтобы жениться по любви.

Как стало известно, несколько месяцев назад сценарий фильма был передан для рецензии двум известным историкам, с разрешения которых помещаю здесь их краткое резюме.

«О сценарии полнометражного фильма «Матильда»
(автор сценария: Александр Терехов)

Серьезно разбирать это произведение не нужно, да и невозможно. Сценарий фильма «Матильда» не имеет никакого отношения к историческим событиям, о которых в нем повествуется, разве что только имена героев соответствуют действительности, и у Наследника Цесаревича был роман с Матильдой Кшесинской. В остальном - сплошной вымысел самого дурного вкуса. Уже первая сцена вызывает улыбку и сильное недоумение. Матильда Кшесинская не взбегала на хоры Успенского собора Московского Кремля во время коронации Императора Николая II, не кричала: «Ники, Ники!», а сам Император не падал в обморок. Все это выдумка авторов сценария, воскрешающая в памяти строки из известного романа Ильфа и Петрова: «Графиня изменившимся лицом бежит пруду». Только у Ильфа и Петрова это гротеск и ирония, а в сценарии - суровая «правда» жизни героев, как она представляется автору.

Сценарий кишит выдумками самого дурного вкуса, не имеющими никакого отношения ни к реальным событиям, ни тем более к чувствам героев. Чего только стоит сцена, когда отец Николая Император Александр III выбирает для сына любовницу из числа балерин Мариинского театра. Надо ли объяснять, что такая пошлость могла родиться только в голове у человека, не имеющего никакого представления о реальных отношениях в Царской Семье, да и в придворной среде.

Император Николай II и Императрица Александра Федоровна причислены Русской Православной Церковью к лику святых как страстотерпцы. Но святость - это не стерильность. И в их жизни были разные ситуации (например, отношения с Распутиным), и их деятельность по-разному оценивается историками. Не было только одного - пошлости и грязи. А именно пошлость и грязь самого низкого пошиба автор сценария выдает за историческую истину.

Президент исторического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова,
профессор, академик РАН С.П. Карпов.

Заведующий кафедрой истории России XIX века - начала XX века
исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
профессор С.В. Мироненко.

Режиссер фильма Алексей Учитель неоднократно заявлял, что не имел и не имеет никакого намерения оскорбить память Николая II. А то, что представлено в сюжете фильма, - не более чем художественный вымысел, без которого не обходится ни одно историческое полотно. Нет оснований не верить Алексею Ефимовичу. Только дерзну напомнить высказывание подвижника VII века святого Исаака Сирина: «Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным». Нет никаких сомнений, что у художника есть право на творческий вымысел. Вопрос лишь в том, в какой мере это право применять, чтобы произведение стало частью высокой культуры.

В дискуссиях о «Матильде» те, кто отстаивает презумпцию безбрежной свободы творчества художника, нередко поминают всуе великие имена, в частности, Пушкина, Толстого. Зря приводят такие примеры! Как раз и в «Капитанской дочке», и в «Войне и мире» перед нами примеры гениальной меры самого бережного отношения к истории и к ее личностям при художественной реконструкции исторических событий.

«Вымысел не есть обман» - мы помним эти слова Булата Окуджавы. Художественный вымысел ни в коем случае и не должен быть обманом. Ни для каких целей. Какими бы творческими, драматургическими и эстетическими резонами этот обман ни пытались бы оправдать. Немыслимо себе представить, чтобы ради предания некой особой «креативности» сюжета в «Капитанской дочке» автор, к примеру, сделал бы Екатерину II любовницей Пугачева, а в «Войне и мире» для большей «драматургической напряженности» распалившийся от «вдохновения» писатель сдал бы Наполеону, а потом и сжег не только Москву, но и Санкт-Петербург. А что? Ничего личного, просто художественный вымысел. Ведь автор (или, как сейчас любят говорить, - «творец») имеет полное право…

Что касается официальной позиции Русской Православной Церкви по отношению к фильму «Матильда», то она была высказана мною как председателем Патриаршего совета по культуре еще в прошлом году в «Российской газете»: мы не будем требовать запрета фильма, почитая такой путь тупиковым. Но оставляем за собой право опровергать неправду и доносить до тех, кто хочет услышать, достоверный рассказ об этом периоде жизни святого страстотерпца царя Николая. Также безусловной позицией Русской Православной Церкви является высказанное неоднократно решительное осуждение любых экстремистских действий, притянутых к дискуссии об этом фильме.

Я не буду в этой статье говорить об оскорблении религиозных чувств - эта материя, действительно, слишком зыбкая, тем более когда она подкреплена статьей Уголовного кодекса. Но хотелось бы заострить вопрос о не подлежащем никакому уголовному наказанию оскорблении чувства исторической правды. Об ответственности художника - нравственной, не более того, - за очевидную историческую неправду, которая ведет к никому не нужным общественным конфликтам, подобным сегодняшнему.

И, наконец, последнее. Если немалое число моих соотечественников сегодня живо и личностно чувствуют себя оскорбленными при встрече с исторической неправдой, если они почитают немаловажным для себя вступиться за честь своей истории, за честь своих давно отошедших в вечность великих и малых сограждан, используя для этого в первую очередь дискуссию, а если считают необходимым, и свои законные гражданские права, - это хороший, очень хороший признак.

А фильм? Через месяц он будет показан на экранах многих российских городов. Отдельно необходимо отметить, что «Матильда» - единственный художественный фильм, созданный в нашей стране к 100-летию революций. Именно это кинопроизведение с таким сюжетом и с таким авторским подходом особенно ярко ознаменует собой посильный для нынешнего отечественного киноискусства, да во многом и для нашего общества масштаб осмысления самых трагических и судьбоносных событий нашей новой и новейшей истории.

Но, может быть, это хотя бы станет точкой обратного отсчета?

Скандал вокруг еще не вышедшего фильма о первой любви императора Николая II развернулся с новой силой. Чем же фильм, который находится еще в производстве, так возмущает общественность?

В центре сюжета исторической мелодрамы, как назвали жанр создатели, – любовь царевича Николая Романова, будущего последнего российского императора Николая II, и балерины Матильды Кшесинской. Романтические отношения длились недолго – до коронации его с будущей супругой Александрой Федеровной. Кстати, поговаривают, что у балерины и Николая II даже родилась дочь (!)

После связи с царевичем Николаем Александровичем была любовницей другого великого князя Сергея Михайловича, а позже вышла замуж за еще одного представителя царского дома – великого князя Андрея Романова. Воспитывала внебрачного сына. А после революции 1917 года навсегда покинула Россию. В Париже у нее была своя балетная школа.

Запрет фильма Матильда одна из горячо обсуждаемых тем рунета

Фото кадр из фильма

Судьба Кшесинской сама по себе любопытна – она прожила долгую жизнь, почти сто лет. Она – прима-балерина императорских театров, влиятельная особа.

На роль главной героини пригласили польскую актрису Михалину Ольшанскую, императора Николая II сыграл немецкий актер театра и кино Ларс Айдингер. Среди звездных имен: Ингеборга Дапкунайте, Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский и Григорий Добрыгин.

Картина между тем с первого дня была задумана как масштабная историческая реконструкция: были специально воссозданы Успенский собор, Дворец на Речном понтоне и интерьеры вагонов Императорского железнодорожного состава. Съемки проходили в Мариинском театре, в Екатерининском, Александровском, Юсуповском и Елагиноостровском дворцах. На 5 тысяч костюмов ушло, по некоторой информации, 17 тонн ткани. А всего бюджет картины составляет 25 млн долларов.

С чего все началось?

Фото кадр из фильма

О том, что режиссер Алексей Учитель в 2014 году приступил к съемкам исторического кино, было известно и ни у кого не вызывало протеста. А когда производство было в самом разгаре, если не сказать больше, общественность вдруг начала активно возражать против съемок, требуя полного запрета. Возможно, показался провокационным первый трейлер к фильму. Но с момента его появления посыпались жалобы. Среди главных инициаторов – общественное движение «Царский крест»:

«В фильме „Матильда“ царь Николай II изображен не тем, кем он был на самом деле. Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», – говорится в официальном заявлении общественников. И они обратились за поддержкой к Наталье Поклонской, теперь уже депутату Госдумы, а в то время прокурору Республики Крым.

Наталья Поклонская дважды направляла в Генпрокуратуру РФ просьбу о проверке «Матильды» на экстремизм. Проверка не нашла нарушений. В 2016 году в интернете появилась петиция на сайте Change.org, цель которой – запретить фильм. «Содержание фильма является сознательной ложью» – говорится в ней.

«В истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами, – сказано в петиции. - Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда, что также является ложью. В картину включены постельные сцены Николая II с Матильдой, сам царь представлен жестоким мстительным развратником и прелюбодеем».

Фото кадр из фильма

В конце января 2017 года по кинотеатрам страны были разосланы письма-жалобы. Наталья Поклонская отправила еще один депутатский запрос в Генеральную прокуратуру, чтобы проверить законность расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание фильма. А в апреле 2017 года – в экспертную комиссию, в составе докторов психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет, чтобы оценить сценарий и трейлеры фильма.

Члены комиссии усмотрели массу критических замечаний: от опять-таки морального облика русского царя до некрасивой внешности его возлюбленной. И вердикт прежний: в картине навязывается ложный образ святого Николая II, оскорбляются чувства верующих. Результаты экспертизы в очередной раз направлены в Генпрокуратуру.

Кто поддержал выход фильма?

Главная мысль, которая звучит у большинства деятелей культуры и чиновников, – преждевременно выносить мнение о фильме, который еще и не вышел. Но агрессивные нападки от общественных организаций тоже не могли остаться без внимания. Многие деятели культуры посчитали своим долгом выступить в поддержку картины: кинорежиссер Станислав Говорухин, председатель думского комитета по культуре, раскритиковал идею о проверке фильма, добавив, что такие инициативы надо прерывать на корню.

Открытое письмо написали более сорока российских кинематографистов, среди которых Павел Лунгин, Александр Прошкин, Александр Гельман, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие. Министр культуры Владимир Мединский, несколько раз бывавший на съемках картины, в эфире радио «Комсомольская правда» тоже поддержал «Матильду».

Наконец, комментарий по поводу ситуации вокруг премьеры дал пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, оценивать фильм, который еще не готов, по меньшей мере, странно. «И потом, честно говоря, я, к сожалению, не располагаю информацией, какие именно эксперты оценивали фильм – эксперт эксперту рознь. Поэтому, не зная, кто именно оценивал фильм, в рамках каких полномочий, наверное, трудно о чем-то говорить», – заявил Песков.

А что говорят потомки царской династии Романовых?

Фото кадр из фильма

Представители дома Романовых не солидарны в оценке еще не вышедшего фильма. Но идея фильма многим явно не пришлась по душе. Директор канцелярии Российского императорского дома Александр Закатов в эфире «Радио «Балтика» назвал «Матильду» низкопробной подделкой, которая не имеет ничего общего с реальными событиями: «Обсуждать личность даже святого человека, даже царя, вполне можно, но с какой целью? Чтобы показать в каком-то извращенном виде, чтобы заработать деньги на низких эмоциях и инстинктах? Это нехорошо».

Представитель объединения членов семьи Романовых (другая ветвь семьи) в России Иван Арцишевский считает, что в картине нет ничего обидного. «Николай II стал святым за мученическую смерть, а показать его человеком, я считаю, абсолютно нормально – это моя личная позиция», – рассказал Арцишевский ТАСС .

Создатели фильма устали от споров

Режиссер Алексей Учитель назвал дискуссию вокруг «Матильды» бесполезной и ненужной. «Честно говоря, я уже устал от войны госпожи Поклонской со мной и всей съемочной группой фильма. Вместо того чтобы спокойно заканчивать фильм, я вынужден отвлекаться на чушь, бред и оскорбления», – заявил режиссер РИА Новости . «Выйдет фильм, все его посмотрят, и тогда только возможно его обсуждение».

Также считает и продюсер фильма Александр Достман: «Люди, которые не видели фильм, а его не видел никто, кроме рабочей группы, не могут делать никаких заключений – это смешно, кинокомедия какая-то, удивительная глупость. И еще удивительно то, что все идут у Натальи Поклонской на поводу, считаются с ее мнением, ей-то я уже перестал удивляться. Это фильм о красивой любви. Вне зависимости от того, царь Николай или не царь, он – человек, а человек, что, не может любить?».

По информации ТАСС, Константин Добрынин, адвокат режиссера Алексея Учителя, обратился в комиссию по этике Госдумы России с жалобой на деятельность депутата Натальи Поклонской, обосновав возможные нарушения правил депутатской этики, проявившиеся «в необоснованных обвинениях» Поклонской в адрес Учителя, а также в «использовании заведомо ложной информации и призывах к незаконным действиям» в отношении создателей фильма «Матильда».

Когда премьера?

Премьера назначена на 26 октября 2017 года, она пройдет в Мариинском театре – там, где в начале XX века выступала главная героиня фильма Матильда Кшесинская. Кстати, музыкальным продюсером фильма стал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.

Фильм «Матильда» еще до премьерного показа успел наделать много шума из-за скандальной составляющей. По этой причине не удивительно, что огромное количество россиян пытаются понять, про что данная картина и почему ажиотаж обрел скандальные оттенки. Постараемся в общем стиле окинуть взором текущую ситуацию, связанную со скандалом вокруг «Матильды».

Картина Алексея Учителя «Матильда» о романе императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской вызвал резонанс в обществе еще до выхода в прокат. С резкой критикой фильма и требованием его запрета выступила зампредседателя комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Наталья Поклонская («Единая Россия»).

Против заявлений Поклонской выступил глава Минкультуры Владимир Мединский, который обратился к полиции с призывом пресечь давление на государство и кинобизнес. Помимо этого некоторые крупные кинотеатры уже отказались от показа картины у себя в кинозалах в связи с поступающими угрозами безопасности.

Документальный фильм о жизни балерины Матильды Кшесинской на протяжении нескольких лет находится в открытом доступе на сайте YouTube, и его содержание не вызывает никаких вопросов.

Об этом сообщил глава комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР).

«Обращаю внимание что в YouTube можно найти фильм «Матильда Кшесинская», которому уже несколько лет. Это документальный фильм, там все рассказывается то, что мы сможем увидеть в художественном исполнении фильма «Матильда», — отметил Нилов.

Депутат сообщил, что фракция ЛДПР осуждает любые противоправные проявления относительно фильма Алексея Учителя «Матильда», который должен выйти на экраны 25 октября.

«С одной стороны, хорошо, что в обществе идет активное обсуждение и есть разные точки зрения, но когда из плоскости обсуждения это переходит в противоправные действия или радикализм, это страшно, опасно и недопустимо», — заявил Нилов.

Депутат сообщил, что не понимает, почему ему или любым другим людям, которые желают посмотреть этот фильм, запрещают это сделать.

«Я посмотрю и, может быть, сам буду жестким критиком этой картины, но я ни в коем случае не должен говорить людям, что смотреть фильм не надо. Есть прокатные удостоверения, есть снятый фильм, эксперты уже посмотрели и оценили. Поэтому хотите — смотрите, не хотите — не смотрите», — поведал глава комитета.

Фильм «Матильда» как проходит показ в России:

В Петербурге отменили показ «Матильды»

Показ фильма «Матильда» Алексея Учителя в рамках выставки «Кино Экспо» в Санкт-Петербурге отменен. Об этом агентству РИА Новости во вторник, 19 сентября, сообщили в оргкомитете мероприятия.

«Фильм «Матильда» показан не будет», — заявил собеседник агентства.

Он подчеркнул, что информация о посещении киносеанса министром культуры России Владимиром Мединским не соответствует действительности.

Причины отмены показа не раскрываются.

Ранее во вторник представители «Кино Экспо» объявили, что глава Минкульта приедет на показ «Матильды». Организаторы уточнили, что лента будет демонстрироваться только участникам выставки.

Посол Франции в России прокомментировала ситуацию вокруг фильма «Матильда»

Посол Франции в Москве Сильви Берманн в интервью РИА Новости прокомментировала ситуацию вокруг фильма «Матильда»: сама она еще эту кинокартину не смотрела, однако подчеркнула, что Париж привержен идее свободы творчества.

«Я этот фильм не видела, но еще раз подчеркну, что Франция привержена свободе творчества», — сказала французский дипломат.

Фильма «Матильда»: когда выходит в России, сюжет

«Матильда» выходит в российский прокат 26 октября. Фильм посвящен судьбе балерины Матильды Кшесинской, в которую был влюблен будущий император Николай II.

Задолго до выхода в прокат картина спровоцировала общественный резонанс: представители общественного движения «Царский крест» назвали «Матильду» «антироссийской и антирелигиозной провокацией», а депутат Госдумы Наталья Поклонская попросила Генпрокуратуру проверить картину, она также призвала отозвать выданное фильму прокатное удостоверение.

По ее словам, специалисты и ученые сделали комплексную экспертизу материалов фильма, которая показала, что созданный в «Матильде» образ не соответствует образу канонизированного РПЦ императора Николая II.