О чем говорится в рассказе кукушка бунин. Рассказы

Солдат в отставке получил прозвище “Кукушка” неспроста, он не имеет ни дома, ни родственников. Долгие годы он скитался по миру с протянутой рукой, и наконец, в нее вложили хлеб, а не камень – он заполучил должность лесного сторожа. Барин предоставил ему жилье и пищу.

Однако служба у него не пошла. Однажды он пришел к барину получать деньги. При этом Кукушка сам поразился несоответствием барских покоев и своей фигуры внутри них. Барин обвинил Кукушку в вырубке 3 молодых дубков и не стал слушать его оправданий.

Бедный Кукушка испугался вновь потерять жилье, без которого он жил долгое время и решил добиться помилования от барина. Он решил ублажить его поимкой волчат для детей барина, чтобы его не выгнали из сторожки.

В то время, пока кукушка ловил волчат, кто-то снова срубил деревья, о чем приказчик быстро сообщил барину. Тот принял решение продержать кукушку лишь до лета, а затем выгнать.

Нелегкая судьба бедного старика не складывалась с детства. Сначала он был подпаском, затем стал пастухом, после был отправлен в солдаты. Отслужив, пытался найти работу будочником на чугунке, конюхом, работником, но ни на одном месте не задерживался долго. Все считали его непутевым и не годным ни для работы, ни для службы. Окружение Кукушки придумало для него много обидных прозвищ, в том числе “лодырь”, “неудельный”, “с дурью”. Стоит отметить, что клички были вполне заслуженными, он действительно был не шибко умен, так как был сиротой и его никто и ничему не обучал. Постоянно слышав в свой адрес подобные прозвища, его самооценка упала и он стал считать себя таким “неудельным” и больше не пытался перечить судьбе.

Серьезных дел ему не доверяли, лишь простые и незначительные, что плохо сказывалось на зарплате. Это вынудило Кукушку пойти по миру с протянутой рукой. Шли годы, Кукушка стал стареть, тем не менее, пытался не задумываться о своем будущем. Жил каждым днем, повезло устроиться сторожем и пожить в сторожке - был счастлив этому. Хотя осознавал, что его счастье долго не продлится.

Кукушка посчитал, что если он прикинется больным, барин простит ему вырубку дубков, однако он ошибся. Барин выгнал его и обрек на попрошайничество.

Дети барина, которым он раздобыл волчат, поведали Кукушке, что один волчонок умер, а другой отказывается от еды. Кукушка сообщил барчукам, что, скорее всего ни он, ни волчонок не переживут этой зимы. Он сравнивает себя с волчонком, потому что у него также нет своего жилья. Кукушка уверен, что в эту зиму он замерзнет. Он недоумевает, за что ему такое наказание, он ведь крещеный.

Барские дети не смогли убедить отца разрешить старому нищему пожить на их дворе, однако на барина напал приступ щедрости, и он одарил старика тремя рубашками. Кукушка был очень рад, особенно белой рубашке, теперь он знал, в чем его можно будет похоронить. И его предсказание сбылось. Зимой его не стало.

  1. Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.
    Великий писатель, Иван Алексеевич Бунин, родился 22 октября 1870 года в Воронеже. Алексей Николаевич Бунин, отец писателя, принадлежал к древнему дворянскому роду. Мать писателя, Людмила Александровна Бунина (Чубарова) , также имела старинные дворянские корни. Несмотря на это, семья Буниных жила очень скромно, так как Алексей Николаевич был заядлым игроком и любителем вина, проматывая как свое состояние, так и состояние жены. В 1873 году Бунины переехали в именное поместье на хуторе Бутырки (Орловская область) . Образованием будущего писателя занимался домашний воспитатель, который преподал ему первые уроки чтения и письма. Краткое содержание рассказа кукушка Бунин Особого интереса к учебе Иван Алексеевич не проявлял, хотя всегда любил читать книги. В 1881 году, в возрасте 11 лет, мальчик поступил в Елецкую гимназию, которую пришлось бросить через пять лет, так как у родителей не было средств на дальнейшее образование сына. Вернувшись в родной дом, под руководством своего старшего брата Ивана, Бунин прошел всю программу гимназии, а со временем и программу университета.
    В 17 лет Иван Алексеевич написал первые стихи, в которых он подражал творчеству Лермонтова и Пушкина. В 1887 году состоялся первый дебют молодого поэта в печати. Его произведение опубликовали в журнале Родина. Еще через год стихи Бунина взяли для печати в издание Книжки недели, где публиковались произведения Щедрина, Толстого и Полонского.
    С 1889 года, переехав в Орел, Бунин начинает самостоятельную жизнь. В Орле выходят первые сборники писателя: Под открытым небом, Стихотворения, Листопад. Тогда же, после печати в 1900 году произведения Антоновские яблоки, приходит и первая известность. Здесь же Бунин жениться, но брак длиться недолго, после чего в 1906 году Иван Алексеевич вступает в гражданские отношения с Верой Муромцевой, племянницей председателя Госдумы Российской империи первого созыва. В начале семейной жизни супруги много путешествовали по восточным странам, побывав в Египте, Сирии, Палестине и других странах Востока. Официально свои отношения супруги зарегистрировали только в 1922 году. В 1909 году писателя признают академиком изящного слова, а еще через два года Бунин получает звание почетного члена Общества любителей словесности, которое возглавляет в 1914 году.
    Революцию 1917 года писатель воспринимает очень негативно, что заставляет его эмигрировать за границу во Францию. В Париже писатель ведет активную общественную и политическую жизнь, выступая с лекциями и сотрудничая с русскими политическими организациями, хотя в силу своего характера с трудом находит общий язык с видными представителями русской эмиграции.
    Вдали от родины вышли самые известные произведения писателя: Митина любовь, Жизнь Арсеньева, Солнечный удар и др. Во время второй мировой войны Бунин категорически отказывается от всяческих контактов с нацистами, перебравшись в 1939 году в Грассе (Приморские Альпы) , где и провел всю войну, активно интересуясь судьбой своей покинутой Родины. Краткое содержание рассказа кукушка Бунин В военные годы Бунин написал серию "Темные аллеи", которая стала новым веянием не только в творчестве самого писателя, но и во всей русской литературе. В 1945 году семья Буниных возвращается в Париж.
    За все время эмиграции Бунин не раз говорил о своем желание вернуться на родину, но, несмотря на указ правительства СССР, разрешающий ему осуществить свое мечту, в России Иван Алексеевич так и не вернулся. Отчасти на это повлияли гонения на А. Ахматову и М. Зощенко. Умер писатель в достаточно преклонном возрасте 8 ноября 1953 года, оставив великий вклад в русскую литературу.

Солдат в отставке получил прозвище “Кукушка” неспроста, он не имеет ни дома, ни родственников. Долгие годы он скитался по миру с протянутой рукой, и наконец, в нее вложили хлеб, а не камень - он заполучил должность лесного сторожа. Барин предоставил ему жилье и пищу.

Однако служба у него не пошла. Однажды он пришел к барину получать деньги. При этом Кукушка сам поразился несоответствием барских покоев и своей фигуры внутри них. Барин обвинил Кукушку в вырубке 3 молодых дубков и не стал слушать его оправданий.

Бедный Кукушка испугался вновь потерять жилье, без которого он жил долгое время и решил добиться помилования от барина. Он решил ублажить его поимкой волчат для детей барина, чтобы его не выгнали из сторожки.

В то время, пока кукушка ловил волчат, кто-то снова срубил деревья, о чем приказчик быстро сообщил барину. Тот принял решение продержать кукушку лишь до лета, а затем выгнать.

Нелегкая судьба бедного старика не складывалась с детства. Сначала он был подпаском, затем стал пастухом, после был отправлен в солдаты. Отслужив, пытался найти работу будочником на чугунке, конюхом, работником, но ни на одном месте не задерживался долго. Все считали его непутевым и не годным ни для работы, ни для службы. Окружение Кукушки придумало для него много обидных прозвищ, в том числе “лодырь”, “неудельный”, “с дурью”. Стоит отметить, что клички были вполне заслуженными, он действительно был не шибко умен, так как был сиротой и его никто и ничему не обучал. Постоянно слышав в свой адрес подобные прозвища, его самооценка упала и он стал считать себя таким “неудельным” и больше не пытался перечить судьбе.

Серьезных дел ему не доверяли, лишь простые и незначительные, что плохо сказывалось на зарплате. Это вынудило Кукушку пойти по миру с протянутой рукой. Шли годы, Кукушка стал стареть, тем не менее, пытался не задумываться о своем будущем. Жил каждым днем, повезло устроиться сторожем и пожить в сторожке - был счастлив этому. Хотя осознавал, что его счастье долго не продлится.

Кукушка посчитал, что если он прикинется больным, барин простит ему вырубку дубков, однако он ошибся. Барин выгнал его и обрек на попрошайничество.

Дети барина, которым он раздобыл волчат, поведали Кукушке, что один волчонок умер, а другой отказывается от еды. Кукушка сообщил барчукам, что, скорее всего ни он, ни волчонок не переживут этой зимы. Он сравнивает себя с волчонком, потому что у него также нет своего жилья. Кукушка уверен, что в эту зиму он замерзнет. Он недоумевает, за что ему такое наказание, он ведь крещеный.

Барские дети не смогли убедить отца разрешить старому нищему пожить на их дворе, однако на барина напал приступ щедрости, и он одарил старика тремя рубашками. Кукушка был очень рад, особенно белой рубашке, теперь он знал, в чем его можно будет похоронить. И его предсказание сбылось. Зимой его не стало.

Смысл названия и основные проблемы (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) рассказа И.А. Бунина «Кукушка» (мастерская построения знаний и творческого письма)

Цель :

  • выявить художественную идею рассказа; особенности раннего творчества И.А. Бунина;
  • развивать навыки работы с учебником, иллюстрациями; навыки выразительного чтения;
  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в процессе выявления символического значения слова «дом».

Результаты урока:

Предметные результаты : выделение необходимой информации, решение проблем творческого, поискового характера.

Метапредметные результаты : развитие речевой деятельности, формирование умения принимать, понимать людей разного социального положения.

Личностные результаты : закрепление нравственных норм поведения.

Оборудование: учебник литературы для 7 класса, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, раздаточный материл.

Структура урока

1. Индукция.

2.Самоконструкция.

3. Социоконструкция.

4.Социализация.

5. Афиширование.

6. Разрыв.

7. Рефлексия.

Работа во время мастерской ведется в группах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

І . Индукция .

Сегодня у нас не совсем обычный урок, а Мастерская. Работать нам будет, может быть, не очень легко, но, надеюсь интересно. И тема сегодняшней мастерской: « Смысл названия и основные проблемы рассказа (доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение) И.А. Бунина «Кукушка» (Слайд 1).

Напишите слово ДОМ как вам удобно (вертикально, горизонтально, заглавными буквами или прописными). Подберите к этому слову слова-ассоциации. Обменяйтесь своими словами в группе. (3 минуты)

II. Самоконструкция.

Группам раздаются высказывания писателей и поэтов о доме.

«Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо...»).

Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?». (Слайд 2). (10 минут)

III. Социоконструкция.

Прочитайте свои тексты в группе, выберите один текст от группы и прочитайте его вслух. (7 минут)

IV. Социализация. (3 и 5 минут)

Группам раздаются вопросы.

1 группа . Прочитайте рассказ от начала до слов «...вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).

Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения? (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14). (слайд 3, 4).

(Преобладают серые тона, картина леса написана в приглушенной цветовой гамме).

Слово учителя.

В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персонажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет - свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, - символ окончательного запустения и одиночества.

2 группа . Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». (Индивидуальное задание). (Слайд 5).

Сообщение учащегося.

«Мужичок из робких» - Илья Ефимович Репин. 1877. Холст, масло. 65х54

Один из интереснейших портретов работы Репина, в котором удивительно все, начиная с самого названия. Перед нами худощавый мужичок, взлохмаченный, с окладистой бородой. Его позу можно принять за выражение некой неуверенности, скованности. Но лишь позу. Глаза выдают в герое бурю страстей, волю, бесстрашие и энергию. Так может выглядеть разбойник, бунтовщик. Робость мужичка напускная, ложная. Он словно сжатая пружина, которая вот-вот распрямиться...

Репину удалось создать потрясающий образ русского мужика "себе на уме". Потрясающе передан блеск глаз, в морщинах читается судьба, а выгоревшая на солнце рыжеватая борода, подтверждает предположение о разбойном прошлом мужичка. Художник сумел разгадать все тайны своей модели...

Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14). (Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека).

3 группа . Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш...» до « ...и весна прошла дружно, весело». Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия? (Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный", не "хозяйственный" человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного", обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе»).

Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова и другие взяты в тексте в кавычки? (Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку).

Слово учителя.

Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».

4 группа . Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться...» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании? (Рабочая тетрадь 3 вопрос стр. 14). (Слайд 6).

Слово учителя.

Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.

Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки...» до слов «...даровать ему тихую и скорую кончину...»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

«Ел он пристально, с жадной неторопливостью нищего, он искренне просил Бога даровать ему скорую и тихую кончину».

Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

Слово учителя.

Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.

Заслушиваются ответы групп с комментариями учителя.

V. Афиширование. (5 минут)

Задайте свои вопросы по содержанию рассказа. Возможно, что-то осталось непонятным. (Обсуждение. Если вопросов нет, то учитель предлагает свои). (Слайд 7).

В каких отношениях с миром природы находится Кукушка? (Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы).

Почему волчица поселилась неподалеку от Кукушки, не опасаясь присутствия человека? (Слайд 8).

Какова судьба волчат? (Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть).

VI. Разрыв. (5 минут)

Обсудите в группах вопросы:

Какое значение приобретает фраза Кукушки:

«- Зимой нашему брату плохо.

Какому брату?

Волчиному»?

Какая участь ждет волчонка, которого ребята отпустили на свободу? (Слайд 10).

Почему Кукушка замерз около леса? (В лесу, к которому шел Кукушка, стоял его Дом, который он безвозвратно потерял. Человек, лишенный Дома, теряет целый Мир, Вселенную, что неизбежно приводит его к гибели).(Слайд 11).

Объясните смысл названия рассказа.

Какие проблемы затронуты в этом рассказе?

Выберите слова, которые могут быть ключевыми для сочинения по теме «Что значит дом для Кукушки?».

Записываем их на доске. (Очаг, тепло, уют, родные, любовь).

Выразите свои ощущения вокруг одного из этого слов или выберите любой проблемный вопрос и напишите на него размышление. Прочитайте.

VII. Рефлексия. (2 минуты)

Ответьте на вопросы: что вы сегодня делали? Отметьте моменты, когда было радостно, когда или чему удивились? Какие задания вам понравились и почему? Сделали ли какое-то открытие?

Индивидуальное задание: подготовить сообщение об именах Вера, Николай, Евграф, о символическом значении алмаза. Подготовить пересказ эпизода в ломбарде от лица оценщика.

«Главный-то дом человек в душе у себя строит, и этот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет» (Ф. Абрамов «Дом»).

«Если в доме пребывает мир, если брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, то тот дом счастлив» (И.С. Шмелев «Лето Господне»).

«Где любят нас – лишь там очаг родимый» (Д. Байрон).

«Да, не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, что эти стены – наши. Чудо в том, что незаметно он передает нам запасы нежности – и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты, где точно воды родника, рождаются грезы». (А. Сент-Экзюпери «Планета людей»).

«Жить так на воле, умирать – так дома» (А. Ахматова. Жить – так на воле»).

«Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дом кто-то ждал». (Р. Рождественский «Человеку мало надо...»).

«Великая истина открылась мне. Я узнал: люди живут. А смысл их жизни в их доме. Дорога, ячменное поле, склон холма разговаривают по-разному с чужаком и с тем, кто здесь родился» (А. Сент-Экзюпери «Цитадель»).

Дом (царство), разделившееся внутри самого себя не устоит. (Библия. Новый завет. Стих 12:25).

«Дом – это место, где можно не подлаживаться. Не контролировать слова. Быть усталым, когда устал, быть молчаливым, когда хочется молчать – и при этом не бояться, что обидишь. Не притворяться ни мгновения – ни жестом, ни взглядом». (В. Рыбаков. «Гравилет Цесаревич»).

«Если в спешке строишь вселенную или дом, то почти наверняка потом заметишь, что забыл сделать мель или чулан для щеток» (М. Твен).

«Тот, кто живет в стеклянном доме, не должен бы бросаться камнями в других» (Роберт Луис Стивенсон).

«Я не люблю чувствовать себя как дома, когда я за границей» (Джордж Бернард Шоу).

«У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (Дюма А. отец).

Дополните свои ассоциации со словом дом. На основе ваших слов-ассоциаций напишите сочинение-миниатюру «Что значит слово дом для вас?».

Вопросы для 1 группы.

Прочитайте рассказ от начала до слов «...вывела двух детенышей волчица». Выпишите названия цветов, встретившихся в отрывке. (Синеватый пасмурный денек, пожелтевший кустарник, серые камни, почерневшая изба, деревянные ульи голубовато-серого цвета).

Какой основной цвет вы бы использовали, создавая иллюстрацию к началу произведения? (Рабочая тетрадь 1 вопрос стр. 14).

Вопросы для 2 группы.

Обращение к репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких». (Индивидуальное задание). Сообщение Ивзалиева.

Какие общие черты можно отметить в портретных изображениях Кукушки и «мужичка из робких»? (Рабочая тетрадь 2 вопрос стр. 14).

Вопросы для 3 группы.

Прочитайте отрывок от слов «Он был приемыш...» до « ...и весна прошла дружно, весело». Что мы узнаем о судьбе героя? Как писатель относится к Кукушке? Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?

Какова роль рассказчика в «Кукушке»? Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взяты в тексте в кавычки?

Вопросы для 4 группы.

Старая караулка органично вписана в пейзаж. Прочитайте фрагмент рассказа от слов «Когда на дворе стало смеркаться...» до конца первой главы. Выпишите сочетания слов, передающие особенности интерьера караулки. Что подчеркнуто в описании? (Рабочая тетрадь 3 вопрос стр. 14).

Почему радуется Кукушка своему новому положению?

Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки...» до слов «...даровать ему тихую и скорую кончину...»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?


И.А. Бунина интересовало мироощущение разных социальных слоев: крестьян, разночинной интеллигенции, помещиков, их жизненный опыт, его истоки. Поэтому авторский взгляд был направлен не столько на конкретные человеческие отношения, сколько на внутренний мир человека. Многие особенности прозы Бунина сложились под воздействием такого поиска.

Художник проникает в глубины души разных людей. Вот почему так органично вплетаются в повествование (или становятся ведущими в лирических жанрах) раздумья самого писателя, способствующие постижению связей между настоящим и прошлым, национальным и общечеловеческим.

Мучителен для автора разрыв между высшими побуждениями и действительным положением вещей. Бесконечность земли и неба, беспредельность их всегда прекрасных метаморфоз несовместимы с ограниченностью и однообразием созданного человеком мирка. В таких рассказах нет психологически разностороннего подхода к личности героев. Отсутствуют и сколько-нибудь их развернутые отношения. «Скрытая камера» улавливает краткий миг предельно острых чувствований, неожиданных, переломных и потому незабвенных для человека.

Прочитайте в учебнике на странице 74 статью "Как я пишу".

Когда вы читали произведение, то, наверно, заметили, что в самом начале преобладают серые цвета. В ранних рассказах Бунина пейзаж выступает не только как фон для событий или средство передачи мыслей, чувств и переживаний персо нажа, но и как один из важнейших компонентов повествования. Серый цвет - свидетельство бесприютности героя; метель, стучащая в окна караулки, - символ окончательного запустения и одиночества.

Каким мы видим героя в начале рассказа? Рассмотрите репродукции картины И.Е. Репина «Мужичок из робких».

Кукушка производит такое же впечатление смиренного и запуганного, много повидавшего на своем веку человека.

  • Что мы узнаем о судьбе героя?
  • Как писатель относится к Кукушке?
  • Есть ли в тексте ноты осуждения, неприятия?

Автор не осуждает героя, а, напротив, старается объяснить причины неприязненного отношения к нему со стороны мужиков: «но от кого ему было научиться разуму»; «он был не „серьезный", не „хозяйственный" человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на „неудельного", обездоленного человека и невольно стал таким»; «тогда слышалось в его песне что-то хорошее и грустное, укор кому-то, но неясный укор, потому что Кукушка не любил долго и серьезно раздумывать о своей судьбе».

  • Какова роль рассказчика в «Кукушке»?
  • Почему слова верхами, шалава, неудельный, лодырь, с дурью, серьезный, не хозяйственный и другие взя ты в тексте в кавычки?

Эти слова произносят мужики, именно так характеризующие Кукушку.

Кукушка рисуется как бы с двух точек зрения: с авторской и своей собственной, снаружи и изнутри. В пределах одного контекста взаимодействуют прямая авторская и нелитературная форма повествования, принадлежащая действующим лицам и поэтому имеющая или чужую социально-речевую окраску, или содержащая другую оценку предмета высказывания. Бунин соединил эти формы в одно стилистическое целое. Несмотря на сопровождение «чужого» слова кавычками, стилистическая его закрепленность за собственно авторской речью здесь настолько естественна и органична, что весь отрывок производит впечатление единого стилистически целого. Всякое специфическое слово, бытующее в соответствующей среде, содержит в себе «точку зрения» этой среды, и поэтому употребление его в авторской речи характеризует позицию автора, свидетельствуя о его близости к изображаемой среде, о том, что автор видит все не со стороны, а изнутри, с «внутренней точки зрения».

  • Почему радуется Кукушка своему новому положению?

Дом символизирует центр мира, убежища Великой Матери, замкнутость и защиту. Культовый дом, хижина или вигвам в племенных религиях олицетворяет космический центр, наш мир, вселенную.

  • Прочитайте эпизод «За ужином» (от слов «Пока варились картошки...» до слов «...даровать ему тихую и скорую кончину...»). Есть ли детали в эпизоде, которые поразили вас?

Кукушка привык переносить тяготы судьбы. Жизнь научила его мудрому смирению, умению радоваться малому.

Бунин открывает сокровенный смысл однообразного бытия. В изображении внешне скудной жизни проявляется ее истинное, внутреннее содержание. Автор делает акцент не на репликах или поступках героя, а на его настроении, состоянии личности, на общей эмоциональной атмосфере эпизода, всей картины. Экспрессия авторского слова, интонация изложения играют здесь первостепенную роль. В композиции, красках, повторе отдельных элементов, символической деталировке повествования заключены «подтекстовые» обобщения. Писательское раздумье четко обозначено. С развитием повествования оно сложно соотносится с опытом персонажа, поэтому «поворачивается» то одной, то другой своей гранью. Конкретные краски, детали становятся выражением этого внутреннего движения.

  • В каких отношениях с миром природы находится Кукушка?

Кукушка живет в гармонии с окружающим его миром природы.

  • Как автор изображает маленьких волчат в родном логове?

Волчата тоже в родном доме, рядом с матерью. Их жизнь так же гармонична, как и жизнь Кукушки.

  • Какова судьба волчат?

Волчата потеряли родной дом, поэтому неизбежно должны погибнуть.

Проверим, насколько внимательны вы были при изучении материалов урока. Запишите ответы на вопросы в электронной тетради. Для этого перейдите по ссылке своего класса, в верхнем правом углу нажмите "Log in", выберите из списка свою фамилию, введите пароль, нажмите кнопку "Log in". Запишите ответы в комментариях и отправьте на проверку, нажав кнопку "Submit Comment".

Урок 2 . Художественная идея стихотворения "Догорел апрельский светлый вечер..."

Ранняя поэзия Бунина наполнена сочными реалистическими зарисовками разных времён года. Художник одержим желанием понять вечное, прикоснуться к неуловимому, разгадать поступь высших сил. Прочитайте стихотворение И.А. Бунина "Догорел апрельский светлый вечер..." на странице 73 в учебнике.

Рассмотрите репродукцию картины И.И. Левитана "Весна. Большая вода".

  • Совпадает ли настроение, переданное художником, с настроением в стихотворении?
Произведения объединяет настроение ожидания грядущего обновления, счастья.

Прослушайте пьесу П.И. Чайковского из цикла "Времена года" "Подснежник. Апрель".

  • Что объединяет произведения живописи, музыки, литературы?
Эмоциональная взволнованность, чувство восхищения красотой обновляющейся природы.