Обращение. Назначение обращений. Распространённые обращения. Выделительные знаки при обращении. Употребление обращений. Распространенные предложения с обращением: примеры

Обращение и его назначение. Распространенные обращения

Нам известно, что в русском языке встречается понятие осложненного простого предложения.

Усложняющие элементы на письме выделяются знаками препинания: чаще всего запятыми, но иногда используются и другие.

Осложнять предложение могут вводные слова, обращения, однородные, уточняющие или обособленные члены. Сегодня поговорим об обращении как об осложняющем элементе, его назначении в предложении.

Сам термин «обращение» точно отражает его суть.

Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь. Чаще всего оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией.

Не случайно интонация имеет такое название «звательная». Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь. Как раз седьмой падеж назывался - звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез. Но формы звательного падежа мы можем встретить в некоторых литературных произведениях.

Вспомните, например, как обращалась рыбка к старику из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Чего тебе надобно, старче?»). Поэт использовал в сказке форму звательного падежа.

Для того, чтобы не спутать обращение с подлежащим, которое тоже выражается формой именительного падежа, следует учитывать, что обращение не является членом предложения и не входит в грамматическую основу. Так же как и вводные слова или междометия, обращения не связаны с другими словами ни подчинительной, ни сочинительной связью. Они соотносятся по смыслу или со всем предложением, или с какой-либо его частью и служат для привлечения внимания собеседника к сообщению или для оценки сообщения. Обращения на письме выделяются запятыми или восклицательным знаком.

Например:

Прощай же, море, не забуду твоей торжественной красы. (А. Пушкин)

Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения. Оно может употребляться и как самостоятельное предложение. Например, мы можем сказать: Например:

Ребята, подойдите сюда!

А можем с той же целью использовать предложение:

Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи. В устной речи они служат для привлечения внимания собеседника к сообщению и одновременно для выражения отношения говорящего к собеседнику. Такие обращения выражаются существительными одушевленными, реже - прилагательными в значении таких существительных.

Например:

Тише, Лидочка, милая, тише! (Н. Чуковский)

Также при обращениях могут быть определения, выраженные чаще всего прилагательными и причастиями, притяжательными и указательными местоимениями, зависимыми существительными, числительными, иногда отдельным придаточным предложением. Такое обращение называют распространенным.

Например:

Уважаемые коллеги, поздравляем вас с профессиональным праздником!

Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком. (С. Есенин)

Распространенные обращения могут быть расчленены. Это свойственно разговорной речи или речи, воспроизводящей разговорную:

Например:

Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. Крылов).

Нераспространенные обращения употребляются с целью выделить адресата из числа других, воспринимающих речь. А распространенные обращения не только называют адресата, но и характеризуют его, передают отношение к нему.

В поэтической речи в качестве обращения может выступать и существительное неодушевленное. Это один из приемов олицетворения.

Например:

Серебристая дорога, ты зовешь меня куда? (С. Есенин)

Существуют и своеобразные традиции в использовании обращений. Так, например, во многих странах общепринятые обращения не изменяются в течение веков, например в Великобритании - сэр и мисс, в Польше - пан и пани, в Италии - синьор и синьора, во Франции - месье и мадам и т.п. Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Совсем недавно (по меркам истории) в нашей стране к женщине было принято обращаться «гражданка», а к мужчине - «гражданин», или «товарищ», невзирая, на пол собеседника.

Например:

Товарищ Петрова, выступите на собрании.

В настоящее время мы так уже не говорим. Но можем использовать, например, некоторые обращения, отражающие принадлежность к той или иной профессии.

Например, в медицине: доктор, сестра, няня;

Или традиционное обращение к женщинам и мужчинам: женщина, девушка, молодой человек, мужчина и т.п.

Но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения:

Например, в транспорте: «Простите, какая следующая остановка?».

Или в незнакомом городе: «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Героев Сталинградской битвы?».

Теперь подведем краткие итоги:

1. Обращение - это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращена речь.

2. Оно выделяется интонационно в устной речи и знаками препинания на письме (чаще запятыми, в некоторых случаях - восклицательным знаком).

3. Обращение может стоять в начале, в середине или в конце предложения. Также оно может использоваться и как самостоятельное предложение.

4. Чаще всего обращения употребляются в разговорной речи и бывают выражены одушевленным или неодушевленным существительным в форме именительного падежа или прилагательными в значении одушевленных существительных.

5. Выделяют также распространенные обращения - это обращения с определением. Кроме того, перед обращением может использоваться частица О, которая от него запятой не отделяется, но междометие О (в значении «ах») отделяется запятой или восклицательным знаком.

6. В русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине.

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.
  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.
  5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.
  6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И.
  7. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.
  8. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.
  9. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс. М.: Просвещение, 2012
  10. Гольдин З.Д., Светлышева В.Н. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2000

Тип урока: урок-исследование научно-информационного и художественного текста.

Место урока: первый урок по теме “Обращение”

  1. частично-поисковый;
  2. практические

Виды работы:

  1. рефлексия;
  2. комментированное письмо;
  3. частичный лингвистический анализ текста

Виды речевой деятельности:

  1. ведущий – письмо;
  2. исследование языка повести;
  3. создание своего текста с использованием эмоционально окрашенных обращений (стилизация)

Цели урока

  1. Актуализация опорных знаний об обращении.
  2. Изучение § 28 учебника “Предложение с обращениями”, выявление в нем уже известного, расширение и обобщение знаний по теме “Обращение”.
  3. Выявить особенности строения смыслового назначения обращений и эмоциональной окраски, исследовать функции обращения, которые проявляются, с одной стороны, в формировании текста, с другой – в выражении авторского отношения к героям своего произведения.
  4. Выявить наиболее яркие текстовые функции обращений в повести “Тарас Бульба”.
  1. Развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов.
  2. Развивать логическое мышление, языковое чутье, умение чувствовать красоту поэтического языка Гоголя.
  3. Развивать интерес к различным формам исследовательской деятельности.

III. Воспитывать у учащихся умение вести учебный диалог, уважать мнение оппонента; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения.

  1. учебник М.М. Разумовской, 8-ой класс;
  2. повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”;
  3. портрет Н.В. Гоголя;
  4. таблица.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к активному и сознательному усвоению материала

Индивидуальное задание (выразительное чтение)

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”, 12 глава

Охарактеризовать речь Тараса.

Что за человек произносит эти слова? Что мы можем сказать о нем?

Человек неравнодушный, болеющий за правое дело.

Что делает речь яркой, запоминающейся?

Необычное обращение.

Что такое обращение? Что мы знаем об этой синтаксической единице из курса 5 – 7-го класса?

Обращение – это слово или сочетание, обозначающее того, к кому или к чему адресована (обращена) речь. Роль обращения в речи: звательная, оценочная, изобразительная.

Обращение не является членом предложения – это его главная грамматическая особенность.

Обращение отделяется запятыми, если они стоят в начале или в конце предложения, и выделяются с обеих сторон запятыми, если стоят в середине предложения.

Обращение может произноситься с восклицательной интонацией. В этом случае после него ставится восклицательный знак, а следующее после восклицательного знака слово пишется с большой буквы.

Частица “О” в предложениях с обращением никак не выделяется. Исключением является частица, несущая значение междометия “ах”.

Между двумя обращениями, соединенными не повторяющимся союзом, запятая не ставится.

III. Сообщение темы и целей урока

IV. Новый материал

1. Аналитическая работа с предложениями

Ну же паны-браты садитесь всякий, где кому лучше, за стол.

Будьте здоровы сынки: и ты Остап и ты Андрий!

Добре сынку ей-богу, добре!

Не смейся не смейся батьку – сказал, наконец, старший из них.

Полно, полно выть старуха!

Не пялься же чертов сын! Принимай же честь собака когда тебе дают ее!

Ясновельможные паны Слово только дайте сказать, одно слово!

Великий господин ясновельможный пан! я знал и брата вашего покойного Дороша!

Рассмотрите структуру предложений, расставьте необходимые знаки препинания, выдвиньте гипотезы о функциях обращений в тексте.

2. Работа с учебником.

§ 28, стр. 117 – 118.

Прочитайте § 28, составьте в тетради для правил схему “Роль обращений в речи”.

У каких обращений, с которыми вы работали в предложениях, необычная форма? Как вы думаете, почему она такая?

Особенность языка повести Гоголя.

У. Любая теория проверяется практикой.

3. Индивидуальное задание. Лингвистическое исследование “Обращение в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. (Эмоционально окрашенные, в основном нераспространенные, обращения в форме звательного падежа.)

Индивидуальное задание. “Функции именительного и звательного падежа. Использование в роли обращений”.

4. Коллективная работа. Лингвистическая задача. (Речь Тараса перед казаками (гл. 8) и обращение к казакам во время боя (гл. 12.).(Приложение 2)

Проведите лингвистический эксперимент, подберите обращения, пропущенные в тексте. А теперь сопоставьте с авторским вариантом. (!!! См на Д!!!) Что приобрел текст?

Какие еще обращения к казакам использует Гоголь в своей повести?

Панове, братцы, паны-братья, дети, панове-братове, пане-брате.

Как выбор обращений помогает понять отношение между казаками? Как подбор этих обращений помогает понять отношение Гоголя к своим героям?

Дух товарищества…

У. Мы выдвинули гипотезу о функции обращения в тексте. Однако по результатам одного опыта нельзя делать выводы. Поэтому проведем лингвистическое исследование еще двух отрывков из повести.

5. Лингвистическое исследование. (См. Приложение)

Глава 6. Встреча Андрия с полячкой в осажденном городе (обращения помогают понять отношение Андрия к девушке, отражают эмоциональной состояние полячки). Глава 11. Казнь Остапа (использованы обращения в форме звательного падежа; звательный – от глагола звать , призывать близкого человека; обращения в форме звательного падежа наиболее полно отражают состояние героев: в трудную минуту зовут того, кто может помочь, поддержать).

6. Слово учителя.

Каждая строчка повести “Тарас Бульба” хранит частицу души писателя, щедрость его чувств. Образы его героев – козаков Запорожской Сечи и их противников-поляков не только отчетливо зримы, но и эмоционально окрашены. Самый подбор слов для описания того или иного героя свидетельствует о том, что в повести каждому дается своя, особая оценка. Обращения как раз и помогают показать, как герой относится к окружающим, то есть характеризуют его.

7. Рефлексия (с опорой на таблицу и § 28 учебника) – беседа с классом, заполнение информационного поля.

Что из того, о чем говорилось на уроке об обращении, было уже знакомо?

Какую новую информацию получили, поработав с § 28 учебника и проанализировав отрывки из повести Гоголя?

Какие вопросы остались нерешенными?

8. Стилизация (подготовка к домашнему заданию).

Создать публицистическую речь о дружбе, согласии, любви к родной стране с использованием обращений в стиле Н. В. Гоголя.

V. Итоги урока. Оценки.

P.S. Задачи второго урока

В грамматике русского языка существуют различные характеристики предложения. Одной из них является указание на элементы-осложнители. Так, предложения с распространенными обращениями - это предложения с осложнением.

Характеристика предложения

При проведении синтаксического нужно определить часть речи всех слов в предложении, выявить, какими членами предложения они являются.

На завершающем этапе разбора необходимо дать характеристику предложению:

  1. Эмоциональная окраска.
  2. Грамматические основы (одна или больше).
  3. Второстепенные члены (есть или отсутствуют).
  4. Наличие необходимых членов.
  5. Наличие осложняющих элементов.

Осложняющие конструкции

Выполнение пункта 6 требует знаний об осложняющих конструкциях.

Это обособленные члены, вводные слова, однородные члены, уточняющие члены, обращения. Пример предложений с обращениями и вводными словами: Юрий, когда, по-твоему, начнется трансляция спортивных соревнований? Мне кажется, Валя, тебе не стоит здесь оставаться. Иван, ты, видимо, отдыхал на Кипре?

Подробнее о том, чем может быть осложнено предложение, - в таблице ниже.

Осложнители предложений
Осложнитель Пример
Обособленные члены Растение, выращенное на юге , может погибнуть в резком климате севера. Открыв окно , она почувствовала запах цветущей вишни из сада.
Вводные слова и выражения Весной, пожалуй , мы отправимся в поход. По данным исследователей , найденному артефакту более 5 тысяч лет.
Однородные члены Дети собрали сливу, яблоки и вишню . На морском берегу школьники играли в мяч, плавали на банане, загорали на солнце.
Сравнительные обороты Ветерок, словно теплый мамин платок , окутал ее плечи. Как колючие иголки ежика , кололась трава в поле.
Уточняющие члены На севере, в Национальном парке "Арктика" , обитают белые медведи. В прошлом году, в апреле , ему привезли мотоцикл.
Обращения Коля , где обитает нарвал? Никитин , зайдите в почтовое отделение.

Обращение - часть осложненного предложения: интонация

Предложения, в которых есть обращения, имеют ряд отличий. Они произносятся с особой звательной, восходяще-нисходящей интонацией. Если обращение является частью то основная смысловая нагрузка делится между обращением и глаголом. Если же обращение входит в вопросительное предложение, то ударение падает на обращение. Пример предложений с обращениями: Клим, принесите документы о продаже оборудования. Сынок, давай не балуйся на переменах. Где мои эскизы, Надя? Доченька, как пройти в библиотеку? Есть побудительно-вопросительные предложения, где два основных логических ударения: Расскажите, Дмитрий, как вам удалось добиться успеха?

Обращение - часть осложненного предложения: грамматические особенности

В предложение обращение вводится в именительном падеже. Иногда, особенно в разговорной речи, обращения могут стоять не в именительном падеже. Например: Вы, в кителе, оплатили проезд? Эй, в соломенной шляпе, Вы спросили разрешения?

Обращениями обычно являются имена существительные (нередко имена собственные): Мама, возьми меня с собой. Евгений, будь благоразумнее!

Порой обращением являются имена прилагательные, местоимения, числительные, причастия. Пример предложений с обращениями, выраженными не именем существительным, но в качестве него: Молодые, подойдите к регистратору. Эх, ты, натворил дел! Шестая, в бой! Танцующие, обратите внимание на ритм.

Являясь конструкцией, которая осложняет предложение, обращение выделяется с помощью запятых. Если обращение начинает предложение, то после него необходимо поставить запятую: Дядя, где ты служил?

Если оно стоит в середине предложения, то выделяется запятыми с обеих сторон: Ты скажи мне, Волга, куда дуют ветра.

Если обращение завершает предложение, то запятая нужна перед ним: Повтори все слово в слово, Лиза.

В случаях, когда необходима особенно сильная выделительная интонация, после обращения может стоять восклицательный знак: Друзья! Давайте чаще встречаться.

Если обращение сопровождается интонацией недосказанности, то после обращения ставится многоточие: Кать... Смотри у меня! Учитывая особенности употребления обращений, можно без затруднений с обращением.

Распространенное обращение

Если рядом с обращением-существительным стоит определение, выраженное причастием, именем прилагательным, притяжательным местоимением, то обращение будет распространенным. Предложения с распространенными которых даны ниже, тоже являются осложненными. Смеющийся ребенок, как твои дела? Дорогой брат, расскажи мне сказку. Мой друг, давно мы не виделись. Это сложные предложения с распространенными обращениями. Встречаются случаи, когда в обращении содержится целая обособленная конструкция. Пример предложений с обращениями, осложненными обособленными конструкциями: Товарищи, ожидающие поезда, будьте внимательны. Друг, который всегда меня понимал, ты дорог мне.

Использование обращений в художественной литературе

В художественной литературе обращения вводятся не только с целью назвать того или иного персонажа, но и для того, чтобы выразить чувство, с которым к герою обращаются.

К примеру, предложения с обращением из литературы, из рассказов И.А. Бунина: Благодарю, господа, я чувствую себя слишком утомленным. Валяй, брат, валяй смелей! Барчуки, гляньте-ка суда-то! Митя, они голодные! Коль, а Коль!

Примеры предложений с распространенными обращениями из литературы: Что ж так, барчук миленький? Писем, Иван Филимонович, нету? Сергей Львович, сыграть просим! Николай Нилыч, вам сколько кусочков сахару? Прощайте, пани Лещинская. Прощайте, сестрички, ангелочки, спасибо, что поболтали со мной.

Обращение и этикет

Во многих государствах существуют общепринятые, гендерно и социально маркированные обращения. Это мистер, миссис, мисс, мадам, мэм, сэр, леди - в англоязычных странах, сеньор, сеньора - в латинских странах, месье, мадемуазель, мадам - во Франции. В России нет общепринятого обращения. в России позволяет обращаться господин и госпожа . В разговорной речи часто употребляется безличная форма, к примеру, простите, извините. Существуют, преимущественно в устной речи, гендерно дифференцированные обращения: женщина, молодой человек, девушка, мужчина и другие.


Цель урока: Цель урока: 1. Систематизировать и обобщить знания об обращении. 2. Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). 3. Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.






Запишите предложения. Укажите обращения. Какие они, распространённые или нераспространённые? Дай руку, Дельвиг, что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Прощай, письмо любви! Прощай: она велела… Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли ты, старый, загадку?




АДРЕСАТ РЕЧИ: фамилия, имя, отчество лица фамилия, имя, отчество лица наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям кличка животного кличка животного неодушевлённые предметы неодушевлённые предметы









Домашнее задание. Задание на выбор: 1. Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии? Свои выводы запишите. 2. Из произведений А.С. Пушкина или Н.В. Гоголя выписать 5-7 предложений с обращениями. С какой целью используются данные обращения в тексте?

Обращение — комбинация словоформ, которые выражают имя и название субъекта, к которому направлена речь.

Они представляют собой, как правило, имена существительные в именительных падежах. Могут идти в паре с зависимым словом, могут быть и без них. Обращениями могут быть любые . Как подчеркивается в письменной речи, и другие аспекты выясним далее.

Конкретных, определенных позиций для этих литературных структур, нет. Они могут располагаться в предложении в любом месте.

Вконтакте

Примеры

Начало предложения:

  • Иванов, тебя не смущает, что у тебя такая стандартная фамилия?
  • Учитель , можно обратится к вашему коллеге за помощью?
  • Мистер Джонс , а знаете ли вы, чем револьвер отличается от пистолета?

Обращение в середине предложения:

  • Меня смущает, друг мой любезный , общаться с теми, кого волнуют фамилии.
  • Давай еще немного почитаем, любимый , ведь нам не нужно завтра рано вставать.
  • Если честно, как по мне, доктор Ставропольский , лимонад черного цвета не может быть вкусным…
  • Если бы ты была птичкой, собака , ты бы скучала за хозяевами?

В конце предложений:

  • Я читал письмо, и что же, думаете я не заметил, как вы покраснели, Смирнов ?!
  • Я трижды повторять не буду, марш к доске, двоешник !

Обращения и подлежащие

Каким членом предложения может быть словоформа в ?

Часто можно услышать высказывание, что обращение является подлежащим.

На самом деле, это заблуждение, хотя основания так думать есть. Подлежащее тоже выражено такой же формой, поэтому спутать их представляется вполне логичным. Тем не менее следует помнить:

  • Когда подлежащее – существительное, сказуемое должно быть поставлено в третьем лице. Примеры:Степан Васильевич знает важные вещи о всех жителях дома. Мариночка уходит после семи часов в направлении второго трамвая.
  • Когда в предложениях есть обращения, оно, как правило, односоставно, при этом в нем присутствует глагол-сказуемое в форме второго лица. Примеры: Степан Васильевич, знаешь важные вещи о всех жителях дома? Мариночка, уходишь после семи часов в направлении второго трамвая?
  • Когда обращения произнесены с особыми звательными интонациями, например, присутствуют усиленные ударения или паузы. Примеры: Дети, немедленно подошли сюда! Дважды повторять не буду, Толя, исправь ошибку!

Каким членом предложения являются представленные словоформы? Они не являются членами предложения!

Какие слова могут быть обращениями

Чаще всего, распространенные предложения содержат наименование личностей (не путать с именами, хотя имена, в том числе) или прозвищами зверей. Причем не всегда по отношению к ним применимо именно прозвище, зачастую даже само наименование вида является обращением. Примеры:

  • Что ты мне, Пеньков, скажешь нового? Когда, Ваня, жениться собираешься?
  • Ну что, Шарик, вот и остались мы вдвоем…
  • Эх ты, пес, не быть тебе нормальной собакой!

Тем не менее в речи с обращениями из художественной литературы, допускаются обращения к неживым предметам:

  • Ну что, Вселенная, не ожидал я от тебя такого подарка.
  • Я люблю тебя, жизнь, слышишь

Также возможны географические названия:

  • Эх, Россия, как я рад тебя снова видеть!
  • Ну здравствуй, Германия, вот мы и снова с тобой увиделись…

Важно ! Обращения и словосочетания междометного типа – разные вещи. Даже, если учитывать вроде бы явное обращение к одушевленной личности. Например: спаси господи, боже смилуйся, спасибо господи, слава тебе богу.

«Ты» и «вы», несмотря на всю свою схожесть, почти никогда не используются в качестве обращения . Они являются подлежащими частями предложения.

К примеру:

Здравствуйте, дорогие земли и поля бескрайние, и вы, птицы небесные, и вы, ветра могучие!

Однако в некоторых случаях данные местоимения могут быть обращениями . Случаи эти следующие:

1) Когда местоимения используются сами по себе. Примеры:

  • Эй, ты! Давай уже быстрее, сколько можно!
  • — Громче, ты! – крикнул генерал пианисту и властно улыбнулся.

2) Когда местоимения представляют собой сочетания определений со словами которые определяются, если между этими словами находятся вторых лиц, не выделяемые запятыми. Примеры:

  • Почему же ты такой глупый вид имеешь, красавец ты мой ненаглядный?
  • Ты всех нас подвел, слышишь, умник ты наш.

3) Когда обращение содержит местоимение, перед которым идет частица «о», а после – придаточное определительное предложение. Примеры:

  • Слышите ли вы меня, о вы, глупцы в сенатских тогах…
  • О ты, лучшая из лучших, богиня богинь, царица цариц, любить тебя могу ли?

Как выделяется обращение

Если обращение находится в середине предложения, то его выделяют запятые с двух сторон . Если оно находится в начале предложения или же в конце, то отделяется запятой с одной стороны.

  • Тридцать пятый, ты готов идти в другой лагерь или хотел бы еще попить кофе?
  • Однажды ты, сынок, научишься и сам отцом быть.
  • Не даром ли я был тем кем был всю жизнь, скажи, не даром, Лаврентий?

Хотелось бы указать на одну крайне распространенную ошибку, применяемую в расстановке знаков препинания в обращениях.

Чаще всего, в текстах, обращение используется одним или двумя словами, например «Привет, Паша, как твои дела?».

Частое использование именно таких, коротких обращений, приводит к тому, что многие считают обращение – априори короткой частью предложения.

Приведем ошибочные предложения с обращением (внимание, в предложениях намеренно допущена ошибка):

1) Наши братья, за столом соседним вы под солнцем подгорели летним.

2) Наши братья, за столом соседним, вы под солнцем подгорели летним.

В первом предложении запятая поставлена с расчетом на то, что обращением является словосочетание «Наши братья». Однако, очевидно, что часть «вы под солнцем подгорели летним» является придаточным предложением и должно быть отделено запятой.

Во втором предложении именно так и поступили. Тем не менее оба написаны неверно. Все дело в том, что запятая после слов «Наши братья» вообще не должна стоять, поскольку обращением является: «Наши братья за столом соседним». Несмотря на большую длину, именно это является целым и не разрывным обращением. Правильно будет написать:

Наши братья за столом соседним, вы под солнцем подгорели летним.

Аналогичный пример, только с использованием обращения в конце предложения:

«Всего вам наилучшего, мой дорогой и высококультурный товарищ!»

Если обращение стоит в самом начале и оно произносится с восклицательной интонацией, то следует помнить, что оно не выделяется запятыми, а выделено восклицательным знаком, после чего идет новое предложение, как и положено, с большой буквы. Пример:

Дорогой мой! О былых проблемах забывай…

Внимание! Какими бы цельными и неразрывными не казались обращения, случаются ситуации, когда и они могут разделяться запятыми.

Это происходит в случае, если в однородном обращении происходит повтор союза «и», например:

Всего наилучшего и Марина, и Елена.

Кроме того, при обращении в одном предложении несколько раз , они все должны отделятся. Пример:

Степан Семенович, расскажите ребятам, дорогой, как вы на фронте под звездами ночевали.

Также бывает разрывание одного обращения другой словоформой. Это делается для подчеркивания действия. В таком случае, обе части, необходимо отделять запятыми. Пример:

Крепче, конское , бей, копыто , отчеканивая шаг!

Схема предложения с изучаемой словоформой может быть составлена учеником самостоятельно.

Как выделяется обращение в предложениях

Учим русский — предложения с обращениями