Общие рекомендации составления психолого-педагогической характеристики класса. Подборка тестов и методик для написания психолого-педагогической характеристики класса

Содержание:

Принципы построения психолого-педагогическая характеристики точно описаны еще А.Ф.Лазурским: «Для того чтобы эти характеристики не представляли собою беспорядочной груды сырого материала (ценность которого в таких случаях была бы более чем сомнительной), необходимо соблюдать одно очень важное условие: каждая характеристика должна быть подвергнута детальному психологическому анализу, с целью определить преобладающие наклонности данного человека и способ их сочетания, показать, каким образом комбинации преобладающих основных наклонностей образуют ряд сложных проявлений, свойственных этому человеку, одним словом – выяснить психологическую конструкцию данной личности.

Придавая такое важное значение психологическому анализу полученных результатов, мы в то же время все наши усилия направили на то, чтобы избежать другой ошибки, благодаря которой даже подробные характеристики теряют нередко половину своего значения. Ошибка эта заключается в том, что наблюдатель, отмечая у характеризуемого лица какое-нибудь качество, делает это в общих выражениях, не приводя ни внешних, конкретных проявлений этого качества, ни таких фактов, на основании которых он пришел к своему выводу. Отметивши, например, что наблюдаемый мальчик аккуратен, или настойчив, или рассеян и невнимателен, нередко ограничиваются этим и не считают нужным пускаться в дальнейшие пояснения.» (А.Ф. Лазурский, 1908).

Таким образом, составленная Вами характеристика должна представлять собой анализ особенностей личности ребенка, т.е. раскрывать их внутреннюю связь и связь с окружением и занятиями ребенка, и подтверждаться результатами наблюдений , примерами из жизни. Это должно быть описание живого ребенка, а не абстрактного индивида, и вместе с тем это должно быть точное, научное описание на психологическом языке.

Написание педагогической характеристики неотъемлемая часть планирования индивидуальной и групповой коррекционной работы, подведения итогов всей педагогической работы.

Целью написания педагогической характеристики на ребенка документальное оформление его психологических особенностей, полученных знаний, стадий его развития, для дальнейшего использования для подбора оптимального варианта индивидуального образовательного маршрута. Современная система образования позволяет на основе детальной характеристики учащихся выстроить наиболее оптимальный вариант усвоения школьной программы и облегчения совместной работы педагогов, специалистов и родителей ребенка. Результатом этой работы должна стать помощь ребенку в освоении школьной программы.

Характеристика развития ребенка должна представлять собой документ, структурировано отражающий информацию об особенностях развития, навыках, чертах характера, достижениях ребенка. С ее помощью составляется представление об уровне развития ребенка, проведенной педагогом работе и выстраивается дальнейшая педагогическая или коррекционная работа.

Составление педагогической характеристики требует всестороннего изучения ребенка. Основными методами педагога кроме наблюдения в учебном процессе, изучения школьных оценок, должны стать и беседы со школьным врачом, родителями, применение психолого-педагогических методик, наблюдение во внеурочной деятельности.

План (структура) написания педагогической характеристики.

У молодых педагогов часто возникают трудности, как написать характеристику на ребенка. При составлении педагогической характеристики необходимо придерживаться определенной структуры, для того чтобы максимально точно описать особенности развития ребенка и не упустить важных характеристик. Предлагаемая структура характеристики детей младшего школьного возраста содержит основные пункты, без которых описание не будет полным. Структура может изменяться в зависимости от особенностей ситуации использования и педагогических потребностей, возможно добавление и расширение некоторых позиций, аналитической части.

Структура педагогической характеристики на ребенка младшего школьного возраста:

Фамилия. Имя. Отчество.

Возраст учащегося.

С какого периода обучается в этой школе, классе, по какой программе. При обучении — в СКК с какого времени был осуществлен перевод.

Результативность овладения материалом изучаемой программы. Анализ причин в случае неуспеваемости: нарушение поведения, пропусков занятий, индивидуальной соматической слабости, наличия хронического заболевания, недостаточного кругозора. Эта часть характеристики может содержать выводы учителя. Возможные формулировки: материал школьной программы усваивает полностью/частично/с трудом/ удовлетворительно не смотря на потенциальные возможности/ , без затруднений, о чем свидетельствует принадлежность к хорошистам….

В этом пункте нужно указать особенности усвоения различных предметов программы. Рекомендации специалистов о переходе на обучение по другой программе (указать какого вида) . При рекомендациях обучения по специальной программе указывается причина, по которой ребенок продолжает обучаться в классе.

Характеристика учебно-познавательной деятельности учащегося. В отличии от предыдущего пункта. Здесь раскрывается не результат усвоения, а процесс усвоения, причины по которым достигается результат.

При описании учебно-познавательной деятельности следует учитывать как ребенок принимает учебную задачу: принимает/не принимает/ в соответствии с настроением/ самочувствием/ понимает задачу не полностью/ самостоятельно/с помощью педагога. Анализируется способность удержать задачу, довести начатое до конца, теряет цель, уходит на второстепенные факторы, отвлекается. В ходе выполнения задачи учитывается требуется ли ребенку помощь, характер помощи: наводящие вопросы, многократная обучающая помощь, организующая помощь. Планирование решения задачи. Умение самостоятельно планировать решение: планирует, нуждается в помощи, не умеет планировать. Методы решения учебных задачи: поиск пути наименьшего сопротивления, отказывается от решения при затруднениях, старается избежать трудностей, переложить решение на другого, использует все средства для достижения результата, использует рациональные способы решения, способен к выбору из предложенных ответов.

Способности к оценке собственных действий, умению исправлять ошибки, принимать оценку педагога.

Описание особенностей получения знаний, овладения навыками. В этом пункте описываются особенности восприятия, затруднения при письме и усвоении материала на слух, при самостоятельном прочтении, понимания прочитанного, счет в уме. Степень осмысленности материала ребенком, способность действовать по аналогии, применять знания в новых условиях, умение применять на практике.

Характеристика познавательных процессов. Расшифровка выше перечисленных особенностей:

— внимания: произвольность, объем, устойчивость, переключаемость;

— работоспособность: высоая-низкая, устойчивая-неустостойчивая в течении урока;

— характеристики восприятия: его объем, полнота, скорость и активность, формирование сенсорных эталонов, пространственная ориентации, доминирующих показателей переработки информации) ;

— характеристики преобладающей памяти.

— тип мышления ребенка: активность, инактивность, способности к устанавлению причинно-следственные связей, умения формирования и оперирования понятиями.

Речевая деятельность.

Характеристика эмоциональной сферы ученика. Сила и степень проявления эмоций, яркость проявлений, раздражительность, агрессивность, дисфорических расстройств, проявление чувства эйфории, акцентуаций характера, уравновешенность или лабильность настроения, наличие аффектов. Характеристики уровня самооценки. Развитие волевой регуляции, способность к волевым усилиям, критичности, способность к контролю собственных поступков. Склонность к асоциальному поведению. Черты характера, способствующие или мешающие учебной деятельности, интересы, их устойчивость.

Степень принятия роли «ученика» (усвоение и принятие полностью — непринятие роли ученика) Характеристик учебной мотивации: сформирована, не сформирована, частично сформирована, Характеристика преобладающих мотивов: достижения успехов, избегания неудач, игровых, учебных, профессиональных, асоциальных, личных, возникающих под влиянием сиюминутных желаний. Устойчивость, активность и степень внешнего проявления мотивации. Умение соблюдать требований к учащимся, соблюдения норм поведения, умения организовать учебную деятельность во время и после уроков.

Особенности коммуникации. Развитие коммуникативных навыков, особенности контактов с посторонними людьми. Характеристика отношений в детском коллективе. Мотивы общения. Стремление к лидерству, выполнению социальных ролей. Возрастные предпочтения в контактах. Умение держать дистанцию при общении со взрослыми, склонность к панибратству. Стиль общения, наличие демонстративности, аффективных вспышек, психопатоподобные проявления. Прогноз развития коммуникативных навыков, перспективы нахождения в детском коллективе, возможности проведения мероприятий по коррекции поведения.

Полнота и практическая направленность предоставленных данных может стать определяющим моментом в решении о дальнейшем образовательном маршруте ребенка. При составлении характеристики, педагогу необходимо отталкиваться от фактов, особенностей ребенка и показателей учебной деятельности, а не субъективного мнения.

Характеристика должна быть максимально объективной и отражать действительное положение вещей, тогда на ее основе будет принято решение в интересах ученика, что является главной задачей системы образования.

Если психолого-педагогическая характеристика класса составлена грамотно, то она может оказаться весьма полезной, например, новому классному руководителю при переходе школьников из младшего звена в среднее. С помощью этой характеристики любой учитель-предметник или педагог-психолог сможет понять, какие ученики учатся в этом классе, разобраться в их личностных характеристиках и в соответствии с этим конкретным контингентом учащихся разработать адекватные методы педагогического взаимодействия. Как правильно составить психолого-педагогическую характеристику класса? Ниже приводятся общие рекомендации и образец такой характеристики.

Произвольная форма составления педагогической характеристики недопустима, так как это в первую очередь документ.

Информация, подающаяся в характеристике школьного класса, не должна быть хаотичным или случайным нагромождением сведений. Этот документ должен быть структурирован.

Сведения о школьном коллективе лучше всего излагать в официально-деловом стиле. Но при этом информация должна быть понятна не только самому составителю, но и тому, кто будет читать этот документ в дальнейшем. Запрещается указывать сокращенно имена и фамилии учеников.

При составлении психолого-педагогической характеристики класса необходимо учитывать три важных принципа.

Принцип комплексности

И классному руководителю, и педагогу-психологу в силу своей профессии приходится составлять большое количество характеристик. Поэтому не стоит удивляться тому, что порой эти документы получаются безликими и шаблонными. Однако этого следует избегать, так как психолого-педагогическая характеристика класса должна отражать полезные сведения, которые после ознакомления с документом может использовать любой педагог. Полезность шаблонных фраз сводится к минимуму.

Надо отметить, что вся информация должна подаваться логично и последовательно. Вся информация в документе должна давать четкое представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика.

Принцип гуманизма

В характеристике должны содержаться адекватные и непредвзятые сведения, потому что по назначению может использоваться только объективная информация. Необъективно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика, класса или бывшего воспитанника дошкольного учреждения не позволит новому учителю, не знакомому с личностью школьника, строить с ним эффективное педагогическое воздействие. И хорошо, если результат такого взаимодействия будет только неэффективным, а не вредным для развития личности школьника.

Учитель, как и врач, должен в своей работе руководствоваться важным принципом - не навреди.

Принцип объективности

Надо учитывать, что психолого-педагогическая характеристика начального класса будет не похожа на характеристику класса старшего школьного звена. То есть, здесь действует принцип объективности - каждое анализируемое явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной психологии.

Если характеристика составлена в соответствии с этим принципом, то она будет действительно полезным документом, которым могут руководствоваться в своей работе классные руководители и учителя-предметники.

План психолого-педагогической характеристики класса

Характеристику школьного класса можно составлять, следуя предлагаемому плану:

1. Общие сведения о классе: когда класс был сформирован, кто из учителей был первым классным руководителем, менялись ли классные руководители и как часто.

2. Общие сведения об учениках: количество учащихся, пол, возраст.

3. Лидеры школьного коллектива, актив класса, их характеристики.

4. Уровень воспитанности учеников.

5. Микрогруппы в коллективе, характеристика их образования, взаимодействие микрогрупп с другими членами школьного коллектива.

6. Социометрическая и статусная характеристика класса.

7. Приоритеты и основные ценности, принятые в классе.

8. Оценка уровня коммуникативной культуры учеников.

9. Какими способами решаются конфликты в классе.

10. Мнение педагогов о классе в целом и об отдельных учениках.

А теперь конкретный пример психолого-педагогической характеристики класса.

Образец психолого-педагогической характеристики класса

1. 8 "А" класс средней школы №44 города Челябинска был образован в 2008 году. Первым классным руководителем была Сергеева Наталья Петровна. В 2012 году классным руководителем стала Смирнова Анастасия Павловна.

2. В 8 "А" классе 25 учеников, 13 из них юноши и 12 - девушки. 20 ученикам исполнилось по 14 лет. 5 учеников в возрасте 13 лет.

3. Лидеры класса Савельева Оксана и Антонов Александр. Актив класса - Яковлева Вероника, Станько Марина, Ефимова Антонина. Девушки принимают активное участие в общественной жизни класса и школы, а также в спортивных соревнованиях.

4. Уровень воспитанности учеников достаточно высок. Ребят, нарушающих дисциплину, в классе нет.

5. Основные «ячейки» класса представляют собой актив группы и лидеры. Остальных ребят они ведут за собой, поддерживают высокий уровень сплоченности в классе. Данные микрогруппы были образованы ещё в младшем школьном звене.

6. В классе было проведено социометрическое исследования, по результатам которого были выявлены лидеры в классе. «Звезда» - Савельева Оксана; предпочитаемые - Антонов Александр, Станько Марина, Ефимова Антонина; изолированный - Демарин Иван.

7. В целом класс ориентирован на получение новых знаний и хороших отметок. В ценностных ориентациях школьников преобладают коллективная ответственность за жизнь класса и дружба.

8. На высоком уровне коммуникативная культура класса.

9. Возникающие конфликты в основном решаются коллективным обсуждением проблемы.

10. Педагоги довольны поведением и успеваемостью учеников 8 "А" класса.

Психолого-педагогическая характеристика класса выглядит таким образом. Но это только «каркас» документа. Сведения необходимо подавать в более развернутом виде. Тогда характеристика будет более информативной.

Цель: изучить психологические особенности сознания и личности учащегося и составить психолого-педагогическую характеристику.

Педагогу необходимо уметь ориентироваться в учебно-воспитательном процессе на индивидуально-психологические особенности каждого конкретного ученика. Это предполагает не только умение выделить отдельные черты и свойства личности учащегося, но и видеть его как целостную личность, выступающую в качестве активного субъекта собственной жизнедеятельности и всех тех социальных контактов, в которые он включён. Поэтому психолого-педагогическая характеристика является средством для целостного восприятия педагогом личности учащегося.

Этапы выполнения задания

1. Выбрать двух учащихся с различным уровнем успеваемости для изучения и последующего написания психолого-педагогической характеристики, установить с ними личный контакт.

2. Изучить схему психолого-педагогической характеристики и составить план сбора необходимой информации с указанием способа её получения (наблюдение, беседа, экспериментальное исследование). Для сбора информации рекомендуется использовать приведённые в данном методическом пособии схемы наблюдений, планы бесед и экспериментальные методики.

3. В процессе прохождения практики необходимо осуществить сбор необходимых материалов для составления психолого-педагогической характеристики двух учащихся. На следующем этапе следует проанализировать данные, полученные в ходе изучения учащихся, обобщить их и составить психолого-педагогические характеристики.

СХЕМА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ

1.Общие сведения об ученике. Фамилия, имя и отчество ученика. Возраст. Физическое развитие. Состояние здоровья (в том числе нервно-психического). Состав семьи и её социально-культурный уровень.

2.Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности познавательной сферы учащегося. Преобладающий уровень успеваемости (отличный, хороший, удовлетворительный, не успевает), склонность к одним предметам и затруднения в других. Психологическая характеристика учебной деятельности.



Мотивы учебной деятельности. Состояние дисциплины и ответственности, особенности переживания успехов и неудач, отношение к похвале и порицаниям учителя, относящиеся к учебной деятельности.

Умение учиться : умение принимать учебную задачу, умение выделять и осуществлять учебные действия и действия контроля, умение самостоятельно работать с учебником, составлять планы-конспекты, умение адекватно оценивать результаты учебной деятельности. Отношение к отметкам. Умение организовать самостоятельную учебную деятельность: систематически готовить домашние задания, находить дополнительную информацию, готовить рефераты и сообщения и т.п.

Активность на уроках . Особенности познавательной деятельности. Особенности внимания. Преобладающий вид внимания на уроке. Сформированность произвольного внимания, распределения, переключения и устойчивости внимания.

Особенности памяти. Преобладающий тип памяти учащегося (зрительный, слуховой, моторный). Доминирующие способы заучивания материала (механический или осмысленный), владение приемами рационального запоминания.

Особенности мышления . Сформированность умственных действий. Умение анализировать учебный материал, обобщать прочитанное, делать самостоятельно выводы. Гибкость ума.

Особенности речи. Умение выражать мысли в устной и письменной форме (понятность, логичность, образность, оригинальность речи, запас слов учащегося).

Характеристика способностей. Наличие специальных способностей (к литературе, музыке, рисованию, математике и т.д.). Уровень развития общих способностей: способностей к овладению знаниями, умениями, навыками (способности к учению).

3. Психологические особенности общения и личности учащегося. Состав класса, уровень успеваемости и дисциплина в нем. Место ученика в системе межличностных отношений (наличие или отсутствие друзей, конфликтов в общении с одноклассниками). Сформированность навыков общения. Проявления организаторских способностей (инициативен или пассивен, организатор или исполнитель).

Черты характера, проявляющиеся в отношении к коллективу и сверстникам: положительные (гуманность, доброта, терпимость, искренность, ответственность, справедливость, проявления дружбы и товарищества и др.); отрицательные черты (жестокость, завистливость, лживость, нетерпимость, равнодушие, черствость, грубость и др.).

Отношение к общественным поручениям и совместным с одноклассниками видам деятельности, качество их выполнения.

Отношения с родителями : уважение и любовь, признание, их влияния или равнодушие, отчужденность. Отношение к педагогам, их авторитетность для ученика.

Потребностно-мотивационная сфера учащегося. Основные мотивы поведения и цели, к которым стремится ученик. Место нравственных мотивов в общей иерархической структуре. Ценностные ориентации учащегося. Интересы ученика, их направленность (литература, музыка, спорт, техника, политика и т.д.), широта, устойчивость, связь с интересами класса. Профессиональные интересы и намерения. Предпочитаемые виды труда. Отношение к процессу и результату труда. Наличие трудовых навыков.

Особенности самосознания . Содержание образа Я, различия между Я-реальным и Я-идеальным. Особенности самооценки.

Эмоционально-волевая сфера . Преобладающие эмоции. Особенности эмоциональных состояний (склонность к аффективным реакциям). Умение владеть своими эмоциями. Развитие высших чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Волевые черты: целеустремленность и самостоятельность. Актив­ность и инициативность. Устойчивость поведения или внушаемость, склонность поддаваться влиянию других. Дисциплинированность и сте­пень ее сознательности. Выдержка и самообладание. Сила воли. Не­достатки воли (упрямство, нерешительность, негативизм, лживость, неумение доводить дело до конца и др.).

4. Общие психолого-педагогические выводы. Основные достижения и проблемы личности учащегося и их возможные причины (внешние и внутренние). Ближайшие и перспективные учебно-воспитательные задачи. Предполагаемые пути их решения.

Схема составления психолого-педагогической характеристики школьника

Октябрь 30th, 2011 admin

В период педагогической практики возникают проблемы написания психолого-педагогической характеристики школьника. Шаблон написания такой характеристики может облегчить ее написание. Следует только внимательно изучить все пункты предлагаемого шаблона, подобрать предлагаемые методы и методики в соответствии срекомендациями в имеющейся литературе или с помощью определенных сайтов.

СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

I. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Здоровье ребенка (здоровый или ослабленный), рост (отстает в росте или очень рослый), вес (нормальный, избыточный, недостаточный), есть ли недостатки зрения, слуха. Нарушение осанки. Уровень развития моторики (в частности, мелких движений). Соответствие физического развития возрасту.

МЕТОДЫ : анализ документации, наблюдение, беседа с родителями, учителями, школьным врачом.

Как влияет физические особенности школьника на развитие его личностей? В чем и как это проявляется? Если влияние негативное. Существует ли возможность коррекции? Как ее осуществить?

II. ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙНОЙ СРЕДЫ

Состав семьи, профессия и место работы родителей, взаимоотношения в семье, особенности психологического климата, отношение взрослых к ребенку, позиция ребенка в семье.

МЕТОДЫ : беседа с членами семьи, учеником, анкета на выявление отношения ученика к близким людям.

Отметить положительные и отрицательные факторы семейной среды, их влияние на развитие личности ребенка. Что следовало бы изменить, усилить или сохранить?

III. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧЕНИКА СО СВЕРСНИКАМИ

Социальный статус и социальная роль и ученика в коллективе, его отношение к товарищам по классу (кого считает другом, к кому благосклонен, с кем конфликтует и по каким причинам), какие моральные качества проявляются во взаимоотношениях с одноклассниками, отношение к нему одноклассников (какие отмечают положительные или отрицательные черты). Совпадает ли их оценка с оценкой учителя? Имеет ли друзей вне класса? С кем общается вне школы? Каков характер этих взаимоотношений?

МЕТОДИКА : наблюдение, беседа с учителем, социометрия, референтометрия. Сделать вывод: благоприятна ли позиция ученика в классе, как это сказывается на развитии его личности? Чем определяется его позиция в коллективе? Что и как следовало бы изменить в социометрическом статусе школьника? Проанализировать особенности общения вне школы. Какое влияние оно оказывает на школьника? Возможности исправления отрицательных черт, проявляющихся на отношениях с другими людьми.

IV. IV.УЧЕБНАЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Успеваемость уровень знаний. Отношение к учебе (общий интерес к учению, отношение к различным предметам), старательность. Умение учиться (работать с книгой, заучивать, составлять планы, контролировать себя), основной мотив учения. Наличие трудовых навыков и умений, предпочитаемые виды труда. Отношение к труду, организованность и дисциплинированность в труде, привычка к длительным трудовым условиям.

МЕТОДЫ: анализ документации. Наблюдения, беседы с учителем, родителями, учеником, анкетирование по выявлению мотивов учебной деятельности.

Проанализировать причины того или иного отношения к труду, возможные пути перестройки отрицательного или активизации положительного отношения. Какие умения (учебные и трудовые) необходимо сформировать у школьника, какими способами?

V. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Учебные и внеучебные интересы (их направленность, широта, глубина, активность). Убеждения, специальных способностей: музыкальных, артистических, художественных и др.

МЕТОДЫ: экспериментальные методики к разделу V.

VI. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИКА

Общее умственное развитие, осведомленность, понятливость, словарный запас, умение выразить мысль. Особенности мышления: умение анализировать, сравнивать, выделять существенное, обобщать, делать выводы, уровень развития наглядно-образного и понятийного мышления.

Характеристика воображения (оригинальность, богатство, уровень развития творческого и воссоздающего воображения). Особенности внимания (концентрация, распределение, объем).

МЕТОДЫ: наблюдение, экспериментальные методики к разделу VI.

Рекомендации по формированию недостаточно развитых приемов мышления, запоминания, наблюдения. Возможные для данного ученика пути повышения уровня умственного развития, коррекции имеющихся недостатков внимания, памяти. Мышления, воображения. Учет интеллектуальных особенностей ученика в учебной работе.

VII. ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ТЕМПЕРАМЕНТА

Определить тип высшей нервной деятельности, описав силу протекания нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Проявление свойств темперамента: сенситивность, реактивность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, экстраверт, интроверт.

МЕТОДЫ: наблюдения, беседы с учеником, учителями, методики определения силы, уравновешенности и подвижности первых процессов, о типе темперамента и его отдельных свойств.

ОСОБЕННОСТИ ХАРАКТЕРА

Ярко выраженные черты характера, проявляющиеся в отношении к людям, учебе, труду, самому себе. Самооценка, уровень притязаний. Волевые черты характера: настойчивость, самостоятельность, упрямство, внушаемость. Эмоциональные черты характера, преобладающее настроение. Реакция на препятствие (фрустрация).

МЕТОДЫ: наблюдение, беседа, с учеником, родителями, методика по определению самооценки, уровня притязаний.

Проанализировать причины формирования положительных или отрицательных черт характера школьника. Возможные пути и способы формирования положительных и преодоления отрицательных качеств.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

Сделать вывода о сильных и слабых сторонах личности учащегося. Определить возможные перспективы дальнейшего развития личности данного ребенка.

Главные причины недостатков, пути их преодоления.

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Описать проведенную во время изучения ученика индивидуальную работу с ним, какие умения и навыки удалось у него сформировать.

Проанализировать индивидуальную работу с учеником, удалось ли достичь поставленных целей, какие сделаны ошибки, что считаете своей удачей.

Краткие выводы по работе с изучаемой личностью.

При написании психолого-педагогической характеристики на школьника пользуйтесь повествовательными предложениями, и содержание исследований излагайте в виде рассказа.

Каждый пункт характеристики должен начинаться с одной из фраз:

На основе наблюдения……. Беседы с ….. Анкетирования по выявлению…. Тестирования по определению….. и др. фразы, поясняющие что вы делали и какие методы и методики использовали, чтобы изложить результаты этого исследования кратко, лаконично и понятно.