Опросник профессиональной готовности опг. Опросник профессиональной готовности. Характеристики профессионально важных качеств

Опросник профессиональной готовности (ОПГ) (автор Кабардова Л.Н.)

Описание методики . В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися одновременно своих возможностей в реализации определенных задаваемых опросником умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии.

Инструкция : «Внимательно прочтите вопрос. На него Вы должны дать 3 ответа и оценить их в баллах (от 0 до 2).

1. Насколько хорошо Вы умеете делать то, что написано в вопросе:
- делаю, как правило, хорошо – 2
- делаю средне – 1
- делаю плохо – 0

2. Какие ощущения возникли у Вас, когда Вы это делали:
- положительные (приятно, интересно, легко) – 2
- нейтральные (все равно) – 1
- отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) – 0

3. Хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие было включено в Вашу будущую работу:
- да – 2
- все равно – 1
- нет – 0

Свои оценки в баллах Вы заносите в таблицу ответов (номер клетки в таблице соответствует номеру вопроса). В каждую клетку таблицы ответов Вы должны поставить баллы, соответствующие Вашим ответам на все 3 вопроса. В каждом вопросе Вы оцениваете сначала Ваше «умение» (1), затем – «отношение» (2) и затем – «желание» (3). В этой же последовательности Вы и проставляете оценочные баллы в клетку таблицы.

Если Вы никогда не делали того, что написано в вопросе, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (1 и 2) и попробуйте ответить только на третий вопрос.

Работайте внимательно, не спешите!»

Опросник

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов, группировать их по определенному признаку.
2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике.
3. Длительное время самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений.
4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.
5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.
6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.
7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.
8. Вести регулярные наблюдения за развивающимися растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник
9. Мастерить красивые изделия своими руками из дерева, материала, металла, засушенных растений, ниток.
10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.
11. В письменных работах по русскому языку, литературе легко находить ошибки.
12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.
13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.
14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.
15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.
16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывая тексты и составленные рассказы на заданные темы.
17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).
18. Свое свободное время тратить преимущественно на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.
19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.
20. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.
21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.
22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор).
23. Регулярно, без напоминания взрослых, выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить, лечить, обучать.
24. Публично, для многих зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.
25. Увлекать делом, игрой, рассказов детей младшего возраста.
26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.
27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.
28. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых; знать их характерные внешние признаки и повадки.
29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.
30. Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.
31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул и законов и умения их правильно применять в решении.
32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.
33. Сразу замечать малейшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.
34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.
35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.
36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия.
37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий конструировать новые, придуманные самостоятельно.
38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.
39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструировать новинки.
40. Влиять на людей: убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.
41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.
42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.
43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках.
44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.
45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.
46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную работу»: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.
47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технический, логический, математический.
48. При работе с растениями или животными переносить ручной труд (физический труд), неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.
49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).
50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Образец бланка ответов ОПГ

Фамилия ___________________________ Имя _______________________________

Отчество ___________________________ Школа _____________________________

Класс ______________________________ Дата _______________________________

Обработка результатов опросника.

Верхние клетки пяти столбцов обозначить в соответствии с типами профессий слева направо: 1 – «Ч-3», 2 – «Ч-Т», 3 – «Ч-П», 4 – «Ч-Х.О.», 5 – «Ч-Ч».

Приступая к обработке результатов, найти в таблице ответов те номера вопросов, которые оценены 0 баллов или прочерком. При подобной оценке умений следующие две оценки на этот вопрос (2-я и 3-я) при подсчете общих сумм баллов по этим шкалам не учитываются (условно их можно в таблице вычеркнуть).

Затем подсчитывается общая сумма баллов, набранная в каждой профессиональной сфере: отдельно – «умения», отдельно – «профессиональные пожелания». В результате этого подсчета имеется наглядная картина соотношений оценок по 3 шкалам: умений, его эмоционального отношения и профессиональных пожеланий, предпочтений в каждой профессиональной сфере и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

Оценка результатов.

Сравнение и выбор наиболее предпочтительной для данного ученика профессиональной сферы (или несколько сфер) делается на основе сопоставления, во-первых, сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкалам «умения», «эмоциональное отношение», «профессиональное предпочтение». Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем сравниваются в каждой сфере суммы баллов, набранные по данным трем шкалам между собой. Положительно оценивается такое сочетание, в котором оценки по 2-3 шкалам сочетаются количественно с реальными умениями ученика, т.е. с первой оценкой. Например, соотношение трех оценок типа «10 – 12 – 11» благоприятнее, чем соотношение «3 – 18 – 12». Предпочтение в первом примере более обосновано наличием соответствующих умений.

Обязательно анализируются во всех сферах вопросы, на которые дана наибольшая оценка в баллах, т.е. «2- 2 – 2» (в первую очередь), а также вопросы, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней («2 – 2 – 1» или «1 – 2 – 2»). Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить всю профессиональную сферу до некоторых специальностей этой сферы. Например, работа в области «Ч – З» может осуществляться с «буквами, словами, текстом» - программист, математик, экономист и др. Во-вторых, для того чтобы «выйти» за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными сферами. Например, учитель математики («Ч – Ч» и «Ч – З»), модельер («Ч – Х – О», «Ч – Т») и т.д

Транскрипт

1 ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ (ОПГ) Опросник профессиональной готовности был разработан Л.Н.Кабардовой (факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова). Опросник представляет собой дальнейшее развитие идеи Е.А.Климова о выявлении профессиональной направленности оптанта на выделяемые им сферы профессиональной деятельности (человек, техника, природа, знак, художественный образ). Опросник профессиональной готовности был разработан Л.Н.Кабардовой (факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова). Опросник представляет собой дальнейшее развитие идеи Е.А.Климова о выявлении профессиональной направленности оптанта на выделяемые им сферы профессиональной деятельности (человек, техника, природа, знак, художественный образ). Профессиональную готовность можно определить как субъективное состояние личности, отражающее способность и желание заниматься определенным конкретным типом профессиональной деятельности. Она не обязательно сопровождается объективной профессиональной подготовленностью. Опросник основан на самооценке учащимся своих возможностей в реализации задаваемых опросником умений (учебных, трудовых, социальных, творческих и др.), пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности, и своего желания или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности, в своей будущей профессии. Методика дает возможность оптанту проанализировать составляющие профессиональной готовности: субъективно оцениваемые умения, эмоциональное отношение, готовность трудиться и получить представление о мере готовности к успешной деятельности в

2 определенной сфере, о степени согласованности личного профессионального плана. Методика предполагает диагностику личности с 5 лет, может использоваться как в индивидуальном, так и в групповом консультировании и рассчитана ориентировочно на 5 минут. Процедура применения Внимательно прочитайте все 5 высказываний опросника. Прочитав каждое из высказываний, ответьте на три приведенных вопроса и оцените свои ответы в баллах.. Насколько хорошо вы умеете делать то, что написано в высказывании? Делаю, как правило, хорошо балла. Делаю средне балл. Делаю плохо (совсем не умею) баллов.. Какие ощущения у вас возникли, когда вы это делали? Положительное (приятно, интересно, легко) балла. Нейтральное (все равно) балл. Отрицательное (неприятно, неинтересно, трудно) баллов.. Хотели бы вы, чтобы описанное в высказывании действие было включено в вашу будущую работу? Да балла. Все равно балл. Нет баллов. Свои оценки в баллах занесите в «Таблицу ответов» (номер клетки в таблице соответствует номеру высказывания). В каждую клетку «Таблицы ответов» поставьте баллы, соответствующие вашим ответам на все три вопроса. Для каждого высказывания оцените сначала ваше умение (), затем отношение (), затем желание (). В этой же

3 последовательности проставьте оценочные баллы в клетках «Таблицы ответов». Если вы никогда не делали того, что описано в высказывании, то вместо баллов поставьте в клетку прочерки в первых двух вопросах (и) и попробуйте ответить только на -й вопрос. Читая высказывание, обязательно обращайте внимание на уточняющие слова: «часто», «легко», «систематически» и др. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Если из перечисленных в вопросе нескольких действий вы умеете делать что-то одно, то именно это действие вы и оцениваете тремя оценками. Работайте внимательно! Текст ОПГ. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (составлять и собирать схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).. Длительное время (более года) самостоятельно, терпеливо выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать).. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, многими признаваемые интересными, достойными внимания. 5. Сдерживать себя, не «выливать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение. 6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст. 7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике. 8. Вести регулярное наблюдение за развивающимися растениями и записывать данные наблюдения в специальный дневник. 9. Мастерить своими руками красивые изделия из дерева, ткани, засушенных растений, ниток.

4 . Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо то, что он хочет знать, даже если приходится повторять сказанное несколько раз.. Легко находить ошибки в письменных работах по русскому языку, литературе.. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках разных видов растений.. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры. 5. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого. 6. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составлять рассказы по заданной теме. 7. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электрические приборы (пылесос, утюг, светильник). 8. Преимущественно все свое свободное время тратить на уход и наблюдение за каким-либо животным. 9. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.. Внимательно, терпеливо, не перебивая, выслушивать людей.. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).. Регулярно, без напоминания взрослых, ухаживать за животными: кормить, чистить, лечить, обучать.. Публично, для зрителей, разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу. 5. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

5 6. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составлять логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы. 7. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки. 8. Разбираться в породах и видах животных, знать их характерные внешние признаки и повадки. 9. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно и письменно.. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания математических формул, законов и умения их правильно применять при решении.. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, на электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку из мелких деталей.. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или во внешнем виде животного или растения.. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера. 5. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей. 6. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, следствия. 7. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно. 8. Заниматься углубленным изучением биологии, анатомии, ботаники, зоологии, читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

6 9. Создавать новые интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений.. Влиять на людей, убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологическом кружке, на биостанции, в зоокружке, питомнике.. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное. 5. Сопереживать людям, понимать их проблемы, оказывать посильную помощь. 6. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять. 7. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения технической, логической, математической задачи. 8. При работе с растениями или животными принимать как должное ручной физический труд, неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных. 9. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества). 5. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух. Обработка полученных результатов Приступая к обработке результатов, консультант сначала находит в бланке ответов номера тех высказываний, которые оптант при оценке умений оценил в баллов или поставил прочерк. В этом случае следующие две оценки этого высказывания при подсчете общих сумм баллов по этим

7 шкалам не учитываются. Они принимаются во внимание только при качественном анализе каждой сферы. Консультант подсчитывает суммы баллов, которые набрали отдельно «умения», отдельно «отношения» и отдельно «пожелания» оптанта в каждой профессиональной сфере. Итоговые результаты представляют собой баллы умений, отношений, желаний по каждому из пяти типов профессий: человек (Ч) знаковая система (З.с.); человек (Ч) техника (Т); человек (Ч) природа (П); человек (Ч) художественный образ (Х.о.); человек (Ч) человек (Ч). Интерпретация полученных результатов Выбор наиболее предпочтительной для данного оптанта профессиональной сферы осуществляется на основе сопоставления баллов по трем описанным шкалам: умения отношения желания. Положительно оценивается такое сочетание, при котором высокие оценки при ответе на -й и -й вопросы соотносятся с реальными умениями оптанта, т.е. высокой оценкой по -й шкале. Анализ результатов проводится по нескольким аспектам: сопоставление трех оценок (умения отношения желания) внутри каждого типа профессий дает информацию о внутренней согласованности отношения к профессиям, об уровне личностной зрелости оптанта; сравнение баллов между всеми пятью типами профессий дает информацию о наличии или отсутствии предпочтений; рассматривая два типа профессий, набравших большое количество баллов, можно расширить сферу возможных вариантов, чтобы учесть комплексность и многоплановость современных профессий, междисциплинарный

8 характер знаний, требуемый современным производством и управлением; обязательно анализируются те высказывания, которые оптант оценил максимальным количеством баллов (, и т.п.), а также минимальным количеством баллов (, и т.п.) или баллом по умению или отношению, но баллом по желанию, что поможет конкретизировать выбор, сузить сферу профессиональных вариантов до определенных специальностей. Итоговое распределение баллов можно сопоставить с выбранной (предполагаемой) оптантом профессией для определения степени согласованности намерений и реальных предпосылок успешности. Такой качественный анализ позволяет обнаружить скрытые ресурсы, затруднения личностного характера, препятствующие формированию личного професссионального плана, и определить возможности дальнейшей работы с оптантом. Опросник профессиональной готовности Балл Насколько хорошо вы умеете делать Нравится вам ли Хотели бы вы в дальнейшем делать Не пробовал; не умею Не нравится; не интересно Не хочу Делаю средне Безразлично Все равно Умею; хорошо делаю Нравится; очень нравится Хочу; очень хочу

9 Таблица ответов

10 З. с. Т П Х. о. Ч Примечание. З.с. знаковая система, Т техника, П природа, Х.о. художественный образ, Ч человек. Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов Л.Ш., Борисова М.В. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) // Вершинин С.И., Савина М.С., Махмудов Л.Ш., Борисова М.В. Основы профориентологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / М.: Издательский центр «Академия», 9. С


Тест на проверку профессионального соответствия Правила работы с текстом: Внимательно прочитайте вопрос. На него вы должны дать четыре ответа, которые затем оцените по бальной шкале: 0, 1, 2. Вы должны

Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается

Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н.Кабардовой представляет собой модифицированный вариант дифференциально-диагностического опросника ДДО Инструкция: Внимательно прочитайте вопросы.

МЕТОДИКА ДДО (Евгений Александрович Климов) Цель: определение профессиональных предпочтений личности по сферам «человек человек», «человек природа», «человек знаковая система», «человек техника», «человек

Л.В. Сафонова ШКОЛА САМОПОЗНАНИЯ Методические рекомендации для педагога 1 Пояснительная записка Специфика развития ребенка в младшем подростковом возрасте (11-13 лет) заставляет особое внимание уделять

ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЁЖИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ «РЕСУРС» МИНИТРУДА РОССИИ, МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И АДМИНИСТРАЦИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

Методика «Дифференциальнодиагностический опросник» (ДДО) Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Ее можно использовать

1 МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Хорошие результаты получаются при использовании

Как выбрать будущую профессию? Выбор будущей профессии важнейшая задача каждого школьника, её значение сложно переоценить. Поэтому нельзя в этом вопросе доверяться случаю. Однако, иногда бывает трудно

1 МЕТОДИКА «КАРТА ИНТЕРЕСОВ» (Е.А.Климов) Методика используется в целях профориентации и при приеме на работу. Может применяться для обследования как подростков, так и взрослых. Хорошие результаты получаются

КАРТА ИНТЕРЕСОВ (Методика А. Е. Голомштока, редакция Е. И. Фадеевой) Нравится ли Вам? Хотелось бы заниматься в будущем? Ответьте на вопросы приведенные ниже. 1. Знакомиться с жизнью растений и животных?

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух

Опросник профессиональных склонностей (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной) On-line oпросник профессиональных склонностей Инструкция. Для того, чтобы определить свои профессиональные склонности,

ТЕСТ-ОПРОСНИК КОС - 1 Процедура исследования Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СКЛОННОСТИ (Резапкина Г.В.) Опросник профессиональных склонностей Инструкция. Выберите один из трех вариантов «а», «б» или «в» и отметьте его в бланке. 1 А Б В 2 А Б В 3 А Б

Что должен знать будущий первоклашка? Уважаемые родители! Осталось совсем не много времени до того момента, когда ваш малыш впервые переступит школьный порог и для него начнется новая интересная жизнь.

Выбор профессии один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Человека, выбирающего свою будущую профессию, называют оптантом

I. «Человек природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек природа». Объектами труда для представителей

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) (Е.А. Климов) Текст опросника Инструкция: «Предложим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу из перечисленных ниже. Однако,

Мотивационная готовность. Понятие мотивационной готовности включает в себя отношение дошкольника к будущему учению. Речь идет о положительном отношении ребенка к школе, о его настроенности на серьезную

«Карта интересов» модификация Филимоновой О.Г. Опросник «Карта интересов» (авторы А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, О.П. Мешковская и др.) представлен достаточно широко в разных источниках. В его основе лежит

Ряд основных правил, которые помогут добиться успеха в учебе 07.04.11 12:21 Соколова О.А. Соколов а О.А.Заслуженный учитель России, учитель начальных классов ГОУ ср едняя общеобразо вательная шко ла 712

Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной). Инструкция. Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать

«Карта интересов» А.Е. Голомшток Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Голомшток выделяет таких

МЕТОДИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Методика - «Карта одаренности» Общая характеристика Эта методика создана автором на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается тем, что для упрощения обработки результатов

Классный час по профориентации Тема: Интересы и склонности в выборе профессии Цели и задачи: Создать условия для формирования ясных представлений школьника о самом себе, своих особенностях и качествах

Как работать с памяткой 1. Прочтите внимательно название памятки и подумайте, почему она так озаглавлена. В названии суть памятки. 2. Изучите внимательно содержание памятки. 3. Ответьте на вопрос: «Все

Технологическая карта урока ФИО учителя Теряева Ирина Петровна Класс 2 УМК «Школа России» Предмет математика Тема «Виды углов» Тип урока Урок открытия новых знаний Место и роль урока в изучаемой теме:

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовим детей к школе. Что это значит?» Предварительная работа I. Анкета для родителей 1. В чѐм, на Ваш взгляд, заключается готовность ребѐнка

АНКЕТА самооценки уровня знаний (Отметить рядом с названием предмета: В высокий, С средний, Н низкий уровень интереса.) 1. Назовите любимые учебные предметы в школе. история; литература; химия; математика;

Программа внеурочной деятельности «Цветочные фантазии» п. Большой Исток 2016 Рабочая программа кружка «Цветочные фантазии» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС школьного образования. Программа

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (ДДО; Е.А.КЛИМОВ) Шкалы: типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ, человек-природа Назначение теста

Общая часть Предмет Математика ФИО, Класс 2 класс Тема урока Тип урока Цель СЛОЖЕНИЕ ВИДА: 26 + 7 Изучение нового материала Планируемые образовательные результаты познакомить с новым приемом сложения;

Обеспечение образовательного процесса иными библиотечно-информационными ресурсами и средствами обеспечения образовательного процесса, необходимыми для реализации заявленных к лицензированию образовательных

Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Родители могут оценить уровень зрелости с помощью наблюдения и ответов на вопросы Анкета для родителей Тема: «Готов ли ваш ребенок

Автор: Administrtor Тест Профессиональные склонности и способности Назначение теста Диагностика профессиональных склонностей респондентов. Шкалы: склонности - к работе с людьми, к исследовательской (интеллектуальной)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 «Карта интересов» А. Е. Голомштока (модификация С. Я. Карпиловской) Целью данной методики является выявление индивидуальных особенностей профессиональных интересов. Может применяться для исследования

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Подболотная средняя общеобразовательная школа» Принято: Педсовет от Председатель педсовета А.Г.Медведева Утверждено: Приказ от Директор МБОУ «Подболотная

Педсовет 30.03.2015 Система оценки образовательных достижений учащихся: вопросы преемственности Работа по новому ФГОС требует от учителей обновления педагогической практики: освоения и использования технологий

Как готовить домашние задания Памятка для учащихся 1. Активно работай на уроке: внимательно слушай, отвечай на вопросы. 2. Задавай вопросы, если чего-то не понял или с чем-то не согласен. 3. Точно и как

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ МАТЕМАТИКИ И МЕХАНИКИ ИМ. Н.И. Лобачевского Кафедра теории и технологий преподавания

Правила школьника 1. Как проснулся, так вставай, лени воли не давай! 2. Лепесток роса умыла, а тебя умоет мыло. 3. Понукания не жди. В школу вовремя иди. 4. Прежде, чем захлопнуть дверь, все ли взял с

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «РЯЗАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» диагностический материал по оценке уровня готовности ребенка к обучению

Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 1 Русский язык. 9 класс. Вариант 1-1 Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа

Муниципальное казенное учреждение Управление образования администрации Калтанского городского округа ПРИКАЗ от 21.03. 2016 130 О проведении мониторинга профориентационной деятельности общеобразовательных

Благодаря моей профессии я получаю возможность помогать людям - и себе. Это делает мою жизнь богаче и наполняет ее смыслом. Хелен Хэйес это род деятельности, связанный с определенной областью общественного

ПРИМЕРЫ ЛИСТОВ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ: Вариант 1. работы группы Оцени работу своей группы: 1. Все ли члены группы принимали участие в работе? А) Да, все работали одинаково; Б) Нет, работал только

Диагностика для анализа результатов трудовой деятельности у детей младшего возраста автор: Куцакова Л.В. Вопросы для диагностики формирования трудовых навыков и умений дошкольников. Кто моет пол, вытирает

КАРТА ИНТЕРЕСОВ (С.Я.Карпиловская) Инструкция Для определения Ваших ведущих интересов предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед ответом на каждый вопрос и постарайтесь дать как можно более точный ответ.

Мухина Ю.Р., Ергунева Т. Н. Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Рекомендации выпускникам по саморегуляции внимания

Задания на формирование метапредметных учебных действий при работе с текстовой информацией. Работа с текстом параграфа учебника (инструкция для учащихся) 1. Внимательно несколько раз прочтите название

Технономические профессии («Человек Техника»): Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Моделирование фартука» 5 класс Составитель: Захарова Л.А. учитель технологии г. Черногорск, 2016 г. Тема: Моделирование

Как определить талант ребёнка? В дошкольные годы у ребѐнка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врождѐнных способностях ребѐнка,

Тест «Карта интересов» (для учащихся 6-11 классов) Инструкция: у вас есть возможность заниматься в каком либо кружке по вашему желанию. Для того чтобы помочь выбрать нужный кружок, предлагаем тебе ответить

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в техническом вузе Н.С. Литвиненко Современные социально-экономические условия предполагают организацию всей управленческой деятельности,

Родительское собрание «Подготовка детей к школе» Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муриковская средняя общеобразовательная школа» ПРИНЯТО решением педагогического совета 1 от 29.08.2012 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Муриковская СОШ»

МКОУ СОШ 1 Конспект урока математики на тему: «Равенство. Неравенство» в 1 классе (УМК «Школа России») Учитель: Хомутова М. Н. (первая квалификационная категория) Предмет: Математика Класс: 1 класс Тип

Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015 Вариант 9 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

Повышение эффективности системы контроля знаний по педагогическим дисциплинам на факультете дошкольного образования БГПУ Д.Н. Дубинина В настоящее время качество обучения, наряду с мобильностью и доступностью,

Цели: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РИСОВАНИЯ: МОЯ ЛЮБИМАЯ МАМА познакомить с понятием, видами портрета; с творчеством художников портретистов; формировать графические умения и навыки по рисованию; воспитывать

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ САМООБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Е.М. Скобелева, ГБОУ СПО ВО «КТСТ», г. Ковров Министерство образования и науки РФ всерьёз задумалось о качестве и содержании математического

Образовательная организация Полное наименование программы (с указанием предмета и класса). Место учебного предмет в структуре основной образовательной программы. Нормативная основа разработки программы.

Психологи предлагают пять основных правил для создания собственного успеха: Первое, что необходимо каждому это осознать цель своей работы. Уметь работать значит уметь ставить себе ясные цели - зачем и

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

1 класс ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Технологическая карта 1 Тема «Книги мои друзья» Тема Цель темы Основное содержание темы, термины и понятия Книги мои друзья (7 часов) Дать первоначальное представление о книге,

К концу I четверти по окружающему миру обучающиеся 1 класса должны: Знать: основные правила безопасности по пути из дома в школу и обратно, домашний адрес и адрес школы; необходимость сотрудничества с

Опросник профессиональной готовности (ОПГ) – это замечательный способ установить, к какому виду деятельности наиболее склонен человек. В основе его лежит принцип самооценки человека в реализации разного рода возможностей. Опросник профессиональной готовности, составленный Кабардовой, позволяет знать о количестве и качестве профессионально ориентированных умений и навыков. Благодаря результатам такого тестирования можно определить склонность человека к разным видам деятельности.

Принципы опросника для определения профессиональной готовности

В основе опросника лежит оценка человеком его склонности к тому или иному типу деятельности. Каждый из пунктов вопроса должен быть ему понятен, и, желательно, пройден на собственном опыте. Оценивая собственные способности по каждому из предложенных пунктов, свои эмоциональные переживания, успехи и неудачи, человек и сам начинает отмечать в себе некоторые наклонности.

Весь опросник представляет собой набор пунктов, которые связаны с представлениями о пяти наиболее распространенных сферах:

  1. Ч-З (Человек – знак).
  2. Ч-Т (Человек – техника).
  3. Ч-П (Человек – природа).
  4. Ч-Х.о. (Человек – художественный образ).
  5. Ч-Ч (Человек – человек).

В зависимости от того, к какой области наиболее склонен человек, можно оценить и его профессиональную пригодность.

Опросник профессиональной готовности Кабардова

В соответствии с инструкцией испытуемому необходимо провести тестирование, используя для этого список вопросов и бланк ответов.

Опросник профессиональной готовности: результаты

Каждый столбец в бланке ответов соответствует конкретному типу профессий. Колонки, обозначенные буквами, оценивают по три ответа на каждый вопрос:

а – оценка своих умений; б – оценка своего эмоционального отношения; в – оценка своих профессиональных предпочтений.

Сначала нужно отметить те номера вопросов, которые отмечены «0» в графе «умения». Они из обработки исключены, и два смежных ответа (если, например, ряд ответов - 0-5-11) по соответствующей шкале также исключаются. Их учитывают лишь в качественном анализе каждой из сфер.

После этого подсчитывается сумма баллов в каждой проф. сфере по трем шкалам. Наиболее предпочтительную сферу деятельности осуществляют исходя из того, в какой сфере на шкале «профессиональные предпочтения» наибольший суммарный балл. Самые благоприятные сферы – те, где все три оценки одинаково велики. Т.е. «8-10-9» предпочтительнее, чем «4-12-8». Чтобы сузить сферу, нужно проанализировать ответы «1-2-1» и т.д., с низкими баллами. Кроме общих данных, это позволит оценить профессии из смежных сфер.

Описание

В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации определенных умений (учебных, творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального отношения к деятельности и своего предпочтения (нежелания) реализации деятельности в своей будущей профессии. Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации, которые предъявляются человеку в процессе труда или учебы, соотносятся с наиболее типичными представителями профессий по пяти профессиональным сферам:«Ч – З», «Ч – Т», «Ч – П», «Ч – Х», «Ч – Ч» .

Данный опросник позволяет подтвердить, конкретизировать информацию по тесту ДДО и быть может дополнит интерпретацию по профессиональному интересу оптанта.

Обработка

Каждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов профессий. Колонки, обозначенные буквами, отражают оценки трех ответов на каждый вопрос:

А – оценка своих умений;

Б – оценка своего эмоционального отношения;

В – оценка своих профессиональных пожеланий, предпочтений.

Приступая к обработке результатов, сначала следует внимательно просмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на которые испытуемый в графе «умения» поставил оценку «0». Эти вопросы следует полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение оценок «0-12-11». В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при подсчете баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и профессиональных положений). Они учитываются только при качественном анализе каждой сферы.

Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной сфере по шкалам «умения», «отношение» и «профессиональные пожелания». Обращается внимание на соотношение оценок по данным шкалам как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности).

Бланк ответов

Ч-З Ч-Т Ч-П Ч-Х Ч-Ч

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3



Ч-З – человек – знаковая система

Ч-Т – человек – техника

Ч-П – человек – природа

Ч-Х – человек – художественный образ

Ч-Ч – человек – человек

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Наибольшее количество баллов в определенной колонке указывает на преобладающее проявление профессиональных интересов и склонностей к дано группе профессий. Рассмотрим «диагнозы», полученные при высоких показателях в профессиональных сферах. При составлении диагноза необходимо учитывать и другие сочетания высоких, средних и низких показателей.

Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или нескольких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по шкале «профессиональные предпочтения».

Обращается внимание на те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочтительным являются такое сочетание, в котором оценки по второй и третьей шкалам количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения испытуемого. Например, соотношение оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем сочетание «3-8-12», поскольку предпочтения испытуемого в первом случае более обоснованны наличием у него соответствующих умений.

Далее анализируются отдельные вопросы, ответы на которые получили оценки в баллах «2-2-2», а также «2-2-1», «1-2-2». Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специальностей. Например, работа в области «человек–знак» может осуществляться с буквами, словами, текстами, (филолог, историк, редактор и др.); с иностранными знаками, текстами (технический переводчик, гид-переводчик); с математическими знаками (программист, математик, экономист и др.). Во-вторых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными областями, например учитель математики (сферы «человек – человек» и «человек – знак»), модельер (сферы «человек–художественный образ» и «человек–техника») и т.д.

По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.

1. «Человек – знак». Вы испытываете склонности и проявляете интересы при выполнении вычислений, чертежей, схем, систематизировании различных сведений. Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации: цифры, формулы, таблицы чертежи, схемы, карты; тексты на родном или иностранном языках. Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в этой области: логические мышление, хорошая памятью на слова и числа, способность к длительной концентрации внимания на знаковом материале. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: инженер-программист, экономист, бухгалтер, инженер-строитель, архитектор, геодезист, конструктор, инженер-технолог, инженермеханик, инженер сварочного производства, социолог, журналист, редактор, корректор, переводчик, лингвист, делопроизводитель.

2. «Человек – техника». Основу Вашей профессиональной сферы составляют предметы физике, химии, электротехнике, любите или любили в школе выполнять лабораторные работы по данным предметам. Вы с охотно занимаетесь моделированием, разбираетесь в технике, любите ручной труд, а именно создавать, эксплуатировать, ремонтировать машины, механизмы, аппараты. Большинство профессий относятся к техническим профессиям, а именно: работа на станках, управление транспортом, автоматическими системами; ремонт технических устройств, их создание, монтаж, сборка технических устройств, разработка процесса их изготовления узлов и деталей машин и механизмов, работа с приборами, регулирование и их налаживание. Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в этой области: высокий уровень концентрации и устойчивости внимания, хорошая зрительная и моторная память,13хорошая координация движений, развитые техническое и творческое мышление и воображение. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: столяр, плотник, реставратор мебели, наладчик, монтажник, чертежник, инженер-строитель, инженер-машиностроитель, инженер по транспорту, конструктор, инженер-механик, инженер сварочного производства, инженер-металловед, инженер-литейщик, инженер-электромеханик и другие.

3. «Человек – природа». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей связана с природой, растительными и животными организмами и стремлением работать в данной профессиональной сфере. Вы с удовольствием ухаживаете за растениями, животными, не безразличны к экологии. Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в этой области: интуиция, аналитические способности, гибкость ума, прогнозирование относительно роста и развития объектов природы, способность переносить длительное физические и психическое напряжение в различных погодных условиях. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: лесовод, коневод, пчеловод, овощевод, птицевод, животновод, садовод агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик.

4. «Человек – художественный образ». Основу Вашей профессиональной сферы составляют профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью, изобразительной, актерской деятельностью, музыкой. Вы любите писать сочинение, заметки, мастерить красивые изделия своими руками, создавать произведения живописи, графики, создавать на бумаге и в оригинале новые интересные модели одежды, интерьера помещений, конструкторские новинки.

Быстрее и чаще других замечаете в обычном необычное и прекрасное. Большинство профессий этого типа связано: с созданием художественных произведений, а также с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу и художественных произведений в массовом производстве (например, мастер по росписи). Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в этой области: творческие и художественные способности, высокий уровень воображения, интуитивность, открытость для восприятия нового.

Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: художник, архитектор, дизайнер, литератор, искусствовед, писатель, филолог, журналист, модельер, ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр - краснодеревщик.

5. «Человек – человек». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей связана с обучением, воспитанием, руководством и обслуживанием людей. Вы умеете терпеливо, внимательно выслушивать людей, объяснять, убеждать, предотвращать конфликты, разрешать споры, оказывать посильную помощь. Вам нравится находиться среди людей и тесно взаимодействовать с ними.

Способности, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности в этой области: вербальные способности, хорошее развитие образной и словесно - логической памяти, коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты), отзывчивость, доброжелательность, требовательность к себе и другим. Профессии, которые могут подойти

человеку с этим типом направленности: педагог, воспитатель, психолог, медсестра, тренер, менеджер по персоналу, офис-менеджер, социальный педагог, работники сферы обслуживания (продавец, технолог, товаровед, парикмахер, официант и др.).

6. «Человек – знак» и «Человек – техника». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей выходят за пределы одной профессиональной сферы, занимают промежуточное положение между данными сферами профессий. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: инженер-машиностроитель, инженер по транспорту, инженер-строитель, инженер-механик, инженер-программист, инженер-электрик по автоматизации и другие.

7. «Человек – знак» и «Человек – человек». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Вам нравится систематизировать материал, анализировать, заниматься сбором информации, решение проблем осуществлять через размышления, но при этом Вы ориентированы на работу в группе с людьми, обучать их, оказывать помощь консультирование, организовывать групповые мероприятия, дискуссии. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: преподаватель математики, физики, химии, экономики, филолог, историк, социолог, редактор, переводчик, финансовый менеджер, специалист по антикризисному управлению, товаровед-эксперт, маркетолог, технолог, товаровед и др.

8. «Человек – знак» и «Человек – художественный образ». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Это значит, что Вы не только создаете свои художественные произведения, но и умеете систематизировать информацию в своей области искусства и культуры, ведете научный поиск, логический анализ, создаете оригинальные проекты (воплощая их графически, в новых моделях одежды, интерьера помещений, конструкторских новинках). Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: дизайнер, архитектор, инженер компьютерной графики, имиджмейкер, музыкальный редактор, клипмейкер и др.

9. «Человек – техника» и «Человек – художественный образ». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Вам нравится не только деятельность, направленная на технические объекты, но Вы можете мастерить красивые изделия своими руками, создавать законченные произведения живописи, графики, создавать на бумаге и в оригинале новые интересные модели одежды, интерьера помещений, конструкторские новинки.

Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: архитектура, конструктор, инженер-строитель, инженер-металлург художественного литья, технолог швейного производства.

10. «Человек – техника» и «Человек – человек». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Ваши умения и желания связаны с профессиями, труд в которых направлен на технические объекты, при этом Вы умеете и желаете работать с людьми и руководить ими. Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: преподаватель труда, мастер-наставник, инженер-механик по технологии 15 машиностроения, инженер-литейщик, инженер электронной техники, менеджер производственной сферы, инженер-строитель и др.

11. «Человек – человек» и «Человек – художественный образ». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Вы ориентированы на работу в группе с людьми, а именно учить, разъяснять,

объяснять, внимательно выслушивать, и в то же время воплощать свои творческие замыслы (музыкальной, актерско-сценической, литературно-художественной деятельности и т.д.). Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: режиссер, продюсер, учитель танцев, учитель актерского мастерства, организатор выставок и вернисажей, редактор и т.д.

12. «Человек – человек» и «Человек – природа». Сфера ваших профессиональных интересов и склонностей находится в этих двух сферах. Профессии этих типов требуют постоянного взаимодействия с людьми, умения устанавливать и поддерживать контакты с людьми, а также требуют любви к природе, ко всему «живому». Профессии, которые могут подойти человеку с этим типом направленности: валеолог, инженер-эколог, организатор зоологических выставок, руководитель географических экспедиций, ведущий телепередач о растительном и животном мире и т.д.

ИНСТРУКЦИЯ: «Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, а буквами – клеточки для трех ответов.

Сначала Вы оцениваете, насколько хорошо Вы умеете делать то, что записано в вопросе (клеточка «а»):

Делаю, как правило, хорошо – 2 балла;

Делаю средне – 1 балл;

Делаю плохо, совсем не умею, никогда не делал – 0 баллов.

Затем оцениваете ощущения, которые возникают у Вас, когда Вы это делаете (клеточка «б»):

Положительные (интересно, легко) – 2 балла;

Нейтральные (все равно) – 1 балл;

Отрицательные (неинтересно, трудно) – 0 баллов.

Третий ответ должен отразить, хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие входило в Вашу работу (клеточка «в»):

Да – 2 балла;

Все равно – 1 балл;

Нет – 0 баллов.

Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в вопросе нескольких действий Вы умеете делать что-то одно, то именно это действие Вы и оцениваете тремя оценками».

Текст опросника

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (собирать и составлять схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т.п.).

3. Длительное время (более одного года) самостоятельно выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

5. Быть чутким и доброжелательным.

6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдения в специальный дневник.

9. Мастерить красивые изделия своими руками: из дерева, материала, засушенных растений, ниток.

10. Терпеливо, без раздражения объяснять кому-либо, что он хочет знать, даже если приходится повторять это несколько раз.

11. Легко находить ошибки в письменных работах по русскому языку, литературе.

12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.

13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составлять рассказы по заданной теме.

17. Ремонтировать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).

18. Преимущественно свое свободное время тратить на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20. Защищать права и безопасность людей.

21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с иностранными текстами.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (магнитофон, телевизор и т.д.).

23. Регулярно, без напоминания взрослых выполнять необходимые для ухода за животными работы: кормить, чистить (животное и клетки), лечить, обучать.

24. Публично, для многих зрителей разыгрывать роли, подражать, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составить

логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28. Разбираться в породах и видах животных: лошадей, птиц, рыб, насекомых. Знать их характерные внешние признаки и повадки.

29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.

30. Организовать людей на какие-либо дела, мероприятия.

31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания формул, законов и умения их правильно применять при решении.

32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, электрической швейной машинке, производить монтаж и сборку из мелких деталей.

33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении или внешнем виде животного или растения.

34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерностей, следствия.

37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, ботаники, зоологии – читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады.

39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели одежды, причесок, украшений, интерьера помещений, конструкторские новинки.

40. Влиять на людей, убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать карты, схемы, чертежи.

42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представить расположение предметов или фигур в пространстве.

43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках.

44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать, вычислять.

47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.

48. При работе с растениями или животными выполнять ручной физический труд, переносить неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах животных.

49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Опросник профессиональной готовности

Методика разработана для выявления профессиональных склонностей школьников, может быть использована учителями и психологами при проведении профориентационной работы.

Профессиональную готовность определяют как субъективное состояние личности, означающее желание и способность заниматься данным видом профессиональной деятельности. Опросник построен на самооценке человеком своих склонностей и возможностей.

Инструкция. Внимательно прочтите все 50 высказываний опросника. Прочитав каждое высказывание, ответьте на три нижеприведенных вопроса и оцените свои ответы в баллах (от 0 до 2):

1. Насколько хорошо вы умеете делать то, о чем написано в высказывании?

Делаю, как правило, хорошо - 2 балла;

Делаю средне - 1 балл;

Делаю плохо, совсем не умею - 0 баллов.

2. Какие ощущения у вас возникали, когда вы это делали?

Положительные (приятно, интересно, легко) - 2 балла;

Нейтральные (все равно) - 1 балл;

Отрицательные (неприятно, неинтересно, трудно) - 0 баллов.

3. Хотели бы вы, чтобы описанное в высказывании действие было включено в вашу будущую работу?

Да - 2 балла;

Все равно - 1 балл;

Нет - 0 баллов.

Свои оценки в баллах занесите в «Таблицу ответов» (номер ячейки в таблице соответствует номеру высказывания). В каждую ячейку вы должны поставить баллы, соответствующие вашим ответам на все три вопроса. Для каждого высказывания вы оцениваете сначала ваше умение - «у», затем отношение - «о», затем желание - «ж». В этой же последовательности вы проставляете оценочные баллы.

Если вы никогда не делали того, о чем написано в высказывании, то вместо баллов поставьте в ячейку прочерки по первым двум вопросам («у» и «о») и попробуйте ответить только на третий вопрос («ж»).

Читая высказывания, обязательно обращайте внимание на слова «часто», «легко», «систематически» и др. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов.

Если из перечисленных в вопросе действий вы умеете делать только одно, то именно это действие вы и оцениваете.

Текст опросника

1. Делать выписки, вырезки из различных текстов и группировать их по определенному признаку.

2. Выполнять практические задания на лабораторных работах по физике (собирать и составлять схемы, устранять в них неисправности, разбираться в принципе действия прибора и т. п.).

3. Длительное время (более одного года) самостоятельно выполнять все работы, обеспечивающие рост и развитие растений (поливать, удобрять, пересаживать и пр.).

4. Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения, признаваемые многими интересными, достойными внимания.

5. Сдерживать себя, не «выплескивать» на окружающих свое раздражение, гнев, обиду, плохое настроение.

6. Выделять из текста основные мысли и составлять на их основе краткий конспект, план, новый текст.

7. Разбираться в физических процессах и закономерностях, решать задачи по физике.

8. Вести регулярное наблюдение за развивающимся растением и записывать данные наблюдений в специальный дневник.

9. Мастерить красивые изделия из дерева, ткани, металла, засушенных растений, ниток.

10. Терпеливо, без раздражения объяснять что-то непонятное кому-либо, даже если приходится повторять это несколько раз.

11. Легко находить ошибки в письменных работах по русскому языку, литературе.

12. Разбираться в химических процессах, свойствах химических элементов, решать задачи по химии.

13. Разбираться в особенностях развития и во внешних отличительных признаках многочисленных видов растений.

14. Создавать законченные произведения живописи, графики, скульптуры.

15. Много и часто общаться с разными людьми, не уставая от этого.

16. На уроках иностранного языка отвечать на вопросы и задавать их, пересказывать тексты и составлять рассказы по заданной теме.

17. Отлаживать какие-либо механизмы (велосипед, мотоцикл), ремонтировать электротехнические приборы (пылесос, утюг, светильник).

18. Свое свободное время тратить преимущественно на уход и наблюдение за каким-нибудь животным.

19. Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

20. Внимательно, терпеливо, не перебивая выслушивать людей.

21. При выполнении заданий по иностранному языку без особых трудностей работать с текстами.

22. Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, аппаратуру для дискотек).

23. Регулярно, без напоминания взрослых, ухаживать за животными: кормить, чистить (животное и клетку), лечить, обучать.

24. Публично, для многих зрителей разыгрывать роли, изображать кого-либо, декламировать стихи, прозу.

25. Увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего возраста.

26. Выполнять задания по математике, химии, в которых требуется составлять логическую цепочку действий, используя при этом различные формулы, законы, теоремы.

27. Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

28. Разбираться в породах и видах животных (лошадей, птиц, рыб, насекомых и пр.), знать их характерные внешние признаки и повадки.

29. Всегда четко видеть, что сделано писателем, драматургом, художником, режиссером, актером талантливо, а что нет, и уметь обосновать это устно или письменно.

30. Организовывать людей на какие-либо дела, мероприятия.

31. Выполнять задания по математике, требующие хорошего знания формул, законов и умения правильно применять их при решении.

32. Выполнять действия, требующие хорошей координации движений и ловкости рук: работать на станке, электрической швейной машине, производить монтаж изделий из мелких деталей.

33. Сразу замечать мельчайшие изменения в поведении животного или внешнем виде растения.

34. Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцевальные номера.

35. Выполнять работу, требующую обязательных контактов со множеством разных людей.

36. Выполнять количественные расчеты, подсчеты данных (по формулам и без них), выводить на основе этого различные закономерности, выявлять следствия.

37. Из типовых деталей, предназначенных для сборки определенных моделей, изделий, конструировать новые, придуманные самостоятельно.

38. Специально заниматься углубленным изучением биологии, ботаники, зоологии (читать научную литературу, слушать лекции, научные доклады).

39. Создавать на бумаге и в оригинале новые, интересные модели (одежды, причесок, украшений), интерьеры помещений, конструкции изделий.

40. Влиять на людей, убеждать, предотвращать конфликты, улаживать ссоры, разрешать споры.

41. Работать с условно-знаковой информацией: составлять и рисовать схемы, карты, чертежи.

42. Выполнять задания, в которых требуется мысленно представлять расположение предметов или фигур в пространстве.

43. Длительное время заниматься исследовательскими работами в биологических кружках, на биостанциях, в зоокружках и питомниках.

44. Быстрее и чаще других замечать в обычном необычное, удивительное, прекрасное.

45. Сопереживать людям (даже не очень близким), понимать их проблемы, оказывать посильную помощь.

46. Аккуратно и безошибочно выполнять «бумажную» работу: писать, выписывать, проверять, подсчитывать.

47. Выбирать наиболее рациональный (простой, короткий) способ решения задачи: технической, логической, математической.

48. Занимаясь растениями или животными, выполнять тяжелую физическую работу, переносить неблагоприятные погодные условия, грязь, специфический запах.

49. Настойчиво, терпеливо добиваться совершенства в создаваемом или исполняемом произведении (в любой сфере творчества).

50. Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух.

Обработка результатов и выводы Определение склонности (наибольшей предпочтительности) к какой-либо профессиональной сфере осуществляется на основе сопоставления сумм баллов (по вертикали для каждого столбца таблицы) по трем шкалам (умения, отношения, желания). Нулевые показатели не учитываются и могут быть приняты во внимание только при качественном анализе. Положительно оценивается такое сочетание, при котором высокие оценки при ответе на вопросы «о» и «ж» соотносятся с реальными умениями субъекта, т. е. с высокой оценкой по первой шкале - «у». Например, соотношение трех оценок типа 10-12-11 благоприятнее, чем соотношение 3-18-12, так как в первом случае оценки более обоснованы наличием соответствующего опыта в данной сфере деятельности.

Таблица ответов

Обозначения: Ч-З - «человек - знак», Ч-Т - «человек - техника», Ч-П - «человек-природа», Ч-Хо - «человек - художественный образ», Ч-Ч - «человек - человек»; у - оценка умения, о - оценка отношения, ж - оценка желания. Обязательно анализируются высказывания, которые субъект оценил наибольшим количеством баллов, т. е. 2-2-2, а также высказывания, в которых две наивысшие оценки сочетаются со средней, т. е. 2-2-1 или 1-2-2. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до некоторых конкретных специальностей (например, склонность к работе в области «человек - знак» (филолог, историк, редактор, переводчик, журналист и т. д.)), во-вторых, для того, чтобы выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение (например, учитель математики - «человек-знак», модельер - «человек - художественный образ»).

Из книги Язык телодвижений [Как читать мысли окружающих по их жестам] автора Пиз Алан

Жесты Агрессивности и Готовности к Действиям Какие жесты используются в следующих ситуациях: ребенок, спорящий со своими родителями, спортсмен, ожидающий начала соревнований, и боксер в раздевалке в ожидании начала раунда?В каждом случае человек стоит в позе «руки на

Из книги Сновидения и фантазии. Анализ и использование автора Джонсон Роберт

Выражение Готовности у Сидячего Человека Один из наиболее ценных жестов, который можно научиться распознавать - это выражение готовности у стоящего человека. При презентации товара, например, если потенциальный покупатель делает такой жест в конце презентации, и

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Состояние "полной боевой готовности" Вероятно, в чистом виде, Активное Воображение выглядит так: вы просто очищаете ваш разум, входите в воображение и ждете того, кто там появится. Такой подход Фон Франц называет "опустошением эго-разума". Мы очищаем наш разум от всех

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

Методика диагностики степени готовности к риску Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени готовности к риску.Инструкция. Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых вас спрашивают. При ответе на каждый вопрос

Из книги Сила самых сильных. Бусидо Сверхчеловека. Принципы и практика автора Шлахтер Вадим Вадимович

9. Понятие профессиональной ориентации. Профессиональная самоориентация и самоидентификация. Факторы профессиональной ориентации Под профессиональной ориентацией понимается система мероприятий, основной целью которой является оптимизация процессов осознанного

Из книги По ту сторону сознания [Методологические проблемы неклассической психологии] автора Асмолов Александр Григорьевич

11. Понятие профессиональной консультации. Цель профессиональной консультации. Информирование о различных специальностях Профессиональная консультация в основном предназначена для молодежи с целью профессиональной ориентации, с учетом характерных особенностей,

Из книги Роль рефлексии в преодолении профессиональной деформации личности педагога автора Ноженкина Ольга Сергеевна

Глава 4. Имидж готовности Дорогие друзья, пришло время начать работу, связанную с вашим имиджем.Может, вы считаете, что имидж – это не важно? Что важно только ваше внутреннее самоощущение, а не то, какое впечатление вы производите на окружающих?Но на самом деле имидж важен.

Из книги И этому надо учиться автора Александров Александр Федорович

Теория перцептивной готовности Джерома Брунера Прошло около десяти лет со времени основания «Нового взгляда». Требовался серьезный пересмотр первоначальных теоретических позиций. В результате этого пересмотра появилась теория перцептивной готовности

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

ГЛАВА I.Теоретико-методологические основы изучения влияния рефлексии на преодоление профессиональной деформации личности педагога 1.1 проблема профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной психологии Развитие профессиональной рефлексии педагога в

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Признаки готовности женщины к близости (на основе У-син) Мы уже говорили о признаках готовности женщины к близости, сейчас, нам придётся объяснить и дополнить эти знания, пользуясь концепцией У-син.Естественно, придётся определить энергетическое состояние пяти основных

Из книги Формирование будущих событий. Практическое пособие по преодолению неизвестности автора Штеренберг Ирина Ирековна

Опросник. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности (Дж. Холланд) Американский психолог Дж. Холланд выделил шесть психологических типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (стандартный), предприимчивый,

Из книги Экономический кризис: кто виноват и что делать автора Конюхов Николай Игнатьевич

Методика «Опросник профессиональной готовности» Опросник (методика) разработан Л. Н. Кабардовой. Профессиональную готовность определяют как субъективное состояние личности, означающее желание и способность заниматься данным видом профессиональной деятельности.

Из книги Как жить, чтобы жить, или Основы экзистенциального нейропрограммирования автора Ковалев Сергей Викторович

1. Оценка внутренней готовности к формированию желаемого события Обретаемая внутренняя готовность к формированию желаемого события может проявляться в следующем.1. Ваше желание того, чтобы событие произошло, становится сильным, а ожидание события становится

Из книги автора

2. Создание готовности для вхождения в новую социальную группу Формируемое вами событие может предполагать смену круга общения. В этом случае вам придется ориентироваться на новую группу. Эта группа может намного отличаться от вашей. Поскольку вы уже приняли решение

Из книги автора

Из книги автора

1.5. Создание готовности к достижению цели Принципы всегда осуществляются медленно, но люди всегда торопятся. О. Бальзак Эту самую в общем-то бессознательную готовность к достижению цели я в какой-то момент создания Восточной версии НЛП связал с копингом и