Организация двигательной активности во второй младшей группе. Формирование двигательной активности через применение здоровьесберегающих технологии в организации образовательного процесса во второй младшей группе. Физкультура на улице

Инна Гончарова

Задачи : Обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения его в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависит развитие двигательных навыков , памяти, восприятия, эмоций, мышления.

Двигаясь , дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём. Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка . Кроме того в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников : ребёнок оценивает своё "Я" по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели.

Неподвижность для маленьких детей утомительна , она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию.

Другим показателем является продолжительность двигательной активности дошкольников . Дети должны двигаться не менее 45-50% всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении.

В зависимости от степени подвижности детей можно распределить их на три основных подгруппы (высокая, средняя, низкая подвижность) .

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения обычно уверенные, чёткие, целенаправленные.

Дети высокой подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается «малая степень её осознанности» . Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами движений.

Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик . Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков .

Создание условий на прогулке исходят из особенностей возраста и индивидуальных особенностей детей нашей группы .

Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.) . 3-4 года – также благоприятный возраст для начала целенаправленной работы по формированию физических качеств (скоростных, силовых, координации, гибкости, выносливости) .

Организуя прогулку мы учитываем , какие занятия предшествовали ей. Если они носили подвижный характер (физкультура, музыка, то прогулку начинаем с наблюдения или самостоятельной деятельности детей . Если же дети на занятиях были ограничены в движениях, то прогулку начинаем с проведения подвижной игры, игровых или спортивных упражнений.

Зимой открывалась возможность создать новые условия для двигательной активности детей . Поэтому мы обустраивали наш участок снежными постройками. Около них хорошо играли в прятки или просто перебегали,от одной постройки к другой. Радость у детей вызывали выполненные из снега лабиринты, крепости, корабль. Елочка вокруг которой в Новогодние праздники дети охотно водили хоровод.

В своей работе широко используем п\игры. Игры развивают не только физически, в процессе овладевания различными движениями у детей формируется способность проявлять решительность,ловкость (Мыши и кот,внимание (Найди свой цвет,воображение(\Поймай снежинку,уверенно действовать в коллективе (Раз,два,три – беги) .

Логоритмические упражнения (на согласование речи и движения) н

: «Зайка серый умывается» , «Мы топаем ногами» , «Пузырь» .

Уделяем внимание ориентировке в пространстве через упражнения «Бегите ко мне» , «Найди свое место» .

Во время прогулок проводим индивидуальную работу с детьми, все упражнения проводятся в игровой форме.

Например : прыжки на двух ногах на месте, проводятся упражнения «С кочки на кочку» , «Через ручеек» , и др.

Основная индивидуальная работа проводиться с детьми с низким уровнем развития (Тимофей, Саша,Толя, Азиз) по всем направлениям.

Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей , в которой закрепляются знания, полученные на занятии. Предусматривается развитие взаимоотношений между детьми : объединение их для совместных игр, воспитание бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.

Дети сами выбирают, чем им заняться, воспитатель при этом играет роль направляющего детской деятельности. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может занимать себя долго, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный, периодичный характер и нуждается в постоянном направлении воспитателя.

Мы работаем 9 месяцев сначала учебного года, уже прослеживается динамика. Например : Дети, которые раньше отказывались от физических занятий стали проявлять интерес и с большим энтузиазмом вместе с остальными ребятами играют в подвижные игры (Толя, Азизбек, Тимофей) .

Таким образом, каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе - это совершенно необходимо для его здоровья.

Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может создавать условия для активной деятельности детей , использовать нестандартное оборудование, природные условия, выносное оборудование, которое способствует развитию физических качеств организма. Кроме развивающего и воспитательного значения, правильно организованная и интересная прогулка вносит неоценимый вклад в здоровье наших воспитанников.

Литература :

1. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей . [Текст]:Пособие для воспитателей д/сада /Е. Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1986.- 128с.

2. Змановский Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях //Дошкольное воспитание. - № 9.- 1993.- с. 23-25.

3. Иващенко О. Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке . //Дошкольное воспитание. - № 11.- 2007.- с. 56-59

4. Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности . //Дошкольное воспитание. - № 6.- 2000.- с. 30-37.

5. Теплюк С. Работа с детьми на прогулке //Дошкольное воспитание. - №1.- 1990.- с. 34-42.







Цель: Обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения его в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависит развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоций, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём. Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Кроме того в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё "Я" по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели.

Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям. В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию.

Другим показателем является продолжительность двигательной активности дошкольников. Дети должны двигаться не менее 45-50% всего периода бодрствования, что позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребёнка в движении.

В зависимости от степени подвижности детей можно распределить их на три основных подгруппы (высокая, средняя, низкая подвижность) .

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течение всего дня. Движения обычно уверенные, чёткие, целенаправленные.

Дети высокой подвижности отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной подвижности эти дети не успевают вникнуть в суть деятельности, в результате чего у них отмечается «малая степень её осознанности». Из видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Основное внимание в развитии двигательной активности детей большой подвижности следует уделять воспитанию целенаправленности, управляемости движениями, совершенствованию умения заниматься более или менее спокойными видами движений.

Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают. Объём двигательной активности у них невелик. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую большого пространства и движений. У малоподвижных детей необходимо воспитывать интерес к движениям, потребность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделять развитию двигательных умений и навыков.

Таким образом, организация двигательного режима должна быть направлена на развитие двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, определяем приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме дня принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя зарядка, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д. Также к таким занятиям относятся: оздоровительный бег на воздухе, пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами, гимнастика после дневного сна, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке, прогулки, корригирующая гимнастика.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью строится с учётом уровня двигательной активности.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К ним относятся недели здоровья, физкультурные досуги, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования, спартакиады, олимпиады дошколят.

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно – оздоровительные задачи.

Физминутки снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.

На физкультурных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.

Неделя здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.

Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.

Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.

Вышеописанные виды занятий по физической культуре, дополняя и обогащая друг друга, в совокупности, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших оздоровительных мероприятий, формирующих основу двигательной культуры дошкольников. Начинаем свой день с утренней гимнастики. Включаем в гимнастику ходьбу, бег, упражнения для различных мышечных групп, заканчиваем ходьбой и бегом. Проводим гимнастику и в нетрадиционной форме: подвижная игра, по сюжету. Проведение утренней гимнастики в нашей группе тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на режимные процессы, самообслуживание, игры-занятия и т. д.

Работая с детьми раннего возраста, часто использую при проведении физических упражнений одну из форм подражания – имитацию движений животных, птиц и т. д., Например, показываем, как цыплята клюют зернышки, как птички пьют воду, как важно ходит петушок и многое другое. С помощью игровых упражнений не только создаю условия для обучения детей движениям, но и повышаю их заинтересованность в целенаправленном действии, стимулирую их двигательную активность. Значительное место в работе с малышами отводится упражнениям с мячом. Дети любят упражнения с султанчиками, игру с набивными мешочками, катать обруч, прыгать в него.

Одной из особенностей этого возраста является своеобразная эмоциональная направленность малышей. Поэтому стараюсь вызвать эмоциональный отклик на двигательное задание: радуемся, как мяч прыгает, быстро катится, как «танцует» султанчик в руках, учимся переступать верёвочки, прыгать, запрыгивать, весело «кататься на карусели».

Подвижные игры занимают большое место в жизни малышей и представляют собой эффективное средство развития двигательной активности, в процессе которых они проделывают разнообразные движения: бегают, прыгают, бросают, лазают и т. п. Выполняя данные движения, дети обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве, развивают ловкость, быстроту, выносливость.

Для развития двигательной активности детей использую музыкально-ритмические игры, которые нравятся детям нашей группы. В этих играх дети ходьбу сочетают с различными движениями рук, хлопками, что положительно влияет на развитие чувства ритма, помогает снять напряжение. Малыши любят такие игры, в которых есть ритм, повторяющиеся слова, движения. Большую роль в поддержании интереса детей к выполнению различных движений играет использование сюрпризных моментов, когда неожиданно для детей «выпрыгивают» из корзины клубочки с хвостиками, цветные ленточки разворачиваются и превращаются в спиральки, когда в гости приходят игрушки: матрёшка, снеговик, петрушка, кукла.

Разнообразные игры с речевым сопровождением быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и детьми.

Как у нашего кота Повороты туловища вправо-

Шубка очень хороша, влево.

Как у котика усы Руки от груди развести в стороны

Удивительной красы, и обратно.

Глаза-смелые, зубы-белые. Повороты головы в стороны.

Выйдет котя в огород,- Ходьба на месте с высоким

Всполошится весь народ. Подниманием ног.

И петух и курица Наклоны вперед.

С деревенской улицы

Станут котю в гости звать, Подскоки на месте (можно с

Станут котю угощать. продвижением вперед).

Игры, формирующие двигательную активность:

· Игры, развивающие координацию движений - «Мы топаем», «Прятки», «Игра в лошадки» и др.

· Игры, обучающие быстро бегать - «Бегите ко мне», «Лови меня», «Догони мяч»…

· Игры, обучающие прыжкам - «Воробушки», «Мячик»…

· Игры, формирующие навыки ползания - «Кошечка крадется», «Дорожка препятствий», «Котята и щенята»…

· Игры, развивающие движения кисти – «пальчиковая» гимнастика «Ладушки», «Моя семья», «Вышли пальчики гулять»…

· Игры, развивающие чувство равновесия- «Качели – карусели», «Через речку»…

· Игры с мячом - «Кидаем мячики», «Кто попадет»…

· Сюжетные подвижные игры - «Наседка и цыплята», «Кот и мыши»…

· Игры – пляски.

При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности использую полосы препятствий. Например, дети идут по ребристой доске, затем перешагивают через предметы разной высоты, подползают под дугу и т. д. Дети выполняют движения самостоятельно, мы следим за ними, подбадриваем словом.

В игре дети постепенно учатся выполнять все режимные моменты, связанные с развитием двигательной активности. Ежедневная утренняя гимнастика, физкультминутки в непосредственно организованной деятельности, физкультурные и музыкальные занятия, бодрящая гимнастика после сна в сочетании с закаливающими процедурами, разнообразные подвижные игры на прогулке, досуги, развлечения, спортивные праздники – вот факторы, способствующие развитию двигательной активности детей в детском саду.

В нашей группе сделаны картотеки «Подвижные игры» и «Пальчиковая гимнастика» для занятий с малышами.

Двигательную разминку я провожу во время перерыва между занятиями. Она позволяет отдохнуть от умственной нагрузки и статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Двигательная разминка может состоять из 2 – 3 игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Сбей кеглю», «Прокати – не урони» и др., а так же произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (мячи, обручи, кегли и др.). Игровые упражнения должны быть знакомы детям, просты по содержанию. Продолжительность разминки – 10 мин. Можно организовать несколько игровых мест, предоставляя детям возможность самим выбрать вид деятельности. Во время двигательной разминки использую так же и малоподвижные игры: «Затейники», «Делай как я», «Карусели» и др.

Особенно сложной является организация двигательной активности детей на прогулке. Во время одевания детей на прогулку мы, пользуясь игровыми приемами, побуждаем малышей к самостоятельности.

Очень часто взрослые сознательно ограничивают подвижность ребенка. Руки взрослого торопятся выполнить то, что малыш намеревался сделать сам. Мы даем возможность ребенку действовать самому.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. На участке, помимо стационарных пособий, активно использую и выносные пособия: мячи, обручи, кегли и др. Выходя на прогулку с детьми, продумываю различные двигательные задания. Например, добежать до дерева, проскакать по дорожке до кегли, подлезть под кустик, позвонить в колокольчик и т. д.

В течение дня (в теплое время года) дети гуляют дважды: утром и вечером. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с ними и организации самостоятельной двигательной активности. Разнообразить игры, закреплять и совершенствовать знакомые движения помогают специальное оборудование и вынесенный на улицу материал. На прогулке уместны подвижные игры разного характера. Нужно стремиться к тому, чтобы все дети принимали в них участие.

Использую особенности каждого времени года:

Зимой – катание на санках, лыжах, метание снежков;

Весной и осенью – бег, прыжки, прогулки;

Летом – игры на свежем воздухе.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, способствует профилактике нарушений стопы. Я использую, в основном, гимнастику игрового характера, состоящую из 4 -5 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («дерево», «петух», «гуси полетели», «поезд», «каша кипит» и др.). В дополнение к дыхательной гимнастике провожу ходьбу по массажным дорожкам, состоящим из предметов, способствующих массажу стопы: круги с шипами, коврики с нашитыми пуговицами, крышками, фломастерами, валики с камешками, шишками, шнуры.

Не менее важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребѐнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного еѐ осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные. Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна и во время прогулок (утром и вечером). Во время самостоятельной двигательной деятельности активные действия детей должны чередоваться с более спокойными. Я учитываю и индивидуальные особенности каждого ребёнка, его самочувствие. Для организации самостоятельной двигательной деятельности необходимо создать соответствующую физкультурно-игровую среду: позаботиться о достаточном для движений игровом пространстве (в помещении группы и на улице), о разнообразии и периодической сменяемости физкультурного оборудования и инвентаря. Для создания новизны и поддержания интереса к действиям, для более организованной самостоятельной двигательной деятельности я не только предлагаю детям разнообразный физкультурно-игровой материал, но и по-разному группируем пособия, показываем способы их применения. Например, кегли можно использовать для метания, перешагивания, ходьбы между ними, как ориентир в играх-эстафетах; обручи – для прыжков, подлезания, метания, прокатывания друг другу, в качестве «домика» в подвижных играх. Это позволяет избежать однообразия двигательной деятельности детей, повышает их двигательную активность, развивает творчество.

При этом следует помнить, что двигательная активность оптимальна в том случае, когда её основные параметры (объём, продолжительность, интенсивность) соответствуют индивидуальным данным физического развития и двигательной подготовленности детей, также, когда обеспечивается её соответствие условиям среды (природной, предметной, социальной) правилам чередования напряжения и отдыха, постепенного увеличения физических нагрузок.

Модель двигательного режима во 2-ой младшей группе

Формы работы

Алгоритм проведения

Длительность

Особенности организации

Физкультурно - оздоровительные мероприятия

г. Строитель Яковлевского района Белгородской области »

Утверждаю

зав. д/с_______

Формы организации

Время (мин)

Утренняя гимнастика

Физминутка во время НОД

Подвижная игра на прогулке

Динамический час на прогулке

Гимнастика после дневного сна

Спортивные развлечения

20мин
1 раз/мес

Спортивные праздники

20 мин
2 раза/год

Двигательный режим во 2 младшей группе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №7 «Золотой ключик»

Утверждаю

зав. д/с_______

Двигательный режим в средней группе

Формы организации

Время (мин)

Утренняя гимнастика

Хороводная игра или игра средней подвижности

Физминутка во время НОД

Динамическая пауза между НОД

(если нет НОД по физкультуре

или музыке)

Подвижная игра на прогулке

Индивид. работа по развитию движений на прогулке

Динамический час на прогулке

НОД по разделу «Физическое развитие»

Гимнастика после дневного сна

Спортивные развлечения

30 мин
1 раз/мес

Спортивные праздники

40 мин
2 раза/год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение


«Центр развития ребёнка - детский сад №7 «Золотой ключик»

г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»

Утверждаю

зав. д/с_______

Двигательный режим в старшей группе

Формы организации

Время (мин)

Утренняя гимнастика

Хороводная игра или игра средней подвижности

Физминутка во время НОД

Динамическая пауза между НОД (если нет НОД по физкультуре или муз)

Подвижная игра на прогулке

Индивид. работа по развитию движений на прогулке

Динамический час на прогулке

НОД по разделу «Физическое развитие»

Гимнастика после дневного сна

Спортивные развлечения

30 мин
1 раз/мес

Спортивные праздники

60-90 мин
2/год

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад №7 «Золотой ключик»

г. Строитель Яковлевского района Белгородской области»

Утверждаю

зав. д/с_______

Двигательный режим в подготовительной к школе группе

Формы организации

Время (мин)

Утренняя гимнастика

Хороводная игра или игра средней подвижности

Физминутка во время НОД

Динамическая пауза между НОД (если нет НОД по физкультуре)

Подвижная игра на прогулке

Индивид. работа по развитию движений на прогулке

Динамический час на прогулке

НОД по разделу «Физическое развитие»

Гимнастика после дневного сна

Спортивные развлечения

40-50 мин
1 раз/мес

Спортивные праздники

60-90 мин
2/год

Двигательный режим младшей группы


Вид деятельности

Продолжительность

Утренняя гимнастика

Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 5 мин

Двигательные разминки

Физкультминутки

Ежедневно 15-20 мин.

Ежедневно 5-6 мин.

2 раза в неделю по 15 мин.

Спортпрогулка

3 раза в неделю помин

Физкультурный досуг

1 раз в квартал, 20-25 мин

Двигательный режим средней группы

Вид деятельности

Продолжительность

Утренняя гимнастика

Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 5-6 мин

Двигательные разминки

Ежедневно во время 10 мин. перерыва между занятиями

Физкультминутки

Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно 15-20 мин.

Индивидуальная работа по развитию движений

2 раза в неделю на прогулке 5-10 мин.

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно 5-6 мин.

Учебные занятия по физкультуре

2 раза в неделю по 20-25 мин.

Физкультура на улице

1 раз в неделю по 15-20 мин

Физкультурный досуг

1 раз в квартал, 20-25 мин

Физкультурный праздник

2 раза в год, 45 мин.

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Двигательный режим старшей группы

Вид деятельности

Продолжительность

Утренняя гимнастика

Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 6-7 мин.

Двигательные разминки

Ежедневно во время 10 мин. перерыва между занятиями

Физкультминутки

Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно 20-25 мин.

Индивидуальная работа по развитию движений

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно 5-6 мин.

Учебные занятия по физкультуре

2 раза в неделю по 30 мин.

Физкультура на улице

1 раз в неделю по 15-20 мин.

Физкультурный досуг

1 раз в месяц, 30 мин

Физкультурный праздник

2 раза в год, 1 час

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Двигательный режим подготовительной группы

Вид деятельности

Продолжительность

Утренняя гимнастика

Ежедневно в группе (в теплое время года – на участке), 6-7 мин

Двигательные разминки

Ежедневно во время 10 мин. перерыва между занятиями

Физкультминутки

Ежедневно во время статических занятий, 2-3 мин.

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно 20-25 мин.

Индивидуальная работа по развитию движений

2 раза в неделю на прогулке 15 мин.

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно 5-6 мин.

Учебные занятия по физкультуре

2 раза в неделю по 35 мин.

Физкультура на улице

1 раз в неделю по 20-25 мин

Физкультурный досуг

1 раз в месяц, 35-40 мин.

Физкультурный праздник

2 раза в год, 1 час

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на прогулке, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей

Тема : « Формирование двигательной активности через применение здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса во второй младшей группе»

ФИО педагога : Боровкова Лариса Анатольевна

Специальност ь: воспитатель

Образование : среднее профессиональное

Стаж педагогической работы : 3года

Дата начала работы над темой : 01.09.2014 год

Предполагаемая дата окончания работы : 31.05.2015 год

Цель: повышение профессиональной компетентности, создание психолого – педагогических условий для развития двигательной активности в организации образовательного процесса, внедрение и применение технологий в работе с детьми

Задачи:

    Создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

    Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение

    1. Использывание здоровьесберегающих технологий в процессе физического развития и воспитания дошкольников.

группы

2.1.Этапы самообразования

2.2.Работа с педагогами, семьями. Нетрадиционные формы организации

общения педагогов и родителей

2.3.Результативность программы по здоровьесбережению детей в

образовательном процессе.

2.4.Уровень физической подготовленности детей - 2014 - 2015г.

Список используемой литературы.

Приложение.

Введение:

Данная работа посвящена развитию формирования двигательной активности через применение здоровьесберегающих технологий в организации образовательного процесса во второй младшей группе, что определяет требования ФГОС. Здоровьесберегающее направление предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной ценности, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.

Работа состоит из изучения здоровьесберегающих технологий, используемых в организации образовательного процесса: дыхательные упражнения, дыхательные гимнастики, пальчиковые игры, трейнинги, психогимнастики, игровые массажи; нетрадиционных формах взаимодействия с родителями, педагогами. Выявление результативности работы по программе.

Программа предназначена для детей 2-ой младшей группы для развития формирования двигательной активности в образовательном процессе (НОД).

Глава 1. Здоровьесберегающие технологии.

    1. Здоровьесберегающие технологии в организации образовательного процесса.

Охрана и укрепление здоровья детей. Формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются задачей детских садов.

Опираясь на задачи охраны и укрепления здоровья детей, поставленные в Концепции дошкольного воспитания, поставила перед собой три основные задачи:

    Создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

    Обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного возраста.

Планомерное сохранение и развитие здоровья осуществляется по нескольким направлениям:

    Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режем, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов)

    Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т.п.)

Занятия по физической культуре направлены на освоение определенного объема двигательных навыков и мало способствуют оздоровлению и еще меньше - здоровьесбережению, в связи с этим встал вопрос о поисках путей проведения профилактики нарушений физического и психологического здоровья. Исходя из данной проблемы, мною были обозначены задачи, которые может решать любая здорвьесберегающая технология в процессе проведения физкультурных занятий:

    укрепление физического и психологического здоровья детей;

    гармоничное развитие всех частей опорно-двигательного аппарата и личности ребенка;

    формирование правильной осанки и эмоциональной стабильности;

    формирование привычки к здоровому образу жизни и оптимизация процесса воспитания и обучения.

Для реализации поставленных задач я использую комплекс специальных упражнений. Он опирается на разработки таких исследователей как Аверина Е. И., Карту шина М.Ю., Козлова С.А., Маргунова О.Н.

Движения тела и пальцев, или телесных упражнения. В содержание занятий входят также физминутки, игры, направленные на развитие мелкой моторики рук, тренинги, элементы йоги, дыхательные упражнения, самомассаж, азбуку тела, восточную гимнастику, психогимнастику и т.д.

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Происходит обогащение и дифференциация сенсорной информации, поступающей от органов чувств, мышечных и двигательных рецепторов.

    1. Использывание здоровьесберегающих технологий

в образовательном процессе

Дыхательные упражнения . Они улучшают ритм функционирования функциональных систем организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушения ритмов организма могут привести к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивать самоконтроль над поведением.

Коммуникативные упражнения. Они бывают трех типов:

    индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контактов с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений;

    парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его;

    групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.

Упражнения для релаксации. Они могут проводиться как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в

ходе занятия опыта. Они способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Пальчиковые игры

Что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «мы писали, мы писали, наши пальчики устали...». Так воспитатели проводили физкультминутки на занятиях в детском саду. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр. По своей сути пальчиковые игры- это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом, веселые стихи, которые помогают детям стать добрее. Для лучшего восприятия стихи надо читать наизусть. Ничто не должно мешать детям слушать.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Конечно, если действовать по всем правилам, надо учить детей нажимать на запястьях и ладонях нужные точки, но это, же так скучно. А малыши-народ подвижный. Им необходимо, чтобы любая физкультминутка проходила весело, чтобы они могли представить себя маленькой хрюшкой, греющей на солнце брюшко, или веселой серенькой мышкой, которая в воскресенье будет праздновать свой день рождения. Не стоит забывать, что все дети - фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с тем или иным органом.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития. Любые приемы- постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья- несут ребенку только здоровье.

Веселый трейнинг

Дети нуждаются в дополнительных физических нагрузках для определенных групп мышц. В предлагаемой системе на каждом занятии после основных движений выполняются игровые упражнения на ковре вместе с воспитателем в течении 2 минут. Упражнения способствуют развитию координации движений и дают нагрузку специальным группам мышц. Каждое упражнение для ребенка - это его маленькая победа в своем физическом совершенствовании. Наблюдение за выполнением упражнений дает возможность воспитателю оценить у каждого ребенка уровень физической восприимчивости тех или иных мышечных нагрузок, и, тем самым, индивидуализировать объем и количество повторений. Вместе с тем целый ряд упражнений требует физического напряжения в течение определенного времени, что может вызвать у детей ощущение рутинности физических тренировок. Поэтому все упражнения имеют названия, символизирующие на время его использования подражание каким-либо действиям различных персонажей из известных произведений и сказок, а также предметов, птиц, рыб, зверей, деревьев и т.п. Это позволяет детям лучше запоминать и качественнее выполнять упражнения. При этом выполнение упражнений и, особенно, повторений должно сопровождаться фразами и выражениями воспитателя, стимулирующими в сознании ребенка поддержание образа объекта подражания. Каждое упражнение выполняется в течение двух недель, то есть 8 раз, следуя от более легкого к сложному. Все они способствуют развитию или гибкости, или подвижности суставов, или укреплению определенных мышц шеи, рук, ног, спины, живота; улучшают кровообращение и способствуют развитию координации и осанки. Весь комплекс вместе с рисунками можно оформить в виде консультации для родителей, и предложить им выполнять эти упражнения дома вместе с детьми, что, несомненно, поможет повысить интерес детей и родителей к физкультурным занятиям.

Дыхательная гимнастика

Дыхание это важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять,регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок,тем уже все дыхательные пути,а слизистая оболочка,их выстилающая,очень нежная,легко воспаляющаяся,даже под действием частиц пыли. При этом и без того узкие проходы становятся еще уже, и ребенку трудно дышать. Поэтому помещение в котором находятся дети,всегда должно быть хорошо проветрено. В чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания. Жизненная емкость легких тем меньше,чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплексе физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила :

    дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный эффект.

    Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении. Что увеличивает его положительное действие.

    Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом.

    Выполнять каждое упражнение нужно не дольше чем оно доставляет удовольствие.

Дышать надо носом.

«Психогимнастика»

Психогимнастика по методике М.И.Чистяковой прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, легкими задержками психического развития и другими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражению. На психогимнастике каждый этюд повторяется несколько раз, чтобы в нем смогли принять участие все дети.

Основные задачи, которые можно решить

с помощью психогимнастики:

    Обучение детей выразительным движениям.

    Тренаж узнавания эмоций по внешним признакам.

    Формирования у детей моральных представлений.

    Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

    Снятия эмоционального напряжения.

    6.Обучение ауторелаксации.

Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой - либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций - мышления, эмоций, подвижности, а с помощью комментариев педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.

Осваивать все фазы и части психогимнастики сразу очень трудно, поэтому можно начать, например, с гимнастики. Включив ее, как часть физкультурного занятия, или вместо утренней гимнастики. Отдельные этапы можно осваивать на разных видах занятий, как физкультминутки, игры - тренинги, а так же на прогулке.

На занятиях по психогимнастике все дети успешны, правильно все, что они делают, делая все по своему, как могут. В этом принципиальное отличие физических упражнений в психогимнастике от физкультуры. Занятия проводятся подгруппами по 6 - 7 человек и длятся от 26 минут до 1 часа 30 минут.

Педагогам целесообразно все упражнения и игры проигрывать на себе. Обращаем внимание на то, что все занятия строятся только на воображаемом материале, поэтому использование реальных шапочек для гномиков, например, крайне нецелесообразно, так как отвлекает внимание детей на атрибутику, превращает психогимнастику в игру, которая должна лишь лежать в ее основе.

Игровой массаж

Массаж - это один из самых удивительных способов воздействия на человеческий организм. Непродолжительное, всего несколько минут и, казалось бы, незначительное воздействие на поверхность тела влияет на работу множества органов. Конечно, массаж полезен в любом возрасте, но для детей он особенно важен. Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи, с чем улучшается ее основная функция- контроль над работой всех органов и систем. Мощный тактильный раздражитель, каким является игровой массаж, оказывает существенное влияние на развитие положительных эмоций и становление двигательных реакций.

В игровом массаже используются все приемы классического массажа: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, легкие ударные приемы, некоторые приемы точечного массажа.

Различные приемы массажа оказывают различное действие на нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание - успокаивают нервную систему. Поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.

Массируя тот или иной участок тела, мы массируем точки, которые на прямую связанны с теми или иными органами. Делая игровой массаж носу, следует знать, что нос - важнейшая рефлексогенная зона лица. Он связан с желудком, тонкой и толстой кишкой, селезенкой, нервной системой. Массируют нос с целью стимуляции деятельности головного мозга. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Повышает функциональную деятельность мозга, тонизирует весь организм. Игровой массаж волшебных точек ушей основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Закаливающиц массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей всех возрастов. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Для этого используются дорожки здоровья, всевозможные раздражители по которым дети ходят босиком, скалки и т.д. Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Применяя в своей работе игровой массаж, мы растим детей здоровыми.

Азбука тела

Азбука тела - это упражнения, с помощью которых увеличивается
двигательная активность детей, осуществляется коррекция речи, развивается
гибкость. Дети на слух и зрительно воспринимают название птиц, животных и
используя мышечное чувство и мышечное давление, изображают их.
И наоборот, анализируя ту или иную позу, называют изображаемого персонажа. В
данном случае соединяется абстрактное представление предмета с мышечными
ощущениями, благодаря чему условные связи в коре головного мозга
укрепляются и впоследствии легко воспроизводятся движения, которые
выполняются при показе той или иной птицы, животного. Эти упражнения

используются в заключительной части физкультурных занятий и утренней гимнастике.

Глава 2.Формирование навыков здорового образа жизни у детей 2-ой младшей

группы

Вопрос об обучении ребенка в детском саду сознательному отношению к своему здоровью - важная проблема. Для ее решения необходима работа со стороны взрослых по ознакомлению детей со своим телом, организмом, его возможностями и особенностями функционирования. При этом не предполагается подробное изучение с детьми курса анатомии и физиологии человека. Главная задача - поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, бережно относится к своему организму и здоровью. Важно ребенка учить любить себя, свое тело, воспитывать в нем оптимистическое само- и мироощущение, что обеспечит более легкое, безболезненное вхождение малыша в социум и, как следствие, высокую жизненную активность. Современной ситуации ребенка следует ставить в позицию субъекта, творца собственной жизни, хранителя своего здоровья.

Этапы самообразования

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Перспективный план самообразования педагога:

Проведение Дня Здоровья

Организация подвижных игр (ежедневно)

Проведение физкультурных занятий (в течение года)

Учить детей охранять и укреплять свое здоровье

Развивать эмоциональную сферу. Формировать гармоничную личность.

Формировать потребность в двигательной активности.

Формировать потребность в двигательной активности, навыки здоровьесбережения.

Фотоотчет

Фотоотчет

Работа с родителями

Индивидуальные беседы с родителями по теме « Спортивная одежда и обувь для занятий физкультурой»

Папка передвижка

Самореализация

Продолжение изучение программы по образовательной области «здоровье»

Октябрь

Работа с детьми

Проведение динамических пауз во время занятий (в течение года)

В качестве профилактики утомления

В качестве профилактики непропорциональной нагрузки на мышцы

В целях укрепления организма

В качестве развития моторики

Выявит уровень физического развития детей. Сбор и обработка данных

Фотоотчет, мониторинг

Проведение релаксации (в течение года)

Проведение утренней гимнастики

(каждый день)

Проведение пальчиковой гимнастики (ежедневно)

Проведение осеннего праздника

Диагностика уровня физической подготовки детей

Работа с родителями

Консультация для родителей «Берегите глазки»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

конспект

Самореализация

Работа с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»

Повышение знаний, сбор материала

Ноябрь

Работа с детьми

Проведение тематического мероприятия «День Матери»

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Праздник, совместно с родителями

Работа с родителями

Консультация для родителей «Ребенок бьет детей»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

буклет

Самореализация

Обновление физкультурного уголка

Продолжение работы с книгой Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»

Создание условий для сохранения здоровья

Повышение знаний, сбор материала

Декабрь

Работа с детьми

Проведение новогоднего утренника

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация для родителей

«Встречаем Новый год вместе с ребенком»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Папка - передвижка

Самореализация

Анализ заболеваемости в зимний период

Сбор аналитической информации

Январь

Работа с детьми

Проведение тематических дней новогодних каникул

Формировать потребность в двигательной активности, развивать умение сознательно вырабатывать полезные привычки.

Снежный городок

Работа с родителями

Консультация для родителей «Мой ребенок - левша»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

буклет

Самореализация

Продолжение изучение программы по образовательной области «Физическая культура»»

Повышение знаний, сбор материала

Февраль

Работа с детьми

Проведение утренника к Дню Защитника Отечества

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Развлечение

Работа с родителями

Консультация « Отец как воспитатель»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

конспект

Самореализация

(ж-л «Дошкольное воспитание»)

Повышение знаний, сбор материала

Март

Работа с детьми

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Праздник совместно с родителями

Работа с родителями

Консультация «Витаминка»

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

буклет

Самореализация

Работа с методической литературой

(ж-л «Здоровье дошкольника»)

Выступление на педсовете «Игры с прищепками»

Повышение знаний, сбор материала

презентация

Апрель

Работа с детьми

Развлечение «День Земли»

Мониторинг

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Подведение итогов эффективности использования современных здоровьесберегающих технологий

Фотоотчет

Работа с родителями

Круглый стол «Сам себе я помогу и здоровье сберегу» - результаты проекта

Участие во Всероссийском конкурсе «Звездочка в ладошке» - совместная деятельность детей и родителей

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Презентация, выставка работ «Весенние деньки»

Самореализация

Продолжение изучения основной примерной программы « Радуга» по образовательной области «Здоровье»

Повышение знаний, сбор материала

Май

Работа с детьми

Проведение праздника «День Победы»

Развивать эмоционально- волевую сферу и игровую деятельность

Фотоотчет

Работа с родителями

Консультация «Что такое патриотическое воспитание»

Собрание

Трудовые будни «Здравствуй, солнышко» - посадка цветов на клумбе

Предоставление родителям педагогической информации по данной теме

Подведение итогов работы. Анализ результатов совместной деятельности

конспект

Самореализация

Продолжение изучения основной примерной программы «Радуга» по образовательной области «Физическая культура»

Сбор информации

Повышение знаний, сбор материала

Пополнение методической копилки

АНКЕТА № 1

оздоровительные занятия»

Фамилия, имя ребенка

Дата заполнения

1. Считаете ли Вы проведение работы по оздоровлению детей важнейшим компонентом в программе воспитания и образования дошкольников?

    Не ставлю на первое место

2.Согласны ли Вы с тем, что Вам не хватает опыта и знаний по вопросам оздоровления детей?

    Частично

3 .Используете ли Вы дома какие-нибудь методы оздоровления себя и вашего
ребенка? Какие?

4.3анимаетесь ли Вы дома физкультурой?

5.Какое закаливание ребенка проводилось с рождения до поступления в
детский сад: раннее плавание, влажное обтирание, обливание, сон на воздухе,
Массаж, гимнастика? (нужное подчеркните или впишите другое)

б Какую медико-педагогическую помощь Вы хотели бы получить в МДОУ

7.Хотели бы Вы, чтобы в группе были введены специальные оздоровительные занятия?

АНКЕТА № 2

Фамилия, имя ребенка

Дата заполнения

1 .Чувствуете ли Вы, что проводятся специальные занятия по оздоровлению?

2.Использовал ли ребенок полученные знания, умения, навыки в домашней обстановке?

3.повлияли ли занятия на здоровье ребенка?

    Незначительно

4.Довольны ли Вы результатом?

5.Хотите ли Вы продолжения углубленной работы по оздоровлению?

б.Ваши предложения по оздоровлению детей в МДОУ?

Итоговый лист по анкетам родителей

«Хотели бы вы, чтобы в детском саду велись дополнительные оздоровительные занятия».

Количество Ответов ДА

Количество Ответов НЕТ

Количество Ответов иногда

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ФИЗКУЛЬТУРА В ВАШЕЙ СЕМЬЕ»

ЬФ.И.О.образование, количество детей в семье.

2.Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?

З.Есть в доме спортивный снаряд? Какой?

4.Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?

5.Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)

6.Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)

7.Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику?

    Мама (да, нет)

    Папа (да, нет)

    Дети (да, нет)

    Взрослые вместе с ребенком (да, нет)

    Регулярно или не регулярно.

8.Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед
едой, после туалета, умывается, чистит зубы и т.д.)?

9.3наете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Какие?

10.Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия? (да, нет) -

11 .Что мешает Вам заниматься закаливанием детей дома?

12.Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?

13.Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (да, нет,иногда). -

14.Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (да, нет, иногда).

15.Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

    Подвижные игры

    Спортивные игры

    Настольные игры

    Сюжетно-ролевые игры

    Музыкально-ритмическая деятельность

    Просмотр телевизора

    Конструирование

    Чтение книг

Результаты анкетирования родителей «Какое место занимает физическая культура в вашей семье»

Было роздано анкет - ______ штук.

Ответили на анкеты - _______ человек.

Человек (___________) занимались спортом.

У __________ человек (_________) есть дома спортивный снаряд.

Спортивную секцию хотели бы посещать, но не посещают из-за того, что нет секций раннего возраста.

У _________ человека (_______) установлен режим дня, но соблюдают его только _____ человек.

Человек (_________) делают дома утреннюю гимнастику.

Человек (__________) знают методы и приемы закаливания, ______ человек

(_____) проводят закаливающие мероприятия дома.

2.3. Результативность программы по здоровьесбережению детей.

Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за свое здоровье - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей. Так же они овладели элементарными знаниями о своем теле, о пользе и вреде продуктов питания для организма

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Антонов Ю.Е.Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века /Ю.Е.Антонов. - М.: Аркти, 2011.

    Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г.Алямовская-М.,1993.

    Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. М., 1991.

    Бочкарева О. И. Система работы по формированию здорового образа жизни. Старшая группа, Волгоград: ИТД «Корифей»

    Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа дошкольного образования «От рождения до школы», М. : - СИНТЕЗ, 2010.

    Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание.-2004.-№1.-С.114-117.

    Горшенинник В.В., Самошкина И.В..Черкасова Н.П. Система работы в детском саду по вопросам семейного воспитания./Горшенинник В.В. - М.: Глобус, Волгоград: Панорама,2007.

    Давыдова, М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет: М.: Вако, 2007.

    Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, М. : Педагогическое общество России, 2006.

    Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников, М. : Центр педагогического образования, 2012.

    Деркунская В. А. Игры- эксперименты с дошкольниками, М. : Центр педагогического образования, 2012.

    Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб., 2009.

    Казин,Э.М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты [ Текст ]: монография/ Э.М. Казин.- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО,2010.-214с.- ISBN 978-5-7148-0338-3.

    Климова,Т.В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно- образовательных программ для детей дошкольного возраста, НГПУ

    Козлова А.В., Денеулина Р..П. Работа ДОУ с семьей: Диагнгостика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./А.В Козлова, Р..П. Денеулина- М.:ТЦ Сфера,2004.

    Новикова,Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников, М.: 1999.

    Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (6-е издание, испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 года)

    Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений./Л.Свирская. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2007.

    Семейная академия: Вопросы и ответы./ Овчарова Р.В.- М.: Просвещение: Учеб., лит.,1996.

    Федорцева, М.Б. Здоровье сберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие/М.Б. Федорцева, Т.В. Шелкунова.-Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК, 2009.-116с. –(Образование и здоровье). ISBN 978-5-7291-0456-7.

    Чубарова, С.Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

    Щетинин, М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, М.: 2007.

Дербенцева Е. П.

Библиографическое описание статьи:

Дербенцева Е. П. Конспект двигательной деятельности во 2 младшей группе (совместно с родителями) «Наступила весна» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2016. – № 44. – ART 134895. – URL: http://www.kids.covenok.ru/134895.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.


Аннотация:
В работе приведено описание двигательной деятельности, направленное на обогащение опыта двигательно-игрового взаимодействия детей и родителей

Полный текст:

Ребенок может самостоятельно сравнивать, группировать, классифицировать различные предметы. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предме-тов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу, помнят поручения взрослых, могут вы-учить небольшое стихотворение и т. д.
Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается авторами проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания 5 образовательных областей. (слайд)

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Мониторинг я осуществляю в форме регулярных наблюдений за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности с ними на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Использую также следующие методы: (слайд)

Наблюдение

Изучения продуктов деятельности детей

Несложные эксперименты

Беседы, игры

Показатели развития детей фиксирую в таблице в начале и в конце учебного года в словесной форме:

Не сформирован

Находится в стадии становления (частично сформирован);

Сформирован. (демонстрирую таблицы)

При заполнении диагностических таблиц можно провести «горизонтальный» (выводы по каждому ребенку) и «вертикальный» (выводы по задачам раздела) анализ. Таким образом, педагоги видят, на что следует обращать особое внимание при планировании воспитательно-образовательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми. Так как группа у меня разновозрастная, провожу диагностику по каждому возрасту отдельно. Данные по каждому разделу заносятся в сводную таблицу. В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделяю внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.

Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

Для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки я использую инструментарий, который представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, наблюдений. Считаю, что большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Приведу примеры описания инструментария по некоторым образовательным областям в средней группе детского сада.

Образовательная область «Познавательное развитие». (слайд)

Конкретизация области «Познавательное развитие представлена несколькими блоками:

Ознакомление с предметным окружением

Ознакомление социальным миром

Ознакомление с миром природы.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. Так, например, с целью раскрыть уровень развития по разделу ознакомления с социальным миром провожу беседу «Семейная фотография » (слайд), где использую сюжетную картинку, где изображена семья (ба-бушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография се-мьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).Задаю вопросы

  1. Покажи на картинке детей (дай им имена).
  2. Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама)
  3. Чем вы любите заниматься всей семьей?
  4. Какой у тебя самый любимый праздник?
  5. Почему? и т. п.

Результат вижу в том, что ребенок правильно отвечает на вопросы, с удо-вольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.

Раскрыть уровень знаний по разделу «Ознакомление миром природы » помогают дидактические игры «Собери урожай» (слайд), где оценивается уровень знаний об овощах и фруктах, «Где чей дом?» (слайд), «Охотник и пастух» (слайд), где оценивается уровень знаний о жизни диких и домашних животных, особенностях строения, поведения.

Задаю уточняющие вопросы:

Кто такой охотник?

Кто такой пастух?

Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом - домашние. Затем организую беседу по вопросам:

Почему человек заботится о домашних животных?

Какие домашние животные дают молоко?

Какие домашние животные дают пух и шерсть?

Чем питаются?

Оцениваю умение называть детенышей диких и домашних животных(Слайд)

Во время прогулок и в образовательной деятельности наблюдаю как дети называют некоторые растения(слайд), умеют определять состояние погоды, выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе (слайд)

Результаты наблюдений фиксирую в диагностических таблицах.

Проверить уровень сформированности знаний по «ФЭМП» помогают мне такие задания «Сосчитай кубики», «Прилетели бабочки», которые позволяют проверить уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5; оцениваю умение составлять: группы из однородных предметов (слайд); по цвету (слайд); по форме(слайд); по величине(слайд); выделять один предмет из группы (слайд); понимание смысла обозначения вверху-внизу, слева-справа (слайд), т.е. совершенствуется ориентация в пространстве, понимают смысл слов «утро», «день», «вечер», «ночь» (слайд), умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов. Для оценки уровня сформированности знаний по этому направлению использую дидактические игры «Посмотри вокруг» (слайд), «Где находится предмет», «Части суток», а также беседы и электронные тренинги.

Образовательная область «Речевое развитие»

Включает в себя: развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковую культуру речи, грамматический строй речи, связную речь, приобщение к художественной литературе.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дети могут самостоятель-но придумать небольшую сказку на заданную тему.
С целью выявить уровень сформированности грамматической стороны речи даю задание «Расскажи о мальчиках».

Использую материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчи-ков: один - чистый, аккуратный, веселый, второй - неряшливый, грустный.

Предлагаю ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков. Затем организовываю беседу по вопросам:

Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?

Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный) Почему? (Потому что испачкался)

Быть неряшливым хорошо?

А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрят-ным?

А какой мальчик тебе нравится? Почему? и т.п.

В результате ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный), этиче-ские качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики

Чтобы выявить уровень сформированности связной речи, использую дидактическое упражнение «Сервируем стол».

Предлагаю рассмотреть посуду и ответить на вопросы.

Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.)

Назови известные предметы посуды.

Результат: ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения.

Показатели речевого развития помогает определить опытно-экспериментальная деятельность . Она дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Дети получают задание: «Как увидеть воздух?

Они предлагают варианты ответов - Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки воздуха.

Другие предлагают надуть воздушный шарик. В результате эксперимента они делают вывод: как можно увидеть воздух? Что легче- воздух или вода?

Использую методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Форма проведения может быть индивидуальная, подгрупповая. Оцениваю умение поддерживать беседу, использует все части речи, понимает и употребляет слова антонимы

В развивающей среде в нашей группе представлены схемы для пересказа сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»; для описательных рассказов о животных, временах года, что соответствует программе и возрасту дошкольников.

В начале года, проведя диагностику, я выявила следующие недостатки:

Связные высказывания короткие;

Отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;

Фрагменты высказываний логически не связаны между собой.

Проанализировав, сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно возрасту, но оформить их в связные речевые высказывания ребенок не может.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

направлена на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); приобщение к искусству, конструктивная деятельность

В средней группе значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразитель-ной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. слайд

По данному направлению провожу обследование: ребенку даю бумагу и прошу нарисовать сначала один предмет — дом. После этого прошу нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится. Оцениваю действия ребенка: как понимается задание, анализирую рисунок, как выполнен, есть ли предпосылки к предметному рисунку или выполнялось черкание.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 дета-лей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Для проведения обследования строю за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показываю постройку и прошу ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка прошу построить по показу. Оцениваю действия ребенка: как принимает и понимание задания, умеет работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

Образовательная область «Физическое развитие». (слайд)

В процессе разных видов деятельности я наблюдаю и оцениваю уровень физической подготовленности моих воспитанников. Показатели физического развития детей определяются не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры, утреннюю и коррегирующую гимнастику, индивидуальную работу с детьми

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (слайд)

Наблюдая за детьми, я всё чаще отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.

Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем — в категорию «предпочитаемых», «принятых».

Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся». При заполнении этого раздела я наблюдаю за ребенком, а так же специально организую беседы, индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; оцениваю все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельную деятельность в сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке и многое другое

В среднем возрасте ребенок понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается. Так, например, после прочтения сказки «Два жадных медвежонка» (слайд) задаю вопрос «Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно?

Использую методы беседы, создаю проблемную ситуацию. 25 % детей способны анализировать прочитанную сказку, дают оценку поведению лисы, характеризуют её поступок, делают выводы, 60% имеют частично сформированные представления о поступках героев сказки, у 15% детей эти представления не сформированы.

И в заключении мне хотелось бы повести с вами упражнение на формирование социально коммуникативного взаимодействия, которое называется проводится в средней группе называется«Дружественная ладошка» (слайд). Обратите внимание: перед вами лежит лист бумаги и фломастеры. Сейчас обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент в виде рисунка вместо словесных пожеланий на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание. Дети могут нарисовать солнце, улыбки, цветы или просто раскрасить палец руки в яркие тона многое другое для своих друзей.

Выполнение задания участниками. (2 мин)

Подведем итог. Все участники справились с заданием. Итак, сделаем вывод, что у всех наших участников уровень социально-коммуникативного сформирован.

Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают нам в какой-то сложный момент. Спасибо за внимание. (слайд).

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года)
  2. Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! - СПб.2001.
  3. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии - М.,2005.
  4. Ноткина Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста - СП.б,2003.
  5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. -М.,2001.
  6. М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию (4-5 лет)