Оснащение для обработки слизистой ротовой полости тяжелобольному. Какой бывает и как лечится стоматит у детей? Проведение гигиенического душа

Оснащение:

1. 2 стерильных шпателя

2. Стерильные ватные шарики

3. Стерильные марлевые салфетки

4. Стерильный пинцет

5. Стерильный почкообразный лоток.

6. Почкообразный лоток для отработанного материала.

7. Стерильная мензурка

8. Растворы антисептиков (фурацилин 0,02%, 2% раствор соды, 0,5% раствор перманганата калия).

9. Резиновые перчатки

10. Клеенка, полотенце

11. Вазелин (глицерин).

12. Стакан с кипяченой водой.

13. Емкость с дезинфицирующим раствором.

2. Придайте пациенту полусидячее положение.

5. В стерильный почкообразный лоток положить необходимое количество стерильных ватных шариков, стерильных марлевых салфеток.

6. Налить в мензурку антисептический раствор.

7. Сначала обработайте преддверие полости рта (между губами и зубами)

· Левой рукой шпателем отвести нижнюю губу, правой рукой ватным шариком, зажатым пинцетом, смоченным в растворе антисептика обработать нижнее преддверие полости рта.

· Аналогичным образом шпателем отвести верхнюю губу и обработать верхнее преддверие полости рта.

· Левой рукой отвести шпателем щеку пациента, смочить антисептическим раствором ватный шарик, зажатый пинцетом в правой руке и тщательно протереть нижние зубы пациента снизу вверх (от десны) с внутренней и наружной стороны, часто меняя ватные шарики. Для обнажения зубов использовать шпатель.

· Аналогичным образом протереть верхние зубы пациента сверху вниз (от десны) с внутренней и наружной стороны, часто меняя ватные шарики.

9. Для обработки языка взять чистый шпатель и обернуть его стерильной марлевой салфеткой, смочить в антисептическом растворе. Возьмите левой рукой стерильной марлевой салфеткой кончик языка пациента и аккуратно выведите его изо рта. Снимите ребром шпателя, завернутого в салфетке налет с языка в направлении от корня языка к кончику. Шпатель переверните и повторите обработку вторым ребром шпателя. Язык отпустите. Использованные инструменты, использованный материал положить в лоток.

10. После окончания процедуры предложить пациенту прополоскать рот кипяченой водой.

11. Высушите кожу вокруг рта полотенцем.

12. Смажьте губы пациента вазелином (или глицерином, кремом)

13. Снимите перчатки, вымойте руки.



ЧИСТКА ЗУБОВ ЩЕТКОЙ

Оснащение:

1. Зубная щетка

2. Зубная паста

3. Полотенце

4. Клеенка

5. Стакан с кипяченой водой

6. Почкообразный лоток

7. Резиновые перчатки

8. Шпатель.

Последовательность действий м\с с обеспечением безопасности окружающей среды

1. Информация пациенту о предстоящей манипуляции.

2. Усадите пациента или придайте полусидячее положение.

3. Вымойте руки, наденьте перчатки.

4. На грудь и шею пациента положите полотенце или клеенку.

5. Предложите пациенту один раз прополоскать ротовую полость.

6. Нанесите небольшое количество зубной пасты на зубную щетку.

7. Попросите пациента открыть широко рот.

8. Пользуясь шпателем для обнажения зубов, почистите последовательно наружную поверхность зубов, делая выметающие движения сверху вниз, затем жевательную поверхность и внутреннюю поверхность аналогичными выметающими движениями сверху вниз.

9. Предложите пациенту тщательно прополоскать рот водой.

10. Высушите кожу вокруг рта полотенцем.

11. При необходимости обработайте губы пациента вазелином или кремом.

12. Снимите перчатки, вымойте руки.

Примечание : если пациент, находящийся на постельном режиме, может сам почистить зубы, окажите ему помощь в этом. Обеспечьте его всем необходимым и придайте удобное положение в постели.

ОРОШЕНИЕ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ

Если пациент не может самостоятельно прополоскать рот, то тогда медсестра проводит орошение полости рта.

Оснащение:

1. Резиновый грушевидный баллон или шприц Жане

2. Полотенце

3. Клеенка

4. Почкообразный лоток

5. Шпатель

6. Резиновые перчатки

7. Антисептический раствор (0,02% фурацилин, 2% содовый раствор, 0,5% раствор перманганата калия).

8. Емкость с дезинфицирующим раствором.

Последовательность действий м\с с обеспечением безопасности окружающей среды:

1. Информация пациенту о предстоящей манипуляции.

2. Вымыть руки, надеть перчатки.



3. Набрать в грушевидный баллон или в шприц Жане теплого антисептического раствора.

4. Голову пациента повернуть набок (для профилактики аспирации).

5. Шею и грудь пациента прикрыть клеенкой.

6. Под подбородок подставить почкообразный лоток.

7. Отвести угол рта пациента шпателем левой рукой, правой рукой ввести в полость рта наконечник резинового баллона и струей жидкости под умеренным давлением промыть полость рта.

8. Повторить процедуру с противоположной стороны.

9. Высушите кожу вокруг рта полотенцем.

10. При необходимости обработайте губы пациента вазелином или кремом.

11. Снимите перчатки, вымойте руки.

Примечание:

· Больные, находящиеся на общем режиме не реже 2-ух раз в день чистят зубы и после каждого приема пищи проводят полоскание рта теплой водой, лучше с добавлением питьевой соды (1 чайная ложка на стакан воды).

· При наличии съемных зубных протезов их следует на ночь снимать, тщательно мыть с мылом и до утра хранить в чистом стакане, утром снова промыть и надеть.

· Дезинфекция клеенки – двукратное протирание ветошью, смоченной в 1% растворе хлорамина, 2% растворе лизоформина -3000, 2% растворе виркона, 0,2% растворе сульфохлорантина с интервалом 15 минут.

· Дезинфекция шпателя, пинцета –замачивание в р-ре виркона 2% на 10 минут, лизоформина -3000 2% на 15 минут, перекиси водорода 4% на 90 минут с последующим промыванием под проточной водой.

· Дезинфекция резинового грушевидного баллона, перчаток – замачивание в р-ре хлорамина 3% на 60 минут, виркона 2% на 10 минут, лизоформина-3000 2% на 15 минут, хлордезине 0,5% на 30 минут с последующим промыванием под проточной водой.

МАНИПУЛЯЦИЯ № 47

«УХОД ЗА ПРОМЕЖНОСТЬЮ И НАРУЖНЫМИ ПОЛОВЫМИ ОРГАНАМИ ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫХ»

(в условиях реанимации и интенсивной терапии)

Цель: соблюдение личной гигиены пациента, предупреждение развития различных осложнений.

ПОКАЗАНИЯ : регулярный уход за полостью рта

I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ :

Представиться пациенту, получить у пациента информированное согласие, объяснить ход и цель процедуры. Помыть руки двукратно с мылом. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки, фартук.

· Приготовьте оснащение .

Ø раствор антисептика (2% раствор гидрокарбоната натрия, слабый раствор перманганата калия)

Ø стерильные пинцет, 2 шпателя, марлевые салфетки

Ø мягкая зубная щетка

Ø перчатки

Ø два почкообразных лотка

Ø глицерин

Ø стерильные марлевые шарик

Ø резиновые баллон или шприц Жане

Ø пеленку, клеенку.

1. Сообщите пациенту о назначенной манипуляции, получите разрешение на ее выполнение

2. Объясните пациенту ход манипуляции

3. Расположите пациента в одном из следующих положений:

4. - на спине, под углом более 45°, если это не противопоказано

5. - лежа на животе (или на спине), повернув голову набок

6. Надеть перчатки

7. Обернуть полотенце вокруг шеи пациента

II. ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ

1. Грудь пациента прикройте полотенцем

2. Придайте пациенту удобное положение

3. К углу рта на пеленку с клеенкой поставьте лоток для сбора промывной воды или раствора

4. Попросите больного широко открыть рот. Смочите щетку в приготовленном антисептическом растворе. При отсутствии щетки можно использовать марлевую салфетку, закрепленную на зажиме или пинцете

5. Произведите чистку зубов, начиная с задних, последовательно вычистить внутреннюю, верхнюю и наружную поверхность, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних зубов к передним. Повторить те же действия с другой стороны рта. Процедура повторяется не менее двух раз

6. Сухими тампонами промокнуть ротовую полость пациента для удаления остатков жидкости и выделений из полости рта

7. Попросите больного высунуть язык. Если он не может этого сделать, то оберните язык стерильной салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть ее изо рта

8. Смочите салфетку антисептическим раствором и, снимая налет протрите язык, в направлении от корня языка к его кончику, меняя салфетки 2-3 раза. Отпустите язык.

9. Оберните конец шпателя стерильной салфеткой

10. Левой рукой введите шпатель в полость рта. Отведите им кверху верхнюю губу. Обработайте слизистую оболочку и зубы верхней челюсти пациента вторым шпателем, обернутым стерильной салфеткой и смоченной антисептическим раствором. Смените салфетку, обработайте её, отодвинув нижнюю губу, слизистую оболочку и зубы нижней челюсти

11. Смените салфетку

12. Оросите рот пациента из резинового баллончика и попросите сплюнуть в лоток

Оснащение рабочего места : 1) манипуляционный столик; 2) шпатель - 2 шт; 3) тупферы; 4) ватные шарики; 5) клеенка, пеленка; 6) емкость с антисептическим раствором (2% раствор натрия гидрокарбоната или слабый раствор калия перманганата); 7) водяная баня; 8) термометр для воды; 9) стерильные марлевые салфетки в крафт-упаковке; 10) вазелин или крем; 11) чистый лоток; 12) средства индивидуальной защиты; 13) стакан с кипяченой водой; 14) емкости с дез.раствором; 15) емкость для грязного белья; 16) шприц Жане или резиновый баллончик.

1. Провести гигиеническую антисептику рук. Надеть перчатки.

3. Придатьбольному полусидячее положение (если позволяет состояние) или повернуть голову на бок (если больной находится в положении лежа).

4. На грудь и шею больного положить клеенку и пеленку.

5. Подогреть на водяной бане антисептический раствор до t=+36 о С.

6. Попросить больного широко открыть рот и высунуть язык.

Основной этап выполнения манипуляции.

7. Взять в левую руку марлевую салфетку, обернуть ею язык.

8. Взять тупфер в правую руку, смочить раствором антисептика, осторожно снять налет с языка движениями от корня к кончику, меняя тупферы по мере загрязнения.

9. Отпустить язык, тупфером смоченным антисептиком, тщательно протереть зубы с внутренней и наружной стороны, используя для обнажения зубов шпатель.

10. После окончания процедуры предложить больному прополоскать рот кипяченой водой. Если больной не в состоянии прополоскать рот сам то промыть полость рта, используя для этого резиновый баллончик или шприц Жанэ.

11. Высушить кожу вокруг рта полотенцем или салфеткой.

12. Нанести шпателем на салфетку вазелин или крем.

13. Обработать губы пациента вазелином или кремом.

Заключительный этап выполнения манипуляции.

14. Использованные салфетки и тупферы бросить в емкость с дез.раствором соответствующей маркировки на время согласно инструкции по применению данного дезинфектанта.

15. Шпатель обеззаразить путем погружения в емкость с дезинфектантом на время согласно инструкции по применению данного дезинфектанта.

16. Пеленку положить в емкость для грязного белья. Клеенку обеззаразить путем протирания ветошью смоченной дез. аствором.

17. Снять перчатки и погрузить в дез. раствор на время согласно инструкции по применению данного дезинфектанта.

18. Вымыть руки и осушить полотенцем.

Промывание полости рта тяжелобольному

Оснащение рабочего места: 1) манипуляционный столик; 2)шпатель; 3)грушевидный баллон или шприц Жанэ; 4) емкость с антисептическим раствором (2% раствор натрия гидрокарбоната, раствор фурациллина 1:5000, 0,5% раствор перманганата калия); 5) водяная баня; 6)термометр для воды; 7)почкообразный лоток; 8)клеенка, пеленка, полотенце; 9)емкости с дез.раствором; 10)средства индивидуальной защиты; 11)емкость для грязного белья.

Подготовительный этап выполнения манипуляции.

1. Провести гигиеническую антисептику рук, надеть перчатки.

2. Подготовить к работе манипуляционный столик

3. Придать больному полусидячее положение (если позволяет состояние) или повернуть голову на бок (если больной находится в положении лежа). Грудь больного покрыть клеенкой и пеленкой их.

Цель: - удаление налетов;

Противовоспалительное действие;

Обезболивание;

Эпителизация язв, афт.

Показания : микробно - воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта

Противопоказания : индивидуальная непереносимость лекарственного препарата.

Методы: 1. Орошение полости рта.

2. Обработка слизистой оболочки марлевыми салфетками.

3. Полоскание (с 3-х лет).

Оснащение: - резиновый грушевидный баллончик;

Шпатели;

Марлевые салфетки (бинт);

Настои трав, растворы: 3% перекиси водорода, 2% питьевой соды,

1% метиленового синего;

Винилин, витаминная смесь, облипиховое масло и др.;

Гексорал, взвесь нистатина (1 таблетка + 5 мл женского молока).

Техника безопасности : хорошо зафиксировать тампон.

Примечание : - после снятия налётов полезно обработать слизистую винилином или витаминной смесью, или другими препаратами, способствующими эпителизации слизистой;

новокаина;

Эффективным современным средством для обработки рта при стоматите и молочнице

является гексорал. Способ его применения: новорожденным и грудным детям его нано-

сят ватным тампоном на поражённые участки; детям старшего возраста проводят

полоскание р-ром гексорала в течении 30 сек. или обработку аэрозолем 10-15 сек.

1. Объяснить матери цель, провести психологическую подготовку матери и ребенка.

2. Вымыть руки, надеть резиновые перчатки.

3. Стерильную резиновую грушу положить на стерильный лоток. Подготовить лечебные растворы в стакане, температура растворов 28-30°С. Выдавить из резиновой груши воздух и набрать в нее лечебный раствор, положить резиновую грушу с набранным раствором на лоток.

Ребенка раннего возраста помощник должен взять на руки, лицом вниз. Правой рукой поддерживать живот, грудь ребенка, а левой рукой фиксировать голову ребенка, удерживая левую руку на лбу ребенка. На столе поставить миску или лоток. Помощник подходит к ней, наклоняется и держит лицо ребенка над миской (лотком).

Действия медицинской сестры

4. Подойти к ребенку со стороны головы. В правую руку взять резиновую грушу с лечебным раствором. Большой палец поддерживает дно резиновой груши, а наконечник ее размещается между II и III пальцами.

5. I и II пальцами левой руки надавить на щечки ребенка и открыть ему рот. В этот момент ввести в ротовую полость мягкий наконечник резиновой груши, ввести лечебный раствор в ротовую полость.

6. Лечебный раствор орошает слизистую оболочку и вытекает в подставленный лоток (миску).

7. Последовательно несколько раз обработать слизистую оболочку ротовой полости.

Слизистую оболочку можно обработать другим методом: взять стерильную марлевую салфетку на указательный палец правой руки, смочить лечебным раствором; зафиксировать конец марлевой салфетки в ладони. Промокательными движениями, чтобы дополнительно не травмировать слизистую полости рта, осторожно обработать слизистую оболочку полости рта в местах поражений.

8. После орошения слизистой оболочки помощник с ребенком садится на стул, удерживает ребенка правой рукой за грудь, левой рукой держит и фиксирует голову.

9. Стерильную деревянную палочку с ватным тампоном смочить в лечебном растворе лекарственных препаратов: винилин, сальвин (разведенный кипяченой водой 1:10), 3% раствор перекиси водорода, 0,25% раствор новокаина, а если стоматит имеет грибковую этиологию, то использовать 20% раствор буры в глицерине с нистатином.

10. Открыть ребенку рот, придержать шпателем язык и, увидев афту или язвочку, чуть дотрагиваясь, прижечь ее ватным тампоном, смоченным лечебным препаратом.

11. Провести дезинфекцию резиновой груши, резиновых перчаток.

12. Сделать отметку в листе назначений.

Примечание.

1. Ребенка, больного стоматитом, срочно изолируйте, выделив ему отдельную посуду, игрушки, предметы ухода.

2. Орошение полости рта проводить каждые 4 часа, меняя лечебные растворы, лучше после каждого приема пищи, так как максимально удаляются остатки пищи, длительное пребывание которых в ротовой полости приводит к их разложению и дополнительному инфицированию слизистой полости рта. Дети старшего возраста самостоятельно полощут ротовую полость 6 раз в сутки, используя лечебные растворы.

3. В острый период стоматита, когда слизистая полости рта максимально повреждена и, следовательно, очень чувствительна, необходимо использовать растворы меньшей концентрации по сравнению с концентрацией лечебного раствора в период заживления.

4. Прижигать афты или язвочки слизистой оболочки надо после орошения ротовой полости 3-4 раза в сутки.

5. Для орошения слизистой оболочки ротовой полости используют аэрозольные препараты (гевалекс). При вирусном стоматите орошение слизистой проводится противовирусными препаратами (интерферон, лаферон).

Туалет слизистой оболочки ротовой полости здоровым детям не проводят потому, что слизистые оболочки сухие и легко травмируются.