Особенности работы с гончарным кругом. Методика обучения детей работе на гончарном круге

Приступая к созданию глиняных шедевров в домашних условиях, не спешите приобретать гончарный круг. Ведь существует большое количество самых разнообразных техник, которые на первых порах позволят лучше «почувствовать» материал, узнать о его свойствах и «поведении» во время и после работы.

Исторически большинство из этих техник предшествовали формовке на гончарном круге: ручная лепка появилась задолго до изобретения прославленного инструмента гончара. Главный инструмент истинного мастера по лепке – его руки, а глина лишь материал, послушно отражающий фантазии творца.


Лепить можно из кусочков глины, собирая целое из отдельных частей. Этот способ называют конструктивным. Он подходит для изготовления различных некрупных элементов декора: игрушек, блюдец, кружек. Яркий пример такой лепки – знаменитая дымковская игрушка. При лепке из отдельных частей работа начинается с формирования крупной детали, а затем к ней буквально примазывают дополнительные элементы, но так, чтобы швы соединений не были видны.


Второй популярный способ лепки – пластический – из целого куска: все части формируются из одного отрезка глины. То есть комок глины сначала необходимо скатать в шар, а потом из него аккуратными движениями вытягивать дополнительные элементы.

Третий способ – комбинированный. Как и следует из названия, он объединяет несколько видов лепки: конструктивный и пластический. Например, из целого куска лепится чаша, а к ней присоединяются ручки.

Для изготовления различных видов сосудов способом ручной лепки (без использования гончарного круга) используют разные техники. Ниже – несколько наиболее распространенных.

Спиральная техника из жгутов: первоначально из глины изготавливаются жгуты, которые накручиваются на воображаемую фигуру, образуя круг за кругом реальное изделие. Еще в древние времена эта техника ценилась за то, что позволяла создавать сосуды очень больших размеров: тех, что невозможно изготовить на гончарном круге.

Лепка из полос в некотором роде напоминает спиральную технику. Однако она гораздо сложнее поддается начинающим гончарам: сначала необходимо раскатать пласт, затем разрезать его на полоски. Первая полоска укладывается на основание с насечкой, к ней присоединяется следующая, а в месте соединения делается еще одна насечка (внутри). Затем на эту насечку с внутренней стороны кладется тонкий жгутик, а шов замазывается. Все последующие полосы присоединяются аналогичным способом – постепенно они «вырастают» в задуманную автором фигуру.

Следует помнить, что болванка просто так «не отстанет» от изделия, поэтому ее необходимо обернуть в целлофановый пакет или накрыть бумагой. И уже через сутки (до полного высыхания фигуры) извлечь из полученного глиняного изделия.

Одним из самых загадочных гончарных методов признана лепка сосудов на веревку: археологи много раз находили посуду с веревочным орнаментом внутри. Возникал вопрос: с какой целью древние мастера украшали сосуды с внутренней стороны? Ответ скрывался именно в способе изготовления образцов, а не в декораторских приемах: некая болванка обматывалась веревкой; по полученной заготовке лепили сосуд; затем веревку разматывали, что позволяло легко снять сосуд с заготовки.

Говоря об украшении глиняных изделий , стоит упомянуть и специальные техники: налепные узоры, рельефная лепка, веревочный оттиск, роспись.

Новичкам следует знать и то, что твердые предметы (цветные стекла, бусины и так далее) нельзя использовать в качестве декора для глиняных изделий до полной готовности образца: при сушке и обжиге глина сжимается и буквально выдавливает все «инородные тела», что часто приводит к деформации и повреждению изделия.

Перспективно ли гончарное дело как бизнес? Этот промысел открывает возможности для творчества, обучения и заработка. Его история глубоко уходит в тысячелетия: много веков назад люди лепили из глины сосуды и горшки, украшали их резьбой и глазурью. Массовое производство посуды в XXI веке сместило гончарство в индустрию развлечений. Рассказываем, что представляет собой технология гончарного производства, какие материалы используют для производства и на чём можно заработать.

История гончарного дела

Гончарное производство известно с древнейших времён. Это ремесло создавало необходимые в быту ёмкости и сосуды. Основным материалом для него является глина. История началась с ручного производства: мастер из куска глины лепил изделие, а затем обжигал его в печи или сушил на солнце (в жарких странах). Однако довольно давно, в начале первого тысячелетия появился гончарный круг - станок, с помощью силы вращения придающий изделиям ровную симметричную форму. Помимо красоты сосудов это приспособление обеспечивает более высокую скорость производства.

Кроме изготовления посуды гончары производили кирпичи, плитку, дренажные трубы и даже архитектурные украшения. Интересно, что в средние века глиняные сосуды придумали использовать для улучшения акустики храмов: их замуровывали в стены. Такие можно увидеть В Новгороде, в Пскове и Москве.

Русские мастера гончарного дела тоже работали руками и на кругах, создавая востребованные и нужные в быту предметы. Этот навык не был редким: в каждой семье были люди, способные изготовить необходимый сосуд. С конца 19 века посуду собственного производства вытеснила фабричная, а гончарное дело из сферы жизненно необходимых навыков перешло в область народного творчества и хобби.

Гончарное дело - изготовление из глины посуды, разнообразных сосудов, игрушек и даже архитектурных элементов

Материалы гончарного производства

Главный материал для гончарного производства - глина. Специальная горшечная разновидность считается оптимальной для изготовления сосудов, хотя вариантов состава глиняной массы может быть довольно много. Их делят на плотные (фарфор, бисквит, париян) и пористые (фаянс, терракота). В составе глины может быть кварц и гипс. Эти компоненты делают изделия более прочными.

Чаще всего готовые изделия, но есть после обжига, раскрашивают глазурью. Цели не только декоративные, но и практические: краска не даёт влаге проникать в изделие и разрушать его. Способов нанесения глазури несколько: муравление, посыпка, обливание или ручное раскрашивание.

Технологии производства

Гончарное дело для начинающих в домашних условиях - вполне посильная задача, хотя работать в специальной мастерской гораздо удобнее. Причина простоты этого дела кроется в его древности: изначально люди работали вручную или с помощью очень простых приспособлений, а сам навык лепки был очень массовым.

Изготовление изделия начинается с подготовки глиняной массы . От его качества и особенностей зависит качество сосуда. Обычно используется так называемая горшечная глина, её состав считается оптимальным. Важна однородность и густота массы. Сейчас такой материал без труда можно купить в магазинах для хобби. Заготавливать глину самостоятельно проблематично: нужно найти хорошее место, набрать материал, очистить его от камешков и посторонних примесей.

Когда масса готова, можно приступать к формовке или лепке. Некоторые виды изделий делают в формах и рамах, сосуды формируют на гончарном круге, фигурки и свистульки лепят вручную. Это может быть творческим или чисто механическим процессом, в зависимости от пожеланий и целей мастера.

Обжиг

Сформированное изделие нужно обжечь, чтобы оно сохраняло стабильную форму. Глина обжигается при очень высоких температурах - от 1000 градусов. Для разного состава массы требуется определённая температура:

  • глина - 1000–1200 градусов;
  • керамика - 1100–1300 градусов;
  • фарфор - 1200–1400 градусов.

С некачественными составами могут возникнуть трудности. Например, есть примеры, когда покупная порошковая глина закипала уже при температуре в 750 градусов и изделие портилось. Поэтому к выбору сырья нужно относиться крайне внимательно, проверять производителей, чтобы не потратить время и деньги впустую.

Желательно использовать газовые или электрические печи: ими проще управлять, в них не образуется сажа и копоть, которая портит поверхность изделий. Атмосфера в печи во время обжига тоже влияет на внешний вид сосудов и фигурок. Например, можно вызвать окисление глины и придать ей более коричневатый оттенок.

Основа мастерской - гончарный круг

Нанесение глазури

Глазурью называется стекловидное покрытие глиняных изделий. Его назначение не только декоративное. В первую очередь глазурь необходима для защиты изделия от влаги, которая может попасть в его структуру и разрушить. Защитное покрытие наносится во время обжига или после него. Основой такого покрытия являются кварц, каолин и полевой шпат. Чтобы сделать глазурь цветной, в состав добавляют оксиды и соли металлов.

Методы нанесения глазури на гончарные изделия:

  • пульверизация;
  • набрызг;
  • окунание;
  • полив;
  • тампонирование;
  • окрашивание кистью.

При окрашивании иногда возникают дефекты, например, пузырьки или трещины. Мастер по производству гончарных изделий должен предупреждать их причины и предотвращать. Для этого нужно следить на равномерностью нанесения, помолом сырья для глазури и правильно подбирать температуру для обжига.

Необходимое оборудование

Основа мастерской - это гончарный круг. Это устройство довольно хорошо знакомо всем: вращающейся устройство, позволяющее формировать симметричные объёмные изделия. Разновидностей несколько:

  • ручные (приводятся в движение одной рукой, а работать над заготовкой надо другой рукой);
  • механический ножной (сила вращения обеспечивается ногами, обе руки свободны для работы);
  • электрические (самые распространённые сейчас, вращение обеспечивает электрический ток, мастер работает только над изделием).

Для бизнеса, особенно если планируется проводить обучение гончарному делу нужен именно электрический круг. Компактный станок можно приобрести за 30 тысяч рублей, более профессиональный - за 45 тысяч. Вращающаяся часть круга называется турнетка. Одна турнетка обязательно идёт в комплекте с кругом, но можно купить дополнительные, к примеру, большого и меньшего размера.

Помимо гончарного круга необходима муфельная печь: она способна нагреваться до определённой высокой температуры (до 1400 градусов) и поддерживать эту температуру в течение нужного промежутка времени. Купить печь для гончарного дела можно в среднем за 30-40 тысяч рублей, но лучше заложить сумму побольше - в районе 100 тысяч рублей. Время обжига зависит от материала и объёма изделия. Иногда требуется обжигать глину 2-3 раза, для глазурирования.

На чем можно делать деньги

Гончарное дело сейчас - это скорее народный промысел, чем способ производства. Мастер, работающий на гончарном круге, не сможет конкурировать по объёмам производства с промышленными предприятиями. Да и качество его изделий скорее всего будет уступать.

Вариант заработка на гончарном производстве - изготовление декоративных игрушек, свистулек, колокольчиков. Их продают в музеях, сувенирных магазинах, туристических лавочках.

Наиболее перспективным с точки зрения дохода представляется мастер-класс по гончарному делу. Возможность попробовать себя в новой роли, поработать руками, изготовить памятный сувенир или полезную в хозяйстве вещь привлекает многих. Такие уроки с удовольствием посещают дети и взрослые. Организовать гончарные курсы можно только в том случае, если у предпринимателя уже есть навыки в этом ремесле (иначе учить людей не получится).

Рассмотрим каждый вариант чуть подробнее.

Есть несколько вариантов заработка на гончарном ремесле, один из которых - обучение

Гончарные изделия

Продажа гончарных изделий - посуды, бытовых сосудов, а также декоративных фигурок и свистулек - может приносить доход. Такие сувениры не производят массово, хотя спрос среди туристов на них довольно высок. Если получится найти каналы сбыта в этом направлении, в весенне-летний сезон и новогодние праздники можно получать прибыль.

Больших денег ждать не стоит: одна фигурка продаётся в среднем за 100-150 рублей при себестоимости до 30 рублей. Если изготовить 500 штук, можно заработать 75 000 рублей. Минус способа в том, что создавать такие сувениры не так просто, как кажется на первый взгляд. Нужна аккуратность, приятные расцветки и оригинальные идеи.

Другая идея - продавать посуду и вазы через интернет. Тенденция использовать в интерьере только натуральные материалы сработает в пользу мастера. Если изделия красиво фотографировать, больше рассказывать о них и регулярно вести страницы, можно найти много клиентов.

Мастер-классы для детей

Другое более денежное направление - мастер-классы для детей. Москва, Петербург, да и другие города уже присоединились к этой работе. Плюс в том, что аудитория потенциальных посетителей просто огромна, а особенные знания для проведения детских мастер-классов не нужна. Детям важны впечатления, а не знания и навыки. Часто такие занятия посещают семьями.

Занятия проводятся в небольших группах и длятся в среднем 1,5 часа. Детям рассказывают краткую историю гончарного дела, показывают готовые изделия и учат работать с глиной . Это несложная и приятная работа. Единственный минус заключается в затратах: нужно снять большое помещение, отремонтировать его, поставить мебель и купить несколько гончарных кругов. Печи достаточно одной. Также следует разработать программы занятий и предусмотреть вариативность для разных возрастов.

Обучение

Также зарабатывать можно на более продвинутом обучении. Некоторым людям действительно интересно овладеть гончарным мастерством на продвинутом уровне. Возможно, они планируют потом на этом зарабатывать или строить бизнес, поэтому готовы заплатить за уроки. Это направление работы стоит объединить с детскими мастер-классами и самостоятельным производством.

Не совсем обычный вариант - книги. Если мастер уже накопил солидный опыт работы и хорошо знает ремесло, можно попробовать написать учебное пособие и издать его небольшим тиражом.

Многие готовы заплатить, чтобы научиться работать на гончарном круге и самостоятельно изготавливать посуду

Финансовые вложения и окупаемость

На оборудование для мастерской придётся потратить в среднем 150 тысяч рублей: печь и гончарный круг. Рабочие инструменты вроде нити, наборов для лепки - ещё 10 тысяч рублей. Сырьё на несколько месяцев работы - приблизительно 30 тысяч.

Предположим, предприниматель планирует не только самостоятельно производить, но и обучать других людей. Тогда затрат будет больше: несколько гончарных кругов, аренда и ремонт помещения, больше инструментов и сырья, а также реклама. Всё это в среднем можно уложить в 500 тысяч рублей. Суммарные затраты на запуск бизнеса составят 800 тысяч рублей.

Мы выяснили, что на продаже изделий можно за сезон заработать примерно 75 тысяч рублей. Основную часть доходов должны приносить мастер-классы. 1,5-часовое занятие стоит от 500 рублей, группы - 10-12 человек. Если проводить 4 занятия в неделю в полностью загруженных группах, за неделю можно заработать 24 тысячи рублей, а за месяц - 96 тысяч.

Зарабатывать на уровне 100 тысяч рублей в месяц в собственной гончарной мастерской вполне реально. С учётом покупки расходных материалов, оплаты аренды и коммунальных услуг окупить все вложения можно в течение 8-12 месяцев активной работы.

Заключение

Гончарное дело - перспективное с точки зрения заработка ремесло. Наиболее выгодной представляется организация мастер-классов для детей и взрослых. Также можно заработать на продаже посуды и сувениров. Открыть мастерскую стоит в среднем 800 тысяч рублей, которые можно окупить за 1 год работы.

Пожалуй, гончарное ремесло зародилось если не вместе с освоением людьми огня, то сразу после. Недаром во многих мифах и легендах народов мира образ Творца неразрывно связан с актом творения из глины. Так, в христианстве из глины был сотворен первый человек - Адам. В индуизме одной из ипостасей Брахмы является гончар. Бог плодородия древних египтян Хнум тоже создал человека с помощью гончарного круга. Мифы африканского племени догонов представляли верховное божество Амма гончаром, который создал все сущее из глины. Немало народов имели свои касты гончаров, которые помимо ремесленных функций могли исполнять обязанности жрецов и служителей культа. Так, например, каста ханибэ в Древней Японии, члены которой изготавливали священные глиняные скульптуры - ханива. Всегда работа гончара представлялась как нечто божественное, за исключением того, что мастер, в отличие от бога, не мог дать душу своим творениям.

Виды гончарных кругов

Естественно, центральное место в работе гончаров занимают гончарные круги, вокруг которых будто вокруг центра Вселенной вращается все гончарное ремесло. С их помощью бесформенные куски податливой глины в умелых руках превращаются в изящные сосуды самых разнообразных, порой причудливых, форм.

Гончарный круг представляет собой гладкий диск, имеющий консольное крепление на вращающейся оси и приводящийся в движение мускульной силой либо электрическим или реже механическим двигателем. В давние времена они были с ручным приводом, потом ножным и, в конце концов, электрическим. Следует заметить, что ножной и электрический гончарные круги более удобны в использовании. Это объясняется тем, что обе руки мастера остаются свободными. Несмотря на то что электрический круг является более современным и прогрессивным, гончарный круг с ножным приводом не сдает позиции, поскольку, по мнению некоторых мастеров, только на таком круге можно плавно и в широких пределах регулировать скорость вращения заготовки и лучше чувствовать материал.

Дополнительные инструменты

Если вы всерьез или даже просто на любительском уровне решили освоить гончарное ремесло, то кроме известного уже круга, понадобятся некоторые другие инструменты, которые многократно облегчают работу и позволяют выполнять разнообразные манипуляции с материалом. Основными инструментами как скульптора, так и гончара являются стеки - деревянные, металлические или пластиковые лопатки всевозможных форм и размеров. Также не обойтись без металлической струны с двумя удобными ручками на концах, с помощью которой готовое изделие после формовки срезается с круга.

Оборудование мастерской

Чтобы было понятно, работа на гончарном круге - занятие достаточно грязное, и в городской квартире вы, скорее всего, не найдете себе места, разве что если не выделите под мастерскую целую комнату. Но позволить себе подобное могут далеко не все. Кроме того, при работе гончарные круги работают не бесшумно, а это может вызвать недовольство соседей. Зато в частном секторе города, на даче или в селе найдется масса мест для реализации ваших замыслов по освоению гончарского ремесла. В теплое время можно заниматься этим прямо под открытым небом, но все-таки желателен навес над головой для защиты от палящего солнца или дождей. Само обустройство мастерской не представляет каких-либо значительных сложностей. Достаточно поставить стол для инструментов и других вспомогательных вещей, один или несколько стеллажей для готовой продукции, и обеспечить освещение рабочего пространства.

Если вы только начинаете свой путь на поприще работы с глиной, то не нужно задаваться целью приобрести профессиональный гончарный круг. Чтобы освоить азы и почувствовать материал достаточно и любительского. Тем более что его конструкция совершенно проста и легка в повторении для тех, кто умеет пользоваться слесарными инструментами.

Как сделать гончарный круг

Сейчас нет недостатка в специальных магазинах, где и начинающим и состоявшимся гончарам предлагается весь спектр товаров для их ремесла: гончарные круги, всевозможные «сорта» глин, вспомогательных инструментов и даже печей, где обжигают готовые изделия. Но ценник в таких магазинах обычно очень высок. И если вы хотите сэкономить, то можно изготовить гончарный круг своими руками.

Для этого нужно сделать из деревянного бруса или металлического профиля станину. В ее нижней и верхней части устанавливаются подшипники, в которых будет вращаться вал с закрепленным на нем кругом. Непосредственно круг желательно изготовить из материала невосприимчивого к влаге: пластик, стеклотекстолит, алюминий, латунь или бронза толщиной не менее 10 мм. Лучше всего, если круг диаметром 250-300 мм выточит на станке токарь. Круг крепится на валу с помощью фланца или любым другим удобным способом.

Круг с ножным приводом

Если круг предполагается сделать с ножным приводом, то на нижнюю часть вала нужно установить массивный маховик, который можно сбить из толстых досок и придать ему форму колеса, или же воспользоваться любым подходящим массивным диском из металла, например, 30-килограммовым блином от штанги.

Круг с электрическим приводом

Если же планируется делать электрический круг, то в качестве привода хорошо подойдет двигатель для швейной машинки. Его преимущество заключается в том, что на этом двигателе можно самостоятельно регулировать частоту оборотов вала. Делается это с помощью специальной педали. Такой двигатель вместе с педалью можно приобрести в специализированном магазине (это будет не дешево) или на "блошином" рынке/барахолке (получится гораздо дешевле, чем брать новый).

В случае использования электропривода можно отойти от изготовления специальной станины, и использовать любой старый стол или даже массивный табурет. Кроме этого, понадобится неглубокая (до 10 см) и широкая пластиковая емкость диаметром 40-45 см. Она закрепляется на станине так, чтобы и внутри нее свободно вращался круг. Это нужно для того, чтобы капли воды с глиной не летели во все стороны, а оставались внутри емкости. В крайнем случае можно сделать ограждение из сухих дощечек и потом несколько раз пропитать олифой для придания древесине водоотталкивающих свойств.

Теперь вы знаете, как сделать гончарный круг своими руками. И при большом желании вполне возможно сделать это самостоятельно.

Гончарный круг для детей

Многие продвинутые школы раннего развития ребенка практикуют занятия по лепке из пластилина, соленого теста, полимерной или обычной глины и т. д. Эти занятия развивают у детей творческие способности, воображение, образное мышление, чувство прекрасного. Кроме того, во время лепки у детей осуществляется развитие мелкой моторики, они расслабляются и избавляются от всевозможных фобий. После ручной лепки детский гончарный круг станет следующим этапом в освоении ребенком работы с пластичными материалами. Такие занятия обычно очень нравятся подростающему поколению.

Гончарный круг для детей точно так же можно изготовить самостоятельно или же купить готовый, благо, производители предлагают массу вариантов на любой вкус и кошелек.

Немного о глине

Существует масса различных видов глин, которые отличаются по происхождению, содержанию примесей, составу. Согласно технической классификации они делятся на сланцевые, огнеупорные, каолины. Также глины имеют свою так называемую жирность. Чем «жирнее» глина, тем она пластичнее и чем «тоще», тем она рассыпчатее. Тощие глины хуже лепятся, а изделия из них трескаются во время обжига. Жирные глины в этом случае ведут себя гораздо лучше. Причем чем более тонкое изделие должно быть изготовлено, тем жирнее она должна быть. А еще глины отличаются своим цветом, который зависит от содержания в них оксидов металлов. Когда в глине содержится не больше 1% примесей, то изготовленное из нее изделие будет белым, а если больше, то после обжига оно покраснеет независимо от первоначального цвета глины.

Начинающему гончару гораздо проще начинать работу с подготовленной глиной, которую легко купить. Когда руки «набьются» на правильной глине, то тогда не составит большого труда отыскать в других местах ту глину, которая тоже подойдет для работы.

Работа на гончарном круге

Любая, даже готовая магазинная глина перед использованием должна быть «перебита». Нужно скатать из глины «колбасу», разорвать пополам путем скручивания. Потом с силой бросить на доску или стол, снова сложить, раскатать и разорвать. Такие манипуляции нужно повторить хотя бы раз 20. Также можно не рвать глину, а резать проволочной струной с ручками. Это нужно для того чтобы убрать из глины воздух и сделать ее однородной. В противном случае оставшиеся пузырьки воздуха будут мешать работе, а если полость останется в стенке готового изделия, то при обжиге оно лопнет в этом месте за счет теплового расширения воздуха внутри полости.

Следующим этапом подготовки глины является спиралевидное замешивание. Кусок глины кладут на стол, и надавливая на нее, ладонями отталкиваете от себя и при этом пытаетесь провернуть глину по направлению к себе (так хозяйки вручную вымешивают крутое тесто). При правильных действиях будет слышно, как из глины с характерным хлопаньем будут выходить воздушные пузырьки. После 30-40 повторений глину можно считать готовой к использованию.

Теперь от куска нужно отрезать необходимое количество, поместить в центр круга и немного придавить. Если глина оказалась не в самом центре, то ее нужно поправить и после этого запустить круг. В случае неровного размещения глины относительно центра, она может слететь с круга. Положение рук при работе с кругом: локти прижаты к телу, согнуть кисти, сблизить запястья и так держать на куске глины. Руки не должны быть напряжены, их движения плавные и мягкие.

Гончарное искусство изначально развивалось как ремесло, служившее для изготовления емкостей для приемов пищи или сосудов, в которых хранятся сыпучие и жидкие материалы. На сегодняшний день оно представляет собой обработку посредством формовки на специально предназначенном гончарном круге, после чего на высохшее изделие наносится глазурь, затем следует обязательный Таким образом изготавливаются предметы, которые используются в любой сфере: домашний обиход, строительство, декорации, украшения, сувениры. Эти изделия носят название гончарная керамика, их можно встретить в любом уголке нашей планеты.

Существует три основных класса производства в технологиях гончарного дела:

  • производство строительных кирпичей;
  • изготовление глиняной или каменной посуды;
  • выработка более изысканных фаянсовых или фарфоровых предметов.

Исходя из технологии производства, все классы гончарного искусства похожи между собой, однако существует ряд нюансов, которые влияют на конечный результат. Главное отличие - сорта глины, которые лежат в основе изделия.

История

Как уже говорилось ранее, гончарное искусство произошло из ремесла, которое служило исключительно для того, чтобы изготовить сосуды для хранения материалов и пищи. Со временем оно развивалось, обогащалось и предстало сегодня перед нами уже не в таком виде, каким видели его наши далекие предки. Благодаря технологическим открытиям стали появляться новые предметы выделки, они повлекли за собой появление таких предметов, как огнеупорный кирпич, каменная посуда, черепица, изразцы, дренажные трубы, архитектурные украшения и другие многочисленные изделия.

Вследствие того, что общество стало отделывать и украшать привычные глиняные изделия, гончарное дело из разряда ремесла переместилось в разряд искусства. Изготовление глиняных горшков было популярно в древности с тех самых пор, как человечество познакомилось с распространенным на планете материалом - глиной и ее свойствами.

Ветхий Завет содержит несколько упоминаний о профессии гончара и его изделиях. Древнейшие сосуды из глины, еще в доисторическую эпоху, отделывались человеческой рукой и, соответственно, были неправильной формы. Чуть позже встречаются круглые и овальные изделия, очевидно, изготовленные при помощи гончарного круга. История не сохранила сведений о точном появлении этого круга, однако упоминания о нем идут с древности.

Известно, что в Азии первые фарфоровые изделия появились еще две тысячи лет назад. Это указывает на то, что гончарный промысел в Китае развивался гораздо стремительнее, чем во всем мире.

У каждого народа существовали свои традиции, связанные с этим ремеслом, превратившимся в искусство. Так в Африканских странах в начале двадцатого века изготовлялись горшки от руки, сушка глины осуществлялась на солнце, а обжиг изделия производился с помощью пучка соломы и огня.

Что касается Европы, то здесь до восьмого века гончарное дело находилось в полнейшем упадке. Только испанские мавры дали ему толчок, примерно в то же время появились изделия, которые покрывались глазурью.

Гончарное мастерство получило свой расцвет примерно в тринадцатом столетии. Самый яркий всплеск произошел в Италии, там была изобретена майолика - вид керамики, которая изготавливается из обожженной глины. Флоренция подарила миру такого мастера гончарного искусства, как Лука дела Роббиа, его скульптуры и другие произведения считаются гордостью нации и в наше время.

Пользуясь технологиями скульптора Роббиа, тосканские фабрики сделали еще один шаг вперед - изделия из фаянса. Они сначала обжигались огнем, затем их покрывали белой поливой, на которой делались рисунки, после чего изделие было подвержено второму обжигу, более сильному, нежели первый. Из майолики стали делать не только архитектурные украшения, но и вазоны, статуэтки.

После упадка гончарного дела в Италии эстафету приняла Франция. Именно здесь была изобретена печь для обжига глины.

В Средние века глиняная посуда создавалась и использовалась только бедняками, высшие сословия использовали оловяную, серебряную, золотую. Широкое применение гончарное искусство также получило в церковном убранстве. Здесь его использовали для создания кувшинов. Подобными изделиями украшены церкви Новгорода, а также храмы времен Романовых.

В конце восемнадцатого века по всему миру начали появляться целые фабрики, которые занимаются гончарным делом.

Керамические изделия

Главным отличием между разновидностями керамики является состав массы, а также вид глазури, из которой они производятся. Гончарные изделия бывают двух типов: плотные и пористые.

Плотные - это те, изделия, которые при обжиге из-за высокой температуры сливаются в однородную твердую массу. На изломе такой продукт напоминает стекло. Он полупрозрачен и не впитывает жидкость, а ударяясь о сталь, дает искры. Пример плотного гончарного изделия - фарфор.

Пористые, наоборот, легко ломаются, пропускают жидкость. Среди таких изделий - фаянс.

Могут быть продукты, которые не относятся ни к одному типу, а являются чем-то переходным между этими двумя видами.

Плотные

  • Твердый фарфор. Масса сплавлена, полупрозрачна, мелкозерниста, упруга, однородна, тверда, она не поддастся действию ножа. В таком фарфоре содержится каолин, мел, кварц и полевой шпат. Он подвергается двойственному обжигу: сперва слабый для покрытия глазурью, затем сильный после покрытия.
  • Мягкий фарфор. Его также называют французским. Его содержание - практически прозрачная свинцовая глазурь. Здесь также необходим двойной обжиг, только сначала очень сильный, а в конце более слабый.
  • Неглазурированный фарфор, или бисквит. Имеет обычную фарфоровую массу.
  • Париян. По массе близок к мягкому фарфору, имеет желтоватый оттенок, трудноплавкий.
  • Каррара. Белого цвета, полупрозрачный. Его масса - это нечто среднее между каменными изделиями и парияном.
  • Каменные изделия. Им присущая плотная мелкозернистая масса. Встречаются ординарные и нежные изделия, в основном белого цвета.

Пористые

  • Нежный фаянс. Является смесью огнеупорной глины и кремнезема. Его покрывают прозрачной глазурью. Масса непрозрачна, звонка.
  • Обыкновенный фаянс, или майолика. Это красно-желтая масса, которая после обжига покрывается непрозрачной оловяной глазурью.
  • Изделия из обычной и огнепостоянной глины. Сюда входят кирпичи, черепица, дренажные трубы и др.
  • Обожженная каменная масса, или, как ее еще называют, терракота. Ее состав - очищенная глина и перетертые осколки готовых изделий. Ее используют для отделки ваз и других изделий.
  • Обыкновенные гончарные изделия. Масса вырабатывается из глины, глинистого мергеля, а также из непрозрачной свинцовой глазури.

Материалы для гончарного дела

Чтобы изготовить кирпич, фарфор, фаянс, необходимо проделать следующую работу: составить глиняную массу, сформировать ее, просушить, обжечь и покрыть глазурью. Основной материал для изготовления изделий - это глина. Мастера гончарного дела предпочитают использовать горшечную глину, которая обладает необходимой вязкостью, а ее температурное сопротивление идеально подходит для создания продукции. Несмотря на то что сама глина обладает высоким уровнем пластичности, обязательным является добавление вспомогательных материалов из-за того, что при обжиге происходит ее быстрое и неравномерное сжатие, которое превращает изделие в несуразную вещь. Чтобы изготовить самое простое изделие, необходимы еще песок, зола, опилки, для продукции лучшего качества нужен шамот - порошок, который получают из измельченных изделий.

Для производства обычных гончарных изделий добытая ранее глина должна оставляться на один-два года в воздушном пространстве или в воде. После этого ее переминают в деревянных ящиках, на фабриках и заводах это делают специальные машины. Это действие необходимо для того, чтобы очистить глину от камней или мусора. После того как глину достали из ящиков, ее складывают в кучи, которые ножом разрезаются на тонкие пластинки. Они снова помещаются в ящички и переминаются повторно, очищаясь от примесей, которые могли на ней остаться. Высшие сорта изделий, особенно бесцветные, требуют составные части, которые должны быть идеально очищены. Основное правило доброкачественной глиняной массы - ее однородность. В целях качественной очистки глина разделяется на мелкие куски, которые поливаются водой и после суток «отмокания» выбрасываются в месильные машины. Зубцы этой машины при быстром вращении режут глину, а струя воды, проходящая через эту камеру, уносит совсем мелкие кусочки в особый бассейн, крупные остаются на дне. Бассейн предназначен для следующего уровня очистки, здесь грубые частицы осаждаются, после чего еще одна струя уносит их во второй бассейн. В нем глина отсеивается окончательно. В данной технологии используется только теплая вода, потому что она лучше разъединяет глиняные кусочки, а процесс очистки заметно ускоряется благодаря оптимальной температуре.

Пропорции составных частей определяются для каждого вида изделий отдельно. Перемешивание средств также происходит по-разному: на сухую, ножами или же струями воды. При получении этой однородной массы в ней еще остается большое количество нежелательных пузырьков. Эта проблема устраняется либо специальным оборудованием, либо с помощью ног, которыми глина попросту перетаптывается до получения необходимой консистенции.

Обжиг

В узком смысле керамика - это та же глина, но прошедшая обжиг. Соответственно, когда говорят «керамика», то подразумевают продукцию, изготовленную из неорганических материалов (зачастую глины), а также их смесей с различными добавками, которые производятся под воздействием высоких температур и последующего охлаждения.

Процесс обжига запускает необратимые изменения, после которых материал превращается в керамику. Под воздействием высокой температуры происходит сплавление мелких частиц в тех местах, где они соприкасаются.

При производстве фарфора технологии подвергаются значительным изменениям. Это происходит по причине различия материалов, необходимой температуры и разных свойств компонентов. Каждый исходный материал имеет свои пропорции, а также определенный температурный режим:

Технология обжига продуктов осуществляется различными методами. Тем не менее процесс обжига в печи - это многовековая, неизменная традиция. В зависимости от температуры и длительности процесса получаются изделия различного качества. Поэтому максимальная температура в печах на производстве не меняется, пока не заканчивается изготовление целой партии продукции.

Более того, внешний вид готового изделия зависит и от состава атмосферы в печи для обжига. Можно вызвать ту или иную степень окисления воздуха. С помощью специально заданных параметров можно добиться даже того, что гончарная глина изменит цвет с коричневого на зеленый.

Нанесение глазури

Некоторые гончарные работы вовсе не покрываются глазурью. К ним относятся кирпичи, черепица, терракота, горшки. Так называемое глазурование проводится в целях защитить глиняные изделия от лишней влаги. Такого же результата добивались в древности и молочным обжигом - метод придания продукции красивого вида и водонепроницаемости.

Не самые дорогие глиняные изделия глазурируются в сыром виде одновременно с обжигом. Это называется муравление. Суть этого действия заключается в том, что во время обжига в печь кидается соль, которая превращается в пары и оседает на изделии. В том месте, где она приземляется, образуется легкоплавкое соединение, называющееся муравой.

Еще один способ покрытия заключается в том, что глазурью, потолченной в мелкий порошок, посыпается изделие. Зачастую это продукция грубой выделки: горшки, необожженные трубы и прочее. До того как наносить покрытие, изделие мажут мучным клейстером и подвергают обжигу.

Суть третьего способа состоит в том, что продукт обливается глазурью, которая имеет консистенцию сливок. Подобным методом покрывают твердые изделия, которые практически не впитывают в себя жидкость. Например, некоторые виды фарфора и фаянса.

И последний способ состоит в том, что фарфоровые и фаянсовые изделия помещаются в емкость с глазурью. Данный метод предназначен для той продукции, которая подвергается слабому обжигу и изначально впитывает жидкость. Глазурь растирается в мелкий порошок, смешивается с водой. В эту жидкость, напоминающую по консистенции молоко, помещается изделие, которое впитывает эту смесь. На такой глазури возможно сделать рисунок.

Арт-терапия

В современном ритме каждый находит свой способ расслабиться. Один из самых красивых и необычных методов - заняться гончарным делом. Есть два способа попробовать себя в этом искусстве. Первый - купить гончарный круг и необходимые материалы, чтобы заниматься самостоятельно. Гончарная мастерская в собственном доме - это не только стильно и модно, но еще и невероятно увлекательно для вас, ваших близких и друзей. В этом случае вы сможете чувствовать себя свободным художником, пробовать различные формы, опираясь на видеоуроки.

Второй способ - школа гончарного искусства. В классе таких же новичков, как вы сами, у вас будет возможность примерить на себя амплуа создателя прекрасного, художника и скульптура.

Психологи утверждают, что гончарное мастерство - это отличный способ справиться со стрессом, стать более уравновешенным и внимательным. Арт-терапия, по мнению специалистов, один из лучших методов борьбы с депрессией и другими нервными расстройствами. Времяпрепровождение за гончарным кругом помогает упорядочить мысли, отвлечься от мелких повседневных неприятностей и найти выход из сложной жизненной ситуации. "Полная отдача делу не решит ваших проблем, но точно поможет найти пути их решения", - в один голос говорят врачи.

Изделия своими руками

В каждом доме присутствуют глиняные, керамические или фарфоровые изделия. В условиях массового производства трудно удивить кого-то заводской посудой или вазой для цветов.

Гончарное дело - это невероятно веселое и увлекательное занятие для всей семьи. Вы сможете весело провести время, обучиться новому делу, развить навыки и сноровку.

Посетив первый гончарный мастер-класс, вы сможете уже самостоятельно изготовить горшок. Внимательные преподаватели обычно с терпением относятся к новичкам, направляя их и помогая во всем. Гончарное искусство помогает справиться с мелкими стрессами, отвлекает от повседневной суеты. А изделия, которые вы сами сделаете, станут поводом гордиться очередной победой над собой. К тому же после того, как вы поработаете за кругом и слепите свой горшочек, у вас будет возможность своими руками разрисовать его. Здесь можно проявить всю фантазию. Такое изделие станет прекрасным подарком близкому человеку.

Популярностью пользуются вечеринки, дни рождения и корпоративы, проведенные за таким необычным занятием. Это хорошая возможность пообщаться, узнать поближе друг друга и увидеть творческий потенциал своих знакомых. К тому же такой праздник наверняка запомнится своей необычностью, оригинальностью, а изделия, изготовленные самостоятельно за гончарным кругом, станут отличным подарком в память о замечательном дне. А кто-то, возможно, откроет в себе талант и всерьез займется этим делом, чтобы в будущем открыть собственный музей гончарного искусства. Особенно понравится такое занятие детям. Если у них хорошо получается лепить из пластилина, то нужно попробовать отдать их в школу гончарного мастерства. Это поможет развить моторику рук, благотворно повлияет на настроение малыша, а также позволит открыть творческий потенциал ребенка. Интересное и увлекательное хобби развивает внимание, фантазию и мышление.

Хобби или бизнес?

В современном мире гончарные изделия пользуются большой популярностью. Они относятся к разряду продукции, которая всегда востребована и актуальна. В каждом доме есть посуда, вазы, горшки, различные статуэтки и сувениры. Много веков перерастающее в искусство, пользуется популярностью и спросом. А потому увлечение гончарным делом все чаще перерастает в настоящий бизнес. Собственная гончарная мастерская очень прибыльное дело, ведь основное сырье - глина - бесплатный материал, который в прямом смысле лежит просто под нашими ногами. Красивые, оригинальные, дизайнерские изделия могут приносить производителю хороший доход. Мастер гончарного дела - это профессия для души. Вы можете разнообразить окружающий мир, получить уникальное хобби, которое будет приносить вам прибыль, а также раскроет ваш творческий потенциал.

Гончарное искусство пользуется популярностью во всем мире. Несмотря на то что ему уже несколько десятков веков, оно никогда не выйдет из моды.

Каких только дачников не бывает! Одни любят отдыхать на речке или с шашлыками, другие – на огороде. А третьих хлебом не корми, дай только смастерить что-нибудь своими руками. И чем сложнее работа, чем ценнее достигнутый результат. Вот как раз для таких мастеров мы продолжаем наш цикл «Подзабытые ремесла». На этот раз на очереди увлекательнейшее рукоделие – гончарство. О нем нас специально просили рассказать читатели.

Поиск и заготовка сырья

Главное для гончара – это, конечно, глина. И хотя может показаться, что такого добра вокруг валом, далеко не вся подходит для изготовления керамики. Например, слишком бедная глина (содержание песка свыше 25%), или слишком жирная (песка меньше 10%) в гончарном деле точно не пригодится. Но как узнать качество сырья? Не будешь же ради горшка заказывать лабораторную экспертизу. Все просто – возьмите образец глины из предполагаемого места для копанки, увлажните его и раскатайте между ладоней в валик диаметром 1,5-2,5 см. Затем согните пополам. Если на месте изгиба не будет никаких трещин и разрывов, значит, вы нашли то, что искали.

Лучшими помощниками в поиске могут оказаться старожилы вашего района. Не побрезгуйте советом, спросите, где раньше копали глину для производства черепицы. Если местные ничего не помнят, вас может выручить карьер кирпичного завода. В Подмосковье – это знаменитый Гжельский карьер, глина которого давно уже используется для производства керамики. Ну, а если вы непременно хотите иметь источник сырья под рукой, на нужное место укажет сама природа. Низменные, поросшие белокопытником и мать-и-мачехой участки обычно бывают источником прекрасной гончарной глины. Когда найдете нужный материал, набирайте его сразу с запасом.

Подготовка к работе

Как бы вам ни хотелось сразу начать лепить из привезенного домой сырья, остановитесь. Глина еще должна пройти довольно трудоемкий этап подготовки. И первый пункт в этом списке — измельчение . Чтобы не высекать свой горшок из засохшей глиняной глыбы, об ее измельчении нужно подумать загодя, пока она еще сырая. Для этого глину нарежьте на куски (диаметр 3-4 см) и выставьте их на просушку. Когда глина засохнет, переложите ее в холщовый мешок и прямо в нем истолките киянкой.

Под пунктом номер два идет изготовление шликера . Этим странным термином называют сметаноподобную суспензию глины с водой. Готовится она так:

1. Заполните металлическое ведро на две трети своего объема горячей (50-60°C) водой и, постоянно помешивая, добавьте туда глиняную крошку. Закройте тару полиэтиленом, чтобы влага не испарялась, и оставьте все это часов на 6-7 настаиваться. За это время глина должна полностью раскиснуть.

2. Прилепите к стенкам ведра 5-6 сильных постоянных магнита (можно купить на рынке или вытянуть из старых динамиков), они помогут отфильтровать из суспензии мельчайшие металлические включения, которыми сегодня богат окружающий мир.

3. Возьмите строительный миксер или дрель с соответствующей насадкой и тщательно смешайте глину с водой. На выходе никаких, даже крохотных, комочков между пальцами чувствоваться не должно. Но для гарантии вновь закройте емкость пленкой и забудьте о ней уже на сутки, после чего, аккуратно, дабы не взболтать осадок, слейте 2/3 содержимого в чистую тару. С этим материалом можно работать дальше, в осадке же осталось слишком много мусора – для гончарства он непригоден.

4. Может показаться, что теперь-то шликер абсолютно чист и в дальнейшей фильтрации не нуждается. Это не так. Необходима последняя очистка. Лучшее сито получается из двух-трех пар женских колготок, вложенных друг в друга. Налейте в них несколько ковшиков глиняной жижи и, выдавливая, процедите суспензию над тазиком.

5. Вот теперь шликер действительно чист, и в него при желании можно внести добавку. Чаще всего это бывает доломитовая мука. Она придает изделию пористость и тем самым улучшает его адгезию (слипаемость), что очень важно при глазировании или покраске. Но добавлять муку нужно немного, «по вкусу», почти как соль. Пересолил – получил при обжиге кучку черепков. Так что отметьте для себя такую возможность, но экспериментировать лучше позже, когда изрядно наберетесь гончарного опыта.

К сожалению, из глиняного молочка кувшин не слепишь, а потому размоченную с трудом глину нужно еще и обезводить. Делается это снова в несколько этапов.

Для начала дайте шликеру отстояться в ведре два-три дня, пока глина не осядет и на поверхности не образуется прослойка чистой воды. Слейте ее аккуратно тоненькой трубкой.

Теперь вам понадобятся гипсовые плиты – звучит необычно, но технология именно такова. Плиты можно купить у специализированных фирм или, что намного дешевле, отлить из строительного гипса (тот же алебастр) самостоятельно. Рекомендуемый размер изделия 500×700×70 мм.

Выложите плиты на столе и осторожно разлейте по поверхности глиняную суспензию. Гипс буквально на лету начнет вытягивать из нее влагу. Толщина массы должна быть не более 2 см, иначе и шликер будет сохнуть дольше, и гипс слишком размокнет.

Через пять часок обезвоженный корж сложите в пласты по 1-1,5 кг и скатайте их, как тесто, в однородные валики. Упакуйте герметично в полиэтиленовые пакеты – в таком состоянии глину можно хранить неограниченное время.

Но и это еще не все! Перед тем, как положить шликер на гончарный круг, его придется хорошенько промять. Отрежьте струной необходимый для работы кусок глины и бросьте его на фанерный стол (не забудьте оставшееся сырье вновь тщательно упаковать в полиэтилен). От выбранного отрезка отрывайте небольшие кусочки (чтобы легко помещались в руке) и сжимайте их ладонями, словно экспандер. На один отрывок – 15-20 выжиманий. В результате из глины удалятся все пузырьки воздуха, и ее срез будет абсолютно чист.

Теперь соберите кусочки вместе и вымесите их как обычное тесто, до образования монолитной массы. Похлопайте по ней, чтобы образовался шар, и можете наслаждаться творческим трудом.

Пора, в самом деле!

Работа на гончарном круге

Для начала – пара слов о гончарном круге. Они бывают разные: как механические, приводимые в движение человеком, так и с электроприводом. Последние, конечно, предпочтительней, поскольку не требуют от гончара каких-либо дополнительных усилий. Стоит такой инструмент от 10-12 тыс рублей за слабенький учебный круг и от 20 тыс за профессиональный. Но при желании его можно изготовить и самому, например, из старой стиральной машинки (расскажем об этом, если вам будет интересно).

Возвращаемся к нашим горшкам. Возьмите подготовленный окатыш глины, оторвите от него щепотку и смажьте ею центр гончарного круга – это будет «липучка». Оставшийся материал одним сильным шлепком усадите на только что подготовленное место. Теперь, смочив руки и глину водой, запускайте мотор – начинается центрирование .

Если вы не левша и круг у вас крутится против часовой стрелки, приобнимите глиняный окатыш правой ладонью так, чтобы пальцы скользили по глине, а не встречали ее движение. Накройте ее левой рукой. Это важно: в гончарстве редко что делается только одной ладонью.

Сжимая пальцы, придайте заготовке конусную форму, а затем, слегка надавив сверху, вновь получите полусферу, и так 3-4 раза. Все это позволит вам точно расположить глину на круге и окончательно ее вымесит. Выглядит это примерно так.

Независимо от того, хотите ли вы сделать кувшин или обычную чашку, после центрирования идет этап формирования «стакана», то есть в отцентрированном куске глины необходимо сделать углубление и определить толщину донышка. Его высота и диаметр для будущего изделия задаются именно сейчас.

Найдите большими пальцами рук центр заготовки и медленно продавите там небольшую ямку.

Смочите ее водой и только потом указательными пальцами расширяйте углубление до нужных размеров. Важные нюансы:

1. Работать нужно всегда в две руки. Помогая друг другу, они образуют с вашим телом жесткий треугольник, который хорошо держит центр заготовки.

2. Чтобы сделать донышко нужной вам толщины, большой палец правой руки должен обязательно касаться гончарного круга, тогда при определенной тренировке вы сможете точно определить толщину получаемого донышка.

Но пока нужная чувствительность не выработалась, измерение можно проводить обычной иголкой. Проткните глину и посмотрите, насколько глубоко она ушла. Не бойтесь, в месте прокола течи не будет, диаметр слишком мал. Все затянется еще на гончарном круге.

3. При работе усилия указательного пальца должны быть направлены не только в низ, но и от центра, что позволит вам получать идеально центрированное изделие. Пальцы из глины извлекайте постепенно, плавно сбрасывая усилия. Иначе форма получаемого сосуда нарушится.

Теперь нужно расширить стенки и дно получившегося «стакана». Подушечкой указательного пальца несильно обопритесь о донышко и осторожно потяните от центра.

Не забывайте «звать» на помощь и вторую руку . Основа будущего сосуда почти готова, осталось подровнять ее изнутри указательными пальцами. Двигаясь от центра к стенкам, плавно сглаживайте неровности.

Теперь пора «гнать волну» — так гончары называют поднятие стенок будущего изделия и придание им нужной толщины. Опытные «глиногоны» вытягивают материал по-разному. Кто-то защемляет стенку «стакана» между ребром ладони и указательным пальцем. Другие работают только кончиками пальцев, цепляя ими глину и постепенно поднимая ее вверх. Но в любом случае между руками всегда сохраняется контакт. Обратите внимание на фото.

Одна из самых частых ошибок – излишнее утончение стенки в самом верху сосуда. Из-за этого их легко разрушают центробежные силы. Всегда оставляйте на венчике небольшую каемку. Это утолщение при необходимости потом можно срезать.

Сама работа над формированием изделия из готового «стакана» несложна. Имея дно и определив толщину стенки, из заготовки можно получить как горшок, так и чайник. Глина меняет форму довольно просто, вы научитесь управлять этим увлекательным процессом интуитивно. Но некоторые моменты полезно знать.

Во время работы важно не только периодически смачивать руки и глину, но и при помощи губки удалять лишнюю влагу, которая всегда скапливается внутри сосуда.

Когда изделие сформировано, его венчик ровняется мягким кусочком кожи, а стенки специальным деревянным скребком. И все это не выключая круг!

По окончании работы изделие просто срезают струной и аккуратно отправляют на просушку.

После гончарного круга

Путь от комка глины к готовому горшку довольно сложен и на гончарном круге, увы, не заканчивается. А потому – смотрим, что делать дальше. Через час-два, когда глина немного «подмерзнет», изделие необходимо выгладить: влажной губкой убрать все следы от пальцев и неровности, образовавшиеся в процессе работы.

Через сутки, когда горшок или чашка еще наберут прочности, у них нужно проточить дно. Вы наверняка обращали внимание – у любой посуды оно не совсем плоское, а имеет некоторое углубление. Снова отнесите свое творение на гончарный круг.

Отцентрируйте там изделие и закрепите его несколькими кусочками сырой глины донышком вверх. Теперь, включив небольшие обороты, структурной петлей, как токарным резцом, вы легко вырежете в глине все, что вам нужно.

И вновь продолжайте просушку. При комнатной температуре она длится дней 10. Не допускайте в комнате сквозняков! Они создают в глиняной конструкции напряжение, которое обязательно разрушит изделие во время термической обработки.

В печке

А теперь, наконец-то, самый ответственный момент – обжиг. Именно от него зависит, будете ли вы обладателем красивой керамики или результаты трудов рассыплются глиняной крошкой. И снова посвятим небольшое отступление оборудованию, а именно – муфельной печи. Только в ней вы сможете не просто достичь нужной температуры в 900-1000 °С, но и длительно контролировать ее. Рыночная стоимость такой печурки стартует от 40 000 рублей, но при желании ее опять-таки можно смастерить и самому.

Главные правила обжига – это точность и терпение. Так, заложенные в муфельную печь изделия до первых 100°C нужно доводить постепенно в течение часа, после чего еще полтора часа разогревать печку до 300°C. При этом температура наращивается постепенно, по чуть-чуть. Если же у вас нет времени играться с выключателем и вы хотите форсировать процесс в течении получаса, не забудьте принести с собой мусорное ведро. Ваши горшки такого пренебрежительного к себе отношения не простят .

Начиная с 300 градусов и до 575°C, следует как раз поторопиться. Температура расширения кварца должна быть достигнута за минимальный отрезок времени, после чего следует 30-40 минутная пауза. В течение нее в печке просто поддерживается полученная температура.

Следующий рубеж – 900-1000°С. На его «взятие» вам придется потратить часа два. Раскочегарить муфель до такой температуры все-таки непросто. Главное, не перестараться, при 1050°С разрушается даже кварц. А потому, достигнув необходимого пика, удерживайте режим около получаса. После этого можно гасить печь, хотя и ненадолго – на час-полтора.

Когда в процессе остывания на датчике вновь покажется магическое 575°С, включите рубильник и подержите минут сорок эту температуру.

Все, труды закончены! Окончательно вырубайте агрегат, и можно идти отдыхать. Изделия остынут вместе с печкой. Вытаскивайте их оттуда, когда она достигнет комнатной температуры.

Вы еще не передумали становиться гончаром?..