«Пермяк – солёные уши. Памятник «Пермяк солёные уши» в Перми Откуда пошло выражение пермяк соленые уши

Пермяк соленые уши (Пермь, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Памятник Пермяк соленые уши - самая знаменитая достопримечательность уральского города. Жанровая городская скульптура состоит из двух частей - фигуры фотографа и находящейся недалеко от нее круглой рамки с большими ушами. Именно в эту рамку нужно подставить свое лицо и сфотографироваться, разумеется, на настоящий фотоаппарат. Неудивительно, что Пермяк соленые уши чаще всего встречается на магнитиках и открытках, посвященных городу.

Несколько лет назад журнал «Русский мир» назвал эту скульптуру самым странным памятником в России.

Памятник находится рядом с гостиницей «Прикамье» на Комсомольском проспекте. Пройти мимо скульптуры высотой около двух метров невозможно - она хорошо заметна, так что во время променада по Комсомольскому проспекту вы ее обязательно увидите.

Происхождение памятника связано с традиционным занятием в Пермском крае - промысловым солеварением. Прозвище Пермяк соленые уши закрепилось за работниками, которые таскали на своих плечах большие мешки с солью. Мешки задевали уши, которые от постоянного контакта с солью испытывали аллергическую реакцию, то есть становились большими и красными.

0 Мы живём в огромной стране, в разных частях которой имеются свои шутки, выражения и поговорки, не понятные в других областях Нашей Родины. Однако, довольно часто случается, что приезжая в тот или иной город, и не зная его истории, туристы попадают в довольно щекотливые ситуации. Например, когда они не способны ответить на шутку, или не понять смысла сказанного. Сегодня мы разберём одно из таких забавных выражений, которое порой вгоняют некоторых наших сограждан в ступор, это Пермяк солёные уши , что значит вы можете узнать немного ниже. Почаще заходите к нам на сайт, и вы сможете обогатить свой лексикон, как вполне милыми выражениями, так и словечками, которые не стоит использовать в приличном обществе. Поэтому не забудьте добавить данный ресурс сайт к себе в закладки, ведь у нас регулярно появляется новая инфа .
Однако, перед тем, как продолжить, мне хотелось бы указать вам на ещё несколько полезных статей по тематике фразеологизмов . Например, что значит Потому что гладиолус ; как понять Не рой другому яму ; перевод Memento mori ; что означает Лес рубят, щепки летят и т. п.
Итак, продолжим, Пермяк солёные уши, почему так говорят ? У этого выражения имеется несколько вариантов происхождения, но мы разберём самые популярные из них.

Пермяк солёные уши происхождение

Первая версия . В XVI веке, соль была весьма дорогим и ценным товаром, её добывали в верховьях реки Усолки, и возили на огромных баржах. Там был построен городок Усолье-на-Камском, который потом переименовали в Соль Камская, а затем в Соликамск. Это поселение превратилось в самый крупный центр разработки соли в России.
Чтобы добыть соль, сначала вырывали скважину, а затем выкачивали солевой раствор, который затем выпаривали. Этот рассыпчатый товар обычно был упакован в простые мешки, которые имели дырки и рваные края. К сожалению, в то время процесс доставки мешков на борт судна не был механизирован, и грузчикам приходилось целый день носить соль на своих многострадальных плечах. А поскольку соленосы, клали мешок на плечи, и согнувшись тащили его по сходням, то частички этого минерала, осыпаясь, попадали на спину, плечи, и даже на уши. После рабочего дня, приходя домой, люди меняли одежду, и это решало проблему дискомфорта на теле, но порой грузчики могли забыть помыть уши, после чего те начинали краснеть и болеть.

Вторая версия . Во времена освоения Сибири и Урала, примерно триста лет назад, множество крестьян отправились в эти негостеприимные места для обретения нового дома. Некоторые шли в Пермь, другие вообще к океану, и таких путешественников было огромное количество. Добирались в эти места несколько лет, передвигаясь в основном по рекам и озёрам. На всём протяжении их пути они встречались с местным людом, который был настроен весьма негативно к этим "пришельцам ". А как задобрить местных угрюмых парней? Во все времена для этого служат денежные знаки. Правда в то время у крестьян почти не имелось звонкой монеты, но они нашли выход из положения. Ведь в ту эпоху соль была равноценна серебру или даже золоту. Поэтому предприимчивые граждане таскали с собой небольшие, заранее расфасованные мешочки с солью. Поскольку у простого люда карманы отсутствовали, как класс, то одному умнику пришла мысль повесить эти мешочки за ушами, использовав для этого особую петельку. Увидев такое нововведение, и остальные переселенцы стали активно использовать данный метод. Местные "аборигены" за это прозвали этих путешественников, будущих пермяков - "солёными ушами ".

В апреле 2006 года в Перми был построен самый удивительный и странный памятник в России, рядом с гостиницей Урал. Он выглядит, как столб, на котором размещён овал с ушами. Вся эта композиции предназначена для того, чтобы каждый мог просунуть в этот овал голову, и ощутить себя пермяком с солёными ушами.

Прочтя эту познавательную статью, вы узнали, Пермяк солёные уши , почему так называют людей, и теперь не попадёте

У многих народов мира есть свои полушутливые-полуоскорбительные прозвища, подаренные представителями других наций. Французов зовут «лягушатниками» из-за пристрастия к блюдам из лягушачьих лапок. Итальянцы с незапамятных времен - «макаронники». Что поделаешь, любят жители Апеннинского полуострова пасту, а главное, умеют ее готовить.

Аналогичные названия нередко встречаются и у жителей отдельных городов. На Руси их обычно давали по роду деятельности подавляющего числа горожан. Однако прозвища подбирали такие заковыристые, что догадаться об их происхождении порой было очень нелегко.

Пермяк «соленые уши»

Пермь издавна была промысловым городом. Еще в XV веке здесь устроили обширные солеварни. Добычей и производством соли занималось почти все трудоспособное население Пермского края. От наименования этого промысла приток реки Камы стал называться «Усолкой», а город в ее верховьях - Усольем-на-Камском.

Пермяки поставляли русичам половину всей соли, которую те использовали в хозяйстве. Естественно, о производителях этой ценной пищевой добавки знала вся Русь. Слава - штука капризная. Она не только выделяет героя в толпе, но и навешивает на него ярлыки. Пермяки тоже получили свое клеймо. Их стали звать «солеными ушами».

Происхождение этого прозвища очень простое. Раньше огромные мешки с солью в подводы грузили крепкие, дородные мужики. Работники солеварни закидывали мешки на плечи и так переносили их в нужное место. Во время этого процесса соль понемногу просыпалась сквозь отверстия холщового мешка и попадала носильщикам на загривок и уши.

Постоянный контакт с солью раздражал кожу, вызывал покраснение. Постепенно у самых опытных и умелых солеваров уши приобретали стойкий пунцовый цвет, который практически не менялся со временем. По этим огненно-алым «соленым» ушам пермяков и узнавали в любом уголке России.

Интересно, что свое неофициальное прозвище жители Перми очень любят. В 2006 году в городе даже была открыта скульптура, которая так и называется «Пермяк соленые уши». Она представляет собой овальную рамочку с огромными ушами. Любой желающий может вставить в эту рамку свое лицо и сделать фото на память. В чувстве юмора пермякам точно не откажешь.

«Кислогнездые» борисоглебцы

Та же история и с жителями Борисоглебска. Обитатели этого городка в Тамбовской губернии издавна зарабатывали выделкой шкур. Работа прибыльная, но очень вредная и грязная. По традиционной технологии шкуры животных обрабатывали ольховой стружкой, оленьим пометом, мочой и другими дурно пахнущими дубильными средствами.

Готовая натуральная кожа получалась мягкой и нежной. За такую нередко брали золотом. Однако скорняки - работники, занятые в кожевенном производстве, - приходили домой ужасно грязные и насквозь пропитанные запахами дубильных составов.

Мытье в борьбе с этим злом почти не помогало. Постепенно жилье скорняка приобретало стойкий кислый душок. Вот за него жители Руси и называли трудяг из Борисоглебска «кислогнездыми» (то есть гнездо - жилье - у них кислятиной воняет). Свое прозвище жители этого города не любят и памятников в честь него ставить не собираются.

В следующем году музей отметит свой полувековой юбилей. При этом его официальное открытие состоялось в сентябре 1980-го. Музей рассказывает об архитектуре исключительно Пермского края. Все деревянные строения - а их 20 ед., - перевозные, то есть нездешние. Крестьянский домЕму около 170 лет, и он типичен для региона образца середины 19 века. В то время еще старались возводить строения без единого гвоздя, ибо они (гвозди) ковались вручную, а потому были дороги. По своей архитектуре и обустройству пермские дома были во многом схожи с домами российского Севера.{{material_123241}} Дом состоял из 3 помещений. Главное - изба, то бишь сруб с печью, где крестьяне жили зимой. Напротив избы была клеть - летний сруб, без печи. Между ними - сени, или, выражаясь современным языком, прихожая. Внутри изба делится как бы на 4 основные части, причем без перегородок (этакая нынешняя квартира-студия). Стеклянные окна в большинстве крестьянских изб появились лишь во воторой половине 19 века. Печка стоит всегда в одном из углов, слева или справа от входа и смотрит вглубь избы. Вторая часть - куть (кухня). Третья - по диагонали от печи - красный (красивый) угол, самое почетное место, куда усаживали гостей, где был стол для трапезы и Божница. И четвертая часть - подпорожье (не путать с одноименным городом в Ленинградской области), где были палати, на которых спали (кроватей тогда не было). В избе обязательно была зыбка (люлька), крепившаяся на очупе (палке), ее, как правило, мать качала ногой, потому как руками работала - пряла нити. С очупом связаны поверья: мол, это как бы мост между небесами и землей, по нему спускались дети. Гладкий очуп - для той семьи, кому нужны были дети, неотесанные, с корой - если семья уже многодетная, и еще один оглоед был бы в тягость. Примета, говорят, не помогала… Здесь надо заметить, что на рубеже 19-20 веков младенческая смертность была огромной - порядка 50%. Да и сами люди, вопреки некоторым предубеждениям, были небольшого роста, потому и дверной проем в избе был невысокий. В каждой семье были тканые пояса. Пояс - обязательная часть народного костюма. Это как бы оберег от порчи и сглаза. Без него люди старались не выходить на улицу. Про того, кто показался на людях без пояса, говорили «распоясался». Термин, знакомый нам и по сей день. {{gallery_1215}} Трапезничать за стол садились всей семьей, по одному никто не ел. Почему? Да все очень просто. Печь - не микроволновка, растапливать для каждого едока ее не могли. И вторая причина: еды много не было, нужно было разделить съестное поровну на всех. Своих тарелок не было, ели с одного котла деревянными ложками. Отвлекаться во время трапезы было нельзя - вмиг останешься голодным. На столе стояла солонка - как признак довольства в доме. Чем она была крупнее, тем почетнее. А все потому, что соль в те годы стоила дорого. {{material_122888}} Крытый двор - непременный атрибут крестьянской усадьбы. В нем работали зимой, здесь же жили домашние животные - лошади, козы, свиньи, коровы, курицы и пр. Лошадь считалась главным животным, потому как слыла основной рабочей силой. Тут же, на крытом дворе, сушились морды - конусовидные ловушки для рыбы. Хороший дом покрывали тесаными досками, соломенных крыш, как на юге России, в Пермском крае не было. До появления лесопилок в конце 19 века доски считались дефицитом, потому как их тесали топором. Бревна дешевле были, из хорошего толстого бревна можно было натесать 2 доски. На открытом дворе были огороды и хозпостройки. Скажем, амбар для пищевых припасов. Магазинов в те времена не было - что выращивали, то и старались сохранить. Скоропортящиеся продукты определяли в ледники, этакий аналог сегодняшнего холодильника. Ледник представлял собой яму глубиной 2 -3 метра: лед весной привозили с реки, сваливали в яму, где он и пребывал до осени. Баня была у каждой семьи. Ставили ее вдали от дома, у реки: все же топили преимущественно «по черному», а потому возгорания были частым явлением. Культовые сооруженияГлавная здесь - Преображенская церковь клецкой постройки образца 1702 года. Состоит из клетей - прямоугольных срубов. Поставлена кораблем, то есть все части церкви стояли на одной линии, друг за другом. С виду - как плывущий корабль. Структурно церковь неоригинальна - алтарь (восточная часть), моленная по центру, трапезная и притвор (прихожая). Бревна из храма выпущены наружу и сверху на них поставлен притвор. Церковь двухэтажная, службы проходили на 2 этаже, а внизу подклет, использовавшийся как склад. Есть и другая причина такой архитектуры - зимы в регионе суровые, много снега, земля промерзает глубоко.{{gallery_1214}} Необычный элемент Храма - крещатая бочка, находится на клине кровли, под куполом. Две декоративные бочки вставлены друг в друга - крест накрест. Подобные бочки в России встречались, в частности, их можно увидеть в Кижах, Витославицах и т.п. Но там бочки - сама крыша. В церкви Хохловки крыша сама по себе, а бочки вмонтировали как бы отдельно. Чего ради, спросите, такое решение? Да просто так, красоты ради.{{material_122215}} Купола церкви Преображения - из осины. И тоже для украшения. Известно, что с возрастом осина приобретает серебристый цвет. Поэтому на фоне темного сруба купола выигрышно выделялись. В советские годы Преображенская церковь использовалась как зернохранилище. Святотатство, конечно, но благодаря этому, как ни странно, церковь дожила до наших дней. Равно как и вторая музейная церковь - конца 19 века. Соляное производствоКроме, как в Пермском крае, соответствующих памятников, связанных с солью, в России больше нет. Их 4 - все как бы одна производственная ячейка. Первое упоминание солеварения в Пермском крае приходится на 1430 год. Соляная мельница. Узнать ее непросто, так как не имеет ни лопастей, ни хвостовины, которая выступает в роли рычага для поворота лопастей. На 1 этаже мельницы работали жернова - перемалывали зерно. Хлеб в те времена был преимущественно ржаной, пшеницу почти не сеяли, климат не позволял. Солеваренный завод, представленный на территории музея, был построен в 80-х годах 19 века. Он стал последним в России заводом, который добывал соль старинным выворочным способом. Закрылся завод лишь 1 января 1972 года. Для организации производства нужно было найти земли, где на глубине оказывались залежи соли, и чтобы на эту соль в земле постоянно натыкалась грунтовая вода. Именно вода будет растворять соль и, таким образом, всегда будут соляные озера. В таких местах сооружали колодец, выкачивали соленую воду и выпаривали ее на большой сковородке. Это и есть выворочный способ. {{gallery_1216}} Копать скважину приходилось на глубине 200 метров. Над скважиной ставили рассолоподъемные башни. В них монтировали паровую машину-насос. Скважину копали ударно-поворотным способом. Брыли максимально длинное бревно с металлическим конусом на конце с прорезью. Втыкали в землю, проворачивали, в конус набивалась земля, вынимали и, надставляя бревна, вынимали землю. Проворачивали вручную. Обустройство одной скважины могло растягиваться на 6 лет. Насосом выкачивали соляной раствор под самую крышу. Далее самотеком по системе деревянных труб он расходился по заводу, и первым делом попадал в большую 100-тонную бочку-амбар. Из бочки сливали в варницу, где вываривали рассол. {{material_120613}} В варнице из раствора появлялась кристаллическая соль. Когда на сковородку выливали рассол, начиналось кипение. Под полом - огромная печь. Вода в виде пара уходила на улицу, а соль кристаллизовалась. Лопатами ее откидывали на полати, где она сохла. Далее соль насыпали в мешки, и соленосы уносили ее в амбары. В роли соленосов выступали даже женщины. Мешки носили не на горбу, а над головой. Они стояли на подставках-«козах». Вес «женских» мешков достигал 50 кг, мужики таскали 80-килограммовые мешки. Увы, работа опасная. Прежде всего, тем, что соль то и дело падала в уши - отсюда выражение: «Пермяк - соленые уши». Соль разъедала кожу, все болело, язвилось... Печь топили дровами вплоть до 1950-х, потом перешли на уголь. Печь длинная, кирпичная по причине безопасности. После каждого заклада соли ее чистили от золы, труд большой. {{gallery_1221}} 100-тонный ларь-бочку привезли в Хохловку водным путем без разборки. Просто не смогли разобрать - за век существования сруб сцементировался солью. Сегодня соль выделяется из ларя, и на вкус он соленый. К весне подобные амбары были забиты солью под завязку. Соль из них увозили в половодье на баржах. В основном караваны судов отправлялись в Нижний Новгород, на ярмарку. До 1740-х главная соль России - пермская, и до тех времен у нее не было конкурентов. Потом солеваренный завод был построен на территории нынешней Астраханской области. Там огромное соленое озеро, солнце само выпаривает соль. Пермские солевары сразу стали ориентироваться на местный рынок. Сегодня в регионе добывают преимущественно более дорогую калийную соль, это второе в мире месторождение по запасам. Залежи поваренной соли есть и по сей день, но ее добывать не столь выгодно.

В 2006 году самая ходовая поговорка жителей Прикамья: «Пермяк – соленые уши» получила монументальное подтверждение. Здесь был открыт памятник с соответствующим названием в честь работников соляного промысла, с древности развивавшегося в Верхнекамье. Еще в 1430 году купцы Калиниковы в районе современного Соликамска заложили первые соляные варницы. Такие были в деревнях Дедюхино, Пыскоре, Ленве и Веретье. Соль-пермянка, добываемая на них, пользовалась большой популярностью во всей России.Так что появление памятника «Cоленые уши» в Перми исторически обоснованно.


Другое дело, что он очень необычен. И даже входит в число самых оригинальных. Он состоит из двух компонентов: фотограф и рамка с большими ушами, в которой может сфотографироваться каждый желающий. И таковых очень много, недаром на открытии памятника глава города пожелал, чтобы в каждой семье было такое фото. Мол, соленые уши – символ края. И первым сфотографировался в рамке. Автор композиции «Cоленые уши» – скульптор Рустам Исмаилов , разрабатывая идею, не пошел по привычному пути, изобразив пермяка с мешком соли на спине, с которого продукт сыпался, попадал на уши носильщика и раздражал их, делая большими и красными. Он придумал необычный забавный вариант памятника – и победил.


Памятник «Cоленые уши» находится недалеко от гостиницы «Урал» . Высота скульптурного изображения порядка двух метров, ширина – около полутора. Иронический и вместе с тем патриотический монумент в граните и бронзе был даже заявлен на участие в конкурсе «Семь чудес света». Правда, там не победил, зато стал самым странным памятником в числе десяти аналогичных. Типа Клизмы в Железноводске, Клавиатуры в Екатеринбурге, Носа майора Ковалева в Санкт-Петербурге, Влюбленных собак в Краснодаре. Видимо, чувство юмора скульптора – новое качество современных мастеров. Раз уж это так нравится людям.


Впрочем, развлекательная скульптура существовала и раньше. Например, в девятнадцатом веке строили забавные композиции в дворянских усадьбах, фонтаны-шутихи. Но сейчас настоящий пик малых жанров в скульптуре. Достаточно вспомнить Веселую козу в Нижнем Новгороде, Пельмень в Ижевске, Водку в Самаре, Картошку в Великом Новгороде. Говорят, что именно такие скульптуры, в числе которых и пермские «Cоленые уши», возбуждают у людей теплые чувства , а что еще надо ваятелям? Понятно, что в рамке с ушами любят фотографироваться гости – кому не интересно привезти домой из поездки такой забавный кадр? Но почему пермяки так загорелись идеей иметь в каждом доме такое фото? Дело в том, что соленые уши – это как бы зрительная прописка жителей края. А они в большинстве своем очень патриотичны и бережно относятся к прошлому.


Говорят, что эта скульптурная композиция «Пермяк – соленые уши» имеет и терапевтическое значение . Особенно после последних трагических событий в крае (крушение Боинга, пожар в «Хромой лошади»). Люди стараются излечиться положительными эмоциями, и многим вроде это удается. Больше того, считается, что эта скульптура служит единению жителей. Хотя, конечно, мало кто бы из них захотел бы иметь такие уши наяву. Как ни странно, памятник способствует развитию чувства собственного достоинства пермяков. У них, к слову, в одном из автобусных парков все водители садятся за руль в офисных костюмах и галстуках. Они предельно вежливы и внимательны к пассажирам. И это тоже имидж .