Пермяк соленые уши где находится. Памятник «Пермяк солёные уши» в Перми. Фото и описание

В следующем году музей отметит свой полувековой юбилей. При этом его официальное открытие состоялось в сентябре 1980-го. Музей рассказывает об архитектуре исключительно Пермского края. Все деревянные строения - а их 20 ед., - перевозные, то есть нездешние. Крестьянский домЕму около 170 лет, и он типичен для региона образца середины 19 века. В то время еще старались возводить строения без единого гвоздя, ибо они (гвозди) ковались вручную, а потому были дороги. По своей архитектуре и обустройству пермские дома были во многом схожи с домами российского Севера.{{material_123241}} Дом состоял из 3 помещений. Главное - изба, то бишь сруб с печью, где крестьяне жили зимой. Напротив избы была клеть - летний сруб, без печи. Между ними - сени, или, выражаясь современным языком, прихожая. Внутри изба делится как бы на 4 основные части, причем без перегородок (этакая нынешняя квартира-студия). Стеклянные окна в большинстве крестьянских изб появились лишь во воторой половине 19 века. Печка стоит всегда в одном из углов, слева или справа от входа и смотрит вглубь избы. Вторая часть - куть (кухня). Третья - по диагонали от печи - красный (красивый) угол, самое почетное место, куда усаживали гостей, где был стол для трапезы и Божница. И четвертая часть - подпорожье (не путать с одноименным городом в Ленинградской области), где были палати, на которых спали (кроватей тогда не было). В избе обязательно была зыбка (люлька), крепившаяся на очупе (палке), ее, как правило, мать качала ногой, потому как руками работала - пряла нити. С очупом связаны поверья: мол, это как бы мост между небесами и землей, по нему спускались дети. Гладкий очуп - для той семьи, кому нужны были дети, неотесанные, с корой - если семья уже многодетная, и еще один оглоед был бы в тягость. Примета, говорят, не помогала… Здесь надо заметить, что на рубеже 19-20 веков младенческая смертность была огромной - порядка 50%. Да и сами люди, вопреки некоторым предубеждениям, были небольшого роста, потому и дверной проем в избе был невысокий. В каждой семье были тканые пояса. Пояс - обязательная часть народного костюма. Это как бы оберег от порчи и сглаза. Без него люди старались не выходить на улицу. Про того, кто показался на людях без пояса, говорили «распоясался». Термин, знакомый нам и по сей день. {{gallery_1215}} Трапезничать за стол садились всей семьей, по одному никто не ел. Почему? Да все очень просто. Печь - не микроволновка, растапливать для каждого едока ее не могли. И вторая причина: еды много не было, нужно было разделить съестное поровну на всех. Своих тарелок не было, ели с одного котла деревянными ложками. Отвлекаться во время трапезы было нельзя - вмиг останешься голодным. На столе стояла солонка - как признак довольства в доме. Чем она была крупнее, тем почетнее. А все потому, что соль в те годы стоила дорого. {{material_122888}} Крытый двор - непременный атрибут крестьянской усадьбы. В нем работали зимой, здесь же жили домашние животные - лошади, козы, свиньи, коровы, курицы и пр. Лошадь считалась главным животным, потому как слыла основной рабочей силой. Тут же, на крытом дворе, сушились морды - конусовидные ловушки для рыбы. Хороший дом покрывали тесаными досками, соломенных крыш, как на юге России, в Пермском крае не было. До появления лесопилок в конце 19 века доски считались дефицитом, потому как их тесали топором. Бревна дешевле были, из хорошего толстого бревна можно было натесать 2 доски. На открытом дворе были огороды и хозпостройки. Скажем, амбар для пищевых припасов. Магазинов в те времена не было - что выращивали, то и старались сохранить. Скоропортящиеся продукты определяли в ледники, этакий аналог сегодняшнего холодильника. Ледник представлял собой яму глубиной 2 -3 метра: лед весной привозили с реки, сваливали в яму, где он и пребывал до осени. Баня была у каждой семьи. Ставили ее вдали от дома, у реки: все же топили преимущественно «по черному», а потому возгорания были частым явлением. Культовые сооруженияГлавная здесь - Преображенская церковь клецкой постройки образца 1702 года. Состоит из клетей - прямоугольных срубов. Поставлена кораблем, то есть все части церкви стояли на одной линии, друг за другом. С виду - как плывущий корабль. Структурно церковь неоригинальна - алтарь (восточная часть), моленная по центру, трапезная и притвор (прихожая). Бревна из храма выпущены наружу и сверху на них поставлен притвор. Церковь двухэтажная, службы проходили на 2 этаже, а внизу подклет, использовавшийся как склад. Есть и другая причина такой архитектуры - зимы в регионе суровые, много снега, земля промерзает глубоко.{{gallery_1214}} Необычный элемент Храма - крещатая бочка, находится на клине кровли, под куполом. Две декоративные бочки вставлены друг в друга - крест накрест. Подобные бочки в России встречались, в частности, их можно увидеть в Кижах, Витославицах и т.п. Но там бочки - сама крыша. В церкви Хохловки крыша сама по себе, а бочки вмонтировали как бы отдельно. Чего ради, спросите, такое решение? Да просто так, красоты ради.{{material_122215}} Купола церкви Преображения - из осины. И тоже для украшения. Известно, что с возрастом осина приобретает серебристый цвет. Поэтому на фоне темного сруба купола выигрышно выделялись. В советские годы Преображенская церковь использовалась как зернохранилище. Святотатство, конечно, но благодаря этому, как ни странно, церковь дожила до наших дней. Равно как и вторая музейная церковь - конца 19 века. Соляное производствоКроме, как в Пермском крае, соответствующих памятников, связанных с солью, в России больше нет. Их 4 - все как бы одна производственная ячейка. Первое упоминание солеварения в Пермском крае приходится на 1430 год. Соляная мельница. Узнать ее непросто, так как не имеет ни лопастей, ни хвостовины, которая выступает в роли рычага для поворота лопастей. На 1 этаже мельницы работали жернова - перемалывали зерно. Хлеб в те времена был преимущественно ржаной, пшеницу почти не сеяли, климат не позволял. Солеваренный завод, представленный на территории музея, был построен в 80-х годах 19 века. Он стал последним в России заводом, который добывал соль старинным выворочным способом. Закрылся завод лишь 1 января 1972 года. Для организации производства нужно было найти земли, где на глубине оказывались залежи соли, и чтобы на эту соль в земле постоянно натыкалась грунтовая вода. Именно вода будет растворять соль и, таким образом, всегда будут соляные озера. В таких местах сооружали колодец, выкачивали соленую воду и выпаривали ее на большой сковородке. Это и есть выворочный способ. {{gallery_1216}} Копать скважину приходилось на глубине 200 метров. Над скважиной ставили рассолоподъемные башни. В них монтировали паровую машину-насос. Скважину копали ударно-поворотным способом. Брыли максимально длинное бревно с металлическим конусом на конце с прорезью. Втыкали в землю, проворачивали, в конус набивалась земля, вынимали и, надставляя бревна, вынимали землю. Проворачивали вручную. Обустройство одной скважины могло растягиваться на 6 лет. Насосом выкачивали соляной раствор под самую крышу. Далее самотеком по системе деревянных труб он расходился по заводу, и первым делом попадал в большую 100-тонную бочку-амбар. Из бочки сливали в варницу, где вываривали рассол. {{material_120613}} В варнице из раствора появлялась кристаллическая соль. Когда на сковородку выливали рассол, начиналось кипение. Под полом - огромная печь. Вода в виде пара уходила на улицу, а соль кристаллизовалась. Лопатами ее откидывали на полати, где она сохла. Далее соль насыпали в мешки, и соленосы уносили ее в амбары. В роли соленосов выступали даже женщины. Мешки носили не на горбу, а над головой. Они стояли на подставках-«козах». Вес «женских» мешков достигал 50 кг, мужики таскали 80-килограммовые мешки. Увы, работа опасная. Прежде всего, тем, что соль то и дело падала в уши - отсюда выражение: «Пермяк - соленые уши». Соль разъедала кожу, все болело, язвилось... Печь топили дровами вплоть до 1950-х, потом перешли на уголь. Печь длинная, кирпичная по причине безопасности. После каждого заклада соли ее чистили от золы, труд большой. {{gallery_1221}} 100-тонный ларь-бочку привезли в Хохловку водным путем без разборки. Просто не смогли разобрать - за век существования сруб сцементировался солью. Сегодня соль выделяется из ларя, и на вкус он соленый. К весне подобные амбары были забиты солью под завязку. Соль из них увозили в половодье на баржах. В основном караваны судов отправлялись в Нижний Новгород, на ярмарку. До 1740-х главная соль России - пермская, и до тех времен у нее не было конкурентов. Потом солеваренный завод был построен на территории нынешней Астраханской области. Там огромное соленое озеро, солнце само выпаривает соль. Пермские солевары сразу стали ориентироваться на местный рынок. Сегодня в регионе добывают преимущественно более дорогую калийную соль, это второе в мире месторождение по запасам. Залежи поваренной соли есть и по сей день, но ее добывать не столь выгодно.

Скульптура «Пермяк — солёные уши» в городе Пермь была признана одной из самых странных, оригинальных и одновременно посещаемых достопримечательностей России. Кого же называют «Пермяк — солёны уши» и почему, откуда взялось это выражение — давайте разбираться.

Вконтакте

История

По замыслу ее автора Рустама Исмагилова она должна напоминать пермякам об истории края, о нелегком труде их предков, а также развлекать туристов.

Возведенная в апреле 2006 года на средства БинБанка достопримечательность стала достоянием города, так как с ее помощью каждый желающий может почувствовать себя «настоящим» пермяком.

Находится она в центре Перми по адресу: Комсомольский проспект, дом 27. Состоит из двух элементов, а именно фигуры фотографа со старинным фотоаппаратом и небольшого постамента, на вершине которого расположена овальная рамка с неестественно большими ушами. Интересно то, что вроде бы шуточный объект несет в себе серьезное сообщение из глубины веков…

Почему же так назвали памятник, и почему уши такие большие? Существует три объяснения их размера, а также утверждения, что у всех пермяков они «соленые»:

  1. По первой версии, в прошлом, на территории Пермской области велась активная добыча соли. Люди, работающие на солеварнях, трудились в нечеловеческих условиях. Им приходилось по нескольку дней вручную бурить скважину, для того чтобы добыть солевой раствор. После чего в курной избе на большой квадратной печи они выпаривали воду, сушили и фасовали соль в мешки. Тяжелый труд сказывался на здоровье работников, а соляная пыль, летящая из мешков, которые они носили на спине при погрузке на баржи, вызывала раздражение, шелушение, покраснение кожи ушей. Смыть ее просто не было времени и поэтому соль разъедала кожу;

Важно знать: после нескольких лет работы на солеварнях ушные раковины людей увеличивались в размерах, поэтому пермяки и получили прозвище «Соленые уши».

  1. По второй версии, жители края использовали соль в качестве средства для расчетов вместо денег.

Обратите внимание : пермяки брали небольшие мешочки и насыпали в них соль, завязывали ниточкой и вешали за ухо.

Интересно, но такой способ ее хранения объяснялся банальным отсутствием карманов на одежде и боязнью потерять продукт, пользующийся большим спросом. При необходимости пермяки выменивали соль на другие нужные им товары;

  1. По третьей версии, места добычи соли находились на достаточно большом расстоянии от многих деревень. И, если не было возможности привезти товар по воде, то за ним приходилось идти пешком через леса. Иногда преодолевать десятки и даже сотни километров, поэтому соль брали мешками на год вперед.

Удивительные вещи, которые полезно знать:

  • Понятие «пермяк соленые уши» было распространено на всей территории России, и люди часто использовали его в своей речи. Так оно упоминается в повести «Детство» Максима Горького во время разговора бабушки и внука;
  • Сейчас скульптура с подобным названием у многих туристов вызывает приятные эмоции и желание сфотографироваться. Снимки с большими ушами вызывают улыбку каждый раз, когда кто-то просматривает свой фотоальбом. При этом скульптура заставляет задуматься над размером ушей и одновременно узнать немного об истории Перми. Она не имеет постамента, что делает ее максимально доступной для людей.
  • Со временем выражение стало «крылатым», и теперь широко употребляется в современной речи. В Перми оно дало название не только памятнику, но и посвященный городу канал в Телеграмм, сообщество в ВК И Фейсбуке называется «Соленые уши».

Самые интересные и удивительные памятники города Пермь

Богатством Пермского края являются талантливые люди. Именно они являются авторами многих памятников, расположенных на его территории. Здесь есть скульптуры героям великой отечественной войны, творческим личностям, простым рабочим, а есть и совсем удивительные:

  • посмотреть на Алешеньку, как звали пришельца, попавшего на землю, можно в селе Молебка;
  • не менее красив памятник Никите-Летуну в Кунгуре. Мальчик мечтал о полетах и решился на прыжок с колокольни и полетел. После чего был казнен и стал символом для воздухоплавателей;
  • недалеко от гостиницы «Урал» можно увидеть памятник медведю. Говорят, всякий, кто потрет его нос и загадает желание, обречен на успех;
  • неповторимый вид открывается с набережной где установлена надпись: «Счастье не за горами». В зависимости от времени года она находится то на суше, то в воде, что выглядит завораживающе.

В Пермском крае существует великое множество памятников и скульптур и почти каждый из них имеет свою историю, заставляет задуматься, изменить свою жизнь и поверить в чудо.

Смотрите следующее видео о самых странных памятниках России:

Фотогалерея

У многих народов мира есть свои полушутливые-полуоскорбительные прозвища, подаренные представителями других наций. Французов зовут «лягушатниками» из-за пристрастия к блюдам из лягушачьих лапок. Итальянцы с незапамятных времен - «макаронники». Что поделаешь, любят жители Апеннинского полуострова пасту, а главное, умеют ее готовить.

Аналогичные названия нередко встречаются и у жителей отдельных городов. На Руси их обычно давали по роду деятельности подавляющего числа горожан. Однако прозвища подбирали такие заковыристые, что догадаться об их происхождении порой было очень нелегко.

Пермяк «соленые уши»

Пермь издавна была промысловым городом. Еще в XV веке здесь устроили обширные солеварни. Добычей и производством соли занималось почти все трудоспособное население Пермского края. От наименования этого промысла приток реки Камы стал называться «Усолкой», а город в ее верховьях - Усольем-на-Камском.

Пермяки поставляли русичам половину всей соли, которую те использовали в хозяйстве. Естественно, о производителях этой ценной пищевой добавки знала вся Русь. Слава - штука капризная. Она не только выделяет героя в толпе, но и навешивает на него ярлыки. Пермяки тоже получили свое клеймо. Их стали звать «солеными ушами».

Происхождение этого прозвища очень простое. Раньше огромные мешки с солью в подводы грузили крепкие, дородные мужики. Работники солеварни закидывали мешки на плечи и так переносили их в нужное место. Во время этого процесса соль понемногу просыпалась сквозь отверстия холщового мешка и попадала носильщикам на загривок и уши.

Постоянный контакт с солью раздражал кожу, вызывал покраснение. Постепенно у самых опытных и умелых солеваров уши приобретали стойкий пунцовый цвет, который практически не менялся со временем. По этим огненно-алым «соленым» ушам пермяков и узнавали в любом уголке России.

Интересно, что свое неофициальное прозвище жители Перми очень любят. В 2006 году в городе даже была открыта скульптура, которая так и называется «Пермяк соленые уши». Она представляет собой овальную рамочку с огромными ушами. Любой желающий может вставить в эту рамку свое лицо и сделать фото на память. В чувстве юмора пермякам точно не откажешь.

«Кислогнездые» борисоглебцы

Та же история и с жителями Борисоглебска. Обитатели этого городка в Тамбовской губернии издавна зарабатывали выделкой шкур. Работа прибыльная, но очень вредная и грязная. По традиционной технологии шкуры животных обрабатывали ольховой стружкой, оленьим пометом, мочой и другими дурно пахнущими дубильными средствами.

Готовая натуральная кожа получалась мягкой и нежной. За такую нередко брали золотом. Однако скорняки - работники, занятые в кожевенном производстве, - приходили домой ужасно грязные и насквозь пропитанные запахами дубильных составов.

Мытье в борьбе с этим злом почти не помогало. Постепенно жилье скорняка приобретало стойкий кислый душок. Вот за него жители Руси и называли трудяг из Борисоглебска «кислогнездыми» (то есть гнездо - жилье - у них кислятиной воняет). Свое прозвище жители этого города не любят и памятников в честь него ставить не собираются.

В центральной части Перми, аккурат напротив отеля «Прикамье», расположена нетривиальная скульптура «Пермяк — солёные уши». Композиция состоит из двух частей: бронзовой фигурки фотографа с треногой и круглой рамки, обрамлённой большими ушами. Она служит тантамареской — стендом для фотосъёмки, в которую прохожие могут поместить своё лицо.

Для памятника характерно полное отсутствие монументальности, какого-либо постамента и подиума. Тем не менее, это позволило органично вписать скульптуру в городской ландшафт. Своим шуточным названием и видом композиция апеллирует к чувству юмора прохожих.

Жители и гости города с удовольствием примеряют «лопоухую рамку». Немало находится и тех, кто хочет попробовать себя в роли фотографа. О популярности памятника «Пермяк — солёные уши» свидетельствует характерный блеск бронзы, который образуется от частого контакта с руками посетителей.

В то время как одни видят в скульптуре лишний повод для улыбки, другие — считают местную достопримечательность банальщиной. Причинами недовольства также служат небольшая высота памятника, заставляющая желающих сделать снимок сгибаться, и фон в виде здания советского типа. Сами пермяки любят композицию и даже размещают её изображение на сувенирной продукции.

История скульптуры «Пермяк — солёные уши»

В уральском городе памятник появился не так давно: 1 апреля 2006 года. Авторство принадлежит уроженцу Перми Рустаму Исмагилову.

На счету художника и скульптора значится не один жанровый городской монумент. Так, благодаря его усилиям в преддверии 120-летия пермского городского водопровода на улице Пушкина установили памятник водопроводчику .

Проект «Пермяк — солёные уши» был полностью реализован за счёт средств коммерческого объединения «Бинбанк». А первым, кто сфотографировался с новой тантамареской, стал бывший мэр города Игорь Шубин.

Несмотря на непродолжительное существование, композиция уже удостоилась одной награды. В 2009 году журнал «Русский мир» признал достопримечательность самой странной из всех памятников страны.

На самом деле ничего странного в скульптуре нет: таким шутливым образом автор пытался воплотить прозвище жителей пермских земель. Как вы уже наверняка догадались, оно так и звучит: «Пермяк — солёные уши» (одна из народных форм в размере хорей: «Пермяк — солёны уши» ).

«Пермяк — солёные уши» на панораме Google Перми:

Истоки появления этого выражения уходят вглубь XV века. Дело в том, что на берегах реки Усолки в это время начали работу первые солеварницы. В начале следующего века населённый пункт стал известен как Усолье-на-Камском, позднее — Соль Камская. Спустя некоторое время город стал крупным центром по добыче соли. Работать на соляных варницах было тяжело: нужно было пробурить скважину, добыть раствор, высушить минерал и расфасовать его по мешкам, после этого погрузить готовый продукт на баржи.

Для работников соляной промышленности такая деятельность не проходила бесследно. Минерал въедался в кожу, вызывая зуд и аллергию. Из всех частей тела больше всего страдали уши: всегда были красного цвета с шелушащейся кожей. Именно по ушам и можно было определить людей, причастных к этому промыслу. С тех пор выражение закрепилось и пошло гулять по стране. Его даже можно повстречать в произведении Максима Горького «Детство».

Видеорепортаж о пермском памятнике «Пермяк — солёные уши»:

Как добраться

Городская скульптура расположена на левобережье Перми, на Комсомольском проспекте. С ней соседствуют памятники «Пермский медведь», «Кама-река». В силу того, что это центральная улица города, добраться до пункта назначения не составит труда. Из общественного транспорта можно доехать на автобусах или трамваях.

На автобусе : до остановки «ЦУМ» вас довезёт транспорт № 10, 14, 33, 41, 50, 60, 68. До достопримечательности идти примерно 100 метров.

На трамвае : этот вид транспорта курсирует не по Комсомольскому проспекту, а по ул. Ленина, которая пересекает проспект. Выходите, когда трамвай остановится у ЦУМа. Подходит транспорт № 4, 7, 11.

Пешком : в пешей доступности находятся железнодорожная станция «Пермь-1»,

0 Мы живём в огромной стране, в разных частях которой имеются свои шутки, выражения и поговорки, не понятные в других областях Нашей Родины. Однако, довольно часто случается, что приезжая в тот или иной город, и не зная его истории, туристы попадают в довольно щекотливые ситуации. Например, когда они не способны ответить на шутку, или не понять смысла сказанного. Сегодня мы разберём одно из таких забавных выражений, которое порой вгоняют некоторых наших сограждан в ступор, это Пермяк солёные уши , что значит вы можете узнать немного ниже. Почаще заходите к нам на сайт, и вы сможете обогатить свой лексикон, как вполне милыми выражениями, так и словечками, которые не стоит использовать в приличном обществе. Поэтому не забудьте добавить данный ресурс сайт к себе в закладки, ведь у нас регулярно появляется новая инфа .
Однако, перед тем, как продолжить, мне хотелось бы указать вам на ещё несколько полезных статей по тематике фразеологизмов . Например, что значит Потому что гладиолус ; как понять Не рой другому яму ; перевод Memento mori ; что означает Лес рубят, щепки летят и т. п.
Итак, продолжим, Пермяк солёные уши, почему так говорят ? У этого выражения имеется несколько вариантов происхождения, но мы разберём самые популярные из них.

Пермяк солёные уши происхождение

Первая версия . В XVI веке, соль была весьма дорогим и ценным товаром, её добывали в верховьях реки Усолки, и возили на огромных баржах. Там был построен городок Усолье-на-Камском, который потом переименовали в Соль Камская, а затем в Соликамск. Это поселение превратилось в самый крупный центр разработки соли в России.
Чтобы добыть соль, сначала вырывали скважину, а затем выкачивали солевой раствор, который затем выпаривали. Этот рассыпчатый товар обычно был упакован в простые мешки, которые имели дырки и рваные края. К сожалению, в то время процесс доставки мешков на борт судна не был механизирован, и грузчикам приходилось целый день носить соль на своих многострадальных плечах. А поскольку соленосы, клали мешок на плечи, и согнувшись тащили его по сходням, то частички этого минерала, осыпаясь, попадали на спину, плечи, и даже на уши. После рабочего дня, приходя домой, люди меняли одежду, и это решало проблему дискомфорта на теле, но порой грузчики могли забыть помыть уши, после чего те начинали краснеть и болеть.

Вторая версия . Во времена освоения Сибири и Урала, примерно триста лет назад, множество крестьян отправились в эти негостеприимные места для обретения нового дома. Некоторые шли в Пермь, другие вообще к океану, и таких путешественников было огромное количество. Добирались в эти места несколько лет, передвигаясь в основном по рекам и озёрам. На всём протяжении их пути они встречались с местным людом, который был настроен весьма негативно к этим "пришельцам ". А как задобрить местных угрюмых парней? Во все времена для этого служат денежные знаки. Правда в то время у крестьян почти не имелось звонкой монеты, но они нашли выход из положения. Ведь в ту эпоху соль была равноценна серебру или даже золоту. Поэтому предприимчивые граждане таскали с собой небольшие, заранее расфасованные мешочки с солью. Поскольку у простого люда карманы отсутствовали, как класс, то одному умнику пришла мысль повесить эти мешочки за ушами, использовав для этого особую петельку. Увидев такое нововведение, и остальные переселенцы стали активно использовать данный метод. Местные "аборигены" за это прозвали этих путешественников, будущих пермяков - "солёными ушами ".

В апреле 2006 года в Перми был построен самый удивительный и странный памятник в России, рядом с гостиницей Урал. Он выглядит, как столб, на котором размещён овал с ушами. Вся эта композиции предназначена для того, чтобы каждый мог просунуть в этот овал голову, и ощутить себя пермяком с солёными ушами.

Прочтя эту познавательную статью, вы узнали, Пермяк солёные уши , почему так называют людей, и теперь не попадёте