Первые шаги (советы начинающему христианину). Каким должен быть истинный христианин

В настоящее время перед большим количеством людей, умом понявших или сердцем почувствовавших, что Бог есть, осознающих, пусть неясно, свою принадлежность к православной Церкви и желающих приобщиться к Ней, встаёт проблема воцерковления , то есть вхождения в Церковь в качестве полноценного и полноправного Её члена.

Эта проблема для многих очень серьёзна, так как, входя в храм, неподготовленный человек сталкивается с совершенно для него новым, непонятным и несколько даже пугающим миром.

Одежды священников, иконы, лампады, песнопения и молитвы на малопонятном языке — всё это создаёт у новопришедшего ощущение собственной чужеродности в храме, приводит к размышлениям о том, а нужно ли всё это для общения с Богом?

Многие говорят: «Главное, чтобы Бог был в душе, а в церковь ходить необязательно».

Это в корне неверно. Народная мудрость гласит: «Кому Церковь не Мать — тому Бог не Отец». Но, чтобы понять, насколько права эта поговорка, необходимо узнать, а что же такое Церковь? В чём смысл Её существования? Почему необходимо Её посредничество в общении человека с Богом?

Ритм христианской жизни

Иерей Даниил Сысоев

Начнем с самого простого. Каждый вид жизни имеет свои особенности, свой ритм, свой порядок. Так и у новокрещеного христианина должен появиться свой ритм и вид жизни. Во-первых, меняется распорядок дня. Проснувшись утром, христианин становится перед иконами (их ставят обычно на восточной стене комнаты), зажигает свечу и лампаду и читает утренние молитвы из молитвослова.

Как правильно молиться по тексту? Апостол Павел пишет, что лучше пять слов сказать умом, чем тысячу языком (1 Кор. 14,19). Поэтому молящийся должен понимать каждое слово молитвы. Свт. Феофан советует начинать с того, что, разобрав часть правила, молиться этими словами, постепенно добавлять новые молитвы, до тех пор пока не начнет человек понимать все правило. Во время молитвы ни в коем случае нельзя представлять себе святых или Христа. Так можно сойти с ума и духовно повредиться. Надо умом внимательно следить за словами молитвы, понуждая сердце помнить, что Бог везде и все видит. Поэтому и руки удобнее на молитве держать прижатыми к груди, как и говорит богослужебный Устав. Не надо забывать ограждать себя крестным знамением и класть поклоны. Они очень полезны для души.

После утренних молитв вкушают просфору и пьют святую воду. И идут по делам своим. Перед тем как садиться есть, христианин читает молитву Господню:

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет ЦарствиеТвое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

А потом осеняет крестным знамением еду со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». После трапезы мы не забываем поблагодарить Господа:

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. (Поклон.)

В течение дня христиане стараются все время держать в памяти Бога. И поэтому мы часто повторяем слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Когда нам тяжело, во время искушений, мы обращаемся к Богородице со словами:

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Перед всяким добрым делом мы просим помощи у Бога. А если дело большое, то можно пойти и заказать в церкви молебен. Вообще вся жизнь наша посвящена Творцу. Мы освящаем дома и квартиры, машины, офисы, семена, рыболовные сети, лодки и многое другое, чтобы через это получить благодать. Если угодно, мы создаем вокруг себя атмосферу святости. Главное, чтобы такая же атмосфера была в нашем сердце. Мы стараемся быть в мире со всеми и помним, что всякое дело (работа ли, семья, уборка квартиры) может послужить как к спасению, так и к гибели.

Вечером, перед сном, мы читаем молитвы на сон грядущий, прося Бога сохранить нас в ночи. Каждый день мы читаем Священное Писание. Обычно главу Евангелия, две главы Посланий Апостолов, одну кафизмуПсалтири (но мера чтения определяется все же индивидуально).

Каждую неделю мы постимся в среду (вспоминая предательство Иуды) и пятницу (вспоминая Голгофские мучения Христа) и храним большие посты (Великий, Петровский, Успенский и Рождественский). В субботу вечером и воскресенье утром мы всегда в храме. И причащаться мы стараемся не реже раза в месяц (а чем чаще, тем лучше). Перед Причастием мы постимся обычно три дня (так, если причащаемся раз в месяц и реже, а если чаще, то меру поста мы определяем вместе в духовником), прочитываем правило из молитвослова (три канона: покаянный, Богородице и Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению). Обязательно приходим на вечернюю службу, исповедуемся в грехах своих и натощак приходим утром на Литургию.

Очень полезно найти себе духовника - священника, который помогает нам идти ко Христу (но ни в коем случае не к себе - берегитесь лжедуховничества!). Не надо бросаться к первому встречному батюшке. Поисповедуйся у разных, молись, и если с кем-то у тебя появится сердечное понимание, то он, постепенно, может стать твоим духовным отцом. Только узнай сначала, благочестива ли его жизнь, следует ли он отцам Церкви, послушен ли он епископу или нет. Советуют также посмотреть на то, как он совершает богослужение. Благоговение перед лицом Бога скажет тебе, сможет ли он помочь прийти тебе ко Христу. Проси у духовника объяснения, основанного на Писании и трудах Святых Отцов, после чего следуй их советам. Не потому это надо делать, что ты ему не доверяешь, а потому, что нуждаешься в обучении, которое невозможно при слепом послушании.

Из книги иерея Даниила Сысоева «Почему ты еще не крещен?»

МОИ ПЕРВЫЕ МОЛИТВЫ

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидетЦарствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго,Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Богородице Дево

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Достойно есть

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем .

ЦЕРКОВНЫЙ ЭТИКЕТ

Перед входом в Храм следует трижды осенить себя крестным знамением с поклонами.

Для этого, чтобы правильно совершать крестное знамение, большой, указательный и средний пальцы правой руки соединяются таким образом, чтобы концы их были сложены обязательно ровно, два остальных пальца — безымянный и мизинец — пригибаются к ладони. Тремя соединенными пальцами прикасаются ко лбу, животу, к правому плечу, затем к левому, изображая крест на себе, и опустив руку, кланяемся.

К службе следует приходить заранее, чтобы спокойно, без суеты войти в Храм и быть участником богослужения от начала до целования Креста. Прежде надо подойти к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви: дважды перекреститься, поклониться и приложиться, т. е. поцеловать Святую икону и еще раз перекреститься и поклониться.

Входить в Храм надо тихо и благоговейно, как в дом Божий. Шум, разговоры, хождение, а тем более смех оскорбляют святость Храма Божия. В храме мужчины любого возраста снимают головные уборы и должны стоять справа, женщины же молятся с покрытой платком головой, находясь в левой части Храма. Входя в Храм и выходя из него, надо трижды перекреститься и поклониться в пояс по направлению к алтарю. Поклоны делаем с молитвами: «Боже милостив буди мне, грешному(ой)», «Боже, очисти мя, грешного(ую), и помилуй мя» и «Создавый мя, Господи, прости мя».

В записках о здравии или за упокой пишутся только имена и только крещенных людей. За некрещенных Церковь не молится. Имена надо писать полностью, в родительном падеже.

В Храме мы можем помолиться о себе, о своих родных и знакомых, об их здравии или упокоении. Для этого необходимо подойти к нужной иконе. Ставя свечу перед иконой того или иного святого, нужно уметь обратиться к нему с молитвой, просьбой, благодарностью. Подойдя к иконе, перекреститесь, мысленно соберитесь и произнесите про себя: «Святителю отче (имя святого ), моли Бога о нас». Затем зажгите свечу, приложитесь к иконе с теми же словами и, стоя перед иконой с зажженной свечой, произнесите свою молитву. Кто знает, может прочитать тропарь. Ставя свечу за себя или кого-то, можно молиться так: «Святой угодниче Христов и отче (имя святого) , помоги мне, грешному, в жизни моей, умоли Господа даровать мне здравие и спасение и прощение грехов моих, помоги детям моим. ..» и т. д. Ставя свечи перед разными иконами, особенно во время службы, старайтесь не ходить по всему Храму, так как это отвлекает молящихся.

В Церкви есть правила поведения во время соборной молитвы. Когда священник осеняет молящихся Крестом или Евангелием, образом или со Святыми Дарами, все крестятся, преклоняя голову. Когда же осеняет свечами, благословляет рукой или кадит, креститься не следует, нужно только наклонить голову.

Перед причастием все делают земной поклон и встают, говоря про себя: «Се прихожду к Бессмертному Царю и Богу нашему». Перед Святой Чашей руки складывают на груди крестообразно, причем правая рука сверху левой. Это заменяет крестное знамение, так как перед Чашей до и после причастия креститься нельзя, чтобы случайно не задеть ее и не пролить Святые Дары. Подходя к священнику, называют свое имя. Причастившись, каждый целует край Чаши. После этого принимается немного теплоты: разбавленное вино и кусочек просфоры, которые находятся на отдельном столике. После причащения в тот день на колени больше не встают. Во время литургии на колени обычно становятся три раза: когда происходит освящение Даров (от возгласа «Благодарим Господа» до конца пения «Тебе поем» ), когда выносится Святая Чаша для приобщения и когда священник осеняет Святой Чашей народ со словами: «Всегда, ныне и присно и вовеки веков». Когда священник кадит в нашу сторону, читает Евангелие, произносит слова «Мир всем» , принято склонять голову. В конце литургии верующие идут поклониться Кресту, который держит в руке священник, и поцеловать его. К рестятся без поклонов:

  • В середине шестопсалмия на «аллилуиа» — три раза.
  • В начале «верую»
  • На отпусте «Христос истинный Бог наш»
  • В начале чтения Св. Писания: Евангелия, Апостола и паремий. Крестятся с поясным поклоном:
  • При входе в храм и выходе из него — три раза.
  • При каждом прошении ектений.
  • При возгласе священнослужителя, воздающего славу Св. Троице
  • При возгласах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси» и «Твоя от твоих» , «Святая святым»
  • При словах: «Честнейшую»
  • При каждом слове: «Поклонимся», «Поклонение», «припадем»
  • Во время слов: «аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся»,
  • по возгласе «Слава тебе, Христе Боже»,
  • перед отпустом — по три раза
  • На каноне на 1-й — 9-й песни при первом взывании к Господу, Божией Матери или Святым
  • На литии после каждого из первых трех прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному. Крестятся с земным поклоном
  • В пост при входе в храм и выходе из него — три раза
  • В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем»
  • В начале пения: «Достойно и праведно»
  • После «Тебе поем»
  • После «Достойно есть» или Задостойника
  • При возгласе: «И сподоби нас, Владыко»
  • При выносе Святых Даров, при словах: «Со страхом Божиим» и второй раз — при словах: «Всегда, ныне и присно»
  • В Великий Пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице», на каждом стихе; при чтении «Богородице Дево, радуйся» и проч. на великопостной вечери — три поклона
  • В пост при молитве «Господи и Владыко живота моего»
  • В пост при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Всего три земных поклона Поясной поклон без крестного знамения: При словах:
  • «Мир всем»
  • «Благословение Господне на вас»
  • «Благодать Господа нашего Иисуса Христа»
  • «И да будет милости Великого Бога»
  • При словах диакона: «И во веки веков» (после «Яко свет еси, Боже наш») Креститься не положено:
  • Во время чтения псалмов
  • Вообще во время пения Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах. Не допускается земных поклонов:
  • Во дни воскресные,
  • в дни от Рождества до Крещения,
  • от Пасхи доПятидесятницы,
  • во дни Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

ТАИНСТВА

  • Крещение. Символ вступления человека в Церковь. Совершается по вере крещаемого человека (взрослого) или по вере родителей младенца. Это единственное таинство, которое может совершить не только священник, но (в случае нужды) любой мирянин. Крещение совершается водой (символ омовения духа), но при крайней необходимости могут быть взяты снег или песок.
  • Миропомазание. Таинство схождения Духа Божия на новокрещеного члена Церкви. Обычно совершается сразу же после крещения.
  • Покаяние. Таинство примирения грешника с Богом через исповедь и разрешение, даваемое священником
  • Евхаристия, или причащение. Участие в вечно совершающейся Тайной Вечери Христовой. Евхаристия есть воплощение Христа под видом хлеба и вина, принятие которых означает причастие искупительной тайне.
  • Елеосвящение, или соборование. Таинство, совершаемое над больными ради их исцеления
  • Брак. Таинство освящения супружеской жизни..
  • Священство, или рукоположение. Таинство передачи апостольской благодати от епископа к епископу и права на священнодействие от епископа к священнику. Существует три степени священства: епископ, священник, диакон. Первый совершает все семь таинств, второй - все, кроме рукоположения. Диакон лишь помогает при совершении таинств. Патриарх, митрополит, архиепископ - это не сан, а лишь различные формы епископского служения.

ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

ПРАЗДНИКИ

Двунадесятые переходящие праздники
Вход Господень в Иерусалим - воскресенье;
Пасха Христова - воскресенье;
Вознесение Господне - четверг;
День Святой Троицы (Пятидесятница) - воскресенье.

Двунадесятые непереходящие праздники
Крещение Господне - 6/19 января;
Сретение Господне - 2/15 февраля;
Благовещение Пресвятой Богородицы - 25 марта/7 апреля;
Преображение Господне - 6/19 августа;
Успение Пресвятой Богородицы - 15/28 августа;
Воздвижение Креста Господня - 14/27 сентября;
Введение во храм Пресвятой Богородицы - 21 ноября/4 декабря;
Рождество Христово - 25 декабря/7 января.

Великие праздники
Обрезание Господне - 1/14 января;
Рождество Иоанна Предтечи - 24 июня/7 июля;
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 29 июня/12 июля;
Усекновение главы Иоанна Предтечи - 29 августа/11 сентября;
Покров Пресвятой Богородицы - 1/14 октября.

Церковное исчисление ведется по старому стилю. Вторая дата указывает новый стиль.

ПОСТЫ

В году четыре длительных поста. Кроме того, Церковь установила постные дни - среду и пятницу в течение всего года. В память некоторых событий установлены также однодневные посты.

Многодневные посты
Великий Пост - предпасхальный, в общей сложности продолжается семь недель. Пост строгий. Очень строгие недели - первая, четвертая (Крестопоклонная) и седьмая (Страстная). На Страстной неделе пост прекращается после литургии в Страстную субботу. По обычаю же разговляются только после Пасхальной заутрени, т.е. в ночь на Св. Воскресение.

Великий Пост связан с переходящим кругом праздников и поэтому в разные годы падает на разные числа, в зависимости от дня празднования Пасхи.

Петров пост - перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Начинается со Дня всех святых (воскресенье после Троицына дня) и продолжается до 12 июля нового стиля. Этот пост меняет свою продолжительность в разные годы, ибо зависит от дня празднования Пасхи. Этот пост - наименее строгий, обычный .

Успенский пост - перед праздником Успения Божией Матери. Он всегда падает на одни и те же числа: 14-28 августа нового стиля. Это - строгий пост.

Рождественский (Филиппов) пост - начинается на следующий день после празднования апостола Филиппа, всегда падает на одни и те же дни: 28 ноября - 7 января нового стиля.

Однодневные посты

Среда и пятница - в течение всего года, кроме сплошных седмиц (недель) и святок. Пост обычный .
Крещенский сочельник - 5/18 января. Пост очень строгий (существует народный обычай в этот день не есть до звезды).
Усекновение главы Иоанна Крестителя - 25 августа/11 сентября. Пост строгий .
Воздвижение Креста Господня - 14/27 сентября. Пост строгий .

Очень строгий пост - сухоядение. Едят только сырую растительную пищу без масла.
Строгий пост - едят всякую вареную растительную пищу с растительным маслом.
Обычный пост - кроме того, что едят в строгий пост, едят еще рыбу.
Ослабленный пост (для немощных, находящихся в пути и питающихся в столовых) - едят все, кроме мяса.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОМИНАТЬ УСОПШИХ.

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой .Таким образом, поминовение усопших — это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.

Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней — до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и по­том каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговремен­ное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай — заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет зна­чения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

Дни поминовения надо проводить скромно, спокойно, в молитве, благотворении малоимущим и близким, в размышлении о нашей смерти и будущей жизни.

Правила подачи записок «О упокоении» такие же, как и записок «О здравии»

Панихиды служат перед кануном. Канун (или канунник) — это специальный стол квадратной или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей.. Здесь можно поста­вить свечи и положить продукты для поминовения усопших. Верующие приносят в храм различные продукты для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приноше­ния служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В преж­ние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью — помянуть усопших. Продукты могут быть любые. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

Панихиды по самоубийцам, а также по некрещенным в православной вере, не совершаются.

Но кроме всего вышеперечисленного Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставившихсяся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.
В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд. В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни.
Молитвы возносятся о людях «от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере».

Три субботы Великого Поста — субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста — установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.

В Радоницу — вторник второй седмицы по Пасхе — с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Троицкая родительская суббота — в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших».

Димитриевская родительская суббота — в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан

Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин .

Памятка православным от преподавателя Киевской духовной академии и семинарии Андрея Музольфа.

– Андрей, какие слова Священного Писания и молитвы православному христианину надо знать наизусть или очень близко к тексту?

– В Православной Церкви нет строгого указания к изучению тех или иных молитв или текстов Священного Писания. Православные не должны заучивать молитвы, подобно тому, как заучивают мантру последователи индуистских культов. Святые отцы неоднократно настаивают на том, что молитва – это не самоцель, а лишь средство для достижения высшей цели – Богообщения. Поэтому цель христианина заключается вовсе не в том, чтобы выучить как можно больше церковных молитв, а в стремлении к единству с Богом, общение с Которым становится возможным именно при посредстве молитвы. По мысли святителя Иоанна Златоуста, во время молитвы мы поистине говорим с Богом, а также вступаем в общение с Его Святыми Ангелами. Если же человек ежедневно утром и вечером совершает (слово «вычитывает» здесь неуместно) молитвенное правило, он рано или поздно, даже сам того не замечая, выучит основные молитвы. Точно так же происходит и с чтением Священного Писания: если вы, согласно рекомендации многих подвижников, будете каждый день прочитывать хотя бы по одной главе из Ветхого и Нового Заветов, эти тексты также будут у вас «на слуху».

– Что нужно знать о Таинствах?

– Главное понимать, что в Таинствах мы невидимо приобщаемся благодати Святого Духа. По словам святителя Иоанна Златоуста, человек должен с благоговением относиться к Таинствам, так как через них в этом мире действует Сам Бог. Таким образом, Таинства – это те священнодействия, благодаря которым человек уже в этой земной жизни может ощутить себя причастником жизни вечной. Подвижник XIV века святой праведный Николай Кавасила пишет, что Таинства – это дверь, которую открыл для нас Христос и через которую Он Сам каждый раз возвращается к нам. Поэтому мы должны особенно внимательно относиться к тому, как мы участвуем в Таинствах, делать это не чисто механически, только потому, что так нужно, ведь подобное принятие Таинств, по слову святого апостола Павла, будет только в суд и осуждение: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (см. 1 Кор. 11:29).

– Какие главные правила поведения в храме?

– Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Храм – это жилище, принадлежащее только Богу; здесь обитают любовь и мир, вера и целомудрие». А если в храме невидимо пребывает Сам Бог, значит и наше поведение в нем должно этому соответствовать. Святые отцы предупреждают: человек, входя в храм, всегда должен помнить о том, какая Жертва в нем совершается, и, помышляя о величии этой Жертвы, нам следует благоговейно относиться и к самому месту ее совершения. В храме Сам Бог, по словам одного богослужебного молитвословия, «преподается в снедь верным». Поэтому в мире не может быть ничего выше того Таинства, которое совершается в храме – Таинства Евхаристии – ведь в Евхаристии мы становимся причастниками Тела и Крови Господних, «сотелесниками» Христа и богами по благодати, как об этом говорит святитель Афанасий Великий. Исходя из этого, любое наше движение в храме, в том числе и совершение крестного знамения и поклонов, должно быть осмысленным, неспешным, его нужно совершать с благоговением и страхом Божиим.

– Какие важнейшие праздники у православных?

– Основным праздником для православного христианина является Пасха Христова. Именно благодаря Воскресению из мертвых Господа нашего Иисуса Христа каждый из нас вновь получил возможность общения с Богом, шанс унаследовать жизнь вечную во Христе. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что данное нам в Воскресении гораздо более и важнее того, что утрачено нами в раю, ведь Воскресший Христос открыл нам самое Небо. Поэтому Пасха – самый великий праздник для христианина, выше которого не может быть ничего.

Кроме Пасхи Святая Православная Церковь особо почитает еще 12 больших (т. н. двунадесятых) праздников: Рождество Пресвятой Богородицы, Ее Введение во храм, Благовещение, Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Сретение, Крещение Господне, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов (Пятидесятница, или день Святой Троицы), Успение Пресвятой Богородицы, а также Воздвижение Креста Господня. Эти праздники особо чтимы христианами, так как посвящены тем или иным важнейшим событиям из земной жизни Спасителя и Божьей Матери, имеющим непосредственное значение в деле человеческого спасения.

– Что нужно знать о постах и постных днях?

– Пост – самое подходящее время для совершенствования себя в добродетелях, ведь пост, по словам святителя Иоанна Златоуста, это лучшее лекарство против греха. Пост – это период, который мы особенным образом должны посвятить самим себе, своему спасению. Преподобный Ефрем Сирин называет пост колесницей, возносящей человека на Небо. Пост – это врачевание души, отказ от признания греха нормой человеческой жизни.

Главная задача поста состоит в переосмыслении собственной жизни: кто я? чем я живу? ради чего я живу? Самооценка – это очень важный фактор в жизни каждого человека, и именно пост помогает правильно настроить ее и вывести нас из состояния самообольщения. Чтобы начать Божественную жизнь, человек должен отречься от себя, заново родиться (см. Ин. 3:3), то есть пройти через некую боль внутреннего перерождения и отсечения от себя всего ненужного и излишнего, всего того, что мешает нам духовно возрастать.

Многим людям кажется, что пост – это в основном некое воздержание. Да, это верно. Но имеется в виду воздержание не только телесное. Наш пост должен заключаться не столько в удалении от той или иной пищи, сколько в воздержании «внутреннего человека»: контроле над мыслями, желаниями, словами и поступками.

Кроме того, истинный пост немыслим без участия в Таинствах церковных, в частности Таинствах Исповеди и Причастия. Только в Евхаристии человек может «закрепить» в своем сердце все те подвиги, которые он возлагает на себя постом. Поэтому результат от поста мы сможем увидеть только тогда, когда научимся искренне приступать к церковным Таинствам, а не формально, чтобы поставить галочку.

По мысли одного подвижника, пост – это некий определитель нашей «православности»: если мы любим пост, если стремимся к нему – значит мы на верной дороге; если же пост нам в тягость, если мы смотрим на календарь и только то и делаем, что отсчитываем дни до окончания поста – в нашей духовной жизни происходит что-то не так.

Беседовала Наталья Горошкова

Трехсотлетние договоренности отброшены. Цель действий, предпринятых Константинополем, — сломать хребет православию и сделать Украину навсегда враждебной России. Но решать это будут не церковные чиновники, а с Божьей помощью люди на земле — православные христиане украинских приходов.

Вкратце напомним, о чем говорят решения завершившегося в четверг, 11 октября, Синода Константинопольского патриархата.

1. Подтвердить уже принятое решение о том, что Вселенский патриархат приступает к предоставлению автокефалии Церкви Украины.

2. Восстановить ставропигию Вселенского патриарха в Киеве.

3. Принять и рассмотреть ходатайства об апелляции Филарета Денисенко и Макария Малетича об отмене анафемы, возложенной на них Русской православной церковью. Вышеупомянутые лица "канонически восстановлены до их иерархического или священнического звания, и их последователи восстановлены в общении с Церковью".

4. Отменить юридическое обязательство Синодального письма 1686 года, которое предоставило право Московскому патриарху назначить митрополита Киевского.

5. Обратиться ко всем участвующим сторонам с призывом избегать присвоения церквей, монастырей и других объектов, а также любого другого акта насилия и возмездия, "с тем чтобы мир и любовь Христа могли преобладать".

Таким образом, автокефалию не дали, . Именно для определения ее субъекта и снята анафема с раскольников, чтобы они там на Украине, включая Онуфрия, патриарха УПЦ Московского патриархата, . Но не факт, что томос в этом случае будет, потому что для этого и восстановлена ставропигия, то есть прямое подчинение Варфоломею конкретных храмов (а не территорий). Очевидно, что если украинские церковнослужители не договорятся, то все их активы, в том числе финансовые, де-факто отойдут к Варфоломею (де-юре уже как бы отошли).

Прошлогодний Крестный ход Украинской церкви Московского патриархата показал Порошенко и его хозяевам, что без устранения православной силы, перевода ее в свое подчинение не удастся построить националистическое государство, которое, по их идее, навсегда должно стать враждебным России. План начал осуществляться. Будем надеется, что с Божьей помощью у нас получится дать ему отпор.

Впрочем, ни для кого не секрет, что наш человек берет на себя труд прочитать инструкцию только в том случае, если вещь не удалось собрать или она сломалась. Эта черта характера распространяется на всё на свете. Купаться запрещено? Вот тут и будем купаться и рыбу ловить, а потом еще машину помоем. Не курить? Будем курить, сидя на газовом баллоне. Русский человек будто бросает вызов судьбе, здравому смыслу. Особенно это проявляется за рубежом, тем более что там инструкции написаны на непонятном языке.

Например, решил наш человек посетить Париж, Стамбул или Паттайю. Тапки в чемодан, и на самолет. Некогда читать справочники, гиды и интересоваться культурными особенностями. Вот и попадает он в неприятные истории, после которых интернет-ресурсы пестрят яркими заголовками вроде «Российский турист за оскорбление верующих Таиланда заплатит $10 000» .

Называя себя православными, многие русские туристы пренебрегают элементарными правилами поведения в чужом государстве и законами духовной безопасности.

Итак, Европа

Старая Европа пестрит католическими и лютеранскими соборами. Но несмотря на то, что католичество, лютеранство и другие ответвления европейского протестантизма также относятся к христианству, как и Православная Церковь, это не означает, что православный христианин может с пользой для своей души пойти в католический храм или протестантское собрание, и принять участие в богослужении. Часто бывает, что отечественные туристы заходят в костел или кирху – из любопытства или в рамках экскурсии – а там совершается богослужение: так бывает, и это никакая не беда. Речь идет о совместном участии в обрядах: ну, например, на них может читаться с изменениями, которые не принимает православие, и вот уже православный христианин делает шажок к отступлению от веры. Как сами думаете, хорошо ли это?

Важно запомнить одно просто правило – Православная Церковь, заботясь о духовном здоровье своих прихожан, не благословляет православным христианам участие в совместных молитвах и ритуалах с инославными христианами. Почему так строго? Даже в медицине есть правило: если ты лечишься у одного врача, не стоит бегать по десяти другим кабинетам. Наверное, это не самое точное сравнение, но если не вдаваться в тонкости – достаточное.

Впрочем, в некоторых западноевропейских храмах присутствуют общехристианские святыни, как то: мощи святителя Николая в итальянском Бари, Терновый венец Спасителя в парижском соборе Нотр-Дамм, мощи апостола Иакова в испанской Галисии. Православный христианин, безусловно, может помолиться перед этими великими святынями. Но, опять же, в рамках индивидуальной молитвы или с православными клириками, которые там иногда служат молебны. Понаблюдать за католическим молебном, помолится в душе – можно, но всё же не стоит креститься по-католически слева направо, и вообще думайте, прежде чем что-то делать. Ведь даже свечки не стоит ставить бездумно: далеко не все католические святые почитаются таковыми в православии. (Проблема в том, что критерии святости в поздней католической церкви таковы, что у некоторых православных исследователей волосы на голове встают дыбом и шевелятся.) Поэтому если Вы не уверены или плохо разбираетесь в таких тонкостях, лучше вообще не рисковать и свечей не приобретать. А если уже купили и поставили сами не знаете кому, то можно и помолиться, но только за упокой его души.

Если Вы по незнанию приняли участие в инославных богослужениях или таинствах, будучи крещеным православным христианином, есть повод исповедаться в этом православному священнику.

Юго-Восточная Азия

Восточный колорит. Шопинг. И, как водится, духовный туризм. Индия или Тайланд, а может быть, Вьетнам – не имеет значения. Запомните, поклоняться туземным статуям и божкам, которые суть духи противления Богу, как говорится об этом в Священном Писании (Библии), ставить им свечки, бросать благовония в костер перед их статуями, поливать их молоком, а также кушать «прасад» (специальную ритуальную пищу, которую могут раздавать при храмах [прим.: есть эту пищу означает участие в жертве идолам] ), оставлять записки при храмах, участвовать в религиозных процессиях, получать благословение буддистских монахов или индийских йогов – категорически запрещено православному христианину. Любые храмовые и внехрамовые мероприятия и иные действия, имеющие религиозное значение, так или иначе связанные с молитвой и призванием имен божеств или энергий, для христианина недопустимы и являются идолослужением и отступлением от веры.

Всё это – не что иное, как нарушение первой и второй заповедей:
1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

«Лучше лишиться вкусного обеда и остаться голодным,
чем тяжко согрешить, поклонившись демону»

Как бы ни было Вам любопытно, каким бы настойчивым не был гид, Ваш товарищ или местный зазывала – не соглашайтесь. Участие в подобных ритуалах, индуистских или буддистских – это страшный грех для православного христианина, это грех отречения от Единого Бога и поклонение бесам. Даже если Вас пригласили в гости местные жители и объяснили, что гость должен принести дар божеству дома – не соглашайтесь. Лучше лишиться вкусного обеда и остаться голодным, чем тяжко согрешить, поклонившись демону.

Если Вы участвовали в подобном – обязательно исповедуйте этот грех. Служа таким образом бесам, христианин лишается защиты – божественной благодати и открывает двери своей души «духам злобы поднебесной».

*Буддизм является традиционной религией для России, и мы с большим уважением относимся к буддистам. Но буддизм отрицает бытие Единого, осознающего Себя как Личность Бога – Творца мира. Это совершенно неприемлемо для православного христианина. Участие в буддистских мероприятиях христианину запрещено.

Ближний Восток (Турция и Израиль)

Турция – это особенное место для православного христианина. Бывшая Византийская Империя – место жизни и служения святых апостолов, великих святых Церкви, таких как Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов. Место проведения Вселенских Соборов. Место великих чудес и подвигов святых. Софийский Собор Стамбула, чудом уцелевший, является мистическим центром бывшей империи. Но и здесь нашлось место для искушений. Некто проковырял дыру в одной из колонн собора. И теперь каждый уважающий себя турист мимо не пройдет, чтобы не провернуть в этой дырке большой палец по кругу. На счастье. А на обратном пути из Турции еще прихватит с собой сувенирчик – т.н. глаз Фатимы. Местные верят, что он защищает от сглаза. А православных христиан он «защищает» от нормальной духовной жизни, потому что все эти глаза Фатимы не что иное, как банальное суеверие, которое граничит с идолопоклонством. Да и пальчики вертеть в колоннах – тоже суеверие. Если у Вас был такой грех – об этом тоже нужно будет рассказать на исповеди.

И наконец, Святая Земля – Иерусалим.

Казалось бы, ну здесь где найти нашему православному туристу приключения на свою голову?

Да очень просто. А записки в Стену Плача кто запихивает? А кто бьется лбом об эту стену и целует? В том числе и наши. Таким людям хочется сказать: Вы либо крестик снимите, либо обрезание тогда сделайте. Вы что, иудеи? Это остатки их ветхозаветного храма, разрушенного римлянами по пророчеству Христа Спасителя («и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лук.19:44) ). Записки у нас в каждом в храме принимают. О здравии, об упокоении, о даровании детей, ума и так далее. И их не захоронят в гнизе (на местном иудейском кладбище, как происходит с записками из Стены), а прочитает батюшка за богослужением, да еще и помолится вместе с прихожанами. А головой постучать и поплакать в любом храме можно, но только в рамках приличия.

Илья Постолов
под редакцией протодиакона Димитрия Цыплакова

Вконтакте

Отвечает иеромонах Петр (Бородулин)

Здравствуйте! Что следует делать православному христианину, если страсти настолько укоренились, что нет возможностей для покаяния и исправления? Георгий

Георгий, если передать Ваш вопрос другими словами, то он будет звучать примерно так: «Что делать христианину, если страсти полностью взяли над ним верх и даже Христос не может помочь, все настолько безнадежно». А скорее всего, тот православный христианин, о котором Вы пишете, устал, впал в уныние. И бороться со страстями у него нет ни сил, ни желания. В таком состоянии проще всего смириться с поражением и опустить руки…

Состояние, которое Вы описываете как «отсутствие возможности для покаяния и исправления» — это скорее состояние падших ангелов, настолько укоренившихся во зле и противлении Богу, что возможности покаяния для них действительно нет. А вот для человека возможность покаяния и исправления сохраняется до самой смерти. В Евангелии от Иоанна есть слова: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3 , 16). Святой апостол Петр пишет: Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет. 3 , 9). Господь неустанно ждет нашего исправления и покаяния. Но у нас, к сожалению, стремление к покаянию и исправлению может пропадать. И это место занимает уныние — «каюсь, каюсь, да все без толку», и неверие в помощь Божию — «не могу исправиться — значит, Господь мне не помогает».

Поддаться унынию - это значит повернуться спиной к Богу. Обидеться на Бога за то, что у нас не получается продвинуться вперед хотя бы на шаг. Да только вот другого способа исправиться, кроме понуждения себя на доброе и ежедневной борьбы с собой, со своими страстями, конечно же, покаяния и ожидания помощи Божией — нет.

Действительно, страсть может настолько сильно овладеть человеком, что становится как будто его природой. Человек рад бы покаяться, но грех снова и снова побеждает, несмотря на горечь и чувство опустошенности, которые приходят после совершения греха.

Здесь важно вставать после падений, стремиться преодолеть страсть, прилагать усилия к исправлению, бороться. И со спасительным упрямством, несомненной верой в помощь Божию и всецелой надеждой на исправление снова представать пред очами Божиими: приходить на исповедь и каяться, каяться, каяться…

Помоги нам всем, Господи.

У меня такой вопрос. На работе у меня некоторые товарищи любят материться. Я пробовал вежливо просить не материться — результата не принесло. Дело в том, что люди не просто ругаются матом, а на нем разговаривают, это настолько вошло в привычку, что, похоже, по-другому разговаривать уже не могут. И у меня самого вольно или невольно после услышанного матерные слова повторяются в уме. Как быть в такой ситуации, если просьбы не действуют? В храме батюшка сказал мне, что нужно просить не материться. Пробовал одного человека просить не ругаться матом — он ответил, что не может по-другому. Пытался ему возразить, но в ответ человек только стал злиться и раздражаться. Не могу ли я спровоцировать своими просьбами реакцию, когда будут назло мне материться? Как лучше поступить, если просьбы не ругаться результата не приносят? Андрей

Андрей, видимо, у Вас не получится перевоспитать своих коллег по работе. Невозможно отучить человека сквернословить, пока он сам этого не захочет, пока не поймет, что это плохо. Обычно работа — это не то место, где можно повлиять на людей и изменить манеру их поведения, если Вы не являетесь руководителем или начальником.

А спровоцировать другого человека начать материться Вам назло очень даже легко. Некоторые из Ваших коллег могут посчитать, что Ваша неприязненная реакция на мат — это слабость, и могут использовать сквернословие как оружие против Вас, если захотят, например, посмеяться над Вами или вывести из себя.

Что делать? Есть ситуации, которые мы не в состоянии исправить. И эта — одна из таких. Вам нужно научиться пропускать сквернословие «мимо ушей», не обращать на него внимания.

Во-первых, необходимо смириться с неизбежностью слышать сквернословие на работе. Вы должны допустить этому быть на работе. Исключением здесь является сквернословие в присутствии женщин и детей: это вещь абсолютно недопустимая, с которой нельзя ни в коем случае мириться и необходимо сразу же и решительно пресекать.

Во-вторых, необходимо выработать правильное отношение к сквернословию. Однажды с одним современным нам старцем произошла такая история. Как-то раз к нему пришел посетитель, человек грубый, привыкший сквернословить, и у них со старцем завязался разговор. Келейник старца, будучи не в силах выслушивать бранные слова посетителя, вышел из комнаты, где происходила беседа. Когда посетитель ушел, келейник вернулся и спросил старца:

— Отче, прости меня, почему ты его не остановил?

— А в чем дело?

— Да ведь он так ругался!

— Да?! А я ничего не слышал…

Смысл истории — следующий: человек, живущий внимательной духовной жизнью, не допускающий сквернословия не только в словах, но и в помыслах, действительно может и в этом мире, лежащем во зле, оставаться чистым: слыша не слышать того, что не касается его и сути разговора.

Если Вам это окажется не по силам сразу, тогда попробуйте отгородиться, выстроить заслон вокруг себя, отвлечь себя от сквернословия, чем-нибудь вытеснить его из сознания: подумайте о чем-то другом, перебейте скверную брань размышлениями внутри себя о чем-то важном, актуальном для Вас. А еще лучше — занять внимание молитвой: читать псалмы, молитву Честному Кресту, Иисусову молитву. Естественно, это потребует от Вас определенного духовного напряжения.

Еще раз подчеркну: в вопросе описана конкретная ситуация, когда нет других способов пресечь сквернословие, а личные увещевания не помогают, а вызывают лишь раздражение.

Отвечает иерей Анатолий Коньков

В настоящее время все большую популярность обретают занятия йогой. Как Церковь смотрит на это? Дозволительно ли православным христианам прибегать к подобной практике для поддержания физической формы? Елена

Йога — это совокупность различных духовных, психических и физических практик, разрабатываемых в разных направлениях индуизма и буддизма и нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния.

Индийская йога — учение, рекомендующее довольно аскетический, подчиненный дисциплине образ жизни, — состоит в управлении дыханием и в определенных физических позах, которые приводят к состоянию расслабления, способствующему медитации, при которой обычно применяется мантра, или священное изречение, помогающее сосредоточиться. Сущность йоги не в самой дисциплине, а в медитации, которая является ее целью. В физических упражнениях, предполагаемых в занятиях по этой системе, может, ничего плохого и нет, однако человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготавливает себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он даже не догадывается.

Православной йоги существовать не может в принципе. При занятиях по такой системе человек начинает чувствовать «пробуждающуюся» энергию, например тепло. Святые отцы же утверждают, что при молитве никаких ощущений, идущих не от сердца, быть не должно. Все лишнее нужно отвергать, как душевредное и ведущее к прелести. Кроме того, пользу самих физических упражнений тоже можно подвергнуть сомнениям. В йоге человек чаще всего ищет покоя, гармонии с собой, духовного комфорта, физического здоровья, совершенства. Христианство же предлагает не искания покоя, не обретения комфорта, а, напротив, добровольное мученичество Христа ради. Господь нам предлагает отречься от себя, взять крест свой и следовать за Ним (ср.: Мф. 16 , 24). Более подробный разбор этого вопроса можно найти здесь: Архимандрит Рафаил (Карелин) . . Глава: Совместима ли хатха-йога с христианством.

Здравствуйте, меня очень интересует, как трактует Православная Церковь сумасшествие? Это наказание? Вера