План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Собирательные числительные

Читала рассказ и запнулась на предложении, где было «три мужчины». Привыкшая слышать «трое мужчин», пришла в замешательство. В итоге полезла искать в интернете. Первый запрос в Яндексе оказался очень неудачным: на вопрос «Трое мужчин и три мужчины как правильно» мне выдало такой вот списочек (ссылки на страницы удалены):

  • «Как правильно ссориться с мужчиной — женский портал Микруша.ру»
  • «Как правильно управлять мужчиной?»
  • «Как Правильно Ласкать Мужчину? — Всё о сексе — Женский Форум «Зеркало…»
  • «Как правильно флиртовать с мужчинами — Женский сайт «Катерина»
  • «Как правильно питаться мужчинам. Часть 3 | Мужская территория»
  • «Видео Как правильно мастурбировать (для мужчин) – смотреть онлайн…»
  • «Как правильно выбрать мужчину: Как правильно выбрать мужчину…»
  • «3 правила, чтобы найти мужчину своей мечты | Как влюбить…»
  • «Как правильно ласкать мужчину»

Не знала смеяться или плакать. «Яндекс – найдётся всё» что надо и что не надо, причём второе скорее…

Убрав из запроса мужчин, уже стало значительно лучше. Но и тут пришлось повозиться. Написать своими словами как-то не получилось, поэтому сборка материала с разных источников.

Три мужчины – тут используются количественное числительное, то есть указывает количество как признак.

Трое мужчин – собирательное числительное. Вот тут и начинаем разбираться – что это такое и с чем вообще едят. Собирательные числительные – термин условный, которым обозначают количество предметов как совокупность, как одно целое.

Подобно количественным числительным, собирательные числительные не имеют рода и числа; при их склонении противопоставляются две формы – именительного-винительного и остальных падежей; в соединении с существительными в именительном-винительном падеже представляют неразложимые сочетания.

Собирательные числительные двое , трое склоняются как полные прилагательные мягкого варианта во множественном числе (двоих, двоим, двоими, двоих); прочие собирательные числительные – как прилагательные твёрдого варианта (четверых, четверым, четверыми, четверых). Ударение в косвенных падежах собирательных числительных всегда падает на окончание.

Собирательные числительные отличаются от количественных более узким употреблением, так как сочетаются с ограниченным кругом существительных :

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот ;

2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое суток, трое саней (начиная с пятеро обычно используются количественные числительные: пять суток );

3) с существительными дети, люди, ребята, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое молодых людей, четверо ребят, пятеро незнакомых лиц ;

4) с личными местоимениями: нас двое, вас трое, их было пятеро ;

5) с субстантивированными числительными (т.е. числительными, употребляющимися в роли существительных): вошли двое, трое в карнавальных костюмах .

Но употребление собирательных числительных ограничено стилем речи: в официальной речи предпочтительны количественные числительные: Требуются на работу четыре инженера (а не «четверо инженеров»).

Собирательные числительные не сочетаются :

1) с существительными мужского рода, называющими животных (нельзя сказать: «двое волков»), однако в разговорной речи возможно употребить собирательное числительное при названии молодого животного (двое медвежат, трое щенят );

2) с существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: «трое портних», «четверо преподавательниц»), однако в разговорной речи по аналогии с сочетанием трое ребят встречается сочетание трое девчат (при нейтральной форме три девушки ).

В качестве формы, вариантной количественным числительным, употребление собирательных числительных допустимо при существительных со значением:

1) лиц мужского пола: четверо учеников и четыре ученика ;

2) единичных предметов, имеющих только множественное число (кроме двое, трое, четверо): пятеро ножниц и пять ножниц ;

3) при личных местоимениях мы , вы , они : их было четверо, пригласили нас четверых , в косвенных падежах более употребительны сочетания с количественными числительными: с ними четырьмя, у них четырёх .

Существительные – названия предметов, считающихся парами, могут обозначать единичные предметы (две перчатки ) и пары (двое перчаток ).

Собирательные числительные двое , трое , четверо в именительном-винительном падеже управляют родительным падежом множественного числа существительных (ср.: четверо мальчиков и четыре мальчика ), а в прочих падежах согласуются с существительными в падеже (ср.: трое детей троими детьми ).

Собирательные числительные мало употребительны при существительных в косвенных падежах и заменяются косвенными падежами соответствующих количественных числительных (двое студентов и два студента , но чаще – двум студентам , а не двоим студентам ). Такая замена обычна при существительных, употребляемых только во множественном числе и сочетаемых с собирательными числительными (ср. двое суток в течение двух суток ).

При изолированном употреблении, вне связи с существительными, собирательные числительные являются обозначениями лиц как мужского, так и женского пола: Семеро одного не ждут .

Собирательные числительные всегда препозитивны, т.е. употребляются перед существительными , .

При числительных два , три , четыре , двое , трое , четверо сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например: Два солдата с котомками равнодушно глядели на окна поезда… (А. Н. Толстой); Тридцать два человека… дышали одним духом (Шолохов); Двое рабочих в белых фартуках копались около дома (Чехов) . Но сказуемые-глаголы со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве и т. д. (т. е. со значением состояния, а не действия) обычно в этих случаях употребляются в форме единственного числа, например: Три царства перед ней стояло (Некрасов); …При больнице состояло два человека (Тургенев); Умерло от удара… ещё три человека (Л. Толстой); У него было два сына (Чехов); В комнате было два окна с широкими подоконниками (Каверин); Может быть две смелости: одна – привитая воспитанием, другая – врождённое свойство характера (В. Панова).

Общим собирательным и объединительным признаком может быть:

а) единство места,

б) единство времени,

в) единство места и времени,

г) совместно с предыдущими – дополнительный(-е) качественный(-е) параметр(-ы).

При этом мощность собирательности признака растёт от а) к б) и далее. Это хорошо просматривается на примере: В этой гостинице в разные века останавливались трое великих людей: Пётр I, Карл XII и Наполеон…

а) Если в одной и той же гостинице два и более человека находились в разное время, и ничем, кроме записей своих имён в книге посетителей, не выделились, то объединить их в троицу можно при одном условии – при том условии, что только эти трое, и только они за всё время существования этой гостиницы были её постояльцами. Да и выполнить это объединение может лишь историк или архивариус, отнесённый в будущее после последнего посетителя.

Исключение приведённого выше тривиального условия всегда требует наличия каких-то дополнительных объединительных параметров и признаков для правомерности собирательного именования группы. И эти признаки всегда есть, для случаев а), б) и в) где-то на грани осознания и уровне «само собой разумеющегося», и явно для случая г).

б) Три человека, в одно и то же время проживающие в разных местах города, страны,… и ничего не знающие друг о друге, уже тем могут быть объединены в троицу, и тем этот случай отличен и приоритетен от предыдущего, что одновременно с ними найдётся Созерцатель, Наблюдатель, Изыскатель, Инкарнатор, Креатор, Хранитель и Декларатор Истины, который скажет, придя вечером домой: «Трое случайно опрошенных мной сегодня прохожих сообщили мне по своим часам время на один час меньшее, чем по моим… Здесь что-то не то… «

Таящийся признак собирательности в группу – контакт с единым наблюдателем.

в) Единство места и времени весьма весомое обстоятельство «собирательности», в меньшей мере против а) и б) требующее дополнительных признаков:

«Двое в комнате. Я и Ленин – фотографией на белой стене.»(В. Маяковский)

г) Единство места и/или времени плюс признак. Пример на единство места плюс признак:

В этой гостинице в разные века останавливались трое великих людей: Пётр I, Карл XII и Наполеон

В этом примере слово «трое» выражает собирательное значение по объединительному признаку объективной принадлежности к когорте безусловной исторической известности (оценку славы и величия оставляю на субъективное усмотрение почитателей). Давайте уберём из предложения слово «великих». Что получим? «В этой гостинице в разные века останавливались трое людей: Пётр I, Карл XII и Наполеон… » Вот тут-то и есть резон вопроса «Неужто вместе?» И сразу возникает второй вопрос: «А что, останавливались только лишь «оне»?»

Примечание к п. г). При таком применении слов «трое великих людей » может создаться впечатление, что кроме этих упомянутых трёх/троих лиц других великих людей история и не знала. А гостиница тем и достопримечательна, что удостоилась случая и чести принимать ВСЮ великую троицу разных времён и народов. Спасает от такого понимания наша общая историческая осведомлённость и обученность «чему-нибудь и как-нибудь» .

Сорок связано с древнерусской мерой отсчёта беличьих и собольих шкурок сороками (мешками определённого объёма, отсюда сорочка – первоначально ‘мешок’): шесть сороков соболей . Значение единицы счета слово сорок получило в речи охотников, вытеснив более древнее обозначение этого числа – четыредесяте .)

Примеры которых постоянно встречаются в повседневной речи, практически не используются в деловых документах. Да и само это понятие является условным. Ведь на самом деле собирательное числительное - это некая разновидность количественных. Но отличия между этими разрядами существуют.

Что обозначают собирательные числительные?

Каждая часть речи играет свою определённую роль в предложении. Однако собирательные и обозначают практически одно и то же. Но в их употреблении есть существенная разница. Собирательные числительные указывают на лицо, чем обуславливается их субстантивация. Например: «Кто эти трое парней ? Наверняка этих троих молодых людей узнали многие, ведь именно они снимались в знаменитом сериале!» Из контекста понятно, что речь идёт о парнях в количестве трёх человек. Таким образом, ответ на вопрос о том, что такое собирательное числительное, следующий: это часть речи, которая указывает на число лиц в том или ином собрании людей. А вот использовать их по отношению к животным невозможно.

Собирательные числительные

Примеры таких словосочетаний, как «двое работников», «пятеро малышей» или «оба мальчика» указывают не просто на количество или порядок перечисления. В первую очередь эти выражения отображают группу неких лиц. Интересен тот факт, что в современном русском языке имя числительное (собирательное) представляет собой замкнутую, непроизводящую, пережиточную группу слов. Эту фразу следует понимать так: язык постоянно преобразуется и развивается. Однако эта его ветвь остаётся неизменной, сохранив традиционный исторический вид.

Группы собирательных числительных

  1. Особым пунктом выделяется числительное оба (обе). О нём будет речь отдельно.
  2. По способам образования выделяют слова "двое" и "трое". Их корни - соответствующие им количественные числительные два и три . Образуются они при участии суффикса -ое .
  3. Более широкая группа состоит из собирательных числительных четверо, пятеро и так далее, до десяти. Они образуются при помощи суффикса -ер- и окончания -о.

Просторечье в группе собирательных числительных

Употребление подобных образований от более крупных чисел следует отнести к просторечью, хотя и отмахнуться вовсе от их существования будет поступком неосмотрительным. Иногда можно встретить даже в художественной литературе такие собирательные числительные. Примеры подобных высказываний есть в повести Лавренева «Сорок первый», когда главная героиня - девушка из народа - читает стихи собственного сочинения. Ярка и живописна строка «Двадцатеро в степь ушло» - именно она показывает, что в просторечии собирательные числительные употребляются не только те, что образованы от чисел первого десятка, но и от более крупных. Производят их тем же способом, то есть при помощи суффикса -ер - и окончания -о .

Изменение собирательных числительных по родам, числам и падежам

Для связи в предложении слова изменяются. Так же, как и количественные, собирательные числительные не имеют числа и рода. Исключение в этом смысле составляет слово "оба", так как может иметь форму женского рода - "обе". Но вот по падежам изменяются все собирательные числительные. Примеры:

  1. О, это великое чудо, когда двое влюблённых дарят ласку друг другу, создают семью, рожают и воспитывают детей!
  2. Любовный треугольник носит такое название именно потому, что отношения связывают троих любящих людей , а не двоих.
  3. Семерым парням так и не пришлось вернуться к своим родителям - они подорвались на мине в первом же бою. (Дательный падеж).

Склонение слов «двое» и «трое»

Собирательные числительные с существительными - например, «двое мальчиков» и «трое парней» - изменяются по падежам так же, как полные прилагательные в мягком варианте, стоящие во Например:

Несмотря на то, что у двоих мальчиков (Р. п.) была всего одна игрушка, ссор между ними не возникало никогда. Этим двоим малышам (Д. п.) было так комфортно друг с другом, что чувство белой зависти к их дружбе возникало в душе само собой. Видя этих двоих ребят (В. п.), самозабвенно играющих одной и той же игрушкой, взрослые порой задумывались о том, а правильно ли мы живём в своём взрослом мире? Старушки же с умилением любовались двоими малышами (Т. п.), которые практически не разлучались ни на минуту. А местные сплетницы судачили об этих двоих мальчиках (П. п.), придумывая неправдоподобные истории их происхождения.

Склонение слов «четверых», «пятерых» и так далее

Все остальные количественно-собирательные числительные нужно изменять по падежам по принципу полных прилагательных множественного числа. Только этот процесс проходит по твёрдому варианту. Также следует помнить, что ударение в этих собирательных числительных, стоящих в косвенных падежах, всегда падает на окончание. Просклоняем выражение «четверо певцов»:

И. п. - четверо певцов.

Р. п. - четверых певцов.

Д. п. - четверым певцам.

В. п. - четверых певцов.

Т. п. - четверыми певцами.

П. п. - четверых певцах.

Собирательное числительное оба (обе)

Это слово выделяется особо, так как по смыслу обозначает не только двоих людей, но и пару неодушевлённых предметов. Остальные же собирательные числительные могут обозначать группу только лиц, то есть людей, либо неживых существ, имеющих человеческий облик, например, мертвецов. Также следует знать, что такое собирательное числительное, как «оба» может сочетаться с существительными женского рода в форме «обе». Склоняются эти слова так же, как и собирательные числительные «двое», «трое», то есть подобно полным прилагательным множественного числа в мягком варианте: оба, обе (И. п.), обоих, обеих (Р. п.), обоим, обеим (Д. п.), обоих, обеих (В. п.), обоими, обеими (Т. п.), обоих, обеих (П. п.).

Речевые ошибки, связанные с употреблением слова «оба»

  1. Чаще всего в разговоре наблюдается подмена слова «оба» существительным «обои». Здесь злую шутку играет схожесть входящих в них букв. В качестве примера рассмотрим сообщение бабушки о том, что оба внука вернулись домой: «Обои дома, иди скорее!». Её дочерью это обращение вполне может быть растолковано как тот факт, что кто-то купил шпалеры для ремонта и положил их в комнате.
  2. Нередко люди используют форму «оба» в в сочетаниях с существительными, обозначающим лиц или предметы женского рода, вместо собирательного числительного «обе». Например, неправильным будет высказывание: «У неё браслеты были на обоих руках, а перстнями и кольцами унизаны все пальцы». Вместо этого следует говорить и писать так: «У неё браслеты были на обеих руках, а перстнями и кольцами унизаны все пальцы".

Употребление

Собирательные числительные используются реже, чем количественные. Происходит это оттого, что они могут сочетаться с более узким кругом существительных.


Ошибки при употреблении собирательных числительных

  1. Чаще всего замечается такой нюанс неверного использования этой группы слов, как сочетание их с существительными, обозначающими лиц женского пола, например: «четверо странниц», «пятеро монашек», «трое студенток» . Вместо этого следует воспользоваться количественными числительными, как-то: «четыре странницы», «пять монашек», «три студентки» .
  2. Абсолютно недопустимо употреблять собирательные числительные с неодушевлёнными существительными, имеющими единственное число, например: «двое инструментов», «трое столов» . Здесь требуется, как и в подпункте выше, воспользоваться сочетаниями «два инструмента», «три стола» .
  3. Нельзя сочетать собирательные числительные с одушевлёнными существительными, обозначающими не лица, а животных, например: «трое медведей» вместо «три медведя» , «четверо быков» вместо «четыре быка ».

Вариантные формы употребления существительных с количественными и собирательными числительными

Русский язык отличается от всех других тем, что всегда существуют варианты, могущие заменить одно выражение другим равнозначным. Зачастую возможны употребления словосочетаний как существительных с собирательными числительными, так и с количественными. Такие замены возможны в следующих случаях.

  1. В разговоре о лицах мужского пола допускается вариативность: «четверо шпиков» и «четыре шпика» , «двое сыщиков» и «два сыщика» .
  2. В словосочетаниях существительных, обозначающих единичные предметы, но в единственном числе не употребляющихся, и собирательных числительных (кроме «двое», «трое» и «четверо») возможно использование и количественных. Например: «пятеро ворот» - «пять ворот», «семеро вил» - «семь вил» .

Но в заключении следует повторить: собирательные числительные более уместны в просторечии, в разговорной речи. Если автор ставит перед собой цель написать текст красивым литературным языком, следует избегать таких словосочетаний. А вот в художественном произведении (при оформлении диалогов) они помогут добавить колорита в образы героев, передать дух эпохи. Категорически нельзя употреблять собирательные числительные в документах и официальной речи.

Тема урока «Собирательные числительные»

Ильичева Елена Петровна, учитель русского языка и

литературы МБОУ «Старицинская СШ»

Цели урока:

предметные :

  • формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении,

употреблении в речи;

  • формирование умений употреблять и склонять собирательные числительные.

метапредметные:

  • формирование умений определять цель предстоящей деятельности;
  • коммуникативно целесообразно взаимодействовать с окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной задачи.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: исследовательский, эвристический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: ноутбук, телевизор, раздаточный материал, учебник.

Планируемый результат: уметь правильно использовать собирательные числительные в письменной и устной речи.

Ход урока

І. Организационный момент

Приветствуются обучающиеся, проверяется их готовность к уроку, создаётся эмоциональный настрой.

Здравствуйте, садитесь. Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов (слайд 1).

ІІ. Мобилизующий этап.

Сегодня мы продолжим путешествие по стране Числительных, открывая для себя новое, интересное и полезное в этой части речи (слайд 2).

Но прежде чем отправиться в путь на поиски новых сокровищ, проверим, готовы ли мы. Начнём с небольшой разминки.

  1. Прочитайте сочетания с числительными, которые будут появляться на (слайде 3).
  1. Назовите слова, которые нужно писать с удвоенной согласной (Миллиард, одиннадцать, миллион).
  1. Назовите простые числительные (Одиннадцать, пятьсот, девятьсот)

Что же нам предстоит сегодня узнать, где побывать, вы узнаете после того, как выполните задание (слайд 4).

Задание : прочитайте словосочетания, что общего в них вы заметили?

А) двадцать рублей, пятеро друзей, пятнадцать дней.

б) две десятых урожая, три четверти пути, трое суток.

(В них есть количественные числительные)

- Найдите “третье лишнее” словосочетание, объясните, почему вы так решили ?

(Слушаются ответы).

Действительно, числительные пятеро, трое - собирательные.

ІІІ. Формулирование темы и целей урока.

В гостях у каких числительных мы уже побывали? А с каким будем знакомиться сегодня?

(Изучили целые, дробные, осталось изучить собирательные.)

Итак, тема нашего урока «Собирательные числительные» (слайд 5)

(Запись в тетрадь темы урока «Собирательные числительные››)

Что мы уже знаем об этих числительных? (Проблемная ситуация)

(Обозначают несколько предметов как одно целое, группируются, собираются, отвечают на вопрос сколько?)

Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно употреблять собирательные числительные в речи? (Отвечают)

Обратимся к карте урока. Чтобы подружиться с собирательными числительными, научиться употреблять их в речи, мы с вами должны ответить на несколько вопросов (слайд 6) На первый вы уже дали ответ (слайд 7)

1. Что обозначают собирательные числительные? Как они образуются?

2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

А с какими трудностями мы сталкивались, когда изучали целые и дробные числительные?

(правописание окончаний числительных в косвенных падежах). Значит, что ещё нам надо узнать сегодня на уроке?

3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?

Когда на предыдущих уроках я вас просила найти числительные, вы не сразу смогли найти числительное оба. Почему? (Оно не похоже на остальные, оно не образовано от числа и т. д.) Ещё на один вопрос мы сегодня должны ответить.

4. В чем особенность употребления числительных обе-оба?

ІV. Изучение нового материала.

Рассмотрите таблицу. Расскажите, как образуются собирательные числительные и с какими существительными сочетаются? (слайд 8)

Собирательные числительные

Образуются

Сочетаются

Два

Двое

Друзей

Котят

Ножниц

Три

Четыре

Пять

Шесть

Семь

Восемь

Девять

Десять

Собирательные числительные образуются от количественных от 2 до 10 с помощью суффиксов -ой-, -ер

Рассмотрите иллюстрации (слайд 9, 10,11 по гиперссылке). Собирательные числительные сочетаются

  • с существительными, обозначающими лиц мужского пола ;

Надо говорить пять подруг, а не пятеро подруг!!!

  • с существительные, обозначающие детей или детёнышей животных;
  • с существительными, употребляющимися только во множественном числе.

Мы с вами ответили на 2 вопрос плана? А что надо сделать, чтобы правильно ответить на 3

вопрос плана? (Нужно просклонять числительное) (слайд 12) (Работа у доски и в тетрадях)

И.п. трое сильнейших спортсменов

Р. п. троих сильнейших спортсменов

Д. п. троим сильнейшим спортсменам

В. п. троих сильнейших спортсменов

Т. п. троими сильнейшими спортсменами

П. п. о троих сильнейших спортсменах

Выделите окончания у числительных и прилагательных. Сделайте вывод.

Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.

И у нас остался еще один вопрос: в чем особенность употребления числительных обе-оба?

Давайте посмотрим небольшую ситуацию.

Инсценировка. (В основе инсценировки лежит отрывок из текста передачи «Радионяня». Роли играют 2 ученика и учитель).

Учитель (обращается к ученикам-актерам) : Итак, подходите поближе к доске.

1-й ученик . Нам обеим подойти?

Учитель. Да, да, конечно, обе подойдите.

2-й ученик . Почему обе ? Мы что, девчонки, что ли?

Учитель . Нет, вы не девчонки, но вы сами сказали обеим , значит, вы женского рода.

1-й ученик . Почему вдруг женского?

Учитель . Потому что в мужском роде надо говорить обоим. Вот что получается, когда люди не знают простого правила грамматики.

2-й ученик . Ясно!

Учитель . Обоим ясно?

Ученики (вместе) : Обоим!

Учитель . Тогда попрошу вас обоих ответить на еще один вопрос. Как вы скажете, что на этой и на той стене наклеены обои?

1-й ученик . Очень просто: на обоих стенах наклеены обои.

2-й ученик . Нет, неверно. Надо сказать: на обеих стенах наклеены обеи.

1-й ученик . Какие такие обеи?

2-й ученик . Какие? С цветочками.

Учитель . А где вы видели такие обеи, в обейном магазине?

2-й ученик . Ой, я оговорился, не обеи, а обои. Обои стены оклеены обоями.

Учитель (обращается к классу ): Ребята, помогите разобраться своим друзьям.

Рассмотрите запись на слайде и ответьте на вопрос: (слайд 13)

С какими существительными сочетаются собирательные числительные оба, обе? Как они склоняются? (Числительное оба сочетается с существительными мужского и среднего рода и имеет основу “обо”, а числительное “обе”с существительными женского рода)

Оба и обе склоняются по-разному

Мужской и средний род

Женский род

И.п. оба

Р.д. обоих

Д.п. обоим

В.п. оба

Т.п. обоим

П.п. (об) обоих

И.п. обе

Р.д. обеих

Д.п. обеим

В.п. обе

Т.п. обеим

П.п. (об) обеих

основа обо-

(обоих игроков)

основа обе- (обеим командам)

V. Физминутка.

Поработали – отдохнем.

Если называю собирательное числительное – встали, если числительное, обозначающее целое число, - сели.

Двое, десять, пятеро, десятеро, одиннадцать, семеро, восемь, шестеро.

VІ. Закрепление нового материала.

Мы познакомились с собирательными числительными. Следуя карте урока, выполним задания.

1) Задание: волшебные квадраты (слайд 14-15)

За каждым квадратом спрятано слово. Вы должны сказать, с какими из них будут употребляться собирательные числительные и почему? Словосочетания записываются на доске

2) Задание: прочитайте предложения, укажите, в каких допущены ошибки в употреблении собирательных числительных. Исправьте их. (слайд 16-17)

1.Трое подруг приехали в Сочи.

2. Двенадцатеро волонтёров помогали на соревнованиях.

3. Пятерым спортсменам из Китая были вручены призы.

Какая ошибка допущена во 2 предложении? Кто внимательно слушал правило, сможет ответить. (Собирательными числительными могут быть числительные двое-десятеро)

3) Вставьте собирательные числительные оба, обе, учитывая род существительных. Работа на карточках. Взаимопроверка. (слайд 18-19)

1) По______ сторонам дороги тянулся густой лес.

2) Малышка крепко держала куклу______ руками.

3) ______ братьев приняли в спортивную школу.

4) Склоны______оврагов размыты дождями.

5) В_______случаях ответ был неверным.

Индивидуально у доски упр. 773, с последующей проверкой

VІІ. Самостоятельная работа

Проверим, чему вы научились сегодня на уроке. Возьмите задания для самостоятельной работы. Проверка. (слайд 20-21)

Тест

1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные:

а) пятнадцать, три вторых, семеро;

б) двое, три, четверо

в) трое, шестеро, семеро.

2. Найди ошибку:

а) семеро козлят;

б) пятеро девчат;

в) четверо друзей.

3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с существительным:

а) двое подруг;

б) двое котят;

в) двое фигуристок.

4. Найди ошибку в употреблении числительных оба / обе:

а) на обоих журналах;

б) на обоих катках;

в) обоим подругам.

VІІІ. Рефлексия (слайд 22)

Ребята, важным было наше сегодняшнее путешествие? Нашли вы сокровища?

Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Итак, мы познакомились с собирательными числительными и научились правильно использовать их в речи и на письме).

А теперь выберите то предложение, которое имеет отношение лично к вам (слайд 23)

Мне сегодня на уроке было всё понятно.

У меня всё получалось.

Я иногда испытывал затруднения при(в)…….

Я доволен собой

Я не совсем доволен собой

Я совсем не доволен собой

ІX. Домашнее задание:

Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро и т.п. выделяются в особый разряд собирательных числительных. В современном русском языке собирательные числительные представляют пережиточную, замкнутую и непроизводящую группу слов.
Термин «собирательные числительные» условен, так как эти числительные отличаются от количественных не собирательным значением, а указанием на лицо, что обусловливает их субстантивацию (ср.: два работника - двое работников; вошли двое).
Собирательные числительные образуются от количественных: двое, трое при помощи суффикса j(е); четверо и др. - при помощи суффикса -ер(о).
Подобно количественным числительным, собирательные числительные не имеют рода и числа; при их склонении противопоставляются две формы - именительного-винительного и остальных падежей; в соединении с существительными в именительном-винительном падеже представляют неразложимые сочетания.
Собирательные числительные двое, трое склоняются как полные прилагательные мягкого варианта во множественном числе (двоих, двоим, двоими, двоих); прочие собирательные числительные - как прилагательные твердого варианта (четверых, четверым, четверыми, четверых). Ударение в косвенных падежах собирательных числительных всегда падает на окончание.
Собирательные числительные отличаются от количественных более узким употреблением, так как сочетаются с ограниченным кругом существительных:
1) числительные двое, трое, четверо единственно возможны в качестве счетно-числовых определений при существительных, употребляемых только во множественном числе: двое ворот, трое суток, четверо щипцов;
2) собирательные числительные употребляются в сочетаниях с существительными дети, люди, лицо (в значении «человек»): трое детей, людей, посторонних лиц, а также с существительными типа ребята, волчата и под.: четверо ребят, волчат (последнее в разговорной речи);
3) употребление собирательных числительных ограничено стилем речи: в официальной речи предпочтительны количественные числительные: Требуются на работу четыре инженера (а не «четверо инженеров»).
Собирательные числительные не сочетаются:
1) с именами существительными женского рода, а также названиями лиц женского пола и субстантивированными прилагательными женского рода: три страницы (а не «трое страниц»), четыре сестрицы (а не «четверо сестриц»), две запятые (а не «двое запятых»);
2) с существительными мужского рода, являющимися названиями животных и птиц: три быка, три орла (а не «трое быков, орлов»).
В качестве формы, вариантной количественным числительным, употребление собирательных числительных допустимо при существительных со значением:
1) лиц мужского пола: четверо учеников и четыре ученика;
2) единичных предметов, имеющих только множественное число (кроме двое, трое, четверо): пятеро ножниц и пять ножниц;
3) при личных местоимениях мы, вы, они: их было четверо, пригласили нас четверых, в косвенных падежах более употребительны сочетания с количественными числительными: с ними четырьмя, у них четырех.
Существительные - названия предметов, считающихся парами, могут обозначать единичные предметы (две перчатки) и пары (двое перчаток).
Собирательные числительные двое, трое, четверо в именительном-винительном падеже управляют родительным падежом множественного числа существительных (ср.: четверо мальчиков и четыре мальчика), а в прочих падежах согласуются с существительными в падеже (ср.: трое детей - троими детьми).
Собирательные числительные мало употребительны при существительных в косвенных падежах и заменяются косвенными падежами соответствующих количественных числительных (двое студентов и два студента, но чаще - двум студентам, а не двоим студентам). Такая замена обычна при существительных, употребляемых только во множественном числе и сочетаемых с собирательными числительными (ср. двое суток - в течение двух суток).
При изолированном употреблении, вне связи с существительными, собирательные числительные являются обозначениями лиц как мужского, так и женского пола: Семеро одного не ждут.
Собирательные числительные всегда препозитивны, т.е. употребляются перед существительными.

Данная группа числительных является достаточно замкнутая, она включает в себя числительные , которые обозначают совокупность предметов, которое осмысливается как целое: «двое», «восьмеро» и другие. Собирательные числительные можно «узнать» по нескольким признакам:

их значение менее математизировано, чем у количественных числительных , и не может быть обозначено цифрами;

они обладают ограниченной сочетаемостью с существительными: сочетаются только с именами существительными мужского пола: «пятеро школьников», с названиями детенышей животных: «семеро козлят», с существительными pluralia tantum: «четверо ножниц», с именами существительным «дети», «ребята», «люди»: «трое детей».

Правила сочетания с существительными собирательных числительных совпадает с аналогичными правилами количественных числительных .
Склонение собирательных числительных происходит по модели прилагательных во множественном числе, кроме именительного и винительного падежей: «двое», «двоих», «двоих»/ «двое», «двоими», «двоих».
Иногда к собирательным числительным относят слова «оба», «обе», но они не образованы от числительного и не участвуют в образовании составных и сложных числительных . Статус этих слов в русской морфологии до конца не определен, не случайно академик А.А. Шахматов выделял специальный разряд количественных местоимений.

Порядковые числительные

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете, и все они, кроме слов «первый» и «второй», образованы от количественных числительных . Грамматические свойства порядковых числительных близки к прилагательным.

Дробные числительные

Дробные числительные обозначают часть от целого числа. Они всегда представляют собой словесные комбинации: «три четвертых» - и являются аналогами математических дробей. Состоят из количественного и порядкового числительных.
Сочетаются с другими словами дробные числительные по следующим правилам:

если дробное числительное находится в форме именительного или винительного падежа, то порядковое числительное принимает форму родительного падежа множественного числа: «три шестых» за исключением случаев, когда в знаменателе дроби находится «2»: «одна вторая»;



во всех остальных падежах второй компонент согласуется с числительным в числителе: «тремя шестыми».

К дробным числительным иногда относят слова «полтора» и «полтораста», которые имеют по две словоформы: «полтора» и «полутора» и «полтораста» и «полутораста». Однако до сих пор точного определения этих слов нет.

37 билет. Сочетаемость собирательных числительных. Собирательные числительные - это семантическая разновидность количественных числительных, употребляемая преимущественно в разговорной речи.

В состав собирательных числительных входит девять слов: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.

Некоторые учёные считают числительными и относят к собирательным слова оба и обе. По поводу слов оба, обе в науке нет единого мнения. Одни лингвисты считают их указательными местоимениями в значении «и тот и другой», а другие относят их к собирательным числительным на том основании, что они по значению близки числительному «двое». Например: Мы с тобой единственно близки, мы оба идём на восток (3. Гиппиус).

Особенностью собирательных числительных является то, что они могут сочетаться с довольно ограниченным кругом существительных: 1) с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола (трое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат); 2) с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат); 3) с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо во­рот, семеро суток).

При одушевлённых существительных в косвенных падежах собирательные числительные могут заменяться числительными, обозначающими целое число, например: троими детьми - тремя детьми, семерым солдатам - семи солдатам. Числительное оба при сочетании с существительными в винительном падеже принимает соответствующие окончания именительного или родительного падежей: вижу оба стола - вижу обоих всадников, вижу обе книги - вижу обеих сестёр.

Существительные, называющие лиц женского пола или животных, с собирательными числительными не сочетаются. В таких случаях употребляются сочетания с числитель­ными, обозначающими целые числа: три сестры, восемь овец, два медведя.

Собирательные числительные в косвенных падежах имеют окончания полных прилагательных множественного числа

38 билет. Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

Употребление фразеологизмов в речи регулируют фразеологические нормы. Можно выделить следующие речевые ошибки, связанные с нарушением фразеологических норм.

Неоправданное сокращение или расширение состава фразеологизма за счёт включения или исключения отдельных слов.

Она бросилась бежать со всех своих длинных ног (правильно: СО ВСЕХ НОГ).

Необходимо отметить это усугубляющее обстоятельство (правильно: усугубляющее вину обстоятельство).

Замена какого-либо компонента фразеологизма, как правило, слова.

Молодому человеку все удается, должно быть он родился под счастливой луной (правильно: РОДИЛСЯ ПОД СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ).

Не мудрствуя долго, приведу отрывок из статьи (правильно: не мудрствуя лукаво).

Искажение грамматической формы компонентов фразеологизма.

На выпускном вечере представитель администрации сказал, что в полку талантливых управленцев прибыло (правильно: ПОЛКУ ПРИБЫЛО).

Во главе угла руководство поставило два вопроса (правильно: ВО ГЛАВУ УГЛА).

Контаминация, или смешение, двух фразеологических оборотов.

Взаимопонимание играет большое значение в семейной жизни (ИМЕЕТ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ и ИГРАЕТ ВАЖНУЮ РОЛЬ).

Язык не поднимается говорить об этом (язык не поворачивается и рука не поднимается).

Употребление фразеологизма без учёта его значения.

В плановых отделах и бухгалтериях сводят последние счеты с ушедшим годом (сводить последние счеты (с жизнью) имеет значение ‘кончать жизнь самоубийством’).

Разрушение образного значения фразеологизма.

Обломов был знаменем времени (правильно: знамением времени).

Прочтение фразеологизма в прямом значении (деидиоматизация).

Не хлебом единым сыт человек, нужны еще картошка, вермишель, не помешало бы мясо (Фразеологизм Не хлебом единым сыт указывает на необходимость духовной пищи, здесь же речь идёт о пище материальной, продуктах питания).

Объявление в тире: Каждый стреляющий, попавший в цель, получает пулю (ПОЛУЧИТЬ ПУЛЮ имеет значение ‘быть расстрелянным, убитым’, в контексте же говориться о возможности дополнительного выстрела).

39 билет. Речевые штампы и канцеляризмы.

Речевые штампы и канцеляризмы – неотъемлемый элемент официально-делового стиля. Они упрощают подготовку документов, владея ими можно с легкостью читать деловые письма или приказы. Однако они обедняют, как сам деловой язык, так и литературный. Все чаще авторы художественных произведений употребляют канцеляризмы в литературном языке. И если деловое письмо или приказ выглядят тарабарщиной только для непосвященных, то художественное произведение становится на самом деле тарабарским.

Распространенные виды речевых штампов и канцеляризмов

1. Советские штампы и канцеляризмы: напутствие в адрес молодежи, поставить во главу угла, в деле воспитания, передовой авангард рабочего класса, колоссальный размах и пр. Стоит открыть любую советскую газету и можно выписывать канцеляризмы и речевые штампы до бесконечности. Мне встречались статьи в газете «Правда», полностью состоящие из подобных речевых оборотов, естественно, смысла в таких статьях просто не было. Настоящая тарабарщина. Большинство советских канцеляризмов и речевых штампов можно встретить в художественной литературе советского периода. И сегодня чиновники очень любят говорить на «советском языке»