"пленный рыцарь". «Пленный рыцарь», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение написано в 1840 г. , за несколько месяцев до смерти,
и выражает одну из важных идей творчества поэта — идею свободы.
Все стихотворение представляет собой развернутую метафору «воли
и неволи» , свободы и плена. Для реализации идеи стихотворения
поэт использует прием антитезы. Всего в стихотворении пять строф,
каждая из которых несет определенную смысловую нагрузку.
Первая строфа:
*** Молча сижу под окошком темницы,
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют все вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.
В этой строфе создается пространство «воли и неволи» , которое
символично представлено в словах «темница» (неволя) , «небо, птицы
» (свобода) . И в это пространство поэт вводит своего героя —
«пленного рыцаря» . Само сочетание слов наводит на мысль о
«неправильности» героя, потому что слово «рыцарь» всегда ассоциируется
со словом «подвиг» , а «пленный рыцарь» подвиг совершить
не может. Образ тюрьмы здесь — это метафора неволи. Герой — воин,
он должен побеждать, а он побежден и заключен в темницу, поэтому
герой чувствует себя виноватым («больно и стыдно») .
Вторая строфа:
***Нет на устах моих грешных молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцирь железный.
Строфа разделена на две части, первая часть развивает тему молчания
(нет ни молитвы, ни песни для любимой) , а вторая — тему боя,
но беда в том, что и бой, и все ратные подвиги уже в прошлом. В настоящем
рыцарь может только вспоминать. Это подчеркивается эпитетом
«старинный» . Настоящее — это тюрьма.
Третья и четвертая строфы — сердцевина стихотворения, в которой
расшифровывается метафора тюрьмы — детали тюрьмы превращаются
в рыцарское снаряжение:
***В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован
Конь мой бежит, и никто им не правит.
Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решетка бойницы,
Каменный панцирь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.
Названные в третьей строфе детали (каменный панцирь, каменный
шлем, щит и меч заколдованы от стрел, конь бежит) в четвертой
получают расшифровку. Здесь Лермонтов использует антитезу «камень-
железо» , камень ассоциируется с тюрьмой (каменные стены,
каменный потолок) , железо — с боем (щит, шлема забрало) .
Пятая строфа очень эмоциональна. Первые две строки заканчиваются
восклицательным знаком:
***Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя,
Слезу и сдерну с лица я забрало.
В последней строфе появляется еще один персонаж- смерть. Для
рыцаря смерть — освобождение от плена, он не боится смерти, она
у него выполняет роль слуги.
Вывод: первые четыре четверостишия создают образ побежденного
рыцаря, а пятая строфа — образ рыцаря-победителя, правда, свобода
здесь понимается на другом уровне

Михаил Юрьевич Лермонтов имел дворянское происхождение, поэтому с раннего детства его воспитывали в строгости, с полным освоением светских манер. И безусловно, огромное внимание уделялось образовательному процессу. Бабушка поэта Елизавета Алексеевна, у которой он с раннего возраста воспитывался, не жалела средств на обучение своего любимого внука. Иначе откуда бы у него взялись такие великолепные знания русской и зарубежной литературы и нескольких иностранных языков? Лермонтов также учился музыке и прекрасно рисовал. Все это вскоре принесло свои плоды.

«Пленный рыцарь»

Лермонтов, воспитанный на литературных творениях великих Вильяма Шекспира и творчеством которых в юности своей был сильно увлечен, хотел стать тоже известной личностью или, на крайний случай, каким-нибудь полководцем, которого бы знал весь мир, и, например, завоевать пол-Европы, как это сделал Наполеон.

Поэзией Лермонтов начал увлекаться с самого детства. Его первые стихи были написаны на французском языке. Он был большим мечтателем и фантазером, но мечты и желания его так и не сбылись, потому что во все времена всегда было легче жить невеждам и глупцам, чем таким умным и талантливым людям, какими были, например, Пушкин и Лермонтов.

Свое стихотворение «Пленный рыцарь» Лермонтов писал под воздействием чего-то несостоявшегося и несбывшегося. Образ рыцаря, который создал Лермонтов за год до своей смерти в 1840 году, стал в буквальном смысле поэта. Он практически заживо похоронил себя в полном расцвете лет. Его душа к тому времени была уже истерзана и изранена. Поэт понимал, что его время близится к концу, для борьбы уже не осталось ни сил, ни желания.

«Пленный рыцарь», Лермонтов. Анализ произведения

Лермонтов стал заложником своего времени, ему, как человеку прогрессивных и революционных взглядов, не нравились общественные устои, а в таком состоянии он не мог обрести ту духовную свободу, о которой мечтали декабристы и Пушкин.

Стихотворение «Пленный рыцарь» Лермонтова полностью раскрывает поэта, хоть и в завуалированной форме. Лермонтов здесь ассоциирует себя с уставшим рыцарем, сидящим «под окошком темницы», которому больно и стыдно. Отчего у него такие сильные эмоции? А все из-за отсутствия той долгожданной свободы, которой он так долго добивался, но не обрел.

Метафора

В произведении «Пленный рыцарь» Лермонтов часто обращается к метафоре. Его герой - это опытный воин, который понимает, что уже никому не нужен. Уставший от своего бездействия, он теперь вынужден находиться взаперти, в темнице, где шлема забрало - это решетка бойницы, его щит - чугунные двери, а каменный панцирь заменяют высокие стены. Время ассоциируется с конем, которым никто не правит. Здесь Лермонтов подразумевает собственную жизнь, уже никчемную, бесцельную и никому не нужную. Он желал выполнить свое предназначение, но был лишен такой возможности. И теперь единственный выход, который видит поэт, - образ проявляется в последних строчках стихотворения. Причем воспринимается смерть как помощница, которая может поддержать рыцарю стремя, когда он приедет. Тогда-то и наступит то долгожданное облегчение от одиночества, душевных волнений и тоски, связанных с нереализованными мечтами.

Заключение

В это время, когда писал стихотворение «Пленный рыцарь», Лермонтов часто обращался к теме жизни и смерти. И каждый раз отдавал предпочтение второму варианту как спасительному и самому верному, так как других путей он для себя уже не видел. В этом прослеживалась глубочайшая депрессия и предчувствие рокового исхода. Оглядываясь назад, поэт понимал, что для потомков он ничего так и не оставил. При этом следует учитывать, что Лермонтов был достаточно самокритичным и к своему творчеству вообще серьезно не относился, считая его юношеской забавой или хобби, на которое не стоит и обращать и внимания, тем более что в то время стихи его не были признаны обществом, а все больше раздражали. Если бы он смог раньше понять, что русская литература в лице поэзии была его главным приоритетом, то возможно, и жизнь свою он прожил бы по-другому.

«Пленный рыцарь» был написан Михаилом Юрьевичем в 1840 году. Это стихотворение, как и многие другие, тесно переплетается с творчеством Пушкина, который часто рассуждал на тему узничества. Лермонтов тоже не приемлет заточения, он погибает без свобоы.
В роли лирического героя в стихотворении выступает некий рыцарь. Ему одиноко и стыдно, так как рыцарь в первую очередь – воин, а так как он находится в заточении, значит, он проиграл. Он завидует птицам, которые парят в вышине синего неба, и вспоминает о боях, в которых он побывал.
Если раньше он был в доспехах, защищающих его, то теперь он как в панцире находится в темнице, где стены и потолок давят на него. Рыцарь вспоминает о коне, им никто не правит. Скорее всего конь здесь предстает как символ времени, которое несется без остановки не щадя никого. Рыцарь находится в заточении, а время-то идет. Он мечтает, чтобы время шло быстрее и тогда он наконец-то познает свободу.
«Пленный рыцарь» – это монолог лирического героя, рассуждающего о темнице и о свободе. Неволя здесь противопоставляется свободе, т.е. используется прием антитезы. Лермонтов написал данное стихотворение четырехстопным дактилем. Произведение отличается мелодичностью и напевностью, подобное ощущение обеспечивает женская рифма.
Лермонтов сопоставляет себя с пленным рыцарем. Поэт практически все жизнь чувствовал себя одиноким. Он переживал в первую очередь о том, что в стране запрещена свобода слова. Талант поэта не может существовать в каких-то рамках, ему нужна полная свобода. Именно это угнетало Лермонтова и делало его одиноким пленником.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцырь железный.

В каменный панцырь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решотка бойницы,
Каменный панцырь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдерну с лица я забрало.

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таким образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме.

Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения - изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы. Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти , осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем - «высокие стены», а «быстрое время - мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор отмечает, что «конь мой бежит, и никто им не правит», подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Причем, смерть поэт воспринимает как союзницу, которая «подержит мне стремя» и поможет избавиться от душевных терзаний, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты .

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.

«Пленный рыцарь» Михаил Лермонтов

Молча сижу под окошком темницы;
Синее небо отсюда мне видно:
В небе играют всё вольные птицы;
Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,
Нету ни песни во славу любезной:
Помню я только старинные битвы,
Меч мой тяжелый да панцырь железный.

В каменный панцырь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время — мой конь неизменный,
Шлема забрало — решотка бойницы,
Каменный панцырь — высокие стены,
Щит мой — чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!
Душно под новой бронею мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя;
Слезу и сдерну с лица я забрало.

Анализ стихотворения Лермонтова «Пленный рыцарь»

Несмотря на благородное происхождение, Михаил Лермонтов ощущал себя по-настоящему свободным лишь в раннем детстве. Однако уже с 7 лет его жизнь была подчинена строгому распорядку, в котором учеба чередовалась с освоением светских манер. В подростковом возрасте Лермонтов грезил о том, что станет великим полководцем и сумеет совершить хотя бы один подвиг, достойный упоминания в истории. Но очень скоро он осознал, что время настоящих героев осталось в прошлом, и даже если ему удастся завоевать пол-Европы, как Наполеон, этого все равно никто не оценит.

Таком образом, Лермонтов считал себя заложником времени и общественных устоев, понимая, что обрести духовную свободу в данном случае невозможно. В 1840 году, незадолго до смерти, поэт написал стихотворение «Пленный рыцарь», в котором раскрыл свои мысли и чувства, пусть и в завуалированной форме.
Уже с первых строчек становится ясно, что Лермонтов отождествляет себя с героем этого произведения – изможденным рыцарем, который вынужден сидеть «под окошком темницы», испытывая боль и стыд. Чем же вызваны подобные эмоции? В первую очередь, отсутствием свободы. Своего героя поэт описывает как опытного воина, который устал об бездействия, но по какой-то непонятной причине вынужден находиться взаперти , осознавая, что его щитом являются «чугунные двери темницы», панцирем – «высокие стены», а «быстрое время – мой конь неизменный».

Проводя подобную аналогию, Лермонтов дает понять, что чувствует себя точно так же, как и пленный рыцарь, который и хотел бы выполнить свое жизненное предназначение, но лишен такой возможности. При этом автор отмечает, что «конь мой бежит, и никто им не правит», подразумевая под этим собственную жизнь, которую считает бесцельной, никчемной и никому не нужной. Единственным выходом из сложившейся ситуации Лермонтов считает смерть, и этот персонаж появляется в последних строчках стихотворения «Пленный рыцарь». Причем, смерть поэт воспринимает как союзницу, которая «подержит мне стремя» и поможет избавиться от душевных терзаний, связанных с невозможностью реализовать собственные мечты .

В последние месяцы жизни Михаил Лермонтов много раз возвращался к теме жизни и смерти, каждый раз отмечая, что с радостью отдал бы предпочтение последнему варианту. В наши дни такое поведение психологи бы назвали кризисом среднего возраста, когда человек оглядывается назад и понимает, что ему нечего оставить своим потомкам. Однако следует учитывать, что Лермонтов был весьма самокритичен, и собственные произведения, которыми сегодня восхищается весь мир, считал юношеской забавой, не стоящей внимания. Возможно, если бы его стихи были признаны в обществе, то судьба поэта сложилась бы совершенно иначе, и он смог бы понять, что литература является его главным жизненным предназначением.