Почему дата католической пасхи отличается от православной. Пасхальные традиции: почему католическая и православная Пасхи не совпадают

В европейских языках слово "Пасха" - один из вариантов латинского Pascha, которое, в свою очередь, восходит к древнееврейскому pesach (переход, исход из Египта). Еврейская Пасха, посвященная избавлению Израиля от египетского рабства, была в глазах христиан прообразом того искупления человечества от греха, воспоминанию о котором посвящена христианская Пасха. Немцы называют Пасху Ostern, равно как и англичане - Easter, то есть по имени древнегерманской богини весны Eostro (Ostara). Таким образом, христиане приурочили свой главный праздник еще и к торжествам по случаю возрождения жизни после зимы.

Помимо различий в именовании праздника немало разногласий было по поводу времени его проведения.

Первые христиане, следуя практике празднования еврейской Пасхи, считали, что Пасха приходится на 14-й день фазы Луны после весеннего равноденствия. На Никейском Соборе в 325 году было решено праздновать Пасху в первое воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Вопрос все же не был решен окончательно, поскольку существовало несколько астрономических циклов, по которым рассчитывались солнечные и лунные месяцы. Тогда между греческой и латинской Церквами (а также и внутри латинской Церкви) возникли разногласия. В 387 году Пасха праздновалась: в Галлии - 21 марта, в Италии - 18 апреля, в Египте - 25 апреля. У православных и католиков Пасха и вовсе не совпадала.

Очередной произошел в XVI веке. Поскольку год по церковному юлианскому календарю отставал от астрономического, к концу XVI века накопилось уже 10 "неучтенных" дней. Таким образом, назрела потребность в календарной реформе. Тогда папа Григорий XII, согласно указаниям и при участии немецкого математика Кристофа Клавиуса, ввел новый, григорианский календарь, или новый стиль. В феврале 1582 года согласно папской булле Inter gravissimas ("Посреди важнейших дел…") было велено после 4 октября 1582 года следующий день считать не пятым, а 15-м числом месяца.

На григорианский календарь в том же 1582 году перешли Италия, Испания, Португалия и Польша. Протестантские и православные Церкви решили не руководствоваться календарными "предложениями" папы, другие же католические страны вводили у себя григорианский календарь на протяжении нескольких столетий.

В настоящее время в западном христианском мире придерживаются григорианского календаря, и Пасха у них празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. католической и православной Пасхи составляет либо одну, либо четыре или пять недель, либо эти даты совпадают. Эти даты рассчитываются по особому алгоритму, согласно которому разница между ними не бывает в две или три недели.

Совпадение пасхалии (системы расчета даты Пасхи) у разных христианских конфессий происходит раз в несколько лет. В 2011 году православные и католики отмечали ее 24 апреля. До этого христианские Пасхи совпадали в 2010, 2007, 2004, 2001 годах. Затем Пасхи совпадут в 2014 и 2017 годах.


Даты пасхального воскресенья,
2001-2020



Католическая


Православная























































Бывает, что Пасха и Благовещенье совпадают по датам празднования, такая Пасха , что в переводе - Господня Пасха.

Как и у православных, у католиков Пасхе предшествует 40-дневный Великий пост и следующая за ним Страстная седмица, начинающаяся Вербным воскресеньем.

Праздничное богослужение на Западе было передвинуто сначала на вечер Страстной субботы, а позднее (в XIV веке) - на утро Пасхи. Рано утром в субботу в костелах благословляют огонь и воду. После зажжения нового огня с помощью кресала (возможно, отголосок северных языческих обрядов) следует освящение пасхальной свечи и пение гимна Exultet ("Да возрадуется"), а затем - чтение 12 пророчеств и освящение крещальной воды. Огонь разносят по домам и зажигают пасхальные свечи. Воск пасхальной свечи считается чудодейственным, защищающим от злых сил. Сверхъестественные свойства приписывают и пасхальной святой воде, ее добавляют в пищу, окропляют ею дома, умывают лицо.

Символ пасхального праздника - крашеные яйца . Обычай красить яйца распространен повсюду. Западноевропейские католики предпочитают яйца красного цвета без орнамента, в Центральной Европе (поляки, словаки) расписывают их разнообразной техникой.

Священники освящают яйца в домах прихожан в субботу вместе с остальной ритуальной пищей. Вечером в Страстную субботу во всех храмах служат всенощную. Утром, возвращаясь домой, все разговляются, прежде всего яйцами. Крутые яйца, яичница, омлеты - важнейшая ритуальная пасхальная еда. Готовят и мясные блюда, а также сдобный хлеб.

В Италии на Пасху пекут "голубку", в Восточной Польше в пасхальное утро едят окрошку, которую поливают водой с уксусом, как символ пятничных Крестных страданий Христа, в Эквадоре - фансеку - суп из 12 видов злаков (они символизируют 12 апостолов), трески, арахиса и молока. А в Англии пасхальные булочки hot cross buns обязательно перед выпечкой надрезают сверху крестом. В Португалии в воскресный день священник ходит по сверкающим чистотой домам прихожан, разнося пасхальные благословения, и его угощают голубыми и розовыми драже, шоколадными яйцами, печеньем и стаканчиком настоящего портвейна. А в Польше существует обычай oblewany ponedzialek - в понедельник после Пасхи парни и девушки обливают друг друга водой. По всей Европе хозяйки укладывают в плетеные корзиночки на молодую травку разноцветные яйца, игрушечных цыплят, шоколадных зайчиков. Эти корзинки в течение всей Пасхальной недели стоят на столике у дверей.

Утром в Пасхальное воскресенье после богослужения дети и молодежь обходят дома с песнями и поздравлениями, сходными с рождественскими колядками. Среди пасхальных развлечений наиболее популярны игры с крашеными яйцами: их кидают друг в друга, катают по наклонной плоскости, разбивают, разбрасывая скорлупу. Крашеными яйцами обмениваются родные и знакомые, крестные дарят их детям-крестникам, девушки - возлюбленным, в обмен на пальмовые ветки.

Обычай дарить на Пасху крашеные яйца ведет свое начало со времен императора Тибелия. Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла ему первое пасхальное яйцо со словами "Христос Воскресе", гласит предание. Неверующий император воскликнул: "Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным". После его слов яйцо покраснело. Есть и другое предание: капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. А горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме узоров. Символически же пасхальные яйца олицетворяют собой воскресение, так как из яйца рождается новое существо.

Но на Западе все больше отдают предпочтение не настоящим, а шоколадным яйцам или сувенирам в виде пасхальных яиц. Поздравляя с Пасхой, католики обычно дарят друг другу пасхальные корзины, наполненные яйцами, конфетами и прочими сладостями, которые накануне освящают в церкви.

Символом католической Пасхи также является пасхальный заяц , который по поверьям, разносит подарочные пасхальные корзины и прячет крашенные накануне яйца. В католических странах накануне Пасхи заяц очень популярен - его печатают на открытках, делают шоколадных зайцев.
Объяснение этому уходит глубоко в язычество. По легенде языческая богиня весны Эстра превратила птицу в зайца, но он продолжал нести яйца. Другое объяснение данному феномену более простое - когда пасхальным утром дети шли собирать яйца из курятника, они часто находили неподалеку кроликов.

Поэтому католики дарят друг другу крольчиху, которая приходит только к добрым и хорошим людям, не обижавшим детей и зверей. В Бельгии малышей отправляют на поиски в сад, где они находят яйца под пасхальной курицей из шоколада. Во Франции существует еще и поверье, что на Святую неделю церковные колокола улетают в Рим, а возвращаясь, они оставляют в садах на радость ребятишкам сахарные и шоколадные яйца, курочек, цыплят и кроликов из шоколада.

В течение всей Пасхальной недели посещаются богослужения в костелах, продолжаются уличные представления на религиозные темы, а в католических храмах проходят концерты органной музыки.


Южная Корея. Фото: Reuters

Чем отличается православная пасха от католической

Пасха - главный и самый древний религиозный праздник у христиан всех направлений. Название Пасха взято от еврейского праздника Пасхи, но суть их принципиально разная. У евреев Пасха — это празднование исхода из египетского рабства. У христиан - праздник воскресения из мертвых Иисуса Христа. Поэтому христианская пасха имеет и второе название — Христово воскресение. Принципиальных отличий в праздновании Пасхи между православными христианами и католиками нет. Есть расхождения в некоторых деталях и местных традициях, которые тесно переплелись с древними языческими обрядами. Основное отличие - дата самого праздника. Там и там Пасхе предшествует Великий пост и Страстная неделя..
Изначально православные и католики руководствовались одним правилом: Пасха приходится на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния и вычисляется на много лет вперед по так называемым Пасхалиям - пасхальным календарям. Почему православные христиане и католики стали отмечать Пасху в разное время - это целое историческое расследование. Цель этой статьи показать отличия в праздновании Пасхи простыми верующими.

КАК ПРАЗДНУЮТ ПАСХУ ПРАВОСЛАВНЫЕ НА РУСИ
Первое - Пасху празднуют всегда в воскресение. Это исходит из самого определения праздника — Христово воскресенье (из мертвых). Кстати, в дохристианскую эпоху у славян этот день назывался «неделя»=«не-делать» — только отдыхать!.
Обычай христосоваться. Все встречающие друг друга в этот день приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» «Воистину воскресе!» При этом младшие по положению первыми приветствуют старших. Обычай красить яйца. По легенде этот обычай восходит к временам древнего Рима, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа. Император, не поверил и сказал буквально, что «как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают». И яйцо в тот же миг стало красным. Поэтому пасхальные яйца изначально красились в красный цвет, потом их стали разрисовывать самым разным образом. И даже расписывают художественно. Такие яйца называют «писанки». Пасхальные куличи. Это церковно-обрядовая пища. Этот праздничные хлеба требовалось обязательно освятить, либо в церкви, либо пригласив батюшку домой. После чего праздничными пасхальными куличами и крашенными яйцами угощать друг друга. Пасхальный благовест. Всю Страстную неделю перед Пасхой колокола на колокольнях молчат в знак скорби по страданиям Иисуса Христа. А в Пасху начинают пасхальный перезвон. Всю пасхальную неделю любому желающему дозволяется подняться на колокольню и позвенеть колоколами.

ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ НА ПАСХУ
Пасхальное воскресение знаменует конец Великого поста и начало разговения - есть что угодно, веселиться, напиваться, общаться с противоположным полом сколько влезет. «Чоканье» пасхальными яйцами. Бить яйца на Пасху — любимое соревнование детворы и взрослых. Выигрывает тот, в чьих руках яйцо после столкновения останется целым. Катанье яиц. Забава, похожая на настольную игру. На поверхности расставляют разные предметы. Потом катают яйцо. Чье яйцо какого предмета коснется - тому и достается этот предмет.

КАК ПРАЗДНУЮТ ПАСХУ КАТОЛИКИ
Пасхальный благовест, пасхальные куличи, праздничный стол, крашеные яйца, - все это также присутствует в католическом праздновании Пасхи. Приметным отличием является пасхальный кролик или пасхальный заяц..
Это чисто западная католическая традиция. Корнями уходит к древнему поклонению зайцу или кролику, как символу плодородия (все знают плодовитость этих зверюшек). Съедобных пасхальных зайцев и кроликов выпекают из теста, делают из шоколада, мармелада, из чего угодно. Очень часто в такого съедобного зайца запекают или прячут пасхальное яйцо..
Сувенирные пасхальные зайцы делают глины, пластика, ткани, дерева и т.п., и устанавливают на каминах, тумбочках и других видных местах и празднуют как бы вместе с хозяевами. Пасхальный заяц - очень популярный персонаж! Охота за пасхальными яйцами. Во многих западных странах существует поверие, что пасхальные подарки и пасхальные яйца не приходят сами, а их нужно найти. Родители прячут их где-то в доме, а дети с удовольствием находят.

КРАТКО ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
Празднование Пасхи у православных Бывает всегда либо вместе, либо позднее католической, никогда раньше. Освящают пасхальные яйца и куличи, дарят друг другу. Христосуются. Чокаются яйцами. На колокольнях звучит Благовест. Обильный праздничный стол и выпивка. Празднование Пасхи у католиков Всегда бывает вместе либо раньше православной. Благовест, яйца, куличи — как у православных. Обязательный Пасхальный заяц или кролик, как съедобный, так и сувенирный. Нет обычая христосоваться.

Пожалуй, вопросы о том, почему же Пасхи разных конфессий не совпадают по дате и как вообще рассчитывается дата этого праздника (ведь, как известно, он, в отличие, к примеру, от Рождества, не имеет постоянной даты) - самые популярные в преддверии празднования. Давайте разберемся, в чем же дело и как определяется дата самого главного христианского праздника.

Итак, почему день Пасхи у разных конфессий не совпадает? Ведь методика расчета даты Пасхи - пасхалия - одинакова как у православных, так и католиков! Как же такое может быть?! А все дело - в разнице календарей. Так, православные и представители нескольких древних восточных церквей придерживаются Юлианского календаря, известного на Руси под названием «старый стиль». Западные же конфессии - католики латинского обряда и протестанты - придерживаются «нового стиля», Грегорианского календаря.

Не будем углубляться в особенности календарей и причины их утверждения и принятия, отметим только, что разница между ними составляет 13 дней.

Чтобы высчитать дату Пасхи, церковные ученые берут во внимание три критерия:

  • День весеннего равноденствия: т.е. Пасха не может быть раньше 21 марта;
  • Первое весеннее полнолуние: т.е. Пасха должна праздноваться после этого события;
  • Пасха обязательно должна прийтись на воскресенье.

Исходя из этих условий, получается общее правило: Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, но не ранее, чем 21 марта.

Различия в календарях, т.е. старый и новый стиль, приводят к тому, что одна методика подсчета даты может привести порой к совершенно разным датам Пасхи. И здесь вовсе нет правила, что Пасхи будут праздноваться с разницей в неделю, хотя по статистике так происходит в 45 % случаев.

Интересные факты

  1. Восточная и Западная Пасхи совпадают в 30 % случаев. В 5% случаев Западная Пасха опережает Восточную на 4 недели, в 20% - на 5 недель, в 45% случаев, как уже упоминалось, на 1 неделю. А разницы в 2 или 3 недели быть не может!
  2. Во многих странах (Австралия, Венгрия, Польша, Португалия, Сербия, Швейцария и др.) на Пасху работники получают четыре выходных дня - это пятница, суббота, воскресенье, понедельник. Трехдневные выходные - с субботы по понедельник - получают работники Австрии, Украины, Италии, Молдавии и др.
  3. Иногда бывает, что Благовещение совпадает с Пасхой (25 марта/7 апреля) - в таком случае Праздник получает название Кириопасха (Господня Пасха). Однако бывает такое очень редко - так, в XX веке Кириопасха праздновалась только в 1912 и 1991 годах. В XXI веке ближайшая Кириопасха произойдет лишь … в 2075 и 2086 годах. Следующую ж Кириопасху можно будет отпраздновать только 2159 году!
  4. Празднование Пасхи не заканчивается в этот же день: целая неделя после праздника - Светлая седмица - считается такой же праздничной, как и воскресный день. А словами «Христос воскрес!» можно приветствовать друг друга вплоть до Вознесения Иисуса Христа, которое празднуется на 40-день после Пасхи.
  5. Первое слово полного названия праздника Пасхи «Воскресение Иисуса Христа» на греческом языке - Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ (что читается как Анастасис Иису Христу) стало известным христианским именем - причем не только в женской форме - Анастасия - но и в мужском варианте - Анастасий.
  6. Праздник Пасхи называют «Царем дней» и «Праздником Праздников».
  7. Следующее за пасхальным воскресенье в восточных церквях (православной, греко-католической) называется необычным словом «Антипасха», или Фомино воскресенье. В этот день вспоминается явление Христа апостолам и сама личность Фомы «Неверующего» - названного так за, что он утверждал, что не поверит в Воскресение, пока не вложит руку в рану Христа.

Объясните, пожалуйста, разницу между православной и римско-католической Пасхалиями.

Отвечает игумен Амвросий (Ермаков) :

По сложившейся церковной традиции, согласно правилу I Вселенского Собора 325 года, христианская Пасха должна отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. В связи с несоразмерностью солнечного и лунного циклов, которым она сопоставляется, дата праздника с годами смещается по временной шкале в пределах с 22 марта по 25 апреля по юлианскому календарю. Практически на каждый год она определяется расчетным путем.

Юлианский календарь, которым пользуется Православная Церковь, основан на солнечно-лунной системе отчета в результате чего год получается длиннее на 11 минут 14 секунд года астрономического. Из-за этого день солнечного равноденствия, который в 325 году был 21 марта, к концу шестнадцатого века сместился на десять дней назад, то есть на одиннадцатое марта.

Недовольная этим смещением и тем, что Пасха может каждый год может иметь "колебания" в дне празднования, Римо-католическая церковь в 1582 году провела реформу и ввела, так называемый григорианский календарь по имени папы Григория XIII, смысл которой сводился к переходу исключительно на солнечную систему отчета. Конкретно реформа выразилась в том, что летоисчисление в 1582 году было механически перенесено на десять дней вперед, то есть днем весеннего равноденствия опять стало 21 марта.

Это стремление к точности оказалось неоправданным в свете евангельских событий, так как в григорианском календаре христианская Пасха иногда приходится вместе с еврейской или даже раньше нее. В частности, с 1851 по 1951 год католическая Пасха случалась прежде еврейской 15 раз. Согласно же канонам Православной Церкви это считается недопустимым: Пасха всегда должна праздноваться после иудейской пасхи, ибо Господь воскрес в первое воскресенье после нее.

На практике католическая Пасха происходит, как правило, на неделю или на две раньше православной, и три раза в 19 лет совпадает с ней. Рекомендуем Вам книгу "Календарный вопрос ", выпущенную в изд-ве Сретенского монастыря, где подробно освещается эта проблема.