Политика как общественное явление. Политика – как общественное явление

Для выяснения предмета изучаемой нами дисциплины обратимся к этимологии термина "политика". «Политика» - одно из наиболее употребимых слов в общест­венном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но су­дить о ней могут все». Мы говорим о политике государства, о поли­тике партий, о семейной политике и т.д. Означает ли это, что во всех перечисленных случаях мы говорим об одном и том же, или же су­ществует разница в содержании понятия «политика» применитель­но к каждому из них? Что такое политика? Чем она отличается от других сфер жизни? Какие области человеческой жизнедеятельнос­ти связаны с политикой?

Термин «политика» (греч. politika - государственные и обще­ственные дела; polis - город-государство) получил распростране­ние под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика».

Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она

принадлежит к наиболее сложным обществен­ным образованиям. Ее возникновение связано с появлением социального неравенства, столкновения интересов различ­ных социальных групп, появлением государства и т.п. Она во многом объясняется экономическими отношениями, потребностями жизнеобеспечения и выживания людей.

Необъятен диапазон представлений о политике. Вот лишь неко­торые ее определения:

- «Политика означает стремление к участию во власти или оказа­нию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (М. Вебер).

Политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего клас­са», «концентрированное выражение экономики» (В.И. Ленин).

- «Политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть полити­ка» (О. Шпенглер).

- «Изучение политики есть изучение влияния и влияющего... иными словами, кто что получает, когда и как» (Г. Лассуэлл).

- «Политика - борьба интересов, маскируемая под борьбу прин­ципов. Руководство общественными делами во имя личной выгоды» (А. Бирс).

- «Политика - это процесс управления» (О. Ренни).

- «Политика - властное распределение ценностей внутри обще­ства» (Д. Истон).

- «Изучение политики есть изучение принятия общественно зна­чимых решений» (Р. Шнайдер).

Каждое из этих определений содержит рациональное зерно, ибо отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и соответственно сложностью его познания.

Анализ различных подходов к теоретической интерпретации по­литический сферы позволяет сделать вывод о ее многомерном ха­рактере. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:



- как сфера общественной жизни;

- как один из видов активности социальных субъектов;

- как тип социальных отношений (между индивидами, малыми группами и т.д.).

В первом аспекте политика предстаёт в контексте структуры общества, как его элемент, занимающий свое место и играющий в нём определенную роль. Начиная с Аристотеля за политикой как за автономной областью общественной жизни закрепляются функции согласования общих и частных интересов, осуществления господ­ства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления обще­ственными делами.

Второй аспект рассмотрения политики связан с ее интерпрета­цией как способа совокупной и индивидуальной активности соци­альных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Именно в этом ракурсе М. Вебер анализирует политику как предприятие и профессиональную деятельность ее субъектов, занимающихся политической деятельностью «по случаю», «по со­вместительству» и «профессионально».

Что же касается третьего аспекта , то уже Аристотель определяет политику как высший вид человеческого общения. Французские ис­торики периода Реставрации и марксисты трактуют политику как отношения классов по поводу государственной власти. В XX в. раз­рабатываются концепции «конфликта-консенсуса», характери­зующие политику как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.

Существует точка зрения точка, что политика – это наука и искусство, искусство достижения возможного, хотя полтика вовсе не исчерпывает себя и тогда, когда общество подходит к сложнейшим проблемам, разрешение которых кажется невозможным. Немецкий политолог Макс Вебер /1864-1920/ писал: «даже и возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному". Отсюда следует, что политика. - это искусство достижения возможного и невозможного, поскольку абсолютно без­выходных положений не бывает.



Когда политику называют наукой, имеется в виду то обстоятельство, что, согласно материалистическому пониманию истории, основу ее составляют не личные, субъективные желания кого-либо, а не зависящие от них объективные факторы человеческого бытия. Следовательно, разрабатываться и осуществляться политика должна не произвольно, не по простому хотению политических деятелей, а исходя из научных данных, с учетом требований объективных законов общественного развития,

В политике, как и в науке нужно воспринимать вещи объективно. Политика имеет свою объективную логику, независимую от предначертаний тех или иных лиц или партий. С помощью научного инструментария политик может тщательно проанализировать подлинное состояние общества, объективное положение дел в определенной его сфере. Он должен обнаружить и выявить наметившиеся в общественном развитии тенденции, трезво учесть соотношение всех действующих социально-политических сил, определить назревшие потребности. И лишь затем политик может формулировать цели, ставить задачи, выдвигать лозунги, намечать меры по их осуществлению. Если же ничего подобного не делать, если руководствоваться только личными желаниями и побуждениями, то политика из строго выверенной и последовательной, какой должна быть, превратится в субъективистско-волюнтаристские упражнения, набор случайных действий, шараханье из одной крайности в другую. Такой стиль неизбежно приведет к ошибкам, потерям, поражениям. Когда политику называют искусством, имеется в виду то обстоятельство, что разработать научно выверенный курс очень важно, но недостаточно. Необходимо еще практическое умение его реализовывать, которое относится уже к области искусства политического поведения.

Ведь политическая жизнь, политическая деятельность чрезвычайно сложны, политика больше похожа на алгебру, чем на арифметику, и еше больше на высшую математику, чем на низшую. Иными словами, в политике не все так прямолинейно и однозначно, как в арифметике, где дважды два в любом случае будет четыре. Политика - не арифметика, а именно алгебра, именно высшая математика, где возникают задачи со множеством неизвестных, происходят запутанные, неоднозначные события и процессы. Политик обязан владеть искусством эффективно действовать в такой обстановке. Ему должен быть присущ политический глазомер . То есть умение правильно соизмерять свои задачи с имеющимися возможностями. Недаром политику называют искусством, возможного. Он должен иметь политическое чутье. То есть умение по едва заметным признакам верно угадывать состояние политической обстановки, назревающие события. Неотъемлемым его свойством должна быть гибкость в поведении. То есть умение эффективно использовать все формы, средства и методы борьбы, своевременно переходить от одних к другим сообразно изменившимся обстоятельствам. Важнейшим условием победы является умение политиков на каждом этапе борьбы находить главное звено в цепи событий, ухватившись за которое можно удержать всю цепь и подготовить предпосылки для окончательного успеха. Не менее важно уметь правильно выбрать момент решающего удара по противнику и собрать большой перевес своих сил в самом уязвимом для него месте. Искусство политического поведения позволяет соединять в политике науку с практикой и добиваться нужного конечного результата.

Политика, не вытекающая из повседневных потребно­стей людей и национальных интересов, из анализа реаль­ных процессов политической жизни, превращается в свою противоположность, в эрзац-политику или политиканство, которое проявляется в заигрывании с массами, обещаниях и склонностях к схоластике, фальши и лицемерии, торговле политическими убеждениями, неспособности видеть главное. Политиканы - это люди, проявляющие неразборчи­вость в своих действиях, изменчивость в поступках. Поли­тиканство порождает грубые ошибки и промахи, запутан­ность социальных взглядов. Еще Г. В. Плеханов предупреждал властолюбцев: "Политика требует от людей, зани­мающихся ей, большой гибкости ума; она не знает неизмен­ных, раз и навсегда данных правил.... В политике неизмен­ные, раз и навсегда принятые правила неизбежно и быстро ведут к поражению" (Соч. Т. 13. С.З-4). Политика, веду­щая к поражению, - не истинная политика, а скорее результат абстрактных заблуждений, самообмана и попы­ток тщеславных деятелей.

Политика означает умение управлять государством своевременно и непредвзято анализировать противоречия и трудности, вырабатывать наиболее рациональные средства политического действия. Она предполагает участие граждан в делах государства, определение форм и содержания его деятельности. Роль политики как особой сферы общественной жизни обуслов­лена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; вклю­ченностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными яв­лениями, отношениями и сферами).

Политика имеет свою структуру, под которой понимается относительно устойчивое един­ство элементов системы, их отношение внутри целостности, в которой выделяются различные аспекты и составные части политики. Наиболее широко распространено деление политики, которое разграничивает в ней форму, содержание и процесс.

Форма политики - это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Элементы и уровни политики. Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить;

1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;

2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы

3) институты власти и борьбы за нее;

4) отношения властвования - господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования:

1. Локальный уровень – включает в себя решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями (профсоюзы, фирмы, корпорации, партии). Локальный уровень не требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциа­циями, заинтересованными в экономическом развитии своего ре­гиона.

Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть и т.д.

2. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.

3. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства и международные организации (ООН, НАТО,ЕЭС и др.).

Только органичное единство, диалектический синтез всех уров­ней политического знания позволяет получить тот сплав, который называется политологией.

Важнейшие направления воздействия политики на общество проявляются через её функции. К ним относятся:

Поддержание и укрепление целостности общества как сложной дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

Разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

Предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

Конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция),

Поддержание классового или социального господства;

Защита основополагающих прав человека;

Привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;

Обеспечение социальной справедливости и общего блага.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что политика представляет собой сферу деятельности, связанную с отношениями классов, партий, наций, социальных групп по поводу завоевания, удержания и использования власти, участия в делах государства, определения форм, задач содержания его деятельности.

Политология есть наука о политике, т.е. об осо6ой сфере жиз­недеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политически­ми институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр по­литической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Предметом изучения и исследования_политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность.

Узловыми проблемами современной политологии являются такие, как - политическая власть, ее сущность и структура;

Политические системы и режимы современности;

Формы правления и государственного устройства;

Политическая стабильность и поли­тический риск;

Партийные и избирательные систёмы;

Политические права и свободы человека и гражданина;

Гражданское общество и правовое государство;

Политическое поведение и политическая культура личности;

Политическая коммуникация и средства массовой информации;

Религиозные и национальные аспекты политики;

Средства и методы урегулирования политических конфликтов и кризисов;

Международные политические отношения;

Геополитика;

Политическая глобалистика и др.

Понимаемая таким образом политология вписывается в систему современного политического знания как комплексная наука. В этой системе она выполняет роль интегриру­ющего фактора, выступая одновременно и как составная часть дру­гих областей политического знания, и как относительно самостоя­тельная наука. Иными словами, в отличие от других областей поли­тического знания, политология имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления, выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспек­тивы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального измерения политики. Разумеется, при этом необходимо иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Теоретическое исследование политики отличается от приклад­ного ее анализа прежде всего следующими целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политичес­кой жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Приклад­ная политология прямо отвечает на вопросы: «для чего?» и «как?». Она может быть представлена как совокупность теоретических мо­делей, методологических принципов, методов и процедур исследо­вания, а также политологических технологий, конкретных про­грамм и рекомендаций, ориентированных на практическое приме­нение, достижение реального политического эффекта.

Прикладная политология исследует основные субъекты полити­ческих событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образова­ния, партии, толпу и политическую аудиторию, социальные, этни­ческие и религиозные группы, роль участников политических собы­тий в принятии политических решений и их реализации. К приклад­ным отраслям политологии можно отнести концепции государст­венного управления, партийной стратегии и тактики, ситуационного политического анализа. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология вы­работки и принятия политического решения; технология проведе­ния референдума, избирательной кампании и т.д.).

В последнее время возникла новая отрасль политического зна­ния - политический менеджмент. Составной частью политическо­го менеджмента является разработка стратегических целей и так­тических установок, механизма воздействия управленческих госу­дарственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Иными словами, политический менедж­мент - это наука и искусство политического управления.

Политология имеет свою специфику. Она проявляется

во-первых в том, что изучаемые ею вопросы не являются абстрактно-теоретическими, а находят свои основания в социальной практике;

во-вторых, в том что политические процессы и события неразрывно связаны и рассматриваются в единстве с политической властью;

в- третьих в том, что в каждом самостоятельном суверенном государстве "политология" "привязана" к своим национальным особенностям. Поэтому её наблюдения, анализ ситуации, рекомендации более всего отражают цели и средства именно этой страны.

То, что неоспоримо, скажем, для Китая или Кореи, вовсе не обязательно дол­жно подходить для России.

Предмет политологии фиксируется в его методологиче­ском аппарате: законах и категориях. Чем четче, конкретнее они изучены, выражены, тем определеннее пред­мет политологии. Сейчас этого сказать нельзя, поэтому пред­ставим данную проблему насколько это возможно.

Любая из наук в первую очередь стремится раскрыть структуру предмета своего исследования, преподавания. Решение этой задачи дает возможность обнаружить законы функционирования и развития изучаемых политических явлений, процессов действительности. Законы структуры определяют способ организации политических систем, их внутреннюю определенность и взаимо­обусловленность. Если тот или иной вид связи элементов существен и необходим для данной системы, то он имеет характер закона её структуры. В политике обнаруживаются законы различных структурных уровней и срезов, закон ор­ганизации структурирования политических институтов и дру­гие. Одни из них выражают связь элементов в отдельных подсистемах, в то время как другие действительны для групп подсистем или для всего общества в целом. Одни законы вы­ражают связи сторон определенных видов общественных от­ношений, другие-характер связи элементов в системе (их устойчивость или изменчивость). Какой структурный уровень мы сейчас ни взяли бы в политике, везде обнаруживается отсутствие содержательного представления о его структуре, внутренней согласованности компонентов, механизмах их функционирования и т. п. Так, например, закон разделения властей на структурном уровне в качестве своих основных черт - необходимости, всеобщности, повторяемости, инва­риантности - не разработан как в политической системе за­конов общества, так и на уровне внутрисистемных структур­ных элементов.

Законы структуры познаются не для праздного любопыт­ства. В объектах разных структурных уровней политической организованности по-разному проявляются законы и меха­низмы функционирования и развития политического бытия и действий людей.

Законы функционирования политики - это законы ее жизнедеятельности как особого социального организма лю­дей. Их действие воспроизводит политическую жизнь на до­стигнутой ступени развития.

В отличие от законов структуры, выражающих такие от­ношения системы, в которых временной момент их зависи­мости явно не обнаруживается, законы функционирования, изменения и развития прежде всего включают фактор вре­мени. Они характеризуют явления политической действи­тельности как процессы. Например, закон отражения поли­тических интересов субъектов, их диалектической взаимо­связи и т. п.

Законы__функционирования выражают взаимодействие элементов в системе, способ их связи в условиях воздействия на её структуру внешних и внутренних изменений, связанных с количественными сдвигами в структурах низших порядков. Они характеризуют движение, не выходящее за пределы достигнутого уровня организации системы, и сохраняют ее динамическую устойчивость.

Законы развития - это законы перехода от одного по­рядка взаимоотношений в системе к другому, законы каче­ственных превращений на основе столкновения противопо­ложных сил и тенденций в данной сущности. Это законы движения от одного состояния структуры к другому.

Если в результате -действия законов функционирования происходит развитие системы политических отношений, точ­нее, ее отдельных сторон в пределах определенной формы собственности и власти, то действие законов развития при­водит к коренным изменениям во всей политической струк­туре и к возникновению качественно новой системы полити­ческих отношений, например, закон смены политических ре­жимов. В них выражается связь причинно-следственных за­висимостей.

Законы структуры, функционирования и развития харак­теризуют различные этапы движения противоречивого един­ства сторон политического явления или процесса. Законы развития действуют на основе преодоления противоречивых тенденций, выражаемых законами структуры и законами функционирования.

Законы политической жизни существуют и проявляются только через деятельность людей и их отношение друг к другу. Политика - это деятельное проявление отношений, интересов социальных общностей людей друг к другу и к обществу в целом. Оно многообразно, так как политическая жизнь имеет внутренние и международные аспекты, разные уровни, объекты.

Категории /от греч. категориа - высказывание, свидетельство - это формы осознания в понятиях наиболее общих свойств развития природы, общества_ и мышления. Изучение категориального аппарата любой науки - непременное условие овладения её научным потенциалом. Так, например, не зная соответствующих формул, мы не сможем использо­вать достижения математики, физики, химии, других точных наук. Не имея представления о сущностных свойствах организма, протекании болезней и характеристиках тех или иных препаратов, мы не сможем оказать помощь больному. Не зная важнейших свойств политики, мы никогда не определим оптимальных путей и способов политического развития, будем продвигаться методом проб и ошибок, социальные последствия которых могут выражаться в войнах, насилии, несправедливости и т.д.

1 группа - общенаучные, используемые всеми социально-гуманитарными науками . Это: цивилизация, общество. население,народ, свобода,власть, право,культура, прогресс,образ мышления, революция, эволюция и др.

К их числу относятся: Правовое государство, частная собственность, гражданское общество, социальные слои и группы, общественное мнение, военно-промышленный комплекс, военно-политические конфликты и др;

Введение…………………………………………………………………....2

1. Сущность и содержание политики

1.1. Сущность политики………………………………………….………3

1.2. Возникновение политики………………………………………..….4

1.3. Функции политики…………………………………………………..5

2. Политика как общественное явление……………………………….8

3. Структура политики………………………………………………….13

Заключение…………………………………………………………….....18

Список используемой литературы……………………………………19

Введение.

Слово «политика» является производным от "полис" - "город-государство" (греч.). В современном понимании политика - это сфера общественных отношений между социальными группами по поводу использования политической власти в целях реализации их общественно значимых интересов и потребностей.

Термин «политика» получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им "Политика". Политика - это сфера общественных отношений, в которой отражаются интересы больших групп людей и задействована политическая власть. Целью политики в современном понимании является содействие становлению справедливого общества, т.е. общества, приверженного принципу оптимальной безопасности и свободы для всех людей на основе идеи о равной и бесконечной ценности каждой человеческой жизни. Политика выступает также процессом непосредственного управления обществом, направленным на регулирование отношений между людьми во всех сферах общественной жизни. Политика включает в себя следующие структурные звенья: политические интересы, политические отношения (устойчивые взаимосвязи общественных групп между собой и властью), политическое сознание (отношение людей к власти), политическую организацию (институты публичной власти), политическую деятельность.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение понятия и сущности политики как особой сферы социальной жизни и уровней ее функционирования.

Выделим основные задачи работы:

Дать определение и показать основные подходы к политике;

Рассмотреть субъекты и объекты политики;

Изучить структуру и уровни политики.

1. Сущность и содержание политики.

1.1. Сущность политики.

В последнее время мир стал свидетелем колоссальных политических процессов. Получают принципиальные изменения целые политические системы стран, формы государственных структур, демократические институты. Модернизируются, образуются или распускаются международные или блоковые государственные союзы. Мир стал более безопасным и открытым к международному сотрудничеству. Преобразуется политическая карта мира.

Это всё политика и результат политики. А что такое политика? Каково содержание этой категории?

В своё время русский историк В.О. Ключевский писал, что политические термины имеют свою историю, и мы неизбежно впадаем в анахронизм, если встречая их в памятниках истории отдалённого времени, будем понимать их в современном смысле. Это относится и пониманию термина "политика".

Давайте кратко проследим, какое значение имело понятие "политика" в истории. В Древней Греции под словом "политика" понималось всё, что относилось к государственной деятельности. Платон и Аристотель считали политикой управление государством. Аристотель, назвав человека политическим существом, считал правильным те формы государственного устройства (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо.

Даль В. И. рассматривал политику как науку государственного управления, виды, настроения, цели государя, образ его действий, нередко скрывающий подлинные цели. Политик по Далю, это умный, ловкий (не всегда честный) государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать.

Французский энциклопедический словарь Ларусс утверждает, что политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а так же деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества.

В Популярном политическом словаре, изданном в Москве в 1924 году, политика рассматривается как искусство управления государством и как определённое направление действий государства, партий, учреждений.

Ожегов С. И. в Словаре русского языка определяет политику как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны.

Советский философский энциклопедический словарь рассматривает политику как деятельность, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Приведенные понятия позволяют сделать вывод, что политика это:

1.Участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности;

2.Деятельность в сфере отношений между классами, нациями, партиями и государствами;

3.Совокупность событий или вопросов государственной, общественной жизни;

4.Характеристика образа действий, направленных на достижение определённых целей в отношениях людей между собой.

Исходя из вышесказанного, можно определить политику как деятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу установления и использования институтов публичной власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.

1.2. Возникновение политики.

Видимо, политика как явление, возникла в результате активности преследующего свои цели человека. На определённом витке развития общества постепенно усложнялся механизм материального производства, нарастала социальная мобильность, рос уровень культуры. Интересы человека стали распространяться за границы семьи, рода; появились блочные, групповые интересы, а значит и потребность их регулирования.

Это привело к тому, что в обществе возникла настоящая потребность в образовании социальной силы, способной к выполнению двоякой задачи:

1.Реализации человеческих интересов;

2.Такое урегулирование отношений людей и групп, которое сохранило бы целостность общества.

Такая потребность была реализована в процессе становления специфических общественных институтов, способных, используя силы принуждения и убеждения, обеспечить необходимые общеобязательные формы социального поведения всех слоев населения.

Таким образом, необходимость урегулирования человеческих взаимоотношений, повлекшая образование публичных органов государственной власти, а так же социальных ассоциаций, где люди группировались в целях защиты тех или иных интересов, и породила политический уровень общественных отношений.

1.3. Функции политики.

Если суммировать то, о чём мы говорили ранее, то можно выделить важнейшие функции политики.

1. Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества.

Политика представляет людям возможность для удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса.

2. Рационализация возникающих противоречий.

В ходе удовлетворения потребностей и интересов индивидов обнажаются противоречия, возникают конфликты. Роль политики - сгладить противоречия. Платон определял политику как "искусство жить вместе".

3. Управление и руководство политическими и общественными процессами.

Политические процессы, проистекая в интересах тех или иных слоев населения или социума в целом, предполагают использование средств принуждения и социального насилия.

4. Обеспечение целостности общественной системы, стабильности и общественного порядка даже при изменении режимов правления.

5. Человекотворческая функция.

Через политику человек способен обрести социальные качества, она включает личность в сложный мир социальных отношений, конструирует индивида как самостоятельное социально активное существо, субъект политики.

6. Обеспечение преемственности социального развития общества в целом и каждого человека в отдельности.

В этом случае выбранный обществом политический курс должен предвидеть не только отдалённые последствия предпринимаемых действий, но и постоянно проверяться практическим опытом, здравым смыслом, нормами нравственности.

Понятно, что речь в данном случае идёт только о важнейших функциях политики. По степени развития этих функций можно судить о степени развития самого общества, его зрелости и развитости политической жизни.

Политика имеет свои субъекты и объекты. Известно, что субъект (от лат. "субъектус" лежащий внизу, находящийся в основе) - это носитель какой-либо предметно-практической деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект (от лат. "объектум" предмет) - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности, в познании.

Другими словами, субъект действует, воздействует на объект, стремится использовать его в своих интересах.

Применительно к политике можно сказать, что субъект политики, это тот, кто ведёт активную политическую жизнь. К субъектам политики можно отнести: личность, социальную группу, партию, государство или его органы, международные организации и т.п.

Объектом политики является то, на что направлены усилия субъекта. К объектам политики можно отнести: власть, интересы и ценности, население как электорат, государство, личность и т. п.

Таким образом, политика обладает всеобъемлющим социальным характером и имеет отношение, практически к каждому члену общества. Политология, как наука, изучает политику во всех её проявлениях, а изучение политологии способствует формированию социально-активной личности.

Политология как наука и учебная дисциплина. Политология (от греч. рolitike – государственные, общественные дела и logos – слово, понятие, учение) – это наука о политике, политической власти и их взаимосвязях с человеком, обществом и государством. Политология как самостоятельная научная и учебная дисциплина в современном ее понимании сложилась в XX вв. В 1949 году была создана Международная ассоциация политической науки.

Объектом политологии выступает политическая действительность во всем многообразии ее проявлений или, говоря иными словами, политическая сфера общества. Предмет политологии – политические явления и процессы, закономерные взаимосвязи многочисленных политических учреждений, органов и организаций по поводу политической власти, а также политическое сознание и политическое поведение людей.

Методы политологии. При изучении конкретных политических явлений и процессов используются различные методы. Наиболее широкое применение в политологии получили следующие научные методы исследования :

диалектический, заключающийся в рассмотрении процессов и явлений политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества;

эмпирико-социологический – совокупность приемов и способов конкретных социологических исследований, ориентированных на применение полученных результатов в практической деятельности участников политических отношений;

компаративный (сравнительный) – сопоставление различных политических объектов, процессов, явлений на предмет выявления общего и особенного в них;

системный – рассмотрение политической сферы общества как сложноорганизованной целостности, все элементы которой органически взаимосвязаны;

бихевиоральный состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп;

исторический предполагает изучение политических явлений с точки зрения их связи с прошлым

Функции политологии. Политология выполняет такие функции , как:

методологическая , заключающаяся в выработке способов и приемов анализа политических явлений и процессов;

теоретическая – это концентрация, обобщение имеющегося политологического знания, разработка законов и категорий данной науки;

описательная – накопление, описание, систематизация фактов, явлений, событий политической жизни;

объяснительная – это поиск и нахождение ответов на возникающие вопросы политической жизни;

прогностическая – аргументированное предсказание будущего развития определенных политических явлений, событий, процессов;

инструментальная – выработка практических рекомендаций для властных структур;

мировоззренческая – поиск ответа на вопросы о своем месте в системе социально-политических отношений и своей роли в политических процессах;

идеологическая – выработка, обоснование и защита определенного политического идеала, способствующего устойчивости социальных отношений.

Политика как общественное явление . Политика как явление социальной жизни не является прису­щим человеческому обществу изначально. Первобытное (догосударственное) общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики. Неполитическими в догосударственном обществе были власть, а также такие социальные институ­ты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых ин­тересов обусловили возникновение государства и вместе с ним поли­тики. Таким образом, политика своим происхождением обязана го­сударству. Да и в буквальном переводе с греческого политика озна­чает «то, что относится к государству».

Политика – сложное многомерное, многоаспектное явление и очень емкое понятие. По сферам общественной жизни она подразделяется на: эко­номическую, социальную, научную, национальную, экологическую, военную и т. д.; но направленности – на внутреннюю и внешнюю; по приоритетности – на нейтральную, открытых дверей, нацио­нального примирения, компромиссов; по содержанию и характе­ру – на прогрессивную и реакционную, на научно обоснованную и волюнтаристскую и т. д.

Политика это деятельность социальных групп, организаций и индивидов по осознанию и представлению своих коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, реализуемых с помощью государственной власти.

Функции политики в обществе. Политика выполняет в обществе ряд важных функций :

управленческая (политическое руководство обществом);

интегративная, обеспечивающая консолидацию общества, достижение стабильности общества в целом и составляющих их частей, систем;

регулятивная , способствующая упорядочению, регламентации политического поведения и политических отношений;

теоретико-прогностическая , цель которой – выработка концепции, стратегии, курса развития общества;

артикуляционная, способствующая выявлению и выражению интересов различных групп общества;

нормативная , связанная с выработкой и утверждением системы норм и ценностей в обществе;

социализация личности – функция приобщения, включения индивида в общественную жизнь, определенную политическую среду.

Взаимосвязь политики с другими сферами общества. Политика неразрывно и многообразно связана со всеми сферами жизни общества: экономической, моралью, правом, духовной, религиозной и другими сферами. Для того чтобы показать пределы распространения политики, в науке используется понятие политическая сфера. Политическая сфера – это область политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственного влияния политиков и политических организаций, воздействия политических идей.

В социологической теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер (подсистем): хозяйственно-экономическая, социальная, политическая, духовная. Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества. С другой – сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.

Всякая общественная проблема приобретает политический характер, если она связана с интересами социальных групп или общества в целом и требует для своего решения использования средств подчинения, в качестве которых выступает государство в лице его различных институтов, учреждений и органов. Но у политики есть пределы воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация обозначает усиление влияния политики на другие сферы жизни; придание сколько-нибудь значительным вопросам общественной жизни политического звучания; повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации являются практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, подмена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы, например: рынок – «плохо», планирование – «хорошо».

Политика и экономика . Политика имеет собственную логику развития, при этом она, испытывая воздействия экономических факторов, сама оказывает существенное влияние на функционирование и развитие экономики. Экономику можно рассматривать в качестве базиса политики в том смысле, что она производит те материальные ресурсы, перераспределение которых осуществляется в сфере политики, и, таким образом, возможности экономики определяют возможности политики. Ни один политик не способен делать более того, что позволяют ему имеющиеся экономические условия. Однако политика – это не пассивное отражение экономики, она способна оказывать огромное обратное влияние на экономические процессы. Возможности самой экономики, ее эффективность во многом, а иногда и в решающей степени зависят от экономической политики государства, от тех правил экономической жизни, которые установлены политической властью. Другими словами, политика в известном смысле сама выступает базисом по отношению к экономике. В конечном счете представляется бессмысленным трактовать отношения экономики и политики с помощью категорий базиса и надстройки. Это две важнейшие части общественного организма, выполняющие специфические функции и сложные функциональные связи.

Политика и право. Политика неотделима и от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила «политической игры», определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Само право, в свою очередь, является сложным феноменом, порождаемым нуждами общества. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором. Характер права, его содержание, направленность определяются господствующим в обществе политическим режимом.

Политика и мораль. Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях, на основе которых должна строиться жизнь любого человека. В античной философии предполагалось, что государство должно соблюдать нормы морали и действовать ради общего блага. Однако в реальной политической практике процветали насилие, беззаконие и обман. В итоге сложилось известное выражение: «политика – грязное дело». На самом деле политика – это компромисс между желаемым и возможным. В современном мире постепенно формируется этико-гуманистический подход к политике. Он предполагает выбор политических решений на основе приоритета общечеловеческих ценностей. Очень важен и общий уровень морали в стране.

Политика и религия. Сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии. Более того, роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике (о соотношении духовной и светской власти, обязанностях государства и т.д.), она сама может претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь – на роль политической элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.

С давних времен политика остается важнейшим механизмом организации совместной жизни людей. При этом она является едва ли не самым таинственным и многоликим общественным явлением, многие парадоксы и противоречия которого человек так и не смог «расколдовать» за тысячелетия человеческой цивилизации.

Политика прямо или косвенно затрагивает каждого человека, поскольку от нее во многом зависит распределение общественных ресурсов, социальное положение индивидов и различных слоев общества, их возможности по реализации своих жизненно важных потребностей и интересов. В этой связи наличие правильных и ясных представлений о политике является необходимой предпосылкой для понимания этой сложной и неоднозначной сферы общественных отношений.

Изначально происхождение политики вызвано разрушением монолитного единства первобытных форм организации жизни людей, усложнением взаимодействия индивидов и групп, системы производства, потребления и распределения материальных благ, возникновением социально-экономического неравенства людей. Первобытные общественные отношения, основанные на традиционных инструментах регулирования частных и групповых противоречий, таких как обычаи, традиции, религиозные установления, авторитет старейшин, с утратой приоритета кровнородственных связей становились неэффективными и недейственными.

Соответственно в сложном социально дифференцированном обществе возникла необходимость в новых, более эффективных способах организации совместной жизнедеятельности людей, согласования их интересов и поведения. И таким способом организации общественных отношений становится политика.

Политика как способ организации и упорядочения жизнедеятельности социально неоднородного общества означала принципиально новое качество и характер взаимоотношений и взаимодействия людей, их деятельности. Она становится необходимым регулятором жизнедеятельности общества, в котором присутствует выраженная дифференциация различных социальных групп, их социально-экономического, властного, этнического и другого положения, условий жизни.

Итак, в наиболее общем смысле политика представляет собой процесс, в рамках которого люди создают, сохраняют и изменяют нормы собственного общежития. Политика неразрывным образом связана с такими явлениями, как конфликт и сотрудничество. Это так, поскольку, с одной стороны, существующие в обществе расхождения во мнениях, потребностях и интересах создают разногласия в отношении различных социальных норм, с другой - имеется общее понимание, что для изменения или сохранения этих правил и норм необходимо сотрудничать.

В истории общественной мысли сложилось широкое многообразие концепций, с различных позиций объясняющих природу и сущность политики. Основанные на определенных мировоззренческих позициях, они носят конкретно-исторический характер, отвечая актуальным запросам того или иного периода общественного развития тех или иных социально-политических сил.

Вместе с тем в большинстве этих концепций присутствует идея о том, что, во-первых , политика коренится в природе человека как социального существа, способного полноценно жить лишь в коллективе, обществе и обреченного взаимодействовать с другими людьми... Человек по природе своей есть существо политическое (Аристотель). Другими словами, политика порождается биосоциальной сущностью человека, нуждающегося во взаимодействии с другими людьми, в регулировании их совместного проживания и деятельности ради достижения частных и общих интересов.

Во-вторых, имеется также принципиальное единство в том, что политика складывается в процессе управления и регулирования общественных отношений, господства-подчинения, главным элементом которых является власть. С помощью последней субъекты этих отношений проводят свою волю, добиваются определенных целей. Политика и власть рассматриваются как взаимообусловленные явления.

Политика имеет предельно широкое влияние на все сферы общественной жизни, оказывает непосредственное воздействие на них, проявляясь в различных формах и видах - соперничестве, примирении, сотрудничестве, борьбе, согласии и т.д., на различных уровнях отношений и контактов людей. По мнению известного ученого М. Вебера, политика имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. В сложноорганизованных обществах для проведения политики складываются формализованные органы (советы, совещательные органы и т.п.), которые позволяют определенным зо индивидам и социальным группам эффективно отстаивать и реализовывать свои интересы, господствовать в системе общественных отношений. При этом основным институтом политики становится государство. Неслучайно этимология термина «политика» дословно означает государственные и общественные дела.

Политика как общественное явление имеет разнообразные формы проявления. Поэтому ее изучение осуществляется в различных ракурсах, например: как сфера общественной жизни, особый вид взаимоотношений индивидов, социальных групп и институтов, поведение и деятельность людей, способ завоевания и использования власти, управление общественными отношениями и их регулирование и т.д.

Определение политики - предмет многолетних дискуссий, которые продолжаются по настоящее время. Дело в том, что в понятии «политика» заложено множество вполне приемлемых значений.

Так, мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство», которое управляет всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т.д.), как способность «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как «воля к власти и знание об умелом правлении» (Н. Макиавелли); как «способность проводить волю, обеспечивая лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство» (М. Вебер); как «область борьбы за реализацию классовых интересов» (К. Маркс); как «отношения между публично борющимися группами людей, которые взаимно определяются в понятиях “друг - враг”» (К. Шмитт).

Современная российская политическая мысль чаще всего определяет политику как область деятельности по поводу реализации общественных интересов, связанную с управлением и властными отношениями.

Как бы то ни было, осмысление политики определяется самыми что ни на есть глубокими интеллектуальными и идеологическими предпочтениями тех, кто изучал и изучает данный феномен. На сегодняшний день сложились следующие традиции понимания политики:

  • политика как искусство государственного управления;
  • политика как публичный процесс;
  • политика как компромисс и консенсус;
  • политика как власть и распределение ресурсов.

Каждая из этих традиций опирается на различные и при этом вполне веские основания, чтобы быть признанной. Впрочем, у каждой из них есть свои пробелы в объяснении политической реальности. В отечественной политической науке наиболее распространенным является толкование политики с позиций властного подхода и распределения ресурсов, так как в конечном итоге центральным вопросом политики выступает вопрос власти.

Итак, политика - это отношения между различными социальными группами и институтами по поводу завоевания и удержания государственной власти, ее использования для реализации общественно значимых интересов.

Качественная определенность политики как особой сферы отношений выражается в ее свойствах, которые в совокупности позволяют отличать ее от других общественных явлений. Важнейшими свойствами политики являются: проникновение, конкурентность, асимметричность, рациональность, рискованность, пространственность, темпоральность, взаимодействие элитарных и неэлитарных групп, процессуальность.

Проникновение политики проявляется в том, что она интегрирована во все сферы общественной жизни и тем самым способна придать решаемым в них вопросам публичный характер. Свойство проникновения политики прежде всего заключается в подвижности и разнообразии проблем, которые воспринимаются государственной властью как общественно значимые.

Как известно, явление, процесс или проблема имеют политический характер, если они: 1) касаются вопроса государственной власти; 2) затрагивают интересы широких слоев населения;

3) граждане проявляют к ним свое отношение посредством различных механизмов политической активности; 4) становятся предметом соперничества и борьбы за власть разных социальных групп; 5) публичная власть, ее структуры и лица признают за собой право решать эту проблему или массы требуют от них такого решения.

Конкурентность - это свойство политики, которое проявляется в том, что содержание отношений и взаимодействия политических субъектов является результатом столкновения различных групповых интересов, сопутствующих им норм и правил, ценностей и традиций. Политика складывается и функционирует на основе постоянного противоборства социально-политических сил, ориентирующихся на различные жизненные стандарты, ценности, социальные институты.

Асимметричность политики выражается в сложности, а порой и невозможности поддержания постоянного баланса интересов и сил между участниками политических отношений. Заметим, что ключевой вопрос политики - власть - также представляет собой асимметрическое отношение. Другими словами, политика - внутренне обратимое, принципиально несбалансированное явление, в котором переплетены сознательные и стихийные действия, организация и дезорганизация, порядок и хаос, стабильность и нестабильность, устойчивость и неустойчивость. В реальной жизни можно периодически наблюдать, как тот или иной политический режим под воздействием обстоятельств меняет социальную и идеологическую ориентацию, переходит от методов использования силы к убеждению, обретает и вновь утрачивает легитимность.

Рациональность. Политика, вырабатывая механизмы согласования различных интересов и позиций участников политической жизни, имманентно ориентирована на поиск оптимального выстраивания политических отношений и политических институтов, ограничение иррационального компонента, утверждение рациональных принципов и процедур. Рациональное начало политики имеет особое значение для жизнедеятельности общества, поскольку социальное взаимодействие нередко имеет неадекватные проявления (следование суевериям, предрассудкам, ритуалам, мифам), несоизмеримые со сложившимися условиями.

Рискованность политики обусловлена тем, что борьба социально-политических сил за государственную власть может привести к непредсказуемым последствиям. Политика представляет собой вид деятельности, довольно затратной и не гарантирующей компенсацию вложенных капиталов и человеческой энергии. Неожиданный проигрыш на выборах, политические кризисы и конфликты, вызывающие дестабилизацию социальных и экономических порядков, заставляют относиться к политике как к области деятельности, связанной с повышенной опасностью невыполнения намеченных планов.

Пространственность - это свойство политики, которое связано с ограниченностью политических отношений определенным социально-территориальным пространством, конкретными местами и регионами. Очевидно, что в каждом пространстве складываются различные условия для политического участия и волеизъявления населения, формирования политических институтов и структур, механизмов их функционирования, разные социокультурные параметры организации политической жизни.

Темпоральность характеризует временное измерение политики. Политические отношения и процессы могут протекать и оцениваться в разных диапазонах: реального времени (политические события и действия воспринимаются непосредственно с точки зрения их актуальной значимости); исторического времени (оценка происходящего в его взаимосвязи с прошлыми событиями, что требует обобщения различных фактов и определенной логики истолкования эволюции политических событий); эпохального времени (используются масштабные критерии оценки, адаптированные для анализа крупных этапов политической истории не только отдельных государств, их объединений, но и цивилизаций). Одно и то же политическое событие может иметь различные временные координаты. Так, одни события со временем теряют свое значение, а роль других возрастает.

Взаимодействие элитарных и неэлитарных групп. Политика немыслима без этих групп, каждая из которых выполняет в ней определенную роль. Элиты представляют интересы различных слоев населения и осуществляют управление обществом. Неэлитарные группы влияют на отбор элит, в определенной мере контролируют их деятельность и проводимый ими политический курс. В силу этого политика формируется и реализуется как результат взаимодействия властвующих и подвластных, как следствие взаимодействия управляющих и управляемых, профессионалов и непрофессионалов. На разных стадиях и уровнях политического процесса (например, при принятии важных политических решений) могут меняться содержание и характер, степень согласования действий элитарных и неэлитарных групп, набор выполняемых ими функций, их удельный вес и значение.

Процессуальность. Данное свойство политики определяется всей совокупностью действий различных субъектов, что придает ей динамичность и исключительную изменчивость. Политика есть сосредоточение множества процессов, обусловленных взаимодействием элит, власти и гражданского общества, противоборством субъектов политических отношений, конкуренцией за государственную власть. Таким образом, политика представляет собой интенсивно меняющуюся и конфликтную область общественной жизни, где постоянно сталкиваются интересы широких слоев населения.

Политика имеет свою структуру. Ее составляют: субъекты политики, политические интересы, политическое сознание, политические отношения, объекты политики. Представленные элементы тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности образуют политику как целостную и качественно определенную область жизнедеятельности общества.

Субъекты политики - социальные силы и институты, конкурирующие в борьбе за государственную власть и ее использование. Они подразделяются на институциональные и социальные. К институциональным субъектам политики относятся государство, политические партии, общественно-политические организации и движения. Социальными субъектами политики являются отдельные индивиды и социальные группы, обладающие возможностями и способностью вести борьбу за государственную власть и распоряжаться ею: общественные (политические) лидеры, общественная (политическая) элита. Кроме того, социальными субъектами политики выступают также индивиды, социальные группы и образования (класс, нация, социально-демографические и профессиональные группы, народ), не принимающие постоянного и непосредственного участия в политике. Они могут оказывать влияние на политику через политическое участие (референдумы, собрания, местное самоуправление, выборы), а также осуществлять давление на власть с помощью массовых, как правило протестных, действий (демонстрации, митинги, забастовки, голодовки), других форм выражения своих интересов. Субъекты политики взаимодействуют друг с другом, между ними складываются отношения подчинения и соподчинения, зависимости, сотрудничества и противоборства, вместе с тем они обладают и относительной автономностью.

Политические интересы являются побудительной силой включения людей в политику. Они представляют собой осознанную людьми потребность участия в политике, достижения и использования политической власти (прежде всего государственной) или влияния на нее в целях обеспечения жизненно важных условий своего существования, социального развития. Субъекты политики организуют свою деятельность исходя из общих и частных интересов. Общие интересы субъектов политики ориентированы на обеспечение их совместного существования и устойчивого развития общества. Частные интересы - это, как правило, классовые, узкогрупповые, профессиональные, национальные и др., которые могут совпадать или не совпадать с общими интересами. Политические интересы составляют основу формирования политического сознания людей, определяют цели, задачи и направленность деятельности субъектов политики, содержание политических отношений.

Политическое сознание - это теоретические, ценностные, нормативные, мифологические и другие представления человека, социальной группы, в которых отражено их отношение к политической действительности. С этой точки зрения политика предстает как область формирования разнообразных идейных проектов, которые воплощаются в реальной общественной жизни людей. Функционально политическое сознание выражается в постоянном преобразовании различных способов мышления из духовной формы в материальную и наоборот. Политическое сознание на рациональных и отчасти иррациональных началах проектирует властные взаимосвязи субъектов политики, определяет направленность и характер властного регулирования и управления.

Политические отношения представляют собой устойчивые взаимосвязи и взаимодействия индивидов, социальных групп и институтов по поводу государственной власти. Их формами являются: борьба, сотрудничество, консенсус, конфликт, кооперация, компромисс, уступка, соглашение и т.п. Политические отношения оказывают влияние на поведение и взаимодействие социальных субъектов во всех сферах общественной жизни.

Объекты политики - это общественные явления, процессы, ситуации, события, а также общественные силы, организации, отдельные индивиды и их группы, на которые направлена деятельность субъектов политики. Наиболее общими объектами политики являются общество, человеческая цивилизация в целом, все их ключевые сферы и происходящие в них процессы.

Взаимодействие структурных элементов политики придает ей внутреннее единство и целостность, представляет собой источник самовоспроизводства и саморазвития политики как общественного явления. Предназначение политики выражается в ее общественно значимых функциях, которые характеризуют востребованность и значимость политики в системе общественных отношений. Основные функции политики:

  • выражение и реализация политических интересов социальных групп и слоев общества, их притязаний на государственную власть;
  • обеспечение преемственности и инновационности социального развития;
  • рационализация конфликтов, придание межгрупповым отношениям цивилизованного характера;
  • распределение и перераспределение общественных ресурсов с учетом приоритетов развития общества и интересов господствующих социально-политических сил;
  • управление и руководство социальными процессами в интересах тех или иных групп, общества в целом;
  • социализация личности, включение ее в политическую жизнь;
  • интеграция общества, обеспечение стабильности общественной системы, целостности и порядка;
  • обеспечение социально-политической коммуникации.

Функции политики динамичны и изменчивы. Значимость каждой из них определяется состоянием социальной среды, характером политических отношений и соотношением ролей их субъектов. Подвижность функций политики означает, что отдельные из них в тех или иных условиях могут осуществляться с разной степенью полноты и эффективности, иметь как позитивное, так и негативное значение для общества. В ряде случаев отдельные функции носят асоциальный, противоположный своему общественному назначению характер.

Политика в силу присущих ей свойств влияет на организацию социального порядка как на уровне конкретного общества, так и мирового сообщества. Как правило, выделяют два основных уровня функционирования политики: макро и мега. На макроуровне государство обеспечивает организацию и функционирование общества как единого целого и его отдельных сфер. Здесь политика выступает как процесс: выдвижения и реализации коллективных целей; принятия решений, затрагивающих различные сферы общественного развития, интересы различных социальных групп и определяющих распределение власти и благ; применения санкций; соперничества политических партий, общественно-политических организаций и движений, социальных групп и образований, отдельных индивидов в борьбе за государственную власть; противостояния интересов и т.д. На мегауровне (мировая политика) государство выступает субъектом международных политических отношений, взаимодействует с другими государствами, их союзами и блоками, участвует в деятельности международных организаций (например, ООН, НАТО, ЕС).

Как явление политику можно классифицировать, используя различные основания. Так, по масштабам охватываемых проблем политика может быть мировой, региональной и национальной (отдельная страна). По направленности национальная политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. По сферам общественной жизни - на экономическую, социальную, научно-техническую, экологическую, демографическую, военную и другие виды. В соответствии с субъектами политических отношений различают государственную политику, политику политических партий, общественно-политических движений и организаций. Для классификации политики используются и другие основания. При этом нельзя не отметить, что любая классификация политики носит условный характер.

Политика, обладая относительной самостоятельностью, в то же время всегда находится в тесной взаимосвязи с другими явлениями и сферами общественной жизни. Она не только испытывает влияние с их стороны, но и оказывает обратное воздействие на них.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

по Политологии

на тему: Политика как общественное явление

Выполнил:

Панова В.Ю.

Студентка 1-ого курса 12 группы ФВМ

Проверил:

Боровиков А. П.

Санкт- Петербург 2014

Введение

В практической жизни человека никакие исторически устойчиво сложившиеся формы и способы его существования не проявляются в результате произвольного желания некоторых лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы времени, изменение обстоятельств и условий жизни человека. Так произошло и с политикой, появившись в результате пересечения ряда тенденций в продвижении общества, потребовавших этот способ обеспечения интересов людей и решения назревших проблем. Вся социальная жизнь представляет собой процесс постоянного взаимодействия людей и их сообществ, идущих за своими идеями и целями, которые в последствие неизбежно конкурируют друг с другом. На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась в основном механизмами общественной самоорганизации. Их главными элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, были обычаи и традиции, религиозные догматы и др. простейшие нормы и способы общежития. Вследствие усложнения и интенсивности социальных связей, нарастания территориальной, религиозной и других форм различного населения эти механизмы оказались неспособными управлять совместной жизнью людей и обеспечивать выполнение многих групповых потребностей.

Возникновение новой системы регуляции социальных контактов групп отметило полную несостоятельность человеческих нравов, религиозных обычаев и традиций. Только государственная власть стала той силой, которая могла не только обеспечить реализацию разных групповых интересов, но и сохранить целостность, обеспечить порядок и стабильность социальной жизни. Деятельность государства имела целью примирение противоборствующих сторон и обеспечения условий для выживания всего общества. Актуальность темы заключается в том, что на данный период государственного развития России вновь появилась потребность в усилении роли государства во всех сферах жизни общества, которое четко поднимает значение политики.

1. Политика как общественное явление

В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика - это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Если в политическом управлении небольшими городами-государствами непосредственно участвовали все граждане, то в больших нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разных интересов отдельных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти.

В 1515 году итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Николо Макиавелли (1469 -1527 гг) определял политику как "совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее.. " . Политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций.

По мере роста разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики оказывалось все более размытым, поскольку целеполагающее и упорядочивающее воздействие уже не ограничивалось государственно организованной деятельностью, но проникало и в сферу взаимодействия свободных индивидов по вопросу реализации их частных интересов. В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об "экономической политике" или "политике в области образования", то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, требуют внимания и контроля со стороны государства.

Такое внимание выражается в формировании задач развития и определении средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, воссоздание которых невозможна без власти государства.

Поэтому появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения. Взаимодействия групп, общностей приобретают политический характер тогда, когда становится ясно, что их потребности не могут быть реализованы без вмешательства государства.

Следовательно, политическую власть можно рассматривать как способность государства, других социальных, выражающих общие интересы, воздействовать с помощью имеющихся у них средств на поведение индивида, групп, общества.

2. Сущность политики, многообразие подходов к её определению

Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В обыденной жизни политика означает любую целенаправленную деятельность. Например, политика фирмы или политика руководителя какой-либо организации, даже политика жены по отношению к мужу. Политика это сложное общественное явление. Для рассмотрения политики можно применить английские понятия, которые хорошо показывают различные изменения политики.

Формальное измерение политики (Polity) - это политические институты, работа которых закрепляется правовыми нормами и политическими традициями. Оно изучает (формальное измерение политики) политическую организацию общества, государство и другие политические институты, придающие политике устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Так же имеется содержательное и процессуальное измерение политики.

Процессуальное измерение очень часто сравнивают с "борьбой за власть", которое можно объяснить тем, что политический процесс имеет волевые, интеллектуальные и социально-психологические формы.

Содержательное измерение политики - это политический курс, который связан с конкретными общественными интересами, ценностными ориентациями, с возможностями принятия политических решений. Оно связано с деятельностью государства и социальных групп по решению значимых социальных проблем (например, экономическая политика, политика в области образования, здравоохранении).

Политика- это сфера деятельности и поведения, связанных с властью, организацией, управлением в пределах государственно-организованных сообществ, которая рассматривается как один из видов социальной активности, как тип социальных отношений или как науку- т.е. политологию.

Политика - как наука и искусство, взаимосвязь с экономикой, правом, моралью, религией.

Согласно политологической энциклопедии политика - это организационная и регулятивно - контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. Ясно одно, что для понимания природы политики необходимо понимание ее взаимосвязи с другими сферами жизни общества.

Наиболее тесно политика переплетается с экономикой. Всем известно, что политика и экономика являются основой всей системы общественных связей. Политика тесно связана с экономической сферой, экономическими отношениями и экономическими интересами общества. В свою очередь, воздействие политики на экономическую жизнь общества существенно и разнообразно. Согласно позиции К. Поппера, политическая власть имеет фундаментальный характер, она может контролировать экономическую мощь.

Другими словами, политическая власть служит основой к экономической защите, она и соответствующие ей способы контроля -- самое главное в жизни общества.

Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила "политической игры", определяя рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства.

Важную роль в регулировании политической жизни общества играют нормы морали, существующие в обществе представления о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека.

Субъекты политики в своих действиях руководствуются имеющимися у них представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, прекрасном и безобразном. Именно эти нравственные нормы задают направленность действиям участников политической жизни. На практике взаимодействие политики и морали редко когда строится на какой-то одной из этих норм, скажем, добре, справедливости и прекрасном, - такой вариант можно было бы считать идеальным. В реальной жизни зачастую оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в политику, утрачивают свои лучшие качества, деградируют сами и ведут к деградации других.

Более точно соотношение политики и нравственных качеств политика отражает издавна известная формула: каковы конкретные люди, делающие политику, такова и политика, проводимая ими. Не случайно те или иные исторические эпохи мы называем именами конкретных политиков (эпохи Цезаря, Петра I, В. И. Ленина, И. В, Сталина, Дж. Кеннеди, М. С. Горбачева и т. д.), имея в виду вполне определенный характер этого соотношения.

Но сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии. М. Вебер показал, какую исключительно важную роль в возникновении капиталистического общества и демократических институтов сыграла религиозная реформация и явившаяся ее следствием протестантская этика. Более того, роль религии в политической жизни общества не ограничивается только выработкой тех или иных моральных ценностей. Религия способна утверждать в общественном сознании и определенные идеологические представления о политике, она может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины, а церковь - на роль политической элиты, как это происходит в исламском фундаментализме.

В целом можно сказать, что политическая сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана ложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.

3. Политика и другие сферы общественной жизни

Понимание природы политики неизбежно предполагает и осознание ее связей с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, равным образом и сама, оказывая воздействие на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ее структуру и сущность.

Как правило, в стабильных демократических обществах функциональная связь политики с другими общественными сферами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию к понижению роли политического регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической жизни и т. д.

В то же время в переходных условиях или при нарастании авторитарных тенденций, как правило, увеличивается и роль политических методов регулирования социальных процессов. При тоталитарных же режимах правления политические методы управления, по сути, девальвируют значение и экономических, и моральных, и правовых регуляторов.

Таким образом, говоря об отношениях политики с другими сферами общественной жизни, необходимо видеть различный характер связующих их уз. Так в отношениях политики с экономикой, прежде всего, необходимо отметить значительную детерминирующую роль последней в формировании политической власти. Конечно, было бы явным преувеличением считать, что экономика всегда определяет политическую область жизни. Источники политики того или иного государства, класса, нации, группы чаще всего невозможно однозначно свести к экономическим детерминантам. Но, в свою очередь, и политика не может рассматриваться как прародительница экономики. Хотя, будучи формой, властно-государственного принуждения, политика сохраняет регулирующие способности по отношению к экономике в тех случаях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы всего общества. При этом характер такого влияния может быть трояким: либо позитивным, либо негативным, либо нейтральным.

Например, сегодня в России без помощи Президента и правительства в принципе невозможно установить режим хозяйственной конкуренции, утверждение рыночных отношений, развитие предпринимательства, т. е. всего того, что составляет суть экономической реформы. В то же время оппозиция также пытается использовать материальную силу государства, но не для поощрения, а для воспрепятствования этим тенденциям, для возврата к идеалам "плановой экономики". И от того, удастся ли исполнительной власти отстоять курс на реформы или же она не устоит перед натиском политических оппонентов, и будет зависеть характер политического воздействия на экономику.

Следует помнить, что политика и экономика связаны не непосредственно, а опосредствованно через социальные отношения. Экономика, предопределяя материальные устои жизнедеятельности людей, обуславливает характер социального расслоения общества. В зависимости же от экономического содержания своих социальных интересов различные группы обращаются к политическим формам их удовлетворения, побуждая тот или иной характер деятельности государства. Форма реакции государства на социальные требования групп будет, разумеется, зависеть от конкретно-исторической ситуации, а следовательно и характер отношений между экономикой и политикой тоже будет весьма различным. Правовая сфера закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического господство тех или иных сил. Вместе с тем, правовые нормы сглаживают групповую заостренность политических требований, ибо вынуждены ориентироваться не только на сторонников данной политической линии, но и на всех граждан государства, предъявляя им общеобязательные требования, независимые от партийных пристрастий и антипатий.

Право является той системой требований к совместному существованию людей, которая предопределена самой природой общества и без которой невозможно его существование. Право также регулирует политическое поведение граждан. Оно определяет границы и возможности деятельности, как оппозиции, так и правящих структур, выступая, таким образом, одной из важных предпосылок легитимизации политического режима. Конечно, в конкретных политических системах отношения между политикой и правом достаточно противоречивы и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но и в определенной степени и в демократических странах политическая лояльность нередко становится выше закона, а закон, в свою очередь, может очень слабо соотноситься с правом. Так, например, в недавнем прошлом право было в нашей стране безгласной служанкой политики, областью жизни, никак не регламентировавшей властный беспредел тоталитарной бюрократии.

Практический опыт показывает, что в политике, как и в любом другой сфере общественной жизни, процесс реализации интересов изначально связан с моральным выбором человека. Политика изначально соединяет в себе две различные системы координат в отношениях человека с государственной властью: пользы и нравственности. И если политическое сознание заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда или пользы, эффективности или неэффективности в достижении целей, то мораль помещает эти же вопросы в плоскость взаимоотношений добра и зла. Конечно, моральность политики - величина относительная. В стабильных демократических режимах мораль является одним из важнейших источников взаимно уважительного диалога правящих групп и общества. В то же время режимы, для которых характерно отсутствие нравственной рефлексии, неизбежно превращают цинизм, вероломство, человеконенавистничество в доминирующие нормы власти и управления, способствуя тем самым возрастанию коррупции, криминализации правления, а в конечном счете - превращению политики в инструмент разжигания ненависти между различными группами населения и дезинтеграции общества. Аморальная политика является прямым поощрением и выражением диктатуры, насилия над личностью, фашизма. Правда, столь же опасен и гиперморализм, вытесняющий критерии политической оценки ситуации абстрактными пожеланиями, наивными предположениями, оторванными от жизни требованиями. Как правило, такая мистификация сознания политических субъектов также неизбежно ведет к доминирующему положению группировок, манипулирующих общественным мнением в угоду своим эгоистическим интересам. Поэтому приверженность людей моральным идеалам в такой ситуации может обернуться глубокой жертвенностью, неоправданными уступками, формой поощрения демагогов.

Выдержать необходимый баланс между политическими и моральными критериями весьма непросто и чаще всего это удается людям, которые имеют собственный опыт разного политического участия с крепкими нравственными взглядами. Не обладающие моральными принципами, легко переходят через все внутренние ограничения в использовании средств для сохранения и повышения своего властного статуса.

Заключение

политика капиталистический демократический вебер

Политика является важным компонентом человеческой цивилизации: без нее невозможен социальный прогресс существования общества, личности. Социальное назначение политики состоит в том, чтобы направлять общественное развитие на принятие справедливого социального порядка, ограничение государственного принуждения и обеспечение приоритета прав человека. Тем не менее политика служит благу общества лишь в том случае, если познаны законы ее развития, если действуют механизмы, ограничивающие ее деструктивное, разрушающее влияние на общество, человека. Двойственность, "двуликость" политики выражается в том, что, с одной стороны, она, как правило, является инициатором всех начинаний и свершений, она упорядочивает взаимоотношения людей, осуществляет правление порядка и справедливости, но, с другой стороны, именно с ее помощью часто творится произвол, унижается человеческое достоинство, попираются права и свободы людей.

Для того чтобы использовать огромный мобилизационный и регулятивный потенциал политики во благо общества и человека, ее следует глубоко изучать, уметь видеть за скомпонованным нагромождением политических событий, явлений, действий определенную логику, обусловленную интересами и потребностями участников политической жизни.

Список используемой литературы

1. Ильин В.В. Политология. Учебник для ВУЗов, 1999г.

2. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - 3-е изд.,1997г.

3. Основы политологии. Курс лекций под редакцией профессора В.П. Пугачева. Россия 1992 -256 с.

4. Васильев В. А. Социальные интересы: единство и многообразие / Соц. полит, журнал. 1999, № 3

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Политика как общественное явление и вид человеческой деятельности, ее роль в жизни общества. Связь политики с другими сферами общественной жизни. Объект исследования и метод политологии. Мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2010

    Политика: общее понятие, история происхождения и развития, основные теоретические подходы. Структура, важнейшие элементы и функции политики. Взаимосвязь и взаимоотношение политики с другими сферами общественной жизни: экономикой, правом, моралью.

    контрольная работа , добавлен 28.04.2011

    Политика как социальная сфера. Взаимоотношения политики с различными сферами общества. Политика и экономика. Политика и право. Проблема соотношения политики и морали. Возможность нравственной политики. Обеспечение целостности общественной системы.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2015

    Политика как социальная сфера. Взаимоотношения политики с различными сферами общества. Характер отношений политики с различными сферами общественной жизни. Взаимоотношения политики и экономики, права и морали. Возможность нравственной политики.

    реферат , добавлен 05.03.2012

    Политика как явление социальной жизни, результат ее усложнения и форма проявления государства. Происхождение политики и ее сущность, основные трактовки, внутренняя структура и функции. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Политический статус личности. Внутренние и внешние функции государства. Понятие государственной власти. Сущность политической системы. Понятие политической элиты и избирательной системы.

    презентация , добавлен 17.04.2013

    Роль политики в жизни общества. Политика как общественное явление и вид человеческой деятельности. Объект исследования и метод политологии. Отличие экономических интересов от политических, основные экономические концепции в реформировании экономики.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2010

    Причины, по которым граждане считают политику делом грязным. Влияние политики на экономику и другие сферы существования общества. Политика и мораль. Утилитаристская концепция морали и ее роль в политической жизни. Моральность и аморальность политики.

    реферат , добавлен 20.03.2015

    Происхождение и природа политики, её роль в формировании и развитии общества. Взаимосвязь политической, экономической, социальной и духовной сфер общественной жизни. Противоречивые взаимоотношения политики и морали. Соотношение целей и средств в политике.

    контрольная работа , добавлен 25.09.2011

    Политика как общественное явление. Основные цели, задачи и функции политики в отечественной политологии. Изучение и обобщение проблемы взаимоотношений политики с другими сферами общественной жизни, а именно с наукой, религией, культурой и искусством.