Полный список отрицательных моральных качеств человека с описанием. Характер человека: черты и их описание

Прежде чем приступать к классификации и перечислению черт человеческого характера, необходимо понять, какой смысл и понятие вкладывается в этот термин. В переводе с греческого «характер» означает отличие, знак или примету. Личность каждого человека многогранна и в каждом встречается переплетение большого количества личностных свойств, которые и определяют поведение человека в той или иной ситуации. Какие бывают черты характера?

Классификация личностных свойств

Условно основные черты характера подразделяют на три основные группы.

Первая характеризует эмоции, вторая – волю, а третья – интеллект. Существует разделение и по направленности воздействия.

В первую очередь это характеризуется отношением к внешней среде – обществу и окружающим людям.

Во вторую очередь – отношением к собственной персоне, а в третью – к деятельности, то есть труду и обучению.

Эмоциональная группа, к которой относятся такие черты, как агрессивность, апатичность, артистичность, вспыльчивость, впечатлительность, добродушие, жизнерадостность, замкнутость, импульсивность, капризность, любвеобильность, меланхоличность и другие формируются еще в раннем детстве, когда психика ребенка претерпевает этап становления под воздействием множества различных факторов.


Волевые черты характера приобретаются на протяжении жизни – это могущественность, мужественность, напористость, находчивость, одержимость, осмотрительность, педантичность, преданность и др. Интеллектуальная группа включает проницательность, разумность, рассудительность, самостоятельность, смекалистость, толковость, ум, цельность и др.

Решающее значение здесь имеет природная предрасположенность, которая испытывает влияние наследственных генов и темперамента.

Впрочем, окружение ребенка со счетов сбрасывать нельзя: правильнее будет сказать, что оно играет такую же роль в становлении личности, как и то, что заложено природой.

Малыш растет, приобретает опыт взаимодействия с внешним миром и набор положительных и отрицательных черт личности. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни и список уже имеющихся черт характера постоянно пополняется новыми личностными признаками. И если вначале этот процесс происходит бессознательно, рефлекторно, то впоследствии, когда человек осознает свои действия, он уже может делать выбор. Этот осознанный выбор и открывает возможности для преобразования характера, то есть личностного роста.

Основные черты личности

На сегодняшний день список черт характера состоит из нескольких сотен различных определений.


Их самые разные сочетания можно встретить в одной и той же личности. Но в целом существующие на сегодняшний день личностные свойства делят на положительные и отрицательные.

Однако, со стопроцентной уверенностью утверждать, что вот это – плохая черта характера, а это – хорошая, нельзя.

К примеру, авантюризм можно назвать как отрицательной чертой, так и положительной, смотря какое влияние она оказывает на поведение человека.

Если он чрезмерно и необдуманно увлекается различными авантюрами непонятного свойства, то до добра его это, скорее всего, не доведет.

Здоровый авантюризм, присущий успешному бизнесмену, позволяет ему двигаться вперед, вкладывать деньги в подающие надежды проекты и процветать. Или вот, к примеру, зависть. Каждый скажет, что эта черта крайне отрицательная.

А вот психологи говорят, что она является двигателем прогресса, заставляя людей стремиться вперед и добиваться большего, чем есть у других. В большинстве случаев стоит говорить о неких совокупностях свойств, которые в зависимости от складывающейся ситуации могут оказать большее влияние на человека. Но с общественно-моральной точки зрения их все можно разделить на позитивные и негативные.

Отрицательные черты характера

Вот одни из них:



К отрицательным качествам личности можно отнести еще хамство, хвастовство, фамильярность, угрюмость, тщеславность, строптивость, стервозность, спесивость, распущенность и др.

Список положительных черт характера человека

Вот одни из них:



К положительным качествам личности можно отнести еще кротость, задушевность, заботливость, доверчивость, выдержанность, вежливость, благородность, аккуратность и др.

У каждого из нас есть положительные и отрицательные качества, уникальное сочетание которых и определяет характер. Чем больше в человеке хороших черт, тем быстрее он сходится с людьми, тем легче ему живется.

Естественно, что идеальных людей не бывает, однако в каждом природой заложено доброе и светлое начало. Чтобы добиться гармонии с собой и окружающим миром, совершенно необходимо развивать положительные черты характера. Их список насчитывает множество пунктов, к тому же у разных людей свои взгляды на этот счет, однако есть универсальные качества, которые одинаково ценятся (в обществе) и делают человека лучше. Попробуем перечислить и охарактеризовать некоторые из них.

Как и когда формируется характер? Зависимость от темперамента

По мнению психологов, во многом на личность влияют индивидуальные особенности темперамента. В зависимости от того, какой из типов преобладает в человеке и как они сочетаются и взаимодействуют, можно определить основные качества характера.

К примеру, холерикам свойственны вспыльчивость и неуравновешенность, а сангвиникам - непоседливость и активность. Однако если темперамент дается каждому от рождения и является неизменным, то характер нужно развивать и воспитывать.

К примеру, врожденное спокойствие и невозмутимость флегматика может проявляться как излишней медлительностью, так и полезной и, несомненно, положительной целеустремленностью, усидчивостью и аккуратностью. Причем формируется характер уже в самом раннем детстве, поэтому воспитывать его нужно как можно раньше.

Наследование характера и особенности воспитания

Довольно распространено мнение, что положительные и отрицательные черты характера могут передаваться по наследству. Многие даже приводят примеры того, как у детей и внуков проявляются те же качества, что и у представителей старшего поколения. Но, как считают психологи, значительно большую роль все же играет воспитание. Ведь именно семья становится местом, где прививаются первые ценности и принципы.

Взрослые своим примером показывают ребенку с самых первых месяцев его жизни, как можно и нельзя себя вести, закладывают основы вежливости, порядочности. Те свойства характера, которые ценятся родителями, становятся важными и для их детей. Это могут быть трудолюбие, ответственность или же, к примеру, жизнерадостность и дружелюбие.

Связь характера и национальности

Многими учеными активно изучается зависимость основных личностных качеств от принадлежности человека к той или иной нации. Им удалось достаточно убедительно обосновать, что в разных странах складываются свои виды характера.

Известно, что менталитет формировался не одно столетие, он во многом зависит от особенностей культуры, истории философии и других факторов. Речь может идти даже о климате. Так, представителям северных народов свойственна тенденция к накоплению энергии. Отсюда некоторая медлительность, основательность. Жители теплых южных стран, напротив, щедро растрачивают энергию, им присуща пылкость и темпераментность. А, к примеру, положительные черты характера, присущие представителям славянских народов - это щедрость, сердечность, склонность к самопожертвованию.

Что принято понимать под положительными чертами?

Список хороших качеств включает в себя множество пунктов. При этом у каждого этот перечень будет свой. Однако никто не будет спорить, что именно от характера напрямую зависит успешность человека в личной жизни и карьере, его отношения с друзьями и родственниками, в конце концов, его мироощущение и восприятие самого себя.

Положительные личностные качества делают жизнь легче и счастливее. Отрицательные же, наоборот, вредят в первую очередь самому индивидууму.

Классифицировать каким-либо образом хорошие качества человека довольно трудно, ведь они находятся в тесной взаимосвязи между собой. Однако для того, чтобы было проще перечислить и охарактеризовать их, попытаемся распределить их по нескольким группам. Ведь для того, чтобы построить крепкие отношения или добиться успеха на работе, требуются разные личностные качества. Помимо этого, есть и главные черты характера, без которых человек в принципе не может считаться положительным. Начать можно, пожалуй, именно с них.

Универсальные качества

Список первостепенных положительных качеств можно начать с вежливости. Ведь невоспитанный, грубый, хамоватый человек не сможет добиться успеха ни в одной сфере жизни. Вежливость, основанная на элементарных правилах этикета, знакомых каждому с детства, и уважительное отношение к окружающим - это то, что делает нас людьми.

Честь - это одно из качеств, делающих нас личностью. Это подлинное благородство души, умение неукоснительно следовать своим моральным принципам, не изменяя им даже в самых трудных жизненных ситуация, стремление вести себя достойно и всегда оставаться человеком.

Справедливость - это проявление характера помогает быть честным с собой и окружающими. Такой человек стремится поступать правильно и всегда остается верным своим идеалам, открыто выступая за то, что считает правильным.

Надежность - вот еще одна из черт, необходимых как для гармонии в личной жизни, так и успеха в карьере. Человек, обладающий этим качеством, выполнит обещание, как бы трудно это ни было, сделает свою работу независимо от других. На него можно положиться в любой ситуации, вот почему надежность так ценится.

Храбрость и отвага, уверенность в себе - качества, несомненно, положительные. Ведь трус не сможет добиться какой-либо высоты и удержаться на ней. А герои и смельчаки остаются в наших сердцах и памяти на долгие века.

Положительные качества для отношений с другими людьми

Показатели характера, оказывающие непосредственное влияние на наши отношения с другими людьми, несомненно, являются важными для каждого из нас. Ведь человек не может жить изолированно от коллектива. Одним из важнейших качеств является доброжелательность. Такой человек тепло относится к окружающим, всегда готов прийти на помощь друзьям, не желает никому зла.

Тесно соседствуют с ним внимательность, отзывчивость и способность к сопереживанию. Эти хорошие качества человека помогают ему наладить гармоничные отношения с близкими. Ведь искреннее внимание к людям и умение понять их проблемы стоит гораздо дороже любых подарков.

Искренность и правдивость - это качества, которые во все времена ценились на вес золота. Неподдельное, честное отношение к окружающим характеризует человека с самой лучшей стороны.

Дружелюбие и открытость - вот еще два качества характера, которые помогают сходиться с окружающими и находить новых друзей. Такой человек быстро завязывает отношения и легко поддерживает их.

Не стоит забывать про такие качества, как гостеприимство и щедрость. Такой человек делится с близкими своим временем, вещами и хорошим настроением. Предлагает кров и пищу, не требуя ничего взамен. Приветствует гостей в своем доме так, чтобы они почувствовали себя важными и значимыми.

К этим качествам можно добавить еще множество. Вот лишь некоторые: верность, терпимость, великодушие, преданность, тактичность и многие другие. Обладание этими качествами делает человека привлекательным в глазах окружающих.

Качества, влияющие на успех в жизни и карьере

Список положительных черт, оказывающих значительное влияние на успешность, в том числе и в деловой сфере, можно открыть таким качеством, как целеустремленность. Человек, обладающий им, умеет строить планы и воплощать их в действительность. Он не отвлекается на незначительные детали и уверенно идет к поставленной цели.

Активность также является положительным качеством характера, незаменимым в деловой сфере. Недаром говорят, что под лежачий камень вода не течет. Активный человек не будет ждать милостей от провидения, а своими руками строит свою судьбу, не боясь ошибок и неудач.

Аккуратность и добросовестность - это еще два свойства характера, оказывающих заметное влияние на успешность в деловой жизни и не только. Это умение точно и старательно выполнить поставленное задание, не забывая о мельчайших деталях. Аккуратные люди внимательно относятся не только к своей внешности, но и к служебным обязанностям, выполняя их на совесть.

Положительный человек, если говорить о карьере, не только исполнителен, но и инициативен. Это качество предполагает умение внести свой вклад в общее дело и проявить себя с лучшей стороны, не дожидаясь указаний от начальства, искать новые нестандартные пути решения тех или иных проблем.

Современный мир требует от человека немалых организаторских способностей. Причем это пригодится не только людям, занимающим руководящие должности. Умение увлечь своей идеей, организовать рабочий процесс, вдохновить и побудить к действию ценится в любой ситуации и в каждом коллективе.

Гибкость также характеризует человека самым лучшим образом. Речь идет об умении приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам, уважать решения начальства. Однако в любой ситуации не стоит идти на компромисс с собственной совестью.

Черты характера, повышающие качество жизни

Благодарность и удовлетворенность - качества, позволяющие человеку быть признательным жизни за все, что с ним случается. Это умение радоваться каждому подарку судьбы, независимо от того, что она принесла. Такой человек не боится показывать близким людям, как он их ценит, он благодарит каждый новый день и имеет все шансы добиться гармонии и стать счастливым.

Умение судить себя и свои поступки - качество, присущее по-настоящему сильному человеку. Только с помощью беспристрастной оценки можно избежать ошибок и добиться успеха в жизни.

Способность прощать - это черта, которая встречается сегодня не так часто, но является необходимой для полноценной жизни. Такие люди не таят и не помнят обид, они просто отпускают их. Умение искренне простить и не держать зла - это качество, присущее счастливому человеку.

Хорошие качества и пол

Положительные и отрицательные качества во многом зависят от пола. Ведь требования, предъявляемые к мужчинам и женщинам, порой кардинально отличаются, как и присущие им виды характера.

От представителей сильной половины человечества ждут надежности, уверенности в себе, решительности. Настоящий мужчина готов поддержать и помочь с решением любых трудностей, на него всегда можно положиться, он смел и вынослив.

А вот типичный женский характер, примеры которого можно встретить не только в жизни, но и в фильмах или книгах, обычно изображается совсем другим. Для девушек гораздо более ценны такие качества, как нежность, терпеливость, доброта, заботливость и подобные.

Настоящая женщина - это, в первую очередь, продолжательница рода, хранительница семьи, любящая мать и жена. Более того, некоторые качества, положительные для девушек, становятся совершенно недопустимыми, если ими обладает мужчина и наоборот. К примеру, кротость украшает женщину, но не мужчину. А излишнее упорство или отчаянная храбрость будут к лицу молодому человеку, но вряд ли пригодятся девушке.

Как развивать и воспитывать хорошие качества?

Как уже говорилось выше, воспитывать свою личность необходимо с самого раннего детства - вначале этим занимаются родители, позже - школа. Но и во взрослом возрасте можно и даже нужно развивать свои хорошие качества. Ведь истинная сила характера заключается не только в том, что заложено с детских лет, но и в гораздо большей степени в том, что приобретено путем длительного самосовершенствования. Как же этого добиться?

    Прежде всего необходимо трезво оценить себя и определить, какие положительные и отрицательные черты характера преобладают. Это нужно для того, чтобы выяснить, в каком направлении двигаться, что развивать, а что искоренять.

    После того как человек выберет те качества, которые, по его мнению, необходимо воспитывать в характере, необходимо ответить еще на один важный вопрос: «Для чего это нужно?». Возможно, ему не хватает решительности и активности, чтобы должным образом проявить себя на работе или же он недостаточно смел, и это мешает в личной жизни.

    При воспитании характера важную роль играет положительный пример. Поэтому на следующем этапе было бы неплохо выбрать известную историческую или вымышленную личность, которая обладает необходимыми качествами и представить себя на их месте, предположить, как бы этот человек вел себя в той или иной ситуации.

    И, конечно, первостепенное значение имеет практика. Невозможно воспитать в себе какую-либо черту, будь то решительность, смелость или аккуратность, не проявляя ее. Иными словами, нужно постепенно приучить себя вести себя по-новому. И пусть это проявляется вначале только в мелочах, позже приобретенная привычка станет элементом характера.

Важно в равной степени воспитывать в себе разные черты, уделяя внимание всем граням своей личности. Только тогда развитие будет гармоничным и полноценным. Однако воспитывая себя, нужно помнить про умеренность. Ведь некоторые положительные черты характера легко могут стать отрицательными.

Часто можно наблюдать, как, к примеру, осторожность граничит с трусостью, экономность - со скупостью, а излишняя веселость - с легкомыслием. К тому же практически на любую жизненную ситуацию можно взглянуть с разных сторон и увидеть, как тесно соседствуют добро и зло, хорошее и плохое, как в человеке, так и во всем мире.

Не стоит забывать, что полностью идеальных людей не бывает, но все же нужно стараться, чтобы позитивные свойства характера преобладали над негативными. Стремление к совершенству, постоянное саморазвитие, желание прийти на помощь нуждающимся - вот то, что делает человека по-настоящему положительным. И вы увидите, как вокруг вас люди, находящиеся рядом, становятся добрее.

Характеристика на ученика в военкомат - это свидетельство, содержащее описание характерных и отличительных черт и качеств подростка и отражающее мнение учебного заведения о нем. Этот документ нужен в том случае, когда появляется необходимость дать оценку юноше и установить в его отношении постановления властей. Именно от содержания характеристики во многом зависит, будет призывник служить в армии или нет. Поэтому указанные в данном документе характерные черты личности ученика для военкомата должны быть изложены четко и достоверно.

Документ для военкома

Наряду с другими стандартными документами характеристику прикрепляют в личное дело призывника. После тщательного изучения психотерапевтом во время призывных мероприятий, в зависимости от ее содержания, выносится решение о том, в какие виды войск призывник годен.

Характеристика с места учебы для военкомата важна тем, что содержит оценку социальной активности, инициативности и поведения юноши в социуме. Подобные документы играют далеко не последнюю роль, поэтому здесь нужно указать общественно-психические нюансы характеризуемой личности. Не менее важными являются и данные об успеваемости ученика.

Значение содержания характеристики

Однако это только в теории, на практике же характеристика для военкомата с места учебы носит сугубо формальный характер. Чаще всего ее содержание принимают в расчет, когда речь идет о распределении в элитные виды войск. В таком случае представители комиссариата рассматривают психологический портрет молодого человека. Если сведения, указанные в данном документе, носят негативный оттенок, то призывник вряд ли попадет на службу в ВДВ, отряды морской пехоты или Президентский полк.

Психологи военного комиссариата тщательно изучают характер призывника и в случае его пожеланий попасть на альтернативную гражданскую службу. Поскольку пацифистский настрой молодого человека сложно подтвердить документально, характеристика становится основным документом, подтверждающим или опровергающим моральный настрой призывника.

Кто может дать личностную оценку

Характеристика в военкомат на ученика из школы может быть представлена в двух видах: обычная или психологическая. Первый вариант является обязательным свидетельством. Ее пишет классный руководитель. В этом случае характеристика будет содержать основные пункты, которые расскажут о семье ученика, о его успеваемости, интеллектуальном развитии, о социальном статусе, занимаемом в классе, уровне самооценки и основных психологических качествах. Таким образом, педагогическое свидетельство должно содержать полную и емкую информацию о юноше.

Из высшего или средне-профессионального учебного заведения для военкомата характерные черты личности ученика (студента) фиксирует должностное лицо - сотрудник деканата.

Психологическая характеристика

Иногда по запросу компетентных служб запрашивается психологическая характеристика. Кроме общих сведений о призывнике, этот документ должен содержать пункты, описывающие психологические особенности юноши. В данном случае характерные черты личности ученика для военкомата описывает психолог.

Однако, прежде чем характеризовать молодого человека, требуется провести целый комплекс исследований, чтобы максимально полно выявить основные его черты. Кроме результатов, понадобится описать и методики, используемые для исследования и тестирования ученика. Немаловажное значение будет иметь и описание поведения юноши при проведении тестов.

Форма документа

Характеристика не имеет какой-то строгой формы заполнения, тем не менее при ее оформлении следует учитывать определенные правила и пункты, которые необходимо указать. Подобная оценка пишется в свободном стиле от руки или печатным способом.

Структура документа

Правила написания характеристики на ученика в военкомат в основном складываются из определенных общепринятых формулировок. В структуру свидетельства, определяющего основные черты характера юноши, должны входить:

  • Блок с личной информацией, где указывается Ф. И. О. ученика, дата рождения, адрес проживания, место учебы, год поступления в учебное заведение.
  • Блок, содержащий сведения о составе семьи, материальном положении и внутрисемейных отношениях. Здесь указываются ближайшие родственники.
  • Блок, описывающий психологический портрет юноши, включающий в себя информацию о его моральных качествах и поведенческих нормах.
  • Блок, информирующий о поведении на месте учебы и отношениях с одноклассниками и однокурсниками. Указывается средний балл успеваемости, уровень физической подготовки и владения иностранными языками.
  • Успехи и достижения в процессе учебы. Участие в общественной жизни учебного заведения.
  • Увлечения молодого человека, его привычки.

Описанные в свидетельстве характерные черты личности ученика для военкомата должны не только содержать хорошие качества призывника, но и указывать его недостатки. Ответственным лицом должна быть внесена информация, если молодой человек имеет приводы в отделение полиции, о конфликтах и склонностях к сменам настроения, вспышкам гнева или депрессии. Несмотря на то что многие образцы характеристики в военкомат не содержат этого пункта, упускать его ни в коем случае нельзя.

Важность точных сведений

Достоверная и полная информация о личностных качествах призывника поможет избежать нежелательных ситуаций. Своевременное информирование сотрудников военного комиссариата об особенностях характера юноши предупреждает возникновение возможных конфликтов во время службы.

Специфика написания общей психолого-педагогической характеристики ученика

Некоторые описания примеров характерных черт личности ученика для военкомата, кроме общепринятых пунктов и блоков, могут содержать подробную информацию об отклонении в развитии или нарушении моторики в физической или познавательной деятельности и особенностях речи. В пунктах, характеризующих умственные способности ученика, обязательно должна быть отражена информация об особенностях способности анализировать и синтезировать информацию, полученную путем зрительного и слухового восприятия.

Здесь же может быть охарактеризована эмоционально-волевая сфера ученика: чувствительность, преобладающие настроения, уровень психоэмоциональной возбудимости, присутствие вспышек гнева, подчиняемость, внушаемость. Также, при наличии, указываются патологические влечения юноши.

При описании характерных черт личности ученика для военкомата педагог вправе сделать выводы о направленности личности. Он обязан указать основные интересы, критерии самооценки и ответственности ученика. В задачи ответственного лица входит сформировать оценку поведения норм и правил поведения ученика в социуме, определить место и роль в коллективе, указать на уровень социальной адаптации юноши и взаимоотношений с окружающими.

В составляемой характеристике ответственное лицо вправе отразить собственные выводы об ученике или указать общее мнение педагогического состава.

Образец характеристики ученика в военкомат из школы

Характеристика на ученика 11 "Б" класса

МБОУ «Гимназия № 5»

г. Барнаула, Алтайского края

Петрова Владислава Федоровича

Петров Владислав Федорович 1990 г. р. является учащимся МБОУ «Гимназия № 5» с 2008 г. В настоящее время завершает обучение в 11-м классе.

Уровень физической подготовки - высокий. Здоров, группа физической подготовки - основная. Алкоголь и наркотики не употребляет. К табакокурению имеет отрицательное отношение. В полицию приводов не было.

Рост - 172 см, вес - 70 кг. Физическое развитие соответствует возрастным нормам.

Состав семьи:

  • Мать работает поваром в школьной столовой, образование - среднее специальное.
  • Отец работает технологом на деревообрабатывающем предприятии, образование - высшее.
  • Брат обучается в 6-м классе.
  • По линии отца есть бабушка и дедушка по линии матери.

Живут в собственном доме, жилищные условия - хорошие.

Семья относится к среднему уровню материального достатка.

Взаимоотношения в семье - теплые, доверительные. Дома к школьнику относятся с заботой и пониманием, контролируют соблюдение школьной дисциплины и уровень успеваемости. В свою очередь, школьник с уважением относится к близким. Особым авторитетом у него пользуется отец.

За время обучения в школе юноша проявил себя с положительной стороны. Педагогический состав характеризует его как ответственного, трудолюбивого и добросовестного ученика. Дисциплинирован, скромен, самостоятелен, общителен и дружелюбен по отношению к сверстникам. Собственное мнение умеет отстаивать.

По основным предметам учебного плана имеет оценки "хорошо" и "отлично". Средний балл успеваемости - 4.1

По характеру - спокойный, уравновешенный, стремится не допускать конфликтных ситуаций. При появлении конфликта старается прийти к компромиссу. Друзей много, у товарищей пользуется авторитетом. Всегда готов помочь одноклассникам и поддержать в трудную минуту.

Активный участник общественной и спортивной деятельности учебного заведения. Школьные поручения стремится выполнить с полной отдачей. Со второго класса занимается легкой атлетикой и периодически занимает призовые места в районных, городских и краевых спортивных мероприятиях.

Дата - 15.01.2018 г.

Директор - Черепанова Галина Петровна

Классный руководитель - Фролова Ирина Викторовна

В заключение

Характеристика для военкомата с места учебы - это своего рода резюме. Поэтому к определению основных характеризующих качеств и личностной оценке необходимо подходить с особой ответственностью. Ведь оттого, насколько точно и достоверно изложены факты, зависит не только эффективное распределение в те или иные войска, но и вероятность появления конфликтных ситуаций во время воинской службы.

Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

Характер понимается и как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
  • мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
  • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  • отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
  • черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
  • черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
  • себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  • черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики — люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;

Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;

Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

Общее понятие о характере и его проявлениях

В понятие характер (от греч. сharacter — “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей , складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества — свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека . Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах ( , дружеская компания, класс, спортивная команда, и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера . Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

Содержание характера , отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — городками, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis — “природа”, gnomon — “знающий”) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir — “рука” и manteia — “гадание”, “пророчество”) — система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики .

Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.

Взаимоотношение характера и темперамента

Характер нередко сравнивают с , а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.

В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

  • отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);
  • противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антогонизма между ними (П. Викторв, В. Вирениус);
  • признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
  • признание темперамента природной основой характера (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы . Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.

Однако, как считал Б. Г. Ананьев, если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной однородности развития. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У П. И. Чайковского склонность к меланхоличеким переживаниям преодолевалась одной из основных особенностей его характера — его работоспособностью. “Работать нужно всегда, — говорил он, — и каждый честный артист не может сидеть, сложа руки, под предлогом, что он не расположен.. Если ждать расположения и не пытаться идти на встречу к нему, то легко можно впасть в лень и апатию. Со мной очень редко случаются нерасположения. Я это приписываю тому, что одарен терпением, и приучаю себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя”.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо отметить также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.

В конечном счете, черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целостном облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.

Характер долгое время отождествляли с волей человека, выражение “человек с характером” рассматривалось как синоним выражения “волевой человек”. Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, его волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всего проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, т.е. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека. Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обуславливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой — нередки случаи, когда слабовольного человека называли “бесхарактерным”. С точки зрения психологии это не совсем так — и у безвольного человека есть определенные черты характера, такие, например, как боязливость, нерешительность и т.д. Использование понятия “бесхарактерный” означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.

Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. На это указывал К. Д. Ушинский: “ни что, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой — сами эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека.

Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления — все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокие интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей. Примером этому служат многочисленные литературные образы лишних людей (Печорин, Рудин, Бельтов и пр.). Как хорошо сказал И. С. Тургенев устами одного из действующих лиц романа о Рудине: “Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой”. Таким образом, реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Структура характера

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие , задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными . Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек, прежде всего, постоянно опасается, “как бы чего не вышло” и все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями, и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта — альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Писатели, художники, желая представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты. Так, А. С. Пушкин вложил в уста Воротынского (в трагедии “Борис Годунов”) исчерпывающую характеристику Шуйского — “лукавый царедворец”. Некоторые герои литературных произведений настолько глубоко и верно отражают определенные типичные черты характера, что их имена становятся нарицательными (Хлестаков, Обломов, Манилов и т. д.).

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами. Из всей совокупности отношений личности к окружающей действительности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется в системе отношений:

  • В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.).
  • В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т. д.).
  • В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.).
  • В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).

Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.

В структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н. Д. Левитов считает, что тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно, как отмечалось, характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влияние сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и т. д.

Какие положительные качества характера человека для работы и комфортной жизни в социуме наиболее значимы? Как лучше охарактеризовать себя и что указать в резюме? Давайте разбираться. Чтобы знать свои добродетели в лицо, мы подготовили перечень положительных качеств для характеристики человека.

Аккуратность

Это стремление к порядку и чистоте. Аккуратность проявляется во внешней опрятности, заботливом отношении к вещам, точности и тщательности в делах. Данная черта больше присуща женщинам, поэтому для мужчины особенно важно выработать в себе привычку к созданию и поддержанию чистоты. Помните: порядок в доме - это порядок и в голове.

Бережливость

Это заботливое отношение к имеющимся благам, неважно собственным или чужим. Речь идет не только о материальных вещах, но даже о душевных силах и жизненной энергии человека. Данное качество позволяет оптимизировать расход любых ресурсов, достигать большего за счет сохранения малого.

Бескорыстие

Это отсутствие стремления к получению наживы. Корыстными людьми движет только личная выгода. Чистосердечным и бескорыстным людям собственная выгода не важна, они помогут и ничего не потребуют взамен, поэтому им доверяют гораздо больше.

Вежливость

Уважительное отношение к окружающим. Всегда. Даже в тех случаях, когда ситуация не располагает к учтивому и тактичному обращению. Кстати, данное качество раздражает хамов. Им поругаться хочется, а вежливый человек с ними на конфликт не идет. Вежливость и бранящегося за пояс затыкает, и города покоряет!

Верность

Это преданность, но не только по отношению к близким людям, но и к собственному мировоззрению, идеям и взглядам. Это важная сторона отношений между мужчиной и женщиной, ведь с ней сопряжена такая отрицательная черта, как ревность. Верность говорит о надежности и постоянстве личности, обладающей данным качеством.

Воспитанность

Это хорошие манеры и умение вести себя в обществе. Воспитанный человек вежлив с окружающими вне зависимости от их социального статуса. Это знание и выполнение правил поведения в социуме, уважение к чужой собственности, природе, обществу. За воспитанного человека никогда не бывает стыдно.

Дисциплинированность

Это умение соблюдать правила и распорядок. Дисциплинированный человек не только неукоснительно соблюдает установленные правила, но и умеет так распоряжаться собственным временем, чтобы его хватало на все важные дела.

Доброта

Это ласковое и заботливое отношение к людям. Отзывчивость и внимательность по отношению к другим, стремление помогать и выручать из трудных ситуаций, не ожидая ничего взамен. Данное качество не приносит сиюминутной выгоды, но окружающие его ценят, и на проявленную доброту зачастую отвечают такой же добротой и заботой.

Дружелюбие

Это доброжелательное отношение к окружающим. Это не только возможность выстраивать дружеские отношения с любым человеком, но и умение вести себя открыто и участливо по отношению к людям. Дружелюбный человек стремится к обоюдному приятному общению, поэтому имеет не только верных друзей, но и массу полезных знакомств.

Коммуникабельность

Это способность устанавливать контакты. Человек, не имеющий коммуникативных барьеров, легко входит в коллектив и заводит друзей. Мы живем в обществе, поэтому умение вступать в коммуникацию с окружающими полезно в любой сфере жизни. Человек, обладающий подобным качеством, никогда не останется один.

Ответственность

Это способность человека отвечать за то, что ему поручено, умение принимать сложные решения и оценивать их последствия. Мужья несут ответственность за жен, матери - за детей, сотрудники - за профессиональные задачи. Человек, который не боится брать на себя ответственность за что-либо, проявляет себя как самостоятельная и зрелая личность.

Отзывчивость

Это готовность прийти на помощь, способность бескорыстно откликнуться на просьбу, помочь в сложной ситуации. Плюс данного качества не только в хорошем отношении окружающих, но и в самоощущении себя добрым человеком.

Пунктуальность

Это соответствие правилам и предписаниям. В жизни данное качество больше связано с отсутствием опозданий, умением выполнять поручения в срок, соблюдать договоренности. Особо ценится в отраслях, где «время - деньги». Но не стоит пренебрегать пунктуальностью и в других сферах жизни - ее отсутствие может восприниматься как неуважение.

Решимость

Это готовность принимать решения, умение осуществить задуманное, не робея и не поддаваясь опасениям. Решимость - это отсутствие так называемого паралича воли, когда сомнения мешают деятельности. Тесно связана с твердостью духа и храбростью. Про решительных людей говорят: «У него есть внутренний стержень».

Самокритичность

Это трезвая самооценка, адекватное восприятие собственных взглядов и деятельности. Самокритичный человек не считает собственное мнение единственно верным, имеет здравое отношение к взглядам со стороны. Но нужно помнить о золотой середине, ведь излишняя самокритичность свидетельствует о низкой самооценке.

Скромность

Это отсутствие намерения превозносить себя. Приятно иметь дело с людьми, которые многого добились, и при этом не расхваливают себя на каждом шагу. Скромность - это не только отсутствие хвастовства, но и тактичность в отношении к окружающим. Данное качество может проявляться как из-за уважения к другим людям, так и из-за стеснительности.

Смелость

Это способность не поддаваться страхам. Говорят, смелый человек ничего не боится, но полное отсутствие страха - не только безрассудство, но и синдром некоторых психических отклонений. Смелость же - это умение действовать вопреки опасениям. Как пример, пожарные тоже могут бояться огня, но выполнять свой профессиональный долг, не поддаваясь страху.

Справедливость

Это правильность и беспристрастность. В основе данного понятия лежат представления о добре и зле, законах воздаяния за хорошие и плохие поступки. Оценивая события, справедливая личность исключает предрасположенности и симпатии к кому-либо. Человек справедлив тогда, когда объективен.

Толерантность

Это терпимость к людям. Толерантность не позволяет делить людей на представителей иных наций, этносов и религий. Терпимый человек не отвергает чужую точку зрения, и вряд ли позволит себе грубо кому-то ответить. Толерантность - это необходимость современного мира.

Трудолюбие

Это способность позитивно относиться к собственной работе. Трудолюбие – не только готовность отдавать свои силы и личное время процессу труда, но и способность делать это с удовольствием. Человек, систематически отлынивающий от работы и не способный воспринимать свой труд с интересом - бремя всего коллектива.

Уважение к другим

Это признание ценности чужих взглядов. Уважительное отношение к окружающим говорит о том, что вы видите личность в каждом человеке. В трудовых процессах это качество является обязательным, проявляется в дистанции и субординации.

Уверенность

Это позитивная оценка собственных качеств. Уверенность тесно связана со способностью человека управлять собой в неоднозначных ситуациях. Уверенная личность знает себе цену, не боится публичных выступлений, в стрессовой ситуации умеет держать себя в руках. Глядя на такого человека можно подумать: «Он знает, что делает».

Упорство

Это умение идти к цели. Данное качество свойственно сильным людям, не пасующими перед трудностями и неудачами. Настойчивость в достижении целей и осуществлении планов показывает твердость характера и непоколебимость духа. Упорные личности собственными силами добиваются высот.

Честность

Это открытость, недопустимость обмана по отношению к окружающим. Данное качество говорит о порядочности, нравственности и сильном характере. Честный человек всегда уважает собеседника, поэтому говорит ему правду иногда даже неприятную, но необходимую.

Чувство собственного достоинства

Это самоуважение и высокая оценка своих качеств, понимание ценности и значимости. Человек, обладающий этим качеством, вряд ли решится на низкий поступок, обман или даже обычную ругань в общественном месте. Это ниже его достоинства. Для такого человека важно даже не мнение окружающих, а собственная оценка своих поступков.

Чувство юмора

Это умение воспринимать ситуацию с комической стороны. Еще лучше - находить эту комичную сторону во всем. Так и жить веселее, и людям с таким человеком общаться приятно. Чувство юмора - показатель душевного здоровья человека. Неизвестно, увеличивает ли смех продолжительность жизни, но от лишних горестей точно может уберечь.

Щедрость

Это готовность делиться с ближним, абсолютно не желая получить что-то взамен. Щедрые люди, к примеру, могут заниматься благотворительностью – помогать нуждающимся, жертвовать средства специальным фондам. Даже самые бескорыстные люди ценят это качество, ведь оно показывает широту души.