Понятие символа и знака, подробная классификация. Знак не символ, но символ это знак В чем отличие знаков от символов

Беляевой Марины, 2 к., 3 гр.

Систематическое изучение знаков в попытке придумать единую науку известно как семиотика, и она появилась из таких дисциплин, как философия и лингвистика, равно как и из психологии. Эти термины имеют тж добавочное и более специализированное значение в мед. практике — семиотика является изучением симптомов. В этом случае в мед. диагнозах симптомы являются знаками, к-рые имеются в наличии для интерпретации.

Знак — это стимул, к-рый направляет организм к чему-либо большему, нежели он сам, в том смысле, что мы обычно говорим об ударе грома как о знаке дождя — гром обозначает дождь. Т. о., знаки, естественно, встречаются в окружающей среде или внутри организма (нейрофизиологическая передача), или могут быть придуманы в лабораторных экспериментах (вспыхивающая лампочка или звучащий гудок, означающие пищу).

Эти примеры знаков, изучаемых учеными-бихевиористами, являются довербальными и доречевыми. Тем не менее, именно изучение знаков как составной части челов. языка, исслед. слов как письменных и устных знаков породило науку семиотику. Семиотика предлагает представление о челов. существе как о животном, использующем знаки.

Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр рассматривал язык как звено между мыслью и звуком. С одной стороны, языку необходимы идеи, к-рые являются невербальными и чисто психол., а с др. стороны — осмысленные звуки, к-рые выражают идеи. Союз между идеей и выражением, между «означаемым» и «означающим» является скорее функцией, нежели предметом. Эта функция состоит в связи означающего с означаемым, и возникающую в итоге сущность Соссюр назвал лингвистическим знаком.

Важное различие между знаком и символом ясно выразил Уолкер Перси. «Знак — это нечто, что направляет наше внимание к чему-либо другому. Символ не направляет наше внимание к чему-либо др., как это делает знак. Он не направляет совсем. Он «подразумевает» что-то др.». Узнавание символического содержания было и остается важным в создании и понимании иск-ва, поэзии и музыки с XIX в., но до сих пор символизация недостаточно признана в наших попытках понимания языка чел. А. Куальяно

Знак всегда меньше, нежели понятие, которое он представляет, в то время как символ всегда больше, чем его непосредственный очевидный смысл. Символы к тому же имеют естественное и спонтанное происхождение. Ни один гений не садился с пером или кистью в руке, приговаривая: <Вот сейчас я изобрету символ>. Невозможно рационализировать мысль, достигая ее логически или намеренно, и лишь затем придавать ей <символическую> форму. Неважно, какую фантастическую оснастку можно нацепить на идею, она все равно остается знаком, связанным с сознательной мыслью, стоящей за ним, но не символом, намекающим на нечто еще неизвестное. В снах символы возникают спонтанно, поскольку сны случаются, а не изобретаются; следовательно, они являются главным источником нашего знания о символизме. Но следует отметить, что символы проявляются не только в снах. Они возникают в самых разнообразных психических проявлениях. Существуют символические мысли и чувства, символические поступки и ситуации. Порой кажется, что даже неодушевленные предметы сотрудничают с бессознательным по части образования символических образов. Таковы многочисленные, хорошо засвидетельствованные случаи остановки часов в момент смерти их владельца. В качестве примера можно указать на случай маятниковых часов Фридриха Великого в Сан - Суси, которые остановились, когда император умер. Другие распространенные случаи - зеркала, дающие трещину, картины, падающие в момент смерти, или маленькие необъяснимые поломки в доме, в котором у кого - то наступил эмоциональный шок или кризис. Даже если скептики отказываются верить таким сообщениям, истории подобного рода все равно возникают и множатся, и уже одно это должно послужить доказательством их психологической значимости. (с) Густав Юнг

Искусство как универсальный способ общения ИСКУССТВО - ПРОВОДНИК ДУХОВНОЙ ЭНЕРГИИ Особая сила искусства состоит не только в том, что оно доводит до нас информацию, но и о том, что может быть, еще важнее: оно является проводником духовной энергии. Искусство благотворно воздействует на эмоции человека: вдохновляет, вселяет надежду, заставляет сопереживать. Виктор Попков «Шинель отца» Своеобразный автопортрет художника. На картине художник изобразил себя в старой шинели, оставшейся от погибшего на войне отца. На дальнем плане витают бесплотные тени вдов, выполненные в скорбно-малиновом цвете. Полотно передает личные переживания художника, но еще оно восстанавливает духовное родство поколений, преемственность героических традиций, отдает благодарную дань военному прошлому. Сама шинель - символ всех скорбящих по погибшим на войне. Василий Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 Суриков не показал самой казни, так как он не стремился шокировать зрителя, а хотел рассказать о трагической народной судьбе в момент исторического перелома. Художник сосредоточил внимание на душевном состоянии приговорённых и том, что переживает каждый из них в последние минуты своей жизни. сознание и свои чувства. На картине два главных героя — молодой Пётр, сидящий на коне возле кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу с взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Он полон сознания своей правоты. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, которая зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей. Зрители сопереживают стрельцам, проникаются их душевным состоянием. Ведь каждый из них по-своему переживает последние минуты жизни: одни - в состоянии страха и отчаяния, другие - в бессильной злобе, непокорности судьбе, третьи в слезах и молитвах. ИСКУССТВО КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ОБЩЕНИЯ ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ИСКУССТВА С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом. ЗНАК И СИМВОЛ Как вы понимаете эти термины? В каких выражениях мы используем эти слова? Чем отличается знак от символа? Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п. Знак всеми понимается одинаково Символ — это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности. Понимание символа зависит от эрудиции человека и его интуиции. Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 — символ совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств Семь смертных грехов, способных погубить душу: гнев, гордыня, сладострастие(похоть), лень, чревоугодие, алчность(жадность) и зависть. Иероним Босх (ок. 1460 -1516) Семь смертных грехов В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери. Симон Ушаков икона «Тайная вечеря» С. Боттичелли «Благовещение» Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни. Троица. Андрей Рублев. С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом — религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья. Адриан ван Утрехт. Натюрморт с букетом и черепом. Карло Кривелли «Мадонна» В бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека. Многие произведения ХVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Питер Клас. Натюрморт с крабом Симон-Ренар де Сен-Андре. Натюрморт ванитас (vanitas — суета сует), напоминающий человеку о бренности его существования. Натюрморт ванитас (vanitas) На этих натюрмортах изображены: черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал-значит, умер) Юриан ван Стрек. Суета сует Само название картины говорит о бренности земной суеты - погони за богатством, властью, удовольствиями. В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру. Шлем с плюмажем, охотничий рог и шпага символизируют воинскую доблесть и земные развлечения. Череп, обвитый колосом, рисунок, изображающий голову мальчика, обозначают юность, смерть и будущее воскресение. Издание «Электры» Софокла в голландском переводе поэта Иоста ван Вондела намекает на бессмертие искусства перед бренностью земной славы. . Череп — напоминание о неизбежности смерти. . Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь». . Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. . Песочные и механические часы — быстротечность времени. . Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. . Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. . Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. . Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. . Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений. . Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук. . Глобус, как земли, так и звездного неба. . Портреты, анатомические рисунки, письма символизируют человеческие отношения.

Отличие символа от знака на примере коловрата

Многие считают, что символ и знак - это одно и тоже.

Так уж повелось, что мы стали забывать исконное значение, которое таится в вещах.

Да что уж говорить, с каждым новым столетием мы теряем часть знаний. Славяне в своей культуре таят множество загадок, которые частично уже разгаданы, а частично покрыты пылью тысячелетий.

Мудрые волхвы многое сделали, чтоб знания дошли до своих потомков. И наша задача эти знания принять и приумножить.

Сегодня мы поговорим о важном моменте. В чём отличие символа от знака.

Это лучше проводить на сравнение. С одно стороны рассмотрим символ коловрата, а с другой знак стоп в бытовой технике.

Итак, коловрат. Почему это именно символ?

Символ - это знак, который передаёт больше, чем одно значение и выступает, как носитель сакральной информации. Если говорить проще, то символы полисемичны. Символы многогранны и интересны. Неоднозначны.

Символ коловрат обозначает вечное вращение коло - солнца. Есть и второе значение это общепринятый флаг родноверия. Можно и дальше погружаться в значение этого символа. Все мы знаем что их не мало.

И проще всего, и главное, понятнее будет объяснить разницу символа от знака показав пример знака.

Это общепринятый знак стоп в бытовой технике.

Это общепринятый знак который означает временную приостановку работы устройства. Всё. Больше особо сказать об этом знаке не удастся.

Всё оказалось просто. Но иногда люди пишут целые книги про отличие символа от знака. Но на наш взгляд можно всего на одном примере показать разницу и народ просветить!

Коловрат - священный символ Славян и русичей

Нам для сохранения родовой памяти просто необходимо помнить наши символы. В них наша суть и смысл жизни.

Коловрат, сегодня, хоть и гонимый системой, продолжает жить и поднимать голову.

Коло - круг. Врат - вращение. Вращение коло -солнца по небу. Вот основа основ наше Веры.

Коловрат сегодня подняли как флаг наши единомышленники по всему Славянскому миру дабы вознаменовать возрождение Славянской культуры! Многие общины стали использовать коловарт в качестве своего флага и герба.

Солнце нельзя погасить, убрать с неба. Пока оно есть будет жить и Славянская вера.

Много названий у этого символа и некоторые имеют особый смысл. Тут всё просто коловрат - это знамение возрождающейся сути Славянства.

Есть ещё десятки важных солярных символов, которые несут потаённую суть в себе!

Не бойтесь солнца, это наш отец и прародитель. Оно вечно, как жизнь славянина!

Славянский Символ Белбога

Славянский Символ Белбога обозначает чистоту помыслов и намерений. Этот светлый символ одевают белые жрецы в канун особенно значимых праздников.

Символ Белбога обозначает свет и чистоту исходящую от деяний человеческих. Как нам завещал Бог Белбог, человек должен быть честным, светлым и открытым, тогда божественная сила Трисветлого Ярилы будет всегда наполнять сердце.

Символ Белбога, это и понятно, обозначает присутствие самого божества и его покровительство.

Славянский Символ Алтарник

Ведический Символ Алтарник - значим в обрядовой деятельности. Он служит символ примерения и единства всех светлых родов населяющих Явь, Павь и Навь. Он служит всеобъемлющим символ единства родов Расы Великой.

Считается что он был начертан Богами у основания Мирового древа. И когда его чертил Ярило Трисветлый он завещал жить славянским родам в мире и не допускать ссор. И всегда вставать брат за брата.

Именно поэтому Символ Алтарник используется жрецами, православными староверами Инглингами на алтарном камне. Именно на него попадаю требы во время обрядов.

Символ атарник служит прямой связью между мирами. Вот поэтому его так чтут все светлые славянские рода.

Славянский Символ Валькирия

Много существуют символов, но есть среди них особенно сильные и древние! Один из самых древних символов «Валькирия».

Традиционно Жрецы Славяно-Арийских Вед запечатывают книги печатью с этим символом. Считается что Валькирия охранный символ. Он защищает древнюю мудрость Славян и Ариев.

Валькирия - чистый символ, именно поэтому это символ чести, доблести и охраны. Именно поэтому Валькирию так любят люди придерживающиеся воинского ремесла.

Считается что Валькирия - Славянская Богиня забирает умерших бойцов в Сваргу Пречистую. Валькирия переводится как прибирающая погибших. Если Мара забирает умерших своей смертью, то Валькирия исключительно павших на поле брани.

Валькирия - очень мощный защитный оберег!

Знаки - это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы - SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Символ - это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ - это синтез знака и образа.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон - высоты, длительности, тембра, громкости - представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости.

Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение. В человеческом характере всегда присутствует стремление творить - потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанные проблемы. Одной из таких проблем была научная идея создания вечного двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой экономики. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа «вечного движения». Его символом стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова и др.

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы - зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество.

Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны. В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб - символы таинства причащения; цветы лилии или ириса - символ Богоматери.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный - цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый - цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом - религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas - суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал – значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, работающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины «Суета сует» говорит о бренности земной суеты - погони за богатством, властью, удовольствиями.

В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта - штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) - тихая (безмолвная) жизнь.

Для художника не существует «безгласных вещей», для него все - «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин).

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853-1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.

«Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», - говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881-1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.