Познание. Понятие, формы и методы познания.  Обществознание: Основы теории познания

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» - человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .

Эмпирические методы :

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез . Обратный процесс - объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение . Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция - движение от фактов к общему.
  11. Идеализация - создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование - создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация - изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание . (Оно же - искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы - самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к

Весь свой долгий путь существования и развития человек был склонен к исследованиям, изучениям, открытиями. Он многое делал для упрощения своей жизни, прилагал большое количество усилий для раскрытия смысла своего существования, каких-либо закономерностей и причин природных явлений.

Суть явления

Понятие познания трактуется достаточно широко. В самом общем смысле под ним понимается процесс или целая совокупность таких механизмов, которые помогают нам изучать мир, накапливать объективные данные о нем, а также выявлять различного рода закономерности. Сложно переоценить роль данного явления. Потому что именно благодаря нему люди достигли тех технологических, медицинских, технических и иных успехов, которые мы сейчас можем наблюдать. О данном понятии нам достаточно широко рассказывает обществознание. формы, его задачи - все это мы сможем узнать еще в школе. Однако наука, которая специально посвящена изучению данного аспекта, называется эпистемологией. И она входит в

Что же это такое?

Процесс познания очень сложен, многогранен. Его достаточно проблематично описать, или изложить в простых формулярах. Отсюда следует, что необходимо сначала разобраться в сложной структуре этого аспекта нашей жизни, а затем определять его цель и значение для целой цивилизации. В широком смысле понятие познания достаточно слабо отражает всю суть процесса. Поэтому необходимо четко выделить его строение.

Какое оно бывает?

Ранее, давая определение, мы говорили о том, что познание - многогранный механизм. Это не один единичный процесс, а целая система, тесно взаимосвязанная с иными важными элементами. Дабы не углубляться слишком сильно в философскую терминологию и науку, будем отталкиваться от курса и рекомендаций, которые нам дает предмет - обществознание. Виды познания и формы познания достаточно часто употребляют, подразумевая один и тот же смысл - совокупность приемов и способов, посредством которых происходит изучаемый процесс. Поговорим более подробно о каждом из них.

Бытовое

Многие ученые не выделяют данную форму познания в отдельную категорию. Однако следует отметить, что познание жизни без бытового, обыденного уровня практически невозможно. Данный вид не требует серьезного изучения. Нет необходимости в его пристальном изучении, а также использовании специальных инструментов. Например, чтобы понять, что огонь обладает высокой температурой, достаточно обжечься. Вы не будете иметь никаких измерительных приборов, но с точностью сможете сказать: пламя очень горячее.

Таким образом, бытовой процесс познания крайне неточен. Он дает лишь приблизительные ответы на наши вопросы. Однако он достаточно быстро воспринимается. Этот механизм нагляден и не требует большого количества времени для разработки. С этой формой познания мы встречаемся чаще всего в своей обыденной жизни. Как правило, чем мы взрослее, тем больше знаний накопим посредством этого вида. Но история знает множество исключений.

Научное социальное познание

Его еще называют научным методом. Это наиболее точный, но и трудоемкий способ познания. Он не требует от вас проявления художественных качеств, а лишь любви к точности и изучениям. Этим методом пользуются все учебные дисциплины, в том числе и обществознание. Виды познания в целом, так или иначе, но опираются на данный вид. Ведь с его помощью можно расшифровать более простые знания, что сделает их гораздо полезнее.

Эта форма также достаточно разнообразна. Например, есть научное, Оно направлено на исследование общества, объединений людей, социальных групп и многого другого. Все научные методы делятся на два вида - теоретическое и эмпирическое. Первое выдвигает предположения, проверяет его на соответствие уже реальным знаниям, строит модели и целые системы. Практический метод проверяет реальность гипотез посредством экспериментов, наблюдения, а также вносит коррективы в гипотетические взгляды.

Эмпирические знания также могут раскрывать новые явления, которые затем будут предметом пристального внимания теоретиков. Хотя данная форма познания нашла наибольшее количество приверженцев, не обходится и без ее которая, надо сказать, вполне уместна. Так, некоторые ученые указывают на то, что новые познания - это аномалии. Наука, открыв какое-либо, на ее взгляд, неестественное явление, начинает доказывать его существование в настоящей системе мировоззрения. Пытается выявить его закономерности, а также то, почему оно не умещается в рамки существующих теорий.

Зачастую такие аномалии полностью противоречат устоявшемуся мнению. Вспомните Коперника или иных ученых, пытающихся доказать революционные гипотезы. Они обнаружили такие аномалии и постарались их познать, в результате чего уже накопленные знания казались им неверными. Так, ранее люди не верили в то, что Земля имеет шарообразную форму, или в то, что все планеты крутятся вокруг Солнца. История знает множество подобных примеров - Эйнштейн, Галилей, Магеллан и др.

Художественное

Некоторые могут утверждать, что данный вид включает в себя социально-гуманитарное познание. Но это не так. Эта форма наиболее яркая. Она является самой простой и одновременно самой сложной. Допустим, несколько тысяч лет назад люди только начали изучать письменность, а до этого они использовали лишь рисунки для передачи информации. Они описывали природные явления посредством передачи его визуального образа на носитель (камень, например). Это значительно упрощало взаимодействия между поколениями для передачи опыта.

В дальнейшем люди начали разрабатывать и придумывать языки для обеспечения более доступного общения, обмена информацией. Символы, картинки, изображения - все это выглядит достаточно просто лишь на первоначальном этапе. Посмотрите на художественные произведения сейчас. Для того чтобы понять смысл, который нам хотят передать авторы, что-то познать, необходимо приложить усилия, разобраться в увиденном или прочитанном, понимать способы изложения автором своих мыслей.

Надо сказать, что данная форма значительно отличает нас от многих животных, но еще более значительно друг от друга. В нынешнее время людей легко можно поделить на тех, кто пытается изобразить вещи, пропустив их через призму своего внутреннего мира, и тех, кто видит все так, как есть. Именно поэтому художественная форма невероятно важна, полезна и сложна, но никогда она не может быть объективной. В этом главная проблема данного вида познания. Ведь оно преследует цель в выявлении и накоплении объективных знаний, а не субъективных видений. Тем не менее такая форма используется достаточно часто. Она также внесла свой огромный вклад в развитие нашей цивилизации.

Философское

Философское познание невероятно ценно как для мира, существовавшего несколько веков назад, так и для нас с вами. Только благодаря философскому познанию можно выйти за рамки реальности, бытия. Именно философы начали выдвигать гипотезы о строении нашего мира и даже Вселенной. Они говорили о нашем организме, мышлении, характерных чертах всех людей еще до того, как были изобретены способы изучения всех этих аспектов.

Философское познание принято делить на два вида - гносеологическое (или общее) и онтологическое. Второй вид строится на изучении сущности и бытия, причем со всех их сторон - реальной, мысленной, субъективной, объективной и др. Что примечательно, посредством этого вида познания люди не только определяли окружающих их мир, находили свое место в нем, но еще и показывали, каким это место должно быть.

Философия часто стремится к идеализации, так что такой вид познания, скорее, отвечает на вопросы: "Как есть, как должно быть?" Опять же, в достаточно общих чертах. Такие общие формуляры дает нам обществознание, виды познания в котором не раскрываются так полно, чтобы не преступить границы философии.

Ступени

Помимо видов, также выделяются и уровни познания. Иногда их относят к формам. Но более правильно говорить о них как о ступенях, которые используются во всех видах. Таких уровней всего два. Но они играют невероятно большую роль в нашей жизни.

Чувственный уровень

Он построен на наших органах чувств и полностью от них зависит. Еще с древних времен, даже когда потомки современного человека не начали осваивать орудия труда, они уже были наделены чувствами. Вспомните про бытовой вид познания. Например, мы бы не поняли, что огонь горячий, если бы не могли ощущать. Хотя многие говорят о 6 органах чувств, на самом деле их больше. Так, седьмым чувством можно было бы назвать ощущение притяжения, так называемой силы гравитации.

Формы чувственного уровня

В общем виде их выделяют всего 3. Они объединяют многие органы чувств. Это следующие механизмы:

  1. Ощущение. Способно передавать нам некоторые свойства предмета. Благодаря уникальности каждого из органов чувств, мы получаем «отчет» о характеристиках той или иной вещи, явления, процесса. На примере яблока можно сказать, что с помощью зрения мы видим цвет, с помощью прикосновения можем определить его мягкость, температуру, форму, с помощью вкусовых рецепторов - вкус.
  2. Восприятие. Это более глобальная форма. Посредством нее мы получаем наиболее полную информацию, объединяем все то, что было получено при помощи ощущения в целостную картину. Сложив все описанное в первом пункте, мы поймем многие важные характеристики яблока.
  3. Представление. Основано на нашей памяти. Позволяет создать чувственный образ предмета. Например, подумайте о лимоне, как его осторожно разрезают на дольки, посыпают солью. Вы сразу ощутите прилив слюны во рту, а также кисловатый привкус. В памяти всплывет форма лимона, его цвет и иные характеристики. Представление позволяет нам не терять важные знания, которые мы получили в жизни.

Рациональный уровень

Уровни познания без завершающей, логической ступени выглядели бы неправильно. Исторически человек с момента своего появления на планете умел чувствовать. А вот мыслить, писать, анализировать научился гораздо позднее. Данный уровень полностью построен на мыслительных качествах. Поэтому он невероятно сложен и не так нагляден, как чувственный. Однако его польза крайне высока, тем более что с развитием современного общества именно рациональный уровень становится более востребованным. Большинство предметов нашей планеты уже прошли через все формы чувственного уровня. А значит, их необходимо систематизировать, записать и сделать определенные выводы.

Формы рационального уровня

Выделяют три вида:

  1. Понятие. С помощью ощущения мы определили свойство, благодаря восприятию составили целостную картину, а используя данную форму, смогли изложить Чтобы понять, что лимон на вкус кислый, его не обязательно пробовать, достаточно прочесть об этом.
  2. Суждение. Оно всегда носит направленный характер. Например, фраза «лимон кислый» является ярким примером данной формы. Суждение бывает отрицательным или положительным. Но оно также строится либо на понятии, либо на восприятии.
  3. Вывод. Исходит от предыдущей формы. Он подытоживает все то, что мы систематизировали в один ответ. Так, сказав, что лимон не сладкий, не ядовитый и имеет желтый цвет, мы сможем сделать какой-либо вывод об этом предмете. Выделяют три типы умозаключения: индуктивный, дедуктивный и по аналогии. Вспомните рассказы о Шерлоке Холмсе. Он активно использовал дедукцию для составления выводов, используя обычные суждения.

В отдельности иногда выделяют интуицию, как особый уровень познания. Правда, данное явление еще слишком слабо изучено.

Понятие «познание», его структура и этапы

Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами окружающего мира есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития человечество прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного - ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, происходили постоянные смены «картин» и «образов» мира. Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Человеческий разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы и человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, ее богатства и многообразие передаются от поколения к поколению, от народу к народу с помощью механизма социальной наследственности и культуры.

Знания не возникают сами по себе, они являются результатом особого процесса - познавательной деятельности людей.

Итак, познание - это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда представляет из себя взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого являются знания об окружающем мире.

Это тот, кто хочет получить знания об окружающем мире.

Это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.

В структуре познания можно выделить следующие элементы .

Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Все философы, как правило, так или иначе, анализировали проблемы теории познания. Существовало два подхода к вопросу о том, как человек познает мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие - разумом. Группу первых философов называют сенсуалистами ( , Ф. Бэкон , Л. Фейербах ), группу вторых - рационалистами ( , Р. Декарт , Б. Спиноза ). Существует и третья концепция познания - агностицизм - отрицание возможности познания мира (Д. Юм ).

Современная наука рассматривает чувственное и рациональное познание как два последовательных этапа формирования познания.

Исторически и логически первой ступенью познавательного процесса является чувственное познание - познание при помощи органов чувств. Для чувственного познания в целом характерно отражение мира в наглядной форме, наличие непосредственной связи человека с реальной действительностью, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.

Основные чувства человека описал еще древнегреческий философ Аристотель более двух тысяч лет назад. Это вкус, осязание, зрение, слух и обоняние.

Чувственное познание человеком мира осуществляется в трех основных формах .

Ощущения, восприятия и представления в процессе познания действуют взаимосвязано и испытывают воздействие рациональных форм познания, логического мышления.

Рациональное познание наиболее полно отражено в мышлении. Поэтому нужно хорошо уяснить содержание этого важнейшего понятия. - осуществляющийся в ходе практики активный процесс отражения окружающего мира. Мышление человека - не чисто природное его свойство, а выработанная в процессе предметной деятельности и общения функция социального субъекта.

Итак, рациональное познание - это проникновение в суть вещей, оперирование идеальными образами при помощи логического мышления. Основными формами рационального познания являются :

Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания и не противоречат друг другу. Эти две формы познания находятся в постоянном взаимодействии и образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания, т.к. отсюда они черпают исходный материал. В то же время чувственное познание находится под воздействием рационального. Ощущения, восприятия и представления человека несут в себе характеристики всей духовно-интеллектуальной деятельности сознания.

Формы и методы научного познания

Зарождение наук произошло еще в Древнем мире. Но складываться они начали с XVI-XVII вв. В ходе исторического науки развития превратились в важнейшую силу, оказывающую влияние на все сферы жизни общества.

Это форма деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины. Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности:

    разделение и кооперацию научного труда;

    научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

    методы научно-исследовательской работы;

    систему научной информации;

    всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Современная наука - это чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только окружающий человека мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании - то есть сам человек. Основная задача науки - выявление объективных законов действительности, а ее непосредственная цель - объективная истина.

Научное познание отличает стремление к объективности, т.е. к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека. Полученный при этом результат не должен зависеть от частных мнений, пристрастий, авторитетов. Поэтому научному познанию присущи следующие признаки :

    объективность;

    системность;

    нацеленность на практику;

    доказательность;

    обоснованность полученных результатов;

    достоверность выводов.

В настоящее время существует следующая классификация наук :

    естественные науки - изучают мир природы;

    технические науки - изучают мир техники;

    гуманитарные науки - изучают мир человека;

    социальные науки - изучают мир общества.

Каждая наука включает в себя четыре необходимых компонента .

    Субъект науки - исследователь, осуществляющий научную деятельность.

    Объект науки - предмет исследования, т.е. то какую сферу изучает данная наука.

    Система методов и приемов, характерных для изучения в рамках данной науки.

    Язык науки - присущая только ей терминология (основные понятия, символы, математические уравнения, химические формулы и т.д.).

Необходимо понимать, что научное познание есть целостная, развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. В структуру научного познания входят:

    1) фактический материал, полученный экспериментальным путем;

    2) результаты его первоначального обобщения;

    3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы);

    4) закономерности, принципы и теории;

    5) методы научного познания;

    6) стиль мышления.

Научное познание - это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня .

Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Форма знания, содержащая предположение, сформированное на основе фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.

Наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т.е. метод . Наиболее распространенными методами научного познания являются :

    анализ - разложение предмета на составляющие, что позволяет тщательно рассмотреть строение изучаемого объекта;

    синтез - процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений;

    аналогия - присваивание схожих свойств изучаемому объекту, если он похож на знакомый предмет;

    индукция - переход от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям;

    дедукция - переход от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным;

    системный подход - совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем.

Методы исследования явлений могут быть самыми разнообразными, но они должны отвечать одному необходимому условию - не противоречить друг другу.

предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности. Р. заблуждение - не до конца познанная истина. Как отличить истинное знание от заблуждения? Иными словами: что является критерием истины? В обществознании выделяют следующие критерии истины :

    опытные данные;

    теоретически обоснованные знания;

    соответствие окружающему миру.

Истина объективна по своему содержанию, но субъективна по форме выражения. В любых знаниях присутствует субъективное начало, связанное с особенностями органами чувств, нервной системы, деятельности головного мозга, с нашими способностями, интересами, отношением к миру.

Возможно ли полное, абсолютное знание, иными словами - абсолютная истина? Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. Но, в таком случае абсолютной истины не бывает, она всегда относительна, так как окружающий мир бесконечен и неисчерпаем. В то же время абсолютную истину можно рассматривать как образец или предел, к которому стремится наше знание. Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных истин, которые формулирует человечество на протяжении всей истории своего развития.

Контрольные вопросы

    Что такое познание?

    Назовите типы познания.

    Каковы формы чувственного познания?

    Каковы формы рационального познания?

    Какие виды наук вы знаете?

    Какие признаки присущи научному познанию?

    Назовите уровни и методы научного познания?

    Что такое истина и каковы ее критерии?

    Достижима ли абсолютная истина?

Теория познания

Потребность в знаниях — одна из неотъемлемых характеристик человека. Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний — от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от (основанного на производстве товаров) к , или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis — знание + logos — учение), или теорией познания.

Познание в целом — творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире .

Часто познание требует от человека убежденности в своей правоте и особого мужества: многие ученые за свои идеи шли в тюрьмы и на костры. Таким образом, познание имеет социальную природу: оно обусловлено внутренними потребностями общества, целями, ценностями, убеждениями людей.

Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности — , игрой, и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности, — потребность, мотив, цель, средства, результат.

Познавательная потребность является одной из важнейших в структуре и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное — необходимый элемент жизни человека.

Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.

Цель познания - получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом. В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Истина в классическом понимании есть соответствие знаний о действительности самой действительности.

Средства познании в науке именуются методами исследования. В их числе можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д. (ниже они будут рассмотрены подробно).

Действия в процессе познания также многообразны. Например, в принята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.

Результат познания — это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Н ап ри мер, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.

Философия познания

В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Иными словами, речь идет о выяснении предпосылок и обстоятельств, условий продвижения к истине, овладением для этого необходимыми методами и понятиями. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания, или гносеологии. “Гносеология ” — слово греческого происхождения (гнозис — знание и логос — слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а также на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г. Совершенствование средств познания — неотъемлемая часть истории человеческой деятельности. К разработке вопросов познания обращались многие философы прошлого, и совсем не случайно эта проблематика выдвигается на первый план и становится определяющей в развитии философской мысли. Вначале познание выступает в наивных, порой весьма примитивных формах, т.е. существует как обыденное познание. Его функция не утратила своего значения до сих пор. По мере развития человеческой практики, совершенствования навыков и умения людей в постижении реального мира важнейшим средством не только познания, но и материального производства становится наука. Выявляются принципы научного познания, которые легли в основу формирования и организации научного мышления.

При этом выделяются общефилософские принципы, распространяющиеся как на мир в целом, так и на сферу познания (отношение человеческого познания к миру), принципы специального научного мышления и принципы специальных научных теорий. Одним из самых мощных факторов, преобразующих жизнь общества, в XX в. стала наука (подробнее о науке как форме общественного сознания речь пойдет в теме 5). Это, в свою очередь, превратило ее саму в объект тщательного и скрупулезного изучения. Развернулся широкий фронт исследований, в центре которых оказалась познавательная деятельность человека и общества. Психология научного творчества, логика науки, социология науки, история науки, наконец, науковедение — таков лишь краткий перечень специальных дисциплин, изучающих различные отрасли и формы познания. Не осталась в стороне и , образовав широкую сферу, получившую название философия науки (включив в себя ряд подразделов: философия биологии, философия физики, философия математики).

Субъект и объект познания в философии

Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.

Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.

Помимо объекта в научном познании часто выделяют предмет — часть объекта, которая специально вычленяется познавательными средствами. Например, объектом всех гуманитарных наук является , но познавательные средства психологии направлены на духовный мир человека, археологии — на его происхождение, — на , этнографии — на нравы и обычаи человечества. Соответственно в качестве предмета этих наук выступают духовный мир, происхождение, культура и т.д.

Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта. Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов. Объяснение причин и характера этого отношения претерпело сложную эволюцию, пройдя путь от крайнего противопоставления субъективной достоверности, самосознания субъекта и мира объективной реальности (Декарт), до выявления сложной диалектической взаимосвязи субъекта и объекта в ходе познавательной деятельности. Сам субъект и его деятельность могут быть правильно поняты лишь с учетом конкретных социально-культурных и исторических условий, с учетом опосредованности отношений субъекта с другими субъектами. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

От понятий «субъект» и «объект» образованы термины «субъективный» и «объективный».

Субъективно все, что связано с субъектом, лицом, т.е. его воля, желания, стремления, предпочтения, чувства и эмоции и т.п. Таким образом, субъективность есть характеристика внутреннего мира человека или то личностное воздействие, которое сознание оказывает на наши взаимоотношения с миром. Субъективное отношение к чему-либо есть, как правило, вопрос вкуса и у разных людей может быть различным. Субъективность больше относят к мнениям, чем знаниям, хотя и личное знание является субъективным уже в силу того, что принадлежит сознанию человека, а не окружающему миру.

Объективно все то, что не зависит от сознания, воли, желаний. Например, объективными фактами или их отображениями являются вращение Земли вокруг Солнца, впадение Волги в Каспийское море, утверждения «Сократ — это человек», «Ф.М.Достоевский — русский писатель» и т.д.; они не зависят от наших личных желаний: Земля не прекратит своего вращения, Волга не повернет вспять, а Сократ не станет русским писателем.

Конечно, совершенно «очищенным» от человека знание быть не может. На познание оказывают влияние социальные отношения, культура, эпоха.

Видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самого человека . В современной литературе цель познания усматривается в истине .

Формы познания

Научное

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, - это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Художественное

Отражение существующей реальности через знаки, символы, художественные образы.

Философское

Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия , определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология . В процессе философского познания субъект стремится не только понять бытие и место человека в нём, но и показать, какими они должны быть (аксиология), то есть стремится создать идеал, содержание которого будет обусловлено избранными философом мировоззренческими постулатами.

Мифологическое

Мифологическое познание характерно для первобытной культуры. Такое познание выступает как целостное дотеоретическое объяснение действительности при помощи чувственно-наглядных образов сверхъестественных существ, легендарных героев, которые для носителя мифологического познания предстают реальными участниками его повседневной жизни. Мифологическое познание характеризуется персонификацией, олицетворением сложных понятий в образах богов и антропоморфизмом .

Религиозное

Объектом религиозного познания в монотеистических религиях, то есть в иудаизме , христианстве и исламе является Бог , который проявляет себя как Субъект , Личность . Акт религиозного познания, или акт веры, имеет персоналистически-диалогический характер. Цель религиозного познания в монотеизме - не создание или уточнение системы представлений о Боге, а спасение человека, для которого открытие бытия Бога одновременно оказывается актом самооткрытия, самопознания и формирует в его сознании требование нравственного обновления.

Уровни научного познания

Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный , чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте , тогда как теоретический - в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах , законах и теориях .

История понятия

Платон

См. также

Примечания

Литература

  • Кохановский В. П. и др. Основы философии науки. М.: Феникс, 2007. 608 с ISBN 978-5-222-11009-6
  • Теория познания см. в словаре Брокгауза и Ефрона или в Большой советской энциклопедии .

Ссылки

  • Фролов И. Т. «Введение в философию» / Глава VI. «Познание»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Познание" в других словарях:

    Категория, описывающая процесс получения любых знаний путем повторения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и др. людьми. Филос. концепции П. чрезвычайно… … Философская энциклопедия

    См. понимание... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. познание знание, понимание; постижение, изучение; освоение, овладение, усвоение Словарь русски … Словарь синонимов

    познание - ПОЗНАНИЕ философская категория, описывающая процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Познание - Познание ♦ Connaissance Знать значит осмысливать то, что есть, таким, какое оно есть. Познание – это своего рода адекватное отношение между субъектом и объектом, между духом и миром или, коротко говоря, между veritas intellectus (истиной… … Философский словарь Спонвиля

    ПОЗНАНИЕ, познания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. познать в 1 знач. познавать; способность познавать; наблюдение человеком простого и очевидного превращения вещи в себе в явления, в вещь для него (филос.). « Диалектический… … Толковый словарь Ушакова

    познание - ПОЗНАНИЕ, осмысление, постижение, узнавание, улавливание, уяснение книжн. ПОЗНАВАЕМОСТЬ, постижимость, узнаваемость книжн. ПОЗНАВАЕМЫЙ, постижимый, узнаваемый ПОЗНАВАТЬ/ПОЗНАТЬ, постигать/постигнуть и постичь, осмыслять/осмыслить … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    познание - постижение чего либо, приобретение знаний о чем либо; постижение закономерностей некоих явлений, процессов и пр. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. Познание … Большая психологическая энциклопедия

    Процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире … Большой Энциклопедический словарь

    Творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. П. является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и … Новейший философский словарь