Правовые основы деятельности организаторов торговли. Правовое положение организаторов торговли Под организатором торговли понимают

Правовое положение организаторов торговли определяется Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах» (далее по тексту Закон об организованных торгах). Согласно данному нормативно-правовому акту организатором торговли является юридическое лицо, созданное в форме хозяйственного общества для оказания услуг по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках.

Организатор торговли выступает в качестве биржи или торговой системы на основании соответствующей лицензии. Наличие лицензии не предполагает исключительного характера правоспособности. Однако законодатель вводит запреты на осуществление организатором торговли конкретных видов деятельности, к примеру, производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг и иной деятельностью, определенной в закрытом перечне в п. 3 ст. 5 Закона об организованных торгах.

Речь идет только о тех работниках, которые замещают следующие должности:

Единоличного исполнительного органа организатора торговли,

Руководитель филиала,

Главный бухгалтер, иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета,

Должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками (руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками),

Контролер (руководитель службы внутреннего контроля),

Руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по проведению организованных торгов.

Физические лица, занимающие данные должности, должны иметь высшее образование и соответствовать установленным Банком России требованиям к профессиональному опыту и квалификационным требованиям, в том числе требованиям о наличии квалификационного аттестата в сфере деятельности по проведению организованных торгов.

К каждому виду организатора торговли законодатель предъявляет соответствующие требования.

Так, биржа может быть создана только как акционерное общество. Указание на вид организатора торговли – «биржа» должно содержаться в фирменном наименовании АО. Также для биржи введен дополнительный запрет на осуществление таких видов деятельности как брокерская, дилерская, депозитарная деятельность, и деятельность по управлению ценными бумагами.

Кроме названных выше коллегиальных органов управления и исполнения для организаторов торговли, биржа также должна сформировать биржевой совет. Данный орган призван давать рекомендации иным уполномоченным органам биржи, в отношении изменения стоимости услуг по проведению организованных торгов или внесения в правила организованных торгов изменений и т.д.

На основании данных правил организаторы торговли организуют торги, которые проводятся на регулярной основе.

Реализацию функции по проведению организованных торгов организатор торговли осуществляет на основании договора, заключаемого с участниками торгов. По своей правовой природе данный договор является договором возмездного оказания услуг, регулируемый главой 39 ГК РФ, и договором присоединения согласно ст. 428 ГК РФ.

На указанных торгах заключаются только определенные договоры:

Договоры купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты,

Договоры репо,

Договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами.

Данные договоры заключаются в общем порядке на основании двух представленных разнонаправленных заявок. Содержание заявок, подаваемых на организованных торгах, и порядок их подачи и отзыва определяются правилами организованных торгов. Данная заявка должна быть зарегистрирована организатором торговли в реестре заявок. Для заключения договора необходимо, чтобы содержание заявок полностью или частично соответствовало друг другу, что устанавливается и фиксируется в реестре договоров организатором торговли. Именно установление данного соответствия рассматривается как момент заключения договора. Составление одного документа, подписанного сторонами, не требуется. Письменная форма считается соблюденной при наличии указанных заявок. То, что договор заключен, подтверждается выпиской из реестра договоров, заключенных на организованных торгах. Такие договоры имеют свои особенности, отличные от общих гражданско-правовых договорных установлений. Так, в отличие от ст. 413 ГК РФ обязательства, возникшие из договора, сторонами которого является один и тот же участник эти обязательства исполняются за счет разных клиентов участника торгов или за счет разных участников торгов.

1 Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017; Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.

1 Договорное право. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Учебно-практическое пособие / Москва, 2017.

Список литературы

1. Договорное право. Волкова М.А., Гриднева О.В., Жестеров П.В., Ленковская Р.Р. Учебно- практическое пособие / Москва, 2017.

2. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В., Жестеров П.В. Учебное пособие / Москва, 2017.

3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Золотарева А.Е. Учебник / Москва, 2016.

Деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами меж­ду участниками рынка ценных бумаг.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляю­щий деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынке ценных бумаг.

Организатором торговли может быть фондовая биржа или другой организатор торговли, который осуществляет свою деятельность на внебиржевом рынке.

Организаторами торговли в РФ может быть как коммерческая орга­низация, созданная в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, так и некоммерческая организация. Организатор торговли должен иметь лицензию на осуществление де­ятельности и определенную величину собственного капитала. Для коммерческих организаций собственный капитал организатора тор­говли должен быть не менее 16,7 млн. руб., а для некоммерческих орга­низаций - 83 млн. руб.

Организатор торговли на рынке ценных бумаг обязан раскрыть следующую информацию любому заинтересованному лицу:

    правила допуска участника рынка ценных бумаг к торгам;

    правила допуска к торгам ценных бумаг;

    список ценных бумаг, допущенных к торгам;

    правила заключения и сверки сделок;

    правила регистрации сделок;

    порядок исполнения сделок;

    правила, ограничивающие манипулирование ценами;

Расписание предоставления услуг организатором торговли на рынке ценных бумаг;

Регламент внесения изменений и дополнений в вышеперечислен­ные позиции.

О каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:

    дата и время заключения сделки;

    наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;

    государственный регистрационный номер ценных бумаг;

    цена одной ценной бумаги;

    количество ценных бумаг.

5. Понятие и экономическое содержание ценной бумаги

«Эмиссионная ценная бумага, - отмечается в Законе, - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, кото­рая характеризуется одновременно следующими признаками:

Закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществ­лению с соблюдением установленных настоящим Федеральным зако­ном формы и порядка;

Размещается выпусками;

Имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного

выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги».

В данном определении эмиссионной ценной бумаги выделены три признака. Причем, если второй и третий признаки присущи только эмиссионным ценным бумагам, то содержание первого признака в равной мере относится к любым ценным бумагам, в том числе и к неэмиссионным.

Следует также отметить, что, если в соответствии с более ранними нормативными актами Российской Федерации ценная бумага трак­товалась как документ, удостоверяющий имущественные права, то в соответствии с последним Федеральным законом ценная бумага ценная бумага может удостоверять и неимущественные права.

Являясь инструментами финансового рынка, ценные бумаги выс­тупают в виде специальным образом оформленных финансовых до­кументов, которые предоставляют владельцу документа определенные права. Эти документы должны быть составлены в соответствии с дей­ствующим в стране законодательством. Посмотрим, какое определе­ние дается категории «ценная бумага» в соответствующих правовых актах и какие изменения произошли в трактовке этого понятия за пос­леднее время.

В этом определении подчеркнуты две характерные черты ценной бумаги: этот документ удостоверяет имущественное право, а не ка­кое-либо иное, и для осуществления этого права требуется предъяв­ление самого документа. Такая формулировка была несколько рас­плывчатой и позволяла относить к ценным бумагам различные документы.

В «Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах РСФСР», утвержденном Постановлением Правительства РСФСР 28 декабря 1991 г. была дана несколько иная формулировка ценных бумаг: «Ценная бумага - денежный документ, удостоверяю­щий имущественное право или отношение займа владельца докумен­та по отношению к лицу, выпустившему такой документ».

В этом определении можно отметить три наиболее характерных признака ценной бумаги.

Во-первых, из определения следует, что ценная бумага - это не всякий, а денежный документ. Такая характеристика, бесспорно, кон­кретизирует понятие ценных бумаг, дает им денежную оценку и отде­ляет их от других документов (например, от удостоверения личнос­ти). Однако из определения ценной бумаги как денежного документа вовсе не следует, что по данному документу всегда можно получить обозначенную на документе сумму денег. Получить эту сумму можно только по долговой ценной бумаге при наступлении срока платежа, если заемщик будет в состоянии осуществить платеж. В остальных слу­чаях этот документ можно превратить в деньги, если будет найден по­купатель ценной бумаги, а цена документа будет определена путем соглашения между продавцом и покупателем и может быть как выше, так и ниже нарицательной стоимости, обозначенной на документе.

Отечественная и мировая практика дает массу примеров, когда цен­ные бумаги полностью лишались «денежного содержания».

Во-вторых, в приведенном определении разграничиваются иму­щественное право и отношение займа. Однако, если исходить из со­держания категории «имущество», то деньги - это часть имуще­ства, и владелец долговой ценной бумаги приобретает право на получение процентов и/или основной суммы долга в виде опреде­ленного количества денег, являющихся частью имущества эмитента. Следовательно, характеристика ценной бумаги как документа, удо­стоверяющего имущественное право, распространяется и на долго­вые ценные бумаги и добавление слов «или отношение займа» для раскрытия содержания категории ценной бумаги не является необ­ходимым, что, вероятно, и было учтено в последующих норматив­ных актах России.

В-третьих, в определении ценной бумаги указывается со стороны кого и по отношению к кому возникают удостоверенные ценной бу­магой права. Эти права приобретает держатель ценной бумаги, а от­ветственность за исполнение обязательств по ценной бумаге несет эмитент ценной бумаги.

В октябре 1994 г. был принят Гражданский кодекс Российской Фе­дерации, в котором дано следующее определение ценной бумаги:

«Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдени­ем установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении».

Как можно видеть, это определение ближе к определению ценной бумаги, данному в «Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик». Однако здесь имеется весьма важное уточнение о том, что ценной бумагой может быть только документ установленной формы с наличием обязательных реквизитов. Это означает, что, если документ составлен не по форме и в нем отсутствуют обязательные реквизиты, то этот документ не является ценной бумагой.

В апреле 1996 г. был принят Федеральный закон РФ «О рынке цен­ных бумаг», в котором не содержится нового определения ценной бу­маги, как таковой, а дается определение так называемой эмиссион­ной ценной бумаги.

В приведенном выше определении ценных бумаг, содержащимся в «Основах законодательства Союза ССР и республик» отмечалось, что имущественное право, вытекающее из ценной бумаги «может быть осуществлено только при предъявлении подлинника этого докумен­та». Из этого следовало, что ценные бумаги могли выпускаться только в документарной форме. Однако уже в «Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» было отме­чено, что «ценные бумаги могут существовать в форме обособленных документов или записей на счетах».

Федеральный закон «О рынке цен­ных бумаг» также предусматривает две формы выпуска ценных бумаг. «Документарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма эмис­сионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на ос­новании предъявления оформленного надлежащим образом сертифи­ката ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо.

Бездокументарная форма эмиссионных ценных бумаг - форма эмиссионных ценных бумаг, при которой владелец устанавливается на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании за­писи по счету депо.

Среди исследователей нет однозначного мнения относительно того, относить ли «записи на счетах» к категории ценных бумаг. Если под­ходить формально, то действительно, в случае бездокументарной фор­мы выпуска ценных бумаг как таковых не существует. Однако нам представляется, что при любой форме выпуска ценных бумаг для вла­дельца важно не наличие самой ценной бумаги, а право владения бу­магой. В случае бездокументарной формы выпуска это право зафик­сировано в виде записи в реестре владельцев ценных бумаг либо в виде записи по счету депо.

С принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» в Российской Федерации создана единая система правового регулирования деятельности товарных, фондовых, валютных бирж и иных организаторов торговли по проведению организованных торгов. Соответствующие правила о биржах , содержавшиеся в Законе РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле», Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» утратили свою силу.

Действие Закона о торгах не распространяется на отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством РФ (например, имущества, закупках товаров для государственных или муниципальных нужд, при приватизации государственного или муниципального имущества), а также на отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности), регулируемые Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» .

Основное значение организованных торгов состоит в том, что они выступают механизмом формирования рыночных цен на товары, ценные бумаги, иностранную валюту, прав из договоров, поскольку согласно ст. 13 Закона о торгах организатор торговли обязан рассчитывать цены, индексы и иные показатели, основанные на информации о договорах, заключенных на организованных торгах. Тем самым складывающиеся на биржевом рынке цены имеют ориентирующее значение для всех участников имущественного оборота.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о торгах организованные торги определяются в Законе как торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (п. 7 ч. 1 ст. 2).

В литературе обращается внимание на неудачное использование термина «организованные торги», который был выбран, по-видимому, для отграничения торгов, проводимых на товарном, фондовом или валютном рынках от иных торгов . Действительно, согласно ст. 447, 448 ГК РФ организованными торгами можно считать торги, которые проводит их организатор. Вместе с тем отличие биржевых торгов, правила о которых содержатся в рассматриваемом Законе, от иных торгов заключается в том, что они носят не разовый характер, а проводятся на регулярной основе, по установленным организатором торговли правилам, зарегистрированным в федеральном органе исполнительной власти в области финансовых рынков.

В правилах организованных торгов должны содержаться требования к участникам торгов; требования к способам и периодичности идентификации участников торгов; указание времени или порядок определения времени проведения торгов; порядок допуска лиц к участию в организованных торгах; порядок допуска (прекращения допуска) товаров и (или) иностранной валюты к торгам; основания и порядок начала, приостановления или прекращения заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами; правила листинга (делистинга) ценных бумаг; порядок и условия подачи заявок, в том числе заявок, в которых указывается клиринговый брокер; порядок заключения на организованных торгах договоров; указание случаев и порядок приостановки, прекращения и возобновления организованных торгов и иные положения в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 4).

Организатором торговли является лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (п. 6 ч. 1 ст. 2). Термин «организатор торговли» означает, что Законом регулируются отношения по организации и осуществлению одного из видов торговли - биржевой торговли.

Законом установлены как общие требования к двум разновидностям организаторов торговли - бирже и торговой системе , так и специальные требования к каждому из них.

Закон устанавливает прямой запрет организатору торговли заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом (ч. 3, 4 ст. 5 Закона о торгах). Помимо указанных ограничений, биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами (ч. 5 ст. 9), а торговая система при совмещении своей деятельности с клиринговой деятельностью не вправе совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами (ч. 5 ст. 12).

При совмещении деятельности по организации торгов с иными видами деятельности, за исключением запрещенных, организатор торговли обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений и принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у организатора торговли в связи с таким совмещением (ч. 5, 6 ст. 5).

Биржей является организатор торговли , имеющий лицензию биржи (ч. 1 ст. 9).

Фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа». Использование слова «биржа», производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается, за исключением использования соответствующими организациями в своем наименовании и (или) в рекламе словосочетания «биржа труда», а также иных случаев, установленных федеральными законами.

При этом оказание услуг по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, вправе осуществлять только биржи за исключением случаев, установленных ч. 4 ст. 12 Закона об организованных торгах (ч. 4 ст. 9). Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков может предусмотреть в нормативном правовом акте случаи, когда услуги по проведению организованных торгов, на которых заключаются отдельные виды договоров, являющиеся производными финансовыми инструментами, могут оказываться торговой системой .

Торговой системой является организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы (ч. 1 ст. 12).

Фирменное наименование торговой системы должно содержать словосочетания «торговая система» или «организатор торговли» в любом падеже. Использование словосочетаний «торговая система» или «организатор торговли», производных от них слов и сочетаний с ними в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается, за исключением случаев, установленных законом.

Торговая система не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами могут совершаться (оказываться) только биржей .

Если раньше допускалось создание бирж в форме некоммерческих организаций, то в соответствии с Законом об организованных торгах организаторы торговли вправе быть созданы в организационно-правовых формах хозяйственных обществ. При этом биржа может создаваться и действовать только в организационно-правовой форме акционерного общества.

Минимальный размер собственных средств торговой системы должен составлять не менее 50 млн руб., а биржи - не менее 100 млн руб.

Еще одним отличием биржи от торговой системы является то, что биржа вправе осуществлять листинг ценных бумаг путем включения их в котировальные списки, а торговая система при осуществлении листинга ценных бумаг не вправе включать их в котировальные списки (п. 2, 4 ст. 14 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг») .

Закон об организованных торгах устанавливает требования к органам управления и работникам организатора торговли (ст. 6), требования к учредителям (участникам) организатора торговли (ст. 7), требования к собственным средствам организатора торговли и иным обязательным нормативам (ст. 8).

Организатор торговли обязан вести реестр участников торгов и их клиентов, реестр заявок и реестр заключенных договоров в соответствии с нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков (ч. 14 ст. 5). На биржах и в торговых системах создается третейский суд для рассмотрения споров между участниками торгов (ст. 24).

Государственное регулирование и контроль деятельности на организованных торгах осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков - Федеральная служба по финансовым рынкам России, Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 г. № 717.


Похожая информация.


Одним из новых понятий, введенных Законом об организованных торгах, является понятие организатора торговли, под которым понимается лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы.

Таким образом, Закон предоставил право осуществлять организованные торги не только биржам, но и специальным торговым системам, имеющим соответствующие лицензии, объединенным единым названием – организатор торговли. При этом согласно п. 1 ст. 2 Закона об организованных торгах биржевые торги могут проводиться исключительно биржей.

Торговая система (организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы) не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые могут совершаться (оказываться) только биржей.

Организатор торговли не вправе заниматься деятельностью, не связанной с организацией торговли (ст. 5).

За нарушение установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности в соответствии со ст. 14.24 КоАП РФ организатор торговли может быть привлечен к административной ответственности: должностное лицо – в виде административного штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до двух лет; юридическое лицо – в виде штрафа от 700 тыс. до 1 млн руб.

Если же данный хозяйствующий субъект предполагает совмещать деятельность по организации торгов с другой, не запрещенной законодательством деятельностью, то он обязан создать для осуществления деятельности по проведению организованных торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений.

Организатор торговли осуществляет организацию торгов и контроль за тем, чтобы участники торгов и их действия соответствовали законодательству РФ. В обязанности организатора торговли входит, в частности:

  • – составление годовой финансовой отчетности;
  • – осуществление контроля за соответствием участников требованиям торгов, соблюдением ими правил торгов и т.д.;
  • – ведение реестра участников торгов и их клиентов, реестра заявок и реестра заключенных на организованных торгах договоров;
  • – хранение информации и документов, которые связаны с проведением организованных торгов, и ежедневное резервное копирование таких информации и документов;
  • – обеспечение возможности представления документов и сведений в электронной форме с электронной подписью в надлежащем формате, порядке и с соблюдением сроков. Он вправе проводить проверки и требовать от участников торгов и эмитентов представления необходимых документов (в том числе полученных участником торгов от его клиента), объяснений, информации в письменной или устной форме.

Законом об организованных торгах установлено, что организаторы торговли могут создаваться и действовать только в организационно-правовых формах хозяйственных обществ. При этом ст. 12 данного Закона требования к конкретной организационно-правовой форме указанного вида организатора торговли (в отличие от биржи, которая может создаваться только в форме акционерного общества) не устанавливает. Исходя из чего, можно сделать вывод, что юридическое лицо – организатор торговли, – не являющееся биржей, может осуществлять деятельность как в форме акционерного общества, так и общества с ограниченной ответственностью.

Законом установлены требования к структуре, органам управления и работникам организатора торговли, учредителям и собственным средствам организатора торговли, а также иным обязательным нормативам. Организатор торговли должен в обязательном порядке иметь совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный и единоличный исполнительные органы, а также службу внутреннего контроля (контролера).

Организатор торговли вправе проводить организованные торги при условии регистрации правил организованных торгов в ЦБ РФ. В случаях, когда организатор торговли проводит организованные торги по торговым (биржевым) секциям в зависимости от категорий участников торгов, видов заключаемых договоров, предметов заключаемых на торгах договоров или от иных оснований, организатор торговли вправе утвердить отдельные правила организованных торгов для каждой торговой (биржевой) секции.

Минимальный размер собственных средств лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном рынке на основании лицензии биржи, должен составлять не менее 100 млн руб., а лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товаром рынке на основании лицензии торговой системы, не менее 50 млн руб. При этом состав собственных средств организатора торговли должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются ЦБ РФ с учетом видов деятельности, с которыми совмещается деятельность по проведению организованных торгов.

К участию в организованных торгах могут быть допущены как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ. Если участник торгов действует в интересах и за счет другого лица, таким участником могут быть брокер, имеющий лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, центральный контрагент или лицо, включенное организатором торговли в соответствии с правилами организованных торгов в список участников торгов товаром, действующих в интересах и за счет других лиц.

Между организатором торгов и участником торгов заключается договор об оказании услуг по проведению организованных торгов, по которому организатор торговли обязуется в соответствии с правилами торгов регулярно оказывать услуги по проведению организованных торгов, а участники торгов обязуются оплачивать указанные услуги . В случае нарушения участником торгов требований, предъявляемых правилами организованных торгов к участникам, организатор торговли вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг по проведению организованных торгов. При этом возмещение убытков, связанных с таким отказом, организатором торговли участнику торгов не осуществляется.

  • По своей юридической природе указанный договор является договором возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ).