Представление ч дарвина о выражении эмоций. Ч. Дарвин. Выражение эмоций у человека и животных. Эволюционная теория эмоций Ч. Дарвина

В основу книги «Выражение эмоций у человека и животных» Чарльз Дарвин вложил эволюционный путь, который проходят эмоции в своём развитии. Он утверждал, что эмоции – это следствие физиологических проявлений. Он проводил параллель с животным миром. Так, например, потливость рук, которая возникает при чувстве страха, он объяснял тем, что предки человечества, обезьяноподобные приматы проявляли такую реакцию, когда испытывали страх, в результате потливости им проще было цепляться за ветки деревьев.

Эволюционно-биологическая теория Дарвина стала доказательством того, что между поведением человека и животного нет непроходимой пропасти. Анализируя внешние проявления эмоций, Дарвин выделил целый ряд общих черт, например, в экспрессивно-телесных движениях антропоидов и слепорождённых детей. Таким образом, он пытался показать, что эмоции и чувства человека имеют животное происхождение, как и человек в целом. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям жизни. Поведение и развитие выразительных движений Дарвин объясняет с помощью принципов:

    Ряд выразительных движений, телесные изменения, которые происходяи при разнообразных эмоциональные состояния, являются рудиментами ранее целесообразных инстинктивных движений, реальных приспособительных реакций организма. Они сохраняют в определенной степени свой биологический смысл и вместе с тем являются биологически значимыми сигналами для представителей не только своего, но и других видов (принцип целесообразности, полезности); 2) Некоторые выразительные движения могли возникнуть по контрасту, выражая противоположные чувства (принцип антитезы); 3) Некоторые выразительные движения являются просто разрядкой нервной системы и наблюдаются при сильных эмоциях и вспышках аффекта (принцип порождения действий свойствами нервной системы).

Таким образом, эмоциональные состояния в этой концепции оцениваются в связи с побуждением к действию. Эмоции, по Ч. Дарвину, возникли в процессе эволюции как средство выявления значимости тех или иных условий для удовлетворения актуальных для живых существ потребностей.

Концепции и. Ф. Гербарта, в. Вундта.

В XVIII – XIX вв прошлого тысячителетия широко проводились исследования природы возниковения эмоций и их сущности. Вследствии этого возникли две основные позиции. Одной из позиций была интеллектуалистическая, сформирована И. Ф. Гербартом (1824-1825), говорилось, что проявление эмоций – это следствие психический явлений. Гербарт считал, что эмоция служит связным элементом между представлениями. Эмоция - это психическое нарушение, вызываемое рассогласованием (конфликтом) между представлениями. Это аффективное состояние непроизвольно вызывает вегетативные изменения. Например, образ сломанного мобильного телефона, который сравнивается с образом этого же телефона, но исправного, порождает печаль. В свою очередь, это аффективное состояние, почти рефлекторно вызывает органические изменения, которые характеризуют гнев.

Разделял мнение Гербарта и В. Вундт. Он считал, что эмоции - это прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чув­ства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций. (маклаков)

Он построил свою теорию с помощью незатейлевых экспериментов с использованием метронома. Вундт выделил "три-измеримое пространство" эмоций: "Всю систему чувств можно определить как многообразие трех измерений, в которой каждый из измерений имеет два противоположных направления, исключающих друг друга". Основные измерения эмоциональных процессов и состояний: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - покой, напряжение - разрядка (освобождение от напряжения).

«Телесные» реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вундту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже. «Однако когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, то она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение». Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Так, например, мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с тем движением, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот.

Теория эмоции Джемса – Ланге является предметом многочисленных дискуссий. Согласно этой теории эмоция возникает вследствие физиологического действия на организм. Учёные исходят из того, что общими причинами возникновения эмоций являются не психические, а внутренние, физиологические, нервные процессы. Эмоции - это результат органических изменений, возникающих в теле человека, реагирующего на возбуждающий объект или факт, с которыми он сталкивается.

Эмоциональные переживания возникают в такой последовательности:

    Происходит восприятие объекта, явления или факта, которые будут возбуждать эмоции;

    Внешнее проявление эмоций (плач, смех, нападение, крик);

    Возникновение психического действия (собственно эмоции): чувство радости, гнева, страха.

Многие теории эмоций (то же самое подсказывает и здравый смысл) исходят из того, что внешние проявления эмоций (плач, нападение или бегство) следуют после возникновения таких эмоций, как страх или гнев. Джеймс и Ланге изменили эту последовательность, поместив стадию внешних проявлений между восприятием возбуждающего стимула и собственно эмоцией.

Также Н. Н. Ланге и У. Джеймс решили ответить на вопрос «Что является источником живучести эмоций». Они считали, что телесные изменения являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем - как их следствие - возникает сама эмоция.

Достоинством этой теории является то, что она даёт естественнонаучное, биологическое обоснование эмоциональным реакциям. Также она раскрывает вопрос о ненужных эмоциях, которые являются остатками животного существования, но, как не странно, оказываются с точки зрения ретроспектального опыта такими важными, такими значительными переживаниями, наиболее близко стоящими к ядру личности.

Однако с научных позиций теория Джеймса-Ланге оказалась уязвима для критики. Дело в том, что набор эмоциональных переживаний человека гораздо богаче и шире, чем спектр телесных реакций. Одна и та же органическая реакция может сочетаться с самыми разными чувствами. Так, достоверно установлено, что выброс в кровь гормона адреналина вызывает возбуждение. Но это возбуждение может получить различную эмоциональную окраску в зависимости от внешних обстоятельств.

Теория эмоций Джемса-Ланге актуальна и в наши дни. Фазы эмоционального переживания, обозначенные ее создателями, не подвергаются сомнению.


Опубликовав в 1872 году книгу «Выражение эмоций у человека и животных», Ч. Дарвин показал эволюционный путь развития эмоций и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Суть его представлений состоит в том, что эмоции либо полезны, либо представляют собой лишь остатки" (рудименты) различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции в борьбе за существование. Разгневанный человек краснеет, тяжело дышит и сжимает кулаки потому, что в первобытной своей истории всякий гнев приводил людей к драке, а она требовала энергичных мышечных сокращений и, следовательно, усиленного дыхания и кровообращения, обеспечивающих мышечную работу. Потение рук при страхе он объянял тем, что у обезьяноподобных предков человека эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветки деревьев.

Тем самым Дарвин доказывал, что в развитии и проявлении эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. В частности, он показал, что во внешнем выражении эмоций у антропоидов и слепорожденных детей имеется много общего.

Идеи, высказанные Дарвином, послужили толчком для создания других теорий \ эмоций, в частности «периферической» теории У. Джемса - Г. Ланге.

3.2. «Ассоциативная» теория В. Вундта

" Представления В. Вундта (1880) об эмоциях довольно эклектичны. С одной стороны, он придерживался точки зрения Гербарта, что в некоторой степени представления влияют на чувства, а с другой стороны, считал, что эмоции - это прежде всего внутренние изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений.

«Телесные» реакции Вундт рассматривает лишь как следствие чувств. По Вунд-ту, мимика возникла первоначально в связи с элементарными ощущениями, как отражение эмоционального тона ощущений; высшие же, более сложные чувства (эмоции) развились позже. Однако когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, то она всякий раз вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение. Оно-то и вызывает те мимические движения, которые соответствуют эмоциональному тону ощущений. Так, например, мимика презрения (выдвигание нижней губы вперед) сходна с тем движением, когда человек выплевывает что-то неприятное, попавшее ему в рот.

3.3. «Периферическая» теория У. Джем су-Г. Ланге

Американский психолог У. Джемс (1884) выдвинул «периферическую» теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими

68 Птава 3, Теори и. объясняющие механизмы возникновения эмоций

реакциями," которых говорилось выше. Он писал: «Обычно выражаются следующим образом: мы потеряли состояние, огорчены и плачем; мы повстречались с медведем, испуганы и обращаемся в бегство; мы оскорблены врагом, приведены в ярость и наносим ему удар. Согласно защищаемой мною гипотезе, порядок событий должен быть несколько иным, а именно: первое душевное состояние не сменяется немедленно вторым. Между ними должны находиться телесные проявления. И потому наиболее рационально выражаться так: мы опечалены, потому что плачем; приведены в ярость, потому что бьем другого; боимся, потому что дрожим... Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то последнее было бы по форме чисто познавательным актом, бледным, лишенным колорита и эмоциональной теплоты. Мы в таком случае могли бы увидеть медведя и решить, что всего лучше обратиться в бегство, могли бы понести оскорбление и найти справедливым отразить удар, но мы не ощущали бы при этом страха или негодования» (1991, с. 275).

Независимо от У. Джемса датский патологоанатом К. Г. Ланге в 1895 году опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли. Но если для первого органические изменения сводились к висцеральным (внутренних органов), то для второго они были преимущественно вазомоторными. Радость, с его точки зрения, есть совокупность двух явлений: усиления моторной иннервации и расширения кровеносных сосудов. Отсюда происходит и экспрессивное выражение этой эмоции: быстрые, сильные движения, громкая речь, смех. Печаль, наоборот, является следствием ослабления двигательной иннервации и сужения кровеносных сосудов. Отсюда вялые, замедленные движения, слабость и беззвучность голоса, расслабленность и молчаливость. Свою теорию Ланге свел к следующей схеме:

Ослабление двигательной иннервации......................................................разочарование

Ослабление двигательной иннервации + сужение сосудов................печаль

Ослабление двигательной иннервации + сужение сосудов +

судороги органических мускулов...............................................................страх

Ослабление двигательной иннервации + расстройство

смущение

мускулов...............................................................................................................нетерпение

Усиление двигательной иннервации + судороги органических

мускулов + расширение кровеносных сосудов.....................................радость

Усиление двигательной иннервации + судороги органических

мускулов + расширение кровеносных сосудов + расстройство

координации.......................................................................................................гнев

С позиции теории Джемса-Ланге, акт возникновения эмоции выглядит следующим образом:

раздражитель -> возникновение физиологических изменений -> сигналы об этих изменениях в мозг -> эмоция (эмоционал ьное переживай ие). (1)

Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоций Изобразите гнев - и вы сами начнете переживать это чувство;

3.3. «Периферическая» теория У. Джемса - Г Ланга 69

начните смеяться - и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице - и у вас действительно испортится настроение. С другой стороны, подавите внешнее проявление эмоции, и она исчезнет.

У. Джемс приводил не всегда бесспорные доказательства своей гипотезы. Например, он описывает рассказ своего знакомого, испытывавшего страх при припадках, связанных с затруднением глубокого вдоха, и считает это доказательством того, что эмоция здесь есть просто ощущение телесного состояния и причиной ее является чисто физиологический процесс. Однако появление страха в описываемом случае может быть объяснено и по-другому: человек при возникновении затруднения при вдохе опасался, что он задохнется, и именно сознание этого и вызывало у него переживание страха.

Мне можно возразить: если я говорю, что человек опасался, то это означает, что он уже боялся, т. е. испытывал страх. Но опасение - это чаще всего лишь вероятностное прогнозирование, оценка человеком будущего события. И именно по поводу этого неблагоприятного прогноза для жизни субъекта, т. е. психического процесса, а не физиологического, у него и возникает эмоция (притом не обязательно страха, ею может быть и тревога), приводящая не только к переживанию опасности, но и к физиологическому на нее реагированию. Таким образом, между опасением как прогнозом и страхом как эмоцией нет тождества.

В русле теории Джемса-Ланге понимал механизм возникновения эмоций и Г. Мюнстерберг. Рассматривая роль учителя в воспитании детей в, и частности в управлении их эмоциональной сферой, он решительно выступал против позиции учителя как пассивного наблюдателя за эмоциональной жизнью детей, бессильного вмешаться в процесс, запрограммированный природой. «Если бы чувствования действительно представляли собой то, что вульгарная психология склонна в них видеть, тогда неизбежно казались бы безнадежной задачей попытки упражнять и воспитывать их. Искусственно придавать им ту или иную форму. Учитель был бы вынужден играть роль пассивного зрителя и дожидаться естественного развития, - пишет Мюнстерберг. - Что мог бы он сделать для того, чтобы изменить отклики, рождающиеся в душе, раз благодаря данному природой устройству именно такая-то или иная волна органического возбуждения распространяется по нервной системе? Он так же мало мог бы сделать, чтобы вкус сахара не был приятен, а вкус рыбьего жира вызывал удовольствие, как не мог бы достигнуть, чтобы трава не имела зеленого цвета, а небо - голубого. В таком случае не было бы никакой возможности, никакого средства для того, чтобы овладеть чувствованием... Учитель должен был бы сознаться, что он хотя и может заставить или убедить ребенка проглотить отвратительный рыбий жир, несмотря на неприятность этого действия, но все же не в состоянии превратить неудовольствие в наслаждение.

Обычный взгляд на чувствования заставляет учителя, если он размышляет об этом, впадать в обескураживающий пессимизм. Самый важный фактор внутренней жизни как будто находится вне его власти. Он должен просто дожидаться изменений... Ему остается лишь ожидать, сложа руки. И как же меняется перспектива, если учитель признает наличность двигательного элемента во всяком чувствовании и поймет, что само чувствование является следствием реакции! ...Убедите ребенка, чтобы он принял неприятное лекарство со смеющимся лицом и с широким растяжением всего тела, чтобы он широко открыл глаза и вытянул руки, - словом, попытайтесь

Выражения эмоций высших приматов отличаются от оных у людей. У шимпанзе пристальный взгляд широко открытых глаз указывает на угрозу, а улыбка означает страх.

Дарвин не был склонен почивать на лаврах после публикации своего знаменитого труда в 1859 году. Круг его интересов был обширен и включал в том числе голубей, вопросы полового отбора и, что особенно важно для нас, функции эмоций.

В 1872 году увидел свет труд Чарлза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». Это была его третья по счету книга, основанная на созданной им теории эволюции, и, как и вторая («Происхождение человека»), была написана по причине того, что автор не смог вместить все, что хотел сказать, в первую и самую знаменитую работу.

Дарвин был другом Модсли. У них было много общих интересов, и они часто обсуждали тему эмоций. Дарвина интересовало, для чего существуют эмоции, почему люди обладают ими и на какой основе можно сравнивать эмоции человека с тем типом поведения животных, в первую очередь высших приматов, который можно было бы характеризовать как эмоциональный.

Выражение лица

В центре внимания Дарвина был вопрос о том, как эмоции проявляются в выражении лица, что характерно не только для человека, но и для приматов (и других животных). Дарвин выдвинул гипотезу о том, что способность к мимической активности возникла из базовых параметров физического строения тела. Например, когда ощеривание сопровождается показом зубов в качестве предупреждения. Ответная реакция, отражающая те чувства, которые испытывает человек, — гнев, печаль и прочее, является ментальным рефлекторным актом, позволяющим телу дать адекватный ответ на возникшую ситуацию без необходимости долгих раздумий над ней. Неадекватные эмоции, такие как ярость или паранойя, как полагал Дарвин, были результатом чрезмерной активности нервной системы.

Дарвин проиллюстрировал свои идеи с помощью фотографий актеров, изображающих разные эмоциональные состояния.


На фотографиях показаны: гордость (одним из проявлений которой является в буквальном смысле слова то состояние, когда волосы встают дыбом) и уступчивость.

Теория эмоций

Джеймса—Ланге

В середине 1880-х годов два психолога, работая независимо друг от друга, пришли к пониманию новой природы эмоция. В центре их научных интересов был вопрос о том, что первично — физическая или психическая реакция. Будучи психологами, американец Уильям Джеймс и датчанин Дэйн Карл Ланге изучали мышление, мотивации и поведение, разбив психические процессы на простые составляющие.

Приступив к исследованию эмоций, они предположили следующий сценарий: к вам приближается огромная рычащая собака. Что происходит в следующий момент? Ваши мышцы напрягаются, ваше сердце начинает усиленно биться, кровь отливает от лица, ваш желудок опускается. Вы готовы бежать — быстро. Вы также будете вполне осознавать свои эмоции: страх, который вы ассоциируете со всеми физическими изменениями, плюс к тому вы будете ощущать ментальное усиление своего осознания. У вас только одна мысль — скорее сбежать от собаки. Джеймс и Ланге не были уверены в том, что физическое напряжение тела возникает в результате осознания опасности (мысль, казавшаяся естественной каждому, начиная от Авиценны до Чарлза Дарвина): осмысление ситуации стимулирует адекватную физическую реакцию. Джеймс и Ланге считали (хотя у них не было возможностей доказать это), что сенсорный аппарат мозга посылает команды телу, которое отправляет сигналы обратно в мозг. Это означало, что эмоциональный ответ носил вторичный характер. Тело делало то, что требовалось, а сознание просто подыгрывало ему.

Какие чувства она у вас вызывает? Испуг? Возникает ли у вас готовность бежать, потому что вы чувствуете себя испуганным, или же, напротив, вы чувствуете себя испуганным, так как ваше тело готово бежать само по себе?

С этим выводом согласились не все. Некоторые оппоненты указывали на то, что, если верить этой теории, парализованные люди никогда не испытают эмоций. Современный взгляд на проблему заключается в том, что физические и эмоциональные реакции не взаимосвязаны, но они могут подпитывать друг друга, усиливая воздействие.

Мотивация настроений, ее характер и глубина у разных людей весьма различна. "Обобщение" эмоционального впечатления в настроении приобретает различный, и даже противоположный характер, в зависимости от строения личности. По мере того, как складываются и оформляются отношения личности с окружающим миром и в связи с этим, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости, и в связи с этим, в самой личности выделяются определенные сферы особой значимости и устойчивости. Не всякое впечатление оказывается властным изменить общее настроение личности, оно для этого должно иметь отношение к особо значимой для личности сфере. Проникая в личность, впечатления подвергаются определенной фильтровке, область в которой происходит формирование настроения, т. о. ограничивается, человек становится менее зависимым от случайных впечатлений, настроение его становится более устойчивым.

К. Изард выделил следующие основные, "фундаментальные эмоции":

1. Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или неопределенна.

2. Удивление – не имеющая точно выраженного положительного или отрицательного знака, эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит предыдущие реакции, направляя внимание на объект, его вызвавший и может вызывать интерес.

3. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся такой информацией о невозможности удовлетворения жизненных потребностей, которое раннее представлялось более вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

4. Гнев – эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением препятствия на пути к цели для удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

5. Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта

6. Презрение – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Основная функция эмоций заключается в том, что мы можем, не пользуясь речью можем судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Выделяют 6 основополагающих эмоций: радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, но всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности.

Чувства че-ловека, напротив, внешне весьма заметны. Выделяют моральные, эстетические, интеллектуальные, практические чувства. Эмоции порождают чувства, которые, в свою очередь, являются источниками эмоций.

В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реак-циями.

Некоторые из эмоций могут действовать крайне деструктивно на поведение человека в обществе, поэтому каждому человеку необходимо научиться управлять эмоциями, не позволять им разрушать межличностные отношения человека в социуме.

Таким образом, подводя некоторый итог, нужно отметить, что к классу эмоций относят подразделение на так называемые «чистые эмоции» - это настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.

Основная функция эмоций заключается в том, что мы можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Выделяют 6 основополагающих эмоций: радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на эмоции, чувства и аффекты.

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, но всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Чувства че-ловека, напротив, внешне весьма заметны. Выделяют моральные, эстетические, интеллектуальные, практические чувства. Эмоции порождают чувства, которые, в свою очередь, являются источниками эмоций. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реак-циями.

Страсть же представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

Стресс – это один из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов, представляющий собой состояние чрезмерно сильного и длительно-го психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

Некоторые из эмоций могут действовать крайне деструктивно на поведение человека в обществе, поэтому каждому человеку необходимо научиться управлять эмоциями, не позволять им разрушать межличностные отношения человека в социуме.

Глава 2. Исследование данного вопроса в трудах различных авторов.

2.1. Эволюционная теория эмоций Чарльза Дарвина

Эволюционная теория происхождения эмоций Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.

2.2. Рудиментарная теория эмоций Герберт Спенсер , Теодюль Рибо

Развивает эволюционную идею о происхождении эмоций, оценивая их со стороны поведенческой сферы. После публикации работ Чарльза Дарвина ряд психологов (частью Герберт Спенсер и его ученики, частью французские позитивисты - Теодюль Рибо и его школа, частью немецкая биологически ориентированная психология) стали развивать идеи о биологическом происхождении человеческих эмоций из аффективных и инстинктивных реакций животных. Предполагается, что эмоции являются остаточными проявлениями аффектов некогда сопровождавших полноценные биологические реакции. Согласно с данной концепцией, выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментарные реакции при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментарные остатки движений, некогда сопровождавших у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как «заторможенное бегство», а гнев как «заторможенная драка», то есть эмоции позиционируются как «затухающее эхо» элементарных программ поведения. Логика данной теории приводит к несколько спорным выводам об отмирании эмоций как таковых и не объясняет разнообразие эмоционального мира человека.

2.3. Психоаналитическая концепция эмоций Зигмунда Фрейда

Психоанализ обращает внимание на энергетическую составляющую психических процессов, рассматривая в этом плане и эмоциональную сферу. Несмотря на то, что предлагаемый отвлеченный вариант истолкования эмоций был мало привязан к организации мозга, он в дальнейшем привлек внимание многих исследователей, занимавшихся данной проблемой. Согласно мнению Зигмунда Фрейда, подсознательное является источником избытка энергии, который он определяет как либидо. Структурное содержание либидо обусловлено конфликтной ситуацией, которая имела место в прошлом и зашифрована на инстинктивном уровне. Надо отметить что факты, свидетельствующие о выраженной пластичности нервной системы, плохо согласуются с идеей «законсервированного» конфликта, не говоря уже о том, что в данной гипотезе плохо просматривается биологический смысл. Со временем психоанализ пришел к выводу, что энергия «подсознательного» не хранится в структурах мозга как «дефект развития», а является следствием появления в нервной системе избытка энергии, как результат несовершенной адаптации личности в социуме. Например, А. Адлер считал, что большинству детей изначально присуще ощущение собственного несовершенства, по сравнению с «всемогущими взрослыми», которое ведёт к формированию комплекса неполноценности. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

2.4. Структурная теория эмоций Пейпеца

Концепция американского невропатолога Джеймса Пейпеца, классический пример нейропсихологического подхода к рассмотрению эмоций, была опубликована в 1937. Изучая эмоциональные расстройства у больных с поражением гиппокампа и поясной извилины, Пейпец выдвинул гипотезу о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. Эта система представляет замкнутую цепь и включает: гипоталамус, передневентральное ядро таламуса, поясную извилину, гиппокамп и мамиллярные ядра гипоталамуса. Она получила название круга Пейпеца. Позднее, в 1952 году, структура названная кругом Пейпеца была названа Полом Мак-Лином лимбической системой (название учитывало, что поясная извилина окаймляет основание переднего мозга). Источником возбуждения лимбической системы является гипоталамус, активность которого модулируют нижележащие структуры среднего мозга и через таламус передает возбуждение к поясной извилине коры больших полушарий. По Джеймсу Пейпецу, поясная извилина, является субстратом осознанных эмоциональных переживаний. Сигналы от поясной извилины, через гиппокамп и мамиллярные тела, вновь достигает гипоталамуса, обеспечивая обратную связь в лимбической системе. Таким образом, субъективные переживания, возникающие на уровне коры, контролируют висцеральные и моторные проявления эмоций. Существует ряд возражений против теории Джеймса Пейпеца. Так, в эксперименте показано, что стимуляция гиппокампа человека электрическим током не сопровождается появлением эмоций (страха, гнева), а субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.

2.5. Соматическая теория эмоций Джемса-Ланге

Соматическая теория эмоций выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом Уильямом Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880-1890 годах. Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативно сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции. Согласно данной теории, эмоциональное ощущение - это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». В сравнении с рудиментарной теорией эмоций, которая рассматривает их в контексте элементарных программ поведения, теория Джемса-Ланге затрагивает более глубокие механизмы поведения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как набор вегетативных реакций, обеспечивающих реализацию плана действий. Следует обратить внимание, что в обеих концепциях эмоции рассматриваются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программ поведения, поэтому создается впечатление, что ряд процессов нашего сознания лишен эмоционального сопровождения, соответственно становиться труднообъяснимым присущее человеку богатство эмоциональной сферы.

В 1972 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности организма и эмоций. Дарвин показал, что во внешнем проявлении (выражении) разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной.

Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты (остатки) реальных приспособительных реакций организма. Большая группа психологов (сподвижников Ч. Дарвина) склонна рассматривать эмоцию не как психическое состояние, а как ответ организма на ситуацию.

Ч. Дарвин считал, что большая часть эмоциональных реакций объясняется либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага), либо просто тем, что они являются рудиментами движений, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Ч. Дарвин показал, что внешние эмоциональные выражения у живых существ эволюционируют так же, как и строение их тела. В дальнейшем эту теорию воспроизвел Э. Клапаред, писавший: «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха» (Клапаред Э. Чувства и эмоции. 1928).

Глава 2 ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

В. Вундт. Измерение эмоций

«Всю систему чувств, ? писал он, ? можно определить как многообразие трех измерений, в котором каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга» .

Рис. 1. Основные измерения
эмоциональных процессов и состояний (по В. Вундту)

В системе координат (рис. 1), задаваемой этими тремя измерениями, можно расположить и по соответствующим параметрам характеризовать все известные эмоциональные процессы и состояния. Эмоции отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, выполняемым функциям, воздействию на организм. По воздействию на организм эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые – расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.)

Глава 2 ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ

Психофизическая концепция сущности и происхождения эмоций У. Джемса и К. Ланге

Идеи Ч. Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У. Джемс и К. Ланге. Считается, что современная история эмоций начинается с появления в 1884 г. статьи У. Джемс «Что такое эмоция?». У. Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями, изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов – сердечной. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся».

Таким образом, периферические органические изменения, которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Отсюда становится понятной упрощенная трактовка произвольной регуляции эмоций – считалось, что нежелательные эмоции, например горе, можно подавить, если намеренно совершать действия, характерные для достижения положительных эмоций.

Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций – любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций, которые по теории Джемса – Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под воздействием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем – как их следствие – возникает сама эмоция.

Итак, Джемс и Ланге утверждают, что мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся. Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Физические изменения при эмоциях так резко бросаются в глаза, что на роль их в эмоциях уже давно обратили внимание. Какое же значение они имеют? Обычно представляется такой порядок: внешнее раздражение вызывает психическую реакцию, например испуг, вследствие этого появляется вздрагивание «от испуга», сердцебиение.

Таким образом, Ланге (1890), Джемс (1892) выдвинули теорию, что эмоции есть восприятие ощущений, вызванных изменениями в теле вследствие внешнего раздражения. Внешнее раздражение, служащее причиной возникновения аффекта, вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе мышц. Вследствие этого во всем теле при эмоции испытываются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций.

Обыкновенно говорят: мы потеряли близкого человека, огорчены, плачем; мы повстречали медведя, испугались, дрожим; мы оскорблены, приведены в ярость, наносим удары. А согласно теории Джемса – Ланге, порядок событий формулируется так: мы опечалены, потому что плачем; боимся, потому что дрожим; приведены в ярость, потому что бьем. Если бы телесные проявления не следовали немедленно за восприятием, то, по их мнению, не было бы и эмоции. Если мы представим себе какую-нибудь эмоцию и мысленно вычтем из нее одно за другим все телесные ощущения, с ней связанные, то от нее в конце концов ничего не останется. Так, если из эмоции страх устранить сердцебиение, затрудненное дыхание, дрожь в руках и ногах, слабость в теле и т.д., то не будет и страха. То есть человеческая эмоция, лишенная всякой телесной подкладки, есть ни что иное, как пустой звук.

Эмоции могут возникать без всякого воздействия на психику, под влиянием чисто химических и лекарственных воздействий. Известно, что вино «веселит сердце человека», вином можно «залить тоску», благодаря вину исчезает страх – «пьяному море по колено». Мухомор вызывает припадки бешенства и склонность к насилию. Настой мухомора в старину давали воинам, чтобы привести их в «кровожадное состояние». Гашиш может вызывать припадки буйства. Эмоции возникают также под влиянием внутренних причин в патологических случаях. При заболеваниях сердца и аорты появляется тоска. При многих заболеваниях появляются страх или радость без прямых объектов этих эмоций: больной боится, сам не зная чего, или счастлив без причины. Эмоции выражаются мимикой лицевых мышц, движениями языка, восклицаниями и звуками.

Хотя отрицать наличие условно-рефлекторной связи между переживаниями эмоции и ее внешним и внутренним проявлением нельзя, содержание эмоции не сводится только к физиологическим изменениям в организме, поскольку при исключении в эксперименте всех физиологических проявлений субъективное переживание все равно сохранялось.

Глава 2 ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ