Пресытиться почему приставка пре. Правописание приставок

Так бывает: 5-й класс ребенок закончил в одной школе, а в 6-й пошел в другую, более продвинутую. А там - другая программа по русскому языку, и всю орфографию уже изучили (а он - еще нет). Как догонять? Для подобных целей - вспомнить пройденное или изучить непройденное, структурировать обрывочную информацию - теперь есть "Неучебник по русскому языку". Это веселые и полезные книги, написанные с большим уважением к читателю. Вот пример главы о приставках пре и при.

Скучная история

С этой стороны холма правил Сигизмунд Прежадный, наверху - Василий Прекрасный, а за пригорком - Артур Престрашный.

У Сигизмунда остался всего один придворный, остальные сбежали к Василию. От Артура вообще все сбежали к Василию. Ну и у Василия получилось 29 придворных.

Другой на месте Василия давно бы завоевал два соседних королевства. С такой армией! Но Василий даже не думал об этом. Он и преступников из тюрьмы выпустил. Сильный король, армия почти в тридцать раз больше, чем у противника!..

Министр обороны сто раз говорил на военном совете, что потомки не простят Василию такой скучной истории. "Что они будут в школе учить на уроках истории! Ни одной войны!" - горячился министр обороны.

А Василию всё равно. Притопнет на министра, для виду, чтоб отстал, и опять бегает за своими мышами. Увлечение. Ему бы этих мышей на золотом подносе сколько хочешь принесли, - нет, сам бегает.

Шерсть дыбом, хвост трубой - такой прекрасный.

В рассказе Артура Гиваргизова приставки в словах престрашный, прежадный, с одной стороны, и притопнет, придворный, принести - это две разные приставки, и их надо научиться различать.

Различать их нужно по значению, но беда в том, что у каждой приставки несколько разных значений. Особенно богата ими приставка при. Вот самые главные её значения.

Первое связано с идеей контакта, сближения, соединения : прибежать, привязать, приземлиться, прийти, приклеить, принести, приставить, притянуть, пришить и др.

С глаголами перемещения идея контакта чаще всего конкретизируется как попадание куда-то или к кому-то: Сегодня дети принесли в школу краски или К нам пришли гости.

Идея сближения часто конкретизируется как скрепление с чем-то бΌльшим: Чтобы отправить письмо, на конверт надо приклеить марку или Мама пришила пуговицу к рубашке.

Второе важное значение приставки при связано с неполнотой, слабой степенью : приболеть, приглушить, прилечь, приобнять, присесть, присыпать и др. Так, присесть отличается от сесть тем, что это либо ненадолго, либо как-то не полностью, например на край дивана, либо просто человек готов вскочить по первому требованию: Петя уселся в кресло и посмотрел на Яшу, который неуверенно присел на краешек стула. А приобнять означает обнять некрепко, чуть-чуть приблизив к себе. Это значение приставки при часто сочетается со словами чуть-чуть, немного, не до конца, ненадолго: чуть-чуть приболеть, немного приглушить звук, ненадолго прилечь.

Оба эти значения характерны для глаголов, но с прилагательными и существительными приставка при также может обозначать близость или примыкание : Приуралье (местность вокруг Уральских гор), Приамурье (местность вокруг реки Амур), приморье (местность рядом с морем), приморский (находящий недалеко от моря или в соответствующей местности), прибрежный (находящий недалеко от берега или в соответствующей местности) и т.д.

Значения приставки пре

Приставка пре также имеет несколько значений. К прилагательным и наречиям она добавляет идею высокой степени : предобрый, премилый, пренеприятно, прескучно и т.д., то есть равна по смыслу слову очень. Препротивный - это очень противный .__

С глаголами приставка пре также может обозначать высокую степень и даже чрезмерность действия : превозносить, преувеличить, пресытить ся и др. Кроме того, она может означать движение через что-то : преодолеть, преступить - и разделение или прекращение : преградить, преломить, прервать .

Эти две последние идеи характерны и для приставки пере , с которой они родственны: например, переступить, а также перегородить и переломить. Глаголы с приставкой пре более архаичны, часто имеют не физическое, а переносное значение : преступить закон, преградить путь, прервать отношени я.

Если от глаголов образуются существительные и прилагательные, то они, конечно же, сохраняют приставку : преступить - преступление; превосходить - превосходство, превосходный; приехать - приезд, приезжий .

Обратимся ещё раз к рассказу Артура Гиваргизова "Скучная история", где есть несколько слов с этими приставками.

С буквой и пишутся слова притопнет и придворный . Первое из них означает "несильно топнуть", то есть в нём присутствует приставка при . Второе может быть и прилагательным, и существительным и означает близость к королевской особе и королевскому двору. В этих словах также присутствует приставка при , которая имеет значение близости не столько по физическому, сколько по общественному положению.

С буквой е пишутся слова престрашный, прежадный и преступник . В них присутствует приставка пре , потому что первые два слова имеют значение высокой степени : "очень страшный" и "очень жадный" , а преступник - это "тот, кто переступил закон" .

Нужно сделать ещё два замечания.

Во-первых, с пре и при в русском языке начинается множество заимствованных из других языков слов, например: президент, презент, престиж, привилегия . В русском языке приставки в них не выделяются, и правилу они не подчиняются. Такие слова нужно проверять с помощью словаря и запоминать.

Интересно, что в некоторых из этих слов присутствует латинская приставка. Слово президент пишется с буквой е , потому оно восходит к латинскому слову praesidentis , в котором приставка prae обозначает "впереди", а sidentis - "сидящий". Легко заметить, что по значению это латинское слово соответствует русскому слову председатель, которое состоит из близких по смыслу морфем.

Во-вторых, есть слова, в которых очень трудно определить значение приставки. Вот, например, слова причуда, приключение или пренебрегать когда-то были образованы с помощью одной из наших двух приставок. Но постепенно значения приставки и корня так слились, что их уже нельзя разделить. Даже и приставку можно не выделять, а считать её частью корня.

В сказке Артура Гиваргизова король Василий дважды назван прекрасным . Когда-то слово красный было однокоренным со словом красивый - у них был общий корень крас и значение то же самое. Так, красна девица значило то же самое, что красивая девица . Да и Красная площадь называется так из-за красоты, а не из-за красного цвета.

Прилагательное прекрасный было образовано от слова красный ("красивый") с помощью приставки пре в значении высокой степени. Прошло время, и у прилагательного красный появилось значение цвета, и теперь в нём выделяется корень красн . А в прилагательном прекрасный уже трудно разделить приставку и корень, тем более что и его значение изменилось: оно значит не только "очень красивый", но и "очень хороший", например прекрасное решение .

Написание таких слов необходимо запоминать, а в сомнительных случаях обращаться за помощью к словарю. Вот несколько примеров:

превратить
прекрасный
препятствие
пренебрегать
преследовать
приказать
приключение
причуда
прихотливый

Обратим внимание на пары слов, различающихся приставками. Так, в паре прибывать и пребывать первый глагол связан с идеей прибытия (приезда, прихода), то есть приближения: Поезд прибывает на станцию , а второй - с идеей пребывания (нахождения): Театр пребывает на гастролях .

В паре придать и предать первый глагол связан с идеей соединения, скрепления и в конечном счёте создания (придать смысл, форму чему-то ), а второй связан с предательством, выдачей, то есть в изначальном значении передачей кого-то кому-то или чего-то чему-то (предать друга ).

Упражнение 1. Какое объяснение является неверным?

  1. В слове (старинное) пр_дание пишется буква е , так как приставка раньше имела значение, близкое к значению приставки пере. Предание - это история, которая передается из поколения в поколение.
  2. В слове пр_странный (звук) на месте пропуска пишется буква е , так как приставка в этом слове имеет значение "очень".
  3. В слове пр_глушить (звук) пишется буква и , так как приставка в этом слове имеет значение "приближение".
  4. Слово пр_небрегать пишется с буквой е . В этом слове трудно определить значение приставки, поэтому основное правило применить нельзя. Правильное написание нужно выяснить в словаре и запомнить.


Упражнение 2. | Какой пример в каждой строчке будет лишним?

Образец:

Пр_богатый, пр_большой, пр_молкнуть, пр_лестный . Все слова, кроме слова примолкнуть, имеют приставку пре со значением "очень". Значит, слово примолкнуть лишнее: там приставка другая.

  1. Пр_греть, пр_держать, пр_сечь, пр_карманить.
  2. Пр_нести чайник, пр_гнать лошадь, пр_дать друга, пр_вести сына.
  3. Пр_грубый, пр_морский, пр_злой, пр_сладкий.
  4. Пр_щурить, пр_храмывать, пр_хворнуть, пр_градить.
  5. Пр_огромный, пр_усадебный, пр_вредный, пр_неприятный.
  6. Пр_лёт, пр_липание, пр_лив, пр_вышение.
  7. Пр_пудренный, пр_крытый, пр_пухший, пр_мудрый.
  8. Пр_возносить, пр_кипеть, пр_колоть, пр_манка.
  9. Пр_грязный, пр_волжский, пр_восходный, пр_любопытный.
  10. Пр_кратить, пр_крепить, пр_лепить, пр_крутить.

Упражнение 3. В каждом пункте словосочетания подобраны так, чтобы проиллюстрировать разные значения приставок пре или при. Кроме того, в упражнении встречаются слова, в которых приставка не выделяется, например заимствования или слова, изменившие значения.

Вставьте пропущенные буквы.

  1. Высокая пр_града, пр_стройка к дому, пр_скверная погода, негде пр_сесть, космические пр_ключения.
  2. Пр_безобразный вид, пр_ломить хлеб, немножко пр_вирать, пр_вокзальный буфет, пр_следовать врага.
  3. Пр_йскурант на новые товары, пр_вернуть шурупами к потолку, пр_гнуть голову, электрический пр_рыватель, пр_противная погода.
  4. Пр_встать на цыпочки, пр_долгий разговор, страшное пр_видение, пр_ступный план, пр_донная рыба.
  5. Пр_глубокий каньон, пр_одолеть трудности, пр_сыпать снегом, сибирское пр_волье, удачное пр_земление.
  6. Картошка пр_горела, пр_ломление света, пр_длинный фильм, пр_гвоздить взглядом, пр_думать сказку.
  7. Солнышко пр_гревает, опасное пр_пятствие, пр_корневой слой земли, пр_ужасный монстр, пр_сечь безобразия.
  8. Пр_граждать дорогу, удариться пр_больно, пр_крикнуть на лошадей, пр_дворная дама, пр_дираться к мелочам.
  9. Пр_крутой склон, несколько пр_паздывать, пр_движной стол, пр_образователь ржавчины, лечебный пр_парат.
  10. Пр_открыть окно, суровый пр_говор, пр_остановка движения, пр_забавный случай, пр_кратить работу.

Купить эту книгу

Обсуждение

жаль,я не помню,как именно нам объясняли в далекие советские времена. значение "очень" точно было, и про приближение помню, остальное забылось. Однако пишу правильно. объясняли нам хорошо. Зачем менять проверенную методику и городить непонятный огород, в конце приводя кучу исключений?

Комментировать статью "Правописание приставок пре и при: правило из нового учебника русского языка"

Правописание приставок пре и при: правило из нового учебника русского языка. Второе важное значение приставки при связано с неполнотой, слабой степенью: приболеть, приглушить, прилечь, приобнять, присесть, присыпать и др. Так, присесть отличается от сесть...

При этом замечу, что если человек достаточно способный, высокий интеллект, дружит с математикой и так далее, он при желании как-то вытягивает русский. Правописание приставок пре и при: правило из нового учебника русского языка.

Обсуждение

Это ведь с любым предметом так. Моя вот не понимает, зачем биология/география и иже с ними в том объёме, который даётся в школе. Для общего развития хватило бы и половины. В глубине души я с ней согласна, но говорю, что знание всех предметов "надо, потому что надо")))

Хотя бы потому, что никто не знает, что оно там дальше будет. Я тоже в школе правил не знала вообще, по русскому были 5-2-5-2... За диктант - "5". "Объясни, почему ты так написала" - "2". А потом я вдруг поняла, что правила есть в любом языке, причем, если ты знаешь правила одного, проще понять правила другого (по аналогии или "от противного"). И вообще язык сродни математике - логичен и интересен.
А правила я узнала потом, когда (вдруг!) стала преподавать этот самый язык:)

Как подтянуть русский? Всем добрый день. Всех с наступившем Новым годом! Там в одном предложении все правописание кроме вопросительного знака. Репетитор это неплохо, но только при правильно поставленной задаче. имхо, но у вас пока совершенно непонятный запрос.

Запомните правило правописания с нуля с таким количеством упражнений? Вы же каждый раз не смотрите в словарь и правило не вспоминаете, когда слово пишете? Мне еще всегда интересно что народ готов ксерить, при этом не считая стоимость этих распечаток.

Обсуждение

Да,. Я - учитель- и знаю это много лет!но! Из-за вот таких родителей - как в видео по ссылке- вы об этом Не знаете и продолжаете тратить деньги и Не возмущаетесь никуда![ссылка-1]

03.12.2017 22:33:45, Кустова Галина

На сайте минобрнауки я этих приказов не нашла

03.12.2017 19:39:20, rucola12345

Раздел: Учебники (лучшиая книга правила русского языка). Посоветуйте сборник правил по русскому для нач. очередное правило русского языка. -- посиделки. О своем, о девичьем. На самом деле, с точки зрения русского языка все наоборот, мягкая согласная требует...

Обсуждение

Присоединяюсь к просьбе. Нужно тоже самое, но онлайн. В компьютере нужное правило как-то легче искать. Спасибо!

Я не очень понимаю, что значит "сборник правил для началки": они какие-то особенные для первых 4 классов? Есть просто правила русского языка. Что по мне, лучше Дитмара Эльяшевича ничего не придумано еще.

Обсуждение

Спасибо всем, особенно зажигающему Папчику))). Мне пришлось выступить с таким вопросом после утомительного спора с умным (по должности) и взрослым (81г) мужчиной, который, как оказалось, все новости смотрит через призму "пророссийский - значит против".
Ему было обещано, что в девичьей аудитории в течение получаса ему докажут обратное:))))
Сорри, за анонимность.

проамериканский - за или против Америки?

Отработаем правописание корневых орфограмм. Подробное описание как научится писать без ошибок Правила русского языка. 44 правила, по которым грамматику выучить проще простого! Спасибо! При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает...

Обсуждение

Все прочитала, скопировала. Будем работать, менять тактику. Сил и уверенности прибавилось, а то руки опускались уже от отсутствия результата, если честно!. Всем огромное спасибо!

28.01.2014 10:32:41, Юля-ля с чужого компа

Юля, у нас точно такие же проблемы пространственно-зрительная дезориентация. Единственное, что спасает нас в школе: официальное заключение комиссии на дисграфию, дислексию, дискалькулию и рекомендации учителям - все на бланке комитета образования: требование индивидуального подхода к ребенку. Если нужно рассказать, как это сделать - пишите на подник. Спасает ситуацию реально и с ребенка снимает лишний стресс.

Вот при соблюдении этих двух условий (нужный учебник + нужный учитель) результат получается отличный. Правда, как я уже недавно У нас в классе перед каникулами руссичка дала работу на орфографию (приставки пре /при, суффикс чик-щик, суффикс Ек/Ик, -з и -с в...

Обсуждение

Купите книгу для учителя из этого УМК, и будет Вам счастье!
По этимологии и у других авторов других учебников абсолютно такие же задания. Это цветочки:), потом будет топонимика и пр. Это во всех программах так.

Описать происхождение можно по этимологическому словарю в конце учебника в 90% случаев. Задание для того, чтобы умел пользоваться справочным материалом.

Семь дней по часу знимались только приставками пре - при- - в конце концов ни одной ошибки не делал. Прошло две недели - вообще ничего не помнит на эту тему, можно опять с нуля начинать. И тоже самое с английским.

Обсуждение

на общих оснваниях.Но у нас и школа обычная-ни о каких диктантах на 10 строчках речи нет(не говорю,что это хорошо),несмотря на 4й класс, и учительница лояльна-если бы мой сын учился у моей первой учит-цы,то с его поччерком и видом тетрадей он ни в жизнь бы ни одной 4 не получил.А вот по англ.- там да,все что устно- "5",все что письменно- "2":-((и ничего не сделать...

Мою дочь оценовают на общих основаниях, но она не возражает. Другое дело, что ее в школе не мурыжат и не заставляют по 3 часa переписывать. С ошибками учительница отправляет обратно, да, исправлять. Иногда подчеркивает места, где ошибки, чтобы дочь сама исправила их и получила бы шанс на более высокую отметку. Но я спокойно отношусь к оценкам за язык: лучше, чем было и ладно. Главное для меня - чтобы дочь старалась и постепенно прогрессировала.

Свою я бы категорически не разрешила держать после уроков по 3 часа тем более, что просто переписывание малоэффективно. Диктанты и эссе моя тоже пишет с кучей ошибок, но ведь есть и другие задания: отвечать правила, упражнения, где надо подставить слово в нужной грамматической форме или переделать уже имеющееся предложение. Вот их моя выполняет хорошо, от ошибок копирования мы уже практически избавились. На их основе тоже можно аттестовывать, и в среднем получить неплохую оценку. Плевать, что за диктанты формально двойка.

Ребенку сказать не нервничать, сконцентрироваться на том, что получается лучше. Я бы договорилась с учительницей, чтобы она использовала и другие методы аттестации ТОЖЕ наравне с заслуженными двойками за диктант. Если у него хорошая память, он вполне сможет выучить правило и ответить на уроке - вот уже и не двоечник. У меня, кстати, дочь очень похожа на вашего по описанию, тоже дислексия, дисграфия, проблемы с пространственной ориентацией и амбидекстр, похоже. Ну, занимаемся и воспитываем философский подход к жизни. В вашей ситуации я бы еще подналегла на освоение компа, научите его быстро печатать, в будущем пригодится.

правила русского языка. нужно подобрать проверочные слова для слов: везение (гласная а почему нет? главное, что гласная в корне ударная получилась везение - тот же Русский язык 2 кл. Три правила корня!!! Подскажите как проще ребенку рассказать и выучить правило.

вопрос возник в связи с приставками пре - и при - мне смутно помнится, что приставка пре - используется в случае, где ее можно заменить на пере- (предобрый, препятствие, преграда)а при- в значении приближаться и близких к тому (приблизиться, привлечь и т.д...

Нужно выбрать учебник. Русский язык у нас только разговорный, живем не в России.Девочка умеет читать и писать,но нужна грамматика и развитие речи.Посоветуйте,плиз, учебник и автора, грамотного учителя русского мы найти не можем, придется учить самим.Наверное, учебник...

Обсуждение

Русский язык Соболевой О.Л.

Наташ, вот они, эти учебники
[ссылка-1]
вам там надо Чубарову "Читаем и пишем по-русски" и "Страну русской грамматики". Ну и все остальные книги там хорошие, для Анечки тоже есть из серии "Русский язык с мамой". Книги, правда, недешевые, но действительно то, что надо для детей, не живущих в русской языковой среде. Мы покупали в Доме книги на Арбате, там можно через интернет заказать и по Москве доставляют, попроси кого-нибудь, чтобы получили и тебе переслали потом.

Мне кажется что все слова с приставками: вздыхать, разглядеть, справиться, исправить, расцвет, сбегать, разбег, безбрежный, вскарабкаться, беспомощный, расположиться, возглас, безграничный, изморозь, беспредельный, воспаление, восклицание, распорядок, бесцельный...

Когда пишется приставка при, а когда пре?

    У приставки ПРИ- пять работ в русском языке: - расположение вблизи чего-либо (приморский, пришкольный); - неполнота действия (приоткрыть, приостановиться); - присоединение, примыкание, приближение к чему-либо (приделать, прибить); -доведение действия до конца (придумать, пристукнуть); - совершение действия в чьих-либо интересах (приберечь, припрятать).

    У приставки ПРЕ- только две работы: - когда приставку пре можно заменить словами очень или весьма (предобрый, преинтересный); значение через или по-иному (превращать, камень преткновения)

    Приставка при- пишется тогда, когда обозначается приближение или присоединение действий, например, привезти, прикрепить и другие. Также эта приставка употребляется в случаях неполноты действий, близкого расположения, сопутствующие действия, например, приоткрыть, пригород, пританцовывать и другие.

    Приставка пре- - имеет значение очень, например, прекрасный и другие.

    Согласно правил русского языка написание приставок в данном случае зависит значения слова.

    Таким образом, приставку при мы будем писать в том, случае, когда речь идт о приближении и присоединении. Например, приклеил, прикрутил, пригород.

    Приставке пре мы будем писать в том случае, когда имеется ввиду значение очень. Например, прекрасный, премудрая.

    Правописание приставок пре- и при- в русской орфографии является смысловым, то есть опирающимся на значение приставки, которое она привносит в семантику слова.

    Как же научиться различать эти приставки с безударными гласными е и и в них?

    Рассмотрим это поподробнее.

    Приставка при- имеет следующие значения:

    • приближение : при быть, при скакать, при лететь, при ползать;
    • присоединение : при винтить, при крепить, при лепить, при бить;
    • близкое расположение : при вокзальный, при город, при волжский;
    • неполнота действия : при открыть, при порошить (снегом), при глушить (звук);
    • доведение действия до конца : при думать, при щуриться;
    • сопутствующее действие : при танцовывать, при хлопывать, при свистывать.

    Приставка пре- синонимична приставке пере- :

    пре рвать разговор - пере рвать разговор;

    пре ломить - пере ломить.

    У приставки пре- имеется значение очень в словах: пре симпатичный (очень симпатичный), пре грубый (очень грубый), пре любопытный (очень любопытный).

    В этом значении приставка пре- образует качественные прилагательные с повышенным признаком.

    У ряда слов приставки не выделяются, а стали частью корня. Написание этих слов запомним или узнаем из словаря, например: привет, пример, прилежный, приватный, примитив, преследовать, преимущество, препарат, пренебрежение.

    Часть слов являются заимствованными, их написание запомним: претендент, прелюдия, президент, прецедент, претензия, преамбула, примадонна, превалировать и пр.

    У глаголов пишется приставка ПРИ в следующих случаях, когда глаголы имеют значение:

    • приближение. Например: прийти, приехать, прибыть, прибежать,
    • присоединение. Например: приделать, пришить, прилепить, прибить,
    • близкое расположение. Например: прифронтовой, придворный,
    • неполнота действий. Например: приспустить, приоткрыть,
    • сопутствующее действие. Например, припевать, пританцовывать.

    У глаголов пишется приставка ПРЕ в следующих случаях:

    • если она является синонимом приставки ПЕРЕ. Например, преодолеть,
    • если приставка имеет значение очень. Например, прекрасный (очень красивый), премудрый (очень мудрый).
  • ПРИ- пишите, когда что-то присоединяете или приближаете: прикрутить, прилепить, прибавить, приклеить, прибежать, приусадебный (участок).

    ПРЕ- пишите, когда эту приставку можно заменить словом очень: прекрасный, преобладает и т.д.

    При-:приближение,присоединение,неполнота действия;пре- = значению очень,близко по значению к приставке пере-.Это основное правило,но есть много исключений,нужно сверять со словарем.

    Чтобы понять, как пишется то или иное слово с приставкой при- или пре-, нужно проанализировать смысл самого слова. Именно от этого зависит написание.

    Конкретно приставка при- пишется в следующих смысловых значениях: приближение, присоединение, неполное действие, сопутствующее действие, близкое расположение. А приставка пре- пишется в значениях пере, а также в значении очень.

    ИМХО, знать, когда пишется приставка при, а когда пре, должен каждый - вс-таки, в школьной программе на это уделяется не так уж мало часов, а правила просты и понятны на интуитивном уровне.

    Приставка пре:

    1) в значении очень, придат словам превосходящий тон: прекрасный, превосходный, пренеприятный, преуспевающий, премилый;

    2) в значении через или пере: превращать, преступник, преграда, превратно.

    Приставка при:

    1) в значении приближения, присоединения: примкнуть, приставить, приблизить, приклеить, приладить.

Правописание приставок — одна из наиболее сложных тем русской орфографии. В особенности это относится к правописанию приставок пре- и при-, различить которые иногда очень непросто.

Приставка ПРЕ-

Правописание приставок пре- и при- зависит от значения, которое эта морфема придает слову.

Приставка пре- употребляется в том случае, если значение морфемы близко к значению приставки пере-.

Кроме того, значение приставки пре- может быть синонимично слову «очень».

Приведем примеры : пресытиться — очень насытиться, прескверный — очень скверный, преградить — перегородить, преобразовать — переделать, переменить образ.

Приставка ПРИ-

Приставка при-, согласно этому правилу, пишется в нескольких случаях:

  • приближение (приехать, прибыть) ;
  • присоединение (приклеить, прикрепить) ;
  • территориальная близость (пришкольный, приморский) ;
  • неполное действие (присесть, приукрасить) .

Особые случаи написания пре и при

В ряде случаев воспользоваться этим правилом бывает нелегко, но при этом абсолютно необходимо, потому что гласная в приставке помогает различить смысл.

Приведем несколько примеров:

  • преклонить колено — приклонить ветку;
  • преступить закон — приступить к делу;
  • пребывать в недоумении — прибывать на вокзал;
  • преходящие трудности — приходящая прислуга;
  • предавать друзей — придавать значение.

Есть целый ряд слов, в которых приставка в значительной степени утратила свое значение или стала частью корня. Эти слова надо запомнить или посмотреть в словаре: природа, причина, прибор, препона, прекословить и др.

Приставки в словах иноязычного происхождения

Морфемы, которые звучат как пре- и при-, встречаются и в других языках, в том числе в латыни, откуда мы заимствовали немало терминов. Такие слова невозможно проверить, пользуясь этим правилом. Их надо или запомнить, или уточнить орфографию с помощью словаря.

Приведем примеры: президент, привилегия, преамбула, примитивный, приоритет, приватный, престиж, премьера.

Как отличить пре- от при-

Чтобы правильно написать приставку, надо сначала постараться определить ее значение:

  • если значение близко к «пере» или «очень», написать пре-;
  • если она имеет значение приближения, присоединения, территориальной близости и неполного действия, написать при-;
  • если не удается с уверенностью определить правописание приставки или слово иноязычное, обратится за помощью к словарю.

Приведем примеры:

  • превратить — приставка близка по смыслу к приставке пере-, ведь это слово означает «переделать», поэтому пишем пре-;
  • причудливый — слегка чудной, близко по значению к неполноте действия, поэтому при-;
  • пресмыкающееся — трудно определить значение приставки, поэтому разумнее посмотреть в словаре.

Слова с приставками пре- и при- очень часто встречаются в нашей речи, так что трудные случаи стоит запомнить. Для этого можно воспользоваться мнемотехническими формулами. Например, такой: «Престарелое пресмыкающееся преследовало преступника».

Что мы узнали?

Правописание приставок пре- и при- зависит от их значения. Приставка пре — употребляется в том случае, если она близка по значению к приставке пере- или слову “очень”. Приставка при — уместна в том случае, у слова есть значение приближения (приехать), присоединения (привинтить), территориальной близости (пришкольный), неполноты действия (приоткрыть). Правописание ряда слов (иноязычных и тех, значение которых неясно) надо запоминать или уточнять в словаре.

Правильное написание приставок пре- и при- связано с пониманием различия их значений.
Приставка при- обозначает: 1) присоединение, приближение, прибавление: приделать, пристроить, приехать, прикрепить, прикупить; 2) неполноту действия: присесть, притворить, приоткрыть; 3) расположение, нахождение вблизи чего-нибудь: Приамурье, Приуралье, пригород, приморский.
Приставка пре-: 1) обозначает высшую степень действия или качества: пресытиться, преувеличение, предлинный; 2) совпадает по значению с приставкой пере-: преградить - перегородить, прервать - перервать.
В некоторых словах значение приставок пре- и при- недостаточно ясно, и такие слова следует запомнить, например: преследование, препятствие, преткновение (камень преткновения), превратный (неверный, изменчивый), пренебрежение, прельстить; приключение, притязание, прибор, присягать.
В следующих, сходных по произношению словах различие в написании связано с различием в их значении: презирать (не уважать, считать недостойным) - призирать (заботиться, давать приют), предать (изменнически выдать кого-нибудь) - придать (добавить), пребывать (находиться где-нибудь) - прибывать (приезжать), преступить (нарушить) - приступить (начать), преемник (тот, кто вступает в должность после кого-нибудь, продолжает работу кого-нибудь) - приёмник (аппарат для приёма), преклоняться (относиться с глубоким уважением) - при клоняться(наклоняться, пригибаться), претворить (во-плотить, осуществить) - притворить (закрыть).
Следует запомнить написание некоторых слов иноязычного происхождения: президиум, президент (написание е здесь объясняется тем, что в этих словах в латинском языке имеется приставкапре-(от лат. ргае - пред); привилегия (от лат. privilegium - исключительное право); приоритет - первенство (от лат. prior - первый).
Спишите. Устно объясните правописание приставок пре- и при- (слова, где значение этих приставок неясно, подчеркните). Объясните значение выделенных слов.
Присоединить провод, пр..мыкающий к школе сад, привскочить от неожиданности, пр..щурить глаза, достичь примирения, преломление солнечных лучей, пр..сечь разговоры, пр. .искусный кузнец, сделать пр. .вивку, седой пр..вратник, не пренебрегать советами товарища, вступать в пререкания, искать пр..станища, найти пр..бежище, преграждать дорогу, превратности судьбы, несправедливые притязания, пр..одолевать все пр..грады, преобладающая отр..сль хозяйства, давать пр..сягу, пр..провождать документы, пр е непр.. ятное известие, быть камнем преткновения, искатели пр..ключений.
Спишите, заменяя выделенные слова словами с приставками пре- и при-. Объясните (устно) значение приставок во вновь образованных словах.
Образец. Площадь около вокзала - привокзальная площадь; совсем закончить занятия - прекратить занятия.
Участок при усадьбе, полоса при береге, город около Волги, слегка затворить дверь, чуть открыть окно, очень странный случай, сделать ручным дикое животное, быстро проходящее явление, загородить дорогу, с избытком насы-титься чем-нибудь, увеличить опасность.
Спишите. Объясните значения иноязычных слов (при затруднениях используйте словари). Составьте предложения с данными сочетаниями.
Изб..рать пр..зидиум, пр..сутствовать на пр..мьере спектакля, визит пр..зидента, пользоваться пр..вилегиями, пр..оритет в освоении космоса.
Спишите. Назовите синонимы приведённых слов. С выделенными словами устно составьте предложения.
Преследовать, прихотливый, причудливый, претворить в жизнь, прикоснуться, пр..терпеть, притерпеться, привередливый человек, препятствия, пр. .творный, пр..лестный, пр..видение.
Спишите, вставляя вместо точек слова, данные в скобках.
1) Транзисторный... работал хорошо. Молодой инженер оказался достойным... известного конструктора (преемник, приёмник). 2) Бригада могла немедленно... к работе. Никто не хотел... данную клятву (преступить, приступить). 3) Группа альпинистов осуществила... восхождение на недоступную горную вершину. Систематические тренировки являются... условием любого спортивного успеха (непременный, беспримерный). 4) Это... явление. Всех... больных встречал дежурный врач (преходящий, приходящий).
Спишите. Объясните (устно) написание слов с приставками пре- и при-. Сделайте морфемный анализ выделенного слова.
1) А. С. Попов изобрёл первый в мире радиопередатчик и пр..ёмник. - Максим Горький - преемник писателей-реалистов XIX века. 2) Деревцо приклонило ветви к самой земле. - Современники приклонялись перед замечательным талантом Щепкина. 3) Во время пребывания в Ялте мы любили наблюдать прибытие пароходов. 4) Дядя мой г-н Сипягин, брат моей матери, пр..зрел меня. (Т.) 5) Я претворился, будто сплю. (JI. Т.) 6) Татьяна верила пр..даньям простонародной старины. (П.) С доверчивой надеждой первых лет друзьям иным душой пр..дался нежной. (П.) - Присутствие товарища пр..дало ему храбрости. (Т. С.)
Выпишите слова с пропущенными буквами. Приставки обо-значьте.
1) Я приближался к месту моего назначения. 2) Му-жичок тут же стал его тулуп пр..меривать. 3) Гарнизонная жизнь мало имела для меня привлекательности. 4) «Василиса Егоровна - пр..храбрая дама», - заметил важно Швабрин. 5) Палашка пр..несла нам шпаги. Мы вышли от коменданта, по-видимому, пр..мирённые. 6) Я понял упор- ное злоречие, которым Швабрин её [Машу] преследовал. 7) «Подумай хорошенько, - прибавила она, - со стороны твоих родных не будут ли пр..пятствия?» 8) Пренебрежение, с каким он [батюшка] упоминал о Марье Ивановне, казалось мне столь же непр..стойным, как и несправедливым. 9) С Швабриным встречался редко и неохотно, тем более что замечал в нём скрытую к себе непр..язнь. 10) Вдруг закричали в толпе, что государь на лошади ожидает пленных и пр. .нимает пр. .сягу. 11) Взоры наши встретились; в моём он [Швабрин] мог прочесть пр..зрение, и он отворотился с выражением искренней злобы и пр..творной насмешливости. 12) Дай Бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня, старика, пр..зрел и успокоил. 13) Всякое слово, напоминающее мнимое преступление сына, было ему [отцу] тягостно. 14) Здесь прекращаются записки Петра Андреевича Гринёва.
(А. Пушкин)
Составьте с данными словами словосочетания и запишите. Укажите способы синтаксической связи главного и зависимого слов.
Претворить, приступить, приготовление, препятствие, преодолеть, преграда, приключение, пререкание, примирить, прибытие, пребывание, превосходный.
Спишите. Обозначьте состав выделенных слов.
Всеобщее признание, великий пр. .образователь, жизн..ное пр..звание, стремление к занятиям, выращивать р..стения, непрерывно вести широкие экспериментальные исследования, преодолевать препятствия, удивительная настойчивость, непреодолимое упорство, пр..восходные по вкусу плоды, ок..зать всемерную под..ржку, предолжать начатое дело.

Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. при́вязь, при́ступ, при́звук, при́свист, при́был, при́данный, при́званный и пре́рванный, пре́данный . Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.

Приставка при имеет следующие основные значения:

1. близости, непосредственного примыкания к чему-н., напр.: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, приграничный, приуральский, приволжский ;

2. приближения, добавления, напр.: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить ;

3. неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить ;

4. доведения действия до определенного результата, напр.: приготовить, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить ;

5. в глаголах с суффиксами -ыва (-ива ), -ва – значение сопутствующего действия, напр.: приговаривать, пританцовывать, припевать .

Приставка пре в соединении с прилагательными и наречиями обозначает высокую степень качества, напр.: предобрый, премилый, пренеприятный, препротивно, преспокойно, предостаточно . В глаголах приставка пре обозначает действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать ), или имеет значения, близкие к значениям приставки пере (прервать, преломляться, преградить, претерпеть ). В таких словах, как превысить, пресытиться, преизбыток , приставка пре обозначает чрезмерность, выход за пределы чего-н.

В некоторых словах значение приставок пре и при не вполне ясно или их выделение сомнительно, напр.: презирать, преподавать, преследовать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет . Написание таких слов определяется в словарном порядке.

Примечание 1. Различаются приставки в глаголах преувеличить, приумножить и в составляющих пару, близких по смыслу глаголах преуменьшить и приуменьшить. Глаголы преувеличить и преуменьшить с приставкой пре имеют значение ‘представить что-н. в бо́ льших (меньших) размерах, чем на самом деле’. Глагол приумножить означает ‘еще более умножить, увеличить’, а приуменьшить – ‘несколько уменьшить’.

Примечание 2. Различается также написание других близких или совпадающих по звучанию слов с приставками пре и при , напр.: пребывать (где) – прибывать (куда), предать (кого что) – придать (кому чему), предел – придел, преемник – приёмник, восприемник; преклонить (колени, голову) и преклоняться – приклониться) ‘нагнув (нагнувшись), приблизить(ся), прислонить(ся) к чему-н.’; преступить (что) – приступить (к чему), претворить (во что) – притворить (что) и притвориться; преходящий – приходящий, претерпеть – притерпеться, непременный – неприменимый, преставиться – приставить, непреложный – приложить.